Статья про праздник день народного единства

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и...

День народного единства России Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»

День народного единства

История празднования Дня народного единства

«И было тогда такое лютое время Божия

 гнева, что люди не чаяли впредь спасения себе;

чуть не вся земля Русская опустела;

и прозвали старики наши это лютое время

–лихолетье, потому что тогда была на Русскую

 землю такая беда, какой не бывало от начала

 мира…»

Не так давно в нашем календаре появился праздник — День народного единства, который отмечается 4 ноября. Идеи, заложенные в нем, пронизаны все страницы летописи государства российского, начиная с его зарождения.

Истоки праздника восходят к славным и героическим событиям 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от иностранных интервентов.

Праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 г. царя Ивана Грозного и до 1613 г., когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

В сентябре 1611 г. мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 г. Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 гг., было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 г.). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.

Благодаря всему победа стала возможной тому, что русские люди смогли проявить всю мощь, силу и отвагу, выстоять мужественно и стойко в бою, достичь высот человеческого духа, раскрыть свой неисчерпаемый нравственный потенциал. Российский народ объединил свои силы и встал на защиту своей Отчизны, понимая всю ответственность перед судьбой страны и последующих поколений. И не было преграды, которую ему не удалось преодолеть за прошедшее с тех пор время.

В нашей стране произошло немало важных событий, и все они снова и снова подтверждали, что сила российского народа в его единении. Годы не властны над величием и героизмом русского народа, над его сплоченностью и единением в самые тяжелые времена. Могущество нашей державы помогло выстоять в самые жестокие и суровые дни Второй Мировой войны. День народного единства признан напомнить, что россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям, вероисповеданиям — это единый народ с общей исторической судьбой и одним будущим. Славные героические свершения предков всегда будут служить нам примером солидарности и патриотизма.

Мы и сегодня понимаем, как важно укреплять согласие народа и гражданскую солидарность, ведь именно в этом заключается залог благополучия нашей родины. Пусть этот праздник станет днем торжества нашего единства во имя справедливости добра и процветания Отечества.

Россия! Россия! Могучая родина,

Беспредельно огромная как небосвод.

Даже солнце, пока полпути им не пройдено

 Тебя сразу лучом своим не обоймет.

Сокрушит твоя сила все злые напасти,

Землю солнце любви твоей светом зальет.

Ты воздвигла твердыню свободы и счастья,

Где семья твоих братьев-народов живет.

Автор: Бахаева А.В., воспитатель

http://beldou64.ru/index.php/docs/konsultatsii/120-den-narodnogo-edinstva

В 2021 году День народ­но­го един­ства в Рос­сии отме­тят уже в 16‑й раз. Несмот­ря на это в боль­шей части напи­сан­ных о нём, начи­ная с 2005 года, и серьёз­ных, и не очень тек­стов, зву­чат одни и те же вопро­сы — что озна­ча­ет «новый» празд­ник, для чего он нужен, что луч­ше делать 4 нояб­ря: сидеть за сто­лом, а может быть участ­во­вать в митин­гах? VATNIKSTAN поста­рал­ся собрать точ­ки зре­ния на любой вкус. Итак, День народ­но­го един­ства 4 нояб­ря суще­ству­ет, пото­му что…


Так сложилось исторически

Про то, что такое Смут­ное вре­мя, боль­шин­ство, хотя бы при­мер­но, пом­нит со шко­лы. Для тех, кто под­за­был, в 2007 году «при госу­дар­ствен­ной финан­со­вой под­держ­ке феде­раль­но­го агент­ства по куль­ту­ре и кине­ма­то­гра­фии РФ» сня­ли про­све­ти­тель­ский экшн «1612» с Андре­ем Федор­цо­вым (Вася Рогов из «Убой­ной силы») в роли Мини­на и Миха­и­лом Поре­чен­ко­вым в роли Пожарского.

Режис­сёр Вале­рий Хоти­нен­ко очень поста­рал­ся сде­лать фильм нескуч­ным: доба­вил выду­ман­ных роман­ти­че­ских геро­ев, любов­ную линию и музы­ку одно­го из луч­ших кино­ком­по­зи­то­ров Алек­сея Рыб­ни­ко­ва. Основ­ная зада­ча, кото­рая, судя по все­му, сто­я­ла перед созда­те­ля­ми — пока­зать, что в сму­ту все были раз­об­ще­ны, и пото­му было пло­хо, но потом все объ­еди­ни­лись, про­гна­ли вра­гов и ста­ло хоро­шо, а заод­но раз­влечь зри­те­ля нулевых.

Но поче­му имен­но 4 нояб­ря? В пояс­ни­тель­ной запис­ке к про­ек­ту зако­на, кото­рый про­воз­гла­сил при­ше­ствие в кален­дарь новой важ­ной даты, говорилось:

«4 нояб­ря 1612 г. Вои­ны народ­но­го опол­че­ния под пред­во­ди­тель­ством Кузь­мы Мини­на и Дмит­рия Пожар­ско­го штур­мом взя­ли Китай-город, осво­бо­див Моск­ву от поль­ских интер­вен­тов, про­де­мон­стри­ро­вав обра­зец геро­из­ма и спло­чён­но­сти все­го наро­да вне зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния, веро­ис­по­ве­да­ния и поло­же­ния в обществе».

Не все, одна­ко, согла­си­лись с пред­ло­жен­ны­ми дово­да­ми. К при­ме­ру, исто­рик Вла­ди­слав Наза­ров в напи­сан­ной по горя­чим сле­дам ста­тье «Что будут празд­но­вать в Рос­сии 4 нояб­ря 2005» года, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Оте­че­ствен­ные запис­ки» (№ 5, 2004) при­вёл мно­же­ство аргу­мен­тов про­тив и в кон­це посетовал:

«…зако­но­да­те­ли поста­ви­ли нас в труд­ное поло­же­ние. Как без натя­жек и вра­нья объ­яс­нить школь­ни­кам, сту­ден­там, всем, кто нерав­но­ду­шен к рос­сий­ской исто­рии, что же за акт народ­но­го еди­не­ния свер­шил­ся в 1612 году <…> и поче­му после „окон­ча­ния Сму­ты“ рус­ские люди еще целых шесть лет про­дол­жа­ли сра­жать­ся друг с дру­гом и вое­вать с захватчиками?»

Не ста­нем слиш­ком углуб­лять­ся в суще­ству­ю­щие вокруг 4 нояб­ря ост­рые исто­ри­че­ские дис­кус­сии. Так или ина­че, если неяв­ной целью пре­вра­ще­ния это­го, преж­де фор­маль­но обыч­но­го дня в крас­ный было под­хлест­нуть инте­рес к исто­рии Рос­сии нача­ла XVII века, затея вполне удалась.


Мы привыкли что-то праздновать в это время

Ещё в 1649 году царь Алек­сей Михай­ло­вич при­ду­мал отме­чать день Казан­ской ико­ны Божьей мате­ри осе­нью — 22 октяб­ря по ста­ро­му и 4 нояб­ря по ново­му сти­лю, а не толь­ко летом, как рань­ше. С одной сто­ро­ны, пото­му что имен­но с этой ико­ной в Китай-город, как счи­та­ет­ся, вошёл Пожар­ский. С дру­гой, пото­му что в 1648 году, 22 октяб­ря (4 нояб­ря) у царя родил­ся пер­вый сын — царе­вич Дмит­рий Алексеевич.

С при­хо­дом совет­ской вла­сти празд­ник в честь ико­ны был упразд­нён, но почти сра­зу появил­ся новый — что инте­рес­но, с раз­ни­цей все­го три дня. Поста­нов­ле­ние Пре­зи­ди­у­ма ЦИК СССР от 26 октяб­ря 1927 «О празд­нич­ных днях, посвя­щён­ных годов­щине октябрь­ский рево­лю­ции, и об осо­бых днях отды­ха» стро­го гласило:

«Годов­щи­на Октябрь­ской рево­лю­ции еже­год­но, начи­ная с 1927 года, празд­ну­ет­ся в тече­ние двух дней — 7 и 8 нояб­ря. Про­из­вод­ство работ в эти празд­нич­ные дни вос­пре­ща­ет­ся на всей тер­ри­то­рии Сою­за ССР»

«Вос­пре­ще­ние работ» — то, к чему при­вык­нуть лег­ко, а отка­зать­ся труд­но. Поэто­му после рас­па­да СССР граж­дане уже без идео­ло­ги­че­ской нагруз­ки про­дол­жа­ли отды­хать 7 нояб­ря в тече­ние 14 лет. Не все заме­ти­ли, что в 1996 году фор­маль­ный повод сме­нил­ся на «День согла­сия и при­ми­ре­ния». Выход­ной есть выходной.

А когда в 2005 году «согла­сие» заме­ни­ли на «един­ство», мно­гие вос­при­ня­ли это как оче­ред­ной идео­ло­ги­че­ский при­ём, в дей­стви­тель­но­сти направ­лен­ный на то, что­бы в нояб­ре про­дол­жал оста­вать­ся денёк, кото­рый мож­но про­ве­сти на своё усмот­ре­ние. По резуль­та­там опро­са, кото­рый осе­нью 2020 года устро­ил фонд «Обще­ствен­ное мне­ние», боль­шая часть насе­ле­ния стра­ны (71%) отно­сит­ся к Дню народ­но­го един­ства не как к празд­ни­ку, а про­сто сво­бод­но­му дню.


Можно собраться компанией единомышленников

Судя по пуб­ли­ка­ции в одном из ста­рей­ших оте­че­ствен­ных онлайн-изда­ний «Newsru.com» от 4 нояб­ря 2005 года, пер­вый в исто­рии День народ­но­го един­ства озна­ме­но­вал­ся ком­му­ни­ка­ци­ей широ­ких масс, чему актив­но спо­соб­ство­ва­ли носи­те­ли самых раз­но­об­раз­ных поли­ти­че­ских соображений.

Так «Еди­ная Рос­сия» про­ве­ла митин­ги, шествия, кон­цер­ты и спор­тив­ные меро­при­я­тия. ЛДПР тоже митин­го­ва­ли, а заод­но под­кор­ми­ли сво­их сто­рон­ни­ков — на митин­ге тру­ди­лись поход­ные кух­ни, пред­ла­гая всем жела­ю­щим кашу с тушёнкой.
Пред­ста­ви­те­ли наци­о­нал-боль­ше­виз­ма пред­по­чли пошу­меть: в ком­па­нии удар­ных инстру­мен­тов и гром­ких лозун­гов про­шлись по Москве мар­шем. «News.ru» инфор­ми­ро­ва­ли:

Участ­ни­ки мар­ша про­шли под бара­бан­ный бой, скан­ди­руя: «Сла­ва импе­рии!» и «Рус­ский, вста­вай». В руках у них фла­ги и пла­ка­ты с над­пи­ся­ми: «Рус­ские идут» и «Рус­ские, вперёд!»

Отдель­ные граж­дане пери­о­ди­че­ски «при­вет­ство­ва­ли» шествие дымо­вы­ми шаш­ка­ми, петар­да­ми и напол­нен­ны­ми водой пре­зер­ва­ти­ва­ми. Сооб­ща­ли и о задер­жан­ных, кото­рых, прав­да, как пишут, было немно­го — все­го пара человек.

Таким обра­зом, в целом всё про­шло мир­но, и народ­ные гуля­ния на 4 нояб­ря ста­ли тра­ди­ци­ей. А любая тра­ди­ция тре­бу­ет осмыс­ле­ния — в том чис­ле сред­ства­ми коме­дии и мас­со­вой культуры.

В 2008 году коман­да КВН исто­ри­че­ско­го факуль­те­та Яро­слав­ско­го Госу­дар­ствен­но­го Уни­вер­си­те­та «DasISTfak‘t» пока­за­ла в фина­ле Рязан­ской лиги скетч о кон­цер­те ко Дню народ­но­го един­ства. По сюже­ту орга­ни­за­тор кон­цер­та про­сит Нико­лая Рас­тор­гу­е­ва после выступ­ле­ния ска­зать что-нибудь о люб­ви к Рос­сии. Лидер «Любэ» отка­зы­ва­ет­ся, моти­ви­руя это тем, что ауди­то­рия его не услышит:

«Там вся пло­щадь — „Наши“, „Моло­дая гвар­дия“, „Мест­ные“. Им же напле­вать, что я ска­жу. Они сто­ят, фла­га­ми машут, гла­за стек­лян­ные, семе­на им кинь — они кле­вать будут».

Даль­ше Рас­тор­гу­ев бесе­ду­ет с участ­ни­цей митин­га — школь­ни­цей, кото­рая не ходит на учё­бу, пото­му что митин­ги каж­дый день, зато любит Рос­сию. Артист возмущается:

«Устро­и­ли из нор­маль­но­го Дня народ­но­го един­ства какой-то непо­нят­ный псев­до­пат­ри­о­тич­ный шабаш».

Видео сцен­ки при­об­ре­ло опре­де­лён­ную попу­ляр­ность в сети. Мно­гие обра­ти­ли вни­ма­ние, что, когда в 2009 году «DasISTfak‘t» пока­за­ли этот же скетч на Пер­вом кана­ле в рам­ках Пре­мьер-лиги КВН, он стал суще­ствен­но коро­че. В част­но­сти, исчез­ли назва­ния моло­дёж­ных орга­ни­за­ций (теперь про­сто «груп­па под­рост­ков») и упо­ми­на­ние само­го Дня народ­но­го единства.

Конеч­но, необя­за­тель­но участ­во­вать в народ­ных гуля­ни­ях и кон­цер­тах — мож­но про­ве­сти вре­мя дома, за празд­нич­ным сто­лом. В выпус­ке от 6 нояб­ря 2010 года попу­ляр­ной в нуле­вые пуб­ли­ци­сти­че­ско-юмо­ри­сти­че­ской про­грам­мы «Про­жек­тор­пе­ри­схи­л­тон» это попро­бо­ва­ли сде­лать её веду­щие и при­гла­шён­ные гости.

Застоль­ная бесе­да ожи­да­е­мо све­лась тому, как надо отме­чать празд­ник. И, так­же ожи­да­е­мо, к чему-то кон­струк­тив­но­му прий­ти не уда­лось — в луч­шем слу­чае полу­ча­лось об этом пошу­тить, в худ­шем про­ис­хо­ди­ло зашу­чи­ва­ние темы и посте­пен­ный уход от неё в весе­лье ради весе­лья — всё тот же выход­ной ради выходного:

— Надо дарить что-то, что бы объ­еди­ня­ло людей…

— Клей, наруч­ни­ки? Скотч можно. <…>

— Нас может объ­еди­нить любовь друг к другу…

— И баня. <…>

— Оче­редь, напри­мер, объ­еди­ня­ет людей.

— А оче­редь в баню?

— А оче­редь в баню — это вооб­ще вершина.

Сего­дня этот выпуск кажет­ся инте­рес­ным слеп­ком вре­ме­ни, собрав­шим неко­то­рые его важ­ные при­ме­ты. Полу­ча­ет­ся, уже в 2010 году вопрос «как отме­чать День народ­но­го един­ства?» был чем-то вро­де рито­ри­че­ско­го застоль­но­го софиз­ма, кото­рый обя­за­тель­но озву­чить, но подо­брать к нему уни­вер­саль­ный ответ — и невоз­мож­но и, в общем-то, не очень нужно.


Надо помнить историю, а единение — это важно

В 2015 году, во вре­мя выступ­ле­ния на фору­ме «Сооб­ще­ство», Вла­ди­мир Путин поде­лил­ся с собрав­ши­ми­ся, что, когда празд­ник толь­ко появил­ся, он тоже не пони­мал, зачем он нужен. Но потом осо­знал — для того, напри­мер, что­бы оста­но­вить­ся и подумать:

«…мно­гие в нашей стране, когда этот празд­ник вос­со­зда­ва­ли, и я в том чис­ле, тогда думал: „Это ещё что такое, это зачем? Что у нас, празд­ни­ков мало, что ли?“ <…> Теперь я отчёт­ли­во осо­знаю и пре­крас­но пони­маю, что такой празд­ник нам нужен. Пото­му что очень важ­но <…> оста­но­вить­ся раз в году, вспом­нить, что и когда с нами было, что и когда с нами про­ис­хо­ди­ло, что свя­за­но с наши­ми побе­да­ми и три­ум­фа­ми, а что с пора­же­ни­я­ми и трагедиями».

Раз­ви­вая свою мысль, Путин под­вёл к тому, что, чем боль­ше еди­не­ния, тем боль­ше побед, и что в осно­ве всех дея­ний долж­на лежать любовь к Родине. Таким обра­зом пре­зи­дент соста­вил фор­му­лу успе­ха: зна­ние исто­рии + един­ство + пат­ри­о­тизм = хоро­шо для Рос­сии. Понят­но, что, если хотя бы одно сла­га­е­мое убрать — урав­не­ние не полу­чит­ся. И есте­ствен­но, что внед­ре­ние этих сла­га­е­мых в мас­сы луч­ше все­го начи­нать с молодёжи.

Ко Дню народ­но­го един­ства 2016 года про­грам­ма «Вечер­ний Ургант» под­го­то­ви­ла экс­пе­ри­мент — спро­си­ли у школь­ни­ков об исто­рии празд­ни­ка. Отве­ты пред­ска­зу­е­мо вышли экстравагантными.

— Что это такое за праздник?

— Это когда все горо­да Рос­сии объ­еди­ни­лись и отво­е­ва­ли зем­лю от польцев.

— Горо­да­ми кто-то руко­во­дил? Были герои это­го праздника?

— Были. Михал­ков. И ещё какой-то… По-мое­му, Саша.

— Они участ­во­ва­ли в войне, что­бы спа­сти Моск­ву от африканцев.

— А в каком году афри­кан­цы напа­да­ли на Москву?

— В 2005 году.

Ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что млад­шие школь­ни­ки не могут тол­ком рас­ска­зать о Сму­те — ведь её изу­ча­ют в сред­ней шко­ле. Судя по все­му, дело было так: ребя­там дали инфор­ма­цию, они её зазуб­ри­ли и пере­ска­зы­ва­ют на каме­ру. Но даты и фак­ты для детей не напол­не­ны содер­жа­ни­ем — они не осмыс­ле­ны, а зауче­ны, как тарабарщина.

Полу­ча­ет­ся, пре­сло­ву­тое «моло­дёжь не зна­ет исто­рию» — это не сама про­бле­ма, а след­ствие того, что с дет­ства научи­ли зуб­рить, а не раз­мыш­лять. Не имея пред­став­ле­ния о том, кто такие поля­ки, лег­ко пре­вра­тить их в афри­кан­цев — какая раз­ни­ца, глав­ное, что не наши, а чужа­ки из-за границы.

Даль­ше — про единство:

— Что ска­за­ли Минин и Пожар­ский, что­бы объ­еди­нить всех?

— Граж­дане стра­ны, на нас напа­ли поля­ки, давай­те все объ­еди­ним­ся и созда­дим боль­шой полк, — на ходу импро­ви­зи­ру­ет маль­чу­ган нечто, напо­ми­на­ю­щее объ­яв­ле­ние на вокзале.

Каков вопрос — таков ответ. Разу­ме­ет­ся, без при­зы­вов не обой­тись, но сам по себе лозунг «надо быть еди­ным наро­дом» ниче­го не несёт. Что зна­чит надо? А как это­го добить­ся? Вряд ли веду­щий сам смог бы здесь отве­тить луч­ше ребён­ка. Начи­нать нуж­но не с того, что­бы запом­нить набор слов «объ­еди­ни­лись и побе­ди­ли», а с раз­мыш­ле­ний о том, что такое един­ство и как его достичь.

В общем, сто­ит поча­ще вспо­ми­нать хоро­ший совет пре­зи­ден­та про оста­но­вить­ся и поду­мать. Инфор­ма­ция без её осмыс­ле­ния не поз­во­ля­ет моз­гу её при­ме­нять. А зна­чит — не име­ет значения.


Можно делать необычные заявления и наряжаться патриотично

День народ­но­го един­ства 2018 года герон­то­лог Игнат Пен­кин выбрал для того, что­бы встре­тить­ся с жур­на­ли­ста­ми и при­звать к еди­не­нию для отка­за от пен­си­он­ных накоплений:

«Я как учё­ный-герон­то­лог ответ­ствен­но заяв­ляю: пен­сия для наро­да не нуж­на. Более того, она опас­на и вред­на. Для чело­ве­ка, кото­рый при­вык к дея­тель­но­сти пен­сия явля­ет­ся насто­я­щим стрес­сом. Он начи­на­ет болеть, дегра­ди­ро­вать, его жизнь ста­но­вит­ся коро­че. Поэто­му сего­дня, в День народ­но­го един­ства, я пред­ла­гаю всем нам объ­еди­нить­ся и отка­зать­ся от пен­сии раз и навсе­гда, что­бы жить дол­го и счастливо».

Прав­да, Игнат Пен­кин — не насто­я­щий учё­ный, а пер­со­наж эпи­зо­да «День народ­но­го един­ства» из сери­а­ла «След». Тем не менее, исполь­зо­вать празд­нич­ный день для того, что­бы тебя услы­ша­ли — хоро­шая идея. Но нуж­но быть гото­вым к ответ­ствен­но­сти за свои сло­ва: сра­зу после скан­даль­но­го выступ­ле­ния Пен­ки­на в поли­цию позво­нил ано­ним и сооб­щил, что герон­то­лог будет убит.

Види­мо, без­опас­нее не гово­рить, а петь, заод­но одев­шись по-празд­нич­но­му. В том же 2018 году орга­ни­за­ция «Пат­ри­от­ки РФ» выпу­сти­ла ко Дню народ­но­го един­ства музы­каль­ный клип. В нём три девуш­ки в обле­га­ю­щих пла­тьях — белом, синем и крас­ном — гуля­ют по Москве, водят хоро­во­ды с про­хо­жи­ми и соби­ра­ют их на Крас­ной пло­ща­ди, застав­ляя под­пе­вать пат­ри­о­ти­че­ской песне:

«Вме­сте мы раз­ви­ва­ем­ся, вме­сте мы под­ни­ма­ем­ся, вме­сте мы прав­да, вме­сте мы сила, вме­сте мы семья. Вме­сте нам не страш­ны вра­ги, вме­сте нас Бог убе­ре­ги, наше един­ство — гор­дость Рос­сии, вме­сте ты и я».

В интер­вью «Огонь­ку» (№ 18 от 18 апре­ля 2016 года) «Пат­ри­от­ки» рас­ска­за­ли о сво­их боль­ших пла­нах на медиа, в част­но­сти, о реа­ли­ти-шоу «Пере­до­вой отряд пат­ри­о­ток», и пона­де­я­лись, что ско­ро их позо­вут на Пер­вый канал. Пока ждут.


Он подходит, чтобы баюкать малышей

Уди­ви­тель­но, но День народ­но­го един­ства настоль­ко уни­вер­саль­ный празд­ник, что даже помо­га­ет поско­рее уснуть. По край­ней мере, так реши­ли созда­те­ли про­грам­мы «Спо­кой­ной ночи, малы­ши», в 2015 году сде­лав выпуск, посвя­щён­ный 4 нояб­ря. Мишут­ка и Кар­ку­ша бод­ро шпа­рят, под­гля­ды­вая в учеб­ник, не забы­вая ком­мен­ти­ро­вать про­чи­тан­ное эмо­ци­о­наль­ны­ми вздохами:

— Вста­вай, Колом­на, вста­вай, Костро­ма, вста­вай, Яро­славль. Я, Кузь­ма Минин, житель Ниж­не­го Нов­го­ро­да, при­зы­ваю вас, горо­да рус­ские, встать на защи­ту Роди­ны сво­ей всем миром. Ооооо!

— А тебя, вое­во­да Дмит­рий Пожар­ский, про­сим: встань во гла­ве вой­ска народ­но­го, защи­ти Москву.

— Во, как написано!

— Дааааа!

Неза­мет­но к зве­руш­кам под­кра­ды­ва­ет­ся певец Дмит­рий Мали­ков и про­дол­жа­ет рас­сказ, но уже по памя­ти. «Вы это зна­е­те?» — удив­ля­ет­ся Мишут­ка. «Конеч­но, нуж­но же знать свою исто­рию» — как ни в чём не быва­ло объ­яс­ня­ет Маликов.

Сле­ду­ю­щие пару минут ухо­дят на то, что­бы обсу­дить памят­ник Мини­ну и Пожар­ско­му, день­ги на кото­рый соби­ра­ли «всем миром». Затем мульт­фильм, поче­му-то «Фик­си­ки — серия о том, как писать сек­рет­ные пись­ма неви­ди­мы­ми чер­ни­ла­ми. Может быть, наме­ка­ли на то, что народ­ное един­ство — это тоже такая вещь, о кото­рой чужим нель­зя рас­ска­зы­вать, а толь­ко своим?


Жизнь без праздничной пустоты не нужна

О сакраль­ной роли празд­ни­ков как тако­вых напи­са­но и ска­за­но нема­ло. В ста­тье «Празд­ник» из энцик­ло­пе­дии «Мифы наро­дов мира» изда­тель­ства «Совет­ская энцик­ло­пе­дия» фило­лог Вик­тор Топо­ров отме­ча­ет важ­ность пусто­ты, «порож­не­сти» (отсю­да и сло­во «празд­ник») дней, не заня­тых дела­ми. Чело­век погру­жа­ет­ся в состо­я­ние, «когда вре­мя оста­нав­ли­ва­ет­ся, когда его нет» — здесь вновь мож­но вспом­нить пре­зи­дент­ский наказ делать оста­нов­ки для размышлений.

Широ­ко извест­на разо­шед­ша­я­ся на мемы цита­та Его­ра Лето­ва о празд­ни­ках из интер­вью после кон­цер­та груп­пы «Граж­дан­ская Обо­ро­на» в клу­бе «Б1» 26 мая 2007 года. По сооб­ра­же­ни­ям офи­ци­аль­ной мора­ли мы не можем при­кре­пить здесь ссыл­ку на видео, зато можем при­ве­сти рас­ши­рен­ный вари­ант цита­ты, «запи­кав» опас­ные места квад­рат­ны­ми скобками:

«…ради чего люди идут на смерть, поче­му они пры­га­ют с пара­шю­том, поче­му они идут в наём­ные сол­да­ты, в экс­тре­маль­ные точ­ки едут и так далее. Ради опре­де­лён­но­го празд­ни­ка. Ради празд­ни­ка с боль­шой бук­вы, экс­тре­маль­но-экзи­стен­ци­аль­но­го како­го-то, мисти­че­ско­го празд­ни­ка. Пото­му что, если празд­ни­ка нет, эта жизнь [нафиг] не нужна».

Сто­ит ли при­чис­лять День народ­но­го един­ства к обла­сти экзи­стен­ци­аль­но­го — вопрос откры­тый. Но даже если нель­зя, но хочет­ся, в ваших силах про­ве­сти 4 нояб­ря в инте­ре­су­ю­щем вас духе. В кон­це кон­цов, если день в кален­да­ре есть, надо же что-нибудь с ним делать.


Читай­те так­же «Судь­бы пер­во­го поко­ле­ния пост­со­вет­ских пре­зи­ден­тов».

Поделиться

С ноябрьскими праздниками у многих из нас в голове сплошная путаница. Что вполне объяснимо: десятилетиями народ ходил на парады 7 ноября. Потом День Октябрьской революции сделали просто памятной датой и переименовали в День примирения и согласия. А потом в России ввели еще один праздник — День народного единства. Он отмечается 4 ноября, в 2023 году считается нерабочим днем, и именно о нем пойдет речь ниже.

Что мы отмечаем в День народного единства 2023

Попытки сделать этот день праздничным предпринимались еще в 1649 году. Почти пятьсот лет назад! Тогда царь Алексей Михайлович объявил 22 октября (4 ноября по новому стилю) — День Казанской иконы Божией Матери — государственным праздником. В народе жила уверенность, что победа в 1612 году (о ней расскажем ниже) была одержана именно благодаря этой иконе.

Однако после революции 1917 года традиция отмечать праздник пресеклась.

И только в декабре 2004 года Госдума приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства. Государственный выходной день с 7-го ноября перенесли на 4-е.

История праздника День народного единства

Все началось со смутных лет начала XVII века. После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Но потомков он не оставил, и династия Рюриковичей прервалась.

Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Федора. В народе стали поговаривать, что он, может быть, вовсе и не умер… С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время: то тут, то там стали появляться «лжедмитрии», претендующие на престол, а также их противники и обличители.

На русском престоле началась настоящая чехарда. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. Вместе с ними пришли польские захватчики.

Страна и народ были измучены до крайности. Многие всерьез поговаривали об окончательном падении московского царства. Но патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. В стране возникло ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Им удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России (то самое народное единство, которое мы отмечаем 4 ноября).

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери ополченцы 22 октября взяли штурмом Китай-город и изгнали поляков из Москвы. После этого Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положившего начало трехсотлетнему правлению династии Романовых в России.

Традиции и мероприятия в День народного единства

В 2005 году в Нижнем Новгороде был открыт памятник Минину и Пожарскому. Эта скульптурная группа является уменьшенной копией такого же памятника, что расположен и на Красной площади в Москве. С тех пор все основные мероприятия в День народного единства проходят у двух этих памятников.

Кроме того, во многих городах России в этот день проводятся праздничные концерты, представления, благотворительные акции, спортивные мероприятия, шествия и митинги, организованные различными политическими партиями и общественными движениями.

Это самый молодой и самый старый государственный праздник России — парадокс, о котором мы редко задумываемся. В этом году День народного единства отмечается в пятнадцатый раз. Но впервые этот праздник был учрежден ровно 370 лет назад — указом царя Алексея Михайловича. «Известия» вспоминают об истории Дня народного единства.

Что же произошло в этот день? У многих сегодня весьма смутные представления о смысле праздника. Понятно, что речь идет о борьбе за независимость России, о победе над польскими интервентами в 1612 году, об освобождении Москвы. Не забыты главные герои этой исторической драмы — князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин и патриарх Гермоген, их идейный лидер, скончавшийся в польских застенках в феврале 1612 года.

минин пожарский памятник москва

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Автор цитаты

«Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!» — писал о них Виссарион Белинский.

Иногда можно встретить формулировку: «4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов». Это не вполне точно. Освобождение Белокаменной затянулось на несколько дней. Польский гарнизон, засевший в Кремле, капитулировал лишь спустя сутки. Впрочем, события 400-летней давности обросли легендами. И главная отправная точка праздника — День чудотворной Казанской иконы, который церковь по новому стилю отмечает именно 4 ноября.

История Казанской иконы

Изложим события в соответствии с церковной традицией. Обретение иконы связывают с событиями 1579 года. Казань пострадала от невиданного пожара. Дочери купца Онучина, чья усадьба сгорела дотла, во сне явилась Пречистая и открыла, что под руинами их дома скрывается ее чудотворный образ, глубоко зарытый в землю. Сон повторился трижды. После таких знамений икону стали искать и, по законам жанра, нашли. На пепелище, на месте явления иконы, построили монастырь, первой монахиней которого стала та самая купеческая дочь Матрона. С тех пор праздник явления Казанской иконы Божией Матери отмечается 8 (21) июля.

У этого летнего праздника, несомненно, тоже имелось политическое значение. Казань к тому времени совсем недавно стала русской и православной. Крупный город, важный форпост царства… Появление чудотворной иконы закрепляло этот город в «русском мире». Список иконы послали самому царю Ивану Грозному.

икона казанская казань церковь священник

Крестный ход в честь 440-летия со дня явления Казанской иконы Богородицы в Казани, 21 июля 2019 года

Фото: ТАСС/Егор Алеев

А потом, во время интервенции, в своих патриотических воззваниях патриарх Гермоген, придававший особое значение Казанской иконе, призывал сражаться «за Пречистой дом, и за чудотворцев, и за веру». Центром сопротивления стал Троице-Сергиев монастырь, выдержавший многомесячную осаду. Там ухаживали за ранеными, оттуда во все крупные русские города шли грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, призывавшие к борьбе «за Русь и за веру». Да и Романовы своим возвышением во многом обязаны будущему патриарху Филарету (по рождению — боярину Федору Никитичу Романову). В те годы он пребывал в польском плену, но в борьбе за московский престол фаворитом стал его сын — мало чем примечательный юноша Михаил. Его избрали на царство во многом из уважения к отцу — выдающемуся царедворцу и церковному деятелю, который прошел огонь, воду и медные трубы. В годы смуты он вел себя не безукоризненно: метался, шел на сближение с «тушинским вором», искал компромиссов с поляками. Но все-таки, будучи архиереем, остался одним из самых уважаемых политиков страны. А царь Алексей Михайлович гордился тем, что его родным дедом был предстоятель церкви. Этот факт повышал престиж власти в государстве, объявленном Третьим Римом.

Смиренный победитель

Список Казанской иконы имелся и у князя Дмитрия Пожарского. С ней войска подошли к стенам захваченной Москвы. Подвиг Пожарского в 1612–1613 гг. поражает не столько воинской доблестью, сколько смирением. Князь был военным вождем второго — победного — народного ополчения. Его вклад в освобождение Москвы от поляков, литовцев и их приспешников оказался решающим — и это признавали даже недруги.

Но после триумфальной победы он отстранился от борьбы за власть, хотя его имя звучало в длинном перечне претендентов на престол. Изначально Пожарский не поддерживал кандидатуру юного Михаила Романова, но впоследствии служил ему верно, занимая важные, но вовсе не «диктаторские» посты. Да и к чрезмерному богатству не стремился. Эти качества добавили блеска к посмертной славе князя. И первый скульптурный памятник Москвы, как известно, воспевает именно Пожарского и Минина.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Все победы русского воинства в 1612 году связывали с мистической помощью Пречистой. Именно Пожарский предложил ежегодно отмечать 22 октября (разумеется, по старому стилю) День московского явления Казанской, помогавшей русским воинам одолеть врага и освободить столицу. Именно Пожарский — через несколько лет после победы — построил на Красной площади первый деревянный храм во имя Казанской иконы. Построил в память о своей великой победе. Там хранился тот самый список иконы, который, как верили ополченцы, принес им победу в 1612-м. Через несколько лет на месте деревянной церкви воздвигли каменный собор, который своей праздничной архитектурой напоминал о тех временах, когда после побед над поляками на Красной площади на молитву собиралась вся Москва.

Мечта о единстве

Первые Романовы не жалели времени на паломнические путешествия по Руси. Привечали монастырские обители, расположенные в окрестностях Белокаменной, и дальние святыни — на Соловках и в окрестностях Вологды. Но, конечно, не стоит думать, что на богомолье они забывали обо всем, кроме молитвы. Там обсуждались государственные дела, там выдвигались на первый план или попадали в опалу бояре и воеводы. Царский церемониал почти сливался с церковным. И церковным праздникам самодержцы старались придать патриотический оттенок.

Царь Алексей Михайлович понимал, что династии необходима героическая легенда, и обратился ко временам юности своего отца, когда в Белокаменной шли бои. Поводом к учреждению нового церковного — а по сути и в большей степени государственного — праздника стало рождение у царя первенца, сына, нареченного Димитрием. К тому времени Романовы правили уже около 36 лет. Алексей прочно сидел на троне, все считали его законным, «природным» царем. В память об освобождении Москвы и о воцарении первого Романова Алексей Михайлович повелел «во всех городах по вся годы» отмечать праздник Казанской иконы 22 октября. В этот день в 1612 году ополченцы князя Дмитрия Пожарского разбили поляков в решающем сражении за Китай-город и начали переговоры о капитуляции с гарнизоном, засевшим в Кремле.

Опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» на сцене Государственного академического Большого театра России, 1999 год

Опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» на сцене Государственного академического Большого театра России, 1999 год

Фото: ТАСС/Александр Косинец

В начале XIX века сюжет одоления смуты считался государствообразующим. А смысл этого праздника и тогда был в торжестве династии Романовых, в победе и возрождении Государства Российского. Символично, что в числе спасителей страны в этом сюжете отмечены представители разных слоев общества. И титулованная аристократия, и купечество, и казаки, и крестьяне… Знаковым стал подвиг Ивана Сусанина. И неслучайно первая классическая русская опера посвящена именно ему. Про такие истории говорят: «Если бы этого сюжета не было — его следовало бы придумать». Мужик, крестьянин, спасающий будущего царя и гибнущий во имя монархической идеи, — что может быть символичнее? Насколько достоверна эта история — неизвестно. Крестьянин села Домнина Иван Сусанин спрятал Михаила Романова на своем дворе, не выдал его полякам, искавшим юного боярина, которого уже прочили в цари московские. Вряд ли он всерьез представлял, что спасает будущего самодержца и основателя великой династии. Но схоронил его в собственном дворе и увел польско-литовский отряд подальше от Ипатьевского монастыря, за что, по-видимому, и был убит.

О Минине, Пожарском и Гермогене тоже слагались стихи, поэмы, создавались театральные зрелища. Скажем, Нестор Кукольник в 1840 году написал драму «Рука Всевышнего Отечество спасла», в прологе которой Минин молился:

Автор цитаты

«Я весь горю спасти святую Русь,

От нечестивого избавить ляха…»

Эта пьеса стала художественной иллюстрацией к знаменитой «триаде» министра народного просвещения Сергея Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Молитва дает силу гражданам — и они защищают Отечество и обретают царя. На одном из премьерных представлений пьесы в Александринском театре побывал Николай I. Драма произвела на него благоприятное впечатление: император изволил аплодировать, после чего автор был приглашен в Зимний дворец. Для Николая Павловича, как и для всех Романовых, сюжет первоначального воцарения династии был основой мировоззрения.

Но к тому времени открытый, демонстративный патриотизм уже не вызывал сочувствия ни в аристократических, ни в литературных кругах. Кукольник не снискал успеха среди интеллигенции: просвещенной публике хотелось чего-то более дерзновенного… Высокопарные слова о миссии правящей династии набили оскомину, в моду вошло вольнодумство. Так постепенно патриотический заряд ноябрьского праздника в Российской империи сошел на нет. Его попытались возродить по случаю 300-летия дома Романовых. Учитывая, что за семь лет до этого Россию потрясли революционные события 1905 года, власть попыталась взять реванш у радикалов, всколыхнув воспоминания о героических месяцах преодоления смуты, когда, по официальной версии, ничто не разделяло барина и мужика… Единство! Об этой грани праздника вспомнили в начале ХХI века, когда Россия преодолела новую смуту и нуждалась в исторических маяках.

Праздник выученных уроков

Для нас важны дни побед и великих свершений, но этот день — еще и праздник выученных уроков русской истории, единственный в своем роде. В нашей летописи есть несколько ключевых эпизодов, поразительно схожих по фабуле. Смута, нестроения, ослабление государства, бессмысленное кровопролитие — и, наконец, созревает объединяющая идея. Народная воля сливается с волей полководца или монарха — и возникает крепкий сплав. Государство возрождается и даже становится сильнее.

В России в наше время многие — быть может, как никогда — интересуются историей. Конечно, в большей степени легендами, чем академическими исследованиями, но это вполне естественно. В прошлом мы находим опору для сегодняшнего и завтрашнего дня.

гермоген патриарх москва кремль памятник

Памятник патриарху Гермогену в Александровском саду в Москве

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В последние годы неподалеку от Красной площади — в Александровском саду — появился и памятник патриарху Гермогену — знак того, что сюжет преодоления смуты стал особенно актуален для России в начале XXI века. Аналогий не избежать. В 1990-е мы пережили свое смутное время, и вышли из него не без потерь, но и с осознанием исторических уроков. Стало ясно, насколько это тяжелый процесс — возрождение после кризиса. Мы стали чуть лучше понимать героев, которые вытянули эту ношу в начале XVII века.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Старуха шапокляк сценарий праздника
  • Статья про праздник день мамы
  • Старинные русские народные праздники рисунки
  • Старуха дверь закрой сценарий
  • Статья про праздник 9 мая