Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе?
Все упомянутые выше данные были
опубликованы и хорошо известны. Возникает
вопрос: неужели не предпринимается
никаких серьезных усилий для избежания
того, что очень похоже на окончательный
приговор судьбы? В то время как в личной
жизни только безумный человек может
оставаться пассивным перед угрожающей
его жизни опасностью, те, кто облечены
государственной властью, практически
не предпринимают ничего для предотвращения
этой опасности, а те, кто вверили им свои
жизни, позволяют им бездействовать.
Как случилось, что инстинкт самосохранения
— самый сильный из всех инстинктов —
как будто перестал побуждать нас к
действию? Одно из наиболее тривиальных
объяснений заключается в том, что та
деятельность, которой занимаются наши
руководители, создает впечатление,
будто они понимают стоящие перед
человечеством проблемы и как-то пытаются
их решить: бесконечные конференции,
резолюции, переговоры позволяют делать
вид, что принимаются эффективные меры
для предотвращения катастрофы. В
действительности же никаких серьезных
изменений не происходит, но и руководители
и руководимые усыпляют свое сознание
и свое желание выжить, создавая видимость
того, что путь к спасению им известен и
что они совершают правильные действия.
Другое объяснение заключается в
следующем: порожденный системой эгоизм
заставляет ее лидеров ставить личный
успех выше общественного долга. Трудно
кого-либо в настоящее время удивить
тем, что ведущие политические деятели
и представители деловых кругов принимают
решения, служащие их личной выгоде, но
вредные и опасные для общества.
Действительно, если один из столпов
современной морали — эгоизм, почему они
должны поступать иным образом? Они как
будто не знают, что алчность (как и
подчинение) делает людей глупыми, даже
когда они в личной жизни преследуют
собственные интересы, заботясь о себе,
о своих близких (см. Ж.Пиаже «Моральные
суждения ребенка»). Рядовые же члены
общества также эгоистично поглощены
личными делами и вряд ли замечают то,
что выходит за пределы их собственного
узкого мирка.
Еще одну причину снижения инстинкта
самосохранения можно описать таким
образом: необходимые изменения в образе
жизни людей должны быть настолько
радикальными, что сегодня люди отказываются
приносить те жертвы, которых потребовали
бы эти изменения, предпочитая жить под
угрозой будущей катастрофы. Подтвердить
подобное достаточно широко распространенное
отношение к жизни может описанный
Артуром Кестлером случай, который
произошел с ним во время Гражданской
войны в Испании. Когда поступило сообщение
о наступлении войск Франко, Кестлер
находился на комфортабельной вилле
своего друга. Ясно было, что вилла будет
захвачена и Кестлера, скорее всего,
расстреляют. Ночь была холодной и
дождливой, а в доме было тепло и уютно,
и Кестлер остался, хотя по логике вещей
должен был бы попытаться спастись
бегством. Он пробыл в плену не одну
неделю, прежде чем его друзья-журналисты,
затратив немалые усилия, чудом спасли
его. Такое же поведение характерно для
людей, которые отказываются пройти
медицинское обследование, страшась
узнать диагноз опасного заболевания,
требующего серьезной операции, и, скорее,
рискнут умереть «своей смертью».
Кроме описанных причин фатальной
пассивности человека в вопросах жизни
и смерти, существует еще одна, которая,
собственно, и побудила меня написать
эту книгу. Я имею в виду следующее: в
настоящее время мы не располагаем
никакими другими моделями общественного
устройства, кроме корпоративного
капитализма, социал-демократического
или советского социализма или
технократического «фашизма с
улыбающимся лицом». Это мнение в
большой степени подтверждается тем
фактом, что до сих пор предпринималось
весьма небольшое число попыток
исследования осуществимости новых
моделей общества и проведения экспериментов
с ними. Действительно, чтобы создать
новые и реалистические альтернативы
построения человеческого общества,
одного воображения недостаточно.
Проблемы социальной реконструкции
должны стать, хотя бы отчасти, предметом
такого же глубокого интереса со стороны
лучших умов современности, какой сегодня
вызывают наука и техника.
Главная тема данной книги — анализ двух
основных способов существования:
обладанияибытия.В гл. I приводятся
некоторые общие наблюдения о различиях
между этими двумя способами. В гл. II это
различие иллюстрируется примерами из
жизни, которые читатель может легко
соотнести со своим собственным опытом.
В гл. III представлены трактовки бытия и
обладания в Ветхом и Новом заветах, а
также в сочинениях Мейстера Экхарта.
Последующие главы посвящены особенно
сложной проблеме — анализу различий
между обладанием и бытием как способами
существования: делается попытка
теоретических выводов на основе
эмпирических данных. Вплоть до последних
глав описываются главным образом
индивидуальные аспекты этих двух
основных способов существования; в
последних же главах рассматривается
их роль в формировании Нового Человека
и Нового Общества и возможные альтернативы
пагубному для человека способу
существования и катастрофическому
социально-экономическому развитию
всего мира.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
25 сценариев развития человечества
Благодаря инстинкту выживания человечество и наша цивилизация существуют уже тысячи лет. Хотя в течение нескольких последних десятилетий научные сообщества все чаще беспокоятся по поводу возможных глобальных катастроф – событий с высоким коэффициентом риска, способные не только нанести вред планете, но и уничтожить на ней жизнь.
25. Эра черных дыр
Эра черных дыр
Эра черных дыр описана в книге профессора Фреда Адамса «The Five Ages of the Universe», как век, в котором организованная материя останется только в форме черных дыр. Постепенно они благодаря квантовым процессам радиационной активности избавятся от поглощённой ими материи. К концу упомянутой эры останутся только низкоэнергетические протоны, электроны и нейтроны. Другими словами, можно попрощаться с нашей красивой голубой планетой.
24. Конец света
Конец света
По мнению многих религиозных течений, которые выдвигают разнообразные гипотезы, приближается конец света (судный день, второе пришествие Иисуса Христа, пришествие Антихриста). В одном все согласны: конец света наступит неизбежно. Ученые опровергают большинство гипотез, но тоже согласны, что это может случиться.
23. Всемирное диктаторское правительство
Всемирное диктаторское правительство
Когда вспоминаешь о периодах правления таких диктаторов, как Гитлер, Сталин, Саддам, Ким Чен Ын и других классических политических диктаторских режимах, то легко предположить, что такой сценарий тоже можно рассматривать началом конца цивилизации.
22. Серая слизь
Серая слизь
В результате еще одного сценария конца света, придуманные человеком нанороботы выйдут из-под контроля и уничтожат человечество.
21. Гамма-излучение
Гамма-излучение
Многие ученые обеспокоены тем, что чрезвычайно мощное гамма-излучение соседних галактик, в результате очень сильного взрыва, может стать причиной гибели нашей планеты. Эта гипотеза помогает объяснить так званый парадокс Ферми, который свидетельствует о том, что, кроме нас, других технологически развитых цивилизаций во Вселенной нет, так как гамма-лучи, возможно, уничтожили все.
20. Глобальное потепление
Глобальное потепление
Это спорный вопрос, но многие считают, что в результате деятельности человечества, возникшее глобальное потепление станет тем фактором, который можно рассматривать, как причину изменения климата и гибели жизни на нашей планете.
19. Солнечная гиперактивность
Солнечная гиперактивность
Солнце периодически выбрасывает в космос раскаленные радиоактивные облака газа, которые угрожают магнитному полю Земли, так как являются чрезвычайно мощными и достигают Земли всего за несколько часов. По словам некоторых ученых, в результате вреда, который человек приносит своей планете, неконтролируемые коронарные выбросы Солнца однажды уничтожат планету.
18. Большой взрыв
Большой взрыв
Теория Большого взрыва – это еще одна сомнительная космологическая гипотеза, согласно которой материя Вселенной, начиная от звезд, галактик до атомов и других частиц, которые появились в результате этого взрыва, таким же способом и исчезнут в будущем.
17. Большое сжатие
Большое сжатие
Большое сжатие является еще одной научной гипотезой конца нашего существования. В его результате Вселенная сожмется и взорвется. Большой взрыв породил её, а Большое сжатие уничтожит.
16. Генетическое загрязнение
Генетическое загрязнение
«Генетическое загрязнение» — сомнительный термин, используемый для объяснения бесконтрольного использования генной инженерии, которая вмешивается в мир природы. Вмешиваться в гены нежелательно, так как создав однажды новые организмы, можно безвозвратно нанести вред существующим. В результате спонтанных мутаций могут появиться нежелательные доминирующие виды.
15. Пандемии
Пандемии
Еще одним риском для жизни человечества можно считать глобальные эпидемии, которые смогут очень быстро распространяться воздушно-капельным путем и убить людей всего за несколько часов до того, как человечество найдёт эффективное лекарство.
14. Вымирание человечества
Вымирание человечества
Как бы выглядела планета, если бы человечество внезапно исчезло с лица земли, как динозавры? К внезапному вымиранию человечества могут привести несколько причин. Например, все мужчины станут геями и прекратится репродукция человечества.
13. Будущее Вселенной
Будущее Вселенной
Существуют два сценария развития будущего Вселенной, и оба ведут к ее гибели. Некоторые ученые говорят, что Вселенная взорвется, а другие – замерзнет. Так или иначе, но оба сценария абсолютно неоптимистичны.
12. Перенаселение
Перенаселение
Все чаще и чаще звучит угроза перенаселения планеты. Многие эксперты утверждают, что к 2050 году это станет самой большой проблемой для нас. Дело в том, что человечество будет настолько многочисленным, что не будет хватать различных жизнеобеспечивающих ресурсов, например, воды и нефти. В результате, получаем голод, засухи, болезни и бесконечные войны между странами.
11. Чрезмерное потребление
Чрезмерное потребление
Чрезмерное потребление уже в 2015 году считается одним из рисков. Так как люди потребляют намного больше, чем природа может регенерировать. Проявлениями чрезмерного потребления являются огромные выловы рыбы и чрезмерное потребление мяса. Это же касается и овощей, и фруктов.
10. Третья мировая война
Третья мировая война
Альберт Эйнштейн был одним из первых, кто предрек конец света в результате Третьей мировой войны. Он говорил, что не знает, какое оружие человечество будет использовать во время Третьей, но в Четвертую мировую войну человечество будет воевать камнями и дубинками.
9. Гибель цивилизации
Гибель цивилизации
Гибель цивилизации – это самый реалистический сценарий из тех, которые прогнозируют гибель человечества. Примером можно считать судьбу цивилизации Майя или Византийской империи. Все то же может случиться и со всем человечеством в будущем.
8. Ядерная война
Ядерная война
Ядерный холокост и апокалипсис относятся к самым реальным рискам, которые могут привести к гибели человечества. Это может произойти, так как в мире накопилось огромное количество ядерного оружия.
7. Новый мировой порядок
Новый мировой порядок
Новый мировой порядок может быть установлен одной из тайных организаций, которые существуют сегодня (Иллюминаты, Масоны, Сионисты и т.д.). Сегодня они находятся под контролем общества, но могут в будущем стать более могущественными и своими догмами и действиями привести человечество к рабству и служению злу.
6. Мальтузианская ловушка
Мальтузианская ловушка
Суть мальтузианской катастрофы по Томасу Мальту, автору «Опыт закона о народонаселении» (1798), в том, что в будущем численность населения обгонит рост и возможности аграрного сектора экономики и стабильности. После чего произойдет упадок и уменьшение численности населения, и начнутся бедствия.
5. Вторжение инопланетян
Вторжение инопланетян
Эта теория существует еще с античности и большинство (если не все) видели бесчисленные фильмы, в которых одним солнечным днем некая инопланетная цивилизация завоюет планету и попытается уничтожить жизнь на ней. В ближайшем будущем это не случится, но возможно произойдет когда-нибудь.
4. Трансгуманизм
Трансгуманизм
Трансгуманизм – это международное культурное и интеллектуальное течение нескольких последних лет, целью которого есть понимание великой роли технологий в трансформациях и улучшения качества материальной, физической и умственной сфер жизни человека. Хотя звучит великолепно, но в результате информационной и технологической революции человечество может пострадать.
3. Технологическая сингулярность
Технологическая сингулярность
Специалисты используют понятие «технологическая сингулярность», описывая гипотетический сценарий, в результате которого быстрый технологический прогресс сыграет злую шутку с человечеством, которое создаст искусственный интеллект и погибнет, потеряв над клонами и роботами контроль.
2. Взаимное гарантированное уничтожение
Взаимное гарантированное уничтожение
Понятие «взаимное гарантированное уничтожение» относится к глобальному использованию оружия с целью массовых уничтожений людей и планеты. Это реальный сценарий, если оценить сегодняшнюю политическую и военную ситуацию в мире.
1. Кинетическая бомбардировка
Кинетическая бомбардировка
Те, кто смотрел фильм «Умри, но не сейчас», знают, что кинетическая бомбардировка сможет уничтожить жизнь на планете. Если вы не видели фильм, тогда представьте разработку космического оружия, которое может уничтожить все, что есть на Земле за пару секунд. Страшно? Страшно. А ведь учёные даже подсчитали вероятность серьёзных катастроф, которые могут привести к гибели человечества, до тысячных процента.
ВикиЧтение
Иметь или быть
Фромм Эрих Зелигманн
Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе?
Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе?
Все упоминавшиеся до сих пор данные опубликованы и хорошо известны. Трудно поверить, что не предпринимается никаких серьезных усилий, чтобы избежать того, что так похоже на окончательный приговор судьбы. В то время как в личной жизни только сумасшедший может оставаться пассивным перед лицом опасности, угрожающей всему его существованию, те, кто облечен государственной властью, не предпринимают практически ничего, чтобы предотвратить эту опасность, а те, кто вверил им свою судьбу, позволяют им пребывать в бездействии.
Каким образом стало возможным, что самый сильный из всех инстинктов инстинкт самосохранения, — казалось бы, перестал побуждать нас к действию? Одним из наиболее тривиальных объяснений является то, что наши лидеры предпринимают многочисленные действия, дающие им возможность делать вид, что они принимают эффективные меры для предотвращения катастрофы: бесконечные конференции, резолюции, переговоры о разоружении создают впечатление, будто они понимают стоящие перед человечеством проблемы и стараются как-то их разрешить. В действительности же никаких серьезных изменений не происходит; но и руководители и руководимые усыпляют свое сознание и свое желание выжить, создавая видимость того, что путь к спасению им известен и что они находятся на правильном пути.
Другим объяснением может быть то, что эгоизм, порождаемый системой, заставляет ее лидеров ставить личный успех выше общественного долга. Никого больше не шокирует то, что ведущие политические деятели и представители деловых кругов принимают решения, которые служат их личной выгоде, но вредны и опасны для общества. В самом деле, если эгоизм — одна из основ бытующей в современном обществе морали, то почему они должны вести себя иначе? Они как будто бы не знают, что алчность (как и подчинение) делает людей глупыми, даже когда они в личной жизни преследуют свои собственные интересы, заботясь о себе и своих близких (см. Ж. Пиаже «Моральные суждения ребенка»). В то же время рядовые члены общества тоже столь эгоистично поглощены своими личными делами, что едва ли обращают внимание на все, что выходит за пределы их собственного узкого мирка.
Еще одним объяснением такого притупления инстинкта самосохранения может быть то, что необходимые изменения в образе жизни людей должны быть настолько радикальными, что люди предпочитают жить под угрозой будущей катастрофы, нежели приносить сегодня те жертвы, которых потребовали бы эти изменения. Одним из наглядных примеров подобного широко распространенного отношения к жизни может служить описанный Артуром Кестлером случай, который произошел с ним во время Гражданской войны в Испании. Кестлер находился на комфортабельной вилле своего друга, когда поступило сообщение о наступлении войск Франко; не было сомнений, что вилла будет захвачена еще до рассвета и тогда Кестлера, скорее всего, расстреляют. Он мог бы спастись бегством, но ночь была дождливой и холодной, а в доме было тепло и уютно, и он решил остаться. Не одна неделя прошла, прежде чем его чудом удалось спасти из плена благодаря усилиям друзей-журналистов.
Тот же тип поведения характерен для людей, которые скорее рискнут умереть «своей смертью», чем пройти медицинское обследование, в результате которого может быть поставлен диагноз опасного заболевания, требующего серьезного хирургического вмешательства.
Помимо этих объяснений фатальной пассивности человека в вопросах жизни и смерти, существует и другое, которое, собственно, и является одной из причин, побудивших меня написать эту книгу. Я имею в виду мнение, согласно которому мы в настоящее время не располагаем никакими альтернативами моделям корпоративного капитализма, социал-демократического или советского социализма или технократического «фашизма с улыбающимся лицом». Популярность этого мнения в большой мере объясняется тем фактом, что число попыток, предпринимавшихся с целью исследования осуществимости совершенно новых моделей общества и проведения экспериментов с ними, весьма невелико. В самом деле, пока проблемы социальной реконструкции не станут, хотя бы отчасти, предметом столь же глубокого интереса со стороны лучших умов современности, какой ныне вызывают наука и техника, одного воображения будет недостаточно, чтобы представить себе какие-либо новые и реалистические альтернативы.
Главной темой данной книги является анализ двух основных способов существования:
обладания и бытия. В первой главе я привожу некоторые беглые наблюдения, касающиеся различия между этими двумя способами. Во второй главе это различие демонстрируется на ряде примеров, взятых из повседневной жизни, которые читатель может без труда соотнести со своим собственным жизненным опытом. В третьей главе представлены трактовки бытия и обладания в Ветхом и Новом завете, а также в сочинениях Майстера Экхарта. Последующие главы посвящены наиболее сложной проблеме: анализу различий между обладанием и бытием, как способами существования, в них я пытаюсь сделать теоретические выводы на основе эмпирических данных. Вплоть до последних глав речь в основном будет идти об индивидуальных аспектах этих двух основных способов существования; последние же главы посвящены их роли в формировании Нового Человека и Нового Общества и возможным альтернативам пагубному для человека способу существования и катастрофическому социально-экономическому развитию всего мира.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Глава III. (Что) есть некая природа, посредством которой существует все существующее и которая сама существует через себя саму и есть высшее (в отнощении) всего существующего
Глава III. (Что) есть некая природа, посредством которой существует все существующее и которая сама существует через себя саму и есть высшее (в отнощении) всего существующего
Наконец, не только все блага благи через нечто одно и то же и все величины велики через нечто одно,
Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное через нее, так она существует из себя самой, а остальное — из нее
Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное через нее, так она существует из себя самой, а остальное — из нее
Итак, поскольку найденное нами удовлетворительно (теперь) хорошо бы исследовать, верно ли, что сама эта природа и все, что есть нечто, существует не
Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины, но и существует не через ничто и не из ничего; и как можно понять, что она существует через себя и из себя
Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины, но и существует не через ничто и не из ничего; и как можно понять, что она существует через себя и из себя
Итак, поскольку не всегда имеет тот же смысл «быть через что-то» и «быть из чего-то», нужно
АЛЬТЕРНАТИВА ЗАПАДНИЗМУ
АЛЬТЕРНАТИВА ЗАПАДНИЗМУ
Западнизм в том виде, как он был описан выше, т.е. как целостная социальная организация, возник и достиг современного состояния совсем не по марксистской схеме. Исторически сначала появились антифеодальные идеи, сыгравшие идеологическую роль в
Символическая альтернатива
Символическая альтернатива
«В «Символическом обмене и смерти» вы, если можно сказать, еще были социологом», — заметил журналист Филипп Пети в беседе с Бодрийяром. Тот живо возразил:
Нет, я никогда не был социологом в таком смысле. Я очень быстро отошел от социологии
Может ли мышление натолкнуться на любовь без дисциплины, без мысли, без осуществления, без какой-либо книги, какого-либо учителя?
Может ли мышление натолкнуться на любовь без дисциплины, без мысли, без осуществления, без какой-либо книги, какого-либо учителя?
В неистовом, покинутом мире нет никакой любви, потому что удовольствие и желание играют самые большие роли. И все же без любви ваша
Альтернатива.
Альтернатива.
И вот тут приходится сказать о наших сегодняшних трудностях и сомнениях, которые расходятся, казалось бы, с общепринятыми, привычными демократическими чаяниями и, пожалуй, даже иллюзиями.Судя по многим данным, наши расчеты быстрыми темпами построить
90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ
90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ
Эмпиризм — теоретико-познавательное направление, выводящее познание из чувственного опыта.Галилео Галилей (1564–1642) — итальянский ученый, основатель экспериментально-теоретического естествознания.Эксперимент — планомерное
3. Какая зрелость нужна народу для перехода из одной эры в другую
3. Какая зрелость нужна народу для перехода из одной эры в другую
О тех временах, когда земля впервые стала основным источником существования людей, а труд на земле — основным занятием, никаких достоверных сведений история не имеет. Древний Египет, Древний Китай, Шумер,
Какая погода (какое время) на дворе
Какая погода (какое время) на дворе
Старинная риторика, преимущественно средневековая, включала в себя особую топику, топику impossibilia (по-гречески adynata); adynaton было общим местом, топосом, надстроенным над идеей вершины: два от природы противоречащих друг другу элемента, враги
78. Есть ли у философии какая-то духовная и моральная миссия в наше время?
78. Есть ли у философии какая-то духовная и моральная миссия в наше время?
В каждую эпоху люди впадают в свой абсурд существования – не в тот высокий и трагический абсурд, который доступен лишь избранным тонким натурам, но в абсурд заедающей повседневной пошлости. Сегодня
Глава 7. Какая польза в унынии?
Глава 7. Какая польза в унынии?
«Вторичная выгода»
Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет!
М. Эбнер-Эшенбах
Казалось бы, все понимают, что уныние — это плохо, что унывающий человек тяжко влачит груз своей жизни и страдает
Альтернатива старой системе
Альтернатива старой системе
Бреттонвудсская система, созданная Западом и распространенная на весь мир после 1944 г., начинает получать глобальных конкурентов. Наглядным примером может служить ШОС, Шанхайская организация сотрудничества, вступившая в действенную фазу в 2001
АЛЬТЕРНАТИВА
АЛЬТЕРНАТИВА
Один человек сорвался с крутого обрыва, но зацепился одеждой за ветку дерева, укоренившегося на склоне, и повис над рекой, что пенилась далеко внизу.Человек поднял глаза к небу и в ужасе вскричал:«Есть там кто-нибудь?!»Голос немедленно ответил:«Чего ты
Альтернатива (Alternative)
Альтернатива (Alternative)
Вынужденный выбор одного из двух терминов при невозможности принять или отклонить сразу оба. Пример альтернативы: быть или не быть. Альтернатива – такой выбор, при котором отсутствует возможность сделать выбор в пользу или против выбора.Понятие