Спортивный праздник туризм

Спортивно - познавательное развлечение дл детей 6-7 лет "Юные туристы!"   Способствовать освоению простейших туристических умений и навыков. Совершенствовать двигательные способности де

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 города Ейска

муниципального образования Ейский район

СПРОРТИВНО — ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»

Инструктор по физической культуре

Н.А. Тищенко

2019г.

Задачи: Совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья. Способствовать освоению простейших туристических умений и навыков. Развивать у детей интерес к физической культуре и спорту, двигательные навыки в беге, прыжках, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость, выносливость; воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремлённость, волю к победе, дружелюбие, взаимовыручку. Закрепить виды туризма. Воспитать положительное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Предварительная работа: просмотр презентаций, проведение бесед по теме, загадывание загадок, проведение д/и.

Оборудование: палатка, рюкзаки, различные вещи, компас, ложка, спички, 2 доски, обручи, палочки разной длины, рыбки, удочки, муляжи овощей, 2 котелка, 2 ведра, ориентиры.

ХОД.

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать».

Инструктор: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать туристами и отправится в поход. А вы знаете, кого называют туристами?

Инструктор: Правильно, туристы – это люди, которые любят путешествовать, любоваться красотой природы, исследовать неизведанное.

— Какие должны быть туристы?

— Это сильные, ловкие, выносливые люди, которые не боятся трудностей и многое умеют.

Инструктор: Если турист передвигается пешком, как назвать этот вид туризма?

— Если на велосипедах, лыжах, автомобилях?

— Ребята, мы с вами пойдём в поход пешком. Итак, мы отправляемся в пеший поход. Но для этого нам нужно вспомнить, что пригодится в походе, собрать рюкзаки и взять с собой только самое необходимое.

Что в поход с собой возьмём, если мы туда пойдём?

Очень быстро отвечайте, но смотрите не зевайте.

Называю я предмет, он подходит или нет?

Если «да» в ладоши хлопни.

Если «нет» ногою топни.

Котелок, утюг, расчёска, пылесос, сачок и соска,

носовой платок, подушка, рюкзачок, меч и клюшка.

Молоток, верёвка, нож.

Ну а соль с собой возьмёшь?

Спички, гвозди, сала шмат.

Вот и собран наш отряд.

  1. Эстафета «Собери рюкзак»

Чья команда быстрее соберётся в поход и возьмёт только то, что пригодится в пути. На столе разложены различные вещи. Детям нужно выбрать только то, что пригодится в походе.

Инструктор: Молодцы, хорошо справились с заданием. Я вижу вы знаете, что пригодится в походе. Ну, рюкзак у нас собран пора в путь дорогу.

Ходьба по залу.

Инструктор: Кто шагает с рюкзаком?

— Мы туристы!

Инструктор: Кто со скукой не знаком?

— Мы туристы!

Инструктор: Нас вперёд ведут…

— Все дороги

Инструктор: Наш девиз:

— «Всегда вперёд».

Инструктор: Эй, ребята, твёрже шаг! Что турист берёт в дорогу?

— Песню, ложку и рюкзак.

Инструктор: Вот мы с вами и в лесу.

Вон замечательная полянка в лесу, рядом с озером. Нам нужно перебраться через озеро и тогда мы попадем на эту поляну.

  1. Конкурс «Переправа через озеро»

Ходьба по бревну, прыжки из обруча в обруч. Рюкзак несёт капитан, идущий последним. Если ребёнок теряет равновесие и спрыгивает, то он остаётся на месте, а капитан, стоя на бревне, подтягивает его на бревно. И упавший проходит до конца. Выигрывает команда, перебравшаяся быстрее и без потерь.

Инструктор: Посмотрите какая высокая гора впереди. Нам нужно на нее взобраться. Все готовы?

  1. Эстафета «Подъем в гору»

Дети в командах по очереди передвигаться на ладонях и стопах до ориентира, назад бегом.

Инструктор: Ребята, вы не устали, не проголодались? Давайте сделаем привал, отдохнем, наловим рыбы и сварим уху. Для начала нам нужно развести костер.

  1. Эстафета «Собери хворост для костра»

По залу разложены палочки. Дети по сигналу собирают палочки и кладут в указанное место.

Инструктор: Хворост собрали, теперь будем рыбу ловить.

  1. Эстафета «Поймай рыбу»

Бег до обруч, поймать одну рыбку и вернуться назад бегом.

Инструктор: Костер развели, рыбы наловили, будем варить уху.

  1. Игра- соревнование: «Свари уху».     

 На столе разложены компоненты для ухи: картошка, морковка, лук, рыбки, по количеству игроков.  Каждый игрок переносит по одному компоненту в котелок. Кто быстрей справиться с заданием тот и победитель.

Инструктор: Будем кушать уху, которую сами приготовили и попробуйте отгадать мои загадки.

Дети сидят в кругу вокруг «костра».

1. В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север, он знает, где юг.
И в тайге, и в океане, он отыщет путь любой,
Умещается в кармане, и ведет нас за собой.

(Компас).
2. Он в походе очень нужен, он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить, чай душистый кипятить.
(Котелок).
3. На привале нам помог, суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош, а вот в группу, не возьмешь.
(Костер).
4. Моря есть, а плавать нельзя.

Дороги есть, а ехать нельзя.

Земля есть, а пахать нельзя.

(Карта)

5. И от ветра, и от зноя

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко

Что это?…..  (Палатка)

6. Два ремня висят на мне

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной

Я повисну за спиной.

(Рюкзак)

7. Я горячее храню, я холодное храню.

Я и печь и холодильник вам в походе заменю.

(Термос)

8. Над рекой она склонилась

Ловко – ловко исхитрилась.

Обменяла червяка на большого окунька.

(Удочка)

9. Красивой расцветки, с застежкой глухой.

В походе далеком заменит он печь,

Когда на привале захочешь прилечь.

(Спальный мешок)

Инструктор: Уху сварили, поели, нужно затушить костер.

  1. «Затуши костер»

Дети по одному бегут до ориентира, берут в руки ведро и «выливают воду на костер»

Инструктор: Молодцы, костер потушен, природе ничего не угрожает. А нам пора снова в путь.

В пути туристу бывает очень сложно. Местность бывает разной: горной, болотистой. Впереди топкое болото и вас ждет очень сложный маршрут.

  1. Эстафета «Сложный маршрут»

Ребенок надевает рюкзак, берет в руки палку и быстро змейкой идет между ориентирами и обратно.

Инструктор: сложный маршрут пройден, мы устали. Предлагаю сделать привал, отдохнуть и ответить на мои вопросы.

Конкурс «Вопрос — ответ»

1. Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2. Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3. Где восходит солнце? (На востоке).
4. Где заходит солнце? (На западе).
5. Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6. А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7. Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8. А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9. Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10. Можно ли пить воду из рек, озер и других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11. В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12. Где спят туристы? (В палатке).
13. В чем готовят еду? (В котелке).
14. Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15. Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
16. Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Инструктор: Ребята туристы дружный народ и играют всегда вместе.

  1. Подвижная игра «Слёт туристов»

Дети встают в две команды у указанных ориентиров. По команде «туристы разошлись» дети расходятся по залу, выполняя различные задания туристических маршрутов.

1 Плыть на катамаране (ходьба в полуприседе)

2 Ехать на велосипеде  (бег по залу выполняя круговые движения согнутыми руками перед грудью)

3 Подниматься в гору (Ходьба, высоко поднимая колени и руки)

По команде «туристы на слёт», участники команд быстро собираются у своих ориентиров.

Инструктор: Вот и закончен наш поход. Но вы ребята ещё должны помнить несколько правил. Эти правила, настоящие туристы всегда соблюдают. Они берегут и не загрязняют нашу природу, когда ходят в тур поход.

1 Любите и охраняйте родную природу.

2 Уходя из леса тщательно тушите костёр, и не оставляйте после себя мусор.

3 Не засоряйте реки и родники.

4 Не ломайте деревья, они засохнут и погибнут.

 Наш «Слёт туристов» закрываю, вас за смелость уважаю.

спортивный праздник

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА

Задачи:

создавать условия для формирования у учащихся интереса к занятиям туризмом;

содействовать формированию туристских умений и навыков; развитию физических и волевых качеств; расширению и уточнению у учащихся экологических знаний, в том числе, формирование основ поведения в природе и умение предвидеть последствия своих действий в природе;

создавать условия для воспитания у учащихся деятельностно – коммуникатив-ных навыков через умение сотрудничать с детьми и взрослыми, развития чувства сопереживания за своих товарищей, содействовать укреплению тёплых отношений с семьёй, сплочению семейных коллективов.

Предварительная подготовка

  1. Дети под руководством взрослых готовят эмблемы, плакаты «Туризм — это здорово!», «Природа любит тебя, а ты её?» , «Ура — туризму!».

  2. Разучиваются под руководством учителей стихи, песни и танцевальные движения согласно сценарию.

  3. Учителя занимаются подготовкой инвентаря для проведения конкурсов.

  4. Приглашаются родители как участники соревнований и зрители.

Организация мероприятия.

Игроки (дети и взрослые) делятся на 2 команды. Каждой команде предстоит пройти препятствия в красочно оформленном спортивном зале и на школьном дворе. Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество жетонов — в виде туристических «смайликов».

Ход мероприятия

Звучит песня «Весёлый ветер»

А ну-ка, песню нам пропой,
весёлый ветер,
Весёлый ветер, весёлый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете.

И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры,
Про синие просторы,
Про смелых и больших людей!

Припев. (выбегают ребята в спортивной форме, выполняют спортивный танец)

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоёт:
Зрители подпевают:

«Кто весел – тот смеётся,
Кто хочет – тот добьётся,
Кто ищет – тот всегда найдёт!»

Ведущий 1.

— Добрый день, дорогие друзья!

Без вас на этом празднике

Нам обойтись нельзя.

Ученик 1.

Без вас весь зал тревожится

И спросит: “Где же смех?

Где подвиги, где конкурсы?

Кого же ждёт успех?

Где игры, где задания?

Мы ждем вас битый час!»

Ведущий 1.

Без паники, товарищи!

Все:

-Всё это есть у нас!

Ученик 2.

С нами рядом папы, мамы.

Папы бросили диваны.

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

Ведущий 2.

— Мы вас приветствуем в клубе «7-Я» на спортивном состязании под названием «На туристической тропе». Скоро потеплеет, и наверняка, наши ребята с родителями отправятся в поход. Наше мероприятие считайте большой генеральной репетицией.

Прошу приветствовать наши команды:

команда «Рюкзачок» (аплодисменты)

и команда «Огонёк» (аплодисменты).

Ведущий 1.

Проверим вашу туристскую боевую готовность с помощью девиза — кричалки.

-Кто шагает с рюкзаком?

Игроки:

— Мы — туристы!

Ведущий 1.

— Кто со скукой не знаком?

Игроки:

— Мы — туристы!

Ведущий 1.

— Ждут вас трудные дороги!

Игроки:

— Эй, ребята, твёрже шаг!

Ведущий 1.

— Что возьмёте вы в дорогу?

Игроки:

— Песню, ложку и рюкзак!

Представление жюри

Ученик 3:

Кто волшебницу – природу

Очень хочет разгадать,

В непогоду и погоду

За ней должен наблюдать.

Ученик 4:

По полям, лесам и рощам

Надо с малых лет бродить,

Для того, чтобы природу

Научиться нам любить.

Ведущий 1:

— Думаю, что все вы, как и я, очень любите и помогаете природе. Но для некоторых из ребят природа — настоящий тёмный лес, потому что знают о ней мало. Хотите, мы поможем вам раскрыть её тайны? Наш первый конкурс «Экологическая викторина». Приглашаем к микрофонам команду «Рюкзачок».


Ведущий 2.

— За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов. При отсутствии правильного ответа команда вправе сказать «Дальше».

Вопросы команде «Рюкзачок»

1.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
2.Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
3.Что птицам страшнее: холод или голод? (Голод)
4.Где ночуют белые куропатки? (В снегу)
5. Почему нельзя руками трогать яйца в гнездах? (Птица может бросить гнездо)

6.Назовите растение от 90 болезней. (Зверобой)

7. Какое дерево избавляет ноги от запаха, трещин? (Дуб)

8. Сколько ног у паука? (8)

9. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

10.Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

11.Косой…(заяц)

12.Будущий цветок … (бутон)

  1. Какая Медведица живёт на небе? (Большая)

  2. Какое растение узнают и слепые? (Крапива)

  3. Где у кузнечика ухо? (На ногах)

  4. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

  5. Родилась в воде, живёт на земле. (Лягушка)

  6. Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)

  7. Вьют ли перелётные птицы на юге гнёзда? (Нет)

  8. Какая птица ест волосатых гусениц? (Кукушка)

  9. Какое животное наших лесов не боится гадюки? (Ёж)

  10. Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими)

Ведущий 2.

— Приглашаем к микрофону команду «Огонёк»

Вопросы команде «Огонёк»

  1. У какой птицы ребёнок еще не родился, а уже отдан на воспитание? (Кукушка)

  2. Лютик, вороний глаз – что общего? (Ядовиты)

  3. Какие птицы весну открывают? (Грачи)

  4. Масло этого растения втирают в кожу голову, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло.)

  5. Сохатый…(лось)

  6. Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник)

  7. Верхняя сторона листьев – холодная, нижняя — тёплая? (Мать-и-мачеха)

  8. Каким грибом лечится лось? (Мухомор)

  9. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

10.Что ест жаба зимой? (Ничего, спит.)

11.Хозяин тайги? (Медведь)

12.Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

13. Листья хвойных растений (Иголки)

14. Волка ноги …(кормят)

  1. И языка нет, а правду скажет. (Эхо)

  2. Самая маленькая птица наших краёв? (Королёк)

  3. Зачем белке хвост? (Рулить)

  4. Какая змея самая ядовитая? (Кобра)

  5. Самый чистоплотный зверёк? (Енот, барсук.)

  6. Куда зайцу легче бежать с горы или в гору? (В гору.)

  7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

  8. Какое животное лучший строитель? (Бобр)

Ведущий 1.

Слово жюри для подведения итогов первого конкурса.

Жюри подводит итоги.

Ведущий 1.

-Снова чай в котелке закипел,

Досыхает рюкзак у костра,

И гитарой бивак зазвенел,

Ну, а завтра — в дорогу с утра.

Ведущий 2.

— Второе испытание для наших туристов — это проверка физической подготовки,

ведь турист должен отличаться выносливостью, силой, упорством.

Итак, дорогие друзья, начинаем «Туристическую эстафету».

Ведущий 1.

1 этап — «Необычная ночёвка»

Взрослый бежит, разворачивает спальный мешок, забирается туда, застёгивает его, поднимает ноги, после этого ребёнок бежит, расстёгивает мешок, помогает выбраться, вдвоём застёгивают спальный мешок, складывают, бегут назад, взявшись за руки.

Ведущий 2.

2 этап — «Комбинированная эстафета»

Первые участники прыгают на мячах, двое пап переправляют ребёнка на руках, следующие вдвоём бегут в обруче, далее сидящего на скейте ребёнка перевозит взрослый.

Ведущий 1.

— Пока жюри подводит итоги спортивной эстафеты, вашему вниманию предлагается музыкальный номер «У похода есть начало»

Музыкальный номер

«Пожалуйста, не жалуйся!» (танец и песня)

Сл.М.Львовского

Муз. В.Шаинского

1.

У похода есть начало,

А конца походу нет.

Мы прошли дорог немало,

Но огромен белый свет.

Припев:

Ты, никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся.

Он переполнен тайнами

Необычайными.

2.

Но не сделаешь ни шагу,

Сразу выбьешься из сил,

Если стойкость и отвагу

В трудный путь не захватил.

Припев:

Ты, никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся.

Он переполнен тайнами

Необычайными.

Ведущий 1.

Слово жюри для подведения итогов спортивного конкурса.

Жюри подводит итоги

Ведущий 2.

— Невозможно представить поход без верных друзей, которые тебя всегда поддержат, выручат. Наши следующие конкурсы посвящены проверке именно этих качеств.

Ведущий 1.

Сейчас игрокам каждой команды предлагается взять друг друга за пояс и …. превратиться в «гусеницу». Под команды ведущего выполняйте движения, а жюри будет учитывать их слаженность.

Конкурс «Гусеница»

Ведущий 2. (отдаёт команды)

— Гусеница поднимает правую ногу, опускает, приседает, встаёт на носочки, прыгает 2 раза вперёд, танцует под музыку.

Ведущий 1.

Следующий конкурс проверит не только силу участников, но и старание каждого из них. Итак, «Перетягивание каната». Учтите, что командам даётся только одна попытка.

Ведущий 1.

Слово жюри для подведения итогов 2-х последних конкурсов : «Гусеницы» и «Перетягивание каната».

Жюри подводит итоги

Ведущий 2.

— А теперь одно из самых серьёзных испытаний для туристов установка палатки. Этот конкурс называется «На привале». Место, где надо установить палатку, вы найдёте сами, пользуясь картой. Но карту надо заслужить. Цена каждой из частей — это ответ на вопрос.

Ведущий 1. (задаёт вопросы командам по очереди)

  1. Где бы ты ни находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе, друг,

Путь на север и на юг. (Компас)

  1. Под стеклом сижу,

на север и на юг гляжу. (Стрелка компаса)

  1. Край виден, но дойти до него невозможно. (Горизонт)

2. Он с тобою и со мной

Шёл лесными стежками.

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками. (Рюкзак)

  1. Назовите основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток)

3.Сторона горизонта, противоположная северо-западу, — (юго-восток)

4.Существуют различные способы ориентирования: по Солнцу, по (звёздам и др.)

4.Как определить стороны горизонта по муравейнику и деревьям в лесу?

(пологая сторона муравейника — южная)

Участники получают части карты, собирают её целиком и определяют, где именно находится место для установки палатки (на территории школьного двора). Ставит палатку вся команда.

Ведущий 2:

— Уважаемое жюри, проследуйте, пожалуйста, за нашими командами и оцените правильность выполнения задания.

А у нас игра со зрителями.

  1. «Собери мячи»

По заданию команды детей собирают мячи определённого цвета: девочки — мячи жёлтого и синего, мальчики — красного и зелёного.

  1. «Обуй стул»

С закрытыми глазами обуть каждую ножку стула. Побеждает тот, у кого хотя бы два башмака из одной пары.

Ведущий 1.

Слово жюри для подведения итогов конкурса.

Жюри подводит итоги

— Ни один поход не обходится без приготовления обеда на костре. Заключительный конкурс называется «Завтрак туриста». Пройдёт он в два этапа.

Ведущий 2.

— Один из участников команды — повар (желательно, ребёнок). Первый участник несёт фартук, завязывает его повару, второй — колпак, третий — отдаёт черпак, четвёртый — ведро, остальные трое несут картошку в ложке, бросают в ведро.

Ведущий 1.

— А теперь конкурс для капитанов «Костерок». Каждый из вас, капитаны, выбирает карточку, на которой написан вид костра, который вы должны выложить этими лучинками («шалаш» или «звезда»). Пока капитаны выполняют это задание, для вас, дорогие зрители, звучит музыкальный номер.

Песня «Картошка»

Сл.М.Львовского

Муз. В.Шаинского

Сколько раз на привале

Мы картошку пекли!

Пировать — пировали,

Разговоры вели.

Припев:

Ах, картошка, картошка,

В кожуре уголёк,

Золотистые искры,

Голубой дымок.

Очень тонкое дело

Даже для знатока —

Подрумянить умело

У картошки бока!

Припев.

Ключевою водою

Мы картошку запьём.

И, конечно, с тобою,

У костра запоём.

Ведущий 2.

— Уважаемое жюри! Объявите, пожалуйста, результаты последнего конкурса.

Слово жюри.

— Дорогие зрители! Вашему вниманию предлагается музыкальный номер в исполнении семейного дуэта

Музыкальный номер. (поют вдвоём под гитару)

Ведущий 1.

Природа — давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

Ученики читают стихи о природе

Ученик 1: Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ученик 2: Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Ученик 3: Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Ученик 4: И тогда любой зверёк –

Будь то ласка иль хорёк,

Ёж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты, мой друг! Спасибо!»

Ведущий 1.

— Для окончательного подведения итогов предоставляется слово жюри.

Слово жюри. Награждение грамотами, сладкими призами.

Ведущий 2.

— Всех вас с праздником, братцы-туристы,

Пусть вам горы не будут круты!

Пусть ваш путь будет гладким и чистым,

А рюкзак — полон доброй мечты!

Звучит песня «Изгиб гитары жёлтой» Зрители и участники соревнований подпевают.

Задачи:

создавать условия для формирования у учащихся интереса к занятиям туризмом;

содействовать формированию туристских умений и навыков; развитию физических и волевых качеств; расширению и уточнению у учащихся экологических знаний, в том числе, формирование основ поведения в природе и умение предвидеть последствия своих действий в природе;

создавать условия для воспитания у учащихся деятельностно – коммуникатив-ных навыков через умение сотрудничать с детьми и взрослыми, развития чувства сопереживания за своих товарищей.

Предварительная подготовка

  1. Дети под руководством взрослых готовят плакаты «Туризм — это здорово!», «Природа любит тебя, а ты её?» , «Ура — туризму!»

  2. Разучиваются стихи, песни и танцевальные движения согласно сценарию.

  3. Учителя занимаются подготовкой инвентаря для проведения конкурсов.

Организация мероприятия.

Играющие делятся на 2 команды. Каждой команде предстоит пройти препятствия в красочно оформленном зале. Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество жетонов — в виде туристических «смайликов».

Ход мероприятия

Звучит песня «Весёлый ветер»

А ну-ка, песню нам пропой,
веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры,
Про синие просторы,
Про смелых и больших людей!

Припев. (выбегают ребята в спортивной форме и кепках, выполняют несколько движений марша-подтанцовки)

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоёт:
Зрители подпевают:

«Кто весел – тот смеётся,
Кто хочет – тот добьётся,
Кто ищет – тот всегда найдёт!»

Ведущий 1.

— Добрый день, дорогие друзья!

Без вас на этом празднике

Нам обойтись нельзя.

Ученик 1.

Без вас весь зал тревожится

И спросит: “Где же смех?”

Где подвиги, где конкурсы?

Кого же ждет успех?

Где игры, где задания?

Мы ждем вас битый час!

Ведущий 1.

Без паники, товарищи!

Все:

-Всё это есть у нас!

Ученик 2.

С нами рядом папы, мамы.

Папы бросили диваны.

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

Ведущий 2.

-Мы вас приветствуем в клубе «7-Я» на спортивном состязании под названием «На туристической тропе». Скоро потеплеет, и наверняка, наши ребята с родителями отправятся в поход. И сегодняшнее мероприятие считайте большой генеральной репетицией.

Прошу приветствовать наши команды:

Команда «Рюкзачок»

И команда «Огонёк»

Ведущий 1.

Проверим вашу туристскую боевую готовность с помощью девиза — кричалки.

-Кто шагает с рюкзаком?

Команды:

— Мы — туристы!

Ведущий 1.

— Кто со скукой не знаком?

Команды:

— Мы — туристы!

Ведущий 1.

— Ждут вас трудные дороги!

Команды:

— Эй, ребята, твёрже шаг!

Ведущий 1.

— Что возьмёте вы в дорогу?

Команды:

— Песню, ложку и рюкзак!

Ведущий 2.

Наше уважаемое жюри:

Приветствуем …………

Ученик 3:

Кто волшебницу – природу

Очень хочет разгадать,

В непогоду и погоду

За ней должен наблюдать.

Ученик 4:

По полям, лесам и рощам

Надо с малых лет бродить

Для того, чтобы природу

Научиться нам любить.

Ведущий 1:

— Думаю, что все вы, как и я, очень любите и помогаете природе. Но для некоторых из ребят природа настоящий тёмный лес, потому что знаете о ней мало. Хотите, мы поможем вам раскрыть её тайны?

Наш первый конкурс «Экологическая викторина».

Приглашаем к микрофонам команду «Рюкзачок»


Ведущий 2.

— За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов. При отсутствии правильного ответа команда говорит «Дальше».

1.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.)
2.Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)
3.Что птицам страшнее: холод или голод? (Голод.)
4.Где ночуют белые куропатки? (В снегу.)
5. Почему нельзя руками трогать яйца в гнездах? (Птица может бросить гнездо)

6.Назовите растение от 90 болезней (зверобой)

7. Какое дерево избавляет ноги от запаха, трещин? (кора дуба)

8. Сколько ног у паука? (8)

9. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

  1. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

  2. Косой…(заяц)

  3. Будущий цветок … (бутон)

  4. Какая Медведица живет на небе? (Большая)

  5. Какое растение узнают и слепые? (Крапива.)

  6. Где у кузнечика ухо? (На ногах)

  7. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

  8. Родилась в воде, живёт на земле. (лягушка)

  9. Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)

  10. Вьют ли перелётные птицы на юге гнёзда? (Нет)

  11. Какая птица ест волосатых гусениц? (Кукушка)

  12. Какое животное наших лесов не боится гадюки? (Ёж)

  13. Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими)

— Приглашаем к микрофону команду «Огонёк»

Вопросы команды «Огонёк»

  1. У какой птицы ребенок еще не родился, а уже отдан на воспитание? (Кукушка)

  2. Лютик, вороний глаз – что общего? (Ядовиты)

  3. Какие птицы весну открывают? (грачи)

  4. Масло этого растения втирают в кожу голову, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло.)

  5. Сохатый…(лось)

  6. Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник)

  7. Верхняя сторона листьев – холодная, нижняя — тёплая

ев? (Мать-и-мачеха.)

  1. Каким грибом лечится лось? (Мухомор)

  2. Из какого дерева делают спички?(осина)

10.Что ест жаба зимой? (ничего, спит)

11.Хозяин тайги? (медведь)

12. Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

13. Листья хвойных растений (иголки)

  1. И языка нет, а правду скажет. (эхо)

  2. Самая маленькая птица наших краёв.(королёк)

  3. Зачем белке хвост? (рулить)

  4. Какая змея самая ядовитая? (кобра)

  5. Самый чистоплотный зверёк (енот, барсук)

  6. Куда зайцу легче бежать с горы или в гору? (в гору)

  7. Много рук, нога одна. Что это? (Дерево)

  8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

  9. Какое животное лучший строитель? (Бобр)

Ведущий 1.

Слово жюри для подведения итогов первого конкурса.

Жюри подводит итоги.

Ведущий 1.

-Снова чай в котелке закипел,

Досыхает рюкзак у костра,

И гитарой бивак зазвенел,

Ну, а завтра — в дорогу с утра.

Ведущий 2.

— Второе испытание для наших туристов — это проверка физической подготовки,

ведь турист должен отличаться выносливостью, силой, упорством.

Итак, дорогие друзья, начинаем «Туристическую эстафету».

Ведущий 1.

1 этап — «Необычная ночёвка»

Взрослый бежит, разворачивает мешок, забирается в спальный мешок, застёгивает его, поднимает ноги, после этого ребёнок бежит, расстёгивает мешок, помогает выбраться, вдвоём застёгивают спальный мешок, складывают наполовину, бегут назад, взявшись за руки, затем — следующая пара.

Ведущий 2.

2 этап — «Комбинированная эстафета»

Первые участники прыгают на мячах, двое пап переправляют ребёнка на руках, вдвоём бегут в обруче, сидящего на скейте ребёнка перевозит взрослый.

Ведущий 1.

— Пока жюри подводит итоги спортивной эстафеты, вашему вниманию предлагается музыкальный номер «У похода есть начало»

Музыкальный номер

Пожалуйста, не жалуйся!

Из телефильма «Завтрак на траве»

Сл.М.Львовского

Муз. В.Шаинского

1.

У похода есть начало,

А конца походу нет.

Мы прошли дорог немало,

Но огромен белый свет.

Припев:

Ты,никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся.

Он переполнен тайнами

Необычайными.

2.

Но не сделаешь ни шагу,

Сразу выбьешься из сил,

Если стойкость и отвагу

В трудный путь не захватил.

Припев:

Ты,никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся.

Он переполнен тайнами

Необычайными.

Ведущий 1.

Слово жюри для подведения итогов спортивного конкурса.

Жюри подводит итоги

Ведущий 2.

— Невозможно представить поход без верных друзей, которые тебя всегда поддержат, выручат. Наши следующие конкурсы посвящены проверке именно этих качеств.

Ведущий 1.

Сейчас каждой команде предлагается взять друг друга за пояс и …. превратиться в «гусеницу». Под команды ведущего выполняйте движения, а жюри будет учитывать слаженность ваших движений.

Ведущий 2. (отдаёт команды)

— Гусеница поднимает правую ногу, опускает, приседает, встаёт на носочки, прыгает 2 раза вперёд, танцует под музыку.

Ведущий 1.

Следующий конкурс проверит не только силу участников, но и старание каждого из них. Итак, — «Перетягивание каната». Учтите, что командам даётся только одна попытка.

Ведущий 1.

Слово жюри для подведения итогов 2-х последних конкурсов — «Гусеницы» и конкурса «Перетягивание каната».

Жюри подводит итоги

Ведущий 2.

— А теперь одно из самых серьёзных испытаний для туристов установка палатки. Этот конкурс называется «На привале». Место, где надо установить палатку, вы найдёте сами, пользуясь картой. Но карту надо заслужить. Цена каждой из частей — это ответ на вопрос.

Ведущий 1.

  1. Где бы ты ни находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе друг,

Путь на север и на юг. (Компас)

  1. Под стеклом сижу,

на север и на юг гляжу. (Стрелка компаса)

  1. Край виден, но дойти до него невозможно. (Горизонт)

2. Он с тобою и со мной

Шёл лесными стежками

Друг походный за спиной

На ремнях с застежками. (Рюкзак)

  1. Назовите основные стороны горизонта.

3.Сторона горизонта, противоположная северо-западу, — __________ .

4.Существуют различные способы ориентирования: по Солнцу, по ___________________ .

4.Как определить стороны горизонта по муравейнику и деревьям в лесу?

Участники получают карту, на полу собирают и определяют, где находится место для установки палатки. Ставит палатку вся команда.

Ведущий 2:

— Уважаемое жюри, проследуйте, пожалуйста, за нашими командами и оцените правильность выполнения задания.

А у нас игра со зрителями.

  1. Разучивание кричалки.

  1. «Собери мячи»

По заданию команды детей собирают мячи определённого цвета: девочки — мячи жёлтого и синего, мальчики — красного и зелёного.

  1. «Обуй стул»

С закрытыми глазами обуть каждую ножку стула. Побеждает тот, у кого хотя бы два башмака из одной пары.

  1. Игра «Небылицы»

Ведущий 1.

Слово жюри для подведения итогов конкурса. Ни один поход не обходится без приготовления обеда на костре. Заключительный конкурс называется «Завтрак туриста».

Ведущий 2.

— Ребёнок команды — повар. Первый участник несёт фартук, второй — колпак, третий — черпак, четвёртый — ведро, остальные трое (дети) несут картошку в ложке, бросают в ведро.

Ведущий 1.

— А теперь конкурс для капитанов «Костерок». Каждый из вас выбирает карточку, на которой написан вид костра, который вы должны выложить этими лучинками («шалаш» или «звезда»). Пока капитаны выполняют это задание, для вас звучит музыкальный номер.

Песня «Картошка»

Сл.М.Львовского

Муз. В.Шаинского

Сколько раз на привале

Мы картошку пекли

Пировать — пировали

Разговоры вели.

Припев:

Ах, картошка, картошка,

В кожуре уголёк,

Золотистые искры,

Голубой дымок.

(припев повторяется дважды)

Очень тонкое дело

Даже для знатока

Подрумянить умело

У картошки бока!

Припев.

Ключевою водою

Мы картошку запьём.

И ,конечно, с тобою,

У костра запоём.

Ведущий 2.

— Уважаемое жюри! Объявите результаты последнего конкурса.

Слово жюри.

— Дорогие зрители! Вашему вниманию предлагается музыкальный номер в исполнении семейного дуэта Моисеенко Екатерины и её папы Алексея Васильевича.

Музыкальный номер.

Ведущий 1.

Природа — давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

Ученики читают стихи о природе

Ученик 1: Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ученик 2: Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Ученик 3: Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Ученик 4: И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты, мой друг! Спасибо!»

Ведущий 1.

— Для окончательного подведения итогов слово жюри.

— Всех вас с праздником, братцы-туристы,

Пусть вам горы не будут круты!

Пусть ваш путь будет гладким и чистым,

А рюкзак — полон доброй мечты!

Награждения дипломами, сладкими призами.

Звучит песня «Изгиб гитары жёлтой»

Физкультурный праздник

Весёлые туристы

Задачи:

  1. Прививать интерес к элементарным навыкам туризма.

  2. Развивать быстроту, ловкость, смекалку.

  3. Воспитывать взаимопонимание и уважительное отношение друг другу.

Сценарий физкультурного праздника разработал

инструктор физической культуры МБДОУ №44

Замыслов Николай Леонидович

г. Саров

2019 г.

Физкультурный праздник

Весёлые туристы

Дети в спортивной одежде приходят на поляну и под музыку о туристах строятся в колонны или в круг.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас спортивный праздник «Весёлые туристы». Вы уже знаете, кто такие туристы. Это люди, которые любят путешествовать, изучать природу. Леса, горы, бегущие вдаль реки – любимые места туристов. Их не пугают трудности, которые встречаются на пути. Потому что они сильные, смелые, ловкие. А стать такими, туристам помогают зарядки-тренировки.

И сегодняшний праздник начинаем с зарядки-тренировки «Весёлые туристы»

Под музыку, дети повторяют движения за инструктором.

Ведущий: Разминка закончена, занимаем свои места.

Неожиданно из-за кустов вылезает Леший.

Леший: «Ап-чих», «Ап-чих». Что вам не спится, делать больше вам нечего? Нашли дело, бегать, прыгать, воду мутить. Никакого покоя Лешему не дают. Я вот тут тихо лежу, никому не мешаю. Тишину берегу, за порядком слежу. А тут Вы пришли, расшумелись, раскричались, всех птиц разогнали.

Ведущий: Здравствуй, Леший!

Леший: Здравствуйте!

Ведущий: Очень приятно познакомиться. Мы туристы. Извините нас, что Вас побеспокоили. У нас сегодня праздник «Весёлые туристы».

Леший: Туристы, которые нарушают лесную тишину и порядок.

Ведущий: Уверяю Вас, ничего плохого вашим владениям мы не сделаем. Правда, дети?

Дети: Да.

Леший: Ну ладно поверю.

Ведущий: А Вы хотите к нам присоединиться, на празднике повеселится?

Леший: Хочу. Только делать ничего не умею. Я же не турист.

Ведущий: А мы тебя научим. Ребята научим?

Дети: Да.

Ведущий: Леший, загадки ты отгадывать умеешь?

Леший: Загадки отгадывать умею.

Ведущий: Слушай загадку и отгадывай.

Загадка: Ты идёшь с друзьями в лес,

А он тебе на плечи влез,

Сам идти не хочет,

Он тяжёлый очень.

Леший: Знаю, знаю это мешок. Ребята правильно?

Дети: Нет, это рюкзак

Ведущий: Правильно, рюкзак. В него туристы кладут самое необходимое для похода.

И сейчас мы проведём туристическую эстафету, под названием «Собери рюкзак».

1.Туристическая эстафета «Собери рюкзак»

Дети строятся командами в колонны. У первого ребёнка рюкзак за спиной. Впереди в 10 метрах стоит столик, а на нём предметы, которые турист берет в поход. По команде «Марш!», первые участники бегут к столику и кладут один предмет в рюкзак, а затем возвращаются к своей команде и предают рюкзак следующему участнику. И так далее, пока все предметы не окажутся в рюкзаке.

Инвентарь: 2 рюкзака; 2 скакалки; 2 столика; 2 тарелки; 2 ложки; 2 кружки;

2 компаса; 2 коврика.

Ведущий: Ребята молодцы, рюкзак собран. Вы хорошо справились с этим заданием и научили Лешего собирать рюкзак. А сейчас Леший, попробует отгадать ещё загадку:

Загадка: Все обходят это место

Здесь земля будто тесто

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

Леший: Знаю, знаю, это лужа.

Ведущий: Правильно ребята?

Дети: Нет, это болото.

Ведущий: Ребята, вам сейчас необходимо преодолеть болото с помощью дощечек (обручей).

2. Туристическая встречная эстафета «Болото»

Дети строятся колоннами напротив друг друга на расстоянии 10 метров. По команде «Марш!», дети, держащие в руках дощечки (обручи), начинают передвигаться на противоположную сторону. Достигнувшие берега, передают дощечки следующему и так далее. Эстафета заканчивается, когда участники поменяются местами.

Инвентарь: 4 дощечки (обруча); 4 колпачка.

Ведущий: Молодцы ребята! И с этой эстафетой справились успешно.

Леший: Но, по-моему, некоторые из Вас намочили одежду.

Ведущий: Да, намочили. И одежду необходимо высушить. Для того, чтобы быть здоровым, необходимо носить только сухую одежду.

Конкурс «Сушка белья»

Около тазика с одеждой и натянутой верёвки встают участники. По команде «Марш!» они развешивают бельё на верёвку. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех развесит бельё на веревку. Участников награждают аплодисментами. Леший принимает участие в конкурсе вместе с ребятами.

Ведущий: Теперь, я твёрдо уверен, что ребята научили Лешего сушить бельё.

Леший: И я в сухой одежде, всегда буду здоров.

Ведущий: А сейчас Леший, отгадывай ещё одну загадку.

Загадка: В поход идут и дом берут,

В котором долго не живут

Леший: Я знаю, это шалаш.

Ведущий: Правильно ребята?

Дети: Нет. Это палатка.

Ведущий: Правильно, это палатка. Леший, теперь ты знаешь, как называется дом у туристов.

Леший: Теперь я знаю и никогда не забуду, как называют дом туристов.

Ведущий: Хорошо, давайте проведём ещё одну туристическую эстафету «Палатка».

3. Туристическая эстафета «Палатка»

Команды строятся в колонны, в 10 метрах от палаток. По команде «Марш!», первые участники бегут к палаткам, залезают в неё. Как только участник залез в палатку, эстафету начинает следующий участник. И так далее. Эстафета заканчивается, когда все участники залезут в палатку, а затем всей командой, по свистку, вернутся на исходное место и построятся колонной. Леший и ведущий помогают детям.

Инвентарь: 2 палатки; 2 скакалки; свисток.

Ведущий: Леший, ты увидел какие наши туристы быстрые, ловкие и дружные.

Леший: Да. Быстрота, ловкость и дружба помогла туристам справиться с трудным заданием.

Ведущий: Леший, ты знаешь, из чего складывают костёр?

Леший: Из листьев, да коряг.

Ведущий: Правильно, ребята?

Дети: Нет. Из хвороста.

Ведущий: Леший, теперь ты знаешь, что костёр складывают из хвороста.

Следующая эстафета так и называется «Сложи хворост»

4.Туристическая эстафета «Сложи хворост»

Команды строятся в колонны, в руках по две хворостинке. По команде «Марш!», первые участники бегут к месту костра и кладут хворостинки, возвращаются к команде, передают эстафету касанием. И так далее. Хворост, складывают колодцем. Эстафета заканчивается, когда последний участник вернётся к команде и все дружно поднимут руки вверх.

Инвентарь:12 хворостинок; 2 обруча, для складывания хвороста колодцем; 2скакалки.

Ведущий: Молодцы, ребята. Правильно и быстро, вы справились с этим заданием. Слушайте загадку:

Загадка: Палка в руке,

Леска в реке,

Рыба на крючке.

Дети: Удочка.

Ведущий: Правильно, ребята удочка.

Становитесь дружно в круг,

поиграем вместе, друг.

5. Подвижная игра «Удочка»

Дети строят круг, в центре которого стоит Леший. Он держит в руках верёвку и говорит волшебные слова:

Я рыбак хороший,

Если надо спиннинг

В речку брошу,

Вы рыбёшки, берегитесь

На крючок не попадитесь.

После слов, Леший начинает вращать верёвку по кругу над самой землёй, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы верёвка не задела ног. Описав удочкой 3-4 круга, Леший, делает паузу, подсчитывает количество задевших за удочку участников игры и даёт указания по выполнению прыжков. Игра повторяется 3-4 раза.

Инвентарь: Длинная верёвка (удочка)

Ведущий: Вот и подходит к концу наш туристический праздник. Я уверен, что ребята многому научили Лешего и сами хорошо потренировались. А сейчас подведём итоги и наградим туристов.

Ребята, вы молодцы! Порадовали меня своими знаниями о природе, туристическими умениями быстро преодолевать препятствия. Теперь я понимаю, почему вы сильные и ловкие. Потому что вы дружите с физкультурой и туризмом. А за это мы с Лешим вручаем вам грамоты и дарим ракетки для бадминтона. Играйте на здоровье.

Леший и ведущий вручают грамоты, и призы.

Ведущий: Молодец, Леший.

Ведущий: А теперь дети, вручают Лешему диплом туриста.

Леший: Спасибо, ребята, за умения и хорошее настроение. А диплом, будет напоминать мне о нашем празднике. И я буду рад видеть вас на моей поляне.

Ведущий: До свидания, Леший. Наш туристический праздник закончился и нам пора возвращаться домой.

Туристско-спортивное мероприятие

«Туристическая полоса», для учащихся 6 классов школы №2, посвященному Всемирному Дню туризма

Разработал:

Валеев Эльмир Альбертович,

Педагог дополнительного образования, учитель физической культуры, высшая кв. категория

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Объяснительная записка стр. 3

2. Ход мероприятия стр. 4-6

3. Список используемой литературы стр. 7

4. Приложения стр. 8-11

1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема: «Туристическая полоса»

Цели и задачи:

  • Пропаганда туризма среди обучающихся.
  • Привлечение к систематическим занятиям туризмом и краеведением.
  • Выявление сильнейших команд и участников.
  • Укрепление дружеских связей между классами.
  • Развитие моральных и волевых качеств учащихся.

Актуальность тематики: проблемы влияния на организм учащихся здорового образа жизни, индивидуальной двигательной активности.

Методы восприятия учащихся:

исполнительный, продуктивно-практический, частично-поисковый, оздоровительный.

Формы сотрудничества: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные.

Численность участников — 60 человек, обучающиеся 8-11 классов общеобразовательной школы

Дата проведения — 16 октября 2010г

Методическое обеспечение: рюкзаки, ориентиры, карта-схема, компас, карандаши, мед. аптечка, жерди, веревки, карточки с топографическими знаками, шест, кружки, спички, нитка.

Предварительная работа: рабочая группа под руководством учителя физкультуры подготовила необходимый инвентарь, разработала карты-схемы, протокол (приложение 1), учителем заготовлены грамоты, дипломы участников и сладкие призы.

Ведущий: мероприятие ведет ведущий, на этапах туристско-спортивной игры расставлены судьи, главный судья ведет протокол игры.

2. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие наши гости, дорогие друзья, участники мероприятия, учителя, подлинные любители физической культуры и туризма, а также ценители красоты и здоровья!

Мы рады видеть вас сегодня на мероприятии, посвященному Дню туризма под названием «Туристическая полоса».

Ведущий знакомит зрителей, участников команд со своими помощниками, судьями, главным судьей.

Ведущий: А сейчас пришло время знакомства с участниками команд.

Ведущий: Эй, команды смелые,

Дружные, умелые,

На старт команды выходите,

Силу, ловкость покажите.

Конкурс 1 «Приветствие»

Каждая команда сдает рапорт главному судье, представляет команду, называя девиз, и сдает эмблему.

Конкурс 2 «Установка палатки»

Палатка устанавливается любым количеством участников. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков, вход не застегивается, стойки располагаются снаружи.

Конкурс 3 «Преодоление болота по жердям»

Команда преодолевает болото по судейским жердям любым способом. Расстояние между опорами — 2м, количество жердей — 4, длина этапа 10-15м. Контрольное время (КВ) 2 мин.

Конкурс 4 «Узлы»

Участникам предлагается за контрольное время завязать 12 узлов (по 1 на каждого участника). (КВ.= 2 мин.)

Конкурс 5 «Топографические знаки»

Каждый участник получает карточку и расшифровывает 1 топознак.

Конкурс 6 «Определение расстояния»

Команда определяет расстояние любым геометрическим способом до предмета известной высоты.

Конкурс 7 «Азимут»

2 участника по одному определяют азимут до недоступных предметов.

Конкурс 8 «Оказание первой медицинской помощи»

Команда отвечает на 2 теоретических вопроса с выбором ответов и оказывает первую медицинскую помощь. Для оказания первой медицинской помощи команда использует мед. аптечку и подручные средства.

Конкурс 9 «Изготовление носилок и транспортировка пострадавшего»

Команда изготовляет из подручных средств носилки (Жерди по 2,5м.- судейские, штормовки — командные)

Переноска пострадавшего возможна только после проверки качества носилок на прочность. Пострадавший должен быть зафиксирован не менее чем в двух местах.

Конкурс 10 «Переправа через сухой овраг с помощью судейского шеста»

Участники по очереди преодолевают условный овраг, используя судейский шест.

Конкурс 11 «Переход по бревну с рюкзаком и кружкой воды в руке»

Участники по очереди преодолевают условный овраг по бревну с рюкзаком за плечами и кружкой воды в руке.

Конкурс 12 «Разжигание костра и пережигание нитки»

Разрешается использовать для разжигания только природные материалы и любое количество спичек, но одновременно можно зажигать только одну спичку. Финишем этапа является обрыв пережигаемой нити.

Конкурс 13 «Мышеловка»

Участники по-пластунски преодолевают проволочное заграждение, на котором подвешены пустые консервные банки.

Конкурс 14 «Снятие палатки»

В снятии палатки принимают участие не менее двух человек, которые укладывают палатку, стойки и колышки в чехол.

Ведущий: А теперь у нас по плану

Будет конкурс капитанов.

Капитаны, выходите,

Свою смекалку покажите.

Конкурс 15 «Туристическая викторина»

Проводится в форме конкурса капитанов, отдельно от команды, после прохождения маршрута. Капитан получает лист с заданиями по технике туризма. (приложение 2)

Ведущий: Внимание! Командам построиться для оглашения итогов мероприятия.

Главный судья объявляет итоги мероприятия, подчеркивая старания детей. Команды, занявшие призовые места награждаются сладкими призами и грамотами. Команды, не занявшие призовых мест, награждаются дипломами участников мероприятия.

Ведущий: Мы закрываем мероприятие наше.

Приятно было потрудиться вместе.

Награды получили все по чести.

Вот и настал момент прощанья,

Короткой будет моя речь.

Мы говорим всем «До свиданья»,

До новых и счастливых встреч!

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев. — Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.-М.: ЭКСМО- пресс,. 2002.

Куватов, С.А. Программа «По тропе Робинзона»: лит. Разработка для летних лагерей. — Ульяновск, 2003.

Константинов, Ю.С. Туристические слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТИКМО РФ, 2003.

Остапец, А.А. В походе юные. М., 1978.

Тарасова, М.В. Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: книга для учителя. М., 2002.

Щуркова, Н.Е. Игры, конкурсы, развлечения.- М.: Новая школа, 2002.

Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Сводный протокол туристско — спортивной игры «Мы в походе»

02.10.2009 г.

Команда

Старт

Финиш

Установка палатки

Снятие палатки

Переправа через овраг с шестом

Узлы

Топознаки

Определение расстояния

Азимут

Переход по бревну с рюкзаком и кружкой

Разжигание костра и пережигание нити

Викторина

Медицина

Сумма штрафов

Итоговое время

Место

1

8А Бегущие ночи

   

_

 

2

3

3

1

1

_

_

37

 

47

 

1

2

8Б Ак Барс

   

3

 

12

11

3

2

8

_

5

40

 

81

 

6

3

8ВДаешь молодежь

   

2

 

2

8

3

3

_

_

_

36

 

54

 

3

4

8Г Арсенал

   

3

 

10

15

6

2

2

_

_

39

 

78

 

5

5

9А Родничок

   

7

 

_

11

3

3

3

1

5

34

 

67

 

4

6

9В Олимп

   

1

 

4

18

6

2

8

_

_

35

 

74

 

2

Главный судья ________________Валеев Э.А.

Приложение 2

Приложение 3

Общее построение

Кручу-верчу – палатку установить хочу

Держи равновесие!

Вот они – победители!

Цель: Популяризация туризма как формы активного отдыха.

Задачи:

  • закрепить знания правил поведения на природе (в лесу, вблизи водоёмов);
  • закрепить и расширить знания о природе своей местности (растения, животные, водоёмы, особенности рельефа);
  • воспитывать взаимовыручку, умение работать в коллективе;
  • учить правильно разжигать костёр, устанавливать палатки;
  • закрепит навыки оказания первой помощи;
  • воспитывать чувство прекрасного;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Домашнее задание:

  • Придумать название команд, девиз, выбрать капитана.
  • Вспомнить народные приметы о погоде, изучить следы животных и типы костров.
  • Повторяют названия животных и растений нашего края.
  • Вспоминают правила оказания первой помощи.

Участники соревнований: учащиеся 1-4 классов.

Состав команды: класс участвует в полном составе

Программа спортивного праздника «Весёлые туристы»:

1 конкурс «Прогноз погоды» (баскетбольная площадка)

2 конкурс «Секреты рюкзака» (беговая дорожка стадиона)

3 конкурс «Туристическая тематика» (детский городок напротив запасного выхода №2)

4 конкурс «Рыбалка» (запасной выход №5)

5 конкурс «Медицинская помощь» (площадка напротив кабинета ОБЖ)

6 конкурс «На ночлеге» (волейбольная площадка)

7 конкурс «В гостях у лесных жителей» (запасной выход № 2)

8 конкурс «Съедобные, несъедобные грибы» (площадка у запасного выхода спортивного зала)

9 конкурс «Бывалый костровой» (корт)

10 конкурс «Краеведческая викторина» (стадион)

Ход праздника

I. Построение (спортивный корт). Вводное слово ведущего

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, родители и учителя. Сегодня мы проведём спортивный праздник, посвящённый Туризму. День туриста посвящается каждому, кто хоть раз в жизни путешествовал, ходил в поход или экскурсию.

Это праздник далеких дорог,
Что ведут неизменно домой,
Тех, кто всем доказать что-то смог,
И победу познал над собой, —

Так что – с праздником, братцы-туристы,
Пусть вам горы не будут круты!
Пусть ваш путь будет гладким и чистым,
А рюкзак — полон доброй мечты!

II. Конкурсная программа

1 конкурс «Прогноз погоды» (баскетбольная площадка)

2 конкурс «Секреты рюкзака» (беговая дорожка стадиона)

3 конкурс «Туристическая тематика»

(детский городок напротив запасного выхода №2)

4 конкурс «Рыбалка» (запасной выход №5)

5 конкурс «Медицинская помощь» (площадка напротив кабинета ОБЖ)

6 конкурс «На ночлеге» (волейбольная площадка)

7 конкурс «В гостях у лесных жителей» (запасной выход № 2)

8 конкурс»Съедобные, несъедобные грибы» (площадка у запасного выхода спортивного зала)

9 конкурс «Бывалый костровой» (корт)

10 конкурс «Краеведческая викторина» (стадион)

Сегодня каждый класс – туристическая группа. Вы отправитесь в поход и у вас будет карта, по которой вам нужно ориентироваться (капитаны получают карту путешествий).

1 конкурс «Прогноз погоды»

В походе всегда весело, когда хорошая погода, но и к ненастью тоже нужно быть готовым.

Проводится эстафета: добежать до фишки, забрать загадку-примету и вернуться обратно.

Условия конкурса такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода: солнечная, тёплая, пасмурная, дождик или мороз.

  • Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная).
  • Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (к дождю).
  • Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (будет ненастная погода).
  • Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (ненастную).
  • Комары кусают весь день (к продолжительному дождю). Галки и вороны кричат. Воробьи купаются в пыли (быть дождю).
  • Вечером ласточки летают высоко. Голуби разворковались. Птицы садятся на верхушки деревьев (к теплу, к устойчивой ясной погоде).
  • Когда дома кошка свернулась клубком, если гуси хлопают крыльями и поднимают под себя одну ногу (к морозу).

2 конкурс «Секреты рюкзака»

Турист без рюкзака – это уже и не турист вовсе. А между тем, надо знать, какой выбрать походный рюкзак, что туда положить, как его нести.

Вы уже выбрали вещи, которые необходимо положить в рюкзак туристу.

Что нужно взять с собой в поход и положить в рюкзак: кружка, нож, спички, компас, кастрюля, спальник, утюг, свитер, носки, туфли, сапоги, котелок, палатка, зонтик, ложка, венчик, миска, сковорода, кеды.

А теперь ответьте на следующие вопросы.

1. Как называется вещмешок туриста? (рюкзак).

2. Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).

3. Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

4. Почему в рюкзаке для хлеба определяется место сверху? (Чтоб не крошился).

5. Какие вещи нужно положить ближе к спине? (мягкие и ровные).

6. Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да).

7. В чём измеряются размеры рюкзака? (Объем рюкзака измеряется в литрах).

Мы предлагаем Вам сложить рюкзак.

«Собери рюкзак» — проводится в виде эстафеты

В обруче находятся предметы: рюкзак, противогаз, одеяло, подушка, кружка, ложка, миска, игрушки. (6-10 предметов нужных для похода и несколько не нужных).

Задание: обежать 3 кегли, взять в обруче нужный предмет и бегом назад.

3 конкурс «Туристическая тематика»

Предложить ребятам посоревноваться, кто больше знает слов на туристскую тематику. Каждая команда (команда девочек, команда мальчиков, команда родителей) называет слова по очереди до тех пор, пока кому-то больше нечего будет сказать.

Выигрывает команда, которая больше всех назвала слов на туристскую тематику. Каждый турист должен уметь двигаться по тропе (команде предстоит преодолеть полосу препятствий)

4 конкурс «Рыбалка»

В обруче («озере»), напротив каждой команды (команда девочек, команда мальчиков, команда родителей), лежат рыбки из бумаги, у каждой в том месте, где рот – скрепка. Рядом с обручем лежит «удочка» гимнастическая палка, к ней привязана веревка толстая нитка длиной 1,2-1,5 метров, на конце которой магнит. Участник бежит с ведром к обручу, берет «удочку», ловит одну рыбку и возвращается бегом к команде. Выигрывает команда, которая быстрее «поймает» всю рыбу из «озера».

Проводится игра «Рыбак и рыбки»

5 конкурс – «Медицинская помощь»

В походах иногда случаются травмы, и нужно уметь оказать первую помощь пострадавшему. Устраиваем веселую медицинскую эстафету. Каждая команда выбирает самого легкого участника. Им выпадает участь быть «пострадавшими». Команды выстраиваются в две колонны. Два человека, стоящие первыми, скрепляют руки «стульчиком», «пострадавший» усаживается. По команде «Марш!» игроки несут своих «пострадавших» до фишки, обегают вокруг её и возвращаются к своей команде, пересаживая «пострадавшего» на следующие «носилки». Прибегая к финишу, пострадавшего нужно обмотать рулоном туалетной бумаги. Чья команда быстрее справилась с заданием, та и победила.

6 конкурс «На ночлеге»

Ведущая:

Туристы любят шутки, смех
Пусть дождь в палатки к нам стучится,
И если нас завалит снег.
С пути стараемся не сбиться!

Конкурс пантомимы. Командам было предложено изобразить палатку. Судья просит показать, что будет с палаткой, если пойдет дождь или налетит ветер. Остальные участники команды должны забраться в палатку на ночлег.

7 конкурс «В гостях у лесных жителей»

На картинках (Рисунок 1,2) детям предлагается выбрать следы лесных жителей.

Рисунок 1. Следы

Рисунок 2. Следы

Проводится игра 1-2 класс «У медведя во бору»

3-4 класс «Коршун и наседка»

8 конкурс «Съедобные, несъедобные грибы»

Задание: перечисли названия грибов (по командам)

Эстафета «Собери грибы»

9 конкурс «Бывалый костровой»

Задание: Рассмотреть картинку с видами костров (Рисунок 3) и соорудить один из них. Проводится по командам.

Подвижная игра «Стихия»

10 конкурс «Краеведческая викторина»

Каждый турист должен знать природу, историю, животный и растительный мир своего родного края. Сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы краеведческой викторины.

  1. Назовите горы Иркутской области.
  2. Назовите реки Иркутской области.
  3. Назовите города Иркутской области.
  4. Назовите районы города Иркутска.
  5. Назовите лекарственные растения нашей местности.
  6. Назовите деревья нашей местности.

Проводится подвижная игра «Города»

«Город за городом». Требуется площадка 10×10 или 20×20 м по четырем сторонам или по углам площадки чертятся 3 города 1х1 и 4-й главный, 3×3 м или немного меньше (рис 18)

Играющие делятся на 2 команды с капитаном во главе. По жребию 1 команда заходит в главный город, другая — в поле. У команды, находящейся в главном городе – маленький мяч и лапта. Одна команда называется подающей, другая — командой поля.

Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и встает за переднюю черту города, а капитан на этой же черте – напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его как можно выше и дальше в поле. Если удар был хороший и можно предположить, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый город. Затем, если успеет, во второй, 3-й и обратно. Если же мяч отбит плохо, то можно совсем не убегать из главного города и там дождаться удара следующего игрока чтобы обежать другие города и вернуться в главный город.

Игроки поля стараются поймать мяч с воздуха – «поймать свечу» или схватить мяч и попасть им в игрока, перебегающего из города в город. Если им это удастся, они меняются местами с подающей командой, если нет, то отбивает мяч в поле следующий игрок и т.д. Каждый, обежавший все города и возвратившийся в главный город, выигрывает для своей команды очко и имеет право опять бить по мячу в свою очередь.

Правила.

  1. Играющие имеют право перебегать в города только когда мяч находится в поле. Как только мяч брошен в главный город, перебегать нельзя.
  2. В одном городе могут укрываться несколько игроков.
  3. Капитан команды имеет право отбивать мяч 3 раза подряд все остальные играющие – 1 раз.
  4. Промахнувшийся при отбивании мяча не имеет права бежать в город
  5. Если капитан остался в главном городе один, то ему «подает» мяч ближайший игрок с поля.
  6. Каждый игрок подающей команды должен обязательно побывать в каждом городе и вернуться в главный город Он перебегает, пока мяч не вернётся в главный город. Поэтому иногда игрокам поля выгоднее перебросить мяч в главный город нежели, рискуя, бросать его в перебегающих.
  7. Команды меняются местами в случаях: а) кто-либо из подающей команды осален в поле вовремя перебежки — б) если мяч, посланный из города, пойман с воздуха; в) если у подающей команды нет в главном городе ни одного игрока, имеющего право бить по мячу
  8. При смене игроки подающей команды занимают те города, в которых они были в предыдущую игру во время отбивания мяча
  9. Игра кончается, когда выиграно установленное количество очков или, когда истекло установленное время.

Побеждает команда, закончившая эстафету раньше и не допустившая ошибок (имеющая меньше штрафных очков).

Сценарий спортивно-развлекательного
мероприятия в летнем оздоровительном
лагере. Игра–путешествие «Мы — туристы»

Автор: Никанорова Татьяна Федоровна

Организация: МАОУ СОШ №9

Населенный пункт: г. Великий Новгород

Цель: популяризация основ здорового образа жизни, повышение двигательной активности обучающихся посредством сюжетной игровой деятельности.

Задачи:

пропаганда здорового образа жизни, популяризация спортивного досуга;

— укрепление командного духа и сплочение коллектива, умение взаимодействовать в разновозрастной группе.

-развитие интереса к туристической деятельности;

— развитие силы, ловкости, выносливости, инициативы, настойчивости;

— воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Подготовка к мероприятию.

Успех каждого мероприятия зависит от качественной подготовки. Важно продумать место проведения, подготовить весь необходимый инвентарь и атрибуты. Мероприятие должно проходить в темпе, без задержек и промедления, в позитивном настрое, важно, чтобы внимание и интерес детей не снижался на притяжении всего праздника.

Подготовить банданы(ленты) двух цветов по количеству детей, два кроссворда, две ручки, два планшета, протокол, инвентарь для эстафет(смотреть план игры) , карточки со словами (игра «Пойми меня»), крупы в мешочках (для игры «Сухой паёк туриста»), флажки(для игры «Флажки в лесу») Водящий заранее на ограниченном участке прячет 20—30 флажков. Подготовить призы для каждого участника, грамоты для команд.

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели занятия

Подготовить ленточки(банданы) двух цветов. Кроссворды, ручки на две команды.

— Ребята, здравствуйте. Возьмите, пожалуйста, каждый по ленточке. Завяжите их себе на руку. Вот и получилось у нас две команды, давайте придумаем названия. (дети предлагают свои названия команд)

— Молодцы! А теперь, команды, для вас первое испытание. Надо разгадать кроссворд. (См. Приложение №1) Дети разгадывают кроссворд. Кто ответил первый, тому- два балла, второй-один балл.

— А как вы думаете, какая тема нашего мероприятия? (Ответы детей). Правильно, поход. Сегодня вы отправляемся в увлекательное путешествие. А кто из вас ходил в поход? (ответы детей). Здорово! Как называют человека, который отправляется в поход? (Ответы детей). Верно, турист. Мы с вами сегодня туристы. Какие бывают виды туризма? Виды туризма: пешеходный, велосипедный, водный, лыжный, автомобильный. У нас с вами пеший туризм. Мы будем не только идти, но и много играть.

Эмоциональный настрой.

Настроение у нас отличное

А улыбки- дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

В путь-дорогу давно нам пора!

Ребята проходят командами за водящим по тропе на первый этап.

2. Этап Соревновательный

-Ребята, нас ждут эстафеты.

Эстафеты:

1.Картошка в ложке

Инвентарь:2 картофелины, 2 ложки, 2 фишки.

В эстафетном порядке пронести картофель в ложке до поворотной фишки и обратно.Выигрываеткоманда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

2.Бег по кочкам. Болото

Инвентарь:4-6 обручей, фишки.

2-3 обруча лежать перед командой. По команде водящего первый участник бежит ,прыгая с ноги на ногу из обруча в обруч и обратно. Чья команда выполнит задание первой, та и выиграла.

3.Сбор воды.

Инвентарь: 3 ведра, одно из них с водой, 1 мерная чаша, 2 стакана.

У первый участников в руке по стакану, между командами- ведро в водой. Примерно в 5-8 метрах от команд -по пустому ведру. Задача участников- набрать воды из общего ведра, провежать со стаканом ,перелить воду в ведро своей команды ,вернуться обратно, передать стакан следующему участнику.выигрывает команда, которая набрала больше воды и выполнила это быстрее.

4.Ночлег. Инвентарь: 4 гимнастических мата.

По команде первый участник стартует, ложится на мат поперек (укладывается на ночлег), и так все участники. В итоге вся команда должна быстро улечься и уместиться на матах. Чья команда быстрее справилась с заданием, та и победила.

-Эстафеты наши закончились. Какие вы быстрые, дружные, веселые!

Дети усаживаются на маты командами напротив друг друга.

-Молодцы, ребята. Мы с вами набегались, теперь пора немного отдохнуть и поиграть в игру «Пойми меня»

3.Этап «Интеллектуальный»

4. Игра «Пойми меня»
Суть игры: Представителю каждой команды выдается карточка, на которой написано существительное, имеющее отношение к туризму. С помощью жестов и мимики он должен показать своей команде это слово, не произнося его. В ходе оценивания будет учитываться актерское мастерство показывающего, а также правильность и быстрота ответа команды. Слова- вещи для похода летом: карта, компас, спички, рюкзак, палатка, спальник, туристический коврик, дождевик, куртка, кружка, миска, ложка, полотенце, мыло, фонарик, аптечка, фотоаппарат, телефон. Чья команда назовет больше слов за 2 минуты, та и выиграла.

— А теперь пора подвигаться. Вставайте. Поиграем вместе в подвижную игру «Белки на дереве»

5.Этап «Игровой»

Подвижная игра «Белки на дереве»

Все играющие- «белки», они должны стоять на дереве (на деревянных предметах или держаться за дерево.

Между деревьями бегает «собака»-водящий. Белки прыгают с дерева на дерево, а собака пытается поймать (осалить) бегающих белок. Если ей это удаётся, то пойманная белка становится водящим.

Если деревьев нет, а есть полянка, можно сыграть в игру «Бабочки и шмель»

Инвентарь: фишки. Фишки расставлены на полянке. Один участник-шмель. Дети-бабочки бегают по полянке, убегая от шмеля, «садятся на цветок»-становятся над фишкой. До кого коснется «шмель», становится водящим. Водящий может использовать палочку из поролона, тогда её надо передавать тому игроку, до кого коснулся палочкой.

После подвижной игры дети садятся на маты по командам.

6.Этап «Угадай-ка»

«Сухой паёк туриста»

Участники команды должны угадать крупы на ощупь (гречка, рис, пшено, горох, перловка, сахар-песок, макароны, манка). За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

— Ребята, а что можно найти в лесу на обед? (Ответы детей) да, сегодня мы с вами будем грибниками, будем искать грибы. Сколько найдете, все несите в свои команды, будем считать. Кто больше наберёт грибов, та команда и выиграет в этом конкурсе.

7.Этап «Поисковой»

Поиск грибов

Водящий заранее на ограниченном участке прячет 20—30 флажков(грибов). Каждый играющий ведет поиск самостоятельно. Когда условленное время закончится, на общем сборе подсчитывается количество найденных флажков и определяются победители.

8.Подведение итогов игры. Рефлексия.

Водящий и помощники ведут подсчет баллов. Награждают команды грамотами и каждого участника призами.

-Молодцы, ребята, все задания выполнили, в игры поиграли, пора возвращаться нам домой. Подскажите мне, для чего же все-таки люди ходят в походы?

— Гулять, отдыхать, дышать свежим воздухом, общаться друг с другом.

— А вы хорошо отдохнули в нашем походе, все довольны? Попросите своих родителей пойти в поход всей семьей?

Туристы — отважные люди,

Для них не бывает преград,

Желаем больших приключений,

Чтоб жизнь на все сто удалась!

Спасибо вам всем за активное участие!

Использованная литература:

1.Должиков И.И. «Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере: Методическое пособие. » – М.: «Айрис-пресс», 2005. – 176 с. (Методика)

2.Руденко, В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых / В.И. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 43,5 КБ

  2. file1.docx.. 2,3 МБ

Опубликовано: 13.11.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спортивный праздник аппликация
  • Спортивный праздник таблица
  • Спортивный праздник на воздухе зимние забавы
  • Спортивный праздник анука девочки
  • Спортивный праздник счастливы вместе