Статья про фольклорный праздник

Русские народные праздники. Традиции и обряды - полезная информация. Экоферма Нестеровых - есть все что нужно для летнего и зимнего отдыха за пределами городской черты.

6 – 19 января
СВЯТКИ

Славянские Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов. Эта неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники Рождества, Старого Нового года, Крещения.

В эти дни молодежь гадает на суженых. Происходят обрядовые колядования, посевания, ряженье, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Считается, что в эти дни присутствие духов среди людей особенно значимо, поэтому открывается будущее.

С конца декабря светлый день начинал увеличиваться, люди связывали это с победой добра над злом. Поэтому в святочные дни после Рождества повсеместно царила радость, безудержное веселье, общение, песни и гуляния с обильной трапезой и душевными разговорами.

В святочные дни запрещена охота на животных и птиц.

____________________________________________________

7 января

РОЖДЕСТВО

Рождество Христово – второй значимый праздник православия. Отмечается также на государственном уровне. Это дата по Григорианскому календарю ознаменована рождением Иисуса Христа. На Руси этот праздник помимо традиционной рождественской ёлки и предшествующего поста приобрёл особенные славянские черты, пополнился обрядами и ритуалами и ритуалов:

·         Заключение договоров. С Рождества и до Масленицы между купцами заключались новые годовые договоры. В этот период деловые люди стремились подвести итоги и закрыть прошлогодние обязательства, чтобы начать новые договорные отношения.

·         Сжигание снопа. Рождество завершало также сельскохозяйственный год. Осенью во время жатвы хозяин выбирал лучший сноп и помещал его под образа в красном углу жилища. В канун Рождества этот дар сжигали в знак новой надежды на будущий урожай. В рождественские и святочные дни люди устремляли взор к лучшему будущему. Все старались надевать и покупать красивую одежду, готовить самую вкусную и сытную еду, дарить дорогие подарки. Щедрость поступков притягивала щедрость судьбы и новую надежду.

·         Вертеп и Коляда. Из Европы в Россию пришёл обычай театрализованных представлений, связанных с рождением младенца Христа, так называемые вертепы. В русских селах они преобразовались в шествия ряженых и кукольные театры на площадях. Правда православие запрещало использовать кукол Богородицы и Христа, их заменяли иконами.

Коляда (славление) – обычай приходить к соседям с песней, прославляющей Рождество Христово. Ряженых артистов награждали вкусным угощением, специально пекли пирожки и готовили сладости.

·         Сочельник. День перед Рождеством называется Сочельник по названию постной каши с медом, орехами и маком. До первой звезды ничего другого в этот день не ели. Девушки гадали на суженого. После ужина в сочельник по обычаю хозяин собирал всю оставшуюся еду со стола и относил домашним животным, чтобы разделить с ними радость рождения Спасителя.

Рождественский пост заканчивался восшествием на небо первой звезды, которая ознаменовала рождение младенца Иисуса. К этому празднику готовилась самая сытная еда. Блюда состояли из больших кусков мяса, рыбы и птицы, запеченных в печи. Вся выпечка также готовилась с мясной начинкой. Знаменитые калачи, кулебяки, блины и расстегаи украшали рождественский стол.

____________________________________________________

19 января

КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Посвящен событию крещения Иисуса Христа в Иордане. Крещение совершал Иоанн Креститель. По традиции в этот день очищения люди очищаются водой. Для крещенских купаний обычно создаются освященные купели и проруби. Кроме того, этот день всякая вода считается священной. Освященную в церкви воду пьют в этот день натощак, а также хранят её в Красном углу дома весь год, используя для освящений и исцелений. Во время крещенского купания нужно окунуться трижды с головой, произнося молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

В этот день нельзя стирать, а также работать. Праздник Крещения предназначен для смирения, очищения от ментальных и физических загрязнений. Мысли направляются к единению, терпимости, взаимопомощи, благодарности Богу и людям, душевному спокойствию и миру.

____________________________________________________

Февраль, в течение недели перед Великим постом

МАСЛЕНИЦА

Масленица — прощание с зимой и подготовка к встрече с весной, Великому посту и Пасхе.  Начинается эта неделя с воскресенья, называемого «мясное заговенье». Это последний мясной день до самой Пасхи. Всю неделю пекутся блины как символ солнечного диска. В эти дни люди ходят в гости со своими блинами и встречают блинами. Помимо блинов пекут пряники, варят медовые сбитни и пиво, и литрами пьют чай. Самовар всегда должен был быть горячим.

Катание на санях и санках – дань выпавшим снегам и зиме. Её образ в виде соломенного чучела Масленицы сжигается на сельских и городских площадях. Эта неделя ознаменовывается бурными гуляниями, песнями, театральными представлениями весёлых скоморохов, потешными боями. Петрушка, любимая народная кукла, смешит и развлекает публику. Молодёжь старается показать себя во всей красе и убранстве. В эти дни, когда весь народ на улицах, подыскиваются пары.

____________________________________________________

Первое воскресенье после полнолуния после 21 марта

ПАСХА

Любимый христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа.

Этот день – первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными словами «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскрес!». После приветствия трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.

Хозяйки красят вареные яйца, пекут высокие куличи и сладкие творожные пасхи. Вся праздничную еду сначала освящают в церкви. В народе очень любят играть в разбивание вареных яиц.

Дальней родне принято отправлять красивые пасхальные открытки с поздравлениями.

Любимая игра на Пасху – катание яиц. Игры начинаются в первый день Пасхи и дляться всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Специально для игры изготавливают деревянные копии крашеных яиц. Яйцо скатывают по дощечке или рушнику с некрутой горки. Внизу все участники кладут свои яйца полукругом. Цель – сбить одно из этих яиц. Если сбиваешь, то берешь сбитое яйцо и продолжаешь игру, если нет – то уступаешь место другому и кладешь своё яйцо внизу.

____________________________________________________

Первое воскресенье после Пасхи

КРАСНАЯ ГОРКА

У славян праздник Красной горки означает полный приход весны. В это время природа начинает расцветать, деревья и травы пускают новые зеленые побеги. На Красную горку девушки водят хороводы, молодёжь организовывает забавы и состязания: перетягивания каната, потешные бои, катания на качелях. Молодежь выбирает высохшие от весенних вод горки, поют песни, хороводят и проводят обряды заклинания весны, и все вместе встречают восход солнца. Из блюд принято угощаться блюдами с яичницей.

В это время принято играть свадьбы. Свадьба на Красную горку – это хорошая примета для молодоженов.

____________________________________________________

В ночь с 6 на 7 июля

ИВАН КУПАЛА

До изменения летоисчисления праздник совпадал с днями летнего солнцестояния, максимальным расцветом природы, победой света над тьмой. Например, в странах Балтии этот праздник (Лиго) празднуется по старому стилю 23-24 июня.

С возникновением христианства этот день посвящен также Иоанну Крестителю. Поэтому этот праздник по обоим традициям посвящен воде.


Подготовка начинается 6 июля, в день Аграфены Купальницы. Девушки и женщины заготавливают банные веники на весь год. В этот день по традиции топятся бани. Молодые парни обливают водой всех прохожих и односельчан.

К вечеру молодежь собирается на поляне, затевают костры, соревнуются в прыжках через огонь. Девушки гадают по подорожник-траве на суженого и пускают по реке венки из полевых трав и цветов.

Колодцы по традиции чистили от ила и грязи. В некоторых деревнях было принято кататься по ржи. Хорошей приметой считается купаться либо в бане либо в водоеме.

По народным приметам в день летнего солнцестояния вода соединяется с огнём. Поэтому костры разводят на берегах рек и озер. Также по легенде счастье ждет того, кто найдет цветок папоротника, цветущий якобы только в эту ночь.


____________________________________________________

8 июля

ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ

Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. Назван в честь князя Петра и его жены Февронии, девушки из простой семьи. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и супружеской преданности. В этот день принято совершать помолвки.

Символ чистой любви в России — цветок ромашки. Поэтому есть традиция гадать по ромашке на своего будущего супруга. Сейчас существует особая медаль для самых верных семейных пар. На одной стороне изображена ромашка, а на другой — образы Петра и Февронии.

По традиции в этот день у крестьян первый покос и все духи воды уходят спать вглубь водоёмов. Поэтому разрешалось купаться без оглядки.

В день Петра и Февронии определяется погода на следующие 40 дней. Если 8 июля ясно, то впереди ясные и погожие дни.

____________________________________________________

2 августа

ИЛЬИН ДЕНЬ

Праздник посвящен пророку Илье. Также этот день почитается славянами как праздник древнего бога грома Перуна.

Это день воинов и земледельцев. К этому дню уже нужно закончить заготовку сена и сбор урожая. Кроме этого это праздник Перуна – это начало подготовки полей к посадке озимых культур.

Перун – покровитель воинов, это праздник для защитников и правителей народа. В этот день проводятся мужские состязания в силе, ловкости и воинском искусстве.

Вечером у костра мужчины пьют пиво и квас, из блюд предпочитается говядина, баранина и творог.

Начиная с этого дня холодный воздух начинает окутывать землю, водоемы покрываются ряской, на березах замечаются первые желтые листья. Этот день считается закрытием купального сезона. «Пришел Илья, осень говорит: Вот и я!»

____________________________________________________

14 августа

МЕДОВЫЙ СПАС

Начало успенского поста открывает Медовый или Маковый Спас. В этот день крестьяне начинают собирать мед. Сладкое лакомство принято сначала освятить в церкви. На медовый спас нельзя есть мясо и рыбу. Традиционные блюда: блины с медом, маковые коржи и медовуха.

В Маковый Спас женщинам и девушкам прощаются все ошибки, если они об этом попросят с чистым сердцем. Часто в деревнях люди наливают освященный мед в большой сосуд, и все могут окунать в него белый хлеб, поздравляя друг друга.

В этот день особенно приветствуется благотворительная помощь бедным и голодающим людям. Им дарят подарки и угощают выпечкой и медом. Принято помогать вдовам и сиротам по хозяйству: убирать в доме, поправлять дома, дарить утварь и одежду.

С этого дня начинается сбор первого урожая. 

____________________________________________________

19 августа

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

Праздник первых плодов связан с созреванием яблок. Поскольку праздник приходится на Успенский пост фрукты являются в эти дни основной едой. Из яблок пекут ароматные пироги и варят варенье. У каждой хозяйки должен быть свой особый рецепт яблочного пирога, которым она должна удивить гостей.

Яблоки утром освящаются в церкви. Доедая освещенное в церкви яблоко, принято загадывать желание.

Наши предки угадывали погоду по этому дню. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ожидалась мягкая зима. Но если был дождь, нужно готовиться к суровой зиме.

____________________________________________________

14 сентября

СЕМЁН ЛЕТОПРОВОДЕЦ

Старый славянский праздник приближения осени. В этот праздник принято отмечать новоселье, разжигание нового огня, обряды пострига, похорон мух и предания о воробьях.

Разжигание огня. В Семенов день тушили весь огонь в доме. Оставляли лишь пламя лампадки у икон. От этого огня утром разжигали новый огонь, который символизировал начало следующего цикла стихии огня. Происходило обновление, привлекающее в дом счастье и достаток.

Традиция хоронить мух – древний обычай, означающий прощание с летом. Выметание мух из дома означало избавление от ссор и бытовых неурядиц.

Семенов день начинает бабье лета. С этого дня больше не косят траву. В этот день не принято работать в поле, а ночью перед началом холодов духами пересчитываются воробьи, которым нужно пережить снежную зиму.

Семенов день также связан с древним обычаем Пострига. Для посвящения в мужчины мальчиков, достигших возраста трех лет, на макушке у них выстригался небольшой локон волос. Крестный отец садит ребенка на коня и проводит его, держа коня под уздцы. С этого момента ребенок считается будущим воином и отцом семейства, его воспитанием занимаются преимущественно мужчины.

____________________________________________________

14 октября

ПОКРОВ ДЕНЬ

Этот праздник посвящен Богородице. Считается, что она укрывает землю снегом, как своим платком. В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить птиц хлебом.

В день Покрова принято веселиться и улыбаться всем встречным. Чтобы избавить детей от болезней, в этот день их выводят за порог и обливают водой из большого решета.

Всех, кто приходит в дом следует вкусно накормить блинами. Женщины принимаются за рукоделие: вышивают, прядут и шьют. Поют песни и много смеются.

В этот праздник пекут специальный покровский каравай. Нужно накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста.

И, конечно, в этот день все просят у Богородицы защиты и процветания семьи.

____________________________________________________

31 декабря

НОВЫЙ ГОД

Обычай отмечать 1 января наступление Нового года в России появился одновременно с новогодней елкой на в 1799 году.

Новый год стал семейным праздником. Самое большое застолье организовывается именно в этот день. Как Новый год встретишь, так его и проживешь. Поэтому перед встречей Нового года нужно забыть о проблемах, помириться с близкими и друзьями, попросить прощения у всех, кого обидели. Отдать все материальные долги, исполнить всё обещанное. Выбросить ненужные вещи и мысли и пообещать себе стать лучше в следующем году.

Новогодние подарки, украшенные дом и ёлка, катание на катках, красочные фейерверки и сказочные спектакли, красивые наряды и рождественские фильмы, корпоративные праздники, детские костюмированные представления и новогодние каникулы, обильное угощение, поздравление всех друзей и родственников, — самые любимые обычаи российских людей в праздник Нового года.

Делитесь своими приметами и обычаями на наших страницах:

https://vk.com/villageeco

https://www.facebook.com/villageeconesterovih/

https://www.instagram.com/nesterov_ecoferma/

Библиографическое описание:

Зикк, Т. П. Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре / Т. П. Зикк. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3234/ (дата обращения: 02.02.2023).

Детство — один из самых важных этапов
в жизни ребенка. Это период начальной социализации ребенка,
приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей,
время установления начальных отношений с ведущими сферами
бытия — миром людей, миром предметов, миром природы
и собственным внутренним миром. Само предназначение детского
возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в
становлении базовых характеристик его личности —
самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок,
а также социально-психологических особенностей в общении
с людьми. Отсюда особое внимание педагогов и психологов,
работающих с детьми к адаптации ребенка в жизни
общества, особо остро проблема встает при работе с детьми,
оставшимися без попечения родителей.

Каждому человеку нужно научиться самовыражению и правильному
пониманию собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои
чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой
речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми.
Непонимание же другого человека — причина возникновения
страха, отчужденности, враждебности. Социальная адаптация ребенка не
осуществляется сама по себе, детей надо учить оценке собственного
положения в обществе, эффективному взаимодействию с другими
людьми, адекватному восприятию себя и другого человека.

Однако у детей, оставшихся без родителей, данная связь рвется,
что негативно сказывается на всем процессе социализации личности,
в том числе на адаптации в жизни нового коллектива —
коллектива детского дома. Одним из решением данной проблемы может
стать создание детских домов семейного типа. В основу модели
детского дома семейного типа положена структура, позволяющая
приобретать ребенку индивидуальный социальный опыт в условиях
семьи, систематизирующим фактором которой является условие
совместного проживания братьев и сестер в одной семье,
независимо от их возраста. Данная структура действует по принципу
«замещающей семьи». Концепция воспитания, принятая
в детском доме, предполагает, что педагоги должны способствовать
осознанию ребенком необходимости реализовать свои потребности
и творческую индивидуальность с учетом реальностей жизни,
природы, в соответствии с требованиями, предъявляемыми
к ним в обществе.

Таким образом, весь процесс воспитательной работы строится на основе
гуманистического подхода, уважительного отношения к личности
ребенка, проявлению самостоятельности в любых видах
деятельности, что предполагает построение эффективного взаимодействия
детей в группе сверстников и здесь перед педагогами остро
стоит поиск методов воспитательной работы, способствующих социальной
адаптации детей в новом коллективе, в социальной семье.

Весьма продуктивно в этом направлении использование фольклорного
праздника в воспитательном процессе образовательного учреждения.

По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов
в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим
народом, в которой учитываются природные наклонности человека,
своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды
и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т. е.
отраженного в нем народного опыта воспитания, и применение
его на практике помогает создать наиболее благоприятную обстановку
воспитания ребенка.

В настоящее время коллективы многих образовательных учреждений стали
искать возможности для плодотворной воспитательной работы, обращаясь
к традиционному народному наследию. Народные промыслы незаменимы
в воспитании эстетических чувств ребенка, народный фольклор
(сказки, загадки, песни, потешки и т. д.) гармонично входит
в повседневную жизнь ребенка, постоянно вызывая положительные
эмоции, народные игры все большее место занимают в его игровой
деятельности.

Особенное значение народное творчество приобретает при организации
праздников в детском коллективе. Фольклорный праздник —
это всегда радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые
и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием
и остаться в памяти на долгие годы. Недаром говорят, что
впечатления детства самые сильные, незабываемые.

Праздник — это торжество, которое объединяет людей
общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое
ощущение, которое мы называем праздничным. Кроме того, праздник —
важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус
детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное
оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей
чувства прекрасного.

Правильно организованная подготовка праздников — одно из
условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников
дети должны почувствовать всенародность торжества, свою
сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём:
в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых
и детей, особом эмоциональном настрое коллектива. При проведении
праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры.
Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается
благодаря активному участию взрослых. Педагоги могут спеть песню,
прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Для
каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но
определённая роль в сценарии.

Оформление помещения в праздничные дни имеет большое значение.
Выдумка, творчество в оформлении комнат, убранство зала,
вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным
номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца
чувством удовлетворения, радости. Оформление зала должно отличаться
особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном
является оформление центральной стены в соответствии с тематикой
праздника. После проведения праздника рекомендуется не торопиться
снимать оформление. Дети должны иметь возможность вновь придти в зал,
вспомнить, что больше всего им понравилось на празднике, повторить
праздничные номера в непринужденной обстановке.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея,
которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно,
чтобы она раскрывалась на доступном детям художественном материале,
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это
достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов,
песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы.
При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень
развития их вокальных и двигательных навыков, интересов.

В программе праздника рекомендуется сочетать разные виды искусств,
коллективное и индивидуальное исполнение.

Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей,
необходимо правильно чередовать различные виды их художественной
деятельности.

Таким образом, праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота
обстановки, музыка, общее приподнятое настроение — все это
повышает восприимчивость к эстетической стороне
действительности. Дети должны участвовать в празднике активно,
а не выполнять роль пассивных слушателей. Педагогу необходимо
предоставить ребенку возможность проявить себя, либо в чтении
стихов, либо в пении, либо в танце.

Подготовка и проведение фольклорных праздников — это
своеобразное коллективное творческое дело, в котором
задействованы все дети и взрослые, включая каждую службу
детского дома. Праздники стали в детском доме доброй традицией.
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», —
отмечал А. С. Макаренко. Традиция — это
постоянно действующая форма коллектива, её нельзя навязывать, она
является результатом самой жизни.

Изучив воспитательный аспект воздействия праздничной, мажорной
обстановки на детей, имеющих негативный социальный опыт, мы пришли
к выводу, что фольклорный праздник является действенной формой
работы по социальной адаптации ребёнка в коллективе детского
дома семейного типа. Мною была разработана программа «Фольклорный
праздник в круг зовет друзей», которая представляет собой
программу социальной адаптации детей-сирот. Программа рассчитана на 2
года.

В основе построения программы лежат такие дидактические принципы, как
последовательность, доступность и систематичность, наглядность
и достоверность. Изучение программного материала строится на
основе формирования образного мышления и развития творческой
инициативы ребёнка, комплексного освоения материала, индивидуального
подхода в условиях коллективного обучения детей в группе.

Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения
праздника является их эстетическая ценность и личностно-значимый
потенциал содержания. Значительную часть программного содержания
праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок,
понятен, полезен и доступен детям.

Технология подготовки и проведения праздника предусматривает
прохождение трех этапов: создание предпраздничной ситуации в жизни
детей, затем праздничной атмосферы (как результат деятельности
в предпраздничный период) и, наконец, анализ осмысление
педагогом комплекса акций, действий, усилий в послепраздничный
период. Но все три этапа определяются единым «ядром»:
событием, которое играет цементирующую роль — праздничным
действием.

В каждый праздник органично вошли народные
песни, танцы, потешки, пословицы, загадки. Оформление зала в народном
стиле с использованием поделок, сделанных руками детей
обеспечивало атмосферу праздника еще до его начала.В ходе подготовки
и проведения праздника дети на основе знакомства с народным
искусством сами делают украшение мест проведения праздников,
изготовляя самую разнообразную атрибутику, согласно народным
традициям и обычаям.

Исполнение песен, танцев развивает
творческий потенциал детей. Игровые и плясовые песни —
образно яркие, напевные, поэтичные. Стремление к игре,
к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому
элементы игры в той или иной степени были внесены почти в любую
песню, пение сопровождалось разыгрыванием действия по сюжету песни.
Иначе говоря, происходило разыгрывание элементов народной драмы,
заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Праздничное действо, участие в подготовке
праздника сплотили коллектив детей. Каждый мог найти себе дело по
душе, имел возможность приложить свои способности, возможность
самовыражения через творчество.

После первого года апробации программы, нами была проведена
контрольная диагностика детей с целью определения эффективности
проводимой работы.

Результаты исследования показали положительную динамику изменения
социальной адаптации детей в группе. Из чего можно сделать вывод
об эффективности проводимой работы с использованием
разработанной программы использования фольклорного праздника как
формы социальной адаптации детей.

Литература:

  1. Бондаренко О. Э. Праздники христианской Руси. /
    О. Э. Бондаренко. М.-1996. — 274 с.

  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка
    /Н. А. Ветлугина. — М,1968. — 342 с.

  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. / Г. Н. Волков.
    М. — 1999. — 164 с.

  4. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке?
    / Д. Б. Кабалевский. — М, 1986. —
    279 с.

  5. Изабелла Шангина Русские праздники. От святок до святок / Шангина И.
    СПб., 2004. — 270 с.

  6. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования,
    праздники и ритуалы. / Ф. С. Капица. — М.
    2003. — 257 с.

  7. Челышева Т. В. Спутник учителя музыки. /
    Т. В. Челышева М.-1993. — 236с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, фольклорный праздник, проведение праздника, праздник, семейный тип, социальная адаптация детей, воспитательная работа, детский дом, жизнь ребенка, оформление зала.

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения…

праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, своеобразная форма, вид деятельности, народная культура, духовное самовыражение, дошкольное образование, педагогическая деятельность.

Организация семейного досуга как условие эффективной…

Итогом педагогической работы детского дома является социальная привлекательность ребенка, что

Это позволяет организовать работу с замещающей семьей в период адаптации ребенка. Например, это касается количества внимания, необходимого ребенку каждый день.

Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник…»

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного…

Коррекционно-развивающая работа с детьми детского дома.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное

История праздника. Влияние национальных традиций на воспитание детей

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской…

— Развитие интереса к праздникам и русским традициям; — Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада.

Русские народные традиции как средство воспитания

праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, своеобразная форма, вид деятельности, народная культура, духовное самовыражение, дошкольное образование, педагогическая деятельность. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного…

«Семья — это слово родное!» (Сценарий встречи с родителями…)

— Хорошая семейная традиция — совместная творческая деятельность: пение песен, слушание музыки, подготовка и проведение праздников. — Вторая страничка — познавательная. 1. «Главней всего — погода в доме».

Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО

обряд, семья, ребёнок, народное воспитание, праздники.

Сценарий праздника масленицы «Здравствуй, сударыня…» Масленица — семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот.

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного…

Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа

5. Комарова, Т.С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательнообразовательной работы в детском саду.

Социальные комментарии Cackle.

Статья «Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Воспитать человека интеллектуально,

 не воспитав его нравственно, —

значит вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт

 Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных… » и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно — образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала ».Многими педагогами детских садов было так же замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников в дошкольных учреждениях у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДОУ происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствиесистематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Автор: Штрек Анна Александровна

История нашего отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильственно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, языческие и христианские традиции, культ родной природы. В настоящее время нужно доказывать трагичность сложившейся ситуации.

«Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства.»

в настоящее время все возрастающий интерес к народной музыке и народной культуре в целом. Сезон утрат, давно уже воцарившийся для фольклора, рано или поздно должен смениться периодом надежд. Иначе, по мнению ученых, культуре не поздоровится.

«Фольклорная культура, все же начинает прислушиваться к своим собственным, пусть окольно доносящимся до ее сегодняшнего слуха голосам. Шок проходит. Народная культура вновь пытается разомкнуть уста. И хотя с этих уст, порою хриплых от долгого молчания, срываются подчас чужие слова и напевы, но, обретая вновь дар музыкальной речи, культура неизбежно захочет сказать свое – нажитое и выстраданное в собственном историческом опыте.»

Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от номеров на сцене до выхода на лужайку, в лес.

Изучение народных праздников должно предшествовать знакомству с творчеством театральных художников, так как фольклор имел существенное значение для возникновения профессионального театра. Обращение к народным празд­никам – это не только действительная форма изучения художественной культуры, это метод, как теперь принято говорить, эстетико-экологического воспитания детей.

Во всем многообразии праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Каковы же они?

Во-первых, обязательность праздника, его неотвра­тимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых, массовость. Праздник – это всегда «событие» в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза… Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции – «заводилы». Эпизодически вспыхивают проявления индивидуального начала, но солисты сменяемы.

В-третьих, праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В детском празднике надо стремиться к осуществлению этих главных «составляющих» народного праздника.

Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему, собирательница фольклора Е. Линева в начале века высказала мысль непреходящего значения: «Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь свой образный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а, напротив, соединят их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле.»

Человек, введенный в фольклор, — это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Перед любым педагогом, поставившим перед собой задачу обучения детей народным праздникам, неизбежно встает задача знакомства с более широким историко-культурным контекстом, которым эти праздники мотивированы, уделяя большое внимание отдельным праздникам, их календарности и обрядовости.

Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство. Большинство русских праздников и обрядов связаны с природой, с ними необходимо познакомить детей. Рождество и масленица, веселый праздник «сороки» и другие природные события – повод для этого.

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением. Само происхождение того иди другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет то церковных святых празднеств и независимо в отношении к святым обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и прочие. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств и некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

русские народные праздники

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные русские праздники на Руси:


Зима

Рождество

Рождество

7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

Подробнее >>


Святки (Святочная неделя)

Святки

Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды («от звезды и до воды»). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

Подробнее >>


Крещение

Крещение

19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

Подробнее >>


Масленица

Масленица

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Подробнее >>


Весна

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье

В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

Подробнее >>


Пасха

Пасха

Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Подробнее >>


Красная горка

Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла.

На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Подробнее >>


Лето

Иван Купала

Иван Купала

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Подробнее >>


Ильин день

Ильин день

Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась «братчина», приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

Подробнее >>


Медовый Спас

Медовый Спас

В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

Подробнее >>


Яблочный Спас

Яблочный Спас

19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Подробнее >>


Третий Спас

Третий Спас

Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Подробнее >>


Осень

Покров день

Покров день

Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.

Подробнее >>


Статья «Фольклорные праздники в детском саду»

Воспитатели: Деева Л. А, Гуревич С. В.

В настоящее время, сложное во всех отношениях, остро ощущается потребность восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности старины глубокой. В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, мы с теплотой и нежностью вспоминаем впечатления детства – незатейливую колыбельную, которую напевала мама или бабушка, первые сказки, весёлые шутливые приговорки, загадки, считалочки, дразнилки, народные игры.

Вспоминается, как каждая семья с радостью и волнением ждала праздников – они объединяли и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданием, играми и забавами.

Русский народ имеет богатые игровые, плясовые и певческие традиции. На деревенских околицах можно было раньше слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжные песни ямщиков. Во время летней страды молодые и старые, сгребая сено или срезая колосья, пели, облегчая себе труд незамысловатыми мелодиями. Зимой колядовали, переходя от дома к дому, славя хозяев и желая им счастья и здоровья, и богатства. Весной зазывали птиц немудреными закличками. Хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи и людей старшего возраста.

В нашем детском саду знакомство детей с народным творчеством ведётся с младшей группы и с каждым годом интерес к этому не только не угасает, а становится всё больше и больше.

Фольклор помогает нам обратиться к истокам, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Мы стремимся приобщить наших воспитанников к обрядам, традициям общения с природой, обычаям, которые бытовали на Руси, но долгое время прибывали в забвении.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и используют полученные знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры помогает обрести любовь к природе, сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина, хозяйки.

Наш опыт показал: детей дошкольного возраста лучше приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Они приурочены к определённым датам, имеют ярко выраженный сезонный характер и поэтому хорошо сочетаются с системой экологического воспитания, которая осуществляется в нашей группе и в детском саду.

Встречи и проводы времён года, новогодние праздники с ёлкой, колядование, закликание птиц весной, праздник берёзки, чествование урожая – такие праздники и занятия проводятся в нашем детском саду.

Поставив задачу знакомства детей с русским народным творчеством, мы понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры русского народа. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Дети познакомились со старинной прялкой, серпом, предметами старинного русского быта, о которых они поют, готовясь к фольклорным праздникам. Предметы старинного быта находятся в нашем мини-музее «Русская изба». Дети очень любят бывать в избе; они приходят сюда перед каждым обрядовым праздником и на занятия.

Ежегодно в нашем детском саду проводятся такие праздники как «Осенины», «Новый год», «Масленица» и другие праздники, которые отмечаются всем детским садом. В содержании каждого праздника используется наработанный за период данного сезона экологический материал: стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, а также песни, пляски хороводы, разученные на музыкальных занятиях.

Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, широкая амплитуда в настроении песен и плясок, игры, шутки, юмор, дети в русских народных костюмах, зал, оформленный в народном стиле, — всё это способствует внесению радости, красоты, эмоционального комфорта в жизнь наших воспитанников. Любовь к природе, русскому народному искусству, почитание традиций и обычаев, знание основ народной культуры воспитанники нашего детского сада – мы очень надеемся на это – привнесут в свои семьи, духовное возрождение которых – залог возрождения Отечества. Праздники популярны и среди родителей, которые активно участвуют в развлечениях для детей.

Литература

С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» — Мозайка-Синтез, 2010г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Старинный обряд сватовства сценарий
  • Статья про праздник урожая
  • Статистика покупок на праздники
  • Старинный латышский праздник 4 буквы
  • Статья про праздник пожилого человека