Старинный праздник коляда

Славянский праздник Коляды – день Зимнего Слнцестояния. Узнайте о традициях праздника Коляды и славянских обрядах этого дня

Название славянского праздника Коляды совпадает с именем Бога Молодого Зимнего Солнца, по поверьям, родившегося в самую длинную ночь года. Коляда — праздник солнечного перелома, один из дней, после которых количество солнечного света начинает прирастать либо убывать. Другие славянские праздники солнечного перелома приходятся на весеннее и осеннее равноденствие, летнее солнцестояние. 

Дата праздника Коляды  

Дата славянского праздника Коляды совпадает с зимним солнцестоянием. Точное астрономическое время солнцестояния непостоянно, изменяется от года к году. Как правило, Коляда у славян приходится на 21 или 22 декабря. Точную дату и время астрономического солнцестояние в современное время узнать не трудно, если вы хотите отметить праздник Коляды именно в миг перелома. 

Встарь славянская Коляда часто праздновалась 25 декабря. В ночь солнечного излома Коляду встречали только Волхвы, проводили славянские обряды, посвященные празднику. Миряне же праздновали с 25 декабря, когда уже чувствуется прибавление солнечного дня «на воробьиный скок». Празднование Коляды у славян считалось делом опасным: злые духи, старающиеся помешать рождению Молодого Солнца ещё не покинули мир Яви. 

Праздник Коляды и Рождество, в чем различия 

Многие традиции Коляды и обряды праздника сместились со временем на другие даты и стали частью празднования Рождества. Так традиционные песни-Колядки сейчас более известны как рождественский обычай. Однако название этих песен говорит о том, что они появились до прихода христианского праздника и посвящены Богу Коляде. Не стоит путать и дату праздника. Со сменой календаря Рождество сместилось на 7 января. Однако, славянский праздник Коляды всегда совпадает с зимним солнцестоянием. Коляда по традиции отмечается либо в ночь солнцестояния, либо в ночь на 25 декабря.

Ночь накануне праздника Коляды  

Ночь накануне праздника Коляды считается одной из самых страшных в году. Подобно тому, как пред Купальской ночью просыпается Скипер-Зверь и злые духи проникают в мир Яви, навьи появляются и перед празднованием Коляды. Славянские мифы рассказывают, что навьи пытались помешать рождению Коляды, Бога Молодого Солнца. Потому каждую зиму в самую длинную ночь года злые духи появляются на земле. Славянская Коляда символически связана и со смертью солнца, которое умирает в ночь зимнего солнцестояния, чтобы вновь родиться утром. Потому многие представления ряженых на Коляду содержат мотив смерти и возрождения.

мифы и легенды о славянских богах

Читайте книги сказок о славянских Богах!


Защитный обряд солнечного излома, на Коляду


Традиции встречи праздника Коляды  

Коляда у древних славян начиналась вовсе не с шумных гуляний. Перед столь значимым праздником славяне старались закончить важные дела, раздать долги, решить споры. Важно было, чтобы в Ночь Чернобога, ночь накануне Коляды, человек был чист помыслами, потому что в эту ночь на землю приходят духи Предков и строго спрашивают каждого, шёл ли он путем Прави. 

В сам праздник Коляды рано утром мужчины отправлялись в лес искать сухое дерево — Бадняк. Дерево приносили в деревню, украшали лентами, наузами. Вместе с Бадняком провожают прошлое, всё, что отжило. Сухое дерево сжигают вечером в присутствии всех жителей деревни. Часто обряд сжигания Бодняка требует сначала отдать почести дереву: перед сжиганием его кормят и поят.  

В день Коляды, подобно празднику Купало, зажигают огненное колесо. Отличие в том, что на праздник Коляды, зимнее солнцестояние, славяне не скатывают колесо с горы в реку, а, напротив, поднимают его на высоком шесте, показывая, что солнце начинает прибывать, каждый день поднимается всё выше. 


Колядки и ряженые на праздник Коляды 

Наиболее известный обряд встречи Зимнего Солнца — хождение по дворам с праздничными песнями-колядками. Колядки начинались с самого утра. Утром по дворам ходили дети, позже выходили молодые парни и девушки, уже поздним вечером гуляли и мужики с жонками.

«Мы ходили, мы искали
Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси
По полям да по лесам, по долам да по горам
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!»

Колядки призваны принести щедрому хозяину дома счастье, достаток, удачу в наступающем году. В хвалебных песнях с почтением упоминали хозяина, хозяйку, их детей, отмечали, как ладно они ведут дела, желали здоровья, достатка, прибавления в семье. Каждый хозяин старался щедро одарить колядовщиков. Скупому хозяину могли исполнить шутливые песни с угрозой «свети корову со двора» или даже пожелать худого года. Боялись и что на праздник Коляды ряженые с песнями-колядками вовсе обойдут двор стороной, это считалось худым знаком. 

«Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога
Пест да лопата, корова горбата».

Ряженые на праздник Коляды не только обходят дворы с песнями. Артели ряженых, как их иначе звали рядих, нарядих, окрутников, собирались, заранее готовили костюмы и показывали традиционные сценки. Традиционные выступления ряженых часто содержали мотив смерти и возрождения. Например, водили козу или медведя, которые неожиданно падали, как бы умирали, после чего поднимались и продолжали веселый танец.  

Культура.РФ

Культура.РФ

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста…

В этой колядке упоминается «коровка» — обрядовое печенье в виде рогатого скота, которое пекли на Рождество.

В древности богатым дарам для колядовщиков приписывали магическое значение. Считали, что если ряженых не угостить, то жадных хозяев ждут в новом году несчастья. Также колядующие могли обидеться и по-своему отомстить:

Дайте нам ломоть пирога
Во все коровьи рога.
Не дадите лепешки —
Закидаем все окошки.
Не дадите пирога —
Закидаем ворота.

По поверьям, святочное время определяло весь будущий год. Колядовщики в песнях желали благодарным хозяевам богатого урожая, достатка и благополучия, безбедной жизни и приплода скота, что должно было сбыться в новом году. Пели и про удачные земледельческие работы — и эти песни становились своеобразными заклятиями на урожай. Считалось, что чем больше колядующих придет к дому — тем счастливее будет год.

Традиции колядования известны не только на Руси, но и в Европе. Сохранились церковные наставления эпохи Средневековья, которые строго регламентировали этот обряд и описывали, когда, как и кому следовало колядовать.

Колядки в России менялись на протяжении времени, однако даже современные песни сохраняют элементы старинных текстов. Их можно разделить на две группы. К первой относятся колядки, прославляющие праздник с упоминанием библейских персонажей. Ко второй — поздравления и призыв одарить колядующих угощением.

Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Инну из Белгорода.

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. Около 1864

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Пимоненко. Колядки. Конец XIX века

Херсонcкий областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина

Леонид Соломаткин. Славильщицы. 1868

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Леонид Соломаткин. Городовые-христославы. 1872

Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Николай Пимоненко. Колядки. 1880-е

Донецкий областной художественный музей, Донецк, Украина

Федот Сычков. Христославы. (Дети старой деревни). 1935

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

Алексей Новаковский. Колядка. 1907–1910

Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого, Львов, Украина

Виктор Седов. Колядки. 1970-е

Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина, Каменск-Уральский, Свердловская область

Виктор Зарецкий. Коляда. 1987

Частное собрание

Константин Сомов. Ряженые. 1929

Частное собрание

Николай Сапунов. Ряженые. 1908

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Самый короткий день и самая длинная ночь в году, после которой начинает прибывать день. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь).

В 2022 году Карачун приходится на 21, 22, 23 декабря

Давайте попробуем по порядку непредвзято разобраться, что же такое Карачун, Коляда и Рождество у славян.

Славянский Праздник Коляда

Карачун — как правильно встретить преддверие Коляды?

Карачун (Корочун) — зимнее солнцестояние, солнцеворот (коловорот), один из важнейших периодов года, когда грань между Явью и Навью очень тонка. Дата зимнего солнцестояния приходится в период с 19 по 25 декабря. В эти дни высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. После Карачуна Солнце начинает свой северный путь роста. В это время Земля находится в наименьшем удалении от Солнца.

Картины Королькова Виктора АнатольевичаКарачун – это последние три дня солярного цикла перед Колядой – рождением нового Солнца. Карачун не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.

Жизнь на Земле во многом зависит от Солнца, поэтому приближение Земли к Солнцу и отдаление — это важнейшие астрономические события.

Момент солнцестояния — это критический момент перехода. Около трёх дней до и после солнцестояния Земля принимает огромный поток творческой энергии, это магическое, сакральное время перехода. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик. Считается, что это время — не для материальных дел. Это даты, в которых заложен глубинный смысл – познание себя и Бога, очищение Души и переход на новый этап её развития. Особенностей таких дней заключается в том, что у вас приоткрывается возможность для того, чтобы Править (Ладовать, т.е. приводить к Любви, Ладу, Порядку) ваши дух, душу и тело.

Зимнее солнцестояние — это наступление астрономического нового года. Это праздник возрождения, рождения нового солнца.

С этого момента начинается новый цикл времени. Момент солнцеворота, конец долгих ночей — это мистерия рождения нового, обновления, возрождения, переход от старой жизни к новой. Это день закладки надежд, прочного фундамента светлого будущего. Это одновременно и смерть и воскресение, мистерия перерождения старости в молодость.

В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце.

За пару недель перед солнцеворотом благоприятно избавляться от всего отжившего, мешающего, лишнего: очистить дом, очистить своё физическое тело (ПОСТ и русская баня), очистить свои обереги и очистить своё сознание от негативных моментов. Хорошо бы отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты, благоприятно делать пожертвования, отдавать долги. В новую жизнь лучше вступать налегке. С благодарностью Богам, с чистыми мыслями, чистыми намерениями и пожеланиями счастья.

Женщины в этот день пекли хлеб – каравай в форме Солнца. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.

Славянский Праздник Коляда

Ночь перед этим днём — самая длинная в году. Это тёмное, женское, магическое время. Эта ночь открывает двери в новую жизнь. Хорошо подвести итоги прошедшего года, поблагодарить Богов за всё, что Они дают. Важно освободиться от забот, тревог, зажечь свечи, благовония и в гармоничном состоянии войти в новую жизнь.

В это время вместе с солнцем всё живое начинает свой путь роста, восхождения. Очень важно быть Богоцентричным, отстраниться от суеты, обратиться внутрь себя.

Молитва, медитация в это время будут иметь огромную силу, а также — ваши благие намерения, цели на будущее. Ритмы Вселенной в это время очень этому способствуют. Сила возрождающегося Солнца, мощная энергия созидания наполнит их.

Благоприятно встретить восход Солнца, выразить ему своё почтение, поздравить с рождением, поблагодарить за его дары. Важно почувствовать этот переходный сакральный период, поворот от тьмы к свету, от незнания к знанию, от смерти к бессмертию. Если сделать это осознанно (отбросить негативное, отжившее и создать намерение приобрести светлое) тогда впереди — действительно — светлый путь возрождения, роста.

Славянский Праздник Коляда

Славянский Праздник КолядаКоляда — очень древний праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. На самом деле ещё с языческих времён, когда не было навязано христианство на Руси, а люди верили в Родных Богов, уже существовал такой праздник. С тех времён многие обычаи позабылись и изменились, но всё же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».

Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.

В зависимости от пола и возраста народ объединяется в небольшие сообщества — ватаги колядовщиков. Были ватаги детей, девушек, парней, мужчин, женщин. Изредка они объединялись в одну большую. Основательно подготовившись, колядовщики собирались у домов. Ватаги не заходили в дом, оставаясь у порога, а прежде чем начать действо, спрашивали разрешение у хозяев: «Хозяева, можно ли Коляду покликать?». Получив согласие, пели величальную песню хозяевам дома — песню, обобщённо описывающую, а иногда и явно преувеличивающую достаток и благополучие домочадцев. Затем распевали колядки — обрядовые песенки, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки. Обычно во главе колядующих были «козовод» и «коза» со свитой («лиса», «бык», «медведь» и другие «звери»). Колядовщиков следовало благодарить ценными и вкусными дарами, в том числе и куском круглого праздничного каравая, символизирующего солнце.

Славянский Праздник Коляда

По сути, колядки — это заговоры-пожелания на благополучие нового года. В зависимости от того, насколько хорошо хозяева отблагодарили гостей, колядки могли быть как добрыми, так и злыми, даже угрожающими!

Если хозяева были щедры и рады колядовщикам, то, осыпая хозяев зерном, распевали вот такую колядку, наполненную тёплыми пожеланиями и суля благополучие:

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Сею, сею, посеваю, ячмень жито посываю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом!

Но если хозяева были скупы и негостеприимны к ватаге, то слышали в свою сторону вот такую колядку, с угрозами, чтоб неповадно было жадничать:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба — стащим с печки деда!
Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Колядки чередовались присказками и прибаутками:

Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!
— А чем помочь?
— Весельем!
— Смехом!
— Шуткой!
— Пословицей!
— Прибауткой!

Или

Солнце на лето, зима на мороз.
Кого захотим, рассмешим до слёз!
Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.
Для ватаги нашей карман выворачивается.

Собрав даров, колядовщики отправлялись пировать.

Суть праздника Коляды

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возрождению молодого Солнца. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

— облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;
— колядование, исполнение колядных песен;
— благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;
— игры молодых людей;
— гадания незамужних девушек.

Просмотры: 23 401

Распечатать

Коляда

Коляда. – С именем «коляды» соединяется круг народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря по 6-е января), игр, песен. Точный смысл слова «коляда» неизвестен. Но его сближают с латинским «calendae» от caleо – быть горячим, гореть, накаляться. Отсюда «календы» – такие времена, ночи, которые должны освещаться, быть светлыми, а это достигалось зажиганием костров, что и было в ночь под первым числа каждого месяца. Январские календы у греков и римлян примыкали к целому ряду праздников (Врумалии с 24 ноября до 17 декабря, в честь Диониса фракийского, Сатурналии и Опалии от 17–23 декабря; Воты – с 23 декабря, переходившие в календы) и потому праздновались торжественнее других календ. Весь этот цикл праздников символизировал плодородие, надежды на жатву и веселье. Во время январских календ, – особенно в ночь на новый год, – целые толпы мимов, аргиров и т. п. народа рядились, устраивали игры, ходили по домам, будили спящих, шутили, поздравляли, пели песни, в которых приветствовали с новым годом и выражали пожелания счастья, долгоденствия, будущего урожая.

Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, и новый год был перенесен на 1-е марта; в церковных песнях и выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени (IV-ХII вв.): наряду с упоминанием календ и нового года в них встречаются образы и символы, относящееся к событиям Рождества и Крещения, христианские имена и т. д. Так песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные.

От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы. Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием – у французов (noels), немцев (Weihnachtslieder), англичан (carols), испанцев (villancicos), в Италии они назывались pasturelles и т. д. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии (в XIV-XV вв.) даже знатные женщины увлекались сочинением рождественских песен; с течением времени любители взялись за собрание колядских песен, составились сборники колядок и особенно известен сборник «ноэлей» аббата Патуваля (ХVIIІ в.).

В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература.

История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день.

Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. е. олицетворил колядование в образе коляды. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху – коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» – девицу, приносящую счастье (от празднования в этот день церковью св. Мелании). В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Бог обращается к Апостолу Петру со словами:

«Ой, Петре, Петре, послуго моя»,

«Пиды, принесы святее Риздво

Наряду с колядой воспевается в святочных песнях «овсень». Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. п. Все эти слова происходят от одного – усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz – рассветать, auzra, – утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года (Даль). Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос:

«Кому ж, кому ехать по мосточку?» дается такой ответ: – «Ехать там овсеню да новому году».

При этом песни добавляют, что он (т. е. Овсень) поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым (золотым) поросенком».

Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца (сказочная «свинка – золотая щетинка»), то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год.

Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г. и Алексея Михайловича 1649 г. В настоящее время более сохранились колядки в Малороссии. Они богаче образами. Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. д.; впрочем, строгого различия по содержанию между ними установить нельзя. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В., иногда заключают в себе элементы религиозно-мифические, воспевают солнце, месяц, грозы; некоторые содержат в себе историко-бытовой элемент, – прославляют известных князей, народных героев, их битвы (есть колядки, в которых даже отразилась борьба с поляками), или просто величают хозяина с семьей, поздравляют с новым годом, желают урожая, вступления в брак. – Великорусские колядские и овсеневые песни отличаются от малорусских: они беднее содержанием и образами. Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями». Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т. д.

Цель всех колядок – обрадовать, вселить надежду на лучшее будущее. Колядка очаровывает воображение образами неземного счастья, наполняет бедную жизнь довольством, из укромной хатки ведет бедняка в чертоги богача, поднимает слушателя в надзвездные пространства; отворяется небо, предстают взору смертного престолы; Божия Матерь вьет из роз венки для тружеников – «хебородов». В рождественских песнях сострадательное божество нисходит на землю, посещает бедные жилища людей и щедрой рукой раздает довольство и счастье. Солнце печется о крестьянском домохозяйстве. Месяц дружелюбно разговаривает с людьми и открывает им, в какой хате в предстоящем году будет свадебное веселье. Добрый молодец колядок не простой парубок, а богатырь… Девушка в колядках, как «царевна» или «королевна». Крестьянский двор окружен белокаменными стенами, ворота сделаны из желтой меди. В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином…

От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей. В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова. Такие колядки, называвшиеся еще «кантами», весьма часто и в Польше и у нас в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа – для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник». Колядки Богогласника – чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов. Однако мало русский народ, равно как и польский и белорусский перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил их, – иногда – до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России.

С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря. Иногда ходят со звездой, сделанной из дерева или картона, обклеенного бумагой, с зажженной свечей в середине. Старший из парней называется «березой» или «михоношей». В Белоруссии обычай колядования такой же, в Великороссии ходят колядовать парни, дети, иногда девушки, смотря по местности 19 .

Как праздник в честь солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров. Благосклонное внимание богов – с языческой точки зрения – обусловливалось жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, особенно свиньи. В Великороссии печется козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках (Владимирская губ.), или других животных, птицы (Олонецкая губ.); козульку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила домой, плодилась, а также затем, чтобы ее любил домовой. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступает культ предков; напр., в некоторых местах в канун Рождества варят кутью и ставят ее на ночь для умерших родственников. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом. В Белоруссии сохранились еще игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между селы» летописца. Известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

Изучение коляд начато было в ЗО-х годах прошлого столетия. Снегирев, О. Ф. Миллер, Афанасьев изучали их с точки зрения мифологической. Миллер объяснял применение сил небесных к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы – символ небесных пространств, освещенных солнцем и т. д. Позднее А. А. Потебня (Объяснения малорусских и сродных песен, т. II, Варшава 1887 г.) значительно ограничил мифологический элемент колядок и щедривок, объяснив многое с точки зрения бытовой. В 1874 г. явился (в Киеве) I-й том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями» В. Б. Антоновича и М. Драгоманова (ср. рецензию Н. И. Костомарова в «Вестнике Европы» 1874 г., 12). А. Н. Веселовский (Разыскания в области русского духовного стиха, VІІ, 1883 г., в «Сборнике Императ. Академии Наук», т. 32; ср. «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1877 г., № 2) доказал, что внешняя обрядность, маски, ряженье и т. д. перешло от греко-римского мира.

Б. Груздев.

* * *

19

У славян заграничных, у греков, у румын колядование также очень развито. Между прочим, в Славонии колядовщики ходят со змеем, сделанным из дерева, с короной на голове. Во время пения колядок или в пути змей посредством веревок приводится в движение и раскрывает свою пасть, возбуждая восторг у зрителей. У молдаван начинают колядовать с 25 декабря; колядуют, главным образом мальчики, иногда парни, а девушки не принимают участия. Ходят со звездой, сделанной как у малороссов; кроме того, на ней наклеивают разные изображения – Спасителя, Богоматери и проч. Старший (березай) ходит с колокольчиком. У чехов-мораван колядовщики нередко носят с собою ясли – театр марионеток, где показывается сцена Рождества или поклонения волхвов. В Швеции и Норвегии, равно как и в Англии, колядовщики нередко ходят со звездой или с зеленым хвойным деревцом, напр, с елочкою, с зажженными на ней свечами. В Италии род колядовщиков исполняют горные пастухи, которые в рождественскую ночь спускаются с гор в села и города и разыгрывают на волынках по улицам и площадям пасторальные мелодии, либо поют колядки.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символические — Константинополь : с 10 иллюстрациями. — 1911. — XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle

Идут последние деньки тьмы…После Зимнего Солнцестояния (солнцестояние — 22 декабря 2015 в 7.48 по моск. времени) тьма начинает отступать под напором Света. На Руси это праздник Коляды — колядки

Примечание: в этом Видео упомянуто уже прошедшее лето (год) 7520…. сейчас уже 7524.  Последний иудохристианский (патриарший) запрет на празднование-поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года…, но Свет не остановить!

«Празднование Коляды своим весельеми оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла»

Праздник в честь Коляды приходится на день зимнего солнцеворота 21-22 декабря. Имя Коляды и по сей день звучит в Колядках, маленьких песенках, славлениях, прославляющих Коляду, приносящего всем благо. При этом колядующие одевались так, чтобы их не узнали. Юноши и девушки «наряжались в хари (маски)» коней, коз, коров, медведей и других животных и ряженые ходили по дворам. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой.

С короткими песенками, которые проигрывались как сценки и пелись отдельно, а иногда были связаны действующими лицами, персонажами, дети проходили по дворам, навещая особо влюблённых и сосватанных. И когда набиралось достаточно лакомств, обойдены все дома, колядующие делили дары меж собою.

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.

Знаком Коляды было колесо с восемью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре помещался огонёк – пук соломы или факел. Призывая Коляду, как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь.

Празднование Коляды происходило в декабре, наступала зима и морозы. Славление Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры (Кроды), пели и плясали вокруг них.

С приходом на Русь иудохристианства древний, оптимистичный и жизнеутверждающий праздник Коляды был запрещён, а  вместо него ввели иудохристианское якобы «Рождество» Христово… Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года (А. Стрижев, «Народный календарь»).

Но правду не так просто искоренить, и древний обычай просто перешёл в иную форму…, к сожалению, утратив истинный смысл, которому был посвящён изначально…

Также известно, что в древние времена бог Коляда даровал многим славянским родам систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ – Коляды дар – КОЛ(а)енДАРь – Даарийский Круголет Числобога. Этот календарь бытовал на Руси до введения христианства и несёт за собой огромный пласт знаний наших древних и мудрых Предков. В Лето 7208 (1700 год н.э.) наш древний календарь был запрещён лжецарём Петром Первым, издавшим указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях. Он ввёл западноевропейский календарь от Рождества Христова, украв этим у народа 5508 лет Великого Наследия.

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных Традиций.

Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем генетическую память Русов, возрождаем культуру Великой Руси.

Давайте же вместе возродим правду о прошлом нашей Родины и будем праздновать свои родные праздники!

Как ВАЖНО ЗНАТЬ подлинную историю и Традиции своего народа… Знать, чтобы сохранить. И передать своим детям!

Автор: Учитель, руководитель детского фольклорного ансамбля «Жемчужинка» — Попова А.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Старинный обряд сватовства сценарий
  • Статья про праздник урожая
  • Статистика покупок на праздники
  • Старинный латышский праздник 4 буквы
  • Статья про праздник пожилого человека