Свадьба дунгане праздники

ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - По маршруту Великого шелкового пути - через китайские провинции Шэньси с древней столицей Сиань, Ганьсу с городами Ланчжоу и Линся, современный Синьцзян-Уйгурский автономный район и далее Кордайский и Жамбылский районы Жамбылской области Казахстана - располагаются места традиционного компактного проживания дунган (хуэйцзу).

ПОД ОДНИМ ШАНЫРАКОМ: Дунганская свадьба — древние традиции в современном воплощении

ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ — По маршруту Великого шелкового пути — через китайские провинции Шэньси с древней столицей Сиань, Ганьсу с городами Ланчжоу и Линся, современный Синьцзян-Уйгурский автономный район и далее Кордайский и Жамбылский районы Жамбылской области Казахстана — располагаются места традиционного компактного проживания дунган (хуэйцзу).

Как рассказал корреспонденту Казинформа один из старейших представителей дунганского этноса, профессор Таразского государственного университета, академик Национальной академии естественных наук РК, председатель молодежного дунганского центра «Гуонлён» Рашид Бакиров, в конце ХIХ века из Китая от притеснений императорской династии Цин бежали почти миллион дунган. Сотни тысяч вынужденных переселенцев погибли во время тяжелого зимнего перехода через тянь-шанские горные перевалы. Первым поселением дунган на территории Казахстана в Жамбылской области стали кордайские села Масанчи и Сортобе, а также селение Жалпак-тобе в Жамбылском районе, где беженцы были радушно встречены местным населением.

«В Китае сегодня проживает 10 миллионов хуэйцзу, в Центральной Азии — 130 тысяч, на территории Казахстана живут порядка 55 тысяч дунган, из которых 40 тысяч обосновались в Жамбылской области, — рассказал Р. Бакиров. — В тяжелых испытаниях закалились упорство и трудолюбие моего народа, для которого Казахстан стал второй Родиной. Дунгане осваивали новую землю, основным их занятием стало товарное огородничество. Современные дунгане — активные участники общественной жизни страны. В Жамбылской области дунганские этнообъединения «Вынхуа» и «Гуонлён» являются одними из самых активных и деятельных в Ассамблее народа Казахстана региона».

По словам Р. Бакирова, в течение 140 лет дунгане стараются сохранить свои обычаи и традиции, из поколения в поколение. Особенно это проявляется в жизненно важных для человека событиях — свадьбе, рождении ребенка.

Гуляют все!

Дунганская свадьба — это грандиозное событие в жизни каждого хуэйцзу, в какой бы стране он ни проживал. Приготовление к свадьбе может длиться год, а расплачиваться, как шутят дунгане, приходится всю оставшуюся жизнь.

В свадебных обрядах дунган присутствуют самобытная культура народа, почитание и уважение молодых к старшему поколению, новым родственникам, любовь к родителям, щедрость и гостеприимство, отмечает Р. Бакиров.

«В наше время исконные свадебные обряды казахстанских дунган потихоньку ассимилируются с обрядами казахскими, узбекскими, русскими, что неудивительно, так как столько лет мы живем бок о бок. И это хороший знак миролюбия, толерантности и добрососедства народов, населяющих Казахстан», — говорит профессор ТарГУ Р. Бакиров.

Начинается всё со сватовства, сопровождаемого подношением будущим родственникам подарков, содержание которых зависит как от фантазии дарителей, так и от толщины их кошелька. Стороны договариваются о дате свадьбы и финансовых вопросах, в их числе может быть и калым.

Если договоренность достигнута, разворачивается предсвадебный ажиотаж с организацией торжества и подготовкой приданого. Некогда дунганские семьи могли обойтись мебельным гарнитуром, сервизами и одеждой. Сегодня, с ростом всеобщего благосостояния в Казахстане, запросы молодых, равно как и тщеславие их родителей, увеличиваются. Список приданого пополнили современная бытовая и компьютерная техника, а также автомобили, с удовольствием демонстрируемые гостям.

Как правило, в гости на свадьбу дунгане зовут всех односельчан, что делается через динамики. Число приглашенных на торжество может доходить до 500-600 человек. Причем, если приглашение приходит одному члену семьи, это означает, что приглашаются все. Можно захватить с собой друзей и знакомых. Если же человек не пришел на свадьбу, на него ужасно обидятся.

Длится дунганская свадьба 3 дня. Первый день, предназначенный для самых близких, проводят в домах жениха и невесты. Во второй день разворачивается главное действо, когда в дом жениха привозят невесту, у которой накануне в своем доме был «девичник». Женщины плачут, провожая девушку в новую жизнь. Но в доме жениха ее встречают веселой музыкой, танцами, богатым дастарханом. Гости во дворе, за большими праздничными столами, поздравляют молодых, желают им счастья, дарят подарки, угощаются. Третий день начинается с приятного момента, когда каждый приходящий приносит деньги, которые потом передаются родителям жениха и невесты. В шутку это называется «пройти через таможню». От сотен гостей суммы получаются приличные, позволяющие частично компенсировать свадебные расходы. Этот день проходит во встречах гостей и посещениях родственников, где молодая жена знакомится с родней мужа. А вечером третьего дня настает кульминация свадьбы — торжественный вечер в ресторане, после которого молодоженов провожают в дом для начала совместной супружеской жизни.

«Наряду с национальными дунганскими традициями, сегодня практикуется чтение молитв местным муллой и торжественная регистрация брака в ЗАГСе. При этом на многих дунганских свадьбах можно увидеть, например, обряд «выкупа» невесты из ее дома, что красноречиво говорит о взаимопроникновении культур разных народов», — говорит Р. Бакиров.

Башмачки невесты — мечта о счастье

«Традиционно дунганская невеста должна приготовить для своего свадебного наряда специальные башмачки, расшитые цветочными узорами, — рассказывает Р. Бакиров. — Это своего рода оберег, символичное пожелание процветания и благополучия в семейной жизни».

У выходцев из провинции Шэньси, рассказал собеседник, свадебный наряд невесты состоит из цветных вышитых туфель (хуа хэ) и носков (хуа вазы), красного платья с вышитыми изображениями дракона и феникса, штанов с серебряными завязками и колокольчиками, серебряного украшения на голове (изюнпэ). Национальная прическа (пынту) невесты, дошедшая со времен династии Цин, называется «прическа-ласточка», в косы вплетают серебряные украшения и цветы.

Жених традиционно надевает халат и расшитые сапоги, на голову — круглую вышитую шапочку, на плечах свадебные перевязи из зеленой и красной материи.

Эти наряды молодожены не снимают в течение нескольких недель после свадьбы, когда продолжается прием гостей или же походы по гостям.

Главное свадебное блюдо — дунганские щи

На дунганской свадьбе можно познакомиться со всем многообразием национальной кухни, берущей свое начало от кухни китайской.

«Как и в китайских традициях, пище у дунган придается огромнейшее значение, — рассказал Р. Бакиров. — Еще древний китайский мудрец Конфуций уподоблял хорошо приготовленное блюдо хорошо управляемому государству. А современное приветствие при встрече у китайцев, как и у дунган, звучит «и чифань ла ма?», что означает «ел ли ты?» Хорошая дунганская хозяйка должна уметь готовить около двухсот национальных блюд и десятки соусов».

В дунганской кухне, по словам собеседника, соблюдаются такие же, как и в китайской, основные принципы. Это идеальная чистота и свежесть продуктов, гармоничное сочетание ароматов, пяти вкусов и пяти цветов, а также красота во внешнем оформлении.

«В первый день свадьбы обычно готовят куырдак из свежей говядины. На второй день, сразу после утреннего намаза, гостей угощают ароматной, только что приготовленной шурпой из соленой капусты и свежей говяжьей требухи. Если вы никогда не пробовали это дунганское блюдо, можно считать, что жизнь прожита зря», — рассказывает Р. Бакиров.

В меню дунганской свадьбы — несколько видов супов и шурпы. На второе подают лагман и бозы (манты), дянхади (тушеное особым способом мясо), чигудир (тушеная курица с овощами), ланьен жу (закуска из вареной баранины), аш лянфу (кусочки жареного мяса на шпажках с гарниром), ганфян и жынфян (рис с подливом в разных вариациях) и так далее. А еще есть масса горячих и холодных салатов — жареные джусай и соленая капуста, овощи, фынчозы с мелкими кусочками мяса, острая квашеная капуста, соленый перец с джусаем и другие. На третий день, также после утреннего намаза, подают дунганский плов.

«В доме невесты по традиции готовят блюдо, считающееся самым вкусным в нашей кухне — щи — семь видов котлет. Это особое дунганское блюдо, состоящее из 9, 13 18, 26 компонентов, оно настолько вкусное, что его можно есть каждый день, и оно вам никогда не надоест», — говорит Р. Бакиров.

Чтобы всех накормить, на дунганскую свадьбу обычно закупается корова, мешок риса, фляга растительного масла, десятки килограммов разнообразных продуктов. Из числа родственников и друзей выбирается «команда» работников — начальник свадьбы, заведующий складом продуктов, повара, посудомойщицы, подсобные работники. Все эти три дня организаторы торжества встают в четыре утра, а ложатся спать в два-три ночи.

«Дунганская свадьба — это безумные расходы и хлопоты. Но рациональным зерном во всем этом является то обстоятельство, что после стольких хлопот и расходов как-то глупо становится разводиться. Может, поэтому дунганские семьи, как правило, крепкие, многодетные, и разводы у нас редкость», — говорит Р. Бакиров.

Интересно, что в современном Китае свадебная обрядность дунган практически не сохранилась. Оторванные от исторических корней казахстанские дунгане по сей день бережно хранят и поддерживают старинные национальные обычаи.

ГОСТИ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ

Дунгане являются выходцами из Китая. В Казахстане проживает около 46 тысяч представителей этого этноса, а в Поднебесной – около 10 миллионов. История их переселения на территорию современной Центральной Азии насчитывает более 130 лет. Дунгане (на исторической родине их называют китайскими мусульманами – хуэйцзу) прибыли из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей. С большими трудностями они осуществили пеший переход в Казахстан.

За эти годы дунгане восприняли традиции казахские и русские, но сохранили и свои. Более того, культура этноса за время проживания в такой многонациональной республике, как Казахстан, обогащалась, и в нынешнем понимании национальная свадьба – это симбиоз дунганских обычаев с современными.

СОГЛАСУЕМ ДЕТАЛИ

Приготовление к свадьбе может длиться полгода. Ведь дунганскую невесту сначала нужно сосватать, а потом при согласии родственников вас ожидают приятные и не очень хлопоты – главным образом, время уходит на преображение дома, где намечаются торжества. Ремонт, хотя бы косметический, нужно проводить даже в том случае, если у вас в целом все в порядке.

– Конечно, проведение дунганской свадьбы нельзя представить без целого ряда обрядов, и вы должны позаботиться об этом заблаговременно, – говорит народная “сваха” Марьям ЮНУСОВА. – Во-первых, невесте нужно приготовить достойное приданое. Во-вторых, у жениха тоже должно быть что-нибудь из одежды и обуви, а также и одеяла, корпешки нескольких видов. Будущему супругу, конечно же, обязательно нужно позаботиться о подарке родителям невесты – без этого никак нельзя.

После сватовства родственники будущих супругов несколько раз приезжают друг к другу в гости – согласовать детали, а заодно обменяться подарками – платками, отрезами тканей, одеждой, золотыми изделиями и так далее. В общем, забот и расходов хватает еще до свадьбы…

ПОХИЩЕНИЕ НЕВЕСТЫ – ИГРА С ОГНЕМ

Итак, невесту обычно сватают заблаговременно. Но если уж молодым совсем невтерпеж, то можно воспользоваться другими традициями, перенятыми у соседних народов. Так, в моде сегодня “похищение” невест – когда это делается по обоюдному согласию. К дому невесты подъезжают “засланцы”. Они аккуратно усаживают в автомобиль красавицу, которая не очень-то и сопротивляется, и везут ее к жениху. Считается, что украденная девушка уже побывала замужем, даже если она вдруг решила покинуть благоверного до свадьбы.

Гораздо хуже, когда речь идет о похищении невесты без ее согласия. Сегодня такие случаи – редкость. Все потому, что современные дунганки научились защищать свои права, и теперь они кричат, сопротивляются и грозят, что “будут жаловаться в акимат”. И даже если пленницу силой запереть в комнате, то еще не факт, что она станет вашей покорной женой. Ведь могут приехать ее родственники, погрозить пальцем и стукнуть кулаком по столу: “Свадьбы не будет!”. И незадачливому “жениху” еще сильно повезет, если обойдется без полиции и обвинений в похищении человека, что, как известно, сурово карается казахстанскими законами.

Понять девушек можно. Красавица, которая ждет  не дождется принца на белом коне, вряд ли захочет всю свою жизнь прожить с тем, кто и на свадьбу-то поскупился.

“МЕЛОЧИ” ЖИЗНИ

Но вот предсвадебные хлопоты позади. Так уж устроено, что раньше невесты в дом жениха отправляется приданое девушки, которое принято демонстрировать всем гостям. Это целый обряд. Подъезжает грузовик, и из него мальчишки заносят в дом все, что пришло в семью вместе с невестой. В этот набор могут входить “стенка”, спальный гарнитур, диван, холодильник, стиральная машина, газовая плита, телевизор, музыкальный центр, пылесос, сервизы, всевозможная посуда, кастрюли и прочая мелочь. Словом, все, что нужно молодым для начала семейной жизни. Для полного счастья не хватает разве что кондиционера и ноутбука…

Мальчишек, которые помогают разгружать приданое, любопытные зрители непременно одаривают деньгами.

А вот одежду и обувь девушки демонстрируют не всем гостям, а только ближайшим родственникам жениха. При этом тетушки невесты рассказывают, к примеру, что вот эта дюжина платьев заказана по каталогу из Германии, вот эти семь пар летней обуви привезли из Турции, а три пары сапожек – аж из самой Италии, шуба – натуральный норковый мех, и вообще, мол, ничего китайского в нашем приданом нет… Вот такая картина.

ГУЛЯЕМ ВСЕЙ ДЕРЕВНЕЙ!

Теперь, собственно, перейдем к самой свадьбе, которая у дунган по традиции длится целых три дня. В первый день в домах и у жениха, и у невесты режут корову. Мяса должно хватить для всех. Сначала приглашаются родственники и соседи, которые сразу же должны отведать свежий ароматный куырдак.

На второй день в гости зазывается буквально все село. Делается это через динамики примерно так: “Завтра большой той! Господин Н. приглашает вас всех!”. Приходить нужно с раннего утра. В среднем дунганская семья принимает в этот день около пятисот гостей, которых угощают вкусным национальным борщом из соленой капусты и требухи. Поверьте, это просто объедение! Помимо этого на столе салаты и сладости.

Чтобы все гости разместились, их усаживают не только внутри дома, но и во дворе, под большим навесом, специально установленным на время свадьбы.

Позже жених и невеста едут в загс. Девушки надевают, как правило, белое свадебное платье. К сожалению, увидеть во Дворце бракосочетания национальное платье – теперь большая редкость. А жаль, ведь этот наряд тоже очень красив: розовое платье с зелеными цветочками, восточные штаны и вышитые туфли, а также разные украшения.

Невеста первые два дня свадьбы должна находиться не дома, а у родственников – таковы традиции. И потому при поездке в загс друзьям жениха приходится предварительно вызволять ее из рук подружек. Нужно договариваться о цене за вход во двор, в дом, в комнату, а также выкупать припрятанные туфельки и одежду невесты. Иногда это обходится недешево. Впрочем, если с финансами у вас кое-какие проблемы, то можно взять дом “штурмом”, но вы оставите о себе сомнительную славу “жмотины”.

КОМПЕНСИРУЕМ РАСХОДЫ

В эти же дни проходят визиты вежливости – родственники с обеих сторон должны побывать в гостях друг у друга. Делегации насчитывают по 20–30 человек. Гостям готовят специальные блюда. Например, обязательно подают дунганские щи – но это не привычные для большинства русские щи, а особое дунганское блюдо из семи видов котлет, и оно настолько вкусное, что его можно есть каждый день, и оно вам никогда не надоест…

Вообще, дунганская еда никого не может оставить равнодушным. И, понятно, на свадебном столе в эти дни будет и знаменитый лагман, а также манты-бозы, фынчоза, джусай, ган-фан, жин-фан и многие другие вкусности – “отголоски” изысканной китайской кухни.

Но вернемся к свадьбе. Вечером второго дня в доме у девушки проводится большое торжество – “девичник”. Невесту приво­зят домой в последний раз перед замужеством, причем встречают ее музыкой и танцами. Гости с обеих сторон, опять же во дворе, за большими  праздничными столами поздравляют молодых, желают им счастья и дарят подарки.

На третий день готовится плов, и опять гости со всего села идут ранним утром в дом, где гуляют свадьбу.

Но в отличие от дня вчерашнего есть существенный момент: на этот раз гости должны внести в кассу хозяев свадьбы денежный взнос. Сегодня люди дают от 1000 тенге и выше. То есть теоретически можно собрать несколько сотен тысяч тенге, что в какой-то мере покрывает понесенные расходы. В специальной тетрадке ведется учет всех собранных средств. Ну а вечером завершающий аккорд: теперь – вечеринка в доме у жениха. Молодоженов опять поздравляют, а потом провожают в дом для начала совместной супружеской жизни.

ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!

Если вы думаете, что по истечении этих трех дней свадьбы все закончилось, то заблуждаетесь! В первый месяц традиции предписывают родственникам приглашать к себе молодоженов – для более близкого знакомства. Опять-таки, без подарков не обойтись.

“Да уж! – скажете вы, – дунганская свадьба – сплошные расходы и хлопоты!”.

Конечно, вы правы. Зато впечатлений – на всю оставшуюся жизнь! Ну и счастья молодым тоже. После стольких хлопот, расходов и усилий как-то глупо разводиться…

Жамбылская область

На юго-востоке Жамбылской области, на самой границе с Кыргызстаном, расположено село Сортобе, место компактного проживания дунган, которые обосновались здесь в конце XIX века и сумели сохранить свой быт традиции, передает Радио Азаттык.

Дунганская свадьба — не просто хлопотное и затратное дело, но еще и требующее тщательного соблюдения множества обрядов и традиций. Минимальный бюджет свадебного торжества — 10 тысяч долларов. И это еще без трат на свадебных ведущих (дунганская свадьба их не предусматривает) и без аренды ресторанов, поскольку все свои торжества дунгане отмечают дома.

По современным меркам дунгане женятся довольно рано - в 18-20 лет. В Сортобе говорят, что уже после 24 лет девушке довольно сложно выйти замуж. На момент бракосочетания невесте Розе исполнилось 18, жениху Шафуру - 24 года. Шафур получил образование в Китае, а сейчас работает переводчиком в нефтяной компании.

По современным меркам дунгане женятся довольно рано — в 18-20 лет. В Сортобе говорят, что уже после 24 лет девушке довольно сложно выйти замуж. На момент бракосочетания невесте Розе исполнилось 18, жениху Шафуру — 24 года. Шафур получил образование в Китае, а сейчас работает переводчиком в нефтяной компании.

Традиционная свадьба продолжается две недели – всё это время родственники с обеих сторон знакомятся и ходят друг к другу в гости – это считается важным процессом укрепления родственных отношений.

Традиционная свадьба продолжается две недели – всё это время родственники с обеих сторон знакомятся и ходят друг к другу в гости – это считается важным процессом укрепления родственных отношений.

Главный день свадьбы начинается рано - уже в 8 часов утра гостям подают орце – традиционное горячее блюдо, состоящее из мяса, моркови, редьки и требухи. Заканчивается свадебное торжество тоже рано – в два часа дня.

Главный день свадьбы начинается рано — уже в 8 часов утра гостям подают орце – традиционное горячее блюдо, состоящее из мяса, моркови, редьки и требухи. Заканчивается свадебное торжество тоже рано – в два часа дня.

Одно из самых хлопотных предсвадебных дел - подготовка невесты. Чтобы уложить традиционную дунганскую прическу, используются гель-фиксатор и нити, которыми скрепляют волосы.

Одно из самых хлопотных предсвадебных дел — подготовка невесты. Чтобы уложить традиционную дунганскую прическу, используются гель-фиксатор и нити, которыми скрепляют волосы.

Искусство создания традиционных причесок передается у дунганских женщин из поколения в поколение. Причем, на весь процесс уходит сравнительно немного времени – при помощи геля и зубной щетки (ей очень удобно работать) опытные мастерицы могут уложить роскошные девичьи волосы в сложную прическу примерно за час.

Искусство создания традиционных причесок передается у дунганских женщин из поколения в поколение. Причем, на весь процесс уходит сравнительно немного времени – при помощи геля и зубной щетки (ей очень удобно работать) опытные мастерицы могут уложить роскошные девичьи волосы в сложную прическу примерно за час.

Прическу невесты дополняют цветами и головным свадебным украшением. В старину такие украшения изготавливались из серебра и были доступны только девушкам из состоятельных семей.

Прическу невесты дополняют цветами и головным свадебным украшением. В старину такие украшения изготавливались из серебра и были доступны только девушкам из состоятельных семей.

После того, как прическа уложена, девушке помогают одеться. Яркий костюм дунганской невесты состоит из двух рубашек - короткой и длинной, безрукавки, праздничной накидки, штанов, парчовых носков и специальных свадебных туфель. Все компоненты одежды украшены ручной вышивкой.

После того, как прическа уложена, девушке помогают одеться. Яркий костюм дунганской невесты состоит из двух рубашек — короткой и длинной, безрукавки, праздничной накидки, штанов, парчовых носков и специальных свадебных туфель. Все компоненты одежды украшены ручной вышивкой.

Приданное невесты выставляется во дворе, а каждая вещь украшается цветами и красными лентами. В состав приданного обычно входит кухонная утварь, подушки, одеяла, микроволновка, холодильник, стиральная машина, газовая плита. В общем, всё, чтобы дом молодых не выглядел пустым.

Приданное невесты выставляется во дворе, а каждая вещь украшается цветами и красными лентами. В состав приданного обычно входит кухонная утварь, подушки, одеяла, микроволновка, холодильник, стиральная машина, газовая плита. В общем, всё, чтобы дом молодых не выглядел пустым.

Приданное попадает в дом жениха на день раньше самой избранницы. На фото Гащим Джинлир, отец Шафура, рассматривает золотые украшения своей будущей снохи.

Приданное попадает в дом жениха на день раньше самой избранницы. На фото Гащим Джинлир, отец Шафура, рассматривает золотые украшения своей будущей снохи.

Дунганская девушка в традиционном национальном наряде.

Дунганская девушка в традиционном национальном наряде.

Все торжества у дунган принято отмечать дома. За гостями ухаживают родственники приглашающей стороны. Это считается проявлением уважения. Дворы у дунган распланированы «Ð¿Ð¾Ð´ праздники» - большие и непременно с навесом, который может защитить в случае непогоды. Ð еще на дунганских свадьбах мужчины и женщины сидят раздельно. Причем, на мужской половине гостям прислуживают мужчины, а на женской – женщины.

Все торжества у дунган принято отмечать дома. За гостями ухаживают родственники приглашающей стороны. Это считается проявлением уважения. Дворы у дунган распланированы «под праздники» — большие и непременно с навесом, который может защитить в случае непогоды. А еще на дунганских свадьбах мужчины и женщины сидят раздельно. Причем, на мужской половине гостям прислуживают мужчины, а на женской – женщины.

Свадебный плов готовится на улице в больших казанах. В качестве праздничных поваров выступают непременно мужчины. Дунгане говорят, что их плов отличается от узбекского  большим количеством мяса.

Свадебный плов готовится на улице в больших казанах. В качестве праздничных поваров выступают непременно мужчины. Дунгане говорят, что их плов отличается от узбекского  большим количеством мяса.

Когда настает время подавать плов к столу, поверх каждого блюда кладут большой кусок говядины.

Когда настает время подавать плов к столу, поверх каждого блюда кладут большой кусок говядины.

Дунганское шашу (обряд, во время которого гостей осыпают деньгами и сладостями) используются не тенге, а сомы – сказывается близкое соседство с Кыргызстаном. Это шашу будет проведен в доме невесты за день до основного свадебного торжества.

Дунганское шашу (обряд, во время которого гостей осыпают деньгами и сладостями) используются не тенге, а сомы – сказывается близкое соседство с Кыргызстаном. Это шашу будет проведен в доме невесты за день до основного свадебного торжества.

За день до свадьбы в доме жениха отмечали еще один важный для мусульман день – обрезание маленького Мухаммеда, родного племянника Шафура. В честь этого события готовились традиционные дунганские щи – кулинарный микс из разнообразнейших блюд дунганской кухни.

За день до свадьбы в доме жениха отмечали еще один важный для мусульман день – обрезание маленького Мухаммеда, родного племянника Шафура. В честь этого события готовились традиционные дунганские щи – кулинарный микс из разнообразнейших блюд дунганской кухни.

Дунганские щи подаются только уважаемым людям: сначала угощают родственников мальчика со стороны матери. После них за стол приглашаются уважаемые родственники со стороны отца. - Такие щи готовятся только у нас, в Кордайском районе, - говорит одна из гостей Роза Буларова. – Дунганские щи совмещают в себе горячие, острые, сладкие блюда. Комплектация начинается от 13 блюд, но можно готовить и 18, 24, 28… Всё зависит от количества гостей и состоятельности хозяина.

Дунганские щи подаются только уважаемым людям: сначала угощают родственников мальчика со стороны матери. После них за стол приглашаются уважаемые родственники со стороны отца.

— Такие щи готовятся только у нас, в Кордайском районе, — говорит одна из гостей Роза Буларова. – Дунганские щи совмещают в себе горячие, острые, сладкие блюда. Комплектация начинается от 13 блюд, но можно готовить и 18, 24, 28… Всё зависит от количества гостей и состоятельности хозяина.

Тем временем Шафур собирается за невестой. Ð”рузья помогают ему нацепить на костюм красную и зеленую ленты - Ð¾Ñ‚личительные знаки жениха.

Тем временем Шафур собирается за невестой. Друзья помогают ему нацепить на костюм красную и зеленую ленты — отличительные знаки жениха.

Самым близким друзям жениха предназначена особая роль: они должны позаботиться о том, чтобы праздник не был скучным. Помимо песен и танцев веселье сопровождается традиционными «Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐºÑ€Ð°ÑˆÐ¸Ð²Ð°Ð½Ð¸ÑÐ¼Ð¸» сажей и хлестанием друг друга свежесрезаными розгами. После свадьбы жених должен обязательно накрыть для друзей стол, чтобы отблагодарить их за праздничное веселье.

Самым близким друзям жениха предназначена особая роль: они должны позаботиться о том, чтобы праздник не был скучным. Помимо песен и танцев веселье сопровождается традиционными «разукрашиваниями» сажей и хлестанием друг друга свежесрезаными розгами. После свадьбы жених должен обязательно накрыть для друзей стол, чтобы отблагодарить их за праздничное веселье.

Подарки на свадьбу обычно преподносят в денежном эквиваленте, небольшими суммами от двух до пяти тысяч тенге (100 долларов - скорее исключение, чем правило). Размер суммы и имя дарителя записывают в специальную тетрадь, чтобы после, когда появится повод, подарить ему столько же.

Подарки на свадьбу обычно преподносят в денежном эквиваленте, небольшими суммами от двух до пяти тысяч тенге (100 долларов — скорее исключение, чем правило). Размер суммы и имя дарителя записывают в специальную тетрадь, чтобы после, когда появится повод, подарить ему столько же.

Сторона жениха собирается за невестой. На фото девушка украшает автомобиль, в котором Розу повезут в дом будущего мужа.

Сторона жениха собирается за невестой. На фото девушка украшает автомобиль, в котором Розу повезут в дом будущего мужа.

Шафур с друзьями подъезжает к дому Розы, но останавливаются чуть поотдаль, дожидаясь, пока родственник невесты не начнет размахивать красным платком – это сигнал, что уже можно заходить. При этом размахивать платком следует с поклоном, проявляя уважение к будущему мужу своей родственницы.

Шафур с друзьями подъезжает к дому Розы, но останавливаются чуть поотдаль, дожидаясь, пока родственник невесты не начнет размахивать красным платком – это сигнал, что уже можно заходить. При этом размахивать платком следует с поклоном, проявляя уважение к будущему мужу своей родственницы.

В доме невесты мулла проводит никах (обряд заключения брака в исламе).

В доме невесты мулла проводит никах (обряд заключения брака в исламе).

Перед тем, как покинуть родной дом, лицо невесты закрывают платком, поверх которого накидывается ещё один. Первый платок (из дома жениха) является символом того, что невеста становится членом новой семьи. Второй платок, согласно традиции, должен быть из дома матери.

Перед тем, как покинуть родной дом, лицо невесты закрывают платком, поверх которого накидывается ещё один. Первый платок (из дома жениха) является символом того, что невеста становится членом новой семьи. Второй платок, согласно традиции, должен быть из дома матери.

Еще одна традиция: родственник невесты со стороны матери (дядя или родной брат) на руках выносит девушку из дома и сажает в автомобиль.

Еще одна традиция: родственник невесты со стороны матери (дядя или родной брат) на руках выносит девушку из дома и сажает в автомобиль.

Невесту заводят во двор жениха. Эту церемонию сопровождают еще одним шашу - в его состав, помимо сладостей, входят урюк и орехи, которыми потом угощают молодых женщин, планирующих пополнение семьи. Если женщина хочет, чтобы родился мальчик, берет орехи, если девочка - урюк.

Невесту заводят во двор жениха. Эту церемонию сопровождают еще одним шашу — в его состав, помимо сладостей, входят урюк и орехи, которыми потом угощают молодых женщин, планирующих пополнение семьи. Если женщина хочет, чтобы родился мальчик, берет орехи, если девочка — урюк.

В доме жениха невесту усаживают на специальное место и устраивают смотрины.

В доме жениха невесту усаживают на специальное место и устраивают смотрины.

Дунганские девушки фотографируют невесту.

Дунганские девушки фотографируют невесту.

Перед смотринами на невесту надевают золото, которое было в приданном. При этом золотые изделия должны быть пяти видов – обязательно национальные кольца и серьги, а дальше - на усмотрение сторон - браслеты, цепочки, броши... На дунганских украшениях нередко изображается птица Феникс, как символ счастья и светлого будущего, а также плод граната, который символизирует благополучие и достаток.

Перед смотринами на невесту надевают золото, которое было в приданном. При этом золотые изделия должны быть пяти видов – обязательно национальные кольца и серьги, а дальше — на усмотрение сторон — браслеты, цепочки, броши… На дунганских украшениях нередко изображается птица Феникс, как символ счастья и светлого будущего, а также плод граната, который символизирует благополучие и достаток.

Примерно в два часа дня свадьба завершается и в доме жениха остаются только самые близкие родственники. Вечером они собираются в узком кругу, читают Коран и ужинают, набираясь сил перед предстоящими походами в гости, которые, согласно дунганским традициям, продлятся еще две недели.

Примерно в два часа дня свадьба завершается и в доме жениха остаются только самые близкие родственники. Вечером они собираются в узком кругу, читают Коран и ужинают, набираясь сил перед предстоящими походами в гости, которые, согласно дунганским традициям, продлятся еще две недели.

Автор — Петр Троценко, фото автора

Современные дунгане в большинстве своём проживают на территории Киргизии, южного Казахстана и КНР, однако принадлежат к китайскому этносу. Впрочем, традиции дунган значительно отличаются от тех обычаев, которым следуют в Китае. Этот народ впитал традиции Средней Азии, однако сохранил особенный колорит, ставший отличительной чертой их предков.

Главное отличие дунган от китайцев – религия. Значительная часть этого народа исповедует ислам, что отражается на многих аспектах жизни, обрядах и традиционных праздниках. В то же время дунгане не слишком похожи на типичных мусульман. Чем же они интересны? И что могут рассказать о народе его обычаи?

Происхождение

Чтобы лучше понять особенности культуры этого народа, его принципы и некоторые культурные аспекты, предлагаю познакомиться с одной известной легендой о происхождении дунган. Согласно ей, однажды китайскому императору приснился сон, что его спас от чудовища красивый юноша, облачённый в зелёный наряд. Советники сказали владыке, что чудищем во сне предстали враги императора, а юношей – приверженцы ислама (зелёный цвет считается священным у мусульман).

По просьбе правителя его арабским «коллегой» в Китай было отправлено немало славных воинов. Им в жёны император отдал знатных китаянок. Именно от таких смешанных браков на свет и появились дунгане. Конечно, эта история может показаться лишь красивой сказкой, однако и сегодня дунгане, являясь представителями одного из китайских этносов, исповедуют ислам.

Киргизские дунгане за чаепитием, первая треть XX века Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Киргизские дунгане за чаепитием, первая треть XX века
Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Свадебные традиции дунган

Наиболее ярко культура любого народа проявляется на праздниках, связанных с важными событиями в жизни человека. К ним относятся рождение ребёнка, помолвка, свадьба. Последнее особенно колоритно, а потому помогает лучше понять традиции дунган. У этого народа даже есть шутка о том, что готовиться к свадьбе можно год, а расплачиваться за торжество – всю жизнь.

Это, конечно, юмор, но к подготовке столь важного праздника дунгане действительно подходят крайне ответственно. Важно собрать побольше гостей, устроить роскошное пиршество, да ещё так, чтобы каждый приглашённый остался доволен. Профессор Таразского государственного университета Рашид Бакиров рассказывает:

“В наше время исконные свадебные обряды казахстанских дунган потихоньку ассимилируются с обрядами казахскими, узбекскими, русскими, что неудивительно, так как столько лет мы живем бок о бок. И это хороший знак миролюбия, толерантности и добрососедства народов, населяющих Казахстан”.

По традиции родственник невесты со стороны матери на руках выносит девушку из родительского дома / © Пётр Троценко / rus.azattyq.org

По традиции родственник невесты со стороны матери на руках выносит девушку из родительского дома / © Пётр Троценко / rus.azattyq.org

Конечно, первым этапом становится сватовство. Будущим родственникам преподносят подарки. Что примечательно, стоимость таких даров значения не имеет – гораздо ценнее фантазия, проявленная при выборе презента. Если стороны пришли к согласию, можно приступать к подготовке торжества. Важный этап – подготовка приданого. Оно может быть самым разным – всё зависит от запросов молодых и тщеславия родителей. В наши дни приданое может представлять компьютерную технику, мебельные гарнитуры, даже машины и квартиры.

Количество гостей на дунганской свадьбе может поразить многих иностранцев. Оно нередко доходит до полутысячи. Обычно зовут всех родственников, друзей, знакомых и соседей. Кроме того, могут пригласить и совершенно незнакомого человека, который просто проходил мимо. Отказываться даже в последнем случае нельзя – иначе принимающая сторона очень обидится. Р.Бакиров отмечает следующие особенности празднования:

“Наряду с национальными дунганскими традициями, сегодня практикуется чтение молитв местным муллой и торжественная регистрация брака в ЗАГСе. При этом на многих дунганских свадьбах можно увидеть, например, обряд «выкупа» невесты из ее дома, что красноречиво говорит о взаимопроникновении культур разных народов… Традиционно дунганская невеста должна приготовить для своего свадебного наряда специальные башмачки, расшитые цветочными узорами. Это своего рода оберег, символичное пожелание процветания и благополучия в семейной жизни”.

Дунганская свадьба - дело хлопотное и затратное, но очень красивое / © Пётр Троценко / rus.azattyq.org

Дунганская свадьба – дело хлопотное и затратное, но очень красивое / © Пётр Троценко / rus.azattyq.org

Пища – как аспект культуры

Свадьба или любой другой праздник никогда не обходится без щедро накрытого стола. Дунгане уделяют особое внимание блюдам. Они – приверженцы традиционных блюд, которые пользуются особенной популярностью. Одним из любимейших продуктов дунган является фасоль, причём такая разновидность, стручки которой могут достигать метра в длину.

Из таких бобов готовят самые разные угощения. И если в свадебных обрядах дунган можно заметить влияние ислама, то в обычаях кулинарии и приёма пищи чувствуются, скорее, китайские отголоски. Профессор Р.Бакиров пишет в своей работе, посвящённой дунганам:

“Как и в китайских традициях, пище у дунган придается огромнейшее значение. Еще древний китайский мудрец Конфуций уподоблял хорошо приготовленное блюдо хорошо управляемому государству. А современное приветствие при встрече у китайцев, как и у дунган, звучит «и чифань ла ма?», что означает «ел ли ты?» Хорошая дунганская хозяйка должна уметь готовить около двухсот национальных блюд и десятки соусов”.

Дунгане - приверженцы традиционных блюд, которые пользуются особенной популярностью / © Пётр Троценко / rus.azattyq.org

Дунгане – приверженцы традиционных блюд, которые пользуются особенной популярностью / © Пётр Троценко / rus.azattyq.org

Традиции дунган позволяют нам лучше понять этот удивительный народ. Он напоминает киргизов и китайцев одновременно. В обычаях представителей этого этноса есть и конфуцианская, и исламская нотки. Вероятно, именно такое «сочетание несочетаемого» позволяет народу оставаться уникальным и неповторимым на протяжении многих веков.

На обложке: Дунганские девушки / balto-slavica.org

  • Сейчас в эфире: Реалити-шоу

    Дела судебные. Битва за будущее

    01 февраля 2023, 14:05

  • Далее в эфире: Реалити-шоу

    Дела судебные. Новые истории

    01 февраля 2023, 15:10

Москва
14:11
01 февраля 2023

  • image description
  • image description

Видео

Путеводитель

Свадьба

Кыргызстан

14 мая 2016, 11:15

Дунганская свадьба

Скриншот: «МИР 24»


Передача:

Путеводитель


Возраст:
6+

Как проходит дунганская свадьба и какие обычаи принято соблюдать на торжестве? Дунгане более века назад переселились в Кыргызстан из Китая. Они держатся вместе и гордятся своими родственными и дружескими узами, поэтому и свадьбы у них многолюдные. Как готовят приданое для невесты, что символизирует прическа будущей жены и какого цвета традиционный свадебный наряд?

comments powered by HyperComments

Дунгане являются потомками хуэйцзу, относящимся к китайскому этносу. Проживает этот народ на территории Средней Азии. Он имеет схожие с другими азиатскими народами традиции, уклад жизни. Однако есть и некоторые различия. Характерным отличием дунган от китайцев является то, что они исповедуют ислам.

Численность

Дунгане являются немногочисленной этногруппой, по сравнению с китайцами. Их насчитывается около 115 000 человек.

Где живут

Ареал расселения дунган распределяется таким образом:

  • Киргизия: 60 000;
  • Казахстан: 51 000;
  • Россия: 1 600.

Также некоторая часть дунган находится на территории Узбекистана.

Язык

Дунганский язык относится к китайской ветви сино-тибетской языковой семьи. Письменность сначала велась на основе арабских символов, затем — на латинице, позднее — кириллице.

Религия

Вероисповедание дунган — ислам суннитского толка. Это очень набожные люди, читающие Коран. Однако религиозных фанатиков среди них нет.

Дунганская мечеть

Название

Этноним «дунгане» имеет несколько версий происхождения. По одной из них, термин является трансформированным тюркским словом «турган», что означает «оставшийся». Легенды говорят о том, что дунгане произошли от потомков Тамерлана, оставшихся жить в Китае. Китайские исследователи рассматривают версию о происхождении термина от китайского «тунькэнь». Он обозначал жителей граничащих с Китаем земель, говорящих на их языке.

Внешность

Дунгане имеют все признаки монголоидной расы. У них округлые лица с узким разрезом глаз и пухлыми губами. Присутствует эпикантус. Нос у большей части представителей этноса несколько длиннее и крупнее, чем у китайцев. По сравнению с последними, они имеют более мускулистые, крепкие фигуры. У мужчин присутствует растительность на лице и теле. Ранее был обычай носить бороду и усы. Кожа смуглая, как у всех азиатов. Волосы черные, прямые, девушки заплетают их в косы. В целом народ довольно привлекательный.

История

Этногенез дунган довольно сложен. В формировании народа приняли участие тюркские народы, арабы монголы, китайцы. Известно предание, по которому китайский император позвал арабских воинов для защиты его страны от врагов. Для того, чтобы они остались жить на его земле, он дал им прекрасных китайских девушек. Те основали с ними семьи, от которых и пошли дунгане. Этой версии придерживается большинство историков, считая дунган потомками от браков персов и арабов с китайскими женщинами. Есть мнение, что на формирование этноса повлияла монгольская династия Юань. Население немонгольского происхождения называли «сэмужэнь» — люди с цветными глазами. К ним относили всех потомков от смешанных браков. Из этой группы монголы вербовали людей для управления китайскими подданными. Это объясняет, почему впоследствии среди дунган стало много торговцев, банкиров, управленцев. Сэмужэнь исповедовали ислам. После окончания правления Юань китайский император учредил закон, по которому монгольское население было обязано брать в жены китаянок. Так среди них распространился китайский язык. Однако попытка ассимиляции китайцами не удалась, так как ислам был величайшей духовной ценностью для дунган.

Известно, что народ хуэй (китайское название дунган) участвовал в восстаниях, происходивших при правлении династии Цин (середина 1800-х годов). Спасаясь от истребления, многие представители народа бежали на территорию Российской империи. Они расселились по Казахстану и Киргизии. Китайский император потребовал выдать беженцев, но получил отказ. Принятие российского подданства послужило причиной некоторого недопонимания. Власти запретили ранние браки, которые были приняты у дунган, а также обычай иметь длинные волосы у мужчин. Дунгане имеют много общего с культурой китайцев, однако их самосознание остается самобытным.

Жизнь

Традиционно дунгане занимались земледелием, садоводством. Среди сельских жителей широко распространено огородничество, выращивание домашних животных. Важную отрасль сельского хозяйства издавна занимало рисоводство. Применялись системы орошения полей, распределения воды по прорытым каналам. Выращивались пшеница, ячмень, просо, фасоль, кукуруза. Культивировали груши, яблони, абрикосы. Рис сеяли вручную, после всхода семян участок пропалывали. Рисовые поля заливались водой. Поле делилось на несколько участков, разделенных межами. Рис, пшеницу молотили на водяных мельницах. В качестве технических культур выращивали кунжут, лен, хлопок. Из них отжимали масло. Лен, хлопок шли на изготовление тканей. Существовали такие ремесла, как:

  1. Кузнечное дело.
  2. Производство ковров.
  3. Гончарство.
  4. Ткачество, шелководство.
  5. Вышивка.
  6. Изготовление ювелирных изделий.

Важную роль играло шелководство, хлопководство. С давних времен дунганам были знакомы ткачество, способы изготовления шелковых тканей, атласа, поплина, батиста. Материалы окрашивали вручную растительными веществами. После этого путем набивки или штамповки наносили рисунок. Из хлопковых тканей делали нательное белье, подкладочную ткань. Для нарядной одежды использовался шелк, атлас, сатин. Высокоразвитым видом ремесла является гончарное дело. Мастера изготавливали посуду, вазы, сосуды для вина, покрытые цветной глазурью. Существовало множество гончарных школ разных направлений. У каждого мастера имелся свой художественный стиль. Преобладающими мотивами являлись рисунки птиц, животных, цветов. Популярными были изображения граната, персиков, цветов яблони. Мастера также занимались гравировкой посуды, резьбой, штамповкой.

Ювелирные мастера изготавливали украшения из золота, серебра с применением драгоценных камней. Использовались такие камни, как: рубин, бирюза, изумруд. Широко применялись жемчуг, кораллы. Наблюдалось разделение труда по отдельным видам украшений. Например, существовали мастера по кольцам, серьгам, браслетам. По заказу богатых людей изготавливали украшения для конских сбруй, военного снаряжения. Камнями отделывали эфесы холодного оружия, ножны. Изготавливалось множество видов женских ювелирных изделий: нагрудные пелерины, подвески на голову, уши, нос, вставки для женских кос, объемные ожерелья. Драгоценные камни поставлялись из Индии, Ирана, России.

Традиции

Брачные союзы у дунган ранее заключались по выбору родителей. Существовали ранние браки, что характерно для азиатов. Девушек за мужчин другой веры замуж не выдают. Но мужчина-дунган может жениться на женщине другого вероисповедания. Их дети воспитываются как мусульмане. Свадебный обряд начинается со сватовства, затем договариваются о размере калыма. Невесте обеспечивают богатое приданое. На свадьбе гуляют не только родственники, но и все селение. Число гостей нередко достигает 500 человек. Свадьба длится 3 дня. Для невесты устраивают девичник, где она прощается с родными. Затем едут в дом жениха. Там молодым дарят подарки, поздравляют, танцуют, угощаются праздничной едой. Современные дунгане отмечают свадьбу с муллой, а затем регистрируются в ЗАГСе по российской традиции.
Дунгане отмечают традиционные мусульманские праздники. Это:

  1. Рамадан. Это священный для мусульман месяц, в течение которого соблюдается пост. Он начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца. Мусульмане считают этот период временем служения Аллаху.
  2. Ураза-байрам. Праздник прекращения поста, отмечается в конце Рамадана.
  3. Курбан-байрам. Праздник жертвоприношения. Посвящен пророку Ибрахиму, который остался верен религиозным убеждениям. Самый главный и любимый мусульманский праздник.
  4. Навруз. Этот праздник не имеет отношения к мусульманским обычаям, но его отмечают многие азиатские народы. Это новый год по астрономическому солнечному календарю. Его отмечают в день весеннего равноденствия.

Одежда

Национальный костюм дунган напоминает китайскую одежду. Основные элементы мужского костюма: белая бязевая рубашка без воротника, холщовые шаровары. Рубахи имеют свободный покрой, длинные прямые рукава без манжет. Их носят навыпуск. Поверх надевают кафтан прямого фасона, у которого также отсутствует воротник. В холодное время года носили стеганые ватой халаты с отложным воротником. Халат имеет широкую полочку, застегивающуюся на боковую застежку. Одежду подпоясывали широким поясом, который завязывали сзади. Головным убором служили небольшие шапочки с круглой тульей типа тюбетейки.

Женская одежда более разнообразна. Девушки так же носили костюмы, состоящие из шаровар и короткой рубахи с широкими рукавами. Застежку делали сбоку. Низ рукавов, воротник обрабатывали цветными лентами. Наверх надевается безрукавка с глубоким вырезом. Также среди дунган распространены платья в китайском стиле прямого кроя с воротничком-стойкой. Они имеют узкие рукава. Застежка традиционно делается по косой. Край полочки обрабатывают тесьмой или гарусом. Несмотря на простой крой, платья очень женственны, подчеркивают изящность женской фигуры. Другой вид платьев имеет халатообразный крой. Это просторная одежда с широкими рукавами без воротника. Края полочек отделывают широкими лентами контрастного цвета. Платье имеет широкий запах, застегивается на навесные петли.

Нарядную одежду шили из шелка, атласа, богато украшали вышивкой. Распространены зооморфные, растительные узоры: птицы, сидящие на ветках, уточки, гранаты, виноград, пионы, лотосы. Это символы богатства, долголетия, любви, верности. Особенно много вышивки на одежде и обуви невесты. Она вся покрыта символикой, отражающей счастливую жизнь, благополучие. На праздники поверх платья надевают наплечное украшение типа пелерины. Она состоит из нескольких десятков декоративных элементов, украшенных вышивкой и стразами. Пелерина покрывает всю грудь и плечи девушки, наверху доходит до шеи. Праздничную обувь шьют из шелковых тканей на подкладе. Сапожки украшают аппликацией, цветными узорами. Голову украшают обручем с подвесками, цветами.

Еда

Издавна основным продуктом питания дунган был рис. Также в рационе имеется большое количество овощей, присутствует мясо, мучные изделия. Однако рис все равно остается особым, самым важным продуктом дунганской кухни. Зачастую его готовят без соли, отварив на пару. Рис кладут в пиалы, в середину стола ставят гарнир из овощей, отварное мясо. Из овощей готовят острые закуски наподобие китайских. Традиционными видами овощей являются: морковь, свекла, репа, капуста. Во 2-ой половине 19 века кухня обогатилась такими продуктами, как сладкий перец, картофель, баклажаны, томаты. Дунганская кухня применяет большое количество специй, так же как и китайская. Широко используются лук, чеснок, перец чили, укроп, сельдерей, кориандр, имбирь, зира.

Для приготовления мясных блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. В качестве маринада и добавки к блюдам используется дунганский уксус. Он имеет темный оттенок, обладает резким запахом. К рису и мясным блюдам подаются мучные изделия. Дунганская кухня различает 6 основных видов теста. Одни замешивают на соленой воде с добавлением соды, другие — на животном жире. Из теста готовят лапшу, пирожки, чебуреки, а также хворост, другие сладости. Популярные блюда дунганской кухни:

  1. Лагман. Это густой жирный суп с мясом, овощами, лапшой. Существует множество вариаций его приготовления. Ингредиенты варят в большом казане на открытом огне. Для классического лагмана все нарезают крупными кусками.
  2. Мампар. Разновидность супа с клецками. Блюдо состоит из бульона с картофелем, морковью, луком, в который кладут кусочки теста.
  3. Острые баклажаны. Молодые баклажаны отваривают до мягкости, заправляют уксусом, красным перцем, оливковым маслом.
  4. Хошаны. Мучные изделия, по внешнему виду напоминают манты во фритюре. Готовятся из 2-х видов теста. Пресное смешивают с дрожжевым, начиняют рубленым бараньим мясом и салом. Обжаривают в масле.
  5. Фунчоза с овощами. Морковь, огурцы, сладкий перец режут соломкой, смешивают с оливковым маслом, лимонным соком, карри, соевым соусом. К ингредиентам добавляется рисовая лапша. Добавляют чеснок, кинзу, сверху посыпают кунжутом.
  6. Алкогольные напитки у дунган запрещены, это диктуется законами ислама. Важная роль отводится чаю. Различные сорта чая пьют с орехами, имбирем, сухофруктами, финиками. Существует азиатский рецепт чая с солью и молоком.

Имена

Вследствие того, что на этногенез дунган сильно повлияли арабские, тюркские, монгольские народы, среди этого этноса распространено большое количество имен разнообразного происхождения. Традиционными для мусульман являются имена пророка Мухаммеда и его приближенных. Также в ходу имена арабских халифов. Немало заимствований пришло уйгурских, китайских языков. Особенностью дунганского языка является то, что он обладает многотональностью. При этом лексическая система строится на повторяемости слогов. Эти черты языка дают возможность формировать большое количество имен на основе одного исходного. При формировании производного имени используются такие правила:

  • удвоение отдельных слогов;
  • присоединение суффикса к слову: -зы, -чже, эр. К примеру, Мэмэр обозначает мужское имя;
  • смягчение имени с помощью суффикса. Например, женское имя Фатур переводится как Фатимочка.

От каждого исходного имени образовывалось 20-30 производных. Поэтому сейчас наблюдается сильное многообразие современных имен. К примеру, от антропонима Мухаммед образованы такие имена, как: Мур, Мумузы, Мурданзы, Хава, Хагэр, Мэр. Из женского Фатима сложились такие имена, как: Фафар, Фамэр, Мэжезы, Мэмэ, Фатур.

Различают почетное имя и малое, или бытовое. Первое называется «чжинмин». Оно дается человеку по исламским нормам и представляет собой основное имя. Малое называется «щемир», так называют члена семьи в быту. Примеры образования щемир:

  1. Имя дается в честь события, произошедшего во временном отрезке, совпадающем с рождением ребенка: рождение или смерть его родственников, внутрисемейные происшествия, религиозные праздники.
  2. Мальчикам могут присваивать черты характера, девочкам — названия растений, животных, драгоценных камней (Санху — коралл, Шандан — лилия).
  3. Имянаречение по счету каждого родившегося ребенка — второй, третий, четвертый. При этом первого называли просто «сын» или «дочь».
  4. Присвоение имени по названию дня недели, в который родился ребенок (если он появлялся на свет с четверга по субботу, так как эти дни считаются счастливыми).

Иногда ребенку давали негативное имя (плохая черта характера, обозначение животного, считавшегося злым, некрасивым). Это делалось для того, чтобы отпугнуть злых духов. Число дунганских фамилий не настолько большое. Их предки принесли популярные китайские фамилии: Ли, Дан, Ма. Однако такое воспроизведение встречается редко. Чаще бывают 2-3-сложные фамилии. Часто они состоят из корня, к которому добавляется титул или должность. У современных дунган могут быть русские, европейские имена.

Известные люди

Дунгане зарекомендовали себя как физически крепкие, выносливые люди. Среди них много выдающихся спортсменов, завоевавших множество наград. Самые известные из них:

  1. Абдужалил Юнусов. Мастер спорта СССР по видам борьбы самбо, дзюдо, чемпион Спартакиады народов СССР 1983 года, признан лучшим дзюдоистом Киргизии.
  2. Майя Манеза. Тяжелоатлетка, выступающая за сборную Казахстана. Родилась в Киргизии, долгое время жила в Китае. 2 раза становилась чемпионкой мира, также она является чемпионкой Казахстана, Азиатских игр 2010 года.
  3. Зульфия Чиншало. Молодая спортсменка, заслуженный мастер спорта Казахстана. 2 раза завоевывала титул чемпиона мира по тяжелой атлетике. Также она чемпионка Казахстана, серебряный призер Азиатских игр 2010 года и Олимпийских юношеских игр в Сингапуре. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая молодая спортсменка за всю историю чемпионатов.

Знаменитым дунганским писателем является Шиваза Ясыр. Он участвовал в Великой Отечественной войне, награжден орденами и медалями. Написал несколько романов, множество стихов о людях военного времени. Манзус Ванахун является Героем Советского союза за участие в сражении на Курской дуге в годы ВОВ.

Характер

Путешественники и исследователи описают характер дунган как смелый, решительный. Мужчины вспыльчивы, могут бурно выяснять отношения. Китайцы считают их злыми и мстительными. Возможно, это следствие многолетней вражды между этими двумя народами. Дунгане отличаются выносливостью, упорством. У них есть стремление к цели, из их среды выходят хорошие бизнесмены, управленцы. Они очень общительные люди, любящие веселье, шумные компании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сборка танцевальных песен на праздник
  • Свадьба ведение праздника
  • Сборка музыки на праздник
  • Сбор урожая праздник у мусульман
  • Свадьба 35 лет сценарий смешной дома