Стрессовый сценарий это

Работа по теме: Самоукина НВ - Психология и педагогика професси.. Глава: 7.3. Стрессовые сценарии. ВУЗ: ЧГАКИ.

Проходит какое-то время и стресс может
опять повториться. У каждого работника
– своя, индивидуальная форма поведения
в стрессовом состоянии. И также у каждого
– свой индивидуальный сценарий
стрессового поведения, выражающийся в
частоте и форме проявления стрессовых
реакций.

Можно заметить, что одни «стрессуют»
чуть ли не каждый день, но в небольших
дозах (не слишком агрессивно и существенно
не разрушая отношения с окружающими).
Другие – несколько раз в год, но
чрезвычайно сильно, существенно снижая
самоконтроль в общении: они могут
неожиданно «взорваться» и накричать
на сотрудников или подчиненных, подать
заявление об уходе, разорвать отчет о
проделанной работе и т.п.

Стрессовый сценарий проявляется не
только в таких характеристиках, как
частота и форма поведения и общения
человека. Важной является такая
характеристика, как направленность
стрессовой агрессии человека: на самого
себя или на окружающих – коллег,
подчиненных. Один винит во всем себя и
стремится проанализировать прежде
всего свои собственные ошибки. Другой
обвиняет окружающих и не способен
посмотреть на себя со стороны.

Стрессовый сценарий «запускается»
почти автоматически. Достаточно
незначительного нарушения привычного
ритма и условий профессиональной
деятельности – как будто против воли
самого человека «включается» стрессовый
механизм и начинает «раскручиваться»,
как «маховик» какого-то мощного и
убийственного «оружия». Человек начинает
конфликтовать по какой-то мелкой,
незначительной причине. У него искажается
восприятие сотрудников и коммуникативной
ситуации, он придает негативное значение
тем деталям, на которые в спокойном
состоянии почти не обращал внимание.

7.4. Саморегуляция работника в условиях профессионального стресса

Может ли работник научиться регулировать
свое собственное состояние в условиях
профессионального стресса и перестроить
свой стрессовый сценарий?

Безусловно, да! В профессиональной
деятельности более успешны люди,
научившиеся владеть собой, имеющие
развитую психотехнику личной саморегуляции.
Они знают свои сильные и слабые стороны,
умеют вовремя сдержаться, проявить
терпение, затормозить свои внутренние
«взрывы» и сохранить самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции
размышляют так:

– «Что толку обвинять себя или других?
Нет смысла мучиться укорами совести.
Но и «сбрасывать» свою стрессовую
агрессию на окружающих негуманно и не
выгодно. Отношения разрушаются, теряются
важные контакты, происходит потеря
уважения окружающих, а проблема-то не
решается! Я только теряю, ничего не
приобретая!»

– «Нужно уметь вовремя остановить себя,
когда еще есть понимание ситуации и
сохранен самоконтроль!» Один ведущий
специалист крупной фирмы выразил эту
мысль так: «Важно не попасть в точку В!»

– «Вывод один: надо хорошо знать самого
себя. Надо вовремя почувствовать
изменение своего внутреннего состояния,
когда «закипает» раздражение и появляется
еле сдерживаемая агрессия» .

Специалисты, хорошо регулирующие себя
в стрессе, по-разному говорят о своих
ощущениях, однако главное – они хорошо
осознают их: «Я становлюсь раздраженным,
внутри меня как бы вспыхивает что-то
горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь
на всех оборотах», «У меня все застывает
внутри», «Мне становится все безразлично»
.

Конечно, флегматичные люди имеют больше
времени на осознание самих себя при
нарастании стресса. Профессиональный
стресс у них развивается медленнее и
есть «время в запасе». Люди с холерическим
темпераментом, «с лету» входя в первую
стрессовую стадию, имеют значительно
меньше времени на ее осознание. Тем не
менее, успешно овладевают стрессом как
флегматики, так и холерики.

Необходимо запомнить следующие правила
саморегуляции в условиях профессионального
стресса.

Первое правило: полезно наблюдать за
самим собой. Что Вы чувствуете на первой
стадии стресса? Какие ощутимые изменения
происходят в Вашем состоянии и настроении?
Сколько времени длится первая стадия
Вашего стресса? Это происходит сразу,
как говорят, с «пол-оборота», или
постепенно, с едва заметным, но ощутимым
нарастанием? Что с Вами происходит,
когда Вы теряете самообладание (в точке
«В»)?

Следует помнить, что успешность построения
личной программы защиты от профессионального
стресса зависит от того, насколько точно
и своевременно Вы научитесь замечать,
что вступаете в «зону» стресса и теряете
самоконтроль.

Второе правило: необходимо искать
способы остановки самого себя. На первой
стадии стресса важно «взять перерыв»
и усилием воли прервать свои действия:

– сделать паузу в общении с сотрудниками,
помолчать несколько минут, вместо того
чтобы с раздражением отвечать на
несправедливое замечание);

– выйти из комнаты;

– переместиться в другую, отдаленную
часть помещения.

Третье правило: необходимо стремиться
перевести свою энергию в другую форму
деятельности, заняться чем-нибудь
другим, что даст возможность снять
напряжение.

Если потеря самообладания произошла
на работе, можно заняться следующим:

– перебрать свои деловые бумаги, полить
цветы на подоконнике, заварить чай;

– выйти в коридор и поговорить с
симпатичными сотрудниками или сотрудницами
на нейтральные темы (о погоде, покупках
и др.);

– подойти к окну и посмотреть на небо
и деревья, порадоваться солнцу, дождю
или снегу;

– обратить внимание на идущих по улице
людей. Попробовать вообразить, о чем
думают проходящие мимо люди;

– зайти в туалетную комнату и на две-три
минуты опустить ладони под холодную
воду.

Такой «перерыв» можно практиковать как
можно чаще в те моменты, происходит
потеря самоконтроля. Важно, чтобы
действие «остановки самого себя» вошло
в привычку.

Четвертое правило: следует серьезно
задуматься над тем, какие моменты в
работе помогают снять напряжение. Что
Вас больше всего радует? Чем Вы занимаетесь
с увлечением? И стараться каждый день
иметь немного времени на занятия, которые
приносят удовлетворение и радость.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

7 ситуаций, которые важно правильно пережить, иначе может посыпаться здоровье

Валентина Глазко

Екатерина Тур

2 февраля 2023, 18:30 МСК

Как правильно реагировать на сильный стресс

Список критических моментов и инструкции, которые помогут их преодолеть.

В жизни может случиться всякое. Увы, к самым тяжёлым моментам мы обычно оказываемся совершенно не готовы…

Трудные жизненные ситуации — это сценарии, при которых нарушается привычная жизнедеятельность человека. Удовлетворять свои главные потребности прежним способом поведения становится невозможно, но игнорирование их может привести к тяжёлым последствиям.

<a href="https://www.championat.com/authors/6455/1.html">Екатерина Тур</a>

врач, специалист по психосоматике, нейропсихолог

Любые экстремальные или чрезвычайные ситуации оказывают стрессовое воздействие на человека. К ним относятся разные изменения в жизни. Как приятные, так и негативные. Однако есть определённые кризисы, которые требуют незамедлительных действий. Почему?

Есть тесная связь между человеком и его условиями жизни. Его реакция на эти условия влияет на здоровье — как психическое, так и физическое. Они также тесно взаимосвязаны.

Какие ситуации особенно опасны и как действовать, если они случились?

Фото: istockphoto.com

1. Потеря близких

Когда человек теряет близкого — это очень тяжёлое испытание. Смерть всегда приводит к проживанию горя. Оно образуется, когда происходит понимание, что человек больше не вернётся. С этим трудно смириться.

Это самая болезненная эмоция, которую важно правильно прожить. Сильная душевная боль не может не изменить привычную жизнь.

Как это пережить?

  • Проживите горе, разрешите себе поплакать.
  • Не закрывайтесь в себе, общайтесь с другими людьми.
  • Выделяйте время на себя.
  • Заботьтесь о себе.
  • Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

Фото: istockphoto.com

2. Расставание

Расставание с близкими и любимыми людьми — это всегда стресс, который достаточно трудно пережить. Особенно если инициатором был другой человек. Восстановление после разрыва требует много сил и времени.

При этом могут обостриться психологические травмы, которые окажут негативное влияние на общее самоощущение.

Как это пережить?

  • Разрешите себе пострадать.
  • Не вините себя за случившееся.
  • Займитесь любимым делом, больше двигайтесь, общайтесь с другими людьми, смените обстановку.

3. Неожиданные проблемы со здоровьем

Один из самых больших страхов большинства людей — страх заболеть. Особенно если это значительно способно изменить привычный образ жизни. Болезнь — это стресс не только для пациента, но и для его близких.

Фото: istockphoto.com

При этом необязательно это могут быть серьёзные заболевания. Малоприятным станут даже проблемы с зубами. Финансово затратно, всегда неожиданно и крайне неприятно. Сюда же относятся острые заболевания и даже обострения хронической патологии.

Когда врач озвучивает диагноз — это шок и отрицание. Однако такая ситуация требует незамедлительного действия.

Как это пережить?

  • Не держите в себе эмоции, разрешите им быть.
  • Не вините себя.
  • Работайте с чувством страха и тревоги. Попробуйте сформулировать, чего именно вы боитесь.
  • Обратитесь к специалисту, который расскажет, как правильно работать со страхом.

4. Потеря работы/устройство на новое место

Каждый человек боится потерять работу. Особенно неожиданно. Такое изменение перевернёт жизнь человека, ведь это удар по бюджету и по самооценке. Человек чувствует страх перед будущим, злость и апатию. Потеря работы всегда приводит к личностному кризису, с которым важно уметь справляться. Большим стрессом для человека может быть только развод и смерть близких.

Фото: istockphoto.com

Выход на новое место работы — важный этап в жизни. При этом всегда сопровождается стрессом. Всё новое наш мозг воспринимает как опасность.

Как это пережить?

  • Примите ситуацию.
  • Дайте себе время на адаптацию.
  • Разрешите себе погрустить.
  • Не стоит терять веру в себя.
  • Не стыдите себя.
  • Заботьтесь о себе.
  • Начинайте действовать.

5. Предательство близкого человека

Пережить предательство бывает трудно. Возникает чувство, словно ударили в спину. Оно может иметь любые формы: измена, распространение слухов, кража. Такой поступок не только ведёт к разрыву отношений с предателем, но и к понижению самооценки.

Предательство всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию. Человек испытывает боль и стыд.

Фото: istockphoto.com

Как это пережить?

  • Дайте себе время на принятие ситуации.
  • Не стоит думать о мести.
  • Не держите в себе злость.
  • Не вините себя в случившемся.
  • Заботьтесь о себе.
  • Займитесь делом, больше гуляйте, занимайтесь спортом.

6. Грядущий переезд

Смена места жительства всегда сказывается на психике человека. Неважно, будь то новая квартира или другая страна. Он сам по себе доставляет много неудобств, даже когда запланированный. А если возникает внезапно по каким-либо причинам, нужно собраться с мыслями и начать действовать.

Фото: istockphoto.com

Для любого человека переезд — это внутреннее потрясение. Это означает расстаться с прошлым, изучать новое пространство. Это может вызвать как опустошение, так и воодушевление.

Как это пережить?

  • Составьте план.
  • Не бойтесь просить о помощи.
  • Дайте себе время на адаптацию.
  • Не бойтесь знакомиться с новыми людьми.
  • Если это переезд в другую страну, то учите язык, посещайте местные мероприятия, праздники.
  • Изучайте новое место.
  • Хвалите себя за храбрость.
  • Замените тревожность из-за неизвестности на жажду приключений.

А нужен ли вам вообще этот переезд? ЗДЕСЬ психолог приводит все «за и против» смены места жительства и помогает понять, когда стоит на него решиться.

Фото: istockphoto.com

Так же, как и переезд, событие довольно энергозатратное. Зачастую ремонт бывает внезапный. Это вызывает много эмоций, в большинстве своём негативных. Обостряется страх нехватки денег, что не получится сделать красиво или качественно.

Это всё накладывается на ошибки строительной бригады, задержки сроков, неоправданные ожидания. Как итог — сильный стресс.

Как это пережить?

  • Учитесь быть гибкими.
  • Не бойтесь просить помощи.
  • Давайте себе время на отдых.
  • Заботьтесь о себе.

Если вас может вывести из равновесия не только глобальный стресс, но и любой пустяк, пора прокачать опцию «мудрость». Как это сделать? Ловите ИНСТРУКЦИЮ.

Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?

Подпишись на еженедельную рассылку Лайфстайла.

Электронная почта

метки: Человек, Стрессовый, Фрустрация, Сценарий, Стресс, Требование, Психология, Состояние

стресс фрустрация конфликт психологический

В наше время, когда темп жизни с каждым днем ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы — все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы и может лечь в основу психосоматического заболевания. Именно поэтому учение о стрессе получило в наше время достаточно широкую известность. Проблемой стресса занимались такие ученые, как Селье, Самоукина, Кеннон, Касл, Купер, Маршалл, Альбрехт, Вейтен, Ллойд и многие другие. Эта тема очень актуальна, т.к. в современном обществе главным приоритетом в жизни человека является материальное благополучие и человек в погоне за деньгами не оставляет время на себя, свое здоровье, семью, друзей, и тогда его постигает профессиональный стресс. Если человек не сможет преодолеть негативные последствия этого стресса, то стресс начинает разрушать человека изнутри, что может привести к серьезным заболеваниям и даже к смерти. Поэтому в наше время необходимо знать, как пережить стресс и не подвергнуться его губительному действию. Но для того, чтобы преодолеть негативные последствия стресса надо выяснить, что является стрессом, какие существуют разновидности стресса, что влияет на нашу оценку стресса, как мы реагируем на стресс, какие эффекты может вызывать стресс, что такое профессиональный стресс, его источники и, наконец, как бороться с негативным влиянием стресса. Объект исследования — трудовой коллектив, а предмет — возникновение профессионального стресса в трудовом коллективе.

1. Понятие «стресс»

В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не знает, что же такое стресс.

Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье.

Он утверждал: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Чтобы понять это определение, нужно сначала объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический».

Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара.

9 стр., 4265 слов

Стресс в жизни человека

… вызвать стресс, особенно, если человек находится в переходном периоде жизни или карьеры. Например, каждый может испытать стресс в случае смерти супруга или близкого члена семьи, попасть в ситуацию, когда по каким-либо … работы. Нерабочие события больше влияют на появление стресса, чем рабочие. Таблица 1. Степень влияния на человека изменений в жизни Нерабочие события Вес Рабочие события Вес Смерть …

Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требование к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Селье утверждал, что «стресс — это не просто нервное напряжение».

Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением, но это не так.

Доктор Дж. Мейсон, известный исследователь психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, считает общим знаменателем всех стрессоров активацию «физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом». У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самый частый стрессор. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.

Многие склонны думать, что стресс является результатом какого-либо неприятного, несчастного события, т.е. повреждения. Но Селье подчеркивал, что «стресс не всегда результат повреждения». Мы уже говорили, что несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность и даже радостное событие — игра в шахматы или страстное объятие — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда.

Таким образом, стресс может быть вызван практически любым видом деятельности. Факторы, вызывающие стресс — стрессоры,— различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса — механизм адаптации к возникшей трудности.

1.2 Основные виды стресса

Для разных людей стрессовыми могут быть различные события. Чтобы лучше разобраться во всем многообразии этих событий, ученые пытаются создать классификации основных видов стресса. Пока ни одна из таких классификаций не является полностью удовлетворительной. Но это не мешает нам рассмотреть четыре основных вида стресса: фрустрацию, конфликт, изменения и давление.

7 стр., 3427 слов

Работы: Влияние стресса на организм человека

… основе данных исследования литературных источников. 1 Стресс 1.1 Что такое стресс? Прежде чем рассматривать влияние стресса на организм человека, необходимо разобраться в природе этого явления. …  выделить основные виды стресса;  выявить динамику стресса и стадии его протекания;  рассмотреть различные клинические случаи патологического влияния стресса на организм человека;  сделать заключение на …

1.2.1 Фрустрация

«Фрустрация (от лат. fruastratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние переживания напряжения, тревоги, гнева, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей», — так определяет фрустрацию А.А.Радугин.

По сути, человек переживает фрустрацию, когда чего-то хочет, но не может этого достичь.

Все мы встречались с фрустрацией в повседневной жизни. К счастью, большинство наших фрустраций непродолжительны и незначительны. Вы можете очень огорчиться, если в назначенный срок придете получать заработную плату, а вам ответят, что денег нет. Но через 3 дня их наверняка выдадут, и вы забудете о ваших огорчениях.

Конечно, некоторые случаи фрустрации могут вызвать значительный стресс. Неудачи и потери — вот два обычных вида фрустрации, вызывающих сильный стресс.

Все мы когда-нибудь терпели неудачу в осуществлении своих намерений. Некоторые люди сами обрекают себя на неудачу, ставя себе нереалистичные цели. Люди обычно забывают, что на каждого вновь назначенного вице-президента в деловом мире приходится дюжина служащих среднего звена, которые не получили повышения.

Потери могут быть особенно фрустрирующими, если мы лишаемся того, что привыкли иметь. Лишь немногие события вызывают у нас столь сильную фрустрацию, как потеря любимого (любимой) или супруга.

Бывает, что фрустрацию человек создает себе сам. Люди часто сами препятствуют своим успехам. Например, если ваша рассеянность на работе привела к тому, что вам не дали повышения, которого вы ожидали, вы сами виноваты в своей фрустрации.

Очень часто состояние фрустрации сопровождается агрессивным поведением. Агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Возможно и астеническое проявление фрустрации — депрессивное состояние: человек переживает печаль, отчаяние, им овладевает чувство бессилия, теряется смысл жизни.

Если же человек «заклинивается» на фрустраторе, то возможен патологический исход- психическое заболевание.

1.2.2 Конфликт

Конфликт, как и фрустрация, является неотъемлемой принадлежностью повседневной жизни. Сложный вопрос «стоит или нет?» встает перед нами бесчисленное множество раз. Конфликт возникает, когда два и более несовместимых мотива или побуждения конкурируют за реализацию в поведении. Конфликты разделяются на три вида: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Впервые эти виды конфликтов описал Курт Левин и тщательно исследовал Нил Миллер.

10 стр., 4690 слов

Избегание стресса. Действие антропогенных стрессоров на совершенствование …

… стрессу __________________________1__________________________ 1 1 Избегание стресса Толерантность к стрессу ______1_________________ _______________1_______ 1 1 1 1 Избегание упругой нагрузки Избегание … растений, получена большая часть картосхем антропогенного влияния. Морфологические методы индикации … протяжении различных периодов жизни. В биологии под стрессом понимается реакция биологической …

1) В конфликте типа приближение — приближение требуется сделать выбор между двумя привлекательными целями. Проблема состоит в том, что вы можете выбрать только одну из них.

Из всех трех видов конфликт приближение—приближение, как правило, является наименее стрессогенным. Посетители ресторана обычно не страдают от проблемы выбора между несколькими вкусными блюдами. Этот конфликт, как правило, завершается благополучно, какую бы из альтернатив вы ни выбрали. Однако в случае, когда выбор очень важен, этот конфликт может быть весьма напряженным. Если вы разрываетесь между двумя привлекательными молодыми людьми, то процесс решения может сопровождаться значительным стрессом.

2) В конфликте избегание — избегание человеку приходится выбирать между двумя непривлекательными целями. В этой ситуации вам приходится выбирать одно из двух зол. Предположим, что вас мучают сильные боли в пояснице. Согласитесь ли вы на операцию, которой очень боитесь, или будете продолжать терпеть боль?

Очевидно, что конфликт избегание—избегание является, наиболее, неприятным и вызывает самый сильный стресс. Обычно люди в таких ситуациях предпочитают тянуть с решением как можно дольше, надеясь каким-то образом избежать конфликтной ситуации. В вышеприведенном примере вы можете откладывать решение об операции, надеясь, что боль когда-нибудь пройдет сама собой.

3) В случае конфликта приближение—избегание нужно принять решение о том, стоит ли стремиться к достижению цели, имеющей как привлекательные, так и отталкивающие стороны. Например, представьте, что у вас появилась возможность получить продвижение по службе, которое приведет к значительной прибавке заработной платы. Но проблема в том, что для получения этого места вам придется переехать в город, которого вы терпеть не можете.

Конфликты приближение—избегание очень распространены и могут вызывать серьезный стресс. Они часто приводят к колебаниям, когда человек в нерешительности движется то вперед, к цели, то отступает назад. Нил Миллер в своих новаторских экспериментах на крысах обнаружил, что мотивация избегания усиливается быстрее, чем мотивация приближения. На основе этого Миллер сделал вывод, что, пытаясь разрешить конфликт приближение—избегание, нужно в первую очередь прилагать усилия к ослаблению мотивации избегания, а не к усилению мотивации приближения.

Более поздние исследования выявили, что градиент избегания не всегда увеличивается быстрее, чем градиент приближения. В свете этих фактов, лучшим советом в ситуации конфликта приближение-избегание будет совет работать в обоих направлениях сразу. Другими словами, вам нужно попытаться уменьшить стремление к избеганию и в то же время усилить стремление к приближению.

1.2.3 Изменения

Считается, что изменения в жизни являются основным источником стресса. Перемены в жизни — это любые заметные изменения в обстоятельствах жизни человека, требующие приспособления к ним.

13 стр., 6196 слов

Стресс и его роль в жизни подростков

… жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности[13]. стресс подросток эмоциональный Стресс …

Первые исследования жизненных перемен были проведены Томасом Хоулмзом, Ричардом Раи и их коллегами, когда они задались целью выявить отношение между событиями, вызывающими стресс и состоянием здоровья человека. Они опросили сотни больных туберкулезом, чтобы выяснить, какие события предшествовали первым проявлениям болезни. Как ни странно, часто встречающиеся в этом перечне события не были однозначно неблагоприятными. Было, конечно, довольно много неприятных событий, но было немало и приятных, таких, как свадьба, рождение ребенка, повышение по службе.

Почему приятные события вызывают стресс? Согласно Хоулмзу и Раи, это происходит потому, что подобные события вызывают перемены в жизни человека. Они утверждают, что нарушение обычного хода повседневной жизни уже само по себе является стрессом. Согласно этой теории, изменения в личных взаимоотношениях, на работе, в финансовом положении и т.д. вызывают стресс, даже если они, в конечном итоге, ведут к лучшему.

Из исследований Брауна и МакГилла следует, что желательные перемены в жизни могут быть стрессовыми для одних людей и проходить без стресса для других. Они показали, что связь между положительными событиями в жизни и ухудшением здоровья существует только у людей с низкой самооценкой. На сновании этих результатов, Браун и МакГилл утверждают, что позитивные события вызывают стресс в той мере, в какой они разрушают чувство идентичности.

1.2.4 Давление

Давление включает ожидания или требования других, чтобы мы вели себя определенным образом. Давление бывает двух видов: выполнения и соответствования. Мы находимся под давлением выполнения, когда от нас ожидают быстрого, эффективного и успешного выполнения возложенных на нас задач и обязанностей. Например, на клоуна давит необходимость быть смешным, на студента — необходимость успешно сдавать экзамены. В работах Роя Баумейстера показано, каким образом давление выполнения приводит к ухудшению выполнения задач. Подробнее эта проблема будет рассмотрена в разделе «Потенциальные эффекты стресса». Столь же часто встречается в нашей жизни давление соответствования чьим-то ожиданиям. От делового человека ожидают, что он будет одет в строгий костюм с галстуком. От подростков ожидают, что они будут придерживаться ценностей и правил поведения, предписываемых их родителями, от молодых людей ожидают, что к 30 годам они вступят в брак.

При этом обнаружено, что давление сильнее связано с психическим здоровьем, чем перемены.

2. Стрессовые сценарии

У каждого человека свой индивидуальный стиль поведения в стрессе. Также индивидуален и сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве.

Варианты стрессовых сценариев, в зависимости от частоты и силы проявления:

  • кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах, не очень агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими;
  • другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль;

В зависимости от направленности стрессовой агрессии выделяют:

  • направленность стрессовой агрессии на самого себя (работник обвиняет самого себя);
  • направленность стрессовой агрессии на коллег и начальников (работник винит других работников);

В зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций:

20 стр., 9635 слов

Стресс и дистресс в жизни человека

… литературы по психологии, педагогике. В частности, проблема стресса в жизни человека рассматривается … стресса и тревожности.Л.А. Китаев-Смык, «Психология стресса». Работа советского автора, также изучавшего стресс.2. Проведение анкетирования … стресса 1.1 Стресс как явление. Основные понятия Понятию стресса можно дать несколько определений: 1) Стресс – нажим, давление, напряжение (англ.). 2) Стресс …

  • в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу), достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы;
  • но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

Рассмотрим факторы, которые могут вызвать профессиональный стресс.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых воротничков» и выявили следующие их группы

1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

1. перегрузи или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;

3. дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь);

4. необходимость самостоятельного принятия решения.

2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

1. ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;

2. ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания;

3. ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т. п.).

Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;

4. слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе;

5. малая степень участия в принятии решений в организации.

3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

1. взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;

2. трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

4. Факторы, связанные с деловой карьерой:

1. два основных стрессогенных фактора — профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;

2. статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;

3. отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);

4. несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

11 стр., 5178 слов

Стресс. Факторы стресса, зависящие от работника и от организации

… актуальность темы факторы стресса, зависящие от работника и от организации. Целью данной работы, Объектом практического исследования Задача курсовой работы осуществляется в следующем: Дать полную характеристику понятию стресса; Выявить причины стресса на рабочем …

1. неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);

2. ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

6. Внеорганизационные источники стрессов:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/stressovyie-stsenarii/

1. основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой; таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с «подводными камнями» семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую.

2. мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена).

По данным специальных исследований, успех мужа-менеджера часто связан с тем, как успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и как следствие, меньше попрекает своего мужа;

3. различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.

Заключение

Итак, профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»).

Выделяют несколько видов профессионального стресса — информационный, эмоциональный, коммуникативный, профессиональный стресс достижения, страх профессиональной ошибки, стресс конкуренции, стресс успеха, стресс, связанный с зарабатыванием денег.

В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/stressovyie-stsenarii/

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.

2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

3. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976.

4. Карташова Л.В. Поведение в организации: Учебник. М: ИНФРА-М, 1999. 220 с.

5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: «Современное состояние и перспективы»: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1995. 683 с.

6. Ньюстром Дж. В., Дэвис К., Организационное поведение / Перевод с английского под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб: Изд. «Питер», 2000. 488 с.

7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2001. 480 с.

8. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЭКМОС. 2000. 281 с.

9. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

10. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

Виды стресcа, Профилактика стресса

Профессиональный стресс и способы его профилактики, помогающие избежать негативных стрессовых сценариев

Существует множество причин, которые могут выводить нас из равновесия на работе: высокие нагрузки, большая ответственность, множество задач, сжатые сроки, сложные отношения с начальством, в коллективе, трудные клиенты и другие. Профессиональный стресс возникает, если мы не умеем справляться с ними эффективно. А продолжительный накопленный стресс может спровоцировать еще и множество негативных последствий: болезни, нервные срывы, и даже привести к профессиональному выгоранию или потере работы.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • 1 Разновидности рабочего стресса
    • 1.1 1. Коммуникативный
    • 1.2 2. Вторая распространенная разновидность стресса — информационный.
    • 1.3 3. Эмоциональный стресс
  • 2 Причины рабочего стресса
    • 2.1 Физиологические
    • 2.2 Физические факторы:
    • 2.3 Организационные факторы:
    • 2.4 К социально-психологическим факторам относятся:
  • 3 Стадии развития стресса
    • 3.1 Нарастание напряженности
    • 3.2 Собственно, стресс
    • 3.3 Снижение напряжения
  • 4 Стрессовые сценарии
  • 5 Как управлять своим стрессом?
  • 6 Как бороться со стрессовым сценарием?
  • 7 Как уменьшить психологические факторы
  • 8 “Как за два часа научиться справляться со стрессом, стать более расслабленным, делать меньше ошибок и вернуть вкус жизни ” 

Здравствуйте, друзья! Сегодня рассмотрим очень важный вопрос, который касается каждого работающего специалиста. Поговорим о том, почему такой стресс возникает, как накапливается, рассмотрим его динамику, развитие. Поговорим о том, как эффективно управлять стрессом и предотвращать его.

Уделите десять минут этой статье — и узнайте, как избежать многих подобных неприятностей.

Разновидности рабочего стресса

Выделяют 3 вида.

1. Коммуникативный

Этот стресс проявляется в виде повышенной раздражительности сотрудника при коммуникациях с сослуживцами. Проблемы в деловом общении могут быть вызваны разными причинами. Например, неспособностью сотрудника в нужных случаях сформулировать отказ. Незнанием эффективных способов защиты от действий манипулятора. Отсутствием знаний, как защитить себя от коммуникативной агрессии.

2. Вторая распространенная разновидность стресса — информационный.

Этот вид стресса особенно актуален в наше время, когда во многих сферах деятельности многое меняется. Он происходит при информационных перегрузках, которые для каждого сотрудника индивидуальны. Информационный стресс может возникнуть по многим причинам:

  • сотрудник не может самостоятельно справиться с поставленной задачей,
  • не умеет правильно организовать процесс работы в режиме многозадачности, не знает основ тайм-менеджмента;
  • из-за жёсткого ограничения по времени не успевает принять важное решение;
  • в профессиональной деятельности слишком часто изменяются информационные параметры;
  • должен принять решение с высокой степенью ответственности, но у сотрудника отсутствует необходимая информация. Либо нужно принимать решение в ситуации полной неопределенности.

сложная схема

3. Эмоциональный стресс

Возникает при существенных противоречиях либо полном разрыве деловых отношений с коллегами. Переживается как чувство сильной обиды, вины, гнева, унижения или другие острые переживания работника, когда разрушаются его глубинные профессиональные ценности, внутренние установки.

Причины рабочего стресса

На развитие стресса влияют такие факторы.

Физиологические

  • плохое питание (несвоевременное, неполноценное);
  • неудобный график работы.

Физические факторы:

  • вредные условия труда;
  • очень загрязненная атмосфера;
  • непрекращающийся шум;
  • непрекращающаяся вибрация и др.

Организационные факторы:

  • повышенные темпы работы;
  • нечеткое распределение обязанностей;
  • короткие сроки исполнения задач;
  • монотонность.

К социально-психологическим факторам относятся:

  • личные конфликты;
  • перегруз;
  • не сложившиеся отношения с коллективом.

Стадии развития стресса

Рассмотрим подробнее механизм накопления стресса. Выделяют 3 стадии.

Нарастание напряженности

Стадия зарождения и нарастания (точка А) бывает разной продолжительности. У кого-то напряжение накапливается днями, неделями, иногда месяцами. Кто-то «заводится» в считанные минуты, с полуоборота. Вспомните, как это случается у вас?

Независимо от скорости нарастания напряжения, есть один характерный признак: ваше поведение резко меняется на несвойственное вам, прямо противоположное.

Если вы подвижный, открытый, общительный, в стрессе вы становитесь заторможенным, замкнутым. Если вы по натуре спокойный человек – становитесь, наоборот, раздраженным, суетливым, иногда даже агрессивным, жестоким.

На этой стадии появляется отчуждение между коллегами. Теряется психологический контакт. Человек перестает смотреть в глаза при общении.

Вместо разговора по существу дела начинаются личные выпады.

Стресс еще не перешёл в свою деструктивную стадию. Он конструктивен. При правильном поведении и разрешении возникшей ситуации, он повысит успешность вашей профессиональной деятельности. Но не всегда сотрудники могут правильно разрешить ситуацию в самом начале. Нарастает напряжение в общении, самоконтроль начинает ослабевать. Коллеги утрачивают способность подходить к вопросу разумно. И не могут больше регулировать своё поведение.

Собственно, стресс

Это уже деструктивная стадия.

Переход в точку В начинается тогда, когда вы полностью или частично теряете самоконтроль.

Разбушевавшаяся стихия негативных эмоций действует на психику разрушительно – и у человека происходит взрыв. В этом состоянии он очень смутно осознаёт своё поведение. Зачастую делает то, что не сделал бы в спокойной обстановке. Впоследствии он сожалеет о своих словах, поступках, эмоциях.

Продолжительность этой стадии индивидуальна. Она может длиться от нескольких минут, часов до нескольких недель.

Достигнув наивысшего напряжения (точки С), человек ощущает усталость и опустошение, так как полностью исчерпал свои энергоресурсы.

Снижение напряжения

На последней стадии работник останавливается в своём деструктивном поведении, разрушительных эмоциях – и возвращается в нормальное состояние. Он нередко испытывает вину: «Что я наделал(а)!» И даёт обещание, что это не повторится.

Хотя со временем ситуация может повториться, если человек не овладел навыками управления стрессом.

Стрессовые сценарии

Стрессовый сценарий сотрудника – это его индивидуальная форма поведения, реакции при стрессе. Помимо этого, у каждого различная частота и сила стресса.

Кто-то переживает их чуть ли не каждый день, но в малых дозах. Такие работники при стрессе не очень агрессивны, не проявляют бурных эмоциональных реакций. Поэтому они существенно не разрушают отношений с коллегами. Другие люди переживают стресс реже, несколько раз в году, но очень интенсивный. У них существенно снижается самоконтроль: в порыве эмоций могут повысить голос на коллегу, взорваться в гневе, порвать отчет, написать заявление об уходе и наделать других глупостей.

Выделяется ещё одна важная характеристика стрессового сценария: направленность агрессии. Один человек винит во всём себя, анализирует свои ошибки. Другой не способен посмотреть на себя со стороны и обвиняет окружающих. Куда направлена ваша стрессовая агрессия: на себя или на коллег?

Важно понимать, что, независимо от направления агрессии, эта эмоция, если она не проработана, разрушает того, кто её испытывает. Вы можете злиться на другого, но при этом разрушаете себя.

Поэтому в ваших интересах научиться справляться со своими эмоциями, научиться правильным реакциям.

Если у вас не проработан навык управления стрессом, ваш стрессовый сценарий может «запускаться» на автомате. При малейшем нарушении привычных условий профессиональной деятельности, вы начинаете конфликтовать с коллегами. Даже по самым мелким, незначительным причинам.

У вас искажается правильное восприятие сложившейся ситуации, коллег. Вы начинаете придавать излишнее значение мелочам, на которые в состоянии покоя практически не обратили бы внимания. Этого первые звоночки: сигнал о том, что нужно себя уравновесить, успокоиться.

Проанализируйте свой стрессовый сценарий.

Вспомните, какие у вас особенности? Это поможет вам осознанно подходить к своему поведению, управлять собой при нарастании стресса. Вы сможете отслеживать зарождение стресса в его зародыше, с самого начала, когда негативного эмоционального всплеска еще не произошло. И сможете не доводить ситуацию до пикового напряжения, до полной потери контроля над своим поведением.

Как управлять своим стрессом?

Саморегуляция в условиях рабочего стресса – ценный навык, без которого даже хороший профессионал едва может рассчитывать на благополучное состояние дел на работе. Те, кто умеют владеть собой, управляют ситуацией стресса, всегда более успешны.

Что отличает таких людей?

Они хорошо знают свои слабые и сильные стороны, в накаленной ситуации ведут себя конструктивно, проявляют терпение, могут вовремя сдержаться, остановить нарастающий эмоциональный взрыв. Сохраняют хорошее самообладание в любой ситуации.

Как мыслит человек с развитой системой саморегуляции?

  • Какой смысл винить кого-либо: других, себя?
  • Зачем мучиться укорами совести?
  • И как это поможет решению ситуации?
  • Гуманно ли, выгодно сбрасывать агрессию на других?

Естественно, нет. Я много теряю при таком поведении, ничего не приобретая. Ситуация не решается. Но разрушаются рабочие отношения, я теряю уважение коллег, теряю важные связи.

Стоит научиться простой вещи: суметь вовремя увидеть нарастание напряжения. И вовремя себя остановить. Пока ещё есть правильное, незамутнённое понимание ситуации. Пока есть самоконтроль. Любую ситуацию можно разрешить мирно, спокойно, без перехода на личности.»

девушка с планшетом

Как бороться со стрессовым сценарием?

Учитывая всё вышесказанное, вы можете сделать несколько выводов.

Для профилактики профессионального стресса нужно знать себя, свои модели поведения. Нужно вовремя ощутить, отследить внутренние изменения в своём состоянии. Понять, что внутри начинает закипать раздражение. Понять, в чём причина. И урегулировать ситуацию мирным путём, спокойно. Открыто поговорив с коллегой о происходящем до того, как эмоции вышли из-под контроля. Поговорить о рабочей ситуации, а не переходить на личности и обвинения.

Для профилактики стресса, вызванного другими факторами, необходимо проработать личные навыки, которые помогут решить ваш вопрос. Например, освоить тайм-менеджмент, эффективную самоорганизацию. Научиться конструктивному поведению в конфликтной ситуации. Уметь справляться с негативными мыслями. 

Необходимо исключить или свести к минимуму все физические или физиологические факторы. Или максимально их уравновесить: если вы работаете в ночь, днём нужно хорошо выспаться. Во вторые или в ночные смены должны работать совы: для жаворонка это будет перманентный стресс. В утренние смены, в графике, которы требует раннего подъёма – должны работать жаворонки.

Нужно максимально использовать средства защиты от вредных факторов.

Для исключения организационных факторов достаточно четко распределять обязанности, справедливо перераспределять нагрузку, ставить выполнимые сроки исполнения.

Как уменьшить психологические факторы

Для уменьшения социально психологических факторов, нужно вовремя проинформировать сотрудников о сложившейся ситуации в коллективе. Например, вывесить на предприятии информационные стенды, которые рассказывают сотрудникам о возможных стрессах в их профессиональной сфере и учат тому, как с ними справиться.

Важно проводить тренинги, помогающие сотрудникам решать стоящие перед ними задачи. Либо обучать человека индивидуально, через наставничество более опытных коллег. Для руководителя важно создавать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе.

То есть, основная задача по профилактике профессионального стресса ложится на руководителей предприятия. Учитывая эти рекомендации, можно значительно уменьшить профессиональные стрессы, выгорание и текучесть кадров.

Друзья, спасибо, что были со мной. Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в причинах и механизмах накопления, развития рабочего стресса, в способах профилактики.

Теперь вы понимаете, что хорошая техника саморегуляции поможет вам избегать рабочих стрессов и его негативных последствий.

Сделает ваш труд более комфортным и успешным. В других статьях своего блога я постараюсь осветить подробнее некоторые затронутые в этой статье темы.

Научиться управлять стрессом возможно в любом возрасте и в любых ситуациях. Если вы хотите это сделать в максимально короткие сроки, то приглашаю вас на онлайн Мастер-класс «

“Как за два часа научиться справляться со стрессом, стать более расслабленным, делать меньше ошибок и вернуть вкус жизни ” 

Сейчас- бесплатно.

Пройдите по ссылке, чтобы узнать подробно, какие темы мы расссмотри на Мастер-классе и как вы сможете научится верно реагировать на жизненные стресс-факторы. И уж точно никогда больше не попадете в такую ситуацию, когда вам будет неловко за собственные поведенческие реакции.

До встречи, дорогие подписчики!

Делитесь с друзьями, коллегами. Подписывайтесь на обновления.

«Эмоциональность играет положительную роль, когда необходимо затратить максимум энергии для достижения высоко значимой цели. В условиях же, когда надо затормозить запретное действие, она играет отрицательную роль».
В.С. Мерлин, психолог.

Стресс — это напряженное состояние человека, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных условий ситуации.

В случаях информационных перегрузок, когда человек не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать решение при жестком ограничении во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

В зависимости от индивидуальных особенностей, человек по-разному реагирует на стресс. Одни становятся сверх-возбужденными, суетятся, много говорят и много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы «выключаются» из жизни и общения.

Человек переживает разные стрессовые состояния. Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности (конструктивный, полезный стресс). Но стресс может и разрушить человека, снизить эффективность его работы и качество жизни (деструктивный, вредный стресс).
Какой вид стресса мы переживаем, — разрушающий или продуктивный, — зависит от силы и длительности воздействия стресс-фактора, нашей чувствительности к влиянию неблагоприятных условий и от наших возможностей им противостоять.

Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» — тот индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижаются успешность работы и качество жизни.
Жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: без необходимости бороться и преодолевать трудности человек дряхлеет, становится слабым и беспомощным. Однако, перешагнув индивидуальный «порог» по силе и длительности воздействия, стресс становится губительным, у человека возникает усталость от стресса, истощение, он может даже заболеть.

Замечено, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный, сильный стресс может мобилизовать и активизировать человека, «встряхнуть» его, повысить его жизненный тонус.

Как относиться к стрессу?

Не следует бояться стресса или стремиться во что бы то ни стало избегать его. Парадоксально, но факт: чем больше мы будем стараться работать и жить только размеренно и спокойно, тем в большей степени стресс нас будет разрушать. Ведь вместо того, чтобы накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, мы будем от него просто «прятаться», делая вид, что проблемы не существует.

Полезнее поставить перед собой такие задачи:

  • Научиться регулировать свое состояние в стрессовой ситуации.
  • Использовать полезные функции стресса и исключать вредоносные.
  • способствует повышению жизненной энергии, разрядке, снижению неудовлетворенности людей друг другом, улучшению взаимопонимания между ними.
  • Стресс помогает решить проблему, возникшую в жизни или на работе.
  • Чтобы не избегать конструктивного стресса и в то же время не попадать в стресс деструктивный, необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Следует научиться определять, сколько времени и до какого уровня воздействия можно выдержать стресс, не снижая своей успешности и даже ее повышая. Необходимо также чувствовать, в какой момент стресс может разрушить внутреннее равновесие, снизить уверенность в себе и заблокировать контроль над собой и ситуацией.
  • Важно также найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего (деструктивного) стресса и практиковать их во время возникновения стрессовых ситуаций на работе и в жизни.

Как протекает стресс?

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека: нарастание напряженности, собственно стресс и снижение внутренней напряженности.

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение 2–3 минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев.
Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняется на противоположный знак. Японцы оценивают человека, попавшего в стресс: «Он потерял свое лицо». Это выражение можно понять и так: «Он потерял самообладание».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

Исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, изменяется предмет разговора с содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам (а) — такой (такая)…».
И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность деятельности, все же постепенно человек теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение, как следствие этого, его результативность снижается.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в тот момент, когда происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля. «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может вообще не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие деструктивный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал (а)!») и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Стрессовые сценарии.

Проходит какое-то время и стресс повторяется. Действительно, у каждого человека — свой, индивидуальный стиль поведения в стрессе. У каждого также — свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших «дозах», не очень агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими. Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и попадая в тяжелое состояние «стрессового угара».

Итак, стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя или на окружающих. Один винит во всем себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны. Третий винит и себя, и окружающих, пониженное настроение и подавленность у него могут продолжаться в течение двух недель.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, одного слова, неудачно брошенного собеседником, как, будто против воли самого человека, «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться», как «маховик» этого мощного и убийственного «оружия». Человек провоцирует напряжение или активно вступает в конфликт по какой-то мелкой, объективно несущественной причине. У него искажается восприятие людей и ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимание.

Успокоившись, он может удивиться своими действиями: «Что же это такое было?! Какое-то затмение на меня нашло! Будто это был не я, а какой-то другой человек!»

Переутомление и усталость.

Несколько лет назад после тренинга ко мне подошел один из участников и рассказал свою историю. Всю жизнь он был везучим человеком. С отличием кончил школу, поступил в престижный институт. Женился по любви, в семье — сын и дочка. Работал за границей и вернулся в Россию обеспеченным человеком.

Организовал свое дело. Работал много, с азартом. Был общительным, радостным и «легким» человеком.
В конце 90-х его фирма, как говорят, была «на взлете». Но именно в этот момент у него возникло острое нежелание работать, захотелось все бросить, закрыться в глуши, ни с кем не поддерживать отношений. Это чувство возникло у него тогда, когда они с женой поехали в круиз на теплоходе, который он весь проспал у себя в каюте. Ему никуда не хотелось идти, ничего не хотелось смотреть, ни с кем не хотелось разговаривать.

Он оставил дела младшему брату и на два года ушел из деловой жизни. Поправил свое здоровье, поездил по миру, побывал на Тибете. Сейчас решил поучиться, чтобы снова взяться за работу.

Этот рассказ — необычная судьба трудоголика, который осознал свою проблему и успешно с ней справился. Но чаще всего трудоголика сопровождают две опасности, которые он мало осознает или не осознает вовсе: переутомление и усталость. На работе он выкладывается, домой приходит и валится с ног. А завтра на работе — снова напряжение и ответственность.

Жизнь превращается в беспросветный «бег по кругу», на котором уже ничто не вызывает чувств и эмоций, ни успех, ни поражение.

Общение с любым человеком, коллегой или подчиненным, женой или ребенком, воспринимаются только с двух позиций: первая — «выслушать проблему» и вторая — «понять, что надо делать». В начале общения возникает страх, что снова нужно будет что-то взять на себя, с кем-то договориться, от кого-то получить информацию, что-то решить.

Все, что не связано с работой, становится ненужным. Очень жалко времени: зачем встречаться с друзьями, если это займет время? Зачем отмечать праздники и Дни рождений, если на это уходит много времени?

Долгосрочные и краткосрочные планы, выполнение дел и мероприятий, подведение итогов и снова — за работу.

Понять, что Вы переутомлены и устали, можно по таким критериям:

  • возникновению равнодушия и безразличия к своей жизни и работе
  • ощущению того, что Вы живете не своей, а чужой, навязанной Вам жизнью
  • пониманию того, что большая часть дел, которую Вы выполняете, лично Вам совсем не нужна
  • возникновению чувства, что Вы потеряли себя, свое «Я»
  • наблюдению того, что многие дела стали для Вас скучными и рутинными, поскольку они повторяются из года в год
  • возникновению потребности в чем-то новом, свежем, необычном

Раздражительность и агрессия на рабочем месте.

Переутомление энергичных и активных людей часто выражается в повышенной раздражительности и агрессии.
Раздражительность накапливается постепенно, и в какой-то момент «выплескивается» или «обрушивается» на подчиненного.

Руководительница и собственница одной из московских компаний рассказывала, что в последние годы она стала позволять себе кричать на подчиненных. Переход на раздраженный крик возникает неожиданно для нее самой и так, что она не успевает затормозить себя. В первый раз, когда это возникло, она растерялась. Но после наблюдения за подчиненными она была удивлена тем, что ее никто не осудил, никто не проявил сопротивления, как будто, так и надо.

Конечно, она знала, что кричать на исполнителей, причем, в присутствии их подчиненных, ни в коем случае нельзя. Она регулярно сидела на психологических семинарах и также хорошо знала, что критиковать исполнителей можно только в двух формах, названия которых имели гастрономические ассоциации. Так, один из психологов рекомендовал «прием бутерброда» (сначала похвалить, а потом поругать). Другой психолог советовал «прием пирожка» (сначала похвалить за прошлые успехи, потом поругать за допущенную ошибку, а в конце выразить уверенность, что в будущем работа наладится, если сотрудник будет стараться).

Все это она знала, но в момент раздражения все эти благие намерения мгновенно забывались, и возникал крик. Она слышала свой голос, переходивший в визг, и ничего не могла с собой поделать. Раздражение, агрессия и злость бушевали в ней, хотелось схватить письменный прибор и запустить им в подчиненного.
После того, как раздражение утихало, возникали опустошение и чувство вины. Хотелось броситься за человеком, извиниться перед ним и сказать, что в будущем это не повторится. Но она знала, что она — Генеральный директор, и по своему положению она не должна просить прощения у своего подчиненного, чтобы не потерять авторитет и власть в компании. Поэтому она замыкалась, закрывалась у себя в кабинете, а в конце рабочего дня садилась на заднее место в машине и молчала всю дорогу, пока ее вез водитель.

А дома, как только она открывала дверь, муж кричал дочери: «Аня, закрывай дверь: мама пришла!» Она входила в дом, и никто ее не встречал. Только один ее любимый пудель выбегал к ней. Она ругала его, пихала ногами, и потом, когда чувство раздражения уходило, начинала кормить. В этот момент домашние выходили из своих комнат, зная, что мама «пришла в себя» после напряженного рабочего дня.

На одном из психологических семинаров, который я недавно проводила, вторую половину дня мы обсуждали с участниками проблему крика на рабочем месте.

Участники-руководители приводили такие аргументы в защиту того, что в некоторых случаях крик и ненормативная лексика становятся необходимыми:

  • некоторые подчиненные после того, как на них накричал начальник, начинают лучше работать;
  • довольно часто подчиненные только при помощи крика своего руководителя вообще берутся за работу;
  • во многих случаях руководитель начинает кричать только после того, как несколько раз повторил распоряжение и увидел, что оно не выполняется.

В защиту своей позиции «кричать на подчиненного нельзя», я приводила такие аргументы:

  • крик унижает человека и поэтому после того, как на него накричал начальник, он начинает работать, но менее качественно и успешно;
  • крик руководителя выступает серьезным стрессовым фактором для подчиненного, после ситуации, связанной с криком, подчиненный испытывает острое стрессовое состояние, будет долго расстроен и угнетен, может даже заболеть;

В первые секунды крика подчиненный воспринимает только невербальные характеристики: слышит неприятный голос и видит искаженное лицо своего руководителя. Такая негативная «невербалика» может заблокировать понимание слов, которые выкрикивает начальник. В результате, после такой напряженной сцены, подчиненный может выйти из кабинета своего руководителя, не имея ни малейшего представления о том, что и как следует делать, чтобы исправить ошибку.

Как сделать стресс полезным?

Можно ли научиться владеть собой? Можно ли перестроить свой стрессовый сценарий?
Безусловно, да! Замечено, что более успешны в жизни и работе люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции размышляют так:

  • «Сбрасывать» свою стрессовую агрессию на окружающих — негуманно и не выгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема-то не решается! Я только теряю, ничего не приобретая! После конфликта придется еще тратить время и силы на восстановление отношений».
  • «Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль!» Один деловой и успешный человек выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!»
  • «Вывод один: надо хорошо знать самого себя и вовремя почувствовать изменение своего внутреннего состояния, когда «закипает» раздражение и появляется еле сдерживаемая агрессия».

Пусть люди, хорошо регулирующие себя в стрессе, по-разному говорят о своих ощущениях, главное — они осознают их. Описывая свои внутренние состояния, возникающие в стрессе, они говорят: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как будто вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».
Конечно, флегматичные люди имеют больше времени на осознание самих себя при нарастании внутреннего напряжения: у них стресс развивается медленнее и есть «время в запасе». Холерики, « с лету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше времени на ее осознание. Тем не менее, успешно овладевают стрессом, как флегматики, так и холерики.

Итак, мы можем утверждать:

  • Люди, успешные на работе и в личной жизни, как правило, умеют контролировать себя в стрессе.
  • Они избегают кого-либо обвинять, а стремятся овладеть собой и своим поведением в самом начале напряженной ситуации.
  • Они прекрасно знают, как они себя ведут в стрессе и что начинают переживать, когда он только возникает.
  • Эти люди стремятся перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности и используют безопасные способы ее «сбрасывания» — не на других и не на себя.

Не попасть в точку «В»!

Помните, в чем состоят наша главная задача и наш основной вывод?
Наша главная задача: научиться справляться со своим внутренним напряжением в первые минуты стресса, на первой его стадии, не теряя самоконтроль (не попадая в точку «В») и не выплескивая свое раздражение на окружающих.

Наш основной вывод: все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации.

Подведем итоги.

Полезно наблюдать за самим собой. Что Вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в Вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится у Вас первая стадия стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборота» или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием? Что с Вами происходит, когда Вы теряете самообладание (в точке «В»)?
Следует помнить, что успешность построения личной программы защиты от стресса зависит от того, насколько точно и своевременно Вы научились замечать, что вступаете в «зону» стресса и теряете самоконтроль.

Необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия:

  • сделать паузу в общении (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);
  • выйти из комнаты;
  • переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Нужно всегда стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение.

Если потеря самообладания произошла на работе, можно заняться следующим:

  • перебрать свои деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;
  • выйти в коридор и поговорить с симпатичными сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);
  • подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;
    « обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;
  • зайти в туалетную комнату и на 2-3 минуты опустить ладони под холодную воду.
  • Такой «перерыв» нужно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки себя» вошло в привычку.

Следует серьезно задуматься над тем, какие действия Вам помогают снять напряжение? Что нас больше всего радует? Чем Вы занимаетесь с увлечением? Что Вы можете делать каждый день, чтобы иметь в жизни и на работе радость и удовлетворение?

Почему мы забываем о простых вещах?

Я утверждаю, нужно вовремя отдыхать и отдыхать без вреда для здоровья и жизни. Наверное, сейчас вы скажете: для отдыха нужно время, а где его взять? Это не так, могу поспорить. Восстанавливать свои силы можно как бы «между делом», дома и на работе, как ни странно это звучит.
Вспомните, что Вы делаете дома и на работе, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться? Есть ли у Вас свои «секреты», помогающие Вам обрести эмоциональный баланс и равновесие?
Если Вы вспомнили не менее, а может, и более пяти занятий, которые Вам помогают «защититься» от разрушающего стресса, раздражительности и переутомления, это хорошо. Если же у Вас возникли трудности в определении одного-двух таких занятий, это признак того, что Вы себя «забросили», пустили «стихию» разрушительного стресса на самотек и не справляетесь со своей раздражительностью.

Не забывайте, что:

  • На первом месте по эффективности отдыха стоит различная физическая нагрузка: занятия спортом, прогулки, выезды на природу, работа на даче. При этом важно немного физически устать и тогда проходит психологическая усталость, раздражительность заметно снижается или исчезает совсем.
  • Довольно часто люди отмечают, что быстро успокоиться и привести свои нервы «в порядок» помогает вода и все, что с ней связано: плавание, ванная, душ, баня, сауна.
  • Хорошо, если человек имеет какое-либо увлечение, помогающее ему расслабиться и получить удовольствие. Положительные эмоции и радость эффективно компенсируют то напряжение, которое приходится переживать на работе и в жизни.
  • Некоторые хорошо восстанавливаются в кругу семьи. Ощущение семейного благополучия и надежности отношений с близкими защищает и поддерживает. Чувство, что ты — не один или не одна и что рядом с тобой люди, понимающие и принимающие тебя, наверное, самое важное чувство для всех нас.
  • Особенно благотворно действует общение с детьми. Попробуйте час-два повозиться с малышом — стресс как рукой снимет!
  • Легко «сбрасывать» раздражение помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми, причем, не обязательно знакомыми. Свободный и веселый разговор может возникнуть где угодно: с шофером в такси, с продавцом на рынке или с прохожим на улице.
  • Горожане любят гулять с домашними животными. Они подробно обсуждают повадки своих питомцев, правила их воспитания и кормления. Заметим, что даже при непродолжительном разговоре о любимых кошках и собаках люди успокаиваются и настраиваются на позитивный лад.
  • Какие занятия Вас успокаивают из тех, которые мы здесь не назвали? Что еще помогает Вам быстро избавляться от раздражения и восстанавливать внутренний баланс?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Студенческий переполох сценарий
  • Студия праздника визитка
  • Страстная седмица праздник
  • Стрессовые сценарии психология
  • Студенческий мюзикл сценарий