Свистопляска праздник на руси

Свистунья — праздник со страшной историей - Русский север

«Своя своих не познаша, своя своих побиваша» — распространенный сюжет, получивший в современной военной терминологии обозначение Friendlyfire — дружественный огонь. Но только на Вятской земле легенда о братоубийственной битве, случившейся по ошибке, породила разгульный праздник с элементами язычества — Свистопляску, или Свистунью.

1

В темноте все враги

Легенда о ночной битве 1418 (дата неточная) звучит так. Вятку осаждали татары, на помощь городу прибыл отряд из Устюга (тогда этот город назывался еще просто Устюгом, не Великим). Устюжане высадились из ладей в темноте и остановились у Вздерихинского оврага (так до XVIII века назывался Раздерихинский овраг). Вятчане, приняв их за противника, совершили вылазку. Началась беспощадная битва, и когда с первыми лучами солнца горожане признали ошибку, уже погибло больше четырех или пяти тысяч человек. С тех пор вятчан называют «слепородами». Именно в этом виде легенду о происхождении Свистуньи записал в 1770 году географ и экономист Петр Рычков. Предполагают, что со слов епископа Вятского Варфоломея, хотя в своей книге Рычков о владыке ничего не писал.

Существует версия, что речь идет не о дружественном кистене (если можно так выразиться, по аналогии с дружественным огнем), а о вполне осознанной битве с противником. Устюжане явились в Вятку, чтобы привести к власти боярина Анфала Никитича и сына его Степана, но проиграли бой. Сторонники версии напоминают, что на плане Хлынова 1759 года (так назывался город до 1781 года, пока Екатерина II не переименовала его в Вятку) есть Вздерихинская улица, от слова «вздираться» — взбираться, поэтому устюжан побили при попытке ворваться в город по стене оврага — природному укреплению. Уже позже и улицу, и овраг, станут называть «Раздерихинскими».

Письменные источники скудны, и вряд ли удастся точно выяснить, что произошло в начале XV века: страшная ошибка или одна из обычных средневековых битв. Но позднейшие легенды появились, чтобы объяснить реально существующий праздник, имитирующий сражение.

2

Шарыши и шишки

Свистунья проходила в четвертую субботу после Пасхи. Сперва был молебен в раздерихинской часовне, точнее, часовне Михаила Архангела, на краю оврага. После молитвы начиналась непосредственно игровая-веселая часть, сопровождавшаяся выпивкой и закуской.

Раздерихинская часовня. Начало XX в.

Особая роль в празднике принадлежала мастерам, точнее мастерицам, из слободы Дымково. Они заранее лепили, обжигали и приносили корзины со своим товаром. В первую очередь — свистульками в виде козлов, баранов, лошадей, других животных и птиц. В свистульки полагалось свистеть, не жалея своих легких и чужих ушей — как на склонах оврага, так и на соседних улицах.

Прежде этим занимались все участники, без различия пола и возраста. К середине XIX века город остепенился, и свистели в основном дети и молодежь. Можно было также купить глиняную фигурку простой бабы или барыни — считалось, что они символизируют вдов погибших воинов.

Свистуля

Предлагалась и еще одна глиняная продукция — шарыши, полые глиняные шары, величиной с апельсин, и цельные шарики величиной с грецкий орех. Эти черные, с цветными крапинками шары превращали память о битве в современное побоище. Вот что вспоминал свидетель и участник, семинарист Савва Сычугов:

«Праздник начался киданием шаров сверху и подбиранием их ребятами в овраге. Я уже нахватал шаров целую пазуху, как один из них, попавший в голову, свалил меня с ног, и тогда началась настоящая бомбардировка. Я взмолился, просил пощады, но шары все чаще и чаще сыпались на меня. Встать и бежать я не мог и только руками инстинктивно защищал голову… Я скоро отдышался и стал наблюдать за нарядной публикой. Представьте себе, что не только мужчины, но расфранченные в пух и прах барыни и даже дети с удовольствием целились в головы овражных ребят; каждый меткий удар встречался поощрительным хохотом и восклицаниями. Меня так отхлопали, что картуз нельзя было надеть, так сильно распухла голова. Когда мы вышли из оврага, мой товарищ опорожнил мою пазуху, продал шары и купил мне большую свистульку и булку».

Шарыш

Другие свидетели, в частности учитель вятской гимназии Василий Баженов, сообщают, что шарыши предназначались не столько для обстрела овражных мальчишек, сколько для метания друг в друга, с разных сторон рва. Юные сборщики не долетевших боеприпасов становились более доступной целью.

К началу XIX века кулачные бои и и пьянство прекратились, позже прекратилось и метание шарышей. В послереволюционное время гонений на любые традиции Свистопляска дожила до 1920-х, после чего, казалось, умерла, оставив расписное наследство в виде дымковской игрушки.

Яйца вместо глиняшек

Вятская земля хранит древнюю воинскую славу не только в региональной столице. В городе Котельнич, в «семик» — седьмое воскресенье после Пасхи, были свои поминки над братской могилой, в которой, по местной легенде, лежат земляки, павшие в битве с новгородцами. Когда-то после панихиды начиналось метательное сражение, только вместо шарышей использовались вареные яйца.

3

Молодецкие забавы

В позднесоветское время региональные власти осознали достаточно очевидную вещь: в любви к старине нет ничего крамольного и устоявшийся набор праздников можно разнообразить. Вместо четвертой субботы после Пасхи ярмарку с народными ремеслами и гуляния под гармошку стали проводить в День города. Первая возрожденная ярмарка с элементами Свистуньи прошла в 1979 году (подтвердить этого не могу).

После Перестройки, когда стало проще с частными инициативами, к гуляньям добавились забавы энтузиастов. Вместо метания шарышей в овраге проходили боевые игры. Кроме кулачных боев стенка на стенку, практиковались развлечения, которые вполне могли бытовать у ушкуйников (русских средневековых речных пиратов). Например, сорвать шапку с водящего, у которого были завязаны глаза. Водящий вооружался толстым прутом и наносил круговые удары. Участники игр вспоминают, что удары эти ощущались и под кожаной курткой. Позже, чтобы избежать травм, прут заменили мячиком на веревке.

Помирились с Устюгом

Часовня Михаила Архангела была снесена в советские годы. Ее восстановление надолго затянулось. Когда часовню достроили в 1999 году, на ее освящение прибыла делегация из Великого Устюга.

Сейчас ярмарки с забавами и игрушками проходят в День города, 12 июня, совмещаясь с государственным праздником. Возможно, когда-нибудь Свистунья отделится от него и станет подобием фестиваля Эскалад в Женеве: в 1602 году солдаты герцога Эммануила Савойского приставили лестницы к городской стене, но были отбиты горожанами. Кровавое событие, документированное или легендарное, осталось в прошлом, а ныне является поводом для невинных развлечений и потенциального туристического интереса.

Свистопляска – смерть, веселье и молебен. История самого популярного праздника старой Вятки.

Ежегодные дни города в последние десятилетия превратились для кировчан в совершенно обыденную традицию, разбавленную лишь приглашенными звездами эстрады и масштабом салюта. Однако этот праздник довольно молодой, и его привычные нам ритуалы начали формироваться только в 70-80-е годы прошлого века. В тоже время праздники старой Вятки оказались в советское время безвозвратно утрачены, хотя по масштабу торжеств с популярными ныне днями города легко могла бы сравниться Свистопляска – самобытный вятский праздник, имевший глубокие исторические корни, упиравшиеся в легенду о, якобы, «случайном» убийстве вятчанами своих друзей-устюжан в Раздерихинском овраге в начале XV века. Почему кровавая битва дала городу уникальный веселый праздник, что на самом деле произошло в овраге, и почему дореволюционное общегородское веселье было настолько жестоким — попытаемся разобраться в этом тексте.

Легенда о «случайном» убийстве

Уникальность праздника Свистопляски в том, что она опиралась на довольно известные, хоть и окутанные тайнами события вятской истории. Кто конкретно был автором легенды о «битве своя своих не познаша» — до сих пор является загадкой. Однако само сказание и по сей день остается самым популярным вятским мифом. В кратком изложении он звучит следующим образом. В начале XIV века (в разных источниках фигурирует 1418 либо 1421 годы) отряд устюжан выступил на помощь Хлынову, осаждённому татарами. Союзные войска подошли к городу в ночной темноте. Наши предки не ожидали столь быстрой и решительной помощи и приняли устюжан за врагов. Сделав вылазку, жители Хлынова напали на устюжан, когда те поднимались в гору в районе Раздерихинского оврага, а устюжане решили, что на них напали татары.

Жестокая кровопролитная битва продолжалась всю ночь, и только с первыми лучами солнца и те, и другие увидели, что убивают друзей и союзников, православных людей. Осознав ужас братоубийства, мертвых похоронили в общей могиле в овраге. Еще до революции, ссылаясь на разные устные и письменные источники, называлась довольно значительная цифра погибших в несколько тысяч человек (от 4 до 9 тысяч). В дальнейшем в память об этом «несчастном случае» вятчане поставили на краю оврага часовню и учредили поминальный праздник Свистуньи (Свистопляски).

Битва не с врагами, а за власть

У любого рационально мыслящего человека, читающего об обстоятельствах «случайной битвы» в овраге сразу возникает вопрос — как можно всю ночь пребывать в неведении с кем воюешь и не отличить врага от друга? Ввиду очевидных странностей еще в дореволюционные времена легенду подвергали ревизии вятские краеведы и историки. Так, авторитетный А. И. Вештомов указывал, что причина битвы на самом деле — конфликт между Михаилом Россохиным и Анфалом Никитиным. Это были выходцы из Великого Новгорода, боровшиеся за власть внутри Хлынова. Никитин, лишившись политического лидерства и рассорившись с бывшим союзником, решил отомстить и привел на берега Вятки дружину устюжских наемников. Так и случилась та самая битва в овраге, в которой, по мнению Вештомова, погибло 9000 человек, в том числе жители Устюжского края.

Современным историкам очевидно, что вятчане и устюжане вовсе не были в те времена союзниками, как рассказывает легенда. Отряд устюжан привёл на Вятку Анфал Никитин, бывший вятский наместник, который потерял власть, находясь в ордынском плену. В это же время в Хлынове утвердился другой политический лидер – Михаил Россохин. Освободившийся из плена Анфал предпринял попытку возвращения себе власти: собрав большой отряд устюжан, он двинулся к Вятке, желая изгнать из города Россохина, однако ночной штурм устюжан окончился неудачей: они были наголову разбиты вятским войском, причём сам Анфал и его сын Нестор были жестоко убиты. Таким образом, битва в овраге была всего лишь очередным, но, возможно, самым кровавым эпизодом борьбы за власть в Вятке. Впрочем, столь значительная цифра убитых подвергается сомнению большинством исследователей, несмотря на то, что наш город был тогда одним из самых крупных на северо-востоке страны.   

2

Вид на Раздерихинскую часовню и Слободской спуск. Начало XX в.

Не печальные поминки, а веселый праздник

От обросшего легендами эпизода XV века взял свое начало самый самобытный и оригинальный праздник старой Вятки — Свистунья или Свистопляска. Торжество начиналось каждый год в четвертую субботу после Пасхи. Стартовал праздник в часовне у Раздерихинского оврага с панихиды. Однако на масштабные общегородские поминки это не было похоже, так как после молебна по всей Вятке разворачивалось буйное веселье: люди шумели, пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики («шарыши») и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевые свистульки.

Снова битва и опять между своими

Самый важный момент праздника заключался в фактической реконструкции битвы начала XV века. На кромке оврага разыгрывались как бы «шуточные», а на самом деле жестокие драки между двумя командами: одни пытались «штурмовать» овраг, взбираясь снизу, другие не давали им этого сделать и закидывали глиняными шарами величиной с апельсин атакующих. По воспоминаниям врача и мемуариста С. И. Сычугова, иногда такое празднество заканчивалось для одной из команд тяжелыми травмами и побоями. Вот так Савватий Иванович описывает этот эпизод праздника:

«На берегу была, значит, праздничная и праздная публика; в овраге же помещались мещанские ребята и бурсаки, к которым чуть не насильно потащил меня товарищ. Да и самому мне неловко было толкаться среди франтоватой публики в халате. Праздник начался киданием шаров сверху и подбиранием их ребятами в овраге. Я уже нахватал шаров целую пазуху, как один из них, попавший в голову, свалил меня с ног, и тогда началась настоящая бомбардировка. Я взмолился, просил пощады, но шары все чаще и чаще сыпались на меня. Встать и бежать я не мог и только руками инстинктивно защищал голову. К счастью, на выручку мне явился мой соблазнитель и вытащил меня в относительно безопасное место. Я скоро отдышался и стал наблюдать за нарядной публикой. Представьте себе, что не только мужчины, но расфранченные в пух и прах барыни и даже дети с удовольствием, по-видимому, целились в головы овражных ребят; каждый меткий удар встречался поощрительным хохотом и восклицаниями. Меня так отхлопали, что картуз нельзя было надеть, так сильно распухла голова. Когда мы вышли из оврага, мой товарищ опорожнил мою пазуху, продал шары и купил мне большую свистульку и булку…».

Интересно, что уцелевшие в шуточных (а иногда и не очень потешных) битвах шары можно было за копейки вернуть торговцам, а вырученную мелочь обменять на сладости и лакомства. Во время «боя» стоял чудовищный свист, вятчане болели за одну из команд, а девушки облачались в свои лучшие наряды на праздник Свистуньи.

3

Савватий Сычугов

Возрождение Свистуньи и еще одна смерть

Свистопляска оставалась самым популярным светским праздником старой Вятки вплоть до конца 1920-х гг. На исходе НЭПа Свистунья была запрещена, а Устюжская часовня взорвана. Вспомнили о старинном вятском обычае только в 1980-е годы. А первые шаги по восстановлению часовни были сделаны в середине 1990-х гг., когда спонсировать ее возведение взялся эпатажный предприниматель Артур Крундышев. Однако 16 октября 1996 г. в 8 часов утра во дворе дома по ул. Волкова бизнесмен и политик был убит выстрелом из ружья. Это стало одним из самых резонансных и до сих пор не раскрытых заказных убийств в новейшей истории города. Его связывали как с предпринимательской, так и с политической деятельностью Крундышева, который являлся одним из лидеров команды баллотировавшегося в губернаторы Г. П. Штина, лишь во втором туре уступившего В. Н. Сергеенкову.

Строительство часовни затянулось и завершилось только в 1999 году к 625-летию Кирова. На мемориальной табличке у ее подножия помимо основных дат в истории праздника Свистуньи и Устюжской часовни указана и фамилия Крундышева. В 2010 г. в часовне был совершен торжественный молебен по погибшим в страшной битве XV в. воинам в присутствии почетных гостей из Великого Устюга. Также состоялась своеобразная акция примирения: вятчане и устюжане по очереди испили воды из общего чана, обнялись и решили забыть былые обиды навсегда. Однако в дальнейшем возрождения праздника Свистуньи в близком к дореволюционному виде не произошло, только часть ее ритуалов (ярмарки, торговля изделиями народных промыслов) вошла в состав программы дней города.

Хроника «Возрожденный праздник «Свистопляска» (1989 г.)

Праздник уничтожен, но легенда остается

Жестокий праздник с почти настоящими боями в сопровождении оглушительного свиста и отсылками к реальной битве XV века был частью вятской самобытности, в отличие от типовых, шаблонных и забюрократизированных торжеств нового времени. Свистопляска вполне сравнима по своему характеру с подобными же средневековыми европейскими торжествами (типа карнавала с апельсиновыми боями в итальянском Ивреа), чьи традиции тщательно сохраняются на протяжении веков. Однако интересно, что хоть и сам праздник в советское время был стерт из жизни вятчан, но легенда о «случайном» бое все также остается одной из самых ярких, популярных и таинственных в нашем городе.

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Свистопляска и «хлыновское побоище»: в память о какой воинской ошибке русские совершали этот обряд

Наверняка слово свистопляска знакомо каждому. Его чаще всего используют для обозначения суматохи или разгула. Однако когда-то так же называли дни поминовения погибших воинов Вятки. Многие из них нашли свою смерть в ошибочном сражении с собственными союзниками-устюжанами.

Веселая и печальная Свистопляска

Как утверждает автор книги «Зловещие мертвецы и заложные покойники» Дмитрий Зеленин, свист в языческие времена являлся своеобразным оберегом от нечистой силы. Именно поэтому, по словам Зеленина, свист оказался и наиболее устойчивым способом поминовения усопших. Действительно, свист играл важнейшую роль в так называемой Свистопляске, празднике, отмечавшемся в городе Вятке (некогда Хлынов, теперь Киров). Свистопляска, праздновавшаяся в четвертую субботу после Пасхи, состояла из двух непохожих друг на друга частей. Сперва в часовне, располагавшейся возле Раздерихинского оврага, проводилась панихида (церковная служба по умершим), а уж после начиналось настоящее веселье.

Если верить Х. Вальтеру и В. М. Мокиенко, авторам «Большого словаря русских прозвищ», так как, согласно языческим обычаям, поминовение усопших сопровождалось свистом и плясками (отсюда и название), именно в дни празднования Свистопляски устраивались ярмарки, где мастера выставляли на продажу дымковские игрушки-свистульки. Местные жители с удовольствием их приобретали, громко свистели, пели и вообще всячески шумели. Вятские мужики устраивали традиционные кулачные бои, иногда стенка на стенку, метали глиняные ядра. Подобное чередование скорби и веселья, присущее языческим обрядам, и свидетельствует о древнем, архаичном характере Свистопляски.

Хлыновское побоище

О ком же так скорбели жители Вятки? Максим и Марина Соколовы в своей книге «Декоративно-прикладное искусство» описывают события, предшествовавшие не только появлению Свистопляски, но и возникновению дымковской игрушки. Точная дата трагедии не установлена, но предположительно все случилось в XIV-XV веках. Тогда Хлынов был осажден новгородцами. Хлыновцы попросили помощи у своих давних союзников – жителей Устюга. Те с радостью откликнулись и под покровом ночи пришли в Хлынов. Однако местные ударились в панику и в темноте приняли подмогу за новгородцев. Резким свистом хлыновцы подняли тревогу и вступили в бой с, как они думали, незваными гостями.

Когда все разъяснилось, горожане вместе с устюжанами прогнали настоящих новгородцев. Вот только во время ошибочного сражения полегло немало как хлыновцев, так и их помощников. Как пишет в издании «Неизвестный Хлыноff» Александр Балыбердин, несмотря на то, что достоверных письменных доказательств или иных свидетельств «хлыновского побоища» до сих пор не обнаружено, кировчане верили (и продолжают верить) в то, что погибшие в бою вятичи погребены в начале того самого Раздерихинского оврага. Для поминовения усопших и стали изготавливать игрушки-свистульки. А куклы из глины, расписанные разными красками, по одной из версий, в ту пору символизировали оставшихся после побоища вдов.

Забытый и возрожденный праздник

Однако постепенно, как отмечает в издании по краеведению «Приволжье» Денис Фокин, ритуальный смысл Свистопляски забылся. В 1888 году праздник и вовсе поменял свое название на Свистунью, а через 2 года превратился в развлекательную ярмарку, на которую приводили детей. Последнее неудивительно: на время празднества в Вятке устанавливались балаганы, где торговали сладостями и упомянутыми дымковскими игрушками. Глиняные шары и свистульки мастера изготавливали тысячами, стоили они очень дешево, а потому их мог позволить себе практически каждый. Вот только первая часть Свистопляски, которая сопровождалась панихидой по погибшим в «хлыновском побоище», канула в Лету.

В наши дни отдельные элементы празднования Вятской Свистуньи начали возрождаться. Правда, теперь древний праздник ассоциируется у кировчан с Днем города, проводимым 12 июня. К тому же место кулачных боев в Свистопляске, которой в 2010 году вернули статус праздника, заняли «рыцарские турниры» любителей «исторического фехтования». По крайней мере так утверждает Александр Балыбердин. Балыбердин не без сожаления пишет о том, что панихида по погибшим вятичам сегодня находится на периферии праздника. Впрочем, память о предках еще жива. Например, в городе Котельниче совершается «всемирная панихида» над ямой, в которой якобы похоронены воины, павшие в борьбе с новгородцами, а на местном кладбище продаются пищали, дудки и рожки.

Читайте наши статьи
на Дзен

ЧТО ТАКОЕ СВИСТОПЛЯСКА?
(Праздник свистопляска или вятская свистунья).

«Вятская свистунья» — это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался весной.
Истоки возникновения этого праздника уходят в далекий 1418 год. Тогда, глубокой ночью, в известном всем жителям Кирова Раздерихинском овраге, случилась жестокая битва между вятчанами и устюжанами. Легенда гласит, что произошла нелепая ошибка…
Для того, чтобы помочь жителям Вятки выстоять набеги татар, устюжане пришли к ним на помощь. Но, по-видимому, темнота сыграла злую шутку, и случилось так, что свои своих не распознали и свои своих поубивали. Так, список «Летописца старых лет» гласит о том, что в битве при Раздерихинском овраге погибло около 5000 человек. По одной из версий, захоронены воины были на склонах этого оврага. Конечно, с тех пор, сложилось много легенд о битве между вятчанами и устюжанами, вместе с тем, это событие так и осталось одной из самых загадочных страниц в истории Вятского края. Как память об этой битве, у Раздерихинского оврага была выстроена часовня, в которой периодически проводились панихиды в память о погибших в этом бою.
Первые праздники «Свистопляски» носили языческий характер. Во время празднования возле часовни устанавливали шатры для торговли глиняными лошадками, свистками с погремушками, шариками и различными вкусными лакомствами. Собравшаяся на праздник детвора играла в куклы, беспрестанно свистела, плясала и изображала в игровой форме бой вятчан и устюжан. Они занимали позиции по обе стороны оврага и начинали обкидывать друг друга глиняными шариками. Кстати, свист свистульки является символом выражения промаха. Народные гуляния во время «Свистопляски» с песнями под звуки скрипки и балалайки продолжались до позднего вечера.
Самые первые упоминания об этом празднике относятся к началу XIX века, а последняя «свистунья» на Вятке состоялась в 20-е годы XX века. Вообще, в прошлые времена праздник «Вятская свистунья» был посвящен поминовению умерших предков, которых поминали по-особенному – весельем, народными песнями и плясками и, конечно же, свистом в глиняные дымковские игрушки-свистульки.
С тех пор, более восьмидесяти лет, этот веселый и любимый всем Вятским народом праздник, находился в забвении. Вспомнили и заговорили о нем лишь в начале XXI века, а со временем кировчане задумали его возродить и ежегодно проводить на своей земле. Конечно, в наши дни от древнего праздника «Свистопляски» не осталось ни кулачных боев, ни драк мальчишек за глиняные шарики «шарыши» на глубине оврага. Осталась лишь ярмарка, которую так любили дети во все времена за продаваемые на ней игрушки и сладости, а также за традицию свистеть в глиняные уточки. Именно благодаря этому Вятскому празднику сохранилась наша знаменитая дымковская игрушка.

Что Такое Свистопляска?, фото № 1

Автор:

28 марта 2020 18:46

Странное это слово — вроде как танец со свистом. Но вставляют его обычно, когда чем-то недовольны и описывают крайне разнузданное, безудержное проявление каких-нибудь общественных настроений. А вот если покопаться в его этимологии, то оказывается, что за ним скрывается кровавая драма, разыгравшаяся много сотен лет назад в городе Вятке.

Языческая тризна по православным воинам, или Что такое «свистопляска»

Источник:

 У И. М. Снегирева  в работе «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» есть упоминание своеобразном мероприятии под названием «свистопляска». На 4-тую неделю после Пасхи в Вятке у рва рядом с часовней собирается народ, в шатрах продают разные лакомства и великое множество свистулек, игрушек и полых глиняных шаров. Ребятишки постоянно свистят, и гвалт стоит невероятный.
В определённое время народ становится по разные стороны рва и начинается сражение. Бросают друг в друга глиняные шары и свистят. Таким образом, поминают они воинскую ошибку своих предков.

Языческая тризна по православным воинам, или Что такое «свистопляска»

Источник:

Продолжаем разбираться дальше, что же это за ошибка была. В «Трудах и записках Общества истории» в  третьей части первой книги, изданной в 1826 году, есть упоминание о весьма курьёзном сражении. В 1412 году будто бы устюжане пришли на помощь вятичам, но так как дело было ночью «вятские слепороды» приняли их за врагов и поубивали.
И до сих пор расписные глиняные куклы делают в честь вдов, оставшихся после этой битвы.

Языческая тризна по православным воинам, или Что такое «свистопляска»

Источник:

Вятский историк А. Вештомов в совсем труде «История вятчан» за 1807 год пишет, что эта панихида проходит на месте, где было побоище и похоронены воины, а именно у северного глубокого рва. Местные жители по старинным языческим обрядам свистят и пляшут, от этого и название идёт – свистопляска.

Языческая тризна по православным воинам, или Что такое «свистопляска»

Источник:

В мировой истории есть немало примеров, когда совершались подобные ошибки. Но вот вопрос, что же это был за враг такой, против которого так неудачно попытались объединиться вятичи и устюжане?
По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. А как вы думаете, что же случилось той темной ночью 608 лет назад?

Источник:

Еще крутые истории!

«Пляска»

Праздник, благодаря которому развился известный промысел — дымковская игрушка

ЛЕГЕНДА

Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками (Свистунья первоначально называлась «Свистопляска»).

Первые документированные упоминания о «Свистунье» и её описания относятся к началу XIX века.

Праздник

Изначально Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи. Начинался праздник в часовне у Раздерихинского оврага города с панихиды. Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в окрестные городские кварталы: люди шумели, горланили песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои и завязывали потасовки, угощались разными лакомствами, пили вино.

Кулачные бои
Кулачные бои

Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевые свистульки.

«Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и стоя на валу бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».

— Отрывок из журнала, писанного в Вятке в 1811 г. Н. Хитрово // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892.

Видоизменение праздника

Постепенно старинный праздник видоизменялся. Прекратились кулачные бои, перестали скатывать шары по оврагу.

Ярмарка, 1910
Ярмарка, 1910

Важное значение приобрела ярмарка, забылся древний ритуальный смысл праздника. Продажа свистулек, глиняных, а затем и гипсовых игрушек-статуэток всё расширялась, а дети, забавляясь, свистели в течение двух или трёх праздничных дней.

Индюк
Индюк

В 1882 году «Вятские губернские ведомости» для обозначения праздника использовали как само собой разумеющееся новое название «Свистунья».

Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов.

В наше время

В 1979 году элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) были возрождены ко Дню города Кирова.

От названия праздника происходит одно из прозвищ вятчан — свистоплясы.

Фотогалерея — старые дымковские игрушки

  • Олень. А.А. Мезрина
    Олень. А.А. Мезрина
  • «Всадники», г. Киров, XX в., (ГМЗ Царицино)
    «Всадники», г. Киров, XX в., (ГМЗ Царицино)
  • «Всадники», нач. XX в., (ГМЗ Царицино)
    «Всадники», нач. XX в., (ГМЗ Царицино)
  • Всадники, XIX в.
    Всадники, XIX в.
  • Старинная дымковская игрушка, «Дама с собачкой»
    Старинная дымковская игрушка, «Дама с собачкой»
  • Свистульки - люди
    Свистульки — люди
  • Кавалер
    Кавалер


Приглашаем приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.



Небольщой отрывок из статьи В. А. Коршункова «Поп, скоморох, колдун, печник: обладатели сакрального статуса в традиционной культуре Русского Севера «.

В городе Вятке вплоть до начала ХХ в. в четвёртую субботу после Пасхи справлялся очень интересный древний праздник Свистопляска (позднее название – Свистунья). Он начинался поутру с панихиды по убиенным, а потом продолжался разгульным весельем – со свистеньем в дудки-свистульки, кулачными боями и потешными потасовками, скатыванием по склону оврага глиняных шаров и непременной ярмаркой. Судя по названию, некогда при этом бывали и буйные пляски 20.

Поразительно, что это архаичное действо, уходящее корнями в языческую древность, так долго удерживалось! Причём не в селе и не в маленьком городке, а в губернском городе.

Как было доказано ещё Д.К. Зелениным, Свистопляска более всего общего имеет с Семиком 21. Семик, то есть седьмой четверг после Пасхи, на Русском Севере отмечался обрядовым поминовением умерших, причём это поминовение тоже бывало разгульным. Кое-где в России поминовение совершалось на той же седьмой неделе, только через два дня, в субботу – это так называемая Троицкая суббота. В древнерусской литературе неоднократно упоминаются русалии – этим словом обычно называли обрядовые народные увеселения на Троицкой неделе. Русалии в одном из азбуковников определяются как «игры скоморошские». Между прочим, справлявшие русалии люди были ряжеными: они возлагали на лица «скураты» (то есть маски) 22. В Стоглаве говорится, что скоморохи «бесовскими своими играми» смущают и прельщают православных «в те времена коли родителей поминают» (гл. 41, вопр. 23). А в другом месте Стоглава сказано определеннее: «В Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках (то есть в местах погребения – В.К.) и плачутся по гробам с великим кричанием, и егда учнут скоморохи, и гудцы и прегудницы играти, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити, и песни сатанинския пети; на тех же жальниках обманщики и мошенники» (гл. 40, вопр. 23). Само это сделанное в XVI в. описание семицко-троицкого поминания покойных весьма схоже с обычаями вятской Свистопляски. Кстати, Свистопляска начиналась именно там, где некогда была божедомка – место погребения умерших «не своей» смертью 23 (с этим местом стала связываться распространённая в вятско-пермских землях легенда о каком-то давнем сражении, павшие в котором и были, дескать, там погребены).

Если в XVI в. участие скоморохов в подобном поминовении было достаточно распространённым, то у нас есть все основания полагать, что и при Свистопляске не обходилось без них.

Та часть вятского кремля, где издавна справлялась Свистопляска, по крайней мере с XVII в. называлось Веселухой 24. Как известно, скоморохов часто именовали другими словами, указывающими на скоморошье ремесло, в том числе и словом «веселой». Судя по дозорной книге Хлынова за 1615 г. и писцовой книге за 1628 г., в городе жили скоморохи Миронко Веселой, Фтюря Веселой, Ивашко Веселой, Агафонко Веселой 25. Похоже, что эти и другие «веселые» и разворачивали буйное скоморошье веселье вслед за панихидой в день Свистопляски.

Свистопляска, как и прочие старинные календарные обряды, некогда была в глазах людей празднеством важным. Смех в такой ситуации бывал необходим, ведь это ритуальный смех. И смехачи-скоморохи с этой точки зрения – люди необходимые. Панихиду в начале праздника проводили священники, а потом они уступали место иным профессионалам, чьё деятельное участие представлялось народу ничуть не менее значимым. И вообще примечательно, что, несмотря на недовольство властей и на преследования, скоморохи, как и ряженые, действовали на Руси с незапамятных языческих времён в течение многих и многих веков. Да и случавшиеся гонения на скоморохов, судя по всему, не были столь свирепыми, как можно было бы думать.

Вот об этих-то распорядителях и заводилах народных обрядовых действ А.С. Фаминцын писал так: «Понятие о скоморохах, искусниках на все руки, представителях бесовских потех, сатанинских игр, играющих на бесовских музыкальных орудиях, о скоморохах-слугах или исчадиях дьявола, обречённых в будущей жизни на вечный плач и вечные страдания в аду, сближается с понятием о бесовской же силе колдовства, чарования, знахарства» 26. Скоморохи считались знахарями, способными вылечить человека. Их называли волхвами. Они могли исполнять на свадьбе роль приглашённого колдуна, охранявшего участников торжества от порчи 27.

                                           zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz

Тут возникают два вопроса:

1. А не связана ли как-то эта Свистопляска с мифическим Соловьём Разбойником? С одной стороны — свистенье в дудки-свистульки, а с другой стороны — буйные пляски и кулачные бои…

2. Известно, что древнеримские гладиаторские бои «вышли» из практики языческих погребальных тризн, во время которых иногда происходили поединки подвыпивших мужиков. И Семик, связанный со Свистуньей, тоже был обрядовым поминовением умерших, на котором имели место быть кулачные бои. А кулачные бои, как мы знаем, иной раз заканчивались и смертями. В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Так может быть русская Свистунья и была аналогом древнеримских гладиаторских боёв? Просто римляне стали культивировать эти бои на амфитеатрах, делали их зрелищными, а у славян они так и остались в своей первоначальной, «диковатой» форме.

Д.Гаген. Кулачный бой. 1839

——————————————————————————————————————————-
20. Богуславская И.Я. О вятской Свистопляске // Сов. этнография. 1988. № 2. С. 90—94 (см. также эту же статью в другом издании: Богуславская И.Я. О вятской «Свистопляске» // Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья: Межвуз. сб. ст. / Отв. ред. К.М. Климов.— Ижевск, 1995. С. 83—90); Коршунков В.А. Свистопляска // Энциклопедия Земли Вятской: В 10 т.— Киров, 1998. Т. 8: Этнография, фольклор / Сост. В.А. Поздеев. С. 341—362; Амосова С.Н. Пятницкая церковь в Вятке и праздник Свистопляски: Опыт исследования архаических черт культа св. Параскевы-Пятницы // Традиционная культура. 2001. № 2. С. 85—89.

21. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки.— М., 1995. С. 134—135.

22. Фаминцын А.С. Указ. соч. С. 86—87.

23. Амосова С.Н. Место погребения заложных покойников в г. Вятке (этноархеологический аспект) // Материалы XXXIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции / Гл. ред. Р.Д. Голдина.— Ижевск, 2001. С. 122—123.

24. Тинский А.Г. Вятская мозаика.— Киров, 1994. С. 41—42.

25. Иванова А.А. Указ. соч. С. 63—64.

26. Фаминцын А.С. Указ. соч. С. 121.

27. Там же. С. 121—124.

Если обратиться к словарям, то они трактуют интересное слово «свистопляска» так: «разнузданное проявление чего-нибудь отрицательного». Уже в XIX столетии такой термин начали использовать в публицистике, когда освещали что-то деструктивное и негативное.

Иосиф Сталин на 17-м съезде партии в 1934 году также в своей речи упомянул это слово: «Сейчас у нас обстановка предвоенной свистопляски, и охватила она много стран. Но СССР сегодня продолжает стоять на мирных позициях твердо и непоколебимо».

На этом съезде рабочие г.Тулы подарили вождю гармонь. Источник: pinterest.pt

На этом съезде рабочие г.Тулы подарили вождю гармонь. Источник: pinterest.pt

«Свистопляска» на самом деле имеет более глубокую историю своего появления, достаточно жуткую и ужасную. В русском языке она существует без малого 600 лет.

История

В 1392 году (некоторые источники ставят дату — 1418 год) случилось Хлыновское побоище, где вятчане, приняв пришедших на помощь устюжан за неприятелей разбили. Даль после назвал невнимательных вятчан «слепороды и свистоплясы». А. Балыбердин же уточняет, что мнения об этом побоище противоречивые, не исключено, что на вятчан устюжане именно напали.

Овраг, в котором проходила битва, был назван изначально «Вздерихинский» (от слова «вздираться, взбираться наверх»), а в XIX столетии и сегодня зовется «Раздерихинский» (от слова «раздраться»).

 Мост над оврагом «Раздерихинский». Источник 7kholmov.ru

Но все же это страшное побоище после нашло свое место в празднике «свистопляска» (его позднее назовут «свистунья»).

Как отмечали «свистопляску»

Там, где случилась битва, была построена часовня. Проводилась панихида на Пасху, а спустя 4 недели начинался странный праздник, и он просуществовал в Вятке вплоть до революции. В «Записках бурсака» С. Сычугов так описывал зрелище:

«В оврагах размещались торговцы с булками, лакомствами. Специально для этого дня создавали свистульки (маленькие кларнеты) и глиняные черные шары с цветными крапинками. Были и большие полые шары, и мелкие — сплошные. Приходила детвора, но и не исключались чиновники, барыни. Дети свистели на свистульках, ввиду чего звучала в воздухе какофония, а взрослые скупали все шары и бросали в овраг. После их подбирали ребята.

Источник culture.ru

Кстати, этими шарами не только взрослые, но и расфуфыренные дамы целились в головы детворы в овраге. Свист считался оберегом от нечистой силы, он звучал и на других праздниках во многих уголках Руси. Кстати, в Дымково (слобода напротив оврага) начали производить знаменитые игрушки, шарики и свистульки. А название «свистопляска» пошло именно от постоянных звуков на празднике, пения и плясок детей и взрослых. Интересно, что традиция этого праздника уже ушла, а вот слово осталось.

А вы знали значение этого слова?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свинья на празднике
  • Святилище праздник воина
  • Свиное сердце на праздник
  • Свинка пеппа школьный праздник
  • Свинка пеппа праздник хэллоуин