Справочное бюро библиотеки сценарий

 Задача урока - научить детей пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками

МБОУ СОШ с. Наумовка

Библиотечный урок на тему:

«Справочный аппарат библиотеки»

                                                                                                            Разработана    

библиотекарем Прядко О.В.

Наумовка, 2011 год

Библиотечный урок

Тема: «Справочный аппарат библиотеки»

Цель урока:

1) познакомить детей с понятиями: словарь, справочник, энциклопедия

2)научить пользоваться ими.

Ход работы:

Слова библиотекаря: Ребята, вы честно посещаете библиотеку, какие книги хранятся в нашей библиотеке?

Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает много вопросов: «Откуда? Зачем? Почему?» Чтобы получить нужную информацию, вы должны обратиться к справочным изданиям.

В нашей библиотеке имеются такие справочные издания:

Во-первых, словари:

   1.Толковый словарь В.Даля

   2.Толковый словарь С.И.Ожегова

   3. Учебный словарь В.В.Репкина

   4.Орфографические, фразеологические и др. словари русского языка.

Имеются тематические энциклопедии.

Слово «энциклопедия» — французское. Оно значит – свод знаний.

Энциклопедии могут рассказать вам почти обо всем

  -По географии

  -По истории

  -По различным отраслям знаний

  и, конечно же,  Большая Российская энциклопедия – универсальная.

Вы должны знать хорошо алфавит, так как все слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

II. Часть практическая

А сейчас поработаем со словарями. Первая группа, найдите в толковом словаре В.И.Даля слова:  «плуг» и «розга». Вторая группа, в словаре Ожегова слова: «волшебство»  и « игла». Третья группа, работаем с тематическими энциклопедиями. Кто такой Конфуций? Что такое Вулканы?

III.Викторина

Ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины:

  1. Что такое библиотека?
  2. Какие книги мы назовем справочниками, словарями, энциклопедиями?
  3. Какие словари вы запомнили?
  4. Как называется справочник, который ответить на любой вопрос? (энциклопедия)
  5. Вспомните из какой энциклопедии можно узнать об императорах? (историческая энциклопедия)
  6. Из каких частей состоит книга?
  7. Какие пословицы и поговорки о книгах вы знакомы? (читают пословицы и поговорки)

IV.Чтение стихов о книгах и о библиотеке

Библиотечный урок: «КНИГИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ ВСЁ»

Цель урока – научить детей получать информацию из словарей, ориентироваться в море справочной литературы, дать представления об языковых словарях

Задачи:

1)способствовать формированию интереса к книжным изданиям;

2)формировать умение работать со словарями, энциклопедиями, извлекая из них необходимую информацию, как в печатных, так и в электронных изданиях;

3)способствовать развитию познавательного опыта детей через работу со словарями;

4)расширить представление учащихся о многообразии справочной литературы;

5)способствовать развитию навыков получения информации через использование ресурсов «Виртуального читального зала» школы и приложений мобильных устройств учащихся.

Ход урока:

Вы никогда не задумывались, сколько слов в русском языке? Ученые полагают, что более 500 тысяч слов. А как вы думаете, где они хранятся? Правильно в справочниках, словарях и энциклопедиях. Обратите внимание на нашу выставку. На ней представлены различные словари и энциклопедии. Рассмотрите её повнимательнее.

Послушайте стихотворение Якова Козловского о словарях:
Уважаем Государь 
По прозванию Словарь, 
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю, 
Не однажды за советом 
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь, 
И тебе всегда, как другу, 
Оказать готов услугу
Русской речи Государь 
По прозванию Словарь!
Наверняка, вам случалось, читая какую-нибудь книгу вдруг «споткнуться» на незнакомом слове. Можно, конечно, спросить у взрослых, что оно означает, но иногда и они не смогут дать точного ответа. И тогда лучше всего обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям. Там вы обязательно найдете ответ на любой вопрос. Французский философ Вольтер говорил: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке». 
Все словари делятся на два вида:

1.Энциклопедии, энциклопедические словари, справочники.

2.Языковые словари.

1)Энциклопедии, энциклопедические словари, справочники  описывают мир, объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, выдающихся событиях.
Слово «Энциклопедия» — греческое и дословно переводится как «обучение по всему кругу знаний». Первые энциклопедии появились в Древнем Египте, но ни одна из них до нашего времени не дошла. 
Энциклопедии, энциклопедические словари бывают универсальные и отраслевые.

 Универсальные- то есть в ней есть информация обо всем, например, «Большая советская энциклопедия» состоит из 30 томов ,в ней — и про автомобили, и про цветы, и про планеты, и про животных, и про страны и про многое другое. 

А отраслевые энциклопедии по определенной теме, например, «Полководцы России», «Кто есть кто в мире (биографии известных людей)» (показать книги). 
Как искать материал в таких книгах? В универсальных — по алфавиту, или ещё в некоторых бывает предметно-именной указатель в конце книги (показать), в отраслевых энциклопедиях и словарях есть содержание. 
 2)Языковые словари – в них содержится информация о словах.
Существуют разные типы языковых словарей: есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических и синтаксических свойствах слова. 

Словарь иностранных слов, терминологический, диалектизмов, двуязычный, словарь речевых исправлений и трудностей русского языка, словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Но этот перечень был бы не полон без Толкового словаря.

Настоящей революцией в словарном деле стал «Толковый словарь живого великорусского языка» созданный в середине 19 века Владимиром Ивановичем Далем.
Составитель этого замечательного словаря и сам был замечательным человеком. Владимир Даль родился в небольшом казачьем городке. По национальности отец его был датчанином, а мать происходила из немецкой семьи. Она дала сыну прекрасное образование. Разносторонний ученый, он занимался этнографией, языковедением, медициной, биологией, был писателем, писал под псевдонимом Казак Луганский.
За свою долгую жизнь Даль много повидал и испытал. Был военным, служил мичманом на флоте. Выйдя в отставку Даль, закончил медицинский факультет и получил ученую степень доктора медицины. Потом воевал и был министерским чиновником.
Но все это время Даль собирал материалы для своего словаря.
В 1861 г. вышел первый том словаря, «Толковый словарь живого великорусского языка» стал поистине великим событием в истории отечественной науки. Словарь содержал 200 тыс. слов, причем каждое из них проиллюстрировал пословицей, поговоркой, дал примеры, в которых слова чаще всего употребляются. Даль составлял свой труд, опираясь на «устную речь простого русского человека». Он отвергал иностранные слова, старался заменить их русскими. Сейчас такой работой занимаются целые научные центры.
Собранного материала оказалось так много, что до конца своей жизни Даль продолжал выпускать сборники «Пословицы и поговорки Русского народа» и печатать циклы статей о народных поверьях и суевериях.
Но в настоящее время многие слова и понятия из словаря Даля уже устарели. Давайте с вами вспомним некоторые из слов, если бы мы употребляли некоторые из этих слов наш язык очень обогатился.
Например, слово «Яга» — шуба, тулуп с откидным воротом. Как, например, это слово можно было употребить в современной речи? В этом сезоне в моде яги (шубы) выше колена.
Шепотник – ябеда, клеветник. Все шепотники будут наказаны.
Ококоветь – окоченеть, заледенеть. Ококовел на морозе.
Козлодер – плохой певец. На сцене козлодер.
Действительно, очень интересные и точные слова. 
Ещё у нас толковые словари Ушакова, Ожегова. Именно словарем Ожегова мы и пользуемся в обыденной жизни (показать).
А теперь будем разбираться, как устроен словарь. Материал во всех словарях располагается по алфавиту, так что, тот быстрее найдет информацию, кто лучше знает алфавит.
В толковом словаре всегда дается значение слова, к какому оно роду принадлежит (мужской, женский, средний), какое окончание имеет в родительном падеже. А также приводятся примеры употребления слов.
Давайте познакомимся со следующим языковым словарем — «Словарь иностранных слов». В нашем языке немало иностранных слов, одни настолько прочно вошли в нашу речь, что сталь как родные, например, слово «конфета», — произошло оно от итальянского слова «confetus».

В «Словаре иностранных слов» есть слова, которые мы давно употребляем, а некоторые ещё только начинают входить в наш язык и их значение нам порой не понятно, разобраться с этими словами нам и поможет словарь. Например, слова «ромштекс», «сейшен». Давайте узнаем, что они означают (ищем слова и их значение).

Есть также орфографические словари(помогают нам правильно писать слова), словарь синонимов(например: сердиться-злиться), антонимов(например, весёлый-грустный),орфоэпические(например, нужно- позвонИшь, говорят- позвОнишь), этимологические (рассказывают откуда произошло слово, его историю), фразеологические (когда фразу можно заменить одним словом, например: «на краю света- далеко»)

А теперь я предлагаю вам разделиться на 2 команды. На данном этапе занятия мы будем использовать справочную литературу из школьной библиотеки, из Виртуального читального зала (ВЧЗ). Так же я попрошу вас достать свои мобильные устройства, которые пригодятся нам для считывания QR –кодов.

Задание 1(на ориентацию в библиотечном пространстве). Каждой команде раздаются задания. Внимательно читаем задание и находим описанную энциклопедию в библиотеке. Если нашли без подсказки- команда получает 2 балла, с подсказкой-1 балл. Подсказка представляет собой QR –код, в котором закодировано название энциклопедии (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Задание 2.Внимание на экран (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Посмотрите, какое стихотворение написал Михаил Ясенов про орфографический словарь.

Найти все ошибки в тексте, посчитать их. Та команда, чей ответ будет ближе к истине (в тексте 18 ошибок)- получает 2 балла.

Задание 3. Внимание на экран (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Прочитайте текст. Воспользуйтесь Виртуальным читальным залом библиотеки. Найдите во фразеологическом словаре: первая команда- объяснение первым двум фразеологизмам, вторая команда- двум последним. За каждое правильное объяснение- по 1 баллу.

Задание 4. Каждой команде раздаю по карточке, в которой 8 заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).. Каждая пара заданий выполняется из одного словаря. Из какого именно — вам подскажут выданные QR –коды(ПРИЛОЖЕНИЕ 5). За каждое правильно выполненное задание-по 1 баллу.

Подсчет баллов. Награждение победителей.

Вы большие молодцы! Надеюсь, что наше погружение сегодня в мир справочной литературы было для вас не безынтересным. Ищите те слова и понятия, что вам не понятны в словарях, интересную информацию в энциклопедиях и другой справочной литературе и многое для вас станет понятным.

Используемые источники:

1.Орфографический словарь русского языка.

2. «Толковый словарь великорусского языка» В.И.Даля т.1,3.

3.Школьный словарь иностранных слов.

4.Фразеологический словарь.

5.http://ped-kopilka.ru/blogs/alena-mihailovna-gavrilova/knigi-kotorye-znayut-vs.html

6. Виртуальный читальный зал на платформе: http://ds.biblio.edu54.ru/library

7. Приложение для генерирования QR –кодов : http://qrcoder.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ1.

1. ( Историческая энциклопедия Сибири. )

В этой энциклопедии вы можете прочесть об исторических событиях Сибири. В ней три тома.

2.(Энциклопедия о животных) .

Из этой энциклопедии вы можете узнать обо всём разнообразии животного мира.

3.(Большая советская энциклопедия).

Это универсальная энциклопедия, в которой вы можете прочесть обо всём: и про автомобили, и про цветы, и про планеты, и про животных, и про страны и про многое другое. В ней тридцать томов.

4.(Города мира).

В этой энциклопедии вы можете узнать о городах мира.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

1.Найти объяснение устаревших слов:

Бачить

Глаголь

2.Найти объяснение иностранных слов:

Юниор

Иммунитет

3.Найти объяснение фразеологизмов:

До мозга костей

Краем уха

4.Вставить пропущенные буквы в словах:

Прик…снуться

Дисц…плина

1.Найти объяснение устаревших слов:

Прилапить

Прокуликать

2.Найти объяснение иностранных слов:

Бизнес

Гонор

3.Найти объяснение фразеологизмов:

Чувство локтя

В ежовых рукавицах

4.Вставить пропущенные буквы в словах:

Брош…ра

Ж…сток…сть

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Толковый словарь В.И.Даля т.1(для первой команды).

Толковый словарь В.И.Даля т.3(для второй команды).

Словарь иностранных слов.

Фразеологический словарь.

Орфографический словарь русского языка.

ОНИ ЗНАЮТ ВСЁ!

Библиотечный урок, посвященный справочной литературе, энциклопедиям, словарям

для учащихся 3-4 классов

Цель урока: заинтересовать ребят справочной литературой, научить ею пользоваться.

Задачи: познакомить ребят с понятием: справочная литература. самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.

 К уроку оформляется выставка: “Книги, которые помогут всем” с презентацией  справочных изданий, имеющихся в библиотеке.

Ход занятия:

Человек не может хранить в памяти все: события прошлого и настоящего, даты, цифры, названия, имена. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка, на помощь приходит справочная литература. Сложный путь прошла отечественная справочная литература: от древних летописных сводов, первых «азбуковников», толковавших непонятные слова, и «подорожников» — дорожных карт – до многотомных энциклопедий и разнообразных справочных трудов. Слово «энциклопедия» родилось на берегах древней Эллады. В переводе на русский язык оно означает «обучение кругу знаний, умений». Любой творческий труд, а он начинается уже за школьной партой, немыслим без постоянного обращения к энциклопедиям и другим справочным изданиям. Подумайте и ответьте, какие энциклопедии и справочные книги вы уже знаете? Словарь и справочник – книги скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей; другие расскажут о растениях; третьи – о машинах. Есть словари, которые подскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. Скажите, словари и справочники отличаются друг от друга? Чем, как вы думаете? В словарях слова собраны по алфавиту, в справочнике – по отдельным темам.

А теперь вспомните, как переводится слово «энциклопедия»? В настоящее время энциклопедия представляет собой словарь с подробными статьями по разным предметам. Все, что излагается в энциклопедиях, излагается кратко, сжато для первого ознакомления. Очень полезно начинать свои розыски с энциклопедий, но никак нельзя останавливаться на этом. Энциклопедия всегда дает только ниточку в руки, а надо разматывать весь клубок до конца. Иначе можно остаться полузнайкой. Поэтому помните: то, что вы вычитаете в своей энциклопедии – лишь первая ступень к знанию. Все энциклопедии имеют общую черту: в них легко найти нужное слово. Статьи расположены либо по алфавиту, либо указатель имен и предметов подскажет, на какой странице искать. Запомните: чем раньше вы научитесь пользоваться справочной литературой, тем легче вам будет учиться, овладевать новыми знаниями.  

В нашей библиотеке имеются энциклопедии по географии, истории, литературе, спорту, также очень известные энциклопедии «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей». Энциклопедии очень красочные, интересные, на каждой странице — цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. А еще для вас выпускаются справочные книги по отдельным темам: о металлах, о машинах, о птицах, о растениях и т.д.

Ребята, у кого есть дома энциклопедия?

К разновидностям справочной литературы также относятся словари. Словарей очень много в нашей библиотеке.

Словарь — это сборник слов (обычно в алфавитном порядке)  с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык ( С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). У нас имеются такие словари: этимологические, фразеологические, эпические, орфоэпические, орфографические, словари Ожегова С.И.,( в нескольких томах), словари русского языка Владимира Даля,  морфемно — орфографические словари, грамматические словари русского языка, словари иноязычных слов,   краткие толковые словари и многие многие др. Первая часть урока подошла к концу. Ребята, что вы можете сказать об энциклопедиях, словарях и  справочниках?

А теперь, ребята, мы с вами перейдем на вторую часть нашего урока, итак мини —  викторина  «В мире книг».  Для этого вы должны разделиться  на две команды:    «Знатоки» и «Умники».

Игра состоит из трех интересных  конкурсов, итак, первый конкурс:

I. Конкурс «Интересные загадки»

1.Без языка, без голоса, а все расскажет? (книга)

2.Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит? (бумага, буквы, пишущий)

3.Черные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд, сейчас заговорят? (буквы)

4.Каждый сколько нужно берет, а все остается? (знание)

5.Сама мала, а ума придала? (книга)

6.Молчалива и скромна, интересна и умна, догадайся, кто она? (книга)

7.Черный Ивашка, деревяная рубашка, где пройдется, там след остается?(карандаш)

8.По черной земле белый заяц пробежал? (мел)

9.Белое поле, черное семя, кто поле сеет, тот и разумеет? ( бумага, буквы, пишущий)

10.Маленький Ивашка, красная рубашка, где носом ткнет, там черту проведет? (карандаш)

11.Какая водица только для грамотных годится? (чернила)

12.Хорошо видит, а слепой? (неграмотный)

13.Мал малышок, а мудрые пути указывает? (перо)

14.Неграмотный, а весь век пишет? (карандаш)

15.Что находиться между рекой и берегом? (буква И)

16.Черные чернизины, как они нанизаны! Засмотрелся Фома — понабрался ума? (буквы, знание)

17.Кто же этот добрый, друг молчаливый, мудрый, правдивый и справедливый? Видеть — не видит, слышать — не слышет, молча все скажет, все нам опишет, правде научит, кривду осудит, с нами порою, весело шутит? (книга)

18.Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть? (ум)

19.Пятеро волов одной сохой пашут? ( бумага, буквы, пишущий)

20.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает? (книга)

                        II. Конкурс.  Пословицы и поговорки  про знание.

(Какая команда больше знает пословицы и поговорки про знание, труд и грамоте)

1. Не учи безделью, а учи рукоделью.

2.Труд человека кормит, а лень портит.

3.Дело мастера боится.

4.Знание — лучше богатства.

5.Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

6.Красна птица перьем, а человек ученьем.

7.Наукой люди кормятся.

8.Не говори чему учился, а говори, что узнал.

9.С книгой поведешься — ума наберешься.

10.Уменье везде найдет примененье.

                                    III. Конкурс. Продолжить пословицу:

Век живи — век учись.

Не красна книга письмом, красна  умом.

Без труда не вытащишь, и рыбку из пруда.

Ученье —  свет, а неученье —  тьма.

Молодцы, ребята! Сегодняшний урок подошел к концу. Я думаю, вам пригодятся знания, полученные на нем. До новых встреч!

Литература:

1.      Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. – М.: Дет. лит., 1983.

2.      Дорохов А. Зеленый… Желтый…Красный! – М.: Дет.

3.      Детская энциклопедия. – Прил. к газете “Аргументы и факты”.- Познавательный журнал для девочек и мальчиков. — 1998. — № 5

4.      Дорохов А.А. Про тебя самого: Научно-худ. литература. / Художники Н.Мищенко, В. Освер.- М.: Дет. лит., 1989. – 56с.:ил.

5.      АБВГ. – Детский ежемесячный журнал. – 2007. — № 9.

Просмотр содержимого документа

«»ОНИ ЗНАЮТ ВСЁ!» : Библиотечный урок, посвященный справочной литературе, энциклопедиям, словарям для учащихся 3-4 классов »

Цель: Познакомить учащихся с различными видами энциклопедий,
энциклопедических словарей их спецификой, способами их построения.

Задачи:

  • Научить пользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями.
  • Привитие интереса к справочной литературе.
  • Повторить и закрепить знания учащихся о языковых словарях.
  • Систематизировать знания через мультимедийную презентацию.

Оборудование: энциклопедии, энциклопедические словари, набор вопросов
для практической части, таблицы, юла.

I. Вступление.

/Доска/

“Библиотека– это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и
открытия, а другие берут их в рост”.
А.И.Герцен.

Библиотекарь:

Без книг и других источников информации современное образование невозможно.
Значит невозможно оно и без библиотеки. История развития человеческого разума
связана с библиотеками.

А что значит слово БИБЛИОТЕКА?

Доска: БИБЛИО – книга

ТЕКА – хранилище

Жизнь заставляет человека получать все новую информацию, накапливать ее и
двигаться вперед, добиваться новых знаний, делать новые открытия. В этом
помогает справочная литература, энциклопедии. Надо только умело всем
пользоваться. Сегодня предлагаю вам подробнее познакомиться с такими источниками
информации, как энциклопедии.

Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в
разных головах. Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное
бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: “Эти книги делают
человека умным и обучают невежду, помогая ему понять все”.

Труды энциклопедического характера были обнаружены в Китае в X–XII в.в. до
н.э. Родоначальником европейской энциклопедии считается римский писатель и
ученый М.Т.Варрах.

19 век стал периодом создания национальных энциклопедий во многих странах.
Укрепились достижения энциклопедистики и в России. Об этом нам расскажут ребята.

1-й ученик:

Первым энциклопедическим трудом можно считать словарь иноземных слов,
дошедший до нас в “Кормчей книге”, (1828 г., запись сделана новгородским
священником Климентом и объясняла иностранные слова из Евангелий и Псалтырей.)
Словарь включал слова в алфавитном порядке.

Позже в Новгороде появился словарь, который толковал слова
разговорно-бытового характера, кроме церковно-книжных.

В 16–17вв. в Московском государстве появляется большое количество
азбуковников. Они включали понятия из различных отраслей знаний и представляли
круг знаний, характерных для средневековья.

2-й ученик:

Конец XVIII века отмечен в России ростом издания словарей и справочников по
специальным вопросам:

“Опыт исторического словаря о российских писателях” Н.И.Новикова.1772г.

“Ботанический подробный словарь” А.Мейера.1781г.

“Географический словарь Российского
государства”Л.М.Максимовича.1788г“Сельский лечебник, или словарь врачевания”
М.Д.Чулкова.1789г.

“Лексикон Российский”В.Н.Татищева – незаконченный труд – первая попытка
создания национальной энциклопедии.

“Русский энциклопедический словарь” в 16 томах.

3-й ученик:

“Энциклопедический словарь” Ф.Брокгауза и И.А Ефрона в 82 томах + 4 тома
дополнений – самая крупная из всех дореволюционных энциклопедий. Этот словарь
имел богатый справочный аппарат и пользовался большим спросом. После 1917 года
энциклопедическое дело в России получило широкое распространение.

Были выпущены:

“Крестьянская сельскохозяйственная энциклопедия”, 7 т.

“Торговая энциклопедия”, 3т.

В феврале было создано специальное издательство “Советская энциклопедия”,
выпустившее:

“Большую Советскую энциклопедию”(1 издание в 66 томах, 2 издание в 51 т.3
издание в 30 т.);

“Малую Советскую энциклопедию”;

“Мифы народов мира”;

“Русские писатели”– многотомный библиографический словарь и многие другие
издания.

Библиотекарь:

Но ни в одной стране мира не было энциклопедии для любознательных детей 9–10
лет. Такая книга вышла в России в 1969г. в 2 томах, а позднее в 3томах. Ее
название придумал Л.Кассиль “Что такое? Кто такой?”

Поднятые паруса на обложке призывают читателя:

“Ставьте вопросы, как паруса, – и пусть эта книга будет вашим кораблем в
безбрежном океане знаний”.

Книга дает более тысячи ответов.

Посмотрите на выставку. Здесь представлена только малая часть справочной
литературы. Это энциклопедии и энциклопедические словари. Это первый блок
справочной литературы. Здесь содержатся фундаментальные своды знаний. Открыть
страницы энциклопедий поможет нам вот этот ключ (на доску прикрепляется ключ).

А как вы думаете, что обозначает слово ЭНЦИКЛОПЕДИЯ?

II. Основная часть.

/Доска/

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч.– обучение по всему кругу знаний.)
Научно-справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний.
Материал расположен в алфавитном порядке или по систематическому принципу
(по отраслям знаний).
Советский энциклопедический словарь.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям
знания в форме словаря.
Приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-нибудь науки.
С.И.Ожегов

Библиотекарь:

/Таблица/

1. По структуре энциклопедии делятся на:

  • АЛФАВИТНЫЕ
  • СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ

2. По объему информации (условно) на :

  • БОЛЬШИЕ (неск. десятков томов)
  • МАЛЫЕ (10–12т)
  • КРАТКИЕ (4–6т)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ (одно и трехтомные)

3. По специфике отбора материала энциклопедии делят на несколько видов:

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (включены все отрасли знаний):
    Британская(32т.)
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (84т и 4т дополнений)
    Большая Советская энциклопедия(51т)
  • ОТРАСЛЕВЫЕ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ
  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ (Библейская, Лауреаты Нобелевской премии)
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ
  • ПРОБЛЕМНЫЕ
  • БИОГРАФИЧЕСКИЕ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

В энциклопедиях содержание статьи развернуто и многопланово, а в словарях
статья лаконична, содержащая определение, краткое толкование.

/Таблица/

Признаки энциклопедии:

– полнота информации по данной теме
– системность изложения в каждой отрасли знаний
– научность, т.е.изложение установленных наукой и практикой фактов
– фактологическая точность
– лаконичность и популярность изложения
– наличие справочного аппарата

Правила пользования энциклопедиями.

(Объяснение материала и практическое применение.)

На столах у детей МСЭ

1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке.

Если точно знаешь написание разыскиваемого слова, то ничего удобнее нет.

(Определите, можно ли найти в первом томе объяснение слова “котангенс”?
Почему? В каком томе мы найдем?)

2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке
каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска, т.к. берете тот том,
который вам нужен.(Найдите такие слова, прочитайте вслух)

3. На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время
поиска, т. к. не нужно просматривать все словарные статьи, а достаточно
посмотреть на ключевое слово и вы видите сразу первое и последнее слово на
странице.(Найдем такие слова на странице).

4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и
смерти. (Рассмотреть.)

5. Для облегчения нахождения необходимых сведений в МСЭ применена система
ссылок (курсив в скобках). Это означает, что в энциклопедии имеется отдельная
статья под таким названием. (Найдите такие ссылки.)

6. Применяется система сокращений. (Найти сокращения.)

7. В конце каждого тома есть справочный аппарат (только к данному тому),
список карт, иллюстраций. (Откроем последнюю страницу, найдем такой справочный
аппарат).

8. У алфавитного расположения есть и свои трудности. Названия многих статей
состоят из нескольких слов.

Например: автомобильный (кран, транспорт)

Рабочий класс (есть классы людей, животных)

Если несколько слов то нужно искать ключевое слово, главное по смыслу. Если
слов два, то ищем так: Южная Америка (ключевое АМЕРИКА)– если нету в этом томе,
значит ищем Южная или Северная.

Детская энциклопедия.

Рассмотрим Детскую Энциклопедию. В ней совсем другое расположение материала.
Каждый ее том посвящен отдельной отрасли знания. Внутри тома сообщения
расположены по темам или периодам. Такое же расположение встречается и в
современных энциклопедиях.

Энциклопедические словари.

Все устроены по алфавитному принципу. Я вам представляю сегодня лишь
Советский энциклопедический словарь и энциклопедический словарь Брокгауза и
Ефрона.

Есть еще языковые словари. Назовите, какие вы знаете?

С порядком строения словарей вы знакомы. В конце нашего занятия мы вам
предложим очень интересную работу для домашнего выполнения.

III. Практическая часть.

А сейчас предлагаю вам выбрать вопросы для работы с энциклопедиями. Это
упрощенный вид игры “Поле чудес”. Отвечать будете по плану.

/Доска/

  1. Определение понятия.
  2. Название энциклопедии.
  3. Том, страница.

На круге по секторам расположены вопросы. Крутим юлу. Стрелка укажет вам
выбранный вопрос.

Вопросы по энциклопедиям.

  1. Кого называют АНИМАЛИСТОМ? Назвать крупных анималистов в России.
  2. Что такое ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ? Для чего предназначена? Когда впервые
    были сформированы в России истребительные отряды?
  3. Что такое ПЕЙЗАЖ? Где известен пейзаж? Кто сыграл выдающуюся роль в
    развитии пейзажа из известных художников?
  4. Что такое ЛАЗАРЕТ? Почему так называется?
  5. Что называют звездными скоплениями? На какие разновидности
    подразделяются? Коротко рассказать о каждой разновидности.
  6. Как врачи называют заболевание, связанное с ВЫСОКИМ КРОВЯНЫМ ДАВЛЕНИЕМ?
    Что вызывает повышение кровяного давления?

Вопросы по словарям.

  1. Что такое БАМ?
  2. Что такое ИППОДРОМ?
  3. Найдите объяснение слова МОНОЛИТНЫЙ.
  4. Что называют ПИГМЕНТАМИ? Какую функцию они выполняют?
  5. Найдте определение слова ТАЛИСМАН.
  6. Что такое ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ? Для чего предназначен?

IV. Подведение итогов.

Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это
значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими
словарями. Приятно было видеть, как слаженно работала каждая группа. А теперь
каждая группа получит домашнее задание. Надо подготовить презентацию словарей.

В презентации отразить:

  1. Название словаря.
  2. Автор (авторы).
  3. Год издания.
  4. Аннотация (общее представление о словаре).
  5. Примеры.

1-я группа-словарь фразеологический

2-я группа-словарь омонимов

3-я группа-словарь антонимов

4-я группа-словарь Даля

5-я группа-словарь иностранных слов.

Всем спасибо за работу. Ваши презентации словарей посмотрим на следующем
уроке.

Литература:

  1. Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1998.
  2. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.
  3. Библиотечные уроки: Обучение школьников основам
    библиотечно-библиографических знаний. Волгоград: “Панорама”, 2006.
  4. Журнал “Школьная библиотека” . – № 1, январь, 2006.
  5. Журнал “Школьная библиотека”. – № 8, октябрь, 2002.

НОВОСТИ


День библиографии «Справочное бюро библиотеки»

21 октября 2021 г.

День библиографии «Справочное бюро библиотеки»20 октября в библиотеке-филиале №19 прошел день библиографии «Справочное бюро библиотеки». В ходе проведенных мероприятий читатели узнали, как правильно работать с библиотечными каталогами и картотеками, с библиографическими указателями, справочными изданиями.

Ребятам было предложено самим побывать в роли библиотекаря и найти информацию по предложенным темам. Воспользовавшись алфавитным и систематическим каталогами, дети самостоятельно находили книги.

Библиотекари разобрали с участниками такие вопросы: Что такое библиография? Что относится к справочному аппарату библиотеки? Какие книги относятся к справочным изданиям?

Также был проведён обзор у книжной выставке «Учись! Узнавай! Удивляйся!», где была представлена литература к данной теме.

День библиографии «Справочное бюро библиотеки» День библиографии «Справочное бюро библиотеки» День библиографии «Справочное бюро библиотеки» День библиографии «Справочное бюро библиотеки»День библиографии «Справочное бюро библиотеки»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спортивный праздник заметка
  • Справлять праздник правильно ли так говорить
  • Спортивный праздник задания
  • Справляем юбилей дома сценарий
  • Спортивный праздник дочки матери