Спортивные мероприятия на празднике сабантуй

28 мая в Казани отмечают Сабантуй. Чем знаменит этот праздник, как изменился за сотни лет, почему его так любят татары и во что играют в этот день – в материале «АиФ-Казань».

Среди татар, пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал о существовании Сабантуя. Этот праздник также отмечают башкиры и некоторые народы Поволжья и Кавказа.

Праздник земледельцев или кочевников?

Сабантуй без преувеличения можно назвать самым любимым праздником татар. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками, и символизирует воссоединение человека с природой. Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга.

«Сабантуй является одним из самых древних праздников. Об этом свидетельствует надгробный памятник 1294 года, который обнаружили при раскопках. В эпитафии сообщается: «Покойный умер в день Сабантуя», — говорит профессор кафедры татароведения и тюркологии Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Гамирзян Давлетшин.

Кстати, само название праздника происходит от слов «сабан» (плуг) и «туй» (праздник). Поэтому в народе укоренилось мнение, что Сабантуй – это торжество земледелия. Однако профессор ставит под сомнение такое толкование.

«Игры, традиционно проводимые в этот день, показывают, что людям того времени была свойствена не оседлость, а кочевничество. Бои, конные скачки,  бег в гору, — все это характеризует скорее не земледельцев, а кочевников», — отмечает Гамирзян Давлетшин.

Сабантуй всегда сопровождается громкой музыкой и танцами. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Как изменился Сабантуй

Со временем многие праздники претерпевают изменения. Так, в последнее время забывается традиция сбора подарков перед Сабантуем. Издавна верхом на лошадях с украшенными сбруями или на повозках всадники проезжали по улицам с песнями и музыкой, собирая сувениры для победителей будущих состязаний – батыров. Из каждого дома выносили подарки, среди которых преобладали платки и полотенца, искусно вышитые деревенскими мастерицами.

«В некоторых деревнях и селах эта традиция соблюдается, а в городах крайне редко», — добавляет профессор.

Кроме того, в старину особое значение придавали месту проведения праздника – майдану. Он должен был располагаться около реки или горы. Открывал Сабантуй традиционно старейшина – самый уважаемый человек в деревне. Сейчас на церемонии в основном выступают главы городов и поселений. Также, по словам Гамирзяна Давлетшина, в последнее время на Сабантуе гуляют до позднего вечера, тогда как традиционно это утренний праздник.

Особых угощений на празднике нет, но люди всегда стараются подать к обеду баранину. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

«В обед люди ходили друг к другу в гости и угощали разными блюдами. Конкретных угощений в этот праздник нет, но татары стараются подавать на стол еду из баранины, а из напитков — айран. Употреблять алкоголь не принято, ведь в основном все татары — мусульмане, а Аллах запрещает спиртное», — говорит Гамирзян Давлетшин.

Борьба куреш

Ни один Сабантуй не обходится без турнира по национальной борьбе куреш, это важная часть праздника. Победитель получает звание батыра (силача) и главный приз – барана. Куреш – это борьба на поясах. Главным условием победы считается оторвать соперника от земли и положить его на спину. Традиционно, соревнования открывают мальчики, затем продолжают юноши, а кульминацией боя становится схватка двух финалистов, в результате которой выявляется главный батыр.

Соперника нужно поднять и повалить на спину. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Скачки на конях

На Сабантуе самая зрелищная часть программы – скачки. Дело в том, что конь для татарина всегда был не только помощником, но и другом. Раньше в соревнованиях принимали участие ребята лет 10-15, сейчас опытные наездники. Скачки проводятся на ипподроме. Самая длинная дистанция на соревнованиях составляет 2400 метров, самая короткая – 1000 метров.

Скачки проводятся на ипподроме. Фото: ОАО «Татспиртпром»

На столб за петухом

Самый труднодоступный приз находится на верхушке гладкого, высоченного столба. Участник состязания должен забраться на него без помощи каких-либо инструментов и достать петуха. Это только с виду кажется, что упражнение легкое, на самом деле с ним справляются немногие.

На верхушке гладкого столба находится петух. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Бег в мешке, с яйцом и в гору

Помимо основных состязаний – борьбы куреш и конных скачек — Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Например, бег с яйцом. Участник кладет сырое яйцо в ложку, а ложку в рот. Так нужно преодолеть несколько метров и не уронить яйцо. Бег в гору, в мешках и перетягивание каната считаеются народными играми, они проводятся не только на Сабантуе, но и на других праздниках.

Разбей горшок

Обрядом разбивания глиняного горшка раньше сопровождалась церемония изгнания злых духов, сейчас это просто забавная игра. Участник с завязанными глазами палкой должен попасть по глиняному горшку. Говорят, что в 1996 году Борис Ельцин приехал в Казань на Сабантуй, где по всем правилам справился с конкурсом.

Горшок нужно разбить с завязанными глазами. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Бой мешками

Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника на землю.

сабантуй в Пензе

 Бой мешками. Фото: АиФ

Монета в катыке

Игроку плотно завязывают глаза и отводят руки за спину. По сигналу судьи игрок наклоняется над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык (кисломолочный напиток), губами начинает искать монету. Время поиска монеты строго ограничено.

Поднятие гири

Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 кг рукой. Правила соревнований просты таковы: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги.

«Возможно, Сабантуй потому и любят в народе, что он дает возможность каждому взрослому на один день вновь почувствовать себя ребенком. Поэтому можно с уверенностью сказать, что основные традиции этого праздника никогда  не умрут», — отмечает Гамирзян Давлетшин.

Смотрите также:

  • Сабантуй в Казани: татарские сказки и испанский тренер «Рубина» в тюбетейке →
  • Питрау с английским акцентом. Кряшены со всего мира приехали на праздник →
  • Питрау-2012: территория праздника →

Состязания на Сабантуе

Благодаря активному участию в Сабантуе представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.

В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Причем характерной их особенностью являются законченность (пролог — игра — эпилог) и строгая регламентированность, с установкой на состязательность и достижение победы.

Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X-XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные игровые компоненты, входящие в современный Сабантуй. Помимо основных состязаний — курэша и конных скачек Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Традиционно сабантуйные виды спорта — бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз — «от села до села». Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари (XI в). Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках («Алпамша», «Камыр батыр» и др.).

Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением «духу горы». Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются холмы).

Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей – камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-

30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири.

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет.

Сикереш (прыжки), как и другие национальные виды спорта древних тюрков упоминались в словаре М. Кашгари. Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как «кул көрәштеру». Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).

М. Кашгари так писал об этом истинно народном виде спорта: «curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqi — легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели».

Йодрык сугышы (кулачный бой). Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен.

Бег с коромыслом — шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.

Ук атыш (стрельба из лука).

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю — тот объявляется победителем. Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнования на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу ( джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.

По материалам мультимедийного издания «Сабантуй»,
предоставленного ООО «Мастер»
Автор оригинальных текстов Д.Р.Шарафутдинов

Спортивно-игровая
программа «Сабантуй
». 

Цели и задачи: 1) Обобщить
знания по празднику Сабантуй, умения по этнокультуре, познакомить с народными
играми татаро-башкирского народа; 2) Развивать речь, артистизм, исполнительское
мастерство; ловкость;

3) Воспитывать любовь к наследию, толерантность.

Реквизиты: стол для
«Армрестлинга», гантели, 4 коня, одноразовые ложки 100 штук, яйца, 4 мешка для
бега, 4 ведра и мячи, мел начертить круг, жетоны, призы, ведро для мусора, название
игр, булавки, 3 валенки, табуретка.

Ход праздника.

1.   Песня
«Приходите на Сабантуй»

2.   Песня
фольклорного ансамбля русской песни «Родничок».

Татарка: Здравствуйте,
дорогие гости, вас поприветствовали со своими песнями этнографическая школа
«Родничок» и солистка фольклорного ансамбля русской песни «Родничок». Сегодня
мы вас познакомим с праздником татаро-башкирского народа «Сабантуй» и дадим
возможность не только посмотреть на этот праздник, но и поучаствовать на играх,
чтобы вы почувствовали себя настоящим гостем этого праздника.

Русская: Сабантуй –
весёлый праздник,

        Мы справляем
каждый год.                                                                                    

        Каждый год на
этот праздник,

        Собирается народ.

Татарка: Сабантуй –веселый
праздник 
                 Это всем давно известно. 
                 Сколько игр, зрелищ разных 
                 Приходите – интересно! 
Русская: Будем
мы соревноваться,

                 Будем с вами мы
играть,

                 Кто сильнее, кто
быстрее,

                 Сможем мы сейчас
узнать.

Татарка: В древности
татаро-башкирский народ праздновал этот праздник весной после посева, после
окончания весенних полевых работ. Поэтому Сабантуй – это праздник плуга.
«Сабан» — это плуг, «туй» — это свадьба, праздник. В настоящее время Сабантуй
празднуется как ПРАЗДНИК ДРУЖБЫ И СПОРТА.

 Итак, Сабантуй
– это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник
самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная
возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке.

Русская: Дорогие гости,
рады видеть вас!

              Начинаем праздник Сабантуй
сейчас,

              Ждут вас игры, танцы и
весёлый смех,

              И во всём сегодня будет
вам успех!

Татарка: А вот и
праздник! На нём вас ждёт много развлечений. Захочешь приз получить – получай!
Захочешь быть самым лучшим – будешь лучшим! Праздник у нас не простой –
Сабантуй!

Русская: Давайте
состязаться в играх добрых

                 На конях скакать и бегать
с яйцом,

                 В мешках прыгать и гири
поднимать –

                 Весь год мы будем
вспоминать о том.

Татарка: Ребята, кто
желает выступить с концертными номерами подходите к нам, кто хочет на играх
поучаствовать, подходите к нашим воспитателям и зарабатывайте жетоны. Кто
заработает жетоны, тот в конце нашего праздника получит приз, мы все построимся
как в начале, призы буду давать я, жетоны не теряйте, сохраняйте до конца. А
теперь послушайте, кто какие игры и соревнования проведёт.

Название игр:

1.   «АРМРЕСТЛИНГ» —      Баитова
Татьяна Алексеевна

2.   «Гиревый спорт» —      Плющенко
Людмила Александровна

3.   «Бег на
лошадках»

—   Филимоновна Юлия Николаевна

4.   «Бег с яйцом» —             Моисеева
Ольга Геннадьевна

5.   «Прыжки в
мешках»

— Борисова Людмила Алексеевна

6.   «Попади в
ведро»
 
—    Бобкова Лариса Сергеевна

7.   «Кто сильнее» —            Агафонова
Валентина Николаевна

8.   «Игра с
валенками»

 Ермакова Любовь Кузминична

Татарка: У ребят сегодня
радость

                 Их веселья не отнять.

                 Все готовы нынче в праздник

                 Свою удаль показать?    Ответ

Ребята,
приступайте к играм, а ребята из этнографической школы споют песню
«Соловей-голубь»

3.   Песня
«Сандугач-кугэрчен»

Татарка: Сабантуй –
весёлый праздник,

               
 Праздник дружбы и труда.

                
Пой, играй и смейся громко,

                
А танцуй как никогда.

        «Танец татарских девчат»

4.   Танец татарских
девчат».

Татарка: Мы
в родном краю живем, 

                 Дружно песенки
поем, 

                  Но и вы не
отставайте,

                  С нами вместе
подпевайте.

5.   Песня солистки
фольклорного ансамбля русск. песни «Родничок».

6.   Песня «Маленькая страна» Элина

Татарка: И пускай веселье длится 
                 В Сабантуй до темноты. 
                 Дарим, друзья, вам «Мазурку»
                 От души послушай ты.

7.  
Исполнение на скрипке «Умырзая» «Подснежник»

Русская: Снова песня зазвучала 
                 Подпевай, ещё танцуй!
                 Мы сегодня отмечаем 

                      Наш веселый Сабантуй! 
Дорогие
друзья, для вас танец «Апипа»!

8.   Танец «Апипа»

Татарка: В праздник песни
звучат не смолкая,

         Песни радости и весны.

Мы едины, мы дружны

Будем вместе – мы
сильны!

Встаньте, дети вы в
кружок,

Приглашаем в хоровод!

9.   Игра-танец с хлопками.

Русская: Отзвучал
победный крик,

                  Отсверкал батыра лик.

                  Тих, безлик и пуст
майдан,

                  Сабантуй покинул стан.

Татарка: Пусть каждый
день вам солнце светит ярче,

                  Цветы под ноги падают
ковром.

                  Желаем всем здоровья,
мира, счастья, —

                  Всего, что называется
добром.

Русская: Всем спасибо за
вниманье,

                 За задор, весёлый смех.

                 За огонь соревнованья,

                 Обеспечивший успех.

Татарка: А сейчас
построились. Подведём итоги. Вручаем подарки.

                   Окончен праздник, в
час прощанья

                   Будет краткой наша
речь.

                   Говорим мы:

Хором: “До свиданья!
Через год до новых встреч!”

Все машут руками.

10.              
Песня
«Солнечная страна» «Кояшлы ил».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Музыкально-спортивное развлечение

для детей дошкольных групп

«Сабантуй – веселый праздник»

Туймазы, 2021

Цель: обогащать представление о национальном празднике «Сабантуй», о его истории, об обычаях, создать праздничную, радостную, доброжелательную атмосферу.

Задачи:

  1. Оздоровительные:

— сохранять и укреплять здоровье детей;

— удовлетворять потребность детей в движении;

— создать у детей бодрое, жизнерадостное настроение.

  1. Образовательные:

— дать представление о празднике сабантуй;

— вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

— способствовать развитию физических качеств: ловкость, сила, быстрота.

     3.  Воспитательные: 

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

— воспитывать патриотические чувства  к родному краю.

  Средства реализации: тюбетейка,  деревянные лошадки – 2шт., 4  маленьких ведра, гимнастические палки – 4шт., канат, 4 деревянные ложки,4 яичка – киндер сюрприз, 4 таза, 2 повязки на глаза, 2 пиалы,  конусы.

Место проведения: спортивная площадка, групповые участки.

Время: 40 минут

Ход

Звучит плясовая музыка. Площадка украшена по- праздничному : разноцветные шары, флажки, плакаты.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй! Это самый любимый, самый  народный праздник. Он проводится после окончания весенне-полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости, быстроте и выносливости. Сегодня, мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Ребенок 1: Сабантуй наш сабантуй      

                   Наш задорный сабантуй

                   С играми, забавами,

                   С душистыми травами,

                   Праздник радости, труда

                   Дорог ты для нас всегда!

Ребенок 2: Сабантуй – веселый праздник        

                   Это всем давно известно

                   Сколько игр и зрелищ разных!

                   Приходите – интересно!

Ребенок 3:  Сабантуй – веселый праздник        

                     Мы встречаем каждый год

                     Каждый год на этот праздник

                     Собирается народ!

Ребенок 4: Шум, веселье над полями            

                   Веселись народ, ликуй

                   Всем детсадом отмечаем

                   Славный праздник – Сабантуй

Ребенок 5: На веселый сабантуй                      

                   Мы позвали всех друзей

                   Будем петь и танцевать

                   Дружно, весело играть

Ведущий:  Веселись же и ликуй!        

Дети: Это праздник сабантуй

Ведущий: Дружно песню мы поем

                   Песню солнца, песню лета

                   И веселый дружный хор

                   Подпевает песню эту.

Исполняется песня «Доброе лето»

Ведущий: Будем мы соревноваться

                   Будем с вами мы играть

                   Кто сильнее, кто быстрее

                   Сможем мы сегодня узнать

Под башкирскую музыку  выходит Батыр.

Батыр: Здравствуйте, друзья. Я самый ловкий и смелый батыр. Услышал, что у вас сегодня праздник Сабантуя и решил заглянуть к вам. Какой же сабантуй без смелых и ловких батыров и джигитов. Хочу посмотреть,  какие смелые и ловкие ребята в вашем детском саду?

Ведущий: Здравствуй, батыр! Мы очень рады, что ты пришел к нам на праздник плуга. Ведь ни один сабантуй не обходится без веселых соревнований на силу, ловкость, смекалку. Ну что, дети покажем Батыру, какие мы ловкие и смелые?

Дети: да

Батыр: Спасибо вам. Я не только смелый и ловкий, но и еще очень  веселый батыр. Я люблю веселиться, играть и проводить соревнования. А чтобы начать наши соревнования, нам нужно сделать разминку.

Зарядка

Ведущий: Внимание, внимание

                   Начинаем Игры – соревнования.

                   Ну давайте начинать

                   Кто желает поиграть.

Воспитатели отводят детей по участкам, специально оборудованным для тех или иных соревнований. Каждый участок обозначен  табличкой, где нарисован вид соревнований. Батыр вместе с детьми отправляется на соревнования.

  1. Игра «Бег с яйцом в ложке»

Описание игры: участники делятся на две команды, стартующие участники, держат в руке ложку, на которой лежит яйцо. Необходимо оббежать конус, не уронив яйцо и передать следующему участнику и так до последнего участника.

Ведущий: Одно из главных соревнований сабантуя это – «Конные скачки».

  1. Игра «Ловкие джигиты»

Описание игры: Участники делятся на две команды. Первым участникам дают деревянные лошадки. По сигналу дети скачут до конуса и обратно, передают следующему участнику. Итак, пока не выполнит вся команда.

  1. Игра «Разбей горшок»

Описание игры: дети по одному с завязанными глазами палкой бьют по ведру.

  1. Игра «Пронеси воду в пиалах»

Ведущий: На сабантуе люди не только соревнуются, но еще и поют и пляшут.

  1. Игра «Тюбетейка» — татарский мужской головной убор

Описание игры: участники становятся в круг лицом друг к другу. В руках у водящего тюбетейка. Под музыку тюбетейку передают из рук в руки.  Музыка смолкает.  Участник, оставшийся с тюбетейкой в руках, выходит в круг  и танцует под татарскую музыку.

Ведущий: а сейчас заключительное соревнование «Перетягивание каната»

Батыр: Спасибо Вам, ребята, показали мне свою ловкость и силу. Ну а мне пора с вами прощаться, еще нужно в другие детские сады успеть. До свидания.

Дети: До свидания.

Ведущий: Вот и пошел к концу наш веселый праздник, всем желаем здоровья, счастья и больше радостных дней. До свидания!

Образовательный процесс в школе — стержень
организации детской жизни, а нравственное
воспитание — ядро воспитательной системы,
сущностный её компонент. Актуальность его как
выражение коренных оснований жизни, как основа
культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы
переживаем упадок гуманности, кризис духовности,
индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций,
губительно действующих на молодое поколение,
стала деятельность учителей и других работников
образования, культуры, так или иначе связанных с
обучением и воспитанием молодёжи. Они
воспитывают интерес к отечественной истории,
культуре, традициям, приобщают к великим
заслугам предков, создавших всемирно значимые
памятники культуры, оставивших нам в наследство
высоконравственные ценности и гуманистические
заповеди, прославивших Родину героическими
подвигами. Историю, народные традиции учителя
многих школ сделали эффективным средством
нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были
основой общественной нравственности. Ведь
именно российское село, в отличие от городов, и
сегодня сохранило народные традиции (трудовые,
семейные, праздничные), общинность, воспитание
детей всем миром. Поэтому сельская школа может
стать первопроходцем в создании
этнопедагогической системы обучения и
воспитания учеников, включающей в себя
культурные, духовно-нравственные, проверенные и
отфильтрованные временем ценности разных
народов, наций и этносов нашей страны. Сущность
системы — в умелом, педагогически выстроенном
использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого
народа должно быть созидаемо на коренных основах
его бытия. Уничтожить особенность умственной
жизни народа так же невозможно, как невозможно
уничтожить его историю… Забыть это правило —
всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое
народ, если не совокупность убеждений, более или
менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его
языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в
его религиозных, общественных и личных
отношениях, — одним словом, во всей полноте его
жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть
утверждено на них, дабы принять характер
народный”.

Как же построить образовательный процесс,
способствующий воспитанию гражданина, патриота,
осознающего причины исторических катаклизмов,
не сваливающего вину за негативные процессы
современности на дедов и отцов? Как сформировать
национальное самосознание у подрастающего
поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных
традициях в нашей школе проводятся различные
мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля”
(“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак ?й”);
отмечаются даты рождения писателей и поэтов –
наших земляков, например: “Праздник стихов”,
посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова
и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

Цели.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма
    – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее
    истории; толерантности – приятие других наций,
    народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств,
    выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике
    “Сабантуй”, продолжить ознакомление с
    традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное
    воспитание школьников на народных традициях”.
    М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской
    литературе для 1-4 классов русских школ. Казань.
    Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское
    книжное издательство. 1984г.
  4. “Начальная школа”. Ежемесячный
    научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете
    “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских
игр, испанцев — без их национального зрелища —
корриды, латышей — без праздника лиго, русских —
без масленицы, украинцев — без купальских
обрядов, японцев — без праздника цветения сакуры,
так невозможно говорить об образе жизни татар
без сабантуя — праздника весеннего обновления
природы, корнями своего происхождения уходящего
в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине
времени, донесший свой аромат, краски до наших
дней, ежегодно отмечается в июне — после
завершения сева, символизируя преемственность
прошлого, настоящего и будущего, объединяя
вокруг своего открытого майдана людей всех
возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и
писатель Кенизи Мурад во время одного из своих
приездов в Татарстан в связи со сбором материала
для книги о великом сыне татарского народа
Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском
сабантуе в Березовой роще, такими словами
выразила свое восхищение увиденным:

— Сабантуй — это чудо! Вы только взгляните на
участников и гостей праздника: они оставили дома
весь груз своих повседневных забот и проблем.
Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение
светского просвещения в исламе), является
достойным вкладом татарского народа в копилку
общечеловеческих ценностей. Трудно не
согласиться с такой оценкой знатока Востока, в
чьей родословной причудливо переплетены гены
потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая
самые сокровенные струны нашей души, исподволь
содействуют сохранению и укреплению
межнационального согласия и сплочения,
социальной стабильности. Поэтому отнюдь не
случайно сабантуй был включен в список
законодательно утвержденных
общереспубликанских праздников.

1-й чтец. 2-й чтец.

Почему и от чего
К нам пришло веселье?
Ведь еще не Новый год
И не новоселье.
Но не зря нам сейчас
Весело с друзьями.
Что у нас? Что у нас?
Отгадайте сами.

Почему и от чего
Солнце светит ярко?
И кому так в этот день
Весело и жарко?
И не зря в этот час
Пироги с вареньем —
А у нас, а у нас
Праздник “Сабантуй”!

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба,
а Сабантуй – “свадьба плуга” — только раз в году.
Как невеста, готовится к ней деревня: достаются
наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата,
смысл его глубок. Что касается названия, то у
слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и
весенний сев. “Туй” же – это праздник
земледелия, почитания матушки-земли, дань
поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ,
уважает ее – об этом говорят и другие наши
праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля –
праздник урожая, Сабантуй же — самый веселый и
самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое
красивое время года -июне. Посмотрите, как
прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем
своим цветом, распустилась каждым листочком.
Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано
радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед
Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов,
румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками
гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий,
и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника
можно увидеть необычное и красочное зрелище: по
всем домам собираются подарки для победителей
Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки,
полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке,
отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит
толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и
заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на
большой зеленый луг. Нарядно одетые люди,
празднично разубранные кони, всюду смех, веселье,
песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник
земледелия. Поэтому и начинается он только после
символического ритуала. В деревянный плуг
впрягается лошадь, и прокладывается первая
борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный
праздник татарского народа – собрал в себя все
лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же
древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол,
прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый
исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал
этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с
состязаниями, песнями и танцами испокон веков
проводились по окончании весенних полевых работ.
Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь
проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй –
вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь
его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу –
будет хорошим и урожай. Взойдут всходы,
заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а
там и снова весна, снова – сев. И опять соберет
нас на праздник веселый Сабантуй.

3-й чтец.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

4-й чтец.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

5-й чтец.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

1-й чтец.

Ну, а ты — настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

1-й чтец.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки,
наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не
пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком,
наполовину наполненным сеном, каждый из
участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской
системе: проигравший сразу выбывает из
дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не
более 1м. Держаться свободной рукой за бревно
запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, —
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой…
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень
(воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик
мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее
количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги
мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи,
придерживая мешок руками, они начинают скачками
продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную
дистанцию. Победитель определяется по лучшему
показанному времени.

Прыжок!
Прыжок! — поскакал мешок,
И другой мешок,
И еще мешок,
И еще…
Кто быстрей? – интересно!
Выходи, дружок,
Проглоти смешок,
Полезай в мешок
И давай! — прыг-скок!..
Может быть, твой мешок
Самый резвый? (Э.Блинова)

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и
шишке.

До начала состязания они должны, положив в
ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников
заключается в том, чтобы прибежать первым, не
выронив при этом шишку. Поддерживать руками
ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается
права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки —
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на
ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки,
мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м,
ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок
медленно двигается вперед, стараясь захватить
ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, —
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают
исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).

А теперь, друзья, у нас состязания для
вас.
Не простое, музыкальное.
Пойте, веселитесь, только не ленитесь!
Ну, а лучший певец
Будет нынче молодец
И получит сладкий приз,
А какой – пока сюрприз!
А жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит,
Тот, кто лучше будет петь,
Непременно победит.
Этот конкурс вам, друзья,
Проиграть никак нельзя,
А кто в запеве опоздает,
Тот, конечно, проиграет.

Ведущий.

Отдохнули все мы на славу,
А вы, друзья, победили по праву,
Похвал достойны вы и награды,
А мы награды вручить вам рады.

(вручение призов)

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”

Праздник заканчивается чаепитием.

В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди.

Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле.

Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок.

Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана.

Проводили во время сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки. Также участники балансировали на подвешенном в воздухе бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине которого устанавливали приз, например клетку с петухом.

На сабантуе можно было показать не только физическую силу. Там выступали певцы, чтецы и танцоры — а принимали участие в творческой части праздника все желающие. В завершающий вечер проводили игрища для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы, танцевали. Согласно старинной примете, первая встреча на сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.

До XX века сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными сроками проведения и традициями. В наши дни в России его отмечают с тем же размахом и по тем же правилам, что и в старину, в период с конца мая по июль.

В современных условиях праздник Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации, странах Европы, Средней Азии, Америки и Австралии. Благодаря этому празднику татары всего мира постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.

Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии (О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов,) [40, с. 82], также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии (Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Ф. Валеев, А. Халиков, Я. Ханбиков, Я. Абдуллин) [40, с. 82], и существует гипотеза, что праздник Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков (Д. Шарифуллин, Г. Давлетшин, М. Бакиров) [40, с. 82, Давлетшин, с. 4-5, Бакиров, с. 56-57]. Наряду с этими общеизвестными версиями о происхождении Сабантуя в некоторых источниках высказывается мысль о том, что проведение данного праздника берет начало от пророка Авраама (Ибраһим пәйгамбәр) [Яхин, с. 160, 164]. Согласно данной гипотезе, традиционные игры, как борьба, конные скачки, стрельба из лука, проводимые в рамках современного Сабантуя, составляли также основу мероприятий «Сабыйан туе» и «сач туйлары» организовываемых предками татар в честь рождения мальчика или же первой стрижки волос новорожденного. [https://www.youtube.com/watch?v=O99LFn4iTZ0].

Краткий обзор научных трудов отечественных ученых, а также выявление аналогичных обрядов и обычаев у многих тюркских народов позволяет считать третью версию наиболее достоверной и отнести Сабантуй к разряду древнетенгрианских праздников [Шарафутдинов, с. 95].

Сабантуй – праздник весенне-летнего цикла. Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они связаны с тенгрианской идеологией – обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа-хозяина Тенгре («Неба и солнца»).

Эти праздники являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.

Календарные праздники приурочены к пограничным периодам, сменам времен года, когда по народному мировоззрению природа, олицетворявшаяся тюрками-солнцепоклонниками именем бога неба и солнца – Тенгре, может особенно щедро поделиться своим плодородным потенциалом с людьми.

Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур, прошедшим сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные Сабантую праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы [Владыкина, 150; Чувашская мифология, с. 85; http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem].

Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения о можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.

Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом [Хакимзянов, с. 38-39]. В XIII в. булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане» [http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/iz-dalnih-stranstviy-vozvratyas-vstrechi-sootechestvennikov-tatar-v-kazani/].

Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором, долгое время жившем в Казанском ханстве [История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX/ 546 с.].

После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.

В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе крестьянами-земледельцами, но и в татарских слободах городских центров, где проживали татары – предприниматели, мещане, рабочие и служащие. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.

Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры татар, в том числе и на Сабантуй, попытками подчинения его определенным идеологическим установкам. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти.

Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух, являясь одним из сильных факторов этносоциальной консолидации татар и выражением их идентичности.

Вместе с тем праздник Сабантуй претерпел сильные изменения: трансформировался исконный смысл праздника, были утрачены многие обряды, являвшиеся составной частью празднования, вытеснены традиционные образцы музыкального, танцевального творчества, а также утеряны традиции народных промыслов и элементов декоративно-прикладного мастерства.

В годы демократических преобразований в России (начало 90-х гг. ХХ в.) татарская общественность подняла вопрос о необходимости возрождения праздника Сабантуй в его первоначальном исконном виде. Поскольку именно Сабантуй дает возможность в условиях унификации и глобализации приобщиться к живой народной традиции.

На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.

В праздновании Сабантуя участвует все население того или иного татарского поселения независимо от возраста, социальной и конфессиональной принадлежности. Это торжество содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.

Сабантуй не имеет не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур [34, с.42]. Века отшлифовали форму проведения праздника. Сабантуй как народный праздник состоит из трех частей: длительной подготовительной части, кульминации праздника, проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части.

Сценарий спортивно – музыкального развлечения

«Наш весёлый Сабантуй!»

Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками, развивать у детей чувство музыкального ритма, воспитывать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа, дать представление о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

— способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

— воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий;

— содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа: ознакомить детей с традициями татарского народа через чтение литературы, разучивание народных игр.

Ход мероприятия

Звучит татарская мелодия, дети рассаживаются по группам на спортивной площадке.

Вед. Исэнмесез, дуслар! Здравствуйте, друзья! Сегодня я приглашаю вас побыть гостями на татарском национальном празднике «Сабантуй». Сабантуй – это праздник труда, праздник радости и счастья! Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам.

  1. Шатлыклар кунелебездэ,

Ак кояш кугебездэ.

Килегез, дуслар, кунака:

Сабантуй буген бездэ!

  1. Сабан туе, сабан туе

Шундый кызык, кунелле.

Ник чыкмаска корэшергэ,

Мин сон егет тугелме?

  1. Батыр калу очен эле,

Мина бераз иртэрэк.

Тик шулай да Сабан туен

Узем бащлап жибэрэм!

  1. Без уйныйбыз, уйныйбыз,

Якты коннэн туймыйбыз.

Сабан туе горлэп торсын –

Биибез дэ, жырлыйбыз.

В исполнении детей группы № 4 песня «Сабантуй»

  1. Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз!

Сабантуйга барабыз,

Уйнап булэк алабыз.

  1. Сабантуйга барабыз

Сикерэбез, чабабыз.

Жырлап, биеп алабыз,

Уйнап булэк алабыз.

  1. (1) Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз!

Сабантуйга барабыз,

Уйнап булэк алабыз.

Вед. А какой же сабантуй без татарских народных игр? Давайте с вами поиграем!

Внимание! Внимание! Начинаем соревнования!

Игра называется «кашыкка йомырка салып йогерешу» — «Бег с яйцом в ложке»

Вот ложка, а в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

Описание игры: Участники делятся на две группы, стартующие участники держат в руке по ложке, на которой лежит яйцо. Необходимо пробежать, не уронив яйцо, оббежать и передать следующему участнику. Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. Ну а пока я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть татарский танец, в исполнении наших выпускниц – Азалии, Мадины и Камили!

Исполняют татарский танец «Эпипа»

Вед. Одно из главных соревнований сабантуя это – «Конные скачки» — «Ат чабышы». В них участвуют настоящие джигиты! Ни один сабантуй не обходится без скачек! Призы, которые получают победители в скачках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы все вокруг видели!

Приглашаем мальчиков на конные скачки!

Описание игры: Дети делятся на две команды. Нужно проскакать на коне и развернутся, передать другому участнику. Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. А пока наши джигиты рассаживаются по местам, я предлагаю вам послушать песню, которую исполнят дети старшей группы.

В исполнении детей группы № 5 песня «Сабантуй»

Вед. Приглашаю к себе самых ловких и смелых ребят! Потому что для следующего конкурса нужно внимание и быстрота! Игра «Кто быстрее передаст флажок»

Описание игры: Две команды встают в линию друг напротив друга. Передают флажок, последний участник его поднимает, далее флажок передают сзади (со спины). Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. На сабантуе люди не только соревнуются, но еще и поют, и пляшут. «Тюбетей уены» — «Игра с тюбетейкой»

Тюбетейку вы друг другу быстро надевайте.

Пока музыка играет, её передавайте.

Музыка смолкает, тюбетейка отдыхает!

Кто остался с ней в руках, того не отпустим просто так!

Описание игры: Участники становятся в круг лицом друг к другу. В руках у водящего тюбетейка. Под музыку тюбетейку передают из рук в руки. Музыка смолкает, участник, оставшийся с ней в руках, выполняет задание.

Вед. Наш сабантуй подходит к концу. По традиции, на этом празднике награждают не только победителей состязаний, но и всех участников и гостей. А в подарок вам – татарское национальное блюдо! Я передам воспитателям, а вы придете в группу, и обязательно попробуйте!

4

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спортивные бальные танцы на праздник
  • Спортивному движению наше уважение сценарий
  • Спортивное мероприятие осенний марафон сценарий
  • Спортивно художественный праздник это
  • Спортивно технический праздник