Сурем марийский праздник национальный

Сӱрем имеет важное религиозное значение для марийцев. Он является одним из главных и строгих праздников летнего календарного цикла и сопровождается крупным молением с жертвоприношением. Праздник распространён у луговых и восточных марийцев. В настоящее время отмечается в Моркинском, Советском, Волжском и других районах нашей республики.

Сӱрем имеет важное религиозное значение для марийцев. Он является одним из главных и строгих праздников летнего календарного цикла и сопровождается крупным молением с жертвоприношением. Праздник распространён у луговых и восточных марийцев. В настоящее время отмечается в Моркинском, Советском, Волжском и других районах нашей республики.

В прошлом праздник длился целую неделю. Луговые мари отмечают его ближе к Петрову дню 12-14 июля. День для начала праздника назначается картами (марийскими жрецами) на сходке. Обычаи и обряды, связанные с праздником, с древнейших времён занимали значительное место в духовной жизни марийского народа, и преемственность этой аграрной традиции во многом определяла самобытность марийского язычества. Сӱрем проводится ежегодно, а у некоторых групп марийцев – раз в 3 года. Каждая деревня или район в течение года проводит несколько коллективных молений с жертвоприношениями в священной роще – Кӱсото. Большинство из них выполняют в летний и осенний период, в любой день, кроме воскресенья. Сӱрем проводится два дня: в первый день всеобщее общественное моление, во второй день – сам праздник, массовое гуляние.

Праздник Сӱрем состоит из сложных ритуальных церемоний. Община по своему усмотрению решает, какую жертву, т.е. скотину, приносить богам. Данное обещание жертвоприношения совершают женщины на мольбище за три недели до праздника. После чего начинается подготовительный этап: сбор денег для выкупа жертвенной скотины, подбор подходящего животного. Со своего же подворья выбирают животных и птиц для проведения молений в священной роще: это может быть жеребец, баран, бычок, гусь, утка. Намеченные для приношения в дар богам животные и птицы называются пурлык. Все дары принято оценивать как приношение Богу результатов своего труда. За каждую птицу или животное молятся, прося Бога принять дар, освящают огнём, окропляют святой водой с помощью еловых веток. Только после того, как животное встрепенётся от брызг воды, считается, что оно угодно Богу. Теперь это животное называют тӱҥ вольык.

Во время проведения молений жертвенных животных или птиц подвязывают к небольшому столбу. Такой столб в этот же день изготавливают из жердей, используя молодую поросль в священной роще. После совершения всех обрядностей столб сжигают. Освящение огнём проводят посредством небольшой головёшки, взятой из святого костра. Очищают всё, что принесли в дар и поставили на столешницу, а также животных и птиц, предназначенных в дар богам. Такую процедуру очищения огнём совершают на всех молениях. Также существует древняя традиция создания звуковых вибраций в воздухе для очищения пространства от всякого зла. В священной роще такой обряд очищения совершается постукиванием ножа по топору. Его совершает онаеҥ во время освящения рощи перед началом молений. Все члены семьи молятся с коленопреклонением.

После всеобщего приготовления карты произносят молитвы: «Великий Боже Сӱрем! Мы этим сереброшерстным животным молились при жизни, а теперь молимся, принеся горячую жертву, искренне приготовленную непочатую жертву принимай любезно! Ради семейств, ради скотины, ради хлебов, ради денег (богатств), ради пчёл, ради товару, ради здоровья, великое спасение, радостей умоляя просим!». Для открытия праздника карт приносит с собой восковую свечу и ставит её в честь Бога Сӱрем перед священным деревом – онапу.

В начале ХХ века на праздник Сӱрем съезжались на тарантасах, запряжённых парой лошадей «с колокольцами». Привозили с собой эгерче (овсяной хлеб), туара (сыр), салмамуно (яичницу в виде омлета), блины, пироги, квас, пиво и другие кушанья.

Кострище с костром – одно из святых мест в молельной роще – являются особым очищающим местом. Разведённые костры не гасились до конца моления. Оставшиеся поленья уносить и использовать для других целей не разрешается. Основной ритуальный котёл приобретается на средства от денежных вложений. В нём готовят освящённую пищу: сӱвӧ лем и немырвот. За ним закрепляется конкретный человек, который в ответе за его сохранность и чистоту. Один из старейших контролирует ситуацию у главного ритуального котла в роще. Для установки котла над кострищем применяют железные цепи и столбы.

Когда мясо в котлах проварится, его вынимают и начинают делать выборку – наледымаш. Это доверяют делать только опытному мужчине учо – помощнику онаеҥа. Нельзя пропустить ни одной частицы, т. к. сӱвӧ должен содержать целостное восприятие о принесённых в дар богам животных и птицах. Наши предки считали, что таким образом мы обновляем Божественную природу. Пришедшие на моление в рощу приносят с собой крупу для ритуальной каши немырвот. После приготовления ритуального бульона, в отдельном котле варят кашу и помешивают большой деревянной ложкой. Брать пробу пищи на готовность и на количество соли нельзя. Всё это можно делать только после моления.

Все обрядовые действия в священной роще совершаются мужчинами. Именно они готовят ритуальный суп на бульоне от проваренного мяса домашних животных и птиц. Для бульона используется только свежая родниковая вода. Из подготовленной крупы и крови животных и птиц готовят лепёшки, формуя их с мукой. Затем опускают в бульон и варят до готовности, а после моления вкушают вместе с бульоном. Онаеҥ молитвами просит Дух Огня донести их до Ош Кугу Юмо, чтобы боги дали членам общины мир и спокойствие, здоровье и семейное счастье, удачу и благополучие, а также плодовитость скотины. («Тыныслыкым, тазалыкым, кинде перкем, еш перкем вольык перкем пуыза…»). С молитвою обращаются к Всевышнему: с каким мы старанием благодарим тебя, так же ты осчастливи нас («Кумыл дене товыло (нал) кугу тичмаш киндым, кугу ший сортам, кугу ший подым товыло, ме кузе тылат рӱзалтен щыжыктенна, тыят тугак мыланна ме йодмынам рӱзалтен шавалте ынде»).

При этом следует заметить, что моление и праздник проходят в строгом соответствии с традициями народа, языческого вероисповедания: за день до совершения ритуала все участники должны обязательно помыться в бане, одеться во всё чистое и белое. Ни в коем случае нельзя являться в священную рощу выпившим или пьяным, запрещается курить, устраивать резкие шумы.

Перед коллективным молением или после него (в разных местах по-разному) устраивали изгнания нечистых сил. Парни, верхом на лошадях, с криком, шумом скакали вокруг священной рощи, по полю и по деревне, хлестали кнутом строения домов, стены заборов, трубили в трубу сӱрем пуч. Обойдя всё селение, собирались в одном доме, где угощались топлёными сливками (шӧрвал) с лепёшкой (кӱжгинде). После этого совершался обряд уничтожения трубы. Её ломали, кидали в условленное место или оставляли в лесу на ветке.

После ритуала жертвоприношения начинается всеобщий праздник, который отмечается на природе в специально назначенном месте. Заранее приготовленное кушанье и пиво приносят с собою на лужайку. Присев на колени лицом к солнцу, каждый участник праздника молится, после чего начинается взаимоугощение и скачки парней на лошадях. А вечером в деревне продолжается массовое гуляние с весёлыми песнями и танцами, детскими и молодёжными играми и развлечениями. Во время игр девушки и парни знакомятся с молодыми людьми, прибывшими из соседних деревень. После такого знакомства девушка могла выйти замуж за полюбившегося ей парня.

Сӱрем завершает летний праздничный календарь марийцев. В Республике Марий Эл насчитывается более 500 священных рощ (Кӱсото), за состоянием которых бережно следят, запрещают использовать их в хозяйственных целях. Мы не должны забывать – эти рощи являются не только историческими и ландшафтными памятниками, но и надёжными защитниками и опорой жителей нашего марийского края.

При подготовке материала использованы исторические источники из фонда Центра чтения:

  • Юадаров К. Г. Вера предков : язычество / Климентий Юадаров. – Йошкар-Ола : Газета «Марий Эл», 2007. – 51 с.
  • Мамаев В. М. Марий юмын йӱла да пайрем-влак / В. М. Мамаев. – Йошкар-Ола, 2014. – 64 с., ил.
  • Попов, Н.С. Юмын йӱла = [Основы традиционной марийской религии] / Н. С. Попов, А. И. Таныгин ; Марий Эл Респ. тӱвыра да кол. кокласе кыл шотышто м-во ; Респ. усталык рӱдер. – Йошкар-Ола, 2003. – 271 с. : цв. ил.

Материал подготовила сотрудник отдела центра чтения М. И. Мамаева

Сӱрем имеет важное религиозное значение для марийцев, является одним из главных и строгих праздников летнего календарного цикла, сопровождается крупным молением с жертвоприношением. Во время праздника прежде проводилось обрядовое снятие табу, наложенное в связи с цветением хлебов, с периодом покоя и отдыха Матери Земли (МландеАва). Принося жертвоприношения богам, марийцы надеялись задобрить их и заручиться их поддержкой в хозяйственной и семейной жизни.

Локальное название.

Кӱсö (восточные марийцы), Шӱрем (Советский район РМЭ)

Распространение.

Праздник распространен у луговых, восточных марийцев. В настоящее время отмечается луговыми марийцами Моркинского, Волжского районов РМЭ, восточными марийцами.

Сроки и время проведения.

Сӱрем-Кусö проводится ежегодно, у некоторых групп марийцев через каждые 3 года в начале июля на 3-ей неделе после дня летнего солнцестояния (22 июня) около христианского праздника Петров день (12 июля), в некоторых местах — в сам Петров день. Праздник в прошлом длился целую неделю. День для начала праздника назначается картами на сходке.

Сӱрем имеет важное религиозное значение для марийцев, является одним из главных и строгих праздников летнего календарного цикла, сопровождается крупным молением с жертвоприношением. Во время праздника прежде проводилось обрядовое снятие табу, наложенное в связи с цветением хлебов, с периодом покоя и отдыха Матери Земли (МландеАва). Принося жертвоприношения богам, марийцы надеялись задобрить их и заручиться их поддержкой в хозяйственной и семейной жизни.

Обряды.

Праздник Сӱрем состоял из сложных ритуальных церемоний. Праздничная обрядность включала общинное моление с жертвоприношением в священной роще суремото, кӱсото (кӱсб олмо у восточных марийцев), групповое и окружное моление. Перед коллективным молением или после него устраивался обряд изгнания нечистых сил сурем мужо. Парни верхом на лошадях с шумом и криком скакали вокруг священной рощи, по полю и по деревне, хлестали кнутами строения домов, заборы, трубили в трубу сурем пуч, которую затем ломали, кидали в условленное место или оставляли в лесу на ветке. Участников обряда изгнания злых сил угощали топлеными сливками (шӧрвал). В период праздника строго соблюдались запреты: нельзя было курить, употреблять алкогольные напитки, сквернословить, устраивать разного рода шумы. В течение всех дней моления совершались очищения купанием в реке или в бане. Праздник завершался традиционным гуляньем, сопровождавшимся танцами, пением, играми. Как и в другие праздники, хозяева встречали гостей, угощали их обрядовой едой, пивом.

Источник

Справочник «Марийские праздники». Калинина О.А.

30328_chimari---mariy-el-prosyat-bog.jpg12 июля 2015г. в с.Шоруньжа Моркинского района состоится марийский праздник Сӱрем. В нём примут участие журналисты из 9 регионов страны.

Сӱрем имеет важное религиозное значение для марийцев, является одним из главных и строгих праздников летнего календарного цикла, сопровождается крупным молением с жертвоприношением. Во время праздника прежде проводилось обрядовое снятие табу, наложенное в связи с цветением хлебов, с периодом покоя и отдыха Матери Земли (Мланде Ава). Принося жертвоприношения богам, марийцы надеялись задобрить их и заручиться их поддержкой в хозяйственной и семейной жизни.

Праздник распространён у луговых, восточных марийцев. В настоящее время отмечается луговыми марийцами Моркинского, Волжского районов Республики Марий Эл, восточными марийцами.

Сӱрем-Кусö проводится ежегодно, у некоторых групп марийцев через каждые 3 года в начале июля на 3-ей неделе после дня летнего солнцестояния (22 июня) около христианского праздника Петров день (12 июля), в некоторых местах — в сам Петров день. Праздник в прошлом длился целую неделю. День для начала праздника назначается картами на сходке.

Праздник Сӱрем состоял из сложных ритуальных церемоний. Праздничная обрядность включала общинное моление с жертвоприношением в свящённой роще сӱремото, кӱсото (кӱсö олмо у восточных марийцев), групповое и окружное моление.

Перед коллективным молением или после него устраивался обряд изгнания нечистых сил сӱрем мужо. Парни верхом на лошадях с шумом и криком скакали вокруг священной рощи, по полю и по деревне, хлестали кнутами строения домов, заборы, трубили в трубу сÿрем пуч, которую затем ломали, кидали в условленное место или оставляли в лесу на ветке. Участников обряда изгнания злых сил угощали топлёными сливками (шӧрвал).

В период праздника строго соблюдались запреты: нельзя было курить, употреблять алкогольные напитки, сквернословить, устраивать разного рода шумы. В течение всех дней моления совершались очищения купанием в реке или в бане.

Праздник завершался традиционным гуляньем, сопровождавшимся танцами, пением, играми. Как и в другие праздники, хозяева встречали гостей, угощали их обрядовой едой, пивом.

Источник: http://aboutmari.com.

  • Традиции и обычаи

  • Правила поведения перед молением,
    во время и после моления

Икымше лаштыкыш пöртылаш>>>
Назад на первую страницу>>>

  • Хантыйский
  • Русский

«Сӱрем» нємпи мари мир емӑңхӑт

Тӑм ўңӑн ма веьщи мари мир мўва моиңа яңхсум па «Сӱрем» нємпи емӑңхӑт вантсум, щит Моркинской район Шоруньжа кәрт пўңӑн емӑң тӑхийн эщӑтсы.

Тӑм емӑңхӑт кашӑң о вәщ тыӑщн ипуяң рўщ Пєтр хӑт пурайн постӑы. Мари карт нємпи щӑртты ёх ясңӑт щирн, ыв мирхот пурайн путӑртӑт, мӑта хӑт вўш эвӑт тӑм емӑңхӑт постӑты оңитӑт.

«Сӱрем» емӑңхӑт  ар щос мӑр мӑн. Мєт сыры мари ёх хурамӑң әмӑтсухӑтн емӑң тӑхийн ӑктӑщӑт, єтут тәӑт, щепӑң ёх емӑң йиңкӑн пунӑт. Тӑта икет хәум ратхӑр аьӑт, Тәрум Ащева йиңкӑн мӑртӑтяты па нє щищкурек тухапи хот тухӑң войт нух вўыйт. Щӑта щи войт нюхи пиа емӑң ант кавӑртӑт.  

Тыв емӑң тӑхийн, арсыр юхӑт епийн мари ёх шӑнш әхтыйн оьман пойкщӑӑт. ыв  ям вәупсы вохӑт па ән арсыр єтутӑт яма ат єнумсӑт.

Кашӑң тыв юхтум хуят вєритӑс карт ёх пиа атэт путӑртты, муты вєра, нўшайа оӑңӑн иньщӑсты па вохты, ән ыв оңен ат пойкщӑсӑт.  Щит пӑты ӑ хуятӑт вєнш, ёш мухты хурамӑң ёнтум сухӑт па вухӑт мӑӑт.  Пойкщӑты юпийн мари ёх ям нумӑсн имухты сухӑт юх нўва йирсӑт.  Мўң, мойң ёх, ищи карт щӑртты хә пиа путӑртсўв, ўв шєңк амтӑс, хуты мўң хўв мўвӑт эвӑт ыв хущеа мойңа юхӑтсўв.  Карт хә ищи мўң пӑтэва пойкащман ям ясңӑт лупӑс.

Пойкщӑты юпийн иса тыв юхтум ёх мари мир єпӑң єтутӑтн апӑтсыйт, ма ин яма нәмєм, муйсӑр єпӑң емӑң ант. Мӑнєма  милки нємпи паум еңта нянь шєңк мәстӑс, щит кашӑң ими ўв щиран вєр, щи тухапи мави йиңк яньщсўв. 

Карт щӑртты хә лупӑс, хуты тӑм емӑңхӑт и хӑт ӑн мӑн, ӑпат хӑт постӑы, щи пурайн хоңхса таты, сур яньщты, атум ясңӑт путӑртты ӑн рӑх. Щи тумпийн щи хӑтӑт мӑр мари ёх певӑты хотн муй юханӑтн певӑӑт. 

Ювоӑң хӑт кәртӑң мир ияха якӑт, ариӑт па юнтӑт.

Людмила СПИРЯКОВА

Марийский праздник «Сурем»

Этим летом мне посчастливилось побывать на марийской земле и в качестве гостя принять участие в почитаемом марийцами языческом празднике «Сурем», который проходил вблизи деревни Шоруньжа Моркинского района.

Этот праздник проводится ежегодно в начале июля, его празднование совпадает с христианским «Петровым днём». По словам марийских духовников-картов, именно они на сходе марийцев-чиматей (чистых, настоящих), верных язычеству, назначают день начала празднования. 

Праздник «Сурем» состоит из сложных ритуальных церемоний. Нарядные сельчане собираются в молебной роще, приносят с собой угощения, которые освещаются картами. А здесь уже вовсю идут приготовления, занимаются этим исключительно мужчины. У мест молений разжигаются костры, проводится обряд жертвоприношения в виде водоплавающей или домашней птицы, кроме курицы. В больших котлах готовится обрядовая каша с мясом птицы. Принося жертвоприношения богам, марийцы надеются задобрить богов и заручиться их поддержкой в хозяйственной и семейной жизни.

Одновременно с этим в священной роще, на трёх стоянках, у разных деревьев происходит коллективное моление о благополучии, снятие табу, наложенного в связи с цветением хлебов. Каждый участник молений имеет возможность отдельно пообщаться с картом, рассказать ему о своих желаниях, которые затем озвучиваются при молении, за это они в дар оставляют вышитые полотенца и небольшую сумму денег. Также эти полотенца в конце церемонии марийцы завязывают на ветви деревьев, у которых молились. Нам, гостям, тоже удалось пообщаться с марийским духовником, он был очень рад нашему визиту и попросил богов о нашем благополучии.

В завершении обряда всех участников угощали блюдами марийской кухни,  мне особенно запомнилась обрядовая каша и марийские блины-милки, которые у каждой хозяйки отличались по вкусу, а также медовый напиток.

По времени праздник Сурем длится несколько часов. По словам картов, один день не завершает праздник, он отмечается в течение недели, в этот период строго соблюдаются запреты на курение, спиртные напитки, сквернословие и т.д. Также в течение всех дней молений совершаются обряды очищения, сопровождающиеся купанием в реке или бане.

Завершается праздник массовыми гуляниями с танцами, песнями и играми.

Людмила СПИРЯКОВА

17.10.2013

МОУ «Визимьрская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

на тему

«КАЛЕНДАРЬ МАРИЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ»

Выполнила:         ученица  5 «б» класса                          Григорьева Анастасия.

Руководитель:              учитель ИКН               Зурагаева Ю.К.

                                2016

                                  Содержание.

  1. Введение………………………………………………..стр. 3 — 4
  2. Основная часть…………………………………………стр. 5 — 9
  3. Заключение…………………………………………….стр. 10
  4. Литература……………………………………………..стр. 11

Введение.

Мы живём в Республике Марий Эл, коренным населением которой является народ мари.

Марийцы — трудолюбивый, веселый народ.  У марийского народа есть свое богатство — традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.

Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ — весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.

Цель нашей работы – рассмотреть праздники мари, связанные с народным земледельческим календарём.

В связи с данной целью поставили следующие задачи:

  1. изучить литературу о марийских праздниках;
  2. узнать, какие народные земледельческие праздники являются традиционными у марийцев;
  3. выяснить, отмечаются ли в настоящее время марийские земледельческие праздники или их некоторые элементы.

     Считаем данную работу актуальной, так как в наше время идёт возрождение многих национальных традиций. Мари, чья история уходит в глубокую древность, прошёл суровый и сложный жизненный путь. Но, несмотря ни на какие трудности, он сумел сохранить и донести до наших дней свою самобытную национальную культуру.

     Определив тему работы, мы приступили к поиску информации и столкнулись с тем, что литературы по данной теме немного. В основном мы опирались на традиционное марийское издание «Марла календарь» /на русском и марийском языках/.                                                                                               Также мы черпали информацию из книги «История и культура марийского народа», энциклопедии «Я познаю мир» («Праздники народов мира»).

Предмет моего исследования: культура и традиции марийского народа.

Объект исследования:  марийские праздники.

Исследуя данную тему, надеюсь получить дополнительный материал о культуре, традициях, обычаях своего родного народа, как носителях народных знаний,  передать изученный мной материал и оформленный в виде перекидного календаря моим сверстникам и заинтересовать их историей  и культурой своего народа и сохранить ее.

Основная часть

Неотъемлемой частью общественного быта народа были календарно-трудовые, престольные (храмовые), местные деревенские праздники. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление о счастье,  полноте существования, гармонии и творческой  жизни.

 Зимний цикл марийских календарных  праздников.          

1 января У Ий Пайрем (Новый год)

В новогодние праздники марийцы избавляются от плохого старого и мечтают о хорошем новом.

В зимнем цикле календарных праздников важное место занимали Святки (Шортйол, Шартял, Шочъйол, Шорыкйол). Шортйол марийцы проводили в период зимнего солнцестояния. Праздник завершал старый, начинал новый земледельческий год. В дни праздника проводились различные магические действия, моления, гадания, игры и ряженья, готовились обрядовые и праздничные блюда. Сложившись в большой комплекс праздничных обрядов, они были направлены на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличения будущего урожая, домашних животных. 

Праздник сегодня. 

Это праздник остается одним из любимых. Ряженые дети и взрослые ходят по домам, меняя свои голоса, разговаривают с хозяевами, справляются о здоровье, домашних делах. У всех ряженых корзинки или мешочки для угощений.

          Прощаясь, желают успеха, богатства, здоровья.

12 февраля марийский праздник «Конга пайрем» («Праздник печки»)

12 февраля отмечается старинный марийский национальный праздник «Конга пайрем» («Праздник печки»). Нет ничего удивительного в том, что у печки есть свой праздник. Но вряд ли его сейчас широко отмечают  ведь в современных деревнях далеко не в каждом доме есть печка.

Весенний цикл праздников.

Уярня (Масленица)  (конец февраля начало марта)

Предки марийцев в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. В нем сочетались элементы зимней и весенней обрядности, что стало особенностью праздника. Стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил — первоначальная идея Масленицы, забыта в настоящее время. Праздник сегодня.

Жители нашего поселка до сих пор отмечают этот праздник: катаются с горок, пекут блинчики, сжигают масленицу, а также устраивают различные игры.

5 марта — день принятия герба и флага Республики Марий Эл

Кугече (Большая Среда Пасхи)

Традиционный марийский праздник Кугече – Великий день — традиционно отмечается в конце пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца. Праздник сегодня. Праздник не утратил своих особенностей и в настоящее время. Дети ходят по домам собирают крашеные яйца, произнося «Христос воскресе!» Отвечая «Воистину воскресе» взрослые подают яйца, куличи, сладости. Взрослые едут на всенощную службу в церковь. Освящают яйца, куличи.

Ага — пайрем (Праздник пашни)

Праздник пашни, праздник сохи. Это праздник завершения полевых работ, большой аграрный языческий праздник с жертвоприношениями.

Летние праздники

Семык (Семик) — главный праздник марийцев.

Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье — в день Троицы.

Значение праздника. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.

14 июня — Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)

Праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников.

Праздник сегодня. В нашем поселке этот праздник не отмечается. Но некоторые жители ездят на этот праздник в Йошкар-Олу. На празднике можно увидеть  представителей  горных, луговых. восточных марийцев, увидеть особенности нарядов, танцев разных регионов. Где проживают марийцы.

9-12 июля – ритуальный обрядовый праздник Сурем (Очищение)

Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями — изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных трубах.

2 августа Угинде (Праздник урожая)

Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника — поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом. 

Праздник сегодня.

Этот праздник не отмечается как раньше, но старшее поколение до сих пор почитает его, ведь  «хлеб — всему голова». Свежеиспечённый хлеб – главное блюдо на праздничном столе. И на каждый праздничный стол первым ставят хлеб, желая, никогда не быть обделенным от него. В нашей школе такой праздник отмечается выставкой «Чудо овощ», а в детском саду утренник «Праздник урожая».

Осенние праздники

5 октября — Туня кумалтыш.

Проведение — священная Роща «Ош Куэр», деревня Нурсола Куженерского района Республики Марий Эл. Всемарийское моление Тyня Кумалтыш проводится в священных рощах, куда приходят карты и их помощники из числа членов общины.

12 октября — Турек Суртан кугызын кумалтышыже..

Проведение – поселок Мари-Турек Республики Марий Эл.

Молитвы своему легендарному предку — заступнику марийского народа Туреку (Туру), прах которого, по преданию, покоится под святым курганом, вознесли язычники — маритурекцы.

12 октября — Мер кумалтыш

Место проведения — священная роща Тумерото, город Йошкар-Ола. Мер Кумалтыш – это моление союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов — мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.

12 октября — Тисте кумалтыш

Тисте кумалтыш – общинное моление марийцев. Место проведения : священная Роща «Шинурото», Куженерский район Республики Марий Эл.

19 октября — Немда кундем кумалтыш

Место проведения Немда кундем кумалтыш — Новоторъяльский район Республики Марий Эл

19 ноября — Ял кумалтыш.

Место проведения – деревня Туня Уржумского района Кировской области.

Моление ял кумалтыш проводится раз в год до или после летних полевых работ.

4 ноября – День марийской государственности

Праздник установлен в честь образования Марийской автономной области (1921) и имеет государственный статус. Впервые праздничное торжество состоялось 1 марта 1921 года.

У пучымыш (Праздник новой каши)

У пучымыш проводится до православного Михайлова дня (21 ноября), в некоторых местах — в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других — в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.

10 декабря Марий Тиште Кече  (Праздник марийской письменности)

10 декабря 1775 года императорская Академия наук СанктПетербурга издала первую марийскую грамматику «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка». Ее автором считают казанского архиепископа Вениамина ПуцекГригоровича. Учитывая историческую значимость издания первой грамматики марийского языка, с 10 декабря 1998 года в Республике Марий Эл отмечается День марийской письменности Марий Тиште Кече.        

 Заключение

У каждого народа есть свои традиционные праздники. Изучив марийские праздники, знакомясь с традициями и обычаями родной деревни, можно утверждать, что корни многих марийских праздников уходят глубоко в язычество марийского народа. Язычество марийского народа — это целый необозримый мир. Ко всему  прочему, этот мир жив и по сей день. Приверженцев язычества называют «чимарий», что означает «чистый мари» или «настоящий мари». Почему «чистый мари»?- Мари, сохранивший изначальную веру, не примкнувший к другой. Марийский народ во все времена  поклонялся силам природы, ощущал себя ее  частицей, осознавал, что он не царь природы, которому позволено губить ее как угодно.

Сохранив, чтя культуру, традиции родного края, мы сохраним нашу нацию, наш народ.

Собранный материал поможет  моим друзьям глубже познакомиться с традициями, обычаями марийского народа и не утратить его богатство.

                                      Литература.


1. Календарные
 праздники и обряды марийцев. Йошкар-Ола, 2003.

2. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. С. 200-214.

             3. Калинина О.А. Марийские праздники. — Йошкар-Ола,2006.-51 с.

  1. История и культура марийского народа/ Под ред. А.А.Андриянова, О.М.Герасимова,-Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1994 г.
  2. История и культура марийского народа: Хрестоматия для учащихся 5,6 класса / Под ред. Г.И.Соловьева. — Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1993

Марий Эл Телерадио » МАРИЙ ЭЛ ТВ » Марий йӱла: О том, как отмечают праздник Сÿрем в Волжском районе, рассказывает карт Аркадий Фёдоров

20:43, 23-07-2021Марий йӱла: О том, как отмечают праздник Сÿрем в Волжском районе, рассказывает карт Аркадий Фёдоров

Юлсер кундемыште Сӱрем пайремым палемденыт. Тачысе кечын тиде пайрем радам кузе аралатын кодын, могай йӱлам верысе калык шукта? Тидын нерген «Марий йӱла» рубрикыште Волжский район гыч онаеҥ Аракадий Федоров палдара.

Просмотров
378

    • Нравится
    • 0

Похожие новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

МЭТР смотреть онлайн

Наш Партнер

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Суть праздника пасхи православие
  • Сурб хач армянский праздник
  • Суть праздника нового года
  • Сурб акоп праздник
  • Суть праздника кущей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии