Структура сценария воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие – одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и ее постоянной модернизации. Воспитательное мероприятие – процесс, предполагающий несколько стадий, связанных между собой.

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:

  • определенную систему отношений к окружающей действительности;
  • формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
  • влияет на общественное мнение;
  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.

Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

  • Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
  • Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
  • Определение концепции включая цель, задачи
  • Планирование этапов мероприятия
  • Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

  • Как же подготовить мероприятие?
  • С чего начать?
  • Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?

Постараемся ответить на вопросы организаторов.

Подготовительная часть

  • Определить цели и задачи мероприятия
  • Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников
  • Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия
  • Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
  • Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
  • Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Организационная часть

  • Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
  • Использование простых и сложных средств
  • Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
  • Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения

Основная часть

  • В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
  • Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
  • Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
  • Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
  • Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
  • Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом

Заключительная часть

  • Имеет важное организационно-педагогическое значение
  • Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
  • Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
  • На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.

Подробное планирование (структура мероприятия)

Название мероприятия Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание

  • «Вальс цветов»
  • «Эрудит»
  • «Джунгли зовут»
  • «Меткий стрелок»
Цель Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат.Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения

  • Сохранение и укрепление здоровья детей через…
  • Оказание психологической помощи обучающимся
  • Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие
  • Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу
Задачи В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия

  • Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства
  • Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности
  • Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности
Формы, методы и приемы Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)
  • Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)
Материал и оборудование Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.
Оформление зала Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

Приведем пример разработки мероприятия «Щедрый хозяин Ямал».

Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о Родном крае, экологии. 

Задачи:

  • формировать ценностные отношения к природным дарам Ямала
  • развивать познавательную активность детей
  • воспитывать патриотические чувства к северному краю, уважение к культуре и традициям народов Ямала
  • развивать, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха

Форма игра-акция

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов растений и животных Ямала, создание проекта «Прикоснись к природе сердцем»

Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи и загадки о северном крае, аудиозапись «звуки природы», клей, ножницы, трафареты животных, растений, материалы неживой природы, цветные и простые карандаши, ластик, макет лесотундры, фотоаппарат, мультимедиа, компьютерная презентация.

Оформление зала

Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.

Ход мероприятия

  • Организационный момент
  • Основная часть
  • Заключительная часть

Испытывая потребность в организации и проведении воспитательного мероприятия педагог нередко не может решать оперативно конкретные вопросы.

например

  • планируя воспитательную работу не все педагоги предвидят её результаты,
  • нередко формально ставят задачи воспитания,
  • не используют знания сильных и слабых сторон обучающихся,
  • не учитывают уровни самостоятельности воспитанников и всего коллектива

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.

Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.

Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).

Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.

С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.

Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.

Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.

Презентация.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Киселёвский горный техникум»

(ГПОУ КГТ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

C:UsersПреподавательDesktop3.jpg

Киселёвск, 2016

Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия как условие эффективности воспитания совместной деятельности педагогов и обучающихся


Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:

  • определенную систему отношений к окружающей действительности;
  • формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
  • влияет на общественное мнение;
  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.

Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

  • Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
  • Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
  • Определение концепции включая цель, задачи
  • Планирование этапов мероприятия
  • Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

  • Как же подготовить мероприятие?
  • С чего начать?
  • Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?

Постараемся ответить на вопросы организаторов.

Подготовительная часть

  • Определить цели и задачи мероприятия
  • Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников
  • Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия
  • Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
  • Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
  • Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Организационная часть

  • Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
  • Использование простых и сложных средств
  • Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
  • Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения

Основная часть

  • В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
  • Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
  • Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
  • Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
  • Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
  • Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом

Заключительная часть

  • Имеет важное организационно-педагогическое значение
  • Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
  • Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
  • На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.

Подробное планирование (структура мероприятия)

Название мероприятия

Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание

  • «Вальс цветов»
  • «Эрудит»
  • «Джунгли зовут»
  • «Меткий стрелок»

Цель

Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения

  • Сохранение и укрепление здоровья детей через…
  • Оказание психологической помощи обучающимся
  • Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие
  • Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу

Задачи

В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия

  • Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства
  • Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности
  • Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности

Формы, методы и приемы

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)
  • Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)

Материал и оборудование

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.

Оформление зала

Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

Приведем пример разработки мероприятия «Щедрый хозяин Кузбасс».

Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о Родном крае, экологии. 

Задачи:

  • Формировать ценностные отношения к природным дарам Кузбасса
  • Развивать познавательную активность детей
  • Воспитывать патриотические чувства к северному краю, уважение к культуре и традициям народов Кемеровской области
  • Развивать, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха

Форма – игра-акция

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов растений и животных Кемеровской оласти, создание проекта «Прикоснись к природе сердцем»

Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи и загадки о северном крае, аудиозапись «звуки природы», клей, ножницы, трафареты животных, растений, материалы неживой природы, цветные и простые карандаши, ластик, макет лесотундры, фотоаппарат, мультимедиа, компьютерная презентация.

Оформление зала

Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.

Ход мероприятия

  • Организационный момент
  • Основная часть
  • Заключительная часть

Испытывая потребность в организации и проведении воспитательного мероприятия педагог нередко не может решать оперативно конкретные вопросы.

Например

  • Планируя воспитательную работу не все педагоги предвидят её результаты,
  • Нередко формально ставят задачи воспитания,
  • Не используют знания сильных и слабых сторон обучающихся,
  • Не учитывают уровни самостоятельности воспитанников и всего коллектива

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.

Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.

Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).

Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.

С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.

Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.

Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.

Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия как условие эффективности воспитания совместной деятельности педагогов и обучающихся

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:

  • определенную систему отношений к окружающей действительности;

  • формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;

  • влияет на общественное мнение;

  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.

Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

  • Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели

  • Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся

  • Определение концепции включая цель, задачи

  • Планирование этапов мероприятия

  • Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

  • Как же подготовить мероприятие?

  • С чего начать?

  • Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?

Постараемся ответить на вопросы организаторов.

Подготовительная часть

  • Определить цели и задачи мероприятия

  • Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников

  • Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия

  • Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения

  • Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников

  • Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Организационная часть

  • Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности

  • Использование простых и сложных средств

  • Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия

  • Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения

Основная часть

  • В ней должны отражаться современные воспитательные технологии

  • Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)

  • Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы

  • Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия

  • Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия

  • Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом

Заключительная часть

  • Имеет важное организационно-педагогическое значение

  • Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми

  • Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее

  • На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.

Подробное планирование (структура мероприятия)

Название мероприятия

Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание

  • «Вальс цветов»

  • «Эрудит»

  • «Джунгли зовут»

  • «Меткий стрелок»

Цель

Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат.Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения

  • Сохранение и укрепление здоровья детей через…

  • Оказание психологической помощи обучающимся

  • Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие

  • Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу

Задачи

В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата. Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия

  • Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства

  • Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности

  • Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности

Формы, методы и приемы

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)

  • Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)

Материал и оборудование

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.

Оформление зала

Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

Воспитательное
мероприятие можно выстроить в соответствии
с п. 5 подраздела 2.1.

Кроме
того, одним из продуктивных вариантов
является реализация сле­дующей
содержательной динамики воспитательного
мероприятия:

  • Пролог
    психологический
    настрой и интеллектуальная подготовка.

  • Этюд
    иллюстрация,
    наглядная картина проблемного
    содержания.

  • Экспликация
    метод
    обыденной аналогии, определение
    проблемы.

  • Практика

    практическая проверка найденного
    решения проблемы.

  • Рефлексия

    обращение ко всему ходу занятий, к
    своим переживаниям, ощущениям, анализ
    собственного отношения к проблеме до
    и после работы.

2.3. Методические рекомендации к анализу педагогической ситуации

Педагогическая
ситуация, рассмотренная в отчете по
педагогической практике, может быть,
как спонтанной, так и смоделированной.
Вид педагоги­ческой ситуации может
быть выбран из всего спектра педагогических
ситуа­ций, рассмотренных в подразделе
1.2.

Анализ
педагогической ситуации должен содержать
следующие эле­менты.

  1. Характеристика
    педагогической системы:

  • условия
    и обстоятельства, при которых происходит
    действие;

  • оценка
    уровня развития педагогической системы;

  • особенности
    учебно-воспитательного процесса в
    этой системе.

  1. Объекты
    и субъекты воспитания:

  • позиция
    участников ситуации по отношению друг
    к другу (объектная или субъектная);

  • индивидуальные
    и личностные особенности;

  • цели,
    мотивы поведения в данной ситуации.

  1. Характеристика
    взаимоотношений субъектов:

  • стиль
    руководства, общения педагога;

  • характеристика
    особенностей межличностных отношений
    в группе.

  1. Формулировка
    педагогических проблем и педагогических
    задач:

  • цели
    воспитания в данной педагогической
    системе.

  • проблема,
    возникшая в данной педагогической
    ситуации.

  • конкретизация
    задачи, которую следует решить.

Анализ
педагогической ситуации делается в
свободной форме с учетом вышеуказанных
элементов.

2.4. Картотека организационных форм воспитания

Такие
картотеки создаются в поиске новых,
оригинальных форм воспита­ния для
разнообразия внеурочной деятельности.
Приведем примеры из различ­ных
разделов такой картотеки.

Познавательная
деятельность:
устный
журнал, смотр знаний, викто­рина «Что?
Где? Когда?», вечер разгаданных и
неразгаданных тайн, неделя школьной
науки, психологический практикум «Учись
учиться», серия классных часов
«Замечательные люди науки», «За
страницами учебника»…

Ценностно-ориентировочная
деятельность:
встречи
в литературной (музыкальной, театральной…)
гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные
творческие вечера, посещение мемориальных
музеев, классные часы на мо­рально-этические
темы, часы интересных встреч, дискуссионные
игры типа «Дебаты», «Третейский суд»
«Дискуссионные качели» «Разброс
мнений».

Трудовая
деятельность:
работа
по восстановлению памятников стари­ны,
дежурство по школе, оборудование
спортплощадок, украшение школы к
празднику, праздники труда, представление
профессий, турнир умельцев, вы­ставка
технического творчества, неделя ремесел
и др.

Общественно
полезная деятельность:
школа
актива, сбор лекарствен­ных трав,
акции милосердия и благотворительности,
шефство над детским до­мом, праздник
игры и игрушки для малышей, митинг,
акции солидарности, вах­та памяти,
живая газета и т.д.

Художественно-творческая
деятельность:
Новогодний
(осенний, ве­сенний) бал, вечер
художественной самодеятельности,
этический театр, литера­турно-художественная
композиция, вечер авторской песни,
выпуск литератур­ного альманаха,
музыкальная (литературная) гостиная,
посещение театра, ху­дожественной
выставки и т.д.

Физкультурно-спортивная
деятельность:
День
здоровья, туристиче­ский слет,
турпоход, «День бегуна», «Веселые
старты», «Вечер комических эс­тафет»,
«Малые Олимпийские игры», устный журнал
«Спортивный калейдо­скоп», «Турнир
рыцарей», «Школа здорового образа
жизни».

Деятельность
свободного общения:
вечер
авторской песни, прогулки по городу и
на лоне природы, концерт «Алло, мы ищем
таланты», вечер поэзии, «девичник» и
«мальчишник», «конверт откровений»,
школьный бал.

Возможны
также формы воспитательной работы,
соединяющие в себе не­сколько видов
деятельности. Это — фестивали, школьные
праздники, неделя школьной науки,
коллективные творческие дела, большие
ролевые и организа­ционно-деятельностные
игры. Такие формы требуют тщательно
разработанного сценария.

Примеры
воспитательных мероприятий с кратким
описанием формы организации

«Узел
отношений»

Форма
— игра-рассуждение. Тематика занятий
задается афористическим высказыванием
французского писателя Сент-Экзюпери
«Человек — это узел от­ношений». Данное
занятие — этапный момент в развитии у
воспитанников са­мосознания и
способности к самооценке.

«Душа
моя — душа твоя»

Форма
— игра. Содержание занятий
этико-психологическое, основная проблема
— «прикосновение» к душе человека. В
процессе занятия проводится анализ
этической коллизии. Рефлексия, проведенная
в конце занятия. Приводит участников
к выводу о необходимости деликатного
обращения с душой каждо­го человека.

Социодрама
«В субботу вечером»

Форма
— сюжетно-ролевая игра, развивающаяся
как событие, предопре­деленное
социальной позицией главных персонажей
игры. Игра помимо тре­нинга, выполняет
функцию проективной методики. Педагог
может получить богатый материал для
профессионального анализа и воспитательной
коррек­ции, поскольку участники
невольно проецируют модель взаимоотношений
в их собственной семье.

«Кто
что делает?»

Форма
— сюжетно-ролевая игра. Содержание игры
заключается в том, что мотивация действий
преобразует в корне нашу активность.
Содержательная наполненность деятельности
обусловлена не набором движений и
множеством усилий, а мотивом, который
движет человеком, заставляя его совершать
те или иные поступки.

«Каждый

самый…»

Форма
— игра-дискуссия. Содержание — самооценка
и анализ человече­ских качеств. Данное
занятие концентрирует внимание на
достоинствах чело­века, в свою очередь,
инициируя развитие данного достоинства
у человека.

«Я

сильный.
Я

красивая»

Ролевая
игра. Проводится в тот момент, когда у
воспитанников начина­ет интенсивно
формироваться собственное представление
о социально-половом образе Мужчины и
Женщины.

«Самая
любимая»

Форма
— праздник. Его содержание составляет
не только непосредст­венное и
проявление любви к самому близкому
человеку — маме, но и осмысле­ние
великой роли Женщины, прародительницы
всего человечества. Соотноше­ние
содержательных частей будет зависеть
от возраста воспитанников.

«Я
— человек, я чувствую…»

Форма
— этический и психологический тренинг.
Содержанием является анализ и самоанализ
проживаемого, развитие способности
принимать и призна­вать индивидуальные
способности каждого человека, воспринимать
личность как носителя неповторимого
внутреннего мира. Совместное проживание
собы­тий, несходство оценок, удивление
противоречивыми суждениями в адрес
од­ного итого же эпизода — спектр
чувств данного группового дела.

«Созидаем»

Форма
— знакомство с творчеством своих друзей.
На суд зрителей, слу­шателей
представляется любое творение души и
рук: от сочиненных стихов, до испеченных
пирогов. «Созидателем» должен выступить
каждый воспитанник -это непременное
условие. Это подвижная, гибкая форма,
занимающая по вре­мени от десяти
минут до получаса.

«Интеллектуальное
кафе»

Видоизмененная
форма «школьной гостиной». Сочетание
труда и от­дыха — своеобразие данной
формы деятельности. Непринужденность
и интел­лектуальная напряженная
работа по решению проблем жизни. Тематика
такой интеллектуальной работы широка:
«Белая ворона — ворона или
человек?»,
«Всему свое место и деньгам тоже», «Идея
ноосферы» и т. д.

Данная
форма будет успешна, если накоплен опыт
ее проведения, опыт дискуссий и дебатов;
если она востребована какой-либо группой
учащихся.

В
целом, это тонкая, красивая, эффективная
форма общения и познания, диалога и
коллективного разума. «Сам
себе бухгалтер»

Форма
— деловая игра. Ознакомление учащихся
с финансово-экономической стороной
жизни человека в семье, путем моделирования
семей­ного бюджета. Данная форма
порождает практически значимые
разновидности групповой деятельности
воспитанников, которая вооружает их
жизненно важ­ными умениями в настоящей
и будущей жизни.

Любая,
выбранная во время педагогической
практики организационная форма, должна
быть спроектирована в соответствии с
алгоритмом, ука­занном в подразделе
2.1.
Алгоритм
подготовки проведения внеклассного
ме­роприятия должен быть отображен
в отчете по воспитательной работе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Презентация на тему «Структура, формы, содержание воспитательного мероприятия»

В мире есть две сложные вещи –
воспитывать и управлять.
  И. Кант
Цель воспитания –
научить наших детей
обходиться без нас.
                                                       Эрнст Легуве 

Структура, формы, содержание
воспитательного мероприятия
(соответствие требованиям ФГОС)
для воспитателей коррекционных школ, детских домов
ГКОУ «Шадринская школа-интернат №11»
Кошелева С.Ю., воспитатель
2018-2019 учебный год

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе образовательного учреждения.
Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Этапы подготовки и проведения
Подготовительный этап
Диагностика интересов и склонностей школьников;
актуальность темы мероприятия.
Определение концепции (идея, замысел),
цели и задач мероприятия.
Выбор форм, методов и приемов
с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Распределение оптимальной занятости воспитанников
на каждом этапе подготовки и проведения.

Организационный этап
Подбор фактического тематического материала –
по содержательности и актуальности.
Планирование этапов мероприятия:
построение логической последовательности хода
и логической завершенности
в соответствии с поставленной целью мероприятия.
Подбор технического оснащения и материалов,
изготовление наглядности, реквизита и оформления зала.
Просчет продолжительности мероприятия:
в младших классах 30 минут, в старших до 1,5 часов.
Подбор аудитории:
специалисты, родители, учащиеся других классов и т.д.

Основной этап
Проведение воспитательного мероприятия
Применение

Современных воспитательных технологий
Дифференцированных и интегрированных подходов
Принципов воспитания

Заключительный этап
Анализ состоятельности данного мероприятия

Подведение итогов
Создание ситуации успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении
Педагогический самоанализ и анализ мероприятия

Современные
воспитательные технологии

технология проектного обучения
личностно-ориентированная технология
технология здоровьесберегающая
технология учебной деловой игры
технология развития критического мышления
технология КТД И. П. Иванова
технология проведения учебных дискуссий
тьюторство – технология педагогической поддержки
технология создания ситуации успеха
шоу-технологии
ситуативные технологии

Подробная структура
воспитательного мероприятия
Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконична, привлекательна и точно отражать содержание

«Страна глухих»
«Формула успеха»
«Об одежде в шутку и всерьез»
«Краски осени»
«Мамы разные важны»

Актуальность
темы
Название
мероприятия
Отражается почему или в связи с чем выбрана данная тема для проведения воспитательного мероприятия.

Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения.

Сохранение и укрепление здоровья детей через…
Оказание психологической помощи обучающимся в…
Выявление одаренных, талантливых детей …
Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно — игровую программу…
Формирование познавательного интереса к…
Обогащение знаний обучающихся в области…

Цель

В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.
Должны быть четкими, направленными
на развитие конкретных качеств воспитанников,
отражать содержание мероприятия.

Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства
Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности …
Развивать умение произносить слова в заданном ритме.
Воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки.

Задачи

Обучающие

Коррекционно-развивающие

Воспитывающие

Форма
проведения
мероприятия
Дискуссионные формы
Диспут, дискуссия, дебаты, беседа, конференция, встреча, круглый стол, гостиная, салон, лекторий.
Формы состязательного характера
Викторина, КВН, брейн-ринг, смотр, турнир,   
презентация, эстафета, олимпиада.
Творческие формы
Праздник, фестиваль,  выставка, концерт, акция, 
спектакль, сказка,   фантазия, бенефис,  мастер-класс.   
Формы психологического просвещения
Тренинг, арт-терапия, семинар-практикум.
Познавательные формы
Устный журнал, реклама, поход, экскурсия, проект.  

Игровые формы
Ролевые игры, интеллектуальные игры, деловые игры,
настольные игры, интерактивные игры.
Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий,
важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свою «изюминку» мероприятия.

Основу классификации Щурковой Н.Е. составляют воспитательные мероприятия духовно-нравственной ориентации: волшебный стул, социодрама, разброс мнений, публичная лекция, пять минут с искусством, философский стол, театр-экспромт, турнир знатоков этикета, дискуссионные качели, диалог с веком, путешествие в свое прошлое, день добрых сюрпризов, этический тренинг, свободный разговор и др.

В основу классификации Куприянова Б.В. положена процедура передвижения участников воспитательного процесса.
«Статичные» (представления): линейка, защита проектов, представление.
«Статически-динамические» (созидание-гуляние): ярмарка, дискотека, «посиделки», субботник, ситуационно-ролевая игра, продуктивная (инновационная) игра.
«Динамико-статичные» (путешествие).

Беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.
Методы и приемы
Материалы и
оборудование
Карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, презентация, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд , обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.
Оформление
зала
Оформляется в соответствии с темой и спецификой воспитательного мероприятия.
Подготовительная
(предварительная)
работа
Если была.
Словарная работа
Активный и пассивный словарь.

Ход мероприятия
(праздника, конкурса, игры и др.)
Вводно- организационный этап (часть) 3-5 минут
Цель: проверка готовности, переключение и активизация детей на другой вид деятельности, создание положительного эмоционального настроя, расположение к воспитательному воздействию, попытка
«перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме мероприятия.
Основной этап (часть) 20-50 минут
Цель: реализация основной цели и главных воспитательных задач мероприятия.
+ Динамическая пауза (физкультминутка)

Заключительный этап (часть) до 10 минут
Цель: подведение итогов, создание ситуации успеха, выяснение уровня реализации цели мероприятия, настрой детей на практическое применение приобретенного опыта в жизни.

Тема: «Название»
Актуальность
Цель
Задачи
Форма проведения
Методы и приемы
Словарная работа
Материалы и оборудование
Оформление
Подготовительная работа
Ход мероприятия
Вводно-организационный этап
Основной этап
Заключительный этап
Список использованных источников
Приложение
Структура
воспитательного мероприятия

Титульный лист
Главное управление образования Курганской области
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11 I,V видов»
Шадринск
2017-2018 учебный год
Кошелева С.Ю., воспитатель
Воспитательное мероприятие
для воспитанников 2 А класса

Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.

Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.

Спасибо за внимание!
Творческих
успехов!

Методика

подготовки и проведения

воспитательного мероприятия

Воспитательные мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Подготовка и проведение  воспитательного  мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы.  Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки  позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности учащихся, с которыми эта работа проводилась.

Подготовка воспитательного мероприятия

  1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
  2.  Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
  3.  Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

I — этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II — этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V — этап подведения итогов (анализ).

4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач  конкретного этапа.

I.Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели

Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Алгоритм анализа

1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями  эффективности: критический (мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации), допустимый (мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер) и оптимальный (в основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия).

3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.

Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся

  1. С какой целью в коллективе  проводится данное мероприятие?
  2. По чьей инициативе проводится мероприятие?
  3. Что интересного и полезного  будет получено от этого мероприятия?
  4. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
  5. Твои ожидания (будет ли интересно) и пожелания?
  6. Назови недостатки  ранее проводимого мероприятия.

Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.

II Этап  планирования (моделирования) воспитательного мероприятия

Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.

От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело.

План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы  самоуправления).

Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.

Алгоритм планирования

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2.Наметить  план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.

3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут  в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся?  Важно учесть способствует ли  планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует  ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует  ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?

4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.

5.Выяснить, существует ли связь между  анализом предыдущего мероприятия и планируемого.

6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного  этапа  воспитательного мероприятия решению его общей цели?

7. Структура  плана  подготовки внеклассного воспитательного  мероприятия:

  • Название творческого дела (должно точно отражать содержание, быть лаконичным, привлекательным по форме).
  • Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)
  • Форма проведения (как)
  • Место и время  проведения (где, когда)
  • Материалы и оборудование (что подготовить)
  • План подготовки (с распределением обязанностей и функций)
  • Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)

III. Этап  организации мероприятия

Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.

Алгоритм организации мероприятия

1.Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2. Определить  основные требования к организационной деятельности (распределить  роли и место в организации мероприятия, отведенные  педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).

3. Установить степень и значимость   участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор  организаторов и исполнителей)

4. Организовать вводный  инструктаж, определяющий  уровень разделения труда между организаторами мероприятия.

5. Организовать  текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить  процесс подготовки  и организации,  оказать помощь в  решении проблем.

6. Установить,  степень реализации плана подготовки мероприятия.

7.Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это  может повлиять  в дальнейшем на ход мероприятия.

8. Внести поправки в ход мероприятия  в связи со степенью подготовки.

IV.  Этап проведения мероприятия

Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.

Алгоритм  проведения  мероприятия

1. Важно помнить, что любое мероприятие  имеет:

 — организационную  часть;

—  основную часть;

—  заключительную часть.

2. Обратить  внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения, оборудования и оформления  к проведению мероприятия;

б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;

в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения  цели проводимого мероприятия;

г) осознанность цели учащимися;

д) содействие (участие) в достижении цели  мероприятия всех участников процесса.

V. Этап подведения итогов

1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании  у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в таких моментах, как:

  • соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
  • соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
  • организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
  • педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность.

3. Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

Ошибки при организации и проведении воспитательного мероприятия

1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.

Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.

2. Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.

3. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.

Из всех форм самая распространённая в школьной практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая «беседа», при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают. (Отметим, что при методически грамотном проведении беседа предполагает активность детей, реализуемую посредством их участия в диалоге.Если такой активности нет, значит в методике организации беседы допущены серьёзные ошибки.)

4. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.

Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».

5. Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.

Пример. На мероприятии в 8 классе, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета.

6. Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.

7. Педагог не регулирует отношения между детьми.

Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между детьми, искажение результатов деятельности.

8. Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности. Следствие: дети не понимают, что и как им делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Структура сценария внеурочного мероприятия
  • Структура сценария внеклассного мероприятия
  • Структура сценария видеоролика
  • Структура сценария excel
  • Структура сценария cucumber