Старинный складень четырехстворчатый двунадесятые праздники что означает

Обсуждение темы на форуме «Христианство в искусстве»: Основной раздел: Иконы, иконопись и иконография. Литьё и мелкая пластика. Тема 180. Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники». Страница 1

Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):

Цитата:

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:



3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:

– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)

– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.

Подробнее о примерах:

№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»

Поморье, XVIII в.

№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

XVIII в. (?)

№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

Москва, первая половина XIX в.

Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):

Первая створа:

1. Распятие Христово (в кокошнике)

2. Благовещение

3. Рождество Христово

4. Рождество Богородицы

5. Введение Богородицы во храм

Вторая створа:

6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)

7. Сретение Господне

8. Богоявление (Крещение Господне)

9. Преображение

10. Вход в Иерусалим

Третья створа:

11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)

12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)

13. Вознесение Господне

14. Живоначальная Троица

15. Успение Богородицы

Четвертая створа:

16. Похвала Богородицы (в кокошнике)

17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери

18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери

19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери

20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»

Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».

А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…

Question Дорогие участники, кто что может дополнить или поправить + реально ли что-то сказать по датировке?

#1

_DSC0585.JPG

Автор неизвестен

Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

#2

Прочные связи с духовными центрами — Выго-Лексинским общежительством и московской Преображенской федосеевской общиной позволили старообрядцам Нижней Печоры приобретать медные иконы, отлитые в медницах Выга и Москвы. Литые изделия привозились как самими старообрядцами, так и приобретались на ярмарках. 

#8

Вид спереди

#7

Створы складня плотно примыкают друг к другу, соединяются петлями, в которые вставлены штыри. Благодаря этому створы складня заходят одна в другую. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с килевидным завершением каждой створы. На 4 створах в 12 клеймах представлены сюжеты праздников: на трех створах — изображения Двунадесятых праздников; на четвертой створе — изображение местночтимых икон Богоматери с избранными святыми. 

#9

Вид сзади

#10

МБУ «Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В. Журавского»

«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на… цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре.

Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века. Они были небольшими, трёхстворчатыми для нательного ношения. Боковые створки были вдвое ýже, чем средник и закрывались встык.

В первой половине XVIII века появился новый тип складня — четырёхстворчатый или «большие створы». Его створки, соединённые петлями, имеют прямоугольную форму и килевидное навершие. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, потом складень закрывается подобно книге. Внутри представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм. Чаще всего в них изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам. Иногда орнаментом украшалась и оборотная сторона складня. Обычно это было изображение Голгофского креста. Более дорогие варианты украшались эмалью — пёстрой или однотонной, предпочтение отдавалось синим оттенкам.

Считается, что первые четырёхстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками стали изготавливать в начале XVIII столетия в старообрядческой Выгорецкой обители в Поморье. Указами Петра I (1722) и Николая I (1832) рельефные «резные и отливанные образа» были официально запрещены, их изготовлением тайно занимались старообрядцы. Литейные модели — матрицы для литья образков и складней, появились в пустыни еще в конце XVII — начале XVIII веков. Некоторые матрицы для литья были заказаны московским профессиональным мастерам, остальные делались мастерами пустыни. Продукцией знаменитой Выговской медницы были самые разнообразные изделия: кресты, складни, образки, пуговицы, чернильницы, накладки и застежки для книг и тому подобное. Произведения выговских мастеров-литейщиков отличались не только высоким художественным уровнем, но и качественным материалом и высокой технологией.

И. Творожников. Паломник, 1916

И. Творожников. Паломник, 1916

Потребность старообрядцев-беспоповцев поморского согласия в правильных образах для моления, «очищенных огнем», вызвала широкое массовое производство меднолитых изделий. Литые кресты, складни и иконы расходились по всей России, они бытовали не только у беспоповцев, но и у старообрядцев других согласий и даже у представителей официальной церкви. Наряду с главной медницей были устроены меднолитейные мастерские в малодоступных скитах пустыни и окрестных селах, куда переходит «отливка образов» во времена николаевского надзора. Произведения меднолитейной мастерской Выговского общежительства вдохновляли мастеров многих других центров старообрядческого литья в Москве, Поволжье, на Урале и в Сибири, расцвет которых происходит во второй половине XIX — начале ХХ столетий.

В церковной традиции двунадесятые праздники, изображаемые на больших створах, являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Название это возникло от славянского «двунадесять» — то есть «двенадцать». Все они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Порядок изображения двунадесятых праздников на клеймах четырёхстворчатого складня:

Первая створа: 1. Распятие Христово (в кокошнике) 2. Благовещение 3. Рождество Христово 4. Рождество Богородицы 5. Введение Богородицы во храм

Вторая створа: 6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике) 7. Сретение Господне 8. Богоявление (Крещение Господне) 9. Преображение 10. Вход в Иерусалим

Третья створа: 11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике) 12. Воскресение Христово (Сошествие во ад) 13. Вознесение Господне 14. Живоначальная Троица 15. Успение Богородицы

Клеймы в четвертой створе могут отличаться в зависимости от местности, где был произведен складень и того, какие иконы почитались на этой территории.
Большие створы, как и другие меднолитые иконы считались частью старообрядческой традиции. Они отливались большими тиражами, использовались и как домашний и как путевой иконостас. Однако до нашего времени в полном четырёхстворчатом составе дошли немногие складни. Считается, что когда взрослые дети покидали родительский дом, их разбирали на створки, каждая из которых уходила в новую семью.

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники», первая и вторая створы, медный сплав, литьё, серебрение, XIX в.

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники», первая створа, медный сплав, литьё, XIX в.

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники», первая створа, медный сплав, литьё, эмаль, XIX в.

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники», вторая створа, медный сплав, литьё, эмаль, XIX в.

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники», третья створа, лицевая и оборотная стороны, медный сплав, литьё, эмаль, XIX в.

Складень трёхстворчатый «Николай Чудотворец Можайский с праздниками», медный сплав, литьё, XIX в.

Меднолитая пластика — это замечательное и до конца не исследованное явление русской художественной культуры, имеющее тысячелетнюю историю. Определяя значение медных крестов, икон и складней в жизни русского народа, Ф.И. Буслаев, известный филолог и искусствовед XIX в., писал: «Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в большом употреблении в простом народе…» . Эти слова с полным правом можно отнести к любому региону России, в том числе и к Московской губернии, где на протяжении XVIII — XX вв. не только почитали меднолитые образа, но и занимались их производством.

Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери»

Россия XIХ в.

Медный сплав, литье. 41×17,3

На трех створах в прямоугольных клеймах представлены праздники: Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы в церковь, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы. На четвертой створе: Поклонение образу Богоматери Тихвинской с предстоящими преподобным Александром Свирским и преподобным Кирилом Белоезерским в верхнем ряду, Владимирской с предстоящими Максимом юродивым московским чудотворцем и Василием блаженным в верхнем ряду, московскими святителями Алексием, Петром, Ионой, Филиппом в нижнем ряду, Смоленской с предстоящими преподобным Антонием Печерским и преподобным Феодосием в верхнем ряду и Знамение с предстоящими Антонием Римлянином, преподобным Леонтием Ростовским в верхнем ряду.

В фигурных навершиях размещены следующие сцены: Распятие Христово с предстоящими (подпись: «Распятие Господа нашего Исуса Христа»), «Троица Новозаветная» (подпись: «Возшедшаго на небеса и седящего одесную Отца»), Крестовоздвижение (надпись: «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня»), Похвала Богоматери (надпись: «Образ похвалы Пресвятыя Богородицы»). С обратной стороны на одной из створа («Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня») находится литой орнамент, обрамляющий изображение Голгофского восьмиконечного креста с головой Адама под ним и орудий казни на фоне Иерусалимских стен. Вверху над крестом в овальном медальоне имеется надпись: «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим».

Основные мотивы этого крупного скульптурно-пластического растительного орнамента – листья аканта, бутоны, парные птичьи головки – генетически связаны с московскими гравированными листами (в частности, Леонтия Бунина).


Запись прочитали:
1 048

Тема Складень Двунадесятые праздники,19 век создана 29 апреля 2011 года в 18:26 на форуме Металлопластика.


Vadim2961

Vadim2961


город 48

город 48


Павру

Павру


taxapark

taxapark


ava

ava


vazgen

vazgen


Vadim2961

Vadim2961


ava

ava


Malihin1967

Malihin1967


Ptisa

Ptisa


kulus5555

kulus5555


Монах

Монах


kulus5555

kulus5555


Aventurero

Aventurero


lazer325

lazer325


taxapark

taxapark


lazer325

lazer325


Феникс

Феникс


lazer325

lazer325


Феникс

Феникс


Vadim2961

Vadim2961


lazer325

lazer325


taxapark

taxapark


lazer325

lazer325


(Надежда)

(Надежда)


SW1958

SW1958


Монах

Монах


Номад

Номад


(Надежда)

(Надежда)

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже.

Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники» с шестью эмалями – артефакт 19 века с изображением двенадцати главных христианских праздников и сцен поклонения чудотворным иконам Богоматери. Изготовлен с использованием техник литья и эмалировки из медного сплава и 6 эмалей.

В народе такие четырёхстворчатые складни называли «большими праздничными створами». Навершия створок артефакта имеют оригинальную купольную форму. На верхних медальонах каждой из створок представлены основные догматические постулаты христианства.

Данная композиция была разработана поморскими богословами-старообрядцами в 18 веке. Такой предмет являлся походным иконостасом, при этом он с большим изяществом воссоздаёт логику внутреннего устройства храма и иллюстрирует годовой цикл богослужений.

Изображения на створках отражают хронологию евангельского повествования, начиная с левой нижней композиции «Рождество Богородицы» (левый нижний угол левой створки).

Левая створка

В верхнем «купольном» медальоне сцена Распятия Христа. На фоне строений Иерусалима воздвигнут крест, на котором распят Иисус. Подле креста располагаются фигуры Богородицы, жены-мироносицы Марии, молодого апостола Иоанна Богослова и легионера Лонгина Сотника. Над крестом парит пара плачущих ангелов.

Праздники левой створки

  • Рождество Богоматери. Изображение праведной Анны (матери Богородицы), сидящей на ложе на фоне пышного убранства и принимающей дары.
  • Введение во храм. Трёхлетнюю Марию родители (Иоаким и Анна) привели в ветхозаветный храм, где она будет служить всё детство и отрочество.
  • Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о рождении Спасителя, для которого Она избрана Богом быть Матерью.
  • Рождество Христово. На ложе Дева Мария с младенцем Христом, слева – волхвы с дарами, чуть ниже – омовение младенца.

Вторая левая створка

Композиция изображает Новозаветную Троицу (Отечество). На небесном троне восседает Бог Отец – старец Саваоф и Бог Сын – Иисус Христос. Над ними парит Бог Духа Святого в виде голубя. Престол Святой Троицы окружён кругом славы из высших ангельских чинов – херувимов и серафимов.

Праздники второй левой створки (земная жизнь Христа)

  • Сретение Господне. Праздник принесения 40-дневного младенца Иисуса во храм. Младенца на руках держит старец Симеон Богоприимец, рядом с которым стоят Богоматерь, пророчица Анна и праведный Иосиф.
  • Крещение Господне. Христос по достижении 30-летнего возраста принимает крещение на реке Иордан от величайшего старозаветного пророка – Иоанна Предтечи.
  • Преображение. Великое преображение Иисуса на горе Фавор для укрепления веры избранных апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
  • Вход Господень в Иерусалим. Исполнение ветхозаветного пророчества, Иисус въезжает в ворота великого города верхом на ослице.

Третья створка (вторая справа)

Композиция в верхнем медальоне килевидного навершия содержит сюжет «Воздвижение Креста Господня». Сцена прославления Животворящего Креста. Патриарх Макарий на фоне трёхкупольного храма с помощью других священнослужителей воздвигает восьмиконечный Голгофский Крест для поклонения верующих. Близ него предстоящие фигуры молящихся царя Константина и царицы Елены.

Праздники третьей створки

  • Воскресение Христово (Сошествие во ад). В Евангелие нет описания Воскресения Христа, так как свидетелей совершения этого чуда не было, поэтому традиционно это событие изображается как сошествие Царя Славы во ад для спасения Адама, Евы и ветхозаветных праведников.
  • Вознесение Христово. Вознесение Христа на 40-й день после Воскресения. Вверху изображён Христос в Божественной славе (лучистая сфера), вокруг ангелы. Под Ним Богоматерь, ангелы и апостолы.
  • Святая Троица (Пятидесятница или Сошествие Святого Духа на апостолов). На 50-й день после Воскресения на земле произошло явление Третьего Лица Святой Троицы – Духа. Святой Дух дал апостолам «дар языков» для проповедования Учения в языческих городах и странах.
  • Успение Богородицы. Христос протягивает руки к Богоматери, лежащей на смертном одре. Он невидим для стоящих подле ложа апостолов, святителей и плачущих жен.

Четвёртая створка (правая)

В верхнем килевидном медальоне сцена «Похвала Богоматери». В центре композиции на троне восседает Богоматерь над которой изображен Спас Эммануил – воплотившийся Сын Божий. Богоматерь окружена ветхозаветными пророками.

Праздники четвёртой створки

  • Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. На фоне пейзажа и далёких зданий монастырей икона Богоматери Тихвинской, охраняющая северные рубежи Руси. Подле неё предстоящие святые в молитвенных позах: преподобные Александр Свирский и Кирилл Белозёрский – создатели северных монастырей. Ростовые образы: Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
  • Поклонение иконе Богоматери Владимирской. На фоне кремля г. Москвы чудотворный образ Богоматери Владимирской. Вверху поясные образы Максима Блаженного и Василия Блаженного. Внизу ростовые образы московских митрополитов: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа.
  • Поклонение иконе Богоматери Смоленской. Икона изображена на фоне пейзажа и далёкой монастырской постройки. Смоленская Богоматерь – охранительница западных рубежей Руси. Икону окружают в молении вверху – Антоний и Феодосий Печерские (основатели Киево-Печерской лавры), внизу – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (основатели Соловецкого монастыря), а также преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (основатели московских и новгородских монастырей).
  • Поклонение иконе Богоматери Знамение. Похожий холмистый пейзаж с колокольнями на горизонте. Чудотворная икона «Знамение» – самая чтимая святыня новгородской земли. Вокруг иконы святые подвижники: Антоний Римлянин (основатель новгородского Антониева монастыря), святитель Леонтий Ростовский, преподобный Даниил столпник, Георгий Победоносец, святой царевич Димитрий. Дополняет композицию предстоящих фигура Ангела Хранителя.

Складень украшен сочетанием 6 цветов эмали. Они нанесены несимметричными неравными секторами, повторяющими фоновый узор канавок. Преобладают голубые, белые и зелёные цвета. Жёлтая эмаль практически не использовалась (присутствует всего на 3-х элементах композиции складня).

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники» с шестью эмалями является редким коллекционным предметом (восьмая категория редкости). Несмотря на достаточно большое количество вариаций артефакта, его редкость определяется не иконографией, а цветами и сочетанием цветов эмалей.

Изделие находится в очень хорошем состоянии: металл имеет яркий латунный цвет, без потемнений и коррозии; плоскость и геометрия створок не нарушены, рельеф высокий без существенных следов бытования; сохранность эмалей более 85%.

Характеристики
Тип Складень
Основные образы Иисус Христос
Основной материал Медный сплав
Редкость Очень редкий коллекционный экземпляр [R8]
Состояние Очень хорошее [VF]
Государство изготовления Российская империя (1721-1917гг.)
Размер и вес
Высота, см 18.3
Ширина, см 42.2
Толщина, см 0.8
Вес, г 1233
Дополнительные характеристики
Альтернативные названия Большой праздничный створ
Дополнительные образы Божья Матерь, Лонгин Сотник, Жена-мироносица Мария, Иоанн Богослов, Праведная Анна, Праведный Иоаким, Архангел Гавриил, Иосиф Обручник, Новозаветная Троица, Бог Саваоф, Симеон Богоприимец, Иоанн Предтеча, Апостол Пётр, Апостол Иаков, Апостол Иоанн, Патриарх Макарий, Царь Константин, Царица Елена, Адам, Ева, Царь Давид, Царь Соломон, Авель, Адам, Ева, Благоразумный разбойник, Спас Эммануил, Александр Свирский, Кирилл Белозёрский, Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Блаженный, Василий Блаженный, Митрополитит Пётр, Митрополит Алексей, Митрополит Иона, Митрополит Филипп, Антоний Печерский, Феодосий Печерский, Преподобный Зосима Соловецкий, Преподобный Савватий Соловецкий, Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин Святитель Леонтий Ростовский, Преподобный Даниил столпник, Георгий Победоносец, Святой царевич Димитрий, Ангел Хранитель
Сюжеты Распятие Христово, Рождество Богоматери, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста Господня, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богородицы, Похвала Богоматери, Поклонение иконе Богоматери Тихвинской, Поклонение иконе Богоматери Владимирской, Поклонение иконе Богоматери Смоленской, Поклонение иконе Богоматери Знамение
Дополнительные материалы Эмаль
Количество эмалей 6
Цвета эмалей Белый, Голубой, Синий, Зелёный, Чёрный, Жёлтый
Техника изготовления Литьё, Эмалировка
Датировка 19 век
Уточнённая датировка Середина 19 века
Иконография 18 век
Регион обнаружения Московская область
Мастерская Нет данных

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Статус праздника день учителя
  • Стендап сценарий на корпоратив
  • Старинный рождественский обряд прославления праздника песнями колядками песнями щедривками это
  • Статья религиозные праздники
  • Статус праздника день отца