Столь неприятного сценария число средств

Очень часто в нашей жизни имеют место сценарии, которые повторяются из раза в раз. И мы искренне не понимаем, почему это происходит. Например, мы пытаемся связать свою судьбу то с одним, то с другим партнёром, но проблемы в отношениях начинаются иде…

Очень часто в нашей жизни имеют место сценарии, которые повторяются из раза в раз. И мы искренне не понимаем, почему это происходит. Например, мы пытаемся связать свою судьбу то с одним, то с другим партнёром, но проблемы в отношениях начинаются идентичные, и всё в итоге заканчивается. Что это опять за те же грабли повстречались на нашем жизненном пути, ведь мы вроде как учли предыдущие ошибки? Определённая системность, последовательность в действиях присутствует. Но мы точно знаем, что нас это не устраивает, привносит дискомфорт в душу, смуту в планы, а порой — заставляет по-настоящему страдать.

Такое тревожное состояние, которое зачастую граничит по своей силе со стрессом, оказывает на нас изнутри сильнейшее разрушающее влияние. Мы злимся и раздражаемся (даже на близких людей), опускаем руки, «окунаемся» в депрессию, обижаемся на судьбу, теряем жизненные ориентиры, перестаём понимать смысл своего существования: «Зачем дальше жить, что-то делать, к чему-то стремиться, если всё равно всё будет опять вот так!». Ситуации, которые мы привыкли обозначать как сложные, спорные, безвыходные, выливаются в несколько последующих сценариев поведения…

  • Смирение с существующим положением.

В основном так поступают люди с низкой самооценкой, у которых нет сил и ресурсов, чтобы что-то исправить. Поэтому им ничего не остаётся, как подстраиваться под те происходящие события, которые им подкладывает жизнь. При этом данная категория субъектов может хотеть чего-то другого либо вообще ничего не хотеть.

  • Походы по параспециалистам.

Некоторые начинают искать во всём происходящем с ними некие мистические корни и отправляются по экстрасенсам и колдунам, чтобы те помогли диагностировать и снять порчу, сглаз, фамильное проклятие и т.п. Таким действиями люди показывают, что полностью уверены в существовании высших сил и в то, что от них, «простых смертных» в этой жизни ничего не зависит.

  • Борьба и противостояние ситуации.

Есть те, кто пытается самостоятельно «барахтаться» до последнего в «болоте» ситуации, системы, которая засасывает их всё глубже и глубже. В конце концов, у них фактически не остаётся энергии, им приходится сдаваться и смиряться (см. п. 1). Тут можно говорить о людях, обладающих завышенной самооценкой — они не могут адекватно оценить свои возможности и ресурсы, им кажется, что они обладают суперсилой и суперспособностями.

Все описанные варианты развития событий, по сути, представляют собой «поединок» бессистемного подхода («кто — в лес, кто — по дрова») с системой (в её основе лежит уже устоявшийся сценарий). Не мудрствуя лукаво, можно понять, что это уводит человека всё дальше от решения проблемы и реальности. И вот тут появляется благодатная почва для усугубления и без того нарушенного психологического и эмоционального состояния человека.

Начинаются конфликты с близкими, ссоры, бесконечные выяснения отношений и следующие за этим разочарование, потеря доверия, закрытость от внешнего мира. В конце концов, люди живут в страхе (реальном, но зачастую сидящем глубоко в бессознательном), опасаясь повторения ситуации, которая принесёт те же негативные эмоции и болезненные чувства. И этот страх постепенно перерастает в их перманентное состояние, подменяя им ощущение комфорта.

Как эффективно проводить работу со сложными ситуациями?

Я всегда пытаюсь убедить своих клиентов, что неправильно убегать от ситуации, от проблемы, от человека. Необходимо менять заезженный деструктивный сценарий — только так можно избежать «граблей». И тогда уже на созданную новую конструктивную программу отлично ляжет другой, благоприятный сценарий. Только меняясь сами, внутри себя, мы получаем реальную возможность изменить и внешний мир, окрасив его другими красками.

Очень важным моментом является и выявление корней ситуации. И нередко оказывается так, что они тянутся из детства. Вы вряд ли можете себе представить, насколько сильное влияние могут оказывать на нашу взрослую жизнь события из такого далёкого далека. Чем дольше я работаю с людьми и их проблемами, тем больше у меня появляется тому доказательств. И тут главное — увидеть эти связи, что без помощи специалиста и применяемых им определённых терапевтических методик человеку редко удается.

Детские травмы могли оказаться настолько сильными, что уже тогда оказались включены такие защитные механизмы, как вытеснение и отрицание. И по мере развития и взросления личности эти блоки из бессознательного никуда не исчезают, а начинают фонить налево и направо. Это и приводит к созданию в нашей жизни негативных сценариев, которые мы видеть не хотим, но от которых никуда не деться. Либо мы активно стремимся к достижению определённых целей, но результата это не приносит.

Тут и возникает диссонирующий эффект: в наше сознание мы закладываем одни сценарии, а в бессознательном параллельно действуют совершенно другие. В итоге и возникает внутренний конфликт, который непременно находит выход, отражаясь на нашей жизни и людях, присутствующих в ней. Поэтому приоритетным направлением своих консультаций я выделяю работу с бессознательным, которое скрывает намного больше, чем вы можете себе представить. И когда этот глубинный канал «прочищается», то он выходит на одну «взлётную полосу» с сознанием. Это и есть правильная отправная точка для достижения желаемого. Когда удаётся достичь «дружбы» между сознанием и бессознательным:

  1. пропадают жизненные сценарии, которые вы не желаете видеть.
  2. Достигается чувство внутренней и внешней гармонии.
  3. Ощущается спокойствие.
  4. Налаживаются испорченные отношения с окружающими людьми.

Приоритетные программы действий

Первое и, пожалуй, самое главное, что от вас требуется — это признать, что то, что с вами происходит — не норма. После этого вы должны захотеть изменений и решиться на них. На словах кажется просто, но, поверьте мне, это самый непростой шаг. Особенно, если дело касается человека, который не может себя адекватно оценивать. И тут возможны следующие «подводные камни»:

  • низкая самооценка. Такие люди вообще мало во что верят, они пессимистично относятся к нашей работе. Им кажется, что нереально изменить что-то в лучшую сторону. Поэтому они не видят особого смысла в том, чтобы стараться, прикладывать усилия, идти до конца. Им проще продолжать плыть по течению и даже не задумываться над тем, нравится им это самим или нет.
  • Завышенная самооценка. Из такой «ловушки» также бывает сложно вырваться. Таким людям весьма сложно признаться не то что окружающим, но и самим себе в том, что с ними не всё в порядке. А раз проблемы, якобы, нет, то о чём вообще можно говорить со специалистом? Даже в специально «разжёванном» для них виде они не хотят ничего видеть. И это своеобразный блок, так называемый синдром отличника, который хочет во что бы то ни стало сберечь иллюзию о своей «идеальности».

Скажу честно, я не представляю, как человек может сам работать с бессознательным. Это могут быть какие-то медитации и другие духовные и психоэмоциональные аутопрактики. Но нет гарантии, что это не отнимет у вас годы, столь ценные и важные. Поэтому свою очередную статью я не стану завершать традиционным разделом из техник и приёмов для самостоятельной работы. Лучше порекомендую вам начать адекватно оценивать себя и окружающую действительность.

Не виня ни себя, ни прошлое, ни настоящее, найдите хорошего специалиста, который вам обязательно поможет. Есть те, кто как и я занимается краткосрочной терапией. Есть те, кто выбирает долгосрочные механизмы работы. В любом случае, решать вам. Но поверьте мне на слово, любой сценарий, который вас не устраивает, можно убрать уже с первой встречи или, по крайней мере, ослабить его воздействие на вас. Помните, что ваша жизнь — в ваших руках, и вы вправе менять в ней всё, что вас не устраивает. Дерзайте, и всё получится. Главное — желание, а возможности появятся!

С уважением, автор.

Статьи автора

Сегодня мне хотелось бы поговорить о нищете или таких сценариях, как постоянные проблемы с деньгами. Такая серьёзная и весьма волнующая ситуация в той или иной степени касалась хоть раз каждого из нас. При этом можно выделить несколько типичных схем развития «локального» финансового кризиса:

  1. Человек… Читать дальше

Умница-красавица, но до сих пор одна… Сегодня мне бы хотелось поднять именно эту тему. Женщины из числа моих клиентов, знакомых и друзей, часто задают мне вопросы о возможных причинах своего одиночества. Ниже и выделила наиболее типичные ситуации, которые могут привести к тому, что представительница… Читать дальше

В каждом из нас живут какие-то страхи и фобии. И это нормально, так как такие состояния необходимы нам для того, чтобы предостеречь нас об определённой опасности, помочь вовремя уберечься. Ничего не бояться — это действительно не есть норма. Но страхи приносят пользу только в том случае, если они работают… Читать дальше

Интересная всё-таки вещь, эта любовь. Большое и светлое чувство, способное окрылять, имеет свою полярную сторону — ненависть. Мы можем сильно любить человека, а через какое-то время возненавидеть его всеми фибрами души. А вы когда-нибудь задумывались, почему так происходит? Я решила исследовать эту… Читать дальше

Читайте также

Взаимоотношения — взаимность — общность, близость, схожесть… И более ничего!

Попытка создания отношений строится на взаимности. Там, где у тебя бугорок, — у визави должна быть впадинка.

Чужие бугорки и впадинки искать — не благодарное занятие. Проще со своими разобраться. С собой определиться. Оно… Читать дальше

Вопрос о смысле жизни — один из самых главных вопросов, которым когда-то задавался и до сих пор озадачен человек. Так или иначе, взрослея, человек ищет смысл собственного существования в виде жизненных и профессиональных целей, ценностей и личных особенностей, периодически переосмысливая свою жизненную… Читать дальше

Все изменения — к лучшему, и никогда не поздно начать, но может возникнуть вполне закономерный вопрос — когда надо начинать? И надо ли? Может быть, лучше оставить всё, как есть, и не провоцировать приход чего-то нового в свою жизнь? Я постараюсь ответить на эти вопросы. Стоит также отметить, что это… Читать дальше

Каждый человек развивается в зависимости от того, что он есть, и в зависимости от своих собственных достижений. Но вместе с тем, каждому из людей дан шанс сделать большой скачок в направлении нового сознания, в направлении нового будущего, в направлении своего нового становления. И в силах абсолютно… Читать дальше

From Wikipedia, the free encyclopedia

Soldiers training for a worst-case scenario prepare for a simulated underwater helicopter crash.

A worst-case scenario is a concept in risk management wherein the planner, in planning for potential disasters, considers the most severe possible outcome that can reasonably be projected to occur in a given situation. Conceiving of worst-case scenarios is a common form of strategic planning, specifically scenario planning, to prepare for and minimize contingencies that could result in accidents, quality problems, or other issues.

Development and use[edit]

The worst-case scenario is «[o]ne of the most commonly used alternative scenarios».[1] A risk manager may request «a conservative risk estimate representing a worst-case scenario» in order to determine the latitude they may exercise in planning steps to reduce risks.[2] Generally, a worst-case scenario «is settled upon by agreeing that a given worst case is bad enough. However, it is important to recognize that no worst-case scenario is truly without potential nasty surprises».[3] In other words, ‘[a] “worst-case scenario” is never the worst case’,[4] both because situations may arise that no planner could reasonably foresee,[1] and because a given worst-case scenario is likely to consider only contingencies expected to arise in connection with a particular disaster. The worst-case scenario devised by a seismologist might be a particularly bad earthquake, and the worst-case scenario devised by a meteorologist might be a particularly bad hurricane, but it is unlikely that either of them will devise a scenario where a particularly bad storm occurs at the same time as a particularly bad earthquake.

The definition of a worst-case scenario varies by the field to which it is being applied. For example, in environmental engineering», «[a] worst-case scenario is defined as the release of the largest quantity of a regulated substance from a single vessel or process line failure that results in the greatest distance to an endpoint».[5] In this field, «[a]s in other fields, the worst-case scenario is a useful device when low probability events may result in a catastrophe that must be avoided even at great cost, but in most health risk assessments, a worst-case scenario is essentially a type of bounding estimate».[2] In computer science, the best, worst, and average case of a given algorithm express what the resource usage is at least, at most and on average, respectively. For many individuals, a worst-case scenario is one that would result in their own death.[6]

Criticisms[edit]

A number of criticisms have been leveled against the use of worst-case scenarios.[1] In some cases, a conceivable worst-case scenario within a field may be so far beyond the capacity of participants to deal with that it is not worth the effort to develop or explore such a scenario; where this is possible, it is «important to evaluate whether the development of a worst-case scenario is reasonable and desirable».[7] Entities that rely on such scenarios in planning may be led to plan too conservatively to take advantage of the usual absence of such scenarios, and may waste resources preparing for highly unlikely contingencies.[1] At the extreme, it has been argued that the use of worst-case scenarios in disaster preparedness and training causes people to become conditioned to set aside ethical concerns and to over-react to lesser disasters.[6]

Ben-Haim and Elishakoff,[8] Elishakoff et al.[9] and Hlavacek et al.[10] developed the worst-case analysis based on convex constraints, representing uncertainty in applied mechanics.

See also[edit]

  • Defensive pessimism – cognitive strategy for preparation
  • Minimax – decision rule used for minimizing the possible loss for a worst case scenario
  • Worst-Case Scenario series – merchandise and book series also sometimes called Prepared for the Worst, a series of books inspired by The Worst-Case Scenario Survival Handbook, providing tips for surviving such scenarios
  • Worst-case complexity – upper bound on resources required by an algorithm

References[edit]

  1. ^ a b c d Charles Yoe, Principles of Risk Analysis: Decision Making Under Uncertainty (2011), p. 429-30.
  2. ^ a b Nicholas P. Cheremisinoff, Environmental Technologies Handbook (2005), page 73-74.
  3. ^ James A. Dewar, Assumption-Based Planning: A Tool for Reducing Avoidable Surprises (2002), p. 27.
  4. ^ Alexander M. Ineichen, Asymmetric Returns: The Future of Active Asset Management (2011), Chapter 5.
  5. ^ Ashok Naimpally, Kirsten Rosselot, Environmental Engineering: Review for the Professional Engineering Examination (2013), p. 85.
  6. ^ a b George J. Annas, Worst Case Bioethics: Death, Disaster, and Public Health (2010), p. xi-xii.
  7. ^ Betty Biringer, Eric Vugrin, Drake Warren, Critical Infrastructure System Security and Resiliency (2013), p. 95.
  8. ^ Ben Haim Y. and Elishakoff I., Convex Models of Uncertainty in Applied Mechanics, Elsevier Science Publishers, Amsterdam, 1990
  9. ^ Elishakoff, I. Lin Y.K. and Zhu L.P., Probabilistic and Convex Modeling of Acoustically Excited Structures, Elsevier Science Publishers, Amsterdam, 1994
  10. ^ Hlavacek, Ivan, Jan Chleboun, and Ivo Babuska. Uncertain input data problems and the worst scenario method. Elsevier, 2004.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Soldiers training for a worst-case scenario prepare for a simulated underwater helicopter crash.

A worst-case scenario is a concept in risk management wherein the planner, in planning for potential disasters, considers the most severe possible outcome that can reasonably be projected to occur in a given situation. Conceiving of worst-case scenarios is a common form of strategic planning, specifically scenario planning, to prepare for and minimize contingencies that could result in accidents, quality problems, or other issues.

Development and use[edit]

The worst-case scenario is «[o]ne of the most commonly used alternative scenarios».[1] A risk manager may request «a conservative risk estimate representing a worst-case scenario» in order to determine the latitude they may exercise in planning steps to reduce risks.[2] Generally, a worst-case scenario «is settled upon by agreeing that a given worst case is bad enough. However, it is important to recognize that no worst-case scenario is truly without potential nasty surprises».[3] In other words, ‘[a] “worst-case scenario” is never the worst case’,[4] both because situations may arise that no planner could reasonably foresee,[1] and because a given worst-case scenario is likely to consider only contingencies expected to arise in connection with a particular disaster. The worst-case scenario devised by a seismologist might be a particularly bad earthquake, and the worst-case scenario devised by a meteorologist might be a particularly bad hurricane, but it is unlikely that either of them will devise a scenario where a particularly bad storm occurs at the same time as a particularly bad earthquake.

The definition of a worst-case scenario varies by the field to which it is being applied. For example, in environmental engineering», «[a] worst-case scenario is defined as the release of the largest quantity of a regulated substance from a single vessel or process line failure that results in the greatest distance to an endpoint».[5] In this field, «[a]s in other fields, the worst-case scenario is a useful device when low probability events may result in a catastrophe that must be avoided even at great cost, but in most health risk assessments, a worst-case scenario is essentially a type of bounding estimate».[2] In computer science, the best, worst, and average case of a given algorithm express what the resource usage is at least, at most and on average, respectively. For many individuals, a worst-case scenario is one that would result in their own death.[6]

Criticisms[edit]

A number of criticisms have been leveled against the use of worst-case scenarios.[1] In some cases, a conceivable worst-case scenario within a field may be so far beyond the capacity of participants to deal with that it is not worth the effort to develop or explore such a scenario; where this is possible, it is «important to evaluate whether the development of a worst-case scenario is reasonable and desirable».[7] Entities that rely on such scenarios in planning may be led to plan too conservatively to take advantage of the usual absence of such scenarios, and may waste resources preparing for highly unlikely contingencies.[1] At the extreme, it has been argued that the use of worst-case scenarios in disaster preparedness and training causes people to become conditioned to set aside ethical concerns and to over-react to lesser disasters.[6]

Ben-Haim and Elishakoff,[8] Elishakoff et al.[9] and Hlavacek et al.[10] developed the worst-case analysis based on convex constraints, representing uncertainty in applied mechanics.

See also[edit]

  • Defensive pessimism – cognitive strategy for preparation
  • Minimax – decision rule used for minimizing the possible loss for a worst case scenario
  • Worst-Case Scenario series – merchandise and book series also sometimes called Prepared for the Worst, a series of books inspired by The Worst-Case Scenario Survival Handbook, providing tips for surviving such scenarios
  • Worst-case complexity – upper bound on resources required by an algorithm

References[edit]

  1. ^ a b c d Charles Yoe, Principles of Risk Analysis: Decision Making Under Uncertainty (2011), p. 429-30.
  2. ^ a b Nicholas P. Cheremisinoff, Environmental Technologies Handbook (2005), page 73-74.
  3. ^ James A. Dewar, Assumption-Based Planning: A Tool for Reducing Avoidable Surprises (2002), p. 27.
  4. ^ Alexander M. Ineichen, Asymmetric Returns: The Future of Active Asset Management (2011), Chapter 5.
  5. ^ Ashok Naimpally, Kirsten Rosselot, Environmental Engineering: Review for the Professional Engineering Examination (2013), p. 85.
  6. ^ a b George J. Annas, Worst Case Bioethics: Death, Disaster, and Public Health (2010), p. xi-xii.
  7. ^ Betty Biringer, Eric Vugrin, Drake Warren, Critical Infrastructure System Security and Resiliency (2013), p. 95.
  8. ^ Ben Haim Y. and Elishakoff I., Convex Models of Uncertainty in Applied Mechanics, Elsevier Science Publishers, Amsterdam, 1990
  9. ^ Elishakoff, I. Lin Y.K. and Zhu L.P., Probabilistic and Convex Modeling of Acoustically Excited Structures, Elsevier Science Publishers, Amsterdam, 1994
  10. ^ Hlavacek, Ivan, Jan Chleboun, and Ivo Babuska. Uncertain input data problems and the worst scenario method. Elsevier, 2004.

Составив в детском
возрасте свой сценарий, мы склонны в
дальнейшем следовать ему и проживать
его в течение какого-то времени в нашей
взрослой жизни.

В данной главе мы
рассмотрим вопрос о том, что сценарий
можно проживать в роли победителя,
побежденного и не-победителя. Мы покажем,
как люди могут вовлекаться и выходить
из навязанного сценарием поведения, и
объясним, почему знания о сценарии так
важны для понимания паттернов поведения
людей.

Сценарий
имеет содержание и процесс. Как вы
помните, содержание относится к «что»,
а процесс
— к «как».

Содержание вашего
сценария не похоже ни на какой другой
сценарий. Оно так же уникально, как и
отпечатки пальцев. С другой стороны,
сценарный процесс, по-видимому,
подразделяется на относи­тельно
небольшое число определенных паттернов,
которые будут описаны в последующих
главах.

Сценарий победителя, побежденного и не-победителя.

По
содержанию
сценарии делятся на три группы: победителя,
побежденного и не-победителя или
банальный.

Сценарий
победителя.

Берн определил победителя как «того,
кто достигает поставленной перед собой
цели». (Роберт Гулдинг добавляет:

«…ив
результате этого преобразует жизнь».)
Под победой понимается также то, что
поставленная цель достигается легко и
свободно. Если в детстве я решил стать
выдающимся генералом или политическим
деятелем и достиг этого, получив
общественное признание, то я
— победитель.
Если я решил стать богачом, то буду
победителем, если стану миллионером,
то справедливо нажившим свое состояние.
Если я решил стать отшельником без гроша
за душой и стану им, счастливо существуя
в своей келье, то я
— тоже
победитель. Победа всегда соотносится
с целями, которые человек себе поставил.

Сценарий
побежденного.

Побежденный
— это
«человек, который не достигает поставленной
цели». И опять дело заключается не в
самом достижении цели или в чем-то еще,
а в степени сопутствующего комфорта.
Если я решил стать известным генералом,
пошел в армию и с позором был оттуда
выгнан, я
— побежденный.
Если моя политическая карьера закончилась
скандалом, в результате которого я был
вынужден уйти в отставку, я побежденный.
Я буду также побежденным и в случае,
если решил стать миллионером, а закончил
жизнь нищим отшельником. Если я решил
стать миллионером, стал им, но постоянно
чувствую себя несчастным из-за язвы
желудка или напряженной работы, то также
являюсь побежденным. Если я стал
отшельником, постоянно жалующимся на
нищету и отсутствие общения, я тоже
побежденный.

Берн однозначно
определил победителя и побежденного в
их отношении к достижению поставленной
цели, так как он хотел подчеркнуть, что
победителей нельзя просто приравнивать
к тем, кто накапливает деньги и материальные
ценности, а побежденными не обязательно
являются люди, не имеющие материальных
ценностей. Дело в том, что некоторые в
детстве могут решить добиться цели,
которую невозможно осуществить без
нищеты, самоограничения и даже физического
вреда. Например, младенец может решить:
«Что бы я ни делал, у меня ничего никогда
не получится» и затем начнет осуществлять
это решение. Для достижения поставленной
цели у него ничего не должно получаться.
Другой ребенок в раннем детстве может
решить:

«Чтобы
мать и отец полюбили меня, я должен
умереть» и затем будет стремиться к
осуществлению этой трагичной цели.
Сценарии с таким концом будут считаться
сценариями побежденного, хотя они не
совпадают с «буквой» данного Берном
определения.

В
зависимости от трагичности финала
сценарии побежденных можно классифицировать
по трем степеням. Сценарий побежденного
первой степени
— это
сценарий, в котором неудачи и потери
человека не настолько серьезны, чтобы
их обсуждать в обществе. Примерами могут
служить повторяющиеся ссоры на работе,
небольшая депрессия или неудача на
экзаменах при поступлении в институт.
Побежденные со второй степенью испытывают
неприятные чувства, достаточно серьез­ные,
чтобы их обсуждать в обществе. Это может
быть увольнение с работы, госпитализация
по поводу тяжелой болезни или же
исключение из университета за
неуспеваемость. Сценарий третьей степени
приводит к смерти, увечью, серьезной
болезни или суду. Финалом этого сценария
может стать тюремное заключение за
разбазаривание фондов фирмы, пожизненная
госпитализация в результате психического
расстройства или попытка покончить
жизнь самоубийством после провала на
экзамене.

Для
описания сценария побежденных третьей
степени и его финала мы часто используем
термин хамартический сценарий. Это
слово происходит от древнегреческого
слова хамартия, означающего «главный
поток». Значение этого слова отражает
тот путь, в соответствии с которым
сценарий побежденного (подобно
древнегреческой драме) от ранних
негативных решений неизбежно приводит
к трагическому финалу.

Сценарий
не-победителя.

Человек, имеющий сценарий не­победителя,
представляет собой «золотую середину».
День ото дня он терпеливо несет свою
ношу, не много при этом выигрывая и не
сильно проигрывая. Такой человек никогда
не рискует. Поэтому такой сценарий часто
называют банальным. На работе не-победитель
не становится начальником, но его и не
увольняют с работы. Он скорее всего
спокойно доработает до конца, получит
в подарок часы на мраморной подставке
и тихо уйдет на пенсию. Он будет сидеть
в своей качалке, приговаривая:

«Я
мог бы стать начальником, если бы
обстоятельства сложились иначе. Во
всяком случае, я работал не так уж плохо».

Победители,
побежденные и не-победители.

Берн предложил способ, с помощью которого
можно отличать победителя от побеж­денного.
Для этого надо спросить человека, что
он будет делать, если проиграет. Берн
считал, что победитель знает что, однако
не говорит об этом. Побежденный не знает,
но только и делает, что говорит о победе:
«Когда у меня будет первый миллион…
Когда моя лошадь придет…». Он все ставит
на одну карту и тем самым проигрывает.
Победитель всегда учитывает несколько
возможностей и поэтому побеждает. Если
что-то не выходит, он пробует другой
путь, пока не достигает успеха.
Не-победитель иногда выигрывает, а
иногда проигры­вает, однако ни в том,
ни в другом случае не достигает ничего
значительного потому, что не умеет
рисковать. Он не играет по-крупному и
поэтому остается не-победителем.

Ограничения
классификации.

Классификация на сценарии победи­телей,
не-победителей и побежденных является
относительной, так как невыигрышный
финал для тебя может быть выигрышным
для меня, а то, что неприемлемо в моем
социальном круге, абсолютно приемлемо
в твоем.

В
целом большинство из нас избрали
сценарии, представляющие собой смесь
победы, поражения и беспроигрышного
варианта. В своем уникальном наборе
детских решений я, возможно, решил быть
победителем в умственной деятельности,
не-победителем в физической и побежденным
третьей степени в личных взаимоотношениях.
В то же время ваш личный набор решений
может быть совершенно другим. Самое
главное для нас
— понять,
что любой сценарий можно изменить.
Осознав свой сценарий, я могу обнаружить
те области, в которых принял проигрышные
решения и переделать их на выигрышные.
Деление решений на выигрышные,
беспроигрышные и проигрышные несет в
себе ценную информацию о нашем прошлом,
предоставляет возможности для изменений
в настоящем и никогда не является чем-то
раз и навсегда неизменным в будущем.

Упражнение.
Проанализируйте, что нового вы открыли
в своем сценарии при выполнении упражнений
из прошлой главы. Определили ли вы
отдельные аспекты своей жизни, в которых
решили быть победителем, побежденным
или не-победителем? Если это так, то для
каждой области напишите, как бы вы узнали
о том, что стали победителем, а не
побежденным или не-победителем. Каким
будет результат вашей победы? Затем для
каждой области напишите пять действий
для достижения выигрышных результатов.
Каждый день выполняйте по одному действию
и, если вы работаете в группе, расскажите
о своем успехе товарищам.

Сценарий
во взрослой жизни.

Будучи взрослыми, мы иногда проигрываем
стратегии, избранные в детстве. В этом
случае мы реагируем на реальность «здесь
и теперь» как будто бы это мир, нарисованный
в наших детских решениях. Когда мы
поступаем подобным образом, то находимся
в сценарии. Другими словами, проигрываем
сценарные поведения или сценарные
чувства. Почему мы так поступаем? Почему
продолжаем придерживаться детских
решений в нашей взрослой жизни? Главная
причина заключается в том, что мы все
еще надеемся разрешить основной вопрос,
который остался нерешенным в нашем
детстве: как добиться любви и внимания.
Поэтому, будучи взрослыми, мы часто
реагируем, как маленькие дети. Так же
как и многие другие терапевтические
школы, ТА рассматривает этот факт как
источник большинства жизненных проблем.
Когда мы входим в сценарий, то обычно
не осознаем, что проигрываем детские
стратегии. Тем не менее, мы можем развивать
наше осознание, понимая наш сценарий и
расшифровывая наши ранние решения.
Невозможно точно предсказать, войдет
ли кто-либо в сценарий в определенный
момент времени или нет. Однако следующие
два фактора позволяют сделать это
предсказание более вероятным:

1.
Когда ситуация «здесь и теперь»
воспринимается как стрессовая.

2.
Когда имеется сходство между ситуацией
«здесь и теперь» и стрессовой ситуацией
в детстве.

Оба эти фактора
подкрепляют и дополняют друг друга.

Стресс
и сценарии.

Стэн Вуллэмс выдвинул идею о шкале
стресса. Чем больше стресс, тем большая
вероятность вхождения человека в
сценарий. Если мы проградуируем стресс,
предположим, от
1 до
10, то я,
возможно, войду в сценарий в ситуации,
уровень стресса в которой равен шести,
в то время как для вашего вхождения в
сценарий необходим уровень стресса,
равный восьми.

Предположим,
у меня возникли разногласия с моим
непосредст­венным начальником, что
составляет
3 балла по
шкале стресса. Поэтому я нахожусь вне
сценария и обсуждаю наши различия с
точки зрения Взрослого. Я предлагаю
начальнику или пойти на компромисс или
остаться при своем мнении, что не
представляет собой катастрофы.

Однако,
допустим, что начальник предлагает
решить вопрос у директора, спор с которым
равен
6 баллам
по шкале стресса. Сталкиваясь лицом к
лицу с директором, я впадаю в сценарий
и начинаю испытывать такие же физические
реакции, чувства и мысли, как в детстве,
когда мой рассерженный отец представал
передо мной, подобно великану, выкрикивая
оскорбительные слова, значение которых
я не понимал. В этом случае я неосознанно
поставил на место директора своего отца
и отвечал ему так же, как испуганным
ребенком трех лет.

Шкала
стресса является хорошим способом для
определения связи между стрессом и
сценарными ответами. Это вовсе не
означает, что стресс может заставить
нас войти в сценарий. Человек сам
принимает решение на вхождение в
сценарий, хотя это происходит вне его
осознания.

Знание
теории сценария поможет мне выдерживать
большие стрессовые нагрузки прежде,
чем я буду действовать в соответствии
со сценарием.

Резиновые
ленты.
Когда
я вошел в сценарий при разговоре с
директором, причиной этому была не
просто стрессовая ситуация, а то, что
сцена «здесь и теперь» напомнила мне
болезненную ситуацию из моего детства.
В этих случаях в ТА говорят о том, что
текущая ситуация связана с более ранней
ситуацией с помощью резиновой ленты.
Это позволяет нам понять, почему мы
иногда реагируем так, как будто бы нас
катапультировали назад в наше раннее
детство. Представьте себе огромную
резиновую ленту, растянутую во времени.
Она привязы­вается к какой-то текущей
ситуации, напоминающей о детской боли,
и мы устремляемся в прошлое. Обычно мы
не можем осознанно представить эту
детскую сцену. Поэтому не понимаем того,
что общего в этих ситуациях. В моем
случае резиновая лента протянулась от
директора к моему разгневанному отцу.
Однако в то время как я спасовал перед
гневом директора, я не осознавал, что
за ним стоит мой отец.

Вследствие
того, что мать и отец являются очень
важными фигурами в нашей ранней жизни,
они часто находятся на другом конце
резиновой ленты, как и наши родственники:
дедушки и бабушки, тети и дяди.

Когда
мы находимся в группе или компании, то
всегда склоним придавать ей роль
какого-либо родителя или родственника.
Разговаривая с людьми, с которыми у нас
имеются серьезные взаимоотношения, мы
какую-то часть времени отождествляем
их с людьми из нашего прошлого, при этом
делаем это неосознанно. Этот феномен
фрейдисты называют трансфер (перенос).
В ТА об этом говорят как о «надевании
лица на кого-то». Когда я вошел в сценарий
при споре с боссом, я надел на него лицо
своего отца.

Резиновые ленты
не обязательно привязаны к людям в нашем
прошлом. Мы можем привязываться к звукам,
запахам, определенному окружению или
чему-то еще, что бессознательно напоминает
нам о стрессовой ситуации нашего детства.

Одной из целей ТА
является рассоединение резиновых лент.
Благодаря пониманию сценария и
индивидуальной терапии, я могу освободиться
от первоначальной травмы и от возвращения
к старым детским ситуациям. При этом я
позволяю себе решать ситуации «здесь
и теперь», используя весь потенциал
взрослого человека.

Упражнение.
Вспомните какую-нибудь недавнюю
стрессовую ситуацию, которая завершилась
для вас неблагоприятным образом.
Припомните то неприятное чувство,
которое вы испытывали в этой ситуации.
Однако, выполняя упражнение, необязательно
вновь испыты­вать это чувство. Теперь
припомните ситуацию в прошлом году,
которая также закончилась для вас
неблагоприятным образом и в которой вы
испытывали аналогичные неприятные для
вас чувства. Затем припомните ситуацию
пятилетней давности, в которой вы
испытывали те же неприятные чувства.
После этого вспомните подобную
неблагоприятную ситуацию с такими же
неприятными чувствам», в юношестве.
Затем припомните подобную сцену с
аналогичными неприятными чувствами из
вашего детства. Сколько вам было тогда
лет? Если возможно, подумайте об
аналогичной сцене или сценах из самого
раннего детства. Сколько лет вам было
тогда? Кто в ней присутствовал? Что
проис­ходило?

Цель упражнения
заключается в том, чтобы определить
конец резиновой ленты. Что общего между
недавними ощущениями и вашими детскими
переживаниями? Если в последней ситуации
участвовал какой-то человек, какое лицо
из прошлого вы надевали на него?

Когда
вы осознаете, какую прошлую ситуацию
проигрываете, можете рассоединить
резиновую ленту. Пусть осознание
Взрослого напомнит вам о том, что люди
в ситуации «здесь и теперь» на самом
деле отличаются от вашего отца, матери
или других людей, чьи лица вы надеваете
на них. Если вы начинаете испытывать то
же самое неприятное чувство, осознайте,
что текущая ситуация отличается от той,
которая была в прошлом. Теперь вы
обладаете всеми ресурсами и возможностью
выбора взрослого человека, как, впрочем,
и ребенка, которым вы были в первоначальной
ситуации.

Сценарий
и тело.

По-видимому, мы принимаем решения в
детском возрасте не только в отношении
сознания, но и тела. Возможно, ребенок
в младенчестве пытался дотянуться до
матери, но обнаружил, что она часто
отодвигается от него. Чтобы заглушить
боль отвержения, малыш стал подавлять
эту естественную потребность. Чтобы не
тянуться к ней, он стал напрягать свои
руки и плечи. Много лет спустя, уже будучи
взрослым человеком, он продолжает
напрягать свое тело. Однако делает это
неосознанно, испытывая боль в плечах.
При глубоком массаже или терапии он
может освободиться от нее. Освободившись
от физического напряжения, он может
освободить свои чувства, которые подавлял
с младенчества.

Эрик
Берн ввел понятие сценарные сигналы,
то есть телесные признаки, указывающие
на то, что человек вошел в сценарий. Это
может быть глубокий вздох, изменение
положения тела и напряжение какой-то
части тела. Некоторые терапевты ТА
специализируются именно в этой области
теории
— телесном
сценарии.

Почему
необходимо понимание сценария.

Почему концепция сценария жизни играет
такую важную роль в теории ТА? Дело в
том, что он дает нам возможность понять,
почему люди ведут себя так, а не иначе.
Особенно нам необходимо знать об этом
при исследовании способов поведения,
которое на первый взгляд кажется
болезненным или самоуничижительным.
Например, при последующем рассмотрении
игр мы узнаем, что люди вступают в
болезненные взаимодействия, которые
повторяются снова и снова. Почему мы
продолжаем делать то, что приносит нам
неприятные чувства? На это теория
сценария дает следующий ответ: для
усиления и укрепления нашего сценария.
Когда мы в сценарии, то навязчиво
придерживаемся детских решений. Для
нас, как младенцев, эти решения представляли
собой наилучший способ, чтобы выжить и
удовлетворить свои потребности. Будучи
взрослыми, мы продолжаем верить этому
в эго-состоянии нашего Ребенка. Поэтому
мы стремимся организовать мир таким
образом, чтобы он оправдал наши ранние
решения.

Когда
мы в сценарии, мы пытаемся решить наши
взрослые проблемы, проигрывая младенческие
стратегии, которые неизбежно приводят
к тем же результатам, что и в детстве.
Испытывая неприятные чувства, мы говорим
себе в нашем эго-состоянии Ребенка: «Мир
такой же, как и раньше». И каждый раз,
когда мы подтверждаем подобным образом
наши сценарные убеждения, то на один
шаг приближаемся к нашему сценарному
финалу. Например, ребенком я мог решить
следующее: «Со мной что-то не так. Люди
отвергают меня. Я умру в печали и
одиночестве». Став взрослым, я могу
осуществлять этот план жизни, делая
так, чтобы меня отвергали снова и снова.
С каждым отвержением я получаю еще одно
подтверждение того, что мой финал
— одинокая
смерть. При этом неосознанно могу
продолжать верить в то, что если я умру,
мать и отец изменятся и в конце концов
полюбят меня.

Сценарий
как. волшебное решение.

Сценарий предлагает волшебное решение
основного неразрешенного в детстве
вопроса: как добиться любви и признания.
Нам, как взрослым, довольно трудно
сбросить с себя это волшебство. Детьми
мы часто отождествляли себя со сказкой
и фантазировали, что если сделать нашу
жизнь такой же, как в сказке, мы сможем
закончить ее спокойно и счастливо. В
сказках, чтобы стать счастливым, нужно
сначала выстрадать свое счастье.
Например, чтобы выйти замуж за принца,
нужно сначала съесть отравленное яблоко,
уколоться о ядовитое веретено или
проспать мертвым сном сто лет.

Положительное
значение сказок заключается в том, что
они дают детям чувство власти и контроля
над своей жизнью в тех случаях, когда
они чувствуют себя беспомощными.
Их отрицательное
значение в том, что предлагаемое решение
имеет волшебный характер и не работает
в реальной действительности, однако
оно позволяет ребенку выжить в ситуации,
которая с других точек зрения кажется
совершенно безна­дежной.

В
последующей взрослой жизни Ребенок в
нас продолжает при­держиваться этой
веры в волшебство и старается, чтобы
она осуществ­лялась. Если она не
действует, тогда это означает, что мы
недостаточно настрадались, чтобы
заслужить спасение. Вместо этого мы
можем использовать для решения проблем
потенциал нашего Взрослого и добиваться
удовлетворения наших потребностей в
мире, который никогда не станет
совершенным, но все же прекрасен.

Сценарий
как защита от катастрофы.

Существует еще одна причина, по которой
люди так упорно придерживаются сценарных
убеждений. Предположим, я сталкиваюсь
с возможностью вести себя, думать и
чувствовать так, что это в какой-то
степени не подпадает под мой сценарий.
Для меня в Ребенке это означает отказ
от волшебного решения, что само по себе
уже плохо. Однако это также означает и
то, что вместо волшебного решения, на
которое я надеюсь, я должен буду
столкнуться с проблемами, которые меня
пугают.

Когда я принимал в
младенчестве свои сценарные решения,
мне казалось, что единственной
альтернативой этим решениям может быть
лишь ужасная катастрофа. Причем у меня
не было ясного представления, в чем
заключается эта катастрофа, но я знал,
что ее любой ценой нужно избежать. А
единственным известным мне способом
сделать это, была вера в мои решения,
которые я принял о себе, других людях и
о жизни. Поэтому каждый раз, когда эти
решения подтверждаются, мне начинает
казаться, что катастрофы можно избежать.
При проигрывании нашего сценария во
взрослой жизни мы продолжаем следовать
этой детской мотивации. Вот почему люди
часто говорят, что им легче вести себя
по-прежнему, одновременно признавая,
что это поведение для них саморазрушительно.
Неосознанно они следуют убеждению:
«Сейчас мое поведение приносит боль,
однако оно не так ужасно по сравнению
с той катастрофой, которая обязательно
произойдет, если я изменю свое поведение».

Все это позволяет
нам понять ту важную роль, которая
отводится в процессе изменения личности
пониманию сценария. Чтобы выйти из
сценария, необходимо обнаружить
потребности, неисполненные в детском
возрасте, и найти способы удовлетворения
этих потребностей в настоящем. Для этого
нужно использовать потенциал взрослого
человека, а не полагаться на волшебное
решение, заложенное в сценарии. Я должен
поверить в то, что могу освободиться от
паттернов сценария, и это не приведет
к катастрофе, которая пугала меня в
детстве.

Сценарий
и курс жизни.

Берн писал: «Сценарий
— это то,
что человек запланировал совершить в
раннем детстве, а курс жизни
— то, что
реально происходит». Курс жизни является
результатом взаимодействия четырех
факторов: наследственности, внешних
событий, сценария, автономных решений.

Гены
наследственности во многом определяют
мои физические данные. Они также влияют
на умственные способности, хотя в этом
споре «природа против характера» нет
полного согласия. Допустим, в детском
возрасте я решил, что цель жизни
— стать
знаменитым спортсменом. Если из-за
наследственности я получил не очень
сильный организм, то было бы лучше, если
бы нашел другой способ реализации своего
Я.

Возможно,
мое раннее решение заключалось в том,
чтобы дожить здоровым до глубокой
старости. К несчастью, я не застрахован
от пожара, землетрясения или авиакатастрофы.
Случайный ход внешних событий может
нарушить мое решение жить долго.

Иногда
внешнее влияние разрушает негативные
паттерны сценария. Например, когда во
время войны население какой-либо страны
сплачивается перед лицом угрозы, меньшее
число людей страдают нервными
расстройствами по сравнению с мирным
временем. (Это не является аргументом
в пользу войны, так как существуют более
надежные способы лечения неврозов.)

Независимо
от того, прошел я курс терапии или нет,
многие жизненные решения принимаются
с использованием ресурсов взрослого
человека. Поэтому мы называем эти решения
свободными от сценария или автономными.
Когда я принимаю автономное решение,
то имею дело с реальностью «здесь и
теперь» как взрослый, кем и являюсь в
настоящий момент. Как узнать, поступаете
ли вы по сценарию или автономно? Изучая
ТА и проделывая упражнения, вы разовьете
способность судить об этом. Если вы
сомневаетесь, то представьте, что вы в
сценарии. Если попадаете в ситуацию,
которая оканчивается для вас неприятно,
представьте, что сами ее создали, не
осознавая этого. Затем продумайте
способы благоприятного выхода из этой
ситуации.

Как и зачем избавляться от своего жизненного сценария?

  • image

Достаточно легко предсказать, кто станет Победителем, а кто Неудачником. «Разве он не удивительный?», подкрепленное два года
спустя «Вот хороший мальчик», обычно лучше, чем «Чего он возится?», подкрепленное год спустя «Клизмой». © Эрик Берн

Можем ли мы сказать, что являемся авторами своей жизни и свободны в своем поведении?
Сказать то можем, но на деле большинство из нас проживает в пределах жизненного сценария, фундамент и стены которого – переданные
нам в первые годы жизни родительские запреты и предписания, а также наше собственное сценарное решение.
Изначально исходящие от родительских эго-состояний Контролирующего Родителя или Ребенка, со временем сценарии становятся нашим
главным руководством к действию в повседневной жизни.

Как заметил Эрик Берн: «Графически человечество можно представить в виде кривой, на одном конце которой все те, кто полностью
зависимы от сценария, на другом – те, кто теми или иными способами сумел освободиться, но большинство находится посередине.
И это большинство способно измениться под влиянием обстоятельств или изменив свои взгляды».

Всех, кто привязан к своему сценарию, он разделил на:

  1. Людей, которые полностью руководимы сценарием.
    Получить свободу и реализовать родительские разрешения они смогут только после того, как исполнят все сценарные предписания.
  2. Людей, одержимых жестким сценарием, чаще роковым или трагическим. Они не располагают большим количеством разрешений и
    вынуждены отрабатывать свой сценарий любой ценой.
    Примеры – алкоголик или наркоман, на всех парах несущиеся к финальному свистку.

Давайте попробуем честно ответить на два главных вопроса: а стоит ли в принципе, и в каких случая стоит избавлять себя от
жизненного сценария, «любезно подаренного» нам в детстве родителями, внешними обстоятельствами, да и нами самими?

Мягкие и жесткие сценарии

С одной стороны сценарий нашей жизни играет конструктивную роль и обеспечивает психологическое выживание: следуя ему человек
размечает длительные отрезки времени своей жизни, заполняя их как соты играми, времяпровождением, периодами рациональной
деятельности, короткими эпизодами близости и уходом в себя.

Семейный сценарий пропитан генетической памятью народа, места, социальной среды из которой мы вышли.
Если роду было суждено выжить, то жизненный сценарий доказал свое право на существование.
Здесь мы приходим к выводу, частично подтверждающему мнение Эрика Берна: каждый сценарий содержит не только ограничивающие, но и
развивающие моменты.
Поэтому многие говорят себе: если сценарий позволяет чувствовать себя комфортно, тепло, сытно, предсказуемо, безопасно, то и
избавляться от всего этого глупо. Несмотря на то, что возможности для развития жестко ограничены, такой «мягкий» сценарий их
вполне устраивает и будет устраивать и впредь. Возможно, именно так жили их предки до седьмого колена, и именно таким они видят
будущее своих детей и внуков. Это их привычный сценарий, именно так они воспринимают свое благополучие и так привыкли
структурировать свою жизнь.

Но, если до поры до времени жить с мягким сценарием относительно комфортно и безопасно, то жесткий сценарий Лягушки-Неудачника
может превратить жизнь человека в каторгу, в которой непрекращающаяся череда неприятностей и постоянное ощущение тревоги сменяют
болезни без видимых причин. Если учесть что сценарий обычно пишется для всей жизни человека, включая ее финальный акт, то очевидно,
что без соответствующих изменений такой сценарий – это пожизненная установка на неблагополучие.
Уход из жизни родителей – основных соавторов сценарных программ вовсе не означает снятие зависимости от своего сценария.
Напротив, часто родительские запреты и предписания с этого момента проявляют себя еще активнее.

⚓ Отходя от сценарного плана человек попадает в непривычные ситуации и инстинктивно стремится вернуться в зону комфорта,
где вторичная выгода – «кнут и плюшки» хорошо известны и предсказуемы. Так формируется жесткая зависимость от своего
сценария
, которая, по сути, ничем не отличается от алкогольной или наркотической.
На языке психологов, родители подбросили нам горячую картошку, которую в их детстве, в свою очередь, подбросили им их родители и
далее другие – выше, по генеалогическому древу.
Впоследствии, боясь рисковать, человек начинает находить для себя в этой предсказуемости преимущества.

«Обычно основанные на детских иллюзиях, – писал Берн – сценарии могут сохраняться в течение всей жизни, но наиболее восприимчивые,
чувствительные и умные люди спешат развеять эти иллюзии одну за другой, что становится причиной разнообразных жизненных кризисов.
Их обычные спутники – подростковая переоценка родителей, протест среднего возраста с вытекающим из него философским отношением к
жизни, тогда как осознанный отказ от всяких иллюзий становится причиной отчаяния».
Поэтому конечная цель сценарного аналитика, по мнению Берна – помочь человеку: «… остановить спектакль и поставить вместо него
другой, лучший».

Когда сценарий «в клетку»

Родительский запрет воспринимается на уровне подсознания как абсолютная истина, которая не подвержена ревизии и сомнению.
Поскольку мотивы поступков, связанных со сценарным запретом не осознаются, человек в такие моменты испытывает гнетущее состояние
вынужденного подчинения неопределенной внешней силе.
Совершая импульсивные попытки освободиться от ее власти он, как минимум, испытывает душевный дискомфорт и острое ощущение вины.
Иногда внутренний дискомфорт сопровождается неприятными телесными ощущениями.
В случаях более серьезного нарушения грядет «сценарная расплата», которая часто выражается в форме психосоматического заболевания.

В некоторых случаях голос внутреннего Родителя проявляет себя настолько явственно, что начинает контролировать голосовой аппарат
или дает себя знать другими крайне неприятными физическими ощущениями.
Тогда человек с удивлением и замешательством обнаруживает, что он всего лишь транслирует чьи-то слова.
Его внутренний Ребенок находится «под гипнозом» Контролирующего Родителя и не владеет ситуацией до тех пор, пока инициатива не
переходит к его Взрослому.

Если в первые годы жизни основные установки сценария были продиктованы Безумным Ребенком родителя, с возрастом человек часто
демонстрирует нелогичное и непредсказуемое поведение – впадает в детство.
Транслируя поведение родительского Ребенка, проявляющего себя как экзальтированный «Ребенок-Электрод» или искушающий
«Ребенок-Демон», взрослый человек ведет себя неадекватно – теряет способность здраво рассуждать и мыслить, неожиданно ограничивает
себя в сексуальном порыве, странно улыбается без причины, несет околесицу или выпивает сверх меры и «все ставит на черное».

Наш сценарий может запретить нам какие-то чувства или действия.
Это случай, когда в детстве такое наше поведение или чувства жестко осуждались, запрещались, были невыгодны или опасны.
Так, например, исполняя директиву «Не чувствуй», мы можем запретить себе гневаться.
Как результат, требующая выхода эмоциональная энергия прорвется на уровне обиды или другой эмоции.
Она может быть обращена и вовнутрь.
Тогда мы гневаемся и осуждаем самого себя, что приводит к снижению самооценки, нарушению социальных коммуникаций и, опять-таки,
к психосоматическим заболеваниям.

Мы можем носить в себе сценарий самоубийцы, реже реализовывая его буквально, а чаще – посредством медленного умирания, становясь
алкоголиками или наркоманами.
Именно такой печальный сценарий был у Владимира Высоцкого.
В числе клиентов психотерапевтов, несущих в себе «запрет на жизнь» часто оказываются «сливки общества» из внешне вполне
благополучных семей.
Их появление на свет для родителей было «вынужденным» и переданная в начале пути родительская директива «Не живи» стала сценарным
клеймом всей жизни.

Многие, проживая жизнь Неудачника, даже не подозревают о том, что существуют и работают какие-то искусственно созданные сценарные
запреты.
О присутствии неблагоприятного сценария мы можем судить только косвенно, по тем проблемам, которые повторяются в жизни с
навязчивым постоянством.
В подобных случаях частичная или полная отмена сценарных предписаний и запретов может стать для нас единственным шансом успеть
выскочить из поезда, несущегося под откос.

Когда предписания в помощь

Не все запреты одним махом следует записывать в деструктивные.
Часть из них действительно обозначает то, от чего лучше воздержаться.
Классический пример – христианские заповеди, стоящие на страже общечеловеческих моральных принципов – «Не убий!», «Не укради!»,
«Не сотвори кумира» … – те «Родительские» предписания, которые оставлены человеку его абсолютным Родителем, Богом.
Нарушая божественную заповедь, мы рано или поздно испытываем чувство вины.
В этом случае оно играет конструктивную роль, поскольку сигналит о нашем проступке и дает шанс исправить или не повторять
связанную с ним ситуацию в будущем.

Если человек формирует для себя запрет сознательно – это не сценарный запрет.
Как правило, такой запрет он предписывает себе, находясь в эго-состоянии Взрослый. Поскольку в этом случае запрет формулируется
самим человеком, то он получает возможность взять за него ответственность.
В этом случае внутренний барьер при его нарушении не создается.
Соответственно, такой взрослый прорабатывает свой жизненный опыт творчески, сохраняя при этом возможность трезвой оценки ситуации,
не теряя контакта с реальностью, которая «здесь и теперь».

Существуют и конструктивные родительские запреты и предписания, закладывающие для ребенка, а в последствии – для взрослого
человека фундамент его безопасности и успешного развития.
Так простейший запрет: «Не суй палец в розетку» не зловреден и позволяет матери проконтролировать поведение ребенка, еще не
знающего закона Ома. Тут родителю главное не впасть в крайность и не задекларировать: «Ничего не трогай» или, к примеру,
«Не трогай ничего электрического и механического – ты, прежде всего, Женщина».
Запрет: «Не суй палец в розетку» будет действовать ровно столько, сколько времени потребуется на освоение ребенком техники
безопасности при работе с электроприборами.

– «Разве он не замечательный?» – улыбнулась мама в две ямочки наблюдая, как ее годовалое чудо улыбается в ответ, восседая на своем
маленьком круглом троне.
В этот момент она и не подозревает, что помогает сыну писать жизненный сценарий будущего Принца-Победителя.
Это сценарий, который распахнет множество дверей и подарит ему все возможности стать успешным, счастливым и благополучным человеком.

  • image

Положительные, мотивирующие к развитию предписания, дарящие человеку уверенность, силу, здоровье, доброту, чуткость, красоту
напрямую или через третье лицо транслирует Ребенку родительское эго-состояние Заботливый Родитель.

⚓ В общем случае право выбирать в чем, как и в каких ситуациях себя ограничивать и чему следовать должно оставаться за
человеком. Если же запреты мешают жить, развиваться и реализовывать свои мечты и цели,
то такие запреты ему во вред. От них можно и нужно избавляться.

Определенные запреты и предписания оказывают влияние на каждого из нас.
Небольшой процент избавляется от диктата сценария благодаря каким-то чрезвычайным жизненным событиям и потрясениям.
Часть пытается освободиться, используя специальные техники или обратившись за помощью к специалисту.
Некоторые испытывают иллюзию избавления, реализуя антисценарий, а в итоге еще больше
запутывают себя и свою жизнь.

Три главных сценария Неудачника

Снять и отбросить сценарий жизни без подготовки, просто так, как пальто, вышедшее из моды не получится.
Для того, чтобы разработать стратегию избавления от негативного сценария специалистам приходится расшифровывать, из чего состоит
сценарий клиента и к какому из трех существующих типов он относится.
Согласно Клоду Штайнеру, люди, зависимые от своего негативного сценария, в своем крайнем проявлении делятся на:

  1. Страдающих от депрессии, способной довести до самоубийства – сценарий «Без любви».
    Формируется как результат усвоения набора запретов, ограничивающих свободный обмен поглаживаниями.
  2. Тех, кто «сходит с ума» – сценарий «Без разума».
    Формируется «благодаря» полученным в детстве запретам познавать мир и мыслить.
  3. Тех, кто ищет спасения в наркотических веществах – сценарий «Без радости».
    Следствие усвоенного в детстве сценарного запрета чувствовать и сопереживать.

Естественно, чаще мы становимся свидетелями или сами отрабатываем мягкий или умеренно жесткий негативный сценарий – хронических
неудач в любви, сценарий старой девы (старого холостяка), утраты способности сопереживать, зависимости от кофе и сигарет,
затяжных кризисов в связи с неспособностью решить элементарные бытовые проблемы.

Выявить структуру и происхождение сценария можно в процессе групповой психотерапии под руководством сценарного или трансактного
аналитика, прорабатывающего ситуацию в ролях, на социальном и психологическом уровнях.
Опыт и профессиональные качества аналитика решают успех дела, поскольку, как сказал Берн: «У застенчивого терапевта столько же
шансов укротить злобного Родителя, сколько у слабого ковбоя – оседлать взбесившегося жеребца.
И если Родитель сбросит с себя терапевта, тот приземлится прямо на Ребенка своего клиента».

По мнению Клода Штайнера в жизни каждого из нас присутствуют элементы всех трех сценариев, но каждый из них проявляет себя в
разной степени.
И у каждого из нас имеется шанс преодолеть родительские предписания и запреты и поменять свое
сценарное решение, некогда ограничившее нас в способности чувствовать и общаться со своим
телом, любить и эффективно взаимодействовать с внешним миром.

Как избавиться от неудобных сценарных запретов и предписаний

Нас уже почти 7.5 миллиардов и столько же написано сценариев.
У каждого он индивидуален, как и линия жизни на руке.
Поэтому единых рекомендаций о том, как избавиться от ключевой проблемы всей жизни человека нет и быть не может.

Сценарный запрет сидит глубже уровня, который мы в состоянии осознать, и не ограничивается привычным для нас «можно» и «нельзя».
Находясь в спокойном состоянии Взрослого, вы в некоторых случаях можете установить для себя разрешение на снятие ограничений.
Это объясняется тем, что взрослые модели поведения нередко связаны с поздними фрагментами сценария, которые «писались» осознанно.
Если же вы пребываете в состоянии стресса, то неизбежно скатываетесь на его ранние стадии.
Это может быть, например, состояние травмированного внутреннего Ребенка, которое в принципе исключает взвешенную оценку ситуации.
Круг замыкается.

Выход из запутанного лабиринта состояний и запретов предлагает сочетание техник трансактного анализа и «психодраматической
перезагрузки», когда вы возвращаетесь в тот далекий момент из вашего детства, когда был наложен запрет.
Таким образом, можно «прокрутить» и переиграть любую сцену, включая момент собственного рождения в случае, если по каким-то
причинам оно было нежеланным для родителей, их окружения, а впоследствии и для вас самих.

Главным и единственным терапевтическим орудием сценарного аналитика, позволяющим освободить пациента от родительского запрета
остается Разрешение.
В процессе сеанса психотерапевт дает Разрешение Ребенку пациента, произнося одну из фраз: «Ты можешь это сделать» или «Ты можешь
этого не делать», что в обоих случаях воспринимается Контролирующим Родителем пациента как «Оставь его в покое».
Разрешения могут быть как положительными, так и отрицательными.
В первом случае Разрешение, отменяющее запрет, будет означать «Позволь ему сделать то, что он хочет».
В случае отрицательного Разрешения послание будет означать: «Прекрати вынуждать его это делать», даст внутреннее освобождение и
устранит возможность провокаций в будущем.

Если родители могут помочь

Когда-то в нашем далеком детстве он был составлен для нас нашим Внутренним Ребенком.
Он должен был спасти нас от угроз, с которыми наше подсознательное тогда ассоциировало внешний мир.
Захотим ли мы распрощаться со своим привычным миром сейчас, если узнаем, что стоим в шаге от двери к жизни с новыми возможностями,
а ключи к замку лежат у наших ног?
Это наше ключевое решение, и только приняв его, мы можем попытаться изменить свою судьбу и переписать свой сценарий.
И помочь нам в этом смогут именно те, кто когда-то помогли нам составить его в первый раз.

Если ваши родители живы, поймут всю серьезность вашей просьбы и согласятся помочь, то возможно вам удастся переписать сценарий
своей жизни самостоятельно, без помощи сценарного аналитика.

Напишите для себя Разрешение на все, что вы хотели бы видеть и достичь в своей жизни.
Попросите родителей прочитать вам текст этого Разрешения вслух и с выражением.
Поясните им, что просите отнестись к просьбе как к части увлекательной ролевой игры.
Предложите им сыграть сою роль легко, чувственно и эмоционально, без напряжения.

Эта внешне простая техника позволяет коренным образом изменить жизнь человека к лучшему и его отношения с родителями.
Читая свое Разрешение Вам родители, таким образом, передают вам права и возможности жить и развиваться в соответствии с вашей
собственной жизненной стратегией, системой ценностей и целью.

Прослушивайте Разрешение с закрытыми глазами и попробуйте «услышать», как внутри ослабевает какая-то сдерживающая пружинка и
запутанный клубок из запретов, предписаний и внутренних противоречий начинает разматываться.

Пример Разрешения на отказ от сценария:

  • Я разрешаю тебе жить так, как сам (сама) считаешь правильным.
  • Я разрешаю тебе стать богатым, процветающим, преуспевающим, востребованным, любимым, сексуальным, сообразительным, здоровым,
    оптимистом, человеком, создающим вокруг себя непринужденную радостную атмосферу, успешным.
  • Я разрешаю тебе добиваться поставленных целей, развиваться и двигаться вперед, быть искренним, простым в общении, духовно
    чистым, энергетически сильным, человеком, излучающим свет, любовь, счастье.
  • Я разрешаю тебе пользоваться честно заработанными плодами твоего труда, красиво и модно одеваться, вкусно питаться, жить в
    красивом доме, путешествовать по миру в любых направлениях
  • Я разрешаю тебе наслаждаться своей жизнью, следуя за своим сердцем, слышать и верить своему сердцу, любить и быть любимым,
    быть счастливым, радоваться каждому мгновению своей жизни.
  • Я разрешаю тебе идти вслед за своим предназначением, оставаться собой наедине и в общении со своим окружением.
    Я разрешаю тебе строить свой рабочий график, отдыхать, спать и жить так, как ты сам этого пожелаешь.
  • Я разрешаю тебе зарабатывать столько материальных благ, сколько ты захочешь.
    Я разрешаю тебе жить тем образом жизни, который ты выберешь для себя сам чтобы быть счастливым и радостным.
  • Я разрешаю тебе самостоятельно выбирать свою работу, общаться с людьми, которые тебе по душе и приносят тебе радость.
  • Я разрешаю тебе все то, что готов разрешить себе ты сам для своего дальнейшего духовного роста и развития.
  • Я разрешаю тебе открывать людям свое сердце, доверять им, исцелять от душевных и физических проблем, нести им свет и радость.
  • … ваши варианты …

Конечно, каждый составляет для себя персональное Разрешение и включает в него те моменты, которые имеют ключевое значение.

Памятка ищущим

Часто в группу к психотерапевту за помощью обращаются люди в возрасте 30-40 лет и старше.
Они настроены на серьезную работу и изменения и даже после двух лет систематической работы под руководством специалиста продолжают
«заваливаться» в свой сценарий.
Это совершенно нормальное явление, поскольку психика срасталась со своим сценарием порой в течение десятков лет.
Значительно трудней избавиться от сценарной зависимости самостоятельно, даже определив ключевые параметры своего сценария.

⚓ Поэтому, если твердой уверенности в том, что вы правильно
определили свою цель в жизни,
расставили роли и приоритеты пока нет,
вы в принципе колеблетесь в своем выборе, лучше обратиться за советами, разъяснениями, помощью и постановкой
защиты к опытному сценарному аналитику.
В противном случае, корректируя свой сценарий самостоятельно – при помощи предлагаемых в сети техник и прочитанной литературы,
вы будете пытаться «вырвать зуб-восьмерку, ориентируясь на его отражение в зеркале».
В итоге может оказаться так, что последствия экспериментов со своей судьбой могут не совпасть с вашими ожиданиями.

  • image

Будьте свободны! Будьте счастливы!

Источники:

Журнал «Психодрама и современная психотерапия» – 2006. – № 2-3. – С. 95-97.
Охота на волков или психодрама Владимира Высоцкого.
Психодрама и современная психотерапия. – 2005. – № 4. – С. 4-14

Ещё почитать:


Почему с возрастом у мудрого человека не должно остаться друзей: 3 мудрые цитаты Юрия Левитанского

Молодость дружбе располагает, а старость избегает ✔️

Дети заводят друзей по щелчку пальца, им достаточно узнать имя своего «‎нового лучшего друга» и принять его в объятья без задней мысли. Со временем человек лишается части друзей, а к пожилому возрасту и вовсе не должен их иметь. Почему? Юрий Левитанский считал, что дружба таит большую опасность, чем явный враг: «‎От явного врага мы ждем самого худшего, а от друга лишь прекрасного, лучшего» но каждый наш друг — простой человек, у которого есть свои интересы, свои слабости и желания, мы не хотим думать, что друг может предать или пожелать плохого, но человеческая природа всегда берет верх: «‎Больше всего нас ранят самые близкие, потому что наши души открыты для них».
[Spoiler (click to open)] [more]

С возрастом список тех людей, которых мы считали друзьями, сокращается до единиц: «‎Где понимание было, там оно уйдет, где было доверие, не останется и следа, кто был назван другом, придя однажды, уйдет навсегда». Таков закон жизни: чем дольше мы дружим с кем-то, тем больше встречаем непонимания, зависти, подлости и лицемерия, нужно лишь время, чтобы это проявилось: «‎Не давай свою руку своему лучшему другу, сегодня она спас тебя, потому что не сложно, но завтра подойдешь ты к колодцу и он скажет: прыгай, так нужно». Это не значит, что люди вокруг плохие, виноваты мы сами в том, что назвали их такими: «‎Разве можно назвать волка теленком и ждать, что он будет есть одну травку, а потом считать его предателем, если он съест стадо? Лишь потому, что мы назвали его теленком?». Волк остается волком, как его не называй: «‎Назови человека другом и не будь разочарован, помни: «Человек — это человек, как его ни называй» ».

Как относиться к людям вокруг, чтобы избежать разочарований в жизни? ✔️

Юрий Левитанский считал, что называя человека «другом», мы пытаемся приручить его, как бы это странно не звучало, сделать безопасным и дружественным, хотя до конца сделать это невозможно, человека невозможно приручить, как верного пса. Проблема заключается не в плохих друзьях, а в наших ожиданиях: люди не плохие и не хорошие, но назвав кого-то другом, мы ждем, что он пройдет с нами огонь и воду. Нам так хочется. Мы рады обманываться, но однажды придет час расплаты за нашу иллюзию: человек остался человеком, ни плохим ни хорошим, но мы то ждали лучшего. Именно поэтому взрослый, мудрый человек, не заводит друзей: «‎Мудрый человек делает добро и не ждет того же в ответ, а значит не будет разочарован».

Суть человеческих отношений всегда остается в том, что в них участвует два человека. Как не называй отношения: дружеские, супружеские, родственные, рано или поздно дадут о себе знать именно человеческие отношения, со своими интересами и целями, корыстью и мотивами. Обезопасить себя можно лишь одним: делать добро, если хочется, общаться, если интересно, помогать, если есть возможность и желание, но никогда не ждать, что тот, с кем вы хорошо общались и дружили, будет к вам благосклонен всегда: «‎Каждый может посочувствовать вашей неудаче, но мало кто может порадоваться вашему успеху». Люди меняются — это в человеческой природе, не нужно держать у себя «‎друзей» которые стали неприятны, как и воротить нос от тех, на кого раньше внимание не обращали: «‎Друзья становятся другими, тебя избавив от всего, а ты запомнил их лик такими, который был… До этого всего».

https://zen.yandex.ru/media/id/5aa6ba0857906a16ad6dfaba/pochemu-s-vozrastom-u-mudrogo-cheloveka-ne-doljno-ostatsia-druzei-3-mudrye-citaty-iuriia-levitanskogo-60b62d223efca05eed75c103

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Столпы ислама праздники ислама
  • Стол эконом на праздник
  • Стол у татар на праздник
  • Стол после праздника картинка
  • Стол на уразу байрам праздник