Стругацкие сценарий мероприятия

Литературная игра представляет собой выполнение учащимися заданий в разных помещениях школы (7 станций). Соревнуются 2 команды, у каждой команды свой маршрутный лист, куда записываются заработанные оч

Программа

литературной игры по книге года «Понедельник начинается в субботу»

А. и  Б. Стругацких

Разработчик Виноградова О.И.

воспитатель ЧОУ «Лицей» «Надежда» г. Москва 2014 год

Цели и задачи
Главная цель Литературной игры — превращение детей из пассивных читателей в активных и творческих, приобщить их к прекрасному миру литературы. Достижение этой цели идет через решение следующих задач:

  • воспитывать у детей любовь к чтению;
  • знакомить детей с лучшими произведениями мировой литературы;
  • обучение детей умению анализировать прочитанное и развивать их речевую культуру;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через активное участие в игровом процессе.

ПРАВИЛА ИГРЫ. 

— В игре участвуют 3 команды по 6 человек (5 класс, 6-7 классы, 8-9 классы)

— Команды по своему маршруту проходят все станции с заданиями

—  Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ.

— Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков за правильные ответы на станциях

Ход литературной игры 

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков книги года «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких

 литературы. В нашей литературной игре вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, т.е. 7 станций с заданиями, в которых команда получает очки за правильные ответы. Побеждает та команда, у которой больше очков. У каждой команды свой маршрутный лист. Сопровождающие – воспитатели классов. Капитаны команд, получите свой маршрут.

 В результате – определим, кто же станет победителем! Встречаемся здесь, в актовом зале. Всем удачи!

Станция 1. «Кот Василий».  Каб.207, ведущий –…….. задание: помогите коту Василию продолжить сказку. Какая это сказка и кто автор. Приложение 1.

Станция 2. «Делу — время, потехе – час». Каб.209, ведущий –……. задание: вспомнить и назвать как можно больше пословиц о труде. Приложение 2.

Станция 3. «Цитаты». Каб.211, ведущий — ……. задание: собери предложение. Приложение 3.

Станция 4. «Экскурсия в НИИЧАВО». Каб. информатики, ведущий – …… задание: разгадать кроссворд. Приложение 4.

Станция 5. «Лукоморье». Каб. ИЗО, ведущий — ……… задание: нарисовать Кота Василия или ИЗНАКУРНОЖ.

Станция 6. «Понедельник начинается в субботу». Библиотека. Ведущий – библиотекарь И.И. задание: ответить а вопросы по книге. Приложение 5.

Станция 7. «Стратегия». Каб.206, ведущий – ………задание: написать что общего и что различного в 2 текстах (кольца Венна). Приложение 6.

Все молодцы! Все справились. А задания были не легкие? Сегодня вы показали и знание нашего фольклера, и знания русской литературы, и свои творческие способности,  и знание самой книги. А теперь посмотрим у кого сколько баллов. Победила команда……классов. Молодцы! Ваш приз!

Приложение 1.

 Помогите коту Василию продолжить сказку, он все время забывает.

Какая это сказка и кто автор.

1. «Жил-был поп

    Толоконный лоб.

    Пошел поп по базару

    …………………..» (Посмотреть кой-какого товару).

«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин

2. «У старинушки три сына:
   Старший умный был детина,
   Средний сын и так и сяк,
   …………………………..» (Младший вовсе был дурак.)

«Конек-горбунок» Петр Павлович Ершов.

3. «У лукоморья дуб зеленый;

    Златая цепь на дубе том:

    И днем и ночью кот ученый

    …………………………….»

Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин

4. «Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
………………………..» (Села ждать его одна.)

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин

5. «Что стрела пропала в море;

Это горе — всё не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

……………………….» (Чародея подстрелил.)

«Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». А.С.Пушкин

Приложение 2.

Пословицы о труде и мастерстве

Терпенье и труд всё перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за плугом ходит.

Труд украшает человека.

Счастье и труд вместе живут.

Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.

Землю солнце красит, а человека — труд.

Суди о человеке по его труду.

Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих трудов больше.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Где труд, там и счастье.

Где охота и труд, там поля цветут.

Без труда жить, только небо коптить.

В труде рождаются герои.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

В больших делах пустяков нет.

Дело словом не заменишь.

Дело не комар: от него не отмахнешься.

Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись.

От скуки бери дело в руки.

Не тот пригож, кто лицом хорош, а кто на деле гож.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто ладно строит, тот дорого стоит.

Счастливым и красивым делает человека работа.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Если спорится работа — спать неохота.

Работай до поту — поешь в охоту.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

Здоров в еде, да хил в труде.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Люби дело — мастером будешь.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Каков мастер, такова и работа.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Построить здание — надо иметь знание.

Дом возвести — не плетень заплести.

Уменье везде найдет примененье.

Есть терпение, будет и умение.

Ремесло не коромысло — плеч не оттянет.

Не игла шьет, а руки.

Не топор тешет, а плотник.

Не котел варит, а стряпуха.

Инструмент хорошо работает в хороших руках.

Руки ценят не по рукавам, а по делам.

Сам молчун, да руки громкие.

Рукам — работа, душе — праздник.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не разгрызешь ореха — ядра не съешь.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не начав — думай, а начав — делай.

Хорошее начало — половина дела.

Откладывай безделье, да не откладывай дело.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Что отложено, то потеряно.

Делу — время, потехе — час.

Кончил дело, гуляй смело.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Велик телом, да мал делом.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без работы день годом кажется.

Готово-то готово, да сделано бестолково.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Белые ручки чужие труды любят.

Приложение 3.

Не существует единственного для всех будущего. Их много, и

каждый поступок творит какое-нибудь из них.

Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу».

 Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда,  когда начинает меньше думать  о  себе  и больше о других, когда  работать  ему  становится  интереснее,  чем развлекаться в старинном смысле этого  слова.

Приложение 6.

«Сюда пришли люди,  которым было приятнее быть друг с  другом,

чем порознь,  которые терпеть не могли всякого рода воскресений,  потому

что в воскресенье им было скучно.  Маги, Люди с большой буквы, и девизом

их было — «Понедельник начинается в субботу»»…  «Они были магами потому,  что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество,  и они стали с  миром  в  другие  отношения,  нежели  обычные  люди.  Они работали   в   институте,  который  занимался  прежде  всего  проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни,  но  даже  среди  них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли  рабочую  гипотезу,   что   счастье   в   непрерывном   познании неизвестного и смысл жизни в том же.»

 «Институт представлял неограниченные возможности для превращения человека в мага.  Но  он  был беспощаден  к  отступникам  и  метил  их без промаха.  Стоило сотруднику предаться хотя бы на час  эгоистическим  и  инстинктивным  действиям  (а иногда даже просто мыслям),  как он со страхом замечал, что пушок на его ушах становится гуще.  Это было предупреждение.  Так милицейский свисток предупреждает  о  возможном  штрафе,  так боль предупреждает о возможной травме.  Теперь все зависело от себя.  Человек сплошь и рядом  не  может бороться  со  своими  кислыми мыслями,  на то он и человек – переходная ступень от неандертальца к магу.  Но он  может  поступать  вопреки  этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы.»

Приложение 5.

Вопросы по книге года «Понедельник начинается в субботу».

  1. В каком году написана книга? 1964 г.
  2. Кто главный герой книги?

     Александр Привалов и сотрудники института.

  1. Где происходят события, описанные в книге?

     Город Соловец, Научно-Исследовательский Институт Чародейства и            Волшебства.

  1. Какие сказочные герои есть в книге?

     Кот ученый, Баба Яга, говорящая щука, демоны, упыри, летучие собаки, домовой, вурдалаки, гидра, Змей Горыныч, василиск. 

  1. Какие еще книги братьев Стругацких вы знаете?
  • 1959 год — «Страна багровых туч»
  • 1960 год — «Извне» (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
  • 1960 год — «Путь на Амальтею»
  • 1962 год — «Полдень, XXII век» (изначально роман вышел под названием «Возвращение»)
  • 1962 год — «Стажёры»
  • 1962 год — «Попытка к бегству»
  • 1963 год — «Далёкая Радуга»
  • 1964 год — «Трудно быть богом»
  • 1965 год — «Понедельник начинается в субботу»
  • 1965 год — «Хищные вещи века»
  • 1990 год — «Беспокойство» (первый вариант «Улитки на склоне», написан в 1965 году)
  • 19661968 годы — «Улитка на склоне» (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР — 1988 год)
  • 1972 год — «Гадкие лебеди» (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР — 1987 год)
  • 1968 год — «Второе нашествие марсиан»
  • 1968 год — «Сказка о Тройке»
  • 1969 год — «Обитаемый остров»
  • 1970 год — «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1971 год — «Малыш»
  • 1972 год — «Пикник на обочине»
  • 19881989 годы — «Град обреченный» (написан в 1972 году)
  • 1974 год — «Парень из преисподней»
  • 19761977 годы — «За миллиард лет до конца света»
  • 1980 год — «Повесть о дружбе и недружбе»
  • 19791980 годы — «Жук в муравейнике»
  • 1986 год — «Хромая судьба» (написана в 1982 году)
  • 1985—1986 годы — «Волны гасят ветер»
  • 1988 год — «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»

Приложение 4.

По горизонтали:

1. В сказках — чудовище  с  телом  петуха  и  хвостом  змеи,  убивающее  взглядом.  

2. Кровососущий  мертвец  народных  сказок.  Не  бывает.  

3. Злой дух арабских и персидских  мифов.  

4.В представлении суеверных людей — некое сверхъестественное существо, обитающее в каждом  обжитом  доме.  

5. Синоним кровососущего  мертвеца  народных  сказок. 

6. В  западноевропейских  сказаниях — безобразный   карлик, охраняющий  подземные  сокровища.

7. Довольно точная копия своего творца. Не хватает, скажем, человеку рук —

он создает себе его безмозглого,  безответного,  только  и  умеющего,  что

паять  контакты,  или  таскать  тяжести, или писать под диктовку, но зато уж

умеющего  это  делать  хорошо.

8. Граф — знаменитый венгерский  вурдалак  ХVII-ХIХ  вв.

 По вертикали:

1. У древних греков — фантастическая многоголовая водяная  змея.

2. В греческой мифологии — богини вихря, а в действительности- разновидность нежити. Имеют  вид  больших рыжих птиц со старушечьими головами.

3. Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства.

4. Человек, способный превращаться в некоторых животных.

5.  Синоним призрака, привидения.

1

1

2

2

5

8

3

3

4

4

5

6

7

а

с

 и

л

и

с

к

 д

 р

у

р

д

 а

л

 а

к

 р

р

 а

к

у

л

а

 п

 н

ж

 и

н

 т

 я

 и

м

 о

в

о

й

 и

 б

 м

 ч

 о

 а

м

п

и

 р

 в

 о

н

 о

м

 т

 е

 н

у

б

л

 ь

Ведущий: Самые главные истины в жизни человек постигает еще в детском возрасте посредством сказок. Именно эти небольшие волшебные истории учат отличать нас добро от зла, рассказывают как необходимо вести себя и помогают сформировать должную модель поведения в будущем. Но кто сказал, что сказочные истории создаются только для детей? [3]

Ведущий: Писатели-фантасты братья Стругацкие, писавшие в соавторстве с 1957 года, получили широкую известность ещё при жизни. Их популярность в 60-70-е годы была просто невероятной. В библиотеках устанавливалась очередь на чтение их произведений. Любимые книги братьев было не достать, и их «размножали» разными способами: переписывали, печатали на машинке и т. п. Почитатели таланта писателей говорили цитатами из их произведений, неоднократно перечитывали, с нетерпением ждали выхода новых. [1]

Ведущий: Не стала исключением и вышедшая в 1965 году книга «Понедельник начинается в субботу». Сами братья признавали, что есть у них произведения более серьёзные, но соперничать в популярности с этой фантастической сказкой не способно ни одно из них. [1]

Ведущий:  «Понедельник начинается в субботу» одна из известнейших книг братьев Стругацких, написанная ими в XX веке. Эта своеобразная и необыкновенная повесть в виде сказки таит в себе глубокую мораль, которая способна тронуть сердце и душу, изменив мировоззрение взрослого человека. [3]

Ведущий: Аркадий и Борис Стругацкие в книге «Понедельник начинается в субботу» воплотили свои мечты о реализации творческих возможностей человека в научной сфере с целью познания мира, представив, что бы могло получиться в результате такого смелого соединения принципиально противоположных видов деятельности.

Ведущий: В долю секунды авторы переносят нас в далекие 1960-е годы. Главный герой повести Александр Привалов во время своего отпуска знакомится с сотрудниками загадочного Научно-исследовательского института, где ученые занимаются изучением волшебства во всех его проявлениях. Именно с этого момента и начинается путешествие по вымышленной утопии братьев Стругацких, где авторы знакомят читателя со многими фантастическими персонажами – пришельцами, магами, ведьмами. [3] Вот говорящая щука и диван-транслятор, неразменный пятак и проезжий тупик. Здесь же стоит Изнакурнож, то есть избушка на курьих ножках. Её хозяйка мрачная старуха Наина Киевна Горыныч со своим любимцем – котом Василием из Лукоморья. [1]

Ведущий: Книга «Понедельник начинается в субботу» состоит из трех частей, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку:

Суета вокруг дивана. Выступает вводной частью и знакомит читателя с героями.

Суета сует. Эта часть отличается сатирической остротой, где высмеивают приспособленцев, жуликов и т.д.

Всяческая суета. Завершавшая часть, в которой авторы максимально постарались исследовать природу научного творчества и смысл существования подобной деятельности вообще.

Ведущий: За афористичным названием и сказочной интерпретацией книги «Понедельник начинается в субботу» Аркадий и Борис Стругацкие отстаивают идею свободы научного поиска, а также высмеивают лженаучные исследования и недопустимое искажение достижений в этой сфере. Авторы завуалированно касаются таких тем как психология творчества и психология потребительства, обращаются к прорывам в области науки и высмеивают бюрократизм. [3]

Чтение отрывка из книги братьев Стругацких

«Понедельник начинается в субботу»

Ведущий: На правой воротине сверху висела ржавая жестяная табличка: «Ул. Лукоморье, д. №13, Н. К. Горыныч», а под нею красовался кусок фанеры с надписью чернилами вкривь и вкось:

КОТ НЕ РАБОТАЕТ

Администрация

– Какой КОТ? – спросил я. – Комитет Оборонной Техники?

Бородатый хихикнул.

– Вы, главное, не беспокойтесь, – сказал он. – Тут у нас забавно, но всё будет в полном порядке.

Ведущий: Я вышел из машины и стал протирать ветровое стекло. Над головой у меня вдруг завозились. Я поглядел. На воротах умащивался, пристраиваясь поудобнее, гигантский – я таких никогда не видел – чёрно-серый, c разводами, кот. Усевшись, он сыто и равнодушно посмотрел на меня жёлтыми глазами. «Кис-кис-кис», – сказал я машинально. Кот вежливо и холодно разинул зубастую пасть, издал сиплый горловой звук, а затем отвернулся и стал смотреть внутрь двора. Оттуда, из-за забора, голос горбоносого произнёс:

– Василий, друг мой, разрешите вас побеспокоить.

Завизжал засов. Кот поднялся и бесшумно канул во двор. Ворота тяжело закачались, раздался ужасающий скрип и треск, и левая воротина медленно отворилась. Появилось красное от натуги лицо горбоносого.

– Благодетель! – позвал он. – Заезжайте!

Ведущий: Я вернулся в машину и медленно въехал во двор. Двор был обширный, в глубине стоял дом из толстых брёвен, а перед домом красовался приземистый необъятный дуб, широкий, плотный, с густой кроной, заслоняющей крышу. От ворот к дому, огибая дуб, шла дорожка, выложенная каменными плитами. Справа от дорожки был огород, а слева, посередине лужайки, возвышался колодезный сруб с воротом, чёрный от древности и покрытый мохом.

Ведущий: Я поставил машину в сторонке, выключил двигатель и вылез. Бородатый Володя тоже вылез и, прислонив ружьё к борту, стал прилаживать рюкзак.

– Вот вы и дома, – сказал он.

Горбоносый со скрипом и треском затворял ворота, я же, чувствуя себя довольно неловко, озирался, не зная, что делать.

– А вот и хозяйка! – вскричал бородатый. – По здорову ли, баушка, Наина свет Киевна!

Ведущий: Хозяйке было, наверное, за сто. Она шла к нам медленно, опираясь на суковатую палку, волоча ноги в валенках с галошами. Лицо у неё было тёмно-коричневое; из сплошной массы морщин выдавался вперёд и вниз нос, кривой и острый, как ятаган, а глаза были бледные, тусклые, словно бы закрытые бельмами.

– Здравствуй, здравствуй, внучек, – произнесла она неожиданно звучным басом. – Это, значит, и будет новый программист? Здравствуй, батюшка, добро пожаловать!..

Ведущий: Я поклонился, понимая, что нужно помалкивать. Голова бабки поверх чёрного пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта весёленькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: «Международная выставка в Брюсселе». На подбородке и под носом торчала редкая седая щетина. Одета была бабка в ватную безрукавку и чёрное суконное платье.

Ведущий: – Таким вот образом, Наина Киевна! – сказал горбоносый, подходя и обтирая с ладоней ржавчину. – Надо нашего нового сотрудника устроить на две ночи. Позвольте вам представить… м-м-м…

– А не надо, – сказала старуха, пристально меня рассматривая. – Сама вижу. Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, член ВЛКСМ, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет, а будет тебе, алмазный, дальняя дорога и интерес в казённом доме, а бояться тебе, бриллиантовый, надо человека рыжего, недоброго, а позолоти ручку, яхонтовый…

– Гхм! – громко сказал горбоносый, и бабка осеклась. Воцарилось неловкое молчание.

– Можно звать просто Сашей… – выдавил я из себя заранее приготовленную фразу.

– И где же я его положу? – осведомилась бабка.

– В запаснике, конечно, – несколько раздражённо сказал горбоносый.

– А отвечать кто будет?

– Наина Киевна!.. – раскатами провинциального трагика взревел горбоносый, схватил старуху под руку и поволок к дому. Было слышно, как они спорят: «Ведь мы же договорились!..» – «…А ежели он что-нибудь стибрит?..» – «Да тише вы! Это же программист, понимаете? Комсомолец! Учёный!..» – «А ежели он цыкать будет?..»

Ведущий: Я стеснённо повернулся к Володе. Володя хихикал.

– Неловко как-то, – сказал я.

– Не беспокойтесь – всё будет отлично…

Он хотел сказать ещё что-то, но тут бабка дико заорала: «А диван-то, диван!..» Я вздрогнул и сказал:

– Знаете, я, пожалуй, поеду, а?

– Не может быть и речи! – решительно сказал Володя. – Всё уладится. Просто бабке нужна мзда, а у нас с Романом нет наличных.

– Я заплачу, – сказал я. Теперь мне очень хотелось уехать: терпеть не могу этих так называемых житейских коллизий.

Володя замотал головой.

– Ничего подобного. Вон он уже идёт. Всё в порядке.

Ведущий: Горбоносый Роман подошёл к нам, взял меня за руку и сказал:

– Ну, всё устроилось. Пошли.

– Слушайте, неудобно как-то, – сказал я. – Она, в конце концов, не обязана…

Но мы уже шли к дому. [2]

Обсуждение прочитанного отрывка

Ведущий:

1. Напоминает ли вам «Понедельник начинается в субботу» русскую народную сказку?

2. С какими персонажами русских сказок можно соотнести горбоносого и Наину Киевну? (Змей Горыныч и Баба Яга)

3. Как вы думаете, что произойдет дальше с программистом Приваловым?

Заключение

Ведущий: Непременно прочитайте эту удивительно добрую, светлую и интересную книгу братьев Стругацких! До новых встреч в нашей библиотеке!

Список литературы

2. Стругацкий, Аркадий Натанович. Понедельник начинается в субботу [Текст] : сказка для науч. сотрудников мл. возраста / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ; [ил. Е. Мигунова]. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 348, [1] с. 

А. Г. Суминова

28 августа 2015 года – 90 лет со дня рождения русского писателя
Аркадия Натановича Стругацкого

«Не существует жанра фантастики.
Есть хорошая проза и плохая»

А. Н. Стругацкий

…Их было двое, но они всегда воспринимались как единое целое: Аркадий и Борис Стругацкие, иначе – Братья Стругацкие – стали одним из ярчайших явлений в отечественной и, не побоимся громких слов, мировой фантастике ХХ века.

Аркадий Натанович Стругацкий – старший из братьев – родился 28 августа 1925 года в городе Батуми. Некоторые время спустя семья переехала в Ленинград, где появился на свет младший брат. С началом Великой Отечественной Войны Аркадий Натанович работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона.

С самого детства братья полюбили фантастику. Их любимыми писателями были Жюль Верн, Александр Беляев, Артур Конан-Дойль, Герберт Уэллс, Карел Чапек и Иван Ефремов. С подобным литературным воспитанием сложно не развить своё воображение и не полюбить увлекательные и таинственные приключения! Но увлечение повлияло на дальнейшую жизнь: Аркадий выбрал литературную стезю. В 1949 году он окончил Военный институт иностранных языков по специальности «переводчик с английского и японского языков». Именно благодаря Аркадию Стругацкому советские читатели смогли познакомиться с японскими мастерами слова – Агутагава Рюноскэ, Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки. Книги английских фантастов – Андрэ Нортон и Джона Уиндема – попадали в руки российским читателям также в переводах Аркадия Натановича. Помимо литературы Аркадий увлекался и астрономией. И именно астрономии полностью посвятил себя младший брат Борис. Всё вело к тому, чтобы братья стали писателями-фантастами.

Как же родился этот замечательный союз? Есть миф о том, что первая книга Стругацких «Страна багровых туч» появилась на свет из-за некоего пари. Но если говорить серьёзно, то будущих писателей угнетало состояние научной фантастики: во-первых, её было мало, а во-вторых, среди появлявшихся произведений много было литературы недостойной, слабой. В основном, это были многостраничные романы об изобретении какого-нибудь «быстропашущего трактора» или цветного телевизора. А ведь настоящая фантастика – это не только и не столько книги о достижениях науки, космических кораблях и межзвёздных путешествиях. Фантастика – это книга о людях, которые всё это создают, о тех, кто думает и живёт в будущем. Герой настоящего научно-фантастического произведения – это тот идеал человека, к которому надо стремиться нам. Фантастика – это, прежде всего, размышление о человечестве, а необычное здесь – лишь фон. Стругацким-читателям захотелось написать такие книги, которые были бы интересны им самим, ну и, конечно же, поклонникам фантастического жанра.

В итоге было написано огромное количество замечательных повестей, рассказов, романов, сценариев к фильмам. Но достоинство их творчества, конечно, не в количестве, а в качестве. Их произведения настолько разные, насколько разные и читатели. Каждый может найти себе книгу по душе. У Стругацких есть книги светлые, описывающие «мир, в котором хотелось бы жить», и угрюмые, рассказывающие о «мире, в которым бы жить не хотелось». Одно из самых знаменитых и весёлых произведений – это повесть «Понедельник начинается в субботу», написанная для «научных сотрудников младшего возраста». Книга рассказывает о жизни сотрудников НИИЧАВО (Научно Исследовательского Института Чародейства и Волшебства), занимающихся «как и вся наука – счастьем человеческим». В этом институте есть и отдел абсолютного счастья, и отдел предсказаний, и отдел вечной молодости… Но на самом деле книга о настоящих и псевдоучёных, о тех, кто стремится с помощью науки, ценой своей жизни осчастливить человечество, и о тех, кто просиживает штаны, получая свой оклад за громкие, но пустые сенсации. У этой книги есть продолжение – «Сказание о тройке».

Своеобразный цикл, состоящий из таких книг как «Страна багровых туч», «Путь на Альматею» и «Стажёры» рассказывает о прекрасном Мире Полудня, своеобразной Утопии о лучшем мире, где окончательно разрешены основные экономические, социальные и экологические проблемы. Успехи биоинженерии обеспечили материальное изобилие без перепроизводства и загрязнения окружающей среды. Появились технологии межзвёздных перелётов, освоение далёких планет стало в порядке вещей.

Знаменитая повесть «Полдень, XXII век» также продолжает тему светлого будущего, победы разума над невежеством, веры в гуманность науки.

Есть у братьев Стругацких и другие произведения – книги, где вера в светлое будущее несколько угасла. В этих произведениях поднимается серьёзный вопрос: а сможем ли мы преодолеть тёмное в себе, сможем ли использовать науку во благо? Проблема противостояния науки и нравственности поднимается в книгах «Далёкая радуга» и «Попытка к бегству». В них затрагивается одна из главных тем братьев Стругацких – нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. Наконец, «Хищные вещи века» – книга как никогда актуальная сегодня, когда практически каждый день появляются новые технологии для развлечения. В повести описывается мир, где материальное преобладает над духовным, иначе говоря «общество потребления». Как говорил Борис Стругацкий: «Мы стоим на пороге Мира Изобилия и должны быть готовы принять решение, как к этому миру относиться».

Нельзя обойти стороной и книгу «Улитка на склоне», которую писатели считали одним из самых важных и самых неоднозначных своих произведений. Писатели затрагивают тему неумолимого прогресса, сметающего на своём пути всего, что не подходит для новой жизни, – и сложившейся за долгие столетия жизни в лесу мудрости людей, далёких от цивилизации, полностью отрицающих её плоды.

Судить неправых всегда легко. Читая эти книги, размышляя над ними, мы можем сделать вывод о том, что правильно и что неправильно. Но представьте на миг, что вы не просто размышляете над человеческим обществом: вы – исследователь, отправленный из развитого общества на далёкую планету, где развитие цивилизации находится на уровне земного средневековья. Вы видите ужас невежества, скудоумие, нежелание заглянуть за границы заученного с детства устоя жизни. И сквозь этот мрак поодиночке пробиваются светлые умы учёных, желающих принести свет познания в этот необразованный мир. Вы видите, как эти единицы губят в самом начале, но ничего не можете сделать. Вы – наблюдатель с сверхразвитой планеты. Для этих людей вы – Бог, от которого ждут защиты и спасения. Но вы – исследователь, вам не положено вмешиваться… Может, и среди нас с вами есть такие наблюдатели, которые с болью смотрят на все ужасы, что творятся в современном мире, но ничего не могут сделать?..

Не уклоняйтесь, дон Румата. Почему вы не хотите дать нам вашу силу? Я не звал вас. Я никогда не молился. Вы пришли ко мне сами. Или вы просто решили позабавиться?

Трудно быть богом, – подумал Румата.

Так и называется эта повесть – «Трудно быть богом».

Знакомясь с творчеством братьев Стругацких, нельзя обойти стороной «Пикник на обочине». Главный герой повести – сталкер Рэдрик Шухарт, проникающий в так называемые Зоны Посещения – места, оставленные пришельцами на Земле и полные таинственных, часто смертельно опасных, артефактов. Одним таким артефактов является Золотой шар, способный выполнить самое сокровенное желание, плата за которое – человеческая жизнь… Многие сталкеры после посещения Золотого шара сходили с ума. «Счастье для всех, даром! И пусть никто не уйдёт обиженный!» – кричит напарник Рэдрика Артур, попадая в ловушку Зоны и погибая… «Счастье для всех, даром! И пусть никто не уйдёт обиженный!» – в отчаянии шепчет сталкер Шухарт, подползая к Золотому шару, принеся в жертву товарища.

Что такое счастье? Что перевесит на чаше весов человечества: стремление к высокому или корысть и жадность?..

О книгах братьев Стругацких можно говорить много. Мы рассказали лишь о некоторых из них. Уверены, что раз прочитав их, вы вернётесь к ним ещё, потому что они универсальны. Они были актуально полвека назад, актуальны они и сейчас.

В 1991 году ушёл из жизни Аркадий Натанович Стругацкий. Пережив его на 21 год, ушёл и Борис Натанович. Многие выдающиеся личности говорят, что книги Стругацких помогли построить им свою личность. Мы приглашаем вас, читатель, навестить этот мудрый, чудесный и прекрасный мир братьев Стругацких.

  • Стругацкий, А. Н. Град обреченный. Второе нашествие марсиан / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож. А. Карапетян. – М.: АСТ; СПб.: Terra-Fantastica, 1999. – 560 с. – (Миры братьев Стругацких).
  • Стругацкий, А. Н. За миллиард лет до конца света. Пикник на обочине. Гадкие лебеди: Романы / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; авт. послесл. Б. Стругацкий. – СПб.: Альянс, Позисофт, 1993. – 512 с.
  • Стругацкий, А. Н. Пикник на обочине. Улитка на склоне / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож.: Я. С. Ашмарина, А. Карапетян. // Пикник на обочине. – М., 2009. – С. 5–82, 379–613.
  • Стругацкий, А. Н. Полдень XXII век / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож.: И. Ильинский, Л. Рубинштейн. // Хищные вещи века. – М., 1999. – С. 17–202: ил. – (Миры братьев Стругацких).
  • Стругацкий, А. Н. Понедельник начинается в субботу. Сказка о тройке / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож. А. Карапетян. – М.: АСТ; СПб.: Terra-Fantastica, 1999. – 608 с.: ил. – (Миры братьев Стругацких).
  • Стругацкий, А. Н. Путь на Альматею. Стажеры: фантастические повести / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий авт. предисл., Д. Биленкин, худож. М. Лисогорский // Стажёры. – М., 1985. – С. 9–84, 85–300.: ил. – (Б-ка приключений и науч. фантастики).
  • Стругацкий, А. Н. Страна багровых туч / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий, авт. послесл. Ю. Кагарлицкий, худож. В. Юдин. – М.: Дет. лит., 1969. – 495 с.: ил. – (Б-ка приключений. 17).
  • Стругацкий, А. Н. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Далёкая радуга / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож. Я. С. Ашмарина. – М., 1999. – 496 с.: ил. – (Миры братьев Стругацких).
  • Стругацкий, А. Н. Хищные вещи века / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; ред. Э. Б. Кузьмина.// Хищные вещи века. – М.: Книга, 1990. – С. 311–468.

Другие книги вы можете также найти в отделе обслуживания 5-9-х классов в нашей библиотеке. Узнать о наличии того или иного произведения вам поможет наш электронный каталог.

В завершение статьи мы хотим напомнить любителям кино: книги братьев Стругацких постоянно экранизируются не только в нашей стране, но и за рубежом. Среди экранизаций фильмы: «Отель у погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов), «Чародеи» (реж. К. Бромберг), «Трудно быть богом» (фильм 1989 года, реж. П. Фляйшман и фильм 2014 года, реж. А. Герман-старший), «Дни затмения» (реж. А. Сокуров), «Гадкие лебеди» и «Письма мёртвого человека» (реж. К. Лопушанский) и др.

Мы предлагаем вам к просмотру отрывок из знаменитого фильма – «Сталкер», снятого по мотивам повести «Пикник на обочине». Этот шедевр отечественного кинематографа появился в 1979 году благодаря невероятно удачному союзу творческих людей: писателей братьев Стругацких, режиссёру Андрею Тарковскому, оператору Александру Княжинскому и композитору Эдуарду Артьемьеву. В главных ролях сыграли такие замечательные актёры как Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Юрий Ярвет и Алиса Фрейндлих.

Сюжет фильма несколько отличается от книги: вместо бравого неунывающего Рэдрика Шухарта вы увидите здесь безымянного, задумчивого, юродивого Сталкера. Он сопровождает людей в таинственную Зону – место, где есть комната исполнения самых сокровенных, выстраданных и заветных желаний. Но парадокс состоит в том, что в итоге все боятся в неё зайти. В фильме Сталкер сопровождает в комнату Писателя и Профессора. В дороге они всё время спорят: о Зоне, о человеке, о нашем жизненном предназначении. В отрывке вы как раз и услышите один из этих разговоров. Помимо трёх странников в фильме есть ещё один важный образ – жена Сталкера. Она появляется в фильме лишь дважды: в самом начале и в самом конце, но её последний монолог называют настоящим гимном женской самоотверженности, истинной любви.

Фильм А. Тарковского – это фильм-притча, фильм-размышление о самой сути человека. Почему человечество утратило веру в себя?

КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Конспект урока по русской литературе 7 «Е» класс

Тема:

Тема экологической катастрофы в литературе.

А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине»

Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»

Ссылка

Календарно-тематическое планирование по русской литературе 7 класс, 3 четверть

Общие цели:

1. Развивать и формировать умение анализировать художественные произведения и на основе этого расширить знания о проблемах окружающей среды;

2. Сопоставить два художественных произведения; выделять главное;

3. Оценить последствия взрывов на окружающую среду;

4. Презентовать свою творческую работу.

Результат обучения

Учащиеся по окончании урока должны:

  • Создать диаграмму Вена на основе прочитанных произведений;

  • Раскрыть и оценить последствия ядерных взрывов на окружающую среду.

Основные идеи

На уроке запланирована работа не только над художественным словом, но и обращение к нравственным проблемам. Предлагая разные творческие задания по теме (Нарисуй лицо Земли, просмотр фрагмента фильма «Битва за Чернобыль», рассказ учащейся о Семипалатинском полигоне, дневник двойной записи, составление диаграммы Вена), стараюсь растревожить души ребят, ведь только неравнодушная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые открывают тайну художественной детали, её глубокий смысл. Используя, на уроках методику всех семи модулей, я выявила, что для меня и моих учащихся самым интересным является модуль «Обучение критическому мышлению» в частности приемы критического мышления, целью которых является развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Все приемы на уроках используются в стадии вызова, осмысления и рефлексии. Применяя на уроках приемы критического мышления, я стараюсь направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. На уроках использую все пять подходов критического мышления, общения с учащимися. (Александер, 2001, 2008) Это и механическое запоминание, декламация, инструкция (изложение), обсуждение и диалог. Развитие критического мышления прослеживается через диалог, монолог, индивидуальные задания, оценивания.

Ресурсы

1. А.и Б. Стругацкие «Пикник на обочине»  М.,1972 г.

2. Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»

3. Слайды с изображением планеты Земля

4. Использованы фрагменты документального фильма: «Битва за Чернобыль» режиссер Т.Джонсон.

Используемые модули и стратегии

1. Новые подходы в преподавании обучении

2. Обучение критическому мышлению

3. Оценивание для обучения и оценивание обучению

4. Использование ИКТ

5. Обучение талантливых одаренных

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

7. Управление и лидерство в обучении

Технологическая карта урока

I. Стадия вызова

II. Стадия осмысления

III. Стадия рефлексии

1. Прием «Ассоциации»

2. Прием «Мозговой штурм» (полемические цитаты)

2. Прием «Нарисуйте Землю»

1. Прием «Ассоциации»

2. Прием «Дневник двойной записи»

3. Техника формативного взаимооценивания «Две звезды и желание»

4. Прием «Диаграмма Вена»

Закончи предложение «устное интервью»

Задания

  1. Эмоциональный настрой на урок.

Встали, в группах взялись за руки. Я хочу пожелать нам удачной работы на уроке:

Пусть этот день несет нам 
Радость общения, 
Наполнит сердце 
Благородными чувствами. 

  1. Стадия вызова.

Прием «Ассоциации»

Задание 1. Демонстрация слайдов с фотографиями планеты Земля.

? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите нашу планету?

Задание 2. (работа в группах) Эпиграф к уроку:

Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты)

Слово учителя: Летит в бесконечной Вселенной живая маленькая планета — Земля наша. До боли трогательна и беззащитна она среди всемирного хаоса и насилия. Как же уберечь ее? Как спасти такую маленькую и хрупкую? Что может сделать его величество Человек для спасения своего дома?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения народного поэта из Дагестана Расула Расуловича Гамзатова:

Шар земной, для одних ты — арбуз:
На куски разрезают тебя и кромсают зубами
Для других ты — лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч
Шар земной, для меня ты — лицо дорогое.
Я слезинки твои вытираю: не плачь,
Кровь смываю и песни пою над тобою.

? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Таким мы видим лицо Земли через поэтическое восприятие автора. А каким видите лицо Земли вы? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3. Прием “Нарисуйте Землю”. Защита плакатов «Я рисую лицо Земли».

? Назовите на сегодняшний день самую актуальную проблему Земли?

II. Стадия осмысления (реализация).

Прием «Ассоциации»

Задание 1. Просмотр фрагмента документального фильма «Битва за Чернобыль» режиссер Т. Джонсон.

Задание 2. Рассказ о Семипалатинском полигоне с презентацией (индивидуальное опережающее задание).

? Какие чувства возникли у вас после просмотренного и услышанного?

Физминутка «Панда»

Повторим критерии, по которым будем оценивать работу своих товарищей.

Задание 3. Прием «Дневник двойной записи», «Карусель»

1,3 группы

? Найдите во фрагментах повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» детали, которые свидетельствуют о следах экологической катастрофы?

Фантастический пейзаж

(передающий результаты катастрофы)

Реалистический пейзаж

(так называемый «пикник на обочине»)

Вывод:________________________________________________________

2,4 группы

? Найдите в рассказе Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир» детали, которые свидетельствуют о следах экологической катастрофы?

Состояние земли во время взрывов

Каковы последствия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне?

Вывод:________________________________________________________

Задание 3. Техника формативного взаимооценивания «Две звезды и желание».

Техника формативного оценивания «Две звезды и желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи).

А сейчас проверим работу других групп. В каждой группе остается спикер, а остальные двигаются в другие группы.

1 группа 2 группа; 3 группа 4 группа

Спикеры рассказывают о своей работе, а гости оценивают работу, используя критерии. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, то они не оценивают работы, и определяют два положительных момента – «две звезды», – и один момент, который заслуживает доработки – «желание». Обратная связь учащихся представлена в письменной форме на стикерах. Вворачиваются обратно «домой» и обсуждают пожелание.

Задание 4. Прием «Диаграмма Вена».

? Какая мысль объединяет эти два произведения? В чем различие между ними?

(РЕЗЕРВ) Задание 5. Чтение наизусть стихотворения об испытаниях на Семипалатинском полигоне.

Сегодняшний урок мне хочется закончить словами Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Последующее задание

Дифференцированное домашнее задание.

1. Составить экологическую программу по защите Земли на ближайшие 2 года.

2. Написать сочинение эссе «А что дальше?»

3. Написать сочинение «О чем предупреждает людей книга братьев Стругацких «Пикник на обочине»»

4. Написать сочинение «Почему я против ядерных испытаний»

5. Написать сочинение «Человек и природа»

Последующее чтение

А. и Б. Стругацкие. «Малыш».

Рефлексия урока

Прием «Закончи предложение» (устное интервью)

? О чём думаете сейчас? (по кругу пускаем мяч, и каждый высказывает своё мнение).

— Сегодня на уроке я узнал, что…

— Мне это знание необходимо…

—Я почувствовал, что…

Оценивание

Прием формативного самооценивания

Имя______________________________________ Дата _____________ Класс _______

Как часто, работая в группе, ты предпринимал следующие действия? (Обведи слово, которое

наиболее точно отражает твой уровень участия в работе и сотрудничества).

1. Я задавал вопросы для получения информации или уточнения

Скачать оригинальный файл

Уровень – городской

Январь, 2014 год

Конспект открытого урока литературы в 7 классе на тему:

А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине» , Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»
(мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях романов)

Цель: Изучение фрагментов произведений А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» и Р. Сейскенбаева «День, когда рухнул мир», исследование моделирования трагедии уничтожения всего живого на планете Земля средствами художественного слова.
Показать на примере изучаемых произведений, к чему может привести бездушное и варварское отношение к природе человека разумного.
Продолжить развитие навыков аналитического чтения, умения сравнивать, обобщать.
Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к своей земле.
Оборудование: презентация, аудиозапись, раздаточный материал для работы в группах, рисунки учащихся, учебник русской словесности 7 класса под ред. В. В. Савельевой.
Тип урока: урок-исследование.
Методы: словесный, наглядный, практический.

План урока:

Организационный момент (2 мин)

Работа по теме урока.

Слово учителя (3 мин)

А) Сообщение учащегося о повести (1 мин)

Б) Слово учителя с беседой по фрагментам (4 мин)

В)Самостоятельная работа с фрагментом повести «Пикник на обочине» (5-7 мин)

Г)Комментарий учителя для перехода к знакомству с фрагментами произведения

Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир» (3 мин)

Д) Художественное чтение фрагмента учителем (3 мин)

Е) Работа с фрагментом в группах.(5-7 мин)

3. Итог урока: Эссе «О чем заставил меня задуматься урок литературы» (3-5)

4. Рефлексия. (1 мин)

5. Домашнее задание дается по уровням (1 мин)

Ход урока:

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний

Демонстрация слайдов с фотографиями планеты Земля

1. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите нашу планету?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Сообщение темы, цели и задач урока.

2. Работа по теме урока.

Слово учителя:

Летит в бесконечной Вселенной живая маленькая планета — Земля наша. До боли трогательна и беззащитна она среди всемирного хаоса и насилия. Как же уберечь ее? Как спасти такую маленькую и хрупкую? Что может сделать его величество Человек для спасения своего дома?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения народного поэта из Дагестана Расула Расуловича Гамзатова:

Шар земной, для одних ты — арбуз:
На куски разрезают тебя и кромсают зубами.
Для других ты — лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч
Шар земной, для меня ты — лицо дорогое.
Я слезинки твои вытираю: не плачь,
Кровь смываю и песни пою над тобою.

— Таким мы видим лицо Земли через поэтическое восприятие автора. А каким видите лицо Земли вы? Аргументируйте свой ответ ( рисунки учащихся)

Слово учителя: Таким образом, ребята, мы еще раз убеждаемся в том, что экологическая проблема на сегодняшний день — актуальнейшая проблема Земли.
Третий урок из темы «Эволюция естественного пейзажа в мире художественной литературы» мы посвятим изучению фрагментов произведений в сюжете которых катастрофическое разрушение природного и человеческого мира.

Это повесть «Пикник на обочине» писателей-фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких и рассказ Ролана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир».

Обратимся к первому из них «Пикник на обочине». Это одно из лучших произведений писателей, в котором переплетены главные темы их творчества: возможность и невозможность счастья для человека и человечества; столкновение человека с чужим разумом; необходимость жертвы на пути к счастью; будущее Планеты.

А) Сообщение учащегося о повести:

Сюжет знаменитой книги «Пикник на обочине» разворачивается вокруг так называемой Зоны, образовавшейся на Земле после вторжения пришельцев — места наполненного страшными и непонятными чудесами. Действие «Пикника на обочине» развивается вокруг сталкера — охотника за артефактами, оставленными инопланетянами в возникшей после их вмешательства в жизнь Земли зоне отчуждения. Эта зона является очень опасной, ходить туда могут лишь немногие.

Б) Слово учителя:

Нередко «Пикник на обочине» ассоциируется с аварией на Чернобыльской АЭС, а Зона — с зоной отчуждения в «Чернобыле». Фактически, Стругацким удалось пофантазировать на счет того, каким может стать наш мир после такой трагедии. Интересно, что сегодняшние читатели, нередко воспринимают «Пикник на обочине» в качестве посвящения аварии на Чернобыльской АЭС, упуская из своего поля зрения тот факт, что повесть была написана за 15 лет до трагедии.

Обратимся к тексту произведения.

— Сколько фрагментов из романа дано в учебнике?

— Какие виды пейзажа обнаружили в повести? (жизнеподобный и фантастический)

В)Самостоятельная работа (чтение фрагментов)

Заполните сравнительную таблицу зрительными образами, используемыми авторами в произведении.

Заполнение сравнительной таблицы:

Мир фантастического, передающего результаты экологической катастрофы

мира реалистический, так называемый «пикник на лужайке», за которым всю ночь с ужасом наблюдали звери, птицы и насекомые.

опустевшие дома, безлюдный индустриальный пейзаж, голубоватые язычки радиации, зеленая заря Зоны

Бутылки, корзины с провизией

— Какие средства художественной выразительности используют авторы в описании этих пейзажей?

— Почему сравниваются эти два пейзажа?

— Какой негативный смысл вкладывается в выражение «пикник на обочине?»

Вывод по итогам беседы (обобщение учителем):

Авторы соотносят эти два пейзажа между собой по чудовищности последствий безответственного отношения человека к природе. Он, как вредоносный паразит, оставляет свой след на теле Земли. И он настолько ужасен, что самому дому человеческому грозит гибель.

Г) Комментарий учителя для перехода к знакомству с фрагментами произведения

Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»:

Как я уже говорила «Пикник на обочине» для многих читателей ассоциируется с аварией на Чернобыльской АЭС, а Зона — с зоной отчуждения в «Чернобыле».

В Казахстане таким аналогом является Семипалатинский полигон.
65 лет назад в степи северо-восточного Казахстана было испытано первое ядерное оружие под кодовым названием «Первая молния»

Сегодня на территории, которая не так давно сотрясалась от взрывов, пасутся стада, колосятся зерновые, добывается знаменитый минерал габбро, которым отделано немало зданий в Астане. За внешней идиллией — страшная цифра: в результате взрывов в окружающую среду внедрено цезия (радиоактивный химический элемент, опасный для организма человека и животных) в 137 больше, чем при аварии на Чернобыльской АЭС.

Испытательный полигон — Семипалатинск (ныне Семей) — за свои 40 лет существования пережил 456 атомных взрывов, которые страшны своими последствиями. Радиация поглотила 3 поколения Казахстана, вызвав серьезные проблемы со здоровьем. И спустя 20 лет после закрытия, Семипалатинский полигон косит жизни и надежды местных жителей.

В художественно-документально-публицистическом рассказе «Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир» Р. Сейсенбаев описывает, как в глазах семилетнего Роллана «рухнул мир»: он был свидетелем первого испытания водородной бомбы, где веками жили казахи, «мирно кочуя и никого не обижая», которая дала казахскому народу Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова и других великих писателей.

Как передаёт автор свои ощущения через мгновение после взрыва адской бомбы, читатель вместе с мальчиком может прочувствовать.

Д) Художественное чтение фрагмента учителем.

«И — тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она — вечная колыбель, баюкающая нас». Однако эта иллюзия кратковременна, ибо, словно огненная колесница бога войны спустилась с небес и прокатилась по вершинам Чингизских гор: «Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу — в ноги, в грудь, в лицо: … земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последнем потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы, — огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимым буйным соцветием красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть».
«Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплелся ещё один — отчаянный, режущий уши звук ли, плач? Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице бежала, увертываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка… Её крик резал мне уши. Земля вновь задрожала, теперь ещё сильнее …»

Е) Работа с фрагментом в группах.

Ответить на вопросы:

— С помощью каких художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков и его личные переживания?

— Сравните картины экологической катастрофы у Стругацких с теми трагическими фактами, которые приводит Р. Сейсенбаев в своем рассказе «День, когда рухнул мир»
— Какая мысль объединяет эти два произведения? О чем они заставляют задуматься?
— Всегда ли достижения науки служат на благо человечества?

— Найдите примеры из окружающей вас жизни, которые свидетельствуют о варварском отношении человека к природе.

— Что вы уже сейчас можете сделать, чтобы сохранить планету для будущего поколения?

(Вывод: Своими войнами, взрывами, развитием промышленности вместе с жадностью человек наносит непоправимый вред планете).

Вывод ( обобщает учитель): С помощью художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы — всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа — обобщающий образ Земли, истощаемой человеком. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая — за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе.

3. Итог урока:

Эссе «О чем заставил меня задуматься урок литературы»

К сожалению, порой люди варварски относится к фауне и флоре, поэтому вокруг нас «все меньше окружающей природы»

Закончить урок мне хотелось бы словами поэта Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
4. Рефлексия.

5. Домашнее задание дается по уровням
1. Ответить на вопросы учебника на стр. 222–223
2. Прочитать рассказ Набокова «Рождество»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Студия праздника на союзной
  • Страшные праздники славян
  • Стругацкие сценарии книга
  • Студенчество прекрасная пора сценарий
  • Студия праздника на привале