Степени церковных праздников

Христианские праздники – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Какие бывают церковные праздники, когда они отмечаются и объяснение их смысла.
  • Схема: Церковные праздники
  • Церковные праздники 2023
  • Двунадесятые Господские Праздники и Пасха
  • Праздники Рождественского цикла
  • Тропари двунадесятых праздников

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

***

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. 

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

***

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение.  В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

***

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ


Значение церковных праздников

Церковные праздники — являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать <не я уже живу, но живет во мне Христос>, имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, — научают нас как правильно веровать и как должно любить Бога.

Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве объединяя во едино прошлую историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, — из кающихся, спасающихся и достигающих святости. Вот как пишет о церковных праздниках великий сербский богослов преп. Иустин (Попович) (+1978):

<Вся жизнь Церкви — это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви — это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. ?, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние — святым следующего дня и т. д., круглый год без конца.

Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения. Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом — всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее — прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское.

В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» (Еф. 3,18) в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение — Рождество, Воскресение — Пасха, вера — праздники святых мучеников, — и все остальные святые добродетели — праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в «Теле Христовом», Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: «Я есмь Истина и Жизнь» (Ин. 14. 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3,20; Кол. 3,3)> (Православная Церковь и экуменизм. Ч.1. гл. 8).

Поминовение святых в праздничные и непраздничные дни

В строгом смысле церковными праздниками называются те дни, по которым в церковном <Уставе> полагается особо торжественная служба, отличающаяся от типовой повседневной службы. Основные отличия праздников от непраздничных служб бывают по составу вечерни и утрени.

В остальные дни, праздниками не называемые, поминаемые в этот день святые, почитаются пением особых песнопений — тропарей восхваляющих святых, и чтением на утрене канона (особого, сложного по составу и поэтической форме песнопения), посвященного святому, а также поминовением святого на отпусте в конце богослужения.

Типы праздников

Разделение церковных праздников по их предмету. По предмету, в честь которого они установлены, праздники, разделяются на

а). Господни — посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рожество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитаниюЧестного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.),

б) Богородичны — посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресв. Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы).

в). Святых — посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Гражданские праздники. Помимо этих церковных праздников Святая Церковь издревле праздновала и праздники гражданские, связанные с особыми событиями в жизни христианского государства и общества — это начало индикта 1 (14) сентября и новолетие — 1 (14) января, <обновление Царяграда> посвященное установлению Св. Равноапостольным Константином новой столицы Римской Империи — Нового Рима, Константинополя, ставшего центром Христианского Царства. Пока существовала в России христианская монархия Церковью праздновались дни царские, посвященные молитве за Царей и членов царствующего дома — восшествие на престол, помазание на царство, день рождения и тезоимениства. Теперь, когда, по грехам нашим, царство было от нас отнято, царские дни не празднуются, а новолетие, после введения большевиками нового календаря (вообще создавшего крупную путаницу в соотнесении дней гражданских и церковных), утратило свой общественный смысл.

Общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники — в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Так, например, в храмах <Воскресения Словущего>, посвященных празднику Обновления Храма Воcкресения Господня в Иерусалиме Св. Равноап. Константином в 335 г., на этот праздник (13 сентября) по обычаю совершается Пасхальная Служба.

Подвижные и неподвижные праздники. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22-м марта и 25-м апреля.

Степени церковных праздников

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники

В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге.

а). Наивысший разряд этих праздников составляет <праздников праздник> Святая Пасха, — имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.

б). За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми:

Рождество Богородицы — 8-е сентября,

Введение во храм — 21-е ноября,

Благовещение — 25-е марта,

Рождество Христово — 25-е декабря,

Сретение Господне — 2-е февраля,

Крещение (Богоявление) — 6-е января,

Преображение — 6-е августа,

Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) — за неделю до Пасхи,

Вознесение — в 40-й день по Пасхе,

Пятидесятница (Троицын день) — в 50-й день по Пасхе,

Успение Божией Матери — 15-е августа и

Воздвижение животворящего Креста Господня — 14-е сентября.

Эти праздники изображают историю нашего спасения от Рождества Пресвятой Богородицы, жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, заканчивая Вознесением Христовым, Успением — Пресвятой Богородицы — первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминанием нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. Равноап. Константина, Животворящего Креста Господня — чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, — переход великого множество людей, включая самих могущественнейших римских Императоров, под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу. От начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.

в). Затем следуют праздники великие не двунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи — 24-е июня, св. апп. Петра и Павла — 29-е июня и Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29-е августа; знаком великого праздника в Уставе отмечены также: Покров Пресвятой Богородицы — 1-е октября и Обрезание — 1-е января.

О великих праздниках в Типиконе (47-я глава) сказано: <имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу>.

Особенности празднования великих праздников


В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече — еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь <Крест начертав Моисей>, с 21 ноября в храмах поется <Христос Раждается — славите>.

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и пес-нопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь насту-пающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Хри-стова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника. Число дней попразднства (их нет у Входа Господня, у Покрова и Об-резания) бывает неодинаково — от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение — 1 день, (а от субботы Лазаревой — нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня — 7 дней, Сретение — неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение — 8 дней, Успение Божией Матери — 9 дней, недвунадесятые великие праздники — 1 день.

Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.

Средние праздники

а) Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и ве-ликие праздники, всенощное бдение. Этих праздников в уставе церковном указывается немного:

26-е сентября и 8-е мая — Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;

13-е ноября — Св. Иоанна Златоуста;

6-е декабря — Св. Николая Мирликийского Чудотворца;

2 января — Преп. Серафима Саровского;

30 января — Трех Святителей и Вселенских Учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;

23-е апреля св. Великомученика Георгия

и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается, канон Богородице на утрени. В <Уставе> (Типиконе) об этих праздниках сказано: <имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по уставу>.

б) Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга. Это такие праздники как: Положение Ризы Господней (10 июля); Владимирской иконы Богоматери (21 мая); Св. Порока Илиии (20 июля); Св. Равноапостольных Константна и Елены (21 мая); Св. Василия Великого (1 января). На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей (см. ниже) и читается Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, называются святыми с полиелеем.

Малые праздники

а) Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются святыми со славословием, потому что в эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается.

б) Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине.

Особенности праздничных богослужений

По мере возрастания торжественности праздников увеличивается продолжительность и торжественность совершаемого богослужения на вечерне и утрене.

В малые праздники второго вида на вечерне пение стихир на <Господи воззвах к Тебе>разделяется на 6 песнопений (Пение на <Господи воззвах> — пение особых песнопений — стихир, предваряемое стихами из 140, 141, 139 и 116 псалмов. Подробнее об этой части богослужения мы поговорим когда пойдет речь о вечерне), а на утрени каждая песнь канона на 6 песнопений.

В на вечерне пение стихир на разделяется на 6 песнопений (Пение на <Господи воззвах> — пение особых песнопений — стихир, предваряемое стихами из 140, 141, 139 и 116 псалмов. Подробнее об этой части богослужения мы поговорим когда пойдет речь о вечерне), а на утрени каждая песнь на 6 песнопений.

В малые праздники первого вида <Великое славословие> (<Слава в вышних Богу>) не читается, а поется.

В средние праздники второго вида пение канона умножается на 8 песнопений, а к службе утрени прибавляется полиелей. Слово полиелей в переводе с греческого означает <многомилостиво>, поскольку на полиелей произносятся 134 и 135 псалмы, прославляющим Милость Божию к народу Израильскому и повторяются многократно слова: <Яко благ, яко в век милость его>.

В средние праздники первого вида совершается торжественное всенощное бдение — соединение вечерни и утрени. При этом на вечерни пение на <Господи воззвах>разделяется на 8 песен, а также совершается лития и благословение хлебов, а на утрени совершается помазание благословенным елеем, а песнь канона разделяется на 15 песнопений.

Лития — всенародное усерднейшее моление, сопровождаемое многократным повторением: <Господи помилуй>. Для совершения ее принято духовенству и народу выходить в притвор храма ли из храма. Совершать литию в праздники постановлено потому, что они напоминают об особых благодеяниях Божиих и побуждают нас умолять Господа и святых об избавлении нас от зол и продолжении милостей небесных. После литии бываетблагословение хлебов, пшеницы, вина и елея — потребных нам для нашей жизни и принадлежащих к церковным священнодействиям. Церковь молится об умножении этих благ во <граде сем> и <веси сей>. Происхождение этого благословения идет с тех времен, когда совершаемое в церквах бдение действительно совершалось всю ночь и верующие оставались без вечерней трапезы — благословенные хлебы и вино подавались им для подкрепления сил. По целовании Евангелия или иконы бывает помазание верующихблагословенным елеем — этот обряд символизирует милость Божию и вспоминаемых в праздник святых.

В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, в эти дни торжеству праздника посвящается вся служба, не содержащая каких-либо иных прибавлений. В великие дванадесятые праздники каждая песнь утреннего канона содержит 17 или 18, а на пасху 19 песнопений и большая часть службы не читается, а поется.

В великие праздники церковь украшается особыми светлыми покровами и богослужение совершается при полном освещении, кроме того — в воскресные дни и великие праздники на богослужении не принято преклонять колен.

Дорогие родители, хотите, чтобы ваши дети заботились о вас в старости — научите их заботиться о братьях наших меньших. Милые, забавные, приученные к лотку котята ждут вас в часовне Арсения Троицкого (Храм 40 Севастийских мучеников, что на Волге в г.Конаково).
Спешите делать добро! Телефон 8 909 266 81 41

Обычаи и традиции русского народа неразрывно связаны с календарем и с церковными праздниками. Знаменитая русская пословица гласит: «У Бога что день, то и праздник». В самом деле, в православном календаре праздников имеется множество памятных, знаменательных дней. 

Икона Воскресение Христово со Страстным циклом и годовой минеей

Икона Воскресение Христово со Страстным циклом и годовой минеей

В старообрядческой церкви каждый день совершается память прославленных Церковью святых. Все церковные праздники — это почитание Высших и бесплотных сил. Многие церковные праздники посвящены особым событиям, воспоминаниям библейской истории, явлению чудотворных икон, святым ветхозаветным и новозаветным.

Какие бывают православные праздники

Во все праздники Устав предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников по степени торжественности совершения их богослужений, что фиксируется особыми знаками праздников месяцеслова. Первое свидетельство такой практики приводит в конце XI в. преподобный Никон Черногорец. Он описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых. По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха — самый главный праздник, в каноне праздника Пасха называется «праздник праздником и торжество торжеством». Затем следуют Великие праздники (включают в себя 12 двунадесятых и недвунадесятые), за ними средние и малые. Торжество Воскресения Христова вспоминается также в каждый воскресный день (неделю).

Двунадесятые и великие праздники в святцах обозначены красным крестом в кругу, средние — красным крестом без круга, малые же — тремя точками в полукружии. В кон. XIX в. появилась новая система окозрительных знаков праздников месяцеслова, фиксируемая, например, в ходовом на сегодняшний день «Ключе к церковному уставу» Н. С. Сырникова и других старообрядческих и единоверческих изданиях и рукописях.

Все церковные праздники распределены внутри двух годовых циклов — неподвижного (минейного) и подвижного (триодного). Торжества неподвижного цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n — 13 дней). Праздники подвижного цикла фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с датой Пасхи, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Пасха и двунадесятые праздники (а также некоторые другие) имеют предпразднество, попразднество и отдание. 

По тематике праздники разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы. По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные. По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к великим праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща и «местночтимым» праздникам.

Пополнение православного календаря — процесс длительный и непрерывный, потому что периодически в старообрядчестве происходит канонизация и почитание новых святых.

Список православных праздников и даты

Ниже приводим список самых почитаемых православных праздников с указанием дат по новому стилю.

Пасха и двунадесятые праздники:

  1. Пасха — переходящий праздник;
  2. Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября;
  3. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября;
  4. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря;
  5. Рождество Христово — 7 января;
  6. Крещение Господне — 19 января;
  7. Сретение Господне — 15 февраля;
  8. Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля;
  9. Вербное воскресенье — ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;
  10. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, переходящий праздник;
  11. Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;
  12. Преображение Господне — 19 августа;
  13. Успение Богородицы — 28 августа.

Великие праздники:

  1. Святой апостол Иоанн Богослов — 9 октября и 21 мая;
  2. Рождество Иоанна Предотечи — 7 июля;
  3. Память святых апостолов Петра и Павла — 12 июля;
  4. Усекновение главы Иоанна Предотечи — 11 сентября.

Средние праздники:

  1. Новолетие — 14 сентября;
  2. Явление иконы Богородицы Неопалимая Купина — 17 сентября; 
  3. Память преподобного Сергия Радонежского — 8 октября;
  4. Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября; 
  5. Праздники в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы — 4 ноября; 
  6. Праздник явлению иконы Богородицы «Всем скорбящим радость» (у безпоповцев нет этого праздника) — 6 ноября; 
  7. Память великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября;
  8. Собор архангела Михаила — 21 ноября; 
  9. Память святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября; 
  10. Знамение Богородицы в Великом Новгороде — 10 декабря; 
  11. Память святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца — 19 декабря и 22 мая; 
  12. Собор Пресвятой Богородицы — 8 января;
  13. Обрезание Господне — 14 января;
  14. Память святителя Василия Великого — 14 января;
  15. Собор Иоанна Предотечи — 20 января;
  16. Память святителя Григория Богослова — 7 февраля;
  17. Память трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — 12 февраля;
  18. Праздник в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи — 9 марта (8 марта в високосный год);
  19. Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта;
  20. Память явлению Феодоровской иконы Божией Матери — 27 марта; 29 августа; во вторую неделю Великого поста «по уставу Успенского собора Московского Кремля»;
  21. Похвала Пресвятой Богородицы — суббота пятой недели Великого поста;
  22. Лазарева суббота — подвижный праздник накануне Вербного воскресения, за 8 дней до Пасхи;
  23. Память великомученика Георгия — 6 мая;
  24. Преполовение Пятидесятницы — подвижный праздник в среду, через три с половиной недели после Пасхи;
  25. Отдание Пасхи — подвижный праздник на 40-й день после Пасхи, накануне Вознесения Господня;
  26. Празднование сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы — 3 июня, 6 июля, 8 сентября;
  27. Третье обретение главы Иоанна Предотечи — 7 июня;
  28. Явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля;
  29. Положение Ризы Господней — 23 июля;
  30. Память пророка Илии — 2 августа;
  31. Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской — 10 августа;
  32. Происхождение Честного Креста — 14 августа;
  33. Толгская икона Пресвятой Богородицы — 21 августа;
  34. Перенесение Нерукотворенного Образа — 29 августа;
  35. Донская икона Пресвятой Богородицы — 1 сентября.

Малые праздники:

  1. Преподобный Александр Свирский
  2. Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский
  3. Святые князья Ярославские Феодор, Давыд и Константин
  4. Святые Богоотцы Иоаким и Анна
  5. Св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
  6. Преподобная Анна Кашинская
  7. Святые мученики Киприан и Иустина
  8. Святые чудотворцы и бессребреники Козьма и Дамиан
  9. Преподобный Варлаам Хутынский
  10. Блаженный Максим, Христа ради юродивый
  11. Святой благоверный князь Александр Невский
  12. Святая великомученица Екатерина
  13. Святая великомученица Варвара
  14. Преподобная София Суздальская
  15. Святая мученица Татиана Римская
  16. Преподобный Максим Грек
  17. Преподобный Никита Столпник
  18. Преподобный Пафнутий Боровский
  19. Преподобный Димитрий Прилуцкий
  20. Святой благоверный князь Даниил Московский
  21. Преподобный Феодосий Печерский
  22. Преподобный Нил Сорский
  23. Преподобная Евфросиния Полоцкая
  24. Святитель Леонтий Ростовский
  25. Святитель Никита, епископ Новгородский
  26. Преподобный Дионисий Глушицкий
  27. Преподобный Кирилл Белозерский
  28. Преподобный Паисий Великий
  29. Святые Петр и Феврония
  30. Святая княгиня Ольга
  31. Преподобный Стефан Махрищский
  32. Святой князь Владимир
  33. Святые князья Борис и Глеб
  34. Блаженный Василий Московский
  35. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
  36. Блаженный Лаврентий Калужский

Праздники церковные и праздники государственные

Религиозные праздники, берущие начало в далёком прошлом, несмотря на их «общественность», популярность в народе, оставляют в душе чувство какой-то интимной радости, так характерное для личных праздников и совершенно несвойственное государственным, гражданским праздникам. В России до 1925 года Пасха и все двунадесятые праздники, православные по своей сути, были и государственными, гражданскими праздниками. В настоящее время, когда в нашем государстве провозглашено равенство религий и их независимость от государства, только Рождество Христово объявлено выходным днём и празднуется, как государственный праздник. Это, конечно, не делает Рождество Христово главным православным праздником (каким Рождество, кстати, является для остальных, неправославных, христиан). Праздником праздников для православных старообрядцев была и остаётся Пасха, Светлое Христово Воскресение. И празднуется Пасха в России не в пример шире остальных праздников. Но, согласно традиции, она всегда празднуется в воскресенье, так что государственным праздником она не стала.

В 2005 году учрежден российский государственный праздник День народного единства — 4 ноября. Православные в этот день отмечают явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы, благодаря заступничеству которой, по преданию, ополченцы в 1612 году под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержали победу над поляками. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича церковный праздник Казанской иконы Богородицы приобретает статус государственного. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась, и вот вновь возобновилась чуть более 10 лет назад.

Думается, что всяческое поддержание традиции отмечания старинных религиозных праздников помогает нам осознавать себя частью народа, частью великой культуры. Заставляет задумываться о вечных ценностях, которые, впрочем, часто не кажутся нам заслуживающими внимания, пока мы молоды, но которые неизбежно влекут нас по мере взросления. Помогает сопротивляться волне всей той грязи, которую льют в души людей, особенно молодых, телевидение и другие СМИ. 

Деление праздников и времен церковных на различные категории

В зависимости от того, чьей памяти посвящаются те или иные праздники, они могут разделяться на следующие категории:

1) Господские (в честь Спасителя);

2) Богородичные;

3) святоугоднические.

Содержание праздника не всегда позволяет отнести его к той или иной вышеозначенной категории. Так, например, праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном Уставе двойственный, господско-богородичный, статус.

Праздники и времена церковные разделяются также:

1) на неподвижные (не переходящие), празднование которых установлено в одно определенное число месяца, независимо от дня недели;

2) на подвижные (переходящие), празднование которых совершается в определенные дни недели и зависит от дня празднования Пасхи.

Изменяемые молитвословия и песнопения неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее (под соответствующим месяцем и числом). Чинопоследование «подвижного цикла» содержится в двух книгах: Триоди постной и Триоди цветной. Постная Триодь обнимает собой период приготовления к Пасхе, то есть Великий пост и подготовительные к нему недели, а Цветная – Светлую и послепасхальные седмицы. Эти богослужебные тексты могут помещаться также в «праздничных» богослужебных сборниках и отдельных изданиях.

По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на:

1) Великие;

2) средние;

3) малые.

Они различаются между собою составом богослужения, который регламентируется 47-й главой Устава. Чем «больше» праздник, тем больше песнопений и молитвословий включает в себя богослужение в этот день.

К Великим праздникам относятся, во-первых, все Двунадесятые праздники.

1. Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября.

2. Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября.

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря).

4. Рождество Христово 25 декабря (7 января).

5. Крещение Господне, или Богоявление 6 (19) января.

6. Сретение Господне 2 (15) февраля.

7. Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля).

8. Вход Господень в Иерусалим – шестое (последнее) воскресенье Великого поста.

9. Вознесение Господне – сороковой день после Пасхи.

10. Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день от Пасхи.

11. Преображение Господне 6 (19) августа.

12. Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа.

Как видно из приведенного списка двунадесятые праздники бывают как неподвижными, так и подвижными. Неподвижными являются: Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение Господне, или Богоявление 6 (19) января, Сретение Господне 2 (15) февраля, Преображение Господне 6 (19) августа, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа, Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября, Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря).

Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим – шестое (последнее) воскресенье Великого поста, Вознесение Господне – сороковой день от Пасхи, Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день от Пасхи.

Богородичными Двунадесятыми являются следующие неподвижные праздники:

1) Рождество Пресвятой Богородицы (8 (21) сентября);

2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября (4 декабря));

3) Успение Пресвятой Богородицы (15 (28) августа).

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта (7 апреля)) имеет двойственный, господско-богородичный, статус. То же и с праздником Сретения Господня (2 (15) февраля), который содержательно является Господским, но отнесен к Богородичным по построению (уставу) богослужения.

Господскими Двунадесятыми являются следующие неподвижные праздники:

1) Рождество Христово (25 декабря (7 января));

2) Богоявление (Крещение Господне) (6 (19 января));

3) Преображение Господне (6 (19) августа);

4) Воздвижение Креста Господня (14 (27) сентября).

Подвижные Двунадесятые праздники только Господские:

1. Вход Господень во Иерусалим;

2. Вознесение Господне;

3. Пятидесятница.

Число Великих праздников не ограничивается только Двунадесятыми. Кроме них к Великим праздникам относятся следующие.

1. Обрезание Господне.

2. Рождество Иоанна Предтечи.

3. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

4. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

5. Покров Пресвятой Богородицы (является Великим праздником только в Русской Православной Церкви).

Средние праздники в свою очередь подразделяются еще на две категории:

1) имеющие, как и Великие праздники, бдение (в богослужебных книгах обозначаются красным крестом в полукруге);

2) имеющие полиелей (в богослужебных книгах обозначаются красным крестом).

К средним праздникам первого типа относятся дни празднования памяти святых и икон Пресвятой Богородицы, сугубо чтимых Святой Церковью.

1. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (5 (18) июля и 25 сентября (8 октября)).

2. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 (21) мая и 26 сентября (9 октября)).

3. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 (21) ноября).

4. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (9 (22) мая и 6 (19) декабря).

5. Пророка Илии (20 июля (2 августа)).

6. Великомученика и целителя Пантелеймона (27 июля (9 августа)).

7. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа (8 сентября)).

8. Казанской иконы Пресвятой Богородицы (8 (21) июля и 22 октября (4 ноября)).

9. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария Московских и всея России чудотворцев (5 (18) октября).

10. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января (12 февраля)).

11. Преподобного Серафима Саровского чудотворца (2 (15) января и 19 июля (1 августа)).

Существует деление средних праздников на общие, одинаково торжественно отправляемые во всех храмах, и местные, празднуемые только в конкретных епархиях.

К местным праздникам относятся:

1) престольные (храмовые) праздники;

2) праздники в честь местно чтимых икон или святых.

Малые праздники бывают также двух видов и отличаются друг от друга торжественностью богослужения.

1. Малые праздники первого вида обозначаются в Типиконе знаком три красных точки в красной скобке. Их богослужение включает в себя великое славословие, которое поется в конце утрени.

2. Малые праздники второго вида обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине. Служба этих праздников получила название «шестеричной», так как в последовании вечерни по Уставу нужно петь 6 стихир святым на «Господи воззвах» из Минеи.

Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседневную) службу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

https://ria.ru/20221027/kalendar-1827351964.html

Православный календарь на 2023 год: даты праздников и постов

Церковные праздники на 2023 год: православный календарь на каждый день в России

Православный календарь на 2023 год: даты праздников и постов

В церковном календаре существуют различные памятные даты, связанные с ветхозаветной и новозаветной историей, в которые проводятся особенно торжественные… РИА Новости, 31.01.2023

2022-10-27T20:15

2022-10-27T20:15

2023-01-31T18:58

религия

россия

русская православная церковь

иисус христос

иерусалим

праздники

православие

религиозные праздники

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/07/1592228072_0:265:3072:1993_1920x0_80_0_0_08e49303587dbe0ac100f960ee34315c.jpg

МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. В церковном календаре существуют различные памятные даты, связанные с ветхозаветной и новозаветной историей, в которые проводятся особенно торжественные богослужения. Какие церковные праздники будут отмечать православные в России в 2023 году, на какие дни приходятся посты и особое поминовение усопших, когда не стоит планировать венчание, — в материале РИА Новости.Православный календарьПрактически каждый день православного христианина ознаменован каким-либо праздником, посвященным событиям Ветхого и Нового Завета. Это важные вехи из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, а также дни памяти святых угодников. Церковные праздники имеют несколько степеней торжественности, самым большим и светлым событием является Пасха — это праздник праздников, имеющий особый статус и самую торжественную службу. Ее дата переходящая и определяется по лунному календарю, попадая в период с 4 апреля по 8 мая, каждый год она уникальна. Главные праздники церковного года — двунадесятые (имеют такое название потому, что их всего двенадцать), к ним относятся:Далее по торжественности идут великие недвунадесятые праздники:Также существуют средние и малые праздники. Годовой круг богослужений в христианской церкви начинается 1 сентября, в православном календаре все события располагаются в соответствии с ним. Благодаря календарю верующие могут заранее подготовиться к празднованиям, определить, на какие дни приходятся посты, узнать о днях особого поминовения усопших.Великие праздникиВеликие — наиболее значимые, к ним относится Пасха, двунадесятые и недвунадесятые праздники. Тематически они делятся на Господские (посвященные жизни Иисуса Христа), Богородичные (связанные с Девой Марией) и дни памяти святых. По литургическому принципу они могут быть переходящими (дата которых зависит от даты Пасхи) и непереходящими (всегда выпадающими на определенное число месяца). Обычно двунадесятые праздники и Пасха имеют дни предпразднства (один или несколько дней перед наступлением праздника, когда начинают читать молитвы, посвященные грядущему событию), попразднства (период, когда церковь продолжает вспоминать ушедший праздник) и отдание праздника (последний день попразднства, в который происходит богослужение, практически идентичное праздничному. Кроме того, некоторые Господские праздники предваряются и заключаются особыми субботними и воскресными днями, а накануне обязательно совершается Всенощное бдение.ДвунадесятыеДвенадцать наиболее важных праздников годового богослужебного круга после Пасхи, связанных с евангельской историей.ПереходящиеС древних времен особенно выделялись праздники, посвященные некоторым событиям библейской истории. До X века их было меньше двенадцати, потом стало больше, причем состав их изменялся. Окончательно количество и перечень сформировался лишь в XVI–XVII веках, а словосочетание «двунадесятые праздники» стало упоминаться в Русской православной церкви в середине XVII века, до этого они назывались Господскими. В эти дни богослужения отличаются особой торжественностью, в 2023 году даты великих двунадесятых переходящих праздников приходятся на:Кроме того, к дате Пасхи привязано начало Великого (за 48 дней до Пасхи) и Петрова поста (через неделю после Троицы).НепереходящиеНе все даты праздников соответствуют евангельской хронологии, некоторые из них были установлены церковью в определенные дни для того, чтобы отвлечь людей от языческих верований. Например, Преображение Господне, которое в соответствии с Библией произошло до Пасхи, празднуется позже ее (19 августа), на эту дату приходилось окончание сбора винограда в Средиземноморье и начало языческих вакханалий.К непереходящим великим двунадесятым праздникам относятся:НедвунадесятыеВажные праздники, не относящиеся к двунадесятым, называют недвунадесятыми. Они немного уступают по торжественности и не все имеют предпразднества и попразднества. Все они отмечаются в определенную дату и относятся к непереходящим. Сложившийся церковный устав указывает на следующие недвунадесятые праздники:В некоторых канонических книгах среди великих недвунадесятых праздников упоминаются также:Церковные постыСмысл христианского поста — защитить себя и своих близких от искушения дьявола, это добровольное воздержание не просто от пищи, но и от дурных поступков и мыслей, борьба со своими душевными страстями. Верующий должен не просто поститься, а вести себя праведно и много молиться, лишь тогда его душа будет очищена. В эти дни миряне воздерживаются от пищи животного происхождения, особенно усердно молятся, стараются не грешить. В православной церкви существуют многодневные и однодневные посты.МногодневныеК многодневным относятся:ОднодневныеК однодневным постам относятся традиционные постные дни среды и пятницы (кроме Сплошных седмиц и Святок), а также:Сплошные седмицыВ течение всего года православные держат пост по средам и пятницам, помня о предательстве Иуды и страданиях Иисуса на кресте. Но есть недели, в которые эти однодневные посты отменяются, всего таких в церковном календаре пять, в 2023 году они приходятся на январь, февраль, апрель и июнь:Это недели, посвященные подготовке к длительному посту, или послабление после него.Дни поминовения усопшихПоминать усопших можно в любой день, но православной церковью установлены особые даты, в которые это делать не только можно, но и нужно. Обычно в храмах накануне таких дней совершается панихида, у утром — заупокойная Литургия, поминаются все умершие благочестивые христиане и те, кто погиб не своей смертью и не упокоен по христианским обычаям. В 2023 году это:Запрет на венчаниеТаинство венчания не совершается:Это связано с запретом на пиршества, плотские утехи и мирские празднества.

https://ria.ru/20221027/kalendar-1827228204.html

https://ria.ru/20221018/prazdniki-1824905701.html

https://ria.ru/20210620/troitsa-1737621351.html

https://ria.ru/20221014/pokrov-1823819162.html

https://ria.ru/20220619/posty-1796304285.html

https://ria.ru/20221027/post-1827324541.html

https://ria.ru/20220828/uspenie-1812321235.html

https://ria.ru/20220503/radonitsa-1785526889.html

россия

иерусалим

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/07/1592228072_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_463d9c386dbe923ae3cd54e0e24c0bb9.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, русская православная церковь, иисус христос, иерусалим, праздники, православие, религиозные праздники, религия

Религия, Россия, Русская православная церковь, Иисус Христос, Иерусалим, праздники, Православие, Религиозные праздники, Религия

  • Православный календарь
  • Великие праздники
  • Двунадесятые
  • Недвунадесятые
  • Церковные посты
  • Многодневные
  • Однодневные
  • Сплошные седмицы
  • Дни поминовения усопших
  • Запрет на венчание

МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. В церковном календаре существуют различные памятные даты, связанные с ветхозаветной и новозаветной историей, в которые проводятся особенно торжественные богослужения. Какие церковные праздники будут отмечать православные в России в 2023 году, на какие дни приходятся посты и особое поминовение усопших, когда не стоит планировать венчание, — в материале РИА Новости.

Православный календарь

Практически каждый день православного христианина ознаменован каким-либо праздником, посвященным событиям Ветхого и Нового Завета. Это важные вехи из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, а также дни памяти святых угодников. Церковные праздники имеют несколько степеней торжественности, самым большим и светлым событием является Пасха — это праздник праздников, имеющий особый статус и самую торжественную службу. Ее дата переходящая и определяется по лунному календарю, попадая в период с 4 апреля по 8 мая, каждый год она уникальна.

Православные праздники в 2023 годуПравославные праздники в 2023 году

Главные праздники церковного года — двунадесятые (имеют такое название потому, что их всего двенадцать), к ним относятся:

  • Рождество Христово,

  • Крещение Господне, или Богоявление,

  • Сретение,

  • Благовещение,

  • Вход Господень в Иерусалим,

  • Вознесение Господне,

  • Праздник Святой Троицы,

  • Преображение Господне,

  • Успение Богородицы,

  • Рождество Богородицы,

  • Воздвижение Креста Господня,

  • Введение во храм Богородицы.

Далее по торжественности идут великие недвунадесятые праздники:

  • Обрезание Господне,

  • Рождество Иоанна Предтечи,

  • Собор апостолов Петра и Павла,

  • Усекновение главы Иоанна Предтечи,

  • Покров Богородицы.

Также существуют средние и малые праздники. Годовой круг богослужений в христианской церкви начинается 1 сентября, в православном календаре все события располагаются в соответствии с ним. Благодаря календарю верующие могут заранее подготовиться к празднованиям, определить, на какие дни приходятся посты, узнать о днях особого поминовения усопших.

Великие праздники

Великие — наиболее значимые, к ним относится Пасха, двунадесятые и недвунадесятые праздники. Тематически они делятся на Господские (посвященные жизни Иисуса Христа), Богородичные (связанные с Девой Марией) и дни памяти святых. По литургическому принципу они могут быть переходящими (дата которых зависит от даты Пасхи) и непереходящими (всегда выпадающими на определенное число месяца). Обычно двунадесятые праздники и Пасха имеют дни предпразднства (один или несколько дней перед наступлением праздника, когда начинают читать молитвы, посвященные грядущему событию), попразднства (период, когда церковь продолжает вспоминать ушедший праздник) и отдание праздника (последний день попразднства, в который происходит богослужение, практически идентичное праздничному. Кроме того, некоторые Господские праздники предваряются и заключаются особыми субботними и воскресными днями, а накануне обязательно совершается Всенощное бдение.

Двунадесятые

Двенадцать наиболее важных праздников годового богослужебного круга после Пасхи, связанных с евангельской историей.

С древних времен особенно выделялись праздники, посвященные некоторым событиям библейской истории. До X века их было меньше двенадцати, потом стало больше, причем состав их изменялся. Окончательно количество и перечень сформировался лишь в XVI–XVII веках, а словосочетание «двунадесятые праздники» стало упоминаться в Русской православной церкви в середине XVII века, до этого они назывались Господскими. В эти дни богослужения отличаются особой торжественностью, в 2023 году даты великих двунадесятых переходящих праздников приходятся на:

  • 9 апреля — Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи);

  • 25 мая — Вознесение Господне (40-й день после Пасхи);

  • 4 июня — День Святой Троицы, Пятидесятница (50-й день после Пасхи).

Кроме того, к дате Пасхи привязано начало Великого (за 48 дней до Пасхи) и Петрова поста (через неделю после Троицы).

Не все даты праздников соответствуют евангельской хронологии, некоторые из них были установлены церковью в определенные дни для того, чтобы отвлечь людей от языческих верований. Например, Преображение Господне, которое в соответствии с Библией произошло до Пасхи, празднуется позже ее (19 августа), на эту дату приходилось окончание сбора винограда в Средиземноморье и начало языческих вакханалий.

К непереходящим великим двунадесятым праздникам относятся:

  • 7 января — Рождество Христово;

  • 19 января — Богоявление, или Крещение Господне;

  • 15 февраля — Сретение Господне (через 40 дней после Рождества);

  • 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 месяцев до Рождества);

  • 19 августа — Преображение Господне;

  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;

  • 27 сентября — Воздвижение Креста Господня;

  • 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы;

Недвунадесятые

Важные праздники, не относящиеся к двунадесятым, называют недвунадесятыми. Они немного уступают по торжественности и не все имеют предпразднества и попразднества. Все они отмечаются в определенную дату и относятся к непереходящим. Сложившийся церковный устав указывает на следующие недвунадесятые праздники:

  • 14 января ‒ Обрезание Господне;

  • 7 июля ‒ Рождество Иоанна Предтечи;

  • 12 июля ‒ Святых апостолов Петра и Павла;

  • 11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи;

  • 14 октября ‒ Покров Пресвятой Богородицы.

В некоторых канонических книгах среди великих недвунадесятых праздников упоминаются также:

  • 6 мая — день памяти великомученика Георгия;

  • 21 мая — день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

  • 26 ноября — день памяти святителя Иоанна Златоуста;

Церковные посты

Смысл христианского поста — защитить себя и своих близких от искушения дьявола, это добровольное воздержание не просто от пищи, но и от дурных поступков и мыслей, борьба со своими душевными страстями. Верующий должен не просто поститься, а вести себя праведно и много молиться, лишь тогда его душа будет очищена. В эти дни миряне воздерживаются от пищи животного происхождения, особенно усердно молятся, стараются не грешить. В православной церкви существуют многодневные и однодневные посты.

Многодневные

К многодневным относятся:

  • Великий пост (27 февраля — 15 апреля). Начинается за 7 недель до Пасхи и символизирует сорокадневный пост Христа перед грядущим распятием. Состоит из 40 дней поста и Страстной седмицы (недели перед Пасхой), которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса, его смерти и погребении.

  • Петров пост (Апостольский) (12 июня — 11 июля). Посвящен апостолам Петру и Павлу, начинается через неделю после Троицы, в разные годы продолжительность его варьируется от 8 дней до 6 недель.

  • Успенский пост (14 — 27 августа). Это последний из многодневных постов в церковном году, по строгости уступает только Великому.

  • Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Сорокадневный пост, подготавливающий тело и душу христианина к празднику Рождества.

Однодневные

К однодневным постам относятся традиционные постные дни среды и пятницы (кроме Сплошных седмиц и Святок), а также:

  • 18 января ‒ Крещенский сочельник. Строгий пост, подготавливающий православного к празднованию Богоявления Господня.

  • 11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча почитается православной церковью выше всех остальных святых после Девы Марии. В этот день положен строгий пост.

  • 27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня. Пост, посвященный празднику Воздвижения Креста Господня, с которым связывается прекращение гонений на христиан в начале IV века при римском императоре Константине Великом.

Сплошные седмицы

В течение всего года православные держат пост по средам и пятницам, помня о предательстве Иуды и страданиях Иисуса на кресте. Но есть недели, в которые эти однодневные посты отменяются, всего таких в церковном календаре пять, в 2023 году они приходятся на январь, февраль, апрель и июнь:

  • 7 — 18 января ‒ Святки;

  • 6 — 11 февраля ‒ Мытаря и фарисея;

  • 20 — 26 февраля ‒ Масленица;

  • 17 — 22 апреля ‒ Пасхальная седмица;

  • 5 — 11 июня ‒ Троицкая седмица.

Это недели, посвященные подготовке к длительному посту, или послабление после него.

Дни поминовения усопших

Поминать усопших можно в любой день, но православной церковью установлены особые даты, в которые это делать не только можно, но и нужно. Обычно в храмах накануне таких дней совершается панихида, у утром — заупокойная Литургия, поминаются все умершие благочестивые христиане и те, кто погиб не своей смертью и не упокоен по христианским обычаям. В 2023 году это:

  • 18 февраля ‒ Суббота мясопустная (Вселенская родительская);

  • 11 марта ‒ Суббота 2-й седмицы Великого поста;

  • 18 марта ‒ Суббота 3-й седмицы Великого поста;

  • 25 марта ‒ Суббота 4-й седмицы Великого поста;

  • 25 апреля ‒ Радоница;

  • 9 мая ‒ Поминовение усопших воинов;

  • 3 июня ‒ Суббота Троицкая.

Запрет на венчание

Таинство венчания не совершается:

  • по вторникам, четвергам (в связи с однодневными постами) и субботам (так как это день накануне малой Пасхи — воскресенья) ;

  • накануне двунадесятых, храмовых, великих и престольных храмовых праздников;

  • во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

  • на Сырную седмицу, продолжение Святок и Светлую (Пасхальную) седмицу;

  • в кануны и дни строгих однодневных постов: Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня.

Это связано с запретом на пиршества, плотские утехи и мирские празднества.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Статья тк рф сокращенный рабочий день перед праздником
  • Старинный славянский праздник проводов зимы во время которого пекутся блины
  • Статус праздника дня народного единства
  • Степанова любимые праздники
  • Статья спортивный семейный праздник