Светский праздник 4 ноября

4 ноября 2023 года — День народного единства России, а также ещё 9 праздников, 3 памятных даты, 16 именин, 24 события. Узнайте больше на «Календ.ру»!

Calend.ru

Адрес страницы: https://www.calend.ru/day/2023-11-4/

А также в этот день

Здесь перечислены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение
для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.

  • Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

  • Годовщина интронизации Гарегина II, Католикоса всех Армян

  • Дни гигантского омлета в США

Народный календарь

  • Казанская

    Дата по старому стилю: 22 октября. В этот день кланяются чудотворной Казанской иконе Божией Матери — одной из самых чтимых в Русской православной церкви. Согласно преданию, после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне явилась во сне Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась, а на месте явления иконы был впоследствии построен Бого…

Именины

  • Александр

    Александр

    «Защитник людей»

  • Анна

    Анна

    «Благодать», «милость божья», «миловидная»

  • Василий

    Василий

    «Царский», «царственный»

  • Владимир

    Владимир

    «Владеющий миром»

  • Герман

    Герман

    «Истинный», «родной», «близкий»

  • Григорий

    Григорий

    «Бодрствующий», «не спящий»

  • Денис

    Денис

    «Посвященный богу Дионису»

  • Елизавета

    Елизавета

    «Божья клятва», «почитающая Бога»

  • Захар

    Захар

    «Бог вспомнил», «память Господня»

  • Иван

    Иван

    «Яхве (Бог) смилостивился, помиловал», «Благодать Божия»

  • Ираклий

    Ираклий

    «Прославленный богиней Герой»

  • Константин

    Константин

    «Стойкий», «постоянный»

  • Максим

    Максим

    «Величайший»

  • Максимилиан

    Максимилиан

    «Величайший», «посланник Божий»

  • Николай

    Николай

    «Победитель народов»

  • Федор

    Федор

    «Божий дар», «дарованный Богом»

Хроника Знаменательные события в истории

  • День рождения кассового аппарата – запатентована первая модель

    1879

  • В Лондоне открылась первая электрическая линия метрополитена

    1890

  • Обнаружена гробница фараона Тутанхамона в Египте

    1922

  • В Москве на Красной площади открыт восстановленный Казанский собор

    1993

  • В Иркутске состоялось торжественное открытие памятника адмиралу Колчаку

    2004

Персоны

  • Гвидо Рени (Автопортрет, около 1602–1603, Частное собрание, Лондон, )

    1575

    1575  — 1642 Гвидо Рени
    итальянский живописец, представитель болонского академизма

  • Репродукция акварельного портрета Осипа Бове (Неизвестный художник, 20-ые годы 19 века, Государственный музей А.С. Пушкина, )

    1784

    1784  — 1834 Осип Бове
    русский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года

  • Поль Деларош (Автопортрет, 1838, )

    1797

  • Феликс Мендельсон (Портрет работы Вильгельма Гензеля, 1847, Городской музей Дюссельдорфа, www.hetorgel.nl, )

    1809

    1809  — 1847 Феликс Мендельсон
    немецкий композитор, известный как автор Свадебного марша

  • Нино Чавчавадзе (Портрет работы Э.Ф. Дессена, 19 век, )

    1812

    1812  — 1857 Нино Чавчавадзе
    грузинская княжна, жена русского драматурга и дипломата Александра Грибоедова

  • Петр Бартенев (Рисовал П.Ф. Борель, гравировал И.И. Матюшин, Всемирная иллюстрация: журнал, 1882,  )

    1829

    1829  — 1912 Петр Бартенев
    русский историк, издатель, библиограф, литературовед

  • Юджин Филд (Фото: Wikimedia Commons, 1885, )

    1850

  • Павел Семенович Рыбалко (Портрет на конверте СССР, 1984, )

    1894

    1894  — 1948 Павел Рыбалко
    советский военачальник, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза

  • Ицхак Рабин (Фото: Wikimedia Commons / Yaakov Saar, по лицензии CC BY-SA 3.0)

    1922

    1922  — 1995 Ицхак Рабин
    израильский политический деятель, премьер-министр Израиля, Нобелевский лауреат

  • Дидье Рацирака (Фото: Wikimedia Commons)

    1936

    1936  — 2021 Дидье Рацирака
    мадагаскарский государственный деятель, президент Мадагаскара (1976-1993, 1997-2002)

  • Майкл Крайтон (Фото: kinopoisk.ru)

    1942

    1942  — 2008 Майкл Крайтон
    американский писатель-фантаст, сценарист и кинорежиссёр

  • Игорь Тальков (Кадр из фильма «За последней чертой», 1991)

    1956

    1956  — 1991 Игорь Тальков
    советский рок-музыкант, певец, автор песен, киноактер

  • 1 ноября
  • 2 ноября
  • 3 ноября
  • 4 ноября
  • 5 ноября
  • 6 ноября
  • 7 ноября

4 ноября в России отмечают официальный государственный праздник — День народного единства. Но далеко не все знают, каким событиям мы обязаны этим праздником, а также кто и когда предложил его отмечать именно в этот день.

День народного единства — официальный светский праздник, он отмечается в России каждый год 4 ноября, начиная с 2005 года. Тогда возникла необходимость заменить идеологически устаревший праздник 7 ноября, когда отмечали День Октябрьской революции, и оказалось, что как раз в начале этого месяца есть прекрасный повод вспомнить другое событие, имевшее для истории страны решающее значение.

В конце октября 1612 года, а по новому стилю — в начале ноября, произошло знаменитое восстание под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Жители Москвы в тот день штурмом взяли Китай-город, тем самым освободив город от хозяйничавших в нём польских интервентов.

Идея отмечать этот день как общенародный праздник возникла ещё в 2004 году в межрелигиозном совете России, её поддержал тогда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. День народного единства также является днём воинской славы России, отмечают «Ямал-Медиа». 

Помимо России, праздник отмечают в Приднестровье, Донбассе и Южной Осетии. Идея праздника появилась в межрелигиозном совете России. Как правило, в этот день проводятся праздничные шествия, фестивали и другие мероприятия, но в этом году планы скорректировала пандемия коронавируса.

Интересно, что светский праздник совпадает с большим православным праздником — Днём Казанской Божией Матери.

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

«В этот день мы не должны осквернять себя работой»

На 4 ноября в России приходится сразу два праздника. Первый, светский – День народного единства, учреждённый в начале нулевых годов в честь героев народного ополчения 1612 года. Второй, церковный – праздник Казанской иконы Божьей Матери. Однако эти праздники связаны между собой – именно с Казанской иконой шли в 1612 году защитники Москвы, и впоследствии этот образ играл большое значение в истории России, в том числе военной.

Принято считать, что чудотворная икона Богородицы была обнаружена в Казани в 1579 году – её нашла девочка Матрона под сгоревшим родительским домом после того, как ночью во сне ей явилась Дева Мария и указала, где следует искать. Впоследствии икону перенесли в церковь Святого Николая Чудотворца, а затем в Благовещенский собор Казанского кремля – именно из-за этого она названа Казанской.

В 1611 году ополченцы, которые готовились защищать Москву от захватчиков-поляков, перенесли список с этого образа в столицу. После победы над поляками икона заняла своё место в Казанском соборе на Красной площади и стала почитаться помогающей русским воинам в защите Отечества. К защите Казанской иконы неоднократно обращался и Петр Первый, и участники войны 1812 года.

Для православного христианина новый праздник – день Народного Единства – неразрывно связан с праздником Казанской божией матери. В этот день совершают праздничные богослужения, а накануне в честь праздника служат великую вечерню. Молитвы этого дня обращены к Богородице – заступнице. На этот праздник распространяются все те же требования, что на любой другой религиозный.

День Казанской Божией Матери считается подходящим для венчания – Богородица подарит молодожёнам счастье и взаимопонимание. Если пара женилась в этот день, невесте давали в руки икону Казанской. Кстати, если девушка ещё не замужем, но мечтает пойти под венец, она может попросить Богородицу о скором замужестве и хорошем муже именно в этот день.

Как рассказал в разговоре с корреспондентом «МК» Алексей, священник одного из столичных храмов, строгих правил для этого праздника не существует – день Казанской Божией Матери не относится к числу двунадесятых, то есть великих праздников.

– Всё просто: христианину в любой церковный праздник надо сходить в храм. Читается акафист иконе. Лучше всего поискать, где есть списки иконы Казанской, и отправиться именно в этот храм. Поставить свечку около иконы. Можно заказать благодарственный молебен – сегодня это очень популярная «услуга». Мысленно поблагодарить Богородицу за избавление России от иноплеменников. Крестный ход совершается не везде – это опционально, зависит от местной традиции. В общем, день Казанской Божией Матери – это просто некая отметка события, которое произошло в 1612 году. Нужно помнить, что хронотоп наших предков строился исключительно на церковных праздниках, им нужны были эти вехи на календаре.

Священник также добавил, что четверг – не постный день, и соблюдать пост в день Казанской Божией Матери не нужно. Все рекомендации относятся скорее к народной традиции, нежели к религиозным правилам, и они сугубо «бытовые»: в этот день мы не должны осквернять себя работой, в том числе домашней, также рекомендовано избегать споров и ссор с близкими, провести время в молитве. Богородицу традиционно просят о здоровье, но не о своем – молиться можно за близких, родных и за детей. Также обычаи велят отказаться от дальних поездок и отложить ненадолго даже те дела, которые кажутся срочными – праздник не время для суеты.

В России празднуют День народного единства и Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери в Оружейной палате

Казанская икона Божией Матери в Оружейной палате

Казанская икона Божией Матери в Оружейной палате

Праздники День народного единства и Казанской иконы Божией Матери отмечают сегодня, 4 ноября, в России, сообщает ИА Красная Весна.

День народного единства отмечают в России с 2005 года. Историческое основание празднования увязано с восстанием Минина и Пожарского против польской интервенции. Так, в конце октября 1612 года штурмом был взят Китай-город, а 26 октября 1612 года, по новому стилю 4 ноября, освободили Кремль — Москва избавилась от польских захватчиков.

Отмечать дату предложили в межрелигиозном совете РФ. В 2004 году инициативе оказал поддержку Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Некоторые эксперты считают, что праздник ввели для вымещения из сознания граждан России даты 7 ноября, в которую в советское время праздновали годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. С 1996 года по 2004 год в России 7 ноября был Днем согласия и примирения.

Светский праздник 4 ноября совпадает с Днем Казанской Божьей Матери. Ранее в этот день проходили шествия и демонстрации. Часто в российских городах одновременно проводили акции и фестивали.

Празднование 4 ноября в этом году будут проходить в основном в онлайн-формате из-за введенных ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

С Казанской иконой

Отмечаемый 4 ноября в России День народного единства восходит к самой давней, после Рождества Христова, исторической дате. В этом году этой дате 410 лет. Напомним историю праздника.

В результате военной интервенции, воспользовавшись кризисом власти в период Смутного времени, в России, в Москве оказались поляки. Нижегородский земский староста Кузьма Минин организовал народное ополчение численностью в 10 тысяч человек — казаков, крестьян, поместных служилых людей, стрельцов и дворян. В ополчение, помимо русских, вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы России. Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. Воины народного ополчения, независимо от сословия, вероисповедания и этнического происхождения, смогли самоорганизоваться и дать отпор противнику.

К освободительной войне против польско-литовских оккупантов, несмотря на угрозы, призывал священномученик Гермоген, патриарх Московский. В ответ на попытки поляков заставить его приказать русским войскам отойти от Москвы он был непреклонен: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, но, если останетесь здесь, я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру», — категорическим отказом отвечал Патриарх на предложение сдаться интервентам. Он был заточен в Чудовом монастыре в Кремле, где и завершился его славный земной путь. 

22 октября (4 ноября) 1612 года народное ополчение взяло штурмом Китай-Город, в который князь Пожарский вступил с Казанской иконой Божией Матери. Через два дня был взят Кремль, куда затем тор­же­ствен­но, с Крест­ным хо­дом русские дружины во­шли 25 октября, неся чудотворную ико­ну. 

В следуещем году в России завершится эпоха Смутного времени: на Земском соборе представители всех сословий страны (купечества, дворянства, боярства, духовенства, казачества, стрельцов, делегатов из русских городов) изберут Михаила Фёдоровича Романова на царство. 

С 1649 года царь Алексей Михайлович распорядился отмечать Праздник Казанской иконы Божией матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), как он со времени преодоления Смуты уже отмечался в Москве. А князь Пожарский на собственные деньги в память о победе над поляками в честь Казанской иконы Божией матери построил в 1613 году Казанский собор на краю Красной площади и Никольской улицы. Память Минина и Пожарского с 1818 года увековечена известнейшим памятником на Красной площади, где теперь они смотрят на проходящие 9 мая парады Победы.

В советские годы 4 ноября не отмечалось даже и как светский праздник, тремя днями позже него расположился главный прездник того периода в память революции 1917 года.  В 1996 году 7 ноября стало официально отмечаться как День согласия и примирения, подразумевая согласие между левыми и правыми политическими силами, как в истории, так прежде всего в сами «бурные 90-е».

В 2004 году Межрелигиозный совет предложил сделать 4 ноября праздничным днём и назвать его Днём народного единства, что поддержала Государственная Дума. 29 декабря праздничная дата была утверждена законом. Название было предложено в память о героизме и сплочённости воинов народного ополчения разного происхождения, социального положения и вероисповедания в борьбе с врагом. Вобрало оно в себя и смыслы, заложенные в праздник согласия и примирения, став при этом вместо него и выходным днем. И с 2005 года в России празднуется День народного единства.

Новый старый праздник

Большинство отмечаемых нами праздников, имеющих статус выходного дня, по историческим меркам новые, появившиемя в ХХ или уже ХХI веке. Праздничный день 4 ноября совместил историю и современность (причем историю не только XVII века, о чем напомним ниже).

В ходе торжества Дня народного единства возлагаются цветы к памятнику Минину и Пожарскому. Президент России в этот день выступает с торжественными обращениями и вручает государственные награды.

В Нижнем Новгороде, где Минин и Пожарский организовали народное ополчение, День народного единства имеет особое значение. В 2005 году там была открыта уменьшенная копия московского памятника Минину и Пожарскому.

Популяризация праздника началась с 2007 года с выходом на экраны художественного фильма Владимира Хотиненко «1612». Только в Москве было проведено 39 культурно-просветительских массовых мероприятий, а в Нижегородском кремле состоялась историческая реконструкция схватки «ополченцев» и «захватчиков». Год спустя активисты движения «Наши» собрали 10 тысяч молодых людей на Васильевском спуске, где было сшито из лоскутов «Одеяло мира». Также в 2008 году состоялся бесплатный рок-фестиваль «Призыв», направленный на борьбу с негативными проявлениями в молодёжной среде и отказ от наркотиков. «Это призыв к любви и взаимопониманию, к миру, неприятию несправедливости во всех ее проявлениях», — говорилось в заявлении пресс-службы Северного административного округа Москвы, где прошёл фестиваль.

В 2009 году в Москве 4-8 ноября в честь праздника Казанской иконы Божьей матери состоялась VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства». Год спустя Патриарх Кирилл осветил в этот день отреставрированную икону Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля.

В 2011 году в ЦВЗ «Манеж» прошла X юбилейная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства». В 2012 году в эти дни состоялась премьера фильма «Август. Восьмого» о военном конфликте в Южной Осетии (2008). На Болотной площади состоялся фестиваль «Энергия единства» с выступлениями танцором и спортсменов-экстремалов. 

В 2013 году на выставке мультимедийного историко-культурного парка «Россия — моя история» состоялась выставка «Романовы» в год 400-летия начала царствования династии Романовых. Празднования 2014 года совпали с мартовским присоединением Крыма к России. В них приняли участие не только члены «Единой России» и профсоюзов, но и КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» с их лидерами Геннадием Зюгановым, Владимиром Жириновским и Сергеем Мироновым. В эти же дни состоялась премьера фильма Никиты Михалкова по произведениям Ивана Бунина «Солнечный удар» о первых годах после Октябрьской революции в России.

Празднования 2015 года запомнились митингом-концертом «Мы едины», организованным Общественной Палатой РФ, где приняло участие 80 тысяч человек. Но не только в Москве состоялись народные гуляния — они прошли и в Омске, Новосибирске, Севастополе, Владивостоке и других крупных городах страны. А год спустя на Боровицкой площади в Москве открылся памятник Владимиру Великому, который вошёл в историю как креститель Руси. В 2017 центр празднований пришёлся на спорткомплекс «Лужники», где прошёл митинг-концерт «Россия» объединяет.

2018 и 2019 годы в контексте празднований Дня народного единства отметились просветительскими проектами. Мультимедийная выставка «Россия — моя история» появилась в Краснодаре, а в 2019 году на Первом канале состоялась премьера документального фильма «Рюриковичи» о династии, при прекращении правления которой началось Смутное время.

Традиции праздника даже в сложный 2020 год в период пандемии COVID-19 не исчезли — в Кремле состоялось открытие музея археологии Чудова монастыря. Сам монастырь был разрушен и снесён в 1929-1932 годах, а на его месте до 2016 года находился 14-ый корпус Кремля. 

2021 год стал годом открытого всероссийского онлайн-урока «Большая семья — Россия», где гости и ведущие познакомили юных зрителей с культурой и традициями народов России. В Нижнем Новгороде, отмечавшем 800-летие, состоялось шоу дронов, создававших в небе 3D-картины. На онлайн-платформе «Смотрим» ВТГРК провела 16-часовой эфир-марафон «Славься, Отечество!», где рассказывалось о культуре и истории России.

День народного единства в 2021 году совпал с 300-летием со дня создания Российской Империи. В 1721 году 22 октября (2 ноября) Пётр I стал Императором Всероссийским, и так на фоне побед в Северной войне начался новый период российской истории. А 3-7 ноября во многих регионах России состоялся «Большой этнографический диктант» (ежегодное культурно-просветительское мероприятие, которое организуется Федеральным агентством по делам национальностей».

410 лет спустя

Празднования 2022 года, по традиции, будут приурочены к истории и культуре России. 31 октября в рамках «Разговоров о важном» состоялись классные часы, посвящённые празднику народного единства. На территории ВДНХ в Москве 4-6 ноября состоится патриотический фестиваль, а на Красной площади — выставка, посвящённая обороне Москвы (1941) от немецко-фашистских захватчиков. 

Много будет и мероприятий, рассчитанных на молодёжную аудиторию. Роспатриотцентр проведёт квиз-игру «Россия — наш общий дом», где командам-участникам предстоит отвечать на вопросы, связанные с историей и культурой родной страны. Образованное 20 июля 2022 года Российское движение детей и молодёжи вместе с VK Клипами организует проект «Узнай свою страну», где участники выкладывают в социальной сети «ВКонтакте» видео на фоне знаменитого объекта в своём городе (не называя его) и предлагают зрителям угадать, что это за объект, на основании нескольких фактов. Министерство просвещения запустит акцию «Вместе — всей страной», где участникам предлагается выложить фото и видео на страницах в соцсетях и рассказать о своих достижениях. Со слов организаторов, «именно ваши достижения — и есть достижения России». Конкурс школьников «Большая перемена» проведёт «Марафон культур», где участникам предлагается рассказать о культуре и традициях региона, в котором они живут. Также участникам предлагается надеть национальный костюм и поделиться рецептами блюд, популярных в их регионах.

Празднование Дня народного единства в 2022 году примечательно присоединением к России новых регионов — Херсонской и Запорожской областей, а также Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР соответственно). 3 ноября в 12:00 состоялся Всероссийский открытый урок, организованный Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО). На нём военный историк Владимир Кикнадзе рассказал школьникам о важности вхождения в состав России освобождённых территорий и осмысления исторического опыта единства в реалиях сегодняшнего дня.

Поначалу многим непонятный, потому еще, что свою историю мы знаем недостаточно, праздничный день 4 ноября с нынешнего немирного года начинает восприниматься по новому, он становится актуальным. Значение праздника народного единства будет осмысляться и дальше, ведь в этот день состоялся один из ярчайших примеров самоорганизации народа России против внешних враждебных сил и ради единства и будущего страны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Светский государственный праздник это
  • Светские праздники это определение
  • Светские праздники это какие
  • Светские праздники что это
  • Светские праздники россии список