Среди православных чудотворных святынь выделяется Старорусская икона Божией Матери. 300 лет она провела в Тихвине и вернулась в Старую Руссу после долгой тяжбы. Это самый высокий образ для совершения крестных ходов. Его высота – почти 3 метра, а ширина — 2 метра. Икона спасала от болезней и войны. Перед ней исцелялись бесноватые. Святыня и теперь хранится в церкви Старой Руссы, ставшей семейным храмом семьи Достоевских.
Содержание
- 1 Описание и значение образа в православии
- 1.1 Оригинал и копия
- 1.2 Общий символизм и причины различий
- 2 История появления
- 2.1 Обретение реликвии
- 2.2 Одолжение
- 2.3 Окончание многолетней тяжбы
- 3 Почитание иконы
- 4 О чем просят перед образом
- 4.1 В древности
- 4.2 В современности
- 5 Где можно найти оригинал и списки
- 6 Тексты
- 7 Молитва
- 7.1 Тропарь
- 7.2 Кондак
- 7.3 Величание
Описание и значение образа в православии
Существовало два образа Богородицы Старорусской: оригинал, переданный в Тихвин, и список с него, сделанный в 1788-м году. Образы кардинально отличаются изображением Спасителя.
Оригинал и копия
Первоначально икона написана в стиле тихвинской и грузинской Одигитрии, или Путеводительницы. Младенец Иисус обращен к Богородице. Пречистая Дева держит его левой рукой. Правая ступня Спасителя изображена боком. Этот образ потерян в годы Великой Отечественной войны.
Список делали тихвинские мастера, видевшие оригинал. Они почему-то исказили образ, соединив элементы Тихвинской иконы и образа Спаса Недреманное Око. Предвечный Младенец изображен спиной к Богородице. Левой рукой Он подпирает голову, а правую со свитком опустил на колено. Спаситель восседает в объятиях Девы Марии, будто на троне. Оригинал и тихвинский список почитались как чудотворные. Также образ символизирует восьмую заповедь «Не укради».
Общий символизм и причины различий
На иконах преобладают красные царственные тона. Богородица одета в темно-красный мафорий. Голубой плат на ее голове — символ святости. Христос одет в белый, украшенный символикой Святой Троицы хитон. Сверху его покрывает алый или золотой плащ.
Красный плащ, или гиматий, символизирует Кровь, будущую жертву Христа. Золотые одеяния предвещают Его воскресение и бессмертие. Свиток символизирует мудрость Предвечного Младенца и Его знания о Троическом Свете.
Несоответствие списка оригиналу объясняют двумя версиями:
- в Тихвинском храме небрежно обращались с иконой. Ее почти закрыла копоть, и стало трудно разобрать направление ликов и детали;
- образ был списан правильно, а Христос повернулся позже в храме — из-за греховности старорушан.
Иное положение Спасителя также трактуют как радостное знамение — Он не отвернулся от Богородицы, а обратил взор на верующих. Тихвинцы украсили оригинал драгоценностями: жемчугом, белыми топазами, гранатом, бирюзой. Голову Божией Матери и Спасителя украшали венцы из серебра с позолотой.
История появления
Автор первой иконы неизвестен, как и точное место появления. По одной из версий, образ явился в городе Выдропуска в 16-м веке, а затем ее перенесли в Старую Руссу. Но более полной считается история, начавшаяся с 10-го века.
Обретение реликвии
Икона прибыла в город Старая Русса из греческого Ольвиополя, подвергшегося захвату литовцев в 15-м веке. От оккупантов греки услышали о славных русских землях и их обитателях, принявших православие.
Вскоре в Ольвиополе узнали о том, что мор случился в Старой Руссе близ Нижнего Новгорода, погибли священники и монастырские послушники. Греки также боялись нападений иноверцев татар, которые не пощадили бы православные реликвии. И было решено передать в помощь братьям по вере икону Божией Матери, которая прославилась как Старорусская.
Одолжение
100 лет Старую Руссу обходили стороной болезни и войны. Но к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря, где хранилась икона, обратились жители города Тихвин. Они страдали от поветрия и просили разрешения провести крестный ход со Старорусским образом. Настоятель не отказал в просьбе.
В летописях упоминается, что одному из жителей Тихвина было откровение о том, что Старорусская икона спасет город от мора. Богородица явилась к нему во сне и сказала, что болезнь отступит, когда Тихвинская икона попадет в Старую Руссу, а Старорусская — в Тихвин. Тихвинцы забрали икону, обошли с ней вокруг города. Болезнь отступила, но образ не вернулся домой.
Лишившись святыни, жители Старой Руссы подверглись эпидемиям, стихийным бедствиям и военным конфликтам. В Тихвине не считали нужным возвращать икону первоначальным владельцам, отказывая даже на прямые просьбы. Икону богато украсили драгоценными камнями, золотом и серебром и не хотели расставаться с чудотворной святыней.
Архимандрит Илларион, настоятель Тихвинского монастыря, в своих записках писал о том, что в духовенстве не слышали о принадлежности святыни старорушанам. Он не нашел подтверждений в летописях, и просители не предоставили доказательств. Поэтому их ходатайства отклоняли. Чтобы восполнить потерю, старорушане заказали список, но не оставили надежды вернуть оригинал.
Окончание многолетней тяжбы
В 18-м веке в Старой Руссе бушевали холера и восстания. Представители церкви обращались к архимандриту Тихвинскому, в Святейший Синод и к Государю. Первый отказал, сославшись на несогласие паствы. Глава Синода призвал тихвинцев к смирению. А обращение к Государю пришлось на недобрый час перестроек в период отмены крепостного права и покушения на его жизнь.
Только в 1888-м году, во время очередной вспышки холеры, старорушане добились возвращения иконы. В разрешении тяжбы помог князь Владимир Александрович. В Тихвин повезли богато украшенную копию взамен оригинала. Решение в пользу старорушан встретило ропот среди тихвинцев. В городе ходил слух, что их архимандрит получил взятку за передачу образа.
Почитание иконы
Праздник образа Божией Матери Старорусской в православном календаре отмечен два раза:
- 17 мая — день, когда в Старорусский храм внесли икону кисти тихвинских мастеров;
- 1 октября — возвращение из Тихвина оригинального образа, подаренного греками.
В праздничные дни в храме Святого Георгия служат Божественные литургии и проводят водосвятный молебен.
О чем просят перед образом
В древности главным назначением иконы Божией Матери Старорусской была защита города от чумы и врагов.
В древности
По преданиям, через полгода после первого появления иконы в Старой Руссе Новгороду грозил захват со стороны Московского княжества. Новгородцы молились перед Старорусским образом, чтобы Пресвятая Богородица помогла им отстоять независимость. На их стороне было численное превосходство. Но пять тысяч москвичей побили сорок тысяч новгородцев.
Позже оказалось, что таков был Божий промысел. Если бы Новгород остался суверенным, его бы захватили поляки. Проиграв одну междоусобную битву, новгородцы победили во внешнеполитическом противостоянии.
Кроме Тихвина, крестный ход со Старорусской иконой Божией Матери проводили в других городах Новгородского княжества. После обряда поветрие стихло.
В современности
Образ помогает в общих духовных и житийных проблемах:
- обретении семейного счастья;
- защите дома от воров и недоброжелателей;
- преодолении искушений, душевной слабости;
- защите близких и детей.
Икона три столетия провела у незаконных владельцев. Но справедливость все же восторжествовала. Поэтому перед образом молятся о возвращении украденного имущества, защите от похищений, воровства.
Икона славится чудесами исцеления различных недугов. Благодаря молитвам Богородице Старорусской внук писателя Ф. Достоевского исцелился от рака в 25 лет, а позже — от язвы желудка. У Старорусского образа Божией Матери молятся о преодолении страха, обиды, о помощи в поиске выхода из трудной ситуации.
Где можно найти оригинал и списки
Копия оригинала, переданного из Ольвиополя в Старую Руссу, находится в Покровско-Поречском женском монастыре в деревне Козья Гора, в Ленинградской области. Список 1788-го года хранился в Старорусском музее во время Великой Отечественной войны, а потом его вернули в Старую Руссу, в церковь Святого Георгия. Он почитается как чудотворный в настоящее время.
Помолиться перед образом в Свято-Георгиевский храм приезжал Федор Михайлович Достоевский с семьей. Рядом находится дом-музей писателя. Ныне церковь открыта для паломников и туристов. Храм построен в 15-м веке, но поражает иногородних гостей чистотой и праздничной атмосферой.
В Успенском соборе Тихвинского монастыря находится список, полученный в 1888-м году взамен оригинала. В 19-м веке был сделан список для церкви Филиппа Апостола в Нижнем Новгороде. Он хранится в Никольском приделе. Также два списка находятся в старорусских храмах — Троицком и Воскресенском. Новые списки переданы в храмы Борисова и Коростыня.
Тексты
Перед ежедневной молитвой Старорусской иконе Божией Матери читают тропарь и кондак. В дни почитания образа в молитвенное правило включают праздничное величание.
Молитва
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Тропарь
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Икона Богородицы Старорусская
Празднование
История
Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.
Чтимые списки иконы находятся в:
- Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
- Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
- 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Молочково Солецкого района Новгородской области
Развернуть
Храмы
Случайный тест
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Старорусская икона считается самой большой из «выносных», то есть предназначенных для крестных ходов, икон мира. Ее происхождение неясно, а судьба – удивительна даже до наших дней.
Содержание страницы
- Почему называется Старорусская?
-
История и обретение иконы
- Два города, две святыни
- Потерянная и возвращенная
- И снова исчезла…
-
Описание Старорусской иконы
- Оригинал и известные списки
- Дни празднования Старорусской иконы
- О чём молятся этой иконе?
- Храмы в честь Старорусской иконы
- Молитва
- Похожие статьи
Почему называется Старорусская?
Это именование дано не по древности образа или его происхождению с Руси, а по месту первоначального пребывания святыни. Это город Старая Руса примерно за 100 км от Великого Новгорода. До XVI в. он именовался просто «Руса», а примерно с XIX в. в его названии появилась еще одна буква «с», «Русса»). Считается, что это один из древнейших русских городов, известный, по крайней мере, с IX в. Его именование местная легенда связывает с героем по имени Рус, а современные историки указывают, что это слово – славянская калька скандинавского слова «drots», что значит – воин, так именовали викингов. Именно из них был в IX в. Новгородский князь, конунг Рюрик. Жили ли на этом месте его дружинники, была ли крепость? Возможно. Но прославиться городу было суждено не воинскими подвигами.
История и обретение иконы
О том, как именно попала в Руссу эта икона, существуют самые разные и противоречивые мнения:
- древняя легенда гласит, что ее передали сюда около 1470 г. греки из города Ольвии, колонии в Причерноморье; тогда, после захвата турками Константинополя (1453 г.), началась атака мусульман и на эти территории, и православные опасались поругания святыни – вот и отдали на сохранение с тем, чтобы потом вернуть обратно; современные историки, однако, скептически оценивают это предание: слишком на большое расстояние был перевезен образ в таком случае – так что было понятно, что в Ольвию святыня, очевидно, не вернется;
- по другому преданию, образ сначала находился в селение Выдропужском, в храме вмч. Георгия Победоносца; при неизвестных обстоятельствах икону однажды увезли в Старую Руссу и там оставили; и по этому поводу есть некоторые сомнения: новгородские краеведы указывают, что в Выдропужском была собственная святыня, Богородица Одигитрия, несколько похожая на Старорусскую, так что, возможно, здесь просто путаница.
Таким образом, вопрос происхождения образа остается неясным. Известно лишь, что святыня:
- находилась в Старой Руссе по крайней мере несколько столетий;
- затем была перенесена в Тихвин, откуда жителям Руссы удалось ее вернуть только более чем через 200 лет.
Первоначально икона написана в стиле тихвинской и грузинской Одигитрии, или Путеводительницы.
Младенец Иисус обращен к Богородице. Пречистая Дева держит его левой рукой.
Правая ступня Спасителя изображена боком.
Два города, две святыни
Известно, что икона покинула Руссу в 1570 г., когда началось моровое поветрие на Новгородской земле. Предание доносит историю о том, что одному благочестивому горожанину из Руссы Сама Богородица, явившись во сне, повелела передать людям, что:
- хранящаяся в городе икона должна быть перенесена к Тихвину, где следует совершить с ней крестный ход;
- еще одна святыня, Тихвинский образ Богородицы, по Её повелению следовало так же перенести в Руссу.
Так два города обменялись святынями, и по совершении крестных ходов мор действительно тут же прекратился. После этого Тихвинская вернулась на место пребывания, а вот Старорусская… почему-то осталась в Тихвине, в монастыре, где многие, ввиду некоторого сходства, несколько столетий принимали ее за увеличенную копию Тихвинской. Почему же святыню не вернули в Руссу? Причиной, как полагают историки, были войны: сначала Ливонская, когда в 1580-е по северу Новгородчины прошлись войска шведских интервентов, затем – Смута, когда начались новые иностранные вторжения. Тогда Тихвинская обитель, имевшая серьезные крепостные стены, представлялась многим лучшим местом сохранения святынь от поругания иноверцев.
Потерянная и возвращенная
Но и по окончании военного лихолетья Тихвин не спешил возвращать икону. Известно, что в 1640 г. была написана ее копия – ее и передали жителям Руссы. Согласно документам, о том, что и оригинал святыни следует вернуть на прежнее место, жители Руссы вспомнили спустя более чем столетие – в 1787 г., когда они впервые обратились в Тихвинскую обитель с просьбой возвратить им образ. С просьбой был послан прихожанин Илья Петрович Красильников. Однако, жители Тихвина и монахи монастыря отнюдь не хотели отдавать святыню. И тогда Илья Петрович заказал ее копию, с которой вернулся домой. При этом и она, как оригинал иконы, тоже очень скоро прославилась чудесами.
Жители Руссы обращались еще не раз:
- дважды, в 1805 и 1849 гг. – к Новгородским архиереям;
- писали императору Николаю I.
Однако, Тихвинский монастырь всякий раз отказывался возвращать святыню, опасаясь недовольства граждан города. Наконец, в самом Тихвине появились мнения, что образ изначально находился здесь, принадлежал монастырю, а потому вообще не подлежит возвращению. И, несмотря на то, что жители Руссы просили вернуть им реликвию, обещая взамен ее точную копию, даже с украшениями – тихвинцы были непреклонны.
Наконец, когда жители Руссы практически отчаялись вернуть образ, в 1888 г. на помощь неожиданно пришел великий князь Владимир Александрович, брат императора Александра III: он просто отдыхал в Руссе, и город так ему понравился, что великий князь ходатайствовал перед царем о возвращении жителям города древней святыни. 7 мая 1888 г. царь утвердил это решение. И около ста горожан Руссы отправились в Тихвин за образом. С собой они несли точную копию образа, как обещали, с драгоценными украшениями – на изготовление списка и его убор горожане за короткое время собрали более 14000 рублей.
31 августа 1888 г. образ вынесли из храма. Участник этого крестного хода вспоминал, что, едва святыню вынесли на площадь, «поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел». Можно думать, что распря между христианами не была угодна Богородице. Да и огорчение жителей Тихвина, которые несколько столетий хранили святыню, было очень велико, и Богородица жалела и этих Своих чад.
Обратный 300-километровый путь занял у крестоходцев Руссы 18 дней. В каждом городке, селе, образ встречали люди, служились многочисленные молебны. Наконец, 1 октября Старая Русса торжественно, всем городом, встретила свою святыню. Она, как то было несколько столетий назад, снова водворилась в Преображенском монастыре.
И снова исчезла…
После 1917 г. оба образа – оригинал и созданная в XVIII копия – лишились драгоценных риз и окладов, советская власть передала их музею. Там обе святыни пребывали до начала Великой Отечественной войны. А когда Старую Руссу оккупировали немцы, икона, десятилетия бывшая предметом спора с Тихвином… исчезла. Найти ее не смогли до сих пор. Краеведы предполагают, что икону могли спрятать благочестивые прихожане, скрывая от поругания. Но не может не удивлять, что явленная несколько столетий назад при неизвестных обстоятельствах, святыня таким же образом покинула город – может быть, чтобы быть снова явленной, если будет на то воля Божия и Пречистой.
А вот написанная в XVIII в. копия образа – сохранилась. Более того, захватившие город немцы даже разрешили открыть церковь и открыть поставить там святыню для поклонения. Когда же начались бои и фашисты вынуждены были покинуть город, верующим удалось вывезли образ в город Дно Псковской области. Здесь его сохраняли в храме арх. Михаила, который также открыли немцы по время оккупации. Так продолжалось до 1946 г., а затем святыню вернули Руссе. Сейчас поклониться чудотворной святыне можно в храме вмч. Георгия Победоносца. Она находится на левом клиросе храма.
Описание Старорусской иконы
Икона относится к одному из самых распространенных типов – Одигитрия, или «Путеводительница». Такое именование связано с тем, что Матерь Божия указывает правой рукой на Сына, убеждая всякого молящегося обратиться ко Христу, приводя его к Богу. Особенность всех копий Старорусской – большой размер, более 2 м в высоту и ширину.
Оригинал и известные списки
Известно, что одна из самых чтимых копий Старорусской создана около 1787 г. по инициативе Ивана Красильникова, которого, как соборного старосту, горожане посылали тогда уговорить жителей Тихвина вернуть святыню. Не преуспев в этом, он лишь смог заказать иконописцу список – но, когда в город вернулся оригинал, оказалось, что иконы довольно существенно различаются:
- явленная святыня, судя по сохранившимся ее описаниям, была похожа на Тихвинскую и Грузинскую иконы Богородицы: та же указующая на Иисусе длань Матери и обращенный к Ней Лик Богомладенца;
- копия XVIII в. представляет Христа отвернувшим лицо в сторону; при этом в Его руке – развернутый свиток, которого не было на оригинальной иконе.
Как верующие XIX в., так и современные историки, так и не смогли прийти к однозначному выводу о причинах этих различий. Среди мнений, которые сохранило предание:
- рассказ о том, что жители Тихвина небрежно хранили образ, так что он загрязнился от времени, и делавшие копию иконописцы буквально не смогли разглядеть лики изображаемых – а потому передали их положение неточно;
- версия, что Христос отвернулся, видя греховную жизнь жителей Руссы.
Позднейшие копии иконы повторяют ее разные варианты – одни более ранний, другие – список XVIII в.
Кроме Георгиевской церкви, чтимые списки образа сейчас находятся:
- в Воскресенском соборе и Троицкой церкви Старой Руссы;
- в Тихвинской обители; считается, что это икона 1888 г., та самая, что была принесена из Руссы на замену покидающей город святыне;
- в церкви Апостола Филиппа в Великом Новгороде;
- в с. Молочково Новгородской области, в храме Успения Богородицы.
Дни празднования Старорусской иконы
Это:
- 17 мая; вероятно, это день, когда образ после крестного хода избавил Тихвин от морового поветрия в 1570 г.;
- 1 октября – когда в 1888 г. образ вернулся на место первоначального пребывания, в Старую Руссу.
О чём молятся этой иконе?
Образ известен множеством чудес, среди которых – прекращение эпидемий, исцеления от болезней. Вот воспоминание правнука писателя Ф.М.Достоевского, Дмитрия Андреевича, относящееся уже к нашим дням. Он рассказывает, что всегда любил Руссу, зная, что здесь не раз бывал прадед, близко друживший со священником Георгиевской церкви, не раз молившийся у иконы. Однажды Дмитрий Андреевич приехал в город на очередную научную конференцию, посвященную памяти великого писателя. Перед одной из встреч с коллегами что-то подсказало ему зайти в храм, к иконе. Тогда он уже около 20 лет страдал от язвы желудка. А вот что произошло дальше:
«… Появилась мысль, что зря я иду, ведь служба уже кончилась, и храм, наверное, закрыт, но уже издали вижу открытые ворота. Я уже в церкви, она пуста, и только бабушки как заправские матросы драят пол. Они все как по команде посмотрели на меня, мне стало неудобно, но я уже не владел собой. В простенке висит огромная чудотворная икона, и я, очутившись перед ней, грохнулся на колени, уже совершенно не понимая, что со мной. Слезы градом покатились из глаз, я выключился из пространства и времени. Прошло пять минут, а может час, я пришел в себя, наступила какая-то отрешенность, и я тихо вышел из церкви.
Всё ещё не понимая, что со мной было, вернулся в номер, не было желания куда-либо идти, и я заснул.
Наутро всё пошло своим чередом, мысль о вчерашнем легко заменялась вернувшимся интересом к докладам.
К вечеру готовился с сожалением уехать в Петербург. Дело в том, что из-за застарелой язвы желудка, которая ежегодно осенью укладывала меня в больницу, я не мог на известковой воде в Руссе продержаться более двух дней – как правило, начинались боли, и я мчался домой. На этот раз ничего не случилось, и я решил остаться до утра. Без проблем остался до окончания чтений и на прощальном ужине все с удивлением обнаружили мое присутствие.
Год понадобился, чтобы понять, что со мной случилось чудо. Язва в одночасье ушла и, как я ее ни провоцировал, чтобы убедиться, – ушла безвозвратно. Я исцелился от иконы!»
Храмы в честь Старорусской иконы
К настоящему времени их известно три:
- в Спасо-Преображенском монастыре Старой Руссы; собор, посвященный образу, начали строить сразу по возвращении святыни городу, а освятили уже к 1892 г., причем церковь оказалась связана не только с образом, но еще с прав. Иоанном Кронштадтским, который сослужил тогда местному духовенству во время освящения церкви; в 1930-е церковь была закрыта, снесены купола; сейчас она не принадлежит верующим, там находится спортивная школа; не действует также сам монастырь, его территория занята музеем;
- придел в храме Архангела Михаила г. Дно Псковской области; это – память о пребывании здесь чудотворной святыни в военные годы; сейчас этот храм является действующим;
- в Москве; это построенный в начале 2000-х гг. храм-часовня при институте пограничных войск; он возведен по благословению Патриарха Алексия II как память о погибших воинах; к настоящему времени попасть сюда «с улицы» непросто, так как институт – так называемый «режимный» объект, проход сюда ограничен.
Такова одна из сотен чудотворных икон Пречистой, через которые Владычица творит свои милости людям Русской земли, со времен Крещения Руси считающейся Её домом. Идут столетия, но, как прежде, идут люди к чудотворным святыням в надежде на то, что будут услышаны, ведь иначе быть не может: Матерь всех христиан милосердует о каждом.
Автор Наталья Сазонова
Молитва
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Дни празднования совершаются:
17 мая — день принесения копии иконы в Старую Руссу и
1 октября — день возвращения чудотворной иконы в Старую Руссу. В храме Святого Георгия совершается водосвятный молебен.
Чудотворный образ Божией Матери «Старорусский» празднуется с 1570 года.
Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленского мецеслова за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса).
В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки» и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний храм в городе. Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородской (позднее — Тверской) губернии. Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу. Позднее эта версия активно поддерживалась тихвинцами.
Предание гласит, что в 1570 году в Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. Жители города обратились к рушанам с просьбой отпустить к ним чудотворную икону, а в ответ прислать копию чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери. На руках тихвинцы доставили икону и с крестным ходом обнесли вокруг города. Мор прекратился. Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря.
По другой версии, люди носили чудотворный образ из города в город, и, когда моровое поветрие прекратилось, оставили его в ближайшем храме, который оказался в городе Тихвине. Долгое время икона оставалась невозвращенной.
В августе 1805 года рушане начали ходатайствовать о возвращении иконы из Тихвина. Митрополит Новгородский Амвросий и епископ Старорусский Евгений были не против возвращения святыни, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказался выдать икону присланным из Старой Руссы депутатам под предлогом возможного возмущения тихвинцев.
В 1806 году новое ходатайство рушан также не было удовлетворено. В марте 1808 года в Городскую Думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возвращение иконы, но и оно не состоялось.
Следующее ходатайство было подано 22 октября 1830 года императору Николаю I, но в 1831 году оно было отклонено из-за восстания военных поселенцев, которое произошло в Старой Руссе.
Следующая попытка была предпринята в июне 1848 года. В Старой Руссе вспыхнула эпидемия холеры. Городское общество обратилось в Синод с просьбой о возвращении иконы, обязуясь оставить в Тихвине копию, украшенную драгоценностями. В указе Святейшего Синода от 22 сентября 1850 года № 9855 говорилось:
«Предлогами к присвоению себе принесённого из Руссы Образа тихвинцы выставляют то, что Икона три столетия находится в Тихвине и что они, по усердию своему, благолепно украсили её. Но эти обстоятельства не заключают в себе прав на присвоение, ибо на дела касательно святыни законы гражданской давности простираться не могут».
Но решение Синода оказалось вновь не в пользу рушан:
«Не отвергая принадлежности Образа Руссе, оставить оный в Тихвине до времени, когда изображённая на нём Владычица всей твари, смягчив сердца тихвинцев устранит все препятствия к возвращению сего образа в Руссу, а рушанам отдать полную справедливость в искреннем желании и старании усугубить Святыню в городе своём, что служит несомненнным доказательством их благочестия, предоставить просить у тихвинцев свой Образ».
В 1888 году горожане вновь посылают очередное прошение в Священный Синод через митрополита Новгородского Исидора. При этом они обращаются за поддержкой к главнокомандующему войсками Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу, который двадцать три года назад вместе со своим братом Алексеем Александровичем отдыхал на старорусском курорте. Он отравляет письмо в поддержку прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария. 7 мая 1888 года, спустя почти 180 лет со времени первого прошения, было принято окончательное решение о возвращении святыни, утверждённое императором Александром III.
24 августа 1888 года около ста человек, не считая полуроты солдат 86-го Вильманстрандского полка, отправляются за иконой. В Тихвин они также везут точную копию Старорусской иконы с равноценными украшениями (на написание которой в кратчайшие сроки были собраны 14500 рублей серебром).
Икону несут на руках крестным ходом с молебнами. 17 сентября икону приносят в Старую Руссу и размещают в Спасо-Преображенском монастыре. В 1892 году её переносят в специально построенную церковь.
Существуют два типа копий иконы Старорусской Божией Матери.
Древний образ
Древний образ датируется началом XIII века и представляет собой увеличенный образ Одигитрии, сочетающий в себе черты двух типов иконографии — Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца — она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры — 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.
Копия древнего образа Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери, написанная в мастерской Н. Сидорова в 1912 году, находится ныне в Покровском Поречском женском монастыре на Козьей Горе (Сланцевский район Ленинградской области).
Еще в 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы.
4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор. При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе. На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено — свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.
Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали копию с иконы. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.
В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей. Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны. Вторая икона также была вывезенена немецкими солдатами, но отбита советскими войсками на станции Дно.
С 1946 года она находится в церкви Святого Георгия в левом киоте. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.
Икону не следует путать с Богоматерь Умиление Старорусская.
Чтимые списки иконы находятся в:
— Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
— Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
— 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)
— Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Молочково Солецкого района Новгородской области.
Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва ко Пресвятой Богородице
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.
Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе (город в Новгородской области), куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу.
После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.
Явление одной из древнейших икон Божией Матери «Целительница» произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.
Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное»:
«Случилось мне читать в книге Петра Дамиана такую вещь. Некий клирик Нивирнинской Церкви тяжко болел смертной болезнью. И был у него обычай каждый час, когда били часы, воздавать хвалу Пресвятой Богородице ангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная!» — прилагая к тому некую к Ней молитву и творя это днем и ночью. Если же засыпал когда, то с боем часов пробуждался и совершал обычное моление. И столько Владычицу нашу почитал таким правильцем, сколько часов во дни и в ночи миновало.
И вот когда лежал он на одре болезни и готовился к смерти, является ему вдруг Пресвятая Владычица наша Богородица и, чуть приоткрыв девический Свой сосок и стиснув его, окропляет млеком уста болящего и становится невидима. От сего случившегося вскочил больной, быстро облекся в клирические свои ризы и побежал в церковь. Войдя в хор, он стал на своем месте посреди поющих клириков, изумляющихся и трепещущих от внезапной перемены в нем и негаданного выздоровления — ведь никто уже не чаял видеть его живым. Когда же спросили о причине его здравия, тогда открыл он пред всеми, прославляя Целебницу свою Премилостивую, как покропила Она уста его — следы того млека еще оставались на его устах… О, преславное чудо!
Ведь могла Премилосердная Целебница иным каким образом исцелить раба Своего, словом или прикосновением, однако этот странный способ врачевания явила: те уста Девическим покропила млеком, что каждый час Девицу Пречистую восхваляли, здесь еще, на земле, мзду воздавая им. Чтобы все, видя и слыша, возблагодарили едиными устами и единым сердцем препрославленную Деву Богородицу».
Несмотря на то, что к Пресвятой Деве за помощью в исцелении от различных недугов верующие обращались издавна, в России лишь в конце XVIII века прославился список чудотворного образа под названием «Богоматерь Целительница», находившийся в Московском Алексеевском женском монастыре.
На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительница» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 4
Я́ко Пресве́тлая Звездо́, просия́ Боже́ственными чудесы́ святы́й Твой о́браз, Цели́тельнице. Пода́ждь у́бо и нам, Богоро́дице Мари́е, исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 1
Любо́вию, Чи́стая Де́во,Твою́ святу́ю ико́ну почита́ющим,/ и Бо́жию Тя и́стинную Ма́теpь пpославля́ющим,/ и ве́pно поклоня́ющимтися/ Цели́тельница яви́ся,/ вся́кое зло и боле́зни от сих удаля́ющая,// я́ко Всемогу́щая.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница»
О, Пресвята́я Госпоже́ Цари́це Богоро́дице, вы́сшая все́х небе́сных си́л и святе́йшая все́х святы́х! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред всечестны́м и цельбоно́сным о́бразом Твои́м, воспомина́юще ди́вное явле́ние Твое́ боля́щему кли́рику Вике́нтию, и усе́рдно мо́лим Тя́, всеси́льную ро́да на́шего засту́пницу и помо́щницу: я́коже дре́вле подала́ исцеле́ние тому́ кли́рику, та́ко и ны́не исцели́ на́ша ду́ши и телеса́, боле́знующия ра́нами грехо́в и страсте́й многоразли́чных, изба́ви на́с от вся́ких напа́стей, бе́д, скорбе́й и ве́чнаго осужде́ния, сохрани́ от душепа́губных уче́ний и безве́рия, от льсти́вых и на́глых нападе́ний неви́димых враго́в, пода́ждь на́м христиа́нскую кончи́ну, безболе́зненну, ми́рну, непосты́дну, Святы́х Та́ин прича́стну и сподо́би на́с на нелицеприя́тнем суди́щи Христо́ве ста́ти одесну́ю Всепра́веднаго Судии́ и блаже́нный гла́с Его́ услы́шати: «Прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра». Ами́нь.
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка