Старинные русские праздники осенью

Народные осенние праздники разнообразны по своему происхождению и обрядности. Контраст настолько велик, сразу приходит на ум сравнение с разноцветным Отмечая осенние праздники, народ на Руси стремился не только отдохнуть, но и почтить всевышние силы, которые позволили получить им ежегодный урожай. Когда-то это были языческие ритуалы, сегодня - поход в церковь и молитва. Так или иначе, наши предки, как и мы, умели радоваться жизни и своему месту в природном цикле.

Содержание

  • 1 Осенние праздники у славян
  • 2 Православные осенние праздники, традиции, обряды
  • 3 Традиции и обряды осени на Руси
  • 4 Осенние приметы на Руси
  • 5 Заключение

Народные осенние праздники разнообразны по своему происхождению и обрядности. Контраст настолько велик, сразу приходит на ум сравнение с разноцветным лесом в эту пору — лиственные деревья удивляют нас и желтыми, и красными, и все еще зелеными кронами, а реки отражают все небесные оттенки. В традиции славян присутствуют и торжественные обряды в честь сбора урожая, и скорбное прощание с летом и глубоко религиозные дни.

Осенние праздники у славян

По завершению летнего сезона, крестьяне возвращались с полей со щедрым урожаем. Мало того, что его должно быть достаточно, чтобы пережить зиму, запасы ли вход до середины следующего лета, когда земля снова начнет приносить плоды. Понимая жизненно важное значение процесса, земледельцы благодарили богов за помощь в нелегком труде. Для простого жителя деревни палящее солнце, пустота земли или отсутствие полива означали только одно — придется больше работать. Если же таких проблем не было, благодарность была еще сильнее.

Но народные осенние праздники на Руси — это не только ритуальные действия, это прежде всего гуляния. Когда плуг и жернов стояли без дела, вся деревня наконец могла повеселиться на славу и отдохнуть от работы. Первым таким праздником называют Осенины, которые проходили 14 сентября.

Хозяйки угощали домашних пирогами из муки нового урожая. Чествовали и молодоженов, собираясь в гости всей родней, — как и сейчас, в осеннее время играли свадьбы больше, чем за все остальные времена года. Кульминацией празднеств принято считать 21 сентября, когда день становился равен ночи. С этих пор световой период суток шел на спад, а солнечный бог Ярило потихоньку терял свои силы. Славяне понимали это так, что раз ночи теперь длиннее, то и влияние злых духов увеличилось, а количество оберегов в домах умножалось.

Видео расскажет подробней о традиционном праздновании Осенин:



Православные осенние праздники, традиции, обряды

Многие века верования народов смешивались с христианской верой, создавались легенды и предания, которые не могут не удивить. Изобретательный народ заготавливал оккультные обереги и освящал их в церкви, молился на скорбные иконы в храме и отправлялся сыто и пьяно праздновать религиозное событие.

Вернуться к оглавлению 

Рождество Богородицы

Несмотря на то, что в канонических собраниях Библии о таком событии, как рождение Марии, матери Иисуса, нет никакой информации, церковь взяла во внимание апокрифическую литературу. То есть та книга, которая не вошла в канон, стала основанием для представления о семье Деве Марии. Празднование приходится на 21 сентября по новому стилю — ровно через девять месяцев после символической, так как достоверно неизвестной, даты зачатия 22 декабря.

Представитель церкви раскрывает значение праздника:



Семенов день

Завершение лета было точкой исчисления «лет», то есть фактически в этот момент наступал новый год. Этот день также называли Семеном Летопроводцем, так как даже период Бабьего лета подошел к концу. В избах тушили старый огонь — его обновление было ритуальным. Прочищали печь и дымоход, избавляясь фактически и символически от старого и ненужного. Новое пламя зажигали с помощью специальных дощечек, и старались поддерживать до самого праздника Коляды, который проходил в самый короткий день в году — 21 декабря.

Воздвижение

В первой церкви в четвертом веке существовала традиция воздвигать посреди собрания крест, чтобы напоминать молящимся о событиях, которые должны быть в центре веры. Когда крест вернули к Голгофе — месту распятия Христа, церковь учредила этот праздник, который отмечается 27 сентября.

По народному календарю в эти дни проходили капустники — люд собирался вместе и нарезал листья в специальных общих емкостях. Процесс этот занимал немало времени, так как на зиму нужно было заготовить по несколько бочек на семью. Именно это явление и получило название капустник.

Вернуться к оглавлению 

Покров Богородицы

Церковный праздник совпадал с народным, при котором осень встречалась с зимой. Православные люди вспоминали в этот день видение святому Андрею, в котором ему явилась Дева Мария в храме около своей плащаницы. Крестьяне также ассоциировали слово «покров» с первым снегом, который нередко выпадал как раз 14 октября. С этого момента скот не выгоняли на пастбище, а печи в избах переходили с режима готовки на отопление.

Традиции и обряды осени на Руси

Осенние перемены приносили не только праздники, но и бытовые традиции русского народа. Молодежь собиралась теперь не на полянах или на лавочках вдоль домов, а в теплых избах. Так называемые беседы, проходили вовсе не за чашечкой чая — музыка, танцы, песни были неотъемлемой частью встреч парней с девушками. Но женская половина также собиралась и отдельно, в основном за работой — заготовка овощей для сквашивания, прощипывание пера на подушки и перины, за пряжей.

Так как на полях работали семьями, иногда всем родом, то и гуляли большой компанией. На Осенины пир выходил за пределы одного двора и захватывал всю деревню. Хлебосольные хозяева наполняли столы блюдами, приготовленными из муки и овощей из нового урожая. Старались сделать свежие салаты, так зимой придется есть квашеное, а также пекли из новой муки, мед также подавался только что собранный.

Осенние приметы на Руси

Это время года богато на приметы, ведь славяне установили их почти на каждый календарный день. Некоторые на сегодняшний момент совершенно далеки от возможностей городского жителя, но к другим стоит прислушаться:

  1. Обилие красной рябины в пущах леса, значит стоит ждать дождей. Если же ее мало, осень будет сухой.
  2. Журавлиный ключ летит высоко и негромко, значит время года будет хорошим, с умеренными погодными условиями.
  3. Сентябрьский гром предвещает тепло.
  4. Если на вишне все еще остался лист, любой снег растает, глубоких морозов пока не будет.
  5. Обилие паутины около дома в период Бабьего лета к дождливой осени и суровой зиме.
  6. Если на небе нет густых туч, и даже облака встречаются редко — к холоду.
  7. Загляните в лес — мало под ногами грибов, зато большой урожай орехов? Ждите прихода ветреной и снежной зимы.
  8. Присмотритесь к тому как желтеет лист на березе. Если снизу вверх, значит весна будет поздней, есть наоборот — ранней.
  9. Когда осенью тепло и сухо, зима будет протяжной.

Заключение

Отмечая осенние праздники, народ на Руси стремился не только отдохнуть, но и почтить всевышние силы, которые позволили получить им ежегодный урожай. Когда-то это были языческие ритуалы, сегодня — поход в церковь и молитва. Так или иначе, наши предки, как и мы, умели радоваться жизни и своему месту в природном цикле.



Вернуться к оглавлению 

Самые интересные народные праздники осенью, с точки зрения русских традиций, это, несомненно Покров (14 октября) и Кузьма и Демьян (14 ноября). Оба праздника имеют свою самобытность и важное значение в жизни крестьян.

Как известно, вся уникальная культура России вышла из деревни. Нет русской деревни — нет и самой России. Как ни печально, но в недалеком будущем наша страна уже полностью расстанется с народными традициями и будет наполнена совсем иным культурным содержанием. Поэтому про интересные народные праздники осенью и в другое время года, мы будет знать только лишь из статей в Интернет.

14 октября (1 октября по старому стилю) — Покров святой Богородицы

Деревенский праздник

Праздничные традиции на Покров святой Богородицы есть не только церковные, народных традиций также достаточно. Речь пойдет о некоторых из них, существовавших в центральной части России в стародавние времена.

В не такую уж давнюю старину, еще на рубеже двадцатого века свадьба в крестьянском быту требовала значительных расходов. По этой причине в деревнях девушек выдавали замуж, когда уже закончились полевые работы и вполне был понятен итог урожая, итог тяжкого труда крестьян.

Временем передышки от больших забот, временем свадеб считался праздник Покров. Поэтому этот праздник считали покровителем русских свадеб. Если учесть, что о свадьбах и женихах больше тоскуют незамужние девицы, то вполне естественно, что и сам праздник Покрова приобретает, до некоторой степени, значение девичьего праздника.

Отходя ко сну девушки приговаривают: «Покров праздничен, покрой снежком, а мне голову венцом». В этот день девушки не работали, а собравшись в одном из домов танцуют, поют песни, обмениваются мнениями о жизни и любви.

В некоторых русских деревня до сих пор звучит старинная народная песня:

Покров праздничен приходит
Что-то нам он приготовит
С другом милым ли венчанье
С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться
Замуж больше не собираться.

14 ноября (1 ноября по старому стилю) — день Космы и Дамиана

Интересные народные праздники осенью

Балалаечник в деревне

Святые мученики Косма и Дамиан, в народе просто Кузьма и Демьян, считались покровителями кур. В этот день «ломают кочетов» (режут петухов) всякий почти двор считает обязанностью иметь в этот день заваренного петуха или курицу.

РЕКОМЕНДУЕМ: Как проходил старинный свадебный обряд в Костромской области

Девки справляют «Кузьминки» собираясь где-нибудь в одну избу приносят с собою дареных петухов и кур, поют песни и играют, к ним собираются и парни. Кур и других птиц «для кузьминок» по обычаю девки крадут накануне вечером у своих родителей и родных, причём необходимо, чтобы никто не видел похищения: понятно, что никто на преследует этой кражи.

Девушки и девочки дотами ходили 14 ноября (1 ноября по старому стилю) по дворам с украденным веником и просили «Подайте на Кузьму Демьяна, на девичий праздник!» Подавали пшено, муку и т.д. Снимали кэбу, отдавали хозяйке собранное, она варила кашу, делала черепаншики (каравай с пшеном), блины. Делала куклу: на ухват или сковородку одевали шушпан (холщовый кафтан), вели на ходилках, приставляли руки из помочей. С куклой по очереди плясали. Парни не участвовали, только смотрели.

В других местах устраивали «похороны Кузьмы-Демьяна»: делали чучело из соломы, одевали штаны, рваный кафтан, шапку, клали на полотно и несли на реку «За ним шли девушки, о детые старухами».

«Поп кадил лаптем. На льду чучело сажали. «На другой день играли свадьбу Кузьмы-Демьяна»: женихом одевалась девушка из другой «беседы» ходили свататься, был запой.

Праздновали Кузьму и Демьяна три дня. Два дня рядились молодцами, шли на посиделки, пели, плясали. На третий день все, кроме одной, снова рядились мужиками, девушка изображала невесту. За деревней на дороге её венчали с «парнем». С этого начиналась свадьба.

Описание праздника Самокур или Кузьма-Демьян

РЕКОМЕНДУЕМ: Фольклорные игры

Празднуется в ночь на 14 ноября (1 ноября по старому стилю).

Начинается в 9 часов вечера и кончается в час или два ночи. В этот день ходили по избам ряженые. Одевались нищенками, выворачивали шубы (сейчас одевают маски) подходили к выбранной избе и пели.

Чтобы курочки водились
На насеточку садились
Ушастенькие, головастенькие,
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-реку! Ку-ка-ре-ку!

Хозяева поющим дарили хлеб, сало, а кто побогаче даже деньги.

Если скупые хозяева не одаривали ряженных они пели: «Самокур, дери кур!» Далее ряженные собирались в одном место плясали, пели и играли в русские народные игры.

© ПАСПЕР: Праздники | История праздников

Вступайте в наши группы, чтобы своевременно получать свежие авторские материалы и интересные статьи о культуре:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их художественные элементы

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дроги, пробиралась она к своей полосе, связывала три снопика и укладывала их крестом. А на утро собирались в поле все жнецы. Закончив свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным.

В деревнях собирали «братчину». Это был общий праздник урожая. Варили «мирское» пиво, т.е. всем «миром» (селом). Все, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб.

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвижение, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

В первый день сентября праздновали Семенов день, называли его в народе «Семеном — летопроводцем». Появился этот праздник с первых лет Христианства на Руси и был посвящен памяти Симеона Столпника (христианский свято, знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве). Под Семенов день во всех избах гасили лампады и из печи добывали новый огонь, от которого вечером впервые с лета, зажигали лампады, свечи, лучины и начинали вечерние дела «при огне». В Семенов день справляли новоселье. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную уборку.

Особенно весело и озорно отмечала этот день сельская молодежь. Интересен обряд «похорон мух». В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с похоронами мух и лето уходило. Деревенские девушки, разодетые в лучшие наряды, собравшись вместе, распределяли роли в спектакле «похороны мух». В нем принимали участие только девушки, а парней приглашали в качестве зрителей. Девушки ловили мух и комаров и помещали в «гробики» — углубления в моркови, репе, свекле. Пародийные похороны совершались по всем канонам этого обряда: отпевали, устраивали похоронную процессию, несли на «кладбище», причитали, копали «могилы», хоронили, насыпали холмики и ставили крестики. Во время этого спектакля девушки старались показать все свои достоинства: веселый характер, выдумку, находчивость, юмор.

Разыгрывая потешную церемонию, девушки фактически устраивали себе смотрины. Ведь близился Покров – пора свадеб, сватовства.

Затем устраивались веселые «поминки», к которым присоединялись и парни. Во время церемонии, игр, плясок пары, приглянувшиеся друг другу могли сойтись поближе. А так как после Семенова дня начинались посиделки, то у них была возможность закрепить свои симпатии.

Сентябрь – месяц заготовок самых разных даров леса: грибы, ягоды, орехи, целебные корни. Рябина – одна из самых поздних ягод. 23 сентября – день Перта Рябинника, к этому времени ягоды, прихваченные морозцем, теряют свою терпкость. В этот день девушки, взяв корзинки, шли в лес. Сбор осенней ягоды превращался в настоящий праздник. Девушки водили хороводы у рябины, доверяли ей свои тайны. Собирая ягоду, обязательно оставляли часть плодов на дереве, не забывая о птицах, ведь зима – долгая.

Были в сентябре и другие праздники: в день Ивана Постного (11 сентября) затевали артельную рубку капусты, работали весело, с шутками и песнями. В день Святого Луки – Луков День (20 сентября) – устраивали луковые ярмарки.

Весь сентябрь шли праздники во славу нового урожая, собранного в поле, в лесу, в огороде.

В октябре тоже было немало праздников, но более значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет им любовь и радость.

День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. К этому времени кончалась тяжелая страда, и народ мог передохнуть, поехать на базар поторговать, купить обновы. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. К Покрову – дню девушки ткут «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми песнями трепали лен, пряли и ткали льняное полотно, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Затем эту пелену несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы и шепотом просили жениха.

Начало ноябрю дает «зимний Кузьма и Демьян» (14 ноября). Этот день установлен Православной церковью в честь памяти святых Космы и Дамиана. Кузьму – Демьяна считали покровителем ремесел.

Кузьминками (так называли этот день в народе) девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, приносили угощение, накрывали стол. На вечеринку приходили парни, тут – то и начиналось веселое действо. Из соломы и ухой травы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмой. «Кузьма» был участником игр и хороводов, общими усилиями ему подбиралась невеста. Устраивали потешную свадьбу, где девушки пели, как полагается свадебному обряду, величальные песни, провожали в опочивальню. Неожиданно по неизвестным причинам «Кузьма» заболевал и умирал. Все также устраивали потешные похороны по всем правилам настоящих. Чучело укладывали в деревянное корыто и несли через всю деревню за околицу, там сжигали (иногда топили в реке). При этом громко кричали, свистели, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу, злых духов со всей деревни, чтобы они не мешали пережить долгую холодную зиму. Затем все возвращались в село и продолжали веселиться до утра.

Осень – пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи наступающей зимы.

Источник

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа»

Галина Пантюхова
Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа»

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка»

«Осенние традиции и обычаи русского народа»

(с использованием ИКТ)

Подготовили и провели: Логинова Т. В. — учитель — логопед,

воспитатели: Пантюхова Г. Н., Булкина О. В.

МДОУ – детский сад компенсирующего вида № 23 г. о. Жуковский

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникация».

Цель: способствовать развитию гармонизации детско-родительских отношений.

Программные задачи.

— познакомить детей и родителей с традициями и обычаями русского народа;

— дать представление о русской народной игрушке, народном фольклоре;

— расширять представление о русской народной культуре.

— развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.

— воспитывать интерес к истории своего народа и народному творчеству.

— снятие психоэмоционального напряжения;

— создание условий, способствующих формированию у детей и взрослых здорового образа жизни.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с бытом и культурой русского народа,

просмотр презентаций «Как трудились на Руси», «Профессии на селе»,

разучивание народных игр и хороводов.

Оборудование: USB — носитель с презентациями «Осенние традиции и обычаи русского народа», «Профессии на селе вчера и сегодня», «световой куб» с динамической подсветкой, атрибуты для игр: две «лошадки», два ориентира, сапожок, кусочки ткани – 15х15 см., нитки, магнитофон, записи русских народных мелодий «Сени», «Частушки», угощение для детей и взрослых.

Ход мероприятия.

I.Организационный момент.

Детей и родителей встречают взрослые, одетые в русские народные костюмы и приглашают в зал, оформлен под «русскую народную избу».

II.Основная часть.

Учитель – логопед. — Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в нашем вечернем клубе «Секреты волшебного сундучка».

Сегодня мы приглашаем вас войти в мир красоты осенней природы, в мир теплоты и доброты русских народных традиций и обычаев.

Презентация «Осенние традиции и обычаи русского народа».

— Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них мы забываем либо совсем не знаем, другие продолжают существовать.

Красоту осени воспели в своих произведениях многие поэты и писатели. В любом времени года есть свои прелести, Осень – это «в багрец и золото одетые леса», а над ними убаюкивающий их лазоревый купол неба, это «пурпурный блеск огня и злата».

Немного развлечений было в деревне осенью – после сбора урожая опустели поля и огороды, только ветер завывает под хмурым непогожим небом. На улицу лишний раз выходить не хочется. Но жизнь в деревне не замирала.

У осени есть три сына – это осенние месяцы.

СЕНТЯБРЬ. Русский народ этот месяц называл «хмурень», «ревун», «златоцвет». Сентябрь — ревун от завывающего звука рева осенних ветров и зверей. В сентябре русский народ отмечал праздник ОСЕНИНЫ — встреча осени.

14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины. Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай.

Осенины встречают у воды. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим, а также кормили им домашний скот.

В праздник люди веселились, пекли большие пироги, желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден. Отмечали этот праздник осенними хороводами.

Хоровод – самый древний из танцев русского народа. Он имел огромное значение. Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.

21 сентября – Вторые Осенины. В этот же день праздновали Рождение Пресвятой Богородицы.

23 сентября – Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.

Третьи Осенины — 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

С осенин начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с гармошкой и угощением, исполнялись игровые песни.

Осень – это не только пора сбора урожая, но и пора охоты. Охотники выезжают в поле на зайца русака и лисицу. Охота проходила очень шумно, весело, была уделом людей сильных.

ОКТЯБРЬ называли «листопадник», «грязник», «позимник» или «свадебник».

После сбора урожая с 27 сентября (Воздвиженье) начинали снимать, рубить, солить капусту. Начинались «капустники», которые длились две недели. Это были вечерние посиделки, или беседки молодежи, на которых девушки рубили и квасили капусту, а парни помогали им, развлекали шутками и игрой на гармошке. В этот день девушки щеголяли обновами, наряжались. На рубку капусты приглашали соседей, родственников. Приходя в дом, поздравляли хозяев с капусткой как с праздником.

НОЯБРЬ – «листогной», «полузимник». В ноябре зима с осенью борются.

14 ноября – Кузьминки – встреча зимы. Кузьма – покровитель ремесел: кузнецкого искусства, женского рукоделия. С этого дня женщины принимались за зимнюю пряжу и обращались к святым, прося помощи. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником.

Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.

Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Куклы-обереги имели особое значение и делали их исключительно своими руками, при этом применяли только природные материалы. Они призваны защищать человека. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная.

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала.

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Такая игрушка выполняла важную роль – развивала воображение ребенка, приобщала его к традициям и культуре своего народа.

Воспитатель: — Я хочу пригласить вас в нашу избу и по традиции русского народа зажечь в ней новый огонь.

Родители с детьми проходят в «избу» и садятся. Частично выключается свет.

Упражнение «Ассоциации».

С помощью дистанционного пульта постепенно включается световой куб разным цветом. На каждый цвет дети и родители придумывают ассоциацию: красный – закат; синий – тучка; зеленый – трава; желтый – солнце; белый – ветер.

Воспитатель останавливает движение подсветки куба на определенном цвете. Участники игры называют выбранную ранее ассоциацию на этот цвет.

Воспитатель: Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение и название.

Сейчас мы поиграем в игру и сравним, как назывались одни и те же профессии тогда и сейчас.

Игра «Угадай профессию».

Воспитатель задает по очереди вопросы родителям и детям.

(слайд 18) — Вопрос родителям. Как называли в старину сельских жителей, которые занимались земледелием? (Крестьяне).

Вопрос детям. А сейчас? (Фермеры).

(слайд 19) — Как называли профессию человека, который пахал землю? (Пахарь). А как сейчас называется эта профессия? (Тракторист).

(слайд 20) — Как называли человека, который жал в поле хлеб? (Жнец).

А как называется он сейчас? (Комбайнер).

(слайд 21) — Как называли профессию человека, который перевозил грузы? (Извозчик). А сейчас? (Водитель).

(слайд 22) — Как называли человека, который продавал разные товары? (Коробейник). А как называется он сейчас? (Продавец).

(слайд 23) — Как называли профессию человека, который лечил людей? (Знахарь). А сейчас? (Врач).

Воспитатель: — Русский народ издавна славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, как для детей, так и для взрослых.

Дети на Руси обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». В нее можно играть как детям, так и взрослым.

Русская народная игра «Лошадка»

Родители и дети делятся на две команды. Первым игрокам даются «лошадки». Нужно на «лошадке» проскакать к ориентиру, вернутся обратно, и передать «лошадку» следующему игроку. Игра считается законченной тогда, когда все игроки проскачут на «лошадке».

Воспитатель: — На Руси издавна почитали сокола. Его образ присутствовал во многих сказках и былинах. Это символ красоты и удали, смелости и честности.

Русская народная игра «Сокол»

«Сокол» — выбранный ребенок или взрослый, «летит» внутри круга противоходом, в руках сапожок.

Дети идут хороводом по кругу и поют под русскую народную мелодию «Частушки»:

Как за синею горой,

Летел сокол молодой,

И на батюшкин порог

Уронил свой сапожок!

После этих слов сокол роняет сапожок между двумя игроками и говорит: Саша, Коля, вы летите,

Сапожок мне принесите!

Раз, два, три — лети!

Выбранные соколом игроки бегут в разных направлениях по кругу. Кто первый прибежит и возьмет сапожок, становится соколом.

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: — А сейчас я хочу пригласить вас в нашу мастерскую. Осенними вечерами крестьяне рукодельничали: пряли, ткали, шили одежду, делали игрушки своим детям.

Сегодня мы с вами будем делать игрушку «птицу счастья» из кусочка ткани и ниток (показывает образец). Это игрушка-оберег. Для оберега ткань положено рвать, а не отрезать. У вас на столах уже лежат заготовки.

(слайд 24) Игрушка – оберег «Птица счастья».

1. Тканевый квадрат складываем по диагонали пополам.

2. Сначала отвернуть один угол, получившегося треугольника, к середине, потом второй.

3. Потом ещё раз сложить боковые уголки к середине.

4. Затем получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.

5. Перевязав нитью уголок, формируем клюв птички.

6. Расправить фигурку и, положив внутрь кусочек наполнителя, сформировать головку, перевязать нитью.

7. Затем положить ещё наполнитель и сформировать тело, расправив в стороны крылышки, и перевязать нитью.

8. Перевязать в виде креста спинку птички, обмотав каждое крылышко.

9. Подсунуть петельку из нитки под крестик, отрезать лишнюю нитку, продеть кончик нитки в петельку и затянуть.

— Наша птичка готова. Так из небольшого и невзрачного лоскутка ткани получилась игрушка. Такую симпатичную птичку можно подарить кому-нибудь или подвесить у себя дома над столом или под люстрой.

Дети совместно с родителями выполняют работу.

III. Заключительная часть.

— По старинным обычаям принято угощать гостей, и мы последуем этим традициям. (Детей и взрослых угощают вкусной выпечкой).

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Статья про праздник день учителя
  • Старшеклассники на празднике
  • Старинные русские праздники осени
  • Статья про праздник день народного единства
  • Старуха шапокляк сценарий праздника