Сумбуля праздник история праздника

СУМБУЛЯ, у башкир и татар праздник осеннего равноденствия (22–25 сентября). Проводился после окончания основных полевых работ. С. – название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры и татары до введения юлианского календаря. Праздник проводили в тёплые безветренные дни Бабьего лета, когда в воздухе начинали летать паутины, их накручивали на пальцы и гадали на судьбу, имена женихов, клали под подушку для “вещих снов” и др. Женщины накануне С. собирали продукты для общей трапезы, пекли блины, каравай из нового урожая. Считалось, что проведение С. помогает умилостивить силы природы, духов предков. Из колосьев делали сноп, поджигали его и несли на вилах по улице, произнося благопожелания с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии, читали специальную молитву, проводили игры народные, пляски и др. Обязательным было посещение пожилых женщин и получение их благословения. В ходе праздника из числа девушек выбирали красавицу Сумбулю, она предсказывала, какой будет зима. Например, ей задавали вопрос: “Топор или шило?” (“Балтамы, безме?”), если она отвечала “топор”, то предвещалась холодная зима, если “шило” – тёплая. Девочкам, родившимся в это время, давали имя Сумбуль (Сумбуля, Сюмбель, Сюмбеля).

СУМБУЛЯ, у башкир и татар праздник осеннего равноденствия (22–25 сентября). Проводился после окончания основных полевых работ. С. – название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры и татары до введения юлианского календаря. Праздник проводили в тёплые безветренные дни Бабьего лета, когда в воздухе начинали летать паутины, их накручивали на пальцы и гадали на судьбу, имена женихов, клали под подушку для “вещих снов” и др. Женщины накануне С. собирали продукты для общей трапезы, пекли блины, каравай из нового урожая. Считалось, что проведение С. помогает умилостивить силы природы, духов предков. Из колосьев делали сноп, поджигали его и несли на вилах по улице, произнося благопожелания с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии, читали специальную молитву, проводили игры народные, пляски и др. Обязательным было посещение пожилых женщин и получение их благословения. В ходе праздника из числа девушек выбирали красавицу Сумбулю, она предсказывала, какой будет зима. Например, ей задавали вопрос: “Топор или шило?” (“Балтамы, безме?”), если она отвечала “топор”, то предвещалась холодная зима, если “шило” – тёплая. Девочкам, родившимся в это время, давали имя Сумбуль (Сумбуля, Сюмбель, Сюмбеля).

Р.А. Султангареева

Слайд 1

ПРОЕКТ « Сумбуля – праздник урожая» Подготовила: музыкальный руководитель Максутова Э.Ф. 2017 г.

Слайд 2

« В каком народе живёшь, такого обычая и держишься ». Пословица . Актуальность . В наш век современных технологий, развитие промышленностей — уходит в прошлое родные традиции и обычаи. Дети не видят их в повседневной жизни и в связи с этим мы решили создать не просто проект на осеннюю тему, а опираясь на региональный компонент. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи,которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Республики Башкортостан, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, башкирские национальные обычаи. И один из обычаев башкирского народа – это праздник урожая — Сумбуля . Осенняя пора славится не только своей красотой, но и щедрым и богатым урожаем. Поэтому прихода осени с нетерпением ждут все и дети, и взрослые. В нашем детском саду мы проводим осенние праздникиСумбуля . История этого праздника уходит корнями далеко в прошлое… Издавна люди встречали Сумбулю , хвалились своим богатым урожаем, пели песни, плясали и радовались щедрым дарам осени. Тема данной работы « Сумбуля – праздник урожая». Обращение к духовным ценностям башкирской культуры достаточно актуально в современном обществе. Создание нашего проекта представляется актуальной задачей, она направлена на сохранение традиции башкирского народа.

Слайд 3

Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный . Продолжительность проекта: 2 недели (16октября – 31октября). Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников . Цель проекта : расширить и систематизировать знания детей о Сумбуле , об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Слайд 4

Задачи проекта : Углубить представления об изменениях в природе осенью; Расширить представления о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; Привлечь внимание к окружающим природным объектам; Приобщать детей к народным традициям и обычаям башкирского народа. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; Обогащать словарный запас и активизировать речь детей. Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой; Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта. Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками проекта.

Слайд 5

Межпредметные связи: продуктивная, познавательная, игровая виды деятельности . Продукт проектной деятельности: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», созданная руками детей и их родителей. Форма проведения презентации проекта: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», утренник « Сумбуля — праздник урожая». Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ноутбук, экран, проектор, презентации, фонотека

Слайд 6

Модель трех вопросов Что мы знаем о Сумбуле ? Что мы хотим узнать о Сумбуле? Как узнать об этом? Сумбуля – золотая Осень (Альбина) Сумбуля – Королева Осени ( Эльвина ) Она красивая ( Рина ) День урожая (Руслана) Она приходит на праздник ( С.Ильназ ) Она яркая ( З.Никита ) Она добрая (Руслан) Почему она так называется? (Руслан) Как переводится с башкирского языка? ( Рина ) Что такое Сумбуля ? ( Эльвина ) Хотим побольше узнать о Сумбуле (Ваня) Красивая она или нет? ( Айзиля ) Как ее узнать? ( К.Искандер ) Как она выглядит? ( Г.Данияр ) Спросить у мамы ( Айзиля ) Посмотреть по телевизору (Кирилл Я.) Спросить у музыкального руководителя (Искандер К.) Увидеть в музыкальном зале на празднике (Альбина) Спросить у папы ( Наргиза ) Спросить у воспитателей ( Т.Алмаз )

Слайд 7

Образовательные области Виды деятельности Социально-коммуникативная (игровая) Дидактические игры: «Признаки Осени», «Что лишнее?»; «Запасы зверей» ,«Хлопай в ладоши», Игра на внимание: «Съедобное — несъедобное»; Речевое (к оммуникативная) Беседы: «Кто такаяСумбуля ?»; Беседы об осени, ее признаках и явлениях; НОД «Ах, какая Осень!»; Дидактическая игра: «Назови ласково», «Доскажи словечко»; «Парные картинки»,«Какой сок?», «С какого дерева лист?», «Две корзинки», «Целое и часть», «Осенние приметы»,«Чудесный мешочек», « Улетают – не улетают »; Физическое развитие (двигательная) Подвижные игры: «Юрта», « Собери листочки», «Собери урожай»;«Овощи и фрукты»,«Вершки и корешки»,«Белкины запасы», «Найди пару»; Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4,5 –будем листики считать», «Осень»; Познавательное (познавательно-исследовательская) Просмотр презентаций: «Подарки Осени», «Осень – золотая пора» ; Мультимедийная дидактическая игра: «Что нам осень подарила?», Художественно-эстетическое (продуктивная) Выставка работ из природного материала: «Осенний Вернисаж» Утренник: « Сумбуля – праздник урожая» Песни: «Ах какая Осень!» Автор — З. Роот , «Осень милая шурши» Музыка — М. Еремеева , Слова — С. Еремеев, Урожайная.Автор — А. Филиппенко; Танцы: с листочками «Осень пришла», с зонтиками. Системная паутинка

Слайд 8

Ожидаемый результат: для детей: пополнение кругозора детей знаниями о Сумбуле , об осени; формирование интереса к созданию работ из природного материала; повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей; развитие творческих способностей детей ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) для педагогов : повышение компетентности педагогов в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) . для родителей : приобщение родителей к музыкальной культуре и региональному компоненту; повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ; гармонизация детско – родительских отношений, проявление интереса к проектной деятельности ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)

Слайд 9

Выводы: В качестве диагностики, мы выбрали модель 3-х вопросов. По его результатам видно, что дети мало знают о Сумбуле . Если сравнить модель 3-х вопросов и мыслительную карту, то видно, что дети узнали многое о Сумбуле в ходе проекта. Дети с родителями творчески подошли к работе, сблизились. Наглядным отражением нашего проекта стала мыслительная карта, выполненная руками детей.

Слайд 11

Мыслительная карта.

Слайд 12

Заключение: Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий (в частности ИКТ-технология, технология составления мыслительных карт, технология здоровьесбережения ) в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление. Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворялись потребности дошкольников в общении со взрослыми, в познании ими мира, желании принимать участие в совместной деятельности, узнавать больше о культуре и традициях своего народа. В ходе реализации проекта у детей: — углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, -вырос интерес к башкирской народной культуре — расширился и активизировался словарный запас, -развивались творческие способности, у родителей: — появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки. у педагогов: — повысился интерес в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; — укрепилась взаимосвязь между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) .

Слайд 13

Фотоприложение .

Слайд 15

Выставка из природного материала «Осенний Вернисаж!»

Слайд 18

Мы создали благодарность за участие в выставке: «Осенний Вернисаж!», и провели награждение на утреннике.

Слайд 20

Литература : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Издание 3-е переработанное и дополненное . Соломенникова , О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, ре­ комендации / О. А. Соломенникова . — М.: Мозаика-Синтез, 2005 . Ссылки на интернет-ресурсы : http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/% D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4.html http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn-- p1ai/bashkirskie-obyichai-i-traditsii http:// fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii http:// teremok25.ru/news/detail.php?ID=472 http://yanbibl.ru/? p=2703 http:// fb.ru/article/275343/natsionalnyiy-bashkirskie-prazdniki-istoriya-opisanie-i-traditsii http:// stud24.ru/culture/bashkirskie-prazdniki/175340-510682-page2.html http:// www.maam.ru/detskijsad/scenarii-bashkirskogo-narodnogo-prazdnika-sumbulja-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html

«Сумбуля — Праздник урожая»

Октябрь 6, 2022
Просмотров: 17

В каком народе живёшь, такого обычая и  держишься».                                                 
В наш век современных технологий, развитие промышленностей  — уходит в прошлое родные традиции и обычаи. Дети не видят их в повседневной жизни.   Мы,  педагоги, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего.  А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, нам необходимо хорошо знать не только историю Республики Башкортостан, но и традиции и обычаи национальной культуры. И один из обычаев башкирского народа – это праздник урожая —  Сумбуля.  Осенняя пора славится не только своей красотой, но и щедрым и богатым урожаем. Поэтому прихода осени с нетерпением ждут все и дети, и взрослые. В нашем детском саду №1 в старшей группе « Земляничка»   прошел  осенний праздник Сумбуля. История этого праздника уходит корнями далеко в прошлое… Издавна люди встречали Сумбулю, хвалились своим богатым урожаем, пели песни, плясали и радовались щедрым дарам осени.

  Осеняя пора славится не только своей красотой, но и щедрым и богатым урожаем.

Мы в нашем детском саду провели осенний праздник, праздник урожая «Сумбуля».

  История этого праздника уходит корнями далеко в прошлое. 

Сумбуля — у башкир и татар праздник осеннего равноденствия. Он проводится после окончания основных полевых работ. Сумбуля ассоциируют с образом златовласой девушки, и первый сноп, посвящая ей, оставляют на поле. Красивая и трудолюбивая девушка назначается королевой праздника. Люди встречали Сумбулю, хвалились своим богатым урожаем, пели песни, плясали и радовались щедрым дарам осени. В каждом доме готовили разные блюда из нового урожая.

 Праздник Сумбуля прошел у воспитанников старшей группы. Дети среди девочек выбрали красавицу Сумбулю, которая лучше и красивее показала в движениях приметы осени. Мальчики подарили ей бусы из рябины, венок из осенних листьев. Прочитали стихи для красавицы Осени, исполнили песню «Сумбуля». Потом ребята показали, как они умеют трудиться. Поиграли в подвижные игры: «Кто быстрее посадит картошку», «Кто быстрее соберет», «Сорви морковку», «Погрузка арбузов», «Каравай». В знак благодарности, сказав добрые пожелания, завязали на деревьях ленточки. 

В конце праздника Сумбуля угостила всех сладкими пряниками.Хочу такой сайт

Провели мероприятие: Гельмитдинова А.М., Сабирова Г.М., Исмагилова Л.Э., Корабельникова Т.А

Праздник Сумбуля отметят 19 сентября в 13.00 в Тюмени в Центре татарской культуры.

Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались татары до того, как Петр Первый ввел юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса.

Сумбуля ассоциировали с образом златовласой девушки, и первый связанный сноп, посвящая ей, оставляли на поле, рассказала корреспонденту «Вслух.ру» ведущий специалист Центра татарской культуры Зульфима Минибаева. Красивая и трудолюбивая девушка назначалась королевой праздника, вокруг нее проводили игры, пели, плясали.

Поскольку Сумбуля — месяц сбора урожая, в каждом доме готовились разные блюда. Обязательным угощением были символизирующие достаток бавырсаки. Это сладкое блюдо представляет собой обжаренные во фритюре кусочки теста из муки и яиц, которые потом поливаются сиропом. Среди тюменцев бытуют такие его разновидности: косык-бавырсак (мелкий, как кедровый орех), кэпэц-бавырсак (в форме тюбетейки), уйма-бавырсак (в виде мелких квадратиков), кыекца-бавырсак (в форме ромба) и другие.

В Центре татарской культуры в среду устраивают театрализованную игру-представление с участием татарских творческих коллективов. Ребятишкам из начальной школы (приглашены около 60 человек) предстоит отыскать похищенную Кикиморой красавицу. Им предложат поучаствовать в конкурсе песен и загадок и в игровой форме познакомят с историей праздника.

«Наше мероприятие направлено на сохранение народных традиций», — отмечает Минибаева.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в 

Vk.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сумбуля башкирский праздник
  • Судак майские праздники
  • Суть праздника день влюбленных
  • Суд сценарий уголовное право
  • Сумасшедший профессор на праздник

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии