Сретение господне богородичный или господский праздник

Учебное пособие Г.И. Шиманского до настоящего времени остается одним из наиболее популярных как среди учащихся духовных школ, так и среди верующих вообще. В значительной мере оно отвечает требованиям современных учебных программ по Литургике, используемых в духовно-образовательных заведениях. Труд можно скачать в форматах epub, fb2, pdf.

Распечатать

Тропарь (глас 1)

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак (глас 5)

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV века, а на Западе – с V века, при папе Римском Геласии I (494 г.).

В 543 году, при императоре Юстиниане I, по откровению одному угоднику Божию, в память об избавлении жителей Константинополя и его окресностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии, было постановлено совершать богослужения на Сретение с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами. В память об этих событиях и ныне в некоторых обителях в праздник Сретения совершается перед Литургией крестный ход и лития с пением стихир праздника и канона.

Празднование Сретения Господня совершается 2 февраля, потому что это сороковой день после Рождества Христова (25 декабря).

Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа в сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери. Здесь Младенец был встречен старцем Симеоном, пришедшим в храм по внушению Духа Божия, и пророчицей Анной. Праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрет, до тех пор пока не увидит Христа Спасителя, прозревая в Младенце Спасителя мира97, произнес пророческие слова о себе, Младенце и Богоматери: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Пресвятой Деве Марии он предсказал те страдания, которые Ей суждено претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в Его спасительном подвиге земной жизни и Крестной смерти98. Анна пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его (Лк. 2, 22–39).

Событие праздника, его глубокий смысл и значение подробно раскрываются в песнопениях службы праздника, особенно в стихирах вечерни.

«Претружденный» старостью и ожиданием Избавителя, праведный Симеон Богоприимец явился тайным священнопроповедником благодати99. «Скажи, Симеоне, – вопрошает Новозаветная Церковь устами песнотворца, – кому ты радуешься и кому говоришь и восклицаешь: ныне я освободился, видел Спасителя моего»100. И духом прозрев в Младенце Воплощенного Бога, Симеон в радости восклицает: «Это – Бог, Соприсносущный Отцу, это – Предвечный Свет и Спаситель Господь!»101. «Владыко, – говорит старец Симеон, – ныне отпусти мя возвестити (умершему) Адаму, яко видех Отроча (воплощена) непреложна Бога превечнаго и Спаса мира»102. Во плоти является миру Тот, Кого провидел Моисей, Кого проповедали Давид и другие пророки и Кого прообразовали многие события Ветхого Завета. «Симеоне, приими (на свои руки) Того, Кого провидел (еще) Моисей под мраком на Синае дающего закон, – теперь Он, воплотившись ради нас, повинуется закону, будучи Сам Законоположником»103. «Придем и мы (все верующие), встретим песнями Божественными Христа, приимем Того, Кого провозвестил Давид, говорившего о пророках и вещавшего (к ним) законом»104.

В стихирах вечерни праздника Церковь раскрывает в краткой, сжатой форме глубокую догматическую истину Божественного истощания. «Безначальное бо Слово Отчее начало приим под леты (во времени), не отступль Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне (добровольно) приносится в Церковь законную»105.

Праведному Симеону одному из первых было дано видеть «еже от века таинство сокровенное, напоследок дней сих явльшееся», увидеть Свет, разоряющий омрачение языческих народов106. Старец Симеон проповедует всем Бога, «соединившегося с человеками и держит здесь, на земле, руками носимого на Херувимах и воспеваемого Серафимами, – Того, Кому вышние небесные служители с трепетом молятся»107.

Празднованием Сретения Господня Церковь, исповедуя истиннность того, что «Христос явился миру не мнением, не привидением, но Истиною»108, обличает, тем самым, тех древних лжеучителей (докетов, монофизитов и иных), которые отвергали в Господе Иисусе Христе человеческое естество, считая его недостойным Бога и неистинным. Сын Божий воплощается, является во плоти Младенцем и, будучи Чистейшим, исполняет закон очищения, «да плоть уверит мне, юже (прият) от Девы»109. Исполнение закона Богомладенцем Иисусом означало конец Ветхозаветного закона и начало Новозаветного закона, начало благодатного Царства Христова.

«Ветхий денми» (Дан. 7, 9), Который дал в древности на Синае закон Моисею, Сам Закона Творец110 – от Бога Бог Слово111, безначальное Слово Отчее112, ради нас по бесконечному Своему милосердию воплотившись113, будучи осмодневен, не возгнушался плотского обрезания114 и теперь приносится как сорокадневный Младенец в храм Материю, исполняя закон и «законныя клятвы свобождая»115. Сам будучи Законоположником, Он явился и Исполнителем закона, «начало изъявляя новыя благодати»116.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Праздник Сретения Господня по своему богослужению принадлежит к числу двунадесятых праздников, но не Господских, а Богородичных, потому что если этот праздник случится в Неделю, то служба воскресенья не отменяется, а поется вместе со службой праздника – как и в Богородичные праздники (Типикон – 2 февраля, «аще в Неделю»). Праздник Сретения называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется «Очищением» Пресвятой Девы.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, на Литургии на малом входе произносится входный стих, после которого поются тропарь и кондак праздника. В конце всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник; этот отпуст праздника отменяется и заменяется воскресным, если праздник попадает на воскресенье).

На всенощном бдении читаются три паремии. Первая паремия (Исх. 12:51, 13:1–3, 10–16; Лев. 12) – об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения. Вторая паремия (Ис. 6 гл.) – о видении пророка Исайи, в котором прикосновение горящего угля к его устам прообразовало духовное очищение от грехов. Третья паремия (Ис. 19, 1–21) – о созерцании пророком Исайей Египта, куда «приидет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господня действительно исполнилось, когда Господь с Марией, Материю Своей, и Иосифом бежал от Ирода в Египет.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.

На полиелее – величание праздника.

Канон праздника «Сушу глубородительную землю» – творение святого Космы Маиумского (ум. 776 г.). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний»; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9 песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания).

Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) – (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Богослужение Сретения Господня, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь и некоторые другие особенности – в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого Поста. Это обусловлено тем, что начало Постной Триоди (Неделя о Мытаре и фарисее) зависит от дня празднования Пасхи и попадает между числами 11/24 января и 15/28 февраля, и праздник Сретения (2/15 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди.

Во все седмичные дни целиком поется служба праздника по Минее, и только в субботу сыропустную она соединяется с песнопениями Триоди. В среду и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах совершается по 3 великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина, а на 6 часе и на вечерне читается паремия.

Если праздник Сретения случится в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни, а если малая вечерня не совершается, то стихира самогласная

Триоди поется на великой вечерне праздника, на стиховне на «Слава» и на утрене на «Слава» на хвалитех.

Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то заупокойная служба переносится или на предыдущую субботу, или на четверг мясопустной седмицы.

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания.

Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную117.

Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста).

Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.

Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу.

Если праздник Сретения случится:

в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня);

в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду;

в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг;

во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу;

в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет.

Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

* * *

97

Сретение, великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

98

Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

99

Утреня, канон, п. 9, 2.

100

Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

101

Великая вечерня, 2 стихира на стиховне и на «Слава, и ныне» на стиховне.

102

Великая вечерня, 3 стихира на стиховне.

103

Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

104

Великая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах».

105

Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».

106

Великая вечерня, 1 стихира на литии; срав.: тропарь праздника.

107

Великая вечерня, 3 стихира на литии.

108

Великая вечерня, стихира на «Слава» на литии.

110

Великая вечерня, 1 стихира на литии.

111

Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

112

Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».

113

Великая вечерня, 2 стихира на литии и 1 стихира на «Господи, воззвах».

114

Обрезание Господне, великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

115

Великая вечерня, 2 стихира на литии.

116

Утреня, 2 стихира на хвалитех.

117

На праздник Сретения в некоторых местах (например, в Киеве) совершается водоосвящение. Этот обычай, вероятно, перешел к нам из Греческой Церкви.

Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle

Приблизительное время чтения: 15 мин.


print

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Пьетро Каваллини . «Цикл мозаик с шестью сценами из жизни Марии в церкви Санта Мария в Трастевере в Риме, Сретение»
Сретение. Цикл мозаик с шестью сценами из жизни Марии в церкви Санта Мария в Трастевере в Риме, Пьетро Каваллини

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. 

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами. 

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37–38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования. 

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! 

Песнь Симеона Богоприимца 

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки. 

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или  поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению.

Текст: 

Церковнославянский: 

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. 

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». 

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. 

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. 

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

3 интересных факта о Сретении

  1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
  2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
  3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

симеонАнна

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век
Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век

Самые древние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199
Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески храма Спаса на Нередице, 1199

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

сретение грузия

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу».

умягчение

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

семистрельная

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, «с нами Бог».

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?

Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

...Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».

1953 год.

Поэзия:

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 года.

Загрузка…

Сретение — праздник Господский или Богородичный? Каждый год, в приближении к этому празднику, на клиросах не утихают споры. Да, праздник носит черты как Богородичного (практически все в богослужении говорит за это), так и Господского (входное на литургии, например). Но все-таки, кого мы больше прославляем в этот день — Владычицу или Господа? И только ли им посвящен этот праздник? Размышляет протоиерей Андрей Ефанов.

Протоиерей Андрей Ефанов

Протоиерей Андрей Ефанов

Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть само событие, которое мы вспоминаем в этот праздник. Вот что повествует нам Евангелие: «когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм.

И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк. 2: 22–39).

Из этого евангельского отрывка мы видим, что событие праздника связано, прежде всего, с Господом, принесенным в Иерусалимский храм для соблюдения ветхозаветного закона. Однако о тех ритуалах, которые были совершены в Храме, Писание молчит. Принесена жертва малоимущих — две горлицы и два птенца голубиных. Но даже нет уточнения, что горлиц или птенцов голубиных приносит Иосиф Обручник. Это уже не важно. Ветхозаветное служение завершается с приходом в мир Христа, наступает эпоха Нового Завета, в котором находится место не только иудеям, но и каждому, кто ищет «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6,33).

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

И вот Солнце правды принесен в храм, и этим приходом Он освобождает от рабства закона праведного Симеона, который восклицает в радостном порыве: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Итак, праздник Господский, потому как самое важное событие посвящено Господу. Это несомненно так, поэтому-то Анна пророчица возвещала в Иерусалиме о Христе.

Но вместе с тем, к Деве Богородице обращено тревожное пророчество: Тебе Самой оружие пройдет душу. Нет, наверное, ничего более страшного для матери, чем видеть воочию смерть своего сына. Богородице пришлось испить и эту чашу страданий. Именно в Иерусалимском храме Она впервые услышала о той горести, которую Ей предстояло испытать. Поэтому богослужение праздника во многом носит черты Богородичного, так как мы воспоминаем событие, когда Пречистая Дева принесла Своего Сына на служение миру, принесла самую непростую для матери жертву.

И все же, праздник Сретения Господня не исчерпывается этим. Наибольшее внимание в богослужении уделяется праведному Симеону Богоприимцу. Долгие годы ожидал он этого дня, так как было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И вот, это произошло, и Симеон поучаяся, позна Тя Бога явльшагося плотию. И яко жизнь лобзаше, и радуяся старчески взываше: отпусти мене, Тебе бо видех Живота всяческих (седален по полиелеи).

В праведном Симеоне объединились как святость по закону, присущая ветхозаветной праведности, так и святость по благодати, вследствие особого вмешательства в его жизнь Спасителя. Так что это еще и праздник святых, прежде всего праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, а в их лице и всех ветхо- и новозаветных святых. И хотя память Симеона и Анны отмечается на следующий день, этим святым немало уделено внимания в праздничном богослужении. Но и этим не исчерпывается праздник.

Неслучайно на каждом вечернем богослужении мы поем песнь Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Если мы, каждый из нас, не встретил Христа в своем сердце, если Он не освободил нас от рабства греху, тогда нам нечего делать на этом чужом празднике жизни.

Сочетавшись Христу, мы, христиане, стали причастниками благодати Христа, сопричастниками света вместе с Симеоном и Анной. Праздник Сретения Господня — это и наш с вами праздник. Праздник личной встречи измученного страстями человека и Бога, пришедшего во плоти, чтобы нас, освободив от уз греховных, возвести в обители Отца Небесного. Пленным же [Господь] подаст всем оставление, и прозрение слепым, яко и немым вопити: благословен Бог отец наших (тропарь 7 песни канона). Вот как много всего в этом загадочном дне!

Читайте также:

Иконография Сретения Господня (+Иконы)

Неизвестное Сретение

Уроки праведного старца

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Краткое содержание:

  • Какого числа праздник
  • История
  • Что значит Сретение
  • Духовный смысл
  • Народные традиции
  • Громничные или Сретенские свечи
  • Сретенская вода
  • Обряды и заговоры на Сретение
  • Приметы на Сретение: что можно и что нельзя делать
  • Запреты на Сретенье
  • Денежные приметы
  • Приметы о погоде
  • Приметы про здоровье
  • Обсуждение

Сретение Господне входит в число двунадесятых праздников (так именуют 12 важных праздников года в соответствии с православным календарем), а также является одним из самых древних. Существуют сведения, что его отмечали уже в IV веке. Однако свое современное значение данный праздник обрел не сразу.

Какого числа праздник

Все основные церковные празднества можно разделить на две большие группы: переходящие и непереходящие. Первая объединяет те праздники, которые не имеют постоянной даты, то есть каждый год они отмечаются верующими людьми в разные дни. Их противоположность — праздники непереходящие, которые имеют фиксированную дату.

К последним относится и Сретение, ежегодно отмечаемое 15 февраля (по старому стилю — 2 февраля). То число, когда христиане отмечают Сретение Господне, непосредственно связано с празднованием Рождества и приходится на 40 день после этого события.

История

Происхождение данного праздника не столь широко известно, как события, связанные с празднованием Рождества или, к примеру, Пасхи. То, какие события сделали этот день особенным для православного календаря, подробно описано на страницах Евангелия от Луки.

По одной из древних христианских традиций, первого мальчика, который появился на свет в семье, необходимо было посвятить Богу. Делалось это в память о событиях, которые предшествовали исходу евреев из Египта. Принести в храм ребенка нужно было на 40-й день после рождения.

Еще одна важнейшая традиция гласила, что в течение 40 дней с момента появления ребенка на свет (в случае с девочками — вдвое дольше) его матери было запрещено переступать порог храма. Однако по истечении данного срока в свой самый первый визит в церковь полагалось принести две символические жертвы. В случае родителей Марии и Иосифа — двух молодых голубей.

Несмотря на особые обстоятельства появления на свет младенца Иисуса, его родители от данных традиций не отступили и в назначенный день прибыли в Иерусалим.

История Сретения запомнилась не столько тем, что в этот день младенец Иисус впервые оказался под крышей храма, сколько двумя значимыми встречами. Прежде всего Святое Семейство повстречало старца Симеона, который ждал этой встречи в течение многих лет. Предание гласит, что некогда именно Симеон переводил пророчество о рождении Христа и недоумевал по поводу слова «дева» в тексте (указание на будущее непорочное зачатие). Тогда ему было обещано, что он не умрет до тех пор, пока своими глазами не убедится в том, что данное пророчество исполнилось.

К слову, тогда же, при первой встрече, праведный Симеон предсказал и суровое будущее, которое ждет Спасителя.

«По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет, и когда он взял младенца Христа на руки, то получил возможность спокойно умереть, воскликнув: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко по глаголу Твоему с миром…”, — говорит о. Сергий (Храмешин), ректор Славяно-Греко-Латинской Академии. — Согласно отдельным источникам, Симеон Богоприимец принял мученическую кончину при убийстве 14 тыс. Вифлиемских младенцев воинами царя Ирода, а после Воскресения Христова, когда, согласно Евангелия “гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим” он также был воскрешен».

В свой первый визит в храм Мария, Иосиф и младенец Иисус повстречали также пожилую вдову, которая была известна как Анна Пророчица. Она жила при храме, трудилась там и посвящала много времени посту и молитве. После того, как она увидела младенца Иисуса собственными глазами, женщина поведала жителям города о долгожданном пришествии Мессии.

Что значит Сретение

Дословный перевод названия праздника с церковнославянского языка звучит как «встреча». Однако это не просто встреча в бытовом ее понимании. Использование слова «сретение» придает этому событию несколько иной, более глубокий смысл — когда меньшее встречается с чем-то большим, более значительным. Это и объясняет основной смысл праздника — встречу, сближение человека с Богом.

Существует и еще одна трактовка, которая не противоречит, а, скорее, дополняет этот смысл. Так, считается, что данный праздник знаменует собой момент, в котором сходятся Ветхий и Новый Завет.

Духовный смысл

Как уже было упомянуто, Сретение — это встреча человека с Господом. Именно это отражено в истории праздника на примере Анны и Симеона, которые повстречали младенца Иисуса в Иерусалимском храме. Их история может послужить примером того, что человек должен быть готов к встрече с Богом.

Считается, что каждый верующий переживает подобную встречу, например, в тот день, когда впервые переступает порог храма. Именно с этого момента для него начинается путь к будущему спасению.

Народные традиции

В день Сретения 15 февраля наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.

На Сретенье зима с летом борется — так говорят в народе, кому идти вперед, а кому — назад. Есть легенда, которая рассказывает, как это происходит. Лето — веселая и красивая девушка, увидев на дороге Бабку Зиму в драной одежде и с пустой торбой на плече, начинают горячо спорить, кому нужно идти дальше по дороге, а кому вернуться. Если в этот день к вечеру потеплеет, значит, Лето победило, если станет холоднее — верх взяла Зима.

У этого праздника есть и старинное название — Громницы, так как по обычаю в этот день в церковь носили для освящения свечи, которые называются громничными.

Громничные или Сретенские свечи

Громничные или Сретенские свечи освящают только раз в год, 15 февраля, особым чином.

Существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые назывались громницами или громничными свечами. Считали, что эти свечи громят силу бесовскую, дабы она не вредила честным людям громом и молнией, а также проливными дождями и градом.

У наших предков существовал обычай с помощью громничных свечей поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.

«Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи — можно их возжигать и в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений.

Любая церковная свеча – это жертва Богу, а потому возжигается со словами следующей краткой молитвы:

«Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)».

Громничную свечу хранили в течение года:

ее зажигали во время грозы и града,

давали в руки тяжело умирающему,

окуривали дымом от нее больных,

чертили дымом кресты на балках и матице,

зажигали ее в доме, чтобы уберечься от «ходячего» покойника,

прикрепляли к посуде, из которой весной засевали,

обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище,

подпаливали детям волосы при головной боли,

терли ею горло при болях,

вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т.д.

Сретенская вода

В храмах принято было освящать воду. Сретенская вода всегда почиталась чрезвычайно целительной — считалось, что она почти также сильна, как крещенская, полезна для беременных женщин и младенцев, хорошо помогает при лечении различных болезней, особенно вызванных «дурным глазом», а также защищает от ведьминских чар.

Ею со словами: «Боже тебя храни!» и «Боже тебе помоги!» родные кропили воинов, идущих в бой, и отправлявшихся в путь. Сретенской водой окропляли скот перед первым выгоном на пастбище и ульи на пасеке в начале сезона.

Обряды и заговоры на Сретение

Оберег «Сретенский свиток»

Этот оберег читается для благословения вас и ваших дел, для сбережения от врагов и бесовских сил. Это очень сильный и крепкий оберег. 15 февраля зажгите свечу у образа Спасителя и читайте:

во Храме Иерусалимском явление,

сказано, кто в Сретение молитву сию прочитает,

того Господь благословляет,

на живот, на терпение,на верное служение.

Будет он от ворогов сохранен,

от тьма тьмы сил бесовских огражден.

Господи Иисусе Христе,святые слова читаю,

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

и ныне и присно и во веки веков.

Если вас избегает человек, который на вас серчает, и вас тяготит его обида, постарайтесь «нечаянно» встретить его на Сретение (15 февраля) и поздороваться — его обиду как рукой снимет.

Раньше, если приходил парень (или девушка) к знахарке и жаловался ей на то, что сильно любит человека, а тот избегает встреч, то знахарка давала совет: подойди на Сретение и поздоровайся — человек этот всегда будет рад встрече с тобой.

Обряд для здоровья ребенка

Распространён был на Руси символический обряд продажи ребёнка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребёнка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребёнка родителям, она говорила:

На деньги, заплаченные за ребёнка, покупали свечи. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребёнка «привязывают» к жизни.

Обряд на исполнение желания

На праздник Сретения 15 февраля молятся об исполнении желаний. Ровно в полдень, стоя лицом на восток, читают вслух 8 раз такой заговор:

«Стоит народ у храмовых ворот,

Встречает народ Иисуса Христа, малого младенца.

Мати Богородица со Христом идет,

Поклонюсь у храмовых ворот я, Божья раба (имя),

Поклонюсь младенцу Христу,

Поклонюсь Божьему кресту,

Матери Богородице поклонюсь до земли.

И шепну Христу в ушко заветное желание( сказать желание).

Как встречал народ у ворот Христа,

Так сбудется желание мое скорым-скоро.

Аминь моим словам. Аминь».

Обряд на желание на Сретенскую воду

Наберите в стакан святой воды, набранной в церкви на Сретенье, отпейте 3 глотка и прочитайте «Отче наш»-з раза Стакан со святой водой поставьте на стол, по бокам установите две свечи, также принесенные из церкви на Сретенье, читайте на воду з раза:

омоется раба Божья (имя) росою утренней,

Станет раба Божья (имя) удачливой, понятливой,

все стечется, все свяжется,

все заслоны и запруды разойдутся,

Словам замок, а ключ пропал. Аминь».

Приметы на Сретение: что можно и что нельзя делать

Запреты на Сретенье

В Сретенье нельзя отправляться в далекую дорогу, потому что она может очень плохо завершится.

В Сретение нельзя ругаться.

В Сретение Господне нельзя мыться.

На Сретенье запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом.

На Сретение яйца не бьют и не варят — это к бесплодию.

Денежные приметы

В этот день запрещено класть деньги на кухонный стол, иначе год для вас будет бедным.

Чтобы весь год в вашем доме был достаток и изобилие, 15 февраля накормите бездомных животных. Если на следующий день вы увидите животное около вашего дома, значит, вскоре вы обретете богатство.

Потерять деньги на Сретение — хорошая примета. Это значит, что в будущем вас ожидает обретение богатства и финансовый успех.

На Сретение нельзя занимать деньги и давать в долг. В первом случае вас ожидают финансовые трудности и конфликты с близкими людьми. Отдавая свои деньги, вы рискуете потерять удачу.

Чтобы привлечь удачу и финансовое благополучие в свой дом, испеките сретенские блины, но не ешьте их до тех пор, пока на небе не появится первая звезда. После этого позовите всю семью за стол и произнесите благодарственную молитву Господу, только после этого начинайте вечернюю трапезу.

Если 15 февраля вы нашли на улице деньги, не поднимайте их. В этот день часто переводят порчу на монеты и купюры, а поднявший их рискует перенять негатив на себя.

Давать в долг на Сретение Господне категорически запрещено, но если в праздник вам вернули ранее одолженные деньги, значит, скоро вас ждет хорошее денежное вознаграждение.

Старайтесь не ссориться с другими людьми, особенно в православные праздники. Если 15 февраля вы стали участником конфликта на почве денег, значит, весь год ваше финансовое положение будет нестабильным.

Приметы о погоде

На Руси считалось, что в этот день начинается борьба зимы с весной. Если 15 февраля погода будет холодная, а на небе много звезд, значит, весной будут холода и частые снегопады.

О наступлении весны также свидетельствует яркий закат. Если вечером на Сретение Господне вы заметили, что солнце светит ясно, даже если весь день погода была холодной, значит, скоро зима уступит свои права теплой весне.

Если на Сретение начался снегопад, весна будет холодной и дождливой, а лето — неплодородным.

Если 15 февраля пошел снег, обратите внимание, в какое время суток он начался. Утром — значит, скоро настанет весна. Днем — март будет холодным, но в апреле резко потеплеет. Вечером — зима продлится долго, а лето будет холодным.

Наши предки замечали, что вьюга в этот день свидетельствует о скудном урожае. В это время крестьяне переживали тяжелые времена, так как из-за недостатка запасов было нечем кормить скот.

Приметы про здоровье

Заболеть на Сретение — плохая примета. Даже слабый недуг является знаком того, что в будущем вы будете часто болеть. Чтобы избежать неприятных последствий, посетите церковь и приобретите там святую воду, а перед сном выпейте ее со словами: «Господи Боже, прошу тебя, отведи от меня хвори и болезни. Пошли мне здоровье крепкое, чтобы ни один недуг не смог сломить меня. Аминь». После этого ложитесь спать, а утром умойтесь оставшейся водой.

На Сретение Господне желательно не вспоминать вслух о тяжелобольных людях, иначе вы рискует перенять их недуг на себя.

Чтобы избавить своего близкого человека от серьезной болезни, отправляйтесь в храм и помолитесь об исцелении больного.

15 февраля (по новому стилю) Церковь отмечает праздник Сретения Господня. Этот праздник занимает особое место в богослужебном календаре. Споры о его литургическом статусе ведутся уже не первое столетие. В чем же особенность Сретения? Почему до сих пор в богослужебных книгах содержатся противоречивые указания относительно этого праздника? На эти вопросы в своей статье пытается ответить кандидат богословия Владимир Бурега.

Всякий человек, регулярно посещающий православный храм, знает, что в современной практике Сретение имеет целый ряд литургических особенностей, явно указывающих на то, что он относится к числу богородичных праздников. Например, духовенство в этот день облачается в голубые богослужебные одежды (а это атрибут торжеств в честь Пресвятой Богородицы), во время чтения канона звучат припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», в случае, когда этот праздник приходится на воскресный день, сретенская служба занимает подчиненное положение по отношению к службе воскресной. Однако наиболее показательным является предписание, относительно необходимости совершать праздник Сретения на день раньше, в случае, если он попадет на первый день Великого Поста. Последнее предписание является уникальным, поскольку ни один другой праздник согласно действующего ныне богослужебного устава не может быть перенесен на другой день.

http://www.logoslovo.ru/media/pic_middle/7/23347.jpg

Казалось бы, все ясно: разряд праздника Сретения явно ниже господских праздников. Стало быть, Сретение — праздник богородичный. Но при этом в календарях и в богослужебных книгах ясно и недвусмысленно указано название праздника: Сретение Господне или Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Значит, это все-таки праздник в честь Господа Иисуса Христа. Да и общий контекст празднования тесно связан с рождественским циклом. Сретение отмечается на сороковой день после Рождества Христова и в смысловом отношении выражает важные христологические идеи. Есть в уставных предписаниях и некоторые особенности, явно роднящие этот праздник с господскими (например, в минее дается стих, который провозглашается на литургии при входе с Евангелием; а это атрибут господского праздника). Получается, что дать ответ на вопрос, вынесенный в название нашего небольшого очерка, не так уж и просто. Литургический материал, содержащийся в современных богослужебных книгах Русской Православной Церкви, не дает однозначного указания на статус этого праздника. И потому в некоторых исследованиях специально для Сретения был изобретен искусственный термин «господско-богородичный» праздник. В чем же тут дело?

Евангельский контекст

Рассуждая о смысле праздника Сретения, следует, прежде всего, обратиться к тексту Нового Завета. Ведь этот праздник имеет прочную библейскую основу. В день Сретения мы вспоминаем событие, подробно описанное во второй главе Евангелия от Луки. Здесь сообщается, что на сороковой день после рождения Христа Его Мать по требованию ветхозаветного закона принесла своего Первенца в храм, чтобы дать в жертву «две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк 2, 24). Принесение этой жертвы за всякого первенца было предписано в законе Моисея (см.: Исх. 13, 2, 12, 14-15; Левит 12, 1-8).

Сам тот факт, что Младенца Христа принесли в храм для исполнения закона Моисеева, свидетельствует о том, что Христос был истинным Человеком. Однако здесь в храме святое семейство встречается с таинственным старцем Симеоном и пророчицей Анной, которые изрекают пророчества о Младенце, из которых следует, что это не простой Человек, а Мессия, Который принесет спасение всем народам.

Таким образом, Евангельский контекст очень ясно говорит о смысле праздника Сретения. Это празднование сосредоточено на христологической теме. Как в Евангельском повествовании, так и в богослужебных текстах центральной является тема непостижимого пересечения в Лице Христа Ветхого и Нового Заветов. Тот, Кто дал закон Моисею, теперь Сам добровольно подчиняется этому закону. Как говорится в одной из праздничных стихир, ныне «Чистый Бог, будучи Святым Младенцем, разверзая пречистую утробу, Сам к Себе, к Богу, приносится, разрушая проклятия закона и просвещая души наши».

Празднование Сретения последовательно раскрывает учение о Христе, как Истинном Боге и Истинном Человеке. И в этом отношении Сретение продолжает тематику, начатую в литургических текстах Рождества Христова и Богоявления. Более того, утверждение праздника Сретения в Византии было тесно связано с христологическими спорами эпохи Вселенских Соборов. И в этом смысле праздник ясно отразил церковное учение о Христе, которое формировалось и оттачивалось на протяжении нескольких столетий. Все это заставляет нас относить этот праздник к числу господских.

Сретение или Очищение?

Тем не менее, уже в ранний период истории Церкви праздник Сретения приобрел и еще одну важную смысловую составляющую. С конца V века на Западе устанавливается другое наименование этого праздника: «Очищение Девы Марии». Дело в том, что 2 февраля (а именно этот день есть сороковым днем после Рождества Христова, то есть после 25 декабря) в языческом Риме был днем очищения. В этот день здесь совершались обряды для ритуального очищения города. Поэтому Римская Церковь приложила особые усилия, чтобы новый христианский праздник вытеснил прежние языческие обычаи. В результате в народном сознании Сретение было тесно увязано с темой очищения. И важнейшим атрибутом этого праздника в Риме стало шествие по городу со свечами, воспринимавшееся именно как ежегодное очищение города.

Обозначение праздника как «Очищение Блаженной Девы Марии» стало на Западе господствующим и было окончательно закреплено в Римском миссале 1570 года. Лишь в результате литургической реформы, проведенной в ХХ веке после Второго Ватиканского Собора, праздник получил в Католической Церкви новое название: «Представление Господа» (Praesentatio Domini), то есть Представление Богомладенца Христа Богу Отцу.

Что же касается Востока, то здесь традиционным наименованием праздника всегда было «Сретение Господа Иисуса Христа». Богослужебные книги ясно свидетельствуют, что на Руси вплоть до 80-х годов XVII века Сретение имело статус господского праздника. Как показал современный российский исследователь Ю. B. Рубан[1], печатные типиконы конца XVI – первой половины XVII веков не содержат предписаний о переносе праздника Сретения на другой день в случае, если он попадает в понедельник первой недели Великого Поста. Наоборот, древние типиконы приводят порядок соединения сретенской службы со службой первого дня Великого Поста. Лишь в 80-е годы XVII века была проведено существенное редактирование богослужебных книг. Именно тогда и оформилась современная практика празднования Сретения. При этом в действующем типиконе остались следы прежней традиции, на которые порой обращают внимание зоркие исследователи литургики.

Хотя этот вопрос остается мало изученным, все же можно предполагать, что пересмотр литургического статуса Сретения в конце XVII века был связан, скорее всего, с известным латинским влиянием на русское богословие. Ю. Рубан, опубликовавший свое исследование о празднике Сретения в 1994 году, высказывал тогда надежду, что Русская Православная Церковь осуществит новую редакцию богослужебного устава и восстановит более высокий литургический статус праздника Сретения. Однако, насколько нам известно, пока что этот вопрос не обсуждался. Сохраняет силу именно та версия типикона, которая окончательно оформилась в конце XVII века. И в минувшем (2010) году мы как раз имели возможность видеть, что происходит, когда Сретение совпадает с понедельником первой недели поста. Празднование Сретения было перенесено на прощеное воскресенье. То есть фактически в 2010 году Сретение отмечалось не на 40-й, а на 39-й день после Рождества Христова. Вполне очевидно, что это явно нарушает евангельскую хронологию событий.

Изучение истории праздника Сретения показывает, как тесно в литургической сфере переплетаются вероучительные и собственно богослужебные аспекты. И, несмотря на то, что сам вопрос, вынесенный в заглавие статьи выглядит несколько искусственно (ведь установление четкой градации церковных праздников — это явление достаточно позднее), все же этот вопрос ставит перед нами куда более серьезную проблему — проблему осмысленного отношения к богатейшему литургическому наследию христианского Востока.


[1] Рубан Ю. И. Сретение Господне: Опыт историко-литургического исследования. СПб., 1994.

(479)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Средства чтобы не пьянеть на празднике
  • Средства поликультурного воспитания праздники традиции обычаи обряды
  • Средств хорошо проведенный праздник часто кончается необходимостью
  • Средокрестие это праздник
  • Средокрестие праздник православный