Створка складня двунадесятые праздники

ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ «ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ», ЛЕВАЯ ПОЛОВИНА, XIX В. Медный сплав, литьё, эмаль; 18,3 × 20,5 × 0,8 см #ИсторияОдногоЭкспоната В крещенский сочельник музей рад поделиться с

ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ «ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ», ЛЕВАЯ ПОЛОВИНА, XIX В.
Медный сплав, литьё, эмаль; 18,3 × 20,5 × 0,8 см
#ИсторияОдногоЭкспоната

В крещенский сочельник музей рад поделиться с вами историей о редком экспонате – четырёхстворчатом складне XIX века «Двунадесятые праздники». Его еще называли «большими праздничными створами». В отличие от малых путных складней, которые были индивидуальными (их брали с собой в дорогу, на богомолье или в военный поход), многостворчатый меднолитой складень служил прообразом большого иконостаса и часто использовался как алтарь домовой церкви.

Складень «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства, которое повествует нам о религиозной культуре старообрядцев. На протяжении двух с половиной столетий староверы жестоко преследовались государственной властью, не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри. Постоянно перевозить на новое место большую храмовую утварь было затруднительно. Громоздкие иконы падали, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые металлические иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в согласиях старообрядцев-беспоповцев после церковного раскола XVII века происходит подъем медного литья.

Расцвеченные многочисленными эмалями, иногда вызолоченные, эти «большие створы» становились настоящими путевыми иконостасами и вместе с молитвами странников впитывали в себя историю огромных староверческих семейств, целых согласий, скитавшихся на огромных пространствах от Австро-Венгерской границы до Забайкалья. Немало старороверов осело и на берегах Енисея. Большие створы отливались, наверное, самыми большими тиражами – путевой иконостас хотела иметь каждая старообрядческая семья.

До нашего времени в полном четырехстворчатом составе дошли немногие иконостасы. Старообрядческие семьи разрастались, сыновья уходили на сторону, и когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью. Поэтому в цельном виде праздничный складень сегодня встречается редко, в музейных и частных коллекциях чаще хранятся его отдельные фрагменты.

Экспонат из фондов МВЦ – это хорошо сохранившая левая половина складня «Двунадесятые праздники». Две прямоугольные створки, украшенные кокошниками – килевидными завершениями, отлиты из медного сплава и содержат следы синей и белой эмали, заполняющей пространство между контурами рисунка. На створках в каноничном порядке нанесены изображения десяти иконографических композиций из Евангелия – больших православных праздников. 

На первой створе изображены Распятие Христово (в кокошнике), Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм. Вторая створа содержит сюжеты Троицы Новозаветной (в кокошнике), Сретения Господня, Богоявления (Крещения), Преображения и Входа Господня в Иерусалим. Каждое изображение снабжено хорошо сохранившимися клеймами-надписями с названиями двунадесятых праздников православного календаря.

Два отсутствующих створа правой половины складня изображают Воздвижение Креста Господня, Воскресение Христово, Вознесение Господне (Сошествие во ад), Живоначальную Троицу и Успение Богородицы, а также Похвалу Богородицы и сюжеты обретения четырех чудотворных икон, наиболее почитавшихся в Русской Церкви в дониконовское время. Это обретение Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми, сретение (встреча) Владимирской иконы с почитаемыми московскими чудотворцами, явление Тихвинской иконы с избранными святыми и образ Божией Матери Знамение с новгородскими святыми.

Четырехстворчатые складни «Двунадесятые праздники» начали изготавливать в первой половине XVIII века в старообрядческой общине Выговской литейной мастерской в Поморье. Новые технологические приемы медного литья позволили изменить ранее существовавшую конструкцию: створы стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, в которые вставлялись штыри. Благодаря этому части складня заходили одна за другую, что позволило увеличить их количество с трёх до четырех. 

В XIX веке в Москве работали уже несколько мастерских литой медной пластики, выпускавших, в том числе, и складни «Двунадесятые праздники».

Источники:
1. Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI-начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева : [Альбом]. М.: Интербук-бизнес, 2000
2. Священник Михаил Воробьев. Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники [Электронный ресурс] / Православие и современность. – 2008 – №9. – Режим доступа: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_6715 , свободный. – Загл. с экрана.
#железногорск#православие#культураатомныхтерриторий
#словонаэкспонате #музеигородовросатома
#затомузей#историяодногопредмета #православие#христианство#старообрядцы#музей


Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», левая половина, XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль
Размеры 18,3 × 20,5 × 0,8 см
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
Клейма первой створы:
1. Распятие Христово (в кокошнике);
2. Благовещение;
3. Рождество Христово;
4. Рождество Богородицы;
5. Введение Богородицы во храм.
Клейма второй створы:
6.Троица Новозаветная (в кокошнике);
7. Сретение Господне;
8. Богоявление (Крещение);
9. Преображение;
10.  Вход Господень в Иерусалим. 


Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль.
Размеры 18,3 × 40,8 × 0,8 см.
Из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства 
им. Андрея Рублева, Москва.
Фото интернет-ресурса
«Христианство в искусстве»
https://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=3246


Фрагмент клейма второй створы складня «Двунадесятые праздники», XIX в.
«Богоявление Господа нашего Иисуса Христа».
Медный сплав, литьё, эмаль.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.


Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», левая половина, XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль.
Размеры 18,3 × 20,5 × 0,8 см.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.


Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники» в сложенном виде
Фото из сети Интернет.

#1

складень_кв.jpg

Складень-иконостас. Двунадесятые праздники. Старообрядческий

#3

Воинам и странникам приходилось молиться в пути, а беженцы и узники вовсе не имели возможности попасть в храм. Поэтому, помимо переносных миниатюрных образков, существовали дорожные и карманные иконостасы. Складни — это старообрядческие переносные иконы. Створки складных иконостасов закрывались, и изделие становилось компактным.

Изначально мастера изготавливали трехстворчатые складни.

На них изображали двенадцать церковных событий, которые отмечали до и после Великой Пасхи. Праздники получили название двунадесятые. Створки соединяли шарнирами и украшали кокошниками — остроконечными вершинами. На кокошники всегда помещали сюжеты «Распятия с предстоящими», «Троицы Новозаветной», «Похвалы Богородице» и «Воздвижения Креста Господня».

#5

Складень Праздники 171-62.JPG

оборотная сторона.JPG

Складень-иконостас. Двунадесятые праздники. Старообрядческий (лицевая и оборотная сторона). Источник: ИГИХМ

#8

«Двунадесятые праздники» — иконостас начала XVIII века. Его еще называют «Большие праздничные створы». Утрачена крайняя левая створка, включающая пять композиций на библейские сюжеты: Благовещение, Рождество Христово, Рождество пресвятой богородицы, Введение во храм; Распятие с предстоящими (в оглавии). 

Согласно старообрядческой традиции, когда сыновья покидали отцовский дом и уезжали в собственные, иконостас разбирали на створки и отдавали в новую семью как оберег. Поэтому со всеми четырьмя створками сохранилось лишь немного иконостасов и часто встречаются отдельные створки праздничного складня.

Прямоугольные створки с широкими краями отливали из медного сплава и покрывали эмалью. На них в каноничном порядке наносили изображение 15 иконографических композиций из Евангелия. 

#4

На первую створку слева помещали «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и «Новозаветную Троицу». Центральной сценой средней створки было «Воздвижение Креста», а по сторонам располагались «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная» и «Успение Богородицы». На правой — иконы Богоматери с избранными святыми. 

Складень, изготовленный неизвестным мастером, украшен белой и темно-синей эмалью. На оборотной стороне средней створки в овальной форме отлиты Голгофский восьмиконечный крест, копье и трость. У креста находится череп Адама. На фоне растительного орнамента — иерусалимские стены и башни. Под острием кокошника надпись в восемь строк: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Посмотреть в Госкаталоге

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники» с шестью эмалями – артефакт 19 века с изображением двенадцати главных христианских праздников и сцен поклонения чудотворным иконам Богоматери. Изготовлен с использованием техник литья и эмалировки из медного сплава и 6 эмалей.

В народе такие четырёхстворчатые складни называли «большими праздничными створами». Навершия створок артефакта имеют оригинальную купольную форму. На верхних медальонах каждой из створок представлены основные догматические постулаты христианства.

Данная композиция была разработана поморскими богословами-старообрядцами в 18 веке. Такой предмет являлся походным иконостасом, при этом он с большим изяществом воссоздаёт логику внутреннего устройства храма и иллюстрирует годовой цикл богослужений.

Изображения на створках отражают хронологию евангельского повествования, начиная с левой нижней композиции «Рождество Богородицы» (левый нижний угол левой створки).

Левая створка

В верхнем «купольном» медальоне сцена Распятия Христа. На фоне строений Иерусалима воздвигнут крест, на котором распят Иисус. Подле креста располагаются фигуры Богородицы, жены-мироносицы Марии, молодого апостола Иоанна Богослова и легионера Лонгина Сотника. Над крестом парит пара плачущих ангелов.

Праздники левой створки

  • Рождество Богоматери. Изображение праведной Анны (матери Богородицы), сидящей на ложе на фоне пышного убранства и принимающей дары.
  • Введение во храм. Трёхлетнюю Марию родители (Иоаким и Анна) привели в ветхозаветный храм, где она будет служить всё детство и отрочество.
  • Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о рождении Спасителя, для которого Она избрана Богом быть Матерью.
  • Рождество Христово. На ложе Дева Мария с младенцем Христом, слева – волхвы с дарами, чуть ниже – омовение младенца.

Вторая левая створка

Композиция изображает Новозаветную Троицу (Отечество). На небесном троне восседает Бог Отец – старец Саваоф и Бог Сын – Иисус Христос. Над ними парит Бог Духа Святого в виде голубя. Престол Святой Троицы окружён кругом славы из высших ангельских чинов – херувимов и серафимов.

Праздники второй левой створки (земная жизнь Христа)

  • Сретение Господне. Праздник принесения 40-дневного младенца Иисуса во храм. Младенца на руках держит старец Симеон Богоприимец, рядом с которым стоят Богоматерь, пророчица Анна и праведный Иосиф.
  • Крещение Господне. Христос по достижении 30-летнего возраста принимает крещение на реке Иордан от величайшего старозаветного пророка – Иоанна Предтечи.
  • Преображение. Великое преображение Иисуса на горе Фавор для укрепления веры избранных апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
  • Вход Господень в Иерусалим. Исполнение ветхозаветного пророчества, Иисус въезжает в ворота великого города верхом на ослице.

Третья створка (вторая справа)

Композиция в верхнем медальоне килевидного навершия содержит сюжет «Воздвижение Креста Господня». Сцена прославления Животворящего Креста. Патриарх Макарий на фоне трёхкупольного храма с помощью других священнослужителей воздвигает восьмиконечный Голгофский Крест для поклонения верующих. Близ него предстоящие фигуры молящихся царя Константина и царицы Елены.

Праздники третьей створки

  • Воскресение Христово (Сошествие во ад). В Евангелие нет описания Воскресения Христа, так как свидетелей совершения этого чуда не было, поэтому традиционно это событие изображается как сошествие Царя Славы во ад для спасения Адама, Евы и ветхозаветных праведников.
  • Вознесение Христово. Вознесение Христа на 40-й день после Воскресения. Вверху изображён Христос в Божественной славе (лучистая сфера), вокруг ангелы. Под Ним Богоматерь, ангелы и апостолы.
  • Святая Троица (Пятидесятница или Сошествие Святого Духа на апостолов). На 50-й день после Воскресения на земле произошло явление Третьего Лица Святой Троицы – Духа. Святой Дух дал апостолам «дар языков» для проповедования Учения в языческих городах и странах.
  • Успение Богородицы. Христос протягивает руки к Богоматери, лежащей на смертном одре. Он невидим для стоящих подле ложа апостолов, святителей и плачущих жен.

Четвёртая створка (правая)

В верхнем килевидном медальоне сцена «Похвала Богоматери». В центре композиции на троне восседает Богоматерь над которой изображен Спас Эммануил – воплотившийся Сын Божий. Богоматерь окружена ветхозаветными пророками.

Праздники четвёртой створки

  • Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. На фоне пейзажа и далёких зданий монастырей икона Богоматери Тихвинской, охраняющая северные рубежи Руси. Подле неё предстоящие святые в молитвенных позах: преподобные Александр Свирский и Кирилл Белозёрский – создатели северных монастырей. Ростовые образы: Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
  • Поклонение иконе Богоматери Владимирской. На фоне кремля г. Москвы чудотворный образ Богоматери Владимирской. Вверху поясные образы Максима Блаженного и Василия Блаженного. Внизу ростовые образы московских митрополитов: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа.
  • Поклонение иконе Богоматери Смоленской. Икона изображена на фоне пейзажа и далёкой монастырской постройки. Смоленская Богоматерь – охранительница западных рубежей Руси. Икону окружают в молении вверху – Антоний и Феодосий Печерские (основатели Киево-Печерской лавры), внизу – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (основатели Соловецкого монастыря), а также преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (основатели московских и новгородских монастырей).
  • Поклонение иконе Богоматери Знамение. Похожий холмистый пейзаж с колокольнями на горизонте. Чудотворная икона «Знамение» – самая чтимая святыня новгородской земли. Вокруг иконы святые подвижники: Антоний Римлянин (основатель новгородского Антониева монастыря), святитель Леонтий Ростовский, преподобный Даниил столпник, Георгий Победоносец, святой царевич Димитрий. Дополняет композицию предстоящих фигура Ангела Хранителя.

Складень украшен сочетанием 6 цветов эмали. Они нанесены несимметричными неравными секторами, повторяющими фоновый узор канавок. Преобладают голубые, белые и зелёные цвета. Жёлтая эмаль практически не использовалась (присутствует всего на 3-х элементах композиции складня).

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники» с шестью эмалями является редким коллекционным предметом (восьмая категория редкости). Несмотря на достаточно большое количество вариаций артефакта, его редкость определяется не иконографией, а цветами и сочетанием цветов эмалей.

Изделие находится в очень хорошем состоянии: металл имеет яркий латунный цвет, без потемнений и коррозии; плоскость и геометрия створок не нарушены, рельеф высокий без существенных следов бытования; сохранность эмалей более 85%.

Характеристики
Тип Складень
Основные образы Иисус Христос
Основной материал Медный сплав
Редкость Очень редкий коллекционный экземпляр [R8]
Состояние Очень хорошее [VF]
Государство изготовления Российская империя (1721-1917гг.)
Размер и вес
Высота, см 18.3
Ширина, см 42.2
Толщина, см 0.8
Вес, г 1233
Дополнительные характеристики
Альтернативные названия Большой праздничный створ
Дополнительные образы Божья Матерь, Лонгин Сотник, Жена-мироносица Мария, Иоанн Богослов, Праведная Анна, Праведный Иоаким, Архангел Гавриил, Иосиф Обручник, Новозаветная Троица, Бог Саваоф, Симеон Богоприимец, Иоанн Предтеча, Апостол Пётр, Апостол Иаков, Апостол Иоанн, Патриарх Макарий, Царь Константин, Царица Елена, Адам, Ева, Царь Давид, Царь Соломон, Авель, Адам, Ева, Благоразумный разбойник, Спас Эммануил, Александр Свирский, Кирилл Белозёрский, Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Блаженный, Василий Блаженный, Митрополитит Пётр, Митрополит Алексей, Митрополит Иона, Митрополит Филипп, Антоний Печерский, Феодосий Печерский, Преподобный Зосима Соловецкий, Преподобный Савватий Соловецкий, Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин Святитель Леонтий Ростовский, Преподобный Даниил столпник, Георгий Победоносец, Святой царевич Димитрий, Ангел Хранитель
Сюжеты Распятие Христово, Рождество Богоматери, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста Господня, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богородицы, Похвала Богоматери, Поклонение иконе Богоматери Тихвинской, Поклонение иконе Богоматери Владимирской, Поклонение иконе Богоматери Смоленской, Поклонение иконе Богоматери Знамение
Дополнительные материалы Эмаль
Количество эмалей 6
Цвета эмалей Белый, Голубой, Синий, Зелёный, Чёрный, Жёлтый
Техника изготовления Литьё, Эмалировка
Датировка 19 век
Уточнённая датировка Середина 19 века
Иконография 18 век
Регион обнаружения Московская область
Мастерская Нет данных

Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):

Цитата:

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:



3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:

– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)

– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.

Подробнее о примерах:

№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»

Поморье, XVIII в.

№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

XVIII в. (?)

№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

Москва, первая половина XIX в.

Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):

Первая створа:

1. Распятие Христово (в кокошнике)

2. Благовещение

3. Рождество Христово

4. Рождество Богородицы

5. Введение Богородицы во храм

Вторая створа:

6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)

7. Сретение Господне

8. Богоявление (Крещение Господне)

9. Преображение

10. Вход в Иерусалим

Третья створа:

11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)

12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)

13. Вознесение Господне

14. Живоначальная Троица

15. Успение Богородицы

Четвертая створа:

16. Похвала Богородицы (в кокошнике)

17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери

18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери

19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери

20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»

Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».

А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…

Question Дорогие участники, кто что может дополнить или поправить + реально ли что-то сказать по датировке?

Тема Складень Двунадесятые праздники,19 век создана 29 апреля 2011 года в 18:26 на форуме Металлопластика.


Vadim2961

Vadim2961


город 48

город 48


Павру

Павру


taxapark

taxapark


ava

ava


vazgen

vazgen


Vadim2961

Vadim2961


ava

ava


Malihin1967

Malihin1967


Ptisa

Ptisa


kulus5555

kulus5555


Монах

Монах


kulus5555

kulus5555


Aventurero

Aventurero


lazer325

lazer325


taxapark

taxapark


lazer325

lazer325


Феникс

Феникс


lazer325

lazer325


Феникс

Феникс


Vadim2961

Vadim2961


lazer325

lazer325


taxapark

taxapark


lazer325

lazer325


(Надежда)

(Надежда)


SW1958

SW1958


Монах

Монах


Номад

Номад


(Надежда)

(Надежда)

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже.

Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

купить Икона "Богоматерь Казанская" в окладе, бумага, печать, дерево, жесть, чеканка, Российская империя, 1900-1917 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Богоматерь Казанская» в окладе, бумага, печать, дерево, жесть, чеканка, Российская империя, 1900-1917 гг.

Купить Икона «Богоматерь Казанская» в окладе, бумага, печать, дерево, жесть, чеканка, Российская империя, 1900-1917 гг.

купить Икона "Избранные святые Константин и Елена", дерево, левкас, темпера, золочение, Российская империя, 1890-1910 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Избранные святые Константин и Елена», дерево, левкас, темпера, золочение, Российская империя, 1890-1910 гг.

Купить Икона «Избранные святые Константин и Елена», дерево, левкас, темпера, золочение, Российская империя, 1890-1910 гг.

купить Икона "Богоматерь Тихвинская" в окладе, дерево, темпера, оклад - латунь, Российская империя, 1880-1900 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Богоматерь Тихвинская» в окладе, дерево, темпера, оклад — латунь, Российская империя, 1880-1900 гг.

Купить Икона «Богоматерь Тихвинская» в окладе, дерево, темпера, оклад — латунь, Российская империя, 1880-1900 гг.

купить Икона "Святой благоверный князь Александр Невский", дерево, темпера, золочение, Российская Федерация, 1990-2010 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», дерево, темпера, золочение, Российская Федерация, 1990-2010 гг.

Купить Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», дерево, темпера, золочение, Российская Федерация, 1990-2010 гг.

купить Икона "Господь Вседержитель" в окладе, дерево, масло, латунь, чеканка, Российская империя, 1880-1910 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Господь Вседержитель» в окладе, дерево, масло, латунь, чеканка, Российская империя, 1880-1910 гг.

Купить Икона «Господь Вседержитель» в окладе, дерево, масло, латунь, чеканка, Российская империя, 1880-1910 гг.

купить Икона "Спас Нерукотворный", жесть, печать, дерево, Российская империя, 1900-1917 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Спас Нерукотворный», жесть, печать, дерево, Российская империя, 1900-1917 гг.

Купить Икона «Спас Нерукотворный», жесть, печать, дерево, Российская империя, 1900-1917 гг.

купить Створка складня с избранными святыми (св. Филипп, св. Николай и св. Иоанн Богослов) и изображением Голгофского креста на обороте, медь, медный сплав, литьё, пятицветная эмаль, Российская империя, 1850-1900 гг.

Быстрый просмотр

Створка складня с избранными святыми (св. Филипп, св. Николай и св. Иоанн Богослов) и изображением Голгофского креста на обороте, медь, медный сплав, литьё, пятицветная эмаль, Российская империя, 1850-1900 гг.

Купить Створка складня с избранными святыми (св. Филипп, св. Николай и св. Иоанн Богослов) и изображением Голгофского креста на обороте, медь, медный сплав, литьё, пятицветная эмаль, Российская империя, 1850-1900 гг.

купить Икона "Господь Вседержитель" в окладе, дерево, темпера, латунь, Российская империя, 1850-1880 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Господь Вседержитель» в окладе, дерево, темпера, латунь, Российская империя, 1850-1880 гг.

Купить Икона «Господь Вседержитель» в окладе, дерево, темпера, латунь, Российская империя, 1850-1880 гг.

купить Икона в киоте "Святая Блаженная Клеопатра", дерево, темпера, сусальное золото, стекло, Российская Федерация, 2010-2020 гг.

Быстрый просмотр

Икона в киоте «Святая Блаженная Клеопатра», дерево, темпера, сусальное золото, стекло, Российская Федерация, 2010-2020 гг.

Купить Икона в киоте «Святая Блаженная Клеопатра», дерево, темпера, сусальное золото, стекло, Российская Федерация, 2010-2020 гг.

купить Икона "Святая Параскева" (имитация под старину), дерево, масло, золочение, Российская Федерация, 1990-2010 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Святая Параскева» (имитация под старину), дерево, масло, золочение, Российская Федерация, 1990-2010 гг.

Купить Икона «Святая Параскева» (имитация под старину), дерево, масло, золочение, Российская Федерация, 1990-2010 гг.

купить Икона "Господь Вседержитель" в киоте с окладом, дерево, масло, оклад - латунь, Российская империя, 1880-1900 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Господь Вседержитель» в киоте с окладом, дерево, масло, оклад — латунь, Российская империя, 1880-1900 гг.

Купить Икона «Господь Вседержитель» в киоте с окладом, дерево, масло, оклад — латунь, Российская империя, 1880-1900 гг.

купить Икона "Господь Вседержитель" в окладе и киоте, дерево, масло, латунь, гравировка, канфарение, стекло, Российская империя, 1890-1917 гг.

Быстрый просмотр

Икона «Господь Вседержитель» в окладе и киоте, дерево, масло, латунь, гравировка, канфарение, стекло, Российская империя, 1890-1917 гг.

Купить Икона «Господь Вседержитель» в окладе и киоте, дерево, масло, латунь, гравировка, канфарение, стекло, Российская империя, 1890-1917 гг.

Праздники

В старообрядческом литье большое место занимают различные праздничные сюжеты. В основном это образы двенадцати главных церковных праздников, которые по их количеству называются «двунадесятыми». Более высоким статусом обладает только один праздник — Воскресение Христово («праздник праздников и торжество торжеств»), также достаточно полно представленный в древнем литье.

Среди «путевых» икон XVI–XVII столетий, носимых на теле во время путешествий, удивительной насыщенностью отличаются «праздничные» образки, где на пространстве нескольких квадратных сантиметров размещаются до двенадцати праздников. Такой же лаконичностью отличались похожие образки, в которых место праздников занимали изображения святых.

Все двунадесятые праздники объединены в створках хорошо известного трехстворчатого складня, отлитого первоначально, вероятнее всего, в медницах Выга. Особенностью этого складня является отсутствие сюжета Воздвижения Креста, вместо которого помещен Образ Воскресения Христова.

Появление этого складня связано с темой иконостаса, который является самой заметной и необходимой частью православного храма. Иконостас — это первое, что бросается в глаза каждому человеку, который входит в православный храм. Это — символ единения земной Церкви, состоящей из живущих на земле верующих людей и Церкви Небесной, в которую входят прославленные Богом святые. Русский человек настолько сроднился с иконостасом, что хотел иметь его при себе и тогда, когда не было никакой возможности побывать в церкви.

Наличие иконостаса в любом православном храме обусловлено учением о том, что Церковь является необходимым условием спасения. Невозможно спасение в одиночку, одной только личной верой и личной устремленностью к Богу. Человек может спастись только как часть Церкви, которая есть Таинственное Тело Христово. Даже догматически не просвещенный православный человек интуитивно чувствует необходимость Церкви в деле спасения, повторяя пословицу: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец!».

Иконостас, который является образом и символом Церкви, присутствует не только в храме. Он в том или ином виде присутствует и в повседневной жизни человека. Домашние киоты, уставленные множеством икон, являются не чем иным, как домашним иконостасом, напоминающим молящемуся о том, что хотя молитва — это его личное обращение к Богу, но совершается оно в присутствии всей Церкви.

Русскому человеку часто доводится быть путешественником. Воину, страннику, беженцу, пленнику, узнику часто приходится молиться вне храма. Безусловно, такая молитва ничем не слабее молитвы, совершаемой во время церковного богослужения. Однако в церкви молиться легче. Поэтому, наряду с путевыми иконами, маленькими образками, которые можно было взять с собой в дорогу, начиная с самых древних времен появляются складни, которые, даже если они состоят только из двух створок, можно считать путевыми иконостасами.

Такие путевые иконостасы появились задолго до раскола. Известный исследователь древнерусского искусства В.Н. Перетц упоминает датированный 1628 годом складень из новгородского епархиального древлехранилища «медный из 10 створок, изображающий иконостас: сверху — пророки, ниже — двунадесятые праздники, внизу — святители».[1]

Эти «иконы иконостасов», выполненные в литой меди, получили особенное распространение в среде старообрядцев. Преследуемые властью, они не имели возможности молиться в настоящих, правильно построенных храмах и на протяжении целых столетий совершали богослужения в тайных молельнях, разворачивая походные иконостасы или просто раскрывая медные складни. Немногочисленные храмы, построенные при трех монархах, снисходительно относившихся к приверженцам старой веры — Екатерине II, Павле и Александре I — в правление императора Николая Павловича либо перешли в единоверие, либо были лишены крестов на куполах и колоколов на колокольнях. Алтари храмов, не присоединившихся к единоверию, оставались запечатанными в течение полувека. Старообрядцев, приемлющих священство, выручали так называемые походные церкви, которые представляли собой обширные полотняные палатки, в которых размещались походные иконостасы — деревянные складни, состоявшие из полутора и более десятков створок, изображавших все пять ярусов классического русского иконостаса.

Двустворчатый складень. XVIII век

  Двустворчатый складень. XVIII век

Старообрядцы-беспоповцы не нуждались в иконостасе, так как в их молельнях не было алтарей. Отсутствие священников не позволяло служить литургию, совершать Таинство Евхаристии (Причащения), которое должно совершаться в алтаре. Однако иконостас был самым сильным напоминанием об утраченной полноте церковной жизни. Любовь к нему была такой непреодолимой, что восточная стена в молельне, в которой не было не только Царских врат, но и вообще никаких дверей, плотно завешивалась иконами, расположенными в каноническом порядке иконостаса. Примечательно, что наибольшее распространение такие складни получили в поморском и других беспоповских согласиях. Беспоповцы не нуждались в иконостасе с функциональной точки зрения, но ощущение соборности, которое давал медный складень-иконостас, было и для них необходимым условием молитвы.

Первыми складнями-иконостасами стали двустворчатые композиции, изображавшие главную часть иконостаса — иконы Спасителя и Божией Матери, которые в иконостасе помещаются по сторонам Царских врат. Северное происхождение этого складня очевидно: икона Божией Матери была представлена древней новгородской святыней — иконой Знамение, изображение Спасителя заменялось Ветхозаветной Троицей.

Наряду с этим появляется трехстворчатый Деисус, который сразу же предстает в достаточно полном виде так называемой «девятки» (собственно Деисус на среднике и по трое святых на створках) и только потом ограничивается тремя изображениями Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи, по одному на каждой створке.

Большой праздничный складень. XIX век

Большой праздничный складень. XIX век

Трехстворчатый складень с изображениями двенадцати главных праздников становится образом праздничного чина классического русского иконостаса.

Уже в начале XVIII столетия трехстворчатый складень с двунадесятыми праздниками был развернут в так называемые «большие створы». Появляется четвертая створка, на которой изображались сюжеты обретения четырех чудотворных икон, наиболее почитавшихся в Русской Церкви в дониконовское время. Это обретение Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми, сретение (встреча) Владимирской иконы с почитаемыми московскими чудотворцами, явление Тихвинской иконы с избранными святыми и образ Божией Матери Знамение с новгородскими святыми. Створки увенчиваются куполообразными навершиями, в которых размещаются еще четыре сюжета: Распятие с предстоящими, Троица Новозаветная в окружении Ангелов, Воздвижение Креста и Похвала Богородицы.

Расцвеченные многочисленными эмалями, иногда вызолоченные, эти «большие створы» становились настоящими путевыми иконостасами и вместе с молитвами странников впитывали в себя историю огромных староверческих семейств, целых согласий, скитавшихся на огромных пространствах от Австро-Венгерской границы до Восточной Сибири.

Большие створы отливались, наверное, самыми большими тиражами — путевой иконостас хотела иметь каждая старообрядческая семья. Однако до нашего времени в полном четырехстворчатом составе дошли немногие иконостасы. Безбожная советская власть разрушила даже веками проверенный на прочность уклад старообрядческого семейного быта. Семья разрасталась, сыновья уходили на сторону, и когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью. И по сей день во многих семьях, которые едва помнят о своих старообрядческих корнях, хранятся потемневшие, стершиеся почти до полной неразличимости изображений отдельные створки праздничного складня.

Икона «Рождество Христово». XVIII-XIX века

Иконы «Рождество Христово». XVIII-XIX века

Первый датированный складень относится к 1717 году[2]. До конца XVIII столетия эти сложные в изготовлении дорогостоящие изделия были немногочисленны. В картуше, расположенном на обороте одной из створок, иногда гравировалось имя заказчика, для которого отливался складень.

Формы для отливки праздничных складней обычно собирались из отдельных матриц. Поэтому все сюжеты четырехстворчатого праздничного складня, включая навершия, существовали и в виде отдельных отливок. Различие в частоте этих небольших икон связано с различным отношением к праздникам, статус которых в церковном календаре был одинаков. Так, например, праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) «терялся» в тени Пасхи, которая наступала ровно через неделю после Вербного воскресенья; праздник Крещения (Богоявление) становился незаметным после Рождества Христова и почти двухнедельных святок с их неизбежным гуляньем. Сравнительно редко отливались сюжеты праздников Введения во храм Пресвятой Богородицы, Сретения, Вознесения.

Многие праздничные сюжеты появились в литье задолго до того, как стали отливаться имитирующие иконостас складни. Очень трогательны древние иконы Рождества Христова, на которых присутствуют и фигуры склонившихся Ангелов, и одинокая в своем отстранении от события фигура Иосифа, и лежащая в яслях, над которыми склонилась меланхоличная корова, спеленутая фигурка Младенца Христа. В нижней части иконы — изображение круглой купели, в которой совершается омовение родившегося Иисуса. Контрапунктом сложной композиции становится Вифлеемская звезда, находящаяся в верху иконы. В отливках XVIII века появляются волхвы с дарами, а рядом с Иосифом возникает фигура опирающегося на посох старца. Это злой дух, смущающий праведника указанием на необычные обстоятельства появления Богомладенца.

Икона «Воскресение Христово». XVIII-XIX века Икона «Рождество Богородицы». XVIII-XIX века

Литая икона «Воскресение Христово» 
XVIII-XIX века

Литые иконы «Рождество Богородицы». XVIII-XIX века

Едва ли не чаще Рождества Христова в медном литье встречается Рождество Богородицы, известное в отливках самого разного размера. Распространенность сюжета связана, вероятно, с тем, что этот праздник (21 сентября по новому стилю) был первым большим праздником церковного года, начинавшегося 1 сентября.

К тому же на иконе изображались родители Девы Марии — святые и праведные Иоаким и Анна, которые долгое время не имели детей и которым молились бездетные супруги.

Достаточно часто в медном литье воплощается сюжет Воскресения Христова. Момент Воскресения оказался скрыт от наблюдательного человеческого глаза. Жены-мироносицы обнаружили пустой гроб, где лежали остатки ткани, в которую было завернуто Тело Иисуса. Поэтому классическая византийская иконография знала только два образа Воскресения: «Явление Ангела женам-мироносицам» и «Сошествие во ад». Эти иконографические типы утвердились и в русской иконописи, причем в медном литье первоначально существовал только последний из них. До конца XVIII столетия в медном литье Воскресение Христово воплощалось только в виде «Сошествия во ад». Христос изображался стоящим на скрещенных досках поверженных адских врат («сокрушил вереи вечныя»). Он протягивал руку Адаму, выводя вместе с ним из ада души всех находящихся там грешников. К концу XVIII столетия эта иконография несколько усложняется, появляется аллегорическое изображение ада в виде разверстой зубастой пасти, на некоторых отливках помещается изображение трех голгофских крестов.

Икона Успение

Икона «Успение». XVIII-XIX века

В XIХ столетии в русской иконографии появился пришедший с католического Запада, неведомый ранее образ самого восстающего из гроба Христа, несущего в руках некое знамя и окруженного припадающими к нему Ангелами. Иконография Воскресения в медной пластике в это время чрезвычайно усложняется. Над композицией «Сошествия во ад» размещается латинский образ восстающего Христа. Появляются Ангел, побивающий бесов, апостол Петр, приникший ко гробу, Ангелы, находящиеся в нем. Возводимые из ада грешники поднимаются в рай, вход в который стережет поставленный сразу же после изгнания Адама и Евы Серафим. В раю оправданных грешников дожидаются трое праведников, попавших туда до Воскресения Христова: это ветхозаветный праотец Енох, пророк Илия и благоразумный разбойник Рах.

В нескольких вариантах воплощался сюжет Успения Пресвятой Богородицы — одного из любимых русских праздников. Даже на самых миниатюрных «вершковых» иконах удавалось поместить и ложе с телом Божией Матери, и Христа, принимающего ее душу, и апостолов, прибывших на погребение, и шестикрылого Серафима, стоящего у входа в рай. Изображался и Ангел, отсекающий мечом руки нечестивого иудея, вознамерившегося опрокинуть одр Богородицы. Наряду с этими миниатюрами во второй половине XIХ века отливались большие иконы Успения, в верхней части которых находились поясные изображения апостолов, переносимых на облаках к месту погребения Богородицы.

Иконография Благовещения в медном литье имеет по меньшей мере два извода. В небольших иконках изображаются только Дева Мария и Архангел Гавриил, стремительное движение Святого Духа подчеркивается идущими наискосок штрихами. В иконах большего размера сюжет обогащается изображением склонившегося Бога Отца, восседающего на пышном облаке и благословляющего Марию. Интерьер в этом случае проработан более детально.

Икона «Воздвижение». XIX век Икона «Вход в Иерусалим». XIX век Икона «Благовещение». XIX век

Икона «Воздвижение». XIX век

Икона «Вход в Иерусалим». XIX век

Икона «Благовещение». XIX век

Очень интересно воплощение сюжета Воздвижения Креста Господня. Медные иконы с Крестовоздвижением имеют несколько больший размер, нежели другие праздники. В центре изображается Патриарх Макарий, поднимающий (воздвизающий) найденный при раскопках подлинный Крест Христов. Его руки поддерживают два диакона. Слева от Патриарха — равноапостольный император Константин Великий. Справа — его мать, императрица Елена, организовавшая поиски Креста.

Столь же красив Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В центре композиции — Христос, восседающий на осле.

За ним шествуют Его ученики — апостолы. Справа, на фоне Иерусалимского храма изображены жители столицы Иудеи с пальмовыми ветвями в руках.

К многофигурным композициям, нашедшим воплощение в литье, относится и Вознесение. Сам вознесшийся Христос изображается в круге, который поднимают четыре Ангела. Внизу в рост изображаются апостолы и Божия Матерь.

Икона «Вознесение». XIX век Икона «Богоявление». XVIII-XIX века Иконы «Преображение». XVIII-XIX века

Икона «Вознесение». XIX век

Икона «Богоявление». XVIII-XIX века

Иконы «Преображение». XVIII-XIX века

Сюжет Крещения (Богоявления) является сокращенным изводом типичной иконографии праздника. Иоанн Креститель погружает Христа в воды Иордана. Его встречают стоящие справа Ангелы, над ним в облаках — Бог Отец и исходящий от Него в виде голубя Святой Дух.

Столь же лаконична икона праздника Преображения. В центре изображен окруженный сиянием Христос с предстоящими пророками Моисеем (справа) и Илией (слева). Внизу — три коленопреклоненные фигуры апостолов Петра, Иоанна и Иакова. Лучи света, исходящего от Христа, пригибают их к земле.

Достаточно редко встречаются внешне похожие сюжеты Введения во храм Пресвятой Богородицы и Сретения Господнего.

Иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Сретение Господне». XIX век

Иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Сретение Господне». XIX век

Сходство состоит в том, что действие в обоих случаях происходит в Иерусалимском храме и участвует в нем священник. В Сретении это старец Симеон, встречающий Святое Семейство, приносящее в храм Младенца Христа. В сюжете Введения священника зовут Захария. Встречает он Младенца Марию, будущую Богородицу, которую приводят в храм ее родители Иоаким и Анна.

Православный праздник Троицы воплощается в двух иконографических сюжетах: Сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу (событие, которому посвящен праздник) и Троица Ветхозаветная — три Ангела, символизирующие три ипостаси Божества, явившиеся праотцу Аврааму. Сошествие Святого Духа в старообрядческом литье представлено немногочисленными малораспространенными вне «больших створ» изделиями. Богородица, помещенная в центр иконы, окружена апостолами. Над ней в полукруге изображен Святой Дух «в виде голубине». Здесь видно явное несоответствие канону: согласно книге «Деяния Святых Апостолов» и канонической иконографии сошествие Святого Духа в Пятидесятницу происходит не в виде голубя, а в виде языков пламени.

Икона «Троица Ветхозаветная». XIX век Икона «Троица Ветхозаветная». XVII век Панагия «Святая Троица». XVIII век

Икона «Троица Ветхозаветная». XIX век

Икона «Троица Ветхозаветная». XVII век

Панагия «Святая Троица». XVIII век

Ветхозаветная Троица встречается в большем количестве изводов. В основе каждого из них — изображение трех Ангелов, сидящих за столом с приготовленной трапезой. На заднем плане характерная деталь этого сюжета — стилизованное изображение Мамврийского дуба. Интересны редкие отливки, на которых Ангелы украшены массивными цатами (украшениями в форме полумесяца). Возможным первообразом этих меднолитых икон были иконы на дереве, покрытые окладами, на которых в XVII столетии цаты были обычными деталями. Интересна круглая икона, имитирующая панагию, с навершием в виде Спаса Нерукотворного, на которой кроме трех Ангелов изображены прислуживающие Авраам и Сарра, а вместе с ними раб, закалывающий агнца, которого подадут на стол. Не менее интересна яркая красочная икона XIХ столетия, на которой Троица изображена в окружении святых апостолов. Некоторую избыточность композиции придает Деисус, помещенный в верхней части иконы.

К праздничным сюжетам следует отнести и Распятия. При этом иконы с изображением распятого Христа встречаются значительно реже отдельных крестов-распятий. Иконография Распятия проста. Помимо самого креста с распятым Спасителем на иконе обычно изображаются четверо предстоящих: Матерь Божия и Святая Мария — слева, Иоанн Богослов и сотник Лонгин — справа. Встречаются редкие иконы с изображением Распятия, на которых двое предстоящих изображаются в полный рост, а еще двое — в поясном изображении — помещаются сверху. Еще более редкими являются Распятия вообще без предстоящих.

Иконы «Распятие». XVII-XIX века Складень с Распятием. XIX век

Иконы «Распятие». XVII-XIX века

Складень с Распятием. XIX век

Очень изящными являются иконы с архаичной формой Распятия с двумя предстоящими, которое окружено десятью круглыми медальонами с поясными изображениями святых: верхний ряд составляет Деисус, ниже — симметричные парные изображения архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, нижний ряд представляет митрополита Алексия, Леонтия Ростовского и преподобного Сергия Радонежского.

Иконы «Пятидесятница». XVIII-XIX века Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи». XIX век

Иконы «Пятидесятница». XVIII-XIX века

Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи». XIX век

К двунадесятым праздникам по их значению приближаются четыре великих праздника, из которых три нашли отражение в литье. Это праздники Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение Главы Иоанна Предтечи (сюжет Покрова рассмотрен нами в статье, посвященной иконографии Богородицы в мелкой пластике).

Праздники Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи объединяются в одной отливке. В верхней части иконы изображается Господь Вседержитель на облаках, слева — Рождество Иоанна Предтечи, справа — Усекновение главы.

[1] Перетц В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л., 1933. С. 33.
[2] Винокурова Э.П. Модель меднолитого складня «Двунадесятые праздники» конца XVII — начала XVIII в.в. / Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 170–171.


Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни

  • Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья I: История литья икон. Образ Иисуса Христа
  • Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья II: Образ Пресвятой Богородицы
  • Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья IV: Путевые иконы. Образы святых
  • Информация для коллекционеров меднолитой пластики
  • Неповторимые краски русской эмали I: История Выговской обители
  • Неповторимые краски русской эмали II: Поморское медное литье
  • Неповторимые краски русской эмали III: Московское литье и другие центры старообрядческого литья
  • Поморские указы о медном мастерстве и искусстве финифти (XVIII век)
  • Об истории литейного дела икон и крестов (начало XX века)
  • Технология литья икон в XVIII-XIX веках
  • Крест из бабушкиного сундука: Наперсные кресты
  • Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1
  • Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
  • Анциферовские мастера-литейщики

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Статус про прошедший праздник
  • Ств конкурс сценариев
  • Старорусские зимние праздники
  • Степисты на праздник
  • Статус про праздник хэллоуин