Старина стародавняя сценарий

Очень часто за событиями И за сутолокой днейСтарины своей не помним, Забываем мы о ней.И хоть более привычныНам полеты на Луну, Вспомним...

Сценарий массового мероприятия. Час истории «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

Ведущая.- Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. — Веселья вам и радости!

Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

Ведущая. — Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром.

Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта,благополучия.

Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили.

Тщательно начищенный, он красовался на самом

видном и почетном месте в комнате.Появление этого «медного чуда» связано с широким распространением в России заморского напитка — чая.

Впервые на Руси чай появился в 17 веке, его подарил русскому царю один из монгольских ханов. О целебных свойствах чая народ сложил поговорки:

«Чай пьешь — до ста лет проживешь»,»Выпей чайку — позабудешь тоску».

В России утвердился обычай заваривать чай в небольшом количестве, то есть готовить заварку и разбавлять ее по мере надобности кипятком.

Для кипячения воды для чая и был изобретен самовар. Первое известное упоминание о самоваре относится к 1746 году.

Ведущая. -Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущая. -Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани…

Ведущая. -Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Ведущий 3. В старые времена был обычай у русского народа — как заканчивали полевые работы — собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали — коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посидки, супрядки.

— Как у нас сейчас?

Ведущий 1. Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, померяться удалью и красотой, перебросится частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

Ведущий 2. А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на полотенце вышивает, а кто за прялкой сидит.

Ведущий 3. Прядение — работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно

.ПЕСНЯ

Прялка- предмет в народном быту особенный. Это и орудие труда — на ней женщины с детства и до старости пряли нитки, и украшение деревенских посиделок, и свадебный подарок — символ счастья, доброе напутствие отца в новую жизнь дочери,отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера. Именно поэтому прялки нарядно украшали.

— Да, весело и не скучно! То песню затянут, то шуткой перебросятся

ПЕСНЯ

Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут». Все было приспособлено для приготовления пищи.

Ведущий 2. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. На полках располагалась посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в крестьянском хозяйстве и немало другой утвари — корзин, лукошек, коробов, пестерей и бураков.

Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна — неизменная прялка. На стенах — расшитые белые полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые назывались — подзоры.

Почетное место в избе — «красный угол», здесь на специальной полке стояли иконы.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась — стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и все.

Ведущий 1. Забывать мы стали, что главное в доме — печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда , в ней даже мылись!

Русская печь- это и посуда особой формы: горшки и чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь круглую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. В старину говорили так:

«Печь нам, что мать родная. На печи зимой красное лето».

Устраивал русский люд и праздники

С массовыми гуляньями, песнями, шутками, прибаутками.

Наиболее известен такой праздник как Масленица

1 вед. Веселится русский народ,

           Только красна – девица пригорюнилась, опечалилась.

           Быть скоро свадьбе.

2 вед. Свадьбы крестьян устраиваются почти везде однообразно,

           Только с некоторыми отличиями в обрядах.

           Жених и невеста часто не знают друг друга,

           Но женятся по воле и расчетам родителей.

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

ТАНЕЦ

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?…

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией) это точно…завидный…

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

Сова близ дома кричит – к новорождённому.

Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

Мыло за пазухой спасает от порчи.

Не играй ножом – ссора будет.

Ключи на столе – к ссоре.

2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, хотели узнать о будущем, вспоминали о прошлом,

ИСТОРИЯ СЕЛА

Жизнь такая, не иная

           Не заморская, чужая

           Это наша сторона,

           Всё, что было вспоминая

           Пусть живёт страна родная,

           Очень русская, земная

           В мире лучшая страна!

 «Посиделки в русской избе»

( Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром)

   Муз. 1.           СЛ.1

 (звучит русская народная мелодия, в зал  входят дети )

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, да  по-старинному посиделками называется.

Праздник так и называется — посиделки в русской избе! Пригласила я гостей со всех волостей.

Сегодня на занятии мы попробуем представить, как на Руси проводили свободное время, обучали молодых, соревновались в остроумии, смекалке, сообразительности, красноязычии.

Всему этому способствовали произведения устного народного творчества, с некоторыми из них мы уже знакомы.

Слайд 2. (Фото избы.)

Когда работа в поле и по хозяйству была окончена, собирались наши предки: мужчины и женщины, юноши и девушки, старики и дети в большой избе, которую и строили специально для того, чтобы в ней могла собираться вся деревня, все кому хочется.

Слайд 3. (Фото печи).

Так вот, собирался и стар, и млад в избе, центром которой была… (Дети хором: — Печка!) Да, русская, теплая, и уютная печка.

Слайд 4. (Фото печи).

И…

Ой, погодите! Никогда на Руси не было невеж. Давайте и мы последуем примеру наших предков. Ведь русские славятся своей приветливостью, гостеприимством. Посмотрите, сколько гостей сегодня в нашей «горнице».

Слайд 5. (Фото горницы).

Хозяйка: А сейчас посте, как в стразли гости и ха. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Учитель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят                          

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю — почёт, хозяину — честь!

Учитель 2: Туда голуби летают, где их привечают!

Хозяйка: Давно вас поджидаем,  праздник без вас не начинаем!

Учитель 3: Дома сидеть — ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать!

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! А мы вас уже заждались!

Учитель 4 : Благодарствуем за приглашение!

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Учитель1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, давайте  с другом поздороваемся!

                                  (дети здороваются)

Хозяйка:  Ещё раз здравствуйте, люди добрые, гости званные  да желанные!

В старину, и сейчас  гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем!

Хозяйка: Вот какой знатный каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба — соли, гости дорогие!

( звучит музыка  2,

девочки 8 «Б» кл.  в русских костюмах вносят каравай и угощают им присутствующих)

( исполнение песни «Каравай»)

Каравай, каравай

Выпекай, выпекай!

Каравай, каравай

Всех гостей угощай!

Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба — соли, гости дорогие!

А теперь будем праздник русский продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Небылицы.- сл. 6

Ну а дальше начинались забавы.  «Небылицы в лицах, сидят в теремах светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки!» О каком жанре пойдет речь? (Ответы детей: небылицы).

И сейчас мы вам небылицы расскажем!

Егор:                 Здорово, кума!

Никодим:         Здорово, кума! Откуда идешь?

Егор:                 С Кудыкиных гор.

Никодим:         А как у вас, кума, поживают?

Егор:                 На босу ногу топор надевают.

                А лошади наши с усами,

                Бегают в подполье за мышами.

Никодим:       Да это же кошки!

Егор:               Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде,

Летают везде.

Прилетели во двор,

Завели разговор: «Как! Кар!»

        Никодим:         Да ведь это же вороны!

        Егор:                 Мухомор тебе вареный!

                        Наша-то ворона ушаста,

                        В огороды шастает часто.

                        Скок да скок через мосток,

                        Белым пятнышком хвосток!

        Никодим:         Да ведь это же зайчишка!

        Егор:                 В нос тебе еловая шишка!

                        Наш зайчишка под корягу ушел,

                        Хвостом шевелит,

                        Ставить сети не велит!

        Никодим:        Да ведь это налим!

        Егор:                Нет, не налим!

                        Мы про налима так говорим:

Хозяйка: Как у нашего соседа

                 Весела была беседа,

                 А у нас на весь двор

                 Еще лучше разговор:  

                — Утки

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети: В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяйка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Хозяйка: А веселые скворцы

                 Заиграли в бубенцы!

                 Играют, играют,

                 Всех потешают!          

 Скоморохи –сл.7

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе:

« Калинку-малинку!»

«Муз.3» — русская народная песня

(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов + балалайка)

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

                 Отгадайте-ка, ребятки,

                 Музыкальные загадки!

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Хозяйка: А теперь немножко

                 Поиграем на гармошке.

                                (  муз. 4,  дети имитируют игру на гармошке)

Хозяйка: А вот моя вторая загадка:

Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Дети: Балалайка.

                                (муз.5, дети имитируют игру на балалайке)

Хозяйка: Этот славный инструмент

Отгадаете в момент!

Звук у неё громкий, чёткий!

А зовут её    ТРЕЩОТКА!

                                (муз. 6, дети имитируют игру на трещотке)

Хозяйка: Заиграет инструмент – слышат все в один момент!

То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!

                                (муз. 7,   дети имитируют игру на бубенцах)

Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.

( в зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга)

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…

                 Вы, соседки, отдохните,

                 Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

                   Загорелася вода.

                   Всем селом пожар тушили,

                   А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

                     Расседая борода,

                     Он народ погнал в овин,

                     Затушил пожар один.

Соседка 1: Как Фома тушил пожар,

                     Он об этом не сказал.

                     Только слышно стороной,

                     Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните. Ребята, а такие вот стишки в старину назывались нескладушками! – сл.8

         «Чепуха»-частушки- русская народная мелодия

Хозяйка: Вы послушайте, ребята,

                 Нескладуху будем петь.

                 На дубу свинья пасется,

                 В бане парится медведь!

Дети: Хи-хи-хи! Ха-хаха1

Чепуха, чепуха!

 — На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: 

 — На столе лежит арбуз,

На арбузе — муха!

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо!

Дети: 

 — На горе верблюд пасется

    В белых вышитых штанах.

    А за ним блоха несется

    На высоких каблуках!

Дети: 

Соседки: Нескладушки дружно пропели
                 Хорошо ли, плохо ли,

                 А теперь себе мы все

                 Дружненько похлопаем!

Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные! А теперь ещё загадку послушайте!

 — Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети: Ложками!

Хозяйка: Встречайте новых гостей праздника – ансамбль ложкарей «Горошина»

( ансамбль исполняет композицию «Вишня»)

ИГРЫ С Лукошком – сл.9

Частушки – сл.10.

ЗАГАДКИ – сл11

СКАЗКИ – сл.16

Хозяйка: Где песня льется,

                 Там легче живется!

Самое время сеть нам весёлую русскую народную песню!    Сл17

( дети исполняют свои песни)

Хозяйка: Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но ещё и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы — рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

                        ( игра «Намотай нитку в клубок») – муз.

Хозяйка: Девочки поработали!  А мальчики нам сейчас покажут русскую народную игру «Петушки»!

( игра «Петушки») – муз.

 Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Запела каждая семью голосами.

Что же за инструмент получился?

Дети: Дудочка.

Хозяйка: Заиграли дудки,

                Дудки-самогудки !

                            (дети имитируют игру на дудочке)

Хозяйка:(достает дудочку)

                 Ой, ду- ду, ой, ду –ду,

                 Потерял пастух дуду.

                 А я дудочку нашла,

                 Пастушку отдала! (отдает дудочку ребенку).

                  Как без дудки, вот беда,

                   Ходят ноги не туда,

                   А как дудочку почуют-

                   Сами ноженьки танцуют!

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?

                 Аль плясать вы не хотите?

                 В круг скорее становитесь,

                 Крепче за руки беритесь!    Сл. 18 -Змейка

( ставлю детей в 4 хоровода – змейку)

              («На зеленом лугу»- русская народная песня) – играет Н.В.

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, попели! Старину свою родную русскую вспомнили!

  На этом наши русские посиделки подошли к концу! У русского народа свои традиции, своя культура, где многогранно раскрывается характер и быт людей. Давайте подведем итог всему сказанному. Какие жанры устного народного творчества мы сегодня вспомнили? (Ответы детей: небылицы, пословицы, потешки, игры, считалки, загадки, частушки, сказки). Вот какими умельцами-мастерами были наши предки! И постарайтесь, как говаривали на Руси, «Славу ее множить!», чтобы все, что прозвучало сегодня на занятии, не забылось, а узнали бы об этом и дети ваши, и внуки, и правнуки…

Хозяйка:  Ведь не красна изба углами, а красна — пирогами! Видите,

               Самовар уже пыхтит,

               Мне на ушко говорит:

              «Пора к столу приглашать,

               Гостей чаем угощать!»        сл.19

Дети: Любим чай мы с пирогами,

           С сахарными  кренделями!

Хозяйка: Самое время почаевать! Но сначала скажем друг другу  «До свидания!» Понравилось вам на празднике? Ещё придёте?  

Теперь проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят  в класс на чаепитие.)

( муз.   Дети уходят красиво из змейки в класс)

27.01.2017

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в царство старины»

Козлова  Ольга Михайловна

Познавательная игра по краеведению, которая позволяет в занимательной форме проверить у детей знания по истории родного края, сельского быта. Одна из форм организации совместной деятельности детей и родителей.

Оценить




3089

Содержимое разработки

МБУ ДО Лежневский ЦВР

Интеллектуально – познавательная игра

« ПУТЕШЕСТВИЕ

В ЦАРСТВО СТАРИНЫ»

КОЗЛОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

МЕТОДИСТ

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

п. Лежнево

Интеллектуально – познавательная игра

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО СТАРИНЫ».

« Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину»

Идея разработки этой игры появилась в ходе обобщения опыта работы педагогов дополнительного образования краеведческой направленности МБОУ ДОД Лежневского ЦВР Ивановской области.

Краеведческая работа имеет одну очень важную особенность – она проходит в тесном сотрудничестве ребят и педагогов с родителями , бабушками, дедушками, местными жителями и различными организациями. Но не всегда дети находят поддержку и понимание у взрослых. И здесь встает задача перед педагогом – заинтересовать , увлечь , объединить всех одним общим делом. И одной из форм организации совместной деятельности детей и родителей является игра. Мы пошли чуть дальше и решили привлечь к игре и третье поколение — бабушек и дедушек.

Данная игра носит познавательный характер для всех. Она позволяет в занимательной форме проверить у детей знания по краеведению , у родителей и бабушек , дедушек « всколыхнуть жизненный опыт и знания» и возможность узнать для себя что-то новое и интересное.

Познавательные игры по краеведению способствуют воспитанию патриотизма и уважения к традициям своего народа , формируют взгляды и убеждения , снимают психологические барьеры между педагогом и детьми , детьми и родителями , педагогом и родителями.

Игра может быть использована педагогами дополнительного образования , руководителями и сотрудниками школьных музеев, классными руководителями.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

« ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО СТАРИНЫ»

ЦЕЛЬ: формирование чувства патриотизма , уважения к родной культуре, наследию предков.

ЗАДАЧИ: — развивать интерес к истории крестьянского быта, обычаям , русскому народному фольклору;

— способствовать развитию навыков позитивного общения детей , родителей , бабушек и дедушек через организацию совместного досуга;

— воспитание чувства здорового соперничества и солидарности между детьми и взрослыми.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ : команда детей ( 13-16 лет)

команда родителей.

ЖЮРИ: бабушки и дедушки ; педагог – краевед или учитель истории.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

Участники , согласно Положения об игре , заранее знакомятся с исторической и краеведческой литературой.

Подготовка материалов для жюри ( вопросы – ответы ) , протоколы игры , грамоты и сувениры для команд и лучшего игрока.

Оформление помещения для игры с использованием экспонатов музеев школ.

Музыкальные заставки ( русские народные песни и наигрыши ).

Развернутый сценарий игры для ведущего.

Возможно проведение игры со зрителями.

1 ТУР.

« Русская изба».

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи , но и так организовать жилое пространство , чтобы оно было наполнено жизненными благами , теплом , любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить , по мнению , крестьян , лишь следуя традициям предков. Отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

Мы проживаем в сельской местности , многие из вас проживают в частных домах где сохранились элементы крестьянского быта. Поэтому ,я считаю, для вас не составит особого труда ответить на вопросы 1 тура.

Условия 1 тура: Ведущий , по очереди , задает вопросы командам. Посовещавшись команда пишет ответ на вопрос на листочке и передает в жюри. Время на ответ 30 секунд. За верный полный ответ команда получает 1 балл , за неполный ответ – 0,5 балла , за неправильный – 0 .

ВОПРОСЫ 1 ТУРА:

Как назывался дом у славянских народов ? ( ИЗБА)

Какие места считались неудачными для строительства дома? ( места захоронений людей и животных , старые дороги , места где ранее стояла баня ).

Какое дерево было главным строительным материалом для дома? ( сосна).

Дом — крыша над головой. А из чего делали крыши домов наши предки? ( пучки соломы , дранка (дощечки из осины) , тес ( доски) ).

Кто первым должен был войти в новую избу ? ( кошка. Кошку приносили для домового , приговаривая « Вот тебе , хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».)

А где живет в избе хозяин дома — домовой? ( Он живет под или за печкой ).

Какое место в русской избе считается главным и где оно располагается? ( Это « красный угол» , который располагался в дальнем , самом светлом углу избы , с восточной стороны , по диагонали от печки.)

Назовите обязательные атрибуты красного угла . ( Божница с иконами , стол и большая лавка ).

Кто , кроме хозяина , имел право сидеть на « большом месте» в красном углу? ( Священнослужители , молодожены).

Какое место в избе считалось вторым по святости? ( Печь)

Итоги первого тура.

2 ТУР

« Тайны старого сундука»

Сундук — своеобразный хранитель семейного быта. Он стоял практически в каждом русском доме. Ну а если их было несколько , семья считалась зажиточной. Хотя В.И.Даль и писал в своем « Толковом словаре живого великорусского языка» . что « сундуки и коробьи – коренная русская утварь» , но пришли они к нам вместе с монголо – татарами в 13 веке. И само слово « сундук» имеет тюркское происхождение. Удивительно , что сундук не потерял своей актуальности и сейчас. В отличии от прялки ,которую можно увидеть только в музее , сундук используется во многих наших домах и сейчас.

Ну что ж , заглянем и мы в наш сундук.

Условия 2 тура:

В сундуке собраны различные старинные вещи . Чтобы получить вещь из сундука команда должна отгадать загадку , связанную с этой вещью. Загадки напечатаны на листочках . Капитаны команд , по очереди , выбирают наугад листочек с загадкой и 30 секунд совещаются с командой. Если ответ верный , то команда получает эту вещь , если неверный – нет. Побеждает команда собравшая больше всего старинных вещей. Ведущий , совместно с жюри , дает ответы на все неразгаданные загадки и оставляет эти вещи в сундуке.

Рыба в море , хвост на заборе. ( Ковш)

Стоит столбом горит огнем,

Ни жару , ни пару , ни угольев. ( Свеча)

Бегал бегунок , да шмыг в уголок. ( Веник)

Четыре ноги , два уха , один нос да брюхо. ( Самовар)

Привяжешь — пойдут , отвяжешь – останутся. ( Лапти)

Всех кормлю с охотою , а сама безротая. ( Ложка)

Зубов много , а ничего не ест. ( Гребень)

На одной яме – сто ям. ( Наперсток)

Чернец – молодец , в красно золото залез

До смеху хохочет , выскочить хочет. ( чугунок)

Речка льняная , лодка стальная.

Проплывет она – пропадет волна. ( Утюг и полотно)

Сам дубовый , пояс вязовый , а нос липовый. ( Бочонок)

Был я копан , был я топтан

Был на кружале , был на пожаре, был на базаре

Сколько было сил , всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал.( Глиняный горшок)

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь , то поймешь.

Для чего они нужны

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Итоги 2 тура.

3 тур

«Архаизмы в составе пословиц и поговорок».

Архаизмы — это устаревшие названия предметов и явлений.

Условия 3 тура:

Капитан команды , наугад, выбирает карточку с какой – либо пословицей или поговоркой , содержащей устаревшие названия предметов или явлений. Задача команды – за 3 минуты кратко и доступно объяснить суть этой пословицы или поговорки , т.е. другими словами перевести ее на современный русский язык. Если команда затрудняется ответить , то другие команды получают право получить дополнительное очко за ответ на чужой вопрос. Жюри оценивает полноту и правильность ответа , их право передать ответ на вопрос другой команде , если они посчитают ответ недостаточно полным или неверным. За верный ответ команда получает 1 балл.

« Бить баклуши» — разрезать полено вдоль на несколько частей – плах , закруглять снаружи и выдалбливать изнутри. Из плах делали ложки и другую посуду. Заготовка баклуш , считалась легким простым делом не требующим особого умения. Бить баклуши — ничего не делать , бездельничать , праздно проводить время.

« Лаптем щи хлебать» — лапти – единственная доступная обувь бедных крестьян , а щи самая простая и любимая их еда. Про человека , который не мог заработать себе на сапоги и хорошую еду , говорили что он « лаптем щи хлебает» т.е. живет в нищете и невежестве.

« У черта на куличках» — В глубокой древности кулигами называли поляны в дремучих лесах. Некоторые семьи отыскивали эти кулиги в глубине леса и поселялись там. Отсюда и выражение « у черта на куличках» т.е. очень далеко.

« Попасть впросак» — Просак – это барабан с зубьями в машине , при помощи которого чесали шерсть. Попасть в просак – значило искалечиться , лишиться руки . * Попасть в беду , в неловкое положение.

« Бить челом» — * почтительно просить о чем либо;

Приветствовать кого либо , почтительно раскланиваться;

Благодарить за что либо;

Жаловаться на кого либо.

« Ходить гоголем» — ходить с важным , самодовольным видом. Это выражение возникло из наблюдений человека за птицами. Гоголь – разновидность утки , которая ходит медленно и важно.

« Гроша ломаного не стоит»— * очень дешевая вещь;

О ком либо , о чем либо , не имеющем никакого значения;

Грош – самая мелкая монета. ( 2 коп.) Иногда чтобы получить монету меньшего номинала , ее ломали. Грош – монета , которую ломать было бессмысленно.

« Быльем поросло» — говорят о том , что безвозвратно ушло , прошло, забыто, стерлось в памяти. Былье – злак , трава , имеющая стебель в виде соломинки.

«Мелкая сошка»- В русских северных землях – это крестьянская община от 3- 60 дворов . мелкой сошкой называли очень бедную общину , а затем ее бедных обитателей. Позже мелкой сошкой стали называть и чиновников , занимающих низкое положение в государственных структурах .

«Сбить с панталыку»- привести в замешательство, запутать. Панталык- искаженное Пантелик (гора в Греции) со Сталактитовой пещерой и гротами, в которых легко можно было заблудиться.

Итоги 3 тура.

4 тур

« ЧТО ТАКОЕ , КТО ТАКОЙ»

Условия 4 тура:

Каждая команда получает список древнерусских слов и топонимов. Ваша задача – « сделать перевод» этих слов на наш современный русский язык. Каждый правильный ответ добавит 1 балл в копилку вашей команды. Время на выполнение задания — 5 минут.

Навет – клевета , наговор

Торг – базар , рынок

Выя — шея

Катанки – валенки

Стезя – путь , дорога

Тын — высокий забор из заостренных кольев

Мошна – мешок для хранения денег , кошелек

Орало — соха

Мыльня — баня

Пожитки — вещи , мелкое имущество

Голик — веник без листьев

Корчага — чугун , большой глиняный горшок

Буерак — сухой овраг

Длань — ладонь

Лепота — красота , великолепие

Батог — палка , посох

Рушник — полотенце

Туес — ведерко из бересты с крышкой

Тюря — кушанье , хлеб крошеный в квас , воду ,молоко

Кушак — пояс.

Лучина – щепка идущая на растопку , освещение

Неделя – воскресенье

Ярило – солнце

Свара – ссора

Полон — плен

Доха – шуба

Бечева – прочная веревка , канат

Короб – сундук с замком

Вирши – стихи

Чело — лоб.

Итоги 4 тура.

5 тур

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Условия 5 тура :

Необходимо выполнить небольшое творческое задание. Капитан команды наугад выбирает карточку с набором старорусских слов. Ваша задача — за 3 минуты, сочинить небольшой связный рассказ используя все слова с карточки. Задание будет оценено по 3-бальной системе. Возможно , для некоторых команд это задание будет решающим в борьбе за призовые места. Всем удачи!

Изба , горница , бобыль , полати , опорки , мошна ,тюря.

Торг , коробейник , кушак , грош , мошна , скорняк , опорки.

Изба , ставни , наличники , сени , клеть , горница , рушник.

Стезя , буерак , длань , батог , бобыль , пожитки , пустынь.

Грош , монисто , кокошник, короб , выя , лепота , девица.

Коробейник , тать , свара , доха , изба , чело , батог.

Слобода . скорняк , опорки , лепота , ярило ,вирши , короб.

Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/241468-intellektualno-poznavatelnaja-igra-puteshestv

Также вас может заинтересовать

  • Занятиев игровой форме Зоологические пазлы
  • Сценарий детского праздника «Путешествие в сказку» (для детей среднего школьного возраста)
  • Конкурс для учащихся 6 и 7 классов. Проводится во внеурочное время.
  • Сценарий спортивного праздника «Со спортом и песней – жить интересней».
  • Сценарий торжественной церемонии «Посвящение в курсанты»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

МОУ «Пустотинская средняя школа»

Сценарий открытого мероприятия

на тему

«Как бывало в старину».

Посиделки по обычаям и традициям русского народа.

Выполнила: учитель первой

квалификационной категории

Селезнева Любовь Анатольевна

с. Пустотино

2018г

Цели:

— воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народным играм;

Познавательная цель:

— расширить представление детей о культуре и обычаях, познакомить детей с частушками, народными песнями, танцами, загадками.

Воспитательная цель:

— воспитывать любовь к своей Родине, своему краю, его истории и культуре.

Развивающая цель:

— развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Задачи:

— расширить представления о традициях и обычаях народов России;

— знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки;

— воспитывать уважение к культуре других народов;

— развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральную деятельность;

— развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Оборудование: предметы старины, костюмы русские народные.

Место проведения: музей

Посиделки по обычаям, традициям, русского народа.

Звучит песня «В горлице моей», входят две хозяйки праздника

Хозяйка: 1 Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей                    горнице. Деревенский народ веселый, любит песни петь да в игры                    играть, хороводы водить.

Хозяйка: 2 Поудобнее садитесь, не спешите, соберитесь

                    В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Хозяйка1: Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи

Народ посмотреть

И себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки, прибаутки сказывать

Хозяйка2: На завалинах, в светелке,

Иль на бревнышках каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели да водили хоровод.

Добрый чае угощались с медом, явно без конфет

Как и нынче мы, общались

Без общенья жизни нет.

Хозяйка1: А играли кА? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир

Нынче все мы по сусекам, личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить, скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в «своей тарелке» и пришли к нам не на чай

Предлагаем посиделки провести вот здесь сейчас

(слышится смех, звон бубенцов, входят дети, хозяйка открывает двери)

Ребята: Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?

Хозяйка:1 А чем платить будите?

Ребята: А чего надо?

Хозяйка: 1 Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок.

Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра.

Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок

Ребята: Вот так немножко.

Хозяйка: 2 Да пошутили мы. Зачем пожаловали?

Ребята: Посмеяться, поплясать себя показать.

Хозяйка: 1 Мир вам гости дорогие, вы явились в добрый час.

Пляской русской да народной начнем посиделки сейчас.

(песня у нас нынче субботея, дети танцуют)

Девочки: Мы девчушки –веселушки, петь, плясать умеем. И сейчас споем                                       частушки.

  1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

2. Не глядите на меня,

Глазки поломаете.

Я не вашего села,

Вы меня не знаете.

3. Эх, топни нога,

Топни правенькая

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая,

4. Пойду плясать

По соломушке,

Раздайся народ

По сторонушке.

5. Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре

6. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

7. У нас во дворе

Квакали лягушки

А я с печки босиком,

Думала подружки.

8. По деревне я шла

И Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

9. На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках.

10. На весёлое гулянье

Я пришла без ремешка

90 песен знаю,

Еще дома два мешка.

11. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

12 . Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

13. Ах, щечки горят,

На морозе щиплют.

Не меня ли молодую

В хороводе ищут?

14 . Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки.

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки.

15. Ту куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес.

А Ванюша отвечает:

-Заготавливать овес!

16 . Мой дружочек, ох хороший,

Да росточком очень мал.

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

17 . Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки?

18. Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Хохяйка:1 Молодцы. А вы знаете, что такое загадки? (ответы детей)

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах,                    посиделках нашего села. Люди любили складывать и отгадывать    их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них.

1 загадка И колковато, и ноздревато , и мягко

И ломко и всех милей (хлеб)

2 загадка самая смешная овца в корове (носок в сапоге)

3 загадка В брюхе баня

В носу решето, на голове пуговица

Всего одна рука, да и та на спине. (чайник)

4 загадка: В печь несут-жидко,

Из печи несут твердо (каша)

5 загадка: Маленький, кругленький, за хвост не поднимешь (клубок)

6 загадка: Пять чуланов, одна дверь (перчатка)

7загадка: Новая посудина, а вся в дырах (решето)

8. загадка: Все прячет, а сам на виду (сундук)

9. Маленький, горбатенький все поле перерыл (плуг)

Хозяйка: 2 А теперь загадки для взрослых

Кто из вас не любит блинов-пышных, румяных , круглых. А кто                     скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу, по подобию солнца

— Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны

— Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пением петухов.

— Далеко за пределами России были известны наши умельцы.                     Тульские мастера даже блоху подковали.

Кто помнит в каком произведении это написано:

Ответ: Левша Лескова

-А еще Тула славится своими тульскими пряниками и самоварами.

— Многие из вас может быть имеют дома палехские шкатулки.

Почему они так называются?

Ответ: ее делали мастера их Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьем стеклянных изделий.

-Как называется этот город?

Ответ: Гусь-Хрустальный

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города это посуда?

Ответ: Это хохломская роспись г Семенов Нижегородской области

-Знаменитые гжельские мастера делали различные гончарные изделия: кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки. Эти изделия очень любили покупать по всей Руси. Мастера делали не только посуду, и фигурки сказочных героев, но и игрушки: коней, петухов, котов, собачек. 

— Да, о русских народных промыслах можно говорить еще очень долго. Это и Городецкая роспись, жостовские подносы, вологодское кружево, филимоновские игрушки-свистульки. Изделия русских мастеров всегда славились во всем мире. Ведь они сделаны руками мастеров, которые вложили в них всю свою любовь, творчество и умение.

(выходят девочки и танцуют танец)

Хозяйка:1 А сейчас вам еще одну загадку загадаем

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Это русская ….(матрешка)

в 19 веке жил-был один русский художник. Путешеству по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошел к народным умельцам и спросил: « Можно ли вытачить вот такую забавную куклу?» Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по- своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

Давайте с вами поиграем «Наряди матрешку»

Разделимся на две команды. Получают силуэт вырезанной матрешки из картона. Ваша задача –нарядить матрешку. 1-й-держит матрешку, просунув лицо в вырез, 2-й прикрепляет рукава и т.д. Сарафан, фартук и т.д.

Хозяйка:2 Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.

Пословица –душа и ум народа.

В ней к Родине любовь

В ней мудрый опыт многих поколений

Хвала к труду в ней и презренье лени

Пословица к слову молвится

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Поиграем в игру «Отгадай пословицу»

-Я буду назвать 2 слова из пословицы ,а вы называете всю пословицу

Правильно назови, конфету получи.

Труд-пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)

Слово-воробей (Слово не воробей, вылетит не поймаешь)

Журавль-синица ( Лучше синица в руках, чем журавль в небе)

Волк-лес (Сколько волка не корми , а он все равно в лес смотрит)

Красавица-умница (Дом держится не красавицей, а умницей)

Не храним-плачем (Что имеем не храним, а потеряем –плачем)

7. Снову-смолоду( Береги платье снову, а честь –смолоду)

8. Роток-платок (На чужой роток не накинешь платок)

Хозяйка:1 Есть много зарубежных пословиц, очень схожи с нашими по смыслу. Я буду говорить вам зарубежную, а вы мне в ответ – русскую.

Вьетнамская «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

(Семь раз отмерь, один отрежь)

Афганская «Укушенный змеей , боится пестрой луны»

(Кто обжегся на молоке – дует воду)

Финская: «Шуму много а шерсти мало, сказал черт остригая кошку»

(Много шуму из ничего)

Африканская «Сын леопарда, тоже леопард»

(Яблоко от яблони недалеко падает)

Молодцы, все правильно ответили

Хозяйка: 1 А как на Руси любили потешки. И сейчас мы вам некоторые покажем.

Машка, а Машка, в гости пора.
— На чем ехать-то?
— На рогоже.
— На рогоже не гоже.
— А ты на лукошке.
— Вдруг свалюсь по дорожке.
— Привяжись ремешком.
— Нет уж, лучше пойду пешком!

— Федул, что губы надул? 
— Кафтан прожег. 
— А велика дыра-то? 
— Один ворот остался!

— Маша, что из леса не идешь?
— Да медведя поймала!
-Так веди его сюда!
— Да он не идет.
— Ну, тогда сама иди.
— Так ведь он не пускает!

— Сынок, сходи за водицей.
— Брюхо болит.
— Сынок, иди кашу есть!
— А где моя большая ложка?

Хозяйка:2 Жива традиция!

Жива! От поколенья старшего важны обряды и слова

Из прошлого из нашего

О многом ещё можно говорить – судить.

            Но мы решили остановиться именно на этих

страницах жизни нашего народа.

Ученик:1 В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке

Где пришлось нам отдохнуть

Ученик:2 Дни общенья, счастья вехи

Посиделкам каждый рад

Делу время, делу время

А потехе час

Ученик:3 Мы делились новостями

Мы старались вас развлечь

Мы прощаемся с гостями

Говоря: До новых встреч

Ученик: 4 Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух

Самый светлый, самый светлый

Посиделок русский дух.

Ученик: 5 Посиделки, вечеринки.

Звезды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Ученик: 6 Жизнь такая –не иная

Не заморская чужая-

Это наша сторона,

Все, что было вспоминая,

Пусть живет страна родная.

Очень русская , земная

Вместе все: В мире лучшая страна.

Ученик:7 Где песня льется,

Там легче живется!

Ученик:8 Есть таланты на Руси, говорю уверенно!

Раз народ еще поет- знать не всё потеряно.

(исполняют вместе с гостями)

«Вдоль по улице метелица метет» подпевают все
Слова: Д. Глебова
Музыка: А. Варламова

Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дороги заметет:
Ой, жги, жги, жги, говори

Скоро все она дороги заметет.

Запряжем мы в сани лошадей

В лес поедем за дровами поскорей

Ой, жги, жги, жги, говори

В лес поедем за дровами поскорей

Рысью, рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ой, жги, жги, жги, говори

И скорехонько до леса докатим

Топорами мы ударим дружно в лад

Только щепочки по лесу полетят

Ой, жги, жги, жги, говори

Только щепочки по лесу полетят

А из леса мы тихонечко пойдем

А руками-то прихлопывать начнем

Ой жги, жги, жги, говори

А руками – то прихлопывать начнем.

Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дороги заметет:
Ой, жги, жги, жги, говори

Скоро все она дороги заметет.

Хозяйка:1 Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною

Мы за вечер утомились,

Танцевали, веселились

Хозяйка: 2 Что ж вы , гости? Не сидите

К самовару подходите!

Угощайтесь, не стесняйтесь,

С нами попрощайтесь!

КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат№2»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!»

(2-3 КЛАССЫ)

Составила и провела

воспитатель Красноперова Е.И.

Декабрь 2015

Цель: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству.

Задачи: — формировать представление детей об обычаях и традициях нашего народа;

— развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, память;

— воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям.

Словарная работа: Традиция — установившийся порядок в поведении, в быту, во вкусах, обычаях передаваемые от одного поколения к другому.

Обычаи – то, что делали всегда, постоянно.

Гость — тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

Гостеприимство — это готовность и желание принимать гостей, угощать их.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, каравай с солью, разрезные пословицы.

Аудиозапись «Русская быстрая кадриль», «Русская плясовая».

Ход занятия:

Центральная стена оформлена под русскую избу.

Педагог встречает детей в русском народном костюме с хлебом-солью.

(слайд 1)

(Звучит фоном РНМ)

Педагог:Здравствуйте, мои дорогие! Я рада, что вы ко мне в гости зашли.

( дети образуют вокруг педагога круг)

Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!

— По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью. Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.

( Дети по очереди отламывают хлеб и едят его.)

Соседа за руки возьмем, сердца наполним мы теплом! Улыбнитесь друг другу.

— А сейчас присаживайтесь, я вам расскажу что-то интересное.

Ученик: Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях русского народа.

Что же такое традиция? (ответы детей).

(слайд 2)

Обратимся к словарю известного ученого С.И. Ожегова, слово «Традиция» обозначает установившийся порядок в поведении, в быту, во вкусах, обычаях передаваемые от одного поколения к другому.

Например, традиция встречи Нового года в семейном кругу, называть детей в честь кого-то из членов семьи.

Обычаи – то, что делали всегда, постоянно.

Во все времена русские люди любили ходить в гости. А вы знаете, что означает слово «гость»? ( ответы детей).

«Гость» — тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

А это означает, если вы собираетесь к кому-то в гости, то должны настроиться на общение с друзьями, вести и поддерживать разговор.

(слайд 3)

Но на Руси не только ходили в гости, но и любили встречать гостей.

«Гостеприимство» — это готовность и желание принимать гостей, угощать их. Как вы думаете, из каких слов оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать».

Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Усаживали в красный угол – самое почётное место в доме.

Тогда же возникло и слово «хлебосольство», как вы думаете, из каких слов произошло это слово? (ответы детей: хлеб и соль)

Правильно, хлеб и соль. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли» Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Недаром говорилось, что «от хлеба-соли» даже царь не отказывался. В те же времена возникают пословицы и поговорки об этих русских традициях.

Хочу предложить вам такую игру: На этих чайных чашках написаны пословицы, которые пришли к нам издавна, они тоже о гостеприимстве. Вы должны собрать половинки чашек, составить и прочитать пословицы вслух по очереди.

-Доброму гостю хозяин рад.

— Хоть не богат, а гостям рад.

-Не дорог обед — дорог привет.

— Умел гостей позвать, умей и угощать.

— Что есть в печи- все на стол мечи.

Вы увидели, сколько интересного и поучительного в этих высказываниях, как хозяева ждали гостей, готовились к их приходу, даже если гость был нежданным.

— Ребята, вы ведь тоже, наверное, любите ходить в гости, а как же в наше время встречают гостей? (ответы детей). Как и прежде, встречать гостя необходимо, как самого близкого человека.

Хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев — самое главное при встрече гостей.

Физминутка

Ведущий читает и показывает, что надо делать.

(слайд 4)

Пришла Матушка зима,

Всё метелью замела.

(волнообразные движения кистями рук перед собой)

По сугробам мы пойдём,

В лес дремучий напролом.

(ходьба с высоким подниманием коленей)

Вдруг синичек увидали,

Им мы ручкой помахали (помахать ручкой)

А синички нам мигнули,

И за сосны упорхнули

(взмахи обеими руками)

Налетели вдруг снежинки,

Словно лёгкие пушинки

(имитируем пальчиками падающих снежинок)

Вместе с нами закружились,

Вместе с нами в пляс пустились

(покружиться на месте)

Педагог: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых танцев, старинных обычаев и традиций. Пожалуй, самый красивый и интересный из них — это деревенские посиделки!

(слайд 5)

В старые добрые времена, собирались вместе красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.

Предлагаю отправиться на экскурсию в прошлое. Садитесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие.

Девочка 1: На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Мальчик 1: При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Девочка 2: Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались,

Без общенья жизни нет.

Мальчик 2:А играли как — в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Педагог: Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки –

Все: Для друзей и для гостей!

Педагог: Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Выходи на хоровод «Как на тоненький ледок».

(слайд 6)

Хоровод «Как на тоненький ледок»

1.Выпал беленький снежок,

Соберемся все в кружок.

Все потопаем,

Все потопаем.

2.Будем весело играть,

Будем ручки согревать.

Все похлопаем,

Все похлопаем.

3.Если холодно стоять,

Мы похлопаем опять

По плечикам,

По плечикам.

4.Чтобы стало нам теплей,

Будем прыгать веселей.

Все попрыгаем,

Все попрыгаем.

Дети садятся на стулья.

(слайд 7)

Педагог: Исполнять частушки на посиделках это тоже была традиция, частушка отражала быт и интересы людей разного возраста. Давайте вспомним их.

Дети исполняют частушки.

Петушок, петушок,

Запевай частушки.

Ты горланишь хорошо,

Подпоют несушки.

Наш баран богатый барин.

Он себе обновку справил.

То ли шуба, то ль кафтан,

Не поймет теперь и сам!

Как по саду-огороду

Любит козочка гулять.

После этого похода

Урожая не собрать!

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

Педагог: — На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Давайте вспомним названия этих инструментов. (ответы детей: балалайка, гармонь, дудочка, ложки, бубен, баян)

Послушайте оркестр народных инструментов, какие инструменты вы услышали? (ответы детей).

(слайд 8, 9)

«Русская быстрая кадриль»

«Русская плясовая»

Педагог: Очень любили не только малые детки, но и взрослые поиграть в игры.

— Какие народные игры вы знаете? (ответы детей: «Жмурки», «Горелки», «Удочка», «Бояре»).

Сильных и ловких уважали во все времена. В игре дети, молодые люди могли продемонстрировать свои эти качества. Предлагаю поиграть в игру «Бой петухов».

Игра «Бой петухов»

Ход игры: чертится круг диаметром 1,5-2 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии пол шага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая рукой ногу за стопу, другая рука за спиной. Прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести соперника из равновесия и вытолкнуть из круга.

Педагог: А сейчас пора возвращаться назад – в настоящее. Закрывайте глаза и считаем до 10.

Вот мы и вернулись в нашу школу. Как быстро пролетело наше занятие.
— Что нового вы узнали? (ответы детей).

— Что такое традиции?

— О каких традициях мы сегодня говорили? (ответы детей: гостеприимство, хлебосольство, деревенские посиделки).

Поднимите руку, кому понравилось наше занятие.

— Хотели бы вы новое что-то узнать об истории и традициях своего народа? (ответы детей).

Мы любим свою Родину, и мы должны знать традиции, обычаи своего народа. Поэтому пословица гласит так: На Руси обычай есть, кто их чтит, тому и честь.

(слайд 10)

Я благодарю вас за активное участие. До новых встреч!

Цель праздника: гармоничное развитие
личности ребенка средствами эстетического
образования; развитие его
художественно-творческих умений.

Задачи праздника:


  • научить учащихся понимать и знать историю
    своего народа;
  • развивать знания учащихся об устном народном
    творчестве русского народа;
  • развивать индивидуальные творческие
    способности учащихся.

Оборудование: записи русских
народных песен, баранки с бечевками, игровое поле
и дротики, “Цветик-семицветик”.

Ведущая.

Здравствуйте, люди добрые, разудалые
молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные,
милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас
вспомнить сегодня заветную старину наших
дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда
после трудового дня они собирались на околице,
чтобы отдохнуть от забот.

С того заветного времени по сей день
живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки,
песни, пословицы и поговорки, частушки, игры
которые и в настоящее время не потеряли своей
первозданной прелести. Все это называется устным
народным творчеством. А чтобы понимать и знать
историю своего народа, надо знать и фольклор.

“Широко ты, Русь, по лицу земли в красе
царственной развернулася. У тебя ли нет
богатырских сил, старины святой, громких
подвигов?”

Сегодня мы с вами собрались на
завалинках на веселую игру – посиделки. Ребята,
сидящие на завалинках, будут соревноваться в
знании устного народного творчества.

(Представление команд.)

Правила игры:

Начинаем игру! “Завалинки”
поочередно “стреляют” в игровое поле и
выполняют соответствующие задание. На игровом
поле есть сюрпризы (“черные дыры”), попав в эти
отверстия, команда теряет очки. “Отыгравшее”
отверстие убирается, кроме цветика-семицветика,
который “работает”, пока не закончатся
лепестки.

1 задание “Цветик-семицветик”.

“Завалинка”, попавшая в это отверстие
открывает любой лепесток, выполняет желание,
написанное на обратной стороне.

– хочу баранку;
– хочу загадать загадку;
– хочу спеть частушку;
– хочу 2 баранки;
– хочу сказать скороговорку;
– хочу вспомнить считалку;
– хочу спеть народную песню.

2 задание “Черная дыра”.

У “Завалинки”, попавшей в это
отверстие отнять 1 баранку, отверстие работает 1
раз.

3 задание “Ромашка-загадка”.

Ведущая.

А загадать ли вам
Судари – да красны девицы,
Красны напевки
Да загадки?
И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.

(Хлеб.)

По сеням ходит,
А в избу не идет.

(Дверь.)

Горит столбом,
А дыму нет.

(Свеча.)

Четыре брата бегут –
Друг друга не догонят.

(Колеса.)

По сеням ходит,
А в избу не идет.

(Дверь)

Уж как что это выше леса
(Выше леса светит месяц)
В воде родится, а воды боится.

(Соль)

4 задание “Театр”.

С попавшей в это отверстие
“завалинкой” ведущий ставит сказку по ролям.

А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала.

(Ребятам раздаются роли на листочках,
кто какую вытащит. Затем ведущий читает сказку, а
ребята стараются с ходу ее инсценировать.)

Роли: царь, царица, дочка Марфенька, шут
Стасик, конь Буцефал, дуб, кот, цепь,
Соловей-разбойник.

Сказка.

“В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был царь со свое царицей. И была у
них дочка Марфенька. Очень родители любили свою
дочь. То мама по головке погладит, то папа
пряничком угостит. Жил в том царстве шут Стасик.
Очень он любил с Марфенькой играть, особенно в
ладушки.

Вдруг раздался шум и свист. Очень
испугались царь с царицей, под троны завалились.
Налетел на дворец Соловей-разбойник, схватил
дочку Марфеньку и был таков. Заплакали царь с
царицей.

Стал их шут Стасик успокаивать,
обещать, что спасет царевну. Свистнул тут шут
Стасик, прискакал к нему конь Буцефал. Сел Стасик
на коня, поскакал царевну спасать.

Долго ли они скакали, коротко ль, уж и
конь прихрамывать стал. Подъехали они к дубу. Дуб
большой, развесистый. На дубе цепь висит, по цепи
кот ученый ходит. Спросил Стасик у кота, как найти
Соловья-разбойника. Показал кот дорогу. Поскакал
шут дальше. А вот и владения Соловья-разбойника.
Завязалась кровавая битва. Победил шут, спас он
царевну. Сели они вместе на коня Буцефала и
поскакали домой.

Обрадовались царь с царицей,
благодарят шута Стасика. А шут обернулся вокруг
себя два раза и стал добрым молодцем. Влюбилась в
него царевна. А тут и свадьбу сыграли веселую”.

5 задание “Скороговорки”.

Ведущая. Пословицы нашу речь украшают,
загадки ум развивают, а скороговорки? А они учат
ребят говорить четко и ясно, чтобы было всем
понятно.

Ваша задача: “Кто лучше произнесет
скороговорку”.

Вставай, Архип, петух охрип!
Наш Полкан попал в капкан.
От топота копыт пыль по полю летит.
Прокоп украл укроп.

6 задание “Угадайка”.

Ведущая. О каком сказочном герое идет
речь?

Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.

(Бычок-смоляной бочок.)

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом ее на курьих ножках.

(Баба-Яга.)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля.)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди)

7 задание “Пословицей – правда
молвится”.

Ведущая. Говорят, “живое слово дороже
мертвой буквы”, а потому пословицы и поговорки –
самый распространенный, самый живой жанр устного
народного творчества. Я объявляю конкурс
“Пословицей – правда молвится”.

Я буду называть пословицы и поговорки
той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в
русской речи, подберите русскую пословицу,
аналогичную по смыслу.

  1. Арабская пословица: “Бежал от дождя, попал под
    ливень” (“Из огня да в полымя”).
  2. Финская пословица: “Тот не заблудится, кто
    спрашивает” (“Язык до Киева доведет”).
  3. Иранская пословица: “Где нет фруктовых
    деревьев, свекла сойдет за апельсин” (“На
    безрыбье и рак – рыба”).
  4. Английская пословица: “Все хорошо в свое
    время” (“Делу время – потехе час”).
  5. Польская пословица: “Пика не кладется в мешок”
    (“Шило в мешке не утаишь”).
  6. Немецкая пословица: “Молчаливый рот – золотой
    рот” (“Слово – серебро, молчание – золото”).
  7. Итальянская пословица: “В закрытый рот муха не
    залетит” (“Слово – не воробей, вылетит – не
    поймаешь”).
  8. Китайская пословица: “Разговорами риса не
    сваришь” (“Гостя баснями не кормят”).

8 задание “Считалки”

Ведущий. Люди добрые!
Помогите, ведущего поддержите, считалку
расскажите.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый – хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

9 задание “Частушки”.

Ведущая.

А сейчас вас ожидает вот что!
Будет звонкая гармошка
Полтора часа играть,
Мы споем для вас частушки,
А вам нужно подпевать.

(Проводится кольцовка частушек, очки
добавляются победившей команде.)

Баяниста Петю я
Давно заприметила,
Играет он старательно,
Моргает завлекательно!

В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом.
Отчего все девки рябы?
Их побило градом.

Я плясала ночи три,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!

У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.

Мы напели вам частушек,
Чтоб порадовать гостей!
Напекли мы финтифлюшек,
Бубликов да калачей!

Ведущий. Молодцы! Сегодня вы
действительно показали свои знания в области
устного народного творчества. Как приятно
осознавать, что культура русского народа жива,
что мудрые изречения наших предков не забыты, они
дошли до наших времен, и, благодаря им, русский
язык стал более выразительным и образным.

Ведущая.

Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Всех не спеть нам славных песен,
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен,
Вечно юн и вечно нов.

Подведение итогов и награждение
победителей грамотами и вязанками баранок.

Чаепитие.

Используемая литература:


  1. Т. Ершова “Ступеньки мудрости”. / Воспитание
    школьников, № 4 – 2001.
  2. Т. Макарова “Счастливый случай”. / Воспитание
    школьников, № 1 – 2002
  3. Организация внешкольного досуга: сценарии,
    программы игр и представления. Ростов-на-Дону, 2002.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Старославянские праздники зимы
  • Стардью валлей праздник зимней звезды
  • Статусы про детские праздники
  • Старики разбойники текст сценария
  • Старославянские праздники 31 октября