Старинные праздники осени народов россии

Народные осенние праздники разнообразны по своему происхождению и обрядности. Контраст настолько велик, сразу приходит на ум сравнение с разноцветным Отмечая осенние праздники, народ на Руси стремился не только отдохнуть, но и почтить всевышние силы, которые позволили получить им ежегодный урожай. Когда-то это были языческие ритуалы, сегодня - поход в церковь и молитва. Так или иначе, наши предки, как и мы, умели радоваться жизни и своему месту в природном цикле.

Содержание

  • 1 Осенние праздники у славян
  • 2 Православные осенние праздники, традиции, обряды
  • 3 Традиции и обряды осени на Руси
  • 4 Осенние приметы на Руси
  • 5 Заключение

Народные осенние праздники разнообразны по своему происхождению и обрядности. Контраст настолько велик, сразу приходит на ум сравнение с разноцветным лесом в эту пору — лиственные деревья удивляют нас и желтыми, и красными, и все еще зелеными кронами, а реки отражают все небесные оттенки. В традиции славян присутствуют и торжественные обряды в честь сбора урожая, и скорбное прощание с летом и глубоко религиозные дни.

Осенние праздники у славян

По завершению летнего сезона, крестьяне возвращались с полей со щедрым урожаем. Мало того, что его должно быть достаточно, чтобы пережить зиму, запасы ли вход до середины следующего лета, когда земля снова начнет приносить плоды. Понимая жизненно важное значение процесса, земледельцы благодарили богов за помощь в нелегком труде. Для простого жителя деревни палящее солнце, пустота земли или отсутствие полива означали только одно — придется больше работать. Если же таких проблем не было, благодарность была еще сильнее.

Но народные осенние праздники на Руси — это не только ритуальные действия, это прежде всего гуляния. Когда плуг и жернов стояли без дела, вся деревня наконец могла повеселиться на славу и отдохнуть от работы. Первым таким праздником называют Осенины, которые проходили 14 сентября.

Хозяйки угощали домашних пирогами из муки нового урожая. Чествовали и молодоженов, собираясь в гости всей родней, — как и сейчас, в осеннее время играли свадьбы больше, чем за все остальные времена года. Кульминацией празднеств принято считать 21 сентября, когда день становился равен ночи. С этих пор световой период суток шел на спад, а солнечный бог Ярило потихоньку терял свои силы. Славяне понимали это так, что раз ночи теперь длиннее, то и влияние злых духов увеличилось, а количество оберегов в домах умножалось.

Видео расскажет подробней о традиционном праздновании Осенин:



Православные осенние праздники, традиции, обряды

Многие века верования народов смешивались с христианской верой, создавались легенды и предания, которые не могут не удивить. Изобретательный народ заготавливал оккультные обереги и освящал их в церкви, молился на скорбные иконы в храме и отправлялся сыто и пьяно праздновать религиозное событие.

Вернуться к оглавлению 

Рождество Богородицы

Несмотря на то, что в канонических собраниях Библии о таком событии, как рождение Марии, матери Иисуса, нет никакой информации, церковь взяла во внимание апокрифическую литературу. То есть та книга, которая не вошла в канон, стала основанием для представления о семье Деве Марии. Празднование приходится на 21 сентября по новому стилю — ровно через девять месяцев после символической, так как достоверно неизвестной, даты зачатия 22 декабря.

Представитель церкви раскрывает значение праздника:



Семенов день

Завершение лета было точкой исчисления «лет», то есть фактически в этот момент наступал новый год. Этот день также называли Семеном Летопроводцем, так как даже период Бабьего лета подошел к концу. В избах тушили старый огонь — его обновление было ритуальным. Прочищали печь и дымоход, избавляясь фактически и символически от старого и ненужного. Новое пламя зажигали с помощью специальных дощечек, и старались поддерживать до самого праздника Коляды, который проходил в самый короткий день в году — 21 декабря.

Воздвижение

В первой церкви в четвертом веке существовала традиция воздвигать посреди собрания крест, чтобы напоминать молящимся о событиях, которые должны быть в центре веры. Когда крест вернули к Голгофе — месту распятия Христа, церковь учредила этот праздник, который отмечается 27 сентября.

По народному календарю в эти дни проходили капустники — люд собирался вместе и нарезал листья в специальных общих емкостях. Процесс этот занимал немало времени, так как на зиму нужно было заготовить по несколько бочек на семью. Именно это явление и получило название капустник.

Вернуться к оглавлению 

Покров Богородицы

Церковный праздник совпадал с народным, при котором осень встречалась с зимой. Православные люди вспоминали в этот день видение святому Андрею, в котором ему явилась Дева Мария в храме около своей плащаницы. Крестьяне также ассоциировали слово «покров» с первым снегом, который нередко выпадал как раз 14 октября. С этого момента скот не выгоняли на пастбище, а печи в избах переходили с режима готовки на отопление.

Традиции и обряды осени на Руси

Осенние перемены приносили не только праздники, но и бытовые традиции русского народа. Молодежь собиралась теперь не на полянах или на лавочках вдоль домов, а в теплых избах. Так называемые беседы, проходили вовсе не за чашечкой чая — музыка, танцы, песни были неотъемлемой частью встреч парней с девушками. Но женская половина также собиралась и отдельно, в основном за работой — заготовка овощей для сквашивания, прощипывание пера на подушки и перины, за пряжей.

Так как на полях работали семьями, иногда всем родом, то и гуляли большой компанией. На Осенины пир выходил за пределы одного двора и захватывал всю деревню. Хлебосольные хозяева наполняли столы блюдами, приготовленными из муки и овощей из нового урожая. Старались сделать свежие салаты, так зимой придется есть квашеное, а также пекли из новой муки, мед также подавался только что собранный.

Осенние приметы на Руси

Это время года богато на приметы, ведь славяне установили их почти на каждый календарный день. Некоторые на сегодняшний момент совершенно далеки от возможностей городского жителя, но к другим стоит прислушаться:

  1. Обилие красной рябины в пущах леса, значит стоит ждать дождей. Если же ее мало, осень будет сухой.
  2. Журавлиный ключ летит высоко и негромко, значит время года будет хорошим, с умеренными погодными условиями.
  3. Сентябрьский гром предвещает тепло.
  4. Если на вишне все еще остался лист, любой снег растает, глубоких морозов пока не будет.
  5. Обилие паутины около дома в период Бабьего лета к дождливой осени и суровой зиме.
  6. Если на небе нет густых туч, и даже облака встречаются редко — к холоду.
  7. Загляните в лес — мало под ногами грибов, зато большой урожай орехов? Ждите прихода ветреной и снежной зимы.
  8. Присмотритесь к тому как желтеет лист на березе. Если снизу вверх, значит весна будет поздней, есть наоборот — ранней.
  9. Когда осенью тепло и сухо, зима будет протяжной.

Заключение

Отмечая осенние праздники, народ на Руси стремился не только отдохнуть, но и почтить всевышние силы, которые позволили получить им ежегодный урожай. Когда-то это были языческие ритуалы, сегодня — поход в церковь и молитва. Так или иначе, наши предки, как и мы, умели радоваться жизни и своему месту в природном цикле.



Вернуться к оглавлению 

Какие старинные праздники отмечают осенью разные народы россии

Народные календарные осенние праздники на Руси

Праздники на сентябрь (календарные даты указаны по старому и новому стилю)

Мы как всегда постарались собрать для вас разные версии .

Сентябрь — вересень — ревун — рюень — хмурень .

Про это время в народе говорили :
В сентябре лето кончается , осень начинается .
Август варит , сентябрь к столу подаёт .
В сентябре мужика не изба греет , а цеп.
Холодёнек хмурень-сентябрь , да щедро кормит.
Чем суше и теплее простоит сентябрь , тем позднее наступит зима.

Сентябрьская погода отличается своим непостоянством , но чем сентябрь суше и теплее , тем лучше будет осень , тем позднее наступит настоящая зима .
Поздний отлёт птиц предвещает тёплую осень и мягкую зиму , наоборот — поздний листопад -зиму суровую , плохую весну и неурожай на следующий год.

1/14 сентября — Семён Летопроводец , первые Осенины или Засидки .
Осенны — это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. В календаре этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая.
В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние людей на будущий год.
В Семёнов день проводили похороны мух и тараканов , считалось , что с этого дня они пропадают до весны.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей .

В сентябре Осенины празднуются три раза: 14, 21 и 27 сентября.

1/14 сентября — день Семена -летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
8/21 сентября — праздновали Оспожинки — День Осеннего равноденствия , праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
14/27 сентября — Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом «двигаться».
Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, «хлеб с поля на гумно движется», «птица в отлет двинулась», и даже «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».
По народному поверью в этот день змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую Ирием . Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной.

«Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». 27 сентября стараются не ходить в лес, полностью предоставляемый в распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес змеи могут затащить под землю.
В этото время праздновали День Огненного Волха.
Волх — Бог войны, защитник Ирийского сада , муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его — Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ. Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Черного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Семарглу. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью. Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол — молодой богатырь из русских сказок — это прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк — этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки — вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал, как поет в Ирийском саду Леля, и заслушался он этой песнею, и забыл обо всем на свете. Тогда впервые увидел Волх, как Леля «по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную. ». И Волх забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Он стал тайным любовником Лели. Но не мог Волх стать супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры (Жива и Марена) истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство. И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы она искала Волха. Нашла же Леля его, лишь когда «изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой Любовью был превращен в главного его защитника. Войну сменил мир.

В старину на Руси очень важным днём были вторые Осенины на 21 сентября, в день Осеннего Равноденствия, когда день равен ночи.
В момент равноденствия центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор и переходит из Северного полушария в Южное. Поэтому в Северном полушарии после этого начинается осень, а в южном весна.
К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков.
Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась всем миром , т.е. общиной.. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

В древние времена на Осеннее Равноденствие праздновали праздник урожая, посвященный Богу Роду и его божественным спутницам – Рожаницам.
У праздника так же есть и другие названия – Овсень и Новолетие (с 7000 лета от с.м. по 7208 лето от с.м. в этот день праздновали Славянский Новый год . До 7000 лета от с.м. или 1492 года по Юлианскому календарю Новолетие на Руси праздновали в марте) .
На Украине его называют Осенний Световид , Сивояр , а у западных славян он назывался — Радогощь (Рады гостям).
Овсень, Таусень, Усень, Авсень – названия славянского бога смены времён года (в зависимости от говора местности произносились по-разному).
Мать-Природа готовится ко сну, а врата Ирия закрываются до Коляды. На Руси этот день всегда отмечали пирогами и выпечкой, брусникой и яблоками, а также народными гуляньями, игрищами, песнями и хороводами. К празднику пёкся огромный медовый пирог (в человеческий рост). И во время празднования за пирогом прятался жрец и спрашивал: «Зрите ли мя, детушки?».
Если жреца не было видно, то урожай был богатым. Если же народ кричал, что жреца видно, то урожай был бедным.

Народная примета гласила: «Рябины в лесу много — осень будет дождливая, если мало — сухая. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму». У славян существовало поверье, что рябина защищает дом от тёмных сил, поэтому в праздник Радогощь ветка рябины вешалась на оконные рамы для охраны на всю зиму.

В это же время осуществлялся обряд “обновления огня”, везде гасили старый огонь и торжественно зажигали новый трением дерева о дерево или с помощью кресала.
В этот день благодарят Богов за щедрость прошедшего года, урожай и достаток, загадываются желания на новый год, а также воздаются почести предкам и украшаются их могилы.
В народных приметах об этом времени говорится: «лето замыкается и ключи от него сизая галочка за море синее уносит»; «осень зиме на встречу движется»; «лешие в лесах смотр зверям перед зимой устраивают».
В Беларусии этот праздник называют Багач (Ражство Божай мацi, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Другi святок, Спожка ).
Багач — лубок (корзина) с лучшим зерном , собранным со всех дворов , в середину которого вставлялась свечка. Зерно собирали с первого снопа и по жменьке приносили жители всей деревни. Свечку для Богача готовили под пение «дажынкавых» мелодий. Зажжённая свеча, как прообраз солнца, источник тепла относит обряд к празднованию осеннего равноденствия.
«Богачом» называли лубок ржи со вставленной в него свечой, который стоял в течение всего года в доме, в красном углу сельского головы . В день же праздника все жители села устраивали встречу «Богача», для чего во дворе головы устанавливали стол, покрытый белой скатертью, на него ставили лубяную посуду, в которую насыпали рожь, пшеницу, ячмень и другое зерно, снесенное со всех дворов.

С Богачом совершался обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от лиха и вoрога. «Богáч» символизирует единение деревенской общины. От одного Богачá до второго лубок с зерном находился у какой-нибудь одной семьи. Когда подходило время нового Богачá, жители участвовали в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делался семенами из этого короба.
На Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пoсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.
В церковном христианском календаре вторые Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец».
«Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».»Пчёлам безделье — летала птаха мимо страха : ах моё дело на огне сгорело «
Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

На Руси в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, всей своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей и угощал гостей свежесваренным пивом , поэтому этот день ещё называли «Поднесеньев день».
Именно поэтому в этот день почитали славянскую Богиню Ладу. Делалось это не случайно, т.к. она считалась богиней весенне-летнего плодородия и покровительницей свадеб и брачной жизни. В связи с этим, решение о заключении брачного союза принималось именно в летне-осенний период. Игрались же свадьбы чаще всего после полевых работ.

Источник

Народный календарь. Осень

Описание: Народный календарь составлен с использованием дат и народных праздников. На Руси всегда с почитанием относились ко всему, что происходит в природе — к ее явлениям -будь то дожди или заморозки, зной или холода.
Назначение: Данная работа будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям в работе по экологическому образованию, всем, кого интересуют народные приметы, обряды и праздники.
Цель: Знакомство с народным календарем (осень).
Задачи:
— воспитывать интерес к народным традициям;
— прививать любовь к фольклору;
— развивать желание интересоваться происходящим в природе осенью.

1. Осенние хлопоты: встреча осени. Осенины
Осенины — это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины — это встреча осени на Руси.

Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября — день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября — праздновали Оспожинки — праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

27 сентября — Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом «двигаться». Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, «хлеб с поля на гумно движется», «птица в отлет двинулась», и даже «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».

В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.

• 8/21 сентября — Рождество Богородицы. В народе — Малая Пречистая (Большая Пречистая — Успение, 15/28 августа).
• Осенины — вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчёл, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

• Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

• У ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия т.е. праздник эрекции. 21/09 принято было считать благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков. Интересно заметить, что день богини-матери у ацтеков, Атлатонин, был совсем не этот день, а 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника.

• В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.
27 сентября – третьи Осенины, «Змеиный праздник».

По народному поверью в этот день змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (христианское слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной.

«Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». 27 сентября стараются не ходить в лес, полностью предоставляемый в распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес змеи могут затащить под землю. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Правой ногой шагни и остановись, когда в лес идешь. Сделай три земных поклона и скажи: «Спаси меня, Господи, от зверя бегущего, от гада ползущего». И плюнуть три раза через левое плечо.

В Пермской губернии считали, что от змеи предохраняет ношение растения Марьин корень на нательном кресте.
«Увидишь змею – за хвост ее встряхнуть, тогда не укусит и не уползет никуда.» (Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. — СПб., 2001. — С. 202.)

Змея изображена на медицинских эмблемах: над чашей, посох бога врачевания Асклепия (у римлян – Эскулапа), обвитый змеями. Змея в руках волшебницы Медеи, которая могла возвращать молодость.
Ежегодно из природы изымают тысячи змей для получения яда. Редкими стали гюрза и кобра.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. А какой урожай могли собирать крестьяне? Давайте-ка вспомним, что растет на огороде?
ДЕТИ: Морковь, свекла, капуста, картошка…

ВЕДУЩИЙ: Правильно! И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки. Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень и 3 осенних месяца.
ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.
Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.
ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.
ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.
ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:
Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем (помните сказку про Репку?).

Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

ОСЕНЬ: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

ВЕДУЩИЙ: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам.

Вот как встречали на Руси Осень.
Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Осень, приглашаем тебя посмотреть выставки ребят и помочь отобрать самые лучшие экспонаты для общешкольной выставки.

ОСЕНЬ: С удовольствием! Ждите меня, ребята, по классам. Ко всем зайду, никого не пропущу, да еще принесу угощение!

Когда в классе Осень прощается
ОСЕНЬ: Молодцы, ребята, славно потрудились! А теперь отведайте моего угощения – осенних яблочек! Осень раздает из корзинки яблоки. До свидания!

21 сентября — вторые Осенины

21 сентября — вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!» По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму». Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: «К нашей хлеб — соли милости просим!» После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом своего производства. Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия.

Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути — это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе — день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

9 сентября
В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины (в православии — день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

27 сентября — Третьи Осенины
Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. «Воздвиженье — осень навстречу зиме двигает».

По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд — крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.

В деревнях крестьяне варили пиво. Осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, изгоняя нечисть из себя. В лесах леший перед долгой зимой последний раз шутил над людьми, устраивая смотр зверям и птицам — готовы ли они к суровой зиме.

По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир.
Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд “пострига” (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября — начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен — день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

14 сентября — день Семена Летопроводца. Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого “горного” места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе.

Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.

2. Равноденствие
Осеннее Равноденствие

День становится короче ночи, начинается «тёмная», зимняя часть года, настоящая осень. Завершается сбор урожая и начинаются активные осенние заготовки. Отсюда же начинается череда осенних праздников и привязанных к ним ярмарок и свадеб. Происходит активное убывание энергии, которое предопределяет ритм хозяйственных работ, личной жизни и ритуальной практики.

С точки зрения астрономии и астрологии, Осеннее Равноденствие это момент когда Солнце пересекает Небесный Экватор и вступает в знак Весов. Соответственно, день когда это происходит (а день, сутки, в индоевропейской традиции считается от восхода до восхода Солнца) и считается Днём Осеннего Равноденствия. Ночь теперь длиннее чем светлое время суток, наступает тёмная, зимняя половина года. Погода ещё может порадовать людей теплом «бабьего лета», но деревья уже почти все окрасились в осенние цвета, цветы почти все отцвели, остаются только те немногие что цветут до самого первого снега, как альпийские астры, например. И хотя в солнечные дни ещё бывает тепло, ночи уже холодные, вскоре начнутся (если ещё не начались) первые заморозки.

На Осеннее Равноденствие выпадает самая сытая часть года. К этому времени урожай большей частью уже собран хозяйки активно делают заготовки на зиму. Свежих овощей и фруктов уже не будет до следующего лета, лишь немногие осенние ягоды и грибы всё ещё доступны в свежем виде. Полученный урожай должен быть исчислен и распределён на весь следующий год, вплоть до следующего урожая. Именно поэтому с Осеннем Равноденствием связан знак Весы.

Урожай мало собрать (сбор урожая – большей частью забота предыдущего периода годового цикла), урожай надо ещё и сохранить. Именно этому – исчислению, сохранению и распределению посвящён период между Равноденствием и Самхейном. В это время хозяйки активно квасят капусту, готовят соления, в это же время начинают подавать соленья и варенья к столу. С этого дня начинали варить пиво. Крестьяне заканчивали работать в поле, вся активность перемещалась в дом и на хозяйственный двор, начиналась подготовка хозяйства к зиме. И, естественно, осенние ярмарки. Продать урожай, купить что-то что сами вырастить не могли. Соответственно и ремесленники к этому времени готовили побольше собственного товара на продажу. Где ярмарки, там всегда и гулянья, где гулянья – там сватовство и свадьбы.

Сам день Осеннего Равноденствия – день когда происходит переход от Света к Тьме, как и другие переломные дни почитался не рабочим, праздным, праздничным, как и все праздничные дни он имел своё имя. Кельты называли его Мабон, Альбан-Эльвед, у славян этот день звался Осенины. День Осеннего Равноденствия посвящён богине-матери (которая по совместительству дарует и материальное богатство), астрологическим знаком Весы управляет Венера.

Христиане переняли эту обрядность: 21 сентября христианские церкви празднуют Рождество Богородицы. Что интересно, в искажённом юлианском календаре праздник ближе к исходной, правильной дате чем в григорианском (католики празднуют Рождество Богородицы 8 сентября, все даты даны в григорианском, новом, стиле), это говорит о том что христиане переняли этот праздник достаточно поздно.

Праздник был традиционно женским. В этот день пекли ритуальный хлеб (впрочем, земледельческие народы пекли ритуальный хлеб к любому празднику), с этим хлебом женщины выходили к реке, встречать очень. Также женщины посолонь опахивали плугом вокруг двора, защищая дом и хозяйство от набирающих силу тёмных сил.

Одним из важнейших ритуалов было возжигание огня. В домах гасили весь огонь, а потом разжигали его заново. Разжигать огонь полагалось ритуально чистым способом – ударами камня о камень или трением деревяшки о деревяшку. Кстати, интересный казус – огонь добытый пьезоэлектрической зажигалкой оказывается самым чистым. Зороастрийцы – главные огнепоклонники наших дней – считают что самый чистый огонь это когда выходящий из земли природный газ загорается от удара молнии. В пьезоэлектрической зажигалке электрическая искра – маленькая молния – порождённая ударом о камень – пьезоэлектрический кристалл – поджигает газ, добытый из недр Земли.

Устраивались, также, пиры и гулянья, особенно молодёжные. Молодые люди делали себе короны из опавших листьев, девушки делали бусы, нанизывая на нить красные ягоды рябины. Эти бусы символизировали Бринсингамен – ожерелье Фрейи. Во время гуляний девушка набрасывала это ожерелье на шею приглянувшегося ей парня и он должен был провести с ней весь день.

Таков исторический и культурный фон праздника, предопределённый энергетикой годового цикла. Как и что делать сегодня нам, городским жителям?
Как отпраздновать Осеннее Равноденствие современному горожанину?

Собственно, точно также. Испечь пирог, которым угостить друзей. Женщины могут и должны выйти к реке с этим пирогом, поприветствовать осень, оставить часть пирога на берегу (остальное съесть, так что берите с собой в меру, чтобы не уносить требу обратно домой).

Дома можно и нужно зажечь хотя бы несколько свечей. В идеале – пять: четыре по сторонам света и одну в центре комнаты. Можно символически возжечь новый огонь – выключить на минуту всё электрическое оборудование в доме, что будет символизировать погашенный старый огонь, а после того как будут зажжены свечи – снова включить.

И, что очень важно, постарайтесь максимально освободить этот день от всех дел. Энергетика в дни перелома на самом деле очень нестабильна, любые дела, которыми Вы занимаетесь в этот день будут идти особенно тяжело и могут привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Не зря наши предки объявляли эти дни праздными.
Что делать и что не делать вблизи Осеннего Равноденствия?

Надо помнить что вблизи Осеннего Равноденствия убывание солнечной и жизненной энергии идёт очень быстро, поэтому следует максимально снизить нагрузку на свой организм, больше внимания уделять здоровью, избегать перегрузок. Период вблизи и после Осеннего Равноденствия крайне неблагоприятен для новых начинаний, новых проектов и дел, он наоборот очень хорош для подведения итогов, завершения, получения результатов и возобновления старых контактов и связей. В некотором смысле это время аналогично периоду убывания Луны, но действует большей частью на дела длительные, с циклом развития в год и дольше.

Сразу после Равноденствия очень хорошо заниматься торговлей, В этот период хорошо как продавать, так и покупать. Именно сейчас имеет смысл привести свои проекты к фазе получения результатов и продать их. В период сразу после Равноденствия это можно сделать с максимальной выгодой. И, кстати, хорошее время чтобы провести ревизию запасов и резервов, решить что надо оставить, а от чего избавиться. Период наиболее благоприятен чтобы реализовать уже ненужные Вам припасы с максимальной выгодой для себя. Если не сделать этого вовремя, эти запасы будут лежать у Вас мёртвым грузом, мешая развитию, реализовать их позже будет намного сложнее, они вообще могут «протухнуть», стать никому не нужными. И они могут мешать дальнейшему развитию, как лишний жир у тучного человека. В то же время именно сейчас следует запасать нужное и необходимое, создавая материальную базу для дальнейшего роста.

Поскольку именно в период сразу после Равноденствия жизненная сила убывает быстрее всего, следует выделять время для отдыха и вообще ограничивать нагрузки. Очень хорошо и полезно сочетать отдых и деловое общение, как это делалось обычно на ярмарках. Время, пока Солнце находится в Весах очень благоприятно для заключения любых союзов, от брачных до деловых и политических. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью! Также это время крайне благоприятно для того чтобы возобновить старые связи, найти старых друзей, возобновить потерянные знакомства.
Магия

Тёмное время года подходит для тёмного колдовства. Это не только наведение порчи, привороты и проклятия. Это также любая магия направленная на общение с миром мёртвых, с предками, хранителями рода, с «тёмными» богами, олицетворяющими стихийные силы природы. Сюда же относятся и все гадания. Не зря летом почти не гадают, а самый пик гаданий приходится на ночь перед Рождеством (Зимним Солнцестоянием), самую длинную ночь в году, момент торжества и наибольшей силы Тьмы.

В период между Мабоном и Самхейном совершаются последние требы лешим и водяным, которые, по народным поверьям, после этого уходят в зимнюю спячку.

К тёмной стороне магии относится и современное увлечение – спиритизм. Длинными зимними ночами общаться с миром мёртвых гораздо проще. Но и опаснее!

3. Возжигание нового огня
Дома можно и нужно зажечь хотя бы несколько свечей. В идеале – пять: четыре по сторонам света и одну в центре комнаты. Можно символически возжечь новый огонь – выключить на минуту всё электрическое оборудование в доме, что будет символизировать погашенный старый огонь, а после того как будут зажжены свечи – снова включить.

И, что очень важно, постарайтесь максимально освободить этот день от всех дел. Энергетика в дни перелома на самом деле очень нестабильна, любые дела, которыми Вы занимаетесь в этот день будут идти особенно тяжело и могут привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Не зря наши предки объявляли эти дни праздными.

4. Рябинник
23 сентября – Пётр и Павел Рябинники. Массовый сбор рябины. В этот день заготовляли рябину впрок, для компотов и приготовления кваса. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. Украшают окна на зиму рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

Рябина верный помощник против хворобы да нечистой силы. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. В народе верили, что коли мучает тебя дух какой зловредный, сна не дает, к груди приступает да душит, надо взять ветку рябины, очертить ее вокруг себя пространство — и сгинет нечисть, как ее и не было. И потому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

На Руси два Петра — Павла — большой да малый, летний и осенний. Осенний Петр — Павел — рябинник. В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкою и начинают собирать ее для еды. Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть ягод для птиц. Мало рябины – сухая осень, а много – суровая зима.

РЯБИННИК ИЛИ СОРБАРИЯ — красивоцветущий Декоративный Кустарник с листьями сильно похожими на Рябину. Высота куста достигает 2 м. Многочисленные белые или кремовые мелкие цветочки собраны в крупные пушистые метельчатые соцветия, которые украшают растение в течение довольно длительного времени в середине лета. Растение очень устойчивое, неприхотливое и даже довольно агрессивное — размножается корневой порослью при хорошем уходе в огромном количестве и может угнетать другие растения.

Корневые отпрыски большинства видов образуют густые заросли. Могут расти как на солнце, но там ниже ростом и быстрее отцветают, так и в полутени — растения более высокие и дольше цветут.

Ряби́нник[1] (лат. Turdus pilaris) — распространённый вид европейских дроздов.
Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири — до водораздела между Енисеем и Леной. В Южной Европе, Северной Африке, на Кавказе, в Средней Азии и Кашмире встречается как залётная, зимующая птица, хотя при значительном урожае лесных ягод зимует также в средней Европе.

Рябинник отличается от остальных дроздов прежде всего образом жизни. Хотя некоторые пары и гнездятся изолированно, большинство их собирается в средние по численности колонии, насчитывающие 30-40 пар. Они любят селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам. В глухих лесах рябинник не встречается. Главные места его обитания находятся на севере и в средней части Европы и Азии. Часть птиц ведут оседлый образ жизни, часть кочевой. Скандинавские рябинники, как и некоторое количество среднеевропейских, на зиму отлетают на юг, прежде всего на юг и запад Европы. Гнездовой период длится с апреля по июль. Рябинник питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи рябинников слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами (н.п. облепихой). Дрозд-рябинник не является особо ценным промысловым видом, его отстрел разрешён круглый год без лицензии. Главной целью отстрела является защита садов, также мясо дроздов употребляется в пищу.

Источник

1.

Праздники
осени

2.

У осени есть такие названия:
«Осенины», «Мокропогодье».

3.

Осень начинается с 27 августа и
длится 93 дня — по 26 ноября.
Астрономическая осень начинается со дня
осеннего равноденствия (22 сентября).
По фенологическому календарю начало
осени связывается с отлетом птиц,
опадением желтых листьев, первыми
заморозками.
Различают два периода:
1) От первых заморозков до конца
листопада;
2)
От конца листопада до начала зимы.
«Теплая осень — к долгой зиме».

4.

Осень подразделяют на подсезоны:
1-23 сентября –
Начало осени;
24 сентября — 14 октября
— Золотая осень;
15-22 октября –
Глубокая осень;
23 октября -26 ноября Предзимье;
27-30 ноября –
Первозимье.

5.

В народе примечали:
В лесу много рябины — осень будет
дождливая, малосухая.
Орехов много, грибов мало — зима
будет снежная и суровая.
Кожица на луковках тонкая — зима
будет мягкая, кожица толстая и
грубая — зима суровая.
Чем больше муравьиные кучи,
тем суровее будет зима.
Много паутины на бабье лето — к
ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям — к
теплу.

6.

Пословицы и поговорки
• Весна красна цветами, а
осень снопами.
• Весна красна, да
голодна, осень
дождлива, да сытна.
• Осенью и у воробья пир.
• Осень — погоды перемен
восемь.
• Весною дождь парит,
осенью мочит.
• Осенний дождь мелко
сеется, да долго тянется.

7.

В старину осень встречали трижды:
1) В Семен-день 14
сентября (1 сентября по
старому стилю) — день
памяти Симеона
Столпника — Семена
Летопроводца;
2) На рождество
Богородицы 21 сентября
( 8 сентября по старому
стилю) — праздник
женщин и женских работ
3) На день Феодоры 24
сентября (11 сентября по
старому стилю).

8.

Осень включает
три календарных месяца:
сентябрь,
октябрь,
ноябрь.

9.

сентябрь
Древнерусские название
сентября –
«руен» связывалось с
желтым цветом осени,
«ревун» — с дождями и
непогодой,
«рюин» — с гоном, ревом
оленей,
«хмурень» — с угасанием
солнечного света и
ранними сумерками.

10.

О сентябре пахари любили
повторять:
«Сентябрь — зоревник, хмурень:
холодно и сиверко…
В сентябре и лист на дереве не
держится».
Сентябрь открывается днем
Стратилата — тепляка. Об этом
дне бытовала молва:
«Батюшка-юг пустил ветер на
овес».
8 сентября – Наталья — овсяница,
косят овес. «Не вырастет овес наглотаешься слез», приговаривал сельский мужик.
Тогда же отмечали осеннего Петра
— Павла-рябинника. Срывали
рябину и кистями вешали под
крышу

11.

11 сентября –
Иван-полетний,
полетовщик.
Этому дню относятся
следующие приметы:
«Иван постный пришел,
лето красное увел»,
«Иван постный — осени
отец крестный», «С
постного Ивана не
выходит мужик без
кафтана».

12.

Через день после
Ивана приступают
дергать
корнеплоды (кроме
репы), копают
картошку.

13.

3 сентября — журавлиный
отлет:
«На Куприянов день
журавли собираются
на болотине уговор
держать, каким путемдорогою на теплые
воды лететь».

14.

14 сентября — Семенлетопроводец.
Первая встреча осени. В
допетровской Руси Новый
год начинался 1 (14)
сентября, на Семен-день.
Оттого-то крестьянский
календарь — численник
приурочивал к этой дате
завершение многих
летних работ: «На Семендень до обеда сей — паши,
а после обеда на пахаря
вальком маши».

15.

Середина сентября – бабье лето
Страхов Валерий Николаевич.
Бабье лето

16.

В осени выделяют Бабье лето, которое
начинается с 28 августа и длится до 21
сентября.
Бабье лето делят на:
1) Молодое Бабье лето
с 28 августа по 11
сентября
2) Старое Бабье лето с
14-го до 21 сентября.

17.

О Бабьем лете П. Тютчев написал:
«Есть в осени
первоначальной
короткая. Но
дивная пора. Весь
день стоит как бы
хрустальный и
лучезарны
вечера».

18.

РОЖДЕСТВО́ БОГОРО́ДИЦЫ
Отмечается православной
церковью 8(21) сентября.
Первые христиане не знали
этого праздника. Церковное
предание сложилось только к
5 веку. В соответствии с ним
Мария родилась от
благочестивых родителей,
Иоакима, происходящего из
царского рода, и Анны — из
рода первосвященников.
Мария была их
единственным ребенком.
Рождение Марии
предвозвестил родителям
ангел, предуказав и имя
будущего ребенка.

19.

В честь Рождества Богородицы
воздвигнуто множество храмов
Церковь Рождества
Пресвятой
Богородицы в Старом
Симонове (1509-1510)
стоит на месте еще
более древней
церкви, построенной,
по преданию, с
благословения Сергия
Радонежского.

20.

По русскому народному
календарю, 21 сентября — еще
и Аспасов день. На него
встречали матушку — Осенину.
Осенина в Древней Руси
праздник не только урожая, но
и Лады и Лели, матери и
дочери — богинь плодородия,
любви, брака. Ходили к
берегам рек, озер и прудов
овсяным хлебом встречать
матушку — Осенину. Старшая
стояла с хлебом, а молодые
пели вокруг нее обрядовые
песни. Хлеб разламывали и
раздавали всем
присутствующим.

21.

В этот день обновлялся в
избах огонь — старый
гасили, а новый
зажигали. Во
избежание порчи от
дурного глаза и
болезней жгли старую
одежду и обувь. Детей
обливали на пороге
водой.

22.

луковая неделя
С Рождества Богородицы
начинается луковая
неделя — женщины
убирают лук. Также
убирают пчел с пасек.

23.

В Осенины начинались
посиделки: девушки с
пряжей собирались в
одну избу, к ним
приходили парни с
гармоникой и
угощением,
исполнялись игровые
песни и шуточные
розыгрыши

24.

С 26 сентября, с Корнилья,
«корень в земле не растет,
а зябнет». Через день Воздвиженье, третья
встреча осени. Первые
заморозки: «Сдвиженье
тепло сдвинет, а холод
надвинет». Осень к зиме
быстрее движется. Срубают
капусту: «На Воздвиженье
первая барыня — капуста».
Молодежь по такому
случаю затевала вечеринки
– капустники.

25.

Воздвижение Животворящего
Креста Господня (27 сентября).
Название указывает на торжественное
поднятие креста вверх
(«воздвижение») после обнаружения
его.
Возникновение праздника связано с
окончанием длительного периода
гонений христианства в Римской
империи в начале 4 века. Император
приказал построить храм Воскресения
Христова на месте Голгофы и пещеры
Гроба Господня. Его торжественное
освящение состоялось 13 сент. 335,
было решено праздновать память
Воздвижения Креста. По преданию,
хранившийся в Иерусалиме Крест
Господень был незадолго до этого (в
325 или 326) найден («обретен»)
матерью Константина, вдовствующей
императрицей Еленой, совершившей
паломничество по святым местам и
лично возглавившей раскопки
Голгофы.

26.

Согласно современной
православной традиции,
накануне данного
праздника священник
выносит изображение креста
(распятие) из алтаря на
середину храма, возлагая
его на аналой. В соборных
церквах существует обычай
медленно «воздвигать» его
на четыре стороны света при
пении «Господи помилуй!». В
день Воздвижения
установлен пост.

27.

Все народные приметы этого
дня так или иначе связаны
со словом «двигаться» — на
Воздвиженье осень зиме
навстречу надвигается.
Считается, что именно в
этот день птица в полет
тронулась, а медведь
залег в берлогу. В прежние
времена мужики в
деревнях крепко запирали
подворье, заделывали все
щели и проемы. В лес в
Воздвиженье не ходят,
чтобы ненароком не
встретиться с нечистой
силой

28.

октябрь – грязник
«В осеннее ненастье
семь погод на дворе:
сеет, веет, крутит,
мутит, ревет, сверху
льет и снизу метет».
Эти дни называли
распутица,
кисельница.

29.

2 октября — Зосима, заступник пчел.
Ставят улья в омшаник. Кто
поюжнее живет — откладывают это
дело до Савватия (10 октября).

30.

7 октября – Фекла заревница. День
убывает уже быстрее,
чаще осенние
заморозки. На Сергия
(8 октября) рубят
капусту. В этот день
замечали: «Коли
первый снег на
Сергия, то зима
установится на
Михайлов день» (21
ноября).

31.

Покров, 14 сентября
День Покрова совпадал с
окончанием полевых
работ и подготовкой к
зиме. С этих пор
начинали топить в хатах:
приступали к работе
пряхи и ткачихи. До
святого дня сельчане
берегли засохшие ветки
яблони. Считалось если
сжечь их именно в этот
день, то всю зиму в
доме будет тепло.

32.

В этот день домовой спать
укладывается, и с этим
связывали ритуал
«Запекания углов».
Домового просили
хранить тепло дома
зимой, пекли
специальные блинцы —
блины небольшого
размера, а первый блин
делили на четыре части и
разносили по углам хаты
как подношение, чтобы
дух дома был сыт и
спокоен.

33.

Покров окончательно ставил
точку в летней жизни,
переводя всю домашнюю
деятельность в избу:
«Зазимье пришло — засидки
привело».
Еще одна примета этого
праздника советует не
браться за работу, а сходить
в гости. Покров было
принято праздновать
несколько дней: с веселым
застольем, большим
количеством питья, еды и
пива.

34.

ПОКРО́В Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы
Великий церковный праздник отмечается
православными верующими и Русской
церковью.
Возникновение праздника Покрова дня
уходит своими корнями к 910 году.
Слово «покров», и, соответственно сам
праздник происходит от того, что во
время служения верующие Андрей и
Епифаний узрели Богородицу, парящую
над головами людей и раскинувшую над
всеми свое белоснежное покрывало,
называвшееся покров.
Это произошло во время молитвы прихожан
дабы избавится от врага. В то время
Константинополь был взят в осаду
неприятелем, и император Лев вместе со
своей женой молился в церкви.

35.

В этот момент появилась Богородица, она
накрыла молящихся покровом,
символизируя свою защиту над
прихожанами. Явление ее придало
силы оборонявшимся, и, собрав все
свои силы они выстояли и победили
врагов своих. Поэтому праздник
символизируется победой христиан
над неверующими.
После божественного видения Андрей
юродивый вместе со своим верным
учеником стал ходить по городам
русским, рассказывая всем о видении
чудном. Но народ не принимал и не
верил его рассказам. Над ним
смеялись и называли обманщиком. Но
Господь Бог наградил Андрея
прозорливостью.

36.

Коренево.
Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы

37.

Октябрь — свадебник, на селе
играются свадьбы: «Придет Покров
— девке голову покроет».
Обычно утром, после похода в баню,
в доме невесты собирались
девушки-подружки, сватьи, свахи
и под причитания, песни, плачи
начинали расплетать косу невесты
и переплетать ее в новую
прическу замужней женщины.
Отныне краса — девичья коса
навсегда упрятывалась от
посторонних глаз, т.к. замужние
женщины должны были прятать
волосы под головной убор.
Снимать платок, кокошник (его
носили молодые женщины) или
чепец — повойник они могли
только перед мужем.

38.

Пришло время ноябрю –
листогною.
Неказист ноябрьский
день. Проглянет
солнышко и скроется,
всё чаще на небе
свинцовые тучи. Дни
идут на убыль, а ночи
прибавляют и
прибавляют:
«Ноябрьские ночи до
снега темны».

39.

На третий день ноября — Казанская.
На Казанскую — первый
зимний заморозок.
Снежно и морозно. Про
этот день крестьяне
поговаривали: «До
Казанской — не зима, с
Казанской — не осень»,
«Матушка Казанская
необлыжную зиму ведет,
морозцам дорожку
кажет», «С Казанской
мороз не велик, да стоять
не велит».

40.

Казанская икона Божией Матери
Почитаемая
чудотворной икона
Богородицы,
явившаяся в Казани в
1579 году. Одна из
самых чтимых икон
Русской православной
церкви.

41.

8 ноября — Дмитриев день.
На него повсеместно
справляли помин по
усопшим, отчего
Дмитрова неделя слыла
«дедовой».
В народном календаре
замечалось, что до
Дмитровой субботы зима
не становится. Среди
других примет о погоде
выделялись еще и такие:
«Дмитров день перевоза
не ждет», «Дмитрий на
снегу — весна поздняя».

42.

14 ноября — Кузьминки
Встреча зимы: «Закует КузьмаДемьян, до весны красной не
расковать». Реки начинают
замерзать: «Не заковать реку
зиме без Кузьмы-Демьяна».
Отходят в прошлое
предзимние деньки.
«Демьянов путь — не путь, а
только перепутье». К тому же
в ближайшие дни больших
морозов не предвидится и
даже отпустить может: «Коли
Кузьма-Демьян закует, то
Михаиле (21 ноября) раскует»
или: «Кузьма-Демьян с
мостом — Михаиле с
полумостом».

43.

21 ноября — Михайлов день.
Этот праздник на большей
части Руси-матушки бывал
«с мостом», то есть с
покрытыми льдом реками.
«Со дня Михаила зима кует
морозы».
На Михайлов день (Михаила
Архангела), по народному
обычаю, ублажали
Дворового. Он считался
младшим братом Домового,
но его старались задобрить,
чтобы он остался жить во
дворе и не прислал вместо
себя Лихого.

44.

По народному календарю
если 25 ноября дождь
или снег — быть оттепелям
до Введенья (4 декабря).
Через трое суток: «Гурьян
на пегой кобыле» (грязь,
снег). И уж коли лежит на
Гурьяна снег, так лежать
ему до половодья.

45.

Наступает настоящая зима.

46.

47.

Презентацию подготовила
методист по музейному делу
Самойлова С.М.

48.

Источники информации:
http://www.hrono.ru
http://www.calend.ru
http://yandex.ru/images
http://ru.wikipedia.org
http://www.magiclady.net
http://slovari.yandex.ru
http://schooltask.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Старт конкурс сценариев
  • Статья праздник осени во второй младшей группе
  • Старинные праздники ноября
  • Старт велопробега сценарий
  • Статья праздник белых журавлей