Сумбуля башкирский праздник

СУМБУЛЯ, у башкир и татар праздник осеннего равноденствия (22–25 сентября). Проводился после окончания основных полевых работ. С. – название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры и татары до введения юлианского календаря. Праздник проводили в тёплые безветренные дни Бабьего лета, когда в воздухе начинали летать паутины, их накручивали на пальцы и гадали на судьбу, имена женихов, клали под подушку для “вещих снов” и др. Женщины накануне С. собирали продукты для общей трапезы, пекли блины, каравай из нового урожая. Считалось, что проведение С. помогает умилостивить силы природы, духов предков. Из колосьев делали сноп, поджигали его и несли на вилах по улице, произнося благопожелания с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии, читали специальную молитву, проводили игры народные, пляски и др. Обязательным было посещение пожилых женщин и получение их благословения. В ходе праздника из числа девушек выбирали красавицу Сумбулю, она предсказывала, какой будет зима. Например, ей задавали вопрос: “Топор или шило?” (“Балтамы, безме?”), если она отвечала “топор”, то предвещалась холодная зима, если “шило” – тёплая. Девочкам, родившимся в это время, давали имя Сумбуль (Сумбуля, Сюмбель, Сюмбеля).

СУМБУЛЯ, у башкир и татар праздник осеннего равноденствия (22–25 сентября). Проводился после окончания основных полевых работ. С. – название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры и татары до введения юлианского календаря. Праздник проводили в тёплые безветренные дни Бабьего лета, когда в воздухе начинали летать паутины, их накручивали на пальцы и гадали на судьбу, имена женихов, клали под подушку для “вещих снов” и др. Женщины накануне С. собирали продукты для общей трапезы, пекли блины, каравай из нового урожая. Считалось, что проведение С. помогает умилостивить силы природы, духов предков. Из колосьев делали сноп, поджигали его и несли на вилах по улице, произнося благопожелания с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии, читали специальную молитву, проводили игры народные, пляски и др. Обязательным было посещение пожилых женщин и получение их благословения. В ходе праздника из числа девушек выбирали красавицу Сумбулю, она предсказывала, какой будет зима. Например, ей задавали вопрос: “Топор или шило?” (“Балтамы, безме?”), если она отвечала “топор”, то предвещалась холодная зима, если “шило” – тёплая. Девочкам, родившимся в это время, давали имя Сумбуль (Сумбуля, Сюмбель, Сюмбеля).

Р.А. Султангареева

Слайд 1

ПРОЕКТ « Сумбуля – праздник урожая» Подготовила: музыкальный руководитель Максутова Э.Ф. 2017 г.

Слайд 2

« В каком народе живёшь, такого обычая и держишься ». Пословица . Актуальность . В наш век современных технологий, развитие промышленностей — уходит в прошлое родные традиции и обычаи. Дети не видят их в повседневной жизни и в связи с этим мы решили создать не просто проект на осеннюю тему, а опираясь на региональный компонент. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи,которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Республики Башкортостан, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, башкирские национальные обычаи. И один из обычаев башкирского народа – это праздник урожая — Сумбуля . Осенняя пора славится не только своей красотой, но и щедрым и богатым урожаем. Поэтому прихода осени с нетерпением ждут все и дети, и взрослые. В нашем детском саду мы проводим осенние праздникиСумбуля . История этого праздника уходит корнями далеко в прошлое… Издавна люди встречали Сумбулю , хвалились своим богатым урожаем, пели песни, плясали и радовались щедрым дарам осени. Тема данной работы « Сумбуля – праздник урожая». Обращение к духовным ценностям башкирской культуры достаточно актуально в современном обществе. Создание нашего проекта представляется актуальной задачей, она направлена на сохранение традиции башкирского народа.

Слайд 3

Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный . Продолжительность проекта: 2 недели (16октября – 31октября). Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников . Цель проекта : расширить и систематизировать знания детей о Сумбуле , об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Слайд 4

Задачи проекта : Углубить представления об изменениях в природе осенью; Расширить представления о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; Привлечь внимание к окружающим природным объектам; Приобщать детей к народным традициям и обычаям башкирского народа. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; Обогащать словарный запас и активизировать речь детей. Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой; Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта. Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками проекта.

Слайд 5

Межпредметные связи: продуктивная, познавательная, игровая виды деятельности . Продукт проектной деятельности: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», созданная руками детей и их родителей. Форма проведения презентации проекта: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», утренник « Сумбуля — праздник урожая». Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ноутбук, экран, проектор, презентации, фонотека

Слайд 6

Модель трех вопросов Что мы знаем о Сумбуле ? Что мы хотим узнать о Сумбуле? Как узнать об этом? Сумбуля – золотая Осень (Альбина) Сумбуля – Королева Осени ( Эльвина ) Она красивая ( Рина ) День урожая (Руслана) Она приходит на праздник ( С.Ильназ ) Она яркая ( З.Никита ) Она добрая (Руслан) Почему она так называется? (Руслан) Как переводится с башкирского языка? ( Рина ) Что такое Сумбуля ? ( Эльвина ) Хотим побольше узнать о Сумбуле (Ваня) Красивая она или нет? ( Айзиля ) Как ее узнать? ( К.Искандер ) Как она выглядит? ( Г.Данияр ) Спросить у мамы ( Айзиля ) Посмотреть по телевизору (Кирилл Я.) Спросить у музыкального руководителя (Искандер К.) Увидеть в музыкальном зале на празднике (Альбина) Спросить у папы ( Наргиза ) Спросить у воспитателей ( Т.Алмаз )

Слайд 7

Образовательные области Виды деятельности Социально-коммуникативная (игровая) Дидактические игры: «Признаки Осени», «Что лишнее?»; «Запасы зверей» ,«Хлопай в ладоши», Игра на внимание: «Съедобное — несъедобное»; Речевое (к оммуникативная) Беседы: «Кто такаяСумбуля ?»; Беседы об осени, ее признаках и явлениях; НОД «Ах, какая Осень!»; Дидактическая игра: «Назови ласково», «Доскажи словечко»; «Парные картинки»,«Какой сок?», «С какого дерева лист?», «Две корзинки», «Целое и часть», «Осенние приметы»,«Чудесный мешочек», « Улетают – не улетают »; Физическое развитие (двигательная) Подвижные игры: «Юрта», « Собери листочки», «Собери урожай»;«Овощи и фрукты»,«Вершки и корешки»,«Белкины запасы», «Найди пару»; Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4,5 –будем листики считать», «Осень»; Познавательное (познавательно-исследовательская) Просмотр презентаций: «Подарки Осени», «Осень – золотая пора» ; Мультимедийная дидактическая игра: «Что нам осень подарила?», Художественно-эстетическое (продуктивная) Выставка работ из природного материала: «Осенний Вернисаж» Утренник: « Сумбуля – праздник урожая» Песни: «Ах какая Осень!» Автор — З. Роот , «Осень милая шурши» Музыка — М. Еремеева , Слова — С. Еремеев, Урожайная.Автор — А. Филиппенко; Танцы: с листочками «Осень пришла», с зонтиками. Системная паутинка

Слайд 8

Ожидаемый результат: для детей: пополнение кругозора детей знаниями о Сумбуле , об осени; формирование интереса к созданию работ из природного материала; повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей; развитие творческих способностей детей ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) для педагогов : повышение компетентности педагогов в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) . для родителей : приобщение родителей к музыкальной культуре и региональному компоненту; повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ; гармонизация детско – родительских отношений, проявление интереса к проектной деятельности ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)

Слайд 9

Выводы: В качестве диагностики, мы выбрали модель 3-х вопросов. По его результатам видно, что дети мало знают о Сумбуле . Если сравнить модель 3-х вопросов и мыслительную карту, то видно, что дети узнали многое о Сумбуле в ходе проекта. Дети с родителями творчески подошли к работе, сблизились. Наглядным отражением нашего проекта стала мыслительная карта, выполненная руками детей.

Слайд 11

Мыслительная карта.

Слайд 12

Заключение: Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий (в частности ИКТ-технология, технология составления мыслительных карт, технология здоровьесбережения ) в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление. Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворялись потребности дошкольников в общении со взрослыми, в познании ими мира, желании принимать участие в совместной деятельности, узнавать больше о культуре и традициях своего народа. В ходе реализации проекта у детей: — углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, -вырос интерес к башкирской народной культуре — расширился и активизировался словарный запас, -развивались творческие способности, у родителей: — появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки. у педагогов: — повысился интерес в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; — укрепилась взаимосвязь между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) .

Слайд 13

Фотоприложение .

Слайд 15

Выставка из природного материала «Осенний Вернисаж!»

Слайд 18

Мы создали благодарность за участие в выставке: «Осенний Вернисаж!», и провели награждение на утреннике.

Слайд 20

Литература : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Издание 3-е переработанное и дополненное . Соломенникова , О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, ре­ комендации / О. А. Соломенникова . — М.: Мозаика-Синтез, 2005 . Ссылки на интернет-ресурсы : http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/% D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4.html http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn-- p1ai/bashkirskie-obyichai-i-traditsii http:// fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii http:// teremok25.ru/news/detail.php?ID=472 http://yanbibl.ru/? p=2703 http:// fb.ru/article/275343/natsionalnyiy-bashkirskie-prazdniki-istoriya-opisanie-i-traditsii http:// stud24.ru/culture/bashkirskie-prazdniki/175340-510682-page2.html http:// www.maam.ru/detskijsad/scenarii-bashkirskogo-narodnogo-prazdnika-sumbulja-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №163 комбинированного вида Октябрьского района

городского округа города Уфа Республики Башкортостан

Конспект осеннего развлечения

на тему : «Башкирский обрядовый праздник «Сумбуля»

для подготовительной группы .

Подготовила и провела :

Воспитатель группы №6

«Родничок»

Минигулова Марфуга Баязитовна

Уфа — 2017 г.

«Сумбуля»

Цели: приобщить детей к природным обрядовым праздникам и обычаям башкирского народа, национальной культуре, искусству и истории; воспитывать любовь к родному краю.

Дети проходят в зал, садятся на стульчики. Занавес сцены закрыт. В зале не яркий свет. Звучит музыкальная композиция » Осенний дождь», муз. Р. Газизова.

Входит Осень:

В край родной вернулась я,

Рада видеть вас, друзья!

И березы и рябинки,

И прозрачные ручьи,

Звезд холодные лучи,

Встречусь снова с вами я!

Медленно под музыку обходит зал. Музыка меняется — музыкальная композиция » Вальс», муз. С.Сайдашева .

Входит Листопад:

Осень:

Знаю, знаю, что со мной

Ты приходишь в дом лесной,

Следуешь за мною тенью,

Всюду даришь украшенья.

Листопад:

Золотой наряд — березкам,

А пурпурный — кленам,

В медь оденутся дубы,

Это ли не чудо!

Осень:

Украсим землю нашу,

Чтобы стала краше.

Осень и Листопад уходят.

Занавес открывается. На сцене — осенняя полянка. Свет меняется.

Ведущая:

Здравствуйте, дорогие друзья,

Вот и осень к нам пришла,

Быть может к кому-то — нежданно.

Шумное лето прошло,

Но вряд ли нам будет печально.

Ведь осень щедро дарит нам

Хлебов богатый урожай,

Ароматом спелых яблок

И грибных полянок

Воздух напоен.

Рада, рада детвора-

В школу им идти пора.

Песня «Осень»,муз. А. Кубагушева, сл. Д. Юлтыя ( сборник » Музыка в детском саду», А.Кубагушев; подготовительная группа стр.60).

Входит Осень:

Зал нарядный и красивый,

Осенняя песня слышна,

Значит, праздник новый, дивный, —

Никому не будет скучно.

Ведущая:

Из старины глубокой,

Из памяти народной

Осенний праздник Сумбуля,

Красотой всех удивляя,

К нам вернулась вновь.

Осень:

Как много красивых имен:

Гузель, Зифа, Алсу, Сулпан…

Объясните мне, друзья,

Почему же «Сумбуля»?

Ребенок: Сумбуля — осени миг,

Спелых колосьев пора,

А может, солнца лик

В березках у двора.

Ребенок:

А может, это осень

Пришла к нам рыжей девочкой,

Веселой, как солнечный день,

С золотом в косичках.

Ведущая:

Наших милых девочек

Приглашаю в хоровод,

Сумбулю не просто так

Выбирал всегда народ.

Чтоб была она умна,

Аккуратна и опрятна,

Мастерица и пригожа,

На цветок похожа.

Танец » Семь девушек» (сборник «Споем станцуем»).

Осень:

Этот танец — просто чудо!

Вы сплясали от души.

Строго мы судить не будем,

Все вы в танце хороши!

Ведущая:

Солнца ясный восход,

Шум ветра, дождя,

Времени размеренный ход

Все значимо было тогда.

Вспомним мудрые слова,

Что оставил нам народ.

Девочки становятся вкруг. Предлагаются задания:

— Закончить пословицу:

«Не спеши языком,… (торопись делом)»

«Доброе дело ласкает-… (худое коробит)».

-Отгадать загадки:

«Само глядит- не наглядится, а на себя глядеть не дает». (Солнце)

«Течет- не убывает, бежит- не убегает». (Речка)

-Рассказать стихотворение об осени.

Ведущая:

Сумбулю мы точно знаем,

Вот теперь мы точно знаем:

И умна, и мастерица,

И плясать умеет,

И стихи читает- наша … (Имя девочки которая активно выступала во всех видах соревнования).

Наголову выбранной девочки Сумбули надевается венок из осенних листьев.

Песня «Сумбуля», муз. Р.Хайбуллина, сл. Ф.Губайдуллиной (сборник «Край родной, тебя пою!», Ф.Х. Губайдуллина).

Ребенок:

Сумбуля , Сумбуля

Всех на праздник приглашает,

Потрудились, убирая,

Мы богатый урожай.

Ребенок:

Вот гора капусты,

Свеклы и моркови,

В закромах не будет пусто,

Запасли все мы вдоволь.

Песня «Наш огород», муз. Р.Сальманова, сл. Г.Гумарова (сборник «Музыка в детском саду», А.Кубагушев; подготовительная группа, стр.70).

Игра «Кто быстрее?» Дети делятся на две команды. Заготовки- вырезанный из бумаги контур большой банки. Детям предлагается нарисовать красками овощи, которые они будут солить в банке. Овощи, которые будут рисовать , дети выбирают сами. Выиграет та команда, которая быстрее «заполнит» банку.

Игра для родителей «Осенний салат». На время — кто быстрее- родители делают осенние салаты.

Игра- эстафеты: «Кто быстрее соберет урожай?», «Кто быстрее сварит суп? компот? и др.

Сумбуля:

Дружно потрудились,

Можно веселиться,

Приглашаю танцевать,

Хороводы начинать.

Общий танец «Парная пляска с платочками», муз. Ш. Кульбарисова (сборник «Музыка в детском саду», А. Кубагушев; подготовительная группа, стр.128).

Ведущая:

Скоро праздник кончится,

Но все мы точно знаем:

Кто любит трудиться,

Кто дружбой гордится,

Того ждет успех!

Вносят угощения, и организуется совместное чаепитие.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/285018-konspekt-osennego-razvlechenija-na-temubashk

  Осеняя пора славится не только своей красотой, но и щедрым и богатым урожаем.

Мы в нашем детском саду провели осенний праздник, праздник урожая «Сумбуля».

  История этого праздника уходит корнями далеко в прошлое. 

Сумбуля — у башкир и татар праздник осеннего равноденствия. Он проводится после окончания основных полевых работ. Сумбуля ассоциируют с образом златовласой девушки, и первый сноп, посвящая ей, оставляют на поле. Красивая и трудолюбивая девушка назначается королевой праздника. Люди встречали Сумбулю, хвалились своим богатым урожаем, пели песни, плясали и радовались щедрым дарам осени. В каждом доме готовили разные блюда из нового урожая.

 Праздник Сумбуля прошел у воспитанников старшей группы. Дети среди девочек выбрали красавицу Сумбулю, которая лучше и красивее показала в движениях приметы осени. Мальчики подарили ей бусы из рябины, венок из осенних листьев. Прочитали стихи для красавицы Осени, исполнили песню «Сумбуля». Потом ребята показали, как они умеют трудиться. Поиграли в подвижные игры: «Кто быстрее посадит картошку», «Кто быстрее соберет», «Сорви морковку», «Погрузка арбузов», «Каравай». В знак благодарности, сказав добрые пожелания, завязали на деревьях ленточки. 

В конце праздника Сумбуля угостила всех сладкими пряниками.Хочу такой сайт

Провели мероприятие: Гельмитдинова А.М., Сабирова Г.М., Исмагилова Л.Э., Корабельникова Т.А

Сумбуля — праздник урожая

Ноябрь 2, 2022
Просмотров: 23

Дети средней билингвальной группы приняли участие в фольклорном празднике «Сумбуля».

 Сумбуля — это традиционный обрядовый праздник башкирского народа, праздник урожая.

Ребята с удовольствием пели песни, плясали, читали стихи и вспоминали народные приметы, играли в башкирские народные игры.

Приобщение детей к народному творчеству, фольклору способствует как развитию речи, так и нравственному, эстетическому, духовному развитию. Фольклорные праздники помогают развивать творческие способности детей, являются средством всестороннего развития, пробуждают чувство любви к родному краю, своему народу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Суть праздника день влюбленных
  • Суд сценарий уголовное право
  • Сумасшедший профессор на праздник
  • Сумасшедшая езда сценарий
  • Суд над ядерной энергией сценарий

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии