- Схема: Церковные праздники
- Церковные праздники 2023
- Двунадесятые Господские Праздники и Пасха
- Праздники Рождественского цикла
- Тропари двунадесятых праздников
Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).
***
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября |
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 4 декабря |
†Рождество Христово | 7 января |
†Богоявление, или Крещение Господне | 19 января |
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) | 7 апреля |
†Преображение Господне | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа |
Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
***
Великие недвунадесятые праздники:
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
***
Праздники христианские
Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»
Значение церковных праздников
Церковные праздники — являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать <не я уже живу, но живет во мне Христос>, имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, — научают нас как правильно веровать и как должно любить Бога.
Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве объединяя во едино прошлую историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, — из кающихся, спасающихся и достигающих святости. Вот как пишет о церковных праздниках великий сербский богослов преп. Иустин (Попович) (+1978):
<Вся жизнь Церкви — это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви — это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. ?, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние — святым следующего дня и т. д., круглый год без конца.
Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения. Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом — всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее — прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское.
В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» (Еф. 3,18) в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.
Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение — Рождество, Воскресение — Пасха, вера — праздники святых мучеников, — и все остальные святые добродетели — праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в «Теле Христовом», Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: «Я есмь Истина и Жизнь» (Ин. 14. 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3,20; Кол. 3,3)> (Православная Церковь и экуменизм. Ч.1. гл. 8).
Поминовение святых в праздничные и непраздничные дни
В строгом смысле церковными праздниками называются те дни, по которым в церковном <Уставе> полагается особо торжественная служба, отличающаяся от типовой повседневной службы. Основные отличия праздников от непраздничных служб бывают по составу вечерни и утрени.
В остальные дни, праздниками не называемые, поминаемые в этот день святые, почитаются пением особых песнопений — тропарей восхваляющих святых, и чтением на утрене канона (особого, сложного по составу и поэтической форме песнопения), посвященного святому, а также поминовением святого на отпусте в конце богослужения.
Типы праздников
Разделение церковных праздников по их предмету. По предмету, в честь которого они установлены, праздники, разделяются на
а). Господни — посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рожество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитаниюЧестного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.),
б) Богородичны — посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресв. Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы).
в). Святых — посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.
Гражданские праздники. Помимо этих церковных праздников Святая Церковь издревле праздновала и праздники гражданские, связанные с особыми событиями в жизни христианского государства и общества — это начало индикта 1 (14) сентября и новолетие — 1 (14) января, <обновление Царяграда> посвященное установлению Св. Равноапостольным Константином новой столицы Римской Империи — Нового Рима, Константинополя, ставшего центром Христианского Царства. Пока существовала в России христианская монархия Церковью праздновались дни царские, посвященные молитве за Царей и членов царствующего дома — восшествие на престол, помазание на царство, день рождения и тезоимениства. Теперь, когда, по грехам нашим, царство было от нас отнято, царские дни не празднуются, а новолетие, после введения большевиками нового календаря (вообще создавшего крупную путаницу в соотнесении дней гражданских и церковных), утратило свой общественный смысл.
Общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники — в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Так, например, в храмах <Воскресения Словущего>, посвященных празднику Обновления Храма Воcкресения Господня в Иерусалиме Св. Равноап. Константином в 335 г., на этот праздник (13 сентября) по обычаю совершается Пасхальная Служба.
Подвижные и неподвижные праздники. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22-м марта и 25-м апреля.
Степени церковных праздников
По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.
Великие праздники
В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге.
а). Наивысший разряд этих праздников составляет <праздников праздник> Святая Пасха, — имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.
б). За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми:
Рождество Богородицы — 8-е сентября,
Введение во храм — 21-е ноября,
Благовещение — 25-е марта,
Рождество Христово — 25-е декабря,
Сретение Господне — 2-е февраля,
Крещение (Богоявление) — 6-е января,
Преображение — 6-е августа,
Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) — за неделю до Пасхи,
Вознесение — в 40-й день по Пасхе,
Пятидесятница (Троицын день) — в 50-й день по Пасхе,
Успение Божией Матери — 15-е августа и
Воздвижение животворящего Креста Господня — 14-е сентября.
Эти праздники изображают историю нашего спасения от Рождества Пресвятой Богородицы, жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, заканчивая Вознесением Христовым, Успением — Пресвятой Богородицы — первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминанием нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. Равноап. Константина, Животворящего Креста Господня — чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, — переход великого множество людей, включая самих могущественнейших римских Императоров, под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу. От начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.
в). Затем следуют праздники великие не двунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи — 24-е июня, св. апп. Петра и Павла — 29-е июня и Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29-е августа; знаком великого праздника в Уставе отмечены также: Покров Пресвятой Богородицы — 1-е октября и Обрезание — 1-е января.
О великих праздниках в Типиконе (47-я глава) сказано: <имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу>.
Особенности празднования великих праздников
В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.
Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече — еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь <Крест начертав Моисей>, с 21 ноября в храмах поется <Христос Раждается — славите>.
Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и пес-нопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь насту-пающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Хри-стова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства.
Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника. Число дней попразднства (их нет у Входа Господня, у Покрова и Об-резания) бывает неодинаково — от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение — 1 день, (а от субботы Лазаревой — нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня — 7 дней, Сретение — неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение — 8 дней, Успение Божией Матери — 9 дней, недвунадесятые великие праздники — 1 день.
Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.
Средние праздники
а) Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и ве-ликие праздники, всенощное бдение. Этих праздников в уставе церковном указывается немного:
26-е сентября и 8-е мая — Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
13-е ноября — Св. Иоанна Златоуста;
6-е декабря — Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
2 января — Преп. Серафима Саровского;
30 января — Трех Святителей и Вселенских Учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
23-е апреля св. Великомученика Георгия
и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается, канон Богородице на утрени. В <Уставе> (Типиконе) об этих праздниках сказано: <имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по уставу>.
б) Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга. Это такие праздники как: Положение Ризы Господней (10 июля); Владимирской иконы Богоматери (21 мая); Св. Порока Илиии (20 июля); Св. Равноапостольных Константна и Елены (21 мая); Св. Василия Великого (1 января). На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей (см. ниже) и читается Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, называются святыми с полиелеем.
Малые праздники
а) Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются святыми со славословием, потому что в эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается.
б) Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине.
Особенности праздничных богослужений
По мере возрастания торжественности праздников увеличивается продолжительность и торжественность совершаемого богослужения на вечерне и утрене.
В малые праздники второго вида на вечерне пение стихир на <Господи воззвах к Тебе>разделяется на 6 песнопений (Пение на <Господи воззвах> — пение особых песнопений — стихир, предваряемое стихами из 140, 141, 139 и 116 псалмов. Подробнее об этой части богослужения мы поговорим когда пойдет речь о вечерне), а на утрени каждая песнь канона на 6 песнопений.
В на вечерне пение стихир на разделяется на 6 песнопений (Пение на <Господи воззвах> — пение особых песнопений — стихир, предваряемое стихами из 140, 141, 139 и 116 псалмов. Подробнее об этой части богослужения мы поговорим когда пойдет речь о вечерне), а на утрени каждая песнь на 6 песнопений.
В малые праздники первого вида <Великое славословие> (<Слава в вышних Богу>) не читается, а поется.
В средние праздники второго вида пение канона умножается на 8 песнопений, а к службе утрени прибавляется полиелей. Слово полиелей в переводе с греческого означает <многомилостиво>, поскольку на полиелей произносятся 134 и 135 псалмы, прославляющим Милость Божию к народу Израильскому и повторяются многократно слова: <Яко благ, яко в век милость его>.
В средние праздники первого вида совершается торжественное всенощное бдение — соединение вечерни и утрени. При этом на вечерни пение на <Господи воззвах>разделяется на 8 песен, а также совершается лития и благословение хлебов, а на утрени совершается помазание благословенным елеем, а песнь канона разделяется на 15 песнопений.
Лития — всенародное усерднейшее моление, сопровождаемое многократным повторением: <Господи помилуй>. Для совершения ее принято духовенству и народу выходить в притвор храма ли из храма. Совершать литию в праздники постановлено потому, что они напоминают об особых благодеяниях Божиих и побуждают нас умолять Господа и святых об избавлении нас от зол и продолжении милостей небесных. После литии бываетблагословение хлебов, пшеницы, вина и елея — потребных нам для нашей жизни и принадлежащих к церковным священнодействиям. Церковь молится об умножении этих благ во <граде сем> и <веси сей>. Происхождение этого благословения идет с тех времен, когда совершаемое в церквах бдение действительно совершалось всю ночь и верующие оставались без вечерней трапезы — благословенные хлебы и вино подавались им для подкрепления сил. По целовании Евангелия или иконы бывает помазание верующихблагословенным елеем — этот обряд символизирует милость Божию и вспоминаемых в праздник святых.
В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, в эти дни торжеству праздника посвящается вся служба, не содержащая каких-либо иных прибавлений. В великие дванадесятые праздники каждая песнь утреннего канона содержит 17 или 18, а на пасху 19 песнопений и большая часть службы не читается, а поется.
В великие праздники церковь украшается особыми светлыми покровами и богослужение совершается при полном освещении, кроме того — в воскресные дни и великие праздники на богослужении не принято преклонять колен.
Дорогие родители, хотите, чтобы ваши дети заботились о вас в старости — научите их заботиться о братьях наших меньших. Милые, забавные, приученные к лотку котята ждут вас в часовне Арсения Троицкого (Храм 40 Севастийских мучеников, что на Волге в г.Конаково).
Спешите делать добро! Телефон 8 909 266 81 41
Обычаи и традиции русского народа неразрывно связаны с календарем и с церковными праздниками. Знаменитая русская пословица гласит: «У Бога что день, то и праздник». В самом деле, в православном календаре праздников имеется множество памятных, знаменательных дней.
В старообрядческой церкви каждый день совершается память прославленных Церковью святых. Все церковные праздники — это почитание Высших и бесплотных сил. Многие церковные праздники посвящены особым событиям, воспоминаниям библейской истории, явлению чудотворных икон, святым ветхозаветным и новозаветным.
Какие бывают православные праздники
Во все праздники Устав предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников по степени торжественности совершения их богослужений, что фиксируется особыми знаками праздников месяцеслова. Первое свидетельство такой практики приводит в конце XI в. преподобный Никон Черногорец. Он описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых. По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха — самый главный праздник, в каноне праздника Пасха называется «праздник праздником и торжество торжеством». Затем следуют Великие праздники (включают в себя 12 двунадесятых и недвунадесятые), за ними средние и малые. Торжество Воскресения Христова вспоминается также в каждый воскресный день (неделю).
Двунадесятые и великие праздники в святцах обозначены красным крестом в кругу, средние — красным крестом без круга, малые же — тремя точками в полукружии. В кон. XIX в. появилась новая система окозрительных знаков праздников месяцеслова, фиксируемая, например, в ходовом на сегодняшний день «Ключе к церковному уставу» Н. С. Сырникова и других старообрядческих и единоверческих изданиях и рукописях.
Все церковные праздники распределены внутри двух годовых циклов — неподвижного (минейного) и подвижного (триодного). Торжества неподвижного цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n — 13 дней). Праздники подвижного цикла фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с датой Пасхи, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Пасха и двунадесятые праздники (а также некоторые другие) имеют предпразднество, попразднество и отдание.
По тематике праздники разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы. По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные. По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к великим праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща и «местночтимым» праздникам.
Пополнение православного календаря — процесс длительный и непрерывный, потому что периодически в старообрядчестве происходит канонизация и почитание новых святых.
Список православных праздников и даты
Ниже приводим список самых почитаемых православных праздников с указанием дат по новому стилю.
Пасха и двунадесятые праздники:
- Пасха — переходящий праздник;
- Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября;
- Воздвижение Креста Господня — 27 сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря;
- Рождество Христово — 7 января;
- Крещение Господне — 19 января;
- Сретение Господне — 15 февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля;
- Вербное воскресенье — ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, переходящий праздник;
- Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;
- Преображение Господне — 19 августа;
- Успение Богородицы — 28 августа.
Великие праздники:
- Святой апостол Иоанн Богослов — 9 октября и 21 мая;
- Рождество Иоанна Предотечи — 7 июля;
- Память святых апостолов Петра и Павла — 12 июля;
- Усекновение главы Иоанна Предотечи — 11 сентября.
Средние праздники:
- Новолетие — 14 сентября;
- Явление иконы Богородицы Неопалимая Купина — 17 сентября;
- Память преподобного Сергия Радонежского — 8 октября;
- Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября;
- Праздники в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы — 4 ноября;
- Праздник явлению иконы Богородицы «Всем скорбящим радость» (у безпоповцев нет этого праздника) — 6 ноября;
- Память великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября;
- Собор архангела Михаила — 21 ноября;
- Память святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября;
- Знамение Богородицы в Великом Новгороде — 10 декабря;
- Память святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца — 19 декабря и 22 мая;
- Собор Пресвятой Богородицы — 8 января;
- Обрезание Господне — 14 января;
- Память святителя Василия Великого — 14 января;
- Собор Иоанна Предотечи — 20 января;
- Память святителя Григория Богослова — 7 февраля;
- Память трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — 12 февраля;
- Праздник в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи — 9 марта (8 марта в високосный год);
- Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта;
- Память явлению Феодоровской иконы Божией Матери — 27 марта; 29 августа; во вторую неделю Великого поста «по уставу Успенского собора Московского Кремля»;
- Похвала Пресвятой Богородицы — суббота пятой недели Великого поста;
- Лазарева суббота — подвижный праздник накануне Вербного воскресения, за 8 дней до Пасхи;
- Память великомученика Георгия — 6 мая;
- Преполовение Пятидесятницы — подвижный праздник в среду, через три с половиной недели после Пасхи;
- Отдание Пасхи — подвижный праздник на 40-й день после Пасхи, накануне Вознесения Господня;
- Празднование сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы — 3 июня, 6 июля, 8 сентября;
- Третье обретение главы Иоанна Предотечи — 7 июня;
- Явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля;
- Положение Ризы Господней — 23 июля;
- Память пророка Илии — 2 августа;
- Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской — 10 августа;
- Происхождение Честного Креста — 14 августа;
- Толгская икона Пресвятой Богородицы — 21 августа;
- Перенесение Нерукотворенного Образа — 29 августа;
- Донская икона Пресвятой Богородицы — 1 сентября.
Малые праздники:
- Преподобный Александр Свирский
- Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский
- Святые князья Ярославские Феодор, Давыд и Константин
- Святые Богоотцы Иоаким и Анна
- Св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
- Преподобная Анна Кашинская
- Святые мученики Киприан и Иустина
- Святые чудотворцы и бессребреники Козьма и Дамиан
- Преподобный Варлаам Хутынский
- Блаженный Максим, Христа ради юродивый
- Святой благоверный князь Александр Невский
- Святая великомученица Екатерина
- Святая великомученица Варвара
- Преподобная София Суздальская
- Святая мученица Татиана Римская
- Преподобный Максим Грек
- Преподобный Никита Столпник
- Преподобный Пафнутий Боровский
- Преподобный Димитрий Прилуцкий
- Святой благоверный князь Даниил Московский
- Преподобный Феодосий Печерский
- Преподобный Нил Сорский
- Преподобная Евфросиния Полоцкая
- Святитель Леонтий Ростовский
- Святитель Никита, епископ Новгородский
- Преподобный Дионисий Глушицкий
- Преподобный Кирилл Белозерский
- Преподобный Паисий Великий
- Святые Петр и Феврония
- Святая княгиня Ольга
- Преподобный Стефан Махрищский
- Святой князь Владимир
- Святые князья Борис и Глеб
- Блаженный Василий Московский
- Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
- Блаженный Лаврентий Калужский
Праздники церковные и праздники государственные
Религиозные праздники, берущие начало в далёком прошлом, несмотря на их «общественность», популярность в народе, оставляют в душе чувство какой-то интимной радости, так характерное для личных праздников и совершенно несвойственное государственным, гражданским праздникам. В России до 1925 года Пасха и все двунадесятые праздники, православные по своей сути, были и государственными, гражданскими праздниками. В настоящее время, когда в нашем государстве провозглашено равенство религий и их независимость от государства, только Рождество Христово объявлено выходным днём и празднуется, как государственный праздник. Это, конечно, не делает Рождество Христово главным православным праздником (каким Рождество, кстати, является для остальных, неправославных, христиан). Праздником праздников для православных старообрядцев была и остаётся Пасха, Светлое Христово Воскресение. И празднуется Пасха в России не в пример шире остальных праздников. Но, согласно традиции, она всегда празднуется в воскресенье, так что государственным праздником она не стала.
В 2005 году учрежден российский государственный праздник День народного единства — 4 ноября. Православные в этот день отмечают явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы, благодаря заступничеству которой, по преданию, ополченцы в 1612 году под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержали победу над поляками. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича церковный праздник Казанской иконы Богородицы приобретает статус государственного. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась, и вот вновь возобновилась чуть более 10 лет назад.
Думается, что всяческое поддержание традиции отмечания старинных религиозных праздников помогает нам осознавать себя частью народа, частью великой культуры. Заставляет задумываться о вечных ценностях, которые, впрочем, часто не кажутся нам заслуживающими внимания, пока мы молоды, но которые неизбежно влекут нас по мере взросления. Помогает сопротивляться волне всей той грязи, которую льют в души людей, особенно молодых, телевидение и другие СМИ.
Деление праздников и времен церковных на различные категории
В зависимости от того, чьей памяти посвящаются те или иные праздники, они могут разделяться на следующие категории:
1) Господские (в честь Спасителя);
2) Богородичные;
3) святоугоднические.
Содержание праздника не всегда позволяет отнести его к той или иной вышеозначенной категории. Так, например, праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном Уставе двойственный, господско-богородичный, статус.
Праздники и времена церковные разделяются также:
1) на неподвижные (не переходящие), празднование которых установлено в одно определенное число месяца, независимо от дня недели;
2) на подвижные (переходящие), празднование которых совершается в определенные дни недели и зависит от дня празднования Пасхи.
Изменяемые молитвословия и песнопения неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее (под соответствующим месяцем и числом). Чинопоследование «подвижного цикла» содержится в двух книгах: Триоди постной и Триоди цветной. Постная Триодь обнимает собой период приготовления к Пасхе, то есть Великий пост и подготовительные к нему недели, а Цветная – Светлую и послепасхальные седмицы. Эти богослужебные тексты могут помещаться также в «праздничных» богослужебных сборниках и отдельных изданиях.
По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на:
1) Великие;
2) средние;
3) малые.
Они различаются между собою составом богослужения, который регламентируется 47-й главой Устава. Чем «больше» праздник, тем больше песнопений и молитвословий включает в себя богослужение в этот день.
К Великим праздникам относятся, во-первых, все Двунадесятые праздники.
1. Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября.
2. Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября.
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря).
4. Рождество Христово 25 декабря (7 января).
5. Крещение Господне, или Богоявление 6 (19) января.
6. Сретение Господне 2 (15) февраля.
7. Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля).
8. Вход Господень в Иерусалим – шестое (последнее) воскресенье Великого поста.
9. Вознесение Господне – сороковой день после Пасхи.
10. Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день от Пасхи.
11. Преображение Господне 6 (19) августа.
12. Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа.
Как видно из приведенного списка двунадесятые праздники бывают как неподвижными, так и подвижными. Неподвижными являются: Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение Господне, или Богоявление 6 (19) января, Сретение Господне 2 (15) февраля, Преображение Господне 6 (19) августа, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа, Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября, Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря).
Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим – шестое (последнее) воскресенье Великого поста, Вознесение Господне – сороковой день от Пасхи, Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день от Пасхи.
Богородичными Двунадесятыми являются следующие неподвижные праздники:
1) Рождество Пресвятой Богородицы (8 (21) сентября);
2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября (4 декабря));
3) Успение Пресвятой Богородицы (15 (28) августа).
Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта (7 апреля)) имеет двойственный, господско-богородичный, статус. То же и с праздником Сретения Господня (2 (15) февраля), который содержательно является Господским, но отнесен к Богородичным по построению (уставу) богослужения.
Господскими Двунадесятыми являются следующие неподвижные праздники:
1) Рождество Христово (25 декабря (7 января));
2) Богоявление (Крещение Господне) (6 (19 января));
3) Преображение Господне (6 (19) августа);
4) Воздвижение Креста Господня (14 (27) сентября).
Подвижные Двунадесятые праздники только Господские:
1. Вход Господень во Иерусалим;
2. Вознесение Господне;
3. Пятидесятница.
Число Великих праздников не ограничивается только Двунадесятыми. Кроме них к Великим праздникам относятся следующие.
1. Обрезание Господне.
2. Рождество Иоанна Предтечи.
3. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
4. Усекновение главы Иоанна Предтечи.
5. Покров Пресвятой Богородицы (является Великим праздником только в Русской Православной Церкви).
Средние праздники в свою очередь подразделяются еще на две категории:
1) имеющие, как и Великие праздники, бдение (в богослужебных книгах обозначаются красным крестом в полукруге);
2) имеющие полиелей (в богослужебных книгах обозначаются красным крестом).
К средним праздникам первого типа относятся дни празднования памяти святых и икон Пресвятой Богородицы, сугубо чтимых Святой Церковью.
1. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (5 (18) июля и 25 сентября (8 октября)).
2. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 (21) мая и 26 сентября (9 октября)).
3. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 (21) ноября).
4. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (9 (22) мая и 6 (19) декабря).
5. Пророка Илии (20 июля (2 августа)).
6. Великомученика и целителя Пантелеймона (27 июля (9 августа)).
7. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа (8 сентября)).
8. Казанской иконы Пресвятой Богородицы (8 (21) июля и 22 октября (4 ноября)).
9. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария Московских и всея России чудотворцев (5 (18) октября).
10. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января (12 февраля)).
11. Преподобного Серафима Саровского чудотворца (2 (15) января и 19 июля (1 августа)).
Существует деление средних праздников на общие, одинаково торжественно отправляемые во всех храмах, и местные, празднуемые только в конкретных епархиях.
К местным праздникам относятся:
1) престольные (храмовые) праздники;
2) праздники в честь местно чтимых икон или святых.
Малые праздники бывают также двух видов и отличаются друг от друга торжественностью богослужения.
1. Малые праздники первого вида обозначаются в Типиконе знаком три красных точки в красной скобке. Их богослужение включает в себя великое славословие, которое поется в конце утрени.
2. Малые праздники второго вида обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине. Служба этих праздников получила название «шестеричной», так как в последовании вечерни по Уставу нужно петь 6 стихир святым на «Господи воззвах» из Минеи.
Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседневную) службу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
https://ria.ru/20221027/kalendar-1827351964.html
Православный календарь на 2023 год: даты праздников и постов
Церковные праздники на 2023 год: православный календарь на каждый день в России
Православный календарь на 2023 год: даты праздников и постов
В церковном календаре существуют различные памятные даты, связанные с ветхозаветной и новозаветной историей, в которые проводятся особенно торжественные… РИА Новости, 31.01.2023
2022-10-27T20:15
2022-10-27T20:15
2023-01-31T18:58
религия
россия
русская православная церковь
иисус христос
иерусалим
праздники
православие
религиозные праздники
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/07/1592228072_0:265:3072:1993_1920x0_80_0_0_08e49303587dbe0ac100f960ee34315c.jpg
МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. В церковном календаре существуют различные памятные даты, связанные с ветхозаветной и новозаветной историей, в которые проводятся особенно торжественные богослужения. Какие церковные праздники будут отмечать православные в России в 2023 году, на какие дни приходятся посты и особое поминовение усопших, когда не стоит планировать венчание, — в материале РИА Новости.Православный календарьПрактически каждый день православного христианина ознаменован каким-либо праздником, посвященным событиям Ветхого и Нового Завета. Это важные вехи из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, а также дни памяти святых угодников. Церковные праздники имеют несколько степеней торжественности, самым большим и светлым событием является Пасха — это праздник праздников, имеющий особый статус и самую торжественную службу. Ее дата переходящая и определяется по лунному календарю, попадая в период с 4 апреля по 8 мая, каждый год она уникальна. Главные праздники церковного года — двунадесятые (имеют такое название потому, что их всего двенадцать), к ним относятся:Далее по торжественности идут великие недвунадесятые праздники:Также существуют средние и малые праздники. Годовой круг богослужений в христианской церкви начинается 1 сентября, в православном календаре все события располагаются в соответствии с ним. Благодаря календарю верующие могут заранее подготовиться к празднованиям, определить, на какие дни приходятся посты, узнать о днях особого поминовения усопших.Великие праздникиВеликие — наиболее значимые, к ним относится Пасха, двунадесятые и недвунадесятые праздники. Тематически они делятся на Господские (посвященные жизни Иисуса Христа), Богородичные (связанные с Девой Марией) и дни памяти святых. По литургическому принципу они могут быть переходящими (дата которых зависит от даты Пасхи) и непереходящими (всегда выпадающими на определенное число месяца). Обычно двунадесятые праздники и Пасха имеют дни предпразднства (один или несколько дней перед наступлением праздника, когда начинают читать молитвы, посвященные грядущему событию), попразднства (период, когда церковь продолжает вспоминать ушедший праздник) и отдание праздника (последний день попразднства, в который происходит богослужение, практически идентичное праздничному. Кроме того, некоторые Господские праздники предваряются и заключаются особыми субботними и воскресными днями, а накануне обязательно совершается Всенощное бдение.ДвунадесятыеДвенадцать наиболее важных праздников годового богослужебного круга после Пасхи, связанных с евангельской историей.ПереходящиеС древних времен особенно выделялись праздники, посвященные некоторым событиям библейской истории. До X века их было меньше двенадцати, потом стало больше, причем состав их изменялся. Окончательно количество и перечень сформировался лишь в XVI–XVII веках, а словосочетание «двунадесятые праздники» стало упоминаться в Русской православной церкви в середине XVII века, до этого они назывались Господскими. В эти дни богослужения отличаются особой торжественностью, в 2023 году даты великих двунадесятых переходящих праздников приходятся на:Кроме того, к дате Пасхи привязано начало Великого (за 48 дней до Пасхи) и Петрова поста (через неделю после Троицы).НепереходящиеНе все даты праздников соответствуют евангельской хронологии, некоторые из них были установлены церковью в определенные дни для того, чтобы отвлечь людей от языческих верований. Например, Преображение Господне, которое в соответствии с Библией произошло до Пасхи, празднуется позже ее (19 августа), на эту дату приходилось окончание сбора винограда в Средиземноморье и начало языческих вакханалий.К непереходящим великим двунадесятым праздникам относятся:НедвунадесятыеВажные праздники, не относящиеся к двунадесятым, называют недвунадесятыми. Они немного уступают по торжественности и не все имеют предпразднества и попразднества. Все они отмечаются в определенную дату и относятся к непереходящим. Сложившийся церковный устав указывает на следующие недвунадесятые праздники:В некоторых канонических книгах среди великих недвунадесятых праздников упоминаются также:Церковные постыСмысл христианского поста — защитить себя и своих близких от искушения дьявола, это добровольное воздержание не просто от пищи, но и от дурных поступков и мыслей, борьба со своими душевными страстями. Верующий должен не просто поститься, а вести себя праведно и много молиться, лишь тогда его душа будет очищена. В эти дни миряне воздерживаются от пищи животного происхождения, особенно усердно молятся, стараются не грешить. В православной церкви существуют многодневные и однодневные посты.МногодневныеК многодневным относятся:ОднодневныеК однодневным постам относятся традиционные постные дни среды и пятницы (кроме Сплошных седмиц и Святок), а также:Сплошные седмицыВ течение всего года православные держат пост по средам и пятницам, помня о предательстве Иуды и страданиях Иисуса на кресте. Но есть недели, в которые эти однодневные посты отменяются, всего таких в церковном календаре пять, в 2023 году они приходятся на январь, февраль, апрель и июнь:Это недели, посвященные подготовке к длительному посту, или послабление после него.Дни поминовения усопшихПоминать усопших можно в любой день, но православной церковью установлены особые даты, в которые это делать не только можно, но и нужно. Обычно в храмах накануне таких дней совершается панихида, у утром — заупокойная Литургия, поминаются все умершие благочестивые христиане и те, кто погиб не своей смертью и не упокоен по христианским обычаям. В 2023 году это:Запрет на венчаниеТаинство венчания не совершается:Это связано с запретом на пиршества, плотские утехи и мирские празднества.
https://ria.ru/20221027/kalendar-1827228204.html
https://ria.ru/20221018/prazdniki-1824905701.html
https://ria.ru/20210620/troitsa-1737621351.html
https://ria.ru/20221014/pokrov-1823819162.html
https://ria.ru/20220619/posty-1796304285.html
https://ria.ru/20221027/post-1827324541.html
https://ria.ru/20220828/uspenie-1812321235.html
https://ria.ru/20220503/radonitsa-1785526889.html
россия
иерусалим
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/07/1592228072_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_463d9c386dbe923ae3cd54e0e24c0bb9.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, русская православная церковь, иисус христос, иерусалим, праздники, православие, религиозные праздники, религия
Религия, Россия, Русская православная церковь, Иисус Христос, Иерусалим, праздники, Православие, Религиозные праздники, Религия
- Православный календарь
- Великие праздники
- Двунадесятые
- Недвунадесятые
- Церковные посты
- Многодневные
- Однодневные
- Сплошные седмицы
- Дни поминовения усопших
- Запрет на венчание
МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. В церковном календаре существуют различные памятные даты, связанные с ветхозаветной и новозаветной историей, в которые проводятся особенно торжественные богослужения. Какие церковные праздники будут отмечать православные в России в 2023 году, на какие дни приходятся посты и особое поминовение усопших, когда не стоит планировать венчание, — в материале РИА Новости.
Православный календарь
Практически каждый день православного христианина ознаменован каким-либо праздником, посвященным событиям Ветхого и Нового Завета. Это важные вехи из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, а также дни памяти святых угодников. Церковные праздники имеют несколько степеней торжественности, самым большим и светлым событием является Пасха — это праздник праздников, имеющий особый статус и самую торжественную службу. Ее дата переходящая и определяется по лунному календарю, попадая в период с 4 апреля по 8 мая, каждый год она уникальна.
Главные праздники церковного года — двунадесятые (имеют такое название потому, что их всего двенадцать), к ним относятся:
-
—
Рождество Христово,
-
—
Крещение Господне, или Богоявление,
-
—
Сретение,
-
—
Благовещение,
-
—
Вход Господень в Иерусалим,
-
—
Вознесение Господне,
-
—
Праздник Святой Троицы,
-
—
Преображение Господне,
-
—
Успение Богородицы,
-
—
Рождество Богородицы,
-
—
Воздвижение Креста Господня,
-
—
Введение во храм Богородицы.
Далее по торжественности идут великие недвунадесятые праздники:
-
—
Обрезание Господне,
-
—
Рождество Иоанна Предтечи,
-
—
Собор апостолов Петра и Павла,
-
—
Усекновение главы Иоанна Предтечи,
-
—
Покров Богородицы.
Также существуют средние и малые праздники. Годовой круг богослужений в христианской церкви начинается 1 сентября, в православном календаре все события располагаются в соответствии с ним. Благодаря календарю верующие могут заранее подготовиться к празднованиям, определить, на какие дни приходятся посты, узнать о днях особого поминовения усопших.
Великие праздники
Великие — наиболее значимые, к ним относится Пасха, двунадесятые и недвунадесятые праздники. Тематически они делятся на Господские (посвященные жизни Иисуса Христа), Богородичные (связанные с Девой Марией) и дни памяти святых. По литургическому принципу они могут быть переходящими (дата которых зависит от даты Пасхи) и непереходящими (всегда выпадающими на определенное число месяца). Обычно двунадесятые праздники и Пасха имеют дни предпразднства (один или несколько дней перед наступлением праздника, когда начинают читать молитвы, посвященные грядущему событию), попразднства (период, когда церковь продолжает вспоминать ушедший праздник) и отдание праздника (последний день попразднства, в который происходит богослужение, практически идентичное праздничному. Кроме того, некоторые Господские праздники предваряются и заключаются особыми субботними и воскресными днями, а накануне обязательно совершается Всенощное бдение.
Двунадесятые
Двенадцать наиболее важных праздников годового богослужебного круга после Пасхи, связанных с евангельской историей.
С древних времен особенно выделялись праздники, посвященные некоторым событиям библейской истории. До X века их было меньше двенадцати, потом стало больше, причем состав их изменялся. Окончательно количество и перечень сформировался лишь в XVI–XVII веках, а словосочетание «двунадесятые праздники» стало упоминаться в Русской православной церкви в середине XVII века, до этого они назывались Господскими. В эти дни богослужения отличаются особой торжественностью, в 2023 году даты великих двунадесятых переходящих праздников приходятся на:
-
—
9 апреля — Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи);
-
—
25 мая — Вознесение Господне (40-й день после Пасхи);
-
—
4 июня — День Святой Троицы, Пятидесятница (50-й день после Пасхи).
Кроме того, к дате Пасхи привязано начало Великого (за 48 дней до Пасхи) и Петрова поста (через неделю после Троицы).
Не все даты праздников соответствуют евангельской хронологии, некоторые из них были установлены церковью в определенные дни для того, чтобы отвлечь людей от языческих верований. Например, Преображение Господне, которое в соответствии с Библией произошло до Пасхи, празднуется позже ее (19 августа), на эту дату приходилось окончание сбора винограда в Средиземноморье и начало языческих вакханалий.
К непереходящим великим двунадесятым праздникам относятся:
-
—
7 января — Рождество Христово;
-
—
19 января — Богоявление, или Крещение Господне;
-
—
15 февраля — Сретение Господне (через 40 дней после Рождества);
-
—
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 месяцев до Рождества);
-
—
19 августа — Преображение Господне;
-
—
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
-
—
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;
-
—
27 сентября — Воздвижение Креста Господня;
-
—
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы;
Недвунадесятые
Важные праздники, не относящиеся к двунадесятым, называют недвунадесятыми. Они немного уступают по торжественности и не все имеют предпразднества и попразднества. Все они отмечаются в определенную дату и относятся к непереходящим. Сложившийся церковный устав указывает на следующие недвунадесятые праздники:
-
—
14 января ‒ Обрезание Господне;
-
—
7 июля ‒ Рождество Иоанна Предтечи;
-
—
12 июля ‒ Святых апостолов Петра и Павла;
-
—
11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи;
-
—
14 октября ‒ Покров Пресвятой Богородицы.
В некоторых канонических книгах среди великих недвунадесятых праздников упоминаются также:
-
—
6 мая — день памяти великомученика Георгия;
-
—
21 мая — день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
-
—
26 ноября — день памяти святителя Иоанна Златоуста;
Церковные посты
Смысл христианского поста — защитить себя и своих близких от искушения дьявола, это добровольное воздержание не просто от пищи, но и от дурных поступков и мыслей, борьба со своими душевными страстями. Верующий должен не просто поститься, а вести себя праведно и много молиться, лишь тогда его душа будет очищена. В эти дни миряне воздерживаются от пищи животного происхождения, особенно усердно молятся, стараются не грешить. В православной церкви существуют многодневные и однодневные посты.
Многодневные
К многодневным относятся:
-
—
Великий пост (27 февраля — 15 апреля). Начинается за 7 недель до Пасхи и символизирует сорокадневный пост Христа перед грядущим распятием. Состоит из 40 дней поста и Страстной седмицы (недели перед Пасхой), которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса, его смерти и погребении.
-
—
Петров пост (Апостольский) (12 июня — 11 июля). Посвящен апостолам Петру и Павлу, начинается через неделю после Троицы, в разные годы продолжительность его варьируется от 8 дней до 6 недель.
-
—
Успенский пост (14 — 27 августа). Это последний из многодневных постов в церковном году, по строгости уступает только Великому.
-
—
Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Сорокадневный пост, подготавливающий тело и душу христианина к празднику Рождества.
Однодневные
К однодневным постам относятся традиционные постные дни среды и пятницы (кроме Сплошных седмиц и Святок), а также:
-
—
18 января ‒ Крещенский сочельник. Строгий пост, подготавливающий православного к празднованию Богоявления Господня.
-
—
11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча почитается православной церковью выше всех остальных святых после Девы Марии. В этот день положен строгий пост.
-
—
27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня. Пост, посвященный празднику Воздвижения Креста Господня, с которым связывается прекращение гонений на христиан в начале IV века при римском императоре Константине Великом.
Сплошные седмицы
В течение всего года православные держат пост по средам и пятницам, помня о предательстве Иуды и страданиях Иисуса на кресте. Но есть недели, в которые эти однодневные посты отменяются, всего таких в церковном календаре пять, в 2023 году они приходятся на январь, февраль, апрель и июнь:
-
—
7 — 18 января ‒ Святки;
-
—
6 — 11 февраля ‒ Мытаря и фарисея;
-
—
20 — 26 февраля ‒ Масленица;
-
—
17 — 22 апреля ‒ Пасхальная седмица;
-
—
5 — 11 июня ‒ Троицкая седмица.
Это недели, посвященные подготовке к длительному посту, или послабление после него.
Дни поминовения усопших
Поминать усопших можно в любой день, но православной церковью установлены особые даты, в которые это делать не только можно, но и нужно. Обычно в храмах накануне таких дней совершается панихида, у утром — заупокойная Литургия, поминаются все умершие благочестивые христиане и те, кто погиб не своей смертью и не упокоен по христианским обычаям. В 2023 году это:
-
—
18 февраля ‒ Суббота мясопустная (Вселенская родительская);
-
—
11 марта ‒ Суббота 2-й седмицы Великого поста;
-
—
18 марта ‒ Суббота 3-й седмицы Великого поста;
-
—
25 марта ‒ Суббота 4-й седмицы Великого поста;
-
—
25 апреля ‒ Радоница;
-
—
9 мая ‒ Поминовение усопших воинов;
-
—
3 июня ‒ Суббота Троицкая.
Запрет на венчание
Таинство венчания не совершается:
-
—
по вторникам, четвергам (в связи с однодневными постами) и субботам (так как это день накануне малой Пасхи — воскресенья) ;
-
—
накануне двунадесятых, храмовых, великих и престольных храмовых праздников;
-
—
во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;
-
—
на Сырную седмицу, продолжение Святок и Светлую (Пасхальную) седмицу;
-
—
в кануны и дни строгих однодневных постов: Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня.
Это связано с запретом на пиршества, плотские утехи и мирские празднества.