С Ц Е Н А Р И Й
школьного
спектакля
по мотивам
рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Действующие лица:
1. Андрей
Соколов
2. Ваня
(мальчик 6-7 лет)
3. Первый
заключенный
4. Второй
заключенный
5. Комендант
лагеря
6. Конвоир
7. Фашист за
столом
8. Ведущий
9. Жена
Андрея Соколова*
10. Сын Андрея
Соколова*
11. , 12 Дочери Андрея
Соколова*
*роли без
слов
Техническая поддержка:
1. Помощник
режиссера за кулисами
2. Ответственный
за фонограмму
3. Осветители
на сцене с прожекторами (2 человека)
4. Осветитель
сцены
5. Рабочие
сцены (2 человека)
Оборудование:
1. Компьютер,
колонки
2. 2
передвижные ширмы, затянутые тонкой белой тканью (мы использовали вешалки на
колесах из IKEA и
простыни оттуда же)
3. Ткань
(маскировочная сетка и т.п.) для драпировки ширмы под стену в бараке
4. 2 скамьи в
качестве лежанок для заключенных
5. Деревянная
колода (тумба, пень)
6. Фонарь
7. 2
прожектора
8. Стол, три
стула
9. Автомат
(макет из кабинета ОБЖ), пистолет, макет винтовки со штыком
10. Одежда для
заключенных и фашистов военного образца, шинель и пилотка для сына
11. Посуда
СЦЕНАРИЙ
СПЕКТАКЛЯ
Сцена
1.
На
сцене темно, стоят: 2 скамьи, деревянная колода с фонарем, за скамьей 2 ширмы
накрыты темной материей. Перед сценой слева стоит накрытый стол, рядом три
стула.
Звучит
музыка.
Ведущий:
Каждый вечер после работы смертельно уставшие, они возвращались в барак.
Ведущий
уходит. Звучит шум дождя.
Шум
дождя прекращается.
Заключенные
выходят из-за кулис: первым идет Андрей Соколов, зажигает фонарь (на сцене
загорается свет), затем второй, затем первый.
Андрей
Соколов (снимает китель, встряхивает): Целый
день дождь шел. Лохмотья на мне хоть выжимай.
Первый
(вздрагивает от холода, растирает руки): А я на холодном ветру замерз
как собака. Зуб на зуб не попадает.
Второй
(снимает одежду, складывает на скамье): А обсушиться негде, да и
согреться тоже. (Пауза) Так есть хочется.
Андрей
Соколов: Забыл, что сказал герр комендант?
Рабочей скотине ужин не полагается. Им по 4 кубометра выработки надо, а на
могилу каждому из нас и 1 кубометра за глаза хватит.
Второй
ложится на скамью, положив под голову одежду. Первый устраивается на
полу слев., Соколов гасит фонарь. На сцене гаснет свет.
Звучит
шум дождя. Фашисты занимают свои места. Слышатся приближающиеся шаги. Шум дождя
стихает. Включается свет на сцене.
Входит
конвоир. Заключенные продолжают спать.
Конвоир:
Кто здесь Андрей Соколов?
Второй
заключенный садится на скамье, первый приподнимает голову.
Соколов
(просыпается, медленно приподнимается): Я – Андрей Соколов.
Конвоир:
Марш за мной – тебя сам герр лагерфюрер требует.
Андрей
Соколов медленно спускается со сцены, держа руки за спиной. Конвоир
следует за ним, подталкивая в спину автоматом. Второй заключенный
встает, делает шаг вперед. Соколов останавливается на нижней ступени,
смотрит в зал над головами зрителей.
Второй:
Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному – номер триста тридцать
первый.
Соколов
и конвоир продолжают движение. Звучит немецкая
музыка. На сцене гаснет свет. Первый и второй молча снова ложатся.
Сцена
2.
Звучит
немецкая песенка. За столом сидят 2 фашиста и комендант. На столе рюмки,
бутылка, закуска. Фашисты разливают водку. Комендант играет пистолетом,
направляя его то на Соколова, то на зрителей.
Комендант
(поднимает рюмку): Es lebe Großes Deutschland! (Да здравствует Великая
Германия!)
Фашисты
поддерживают его, выпивают, разговаривают, смеются.
Андрей
Соколов делает шаг вперед: Военнопленный Андрей
Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился.
Комендант
(развалившись на стуле): Так что же, рус Иван,
4 кубометра выработки – это много?
Соколов:
Так точно. Много.
Комендант:
А одного тебе на могилу хватит?
Соколов:
Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется.
Комендант
встает с пистолетом в руках, подходит к Соколову: Я окажу тебе великую честь,
сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там
ты и распишешься.
Соколов:
Воля ваша.
Комендант
наливает полный стакан водки и подает
Соколову.
Комендант:
Перед смертью выпей, рус Иван, за победу немецкого оружия.
Соколов
(после паузы): Благодарствую за угощение, но я
не пьющий.
Комендант,
улыбаясь: Не хочешь выпить за нашу победу? Тогда выпей за свою погибель.
Соколов:
За свою погибель я выпью.
Соколов
берет стакан, выливает содержимое в себя. Фашисты за столом в это время тихо
разговаривают, едят, не обращая на Соколова внимание.
Комендант
показывает рукой на стол: Закусывай, рус Иван.
Соколов:
Я после первого стакана не закусываю.
Комендант
наливает второй стакан, подает Соколову. Соколов выпивает второй стакан,
вытирает рукавом губы.
Комендант:
Что же ты не закусываешь, рус Иван? Не стесняйся.
Соколов:
Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать.
Комендант
делает изумленное лицо, что-то говорит другим фашистам. Те смеются, перестают
есть, внимательно смотрят на Соколова.
Комендант
наливает третий стакан, подает его Соколову. Соколов медленно пьет,
ставит стакан на стол, отламывает небольшой кусочек хлеба и медленно жует.
Комендант:
Вот что, Соколов. Ты – настоящий русский солдат. Я тоже солдат и уважаю
достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные
войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая
радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе
за смелость.
Комендант
подает Соколову 2 буханки хлеба. Соколов прижимает их к груди, поднимается на
сцену и падает. Другие заключенные приподнимают его и все уходят за кулисы.
Сцена
3.
Звучит
музыка. С ширмы снимают темную ткань, уносят ткань, скамью, фонарь, колоду,
фашисты уходят, унося стол и стулья. Соколов переодевается. Ширмы выдвигают на
позиции, осветители занимают места. За ширмой встают Сын в военной
одежде и с винтовкой, мать и 2 дочери.
Музыка
стихает, выходит ведущий.
Ведущий:
Страшные годы провел Андрей Соколов в фашистском плену, пережил смерть
товарищей, вынес муки голода, холода и непосильной работы. И все это время его
поддерживали мысли о семье, надежда на встречу с любимой женой, сыном и
дочками.
На
последних словах Осветители одновременно включают прожекторы. За ширмой
видны силуэты женщины с 2-мя девочками и военного.
Ведущий:
Но и эту надежду отняла война. Погибли, убитые фашистской бомбой жена и дочери.
Прожектор
за ширмой гаснет.
Ведущий:
А в последний день войны немецкий снайпер застрелил сына.
За
второй ширмой гаснет прожектор.
Ведущий:
Судьба человека…. Судьба солдата, который немыслимыми усилиями вырвал у врага
право на жизнь. Но где взять силы для жизни, когда на Земле не осталось ни
одного родного человека?
За
сценой звучит песня «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью. Куда
теперь идти солдату? Куда нести печаль свою?»
В
конце песни появляется маленький мальчик, садится на ступени, ест арбуз. Слева
из-за сцены выходит Соколов. Соколов подходит к мальчику.
Соколов:
Эй, Ванюшка, пойдем в чайную пообедаем, а потом я тебя на машине покатаю.
Ванюшка:
А откуда вы знаете, дядя, что меня Ваней зовут?
Соколов:
Я человек бывалый, много чего знаю. (После паузы) А где твой отец, Ваня?
Ванюшка:
Погиб на фронте.
Соколов:
А мама?
Ванюшка:
Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали.
Соколов:
А куда вы ехали?
Ванюшка:
Не знаю, не помню.
Соколов:
И никого у тебя тут родных нету?
Ванюшка:
Никого.
Соколов:
А где же ты ночуешь?
Ванюшка:
А где придется.
Соколов
отворачивается, отходит на несколько шагов, вытирая слезу. Останавливается,
поворачивается к Ванюшке.
Соколов:
Ванюшка, а ты знаешь кто я такой?
Ванюшка
(на выдохе громким шепотом, приподнимаясь): Кто?
Соколов:
Я – твой отец.
Ванюшка
разбегается, запрыгивает на Соколова, обнимает.
Ванюшка:
Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!
Звучит
финальная музыка.
Интернет
ресурсы:
1)
Музыка:
1.1)
Звуки дождя — www.SoundTerra.ru/sounds/classi
1.2)
Военная немецкая песня — http://ww2history.ru/songsnazi/
1.3)
Песня в исполнении
Владимира Мартынова –
«Холодное лето 53-го» — http://music.nur.kz/artist-26245-holodnoe-leto-53-go
2)
Основа для сценария –
Шолохов М.А. « Наука Ненависти. Они сражались за Родину.
Судьба человека. Сборник» М., Воениздат, 1975, стр. 229 – 260.
История создания фильма «Судьба человека»
31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в главной газете Советского Союза «Правде» был опубликован рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Рассказ вызвал широкий резонанс в стране, что собственно не удивительно, ведь главным героем в нем был человек, который еще несколько назад был бы однозначно причислен к врагам народа – бывший военнопленный Андрей Соколов.
Однако теперь ситуация в стране значительно изменилась. Уже вскоре после опубликования рассказа режиссерами Борисом Крыжановским и Михаилом Терещенко была осуществлена его телепостановка «Страницы рассказа».
К этому времени Сергей Бондарчук уже успел приобрести известность благодаря ролям в фильмах «Молодая гвардия» и «Тарас Шевченко». Однако вслед за успешными работами последовал ряд маловразумительных картин («Иван Франко», «Шли солдаты» и др.), которые нисколько не способствовали ни творческому росту актера, ни его популярности. Именно в этот момент Сергей Бондарчук и решил заняться режиссурой, а именно перенести «Судьбу человека» на большой экран.
Желание его экранизировать сразу же стало для Сергея Бондарчука больше чем мечтой — «целью жизни». «Поначалу у него (Шолохова. — М. К.) было недоверие ко мне — человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? — вспоминал Сергей Федорович. — Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съемочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил».
В декабре 1957 года Сергей Бондарчук представил в худсовет «Мосфильма» сценарий картины, написанный драматургами Ю. Лукиным и Ф. Шахмагоновым, и получил добро на съемки.
Сразу же вслед за этим Бондарчук занялся поиском актеров. На главную роль Андрея Соколова он определил себя. Другие роли в картине достались: Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и др. Самые большие сложности возникли с кандидатурой на роль приемного сына Андрея Соколова Ванечки. Бондарчук пересмотрел большое количество ребят, но никто ему не подходил. Помог случай.
Однажды в Доме кино демонстрировался детский фильм. Сергей Бондарчук, справедливо полагая, что на просмотр картины придет немало детей, решил отправиться туда. Оказалось – не зря. Перед сеансом он увидел пятилетнего Павлика Полунина, который пришел в Дом кино с отцом. Мальчик сразу же понравился Бондарчуку. Начинающий режиссер тут же переговорил с отцом ребенка и получил его согласие на съемки.
Съемки картины происходили в течение всего 1958 года. Поездить пришлось немало. Встречу Соколова с Ванечкой снимали на Дону, недалеко от станицы Вешенской (родины Шолохова), эпизоды довоенной жизни Соколова – в Воронеже, эпизод поединка Соколова с фашистским летчиком – в Тамбове, пленение Соколова и расстрел советских солдат – в окрестностях сел Терновка и Губарево, каменоломню фашистского концлагеря – в Ростовской области, прибытие на вокзал эшелонов с пленными – в Калининграде, а психологический поединок Соколова и Мюллера – в павильоне «Мосфильма».
Поединок Соколова и Мюллера является кульминационной сценой картины. Лагерфюрер вызывает к себе Соколова с целью не просто его расстрелять, а морально раздавить. Он наливает ему стакан водки и предлагает перед смертью выпить за победу германского оружия.
Критик Виталий Трояновский: «Комендант исполняет своего рода магический ритуал: ведь убив еще одного русского, он может как бы слиться со своей победоносной армией, только что вышедшей к Волге. Причем ему необходима не просто гибель, а крайнее уничижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом. В более широком смысле Мюллер хочет воспроизвести главный нацистский миф, однако не как спектакль, а скорее как эксперимент, доказывающий его правоту. Вот почему он, будучи уверен в своей безграничной власти, не принуждает Соколова, а дает ему возможность сделать это по собственной воле. Ему нужен не жалкий статист на роль «низшей расы», а ее подлинное падение в лице ее полноценного представителя».
На предложение коменданта Соколов отвечает: «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий». О том, какой Соколов «непьющий» зритель уже знает по ходу фильма, и уже эта фраза возвышает его над смертью.
Дальше, больше. Тогда Мюллер предлагает выпить Соколову за его погибель. Тот выпивает полный стакан и на предложение закусить произносит фразу, которая впоследствии становится крылатой: «Я после первого стакана не закусываю». Именно в этот момент у зрителей возникает мысль, что этот изможденный, с трудом стоящий на ногах человек, которого через минуту ждет расстрел, уже победил. Затем следует второй стакан водки. Ошеломленный комендант смотрит на возвышающегося над ним спокойного, уверенного человека и понимает, что сам угодил в ту ловушку, которую пытался устроить, и сало с хлебом, врученные им Соколову, оказываются признанием моральной победы русского солдата.
Фильм режиссера-дебютанта стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным, несмотря на то что герой фильма — человек, побывавший в плену, и в картине не выражена коммунистическая идеология. Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов Бондарчука «Судьба человека» отложилась в сознании как бесспорная удача — и режиссерская, и актерская (Бондарчук сыграл в своем фильме главную роль).
Но в непоколебимой репутации произведения такого художественного уровня есть нечто трагическое. Фильм «заболтали», вокруг него вырос частокол хвалебных статей и исследований, которые, обозначив (и совершенно справедливо) главного героя — Андрея Соколова — «несломленным народным характером», отметив его «душевную чуткость, самоотверженность, совестливость», загнали картину в хрестоматийную резервацию. Общие слова обесценили эстетическую значимость фильма.
Лев Толстой и Михаил Шолохов были для Бондарчука духовными учителями. Им он поклонялся, их произведения экранизировал. Через пятнадцать лет после «Судьбы человека» режиссер вновь обратится к творчеству Шолохова — снимет фильм по роману писателя «Они сражались за Родину». Последние годы жизни Сергей Бондарчук отдал многосерийной экранизации «Тихого Дона».
Почти во всех своих произведениях Шолохов очень сурово проверяет человека на прочность. И в военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы «горюшка по ноздри и выше», на которого обрушилось бы столько бед и несчастий. Герой как будто стоит под нескончаемым камнепадом — глыбы, булыжники мечет судьба в Андрея, бьет без единого промаха в сердце человека. Муки унизительного плена; ужасы фашистского концлагеря; гибель жены и дочерей; воронка, яма, заполненная водой, — все, что осталось от дома и семьи. Сын Анатолий погибает в последний день войны.
Судьба главного героя — обобщенная судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей. Не во имя стилистической гладкописи рассказ и фильм назван не «Судьбой Андрея Соколова», а «Судьбой человека»…
Еще крутые истории!
автор: Смирнова Алена Андреевна
учитель русского языка и литературы МБОУ Нахабинская СОШ №3 с УИОП, рп. Нахабино
Анализ режиссерской интерпретации произведения М.Шолохова “Судьба человека”
Выражение авторской позиции в экранизации рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
Фильм С. Бондарчука «Судьба человека», как и одноименное произведение М.А.Шолохова, каждый раз «даются» мне эмоционально тяжело. Рассказ, ещё при первом прочтении, произвел на меня сильное впечатление, однако и фильм, который я посмотрела позже, оставил неизгладимый след.
С. Бондарчук смог показать в фильме свою собственную, режиссёрскую, интерпретацию произведения.
Режиссёр фильма «увидел» главного героя, Андрея Соколова, более эмоциональным человеком. Если в произведении мужчина скуп на эмоции, закрыт, то в фильме все его душевные переживания вырываются наружу. Это отлично иллюстрирует сцена, когда герой возвращается в родной город, узнаёт о смерти семьи и разговаривает с соседом. Сцена настолько пронзительная, что очень тяжело сдержать эмоции при просмотре фильма.
Важную роль в фильме играют мелкие, на первый взгляд незаметные, детали: кровать – единственное, что остаётся от дома Соколовых, идущие на заднем плане заключённые концлагеря. Режиссёр не упускает эти моменты, и каждый из них наполняет фильм, делает его цельным, передаёт атмосферу жутких событий.
Нельзя не сказать о крупных планах. Кажется, что это «немые» сцены, но сколько же в них крика, голоса! Наверное, первое, что приходит на ум многим читателям при упоминании произведения «Судьба человека» – сцена с немецким офицером. Гениально написанный эпизод, показывающий героизм, смелость, гордость Соколова. Кажется, возможно ли передать всё это без слов? Возможно! И С.Бондарчук сделал это потрясающе, с помощью крупных планов лица главного героя. Крупные планы помогают передать всю усталость, изнеможённость Соколова в сцене работы в немецких концлагерях. Сцена «немая», но, благодаря эмоциям актёра, мы можем понять всё, что хочет донести до нас режиссёр.
Музыка. Вот ещё один режиссёрский приём интерпретации произведения. В фильме мы можем услышать и немецкую музыку, которая усиливает ужас всего происходящего в немецких концлагерях, и русскую музыку, которая изображает подъём боевого духа наших солдат. С помощью музыки автор передаёт настроение героев фильма, создаёт атмосферу времени и событий.
Ещё один важный приём в фильме – «сцепки», ещё одно гениальное решение режиссёра. Сцепки оказываются неким «мостиком», который ведёт от одного события к другому. Разбивающаяся об пол пластинка переходит в военную бомбёжку. Сцепки делают эти переходы логичными.
Важным мне кажется ещё один момент. Бондарчук не отказывается от сцены убийства предателя в церкви, в святом месте. Тем самым, он оставляет шолоховский нравственный выбор, перед которым стоит Андрей Соколов. Важно, что режиссёр решил не убирать данную сцену, потому что, по моему мнению, она помогает донести мысль о том, что на войне нет «чисто чёрного» и «чисто белого». Человек, хоть и солдат советской армии, – предатель.
Таким образом, несмотря на то, что фильм очень точно передаёт содержание текста, режиссёру С. Бондарчуку, в полной мере удалось показать свою интерпретацию данного произведения.
История создания
Повесть Михаила Шолохова «Судьба человека», опубликованная на рубеже 1956–1957 годов в газете «Правда», вызвала широкий общественный резонанс. И это неудивительно, ведь главным и положительным героем произведения стал бывший военнопленный, которых еще несколько лет назад в СССР считали бы врагами народа. Сергей Бондарчук прочитал повесть на одном дыхании и понял, что его мечта — экранизировать ее. Бондарчук хотел сыграть в картине главную роль, но боялся, что его видение этого образа не совпадет с видением режиссера, тогда-то он и решил, что режиссером будет сам.
За помощью в написании сценария Бондарчук решил обратиться к самому Шолохову. Сначала писатель с сомнением отнесся к этой идее, да и в Бондарчуке он не видел своего героя, но когда начались съемки, то все сомнения полностью исчезли. Шолохов придирчиво правил сценарий, который писали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, не раз появлялся на съемочной площадке и фактически был основным консультантом съемочного процесса.
Актерский состав
Приступая к поискам актеров на главные роли, Бондарчук не знал, кто будет играть мальчика. С остальными актерами все было ясно еще на стадии замысла: помимо главной роли Андрея Соколова, которую должен был исполнить сам режиссер, другие роли в картине достались Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и др. А вот с ролью Ванечки ничего не получилось. Бондарчук отсмотрел больше тысячи ребят, он ездил по пионерским лагерям, трудовым отрядам, присутствовал на различных патриотических акциях, посещал школы, но никак не мог найти того, кто ему был нужен. Помог случай — в Доме кино демонстрировался детский фильм, Бондарчук пришел туда совершенно случайно и увидел пятилетнего Пашу Полунина. Переговорив с отцом ребенка, режиссер получил согласие — и наконец можно было приступать к съемкам.
Интересные факты
Целый год шла работа над фильмом, и поездить съемочной группе пришлось немало. Какие-то эпизоды снимали на Дону, недалеко от станицы Вешенской, родины Шолохова, например сцену встречи Соколова с Ванечкой; эпизоды довоенной жизни главного героя были сняты в Воронеже; прочие эпизоды снимались в Тамбове, в каменоломнях Ростовской области, где воссоздали быт фашистского концлагеря; эшелоны с пленными прибывали на вокзал Калининграда, а центральная сцена психологического поединка Соколова и Мюллера была снята в павильоне «Мосфильма».
Картина вышла в прокат в апреле 1959 года и была встречена невероятным зрительским восторгом: в первый же год проката фильм посмотрели почти 40 миллионов человек.
Информация для учителя.
Лекция о фильме «Судьба человека»
Лекторы: кинокритик Сергей Каптерев, актер Анатолий Белый, актер Максим Аверин, оператор Элизабар Караваев