Средокрестие праздник православный

Средокрестье (хрестци, середопостье) – праздник, отмечающийся народом в середине четвёртой недели Великого поста, когда в ночь со среды на четверг пост, как говорили в народе, переламывался пополам. В старину основным, повсеместно выполнявшимся обычаем на средокрестье было приготовление обрядового…

Средокрестье (хрестци, середопостье) – праздник, отмечающийся народом в середине четвёртой недели Великого поста, когда в ночь со среды на четверг пост, как говорили в народе, переламывался пополам.

В старину основным, повсеместно выполнявшимся обычаем на средокрестье было приготовление обрядового печенья в форме крестов. Совершенно ясен первоначальный смысл выпечки таких печений. Это являлось как бы подготовкой к севу. Печение перед посевом обрядового хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу как земле, так и пахарю, его лошади или волам. Показательно, что у западных русских выпекали также печенье в форме земледельческих орудий – аграрная магия выступает здесь совершенно явственно. Происхождение обычая – несомненно очень древнее, и не случайно он в сходных формах был распространён повсеместно у всего восточнославянского народа. К середине поста этот пережиток древнейшей сельскохозяйственной магии не имел никакого отношения и был приурочен, очевидно, по аналогии – «крестопоклонная» неделя и печенье в форме креста (возможно, впрочем, что форма печенья несколько видоизменилась под воздействием христианства).

Печенье кресты (крестцы, хресты) пекли в среду (кое-где в четверг), обычно из ржаной, на юге – из пшеничной муки. Делали по одному кресту для каждого члена семьи и сверх этого ещё один или несколько. В кресты нередко запекали зёрна хлебных злаков, монету, крестик и другие предметы. По этим предметам гадали, что кого ожидает. По крестам в некоторых местах определяли, кому начинать сев. Этот обычай отметил H.А. Иваницкий в Вологодской губернии и Г.Г. Шаповалова в Нейском районе Костромской области. А в Тимоновском округе Московской области засевать весной яровые должен был человек, которому доставался крест с монетой.

В Хвалынском уезде Саратовской губернии тот, у кого в кресте оказывались зёрна ячменя, обязан был при посеве бросить первую горсть. В Харьковской губернии вместе с другими крестами пекли три особых, в один из них запекали монету. Их хранили в посевном зерне, а когда выезжали первый раз сеять, брали с собой, обходили с ними три раза ниву, затем разламывали, и тот, у кого оказывалась монета, начинал сев. Кресты съедали в тот же день (каждый по кресту), иногда давали и скоту. Так, сибиряки считали, что такое печенье едят для здоровья. Но один или несколько крестов сохраняли до посева, брали их в поле и там съедали (в Московской обл., например, хозяйка хранила до посева два креста. Особенно этот обычай был распространен в южных русских губерниях.

В Калужской и Рязанской губерниях печенье давали лошади, на которой пахали. В Юхновском районе пекли кресты и катухи (шарики). Катухи скармливали овцам, а с крестами выходили в поле. Аналогичный обычай был в Курской губернии – вместе с крестами пекли маленькие лепёшечки, их в тот же день давали скоту, а один крест закапывали в овёс. Его брали с собой в поле и съедали, когда начинали сеять, чтобы «овёс ровный был».

Малороссы пекли хресты (кресцы), «чтобы лучше родилась пшеница»; половину их съедали в тот же день, а другую – на поле, когда выезжали сеять пшеницу. Н. Маркевич писал, что кресты-печенье крестьяне имели при себе, когда сеяли мак (мак в Малороссии обязательно засевали на средокрестье), «часть их оставляют, чтобы носить при посеве пшеницы, остальное съедают»; с крестами выезжали пахать в Харьковской губернии. Малороссы, жившие в Новосильковском уезде Курской губернии, также оставляли до посева три-четыре креста-печенья и брали их в поле, где съедали. В Волынской губернии хресты давали волам, когда в первый раз выезжали пахать.

На Западе Руси также хранили хресцы до посева; один крест должен был находиться во время посева в сеялке; съедали такое печенье в поле, давали их и лошадям. В Вилевской губернии пекли не только хресцы, но и «пироги на манер сельскохозяйственных орудий, так называемые сохи, косы, серпы». Подобные же печенья делали и в Гродненской губернии. Так как испечённым в средокрестье крестам стала приписываться магическая сила, они в некоторых местах стали применяться не только при посеве, но и в других случаях. Так, в Московской губернии их иногда хранили «до Егория», когда давали их коровам и лошадям. В Сибири, как уже говорилось, их ели для здоровья. У малороссов-пчеловодов из слободы Грайворонки Курской губернии печенье-кресты освещали на благовещение в церкви. Когда выставляли улья, их растирали в порошок и всыпали в мёд, которым кормили пчёл.

Из приведённых примеров ясно видно, что обрядовое печенье должно было, по народным представлениям, способствовать плодородию полей и приплоду животных.

Использовали кресты и как целебное средство, и как оберег. Так, в Нежинском уездк Черниговской губернии ими лечили «од пристриту», «од поганкы» и других болезней. В западных областях клали кресты-печенье в закрома с зерном мукой – «щоб нячистая сила ни паскудила». Использование же крестов для гадания о личной судьбе было, конечно, уже позднейшим осмыслением обряда.

Как и многие другие обычаи, печение крестов к концу XIX века в крестьянском быту стало утрачивать своё прежнее значение – их пекли для детей. В середине прошлого века в ходе экспедиции ИРЛИ в деревне Савино-Завражье Макарьевского района Костромской области была записана «крестная» песня, с которой мальчики (девочки редко) ходили в средокрестье по домам и выпрашивали печенье:

Половина говенья переломилася,

А другая под овраг покатилася,

Подайте «крест», подайте другой,

Обмывайте водой.

То же проделывали ребятишки в других районах Костромской области.

Сбором печёных крестов занимались ребятишки и в бывшей Нижегородской губернии (Варнавинский, Ветлужский, Шараигский и Шахунский районы), при этом пели песенки, подобные костромским. Основное в этих песнях – требование печенья и угрозы, если его не дадут. Есть здесь и новый момент, не встречавшийся в Костромской области. В деревне Камянник (Шахунский район) рассказывали, что кресты собирали раньше женщины и пели:

Половина говенья переломится,

Кадка молока опрокинется,

Христов-от день поближе подвинется.

«Они поют, а их обливают водой, чтобы к пасхе был дождь». Последнее свидетельствует, что сбор крестов был не просто забавой, а магическим обрядом вызова весеннего дождя, необходимого для всходов и роста посевов. Об обливании говорится и в детских песенках: «Чем хошь поливай, только крест подавай»; «Подавайте крест, обливайте хвост» и т.п.

Заклинание на дождь было важной частью весенних аграрных обрядов. Об этом говорят заклинания, ставшие детскими песенками (например: «Дождь, дождь, на бабину рожь»), распевавшимися весной.

У южных славян также сохранились весенние обряды вызова дождя (например, Пеперуда и Герман у болгар). В бывшей Нижегородской губернии обряд вызова дождя соединился с печением крестов. Слились они не случайно, оба служили одной цели – подготовке к посеву.

Можно с уверенностью предположить, что в детской забаве вызывание дождя – сохранились пережитки древних обрядов. Не случайно, видимо, и то, что в средокрестье ребятишки ходили с песенками по домам в тех местах, где очень долго сохранялся обычай весеннего поздравления молодожёнов («вьюношник» в Костромской области – «окликание Егория»). Сохранившаяся традиция весенних обходов дворов могла способствовать возникновению новой традиции – хождению по домам за крестами. Однако не исключено, что обрядовым печеньем угощали и раньше людей, ходивших по дворам с пожеланием урожая.

[]

Всё о средокрестье: описание, история, интересные факты (материал для доклада, сообщения, сочинения, презентации или реферата)

Средокрестье – что это такое, праздник, традиция или обычай? Отличие средокрестья от других праздников.

История средокрестья: где появился (откуда пошёл) этот праздник, когда впервые он был упомянут в письменных документах?

Почему средокрестье назвали средокрестьем? Откуда произошло это название (этимология слова «средокрестье»). Какие другие названия у средокрестья?

Средокрестье – это церковный, православный или языческий праздник? Когда (в какой день) его празднуют.

Что делают во время средокрестья? Каковы его традиции? Какие песни пели во время средокрестья?

Особенности средокрестья в различных областях России, Белоруссии, Украины и других славянских государств.

Средокрестие — среда (или четверг) на четвертой неделе Великого поста (Крестопоклонной неделе (седмице). В этот день в православной церкви поклонялись Честному и Животворному Кресту Господню. В народе всю неделю называли «Средокрестной».

Другие названия: «средохристье», «средохрестный праздник», «кресты», «хрясты», «хрестцы», «средопостье», «крестова Среда», «преполовенье».

Из сорока девяти дней великого поста в русском земледельческом календаре оказались выделенными не более десяти. Одной из самых значительных вех была ночь со среды на четверг в середине великого поста, когда «пост ломается пополам». Предки наши верили, что перелом этот происходит так осязательно, что можно его услышать ровно в полночь.
Четвертая — серединная — неделя поста называлась «средокрестной», или «крестопоклонной». В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а также «наподобие разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или даже человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым.
Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.

Кое-где кресты использовали для гадания, тогда в них запекали кусочек угля, монетку и пр. и по доставшемуся печенью (по его «начинке») судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т. д. Так, уголек сулил печаль, зерно — хороший урожай, лучина — гроб, чаинка — нечаянную жизнь, кусочек кирпича — плохое житье, овсяное зернышко — благополучие, монетка — богатство.

В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели (выкрикивали) специальные песни и получали за это угощение — те же «кресты», пироги.
Кресты-пророки, Побежали по дороге, Увидали Христа, Заиграли в три листа! Хрен да редька обломились, Под гору покатились!
Хозяин с хозяйкой выходите, По крестику выносите! (Костромская губ.)
Половина говенья переломилася, А другая под овраг покатилася. Подавайте «крест», подавайте другой, Обмывайте водой!
Тетушка-лебедушка, Поветь-то упала, Коров-то задавила, Кадка молока опрокинулась, Христов-от день пододвинулся! Подавайте крест, Поливайте хвост! (Нижегородская губ.)
Тетушка Анна, Садись на окошко, В осиново лукошко, Чем хошь поливай, Только крест подавай! Кто не даст креста — Упадет изба! (Нижегородская губ.)
Известен и такой оригинальный обычай: ребятишек-поздравителей сажают, «как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами поют: «Здравствуй, хозяин — красное солнышко, здравствуй, хозяюшка — светлый месяц, здравствуйте, дети — яркие звездочки!.. Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!»

Пятая неделя великого поста называется «похвальной» (от «Похвалы», которая в субботу читается в церкви).
На Похвалу сорбка яйцом похваляется (то есть начинает в этот день класть яйца или успевает уже снести первое яйцо).
В среду на «похвальной» неделе в церкви совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, в народе именуемое «Андреевым стоянием» или просто «поклонами».
Девушки считают обязательным выстоять эту службу в церкви, причем полагают, что Андрей Критский за такое рвение поможет им заполучить хороших женихов, о чем они ему усердно молятся.

И. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси


Дохристианские обряды в этот день

Народные обычаи, имевшие место в день Средокрестия, хотя и несли в себе христианскую атрибутику, в основном были направлены на обеспечение благополучного исхода полевых работ, начинавшихся обычно в близкое к этому дню время. Они имеют очень древнее происхождение и лишь позднее, под воздействием христианства, были приурочены к конкретному дню православного календаря.

Важную роль в них играл обрядовый хлеб, действия с которым должны были обеспечить новый урожай.

KrestyПовсеместно в средокрестье из ржаной муки и пресного («постного») или кислого теста пекли печенье в форме крестов, которым придавалось магическое значение и особенная сила, способная благотворно влиять на семена, предназначенные к посеву, будущий урожай, здоровье людей и животных. В некоторых областях Среднего Поволжья — Костормской и Нижегородской — в день Средокрестия были распространены обходы детей с пением средокрестных песенок (напоминающих колядки), за которые они получали печенье «крестики» (см. Кресты).
В некоторых районах Рязанской губ. на средокрестной неделе встречали весну. С блинами и пышками («одоньи») ходили на гумна «кликать лето». Часть пышек вешалась ими на колья, чтобы гумно было полно хлеба. В другом селе пышки надевали на вилы, влезали на крыши и оттуда зазывали лето.

Четверг, следовавший за средокрестной средой также считался праздником, т.е. на протяжении его крестьяне старались на работать.

Статья подготовлена по материалам Российского Этнографического Музея.

В среду на четвертой неделе Великого поста казаки отмечали праздник Средокрестия (Средохрестия, Сердохрестия) – середины поста. В народе говорили, что в этот день «пост пополам переламывается», и если не спать – можно услышать характерный хруст. «Перелом» поста означал также и приближение весны, будущего сева, поэтому и народные обычаи этого дня были связаны с обеспечением благополучного исхода предстоящих вскоре полевых работ.

В этот день выпекали из «простого» (несдобного) кислого теста печенье в виде крестов (кресты, крестцы). Формы «крестов» различались в разных местах: они могли быть четырехконечными или состоять из 6, 13 взаимно пересекающихся палочек. В последнем случае палочки укладывались крестообразно поверх круглой лепешки.

Часть «крестов» съедали дети, другую – закапывали в землю при первом выезде в поле (остатки крестов сушили и хранили до начала весенних полевых работ). В один из крестов могли запечь монетку – на счастье и богатство тому из членов семьи, кому достанется. В таком случае количество выпекаемых «крестов» соответствовало количеству членов семьи. Впрочем, в некоторых станицах и хуторах выпекали ровно двенадцать «крестов» – по числу святых апостолов.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

   Из 49-ти дней великого поста в русском земледельческом календаре оказались выделенными не более десяти. Одной из самых значительных вех была, ночь со среды на четверг в середине великого поста, когда » пост ломается пополам». Предки наши верили, что перелом этот проходит так осязательно, что можно его услышать ровно в полночь.

  Четвёртая — серединная — неделя поста называлась «средокрестной» или «крестопоклонной».В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а так же » наподобии разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала : куриное перышко — «чтоб куры велись» или ржаное зерно — » чтоб хлеб уродился», или даже человеческий волос — «чтобы голове было легче». Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, тот считался счастливым.

  Средокрестное  печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.
  Кое-где кресты использовались для гадания, тогда в них запекали уголь, монетку и пр. и по доставшемуся печенью( по начинке) судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т.д.. Так, уголёк сулил печаль, зерно — хороший урожай, лучина — гроб, чаинка — нечаянную жизнь, кусочек кирпича — плохое житьё, овсяное зёрнышко — благополучие, монетка — богатство.
  В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели( выкрикивали ) специальные песни и получали за это угощение — те же «кресты», пироги.

Кресты-пророки,

Побежали по дороге,

Увидали Христа,

Заиграли в три листа!

Хрен да редька  обломились,

Под гору покатились!

Хозяин с хозяйкой выходите,

По крестику выносите!

(Костромская губ.)

———-

Половина говенья переломилася,

А другая под овраг покатилася.

Подавайте «крест»,подавайте другой,

Обмывайте водой!

———-

Тётушка-лебёдушка,

Поветь-то упала,

Коров-то задавила,

Кадка молока опрокинулась,

Христов-от день пододвинулся

Подавайте крест,

Поливайте хвост!

(Нижегородская губ.)

—————
Тётушка Анна,

Садись на окошко,

В осиново лукошко,

Чем хошь поливай,

Только крест подавай!

Кто не даст креста — 

Упадёт  изба!

(Нижегородская губ.)

Известен и такой оригинальный обычай: ребятишек-поздравителей сажают, «как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами поют: » Здравствуй, хозяин — красное солнышко, здравствуй, хозябшка — светлый месяц, здравствуйте, дети — яркие звёздочки!…Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!»
Простодушных ребят поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесённый испуг, им дают кресты из теста.

Крестики, крестики,

Жавороночки,

Крест подают

И водой обдают!

Половина-то говина

Перевалится,

Кадка с молоком

Перекатится!

———-

Кресты-богомолы

Побежали по дороге.

Овёс толкчи!

Блины  пекчи, овсянички!

Половина говина треснет,

Подай нам крести!

Подай, не ломай

Разовесь каравай!

Хрен да  редька переводится,

Кадка с молоком катаестся

Белой сахар рассыпается.

——

Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста. (10.03 Kb)

Зимние обрядовые праздники завершались Масленицей, которая, по мнению И. М. Снегирева, являлась « главным из праздников весенних языческого происхождения, знаменовала собой союз природы с жизнью человеческой – заклинание весны, соединенное с изгнанием мертвящей зимы, или смерти…»

Таким образом, Масленица становится как бы началом определенного цикла обрядовых действий, связанных с приходом весны, возрождением жизни, природы.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны: ее надлежало зазвать, закликать на очищенное пространство, оповестить о том, с каким нетерпением ее ожидают.

    Жаворонушки, да прилетите к нам,

    Жаворонушки, да принесите нам

    Весну красну да тепло летицо.

    Жаворонушки!

    Нам зима-то надоела,

    Весь и хлебушек поела.

    Жаворонушки!

    Всю куделю перепряли,

    На мотушки пермотали.

    Жаворонушки!

    На базарик пертаскали,

    Детям хлеба покупали.

    Жаворонушки!

Так пели в с. Б Болдино, закликая весну.

Основные обряды закликания весны в Нижегородской области приходились, в соответствии с природными условиями региона, на конец февраля – начало апреля, от Сретенья (15. 02) до Благовещенья (7. 04), хронологически вписываясь в семинедельный Великий пост, который, в свою очередь, становился как бы периодом длительного ожидания прихода весны, преддверием начала полевых работ. Середина поста – среда на четвертой его неделе (в текущем году она приходится на 29. 04) – в народе получила название « перелом»: Великий пост ломался пополам, шел на убыль, а вместе с ним уходило время ожидания, сменяясь временем предвкушения:

    Тетушка! Крестик!

    Говеньице треснет!

    Кадка с молоком опрокинется,

    Христов день пододвинется,

    Красные сапожки с неба упадут,

    Добрые старушки нам по крестику дадут!

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. «Добрые старушки» давали детям гостинец – выпеченный из постного теста крестик.

Обычай отмечать перелом, или Средокрестье, зафиксирован на всей территории Нижегородской области, сопряжен с определенным кругом обрядов, обычаев и поверий, на первом месте из которых – уже отмеченный обход дворов детьми. Дети же оповещали всех о приходе Средокрестья: обычно кто-нибудь из взрослых незаметно с громким треском ломал под столом сухую ветку или щепку (по другим версиям – громко ударял палкой в пол избы или в стену снаружи дома), вызывая радостный детский крик: «Пост переломился!»

Особое внимание к детям в этот день было, возможно, вызвано определенной аналогией: детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой, могут взаимно помогать и поддерживать друг друга в начале пути к зрелости. Такое толкование в известной степени подкрепляет анализ смыслового содержания обряда посевания в составе зимних Святок (13. 01), когда именно дети осуществляют обход изб, имитируя посев зерна с приговорками: «Уродись, пшеница, горох, чечевица, всякое жито…», что должно было инициировать успешный сев и богатый урожай.

Важнейшей частью средокрестных обрядов было особое обрядовое печенье – крестики. Выпекалось оно из обычного постного теста, чаще пресного, иногда кислого, нередко из ржаной муки. Форму креста ему придавали разными способами: накладывали полоски теста крест-накрест друг на друга; раскатывали лепешку диаметром 10 – 12 см, делая 4 надреза от краев к центру и загибая уголки или накладывая на большую лепешку с надрезами меньшую, уже без надрезов и др. В любом случае крестик был с начинкой: под слой теста закладывали обычно какой-нибудь мелкий предмет: пуговку, монетку, лоскуток, уголек, щепочку, щепотку зерна… Каждый такой крестик играл магическую роль: по доставшемуся ему предмету в выбранном крестике человек мог прогнозировать свою судьбу (соответственно вышеперечисленному: нищета, богатство, быть портным или выйти за него замуж, пожар, смерть, изобилие; были и другие предметы и толкования ).

Крестиков – «оракулов» выпекали ровно столько, сколько было членов семьи; в остальные закладывали несколько изюминок, распаренные сушеные яблоки, сушеные ягоды и пр., иногда слегка присыпали сверху сахарным песком или оставляли без всякой начинки. Именно эти крестики – без магического значения – получали дети, обходя дома соседей.

Перелом поста ощущался одновременно и как окончательный переход от зимы к весне: печенье-крестики воспринимались как спутники весны – жаворонки, которых ранее просили прилететь, принести весну – и вот они уже летят:

      Крестики, жавороночки,

      Летите к нам из заслоночки!

Или:   Кресты – пироги

     Сели на дороге.

     Трещат, пищат,

     Каравай тащат.

Любопытно, что в некоторых местностях средокрестные припевки приобретают характер святочных или вьюнишных обходов дворов: просьбы «подать креста» могут сопровождаться угрозами, связанными с нарушением женского плодородия, что обычно в ранневесеннем обрядовом цикле отсутствует:

     Тетка-лебедка,

     Подай креста.

     Не подашь креста –

     Заболит….

Вероятно, здесь можно говорить о пересечении или определенном взаимовлиянии обрядов в условиях утраты их магической значимости при достаточной сохранности и активности бытования.

    Приложения

с. ПОНЕТАЕВКА Шатковского р-на, 1980 г.

На четвертой неделе после Масленицы пекли кресты. В один крест запекали уголек, в другой соломинку, в третий – нательный крестик, в четвертый – деньги.

    Инф. Уханова М. В., 1909 г., Баранова А. С., 1909 г.

    Зап. Вереиной О. П.

 с. ВИЛЕЖ Сокольского р-на, 1998 г.

Дети бегали на Средокрестье с сумками за крестиками.

   «Ты старуха – поленуха,

    Подавай наши кресты ».

Кресты делали просто, палочка на палочку. Тесто было пресное.

    Инф. Логинова П. А., 1914 г.

В Крестовую неделю дети ходили кресты собирали, а учитель сердился.

    Инф. Герасимова А. С., 1922 г.

     Зап. Грановской Н. П.

д. ГАРИ Сокольского р-на

Вот на «Кресты» пели:

     Тетушка Ненила

     Говеньице ломила.

     Говеньице-то ломится,

     Крестика-то хочется.

     Не режь, не ломай,

     Подай целай коровай.

      Инф. Новикова А. А., 1925 г.

       Зап. Грановской Н. П.

п. СОКОЛЬСКОЕ

Ходили по домам дети. Споют, им подают крестик:

     Тетушка, крестик,

     Говеньице-то треснет,

     Середа переломится,

     Крынка масла опрокинется,

     Ко Христову дню пододвинется.

     Ты не режь, не ломай,

     А по целому давай.

      Инф. Степанова К. П., 1931 г.

       Зап. Грановской Н. П. 20. 08. 98.

д. БАХАРЕВО Воскресенского р-на, 1976 г.

   Тетушка, крестик!

   Говинье-то треснет.

   Середа переломится,

   Солнышко закатится,

   Под гору укатится.

    Инф. Беленова Т. Я., 1900 г.

    Зап. Смирновой Н. Н. 6. 06. 1976 г.

с. ЧЕРНОВСКОЕ Большеболдинского р-на.

Кресты пироги.

Кресты пироги

сели на дороге.

Трещат, пищат,

каравай тащат.

Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.

Исполняет Тихомирова Анна Ивановна 1917 г. р.

Запись 1995 г. Грановской Н.П.

Расшифровка 2006 г. Тихомировой Е.В.

Гусарова Татьяна Васильевна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Средневековый театр возникает на основе сельскохозяйственных праздников церковного богослужения
  • Средневековый праздник урожая
  • Средневековый праздник арт
  • Средневековые праздники список
  • Средневековые праздники италии