Структура праздничного действа
Праздник –
это одухотворение знаменательных
реальных событий и явлений в жизни
человека и общества и воплощение их в
художественных образах. Праздником
движет и питает его некая метафизическая
сила, энергия, организующая окружающий
мир, связующая его составные части,
определяющая смысл их существования и
развития.
Праздники бывают
календарные (встреча Нового года, День
независимости и пр.), профессиональные
(День металлурга, День знаний), народные
(Масленица, праздник Ивана Купалы),
религиозные (Рождество, Пасха) и бытовые
оказиальные (крестины, свадьба и т.п.).
Праздник –
действо многообразное и полифоническое.
Театрализованный праздник, как правило,
проводится на нескольких площадках,
каждая из которых является своеобразным
эпицентром определенных психологических,
эстетических и общественных интересов
присутствующих.
Структура праздника
во времени представляет собой следующую
последовательность: открытие праздника
–
одно для всех; одновременная работа
нескольких площадок, на каждой из которых
определенные группы участников и
присутствующих удовлетворяют свои
эстетические и этические запросы;
закрытие праздника –
одно для всех; послепраздничное массовое
гулянье, уже не упорядоченное и не
регламентуремое сценарием театрализованного
праздника. Гвоздем праздника является
большое театрализованное представление.
Именно оно воплощает идею праздника в
ярких художественных образах и определяет
общий эмоциональный настрой.
Схематично
структура праздника может выглядеть
следующим образом.
Площадка
аттракционов
Танцевальная
веранда
Открытие
праздника
Театрализо-ванное
представление
Концертная
площадка
Закрытие
праздника
Массовое
гулянье
Детская
площадка
Торговые
ряды
t
Время,
регламентируемое сценарием
Вопросы
для самопроверки
-
Что такое праздник?
-
Какие существуют
виды праздников? -
Какова структура
праздничного театрализованного действа? -
Как выглядит
архитектоника праздничного действа?
IV
курс. 8 семестр
ЗАСТОЛЬНЫЕ ТОСТЫ
И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ЗАСТОЛЬЕ
Тост. В чем его
сущность? Что заставляет человека
произнести некое присловье перед тем,
как выпить тот или иной горячительный
напиток?
Тост –
это попытка эстетизации быта, одухотворения
физиологического процесса. Инструментом
и материалом для этого служит слово.
Структуру тоста
можно рассматривать как композиционное
и смысловое единство двух составляющих
–
предмета и аргумента. Предмет тоста
определяет, за что или кого предлагается
поднять бокалы. Аргумент тоста –
это своеобразная преамбула, мотивирующая
выбор предмета тоста и служащая своего
рода доказательством того, что данный
предмет достоин возлияния и за него не
выпить — грех.
Как же соотносится
между собой аргумент и предмет тоста?
Какова композиционная формула тоста,
понимая под композицией определенное
сочетание предмета и аргумента и их
взаимное расположение в тосте как
художественной литературной миниатюре.
Можно определить
и сформулировать следующие типы связи
аргумента и предмета тоста.
Парадоксальная
связь. В этом случае аргумент выступает
как суждение, внешне противоречащее
предмету и опровергающее его. Аргумент
при этом, как правило, негативен, в то
время как предмет –
позитивен.
Причинно-следственная
связь. Наличие такого типа связи
подразумевает под аргументом некую
цепь обусловленных единым смыслом
умозаключений, началом либо концом
которой является предмет тоста.
Метафорическая
связь. При таком типе связи аргумент
тоста всегда является метафорой
(неназванным сравнением двух объектов
по признаку, общему для каждого из них)
по отношению к предмету.
Ассоциативная
связь. В этом случае аргумент и предмет
тоста на первый взгляд автономны и
независимы друг от друга. Связь этих
двух составляющих основана на сходстве
представлений, мыслей и чувств, внушаемых
как аргументом, так и предметом тоста.
Отдельно надо
сказать и о жанровом решении тоста.
Тональность тоста может быть лирической,
юмористической либо иронической. Но
никогда драматической или трагической.
При создании тоста
сначала избирается предмет тоста. В
зависимости от этого сочиняется аргумент.
Соединение этих элементов по тому или
иному типу связи и явит собой необходимый
нам тост. В результате подобного синтеза
возникает формальная и содержательная
целостность предмета и аргумента,
образующих единый и своеобразный
контекст.
Помимо самой
технологии создания тоста необходимо
соблюдение всех требований, предъявляемых
к литературному тексту, как стилистических,
так и соответствующих грамматическим
нормам русского языка.
Сказ
о том, как краснобаи заморские
по
наущению царя-батюшки
холопов
тосты складывать научили
Сценарий
театрализованного застольного
представления
Открывается
занавес. На сцене –
царские палаты. Звучит музыка. Появляется
Стольник. Звучат куплеты Стольника
Стольник: |
Я не бродяжничал
и не служил
Я –
какой я спец по
Напитки тоже мой
где я всегда при
Я был и есть
большой стратег |
Музыка
смолкает. Стольник становится своего
рода Ведущим
и
начинает сказ
Стольник: |
|
На |
|
Царь: |
Быть царем весьма
кликать челядь
не считать на
брать соседей
Быть царем не
на веранде кофий
без нужды не
только денежки
А подать мне сюда чтоб |
Слуги |
|
Стольник: |
(продолжая
А при нем обреталась
ни старуха, ни
но скандалить
Ну и Царю, ни частенько |
На Музыка. |
|
Царица: |
Я царю жена и зовусь Царицей. И возьму сполна и воздам сторицей.
Мне господь не
прясть пустую Я любой скандал завсегда налажу.
Только бы и
Можно подумать
Вот поведу сейчас и |
Стольник
Заскучал Царь
хоть и был весьма
Да разве справишься |
|
Царь: |
А я вот сейчас Так |
На
Звучат |
|
Стражники: |
Мы на страже у
трудимся на И поэтому не зря делаем облаву.
Кто в облаву не уйдет от кары.
Всех, кто вражий ожидают нары. |
Царица: |
Давай, давай! Я |
Между |
|
Царь: |
Молчать! Долго
Я не посмотрю на
Мытарь своих
Или зря у меня и Да еще и держава… так |
Стольник
Тут кликнула
да таких — у любого
Да не тут-то было!
И такие пошли
страсть натерпелся,
А какие – |
|
Звучит |
|
Царь: |
Да, хороши твои
В общем так –
вина и меду, и ,
Будем застолье
А то от этакой
воют собаки по
А ну, Стольник, Предадимся |
Стольник: |
Это можно. Эй,
отрывай от лежанок
Бросай сохи и
и катись поскорей
Истинный крест, Будет |
Сцена |
|
Холопы: |
Мы верные холопы Великого Царя.
Мы – короче говоря.
Но нынче мы от и выпьем и споем
в честь нашего с |
Накрывается |
|
Царь: |
Стольник! Али не
Или зазря тебе
то бишь документ, и |
Стольник: |
Слушаюсь,
Ужо загуляю до
И потому как я
предлагается
Поскольку навалом выпьем, |
Веселые |
|
Царица: |
Эх, хорошо! И то
А теперь слово
Нечего, право,
для второй, хоть
Тостуй, холоп, За |
Холоп: |
За |
Веселые |
|
Царь: |
Однако, еще раз А |
Второй |
|
Царица: |
Дурень! Так ведь
Глаголь другое За |
Третий |
|
Царь: |
Это что же, окромя ничего |
Стольник: |
Одичал народишко, |
Царь: |
Видать, кому-то
А кому-то –
Потому вот вам
Доставить на
краснобаев
которые больше
а самых по части Да |
Стольник: |
Батюшка-царь, |
Стольник |
|
Царица: |
Вот и пожинай А |
Царь: |
Ничего… Не Мы |
Появляется |
|
Царь: |
Ну |
Стольник: |
Знатока из На |
Стольник |
|
Царь: |
|
Француз: |
|
Слышны
|
|
Царь: |
|
Холопы |
|
Царь: |
|
Стольник: |
Джигит от самых Подлинный |
Царь: |
|
Грузин |
|
Грузин: |
|
Слышны
|
|
Царь: |
Лучше некуда! Ну |
Холопы |
|
Царь: |
|
Стольник: |
Африканский и |
Появляется |
|
Царь: |
|
Зулус: Было – Ты чего голая? – Я |
|
Звучат
|
|
Царь: |
То-то! Из джунглей Ну |
Холопы |
|
Царь: |
|
Стольник: |
С тостом на устах, у |
Царь: |
|
Шейх |
|
Шейх: Собрал Так |
|
Звучат
|
|
Царь: |
То-то! И восток Ну |
Холопы |
|
Музыка. |
|
Мы прошли учение
Не слабо нам
Но уже не в сказке а |
|
Царь: |
А я что говорил! переплюнуть |
Царица: |
Пущай теперь нашему |
Стольник: |
Наши тосты отныне
Достойны
И ничто не помешает
сойтись у
А чтоб ненароком провозглашаю |
Да, много напастей
Так выпьем все
Тревог и забот
Пусть к нам
но здравствует |
|
Бокал,
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее |
|
Царь: |
Ай, да холопы! Обучились-таки!
А теперь по моему Объявим |
Царица: |
Всему населению
Да у населения
Не проще ли конкурс |
Царь: |
И то верно! Итак,
А уж мы, так и |
Исполнители |
|
Царь: |
Славно |
Царица: |
И |
Стольник: |
А ну, что ни попадя шагом |
Музыка. |
|
Все (хором):
Не протянешь лет с кружкой лимонада.
Жизнь донельзя
Только жить-то
Мы –
при честном
наш вульгарный враз облагородит! |
Вопросы
для самопроверки
-
В чем сущность
застольного тоста? -
Что представляет
собой структура тоста? -
Какие виды связи
существуют между составляющими тоста?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду.
Этапы работы по организации праздника
Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он
засушенный цветок ….
В.А.Сухомлинский.
В дошкольном детстве каждый ребенок реагирует на звучание музыки,
чтение сказок, стихов, фольклора, старается петь, танцевать, выступать в
роли героя художественного произведения. Музыкальный руководитель и
воспитатели детского сада создают условия для формирования у детей
восприятия музыки и художественного слова, развивают творческие
способности в разных видах деятельности.
В соответствии с принципами ФГОС ДО мы активно используем
праздники и развлечения в качестве средства приобщения детей к
социокультурным нормам и традициям, где в полной мере учитываются
индивидуальные особенности каждого ребенка, выступающего в роли
полноправного субъекта образовательной деятельности в сотрудничестве
с взрослыми и с другими детьми.
Праздники и развлечения в детском саду – не просто форма
организации досуга детей. Они являются неотъемлемой частью
воспитательно-образовательного процесса, а ещё это большая творческая
работа. Праздники, как и любое другое событие, имеет очень важное значение для дошкольников, дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Они нуждаются в поддержке инициативы и самостоятельности, уверенности в своих силах, как со стороны педагогов, сверстников, так и со стороны родителей.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей в
образовательной деятельности по развитию речи и музыкальному развитию. Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные композиции, чтобы
продемонстрировать все свои умения и навыки на детском празднике или
развлечении.
Развлечения, как один из видов культурно-досуговой деятельности,
имеет большое значение для создания положительного микроклимата в
группе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Развлечения
являются красочным мероприятием, обогащающим впечатления и
формирующим творческую активность. Они способствуют его
всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства:
музыкальным, изобразительным, литературным, театральным, пробуждают
радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких
мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а
значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности, развиваются
его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта,
симпатия, жизнерадостность.
При подготовке и организации праздников и развлечений выделяются
следующие этапы работы:
1.Перспективное планирование праздника, выбор темы.
2. Составление сценариев.
3. Работа с педагогами, детьми, родителями.
4. Подготовка и изготовление атрибутов и пособий.
5. Распределение ролей.
6. Разучивание стихов, песен, танцев.
7. Проведение праздника.
8. Подведение итогов мероприятий.
Подготовка к празднику или развлечению осуществляется планомерно
и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает
интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.
Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к
празднику. Его продолжительность зависит от содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность
праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшей и подготовительной к
школе группах – 40-50 минут. При этом тщательно продумывается
соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность
номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла
детей.
Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая
разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем
последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника
составляется музыкальным руководителем. В содержании раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся художественные произведения или отрывки из них.
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:
1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника –
четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны
друг от друга. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т.е. развитие событий, выявление характеров в действии. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. 2-й этап – построение композиции – реализация сюжета в развивающемся конкретном сценическом действии.
Композиция –организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
— экспозицию (короткий рассказ о событиях, вводное слово ведущего,
информация о конкретном событии);
— завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно
четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к
восприятию действия, настраивать на определенный лад);
— развитие действия, или основное действие, т.е. изображение событий;
— кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации
наиболее концентрированно выражается идея праздника);
— развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального
проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные
сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие
хороводы и пляски).
Требования к сценарию:
— строгая логичность построения и развития темы;
— законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов;
— нарастание действия в его движении к кульминации.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с выбора
речевого материала для детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей,
лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало
психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе со сверстниками
(например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период
обучения, может быть целесообразна вообще роль помощника. Распределяя
речевой материал совместно с воспитателем, мы учитываем словарь,
которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной
речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора
и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком,
позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст даем
родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке
текста, уделяем работе над словесным ударением, ритмом, интонацией и
выразительным произношением.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, разучиваем со
всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо
предусмотреть участие в нем каждого ребенка.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием
активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного
творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не
было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной
насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры,
в которых присутствуют соревновательные моменты.
Подготовка к празднику начинается за 1-1,5 месяца до самого
мероприятия. Музыкальный руководитель и воспитатели рассказываем
детям о предстоящем празднике, объясняем, что это за праздник и чему он
посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то мы
вспоминаем, что на нем было. На данном этапе дети понимают свои задачи,
осознают свою роль в процессе подготовки и проведения праздника. Очень
важно, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала
они видели, знали, для чего и для кого они это делают. Необходимо
поставить перед ребёнком цель, создать мотивацию и он сам захочет это
сделать.
Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов,
песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров
к костюмам. На данном этапе продолжается работа над сценарием, куда
вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.
Следующим этапом является чтение произведения, по которому будет
происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры
персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче
и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно
давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.
Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в
реализации своих творческих возможностей.
Чтобы поддержать интерес детей к празднику, не стоит проводить
несколько полномасштабных репетиций, лучше всего “отшлифовать”
программу праздника по номерам, и только в преддверии самого праздника
провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность
номеров, выход персонажей-детей, без проигрывания эпизодов при всех.
Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет
большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат,
убранстве зала, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам
программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством
радости от приближения и ожидания праздника. Украшение зала отличается
от оформления группы особой парадностью и торжественностью.
При этом нужно помнить о некоторых основных правилах:
— отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для
детей;
— развивать художественно-эстетический вкус;
— создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к
предстоящим событиям;
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для
персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не
мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его
носит.
Праздник проводится в хорошем темпе. Растянутость выступлений,
неоправданные паузы – всё это утомляет воспитанников, нарушает единую
линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит,
прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении
сценария мы определяем роль каждого воспитателя, его обязанности,
назначаем ответственных за своевременный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т.д.
Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды
искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с
основной темой праздника. Она должна вызывать у ребят эмоциональный
настрой. Я очень ответственно подхожу к подбору музыкального репертуара.
Песни и танцевальные композиции выбираю разные по характеру, ритму,
аранжировке, чтобы показать детям разнообразие произведений.
Музыкальная палитра, передающая образы, настроение осенних
праздников, отличается большим спектром: от веселой, торжественной
Собираемся на праздник
Поскольку на музыкальной образовательной деятельности 50 процентов
времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая,
легкая – во всех отношениях комфортная. То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей, поэтому на родительских собраниях заранее проводятся беседы с родителями: каким будет праздник, его тематика, какие костюмы лучше подготовить.
Проведение праздника
Исход праздника во многом зависит и от правил поведения детей, с ними мы
знакомимся заранее. Детям необходимо знать:
— говорить не громко (не кричать);
— ходить спокойно (не бегать);
— помнить для чего мы находимся в зале;
— смело показывать свои способности;
— заботиться друг о друге (не обижать);
— помогать друг другу (не смеяться);
— внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
— не отвлекаться на родителей.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная
работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие
сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности
музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение
праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Подведение итогов
Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и
украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала
действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не
заканчивается работа над праздником. Детская, да и взрослая память долго
хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник.
И наша задача на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим
воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на
празднике и в процессе его подготовки. Для этого мы проводим беседы,
в которых дети вспоминают, что им понравилось, уточняем представления
и впечатления о нем, вспоминаем песни, танцы, миниатюры, выделяем наиболее важное и главное в празднике. Праздничное оформление групп и музыкального зала сохраняем в течение нескольких дней после праздника.
Эффективность педагогической работы во многом зависит от
тщательного анализа качества проведения праздника, при котором
оцениваются:
— деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное
состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
— деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их
профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и
характер взаимодействия друг с другом и детьми;
— качество используемого музыкального репертуара, его доступность,
художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения
музыкального репертуара;
— организационные моменты праздника, согласованность работы всего
коллектива при подготовке в проведении праздника;
— создание праздничного настроения и оформление зала и групповых комнат.
Родители воспитанников – всегда желанные гости и участники на празднике.
Праздники в детском саду и наглядно демонстрируют, чему научился ребёнок за время посещения детского сада. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие взаимоотношения у ребенка в коллективе, с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Узнать насколько он общителен, не стесняется ли, и достаточно ли дисциплинирован. Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей, в семье всегда делятся впечатлениями о проведенных мероприятиях.
Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют
на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную
ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных
на различной образовательной деятельности; способствуют его
нравственному воспитанию.
В результате системной работы по проведению праздников и
развлечений в детском саду, можно сделать вывод о том, что такая
деятельность, способствует творческому развитию дошкольников,
объединяет все виды культур: эстетическую, нравственную, познавательную,
игровую, этическую. Именно творческая деятельность воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них
развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить
материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.
Праздники в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное
событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем
духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Программы по музыкальному воспитанию рекомендуют в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых – порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися
впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и
неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях
между самыми разными ее обитателями.
Вызывая радостные эмоции, праздники и развлечения одновременно
закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую
инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности
ребенка, формированию нравственных представлений (положительное
отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма,
равнодушия).
В детском саду создаются условия для художественно-эстетического
воспитания каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по развитию
речи, изобразительной и музыкальной деятельности. Праздники и
развлечения объединяют все виды искусства, дающие возможность
творчески использовать их, чтобы сделать комфортным и радостным
пребывание детей в детском саду.
Когда у ваших сотрудников все валится из рук, когда их становится не видно за кипой бумаг, когда они постоянно опаздывают на работу и в оправдание постоянно звучит «проспал», руководству следует задуматься над тем, чтобы устроить корпоративный отдых. Для этого не обязательно ждать очередного красного дня в календаре.
Можно провести разнообразные коллективные, или, как сейчас принято говорить, корпоративные мероприятия, позволяющие сотрудникам полнее раскрыть себя, отдохнуть, отвлечься от напряженной работы.
Корпоративный отдых на предприятии или фирме — радостное и веселое событие. Он поднимает человеку настроение, объединяет людей, позволяет им почувствовать себя командой.
Корпоративные праздники способствуют объединению коллектива, в котором сотруднику хочется добиться новых высот в своей профессии. Ведь работа теперь ассоциируется не только с трудом и напряжением, но и с замечательным отдыхом, теплой дружеской атмосферой. А сотрудники становятся друзьями, с которыми можно не только работать, но и приятно проводить время.
Проведение корпоративного праздника — понятие для нашей страны довольно новое, но оно становится все более популярным. И культура корпоративного поведения создается буквально у нас на глазах. Ведь, как говорится, нужно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать.
На подготовку любого традиционного корпоративного праздника, будь то день рождения, дата основания фирмы или вливание новичка в коллектив, как правило, уходит 10–14 дней. У всех, кто занимается организацией этого торжества, возникает множество вопросов, в частности, где и как его провести?
Все зависит от обстоятельств и традиций. Чаще всего подобные мероприятия проводятся после трудового дня прямо на рабочем месте. На сегодняшний день многие рестораны и кафе уже предлагают выездное обслуживание: представители того или иного ресторана (кафе) любезно привозят прямо к вам любые деликатесы и фирменные блюда, вами заказанные. Фуршет, организованный прямо в офисе, имеет свои преимущества: не надо бежать домой переодеваться, не надо «ломать голову», с кем оставить детей на вечер, решать, брать с собой супруга или нет.
Однако в последнее время корпоративные мероприятия стали устраивать в выходные дни, ведь проводить внеурочные мероприятия на рабочих местах во время работы или после сейчас запрещено (как правило, речь идет о производственных организациях). Куда приятнее и беззаботнее провести корпоративное мероприятие в ресторане, кафе, банкетном зале.
Можно выделить несколько рабочих дней, чтобы устроить пикник на природе, поездку на теплоходе по реке или экскурсию в другой город. Можно провести активный отдых: поиграть в футбол, волейбол, пейнтбол, мини-гольф, бадминтон, настольный и большой теннис. Корпоративным отдыхом можно назвать и ролевые игры на природе, и командные эстафеты, и конкурсы с забавами, стрельбу из лука или арбалета, катание на лошадях и санях. Главное, чтобы отдых не превращался, как это иногда случается, в монотонное утомительное мероприятие.
Сочетание стильной официальной части с непринужденным весельем развлекательной вечеринки — это удачное решение корпоративного праздника.
Одна из задач корпоративной вечеринки — зарядить энергией всех сотрудников. В результате укрепятся отношения внутри коллектива, повысится эффективность работы, и руководство станет ближе к своим подчиненным. Все это, несомненно, поможет развитию бизнеса и процветанию компании.
Типы корпоративного праздника
Банкет. Наиболее распространенный тип корпоративного праздника. При правильной организации, а именно при акценте на укрепление командного духа, есть все шансы достичь максимального эффекта при минимуме затрат.
Шоу + банкет. Этот тип праздника наиболее популярен и проводится в ресторанах и банкетных залах. Основное его преимущество — полная независимость от погоды. Шоу + банкет может сделать любой праздник незабываемым.
Концертная (конкурсная программа). В данном случае упор делается на «корпоративные» конкурсы и викторины. Эстрадные номера становятся дополнительным «украшением». Стоит добавить, что «концертный» вариант подразумевает необходимость установки сцены и звуковой аппаратуры достаточной мощности.
Team-building + банкет и дискотека. Этот тип корпоративного развлечения проводится на природе, причем пора года не имеет значения. Такой праздник включает в себя набор командных корпоративных игр и турниров. Яркий, запоминающийся праздник, безусловно, подружит и объединит сотрудников в единую команду, что благотворно повлияет на развитие бизнеса.
Экстремальный отдых + банкет и дискотека. Говорят, что один прыжок с парашютом по ощущениям заменяет двухнедельный отдых на море. Гонки на квадроциклах, картах или снегоходах, прыжки с парашютом, погружение на глубину с аквалангом, сплав по реке на байдарках или рафтах — все это является оригинальным решением в реализации праздника. Сделайте своим сотрудникам такой «подарок» и, возможно, в этот день кто-то из них испытает лучшие моменты своей жизни, которые будут связаны с работой в вашей организации.
Загородный корпоративный праздник. Это также весьма распространенный тип корпоративного праздника. Очевидный минус таких мероприятий — сильная зависимость от погодных условий. Однако плюсы загородного корпоративного праздника заставляют мириться с таким неудобством, как непогода. Пребывание на свежем воздухе в выходные дни поможет создать необходимую атмосферу дружественности и единения. А проведение подобного мероприятия на территории пансионата подстрахует в случае проблем с погодой.
«Семейный» корпоративный праздник. Как правило, такое празднование тоже проводится на природе. Отличие данного типа праздника от предыдущих прежде всего в том, что празднество должно включать в себя еще и мероприятия для детей. «Семейные» мероприятия или, как их еще называют, «family day», проводятся фирмами не так часто, как другие виды корпоративных праздников. Их задачи: поднятие престижа предприятия как в глазах семей сотрудников; создание почвы для «преемственности поколений», содействие возникновению благоприятного психологического климата в коллективе. На таких мероприятиях особенное внимание следует уделить «корпоративному фактору»: экскурсия по предприятию для членов семей сотрудников, разработка развлекательных и познавательных викторин, розыгрышей, конкурсов по истории и специфике занятий фирмы. При построении сценария таких мероприятий учитываются следующие исходные данные: специфика места проведения (часто для этого используется открытая площадка на территории предприятия); общее количество гостей; количество детей на празднике. Прежде всего необходимо разделение мероприятия на две части: «детская» программа и «взрослая» программа. Пересечение и временное слияние этих программ не исключается и даже желательно, но важно понимать, что, по сути, это разные программы. Развитие событий во «взрослой» части программы похоже на «загородные мероприятия». Что касается «детской» программы, которая обычно идет параллельно, то она строится на базе конкурсов и розыгрышей, сказочных представлений. Хорошим сопровождением детской программы являются прыжковые надувные батуты, детские аттракционы, катание на лошадях и пони.
Костюмированный бал. В течение одного вечера все мужчины фирмы могут почувствовать себя галантными кавалерами, а дамы станут придворной свитой ее величества королевы. На долю мужчин выпадут необычайные приключения, тосты за прекрасных дам. Дамам предстоит выбрать королеву и быть ее фрейлинами. Ну, а в конце вечера — танцы на королевском балу.
Поход в театр всем коллективом. Представляете, из двухсот зрителей в театре нет ни одной незнакомой личности. Прогуливаясь в антракте в фойе, все друг другу раскланиваются, приветливо улыбаются. Ощущение эстетического наслаждения гарантировано.
Спортивные соревнования — одна из любимых форм корпоративных мероприятий в «мужских» коллективах. В этом случае важно обеспечить вовлеченность всех сотрудников в процесс. Для тех же, кто предпочитает «оставаться на трибуне», можно предложить выступить в роли активных болельщиков с использованием «кричалок» и других форм поддержки. Популярными спортивными состязаниями являются футбол, турниры по боулингу, гонки на картах, перетягивание каната и т. д.
Вручение премий. Это — еще одна форма корпоративных мероприятий. Премии могут быть самыми разнообразными — как серьезные номинации из серии «Сотрудник года», «Открытие года», «Трудолюбие года», «Событие года», так и номинации с юмором: «Каприз года», «Фраза года», «Недоразумение года». Для успеха мероприятия не забудьте отметить всех сотрудников и подготовьте оригинальные «памятные» призы (статуэтки, дипломы с названием номинации).
Корпоративная спартакиада. Спортивный праздник обычно начинается с зажигания «Олимпийского огня». Затем формируются команды и проводится веселая жеребьевка. Соревнования проходят с соблюдением всех олимпийских ритуалов. Спортивные состязания проходят по различным спортивно-развлекательным конкурсам. После завершения соревнований — церемония награждения. Победившее подразделение получит «Олимпийский кубок» с памятной надписью и логотипом фирмы. Все остальные участники соревнований будут награждены специальными медалями и кубками с шутливыми титулами и ироничными званиями. В этом случае возможна организация турнира по одному или нескольким видам спорта. Причем соревнования могут проводиться как по «олимпийским» (футбол, волейбол, бег), так и по «неолимпийским» (пейнтбол, гонки на водных мотоциклах, футбол в воде) видам спорта. Возможны организация судейства, проведение «чемпионата фирмы» и т. п.
Выездные корпоративные тренинги и семинары. Особенность этой формы корпоративного отдыха заключена в том, что в этом случае удается успешно совместить приятное с полезным. На таких тренингах можно повысить уровень сплоченности коллектива, получить дополнительные навыки, провести организационную диагностику (выявить области в управлении персоналом, которые нуждаются в коррекции).
Юбилей компании — важнейшее корпоративное мероприятие. Это некая веха в истории фирмы, когда можно, оглянувшись назад, сказать: «Да, мы все хорошо поработали». И для того, чтобы работать еще лучше, нужно хорошо отдохнуть в кругу тех, с кем трудишься на благо общего дела.
Корпоративная вечеринка — распространенный вид корпоративного мероприятия. Никакие прогрессивные тренинги и семинары не могут привести к тем же результатам, как отлично проведенная корпоративная вечеринка. Вложенные в такое мероприятие деньги и усилия в итоге всегда оправдывают себя.
Презентация — особая форма корпоративного мероприятия, посвященная официальному представлению вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара определенному кругу приглашенных лиц. Обычно презентация проводится с рекламно-коммерческими целями, то есть с целью приобретения потребителей демонстрируемых товаров.
Независимо от выбранной формы, корпоративные мероприятия чаще всего запоминаются атмосферой веселья, радости, дружелюбия, энергичности. Помните об этом, и тогда успех вам гарантирован!
Общие рекомендации по подготовке и проведению торжеств
Каким бы ни был повод для проведения корпоративного праздника, главное — совместный отдых должен быть веселым и запоминающимся. Корпоративный праздник существует для того, чтобы совместить приятное с полезным — это главный принцип организации мероприятия.
Поэтому все корпоративные мероприятия, даже развлекательные, выполняют не одну, а сразу несколько задач: выполняют некоторую диагностическую функцию, развивают корпоративную культуру компании, дают опыт успешной совместной деятельности всем участникам мероприятия.
В поисках идеи праздника старайтесь быть оригинальными. Важно, чтобы эту идею можно было воплотить в жизнь, чтобы ваши коллеги «загорелись» ею. Здесь необходимо вовлечь людей в творческий процесс еще до начала праздника. Обратите внимание на следующую деталь.
Иногда в приглашениях на новогодний праздник, например, респектабельного ресторана или ночного клуба читаешь следующие фразы: «Гости в карнавальных костюмах приветствуются» или «Вход в карнавальных костюмах — бесплатный». Но представьте себе: вы с трудом достаете костюм, в таком виде приезжаете в клуб, вас, как и обещано, впускают бесплатно, и вы обнаруживаете, что в подобной одежде — вы один. Все остальные гости одеты в приличные костюмы и вечерние платья. Трудно не почувствовать себя клоуном на весь вечер! Поэтому если вы организуете вечеринку с переодеваниями, эту идею должны поддержать абсолютно все члены коллектива, включая начальника!
Существуют неотъемлемые атрибуты некоторых праздников: 8 марта немыслимо без мимозы; елка, Дед Мороз, Снегурочка, мешок с подарками и апельсины — символы Нового года; свечи и гадание — Рождества. Все атрибуты можно обыгрывать в рамках той концепции, которую вы выбрали для своего мероприятия.
Елку не обязательно украшать только игрушками. Можно повесить на ее ветки что-то связанное с деятельностью фирмы. Можно использовать новогоднюю елку для одного из конкурсов. Руководитель вполне может на полчаса превратиться в Деда Мороза. Это нисколько не повредит его авторитету.
Часто для торжественных вручений премий и наград используется концепция праздника в стиле награждения кинопремий «Оскар» с фанфарами, красной ковровой дорожкой, торжественным объявлением номинантов. Номинации можно сделать шуточными, например, «самому неуловимому сотруднику», или «самому ответственному прогульщику», но только если вы уверены в том, что номинант не обидится.
В корпоративной вечеринке не сложно придумать номинации и выбрать подарки, так как вы знаете свой коллектив, характеры сотрудников, их симпатии и антипатии. А если нет, то всегда можно посоветоваться со своими коллегами или подчиненными. Многие конкурсы и номера стоит придумывать для конкретных людей.
Сценарий для каждого мероприятия должен разрабатываться с учетом конкретных интересов компании. Иначе говоря, у каждой конкретной вечеринки должна быть некоторая концепция. Например, если компания рассматривает семьи сотрудников как важную часть своей жизни, разрабатывается программа, которая ориентирована на включение и взрослых, и детей в сценарий праздника.
Корпоративные мероприятия, помимо собственно отдыха, должны принести пользу компании в поиске новых идей и направлений развития компании, в снятии психологического напряжения в коллективе в связи с кадровыми перестановками, конфликтами, в связи с авралом в работе. Вечеринка — лучший способ организовать знакомство людей друг с другом, усилить лояльность по отношению к компании, выяснить причины некоторых неудач, поднять творческий потенциал сотрудников. Совместно также легче отработать миссию, слоган, стиль компании, сформулировать нормы и ценности корпоративной культуры конкретного предприятия.
Чтобы правильно организовать праздник, прежде всего необходимо заранее утвердить бюджет, составить списки участников, выбрать и забронировать место проведения, составить и утвердить меню, обеспечить транспортировку участников и артистов, украсить помещение надувными шарами, флажками, цветами; придумать и закупить подарки и аксессуары для игр, продумать поздравительные тексты.
Разработку идеи лучше поручить так называемой творческой группе из 3–5 человек. В эту группу следует отобрать наиболее творческих людей коллектива, которые должны комфортно чувствовать себя в обществе друг друга. Хорошо, если эти люди будут обладать определенным влиянием в коллективе, тогда их предложения и идеи будут вызывать интерес.
Группа должна разработать четыре документа: сценарий, смету, список участников, список реквизита.
Этапы разработки концепции праздника:
I этап — предложение любых идей без ограничений. Никто никого не критикует (часто из самых неожиданных, на первый взгляд, идей возникает интересная концепция);
II этап — выделение в результате отсева лишних идей 2–3 приемлемых варианта концепции;
III этап — детальная разработка концепции;
IV этап — выделение основной идеи праздника.
А для того чтобы избавить себя от всех организационных проблем, конечно, лучше нанять хороших профессионалов.
В первую очередь они должны понять мотивационные корпоративные задачи, уловить корпоративный стиль, ознакомиться с корпоративным сленгом. В итоге предложить отвечающую запросу компании общую концепцию мероприятия, подробный сценарий и прозрачную смету.
Если более детально рассмотреть период подготовки проведения и непосредственно саму структуру корпоративного праздника, можно выделить несколько ключевых моментов, которые являются основными его составляющими.
1. Подбор площадки (турбазы, теплохода, ресторана, кафе, банкетного зала) в соответствии с замыслом праздника.
2. Составление банкетного меню. Если праздник не тематический (праздник пива, например), и состав блюд может быть любым. Рекомендуем сделать его как можно более разнообразным, чтобы максимально угодить вкусам ваших гостей.
3. Техническое обеспечение площадки. Должное внимание техническому обеспечению площадки должно уделяться всегда, в особенности если планируется проведение шоу-программы. Наличие сцены, звуковой аппаратуры, соответствующего освещения и профессионального диджея просто необходимы — на этом лучше не экономить. Диджей не только обеспечит техническую возможность качественной работы артистов, но и проведет дискотеку, если она запланирована на вашем мероприятии.
4. Выбор ведущего или ведущих.
5. Разработка шоу-программы, репетиция.
6. Праздничное оформление.
Теперь рассмотрим структуру корпоративного праздника подробнее.
Сценарий мероприятия строится из нескольких блоков. Самые простые блоки — начало мероприятия и конец. Более важно грамотно заполнить середину, чтобы в программе не было «провалов» и гости не заскучали. Например:
– первый блок: 19.00–20.30. Съезд гостей, аперитив, приглашение занять свои места на банкете. Поздравление от руководства компании, награждение особо отличившихся сотрудников. Здесь уместна фоновая музыка, например, джазовый коллектив, камерный струнный оркестр.
– второй блок: 20.30–22.00. Продолжение банкета, начало конкурсно-развлекательной программы, шоу-программа.
– третий блок: 22.00–22.40. В это время обычно выступает приглашенная «звезда», которая является своеобразным контрапунктом праздника. Если приглашение «звезды» не планируется, то в это время начинается дискотека.
Наконец, хорошим финалом корпоративного праздника может стать незабываемый фейерверк.
Предложенная структура — классический вариант проведения корпоративного праздника. Конечно же, любое мероприятие станет более интересным и насыщенным, если для него разработать индивидуальный тематический сценарий по мотивам сюжетов известных кинофильмов, книг или событий.
Сценарий корпоративной вечеринки должен быть всегда. В противном случае все усилия организаторов будут хаотичны и непоследовательны. Даже если вы уверены, что четко себе представляете когда и где будет происходить то или иное действие, даже если мероприятие представляет из себя «простейший» брифинг — заранее подготовленный сценарий поможет более четко представлять, что происходит в данный момент, и тем самым избавить всех участников мероприятия от возможных накладок и ненужных волнений. Кроме того, при наличии сценария проще отслеживать и изменять регламент мероприятия.
Если в мероприятии будет задействовано большое количество участников, необходимым этапом подготовки становится репетиция. Она незаменима также и в том случае, если предполагается задействовать сложное техническое обеспечение или планируется задействовать несколько площадок.
Как правило, репетиция проводится не позднее, чем за день до мероприятия, либо (если мероприятие запланировано на поздний вечер) утром в день события — только в этом случае сохранится возможность оперативно что-то изменить в сценарии.
Поддерживайте постоянный контакт с персоналом организации, предоставляющей зал для проведения мероприятия. Вы всегда должны знать, где в данный момент находятся люди, ответственные за ту или иную часть оказываемых вам услуг.
Контролируйте количество спиртного, которое предлагается гостям. Как правило, наступает определенный момент, когда только ваше вмешательство поможет сохранить контроль над мероприятием и не дать его гостям пожалеть назавтра о злоупотреблении спиртными напитками.
Будьте внимательны и предупредительны не только к тем, кого обслуживаете вы (это само собой подразумевается), но и к тем, кто обслуживает вас, то есть к подрядчикам. Обязательно поблагодарите персонал гостиницы, ресторана или компании-субподрядчика за проведенное мероприятие, и в следующий раз вам будет обеспечено не только внимательное отношение, но и скидка.
Корпоративные мероприятия проводятся не только для повышения сплоченности и, как следствие, работоспособности коллектива. Корпоративные мероприятия нужны и для того, чтобы заявить о компании. В этом могут существенно помочь качественные фото с корпоративного праздника, которые после завершения мероприятия можно разместить в средствах массовой информации, для создания Интернет-сайта или для оформления промо — и бизнес-продукции.
Организация корпоративного праздника — это ответственный и в то же время творческий процесс. Необходимо организовать корпоративный отдых так, чтобы он был не только веселым и запоминающимся, но и полезным в деле укрепления корпоративных отношений. Активная развлекательная программа, участие артистов и звезд эстрады, фото — и видеосъемка — все это и многое другое весьма полезно для вашего успешного корпоративного праздника.
Если вы решили организовать полноценное корпоративное мероприятие с концертом, дискотекой, играми и развлечениями, лучше поручить это дело специалистам. Может быть, в летнее время года вы и сами неплохо справитесь с приглашением артистов или диджеев, но если мероприятие намечается зимой или в канун Нового года, то тут возможны любые, самые неприятные сюрпризы: ваши артисты могут заболеть, их могут перекупить, а найти других за два дня до праздника вам вряд ли удастся. Агентство же при данных обстоятельствах непременно пришлет замену, соответствующую вашим предварительным запросам.
В случае, когда решено всей компанией выбраться куда-нибудь для проведения торжественного мероприятия, следует учитывать, что чем ближе знаменательное событие, тем труднее все как следует организовать: подобрать желаемый банкетный зал; пригласить именно тех артистов, которых хотелось бы увидеть и услышать; заказать необходимые аксессуары для оформления (от воздушных шариков до композиционных фейерверков); приобрести подарки и сувениры идр.
Поэтому самый простой и наиболее надежный способ организовать достойный праздник для всего коллектива — это обратиться за помощью к специалистам по организации корпоративного отдыха.
Прежде чем составить развлекательную программу корпоративной вечеринки, они внимательно выслушают ваши пожелания и познакомятся с традициями вашей фирмы, с настроением сотрудников, их тематическими предпочтениями.
Искусство поведения на корпоративном празднике заключается в том, чтобы выказать всем дружеское расположение, продемонстрировать все свои таланты, которые, быть может, в рабочее время вам трудно проявить. Мобилизуйте свои творческие возможности. Впечатление, которое вы произведете на окружающих, должно быть приятно всегда и во всех отношениях. Вспомните все, чему вас учили когда-то в детстве: читайте стихи, сочиняйте шарады, танцуйте, разыгрывайте и импровизируйте. Но при этом не забывайте, что даже во время самого беззаботного праздника вы все-таки находитесь в рабочем коллективе.
Как правило, тон торжествам задает начальник рабочего коллектива. Однако это не означает, что он обязан быть тамадой, но выступить с приветственным словом, поблагодарить коллектив за старание — его первейшая обязанность. Вообще, достойное поведение начальника благостно влияет на атмосферу коллективных празднеств и не позволяет сотрудникам переходить грань дозволенного.
Стихи, тосты, игры и поздравления — «обязательная» часть любого застолья. Праздник не должен быть ограничен только произнесением тостов и рюмочкой под них, а также поглощением различных деликатесов. В программу вечеринки можно включить показывание фокусов, розыгрыши, конкурсы и игры. И огромное значение в проведении такой программы имеют фантазия и умение тамады развлекать гостей. Чтобы праздник состоялся по-настоящему, чтобы у всех присутствовало хорошее настроение, необходимы какое-то общее занятие или игра, в которой участвовали бы практически все присутствующие: если не все будут игроками, то хотя бы заинтересованными зрителями обязательно. В этом случае игры, конкурсы и любые другие развлечения украсят праздник, сделают его общим для всех.
Во время проведения праздничного мероприятия особенно важен тот момент, что гостей необходимо вовлекать в игры, не прибегая к уговорам и принуждению. Возможно, под давлением гость и согласится поиграть, но не получит от этого удовольствия и уж точно на глаза ведущему больше не захочет попасться.
Но для того чтобы участниками было как можно большее количество присутствующих, ведущий должен подготовить и вовремя предложить увлекательные занятия. Лучше предлагать игры с простыми правилами и без особенных заумных задач, так как праздник на то и праздник, чтобы отдыхать.
Игры должны быть оригинальными и не очень известными публике, с использованием атрибутов, соответствующих празднику. Если это Новый год, то пусть будут елочные украшения, мишура и серпантин. Очень хорошо, если ведущий подготовит сценарий развлечений заранее, но строго следовать ему совсем не обязательно, возможность импровизировать по ходу празднества нужно всегда иметь в виду. Тогда это поможет вовлечь в игру либо в любое другое развлечение как можно больше участников. Для этого у ведущего должно быть в запасе много всевозможных вариантов игр и развлечений из собранной им коллекции.
При большем количестве желающих играть в предложенную вами игру важно никого не обидеть отказом и дать возможность всем поучаствовать, если не в этом развлечении, так обязательно в другом. Это позволит всем сохранить хорошее настроение. И уж если игра увлекла гостей и они не хотят ее прерывать, то ни в коем случае не стоит настаивать на ее завершении.
Предлагаемые в нашей книге сценарии можно использовать как на вечеринке в кругу друзей, так и на официальном банкете. Сценарии можно расширять, дополнять, сокращать по собственному усмотрению, однако желательно выдерживать единую структуру и тематическую линию праздника.
Если вы решили проводить масштабное корпоративное торжество, значит вы достигли определенного очень важного этапа развития вашей компании. Сотрудники должны понять, что здесь работать почетно и престижно.
Ваши коллеги должны хорошо отдохнуть и получить удовольствие. Поэтому коллектив вашей организации должен быть главным действующим лицом внутреннего праздника и активно вовлечен в процесс его подготовки.
Очень часто организаторы корпоративных вечеринок сталкиваются с затруднениями, решая вопрос о возможности приглашения супругов и членов семей сотрудников. Решение этого вопроса в первую очередь зависит от традиций компании. Если принято праздновать корпоративные торжества со вторыми половинами, и это не вызывает принципиального отторжения — следует поддерживать эту традицию. Если таких традиций нет и праздники компания отмечает исключительно собственным коллективом, где сотрудникам хорошо и комфортно, то и не стоит вводить новшества. Приглашение супругов накладывает на организатора и заказчика дополнительные хлопоты и обязанности.
Во-первых, из-за этого подорожает праздник, хотя в некоторых компаниях предлагают заплатить за вторую половину, если, например, вся фирма уезжает дня на два в загородный дом отдыха. Во-вторых, в коллективах создается определенный микроклимат: допускаются неформальные, почти дружеские отношения между представителями противоположных полов, возможен легкий флирт и заигрывания, и иногда это наиболее важный стимул для сотрудника к участию в празднестве.
В любом случае, если вопрос не упирается в ограниченный бюджет, компания должна дать работнику право выбора: с кем ему приходить. И он сам должен разобраться в этом вопросе. Так или иначе, «пришельцы» не смогут существенно скорректировать ход корпоративного торжества. Хороший праздник должен увлечь их и расположить к компании, в которой работает супруг либо супруга.
Прекрасно, если в фирме существуют традиции отмечать какие-то календарные даты, периодически выезжать за город или совершать «культпоход» в театр. Хорошо, если кроме дня рождения фирмы и календарных праздников существуют еще какие-либо связанные с деятельностью компании праздничные даты: день получения фирмой первого заказа, собрание по итогам года, сдача баланса, профессиональный праздник и т. д. Главное, чтобы дата обладала определенным смыслом!
В календарные праздники не стоит устраивать открытые вечеринки, на которые приглашаются люди, опосредованно связанные с деятельностью фирмы — клиенты, поставщики, кредиторы. Устраивать корпоративные праздники в Новый год или 8 марта не только можно, но и нужно!
Особые праздники — дни рождения сотрудников. Поздравление сотрудника с днем рождения должно стать приятной обязанностью руководителя, думающего о будущем компании. Но стоит ли поздравлять индивидуально каждого работника?
Все зависит от особенностей коллектива и его численности. Если в коллективе не много сотрудников, то поздравлять нужно каждого из них. Руководитель должен сказать сотруднику несколько теплых слов и преподнести небольшой подарок. Подчиненные ценят такие жесты начальства.
Если коллектив организации исчисляется несколькими десятками человек, то нет смысла поздравлять каждого работника. Можно, например, раз в месяц устраивать День именинника. Руководителю коллектива стоит иметь базу данных не только по дням рождения подчиненных, но и по их семьям. Сделать это нетрудно, наверняка в отделе кадров есть эти данные. Сотрудники очень лояльно относятся к начальству, которое не забывает передать открытку жене или игрушку ребенку в день рождения. В американских компаниях подобным мелочам придают огромное значение, постоянно обновляя базы данных о семьях и родственниках работников.
Если праздничный вечер вы устраиваете прежде всего для сотрудников фирмы, то не стоит приглашать представителей других компаний, даже если вы с ними тесно работаете. Скорее всего, гости будут чувствовать себя «не в своей тарелке» в чужом коллективе. Кроме того, присутствие высоких гостей праздник, задуманный как «домашний», превратит в обычное официальное мероприятие.
Особое внимание стоит уделить пригласительному билету. Оригинально оформленные пригласительные (ни в коем случае не купленные в ближайшем киоске) показывают отношение руководства к своему коллективу, говорят о солидарности компании, вызывают интерес к мероприятию.
На праздник следует приглашать всех, кто работает на вашем предприятии. При этом равенство сотрудников должно подчеркиваться в течение всего вечера. Если не хотите обидеть людей, соберите всех в одном зале.
Если вы планируете проводить во время праздничного вечера конкурсы, призов должно быть с избытком. Рассчитывайте на то, что каждый гость должен получить по призу, и смело умножайте на два. Тогда вы не попадете в ситуацию, при которой некоторые гости получили по нескольку призов, а другие — ничего.
Не стоит разыгрывать серьезные дорогие призы на Новый год и Рождество: это требует больших затрат и может вызвать зависть. Ситуаций, когда главный приз «по счастливой случайности» получает кто-то из высшего руководства или семьи начальства, быть не должно! В случайность никто не поверит, даже если лотерея проводилась честно. В отношении конкурсов требование одно: не переборщите! Для 3—4-часового вечера достаточно 3–5 основных и 2–3 дополнительных конкурсов.
И еще раз напомним — без общей концепции вечера, под которую будет выстраиваться вся программа, без проработанной концепции корпоративное мероприятие грозит превратиться в обычное застолье, где скучающие люди едят и безучастно смотрят на сцену.
Корпоративное мероприятие уже давно не дань моде, а мощный инструмент формирования атмосферы в коллективе, повышения лояльности и эффективности персонала.
Завершить праздник уместно выступлением «звезды» и дискотекой. Существуют две «опасности», которые следует учитывать при подготовке программы: приглашение музыкальной «звезды» грозит тем, что ваш праздник станет ее очередным концертом, а чрезмерная увлеченность «караоке» превратит мероприятие в концерт самодеятельных певцов из вашего коллектива.
- Форум
- Форум для тамады-организатора Праздника
- Детские праздники
- Все по полочкам или структура детского праздника
-
31.10.2012, 13:16
#1
Все по полочкам или структура детского праздника
-
31.10.2012, 13:48
#2
Со своей стороны я хочу предложить пример построения детского дня рождения, как игровой программы. Я веду праздник обычно 2 — 2,5 часа. Чаще всего это разновозрастная детская компания. Прихожу я обычно минут на 15 раньше гостей, чтобы успеть осмотреться и расположиться со своим реквизитом.
Итак, этап подготовительный. Чем занять гостей, пока все собираются?
Самый простой выход — татуировки. Я таскаю с собой ручки с блестками и фломастеры для росписи по телу. Аквагримом не владею из-за отсутствия таланта к рисованию
Пока дети разрисовывают себя по трафаретам у меня есть возможность познакомиться с ними. Дети с удовольствием рассказывают о себе, а я запоминаю по именам.
На подготовительном этапе на помощь приходят и такие игры, как «Земля, вода, воздух», «Колечко», «Предметы на букву..» и прочее в этом духе.
Когда практически все собрались, знакомлю детей между собой. Для закрепления знакомства использую такой момент. Дети кладут правую руку на плечо соседу справа и на «три-четыре» громко кричат его имя. Затем повторяем моент с соседями слева. Чтобы дети перестали друг друга стесняться, обязательно даю возможность тактильного контакта. «Раз, два, три — друга найди!» — замечательная палочка — выручалочка Или «здороваемся» — гладим соседей справа и слева по голове, по плечу, жмем руку и т.д. Детям очень нравятся такие моменты.
Далее можно сделать игру «Смени место». Дети в кругу. Я задаю вопрос («Кто любит мороженое?), а дети меняются местами, если отвечают «Да». или остаются на месте при ответе «Нет». Вопросы подбираю актуальные для возраста и смешные.
Результат — дети познакомилдись, привыкли друг к другу и ко мне и все готовы начинать праздник
Итак, дети собрались и праздник начинается
Первый этап праздничного действа или часть официальнаяПривлекаем взрослых. Для деток до 8-9 лет. «Взрослики» сами справятся.
На этом этапе мы поздравляем непосредственного виновника торжества. Здесь всегда по-разному. Но суть одна — поздравляем, дарим подарки, качаем на стуле, желаем…. Украшает данную часть каждый по-своему. Я использую «звездную дорожку» по которой идет именинник (цветочки, если именинница). На каждой звезде останавливается, а мама, папа и родственники вспоминают, каким был именинник в этом возрасте. Могу взять звезду большую, на которую крепим маленькие звездочки — пожелания. В общем, полет фантазии
Достоинства именинника на буквы имени или на количество лет говорим обязательно…
Итак, поздравление состоялось — все за стол
-
3 пользователей поблагодарили Viktorinochka за это полезное сообщение:
Mur_Mur (01.07.2017), Ингуша (03.01.2017), Саша Львов (06.10.2016)
-
31.10.2012, 14:06
#3
Как правило, кушают дети минут 5-10, поэтому следующий этап не заставляет себя долго ждать
Этап второй или работаем без перерыва
Это у меня самая весомая часть праздника — 1-1,5. Начинаю с таких игр, как «Дотронься до цвета», «Найди именинника», затем 2-4 игры танцевальные. Дети разогрелись, подвигались, беру что-то спокойное. Например, викторину по алфавиту, кто больше знает сказочных героев и т.д. Затем момент отвлекающий, наподобие песочной церемонии.
После того, как дети немного остыли и отдохнули, я продолжаю игровой блок подвижными играми, но без особой «беготни». Обычно это около 5 игр, плавно перетекающих друг в друга.
Завершаю этот блок я обычно творческим моментом (например, рисование манкой). Уф, большая часть праздника пройдена, дети спокойно и усердно «творят». Остается организовать их на
часть третью — кульминационную
В этой, последней части, мы проводим небольшой релакс. Комплименты по кругу, проектор звездного неба, пожелания по кругу со свечой, мегаоткрытка, расписывание пожеланиями майки, подарки от именинника гостям и многое в этом духе — комплектую и употребляю исходя из необходимости
И, конечно же, торт. В последнее время я сажу детей за стол перед тем, как мама или папа вынесут торт со свечами. Раньше все стояли полукругом, а именинник — в центре. Обязательно благодарим маму, папу за праздник, кричим им «спасибо». Именинница маму и папу целцет — обнимает. Загадываем желание, отсчитываем от исполнившегося количества лет до 1 и именинница тушит свечи. Ура! Гостям можно пить чай, а мне — прощаться
Конечно же, это деление не тематического праздника, а игровой программы под названием «День рождения» в домашней обстановке. Для кафе, где у детей есть ещё и меню, которое нужно учитывать, структура будет немного другая… Но, такая «шпаргалка» в голове мне очень пригодилась бы в то время, когда я только начинала работать. Цель моей работы увлечь детей так, чтобы им не было времени конфликтовать между собой, капризничать или дергать родителей. Я ни на минуту не отлучаюсь, все время слежу за малейшими изменениями настроения, не использую игры с элементами соревнования — проигрывать не любит никто Буду рада, если мой опыт пригодится кому — нибудь из новичков
-
5 пользователей поблагодарили Viktorinochka за это полезное сообщение:
Mur_Mur (01.07.2017), Ингуша (03.01.2017), Наталья Праздничная (11.08.2019), Саша Львов (06.10.2016), Юлия М (13.02.2016)
-
31.10.2012, 15:23
#4
у меня стандартная программа длится 1,5 часа. Приезжаю заранее минут за 15, если программа сложная, то и за 30мин. Обычно мы начинаем после того, как детки покушают. Было пару раз, когда начинали программу до стола, как у Вас, но мне не очень понравилось. Ведь обычно деткам и так есть заняться: пообщаться со старыми знакомыми, познакомиться с новыми, похвастаться подарками, поиграть игрушками или осмотреться на новом месте. А после стола им уже становится скучно и они готовы к моему приходу. Начинаю я программу всегда с Кричалок-Повторялок-Муз. зарядок и т.п. Знакомство с мячиком очень хорошо, т.к. вроде бы и контакт происходит, но не дотрагиваюсь ни до кого. Затем обычно делаем поезд (отправляемся куда-нибудь), снежки, тоннель — дети расслабляются и вовсю вовлекаются в процесс. Затем мини-аквагрим (рисовать особо не умею, поэтому так сказать элементы — цветочки, бабочки и прочее). После аквагрима — мы с детьми уже друзья на веки. И пошли игры поочередно активные-спокойные. Кульминация — это воздушный салют, катание в ткани, кролики. Вынос торта, задувание свечей. Пока родители готовят сладкий стол-мини-дискотека под мыльные пузыри. Как-то так.
А вот родителей мы никогда не благодарили за праздник, а надо бы. Спасибо, возьму на заметку!
-
2 пользователей поблагодарили pri4ina за это полезное сообщение:
Ингуша (03.01.2017), Саша Львов (06.10.2016)
-
31.10.2012, 18:06
#5
Сообщение от pri4ina
Обычно мы начинаем после того, как детки покушают.
у нас тоже все программы после застолья детского начинаются, проводим программу, потом они с тортом к столу возвращаются, а мы прощаемся. Я наоборот прошу родителей чтобы до нашего прихода детки покушали, чтобы не таскали потом во время игр бутерброды, а проводить праздник с застольем мне не нравится, чувствую себя немного не по себе…Где-то встречала детские «тосты» в стихах, типа поднимем стакан сока за именинника , чтобы рос на радость маме, папе и т.п. Меня аж передёрнуло, это как обучение алкоголиков, ужас, а ведь наверно кто-то использует раз в выложено в сети.
-
31.10.2012, 19:49
#6
Сообщение от pri4ina
Ведь обычно деткам и так есть заняться:
Дети с 3 до 6 обычно занять самостоятельно себя не могут. Общаться они еще не умеют. Самостоятельно, без помощи взрослого, освоиться на новом месте им крайне сложно. Обычно дети просто бегают, кричат, падают, ругаются из-за игрушек и к моменту прихода аниматора они уже эмоционально перенапряглись…
Сообщение от byka
проводить праздник с застольем мне не нравится, чувствую себя немного не по себе.
Предупреждаю родителей, что в тот момент, когда дети кушают, алкоголя за столом быть не должно. Потерпят 10 минут, покурить сходят. Мои клиенты соглашаются без вопросов. В кафе проще — детский стол прошу накрывать отдельно от родительского.
Сообщение от byka
это как обучение алкоголиков,
Когда идет программа. а родители рюмки за столом поднимают, предпочитаю дверь в игровую комнату закрыть, чтобы этого не слышала ни я, ни дети:-)))
-
31.10.2012, 21:01
#7
Сообщение от Viktorinochka
Обязательно благодарим маму, папу за праздник, кричим им «спасибо». Именинница маму и папу целцет — обнимает.
А ведь и правда здорово! как я сама до такого не додумалась! Спасибо!
Меня зовут Елена!
domsavinon@yandex.ru
В Контакте http://vk.com/id179677715
Я не могу нравиться всем без исключения, потому что все без исключения не могут обладать безупречным вкусом
-
31.10.2012, 22:18
#8
А у нас, в Италии,когда детки приходят на дни рождения,то подарки отдаются или имениннику, или родителям и подарки «складируются» в каком -то отведенном месте ,или на столе, или в большом пакете.Обычно подарки упакованы или в подарочную бумагу,или в красивых подарочных пакетах,и с открыточкой-записочкой для кого и от кого.А вот в конце праздника,после игровой программы,аниматор «помогает» имениннику,распаковать подарки.Именинник садится на стул,все подарки выкладываются перед ним или в сторонке,аниматор подает ребенку упакованные подарки, все гости стоят вокруг именинника,скандируют:»открой подарок!,открой подарок!…»Если есть открытка с поздравлением ,то зачитывается,аниматор всегда акцентирует,внимание,этот подарок от….и дает его имениннику для открытия,и так .т.д.Все подарки аниматор расхваливает,напоминает имениннику сказать «спасибо» дарителю,или сам говорит.от имени именинника.А вот когда все подарки подарены-открыты,то ответное слово именинника с багодарностью всем пришедшим на праздник и общее спасибо за подарки,если именинник сам не может сказать,то аниматор на ушко ему нашёптывает,а он повторяет,вот здесь и маму с папой благодарят и дедушек с бабушками,если они присутствуют на празднике.И также в конце праздника всем детишкам именинники дарям разную мелочёвку,чтобы и гости были с подарочками (мыльные пузыри,наклейки,брелки,ручки ,игрушечки и т.д.)
-
Следующий пользователь сказал cпасибо vladiant за это полезное сообщение:
valensiya.05 (07.06.2017)
-
01.11.2012, 10:45
#9
Поскольку начало детского праздника подробно расписано в существующей на форуме теме, предлагаю вместе побеседовать на тему части поздравительной. Как Вы организуете эту часть? Привлекаете ли взрослых?
От себя могу сказать, что раньше я вообще не использовала никаких атрибутов для праздника, но и деток брала с 5-6 лет. С этого года я перетянула из своих свадеб и юбилеев некоторые моменты и стала их активно использовать на детских праздниках. Коридор гостей — одно из таких нововведений. Сразу оговорюсь, что я сейчас говорю о тех праздниках, где родители неравнодушны к происходящему.
Гостей прошу стать коридором, именинница идет по коридору гостей, а они её обнимают и поздравляют. Именинница подходит к стульчику, садится и ей вручаются подарки. Затем качаем на стульчике, если ребенок не пугливый.
Для взрослых (8-12 лет) брала свечи в подсвечниках по количеству лет именинницы. Именинница на несколько минут выходит, гости зажигают свечи, становятся полукругом возле маленького столика. Именинница входит, «ура-ура», гости подходят, поздравляют, ставят свечу на столик. После того, как все поздравили, именинница свечи тушит. Страшного ничего нет, свечи полностью под контролем родителей и подсвечников:-)))
Для примера пытаюсь качественно загрузить несколько фотографий
Цветочки на двухстороннем скотче, которые в теме цветочного дня рождения крепятся на большой цветок. Гости говорят пожелание, крепят свой цветок
Такие вот цветочки и звезды использую для торжественного начала праздника. Очень удобно в этот момент привлекать родителей. Они с удовольствием расскажут, какой была дочка или сынуля в год, два, три и т.д. Использую только на «семейных» праздниках или на праздниках, где родители и родственники заинтересованы в ребенке. когда родителям мягко говоря все равно, что происходит, использую эти атрибуты в другом контексте или опускаю совсем.
Повторюсь — такие моменты красивы, они запоминаются ребенку надолго. Но!!! Если родителям «по барабану», что ребенок чувствует и как проходит его праздник, лучше такого пафоса избегать.
Во втором случае использую простые, быстрые и удобные варианты без атрибутов.
Организация поздравительной части во время работы в классе или группе это также сложный вопрос для начинающего аниматора. Да что так для начинающего, для меня это до сих пор важный вопрос Специфика работы состоит в том, что это даже не друзья, это просто дети, с которыми именинник вместе проводит большую часть дня. И кто-то данного ребенка вообще не «переваривает»…. А хотелось бы, чтобы поздравили все
Мне проще всего в данном случае поздравительную часть начинать с коллективного подарка — талисмана. В общем, провожу ПЧ. Дети увлекаются и активно желают все без исключения. А перед этим могу поделить на команды (условно) и «кто больше комплиментов имениннице скажет». Азарт, знаете лиА как делаете Вы, уважаемые коллеги? Поделитесь, пожалуйста, своим взглядом на эту часть праздника в разных случаях.
-
2 пользователей поблагодарили Viktorinochka за это полезное сообщение:
Ингуша (05.02.2017), Пеструшка Веселушка (07.12.2015)
-
01.11.2012, 12:43
#10
Сообщение от vladiant
также в конце праздника всем детишкам именинники дарям разную мелочёвку,чтобы и гости были с подарочками (мыльные пузыри,наклейки,брелки,ручки ,игрушечки и т.д.)
ага, у нас в Германии, также принято: всегда в конце детского праздника именинник раздаёт маленькие пакетики со сладостями всем детям. В пакетиках всякая мелочёвка: конфетки, маленькая игрушка.
моё мыло только в личку. КГБ не спит, Ђ!!!!
[img]http://*********ru/11857640.gif[/img]
-
01.11.2012, 15:33
#11
Тема конечно нужная, но….Мне кажется мы можем только запутать новичков своим видением структуры праздника.Потому что у каждого- свое представление, более того , лично я каждый праздник с новым персонажем пытаюсь построить по особому, чтобы клиенты которые заказывают не один раз были удивлены.
Вот Наталья пишет по структуре- что аквагрим — в середине праздника. так? а я аквагрим делаю только в конце и сразу фотографируюсь, чтобы дети не успели размазать по лицу рисунок.паровозики- только в некоторых программах есть, а так и карусели и просто оригинальные элементы праздника включаю.
И потом, каждый персонаж имеет свою смысловую нагрузку- тут очень трудно универсальную структуру придумать.
Нет, конечно можно расписать программу так, чтобы легче было начинать работу с детьми.Вот помню как начинала я.очень весело! Попросила подруга для своего сына в детский садик сделать программу.Ну думаю, очень просто- на тот момент и опыт был работы в школе и еще вожатой работала.Ну скачала сценарий из интернета , выучила, и пришла к детям….Провал был полный!Сценарий вообще никак не пошел, дети не понимали что я хотела от них. а мне важно было выдержать сценарий и получилась белеберда.Подвел и бумбокс- почему то громкости не хватало, я бегала то к нему то к детям. Ладно, подруга,не придралась)))))))))))
А с опытом и приходит структура,которую кстати поменять можно без проблем,если что не так пошло(например. именинник не идет на контакт-тут уж не до паровозиков)
Своим клиентам,которые спрашивают совета,когда делать программу,говорю- через 30 минут после встречи и небольшого застолья.Потом программа, в конце мы-персонажи-выносим торт, дети опять садятся за стол.И программы у нас как правило часовые.Редко 1,5 часа!
-
Следующий пользователь сказал cпасибо svet-lana2011 за это полезное сообщение:
-
01.11.2012, 19:12
#12
Всем привет! У меня растет сынок — скоро будет 5 лет и на последний день рождение я задумала провести его так, чтобы его запомнили и гости и он сам. Немного потрудившись наскребла материал, детки остались довольны и придя домой рассказывали своим родителям о том как пираты у Вани украли торт — пришлось его искать…спустя несколько недель д.р. дочки приятельницы. Тут уже серьезно подготовилась с напарницей, написали полноценный сценарий, теперь понимаю, что иду в правильном направлении. Мы попросили детей покормить, но не напоминать о торте. Выступали клоунами (дети 4-6 лет), и чередуя спокойные и подвижные игры вели свою программу: и танцевали, и играли, путешествуя по разным материкам, перебирались на поезде, на самолете, плавали, летали на космической ракете…дети остались довольны. Молва, конечно, разошлась, в итоге в одной группе садика отработали праздники у 7 детей. Небольшой но опыт, который в жизни, надеюсь пригодиться.
Спасибо вам, теперь я знаю где я могу спросить если что-то не знаю:Алевтина
Жизнь прекрасна!!!!
:
-
Следующий пользователь сказал cпасибо lyapota за это полезное сообщение:
-
01.11.2012, 19:57
#13
Сообщение от svet-lana2011
.Мне кажется мы можем только запутать новичков своим видением структуры праздник
все двояко. начинающим нужна какая то опора в структуре,хоть какое то видение построения праздника. а с опытом они уже будут меняться, строить праздник так,как им это надо и как они это видят. я помню,как я начинала,не зная ничего о структуре праздника,да кое что было провально, кое что было шикарно,но все на интуитивном уровне. я даже ни разу не видела,как такие праздники проводятся,так как у нас такого в принципе не было. Да,потом и опыт и информация сделали мой праздник таким,какой он есть.
и да,я тоже против грима посреди программы,мы всегда рисуем после. часто родители просят-до.я объясняю почему после(самое главное,что дети могут вспотеть в программе, они постоянно контачат друг с другом,грим потечет,перемажутся все с ног до головы)Мария я! Эт в паспорте такая,а в жизни — Маша
-
Следующий пользователь сказал cпасибо Абракадабер за это полезное сообщение:
-
01.11.2012, 21:38
#14
-
01.11.2012, 23:53
#15
Сообщение от svet-lana2011
Мне кажется мы можем только запутать новичков своим видением структуры праздника.
В начале своей карьеры я так боялась сделать что-нибудь не так, что запутать меня ещё больше было просто нереально:-))) «Этапы», «структура» да и вообще простая логика — все это перекрывалось страхом. Поэтому и получалось не всегда и не везде. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что праздник состоится и пройдет организованно, потому что все действия в голове сложены в четкую, логичную картинку. Конечно, Боже упаси меня вести одинаковые праздники с одними и теми же развлечениями!!!! Я уже писала на форуме, что многие дети бывают у меня чуть ли не раз в месяц в составе разных компаний. И я не имею права их разочаровать повторами. Но!!! «Костяк мероприятия» у меня сформирован и я могу его бесконечно разнообразить исходя из ситуации. А новичок не может, ему хотя бы в обморок не упасть от страха, остальное как-нибудь:-))) Для этого и темку просила разрешения у Юлии создать — чтобы новичкам помочь понять, что главное на первое время — это четкий план действий. Это как спасательный круг, если хотите:-))) Если бы я владела хоть малой частью такого знания в начале творческой деятельности, мне не пришлось бы сейчас краснеть, вспоминая парочку праздников, которые я «завалила» исключительно по неопытности!
-
2 пользователей поблагодарили Viktorinochka за это полезное сообщение:
Ингуша (05.02.2017), Саша Львов (06.10.2016)
Социальные закладки
Социальные закладки
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
- BB коды Вкл.
- Смайлы Вкл.
- [IMG] код Вкл.
- [VIDEO] код Вкл.
- HTML код Выкл.
Правила форума