Россия отмечает 4 ноября День народного единства. Ну как отмечает — это государственный праздник, официальный выходной, которым все с удовольствием пользуются. Однако большинство россиян при этом затрудняются правильно его назвать. Пару лет назад нашумел опрос ВЦИОМ, согласно которому лишь 32% респондентов точно обозначили название «День народного единства». Поэтому напомним об истории и смысле праздника.
Привычный советским гражданам праздник 7 ноября — годовщины Октябрьской революции — по понятным причинам стал на актуальным. Автор этих строк до сих пор, кстати, примеряет срок выпадения снега на «революционную» дату, памятуя, как, когда выходили на демонстрацию с искусственными гвоздиками, в воздухе кружился первый снежок.
Но лишать выходного россиян было нежелательно, поэтому в 1996 году власти решили придумать ему другое название. Президент Борис Ельцин подписал указ об установлении Дня согласия и примирения «различных слоев российского общества». До сих пор часть народу, кстати, считает, что нынешний праздник так и называется. А зря.
Новые политические реалии потребовали и нового праздника. О демократических и отчасти даже христианских категориях примирения и согласия речь уже не шла.
В 2004 году группа депутатов Госдумы — а именно единороссы Олег Еремеев и Валерии Богомолов, а также лидер ЛДПР Владимир Жириновский, внесли в Госдуму поправки к Трудовому кодексу. Согласно им, привычное, хоть и переименованное, 7 ноября отменялось и назначался новый праздник 4 ноября.
Вот что писала тогда наш парламентский корреспондент Марина Озерова.
«В подкрепление своей позиции авторы законопроект ссылаются на обнародованное в сентябре заявление Межрелигиозного совета России, который просил не отмечать как выходной «день трагического разделения России» — 7 ноября, и предложил взамен 4 ноября — день освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Теперь у нас терроризм на пороге, «нам объявлена война», говорит президент, и надо сплотиться всем, как в 1612 году…
Думская молва упрямо указывает на Администрацию Президента как источник интересной инициативы. Мол, и религиозным деятелям дату 4 ноября оттуда подсказали, и депутатам «добро» на перекройку календаря дали».
Говорят, на самом деле идею о переносе и переименовании праздника подал тогдашний помощник президента Путина Владислав Сурков — с целью усиления скреп фактически бесплатным способом и нивелировки совсем не близкого Кремлю понятия «революция».
Приведем еще один любопытный отрывок из статьи нашей коллеги 2004 года. Она опросила депутатов Госдумы на предмет их отношения к новшеству. Цитируем.
«Дмитрий Рогозин, лидер «Родины»: «Я не считаю этот закон насущным и актуальным. Это не то, чего ждут от нас избиратели. Изменений календаря мы им не обещали.
Оксана Дмитриева, независимый депутат: «В логике авторам закона не откажешь. Ведь, отменив выборы губернаторов народом, власть фактически возвращает нас к опыту 1612 года. А потом надо выбрать один раз президента, как в 1613 году избрали царем Михаила Романова и положили начало династии, и на 300 лет освободиться от тяжелой обязанности кого-то выбирать».
Как бы то ни было, закон приняли, и с 2005 года Россия отмечает 4 ноября День народного единства, политическая практика проведения которого не совсем соответствует названию — в этот день, например, националисты устраивают Русские марши.
Если же говорить о том, что конкретно случилось 4 ноября 1612 года, то считается, будто в этот день ополчение Минина и Пожарского штурмовало Китай-город и освободило Москву от поляков. Штурм Китай-города был 22 октября по старому стилю, однако часть историков углубляются в нюансы исчисления разницы между старым юлианским и новым григорианским календарем и утверждают, что 4 ноября — дата не точная. Еще одно мнение: гораздо более важным событием Смутного времени был не штурм Китай-города, а уход гарнизона литовцев и поляков из Кремля 26 октября. Сама Смута между тем закончилась лишь несколько лет спустя.
Очевидно, решающую роль в выборе даты для празднования Дня народного единства сыграло то, что 4 ноября — праздник иконы Казанской Божьей Матери, которая, как указано в летописях, помогала ополчению в 1612 году.
Какую роль на самом деле играет День народного единства в «идеологической» жизни россиян, продемонстрировал вчерашний опрос Фонда «Общественное мнение». 50% опрошенных назвали этот праздник «не важным, не значимым», 34% — «важным, значимым», 10% — просто «дополнительным выходным».
№ 2016 / 38, 04.11.2016
Уже более десяти лет в России отмечают День народного единства, за это время праздник так и не смог стать по-настоящему народным. Мне кажется, беда в том, что он опередил своё время и не был до конца прочувствован большинством.
До сих пор не утихают споры – «нужен ли он, а если нужен, то зачем?» и т.п. Некоторые критики видят банальную попытку властей заменить День Великой Октябрьской революции. Есть и такие, которые считают, что дата слишком старая и не понятная, почему мы должны отмечать победу в войне русского народа с поляками и взять это событие за основу единения? Ведь в истории нашего государства есть куда более понятные и свежие события: Крымская война, изгнание Наполеона, битва за Москву и Ленинград во времена Великой Отечественной войны и т.п. К сожалению, на этом фоне тот же Хэллоуин куда более масштабный и привлекательный праздник (действительно странный, который при этом многим нравится и с удовольствием отмечается, даже трагедия рейса 9268 ему не помеха).
Возможно, если бы такой День народного единства появился в рамках объединения с Крымом или в орбите празднования Дня Победы, его судьба могла сложиться по-другому. Страна не помнит своих героев, слишком далеко от нас это событие. На шествии, посвящённом 4 ноября 2015 года, собралось всего 85 000 человек, и то большинство из них туда пришло не по своей воле. Мы с вами знаем, каким образом иногда проводят митинги и шествия в нашей стране.
Несмотря на равнодушие россиян, логика возникновения такой красной даты календаря достаточно прозрачна, понятна и светла. В тексте закона о праздновании написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Если заглянуть немного глубже – это не просто победа над иностранными интервентами, а начало нового этапа становления государства. Именно после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского на Руси закончилось время «семибоярщины», завершилась Смута, а на престол взошёл Михаил Романов – первый представитель династии Романовых. Именно с этой даты начинается постепенный расцвет России, именно этот момент стоит считать своеобразной точкой отчёта.
Конечно, можно вспомнить и более древние даты, которых было немало во времена правления Рюриковичей, но со смертью Ивана Грозного закончилась целая эпоха, могущественное российское государство трещало по швам, появилась Смута, приведшая к чехарде во власти. Поэтому не стоит принижать, как пытаются некоторые, дату – 4 ноября. Это не просто замена празднования октябрьской революции (http://svpressa.ru/post/article/135264/), а настоящая точка отсчёта. Это часть того фундамента, на котором возникло наше современное государство. Не стоит об этом забывать.
«О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать – мало кому известно»
Лев Николаевич Гумилёв – советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик: «От Смутного времени меньше других пострадала северо-восточная окраина Руси, тяготевшая к Нижнему Новгороду. Поскольку пассионарных людей там сохранилось больше – оттуда и пришли спасители России: князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. Козьма Минин, по прозвищу Сухорук, был обыкновенным купцом из Нижнего Новгорода, а князь Дмитрий Пожарский – профессиональным военным, участвовавшим во всех войнах Смутного времени. О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать – мало кому известно. Действительно, Минин и Пожарский были горячими сторонниками национального восстания против поляков и шведов. Собравшийся Земский собор единогласно принял решение, предложенное Мининым и Пожарским, суть которого состояла в том, что Отчизну надо спасать. Для спасения требовались всего две вещи: люди – в войско и деньги – на организацию похода. Людей было достаточно, и деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению, население сказало: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь – и денег не давали. Тогда Козьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый клич: «Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жён и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Мать-Россия…»
Я очень сомневаюсь в будущем Дня народного единства, вряд ли когда-нибудь он станет действительно массовым, любимым и отмечаемым. Но также не согласен с мнением, что он появился из-за страха перед отменой «красного» – 7 ноября. Неужели отмена выходного как-то сильно огорчит кого-то? Да и кому нужен этот праздник революции, кроме соответствующей партии? Смешно…
Нужен ли такой праздник? Я уверен, что нужен. Он привлекает внимание к истории подрастающее поколение, напоминает старшему поколению, что в ноябре была не только революция. Ничего плохого не вижу и не понимаю возмущённых критиков. На самом деле, возмущать должно другое: если верить опросу ВЦИОМа – лишь 54% россиян считают, что в нашей стране есть народное единство. Это серьёзная и тревожная цифра, которая растёт только за счёт внешних факторов: присоединение Крыма, санкции, боевые действия на Донбассе и в Сирии. Никакой праздник не сможет исправить такое печальное положение вещей.
Лично мне никакая дата не нужна, чтобы почувствовать единение со всей Россией. У нас общая история, культура, литература, правительство, пространство, настоящее и будущее. Общие радости, поводы для гордости и горе.
Денис БАЛИН
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Уже более десяти лет в России отмечают День народного единства, за это время праздник так и не смог стать по-настоящему народным. Мне кажется, беда в том, что он опередил своё время и не был до конца прочувствован большинством
До сих пор не утихают споры – «нужен ли он, а если нужен, то зачем?» и т.п. Некоторые критики видят банальную попытку властей заменить День Великой Октябрьской революции. Есть и такие, которые считают, что дата слишком старая и не понятная, почему мы должны отмечать победу в войне русского народа с поляками и взять это событие за основу единения? Ведь в истории нашего государства есть куда более понятные и свежие события: Крымская война, изгнание Наполеона, битва за Москву и Ленинград во времена Великой Отечественной войны и т.п. К сожалению, на этом фоне тот же Хэллоуин куда более масштабный и привлекательный праздник (действительно странный, который при этом многим нравится и с удовольствием отмечается, даже трагедия рейса 9268 ему не помеха).
Возможно, если бы такой День народного единства появился в рамках объединения с Крымом или в орбите празднования Дня Победы, его судьба могла сложиться по-другому. Страна не помнит своих героев, слишком далеко от нас это событие. На шествии, посвящённом 4 ноября 2015 года, собралось всего 85 000 человек, и то большинство из них туда пришло не по своей воле. Мы с вами знаем, каким образом иногда проводят митинги и шествия в нашей стране. Несмотря на равнодушие россиян, логика возникновения такой красной даты календаря достаточно прозрачна, понятна и светла. В тексте закона о праздновании написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Если заглянуть немного глубже – это не просто победа над иностранными интервентами, а начало нового этапа становления государства. Именно после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского на Руси закончилось время «семибоярщины», завершилась Смута, а на престол взошёл Михаил Романов– первый представитель династии Романовых. Именно с этой даты начинается постепенный расцвет России, именно этот момент стоит считать своеобразной точкой отчёта. Конечно, можно вспомнить и более древние даты, которых было немало во времена правления Рюриковичей, но со смертью Ивана Грозного закончилась целая эпоха, могущественное российское государство трещало по швам, появилась Смута, приведшая к чехарде во власти. Поэтому не стоит принижать, как пытаются некоторые, дату – 4 ноября. Это не просто замена празднования октябрьской революции, а настоящая точка отсчёта. Это часть того фундамента, на котором возникло наше современное государство. Не стоит об этом забывать.
«О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать – мало кому известно»
Лев Николаевич Гумилёв – советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик: «От Смутного времени меньше других пострадала северо-восточная окраина Руси, тяготевшая к Нижнему Новгороду. Поскольку пассионарных людей там сохранилось больше – оттуда и пришли спасители России: князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. Козьма Минин, по прозвищу Сухорук, был обыкновенным купцом из Нижнего Новгорода, а князь Дмитрий Пожарский – профессиональным военным, участвовавшим во всех войнах Смутного времени. О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать – мало кому известно. Действительно, Минин и Пожарский были горячими сторонниками национального восстания против поляков и шведов. Собравшийся Земский собор единогласно принял решение, предложенное Мининым и Пожарским, суть которого состояла в том, что Отчизну надо спасать. Для спасения требовались всего две вещи: люди – в войско и деньги – на организацию похода. Людей было достаточно, и деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению, население сказало: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь – и денег не давали. Тогда Козьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый клич: «Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жён и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Мать-Россия…»
Я очень сомневаюсь в будущем Дня народного единства, вряд ли когда-нибудь он станет действительно массовым, любимым и отмечаемым. Но также не согласен с мнением, что он появился из-за страха перед отменой «красного» – 7 ноября. Неужели отмена выходного как-то сильно огорчит кого-то? Да и кому нужен этот праздник революции, кроме соответствующей партии? Смешно…
Нужен ли такой праздник? Я уверен, что нужен. Он привлекает внимание к истории подрастающее поколение, напоминает старшему поколению, что в ноябре была не только революция. Ничего плохого не вижу и не понимаю возмущённых критиков. На самом деле, возмущать должно другое: если верить опросу ВЦИОМа – лишь 54% россиян считают, что в нашей стране есть народное единство. Это серьёзная и тревожная цифра, которая растёт только за счёт внешних факторов: присоединение Крыма, санкции, боевые действия на Донбассе и в Сирии.
Никакой праздник не сможет исправить такое печальное положение вещей. Лично мне никакая дата не нужна, чтобы почувствовать единение со всей Россией. У нас общая история, культура, литература, правительство, пространство, настоящее и будущее. Общие радости, поводы для гордости и горе.
Денис Балин (с) Оригинал статьи на сайте газеты «Литературная Россия»
Теги события:
История
день народного единства
Мнение
Россия
Общество
В 2021 году День народного единства в России отметят уже в 16‑й раз. Несмотря на это в большей части написанных о нём, начиная с 2005 года, и серьёзных, и не очень текстов, звучат одни и те же вопросы — что означает «новый» праздник, для чего он нужен, что лучше делать 4 ноября: сидеть за столом, а может быть участвовать в митингах? VATNIKSTAN постарался собрать точки зрения на любой вкус. Итак, День народного единства 4 ноября существует, потому что…
Так сложилось исторически
Про то, что такое Смутное время, большинство, хотя бы примерно, помнит со школы. Для тех, кто подзабыл, в 2007 году «при государственной финансовой поддержке федерального агентства по культуре и кинематографии РФ» сняли просветительский экшн «1612» с Андреем Федорцовым (Вася Рогов из «Убойной силы») в роли Минина и Михаилом Пореченковым в роли Пожарского.
Режиссёр Валерий Хотиненко очень постарался сделать фильм нескучным: добавил выдуманных романтических героев, любовную линию и музыку одного из лучших кинокомпозиторов Алексея Рыбникова. Основная задача, которая, судя по всему, стояла перед создателями — показать, что в смуту все были разобщены, и потому было плохо, но потом все объединились, прогнали врагов и стало хорошо, а заодно развлечь зрителя нулевых.
Но почему именно 4 ноября? В пояснительной записке к проекту закона, который провозгласил пришествие в календарь новой важной даты, говорилось:
«4 ноября 1612 г. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Не все, однако, согласились с предложенными доводами. К примеру, историк Владислав Назаров в написанной по горячим следам статье «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005» года, опубликованной в журнале «Отечественные записки» (№ 5, 2004) привёл множество аргументов против и в конце посетовал:
«…законодатели поставили нас в трудное положение. Как без натяжек и вранья объяснить школьникам, студентам, всем, кто неравнодушен к российской истории, что же за акт народного единения свершился в 1612 году <…> и почему после „окончания Смуты“ русские люди еще целых шесть лет продолжали сражаться друг с другом и воевать с захватчиками?»
Не станем слишком углубляться в существующие вокруг 4 ноября острые исторические дискуссии. Так или иначе, если неявной целью превращения этого, прежде формально обычного дня в красный было подхлестнуть интерес к истории России начала XVII века, затея вполне удалась.
Мы привыкли что-то праздновать в это время
Ещё в 1649 году царь Алексей Михайлович придумал отмечать день Казанской иконы Божьей матери осенью — 22 октября по старому и 4 ноября по новому стилю, а не только летом, как раньше. С одной стороны, потому что именно с этой иконой в Китай-город, как считается, вошёл Пожарский. С другой, потому что в 1648 году, 22 октября (4 ноября) у царя родился первый сын — царевич Дмитрий Алексеевич.
С приходом советской власти праздник в честь иконы был упразднён, но почти сразу появился новый — что интересно, с разницей всего три дня. Постановление Президиума ЦИК СССР от 26 октября 1927 «О праздничных днях, посвящённых годовщине октябрьский революции, и об особых днях отдыха» строго гласило:
«Годовщина Октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней — 7 и 8 ноября. Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР»
«Воспрещение работ» — то, к чему привыкнуть легко, а отказаться трудно. Поэтому после распада СССР граждане уже без идеологической нагрузки продолжали отдыхать 7 ноября в течение 14 лет. Не все заметили, что в 1996 году формальный повод сменился на «День согласия и примирения». Выходной есть выходной.
А когда в 2005 году «согласие» заменили на «единство», многие восприняли это как очередной идеологический приём, в действительности направленный на то, чтобы в ноябре продолжал оставаться денёк, который можно провести на своё усмотрение. По результатам опроса, который осенью 2020 года устроил фонд «Общественное мнение», большая часть населения страны (71%) относится к Дню народного единства не как к празднику, а просто свободному дню.
Можно собраться компанией единомышленников
Судя по публикации в одном из старейших отечественных онлайн-изданий «Newsru.com» от 4 ноября 2005 года, первый в истории День народного единства ознаменовался коммуникацией широких масс, чему активно способствовали носители самых разнообразных политических соображений.
Так «Единая Россия» провела митинги, шествия, концерты и спортивные мероприятия. ЛДПР тоже митинговали, а заодно подкормили своих сторонников — на митинге трудились походные кухни, предлагая всем желающим кашу с тушёнкой.
Представители национал-большевизма предпочли пошуметь: в компании ударных инструментов и громких лозунгов прошлись по Москве маршем. «News.ru» информировали:
Участники марша прошли под барабанный бой, скандируя: «Слава империи!» и «Русский, вставай». В руках у них флаги и плакаты с надписями: «Русские идут» и «Русские, вперёд!»
Отдельные граждане периодически «приветствовали» шествие дымовыми шашками, петардами и наполненными водой презервативами. Сообщали и о задержанных, которых, правда, как пишут, было немного — всего пара человек.
Таким образом, в целом всё прошло мирно, и народные гуляния на 4 ноября стали традицией. А любая традиция требует осмысления — в том числе средствами комедии и массовой культуры.
В 2008 году команда КВН исторического факультета Ярославского Государственного Университета «DasISTfak‘t» показала в финале Рязанской лиги скетч о концерте ко Дню народного единства. По сюжету организатор концерта просит Николая Расторгуева после выступления сказать что-нибудь о любви к России. Лидер «Любэ» отказывается, мотивируя это тем, что аудитория его не услышит:
«Там вся площадь — „Наши“, „Молодая гвардия“, „Местные“. Им же наплевать, что я скажу. Они стоят, флагами машут, глаза стеклянные, семена им кинь — они клевать будут».
Дальше Расторгуев беседует с участницей митинга — школьницей, которая не ходит на учёбу, потому что митинги каждый день, зато любит Россию. Артист возмущается:
«Устроили из нормального Дня народного единства какой-то непонятный псевдопатриотичный шабаш».
Видео сценки приобрело определённую популярность в сети. Многие обратили внимание, что, когда в 2009 году «DasISTfak‘t» показали этот же скетч на Первом канале в рамках Премьер-лиги КВН, он стал существенно короче. В частности, исчезли названия молодёжных организаций (теперь просто «группа подростков») и упоминание самого Дня народного единства.
Конечно, необязательно участвовать в народных гуляниях и концертах — можно провести время дома, за праздничным столом. В выпуске от 6 ноября 2010 года популярной в нулевые публицистическо-юмористической программы «Прожекторперисхилтон» это попробовали сделать её ведущие и приглашённые гости.
Застольная беседа ожидаемо свелась тому, как надо отмечать праздник. И, также ожидаемо, к чему-то конструктивному прийти не удалось — в лучшем случае получалось об этом пошутить, в худшем происходило зашучивание темы и постепенный уход от неё в веселье ради веселья — всё тот же выходной ради выходного:
— Надо дарить что-то, что бы объединяло людей…
— Клей, наручники? Скотч можно. <…>
— Нас может объединить любовь друг к другу…
— И баня. <…>
— Очередь, например, объединяет людей.
— А очередь в баню?
— А очередь в баню — это вообще вершина.
Сегодня этот выпуск кажется интересным слепком времени, собравшим некоторые его важные приметы. Получается, уже в 2010 году вопрос «как отмечать День народного единства?» был чем-то вроде риторического застольного софизма, который обязательно озвучить, но подобрать к нему универсальный ответ — и невозможно и, в общем-то, не очень нужно.
Надо помнить историю, а единение — это важно
В 2015 году, во время выступления на форуме «Сообщество», Владимир Путин поделился с собравшимися, что, когда праздник только появился, он тоже не понимал, зачем он нужен. Но потом осознал — для того, например, чтобы остановиться и подумать:
«…многие в нашей стране, когда этот праздник воссоздавали, и я в том числе, тогда думал: „Это ещё что такое, это зачем? Что у нас, праздников мало, что ли?“ <…> Теперь я отчётливо осознаю и прекрасно понимаю, что такой праздник нам нужен. Потому что очень важно <…> остановиться раз в году, вспомнить, что и когда с нами было, что и когда с нами происходило, что связано с нашими победами и триумфами, а что с поражениями и трагедиями».
Развивая свою мысль, Путин подвёл к тому, что, чем больше единения, тем больше побед, и что в основе всех деяний должна лежать любовь к Родине. Таким образом президент составил формулу успеха: знание истории + единство + патриотизм = хорошо для России. Понятно, что, если хотя бы одно слагаемое убрать — уравнение не получится. И естественно, что внедрение этих слагаемых в массы лучше всего начинать с молодёжи.
Ко Дню народного единства 2016 года программа «Вечерний Ургант» подготовила эксперимент — спросили у школьников об истории праздника. Ответы предсказуемо вышли экстравагантными.
— Что это такое за праздник?
— Это когда все города России объединились и отвоевали землю от польцев.
— Городами кто-то руководил? Были герои этого праздника?
— Были. Михалков. И ещё какой-то… По-моему, Саша.
— Они участвовали в войне, чтобы спасти Москву от африканцев.
— А в каком году африканцы нападали на Москву?
— В 2005 году.
Ничего удивительного в том, что младшие школьники не могут толком рассказать о Смуте — ведь её изучают в средней школе. Судя по всему, дело было так: ребятам дали информацию, они её зазубрили и пересказывают на камеру. Но даты и факты для детей не наполнены содержанием — они не осмыслены, а заучены, как тарабарщина.
Получается, пресловутое «молодёжь не знает историю» — это не сама проблема, а следствие того, что с детства научили зубрить, а не размышлять. Не имея представления о том, кто такие поляки, легко превратить их в африканцев — какая разница, главное, что не наши, а чужаки из-за границы.
Дальше — про единство:
— Что сказали Минин и Пожарский, чтобы объединить всех?
— Граждане страны, на нас напали поляки, давайте все объединимся и создадим большой полк, — на ходу импровизирует мальчуган нечто, напоминающее объявление на вокзале.
Каков вопрос — таков ответ. Разумеется, без призывов не обойтись, но сам по себе лозунг «надо быть единым народом» ничего не несёт. Что значит надо? А как этого добиться? Вряд ли ведущий сам смог бы здесь ответить лучше ребёнка. Начинать нужно не с того, чтобы запомнить набор слов «объединились и победили», а с размышлений о том, что такое единство и как его достичь.
В общем, стоит почаще вспоминать хороший совет президента про остановиться и подумать. Информация без её осмысления не позволяет мозгу её применять. А значит — не имеет значения.
Можно делать необычные заявления и наряжаться патриотично
День народного единства 2018 года геронтолог Игнат Пенкин выбрал для того, чтобы встретиться с журналистами и призвать к единению для отказа от пенсионных накоплений:
«Я как учёный-геронтолог ответственно заявляю: пенсия для народа не нужна. Более того, она опасна и вредна. Для человека, который привык к деятельности пенсия является настоящим стрессом. Он начинает болеть, деградировать, его жизнь становится короче. Поэтому сегодня, в День народного единства, я предлагаю всем нам объединиться и отказаться от пенсии раз и навсегда, чтобы жить долго и счастливо».
Правда, Игнат Пенкин — не настоящий учёный, а персонаж эпизода «День народного единства» из сериала «След». Тем не менее, использовать праздничный день для того, чтобы тебя услышали — хорошая идея. Но нужно быть готовым к ответственности за свои слова: сразу после скандального выступления Пенкина в полицию позвонил аноним и сообщил, что геронтолог будет убит.
Видимо, безопаснее не говорить, а петь, заодно одевшись по-праздничному. В том же 2018 году организация «Патриотки РФ» выпустила ко Дню народного единства музыкальный клип. В нём три девушки в облегающих платьях — белом, синем и красном — гуляют по Москве, водят хороводы с прохожими и собирают их на Красной площади, заставляя подпевать патриотической песне:
«Вместе мы развиваемся, вместе мы поднимаемся, вместе мы правда, вместе мы сила, вместе мы семья. Вместе нам не страшны враги, вместе нас Бог убереги, наше единство — гордость России, вместе ты и я».
В интервью «Огоньку» (№ 18 от 18 апреля 2016 года) «Патриотки» рассказали о своих больших планах на медиа, в частности, о реалити-шоу «Передовой отряд патриоток», и понадеялись, что скоро их позовут на Первый канал. Пока ждут.
Он подходит, чтобы баюкать малышей
Удивительно, но День народного единства настолько универсальный праздник, что даже помогает поскорее уснуть. По крайней мере, так решили создатели программы «Спокойной ночи, малыши», в 2015 году сделав выпуск, посвящённый 4 ноября. Мишутка и Каркуша бодро шпарят, подглядывая в учебник, не забывая комментировать прочитанное эмоциональными вздохами:
— Вставай, Коломна, вставай, Кострома, вставай, Ярославль. Я, Кузьма Минин, житель Нижнего Новгорода, призываю вас, города русские, встать на защиту Родины своей всем миром. Ооооо!
— А тебя, воевода Дмитрий Пожарский, просим: встань во главе войска народного, защити Москву.
— Во, как написано!
— Дааааа!
Незаметно к зверушкам подкрадывается певец Дмитрий Маликов и продолжает рассказ, но уже по памяти. «Вы это знаете?» — удивляется Мишутка. «Конечно, нужно же знать свою историю» — как ни в чём не бывало объясняет Маликов.
Следующие пару минут уходят на то, чтобы обсудить памятник Минину и Пожарскому, деньги на который собирали «всем миром». Затем мультфильм, почему-то «Фиксики — серия о том, как писать секретные письма невидимыми чернилами. Может быть, намекали на то, что народное единство — это тоже такая вещь, о которой чужим нельзя рассказывать, а только своим?
Жизнь без праздничной пустоты не нужна
О сакральной роли праздников как таковых написано и сказано немало. В статье «Праздник» из энциклопедии «Мифы народов мира» издательства «Советская энциклопедия» филолог Виктор Топоров отмечает важность пустоты, «порожнести» (отсюда и слово «праздник») дней, не занятых делами. Человек погружается в состояние, «когда время останавливается, когда его нет» — здесь вновь можно вспомнить президентский наказ делать остановки для размышлений.
Широко известна разошедшаяся на мемы цитата Егора Летова о праздниках из интервью после концерта группы «Гражданская Оборона» в клубе «Б1» 26 мая 2007 года. По соображениям официальной морали мы не можем прикрепить здесь ссылку на видео, зато можем привести расширенный вариант цитаты, «запикав» опасные места квадратными скобками:
«…ради чего люди идут на смерть, почему они прыгают с парашютом, почему они идут в наёмные солдаты, в экстремальные точки едут и так далее. Ради определённого праздника. Ради праздника с большой буквы, экстремально-экзистенциального какого-то, мистического праздника. Потому что, если праздника нет, эта жизнь [нафиг] не нужна».
Стоит ли причислять День народного единства к области экзистенциального — вопрос открытый. Но даже если нельзя, но хочется, в ваших силах провести 4 ноября в интересующем вас духе. В конце концов, если день в календаре есть, надо же что-нибудь с ним делать.
Читайте также «Судьбы первого поколения постсоветских президентов».