Сурб хач армянский праздник

Сурп-Хач; арм. Սուրբ Խաչ [suɾpʰ χɑtʃʰ], в переводе монастырь Святого Креста) — монастырь Армянской апостольской церкви, основанный в XIV веке и расположенный в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым в Кировском районе Крыма.

Содержание

  • Как переводится Сурб Хач?
  • Что такое Сурб?
  • Почему Армянская Церковь апостольская?
  • Какой сегодня армянский церковный праздник?
  • Когда армяне стали православными?
  • В чем отличие армянской церкви от православной?
  • Почему армяне отмечают Пасху не с православными?
  • Какой праздник у армян 11 июля?
  • Какой календарь у армянской церкви?
  • Когда армянский пост 2021?

Армянская Апостольская Церковь 13 сентября отмечает Сурб Хач — Праздник Святого Креста, последний из пяти календарных праздников Армянской церкви.

Как переводится Сурб Хач?

Сурп-Хач; арм. Սուրբ Խաչ [suɾpʰ χɑtʃʰ], в переводе монастырь Святого Креста) — монастырь Армянской апостольской церкви, основанный в XIV веке и расположенный в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым в Кировском районе Крыма.

Что такое Сурб?

Церковь Сурб Саркис (Феодосия) — армянская церковь в Феодосии. Церковь Святого Саркиса (Воронеж) — армянская церковь в Воронеже начала XXI века. …

Почему Армянская Церковь апостольская?

Христианство попало в Армению вскоре после своего возникновения. Согласно церковному преданию, христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями церкви в Армении.

Какой сегодня армянский церковный праздник?

Сегодня в Армении отмечается светлый праздник Пасхи. Армянское слово «Затик» (Пасха), происходит, вероятно, от слова «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти.

Когда армяне стали православными?

В 301 году царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.

В чем отличие армянской церкви от православной?

Если говорить об Армянской Церкви, то она не исповедует такое учение. … Но в отличие от Православной Церкви, которая говорит, что во Иисусе Христе было две природы – божественная и человеческая, Армянская Церковь учит, что во Иисусе Христе была одна Богочеловеческая природа, то есть, одна природа, состоящая из двух.

Почему армяне отмечают Пасху не с православными?

Русская Православная Церковь использует в своем богослужении Юлианский календарь, тогда как Армянская Апостольская Церковь – Григорианский (некоторые церковные общины в армянской диаспоре живут по Юлианскому календарю). … Совпадения даты с русской Пасхой случаются крайне редко.

Какой праздник у армян 11 июля?

Вардавар — праздник Преображения Иисуса Христа в Армении — 11 июля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2021. Сегодня до 13:47 пятый день лунного цикла, после — шестой.

Какой календарь у армянской церкви?

армянская церковь перешла с юлианского календаря на григорианский календарь. Но несмотря на это все христианские церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, т. е. большинство праздников имеют определенную дату, не зависящую от дня недели, на который выпадает это число.

Когда армянский пост 2021?

Пасха совпадает с окончанием Великого Поста , который в 2021-м году начинается 14 февраля. По-армянски Пасха называется «Затик» и предположительно восходит к слову «азатитюн», что в переводе с армянского означает «свобода».

Интересные материалы:

Сколько лет макдональдсу в Украине?
Сколько лет максимум живут вороны?
Сколько лет Мосту влюбленных в Тюмени?
Сколько лет надо чтобы посмотреть Эрмитаж?
Сколько лет надо учиться в полицейской академии?
Сколько лет насчитывает история Армении?
Сколько лет назад появились первые люди на Земле?
Сколько лет назад жил Адам?
Сколько лет Новокосино?
Сколько лет Орда держала Русь?

Сегодня Армянская Апостольская Церковь и весь армянский народ отмечают один из главных праздников – Возвращение Креста. Это самый важный праздник, посвященный Святому Кресту, который был возвращен из пленения и восславлен. История праздника и традиции. Почему армян называют «хачами» или «хачиками»? История недоразумения. Что такое Хачкар? Культура Армении не отделима крест-камней — «хачкаров». Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство как государственную религию — первая в мире. Центральный символ любого хачкара — процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест — символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг: круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов — орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания — огонь, вода, земля и воздух. Трагедия «леса хачкаров» в Старой Джуге (Нахичеван), который было одним из наиболее грандиозных памятников армянской культуры: в источниках фигурирует от 6 до 10 тысяч хачкаров. С 1998 года кладбище начали уничтожать по приказу азербайджанских властей. История монастыря Сурб-Хач в Крыму.

Каменные символы Армении: как делают хачкары

Back to top button

В начале сентября (14-го числа) Православная церковь отмечает один из самых почитаемых праздников христианского мира — Воздвижение Животворящего Креста Господня. Праздник этот Армянская церковь отмечает в воскресенье, попадающее на промежуток между 11 и 17 сентября, а также на понедельник, пятницу и субботу следующей недели.

Фото Варагского монастыря до 1915 года. 

Фото Варагского монастыря до 1915 года. 

С этим праздником связано множество преданий.

По одному из них, праздник связан с историей паломничества матери Константина Великого Елены в Святую землю и обретения или воздвижения Святого Креста.

Как гласит история, в 135 году по приказу императора Адриана засыпали пещеру Гроба Господня, а на месте казни Христа было воздвигнуто капище (по другой версии — храм богини Афродиты) для полного уничтожения следов казни. В 326-327 годах раскопки, предпринятые императрицей Еленой, увенчались успехом: были обнаружены три креста, нужно было по известным приметам определить, на каком из них был распят Христос. Крест с пятью гвоздями определили по табличке Пилата: «Иисус Христос, царь иудейский», а вокруг Животворящего Древа рос базилик (реган).

Эту легенду знал также Мовсес Хоренаци. Согласно другому преданию, в тот момент, когда найденные кресты вынесли на свет, из городских ворот вышла похоронная процессия. Патриарх Макарий, для определения подлинности находки, взял кресты и стал по очереди возлагать их на гроб. И когда после очередного прикосновения мертвец вздохнул и открыл глаза, люди поняли, что найден Животворящий Крест.  Чтобы крест был виден собравшимся, Макарий поднял его над головами людей — «воздвиг», отсюда и название праздника — Воздвижение Креста, «Хачверац». Часть креста и гвозди Елена привезла в Константинополь, своему сыну, а основная часть осталась в Иерусалиме. И на месте обнаружения чудотворной реликвии император Константин велел возвести церковь Воскресения Христова. По легенде, св. Елена похоронена в армянском секторе храма Воскресения.

Но наша история была бы неполной, если бы не было во всей этой истории и «армянского следа».

Дело в том, что праздник этот был учрежден в начале VII века по очень интересному поводу.

На нашей родине тоже строились храмы, посвященные чудесному обретению Креста. Но в народе они называются храмы святого креста — Сурб Хач, или чудесного знамения — Сурб Ншан. Один из самых знаменитых находится на Каринской земле, на самой высокой горной вершине, которая называлась, вернее, стала называться Хачапайт — (Крестное дерево).

В 614 году персидский царь Хосров II захватил Иерусалим. В числе царских трофеев оказался и Крест Господень, за который Хосров рассчитывал получить большой выкуп. Но в 628 году отряд Мжежа Гнуни (отряд входил в состав византийского войска) разбил персов и вернул святыню. Она была торжественно внесена в город Карин (ныне Эрзерум), а на склоне горы был основан монастырь Сурб Хач. Далее Крест был перенесен в Константинополь, оттуда — в Иерусалим. Именно в результате этого чудесного возвращения императором Ираклием был установлен праздник 14 сентября, которые армяне отмечают как Хачверац, в воскресенье между 11 и 17 сентября. Но было бы несправедливо довольствоваться только одним значимым событием на столь интересную тему. Дело в том, что в нашем церковном календаре есть еще один праздник — Святого Варагского Креста, который приходится на третье воскресенье после Хачвераца. Этот праздник установил католикос Нерсес III Шинарар (Строитель), усилиями которого был построен храм Звартноц.

Праздник этот был учрежден на великой земле Васпуракан, вотчине нахарарской семьи Арцруни, в храме на горе Вараг, близ Вана.

Гора Вараг. Западная Армения фото hayweb.ru По преданию, святые девы во главе с Рипсимэ, добравшись до Армении, нашли пристанище около этой горы

Гора Вараг. Западная Армения фото hayweb.ru По преданию, святые девы во главе с Рипсимэ, добравшись до Армении, нашли пристанище около этой горы

К слову сказать, и Карин, и Ван являются главными городами армянских земель (Барцр Хайк и Васпуракан), где очень сильны были языческие традиции, и любое событие религиозной жизни ложилось на эту очень твердую канву. Проявлением этой канвы можно считать упоминание травы реган, о которой уже говорилось. Все мы знаем, что темно-фиолетовый базилик (реган) очень любим армянами, его даже выращивали как комнатное растение, веря в его чудодейственную силу. В народе его называли «травой Христа», «царской травой». Но в языческие времена базилик был символом Матери-Земли, нашей великой Анаит, культ которой был особо распространен и в Васпуракане, и в Высокой Армении.

Темно-фиолетовый базилик (реган) очень любим армянами, его даже выращивали как комнатное растение, веря в его чудодейственную силу. В народе его называли «травой Христа», «царской травой». Но в языческие времена базилик был символом Матери-Земли, на…

Темно-фиолетовый базилик (реган) очень любим армянами, его даже выращивали как комнатное растение, веря в его чудодейственную силу. В народе его называли «травой Христа», «царской травой». Но в языческие времена базилик был символом Матери-Земли, нашей великой Анаит. фото en-ho.ru

Все это дает право предположить, что присутствие базилика рядом с крестом Господа — трансформация старой символики в новую, для сохранения некоей преемственности духовной жизни. Как говориться, «свято место пусто не бывает».

 По преданию, святые девы во главе с Рипсимэ, добравшись до Армении, нашли пристанище близ горы Вараг. Перед бегством в Вагаршапат дева Рипсимэ спрятала в пещере горы Вараг частичку древа Креста Христова, которую носила на шее. Сама она получила этот оберег с каплями крови Спасителя от своей матери- христианки Патроникеи, женщины из императорской семьи. Прошло три с половиной века, прежде чем Господь открыл монахам местонахождение святыни. В 653 году отшельнику Тодику открылось это место. Там был основан Варагский монастырь святого Знамения — Варага Сурб Ншан.

Частица Древа оставалась в монастыре до 1021 года, когда последний царь дома Арцруни, Сенекерим, после завещания своих земель Византийской империи, увез ее с собой в Себастию. После его смерти, согласно его завещанию, она вновь была возвращена в монастырь, где хранилась до 1651 года, откуда была увезена в плен в Хошаб, в 1655 г. освобождена и помещена в Кафедральный собор Святого Знамения, где хранилась до 1915 года.

Политолог, военный эксперт Рачья Арзуманян (Степанакерт, Арцах) на своем профиле в фейсбуке пишет:

Мысли перед праздником Воздвижения Креста Господня. 

Думаю это глубоко правильный шаг объявить следующий день после великих церковных праздников днем поминовения усопших. Это дает шанс живым таким вот «принудительным образом» хотя бы несколько раз в году вспоминать предков. Напомнит им, что они всего лишь слово или строчка в книге жизни семьи, племени, народа. Ты не один и не сам по себе, и твои помыслы и поступки будут оцениваться в контексте всей книги.

В такие дни, вспоминая и перелистывая доступные твоему духу строчки и страницы, ты получаешь возможность задуматься о безусловной связи твоих помыслов и поступков с помыслами и деяниями предков. Ощутить на мгновенье, что будущее твоих детей и страны во многом определяется этими связями, которые на самом деле вне времени. 
Задуматься, что времени и истории на самом деле нет, и то, что называется сегодня «историей» и «будущим», живет в тебе, — твоих помыслах и поступках. 
И каждый в конечном счете получает то, к чему стремится, но не как личность, а семья, род, страна.

Оторвитесь от суеты и поставьте свечку.

Воздвижение креста — Хачверац тон

Хачверац

Сегодня Армянская Апостольская Церковь празднует один из пяти главных церковных праздников — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Хачверац).

Обычно Армянская Церковь отмечает Хачерац (Խաչվերաց) в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября.

Согласно преданию, первый епископ Иерусалима Иаков, найдя частицу Древа Креста Христова, высоко воздвиг ее, явив верующим под пение «Кресту Твоему, о Христос, поклоняемся». Другое предание гласит, что найденный царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) Св. Крест был воздвигнут иерусалимским патриархом Макарием над собравшимися, чтобы они узрели и поклонились ему (326 г.) .

В 335 г. император Константин построил на месте погребения Христа храм Св. Воскресения (Сурб Арутюн). Храм был освящен 13 сентября, после чего каждый год стал отмечаться праздник освящения храма, длящийся восемь дней. 14 сентября собирались на Голгофе, где на виду у всех верующих Животворящий Крест воздвигался для поклонения молящихся.

Праздник Воздвижения Креста приобрел еще большее значение после возвращения Св. Креста из персидского плена в первой половине VII века. В 610 году персидский царь Хосров с многочисленным войском напал на Византийскую империю. Воодушевленные первыми победами персы овладели Иерусалимом и захватили Крестное Древо Христа (614 г.).

После долгих лет войны византийцы, под предводительством императора Ираклия, одержали победу над персами и освободили Св. Крест (628г.). В этих событиях принимали участие и армянские отряды во главе с правителем Византийской Армении Мжежем Гнуни. Освобожденное Древо Креста было торжественно, в сопровождении процессий и служб в церквах, пронесено через Армению в Константинополь, а затем в Иерусалим.

Праздник Хачверац также известен под названием Сурб Хач, что в переводе с армянского означает «святой крест». Во всех армянских храмах в этот день проходит богослужение. В последующий празднику день церковь отмечает Мерелоц – день поминовения усопших. 12 сентября в Армении объявлен нерабочим.

Популярное

Сегодня с божественной Литургией отпраздновали Хачверац, который в народе называют просто Сурб Хач (Святой Крест). И вот какая проблемка в связи с этим вскрылась среди наших армян, которые, живя вне Армении, отождествляют этот праздник с Крестовозвижением, празднуемым в РПЦ 14 сентября, т.е. примерно в это же время, в которое мы празднуем Хачверац. Люди путают разные праздники посвященные Святому Кресту. Поэтому, нахожу уместным рассказать о том, что по минимуму нужно знать верующему армянину о праздниках Святого Креста, которых в ААЦ, аж четыре. Но сначала о календаре ААЦ.

Как, наверное, знают все верующие ААЦ, у нас свой календарь праздников, которые по дате (разве что кроме Пасхи и всему, что к ней привязано), не совпадают с датами праздников других традиционных Церквей. Более того, большая часть праздников привязывается не к конкретной дате, а ко дню недели, ближайшему к той или иной дате. В постные (среда,  пятница) дни праздников не бывает вообще. В будни отмечаются дни святых. В субботу отмечаются несколько более значимые праздники. Господние же и все наиболее важные церковные праздники всегда отмечаются в воскресение и никогда не выпадают на будние, и уж тем более на постные дни. Так вот, праздники посвященные Кресту всегда отмечаются в воскресение:

Хачверац (Возвращение Креста), празднуемый сегодня в ААЦ, посвящен освобождению императором Ираклием и возврату Святого Креста из персидского пленения в 628 году. Возвращение Креста является главным в ряду других праздников посвященных Кресту, и относится к так называемым тахавар тонер — пяти главным церковным праздникам ААЦ, среди которых Богоявление (Рождество и Крещение), Пасха (Воскресение Господа), Преображение, Успение Богородицы и, наконец, Хачверац. Этот праздник отмечается в ближайшее к 14 сентября воскресение (в период с 11 по 17 сентября), из-за чего он и отождествляется несведущими с греко-православным праздником Воздвижения Креста.

Гютхач (Обретение Креста). Отмечается в воспоминание Обретения Креста Господнего в Иерусалиме императрицей Еленой в двадцатые годы 4-го века. Именно этот праздник известен в РПЦ как обретение и последующее Воздвижение Креста, который отмечается 14 сентября. Однако Армянская Церковь празднует Обретение Креста царицей Еленой в ближайшее к 26 октября воскресенье (между 23 и 29 октября). К этому всему нужно добавить, что греко-православные и римо-католики к празднику обретения и Воздвижения Креста присоединяют и воспоминание о Возвращении Креста Господнего из персидского плена, т.е. празднуют двойной праздник. Но все же Воздвижение, т.е. обретение Креста для них является главным событием праздника, а Возвращение из плена, судя по всему, воспринимается как позднее и не столь важное приложение к основному празднику.

Еревумн Сурб Хачи (Видение Святого Креста) празднуется в воспоминание события явления Знамения Креста в небе над Иерусалимом 19 мая 351 года. В отличие от праздников Обретения и Возвращения Святого Креста, которые так или иначе отмечаются всеми традиционными Церквями, Видение Святого Креста отмечается только Восточными Церквями. Греко-православные отмечают его 7 мая, а Армянская Церковь в 5-е воскресенье после Пасхи (между 19 апреля и 23 мая).

Варага Сурб Хач (Святой Крест Варага) является праздником исключительно армянским и посвящен событию обретения в 653 году через Знамение частицы Святого Креста спрятанного в более древние времена в пещере горы Варага. Праздник установлен католикосом Нерсесом III (641 — 661), и отмечается в ближайшее к 28 сентября воскресенье (между 25 сентября и 1 октября).

Constantine and Helena. Mosaic in Saint Isaac's Cathedral.jpg

Конечно, крайне любопытен факт совпадения по дате двух, в общем-то разных конфессиональных праздников посвященных Святому Кресту. Наверное не обошлось тут без какого-то древнего подвоха, возникшего в силу конфессиональной разобщенности. Могу предположить, что (как это было некогда с Богоявлением, т.е. Рождеством и Крещением Господним) в единой при императоре Ираклии Вселенской Церкви традиция посвященных Кресту праздников была повсеместно одинаковая, но позже одна из сторон что-то изменила в своем календаре праздников. Варианта тут два — либо был некогда единый праздник Креста, включавший в себя и то и это исторические события и праздновались они всеми 14 сентября, но потом ААЦ разделила его на два отдельных праздника, оставив на старой дате как главный праздник Возвращение Креста, а Обретение перенеся на октябрь. Либо византийцы слили два разных праздника в один, чтоб «не распыляться», при этом имея свой приоритет в важности вспоминаемого события. Не знаю, кому как, но вторая версия мне кажется менее вероятной, потому что если до Ираклия все отмечали Обретение Креста 14 сентября (или около этого), то было бы странно, чтоб ААЦ развела празднуемые события именно так, закрепив за старой датой не то событие. Ну да ладно…. гадать не будем, как оно там было. Но, знать, как оно сейчас и здесь, нужно. Всех с праздником!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сурб акоп праздник
  • Суть праздника кущей
  • Судный день сша праздник
  • Супруги сами выбирают что подарить друг другу учитывая индивидуальные пристрастия
  • Сущность праздника день народного единства

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии