Спожинки праздник урожая

К концу августа заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (Дожинки, Обжинки). Последний сноп жали молча, чтобы н...

Спожинки Жатва подходит к концу… (Фото: Fesus Robert, по лицензии Shutterstock.com)

К концу августа заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (Дожинки, Обжинки). Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось славянскими народами по всей Европе. Сначала они отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечались Спожинки (Дожинки, Обжинки) — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который раньше выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы (по старому стилю — это было 15 августа).

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивали «бороду Велесу»:

«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле…
Завиваем бороду
У Велеса да на широком…
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».

На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво (Фото: ddsign, по лицензии Shutterstock.com)

Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво (Фото: ddsign, по лицензии Shutterstock.com)

«Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божска».

В этот день освящали мед, яблоки и зерно. После зачина начинался веселый пир (но запрещено было употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.

Когда работать, если у славян так много праздников? Секрет в том, что многие праздники были связаны с трудом. В эти дни полагалось не отдыхать, а трудиться на благо своего Рода и общины. Таковы славянские праздники сбора урожая: Зажинки, Спожинки и Дожинки. Завершаются они Осенинами, только здесь наступает пора для недолгого отдыха.

Сноп, сбор уожая, славянские праздники урожая, спожинки, дожинки

Как определить даты праздников урожая?

В старь к дням празднования относились не так, как нынче. Сейчас всякий праздник имеет для нас одну верную дату. Раньше же многие праздники были связаны с работой и изменениями природы, потому их даты могли сдвигаться. Праздники сбора урожая начинают, конечно, когда уже есть спелые плоды, когда колосья налились силой и готовы к жатве.

Даты праздников отличаются в зависимости от региона страны. В южной местности урожай начинают собирать раньше, а то и вовсе делают это не один раз за лето. На севере на сбор урожая остается совсем немного времени – работа должна завершиться к осенним дождям. Потому если урожай у вас ещё не поспел к Зажинкам, праздновать этот день стоит позже.

Читайте также: Славянский календарь

Славянский календарь на 2023 год

Зажинки: начало сбора урожая

зажинки, праздники урожая у славян

Зажинки, первый праздник сбора урожая, выпадает на 5 июля. В это время всюду начинали сбор даров природы. Где ещё не поспела пшеница и рожь, начинали сенокос. Дети ходили в лес за ягодами и приносили корзины с ними в дом.

Зажинки на поле начинают старшие женщины. Большуха, старшая женщина в семье, отправляется на поле. С собой женщины приносят дары для Матери Сырой Земли. На Зажинки каждая женщина сжинала первый сноп и складывала его вместе с другими снопами, от всей общины. Так делали большой общий сноп, который должен был принести богатый урожай.

После обряда к жатве приступают все женщины деревни. Убирали урожай с песнями:

А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать.

Спожинки: середина сбора урожая, совместная жатва

Спожинки – праздник не столь торжественный, как Зажинки. «Спожинки» значит «совместная жатва». Начиналась она с 15 августа. В это время собирались всей общиной, деревней, смотрели, сколько урожая осталось убрать, на чьем поле больше всего несжатых колосьев, кому нужна помощь.

Спожинки начинаются сразу после Медового спаса. Когда на столе появился первый мёд, хозяева зовут гостей и уговариваются с ними об общей работе – толоке. Участие в толоке могло оплачиваться деньгами или частью урожая. Часто приходили на Спожинки и чтобы повидаться с друзьями-подругами, поработать вместе, ведь так дело веселее спорится.

На горушке на крутой,
На раздольице широкой
А стоит народ всей толпой
Глядит народ толоку.
А чья это толока?
Богатого мужика,
Богатого мужика,
Акимова толока.

дожинки, яблочный спас, сбор урожая у славян

Дожинки: окончание жатвы

Праздник окончания жатвы называют иначе Дожинками. Выпадает он на 22 августа, но может быть и позже. Главное, успеть дожать до начала Осенин, празднования дня Авсеня.

Дожинки считаются также праздником Лешего. В это время хозяин лесов ещё не засыпает, но люди уже начинают прощаться с ним. На границе леса и поля приносят дары Лешему. Хозяина леса благодарят за помощь, за то, что лесные звери не повредили посевам, просят помочь и на следующее лето.

Знаете праздник Дожинки?

Осенины: не один день, а неделя праздников

Осенинами звали всякий съезжий осенний праздник, т.е. день, когда собирается за одним столом родня, в том числе из соседних деревень. Точной даты этот праздник не имеет, однако, вернее всего праздновать Осенины вместе с Авсенем, праздником Осеннего Солнца.

Начинают подготовку к Осенинам 19 сентября. Мужчины собираются на братчину, вместе садятся за стол и не просто пируют, а обсуждают, кто сколько урожая собрал, хватит ли до весны, кому помочь нужно. На братчине делят обязанности по подготовке общего праздника Авсеня для всей деревни.

славяне, осенины, сбор урожая, зажинки, спожинки, дожинки

Авсень или Таусень выпадает на день Осеннего Равнодествия. Но праздновать его можно долго, начиная с 19 и до 25 сентября. За это время встарь успевали встретить Осенины, принять гостей в своём доме, ответить им тем же, погулять на деревенском празднике.

Читайте также:

Овсень — славянский праздник осени, праздник Бога Авсеня

Праздник Коляды – 21,22 декабря, славянский праздник Молодого Солнца

Праздник Ивана Купала — что а праздник такой?

Славянские праздники и обряды

Славянские ведические праздники, традиции и обряды

Славянские ведические праздники, традиции и обряды

Славянский праздник Сапожинки

Спожинки отмечают, когда жатва уже близится к концу, и весь народ ожидает начала веселого и сытного пира.

В середине августа, обычно, на всех славянских землях подходит к окончанию жатва, сбор и переработка нового урожая зерна:

  • пшеницы;
  • проса;
  • ячменя и некоторых других злаковых культур.

Одновременно происходит заготовка отборного зерна на следующий сезон.
Именно отсюда и пошло название этого праздника – Спожинки (Обжимки, Дожинки).

Последний сноп этого урожая жнут молча, не произнося ни слова, чтобы не побеспокоить и не растревожить духа этого поля, который вселяется в него (в этот сноп).

Эти важные и радостные для земледельцев события широко отмечались нашими древними славянскими Предками на территории всей современной Европы.

Славяне обращают особое внимание на такие праздники: кроме Спожинок, они еще отмечают Зажинки, то есть – День Первого Снопа, начало сбора зерна.

Но наибольшей пышности подобные празднования достигали во время празднования Дожинок (День Последнего Снопа, окончание сбора урожая).
Дожинки обычно выпадали на седьмое число августа (последнего месяца лета).

На сжатом поле, по старинному обычаю, оставляют некоторую часть (небольшую полоску земли) с не срезанными колосьями, которую увязывают (сплетают) лентой, Завивая Бороду Велесу – Верховному Покровителю Урожая:
«Уж мы вьем, вьем бороду У Велеса на поле… Завиваем бороду У Велеса да на широком… На ниве великой, Да на горе высокой, На земле чернопахотной… Вейся, вейся, борода Бородушка, вейся Сусек наполняйся!».  

Перед посевом зерна, на зачине, жрецы-волхвы прославляют Бога Велеса, поднимая к Небу горшок с зерном:
«Щедры Велесе Зри на ны с небеси Житом одари Поле возроди Благо дари веси. То Влес ущаше праотце наше Земе раяте, а злаки сеяте, А жняте вена венища А цтеть го яко отце божска».  

Велесу на этом празднике отдельная, и самая высокая, слава, ведь именно он научил наших Предков пахать землю, сеять злаки, жать снопы-венки на поле страдном и нести их в свое жилище.

Земледельцы поклоняются Велесу, как самому Верховному Богу.

В этот день святят:

  • зерно;
  • яблоки;
  • мед.

На Спожинки не разрешается употреблять в пищу мясо говядины.

На пиру в Спожинках хозяйки подают к столу:

  • яблоки;
  • мед;
  • зерновые блюда (каши, пиво, хлеб).

Похожие статьи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

Спожинки, Вторые Осенины (Яблочный Спас)

Спожинки

Спожинки или Вторые Осенины — праздник урожая в народном календаре славян. Сегодня праздник известен как Яблочный спас. Другие названия: Праздник первых плодов, Горохов день, Луков день, Вторые Осенины, Спожинки, Аспожинки, Госпожинки, Вторая встреча осени, праздник Рожаниц. Празднуется 19 августа. Первыми Осенинами считается Медовый Спас (14 августа). Третьими Осенинами — Хлебный или Ореховый Спас (29 августа).

Праздник Вторые Осенины, который больше известен как Яблочный Спас, — древнейший славянский праздник урожая, который имеет многотысячелетнюю историю и зародился ещё в языческие времена. Спожинки знаменуют собой наступление осени и поворот лета на зиму. В отношении этого праздника существуют поверия и приметы: после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее; каков Яблочный Спас, таков будет и январь; Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму; жаркий день предвещает бесснежную зиму, а дождливая погода — зиму, обильную на снега; если в этот день на человека два раза сядет муха, то его будет сопровождать успех на протяжении всего года.

Праздник урожая 19 августа празднуется в честь окончания уборки зерновых культур и огородных культур (другое название праздника — Горохов день, Луков день). К этому времени зачастую уже заканчиваются многие полевые работы, жатва, вывоз хлеба с полей, уборка льна и так далее. Спожинками или Дожинками данный праздник называют по той причине, что это время окончания жатвы. Как правило, древние славяне заканчивали работу в поле и оставляли последний несжатый сноп, который стоял до самой весны. Несрезанные в поле колосья называли «Велесу на бороду» или «завивание бороды Велеса». По поверьям, в оставшемся на поле снопе колосьев до весны зимует дух поля — Полевик. Интересно также и ещё одно название данного праздник — День Рожаниц, что говорит нам о древней традиции чествовать в этот день богинь-рожаниц, которые покровительствуют плодородию, помогли вырастить и собрать богатый урожай.

Яблочный Спас

Тем не менее сегодня этот праздник больше известен как Яблочный Спас. Связано это с тем, что в этот день начинался сбор яблок и других фруктов, овощей и плодов. Приставка «Спас» произошла от того, что после прихода на Русь христианства праздник совпал с христианским праздником «Преображение Господне» (спас — спаситель, спасение). До этого момента названия Яблочный Спас не существовало, однако вполне может быть, что праздник, наравне с такими названиями, как Горохов день и Луков день, мог называться Яблочный день. Яблоки были одним из главных блюд на столе. Кроме того, яблоки относили на могилы своих родственников, где оставляли их в качестве одного из ритуальных блюд. С яблоками пекли пироги, блины и другие праздничные угощения. Считается, что первое яблоко из нового урожая на Яблочный Спас исполняет загаданное желание.

На Спожинки не просто так особым почётом пользуются именно яблоки. Созревшие, наливные, румяные яблоки символизируют летнее солнце, которое окончательно созрело к концу сезона и теперь, подобно фруктам, которые опадают или собираются с деревьев, оно начинает тускнеть, всё меньше радует людей, даёт всё меньше тепла. В Новгородской губернии был зафиксирован старинный обычай, когда в этот день молодёжь шла в поле, где пела песни и водила хороводы, а вечером все собравшиеся отправлялись на пригорок, чтобы с песнями провожать заходящее солнце.

Ещё одним интересным обычаем на праздник Спожинок является обновление в избе огня, то есть старый огонь гасят, а новый зажигают. Делается это «живым» способом — трением дерева или высеканием искр из камня. Также в этот день устраивались гуляния и братчины, в которых участвовали все жители селений и городов.

Видео. Как Орловские Родноверы отмечают «Спожинки» (2014)

Фанера, ДСП, ДВП и многое другое от «ПлитТоргСервис». Большой выбор продукции для строительства и ремонта на www.plittorgservis.com.ua. На сайте компании можно ознакомиться со всеми интересующими вопросами.

Спожинки
(дожинки, вспожинки)

15
серпеня (августа)

Праздник
окончания жатвы

Содержание

I
. Краткая информация о сути праздника

II.
Структура обряда

III.
Пища, потребляемая на Спожинки

IV.
Песни на
Cпожинки

V.
Приметы и поговорки

VI.
Ссылки на полезные статьи, книги

Последний
сноп. Фото начала ХХ в.

ВСПОЖИНКИ, вернее
спожинки, обжинки, конец жатвы и пирование;
осенины, именинный сноп, который носят
по селу с песнями; местами произносят:
госпожинки, госпоженки, путая с Рождеством
Богородицы. см. оспожинки и спожинки.

(Толковый
словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.)

Сайт Велесова
Круга

Спожинки (ДОЖИНКИ,
ЗАЖИНКИ) — праздник окончания жатвы. В
этот день благодарят Даждьбога Трисветлого
и Мать Сыру Землю за урожай, приносят
требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают
на поле из последних колосьев «бороду»
Велесу. В пору двоеверия на Руси 15
серпеня/августа отмечали Успение
Пресвятой Богородицы.

В народе говорили:
«Успенский пост спожинками разрешается»,
«Успение кончает дожинки». Женщины,
окончив жатву, катались по стерне и
приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай
мою силку — на пест, на колотило, на
кривое веретено!» — возвращая себе при
помощи этого заклинания отданную ими
Земле (ниве, жниве) силу . В некоторых
губерниях Спожинки праздновались в
один день с Хлебным Спасом (16
серпеня/августа).

В некоторых губерниях,
где Имя Велеса (Волоса) не стёрлось в
памяти народной за века так называемого
двоеверия, обычай оставлять в поле
сплетённые особым образом колоски
«Волосу на бородку» сохранился вплоть
до XX в. Кое-где колосья заплетали
(«заламывали») святому Николаю, отчасти
заменившему в эпоху двоеверия в народном
сознании Велеса: «Миколе на бородку,
чтобы святой угодник на будущий год не
оставил нас без урожая», а рядом закапывали
в землю хлеб и соль.)

(http://www.velesovkrug.ru/prazdniki/spozhinki.html)

III. Структура обряда

  1. Ритуальное пожинание последнего снопа

Спожинки – это день
последней жатвы. В разных регионах
происходит она в различное время: где-то
в начале, где-то в середине, а где-то в
конце августа. Соответственно разные
объединения славянских общин празднуют
Спожинки в разное время. Мы отмечаем их
17-18 августа.

Первым и важнейшим
ритуалом на Спожинках был ритуал
пожинания последнего снопа. Совершали
это в молчании, дабы не побеспокоить
полевика, который в этот сноп вселяется.
Из этого снопа делали т.н. Пожинальник,
придавая ему человекоподобную форму и
одевая в женскую одежду, поскольку он
посвящен Макоши.

Ритуальный Сноп
должен обязательно стоять в каждом
доме. Он хранился до начала жатвы, когда
его обмолачивали и, добытыми из него
зернами, осеменяли поля.

Независимо от того,
что мало кто из нас пашет и сеет, сноп
все равно должен стоять в Красном Углу
у каждого славянина, а также на Капище
во время проведения обряда. Сделать его
можно из любой растительности, но лучше
всего, если у вас есть сад, использовать
растения выросшие в нем.

  1. Катание по полю

Затем, по завершению
полевых работ, девушки катались по полю
со словами:

***

Жнивка,
жнивка,

Отдай
мою силку:

На
пест,

На
колотило,

На
молотило,

На
кривое веретено
!

***

Нива,
нива, отдай мою силу,

Я
тебя жала, силу теряла,

Нива,
нива, отдай мою силу,

На
пест, на колотило,

На
молотило, да криво веретено.

Целью этого магического
обряда было возвращение отданной Земле
силы, во время полевых работ. В современном
мире женщины, как правило, не занимаются
земледельческими работами, но, тем не
менее, на мой взгляд, подобного рода
ритуал не теряет своего смысла. В течение
года люди отдают свою энергию иным видам
труда, и, поскольку, в это время
активизируются силы Земли, то не будет
лишним, ложась на Землю Мать, просить у
Нее силы и здоровья, ходить босиком по
Земле.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спн гру праздники
  • Спорт денсаулы? кепілі сценарий балаба?шада
  • Спн гру праздник дата
  • Спорт бэйрэме татарча сценарий
  • Сплошные праздники юмор