Свидетели иеговы какие праздники не празднуют

Скоро будет Рождество и Новый Год, у кого-то День Рождения, у кого-то семейные годовщины и другие мероприятия. Что же празднуют или не празднуют СИ? Вопрос, который известен тем, кто был СИ, а вот тем, кто с СИ сталкивается иногда или впервые - ответ на этот вопрос до конца не…

Праздник Дня Рождения_1

  

Скоро будет Рождество и Новый Год, у кого-то День Рождения, у кого-то семейные годовщины и другие мероприятия. Что же празднуют или не празднуют СИ? Вопрос, который известен тем, кто был СИ, а вот тем, кто с СИ сталкивается иногда или впервые — ответ на этот вопрос до конца не известен.

Давайте я прокомментирую вопрос-ответ из паблика JW NEWS во Вконтакте насчет праздников. Покороче и по существу.

«JW News

17 ноя в 2:19

#вопрос@jw_ru

  Спасибо за ответ про Хэллоуин (vk.com/jw_ru?w=wall-47474202_66307).

   Получается, праздновать можно только те праздники, которые придумают Свидетели? Или те, которые не имеют темного прошлого, например, день учителя. Но вы ведь и его не празднуете, хотя это просто профессиональный праздник. И, что интересно, на вопрос «а почему?» ответ один — по религиозным убеждениям.

Диана
_________

   Администрация: Свидетели Иеговы не выдумывают праздников, но мы, как и все, любим собираться вместе, дарить подарки и весело проводить время, мы с удовольствием устраиваем дружеские встречи и приглашаем гостей в любое время без необходимости дожидаться какого-то особого дня. Примеры можно увидеть, набрав в поиске по нашей странице слово «вечеринка». Профессиональные праздники отмечать не запрещается, но каждый сам решает, принимать в них участие или нет».


.

Празднуют ли праздники СИ (из JW NEWS)

__________________________

КОММЕНТАРИЙ:

   Правда состоит в том, что высшие идеологи-руководители данного культа (СИ) действительно не выдумывают почти праздников, зато активно выдумывают ЗАПРЕТЫ на них, чтобы максимально замкнуть социум СИ и их детей на своих мероприятиях, чтобы никто не тратил денег вне культа и не мог получать каких-либо положительных эмоций вне СИ-организации. Знаете, это напоминает опыт над собаками — так вырабатывают рефлекс, используя положительное подкрепление нужных действий. Ограничивают одни воздействия (в том числе положительные) и пытаются использовать другие. Этакая — «дрессировка» СИ. Как собак. Ну или «овец» (вот не знаю только, поддаются ли овцы хорошо дрессировке).

  Причем, руководители учат игнорировать не только религиозные праздники других религий (что и так в России многие делают) — например, христиане (не-СИ) часто не празднуют мусульманские праздники или мусульмане не празднуют иудейские, противники СССР не любят праздники — из наследия СССР и так далее. СИ настолько радикальны, что учат, фактически, ВООБЩЕ ничего почти не праздновать. Придумываются руководителями масса псевдо-исторических аргументов, чтобы подвергнуть праздники, которые давно изменили смысл — демонизации. Там в ход идет всё: и «языческое» происхождение праздников, и описание разврата, и обвинение коммерсантов в наживе, а людей, что они празднуют потому что «так положено», обвинение праздников в политизации и прочих «грехах». В результате, большинство СИ вообще почти ничего не празднует (во всяком случае открыто).

   Что же СИ «официально» (согласно учениям руководителей) признают за «правильные, разрешенные» праздники. Во-первых, таким «праздником» они считают Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа (что-то вроде дня поминок). Кроме официальных мероприятий с пропагандой религиозного порядка и усиленных приглашений в этот день — никаких «праздничных» вещей в этом дне нет. Нет ни веселья, ни танцев, ни массовых вечеринок, нет подарков — ничего. Только пропаганда на собрании, передача вина и опресноков друг другу (даже не принятие) и выслушивание доклада со сцены. Вот такой вот «поминальный праздник».

   По поводу того, что ещё «официально» считается праздником в организации. Это — конгрессы. Один (летний) — несколько дней (в среднем 3-4 дня), два — по 1-2 дней в межсезонье. Праздниками это тоже назвать нельзя. Опять программа, немного общения в перерыве и после, никакого веселья, подарков, никакого ощущения праздника.

  Что СИ теоретически могут признавать как «праздники» и участвовать в ряде случаев? Например, свадьбы. Но далеко не все. А собственные, внутри культа СИ. Другие свадьбы их даже ограничивают посещать (а то там сплошной разврат и непотребство «мирское»).

   Ещё СИ теоретически могут признавать праздниками «годовщины свадьбы». Но мало кто их реально «празднует», да и то обычно в узком семейном кругу.

   В принципе, праздников так много в разных странах, что абсолютно ко всем невозможно что-то прицепить. Но руководители СИ пошли другим путем. Они стали учить давно уже, что «нельзя чествовать человека или какую-либо организацию (кроме своей собственной)». Под это псевдо-учение об «идолопоклонстве» попадает большинство праздников в большинстве стран. Потому «кошерные» СИ не празднуют почти ничего.

Теперь хочу пояснить по поводу упоминаемых в ответе паблика «вечеринках» СИ и «любви дарить подарки».

И вот тут начинается, думаю, самое любопытно для тех, кто мало знает о СИ.

    «Вечеринки» действительно имеют место, потому что люди не могут жить в состоянии «работы» (а у СИ это двойной режим — «мирская» и «в организации») и обходиться без «отрыва» или отдыха. Формально праздники (государственные или другие) праздновать нельзя, значит, они создают замену-суррогат. Но часто все обстоит вовсе не так, как пытаются представить СИ, которые выгораживают хороший имидж своей организации.

   Действительно, бывают довольно скучноватые «чаепития» и встречи с «библейскими играми». Которые после 3-го раза уже надоедают большинству. «Духовные разговоры» о «проповеди», смешные случаи из деятельности СИ, анекдоты, которые ходят внутри организации. Почти никогда подарков, танцев, какого-то отрыва, но кого-то такое устраивает вполне.

Есть разряд «библейских вечеринок», где пытаются играть какие-то постановки на основе библейских сюжетов. Бывает довольно смешно иногда.

   Есть разряд вечеринок специально для детей. Это — очень редко и далеко не везде. Инициативу обычно в организации берут мамочки-СИ, с творческим потенциалом и желанием повеселить детей, которые в ОСБ сильно скучают без праздников и в рутине запретов. Иногда получается, иногда — нет.

   Ещё существуют мероприятия, которые часто проводятся в ОСБ «неформально» и с нарушением «правил». Находится какой-то повод для вечеринки, приглашается контингент из определенных кругов, который обычно не будет «стучать» или шокирован происходящим. На вечеринках подобного типа бывают и пьянки, и танцы, и откровенные разговоры «за жизнь», короче, как и везде в нормальных обществах. Какие-то проходят лучше, какие-то проходят хуже. Статус «старейшина» или «служебный помощник» часто в них участвует.

   Ещё бывают вечеринки по поводу «мирских» праздников, но без основных атрибутов. Например, под Новый Год с угощением, но без «идола» — елки. И в среде СИ. Многие СИ и такую форму осуждают внутри организации.

  Что я хочу этим самым сказать? Что в ОСБ есть абсолютно разные «слои» СИ, этакие «подгруппы» в замкнутой группе. И далеко не все из них действуют согласно запретам и «правилам» руководителей, которые пытаются все контролировать. Иногда происходит перехлест.

  Например, на одной из прошлых школ для старейшин (закрытое мероприятие от «рядовых СИ») как-то ведущим приводился пример одной вечеринки СИ, после которой СИстры бегали голыми по улицам. «Братья»-старейшины были в шоке от таких откровений. Нужно просто понимать психологию СИ. Это не просто люди, которые мыслят «стандартными» рамками, а с кучей предрассудков от своей религии и запретов. Это все равно, что рассказать, что какие-то монахини, после вечеринки делали то же самое.

   Ещё интересен момент: на многие «внутренние» праздники СИ могут приглашать «именитых» в их регионах людей, но не приглашать «рядовых». Под «именитыми» я имею в виду старейшин, особенно влиятельных. Такое вот чинопочитание в «справедливой» организации. Такие старейшины могут, к примеру, себе позволить присутствовать на множестве свадеб СИ в своих местностях, тогда как рядовые лишены даже возможности повеселиться у «мирских» родственников на свадьбе (не-СИ).

  Про Дни Рождения — я уже писал в посте: «Свидетели Иеговы и Дни Рождения: правда и мифы» — повторяться не буду (стоит просто сходить по ссылке).

   Про Новый Год — также (просто посмотреть пост: «Настоящая причина, по которой Свидетелям Иеговы запретили праздновать Рождество и Новый Год».)

   Да и в других постах — тоже писал. Например: «Можно ли праздновать Свидетелям Иеговы День Победы и другие «национальные праздники» по библии?»

  Ещё, ради интереса, я советую прочесть пост про «языческое происхождение» календаря, которые руководители ОСБ не рискнули отменить и печатают название месяцев на своих журналах: «31 марта. Заканчивается МАРСОВ месяц. Календарь и римские боги».

   Мне кажется, что из-за отсутствия праздников больше всего страдают все-таки дети у СИ. Потому что их с детства приучают к тому, что они «НЕ ЛИЧНОСТЬ», они лишь некие особи, которые «должны исполнять волю Иеговы в стаде». У них нет «личного дня» (Дня Рождения), их не поздравляют в Новый Год, на 8 марта, их вряд ли поздравят родители-СИ если они что-то выиграют где-то в соревнованиях, их не приучают так же относиться к другим ЛИЧНОСТЯМ. Да и взрослые СИ страдают от этого тоже часто. Вы думаете им легко, когда большинство людей поздравляет и празднует, а им нужно твердить отговорки, потому что никто не понимает, что за ЧУШЬ они вообще несут про «языческие» корни и причем тут «повешенный фараоном хлебодар или отрубленная голова  у  Иоанна Крестителя» в древних мифах?

   Зато (обращаясь к СИ), у ваших руководителей в США — «праздник-праздник». Миллиарды долларов от проданной недвижимости, скоро новый комплекс на 1000 персон со всеми удобствами в Уорвике и подобный в Великобритании. Хедж-фонды и миллионы вложенных долларов в акции компаний, которые занимаются «небиблейской» деятельностью. У них просто «праздник», что лохов так много и они такие «верные».

   Так что — я желаю удачи СИ и их сторонникам. И побольше туповатых детей для будущего обеспечения руководителей культа.

Вот веселится один из членов Руководящего Совета СИ — Джеффри Джексон.

Перейти к Оглавлению блога.

«Общество Сторожевой башни» однозначно отвергает христианские праздники, как имеющие языческий характер. Праздники у «Свидетелей Иеговы» занесены в разряд идолопоклонства. «Мы должны избегать религиозных праздников и обычаев, которые противоречат Божьим принципам»400, – пишут они. Разумеется, это не помешало им создать свой праздник. Одновременно с иудеями раз в год отмечается «Свидетелями Иеговы» Пасха. Был разработан даже специальный обряд: в сосуд наливается вино или виноградный сок, над которым прочитывается какая-то молитва. Затем съедается кусок хлеба и выпивается содержимое из отдельных стаканов.

В XIX веке предтечи «Свидетелей Иеговы» – последователи Ильина праздновали субботу и еврейские праздники. Большим почитанием пользовалось изображение имени Иеговы, еврейскими буквами, также крест с изображением на треугольнике имени Иеговы. Ильин сам изобрел чин «вечерни», «обедни». Краеугольным камнем учения адвентистов также является почитание субботы.

Человек создан для служения Богу, и празднование событий особенно известных нам из Священной Истории издревле составляло одну из частей Богослужения. После грехопадения человек был обречен на труд в поте лица своего. Праздник давал ему радость, потому что в нем раскрывался смысл жизни. В празднике освобождались люди от всецелого подчинения ритму работы и отдыха. Праздник, иными словами, являлся не просто необходимым перерывом этого ритма, а его претворением в радость, в смысл, в причастие плодам труда, в освящение отдыха принятием этих плодов. В Ветхом Завете полнота времени и совершенства творения определялись цифрой семь. «И благословил Бог Седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Таким образом, в иудейском календаре празднование седьмого дня было как бы вхождением в совершенство, красоту и полноту Божьего мира, и наслаждением покоем Божиим: «…шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших (Лев. 23:3). Впрочем, седьмой день – это скорее не запрет труда, но деятельное участие в субботней радости, в Божественном покое, как причастии творению Божьему. Господь призвал еврейский народ помнить «…день субботний, чтобы святить его…» (Исх. 20:8) Помнить субботу как обращенность к будущему, к грядущему пришествию Спасителя. В этом смысле надо понимать слова: «…и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх. 31:16). В субботу Христос почивал во гробе от всех дел своих, от завершенного крестом и смертью нового шестидневного творения. Но жизнь этого нового творения началась рано утром в первый день, когда жены мироносицы услышали: «Радуйтесь!» и увидели воскресшего Господа. Поэтому и празднует Церковь этот Первый и одновременно Восьмой день.

«Адвентисты Седьмого Дня» утверждают, что соблюдение субботы практиковалось в ранней церкви, и «первым церковным писателем, о котором точно известно, что он учил, что соблюдение субботы было перенесено Христом на воскресенье, был Евсевий Кесарийский… во второй четверти четвертого века»401. Также они цитируют Августина Иппонского, который говорил о христианах, постящихся в седьмой день. Как произошло изменение субботы на воскресенье? «Мы, Адвентисты, считаем, что произошло совершенно неполномочное, незаконное и неправомочное изменение субботы католиками или Великим Римом, вероотступничество, предсказанное в пророчествах Даниила…»402

Существует большое количество исторических документов свидетельствующих о том, что воскресный день праздновался с самого раннего времени. К концу первого века относится послание Апостола Варнавы (точнее 70–100 г.г. по Р.Х.), в котором говорится: «Смотрите, как Он говорит: неприятны мне нынешние субботы, но те, которые я определил, и которые наступят тогда, когда, положив конец всему, сделаю начало дню восьмому, или начало другому миру. Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых»403. К этому же периоду относится документ известный под названием «Учения 12 апостолов» (ок.100–135 г.г. по Р.Х.), в 14 главе которого мы читаем: «В воскресный день Господень, собравшись преломляйте Хлеб и благодарите, исповедав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста»404. К четвертому десятилетию второго века мы уже имеем более или менее подробные описания празднования воскресного дня. В Апологии Иустина Философа, относящейся к 138–139 г.г. по Р.Х. написано следующее: «В так называемый день солнца (воскресный) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков… В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня (субботы), а в день после Сатурнова дня, т. е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы…»405 Из последнего предложения видно, что христианами начала второго века празднование воскресного дна считалось заповедью Самого Господа Иисуса Христа. То что церковь совершала богослужение именно в этот день было широко известно и не оспаривалось. В правление императора Траяна, правитель провинции Вифиния в результате судебных расследований (ок. 111–114 г.г.) установил, что христиане «утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день (воскресный) собирались до рассвета, воспевали, чередуясь Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное…»406

Проанализировав вышеприведенные тексты рубежа первого – второго веков по Р. Х., можно сделать вывод, что утверждение адвентистов и «Свидетелей Иеговы» о том, что празднование воскресного дня ранней Церкви было неизвестно и возникло только при Константине Великом, не соответствует действительности.

Более того, уже из Священного Писания мы видим, что собрания проводились именно в этот день. Описывая пребывание в Троаде Апостола Павла, его ученик Лука сообщает следующие подробности: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян. 20:7–8). Видно, что из всего семидневного пребывания в этом городе Апостол Павел выбрал именно воскресный день, в который происходило богослужение. Для вновь основываемых им церквей Первоапостол устанавливал периодичность собраний, приурочивая ее к воскресенью: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор. 16:2).

Субботствующие секты утверждают, что почитая субботу, они хранят завет вечный, данный Богом. Уже пророку Давиду было открыто, что в будущем вместо субботы будет новый день: «Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. …то еще определяет некоторый день «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени…» (Евр. 4:4–7). И действительно, история свидетельствует, что праздник воскресенья сменил почитание субботнего покоя точно также, как Ветхий Завет был сменен Новым. Субботствующие, кстати сказать, очень часто, начав с заповеди о субботе, эволюционируют в своих учениях к полному принятию Моисеевого Закона. Об этом свидетельствует история российского сектантства XIX века.

Вопрос о принятии Церковью Моисеевого Закона вообще и учения о субботе в частности встал очень рано. Разбиралась эта проблема на первом Апостольском Соборе в Иерусалиме. Апостолы в 51 году по Р.Х. приняли решение, что из обрядового закона для христиан обязательно только «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда» (Деян. 15:5–6). Таким образом, обрезание, почитание субботы и пр. в жизни церкви прекратило свое существование. Субботу сменило Воскресенье. Богослужение в этот день практически сразу получило широкое распространение во всех церквях. Даже будучи в ссылках и гонениях, апостолы торжествовали этот день, переносясь в нем в Век будущий, что и читаем мы в самой таинственной книге Священного Писания: «Я был в духе в день воскресный (в день Господень – ἐν τῇ κυριακῇ ἡμέρᾳ), и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный (Откр. 1:10).

В Ветхом Завете существовал большой годовой круг праздников, посвященных различным событиям Священной Истории. Во время празднования этих дней предписывалось соблюдать покой и не работать. Весь народ должен был собираться в «священное собрание» (ἐπί κλητος ἁγία), (κλητὴ ἁγία) и приносить очистительные жертвы, что напоминало людям о грехах их. Причем, греческий текст имеет оттенок призыва на священный суд, судебное заседание, как напоминание о суде Господнем. В первый день седьмого месяца отмечался праздник труб (евр. Рош – а–шаиа) – «день трубного звука» (Лев. 23:24; Чис. 29:1). Спустя восемь дней, «в девятый день седьмого месяца сего», назначался «день очищения» (Лев. 23:27; Чис. 29:7). Народу было повеление: «смиряйте души ваши и приносите жертву Господу», как призыв к покаянию и воспоминанию о грехах. Спустя еще неделю начинался праздник Кущей (евр. Суккот). Возможно, это был одним из самых красочных ветхозаветных праздников. Сам Господь повелел Моисею сказать «…сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу…» (Лев. 23:34) Весь жертвенник украшался зеленью, и совершался обряд почерпания вод. Храм не запирался вечером, как обычно, но в нем всю ночь оставался народ. Двор храма освещался высоко поставленными лампочками. Их было так много, что по некоторым сообщениям, они освещали все дворы Иерусалима. Разумеется, прекращалась всякая деятельность (Чис. 29:12). Этот праздник благословил своим присутствием Господь Иисус Христос: «Приближался праздник Иудейский – поставление кущей… Но когда пришли братья Его тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно» (Ин. 7:2,10). Последним обрядом этого праздника было выливание воды из Силоамского источника в две серебряные трубы, укрепленные на западной стороне жертвенника. Взяв повод от этого обычая, Христос произнес чудесную проповедь о воде живой. Тем, которые видели струящуюся в серебряные трубы воду Силоама, понятнее становились слова Господа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). В общем, этот седьмой месяц – Тишри был очень насыщен праздниками, одновременно являясь первым месяцем нового года по гражданскому календарю.

Господь Иисус Христос почтил своим присутствием и гораздо более поздний по происхождению праздник Обновления. «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» (Ин. 10:22–23). Лет за двести до этого учредил это торжество Симон Маккавей и «установил каждогодно проводить этот день с веселием» (1Мак. 13:52).

Главными Ветхозаветными праздниками, без сомнения, были Праздник Пасхи и Опресноков. Вечером четырнадцатого дня первого месяца Нисан начинали праздновать Пасху Господню, а на следующий день наступал Праздник Опресноков, после чего надо было семь дней есть опресноки (Лев. 23:5–6; Чис. 28:16–17). В эти дни воспоминалось спасение народа из египетского рабства. Все благочестивые израильтяне праздновали эти дни. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2:41). С двенадцати лет ходил туда и Господь (например, Ин. 2:13). Когда приблизилось время Страданий Его «множество народа пришедшего на праздник услышав, что Иисус идет в Иерусалим» (Ин. 12:12), с ветвями вышли встречать Господа. Это была последняя Ветхозаветная Пасха, «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5:7–8), как сказал Апостол Павел. Та Пасха была прообразом. В ней приносились в каждый год одни и те же жертвы, которые не могли «сделать совершенными приходящих с ними» (Евр.10:1). В этой же Новой Пасхе, празднуемой Церковью, «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). Пасху празднуют практически все христианские конфессии. Отмечают ее и многие секты. То, что богослужения ранней Церкви центрировались вокруг воскресного дня, мы уже указывали выше. Каждое воскресение было отражением Главного Воскресения – Пасхи. «Общество Сторожевой башни» считает, что «Пасха не праздновалась ранними христианами», она берет «свое начало в нехристианских празднованиях»407.

О том, что Новозаветная Пасха стала главным праздником Церкви свидетельствуют источники доконстантиновой эпохи. «Мы строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня… Все они праздновали Пасху…», – читаем мы в письме Поликрата, епископа Ефесского, Виктору, епископу Римскому, которое датируется 190–192 г.г. по Р.Х.408 Существуют несколько сект, которые празднуют пасху одновременно с иудеями 14 Нисана. Это «Свидетели Иеговы», «Десные братья», некоторые толки молокан и др. Они воспоминают в это время смерть Спасителя, забывая о Воскресении Его. Конечно, это проистекает из других ложных представлений рассматриваемых сект, так, например, учение «Свидетелей Иеговы», отрицающих телесное Воскресение Спасителя, ущербно и в праздновании Пасхи. И это общий закон – ложное теологическое мнение создает ложный обряд.

«Общество Сторожевой башни» считает также, что «Раннее христианство не знало праздника Рождества Христова… Первые христиане не отмечали рождения Христа… В Евангелиях нет ни слова о дате Рождения Христа… Согласно «Новой британской энциклопедии», церковь постановила праздновать Рождество Христово 25 декабря, в день рождения древнеиранского бога света Митры… и в день чествования непобедимого солнца, а также в день, следовавший за Сатурналиями, чтобы противодействовать влиянию этих празднеств»409. Собственно говоря, сама дата Рождения Бога не имеет особого значения. Важно, что это событие совершилось. Что же касается возможности сознательного заимстовования даты языческого празднования, то эта гипотеза маловероятна. Конкретных указаний на такое событие в источниках не существует. Кроме того, учитывая указание Дидахе «Посты же ваши да не будут с лицемерами. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в среду и пятницу…»410, можно сделать вывод о резко отрицательном отношении ранней Церкви к возможности заимствования сакральных дат от внешних. Данные о времени Рождества Христова встречаются уже у Климента Александрийского (II в по Р. Х.) «Некоторые из историков хронологическую точность простирают до того, что указывают не только год, но и день рождения Спасителя, утверждая, что Он родился на 28–м году царствования Августа в 25–й день месяца Пахона»411. Таким образом, мы видим, что известия о Рождестве встречаются намного раньше царствования императора Константина Великого.

К 180 г. по Р.Х. относится VII отрывок из утраченных сочинений Иринея епископа Лионского, упоминающий о Пасхе и Пятидесятнице: «Не преклонение колен в (день) Господний есть символ воскресения, чрез которое мы по благодати Христовой освободились от грехов и от смерти, Им умерщвленной. Этот обычай получил начало от времен апостольских… упоминает и о пятидесятнице, в которую также не преклоняем колен, потому что она равняется дню Господнему…»412 Пятидесятница, упоминаемая Священномучеником Иринеем, еще один праздник, полностью изменивший смысл в Новозаветном Откровении. Прежде она называлась праздником седмиц или жатвы. При появлении первых плодов начатки их приносились Господу в собрание (Лев. 23:21; Чис. 28:26). В Новом Завете Апостолы «При наступлении дня пятидесятницы (τὴν ἡμέραν τῆς πεντηκοστῆς)… были единодушно вместе» (Деян. 2:1). (Пятидесятница пришлась на Воскресный день Ин. 19:31, Лев. 23:15). Тогда произошло явление Духа Святого – Третий Ипостаси Пресвятой Троицы. Это событие апостолы праздновали, начиная с первых лет своего служения. Святой Апостол Павел старался всегда быть в Иерусалиме на Пятидесятницу и прочие праздники, которые отмечала местная христианская община, и временное исчисление у него базировалось на праздничном круге. «…ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы (ἡμέραν τῆς πεντηκοστῆς ) быть в Иерусалиме» (Деян. 20:16). Своим ученикам, находящимся в Коринфе, Апостол писал о будущих планах: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы…» (1Кор16:8) Поэтому на слова сектантов о ненужности церковных праздников можно ответить его словами: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…» (Кол. 2:16–17) Апостол учит нас не осуждать тех, которые лишают себя плодов духовных торжеств: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней для Господа не различает» (Рим. 14:5–6).

Духовные торжества в Церкви совершались в определенном порядке, хотя сейчас сложно сказать каком именно. Известно, что еще Апостол Павел писал коринфским христианам: «…все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14:40), то есть по чину. И у святителя Климента Римского (конец I века) мы читаем в первом послании к Коринфянам: «Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия (προςφοράς καὶ λειτοθργια) совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и чрез кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы все совершалось свято и благоугодно, и было приятно воле Его. Итак, приятны Ему и блаженны те, которые в установленные времена приносят жертвы свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают»413.

Очень рано в Церкви появилось почитание усопших святых. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), – писал Апостол Павел. И это было совершенно естественно для ранней Церкви, которая жила общением с Церковью Торжествующей. Сохранились несколько источников, благодаря которым мы можем судить, каким образом совершались такие празднования. Согласно мученическим актам Игнатия Богоносца, датируемым между 107 и 115 г.г. «…проведя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, и при воспоминании о нем прославлять Господа Иисуса». «Мы воспели хвалу Богу, подателю благ, ублажили святого мужа, и заметили для вас день и год (его кончины) для того, чтобы собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым», – читаем в этих документах414. Описывая около 167 г. по Р.Х. мученичество Поликарпа Смирнского, очевидцы писали поместным церквам: «Итак мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота. И положили где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день его мученического рождения, в память подвизавшихся (за веру) до нас и в наставление и приготовление для будущих (подвижников)»415.

Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что празднование различных событий Священной Истории является частью жизни Церкви. Вспоминая их, человек обращается к будущим благам Царства Небесного. Но «Общество Сторожевой башни» не стремится к небесному. Мы уже упоминали в предыдущих главах, что идеалы «Свидетелей Иеговы» ограничиваются земным, плотским, материальным благополучием. Возможно, именно в этом состоит причина неприязни испытываемой членами секты к церковным праздникам, являющимся земным отражением вечного праздника Царства Божия.

2013 02 17_0657

Праздники… . Для многих, это радостные дни, которых они ждут с нетерпением. Но, как известно, свидетели Иеговы не празднуют дней рождения традиционных религиозных, национальных и государственных праздников. Конечно же, это вызывает недоумение и не понимание у многих. Как правило, свидетели Иеговы заблаговременно предупреждают, что определенный праздник они праздновать не будут и объясняют, почему они поступают, таким образом, ссылаясь на Библию. Но, к сожалению, иногда подаются люди, которые игнорируют предупреждения и все равно поздравляют, делают подарки, приглашают на вечеринки и т. д. Кто-то поступает так, потому что искренне думает, что таким образом сделает человеку приятное, другие поступают так, по привычке, а некоторые – потому, что их мало заботят чужие взгляды или, же они действуют намеренно. Какие не были бы мотивы, результат один – свидетель Иеговы попадает в неловкую ситуацию. С одной стороны он не хочет обидеть человека, с другой – не хочет идти против своей совести. И в таком случае приходится вежливо благодарить и объяснять свою позицию еще раз. Но бывает, так что время праздников становится временем испытаний – когда родственники, начальство и т. д., уговаривают, заставляют, шантажируют свидетеля Иеговы, пытаясь вынудить его принять участие в празднике. Вот представьте себе, что бы вы почувствовали, если каждый год предупреждаете родственников, что день рождения праздновать не будете, но каждый раз придя в это день домой обнаруживаете накрытый стол и гостей, которые требуют что бы вы присоединились к ним. Обрадуетесь ли вы такому сюрпризу? Вряд ли, особенно если действительно не хотите праздновать, вы, скорее всего, будете раздражены, и чувствовать себя обиженным и ненужным, так как ваше мнение не учли. Скорее всего, что после такого «праздника» отношения с родственниками будут надолго испорченным.

  Если определенные проблемы по поводу праздников могут возникать у взрослых Свидетелей Иеговы, то для детей все может быть гораздо сложнее. Распространено мнение, что раз дети свидетелей Иеговы не отмечают общепринятые праздники, значит они в чем-то обделены, лишены детства, радости ожидания праздника, чуда. Все это критиками выставляется как нечто противоестественное, опасное, будто бы свидетели Иеговы вообще ничего не празднуют, и веселится им строжайше запрещено. 

В Гловинском процессе, прокурор, свидетели и эксперты со стороны обвинения подчеркивали отказ свидетелей Иеговы отмечать праздники, что нашло отражение в приговоре: «религиозная община запрещает им отмечать праздники и дни рождения». Так же в приговоре есть ссылки на школьные характеристики детей, где указывалось что «дети не принимают участия в торжествах по случаю государственных праздников». То что свидетели Иеговы не отмечают праздников, часто используется как аргумент против них в делах об опеке над несовершеннолетними и  бракоразводных процессах. Но с точки зрения Европейского Суда по Правам Человека«решения,  принимаемые  Свидетелями  Иеговы  в  вопросах […] выбора  дат  и  способа  празднования значимых  для  них  событий,  в  том  числе  религиозного  и  личного  характера,  как например  годовщин  свадьбы,  дней  рождения,  новоселья,  поступления  в  высшие учебные учреждения, относятся к сфере «частной жизни» членов Общины», а также – ««участие  в  праздновании  государственных  праздников»  не является  установленной  законом  гражданской  обязанностью.  На  самом  деле  не существует  закона,  обязывающего  отмечать  какие-либо  праздники—  религиозные или  какие-либо  иные». Правовой аспект проблемы более менее ясен – право отказаться от участие в праздновании чего-либо личное дело человека. Но остается другой аспект – как участие или неучастие в праздниках влияюет на личность ребенка.

В том же Головинском процессе эксперт со стороны прокурора эксперт утверждал:

«Под угрозу ставится не только традиционный образ жизни российских граждан,  но и дружеские и родственные связи, так как у большинства россиян перечисленные праздникиявляются также элементом укрепления семейного единства,  возможностью вместе ощутить общую радость,  а также отмечание подобных дат(Новыйгод, к примеру) создаёт ощущение единства всего народа.»

Обвинение в том, что отказ отмечать праздники разрушает единство семьи, хоть и выглядит логичным, на самом деле указывает на серьезные проблемы в нашем обществе. Я часто встречал атеистов или агностиков, которые праздновали Рождество и Пасху, только потому, что это повод побыть с семьей. Значит целый год мы практически не интересуемся родственниками, и вспоминаем о них только несколько раз в год – на праздники. Конечно если такие семьи праздников лишить, то они разрушаться – поводов для совместного времяпровождения не будет. Печально, если члены семьи уделяют друг другу внимание и проводят время вместе только если для этого есть специальный повод. Вряд ли такие семьи можно назвать здоровыми и крепкими, но такое отношение к семейным обязанностям явление повсеместное. Но соответствует ли такое отношение к семье ценностям свидетелей Иеговы? Очевидно, что нет:

*** g03 8/11 с. 27 Что, если родные не разделяют вашей веры ***
Священное Писание ясно дает понять, что нельзя пренебрегать своими родителями. То, что они не принимают нашу веру, не означает, что нашим взаимоотношениям пришел конец. Эти библейские принципы применимы также в отношении других родственников и спутника жизни. Определенно, у христиан есть моральная и библейская обязанность любить своих родственников.
*** g03 8/11 с. 27 Что, если родные не разделяют вашей веры ***
Конечно, обстоятельства бывают разными, и некоторые из христиан, Свидетелей Иеговы, живут далеко от своих родителей. Возможно, у них не получается навещать родителей так часто, как хотелось бы. Но чтобы заверить родных в любви, они могут писать письма, звонить по телефону или поддерживать связь как-то еще. Многие люди, не являющиеся истинными христианами, любят своих родителей и других родственников и регулярно общаются с ними независимо от их религиозных убеждений. Неужели христиане, Свидетели, будут поступать хуже?

Мы живем в многонациональном и поликофессиональном обществе. Как заметил известный блогер Антон Чивчалов: «Любая религия не одобряет праздники другой религии, что естественно, поскольку в них отражены чуждые ей ценности.» Но почему-то проблемы возникают только у свидетелей Иеговы, никто ведь не обвиняет мусульман, что они лишают детей множества праздников. А ведь для мусульман, серьезно относящихся к своей религии, запрещено отмечать праздники кафиров (неверных), в том числе и день рождения, и поздравлять с ними других людей. Некоторые религиозные евреи так же выступают против дней рождения, считая их языческими праздниками, чуждыми еврейской традиции.

Но критики могут возразить, что у мусульман, иудеев, буддистов есть свои праздники, а у свидетелей Иеговы по сути нет ничего. Это далеко не так, и дело не только в том что собрания, особенно ежегодные конгрессы, свидетели Иеговы рассматривают как именно как праздники, а не просто как религиозную обязанность. Е. Емельянова в статье “Свидетели Иеговы. Организация и субкультура” пишет:

“Еще одна уважительная причина для празднования – свадьба. […] Если парень и девушка нравятся друг другу, они «обсуждают это вместе» и принимают решение «узнать друг друга ближе». У Свидетелей существует почти забытая в России романтическая традиция помолвки. Свадьбы празднуется в Вефиле очень пышно, обычно несколько дней. В столовой готовится многоярусной свадебный торт (в западной манере), молодоженов заваливают подарками, братья и сестры готовят для них специальные выступления (сочиняют к торжеству песенки, стихи, посвященные жениху и невесте). Брак в Организации признается состоявшимся только после официальной регистрации в Загсе. После этого молодые супруги получают в Вефиле отдельную комнату и могут жить вместе. В год в Вефиле играют от 10 до 20 свадеб.”

Также свидетели Иеговы регулярно отмечают годовщины свадеб. Иногда это ставят свидетелям в упрек, но они считают, что “Празднование юбилея свадьбы менее нескромно, чем дней рождения, поскольку жизнь в браке — это труд, это самоотверженность, это постоянная работа над собой, то есть опять-таки реальные вещи, а не просто факт рождения. Люди вспоминают не просто, что они родились, а что они вместе преодолевали проблемы и оставались верны своему союзу в течение многих лет.”(ссылка).

В статье Емельяновой так же написано следующее: “Кроме того, в Вефиле дважды в год устраиваются семейные праздники (имеются в виду праздники семьи Вефиля), не приуроченные ни к каким датам. К этому дню в столовой готовятся разные лакомства, а все отделы Вефиля подготавливают какие-нибудь номера и выступления: сочиняют песни, разыгрывают сценки и т.д. Обычно желающих выступить так много, что приходится откладывать их номера до следующего праздника, поскольку программа концерта не может вместить все.” Добавлю, что подобные праздники характерны не только для вефильской семьи но для семей большинства свидетелей Иеговы.

По выражению одной учительницы русского языка, Ольги Будариной (ники Ольга32, bibi, budara), весьма активной на нескольких форумах «дети лишены чуда, ожидания праздника, напичканы СИ-идеями и библейскими цитатами — и воспринимают это, как само собой разумеющееся.». Ну не верят дети свидетелей Иеговы в ДедаМороза, Святого Николая, Санта-Клауса и т. д. Некоторые, даже православные психологи считают что такая вера полезна, даже необходима для развития ребенка, что без нее может вырасти рафинированный человек не способный верить во что либо. Я не согласен с таким мнением. На мой взгляд вера в сказочных персонажей, тесно связанных с праздниками, которые считаются христианскими, существенно вредит религиозному воспитанию ребенка. Во-первых Санта-Клаус успешно вытеснил из Рождества самого Христа, а мусульмане успешно вытесняют из Рождества Санта-Клауса. Во –вторых, и это гораздо более важно, вера в Деда Мороза, Святого Николая, Санта-Клауса рано или поздно закончится. И часто это бывает очень болезненным для ребенка. Ребенок может почуствовать себя обманутым родителями, его внутренний мир ставится под сомнение и вполне возможно что по мере взросления ребенок задаст себе вопрос « А может Бог, Иисус это тоже мифические персонажи вроде Санта-Клауса?» . Но если у ребенка изначально закладывается фундамент христианской веры основанной на Библии, то он избежит таких детских разочарований, и библейские чудеса будут для него реальностью, а ожидание праздника — неотъемлемой частью жизни. Насчет пичкания ребенка библейскими цитатами, то неужели в этом есть что-то плохое? Оказывается если ребенок цитирует Гарри Поттера, знает названия всех трансформеров, то это нормально, но если он знает библейские цитаты, то родители чуть ли не преступники. И это притом что на  каждом углу говорят о возрождении религии, а уроки христианской этики или ОПК введены школьную программу. Тут стоит отметить один интересный нюанс, в исламе очень ценятся хафизы- люди которые знают весь Коран на память. Недавно хафизом стал 6-летний сын президента Чечни Кадырова. Представьте если бы подобная практика была у свидетелей Иеговы – служба по делам несовершеннолетних наверное взбесилась бы. А ведь религиозные евреи обучают своих детей Танаху с раннего детства – это важное требование их религии.

Врач-психиатр Кондратьев, еще один эксперт в Головинском процесе утверждал, что когда дитя формируется в изоляции от общества,  не отмечает праздники,  он становится изгоем в социальной среде,  нет нормативной социализации личности,  и это формирует факторы риска. Само утверждение «эксперта», яркая иллюстрация советского мышления – человек не должен отделятся от коллектива, если кто то ведет себя не так как все он ненормален или неполноценен. На мой взгляд, если в социальной среде человек стает изгоем только потому что, чем-то отличается от других, то проблемы скорее всего не у человека а в обществе. Родители имеют полное право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, культурными и семейными традициями, если это не вредит развитию ребенка. Но вот понятие вреда не должно оцениваться по субъективному критерию – «они воспитывают ребенка иначе чем это принято у нас, значит они ему вредят». Критерии должны быть объективными, но ни Кондратьев ни другие исследователи, не предоставили результаты психологических исследований детей свидетелей Иеговы доказывающие их утверждения о якобы их не нормальной социализации детей. Конечно если у ребенка другие интересы , взгляды и ценности чем у других детей, если его при этом не понимают и не принимают, то он будет держаться в стороне. Но в привычной для себя обстановке, среди сверстников разделяющих его взгляды, он будет совершенно другим. Дети свидетелей Иеговы принимают участие в проповедническом служении, обучаются ораторскому искусству, а все это предполагает развитие навыков общения и вербального интеллекта. Сложно назвать социально неадаптированным ребенка, который способен дать комментарий на собрании в присутствии взрослых, или отстоять свои убеждения перед посторонними.

Но относительно праздников, дети сталкиваются с гораздо большим давлением чем взрослые. Например, тематика уроков по многим предметов в период праздников связана именно с ними. Уроки чтения – выучите колядку, уроки языка – напишите сочинение как вы провели Новый год, рисование – нарисуйте рождение Иисуса, музыка – разучивание рождественских песен, иностранный язык – и тут опять про праздники, добавьте ко всему этому утренники и т. д., да и день рождения  дети часто отмечают в школе. И каждый раз ребенку и родителям приходится объяснять какие задания ребенок не может выполнять, какие школьные мероприятия для него не приемлемы и почему. Конечно, многое зависит от педагога, его желания проявлять индивидуальный подход к каждому. Но есть педагоги советского образца, которым понятие индивидуального подхода  попросту неведомо. У них все ученики должны быть одинаковы, рисовать одинаковый открытки «Слава КПСС!» «Христос воскрес!», петь одинаковые песенки и т. д. Попытки заставить юного свидетеля Иеговы делать то что противоречит его совести, может мотивироваться школьной программой, полезностью для развития ребенка и т. д.,и если кто-то им возражает, то это воспринимается как посягательство на их авторитет и профессионализм.  Конечно грамотный педагог, найдет способ как избежать проблем. Ведь наличие детей из религиозных или этнических меньшинств прекрасный повод объяснить детям, что есть разные культуры, религии, национальности и их взгляды и обычаи нужно уважать, а не делать вид будто бы таких детей вообще не существует. Не проблема дать ребенку другое домашнее задание, но для этого нужно хоть чуть-чуть вникнуть в его взгляды, что бы не было вот таких печальных ситуаций:

“А в мене є учень із церкви «Свідки Єгови». Не хоче вчити колядки, бо віра йому не дозволяє.  А я йому й кажу: «Вивчи молитву, розвивай пам’ять”.

Что бы избежать неловких ситуаций, можно дать ученику возможность самому рассказать о своих взглядах на уроке, подготовить доклад, презентацию и т. д. Это гораздо эффективней и полезней че пугать детей тоталитарными сектами, и любые попытки ребенка объяснить свои взгляды считать «сектантской пропагандой».Знакомство с разными религиями, культурами и взглядами только будет способствовать развитию детей и воспитанию у них толерантности и уважения к мнению других.

Праздники действительно важны для детей и необходимы для развития их социальных навыков и умственных способностей. Здесь психологи совершенно правы, и свидетели Иеговы с ними совершенно согласны. Ведь то что свидетели Иеговы не отмечают общепринятые праздники, не означает что они не устраивают праздников вообще. Родители свидетелей Иеговы заинтересованы в благополучии своих детей и стараются, что бы те не были ни в чем обделены. Отсутствие общепринятых праздников дают огромное поле для фантазии и креатива. Праздники могут быть совершенно неожиданными, нестандартными, познавательными и развивающими, и гораздо более полезными чем заезженные до вульгарности традиционные сценарии сводящиеся, в большинстве случаев к застолью. Свидетели Иеговы также дарят детям подарки, водят их в музеи и театры. Так что в большинстве случаев дети свидетелей Иеговы вполне адекватно реагируют на празднования дней рождения в школе, и не чувствуют себя обделенными. Но по моему мнению, такие праздники должны проходить после уроков и желательно не в школе. Так же я считаю несколько перебором, решение штата Нью-Йорк запретить словосочетание «день рождения» в школе, так как оно может кого-то оскорбить. Уважения к детям свидетелей Иеговы такие методы точно не прибавят. Конечно если ребенок с раннего возраста воспитывался как свидетель Иеговы, то проблем с праздниками не возникает, но если родители стали свидетелями Иеговы когда ребенку уже 10-15 лет, отказаться от праздников ему гораздо сложнее. Многое тут зависит от ребенка, его взаимопониманию с родителями, отношению к религии. Но при правильном подходе и такие проблемы решаемы.  Ниже представлены  примеры как свидетели Иеговы организуют праздники

*** yb96 с. 53 Всемирный отчет ***
В Исландии две наши христианские сестры нашли способ, как помочь своим сослуживцам лучше познакомиться со Свидетелями Иеговы и благой вестью о Царстве. Хотя их сослуживцы праздновали дни рождения и Рождество, наши сестры не участвовали в этом. Однако как-то раз сестры принесли вкусный торт и домашний хлеб, чтобы угостить всех во время перерыва на кофе. Сослуживцы захотели узнать, по какому поводу они это сделали. Сестры объяснили, что, так как сослуживцы проявляли такой такт к ним и их верованиям, им теперь захотелось принести что-нибудь вкусное к кофе. Благодаря этому завязался разговор, сестры ответили на многие вопросы, и все слушали их с большим интересом. Потом они подарили каждому по специально подобранному журналу «Пробудитесь!» с его личным именем на обложке. И снова задавались вопросы, и было дано хорошее свидетельство. Когда сестры поднялись, чтобы уйти, одна женщина, окинув их взглядом, сказала: «В общем-то, вы вполне нормальные люди». Да, у этих сослуживцев сложилось более благоприятное мнение о Свидетелях Иеговы и о вести, которую они провозглашают.

«Мы не празднуем праздники зато постоянно собираемся вместе, то есть играем вместе с братьями в баскетбол,волейбол,футбол и всем собранием выходим кататься на горку,устраиваем свои мероприятия в виде чаепития и много всего поедания-)) ,а так же свои конкурсы. Мама меня готовила как отвечать одноклассникам по поводу праздников но так как я не сразу пришел в истину и занимался кикбоксом никому ничего обьяснять не нужно былоУлыбка» В. П.
f8UBlyhPvwQ3NyDXY_m4e4

Привет!) я из собрания Карлутка, город Ижевск, удмуртская республика. Увидела твой пост в группе JW и решила поделиться своей историей:) я с рождения в истине, и, поэтому мирские праздники никогда, в принципе, не отмечала. Но и не чувствовала себя обделенной:) моя мама и тетя очень часто устраивали праздники разные в детстве и собирали детей со многих собраний, мы инсценировали истории из книги библейских рассказов(помню, как играла одну из девушек, которые не могли поделить ребенка и обратились к Соломону), а про чаепития я вообще молчу)) их было ооочень много)) еще 3 года подряд(первый раз был,когда мне было 14 лет) мама с тетей организовывали праздник «израильских девушек» 15.12.13
мы находили для каждой девочки имя из библии, потом шли все наряжаться: в одной комнате было множество юбок, тканей, повязок, поясов, украшений, косметики, манисты даже были. Абсолютно все девочки были накрашены, наряжены и мы шли к столу, ну а потом-всякие конкурсы, танцы под восточную музыку. Было очень весело)))”  Т. В., Ижевск

“Меня зовут Евгения. Я мама четверых детей. Трое из них уже стали взрослыми, а недавно родился четвертый. Своих детей я воспитываю по библейским принципам. А так как я человек творческий, то всегда придумывала и придумываю, как интересно разнообразить наши занятия.За эти годы у меня накопилось много интересного материала, на поиск, создание и изготовление которого я потратила много времени. Зная, скольких усилий стоит духовное обучение детей, я хочу упростить жизнь тем, кто только стал родителями или ещё идет по этому тернистому пути, и поделиться с вами всем, что у меня есть. Хочу помочь вам, дорогие родители, интересно проводить семейные изучения Библии. Большинство заданий будут готовы к использованию, но всё же и вам придется приложить свои творческие способности, что бы что-то склеить, собрать, сложить и т.д. Главное помните, что все ваши усилия не напрасны!” http://biblefamily.ru/ob-avtore

2013-12-24_234832

2013 02 17_05932013 02 17_06032013 02 17_06312013 02 17_06352013 02 17_06352013 02 17_06402013 02 17_06512013 02 17_06572013 02 17_06602013 02 17_0666

2013 02 17_06832013 02 17_0686

2013 02 17_0688

Прислано, автор пожелал остаться анонимным.

Мы устраиваем праздники каждые каникулы. С каникулами связано потому что чаепития требуют подготовки и участия детей, некоторые вещи надо репетировать. Я выбираю тему, которой будет посвящен вечер. всегда готовлю чаепития не одна прошу помощи друзей например вот это чаепитие просила подругу написать сценарий мини-сценки на хорошие манеры потом купили краски и использовали боди-арт для того чтоб разрисовать детей в разных животных это тоже проходит очень весело и интересно. Я рада поделиться опытом и стараюсь что бы как можно больше собраний практиковали, Когда мы ставили танец, то купили разные поделки и дети делали подарки тем кто не участвовал в постановке. Летние чаепитие было на природе в стиле Форт-Байярд, было много  подвижных игр. О. Г., Саратов

BHbYrCWAo_MizdkJaEGS8shW2tdwlah3EvzibdKEWyMUBHbYrCWAo_M9kvFD0ieEwQ4D8REmBnT3scO02r9okY0A2-nneRSSSZQ

Детское кулинарное творчество

VSoQvpZOnMQ

В украинском Вефиле, Брюховочи.

Автор выражает свою признательность, всем кто согласился поделится своим опытом и фотографиями. Если вы  тоже желаете  рассказать о том как вы проводите время со своей семьей и друзьями – оставляйте комментарии, присылайте фотографии. Статья будет пополнятся  новым материалом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свечи на свадьбе семейный очаг сценарий
  • Светящиеся шары на праздник
  • Светский праздник что это
  • Светский праздник 4 ноября
  • Светский государственный праздник это