Средокрестие это праздник

Средокрестие — среда (или четверг) на четвертой неделе Великого поста (Крестопоклонной неделе (седмице). В этот день в православной церкви поклонялись Честному и Животворному Кресту Господню. В народе всю неделю называли «Средокрестной».

Средокрестие — среда (или четверг) на четвертой неделе Великого поста (Крестопоклонной неделе (седмице). В этот день в православной церкви поклонялись Честному и Животворному Кресту Господню. В народе всю неделю называли «Средокрестной».

Другие названия: «средохристье», «средохрестный праздник», «кресты», «хрясты», «хрестцы», «средопостье», «крестова Среда», «преполовенье».

Из сорока девяти дней великого поста в русском земледельческом календаре оказались выделенными не более десяти. Одной из самых значительных вех была ночь со среды на четверг в середине великого поста, когда «пост ломается пополам». Предки наши верили, что перелом этот происходит так осязательно, что можно его услышать ровно в полночь.
Четвертая — серединная — неделя поста называлась «средокрестной», или «крестопоклонной». В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а также «наподобие разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или даже человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым.
Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.

Кое-где кресты использовали для гадания, тогда в них запекали кусочек угля, монетку и пр. и по доставшемуся печенью (по его «начинке») судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т. д. Так, уголек сулил печаль, зерно — хороший урожай, лучина — гроб, чаинка — нечаянную жизнь, кусочек кирпича — плохое житье, овсяное зернышко — благополучие, монетка — богатство.

В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели (выкрикивали) специальные песни и получали за это угощение — те же «кресты», пироги.
Кресты-пророки, Побежали по дороге, Увидали Христа, Заиграли в три листа! Хрен да редька обломились, Под гору покатились!
Хозяин с хозяйкой выходите, По крестику выносите! (Костромская губ.)
Половина говенья переломилася, А другая под овраг покатилася. Подавайте «крест», подавайте другой, Обмывайте водой!
Тетушка-лебедушка, Поветь-то упала, Коров-то задавила, Кадка молока опрокинулась, Христов-от день пододвинулся! Подавайте крест, Поливайте хвост! (Нижегородская губ.)
Тетушка Анна, Садись на окошко, В осиново лукошко, Чем хошь поливай, Только крест подавай! Кто не даст креста — Упадет изба! (Нижегородская губ.)
Известен и такой оригинальный обычай: ребятишек-поздравителей сажают, «как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами поют: «Здравствуй, хозяин — красное солнышко, здравствуй, хозяюшка — светлый месяц, здравствуйте, дети — яркие звездочки!.. Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!»

Пятая неделя великого поста называется «похвальной» (от «Похвалы», которая в субботу читается в церкви).
На Похвалу сорбка яйцом похваляется (то есть начинает в этот день класть яйца или успевает уже снести первое яйцо).
В среду на «похвальной» неделе в церкви совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, в народе именуемое «Андреевым стоянием» или просто «поклонами».
Девушки считают обязательным выстоять эту службу в церкви, причем полагают, что Андрей Критский за такое рвение поможет им заполучить хороших женихов, о чем они ему усердно молятся.

И. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси


Дохристианские обряды в этот день

Народные обычаи, имевшие место в день Средокрестия, хотя и несли в себе христианскую атрибутику, в основном были направлены на обеспечение благополучного исхода полевых работ, начинавшихся обычно в близкое к этому дню время. Они имеют очень древнее происхождение и лишь позднее, под воздействием христианства, были приурочены к конкретному дню православного календаря.

Важную роль в них играл обрядовый хлеб, действия с которым должны были обеспечить новый урожай.

KrestyПовсеместно в средокрестье из ржаной муки и пресного («постного») или кислого теста пекли печенье в форме крестов, которым придавалось магическое значение и особенная сила, способная благотворно влиять на семена, предназначенные к посеву, будущий урожай, здоровье людей и животных. В некоторых областях Среднего Поволжья — Костормской и Нижегородской — в день Средокрестия были распространены обходы детей с пением средокрестных песенок (напоминающих колядки), за которые они получали печенье «крестики» (см. Кресты).
В некоторых районах Рязанской губ. на средокрестной неделе встречали весну. С блинами и пышками («одоньи») ходили на гумна «кликать лето». Часть пышек вешалась ими на колья, чтобы гумно было полно хлеба. В другом селе пышки надевали на вилы, влезали на крыши и оттуда зазывали лето.

Четверг, следовавший за средокрестной средой также считался праздником, т.е. на протяжении его крестьяне старались на работать.

Статья подготовлена по материалам Российского Этнографического Музея.

У этого термина существуют и другие значения, см. Средокрестие.

Средокрестная неделя
Прославление креста (оборот иконы Спас Нерукотворный, XII век)Прославление креста (оборот иконы Спас Нерукотворный, XII век)
Тип народно-христианский
Иначе Крестопоклонная неделя
Значение «перелом» поста
Отмечается в славянской крестьянской среде
В 2022 с (27 марта) по (2 апреля)
В 2023 с (19 марта) по (25 марта)
В 2024 с (7 апреля) по (13 апреля)
Традиции пекли печенье и пироги в форме креста, детские обходные обряды
Связан с Великим постом

Средокре́стная неде́ля — четвёртая неделя Великого поста[1][2] в народно-христианской традиции славян. В среду этой недели отмечается окончание половины Великого поста и у деревенской детворы был небольшой праздник[3], связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем.

Названия недели

рус. Середокре́стная, Крестопокло́нная, Солдохресная, Крестовая неделя, курск. Середеньё, костром. Половина говина, арханг. Перелом говенья, нижегор. Половинница, Переломная неделя, Водокрёсная неделя[4]; белор. Тыдзень серадакрыжны, крыжапаклонны; укр. Хрестопоклонний, Середохресний тиждень, Середохрестя, Середопістя; полес. Крёстная неделя, Кросная неделя, Крестовая неделя, Крещатая неделя, Крыжовый тыждень, Перекрёстная (неделя), Поклонная (неделя), Середнёхрестная (неделя), Середопостная (неделя), Середохрестная неделя, С(е)редохрестный тыждень, Хрестевый тыждень, Хрестная неделя, Хрестный тыждень, Хрестовый тыждень, Хрестопоклонная неделя, Хрещатая неделя, Христова неделя[5]; польск. środkowy tydzień.

Русские традиции

Печенье «Крест», которое пекли на Средокрестье. Белгородская область, 2019

В воскресенье на четвёртой неделе (седмице) Великого Поста в церкви совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду — «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье». Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст[6].

К Средокрестной неделе пекли пироги в виде креста, которые так и называли — «кресты», а также в виде сельскохозяйственных орудий — сохи, плуга, бороны, косы. Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам[7].

В некоторых местах хозяйка в кресты что-либо запекала, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк — к печали, хлебные зёрна — к доброму урожаю, лучина — к смерти, чаинка — к нечаянной жизни, кусочек кирпича — к плохому жилью, овсяное зёрнышко — к благополучию, монета — к богатству[8].

У русских и полещуков существовала традиция в «кресты» запекать монетку «на счастье». И тот, кому доставался такой крест, должен был первым начинать весеннюю пахоту или сев. Такое печенье хранили и брали с собой в первый выезд в поле или во время первого выгона скота. Считалось, что это печенье способствует будущему урожаю, охраняет при выгоне на пастбище скот и т. д.[9]

В некоторых районах Рязанской губернии на этой неделе встречали весну. Девушки с блинами и пышками ходили на гумна «кликать лето». Часть пышек вешалась ими на колья, чтобы в гумне было много хлеба. В иных сёлах девушки надевали пышки на вилы, влезали на крыши сараев и оттуда зазывали лето[10].

Считалось, что если в понедельник окунуть пряжу в воду, то она станет белее и прочнее[11]. На ночь со среды на четверг приходится середина поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье»[6]. Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст в переднем углу[11]. Четверг этой недели также считался праздником и крестьяне старались не работать[10]

Средопостие (среда)

Разбивание горшка с пеплом в дверях дома, где живёт девушка на выданье. Польша

рус. Средопостие, Хрестци, Середопостье; полес. Крёстная середа, Кросная середа, Поклоны, Середница, Середопостье, Середохрестная середа, Среда, Средопост, Хрести, Хрестная середа, Хрестьё, Хрестцы, Хресты[5]; польск. Śródpoście, Półpoście, Dzień garkotłuka, Dzień ważenia żuru.

Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом. Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян[12].

На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе переламывается пост в переднем углу. Нянюшки и бабушки, забавляя детей, садятся в передний угол, за стол, и стучат под лавкой. Этот стук, как уверяют они детей, будто происходит от ломанья поста. Говорили, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд[2].

Нередко в среду детвора ходила по домам и выкрикивала или пела средокрестные песни, за что получала кресты и иные пироги[13]:

Половина говенья переломилася,
А другая под овраг покатилася.
Подавайте «крест», подавайте другой,
Обмывайте водой[14]

А в Нижегородской губернии пели:

Тётушка Анна,
Садись на окошко,
В осиново лукошко,
Чем хошь поливай,
Только крест подавай!
Кто не даст креста —
Упадёт изба![15]

Средокрестные песенки напоминают святочные колядки, как и сам обряд обхода дворов. Отличает то, что вместо пожеланий благополучия, здесь звучит оповещение, что прошла половина поста, и теперь он катится «ко Христову дню»[16].

В восточных районах Рязанской области существовала традиция выпекать в среду ржаное печенье в форме птицы без крыльев («летки»)[17].

В Польше по улицам ходили компании ребят, издавая шум трещотками и колотушками, что символизировало завершение половины Поста. В домах, где были девушки на выданье, о дверь или стену разбивались глиняные горшки, заполненные пеплом, с криком: «Половина поста!» (польск. Półpoście!). Эти шумные шествия напомнили верующим, что пришло время начать приготовления к празднику Пасхи[18].

Поговорки и приметы

  • Щука хвостом лёд разбивает[19].
  • Половина говенья переломилася, под гору покатилася (костром.)[20].
  • Крепка неделя середою, а пост — Средокрестною (неделей)[11].
  • Долго постился, да на Средокрестной сбился[11].
  • На Средокрестье снег, тепло — грибы и ягоды уродятся, дует холодный северный ветер — ничего не вырастет (вятск.)[11].
  • Тетушка Ненила Говеньице ломила… (нижегор.)[4].

См. также

  • Крестопоклонное воскресенье
  • Фёдорова неделя
  • Вербная неделя

Примечания

  1. Словарь русского языка, 1981, с. 47.
  2. 2,0 2,1 Сахаров, 1885, с. 173.
  3. Будур, 2005, с. 553.
  4. 4,0 4,1 Атрошенко, 2011, с. 55.
  5. 5,0 5,1 Толстая, 2005, с. 298.
  6. 6,0 6,1 Средокрестие Архивная копия от 12 апреля 2017 на Wayback Machine // РЭМ
  7. Калинский, 1997.
  8. Котович, Крук, 2010, с. 336.
  9. Плотникова, 2009, с. 38.
  10. 10,0 10,1 Баранова и др., 2001, с. 556.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Некрылова, 2007, с. 667.
  12. Агапкина, 2012, с. 151.
  13. Будур, 2005, с. 552—553.
  14. Жекулина, Розов, 1989, с. 195. № 321.
  15. Соколова, 1982, с. 21.
  16. Некрылова, 2007, с. 668.
  17. Власова, 2009, с. 441.
  18. Półpoście – dzień garnkotłuka Архивная копия от 19 июля 2018 на Wayback Machine  (польск.)
  19. Даль, 1861–1862, с. 497.
  20. Максимов, 1903, с. 382.

Литература

  • Средопостие / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 151–153. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Атрошенко О. В. Символика Крестопоклонной недели в русской культурно-языковой традиции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — Волгоград: ВГПУ, 2011. — Т. 56, № 2. — С. 54—58.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
  • Даль В. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа. — 1861–1862.
  • Зайцева М. В. Стилевые особенности фольклорных текстов в «средокрестном» обряде обхода дворов // Материалы межрегиональной научной конференции IX ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых. Том II. — Вологда: ВоГУ, 2015. — С. 432—435 — 515 с. — ISBN 978–5–87851–641–9
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Терра, 1997. — 301 с. — ISBN 5-300-01265-3.
  • Крестопоклонная неделя // Словарь современного русского языка. / Сост. И. А. Мудрова — М.: Центрполиграф, 2010 г. — 319 с. — ISBN 978-5-227-02315-5
  • Максимов С. В. Великий пост // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 375—383.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Обрядовая поэзия / Сост., предисл., примеч., подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова. — М.: Современник, 1989. — 735 с. — (Классическая б-ка «Современника»). — ISBN 5-270-00110-1.
  • Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И. В. Власова; Ин-т этнологии и антропологии РАН. — М.: Наука, 2009. — 786 с. — ISBN 978-5-02-036744-9.
  • Печенье фигурное / Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 35–39. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Обряды и обрядовый фольклор. Сб. статей / Отв. ред. В. К. Соколова. — М.: Наука, 1982. — 280 с.
  • Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур. — М.: Олма-пресс, 2005. — С. 89—92. — 608 с. — ISBN 5-224-05128-2.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 8 (Крада—Лящина). — М.: Наука, 1981. — С. 47. — 351 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респект, 1996. Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine

Ссылки

  • Крестопоклонная седмица Великого поста. Вместе с детьми (pravoslavie.ru)

В среду на четвертой неделе Великого поста казаки отмечали праздник Средокрестия (Средохрестия, Сердохрестия) – середины поста. В народе говорили, что в этот день «пост пополам переламывается», и если не спать – можно услышать характерный хруст. «Перелом» поста означал также и приближение весны, будущего сева, поэтому и народные обычаи этого дня были связаны с обеспечением благополучного исхода предстоящих вскоре полевых работ.

В этот день выпекали из «простого» (несдобного) кислого теста печенье в виде крестов (кресты, крестцы). Формы «крестов» различались в разных местах: они могли быть четырехконечными или состоять из 6, 13 взаимно пересекающихся палочек. В последнем случае палочки укладывались крестообразно поверх круглой лепешки.

Часть «крестов» съедали дети, другую – закапывали в землю при первом выезде в поле (остатки крестов сушили и хранили до начала весенних полевых работ). В один из крестов могли запечь монетку – на счастье и богатство тому из членов семьи, кому достанется. В таком случае количество выпекаемых «крестов» соответствовало количеству членов семьи. Впрочем, в некоторых станицах и хуторах выпекали ровно двенадцать «крестов» – по числу святых апостолов.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Средокрестье (хрестци, середопостье) – праздник, отмечающийся народом в середине четвёртой недели Великого поста, когда в ночь со среды на четверг пост, как говорили в народе, переламывался пополам.

В старину основным, повсеместно выполнявшимся обычаем на средокрестье было приготовление обрядового печенья в форме крестов. Совершенно ясен первоначальный смысл выпечки таких печений. Это являлось как бы подготовкой к севу. Печение перед посевом обрядового хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу как земле, так и пахарю, его лошади или волам. Показательно, что у западных русских выпекали также печенье в форме земледельческих орудий – аграрная магия выступает здесь совершенно явственно. Происхождение обычая – несомненно очень древнее, и не случайно он в сходных формах был распространён повсеместно у всего восточнославянского народа. К середине поста этот пережиток древнейшей сельскохозяйственной магии не имел никакого отношения и был приурочен, очевидно, по аналогии – «крестопоклонная» неделя и печенье в форме креста (возможно, впрочем, что форма печенья несколько видоизменилась под воздействием христианства).

Печенье кресты (крестцы, хресты) пекли в среду (кое-где в четверг), обычно из ржаной, на юге – из пшеничной муки. Делали по одному кресту для каждого члена семьи и сверх этого ещё один или несколько. В кресты нередко запекали зёрна хлебных злаков, монету, крестик и другие предметы. По этим предметам гадали, что кого ожидает. По крестам в некоторых местах определяли, кому начинать сев. Этот обычай отметил H.А. Иваницкий в Вологодской губернии и Г.Г. Шаповалова в Нейском районе Костромской области. А в Тимоновском округе Московской области засевать весной яровые должен был человек, которому доставался крест с монетой.

В Хвалынском уезде Саратовской губернии тот, у кого в кресте оказывались зёрна ячменя, обязан был при посеве бросить первую горсть. В Харьковской губернии вместе с другими крестами пекли три особых, в один из них запекали монету. Их хранили в посевном зерне, а когда выезжали первый раз сеять, брали с собой, обходили с ними три раза ниву, затем разламывали, и тот, у кого оказывалась монета, начинал сев. Кресты съедали в тот же день (каждый по кресту), иногда давали и скоту. Так, сибиряки считали, что такое печенье едят для здоровья. Но один или несколько крестов сохраняли до посева, брали их в поле и там съедали (в Московской обл., например, хозяйка хранила до посева два креста. Особенно этот обычай был распространен в южных русских губерниях.

В Калужской и Рязанской губерниях печенье давали лошади, на которой пахали. В Юхновском районе пекли кресты и катухи (шарики). Катухи скармливали овцам, а с крестами выходили в поле. Аналогичный обычай был в Курской губернии – вместе с крестами пекли маленькие лепёшечки, их в тот же день давали скоту, а один крест закапывали в овёс. Его брали с собой в поле и съедали, когда начинали сеять, чтобы «овёс ровный был».

Малороссы пекли хресты (кресцы), «чтобы лучше родилась пшеница»; половину их съедали в тот же день, а другую – на поле, когда выезжали сеять пшеницу. Н. Маркевич писал, что кресты-печенье крестьяне имели при себе, когда сеяли мак (мак в Малороссии обязательно засевали на средокрестье), «часть их оставляют, чтобы носить при посеве пшеницы, остальное съедают»; с крестами выезжали пахать в Харьковской губернии. Малороссы, жившие в Новосильковском уезде Курской губернии, также оставляли до посева три-четыре креста-печенья и брали их в поле, где съедали. В Волынской губернии хресты давали волам, когда в первый раз выезжали пахать.

На Западе Руси также хранили хресцы до посева; один крест должен был находиться во время посева в сеялке; съедали такое печенье в поле, давали их и лошадям. В Вилевской губернии пекли не только хресцы, но и «пироги на манер сельскохозяйственных орудий, так называемые сохи, косы, серпы». Подобные же печенья делали и в Гродненской губернии. Так как испечённым в средокрестье крестам стала приписываться магическая сила, они в некоторых местах стали применяться не только при посеве, но и в других случаях. Так, в Московской губернии их иногда хранили «до Егория», когда давали их коровам и лошадям. В Сибири, как уже говорилось, их ели для здоровья. У малороссов-пчеловодов из слободы Грайворонки Курской губернии печенье-кресты освещали на благовещение в церкви. Когда выставляли улья, их растирали в порошок и всыпали в мёд, которым кормили пчёл.

Из приведённых примеров ясно видно, что обрядовое печенье должно было, по народным представлениям, способствовать плодородию полей и приплоду животных.

Использовали кресты и как целебное средство, и как оберег. Так, в Нежинском уездк Черниговской губернии ими лечили «од пристриту», «од поганкы» и других болезней. В западных областях клали кресты-печенье в закрома с зерном мукой – «щоб нячистая сила ни паскудила». Использование же крестов для гадания о личной судьбе было, конечно, уже позднейшим осмыслением обряда.

Как и многие другие обычаи, печение крестов к концу XIX века в крестьянском быту стало утрачивать своё прежнее значение – их пекли для детей. В середине прошлого века в ходе экспедиции ИРЛИ в деревне Савино-Завражье Макарьевского района Костромской области была записана «крестная» песня, с которой мальчики (девочки редко) ходили в средокрестье по домам и выпрашивали печенье:

Половина говенья переломилася,

А другая под овраг покатилася,

Подайте «крест», подайте другой,

Обмывайте водой.

То же проделывали ребятишки в других районах Костромской области.

Сбором печёных крестов занимались ребятишки и в бывшей Нижегородской губернии (Варнавинский, Ветлужский, Шараигский и Шахунский районы), при этом пели песенки, подобные костромским. Основное в этих песнях – требование печенья и угрозы, если его не дадут. Есть здесь и новый момент, не встречавшийся в Костромской области. В деревне Камянник (Шахунский район) рассказывали, что кресты собирали раньше женщины и пели:

Половина говенья переломится,

Кадка молока опрокинется,

Христов-от день поближе подвинется.

«Они поют, а их обливают водой, чтобы к пасхе был дождь». Последнее свидетельствует, что сбор крестов был не просто забавой, а магическим обрядом вызова весеннего дождя, необходимого для всходов и роста посевов. Об обливании говорится и в детских песенках: «Чем хошь поливай, только крест подавай»; «Подавайте крест, обливайте хвост» и т.п.

Заклинание на дождь было важной частью весенних аграрных обрядов. Об этом говорят заклинания, ставшие детскими песенками (например: «Дождь, дождь, на бабину рожь»), распевавшимися весной.

У южных славян также сохранились весенние обряды вызова дождя (например, Пеперуда и Герман у болгар). В бывшей Нижегородской губернии обряд вызова дождя соединился с печением крестов. Слились они не случайно, оба служили одной цели – подготовке к посеву.

Можно с уверенностью предположить, что в детской забаве вызывание дождя – сохранились пережитки древних обрядов. Не случайно, видимо, и то, что в средокрестье ребятишки ходили с песенками по домам в тех местах, где очень долго сохранялся обычай весеннего поздравления молодожёнов («вьюношник» в Костромской области – «окликание Егория»). Сохранившаяся традиция весенних обходов дворов могла способствовать возникновению новой традиции – хождению по домам за крестами. Однако не исключено, что обрядовым печеньем угощали и раньше людей, ходивших по дворам с пожеланием урожая.

[]

Всё о средокрестье: описание, история, интересные факты (материал для доклада, сообщения, сочинения, презентации или реферата)

Средокрестье – что это такое, праздник, традиция или обычай? Отличие средокрестья от других праздников.

История средокрестья: где появился (откуда пошёл) этот праздник, когда впервые он был упомянут в письменных документах?

Почему средокрестье назвали средокрестьем? Откуда произошло это название (этимология слова «средокрестье»). Какие другие названия у средокрестья?

Средокрестье – это церковный, православный или языческий праздник? Когда (в какой день) его празднуют.

Что делают во время средокрестья? Каковы его традиции? Какие песни пели во время средокрестья?

Особенности средокрестья в различных областях России, Белоруссии, Украины и других славянских государств.

Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста. (10.03 Kb)

Зимние обрядовые праздники завершались Масленицей, которая, по мнению И. М. Снегирева, являлась « главным из праздников весенних языческого происхождения, знаменовала собой союз природы с жизнью человеческой – заклинание весны, соединенное с изгнанием мертвящей зимы, или смерти…»

Таким образом, Масленица становится как бы началом определенного цикла обрядовых действий, связанных с приходом весны, возрождением жизни, природы.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны: ее надлежало зазвать, закликать на очищенное пространство, оповестить о том, с каким нетерпением ее ожидают.

    Жаворонушки, да прилетите к нам,

    Жаворонушки, да принесите нам

    Весну красну да тепло летицо.

    Жаворонушки!

    Нам зима-то надоела,

    Весь и хлебушек поела.

    Жаворонушки!

    Всю куделю перепряли,

    На мотушки пермотали.

    Жаворонушки!

    На базарик пертаскали,

    Детям хлеба покупали.

    Жаворонушки!

Так пели в с. Б Болдино, закликая весну.

Основные обряды закликания весны в Нижегородской области приходились, в соответствии с природными условиями региона, на конец февраля – начало апреля, от Сретенья (15. 02) до Благовещенья (7. 04), хронологически вписываясь в семинедельный Великий пост, который, в свою очередь, становился как бы периодом длительного ожидания прихода весны, преддверием начала полевых работ. Середина поста – среда на четвертой его неделе (в текущем году она приходится на 29. 04) – в народе получила название « перелом»: Великий пост ломался пополам, шел на убыль, а вместе с ним уходило время ожидания, сменяясь временем предвкушения:

    Тетушка! Крестик!

    Говеньице треснет!

    Кадка с молоком опрокинется,

    Христов день пододвинется,

    Красные сапожки с неба упадут,

    Добрые старушки нам по крестику дадут!

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. «Добрые старушки» давали детям гостинец – выпеченный из постного теста крестик.

Обычай отмечать перелом, или Средокрестье, зафиксирован на всей территории Нижегородской области, сопряжен с определенным кругом обрядов, обычаев и поверий, на первом месте из которых – уже отмеченный обход дворов детьми. Дети же оповещали всех о приходе Средокрестья: обычно кто-нибудь из взрослых незаметно с громким треском ломал под столом сухую ветку или щепку (по другим версиям – громко ударял палкой в пол избы или в стену снаружи дома), вызывая радостный детский крик: «Пост переломился!»

Особое внимание к детям в этот день было, возможно, вызвано определенной аналогией: детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой, могут взаимно помогать и поддерживать друг друга в начале пути к зрелости. Такое толкование в известной степени подкрепляет анализ смыслового содержания обряда посевания в составе зимних Святок (13. 01), когда именно дети осуществляют обход изб, имитируя посев зерна с приговорками: «Уродись, пшеница, горох, чечевица, всякое жито…», что должно было инициировать успешный сев и богатый урожай.

Важнейшей частью средокрестных обрядов было особое обрядовое печенье – крестики. Выпекалось оно из обычного постного теста, чаще пресного, иногда кислого, нередко из ржаной муки. Форму креста ему придавали разными способами: накладывали полоски теста крест-накрест друг на друга; раскатывали лепешку диаметром 10 – 12 см, делая 4 надреза от краев к центру и загибая уголки или накладывая на большую лепешку с надрезами меньшую, уже без надрезов и др. В любом случае крестик был с начинкой: под слой теста закладывали обычно какой-нибудь мелкий предмет: пуговку, монетку, лоскуток, уголек, щепочку, щепотку зерна… Каждый такой крестик играл магическую роль: по доставшемуся ему предмету в выбранном крестике человек мог прогнозировать свою судьбу (соответственно вышеперечисленному: нищета, богатство, быть портным или выйти за него замуж, пожар, смерть, изобилие; были и другие предметы и толкования ).

Крестиков – «оракулов» выпекали ровно столько, сколько было членов семьи; в остальные закладывали несколько изюминок, распаренные сушеные яблоки, сушеные ягоды и пр., иногда слегка присыпали сверху сахарным песком или оставляли без всякой начинки. Именно эти крестики – без магического значения – получали дети, обходя дома соседей.

Перелом поста ощущался одновременно и как окончательный переход от зимы к весне: печенье-крестики воспринимались как спутники весны – жаворонки, которых ранее просили прилететь, принести весну – и вот они уже летят:

      Крестики, жавороночки,

      Летите к нам из заслоночки!

Или:   Кресты – пироги

     Сели на дороге.

     Трещат, пищат,

     Каравай тащат.

Любопытно, что в некоторых местностях средокрестные припевки приобретают характер святочных или вьюнишных обходов дворов: просьбы «подать креста» могут сопровождаться угрозами, связанными с нарушением женского плодородия, что обычно в ранневесеннем обрядовом цикле отсутствует:

     Тетка-лебедка,

     Подай креста.

     Не подашь креста –

     Заболит….

Вероятно, здесь можно говорить о пересечении или определенном взаимовлиянии обрядов в условиях утраты их магической значимости при достаточной сохранности и активности бытования.

    Приложения

с. ПОНЕТАЕВКА Шатковского р-на, 1980 г.

На четвертой неделе после Масленицы пекли кресты. В один крест запекали уголек, в другой соломинку, в третий – нательный крестик, в четвертый – деньги.

    Инф. Уханова М. В., 1909 г., Баранова А. С., 1909 г.

    Зап. Вереиной О. П.

 с. ВИЛЕЖ Сокольского р-на, 1998 г.

Дети бегали на Средокрестье с сумками за крестиками.

   «Ты старуха – поленуха,

    Подавай наши кресты ».

Кресты делали просто, палочка на палочку. Тесто было пресное.

    Инф. Логинова П. А., 1914 г.

В Крестовую неделю дети ходили кресты собирали, а учитель сердился.

    Инф. Герасимова А. С., 1922 г.

     Зап. Грановской Н. П.

д. ГАРИ Сокольского р-на

Вот на «Кресты» пели:

     Тетушка Ненила

     Говеньице ломила.

     Говеньице-то ломится,

     Крестика-то хочется.

     Не режь, не ломай,

     Подай целай коровай.

      Инф. Новикова А. А., 1925 г.

       Зап. Грановской Н. П.

п. СОКОЛЬСКОЕ

Ходили по домам дети. Споют, им подают крестик:

     Тетушка, крестик,

     Говеньице-то треснет,

     Середа переломится,

     Крынка масла опрокинется,

     Ко Христову дню пододвинется.

     Ты не режь, не ломай,

     А по целому давай.

      Инф. Степанова К. П., 1931 г.

       Зап. Грановской Н. П. 20. 08. 98.

д. БАХАРЕВО Воскресенского р-на, 1976 г.

   Тетушка, крестик!

   Говинье-то треснет.

   Середа переломится,

   Солнышко закатится,

   Под гору укатится.

    Инф. Беленова Т. Я., 1900 г.

    Зап. Смирновой Н. Н. 6. 06. 1976 г.

с. ЧЕРНОВСКОЕ Большеболдинского р-на.

Кресты пироги.

Кресты пироги

сели на дороге.

Трещат, пищат,

каравай тащат.

Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.

Исполняет Тихомирова Анна Ивановна 1917 г. р.

Запись 1995 г. Грановской Н.П.

Расшифровка 2006 г. Тихомировой Е.В.

Гусарова Татьяна Васильевна.

Материал из Википедии

Перейти к: навигация, поиск

У этого термина существуют и другие значения, см. Средокрестие.

Средокрестная неделя
Тип народно-христианский
Иначе Крестопоклонная неделя
Значение «перелом» поста
Отмечается в славянской крестьянской среде
Традиции пекли печенье и пироги в форме креста, детские обходные обряды
Связан с Великим постом

Средокре́стная неде́ля (Середокре́стная, Крестопокло́нная, курск. Середеньё, костром. Половина говина, арханг. Перелом говенья, нижегор. Половинница, Переломная неделя, Водокрёсная неделя[1]) — четвёртая неделя Великого поста[2][3]. В среду этой недели отмечается окончание половины Великого поста и у деревенской детворы был небольшой праздник[4], связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем.

Содержание

  • 1 Русские традиции
  • 2 Средопостие
  • 3 Поговорки и приметы
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Русские традиции[править]

В воскресенье на четвёртой неделе (седмице) Великого Поста в церкви совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду — «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина Поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье». Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст[5].

К Средокрестной неделе пекли пироги в виде креста, которые так и называли — «кресты», а также в виде сельскохозяйственных орудий — сохи, плуга, бороны, косы. Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам.

В некоторых местах хозяйка в кресты что-либо запекала, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк — к печали, хлебные зёрна — к доброму урожаю, лучина — к смерти, чаинка — к нечаянной жизни, кусочек кирпича — к плохому жилью, овсяное зёрнышко — к благополучию, монета — к богатству.

Средопостие[править]

Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом. Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян[6].

На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе переламывается пост в переднем углу. Нянюшки и бабушки, забавляя детей, садятся в передний угол, за стол, и стучат под лавкой. Этот стук, как уверяют они детей, будто происходит от ломанья поста. Говорили, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд[3].

Нередко в среду детвора ходила по домам и выкрикивала или пела средокрестные песни, за что получала кресты и иные пироги[7]:

Половина говенья переломилася,
А другая под овраг покатилася.
Подавайте «крест», подавайте другой,
Обмывайте водой[8]

А в Нижегородской губернии пели:

Тётушка Анна,
Садись на окошко,
В осиново лукошко,
Чем хошь поливай,
Только крест подавай!
Кто не даст креста —
Упадёт изба![8]

Поговорки и приметы[править]

  • Хрясты — половина посты[источник не указан 2571 день].
  • В среду средокрестной недели кресты пекут (запекая в один из них деревянный крест и засевая хлеб, на счастье того, кому он достанется)[источник не указан 2571 день].
  • Щука хвостом лёд разбивает[9].
  • Половина говенья переломилася, под гору покатилася (костром.)[1].
  • На Средокрестье снег, тепло — грибы и ягоды уродятся, дует холодный северный ветер — ничего не вырастет» (вятск.)[1].
  • Тетушка Ненила Говеньице ломила… (нижегор.)[1].

См. также[править]

  • Неделя крестопоклонная — воскресенье (церк.-слав. неделя), в которое заканчивается Средокрестная неделя
  • Фёдорова неделя
  • Вербная неделя

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Атрошенко, 2011
  2. Словарь русского языка, 1981, с. 47
  3. 3,0 3,1 Сахаров, 1885, с. 173
  4. Будур, 2005, с. 553
  5. Средокрестие // РЭМ
  6. Агапкина, 2012, с. 151
  7. Будур, 2005, с. 552—553
  8. 8,0 8,1 Брудная и др., 1996
  9. Даль, 1861–1862

Литература[править]

  1. Атрошенко О. В. Символика Крестопоклонной недели в русской культурно-языковой традиции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — Волгоград: ВГПУ, 2011. —,. —.
  2. Даль В. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа. — 1861–1862.
  3. Крестопоклонная неделя // Словарь современного русского языка. / Сост. И. А. Мудрова — М.: Центрполиграф, 2010 г. — 319 с. — ISBN 978-5-227-02315-5
  4. Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур. — М.: Олма-пресс, 2005. — С. 89–92. — 608 с. — ISBN 5-224-05128-2.
  5. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  6. Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 8 (Крада—Лящина). — М.: Наука, 1981. — С. 47. — 351 с.
  7. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респект, 1996.

Ссылки[править]

  • Седмица 4-я Великого поста // Православный календарь
 Просмотр этого шаблона Народные праздники славян

Коляда /
Божич
Святки •
Васильев вечер •
Крещенский вечер •
Громницы (Сретенье) •
Власьев день •
Масленица /
Мясопуст
Со́роки •
Благовещенье
Вербное воскресенье •
Пасха
Светлая неделя •
Красная горка •
Радоница
Егорий Вешний •
Никола Вешний •
Вознесенье •
Зелёные святки
Троицкая суббота
Троица
Русальная неделя •
Иван Купала
Петров день •
Ильин день •
Медовый Спас •
Яблочный Спас •
Третий Спас •
Обжинки •
Осенины •
Покров •
Дмитриевская суббота
Дмитриев день •
Кузьминки •
Никола Зимний

Категории:

  • Википедия:Кандидаты на объединение
  • Википедия:Просроченные подведения итогов по объединению страниц
  • Праздники по алфавиту
  • Википедия:Нет источников с января 2016
  • Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 дней
  • Зимние праздники
  • Народный календарь восточных славян
  • Пасха
  • Неделя
  • Переходящие праздники в славянской традиции

СРЕДОКРЕСТИЕ

СРЕДОКРЕСТИЕ

Из сорока девяти дней великого поста в русском земледельческом календаре оказались выделенными не более десяти. Одной из самых значительных вех была ночь со среды на четверг в середине великого поста, когда «пост ломается пополам». Предки наши верили, что перелом этот происходит так осязательно, что можно его услышать ровно в полночь.

Четвертая – серединная – неделя поста называлась «сре-докрестной», или «крестопоклонной». В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а также «наподобие разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или даже человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым.

Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.

Кое-где кресты использовали для гадания, тогда в них запекали кусочек угля, монетку и пр. и по доставшемуся печенью (по его «начинке») судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т. д. Так, уголек сулил печаль, зерно – хороший урожай, лучина – гроб, чаинка – нечаянную жизнь, кусочек кирпича – плохое житье, овсяное зернышко – благополучие, монетка – богатство.

В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели (выкрикивали) специальные песни и получали за это угощение – те же «кресты», пироги.

Кресты-пророки, Побежали по дороге, Увидали Христа, Заиграли в три листа! Хрен да редька обломились, Под гору покатились!

Хозяин с хозяйкой выходите, По крестику выносите! (Костромская губ.)

Половина говенья переломилася, А другая под овраг покатилася. Подавайте «крест», подавайте другой, Обмывайте водой!

Тетушка-лебедушка, Поветь-то упала, Коров-то задавила, Кадка молока опрокинулась, Христов-от день пододвинулся! Подавайте крест, Поливайте хвост! (Нижегородская губ.)

Тетушка Анна, Садись на окошко, В осиново лукошко, Чем хошь поливай, Только крест подавай! Кто не даст креста – Упадет изба! (Нижегородская губ.)

Известен и такой оригинальный обычай: ребятишек-поздравителей сажают, «как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами поют: „Здравствуй, хозяин – красное солнышко, здравствуй, хозяюшка – светлый месяц, здравствуйте, дети – яркие звездочки!.. Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!“

Пятая неделя великого поста называется «похвальной» (от «Похвалы», которая в субботу читается в церкви).

На Похвалу сорбка яйцом похваляется (то есть начинает в этот день класть яйца или успевает уже снести первое яйцо).

В среду на «похвальной» неделе в церкви совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, в народе именуемое «Андреевым стоянием» или просто «поклонами».

Девушки считают обязательным выстоять эту службу в церкви, причем полагают, что Андрей Критский за такое рвение поможет им заполучить хороших женихов, о чем они ему усердно молятся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Средокрестие праздник православный
  • Средневековый театр возникает на основе сельскохозяйственных праздников церковного богослужения
  • Средневековый праздник урожая
  • Средневековый праздник арт
  • Средневековые праздники список