Сватовство казаков сценарий

Cкачать: Сценка: "Сватовство невесты в казачьей семье"

Сценарий сватовства
казачки.

Цели: познакомить  с казачьим обрядом « Сватовство  девицы- казачки», с
местным казачьим говором станицы; дать представление о данном обряде и
традициях казачьих семей.

Ведущий:

 Дорогие гости! 
Добро пожаловать в наш гостеприимный край! Нам хотелось бы поближе познакомить
вас с традиционной культурой терских казаков, с их обычаями, с их жизнью,
характером.

Вашему вниманию
мы хотим предложить воссозданный нами обряд сватовства
невесты в казачьей станице.

(Музыкальная заставка « Казачья», в хате 
появляются Февроний-сын, отец, мать )

 Февроний:

 Батяня! А батянь!

 Отец :

Чаво тебе, окаянная душа?

 Февроний:

 Жаница жалаю!

 Отец :

 И дюжа?

Февроний:

Давай засватаем штоль какую.

Отец :

 Эк тебя приспичило, болезного.

Мать (намывая посуду):

Об чем это вы тут гутарите?

 Отец :

 Да вот,  Февроний жаница надумал.

Мать ( причитая):

 Ох! О-ХО! (Роняет тарелку).

 Отец :

Ну и чо, дело то не хитрое. Вот хотя бы Евдокию соседскую
и засватаем.

 Февроний:

 Да ты чо, батянь, она ж дура дурой!

Отец :

 Вот вы и спаруетесь лапоть к лаптю.

Февроний:

Нет, не жалаю.

Мать:

  Ну а  Марусю Питюшкину?

 Февроний:

 Да она ж горбатая!

 Мать :

Зато богатая.

 Февроний:

Да ну вас в самом деле: Евдокию, Марусю. Не жалаю
хуторскую, жалаю станишную.

Отец :

 Может тебе атаманову дочку засватать?

Февроний:

 А чаго,  бать, в самый раз.

( далее действие происходит у двора невесты).

Сваха  Миланья  со
стороны  невесты:

Ой вы, гости добрые, люди добрые, православные! Вы позвольте вам
низко кланяться, сем гостям, что к нам прибыли!

А пришли ли вы к нам с доброй вестью? С вестью радостной иль
печальной?

Сваха Матрёна  со стороны жениха

 (перевязана рушником, поклон в пояс):

 С доброй, с доброй!

Сваха со стороны  невесты:  Ну, а  коли с доброй, то
милости просим в наши хоромы. Оглянитесь, осмотритесь. Хозяева наши – люди
богатые, но богаты они не златом-серебром, а широтой души, добротой,
приветливостью, лаской, щедростью.

Сваха со стороны жениха( кланяются и обращаются к
родителям невесты)

Добрый день, хозяин с хозяюшкой! Прибыли мы к вам,  издалека. А
привело нас к вам вот какое дело. Ни мало, ни много растет и мужает в нашей
семье королевич-делец, своему счастью
кузнец. С виду он ладный, до работы жадный, по судьбе счастливый, по уму
сметливый. И приснился нашему
королевичу вещий сон. Будто заглянула к
нему в окно спальни жар-птица — красная девица.  Заглянула, улыбнулась, махнула
крылом и пропала, только перышко на окне оставила.

Сваха:

Взяли мы  волшебный посошок: «Веди нас, посошок
волшебный, скорехонько в те края далекие прямо в терем, где живет красна-
девица».
И привел нас посох прямо в ваш дом. Так что, хозяева милые и приветливые,
видите, что путники, уставшие с дороги. Просим уважить нашу просьбу и разрешить
поискать в вашем тереме жар-птицу — красную
девицу.

Сваха Миланья — со стороны невесты:

 Я чаво-то не пойму, а не сваты ли к нам
пожаловали? Так вот оно шо? А за кого же сватать хотите? Расступитесь,
покажитесь! ( рассматривает жениха)

Молодец, шо   надо!!!

Для такого молодца

Не жалко чашки борщеца,

Не жалко доброго словца!

У нас в дому много девиц-красавиц проживает и все одна другой краше. И все умницы и
додельницы. Вот, к примеру, есть у нас

голубка сизокрылая.

( Выводит  ряженого в
невесту)

Сваха со стороны невесты:

Чуть косая, чуть хромая,

Но хозяйка золотая!

С красоты воды не пить, —

Вот что мудрость говорит.

Любушка-голубушка, покажи гостям какая ты
хозяюшка, шо по дому умешь делать!

(Ряженый под девицу берет веник, подметает
так.что пыль на гостей летит, затем пытается
всех обнять и к столу тащить, в носу ковыряет пальцем и т.п. Жених и сваха со
стороны
жениха в один голос отказываются от такой «невесты».)

Сваха Матрёна( со
стороны жениха)
:

 Пусть он сам поищет в вашем
доме ту, кто ему нужна.

 (Жених
идет в дом и выводит свою нареченную)

Сваха со стороны
жениха
:

 У-у-у! Конечно! Теперь все
видят, шо  это и есть та, по ком у
королевича сердце болело! И с лица белая, и телом
стройная.  Только после прежних сюрпризов
боюсь я не опростоволоситься. Если уж и действительно это настоящая жар-
птица,
которая во сне нашем соколу привиделась, то давайте испытаем ее.

А вот ответь мне на такой вопрос: когда ты борщ
варишь, сколько риса сыплешь: стакан,  аль 
ложку?

Девушка( невеста):

Нисколько! В борщ я мясо
кладу.

Сваха со стороны
жениха
:

Молодец! Правильно
отвечаешь. А вот когда ты полы моешь,
где лучше вымываешь: по углам али  по
середине?

Девушка: Полы я мою везде хорошо, стараюсь!

Сваха со стороны
жениха
:

Ой, умница!

Ох, хорошо отвечаешь, девица! По всему видать,
что стараешься угодить нам. Вот теперь
время пришло при всех спросить у тебя, согласна ли
ты, шоб  наш
королевич стал хозяином твоим? Согласна?

Девушка: Да!

Сваха со стороны
жениха
: Если уж все услышали твой ответ, то возьми
этот хлеб и в знак согласия разрежь его.

(Девушка должна разрезать хлеб крестом на четыре
равные доли)

Сваха со стороны жениха: Скажи, девица,
кого первого с поклоном хлебом угостишь?

(Девушка должна взять в
руки две доли хлеба и с поклоном преподнести родителям жениха, назвав их папой
и мамой)

Сваха
со стороны жениха
:

А теперь хочу спросить у
родителей невесты: согласны ли они
дать свое родительское благословение дочери?

Мать невесты: Да, согласна.

Отец невесты: Да, согласен.

Сваха со стороны
жениха:
А сейчас примите от нас к вашему столу  вот
этот
волшебный мед. Тебе, хозяин, этим медом ушки смажем, чтобы ты о своем зяте никогда ничего плохого не услышал.

А тебе, хозяюшка, глазки
смажем, чтобы ты в своем
зяте ничего плохого не увидела, а остальное,  я
себе на язык намажу и стану на общем нашем
застолье речи вам сладкие говорить…

( родители, сваты садятся за
стол и назначают день свадьбы.)

                 Звучит
застольная песня «Земляничка–ягодка».

.

Земляничка–ягодка

во бору родилася.

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

Во бору родилася,

 на солнушкегрелася.

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

На солнушкегрелася,

русу косу чесала,

Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

Русу косу чесала,

гребешок сломала.

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

Гребешок сломала,

 ручки в пазушкусклала.

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

  Ручки в пазушкусклала,

по сенюшкам ходила.

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

По сенюшкам ходила,

 к себе милова ждала.

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

  К себе милова ждала,

насилушку дождалась.

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

Насилушку дождалась,

 на шеюшку бросилась.

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

  «Уж ты, миленький мой,

раскрасавчик дорогой».

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

 «Раскрасавчик дорогой,

 зачем ходишь стороной? »

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

«Что же ты ходишь стороной,

выхваляешься мной? »

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

  «Выхваляешься мной,

 моей русой косой»

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

  «Моя русая коса

 всему городу краса».

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

«Всему городу краса,

 ребятушкам сухота».

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

  «Ребятушкам сухота,

 а девицам честь, хвала».

 Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя,

Вот, вот, вот и я, вот и
милая моя.

  • 1.Ведущий: Обряды старины глубокой

Нам позабыть никак нельзя.

Ведь, забывая про истоки,

Построить жизнь свою нельзя.

Семейный праздник- это чудо

И укрепленье очага.

И дом, где пляски, игры будут,

Мы знаем, обойдёт беда!

Сегодня мы представить рады

Казачий свадебный обряд.

Начнём его, как всем известно,

С обряда « Сватовство невесты».

(Родители невесты и сваха за столом, идут сваты с песней « Ой, сад во дворе»).

Сваха жениха

Отворяйте, люди добрые, ворота,

Мы не воры лихи, не разбойники.

Мы – донские купцы – рыболовники.

А ловим мы таких щук, для которых шубы шьют.

Шубы яркие — поярковые.

Мать невесты :

Это булгачит по ночам? Не узнали мы спросонья по речам.

( открывает ворота и приглашает в дом):

Заходите, люди добрые,

Проходите в светлу горенку,

Поднимайтесь на крылечко,

Да садитесь за дубовый стол.

Да скажите нам, поведайте,

Какой товар вам надобен ?

Коли есть такой – купите,

А коли нет – так не взыщите, нас простите.

Сваха жениха Начинает купчую:

У вас товар — у нас купец,

Добрый, статный молодец.

И лицом купец красив…

И речист, и говорлив …

А кафтан каков на нём?

Шитый златом, серебром.

И родня его здорова, и телята, и корова,

И овцы пестры –

Как быки толсты.

Подавай здоровья тому,

Кто в этом дому.

Нашему молодцу по нраву ваш товар.

Хотим купить –

Почём базар?

Сваха невесты:

У нас девка хороша.

Без подставки высока,

Без белила бела,

Без румян красна.

Да за руку не возьмёшь –

Под венец не поведёшь.

Испроси разрешенья

У отца-батюшки

Да у родной матушки!

Отец невесты:

Настасья, подь сюды! Угощай гостей дорогих!

( Невеста выходит, кланяется, угощает гостей и уходит).

Сваха жениха

В ножки вам низко кланяемся,

Просим дочку отдать за нашего жениха.

Отец невесты:

— Как я слыхал, жених у вас стоящий.

Только есть такая поговорка: « Отец бережёт дочь до венца, а муж до конца.

Сваха жениха

— За привет- ласку – спасибо,

За красну девицу – спасибо.

За товар — базар – спасибо.

2.Ведущий:

Девушку, считай, засватали. И обе стороны договаривались о « кладке»- приданном для невесты и жениха.

1.Ведущий: Всё обговорили, всё уладили. Назначили день свадьбы. Гора с плеч – пора и пироги печь.

За день до свадьбы в домах молодых пекли из пшеничной муки витушки и калачи, караваи, пироги и шишки, разливали вино, затыкая бутылки колосьями пшеницы, ржи, ячменя, овса, чтобы нечистая сила не забралась, и перевязывали их розовыми лентами.

2.Ведущий: Все эти приготовления назывались «лепить шишки». Шишек пекли очень много, так как их подносили каждому, кого приглашали на свадьбу, чтобы у молодых было меньше неприятностей – меньше « шишек набивали». Подавали шишки во время даров.

1. Ведущий:В доме жениха пекли большой пирог — « лежень », в середину которого запекали монету на счастье. Подавали его в конце свадебного пира, причём середину сохраняли для молодых. Особое значение имело изготовление свадебного каравая. Для этого приглашали замужних женщин, у которых была дружная, хорошая семья и работящий муж. Женщины работали и пели каравайные песни.

( Песня « Весна – красна, « Ой, на горе калина»).

2.Ведущий:Каравай богато украшали шишками из теста, наподобие еловых и сосновых, птичками, солнцем, месяцем, а на нём ставили – гильце -вильце ( ветку дерева или пучок травы, перевязанные красной лентой).

1.Ведущий: Удачливый и красивый каравай предвещал хорошую жизнь молодым. Он считался символом счастья и плодородия в новой семье. Готовый каравай ставили в красный угол.

2.Ведущий: В последнюю субботу перед свадьбой в доме невесты будет вечеринка, подружки придут пораньше, приготовят сладких семечек тыквенных, квас медовый да взвар фруктовый.

1.Ведущий: Надо заплести девичью косу. Ведь девичья коса – девичья краса. А пока плетут – поют задушевные песни. (песня «По песочку водица бежала»).

2. Ведущий: Тут и парни с гармошкой пришли. Орехов, конфет принесли – угощать будут. Вечеринка становится веселее: звучат частушки, идут пляски.

Лицо1.:

Много знаем мы частушек

Громких, звонких, боевых.

А сейчас мы все посмотрим,

Кто же знает больше их.

Лицо2:

Каракоры хороши,

И стоят бугорке,

Все ребята там красивы,

Но чудак на чудаке.

Лицо3.:

Меня сватал конопатый,

А рябой – наперебой.

Конопатый был горбатый,

А рябой – с одной ногой.

Все:

Эй, бей, не жалей

Новые ботинки.

Погуляем от души

Мы на вечеринке.

1 Ведущий: Шутейное дело – частушки петь, а то ли дело загадка — уму испыток и веселью прибавка. Ну-ка, гости дорогие, покажите, свою сообразительность:

v12 коней на поводу на поводу на одной уздечке веду

( год и месяцы).

vСильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а

слезу льёт.( туча)

vПоле не меряно, овцы не считаны, а пастух рогат.( небо, месяц и звёзды).

2. Ведущий: Настанет день, и помчится по хуторской улице свадебный поезд: тройки лошадей в лентах, бубенцах, казачья свадьба с шутками да прибаутками да веселыми песнями.

(Песня « Пчелочка златая».)

На сцене стол со скамьями, «Красный угол» с иконами.

Невеста: поет песню, вытирая посуду. (Кукушка) потом плачет в рушник. Выходят сестры. Дарья подбегает к Наталье и обнимает её.

Варвара: Ой, Наташка, батя гутарил что сегодня сваты придут. Повезло же табе! А ты слезы льешь!

Катерина: Да, я б лучше сдохла, а за нелюбимого не пошла бы!

Выходит мать.

Мать невесты: А ну цыц дура! Ты язык то попридержала бы!

Варвара: А то батя услышит, отведаешь его вожжей неровен час.

Мать невесты: (подходит к ней, обнимает) ну что ты доча всё слёзы точишь! Не реви, стерпится слюбится.(отходит от нее)  Все так замуж шли. Сколь терпеть приходилося, а ничего живём!

Девки, а ну давайте-ка скатерть новую, да хоть немного приберем.

(невеста берет со стола разнос с посудой и уносит)

Дарья одна метет, Катерина с половиком, Варвавра самовар натирает Отец входит, руководит всеми.

Отец невесты: Куды стелешь? Не тут стели, туды! (указывает Катерине) А ты чего метешь? Пыль подымаешь! (Дарья пожимает плечами и вместе с веником убегает за кулисы) Ничего без пригляда нельзя оставить!  Катерина, стол убирай! Варвара, самовар готовый?

Варвара: Готовый!

Отец невесты: Дык на стол его ставь!

Варвара: Нясу-нясу!

Катерина собирает что-то на столе и уносит, мать невесты выносит хлеб ставит на стол  

Варвара ставит самовар в этот момент вбегает Дарья.

Дарья: Едут! Едут! Сваты едут!

Отец невесты: Девки, подь из хаты! (девушки уходят)         Мать, ты и хде?

Мать невесты: Да тута я!

Отец невесты: (стучит по скамье) Поди, вот сюды!

Мать и отец усаживаются на скамью, степенно ждут сватов.

Заходят Сваха, мать, отец жениха и дружка. При их входе мать с отцом невесты поднимаются. Входящие крестятся на образа, кланяются.

Сваха: Здорово дневали люди добрые!

Родители невесты кланяются: Слава богу!

Мать невесты: Ой, вы, люди добрые, православные! Позвольте вам низко кланяться! А пришли ли вы к нам с доброй вестью? С вестью радостной иль печальной?

Мать жениха: С доброй, с доброй!

Мать невесты: Ну, а  коли с доброй, то милости просим в наши хоромы. Оглянитесь, осмотритесь, да гутарьте, что за дело вас к нам привело!

Встают по обе стороны перед столом

Дружка: Мы люди чужестранные, приехали из дальней стороны, проехали 3 царства. Ехали, куда путь лежит, куда зверь бежит, куда птица летит.

Сваха: А привело нас к вам вот какое дело. Ни много, ни мало, а 20 лет рос и мужал в нашей семье казачок-делец, своему счастью кузнец. С виду он ладный, до работы жадный, по судьбе счастливый, по уму сметливый. Да вот только, приснился нашему казачку сон. Будто заглянула к нему в оконце сказочная птица.  Заглянула, улыбнулась, крылышком то махнула, вот только одно перышко то и оставила. С тех пор наш Григорий не спит, не ест. Взяли мы  волшебный посошок и отправились на поиски. И привел нас посох прямо в вашу станицу.

Мать невесты: (подбоченясь) Здрасти, а мы тут причем? Не знам, не знам, почему вам такие сны снятся!

Отец невесты: Таки мать жар-птица приснилась! Вот слухайте — гуси есть, индюки есть, куры есть, а вот жар-птицу сколько живем не видали. За чем ж к нам то заглянули?

Дружка: А едучи мимо вашего двора, нечаянно увидели  след не то  куницы, не то красной девицы. Так что, хозяева милые и приветливые, видите, что путники, уставшие с дороги. Просим уважить нашу просьбу и разрешить поискать в вашем курене жар-птицу — красную девицу.

Отец невесты: Я чаво-то не пойму, а не сваты ли к нам пожаловали? Так вот оно шо? А за кого же сватать хотите? Расступитесь, покажитесь! (рассматривает жениха) Любо, бравый казак! 

 ( Выходит жених, кланяется на 4 стороны).

Мать невесты: Погодь-погодь, чей же ты будешь, ясный сокол?  Из какой станицы?

Жених: Вольный казак, из донской станицы КамЫшенской.

Отец невесты: Ты пройдись по горнице, покажи нам выправку казачью!

(проходит и показывает фланкировку)

Отец жениха: Ну, люди добрые, показали мы своего казачка ясно сокола, покажите  и вы нам свою горлицу сизокрылую.

Мать невесты: Ну, у нас в дому много девиц-красавиц проживает и все одна другой краше. И все умницы и додельницы. Вот, к примеру, есть у нас голубка сизокрылая. Дарья, а ну выдь да покажись гостям!

(Выбегает Дарья с веником. Показывает язык и начинает подметать махать веником)

Мать жениха: Ой-ой-ой, пылюкой то все глаза нам застила. Не-не-не не подходит нам она!

Дружка: Молода больно, пускай еще чуток подрастет!

(Дарья уходит)

Мать невесты: Да, Дарьюшка наша молода да резва! А может вам по-статнее девицу показать? Катерина, подь сюды!

        (Выходит в песцовом воротнике богатая невеста)

Отец жениха: Смотри мать, кака богатая невеста!

Дружка:  Богатая то богатая дядька, только староватая больно!

Сваха: Ну что Григорий твоя ли это жар-птица?

Жених: Нет, не моя! Не по ней мое сердце тоскует! 

(Катерина уходит)

Отец невесты: Вот ведь беда-то несговорчивые какие! Не хотите молодую да богатую, может вам сгодиться храмоватая! Варвара, а ну покажись! Девка-то у нас засиделась, вот горе! Девка красивая, только на один глазок слеповата, зато другой целый. Да на личике черти горох молотили, да ведь его можно платком закрыть. Да ножку волочит, головкой трясет, бочок кривоватый, а больше ничего, берите, дорогие гости, любимое мое детище.

(Выходит закутанная в платок и прихрамывает да трясется вся. Гости шарахаются, отмахиваются, собираются уходить)

Мать невесты: Стойтя, стойтя гости дорогие! У нас еще девицы есть!

Сваха: А пущай тоды он сам поищет ту, которая ему нужна.

(Жених идет в дом и выводит свою нареченную)

Дружка: (оглядывает со всех сторон, трогает невесту за ручки, ножки) А девица-то и впрямь хороша да пригожа! Бровки-то черные, глазки ясные, что звездочки горят и ноженьки-то прямые, и ручки-то не кривые, и головкой не трясет. Как звать то тебя?

Невеста: Наталья!

Отец жениха: Товар-то видно красный.

Мать жениха: У-у-у! Конечно! Теперь все видят, шо  это и есть та, по ком у нашего казачка сердце болело! И с лица бела, и телом стройна. 

Сваха: Только после прежних сюрпризов боюсь я не опростоволоситься бы. Если уж и действительно это настоящая жар-птица, которая во сне нашем казачку привиделась, то давайте-ка испытаем ее. Поглядим, умеет ли она прибираться да нагибаться! А ну девица собери-ка монеточки!

(бросает копейки, невеста собирает и прячет в свой кошель)

Дружка: Давай-давай-давай! Молодец!

Отец жениха: Дайка гроши то сюда!

Невеста: Не-не-не, это нам на новое хозяйство!

Мать жениха: Добрая хозяйка будет!

Сваха: Так, это я вам кидала деньги медные, чтоб не были вы с хозяином бедные. А еще кидала серебро, чтоб в доме было любовь да добро! А скажи-ка мне красавица, сколько ты гричи сыплешь когда борщ варишь: стакан,  аль  ложку?

Невеста: Нисколько! В борщ я мясо да свеклу ложу.

Сваха: А еще ответь мне на такой вопрос, кладешь ли ты туда зеленушку, да какую?

Невеста: Петрушку да укроп кладу!

Сваха: Ой, двойня будет! Укропчик та хлопчик, а петрушечка то девчушечка!

Мать жениха: Молодец! Правильно отвечаешь.

Дружка: А вот когда ты полы моешь, где лучше вымываешь: по углам али  по середине?

Невеста: Полы я мою везде хорошо, стараюсь!

Сваха: Ой, умница! Ох, хорошо отвечаешь, девица! По всему видать, что стараешься угодить нам. Вот теперь время пришло при всех спросить тебя, а согласна ли ты Наталья, шоб  Григорий Мелехов, Пантелея сын, стал хозяином твоим?

Дружка: Люб ли тебе, девица, наш ясен — сокол?

Невеста: Люб!

Сваха: Согласна ли ты Наталья, стать женой Григория?

Невеста: Из воли родительской не выхожу! Согласна!

Мать жениха: Люба ли тебе невеста?

Жених: Люба!

Дружка: А ты Григорий согласен стать мужем Натальи?

Жених: Из воли родительской не выхожу! Согласен!

Мать жениха: (соединяет их руки) Вот  тебе – жених, а тебе, мой сын, невеста!

(мать невесты начинает рыдать)

Отец невесты: Цыть баба, не реви! Давайте сваты по рукам вдарим!

(первой руку на стол кладет мать  невесты, на её руку- отец невесты, на его руку- мать жениха, потом-отец жениха)

Отец жениха: Быть девке за парнем!

Отец невесты: Если кто-то из нас откажется, тот повинен уплатить штраф.

Отец жениха: Ну а раз сговорились да об руки побились, возьми-ка доченька вот этот хлеб раздели его да угости нас!

(подает хлеб, невеста  должна разрезать хлеб крестом на четыре равные доли, разрезает)

Невеста: (с поклоном) Эти доли моим родителям за то, что меня вырастили и воспитали! А это моим новым отцу с матерью!

Сваха: А теперь настала пора благословить детей! Готовы вы родители аль нет?

(мать невесты опять начинает голосить)

Отец невесты: Цыть, я сказал! Неси икону, будем детей благословлять!

Мать невесты: Сейчас-сейчас! (убегает за иконой)

Отец невесты: Девки, овчину несите! Это чтоб у вас дети в хозяйстве было густо, как шерсти в овчине! 

(выносят тулуп и стелют, молодые встают на колени на него)

Мать невесты: (благословляет иконой) Благословляю вас детушки на долгую и счастливую жизнь! (дает поцеловать икону дочери, крестит ее иконой, переходит к жениху крестит, дает поцеловать)

(После благословления молодые встают на овчину и кланяются  на четыре  стороны.

После жених дарит кольцо невесте)

Жених: Дарю тебе Наталья, вот это колечко  в честь нашего сватовства!

(Невеста одевает да любуется)

Невеста: А это тебе Григорий! Носи на здоровье! (дарит рубаху)

Дружка: Григорий, а чтоб в народе не говорили – женился, а гвоздя забить не может! Вбей вот этот гвоздь в порог перед своей тещей, чтоб она тебя любила да уважала!

(жених вбивает гвоздь, все приговаривают что-нибудь одабривающее)

Сваха: А подари-ка ты Григорий своему тестю молоток, чтоб в ваших отношениях был толк!

(жених дарит отцу невесты молоток с поклоном)

Сваха: Подари теще своей шаль чтоб звала чаще в гости. (дарит жених матери невесты цветной полушалок)

Сваха: Таперече примите от нашего стола вашему столу  вот этот волшебный мед. Тебе, хозяин, этим медом ушки смажем, чтобы ты о своем зяте никогда ничего плохого не услышал.

А тебе, хозяюшка, глазки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела, а остальное,  я себе на язык намажу и стану на общем нашем застолье речи вам сладкие гутарить…

Мать невесты: (дает два рушника) Доченька, подвяжи этими рушниками сватов! Ты ж сама их вышивала, сама их готовила! (подвязывает сваху и дружку)

Отец невесты: А вас дорогие сваты приглашаем к столу, долгожданные вы наши да желанные. Отведайте пирогов сладких, чтоб жизнь у наших молодых была сладкой да гладкой!

(сестры и дружка обнимают невесту и жениха)

Сваха: Да теперь можно и за столы, а молодежь нехай попляшет и нас повеселит.                                        (Танец)

Мать жениха: Спасибо вам сваточки дорогие, за привет да тепло, за согласие свое! Ждем вас к нам на будущей недели! Прощевайте!

(уходят под песню «Ах, пчелочка, златая»)

Казачий свадебный обряд.

Ведущий: Одним из самых ярких и праздничных обрядов на Дону был свадебный обряд. Свадьбы праздновали, как правило, осенью, после уборки урожая, когда казаки освобождались после полевых работ. Невесту и жениха, как правило, выбирали родители. Обряду сватовства предшествовали смотрины невесты. Жених отправлялся в дом к родителям невесты с одним или двумя старшими родственниками.

Отец жениха: -Здорово дневали!

Мать жениха : — Мир Вашему дому!

1 сваха: — Мы люди чужестранные, приехали из дальней стороны,

проехали 3 царства. Ехали, куда путь лежит, куда зверь бежит, куда

птица летит.

2 сваха:- А едучи мимо вашего двора нечаянно увидели след не

то куницы, не то красной девицы.

Отец жениха: —А вот есть у нас ещё сокол « Всему делу голова»!

Отец невесты:— Покажите нам этого ясного сокола!

( Выходит жених, кланяется на 4 стороны ).

Мать невесты:— Чей же ты будешь, ясный сокол? Из какой станицы ?

Жених:- Вольный казак, из донской станицы.

Отец невесты: —Ты пройдись по горнице,покажи нам выправку казачью!

Отец жениха:— Ну, люди добрые, показали мы своего молодца- охотничка, покажите и вы нам свою горлицу сизокрылую.

(Выходит невеста, кланяется на 4 стороны).

Ведущий: После смотрин шло сватовство. Со стороны жениха присылались

сваты. Сваты начинали дело просто:

: 2 сваха: — Алексей Мелехов, Пантелея

сын, хочет вступить с вами в родство.

Люб ли тебе, девица, наш ясен — сокол ?

Отец жениха:

-Невестушка наша Настюшка,

Рукодельница, да красавица,

Круглолицая, да румяная,

.) Мать жениха : Лебедь белая, сиза горлица.

Встречай, милая, ясна — сокола.

Ведущий: — Если гостям отвечали благодарностью за доброе имя невесты,

но при этом отговаривались, что не могут выдать её по неимению

всего нужного для свадьбы, то это означало отказ.

В случае же согласия, отец невесты просил время подумать, посоветоваться с роднёй, и назначал день, в который сватам надлежало прийти за ответом.

В назначенный отцом невесты день поутру являлись те же сваты, вынимали из-за пазухи кусок чёрного хлеба, посыпанного солью, и клали на стол, говоря хозяевам:

2 сваха : — Отец и мать Алексея кланяются и просят принять

хлеб- соль.

Ведущий: — Хозяева в ответ целовали гостинец, говоря:

Родители невесты:-

Мать:— Дай бог!( с земным поклоном)

Отец: В добрый час!

Ведущий: Отец подавал сватам руку, обернув её полой кафтана. Подать или взять руку, не завернув её в подол платья, считалось дурным предзнаменованием. В старину казаки полагали, что голая рука является символом бедности.

В этот же вечер производилось рукобитьё. Жених с отцом , матерью и родственниками приходил в дом своей суженой, где собирались её ближайшие родственники. Родители в знак союза давали друг другу руки. По приказанию матери, невеста выходила в центр зала, кланялись на все 4 стороны и становилась около жениха.

Мать жениха : — Люба ли тебе невеста?

Жених: Люба!

: 2 сваха:- Согласен ли ты , Алексей, стать мужем Насти ?

Жених: — Из воли родительской не выхожу!

: 2 сваха:- А ты , Настя, согласна стать женой Алексея?

Невеста:- Из воли родительской не выхожу!

Ведущий: Мать жениха соединяла их руки со словами:

Мать жениха : — Вот тебе – жених, а тебе, мой сын, невеста.

Ведущий: Далее происходило само рукобитье. Первой руку на стол клала мать

невесты, на её руку- отец невесты, на его руку- мать жениха, потом-

отец жениха, говоря:

Отец жениха: — Быть девке за парнем! Если кто-то из нас откажется, тот повинен уплатить штраф.

Ведущий: За бесчестье устанавливалась определённая сумма для жениха и для невесты по соглашению родителей.

Вечер завершался угощением. На Дону рукобитье означало то же , что и в Российских губерниях- помолвка.

Далее следовал обряд сговора, который был торжественнее рукобитья. Гости собирались в доме невесты, жениха и невесту ставили посреди зала, они обменивались подарками. Девушка обычно дарила вещи собственного изготовления. Молодёжь начинала играть в игры и танцевать.

Песня « Пчелочка златая»

Пчёлочка златая, что же ты жужжишь? ( 2 р.)

Жаль, жаль, жалко мне , что же ты жужжишь? (2 р)

Как у нашей Насти русая коса ( 2 р)

Жаль, жаль, жалко мне, русая коса (2р)

Лента голубая ниже пояса (2р)Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса (2р)

Команда Сош№ 1 им. Куликова « Станичники».

Станичник всегда впереди!

Стихи на вступление:

( Антоненко Ю.)

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора.

Широкий Дон, простор гонимый

Низовым ветром до утра!

(Демченко В.)

Вокруг простор степи бескрайний,

Весь зеленеющий в цветах,

И аромат необычайный

В глубоких тает небесах.

( Юрьева Ю.)

Я ль променяю степь родную,

Гордыню рыцарей- дедов

На мир иной, на жизнь другую,

На роскошь модных городов?

( Лобынцев А.)

Все мои предки- казаки,

Они врагов изрядно били!

Пахали, сеяли , косили,

А между первым делом были и спеть, и выпить мастаки!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/293281-kazachij-svadebnyj-obrjad

СЦЕНАРИИ № 2

Сват или сваха берут на себя завершить дело. Если сваха отправляется за добрым делом, так называется сватанье, то обыкновенно со стороны девушки. Нарядившись как можно лучше, она является в дом жениха с поклоном. Став в порогах, она молится образам, потом кланяет*ся хозяину, хозяйке и ее сыну и, наконец, во все четыре стороны. Они знают, зачем пришла сва*ха, потому просят ее садиться и расспрашивают, откуда идет, с далека ли. — «Издалека, — отвечает она, — родимые мои; дороженька трудная, и я крепко подустала. Зная наперед, что вы добрые люди, зашла к вам обогреться. Не прогневайтесь, без дела мне бы не идти. Я шла одинехонько по черному лесу; тут бежал соболь и мне дороженьку перебежал и по той тропинке к вашей избушке довел меня. Иду со сторонушки дальней, не родной; но от родных красной девицы. Изнывает ее сердечушко по доброму молодцу, она сохнет в одиночестве, будто травка на горючем песке. Полюбила красна душа-девица детинушку и не мил ей Божий свет! Хоть жалей, сударь, не жалей, ответ-то надобно держать». Жених краснеет, на него посматривает сваха и продолжает: «Кормилец мой, батюшка! Не кидается девица на цветное платье, кидается девица на ясного сокола. Ты охочь, умная головушка, девушек сманивать; скажи, охочь ли девицу дарить не рублем, не полтиною, а своим дорогим словцом? Ты скажи, на что прельстился? С кем тебе век веко*вать? Я порадуюсь радостью подле суженого, подле суженого, подле ряженого, с родимою»: матушкою, с родимым батюшкою». Если женх не отвечает, то мать его говорит: «Дитя мое, дитятко, дитя милое! Не напрасно ты расчесы*вал свои кудри черные перед зеркальцем хрустальным! Не напрасно умывался ранешенко ключевой холодною водицей! Станет ли их завивати красная девица, аль нет, совет да любое, надобен тебе. Развиваются кудри от тоски и от кручинушки, от веселья и от радости. Тебе с суженою не час часовать, не год годовать, тебе красную девицу не вспоминать, а век с нею ве*ковать; вековать с женою». Сын отвечает: «Уж про то благословение Божие да ваше, батюшка и матушка, чтобы венцы золотые положить».

После простодушных с обеих сторон разго*воров подносят свахе чарочку зеленого с честью и любовью. Пьют за здоровье друг друга, и ког*да сойдутся между собою в условиях на брако*сочетание и само приданое, тогда отец и мать избирают со своей стороны свата для оконча*тельных переговоров с родителями невесты.

Сват одевается в новый армяк, подпоясыва*ется красным поясом, надевает на голову ще*гольскую шляпу с кистью или пером павлинь*им; шею обвязывает пестрым, преимуществен*но красным, платком. Этот наряд больше горо*жан и зажиточных деревенских. Он отправля*ется в дом с посольством, сначала один. У две*рей принимают его как незнакомого; он кланя*ется святым образам, потом хозяевам и, нако*нец, во все четыре стороны. «Здравствуй, хозя*ин с хозяйкой, — начинает он говорить пер*вый, — с твоими детьми и твоей красною деви*цею. Ехал и заплутался: ночь темная и не месяч*ная; тут засветился у вас во тереме огонек». — Родимый, — отвечает хозяин, — для добрых людей наша избушка, — добро жаловать. Но кто ты, батюшка? Господин барин аль купец? Товары али какие везешь, и знать далече». Сват, поглаживая бороду и посматривая на сторону, говорит: «Мы товары развозим, батюшка роди*мый, для праздников радостных, для девиц су*женых. К тебе мы едем не гостить, не праздно*вать; но пиры пировать. Мы слышали, а про то нам сказывали добрые люди, у тебя во высоком терему живет красная девица пригожая. Она-то нам надобна. На то ль цветы растут, чтобы вя*нуть. На то ль во пиру ряженая, чтобы сердце кручинить?» Невеста не смеет поднять глаз, мать молчит. Обе в недоумении, не знают, что отвечать. Красная девица думает думу со своей родной матушкой. Смелый сват, угадывая их робкое молчание, продолжает: «Ростом он то*нок и высок, лицом бел и румян; кудри русые по плечам лежат; брови дугой любовной сви*лись; глаза ясные, соколиные; губы сахарные, поцелуйные, жениться велят. Не одиночествовать девушке — с милым дружком ей жить». Мать отвечает: «О, сват мой, сватушка! Весна цветет и расцветает по обычаю своему; и красе не всегда цвести, и отцвет ее наступает; не все матушке жити с дочкою, не все ее лелеяти: нам написана с нею разлука, и мне уже ею не любо*ваться и не красоваться: ею красоваться добро*му молодцу. Девушка всему хорошо выучена: цветики сажать, яблоньки поливать, ткать, прясть и золотом узорики вышивать; давно ле*жат для нее в больших сундуках атласы, барха*ты, сарафаны самоцветные с пуговицами золотными, каменья, жемчуга и крупные зарукавьница; полотна тонкие и дорогие, белы ска*терти камчатные, пуховая постель, кисейное изголовьице с алыми бантиками, одеяльце со*болиное и всякого разного цвета уборы запас*ные». «Не надобно нам, матушка сударыня, — отвечает сват, — ни каменьев дорогих, ни само*цветных платьев; надобно нам сговор вели*чать». Хозяин в это время не принимает учас*тия в их разговоре; он только слушает, но, видя, что жена соглашается на выдачу дочери замуж, велит подать на стол калачи, хлеб-соль и под*носит первую рюмку свату, который, выпивая за здоровье всех их, желает невесте счастья и бо*гатства. Потом, поговорив о сговоре, назнача*ют время бракосочетания. Девица-невеста си*дит и ничего не говорит; она уже знает своего суженого, или если не знает, то должна повино*ваться воле родителей, которые сами избирают ей мужа. Однако теперь девушки сами избирают себе женихов.

Добавлено через 2 минуты
Что такое сватовство?

Сватовство — главенствующая часть, ста*дия предсвадебного периода. В настоящее вре*мя если переговоры между родителями буду*щих жениха и невесты положительно заверше*ны, то сватовство — формальное действо. Ранее же, скажем в начале века, даже от сватовства за*висело все — судьба молодого человека и его избранницы, ибо воля родительская имела силу. Правда, были случаи в прошлом России, когда свадьбу молодые люди совершали «ухо*дом». Сватами зачастую становились родственники жениха или же профессиональные свахи. Они и подыскивали невесту в соответствующих кругах.Свахи подобные услуги оказывали «перестар*кам», засидевшимся в «девках» девушкам, «веко*вухам». Парня, который не же*нился вовремя, называли бобылем. Вековухи и бобыли не были в почете. В социальном смыс*ле это правильно, хотя судьба есть судьба…

Войдя в избу, свахи вели разговор на посто*ронние темы, затем переходили конкретно к сватовству в иносказательной форме: «ищем те*лочку (овечку), не заблудилась ли», «хотим ку*пить телочку», «у вас товар, у нас купец». Сади*лись непременно под «матицу», чтобы дело прочнее «связалось». Обычай садиться при сва*товстве под «матицу» имеет глубокие корни смысла и верования народа.

По древним верованиям, считалось, что до*мовой, хранитель очага, «чур», находится имен*но в центре потолка, избяного «неба». Семья была самым священным союзом у древних пле*мен. Живя под одним отеческим кровом, семья имела свое, исключительно ей принадлежащее божество и свою отдельную религию. Боже*ство — это светлое пламя, возжигаемое в до*машнем очаге, а религия состояла в поклоне*нии ему, жертвоприношениях, заботах, чтобы не угасал святой огонь. До нас дошла несколь*ко унылая шутливая пословица в связи с этим: -На печи сидел, кирпичам молился». Кстати, свахи на Руси, приходя с брачным предложени*ем к родителям невесты, подступали к печи, и в какое бы время это не случилось, грели свои руки, чтобы задуманное дело пошло на лад, т.е. искали благосклонности у местных домашних пенатов, у божества, охраняющего очаг.

В первый день сватовства выясняли, соглас*на ли семья выдать невесту замуж, и в случае положительного ответа родители невесты и сва*ха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и на этом расставались. Вечером того же дня или на другой день договаривались о дне смотрин, которые устраивали, как правило, че*рез неделю после сватовства в доме невесты.

В случае отказа сваты закрывали дверь спи*ной. Считалось, что это помешает девушке в дальнейшем выйти замуж. В других случаях по*ложено было сначала отказать свахе, отговари*ваясь тем, что и невеста не доросла до замуже*ства, и приданое не готово. Иногда сваты по не*скольку раз посещали семью невесты.Сватовство, как уже говорилось, необычай*но важная часть свадьбы. И его традиции ухо*дят своими корнями в глубокую древность. Тра*диции сложились естественно, и в какой-то мере были учтены православные каноны, хри*стианская нравственность, однако язычество осталось стержнем всех свадебных традиций!

Добавлено через 8 минут
Сценарий № 4 — Современный

Нынче сватовство видоизменилось и упрос*тилось. Сохранились два варианта: первый, когда потенциальный жених посылает к семье своей избранницы сватов (сватами могут быть его родители, ближайшие родственники, крес*тные мать и отец).

Второй вариант, — когда будущий жених едет к родителям своей будущей невесты про*сить ее руки сам лично. В данном случае он обязательно, по старой традиции, должен по*просить благословения у своих родителей. Отец снимает икону Спасителя или же Божьей Ма*тери; затем зажигают свечу, молятся, кладут правые руки на голову сына со словами «благо*словляем»; сын целует икону. Мать целует сына и крестит, затем — отец.

Молодой человек приходит в дом девушки в новом качестве — будущего жениха — с двумя букетами цветов: для матери будущей невесты и самой невесты. Как водится, он должен быть опрятно и элегантно одет и стараться показать себя с лучшей стороны. Девушка не должна присутствовать во время сватовства, поскольку ее родители могут задавать своему будущему зятю весьма деликатные вопросы о его финан*совом положении, материальных условиях жизни, его мировоззрении, отношении к бра*ку, семье, детям и т.д.

Со своей стороны молодой человек вправе поинтересоваться приданым. Предложение де*лается, обращаясь к родителям своей избран*ницы. Жених кратко говорит им о своих чув*ствах к их дочери, о том, что он будет добрым и нежным мужем, защитником своей семьи, ее кормильцем, будет свою жену миловать, лю*бить, на руках носить, словом, говорит прият*ные вещи, которые хотят услышать от него ро*дители его возлюбленной. Если молодой чело*век обладает всеми теми данными, которых ждут от него родители молодой девушки, они принимают его предложение. При этом отец вкладывает правую руку дочери в руку своего будущего зятя, как бы говоря будущему жениху, который просил руку своей избранницы, что родители согласны выдать за него свою дочь. Затем ее родители приглашают его снова посе*тить их дом уже вместе с его отцом и матерью и назначают день, удобный для обеих сторон.

Иногда будущие молодожены посещают ро*дителей жениха, и он представляет им свою из*бранницу, а она дарит цветы своей будущей свекрови. Будущий жених, конечно, должен быть настойчив и верен своим чувствам. Так, великий Пушкин несколько раз просил руки Натальи Гончаровой у ее матери, не получая ни прямого согласия, ни полного отказа. Как из*вестно, все закончилось благополучно. Ко всем прочим причинам здесь, кажется, добавлялась причина экономическая: Пушкин был небогат, но он получал огромные гонорары, самые вы*сокие в мире: ему платили по 10 рублей золотом за строку, и если учесть, что в те времена коро*ва стоила 25 рублей, то за стихотворение в 25 строк он получал такой гонорар, за который можно было купить целое стадо — 10 коров. Может быть, это домысел, но вполне возмож*но, что такая информация не могла не склонить к согласию на брак мать Натали с Александром Пушкиным. Став женой поэта, Натали разоря*ла его: на каждый бал ей нужно было новое пла*тье, поэтому очередной бал сильно потрясал финансовую стабильность нашего поэта.

Если будущий жених получил благословение своих родителей и, более того, «получил руку» будущей невесты из рук ее отца, обряд совре*менной свадьбы украсится и станет более пол*ным, если жених пошлет в дом своей избранни*цы сватов.

Существует вариант, когда будущий жених засылает к своей будущей невесте в качестве сватов своих родителей. В данном случае он сам может и не присутствовать при этом, а прийти в другой день, о котором договорятся родители, для принятия родительского благословения. Приехав к родителям будущей невесты, сваты говорят вначале о чем-то постороннем и посте*пенно, выражаясь обиняками, подходят к делу. Они расходуют все свое умение, чтобы угово*рить выдать дочь за своего сына, поскольку, как и в старину, родители девушки часто играют к притворяются, что, дочь их еще молода, что ей надо учиться, а не думать о замужестве и т.д. Если родители девушки изъявляют согласие выдать дочь, то сваха, мать будущего жениха, говорит: «Ну, сватушка, прикажите нам прий*ти с женихом». Те отвечают: «Просим милости». После этого договариваются о смотринах, по*молвке, и назначают ее дату.

В современной свадьбе иногда сохраняется сватовство, которому предшествует договорен*ность молодых людей между собой и с родите*лями. Оно включает лишь некоторые элемен*ты традиционных до свадебных актов (договор о количестве гостей и сумме расходов на угоще*нье, примерное меню, иногда количество даров со стороны невесты) и сохраняет функцию зна*комства и сближения будущих родственников.Если будущие молодые живут далеко от своих родителей и нет возможности съездить к ним или пригласить их к себе, то следует по*слать родителям фотографии своего избран*ника (избранницы), описать его (ее), спро*сить совета и разрешения на брак у отца и ма*тери.

Добавлено через 15 минут
Сватовство сегодня

В настоящее время сватовство носит скорее практический, чем обрядовый характер.

Жених чаще, предварительно получив согласие девушки, приходит в ее семью сам. Девушка назначает время его прихода и морально подготавливает родителей. Жениху следует купить два букета цветов (один для матери невесты, другой для самой невесты), подарки для родителей невесты. Жених должен выглядеть на все сто, все-таки первый раз в доме, и лучше, если у родителей сложится о нем положительное впечатление. Невеста должна представить своего избранника родителям и родителей жениху, начав с отца. Жених, обращаясь к родителям невесты, просит у них руки девушки, говоря при этом о своих чувствах и намерениях.

Также для церемонии сватовства можно пригласить свата. Сватом обычно становился отец или пожилой родственник юноши, крестный, уважаемый друг семьи. Довольно давно, например, в Италии, Германии, Швейцарии появились и профессиональные сваты, посредники.

Далее дело за родителями: они либо принимают молодого человека, выражая свое согласие на брак (при этом отец девушки соединяет руки молодых); либо отвергают жениха.

Если жених приходит в дом девушки один, его визит не должен быть долгим. Невеста в случае согласия ее родителей также должна побывать у родителей жениха. При этом она покупает букет для матери парня.

Если у молодых нет возможности посетить родителей, которые живут далеко, им следует послать фотографии своих «вторых половинок» и попросить разрешения на брак.

Оговорив все тонкости предстоящих событий с родителями и получив их согласие, молодые могут подавать заявление в ЗАГС.

После этого молодые организуют встречу семей, которая может происходить как в доме невесты, так и в доме жениха. Молодые знакомят родственников (каждый представляет своих, начиная с родителей) и готовят застолье. Во время встречи перед семьями стоит задача обсудить условия свадьбы и решить организационные вопросы: вопрос о том, где будет проходить свадьба, кто организует застолье, свадебный кортеж, видеосъемку, каков состав свадебного меню, где молодые будут жить, кто за что платит. Считается, что все хлопоты по организации свадебных мероприятий должна брать на себя семья жениха. Но в настоящее время ответственность между семьями может распределяться как угодно.

Молодые могут организовать также помолвку. Это вечер, на который собираются родственники, друзья молодых. Жених и невеста объявляют о своем желании сочетаться браком. Жених преподносит невесте кольцо, которое невеста носит до свадьбы. Помолвочное кольцо может передаваться из поколения в поколение (не путать с обручальным!).

Время от помолвки до свадьбы — период, за который следует все хорошенько обдумать: может статься, что вы еще не готовы потерять свою свободу и не готовы ответственно отнестись к созданию семьи.

Донская казачья свадьба

Сценарий старинного свадебного обряда

Действие 1

День венца в доме невесты

Реквизиты:

Икона, рушник, 3 шали.

 Участвуют:

Ведущий, невеста, отец, мать, 2 подруги невесты, сваха, сват, жених, друзья жениха.

(звучит донская песня)

Ведущий: Раннее утро… первые лучи восходящего солнца едва успели позолотить чистые воды Тихого Дона. Не спеша катит он их в вековечную даль, от озера Иванова до берегов Азовского моря. Батюшкой, кормильцем, прозвали эту реку казаки донские. Живут они здесь хуторами да станицами. Рождаются, венчаются…

Вот и сегодня в станице Октябрьской (Новочеркасской) свадьба. В семье казака Василия Адамова отдают замуж младшую, самую любимую дочь…

(на сцену выходят отец с матерью, ведут под руки свою дочь – невесту. Невеста плачет)

Мать: Буди, дочка, подружечек. Нехай собирают тебя в дорожку, да готовят к венцу. А мы с батенькой благословим тебя по православному нашему обычаю…

Отец: Ну, будет,  будет, дочка, милая, — что так убиваться – то, Бог даст, все будет по-хорошему…

(обнимает дочь за плечи)

Невеста (причитает): И спасибо тебе, родимый батюшка, да родная мамушка: да спасибо же вам за хлеб да соль! За одно неспасибо вам, мои родные: отдаете меня в чужие люди…

(появляются подруги невесты, подбегают к невесте и тоже плачут. Входит сваха.)

Сваха: Ну, будет вам, девчата, плакать. Коль невеста готова, ведите ее к батьке да матери на благословение.

(отец разослал на полу тулуп мехом вверх. Мать держит в руках икону с рушником.)

Отец: Садись, наша дочушка, садись, лапушка.

(подруги подводят невесту к родителям, помогают ей встать на колени)

Отец: По своей ли воле идешь замуж?

Невеста: Из воли вашей, батенька и маменька, не выхожу!

Мать: Любо нам слухать твою разумную речь. Благословляем тебя во имя Отца и Сына и Святого духа.

(перекрещивает иконой. Невеста целует святой образ)

Мать (передавая дочери икону): Вот, тебе, доченька, эта иконка. Береги ее. Она заветная, наша наследная от твоей бабушки. В тяжелую минуту или в какое лихое время припади к святому лику, помолись, да попроси…Непременно поможет.

(родители целуют невесту. Подружки и сваха готовят место для посада. Ставят длинную лавку, покрывают отцовским тулупом центральное место и усаживают невесту)

Сваха: Девчата, сажайте невесту на посад. А то скоро бояре будуть. Надобно все соблюсти. Маманя, поди сюда, да присядь с дочкой. И ты, подруженька, садись. Как приедут гости , будем торги вести. А вот и они едут, слышите? Быстро покрывайтесь шалями.

(появляется сват. В руке корзина и закуски)

Сват: Здорово ночевали, православные!

Все: Слава Богу.

Сват: Дозвольте, люди добрые, в курень взойтить.

Сваха: Входи! Входи коль не шутишь. Кто же такой будешь? Отколь едешь, да куды путь держишь?

Сват: Я дальний человек. В путе – дороге приморозился и уморился порядком – дозвольте погреться да отдохнуть.

Все: Заходь, заходь.

Сваха: Может еще кто с тобой, дак нехай тожа входить. А ты нам поведай, где был, да чаво видал…

Сват: Дак вот, люди добрые. Што ни день, што ни час, то новая напасть: то метелица заметет, то зверь загонит! У самого вашего двора собаки наши унюхали какие-то диковинные следы. По всем приметам зверь к вам забежал.

Не дозволите ли, люди добрые, поискать у вас?

Сваха: Ох, и хитер ты, сваток. Так обкрутил дело, так обкрутил. Нам прятать нечего. Не куницу, не лисицу, а красную девицу бережем в этом дому. Невеста она у нас.

Сват: Да нам бы забрать…

Сваха: А ты не торопись, остынь. За такой красный товар немало надо заплатить. Да за место возле невесты.

(сват отдает свахе корзину)

— А вот видишь, трое сидят на лавке. Угадаешь? Бери так. Не угадаешь? Плати неустой, да зови на помощь своего короля-королевича.

(сват подходит к одной из трех, снимает шаль, там не невеста. Сват отходит в сторону)

— Видать без твоего царь-царевича, король-королевича дело не сладишь. Зовите его…

(сват уходит за женихом, вводит его в дом. Жених кланяется на три стороны)

Сват:  А вот и наш удалец-молодец, донской казак малолеток.

Сваха: А ну,  ну, посмотрим. Чей жа такой будешь?

Жених: Иван, Данилов сын, казак станицы Золотовской.

Сват: Ну, люди добрыя, показали мы своего молодца – охотничка, а теперь желаем бы вашу кунушку-горностаюшку посмотреть, да в жены взять.

Сваха: Вот и веди, сватушка, своего красавца к трем шалям, он то вено свою невесту сразу узнает.

(жених подходит к покрытым шалями и безошибочно указывает на свою суженую. Жених с невестой подходят к родителям)

Жених: Покорно просим благословить.

(дарит матери красивую шаль, отцу – папаху и в придачу кнут)

Отец: Все сладим по нашему старинному обряду. Люба ли тебе наша дочка?

Жених: Люба…

Мать: Вот и хорошо! Благословляем во имя всех святых (крестит обоих).

Отец: Зараз и плеть спытаем. Поворотись- ка (обращается к жениху)

(жених поворачивается к отцу спиной, нагибается. Отец слегка ударяет по спине жениха плетью и приговаривает)

Отец: Во имя Отца! И Сына! И Святого духа! Аминь! Добрый казак.

(молодых уводят. Все гости уходят за ними. Звучит казачья песня)

Действие 2

После венца

Реквизит:

Праздничный стол, накрытый скатертью, на нем угощенья, посуда.

 Действующие лица:

Ведущий, жених, невеста, отец, мать, сваха, сват, гости.

         (звучит казачья песня, потом звон колокольчиков)

Ведущий: Вот и съехала Татьяна из отчего дома. Свадебный поезд под звуки веселого пени и звон бубенцов летит по дороге. Верховые казаки, лучшие джигиты на разгоряченных лошадях выделывают на всем скаку всевозможные трюки. С шумом подъехав к церкви, свадебный поезд останавливается у ворот. Молодых ведут венчаться. А в доме жениха идут последние приготовления к встрече молодоженов.

(Родители жениха готовятся к встрече молодых, хлопочут около стола.)

Слышен топот копыт, звон бубенцов. Все вскрикивают: «Едут! Едут!»

(Мать держит в руках икону с рушником, отец – хлеб-соль со свечами – символ семейного очага.)

Сваха взяла сито с хмелем, мелкой монетой, орехами и конфетами.

Все готово к встрече молодых. Звучат свадебные припевки.

Друг жениха приводит молодых к родителям. Руки молодоженов перевязаны рушником «покрепче, да узелком наверх».

Родители: Поздравляем, счастья, радости желаем. Отведайте хлеб-соль.

(Подают хлеб-соль. Молодые кушают. Потом их обсыпают хмелем)

Родители: Пожалуйте, молодые, да и вы, гост дорогие, на веселую пир-беседу.

(Звучит казачья песня. Молодых усаживают на почетное место за столом, рядом садятся родители и все гости)

Сват: Просим пить-гулять, да молодых величать.

Ну, дорогия, любезнаи гостечки, вот наши милые деточки, здоровые и счастливые. Теперя просим вас:

         Сыр-каравай принимайте

         А молодых одаряйте!

Сваха: Наши добрые панове,

           Им много надобно:

           На шильце, на мыльце,

           На белила, на румяна,

           На всякую всячину!

(Сват со свахой выводят молодых из-за стола, подводят к отцу и матери. Молодые кланяются)

Сват: Батенька Данил Степанович, маменька Катерина Кузьминична, сыр-каравай принимайте, наших молодых одаряйте.

Сваха: Нашему-то караваю, ему много надо:

           С семи рек водички,

           С семи полей пшенички,

           С семи коров масла,

           С семи кур яички!..

Отец: Батька дарит сыну коня с седлом, к службе.

Мать: А маменька на молодое хозяйство деткам – телушку.

Жених и невеста: Покорно благодарим (кланяются.)

Сваха: Ну, а вы, сроднички, — чем Бог дал…

         (обносит между гостей поднос)

Гости:

1)     Вот вам медный – чтобы не были бедные.

2)     А вот серебро – чтоб в дому было добро.

3)     Дарю цибулю (лук) – чтобы муж жене не давал дулю.

4)     А вот вам бурак (свекла) – чтоб жена не называла мужа «дурак»

Жених и невеста: Покорно благодарим (кланяются)

Сват (обращаясь к родителям): Ну, а теперича сдаем вам детей в полном здравии и порядке. Мы со свахой свое дело сделали.

Сваха: А гостей просим пить да гулять, песни петь, да танцевать. (К родителям). Батенька и маменька, благословите каравай внести, молодых увести.

(Родители выносят каравай с хворостом. Раздают каждому гостю по палочке хвороста. Звучит казачья песня.

Все участники выходят на середину и делаю поклон.)

 Литература:

Голос земли родной: исорико-фольклорный сборник / сост. Ю.А. Хачатурян. – Ростов н/Д, 2003.

 Подготовила Башкирова Ирина Георгиевна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свадебное застолье сценарий прикольный от тамады
  • Свадебная традиция снятие фаты одевание платка сценарий
  • Свадебка ws сценарий
  • Сбываются ли сны на праздники
  • Сбросить агент обновления windows сценарий