Стихи на праздник джеоргуыба

сценарий мероприятия

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ДЖЕОРГУЫБА»

Оформление сцены: плакат, выставка книг, доклады детей, надписи с высказываниями о празднике.

Звучит песня «Бᴂрᴂгбоны зарᴂг»

Вед.1. Уæ бон хорз ,нæ зынаргъ уазджытæ æмæ нæ бæрæгбоны архайджытæ. Зæрдиагæй уын арфæ кæнæм æмæ уæ  хонæм нæ бæрæгбонмæ.

Вед.2. Добрый день, уважаемые гости и участники нашего праздничного мероприятия! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей любимой школы, и приглашаем окунуться в атмосферу праздника, наиболее почитаемого в Осетии — Джеоргуыба.

Вед.1. В традиционной культуре и религии осетин центральное место занимает праздник. Джеоргуыба — самый любимый праздник у народа Осетии. В празднованиях участвуют представители всех национальностей, которые населяют республику. Этот праздник длится в течение недели. Накануне праздника в воскресенье, по старинной традиции, закалывается животное для жертвоприношения. Это может быть бык или баран, в зависимости от размаха празднования, и этот день так и зовут «День закалывания быка» — Галᴂргᴂвдᴂн.

Вед.2. В первый понедельник Джеоргуыба отмечается в семейном кругу. К праздничному столу подаются три традиционных пирога и голова заколотого животного, и после произнесения главой семьи молитвы, все мужчины усаживаются за столом. Женщины не принимают участие в празднованиях вместе с мужчинами, их место за отдельным столом.

(Звучит мелодия, на сцену выходят три мальчика – в руках три пирога, ребра, пиво. Произносится молитва – (Алан)

Вед.1. Иунæг бæрæгбон дæр ирон адæмы хсан афтæ никуы ацыд, цæмæй дзы ма уа ирон хъазт æмæ зард.

Вед.2. Язык музыки и танца не нуждается в переводчиках. Чтобы их понять, нужно лишь страстное сердце и чуткая душа.

(Хонгæ кафт )

Вед.1. Мæ Ирыстон! Ахæм бæстᴂ дунейыл кæм ис? Диссаджы адæм дзы уарзонæй цæрыц. Ирæттæ хохы дзуæрттæм кувынц. Кæхцыты бонты Хуыцæуттимæ дзурынц. ДЖЕОРГУЫБАмæ æнхъæлмæ касынц.

( читают стихотворение)

Æрхæццæ та нæм ногæй

Джеоргуыбайы бон

Бæгæныйæ,æрвонгæй

Ыссарæм ын йæ ном

Æртæ чъирийы, кусарт

Мах дзуары бон кæнæм

Сыгъдæг зæрдæйæ кувæм

ÆХХУЫС КÆНÆД ЛÆГÆН!

Нæ амонд нын кæн фидар,

Нæ фыдбылыз нын саф

Нæ Ир куыд уа сæрибар

Гъе, уый дæ курæм мах!

Вед.2. Осетинской песни аромат и танца сдержанность и слад смотреть и слушать мы подряд готовы час, а может пять.

Вед.1. «Благодарю судьбу свою за то, что на этот свет родился Осетином» — так сказал Коста Хетагуров, которого по гениальности приравнивают к Леонардо да Винчи и А.С. Пушкину. Именно он воспел красоту родного края.

Стихотворение. – Абкарова А.

(песня в исполнении 6 «А» класса)

Вед.2. Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, опускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте и буйному травостою альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники — все это создает удивительную по красоте картину.

Вед.1. А Терек? Можно часами стоять на его берегу, не в силах оторвать взгляда от бешеного бега воды. И уже невозможно представить себе этого края без реки, придающей ему неповторимую живописность и красоту. Удивительная мозаика красок, неповторимый аромат благоуханной природы заполняют ущелья и долины! Рядом с такой красотой невольно и люди, которым Богом дано жить в этом раю, становятся красивыми.

Презентация

Вед.2. Лагты дзуар дал жизнь и Сатане, героине нартского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины. Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой «Доблестный ,«Золотокрылый». В их воображении он предстает высоким, стройным, седобородым мужчиной, восседающем на белом коне.

Вед.1. Женщины не смеют произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин». Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в его честь .

Девичий танец. (Герцен Лера)

Вед.2. Праздник в честь любимого Святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов. В последние годы Джеоргуба стал национальным осетинским праздником.

Вед.1. Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные — каждый человек мог обратиться к святому Лагты дзуар в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся.

(Дети читают стихотворение)

Он был и он есть
И он будет всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!

Нет, не изменим традициям мы!
Так же как прежде духом сильны.
Мы победим лишенья и горе,
Нас воспитали кавказские горы.

Мы гордой  Осетии дочки, сыны,

Сердце в нас бьётся, а в нём Уастырджи.
Он защищает нас много веков,
С ним не боимся коварных врагов.
Он не покинет нас никогда,
Да здравствует праздник Джеоргуыба!!!

Увидишь наш праздник
Поймёшь навсегда
Как в осетинах Вера сильна!
Как веселится наш вольный народ
Как он танцует, как он поёт.
Увидишь хоть раз
Будешь помнить всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!!!

(Звучит песня. Дети с О.В.)

ДЖЕОРГУЫБА


Мæнæ дæн, мæнæ. Уартæ сæнæфсиры фæстаг пусалтæ ратыдтон.. фæззыгон    хæдзары
бирæ куыст ис. Фæззыгон иу боны куыст зымæг дары!

 —
Уæдæ ма нæ куыстыл кыст афтыд. Ныхасы хистæртæ рахастой уынаффæ: бæрæгбоны
æрвитæн махмæ кæнæм!

Ус-
Уый фæрнæйдзаг хабар у! Нæ фæззæджы бæркад  алцæйы фаг дæр у!

Лæг-
Цы тыллæджы муртæ ма ис сисинаг, уыдон афснайын хъæуы бæрæгбоны агъоммæ!….

Ус-
Мæ цæгатмæ дæр мæ ауайын хъæуы.

Лæг-
Аааа. Кæд ма дæ цæгатмæ цæуинаг дæ, уæд февнал, февнал….!

Ус —
Адзурон чызджытæм æмæ мæм æфснайынмæ  фæкæсой! 

 
Къухæй сæм амоны. Музыкæ. Чызджытæ цыдæртæ æфснайынц зарæг заргæйæ «Фæззæг»

 Афснайдтой.
Пец авæрдтой. Хæдзары мигæнæнтæ.  Даргъ бандон. Рбацыд хæдзары хицау цалдæр
лæппуимæ.

1-аг: Уæдæ та  ныл бæрæгбон дæр дзæбæхæй æрбамбæлыд.

(иуылдæр иумæ) Табу Хуыцауæн

2-аг дзуры. Иубон,
галæргæвдæн хуыцаубоны размæ, Батраз куы саразид лæгæвзарæн хъæзтытæ. Лæппутæй
дам цæрдæгдæр чи разына, уый галæргæвдынмæ бауаддзысты.

3-аг: Æмæ дзы цытæ уыд,
цытæ?

2-аг Зæгъæм, бæндæн рæвдздæр
чи абийдзæн

4-æм: (фæгæпп кодта) Æмæ
мæнæй хуыздæр бийын  куы ничи зоны!

 Хæдзары хицау: Ма та
уæхицæй æппæлут!  Ама уæдæ уæ æз бавзарон (из-за кулис выносит веревки).
Февналут ма..  (Куы фесты, уæд сæм æркаст æмæ дзуры: Мæхи хуызæн ацы куыс ничи
кæны, фæлæ мæхи хуызæн кæм и, кæм? (Адæммæ дзуры) Ахæссон сæ. Хæдзары алцы дæр
бахъæуы!

 Лæппу: Цавæр ерыс ма дзы
уыд?

  — Кау быйын. Чи дам кау
сбийа рæвдздæр, уымæ æрхаудзæн дзыккайæн йæ сойджындæр!

Лæппу:

 — Ама уæдæ. Бацархайæм.  Æз
кау быйын цæуыны разæй базыдтон!

Хæдзары хицау: Хиппæлойы
хъус арæхдæр ивазынц. Нæ зоныс æмæ ма дзур

Лæппу: Чи нæ зоны? А сæрæн
лæппу айкæй судзин фелвасдзæн, айк та ис чыргъæды, чыргъæд та бæласыл, бæлас та
уартæ Хъæриуы хохы цъуппыл…

 Хæдзары хицау: Ама уæдæ,
ама..

Лæппу: Чи ма мемæ?
Февнæлдтайм…

 Ерыс райдыдта.

 Хæдзары хицау: Уæллæй, тынг
цæрдæг стут.. (Адæммæ та дзуры) Адон дæр мæ бахъæудзысты.. фæстейы сæ
æрывæрдта.

 Чи фæхæрд уый дзуры:

 Ама уæдæ къухæйхæцыны ерысы
та чи фæфыццаг уыдзæн?

(Кафæг лæппу фæхæрд æмæ йæм
иннæ дзуры:

Мæнæ бæрæгбоны фендзынæ,
цæрдæг чи у уый. Кафыны фæзмæ иу бæттæнимæ  æмæ кауимæ рацæут!

Иннæ: æмæ æз дæуæй æвзæрдæр
дæн кафты?

Лæппу: О, чъегърейæн уый
тыххæй фæлæгъстæ кæныс, цæмæй дæ кафты ма рахона

Лæппу: Цы загътай? Цæй уæдæ
кафыны  дæр нæхи бавзарæм, кæддæра уым та чи фæуыдзæн фыццаг?

 Кафыны ерыс. Тагъд кæфтытæ.

 Хæдзары хицау: Уый цавæр
чъылиппытæ сты? Рыгбадæнтæ. Не фсин, рахиз ма. Иу уæздан кафт. Хонгæ.

 Æфсин: Ацыдтæн æз, нырма мæ
ме ссад балуарын хъæуы..

Æрбадтысты та бандоныл.

 Хæдзары хицау: Куыд кæсын,
афтæмæй бæрæгбонмæ иууылдæр тынг цæттæ стут, мæнæ цæрдæг лæппутæ.

 1-аг: Æмæ куыд нæ уæм
цæттæ?

     
Ирон адæмы кадджындæр æмæ дзаджджындæр бæрæгбæттæй иу
у Джеоргуыба!.Фæззæджы фæстаг мæйы æртыккаг хуыцаубоны райдайы æмæ ахæссы къуыри. Хуыцаубоны йæ райдайынц,галтæ чи фергæвды, уыдон. 
Уыцы бон хонгæ дæр кæнынц Галæргæвдæн хуыцаубон. Къуырисæры 
изæрæй та вæййы Уастырджимæ кувæн æхсæв, дыккаг хуыцаубоны – Уастырджийыл фæдзæхсæн бон æмæ йæхæдфæстæ къуырисæры изæрæй – Джеоргуыбайы бæрæгбон æрвитæн æхсæв.

2аг:Къуырийы дæргъы ирон адæм фæбадынц бæрæгбоны фынгтыл, сæ
кадджын уазджытæ вæййынц, семæ
иннæ адæмтæй хæларæй чи цæры, уыдон дæр.

Джеоргуыбайы хæдфæстæ фæуазалтæ кæны, æмæ адæмы’хсæн баззад ахæм 
ныхас: «Джеоргуыба мын зæгъ, æмæ дын зымæг зæгъон».

3-аг:
Джеоргуыба рагон ирон бæрæгбон  у.
Къуырийы дæргъы
иронау кувынц Уастырджимæ, дзурынц, Хуыцауы разæй рараст, къуыри Иры зæххыл зилы, нæ куывдтытæ
нын айс, зæгъгæ. Бæрæгбон æрвитæн æхсæв дæр та, Хуыцауы размæ сæ
 куывдтытимæ, курдиæттимæ,фæндараст кæнынц сыгъзæрин базыр 
Уастырджийы.

 Æрхæццæ
та нæм ногæй

Джеоргуыбайы
бон

Бæгæныйæ,æрвонгæй

Ыссарæм
ын йæ ном

Æртæ
чъирийы, кусарт

Мах
дзуары бон кæнæм

Сыгъдæг
зæрдæйæ кувæм

ÆХХУЫС
КÆНÆД ЛÆГÆН!

Нæ
амонд нын кæн  фидар,

Нæ
фыдбылыз нын саф

Нæ
Ир куыд уа сæрибар

Гъе
уый дæ курæм мах!

 Хæдзары
хицау: Цæуыт ныр æмæ æрхонут нæ сыхбæсты!

Иууылдæр
ацыдысты

Хæдзары
хицау:  Не фсин! Æрхæццæ бæрæгбоны æрвитæн бон! Дæ чъиритæ цæттæ нæма сты?

 Æфсин:
Алцы дæр цæттæ у! Ныртæккæ фæдзурон сыхы чызджытæм.

Дзуры
сæм.

 Фынг
æмбырд кæнынц.

Музыка

 Хæдзары
хицау дзуры хистæрмæ: «Табуафси»

Хистæр
кувы.

Хæдзары
хицау: Хорз бæрæгбæттæ уыл кæнæд! Алы аз дæр уыл дзæбæхæй æмбæлæд ацы бæрæгбон!
Нæ ног фембæлдмæ!

Джеоргуба

Джеоргуба — Осетинский народный праздник .В Осетии праздник приходится чаще всего на 19-21 ноября и длится в течение недели, ежегодно в конце ноября, с понедельника до следующего понедельника.
Он посвящён особо почитаемому осетинами святому Георгию (Уастырджи)- покровителю путников ,защитнику бедных ,наставнику молодёжи.
Это самый любимый праздник у народа Осетии, который отмечают, впрочем, лишь мужчины.Женщины не произносят его имя, а называют «Покровитель мужчин». Люди наделили любимое…
Читать полностью

18.11.13 10:54



2

 


0

 

Открытый классный час «Джеоргуыба-
народный осетинский праздник»

http://faboroxy.com/index.php?q=aHR0cDovL3M0MS5yYWRpa2FsLnJ1L2kwOTQvMTAwNi8zMi9jOWI5NTdkMzM5YTMuanBn

Цели:

— приобщение воспитанников  к традиционной

народной культуре посредством народных праздников;

 развивать
интерес к малой Родине; традициям Осетии.

 воспитывать
у ребенка чувство любви и привязанности к дому, родной улице, городу.

-патриотическое воспитание детей.

Задачи:

— рассказать об истории возникновения народного
осетинского праздника, об особенностях и обычаях праздника.

Воспитанники смотрят презентацию о Северной
Осетии.

                         Ведущий 1: «Благодарю судьбу свою за то, что на
этот свет родился Осетином»
 — так сказал Коста
Хетагуров, которого по гениальности приравнивают к Леонардо да Винчи и А.С.
Пушкину. Именно он воспел красоту родного края.

Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы,
покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие
ущелья, светлые зеленые долины, ледники, опускающиеся прямо к заповедным лесам,
неповторимые по своей красоте и буйному травостою альпийские луга, звенящие
хрустальной чистотой стремительные родники — все это создает удивительную по
красоте картину. А Терек?

Рядом с такой красотой невольно и люди, которым Богом
дано жить в этом раю, становятся красивыми.

                    Педагог-организатор: Как
вы уже догадались ребята, сегодня, мы будем праздновать наш народный
праздник «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин». Мы узнаем о истории
возникновения этого праздника, об особенностях и обычаях празднования. Мы
хотим, чтобы вы ещё больше гордились и любили свою малую Родину.

                    Ведущий
2: 
Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо
почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей занимает
Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных,
наставник молодежи.

Олицетворением этих праздников воистину являются
танцующие в плавном танце парни и девушки в танце «Симд».

                                                    танец «Симд» в исполнении ансамбля «Алания»

                 Ведущий
2:
 Осетин, где бы он ни был
и чтобы с ним не случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уже
за приветственным столом или свадебным столом второй тост непременно произносят
во славу покровителя мужчин. Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого
прошлого, от наших предков — Нартов. Он дал  жизнь и  Сатане, героине нартского
эпоса, которая является олицетворением мудрости и красоты женщины.

Кто такой Уастырджи? Как известно,
праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых нашей нации. Это великий
Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым
Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет
собой покровителя мужчин, путешественников и воинов. Скорее всего, такое
отношение к Уастырджи основывается непосредственно на том, что святой жил точно
так же, как и остальные люди. Он вел привычный образ жизни, был горцем. Еще до
смерти сделал много хорошего. Являясь посланником Всевышнего, он всегда
наставлял на истинный путь каждого, кто к нему обращался.

стихи Лены Лавровой «Праздник Джеоргуыба- народный
осетинский праздник».

Он
был и он есть 
И он будет всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!

Нет не изменим традициям мы!
Так же как прежде духом сильны.
Мы победим лишенья и горе,
Нас воспитали кавказские горы.
Южной Осетии дочки сыны,
Сердце в нас бьётся, а в нём Уастырджи.

Он защищает нас много веков,
С ним не боимся коварных врагов.
Он не покинет нас никогда,
Да здравствует праздник Джеоргуыба!!!

Увидишь хоть раз
Будешь помнить всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!!!

Ведущий 1:  Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а
чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи»,
«Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он
предстает высоким, стройным, седобородым мужчиной, восседающем на белом коне.

Женщины не смеют произносить его имя, обращаются к
нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин».

Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения,
где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас,
Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, Святилище Дигорского Уастырджи и святилище
Джер.

                                                  танец «Хонга».

Ведущий 2: Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже
месяц, на который приходится его праздник, называли «Джеоргубайы май» — месяц
Джеоргуба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит
название — «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится
на 19 — 21 ноября.

Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого
откармливают к этому дню. Праздник, как мы уже отметили, длится неделю — с
воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргубы:
накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручают его
попечительству свою семью, просят здоровья и счастья младшему поколению,
высказывают пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими
почестями.

Во время празднования непосредственно
за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают
за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения
тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее
члена в частности.

1 куывд.                                                          
ÆРТÆ ЧЪИРИЙЫ КУВГÆЙÆ 

-Хуыцау, табу
дæуæн!

-Оммен, Хуыцау!

-Хуыцау,баххуыс нын кæн!

-Дунескæнæг,,зæххыл
дын зын ницы у,

Куыд
раст стæм., куыд сыгъдæгзæрдæйæ дæм
куывæм,

Ахæм
сыгъдæг æмæ нын раст цард ратт.

_-Оммен, Хуыцау!

_Ацы
кувинæгтæ дæу тыххæй сты ,

Æмæ
хуыздæр кæй кувинаг æмæ курдиат райстай

Уый æмбал
нæ фæкæн!

Дæ
кувæг адæм стæм ,

Æмæ
нын нæ зæрдæйы маст макуы бауадз.

Хъæлдзæг,
амондджын , æнæниз цард нын ратт.

— Оммен, Хуыцау!

-Барст  дын
фæуæнт не ртæ чъирийы!

 _-Оммен,
Хуыцау!

2.Стыр Хуыцау!

Бæрæгбон
у, æмæ ныл афæдзæй –афæдзмæ
домбайдæрæй куыд цæуа,

Уастырджийы бонтæ
сты, æмæ Уастырджи  хуыздæр ахъаз кæмæн бакодта ,

Уымæн
æмбал куыд уæм!

Сызгъæринбазыр
Уастырджи , табу дын уæд!Ацы бон дæм бирæ адæм
кувдзæн.

Æмæ
уыдонæй хуыздæр кæй куыд райсай, мах куывд дæр уый
æмбал фæкæн!

-Уастырджи !
Тыхгæнæгæй нæ бахиз!

-Уастырджи !
Нæ цот , нæ кæстæртæ – де уазæг!

Амондджын
уазджытæ нæм куыд цæуа!

Нæ
бæлццæттæ дæр – де уазæг!

-Уастырджи !
Мæгуыр лæгæн æхуысгæнæг дæ,
æмæ мах дæр дæ хорзæх уæд!

_-Оммен, Хуыцау!

3. -Стыр Хуыцау!

Нæ
кæстæртæ фылдæрæй-фылдæр куыд кæной,

Амондджынæй
–амондджындæр куыд  кæной!

_-Оммен, Хуыцау!

-Афæдзæй
–афæдзмæ  дын кусæрттæ куыд кæнæм!

Уастырджи  нын
кæддæриддæр æххуысгæнæг куыд уа.

Ахæм амонд
нæ уæд!

_-Оммен, Хуыцау!

-Хæхæй
быдырмæ  цы дзуæрттрæ ис,

Уыдон нын
кæддæриддæр æхуысгæнæг куыд уой,

Ахæм амонд
нæ уæд!

_-Оммен, Хуыцау!

-Бæркад
нæм куыд уа,

Дуне сабыр куд
уа!

_-Оммен, Хуыцау!

Ведущий 1: Как и на другие большие всенародные праздники в эту
неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину. Эти продукты в
неделю Джеоргуба не принято употреблять вообще.  

Ведущий 2: В воскресенье перед началом праздника забивают быков,
поэтому этот день называют «галæвгæрдæн».  В понедельник торжество ориентировано только на
семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога,.
Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к
празднованию.

Ведущий1: Праздник в честь любимого Святого приходится на осень, когда собран
хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб
и кувдов. В последние годы Джеоргуба стал национальным осетинским праздником.
Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме в зависимости от
материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей,
родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать
общесельские кувды.

Ведущий 2: Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается,
никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь
произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может
быть день рождения, юбилей, свадьба.

. В 1995 году Уастырджи поставили
памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что
праздник Джеоргуба в Осетии действительно почитается.

Ведущий 1: В современности женщины тоже
принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола.
Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с
остальными. Заключение Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако
есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники,
обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому
Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда
помогал нуждающимся.

Ведущий 2: Традиции и обряды праздника Джеоргуба
проводится каждый год.

Разница заключается только в том, что
не все семьи могут себе позволить большой размах. Нередки случаи, когда на
празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем
с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших
населенных пунктах.

Итог: Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако
есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники,
обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому
Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда
помогал нуждающимся. А то, что праздник Джеоргуба у осетин до сих отмечается с
большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому
подтверждение.

Учитель: Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, вам
понравилось.

-Что вам понравилось?

-Что именно?

-Что вы узнали нового для себя? Абон
нæ равдыст Джеоргуыбайы фæдыл фæцис. Нæ гыццыл
лæджы бындзæфхæдтæ, Уастырджи уæ йæ рахиз
базыры бын дарæд, рæсугъдæй рæзут,
рæствæндагыл лæуд ут,æнæнизæй,
дзæбæхæй куыд бахъомыл уат. Абон ардæм чи
æрбацыдис,стæй нæ зынаргъ уазджытæ , иу азæй
иннæ азмæ уыл рæсугъдæрæй,
хъæлдзæгдæрæй куыд цæуа,ахæм арфæ уын
Стыр Хуыцау ракæнæт.

Мировоззренческие верования осетин отражены не только в их эпосе,
ритуалах и летописях – они буквально окружают национальную жизнь в самых мелких
деталях. В том числе – и в осетинских пирогах. Здесь все имеет символическое
значение: форма, количество, способ приготовления.

Символика
формы осетинского пирога

 Осетинские пироги бывают либо круглыми, либо треугольными.
Круг – символ земли, и в то же время – знак бесконечности. При выпечке круглого
пирога принято обращаться с благодарственной молитвой к Создателю и
покровителям семейной жизни. Треугольные по форме пироги символизируют
плодородие и созидательную силу нашего мира: их, как правило, посвящают
отдельным духам-покровителям.

 Есть и еще одна разновидность формы – небольшой овал: его
пекут из остатков теста как гостинец ребенку.

Магия
чисел

 На праздничный стол в осетинском доме принято подавать три
пирога, при этом ставят их друг на друга. Это отражает трехуровневую структуру
мироздания: сверху – солнце, посередине — боги, а снизу – земля. Одновременно
три пирога олицетворяют неумолимый бег времени: вчера, сегодня и завтра сменяют
друг друга бесконечно.

 На поминках используются два пирога, символизирующих, что в
земле находится лишь тело усопшего, а его душа – уже с богами.

 Строгие правила есть и в отношении того, как нужно разрезать
осетинский пирог: делать это надо крестообразно, деля его на 4 части. Это –
четыре направления, разбегающиеся из центра мироздания: именно так и
развивается все живое. Помимо этого, числовая магия просматривается и в
следующем: 3 пирога, 4 части – получается 7. Семерка, как известно, магическое
число у многих народов, считающееся самым счастливым и гармоничным.

 Можно заметить, что круглые осетинские пироги часто режут и
на 8 частей. Что ж, неудивительно: во-первых, это дробное число от четырех, а
во-вторых, восьмисегментный круг (колесо) во многих культурах олицетворяет
солнце.

 К слову, треугольные и овальные пироги обычно не разрезают,
а разламывают руками на нужное количество частей (например, по числу членов
семьи).

Обрядовые
мотивы в приготовлении осетинских пирогов

 Пожалуй, главная традиция в приготовлении осетинских пирогов
– в том, что их делают только из натуральных и экологически чистых продуктов.

 Выпечка осетинских
пирогов
 перед большим праздником превращалась в настоящий
торжественный ритуал. Тесто месили в полном молчании; женщины должны были
прикрывать рты платками и часто мыть руки. Что-то из этого ритуала осталось и
по сей день: так, к процессу выпечки можно приступать лишь после того, как
волосы убраны под чистый платок, а все помыслы заняты только предстоящим
процессом .

РЕКОМЕНДУЕМ:

Пирог для аланов, это не просто пища. Осетинские пироги являются
особым ритуалом пира и как бы— застольной литургией Богу.

Такое отношение
к пирогам у осетин уходят корнями еще в древность, во времена скифов и аланов.
Когда основными продуктами питания в их рационе являлись сыр, зелень и злаковые
культуры. В древние времена приготовление пирогов имели свои трудности, ведь у
кочевников не всегда имелись печи и возможность приготовить выпеченный пирог
часто отсутствовала. Поэтому пироги пеклись только по особым и торжественным
случаям.

Осетинский
пирог
 — это символ. Может иметь только две формы: круглую и
треугольную. Круг является символом земли, треугольник — олицетворяет
плодородие земли, её силу и стабильность.

На
праздниках
 подаются одновременно три пирога, уложенных один на другой.
Верхний — это Бог, средний — Солнце, нижний — Земля. При принятии христианства
появились и другие олицетворения, как Божественная Троица: — Бог-Отец, Бог-Сын
и Бог — Святой Дух, т.е. уже сама трапеза стала являться значимой и что-то
напоминающее Тайную Вечере.

На траурных мероприятиях подаются только два пирога, нет пирога —
символа Солнца, так как считается что со смертью нарушена гармония Вселенной ,
вызванная переходом усопшего в царство мертвых. Поэтому здесь четное число — 2.

Пироги необходимо
разрезать особым способом и здесь свой ритуал. Режутся одновременно все три
пирога, двумя разрезами крестом. Получается восемь треугольников, а если
сложить число разрезов и количество пирогов, то 4+3 = 7. Цифра семь — это
магическая в Осетии, являющаяся символом центра Вселенной и вечной её гармонии.
Поэтому при разрезании пирогов, нельзя нарушать эту гармонию и нельзя
поворачивать блюдо с пирогами и совершать другие лишние движения.

 Говорят, что это символ единения Бога, земли и
солнца. На поминальном обеде подают лишь два из них, оставляя символ солнца для
праздников.

небо, солнце и землю.- трехмерное
строение мироздания

—Сколько пирагов бывает на праздничном столе?

—Что символизируют 3 пирога? (1.Солнце Небо  Земля

                                       
                                .Солнце Вода Земля

—Какой формы бывают пироги (Круглые- символ Земли и в то же   

                                                     время – знак
бесконечности
,;

                              треугольные-   символизируют
плодородие их, как правило,

                                                      посвящают
отдельным духам-покровителям.

—треугольные
и овальные пироги обычно не разрезают,

                                        
а разламывают руками

—Сколько
пирагов бывает на траурном столе?

—Какой
пирог убирают (
Символ
солнца

Скоько
старших бывает за праздничным  столом?

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное мероприятие на тему: «Джеоргуыбайы бæрæгбон»

Цели:

— приобщение воспитанников  к традиционной

народной культуре посредством народных праздников;

 развивать интерес к малой Родине; традициям Осетии.

 воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к дому, родной улице, городу.

-патриотическое воспитание детей.

Задачи:

— рассказать об истории возникновения народного осетинского праздника, об особенностях и обычаях праздника.

Оформление зала,  оборудование: плакат о Джеоргуыба; презентация о Джеоргуыба; рисунки по теме.

Подготовительная работа:

1.Составление сценария мероприятия.

2.Подбор музыкальных клипов и стихотворений по данной тематике.

3. Разучивание детьми стихов и песен.

4. Подготовка плаката детьми.

5. Подготовка традиционного стола с тремя пирогами и тремя рёбрами.

Ведущий 1: «Благодарю судьбу свою за то, что на этот свет родился Осетином» — так сказал Коста Хетагуров, которого по гениальности приравнивают к Леонардо да Винчи и А.С. Пушкину. Именно он воспел красоту родного края.

Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, опускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте и буйному травостою альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники — все это создает удивительную по красоте картину. А Терек? Можно часами стоять на его берегу, не в силах оторвать взгляда от бешеного бега воды. И уже невозможно представить себе этого края без реки, придающей ему неповторимую живописность и красоту. Удивительная мозаика красок, неповторимый аромат благоуханной природы заполняют ущелья и долины!

Рядом с такой красотой невольно и люди, которым Богом дано жить в этом раю, становятся красивыми.

Педагог:

Уæ бон хорз нæ хуры тынтæ! Æгас цæут нæ зынаргъ уазджытæ.Мах абон бæрæг кæнæм Джеоргуыбайы бæрæгбон æмæ уæ йæ хорзæх уæд. Джеоргуыба уы лæгты бæрæгбон æмæ уæ хæдзæртты цы нæлгоймæгтæ ис, уыдонæн æххуысгæнæг уæд,йæ рахз бызыры бын сæ бакæнæд.

Как вы уже догадались, сегодня мы будем праздновать наш народный праздник «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин». Мы узнаем о истории возникновения этого праздника, об особенностях и обычаях празднования. Мы хотим, чтобы вы ещё больше гордились и любили свою малую Родину.

Ведущий 1: Æрхæццæ та нæм сты, табу йæхицæн,Сыгъдæг бæрæгбæттæ æмæ уæ йæ хорзæх уæд.

Афæдзæй афæдзмæ ирон адæм цы бæрæгбонтæ бæрæг кæнынц,уыдонæй æппæты кадджындæр æмæ уарзондæр у Джеоргуыбайы бæрæгбон.

ДЖеоргуыба, ирон адæмы фарны бæрæгбон уы. Алы хæдзары дæр, кæмæн йæ бон куыд у, афтæ бацæттæ кæнынц сæхи бæрæгбонтыл сæмбæлынмæ æмæ сæ арвитынмæ.

Фыдæлтæй афтæ баззад æмæ йу сæ фæззæджы куыстытæ куы фесты,зымæгмæ цæттæ кæныны мæт сæ –йу куы нал уыдис,уæд кодтой Джеоргуыбайы бæрæгбонтæ.

Джеоргуыбайы кувæн бонты хъуамæ раст куывд æрцæуой ,фынгыл цы æртæ кæрдзыны æвæрд цæуы,уыдон. Æвæццæгæн , фыццаг гаджиау зхæгъын æмбæлы Стыр Хуыцауы тыххæй,Дыккаг-Уастырджийы тыххай. Уастырджи цæры уæларвы. Уымæн, æрмæстдæр уымæн ис бар Хуыцауы раз хъуыддаджы фæдыл балæууын. Ирон адæм æй хонынц дыууæрдæм минæвар,ома Хуыцауæй ирон адæмы хсæн. Æмæ Хуыцаумæ сæ курдиат бабар кæнынц уымæн, Уастырджийæн. Æртыккаг хъуамæ уа сæрмагондæй Джеоргуыбайы бæрæгбоны тыххæй.

Ведущий 2: Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей занимает Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи.

Олицетворением этих праздников воистину являются танцующие в плавном танце парни и девушки в танце «Симд».

Ведущий 2: Осетин, где бы он ни был и чтобы с ним не случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уже за приветственным столом или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин. Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков — Нартов.

Кто такой Уастырджи? Как известно, праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых этой нации. Это великий Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет собой покровителя мужчин, путешественников и воинов. Скорее всего, такое отношение к Уастырджи основывается непосредственно на том, что святой жил точно так же, как и остальные люди. Он вел привычный образ жизни, был горцем. Еще до смерти сделал много хорошего. Являясь посланником Всевышнего, он всегда наставлял на истинный путь каждого, кто к нему обращался.

Воспитанники читают стихи Лены Лавровой «Праздник Джеоргуыба- народный осетинский праздник».

Он был и он есть 
И он будет всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!
Нет не изменим традициям мы!
Так же как прежде духом сильны.
Мы победим лишенья и горе,
Нас воспитали кавказские горы.
Южной Осетии дочки сыны,
Сердце в нас бьётся, а в нём Уастырджи.
Он защищает нас много веков,
С ним не боимся коварных врагов.
Он не покинет нас никогда,
Да здравствует праздник Джеоргуыба!!!
Увидишь наш праздник 
Поймёшь навсегда 
Как в осетинах Вера сильна!
Как веселится наш вольный народ
Как он танцует, как он поёт.
Сколько огня в наших глазах.
Сколько энергии в наших словах,
Но не бросают слов громких на ветер
Южной Осетии гордые дети.
Увидишь хоть раз
Будешь помнить всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!!!

Ведущий 1: Уастырджи дал жизнь и Сатане, героине нартского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным, седобородым мужчиной, восседающем на белом коне.

Женщины не смеют произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин».

Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, Святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Танец «Хонга».

Ведущий 2: Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходится его праздник, называли «Джеоргубайы май» — месяц Джеоргуба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название — «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19 — 21 ноября.

Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого откармливают к этому дню. Праздник, как мы уже отметили, длится неделю — с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргубы: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручают его попечительству свою семью, просят здоровья и счастья младшему поколению, высказывают пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.

Ведущий 1: Фæстаг азты Джеоргуыбайы бæрæгбон ирон адæмæн сси национ бæрæгбон. Бирæ рæтты сыхбæстæ, хъæубæстæ скæнынц сыхкуывдтæ,хъæукуывдтæ.

Ирон адæм рагæй дæр сæ бæрæгбæттæн стыр аргъ кæнæнц. Уыдон сты се нусон хæзнатæ, кæцыты вдыст цæуы сæ цардыуаг. Æнусты сæрты нæм æрбахæццæ сты,цыдысты нæм фæлтæрæй-фæлтæрмæ.

Æмдзæвгæ: Кадджын,амонджын Бæрæгбон!

Мах дæумæ табу кæнæм!

Курæм ныфс, бæркад нæ зæххыл!

Зон дæ ныфсæй мах цæрæм!

Ракæс, рафæлгæс ды лардæй,

Де уазæг нæхи кæнæм.

Тæх нæргæ,рæссугъд нæ сæрты,

Мах дæуæй зон,ард хæрæм!

Ведущий 1:Раджы заманы йу адæм се ртыгай чъиритæ куывтой æртæ къахыг фынгыл. Ирон фынгыл хистæры цур æвæрд вæййы :æртæ чъирийы,сæ сæрыл æртæдзыгъон чъирийы, физонæг æмæ бæгæныйы къус.

Хистæр кувы, кæстæртæ оммен кæнынц.

Чи скувдзæн аив æмæ хуыздæр нæ бæрæгбоны æртæ чъирийы?

Воспитанники произносят молитвы Уастырджи.

Воспитанник 1: ÆРТÆ ЧЪИРИЙЫ КУВГÆЙÆ 

 — Хуыцау, табу Дæуæн! 

Дæ хорзæх нæ уæд! Кувæм дæм æмæ нын нæ куывд фæндон фæкæн! Мах дæ кæстæртæ де уазæг! Æмзонд,æнгомдзинад ныл бафтау!Хуыцау,дæ хорзæх нæ уæд! Ды нæ раттай цардмæ æмæ нæ царды рæссугъд фæндагыл аруадз. Лæгты Дзуар, рæствæндаг нæ фæкæн! Нæ тых арфæййах куыд уа,ахæм хорзæх нæ уæд! Оммен Хуыцау!

Воспитанник 2: — О Уастырджи, табу тебе!
И да будут услышаны молитвы наши с приношениями на золотых блюдах!
— Оммен, Хуыцау!
— О Уастырджи, охраняющий путников! Благоволи к нашим младшим,
Чтобы они ступали по дорогам жизни твердой стопой,
Руководствуясь крепким разумом.
— Оммен, Хуыцау!
— О могучий и славный Уастырджи! Будь к ним столь благосклонен,
Чтобы они достойно возвращались под кров, Который сегодня покидают.
— Оммен, Хуыцау!
— О Уастырджи всеведающий!
У которого даже волосы на головах наших сочтены, Обереги каждого гостя, покидающего дом этот, Чтобы он невредимым вернулся к родному очагу.
— Оммен, Хуыцау!

Воспитанник 3:

—Уастырджийы бонтæ сты, æмæ Уастырджи хуыздæр ахъаз кæмæн ракодта, 

Мах дæр уый æмбал куыд уæм, Ахæм амонд нæ уæд! 

— Оммен, Хуыцау!

Ведущий 1: Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, День Хетага и тд.) в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу — Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуба не принято употреблять вообще.  

Ведущий 2: В воскресенье перед началом праздника забивают быков, поэтому этот день называют «галэргэвдэн».Предпраздничное воскресенье так и называют – «день закалывания быка».

 В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию.

Ведущий1: Праздник в честь любимого Святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов. В последние годы Джеоргуба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельские кувды.

Ведущий 2: Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.

Однозначно можно сказать, что и сегодня любой осетин прежде, чем начать что-либо делать, всегда заручится его поддержкой. В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуба в Осетии действительно почитается. Вес памятника – 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.

Ведущий 1: В современности женщины тоже принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола. Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с остальными. Заключение Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся.

«Девичий танец».

Ведущий 2: Традиции и обряды праздника Джеоргуба проводится каждый год.

Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. Нередки случаи, когда на празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших населенных пунктах.

Итог: Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся. А то, что праздник Джеоргуба у осетин до сих отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.

Ведущий:

Абон нæ оравдыст Джеоргуыбайы фæдыл фæцис. Нæ гыццыл лæджы бындзæфхæдттæ, Уастырджи уæ йæ рахиз базыры бын дарæд, рæссугъдæй рæзут, рæствæндагыл лæуд ут,æнæнизæй, дзæбæхæй куыд бахъомыл уат. Гыццыл чызджытæ, сымах дæр Мады Майрæмы хорзæх уæд.

Абон ардæм чи æрбацыдис,стæй нæ зынаргъ кусджытæ, иу азæй иннæ азмæ ныл рæссуддæрæй,хъæлдзæгдæрæй куыд цæуа,ахæм арфæ нын тыр Хуыцау ракæнгæд.

Наше мероприятие подошло к концу.

— Вам понравилось?

-Что именно?

-Что вы узнали нового для себя?

Сценарий праздника «Джеоргуыба»!

  • Разамонæг: Фарн уæм бадзурæд æмæ фæрнæй дзаг ут уе ‘ппæт дæр. Алы адæмы историйы дæр ис йæхи бæрæгбæттæ. Ирыстон дæр хауы уыцы историмæ æмæ уы хъæздыг йæ бæрæгбæттæй. Сты тынг бирæ, уыдонмæ хауынц ахæм бæрæгбæттæ, зæгъæм Хетæджы дзуары бон, Хуыцауы дзуары бон, Уацилла, Хоры бæрæгбон, Джеоргуыба.

Ацы бæрæгбæттæм адæм тынг фенхъæлмæ кæсынц. Мах дæр нæ рæвдауæндоны абон бæрæг кæнæм нæ уарзондæр кадджындæр бæрæгбæттæй иу «Джеоргуыба».

(ДЖЕОРГУЫБАЙЫ БÆРÆГБОН КУЫД ФÆЗЫНД)

Б — Раджы кæддæр цардысты ирон лæг Джеор æмæ йæ ус – Гуыба. Иу хатт куы уыд, уæд сæм æрбахоста фæндаггон лæг. Уый та уыди Уастырджи. Уыдон æй мидæмæ рбахуыдтой, суазæг æй кодтой. Уазæг сын загъта: «Æз суанг Тæтæры бæстæйæ рараст дæн æмæ мæ сымахæй уæлдаæ ничи суазæг кодта». Джеор Гуыбайæн сусæгæй афтæ бакодта: «Ай цыдæр дзæбæх лæг у æмæ йын далыс аргæвдæм» Ус нæ разы кодта уыцы дыууæ фысæй уæлдай нæм куы ницы ис, зæгъгæ. Лæг ын загъта: «Цу ды, уæртæ дæ кæрдзынты кой кæн».

Йæхæдæг кусарт акодта. Фынг сцæттæ ис æмæ зæронд лæг сыкъа райста кувынмæ. Уæд ын уазæг лæг афтæ зæгъы: «Чи зоны, мæ куывд Хуыцау хуыздæр айса, æмæ мын кувыны бар ратт» Зæронд лæг уæлдай ницуал загъта, физонæг æмæ йæм сыкъа радта. Уастырджи скуывта: «Уæдæ Хуыцау, уыцы хорзæх ратт, цæмæй ацы хорз адæмæн сæ иу сæдæ кæна, сæ дыууæ – мин. Абонæй фæстæмæ Иры адæмæн та бæрæгбон куыд уа—Уастырджийы æхсæв, дыццæг æхсæв – Джеор æмæ Гуыбайы номыл».

М – Джеоргуыбайы бæрæгбон райдайы галæргæвдæнæй. Бирæтæ снывонд кæнынц гал, уæныг æмæ йæ хуыцаубоны акусарт кæнынц.

Б – Бæрæгбон ахæссы куъыри. Хуыцаубон – фæдзæхсæн бон,къуырисæр – йе рвитæн изæр.Уыцы бон дæр хæдзары скæнынц æртæ чъирийы, æмæ бинонты хистæр йæ кæстæрты бафæдзæхсы Уастырджийыл, азæй-азмæ бинонтæ бæрæгбоныл æнæниз, æнæмастæй куыд æмбæлой, кæстæртæ амондджын куыд уой, иннæ аз Уастырджийæн ноджы стырдæр кусарт куыд акæной.

2) Бакæсæм видеороликмæ.

3) Базонгæ стæм бæрæгбоны равзæрд йæ мидисимæ. Ныр та скувæм не ‘ртæ чъирийы.

(Æрæвæрын æртæ чъирийы, бæгæны, дзидза)

4) Радзурын æмдзæвгæтæ

1. Джеоргуыбайы хорзæх уæд!

О, Уастырджи, Табу та дын кæнæм,

Нæ кæстæртæн цæстуарзон арфæ ракæн.

Дæумæ кувæг, дæуæй курæг ыстæм,

Ирыстоны дæ базыры бын бакæн.

2. Кадджын, амондджын бæрæгбон!

Мах дæумæ табу кæнæм!

Курæм ныфс, бæркад нæ зæххыл!

Зон дæ ныфсæй мах цæрæм!

3. Хъуамæ уæм айнæгау фидар,

Хæхтау кæрæдзимæ баст,

Алчидæр кадимæ фида

Йе стыр хæс бæстæйы раз

4. Æрхæццæ та нæм ногæй

Джеоргуыбайы бон

Бæгæныйæ, æрвонгæй

Ыссарæм ын йæ ном.

5. Сабитæ, иумæ æрлæууæм,

Иудзинад – ныфс æмæ фарн.

Иухъуыды, иу фарн куы нæ уæм,

Къаддæр уæд хъуысдзæн нæ зард!

6.Сабитæ, иумæ æрлæууæм,

Иудзинад – ныфс æмæ фарн.

Иухъуыды, иу фарн куы нæ уæм,

Къаддæр уæд хъуысдзæн нæ зард!

7. Хъуамæ уæм айнæгау фидар,

Хæхтау кæрæдзимæ баст,

Алчидæр кадимæ фида

Йæ стыр хæс бæстæйы раз!

8. Кадджын, амонддджын бæрæгбон!

Мах дæумæ табу кæнæм!

Курæм ныфс, бæркад нæ зæххыл!

Зон дæ ныфсæй мах цæрæм!

9. Ракæс, рафæлгæс ды дардæй,

Де уазæг нæхи кæнæм.

Тæх нæргæ, рæсугъд нæ сæрты,

Мах дæуæй зон, ард хæрæм!

10. Æртæ чъирийы, мæ кусарт

Мах дзуары бон кæнæм.

Сыгъдæг зæрдæйæ кувæм –

Æххуыс кæнæд лæгæн.

11. Нæ амонд нын кæн фидар,

Нæ фыдбылыз нын саф.

Нæ Ир куыд уа сæрибар

Гъе уый дæ курæм мах.

12. Ракæс, рафæлгæс ды дардæй,

Де уазæг нæхи кæнæм.

Тæх нæргæ, рæсугъд нæ сæрты,

Мах дæуæй зон, ард хæрæм!

5) Улæфты рæстæг (хъазт)

6) Уыци – уыцитæ нын баззад нæ фыдæлтæй. Нæ зæрдыл ма сæ æрлæууын кæнæм.

8) Танец «Хонгæ»

9) Девичий

10) Абон нæ равдыст Джеоргуыбайы фæдыл фæцис. Нæ гыццыл лæджы бындзæфхæдтæ, Лæгты дзуар уæ йæ рахиз базыры бын дарæд, рæсугъдæй рæзут, рæствæндагыл лæуд ут,æнæнизæй, дзæбæхæй куыд бахъомыл уат. Абон ардæм чи æрбацыдис,стæй нæ зынаргъ уазджытæ , иу азæй иннæ азмæ уыл рæсугъдæрæй, хъæлдзæгдæрæй куыд цæуа,ахæм арфæ уын Стыр Хуыцау ракæнæд.

Бузныг!

5

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/495936-scenarij-prazdnika-dzheorguyba

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стихи про новогодние праздники
  • Стих что нам осень подарила
  • Стих про режиссера праздников
  • Стихи на праздник день сыновей
  • Стихи про маму сценарий