Свой среди чужих чужой среди своих сценарий читать

Волшанский губком заседал в гулком, громадном зале старинного особняка. Низко висевшие над столом керосиновые лампы с трудом боролись с темнотой. У секретаря губкома Василия Антоновича Сарычева — у…

Авторы сценария: Эдуард Володарский, Никита Михалков

Волшанский губком заседал в гулком, громадном зале старинного особняка. Низко висевшие над столом керосиновые лампы с трудом боролись с темнотой.
У секретаря губкома Василия Антоновича Сарычева — усталое и бледное, с припухлыми от бессонницы веками лицо нездорового человека. Худ и бледен был и сидящий рядом с ним представитель из Москвы. Серый френч, в который он был затянут, оттенял по-юношески мягкие черты его лица.
— Размеры бедствий огромные, — говорил юноша. Голос его дрожал от волнения. — Свирепствует тиф. Голодом охвачены пять больших губерний. Голодающие взывают о помощи ко всей революционной России. Вот они…
Юноша достал из кармана френча пачку фотографий, подал ее Николаю Кунгурову, заместителю председателя губчека, бритоголовому сорокалетнему человеку в гимнастерке. Тот протянул руку за фотографиями, другая его рука, левая, согнутая в локте, висела поперек груди на черной перевязи.
— Только что созданная буржуазными странами Лига Наций отказала в помощи голодающим Поволжья. Надеяться, товарищи, не на кого, лишь на самих себя, на вашу пролетарскую солидарность, — волнуясь, продолжал юноша.
— Собранный хлеб мы уже отправили, — заметил Кунгуров.
— Этого мало, — отозвался юноша. — Голодают миллионы. Не помогать, а продавать нам хлеб за границей согласны. Канада и Америка. Сами понимаете, за золото. В стране разруха, не мне говорить вам об этом, товарищи. И тем не менее нужно золото, чтобы покупать хлеб. Люди просят о помощи. — Он окинул взглядом сидящих напротив Степана Липягина — председателя губчека, пожилого, мрачноватого вида мужчину с рябым лицом и большими, натруженными руками, чекиста Егора Шилова, носатого, с резким упрямым подбородком. Вытертая на локтях до белизны кожаная куртка была наброшена на плечи. Хмурясь, разглядывал он фотографии.
Сарычев вдруг судорожно закашлялся, поправил шарф, обмотанный вокруг шеи, и, протирая платком очки, сказал:
— Чека уже неделю назад приступила к конфискации золота и ценностей у буржуазии.
Из рук в руки фотографии продолжали свой скорбный путь вокруг стола. И то, что видели на них члены губкома, вызывало у них даже не тревогу, а безотчетный страх. Им, прошедшим тяжкие дороги гражданской войны, такого видеть не приходилось. Оборванные, изможденные женщины и старики с почерневшими от горя и голода лицами, темные, могильные провалы глаз. Тонконогие детишки со вздувшимися животами. Брошенные деревни, запустение… И трупы. Трупы людей на дорогах, деревенских улицах, на пристанях. Бесконечные очереди еле живых людей. Сколько же потребуется золота, чтобы вызволить из беды всех обездоленных? Страшно подумать. Но золото нужно доставать. Во что бы то ни стало…
Прошла неделя, и они вновь собрались в этом же старинном зале. Нежаркое, подслеповатое солнце светило в длинные, узкие окна. Теперь в углу зала была видна статуя средневекового рыцаря в железных доспехах. На шлем кто-то набросил матросскую бескозырку. Степан Липягин и Николай Кунгуров укладывали в просторный, из прочного брезента, баул драгоценности: спутанные связки жемчужных нитей, ожерелья и колье, броши и перстни, золотые монеты.
Егор Шилов вертел в руке, разглядывая, золотую десятку, хмыкнул.
— Чудно, в тридцать шесть лет первый раз золотую монету в руках держу. Лови! — И он кинул золотой Липягину.
— Пятьсот тысяч золотом, — проговорил Николай Кунгуров, опуская в баул золотые монеты, и спросил: — Итого?
— Итого, учитывая примерную стоимость драгоценных камней, на пятьсот семьдесят тысяч царских рублей… — ответил Сарычев, помечая карандашом в реестре. — Неплохо…
— Собрали, что могли! — устало проговорил пожилой рабочий Никодимов, грузный, располневший человек с пышными седыми усами. — Вытряхнули буржуев дочиста! По всей губернии!.. — Он неожиданно громко засмеялся, показывая редкие прокуренные зубы.
— Ну, ладно, пошел я. — Шилов поднялся. — У меня нынче с одним спекулянтом разговор сложный предстоит. До свиданьица! — Он дружески хлопнул Липягина по плечу, направился к широким двустворчатым дверям с массивными бронзовыми ручками в виде львиных голов. У дверей обернулся: — Степан! Буду нужен — я в тюрьме!
И вышел, без стука притворив за собой дверь.
Липягин тем временем закрыл баул, щелкнув замком, два раза повернул ключ. Зачерпнув щепкой из банки расплавленный сургуч, облил замок. Делал он все это неторопливо и аккуратно. Приложил к сургучу печать.
За столом переговаривались:
— Такое дело своротили, а?
— Н-да… полдела, а может, и четверть.
— Это почему?
— Потому. Золото еще довезти до Москвы надо. Есаул Брылов под самым городом шурует. Двести пятьдесят сабель.
— Может, и побольше…
— И другой шантрапы хватает.
Василий Антонович Сарычев сидел во главе стола, смотрел на товарищей, слушал разговоры. Закашлявшись, он с трудом отдышался, сказал, глянув сердито на Липягина:
— Кончай же, Степан, табак смолить, ей-богу! Сколько раз тебя просить?
Липягин поспешно разогнал рукой клуб дыма, погасил в пепельнице самокрутку, сунул ее в карман.
— Сколько нужно охраны, как думаешь? — спросил Сарычев и посмотрел на Забелина, молодого бородатого человека с орденом Красного Знамени на гимнастерке.
— Человек пятьдесят могу выделить, — отозвался Забелин.
— У Брылова — двести пятьдесят! — возмущенно воскликнул Никодимов. — Шутишь, что ли?!
— Больше не могу. Каждый человек на счету, — спокойно ответил Забелин.
— Чека людей добавит, — подал голос военный с густыми, сросшимися на переносице темными бровями. — Липягин, давай людей!
— Толку-то? Если есаул про золото узнает, он все банды соберет. Разгромят эшелон — и все дела, — возразил Никодимов.
Сарычев нервно барабанил пальцами по столу, взгляд его усталых, увеличенных стеклами очков глаз перебегал с одного лица на другое.
— Вот видите? — проговорил он. — Получается, что главное дело впереди.
Разговоры за столом смолкли.
— Посылать золото под усиленной охраной — смысла никакого. Согласны? — Сарычев пристально посмотрел на товарищей.
— И что ты предлагаешь? — прозвучал в напряженной тишине голос Кунгурова.
— Сколько мы можем выделить охраны? — в свою очередь спросил Сарычев. — Ну, пятьдесят человек. А какой смысл?
— Броневой вагон, — неуверенно предложил военный. Его широкие брови приподнялись, неожиданно открыв светлые голубые глаза. — С пулеметами… броневой вагон.
— От Волшанска только до Кедровки перегон — триста верст, сплошь тайга. Пути подорвут — и труба нашему вагону. — Сарычев махнул рукой и снова тяжело закашлялся. Отдышавшись, он встал, прошелся от стола к окну, остановился напротив тяжелой золоченой рамы, криво висевшей на стене. Да, портрет вынули, а про раму забыли.
— Три или четыре человека должны сопровождать золото, — повернувшись к столу, сказал наконец Сарычев. — Лучше четыре. Двое снят, двое охраняют. И в полной тайне. Чтоб никто не знал, кроме нас и сопровождающих, об этом бауле. Согласны? — И опять посмотрел на товарищей.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Действие повести происходит в годы гражданской войны в Сибири. В одном из сибирских городов губернский комитет направляет в Москву золото и драгоценности. Враг, пробравшийся в губком под видом рабочего, сообщает об этом белогвардейскому подполью. Ценности попадают в руки белогвардейцев. Чекисты разоблачают врага и ликвидируют орудовавшую в тех местах банду.

Повесть написана на основе сценария известного кинофильма.

Фото
Фото

Волшанский губком заседал в гулком, громадном зале старинного особняка. Низко висевшие над столом керосиновые лампы с трудом боролись с темнотой.

У секретаря губкома Василия Антоновича Сарычева — усталое и бледное, с припухлыми от бессонницы веками лицо нездорового человека. Худ и бледен был и сидящий рядом с ним представитель из Москвы. Серый френч, в который он был затянут, оттенял по-юношески мягкие черты его лица.

— Размеры бедствий огромные, — говорил юноша. Голос его дрожал от волнения. — Свирепствует тиф. Голодом охвачены пять больших губерний. Голодающие взывают о помощи ко всей революционной России. Вот они…

Юноша достал из кармана френча пачку фотографий, подал ее Николаю Кунгурову, заместителю председателя губчека, бритоголовому сорокалетнему человеку в гимнастерке. Тот протянул руку за фотографиями, другая его рука, левая, согнутая в локте, висела поперек груди на черной перевязи.

— Только что созданная буржуазными странами Лига Наций отказала в помощи голодающим Поволжья. Надеяться, товарищи, не на кого, лишь на самих себя, на вашу пролетарскую солидарность, — волнуясь, продолжал юноша.

— Собранный хлеб мы уже отправили, — заметил Кунгуров.

— Этого мало, — отозвался юноша. — Голодают миллионы. Не помогать, а продавать нам хлеб за границей согласны. Канада и Америка. Сами понимаете, за золото. В стране разруха, не мне говорить вам об этом, товарищи. И тем не менее нужно золото, чтобы покупать хлеб. Люди просят о помощи. — Он окинул взглядом сидящих напротив Степана Липягина — председателя губчека, пожилого, мрачноватого вида мужчину с рябым лицом и большими, натруженными руками, чекиста Егора Шилова, носатого, с резким упрямым подбородком. Вытертая на локтях до белизны кожаная куртка была наброшена на плечи. Хмурясь, разглядывал он фотографии.

Сарычев вдруг судорожно закашлялся, поправил шарф, обмотанный вокруг шеи, и, протирая платком очки, сказал:

— Чека уже неделю назад приступила к конфискации золота и ценностей у буржуазии.

Из рук в руки фотографии продолжали свой скорбный путь вокруг стола. И то, что видели на них члены губкома, вызывало у них даже не тревогу, а безотчетный страх. Им, прошедшим тяжкие дороги гражданской войны, такого видеть не приходилось. Оборванные, изможденные женщины и старики с почерневшими от горя и голода лицами, темные, могильные провалы глаз. Тонконогие детишки со вздувшимися животами. Брошенные деревни, запустение… И трупы. Трупы людей на дорогах, деревенских улицах, на пристанях. Бесконечные очереди еле живых людей. Сколько же потребуется золота, чтобы вызволить из беды всех обездоленных? Страшно подумать. Но золото нужно доставать. Во что бы то ни стало…

Прошла неделя, и они вновь собрались в этом же старинном зале. Нежаркое, подслеповатое солнце светило в длинные, узкие окна. Теперь в углу зала была видна статуя средневекового рыцаря в железных доспехах. На шлем кто-то набросил матросскую бескозырку. Степан Липягин и Николай Кунгуров укладывали в просторный, из прочного брезента, баул драгоценности: спутанные связки жемчужных нитей, ожерелья и колье, броши и перстни, золотые монеты.

Егор Шилов вертел в руке, разглядывая, золотую десятку, хмыкнул.

— Чудно, в тридцать шесть лет первый раз золотую монету в руках держу. Лови! — И он кинул золотой Липягину.

— Пятьсот тысяч золотом, — проговорил Николай Кунгуров, опуская в баул золотые монеты, и спросил: — Итого?

— Итого, учитывая примерную стоимость драгоценных камней, на пятьсот семьдесят тысяч царских рублей… — ответил Сарычев, помечая карандашом в реестре. — Неплохо…

— Собрали, что могли! — устало проговорил пожилой рабочий Никодимов, грузный, располневший человек с пышными седыми усами. — Вытряхнули буржуев дочиста! По всей губернии!.. — Он неожиданно громко засмеялся, показывая редкие прокуренные зубы.

— Ну, ладно, пошел я. — Шилов поднялся. — У меня нынче с одним спекулянтом разговор сложный предстоит. До свиданьица! — Он дружески хлопнул Липягина по плечу, направился к широким двустворчатым дверям с массивными бронзовыми ручками в виде львиных голов. У дверей обернулся: — Степан! Буду нужен — я в тюрьме!

И вышел, без стука притворив за собой дверь.

Липягин тем временем закрыл баул, щелкнув замком, два раза повернул ключ. Зачерпнув щепкой из банки расплавленный сургуч, облил замок. Делал он все это неторопливо и аккуратно. Приложил к сургучу печать.

За столом переговаривались:

— Такое дело своротили, а?

— Н-да… полдела, а может, и четверть.

— Это почему?

— Потому. Золото еще довезти до Москвы надо. Есаул Брылов под самым городом шурует. Двести пятьдесят сабель.

— Может, и побольше…

— И другой шантрапы хватает.

Василий Антонович Сарычев сидел во главе стола, смотрел на товарищей, слушал разговоры. Закашлявшись, он с трудом отдышался, сказал, глянув сердито на Липягина:

— Кончай же, Степан, табак смолить, ей-богу! Сколько раз тебя просить?

Липягин поспешно разогнал рукой клуб дыма, погасил в пепельнице самокрутку, сунул ее в карман.

— Сколько нужно охраны, как думаешь? — спросил Сарычев и посмотрел на Забелина, молодого бородатого человека с орденом Красного Знамени на гимнастерке.

— Человек пятьдесят могу выделить, — отозвался Забелин.

— У Брылова — двести пятьдесят! — возмущенно воскликнул Никодимов. — Шутишь, что ли?!

— Больше не могу. Каждый человек на счету, — спокойно ответил Забелин.

— Чека людей добавит, — подал голос военный с густыми, сросшимися на переносице темными бровями. — Липягин, давай людей!

— Толку-то? Если есаул про золото узнает, он все банды соберет. Разгромят эшелон — и все дела, — возразил Никодимов.

Сарычев нервно барабанил пальцами по столу, взгляд его усталых, увеличенных стеклами очков глаз перебегал с одного лица на другое.

— Вот видите? — проговорил он. — Получается, что главное дело впереди.

Разговоры за столом смолкли.

— Посылать золото под усиленной охраной — смысла никакого. Согласны? — Сарычев пристально посмотрел на товарищей.

Читать дальше

Действие повести происходит в годы гражданской войны в Сибири. В одном из сибирских городов губернский комитет направляет в Москву золото и драгоценности. Враг, пробравшийся в губком под видом рабочего, сообщает об этом белогвардейскому подполью. Ценности попадают в руки белогвардейцев. Чекисты разоблачают врага и ликвидируют орудовавшую в тех местах банду. Повесть написана на основе сценария известного кинофильма.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Действие повести происходит в годы гражданской войны в Сибири. В одном из сибирских городов губернский комитет направляет в Москву золото и драгоценности. Враг, пробравшийся в губком под видом рабочего, сообщает об этом белогвардейскому подполью. Ценности попадают в руки белогвардейцев. Чекисты разоблачают врага и ликвидируют орудовавшую в тех местах банду.

Повесть написана на основе сценария известного кинофильма.

Свой среди чужих, чужой среди своих - img_1.jpg

Свой среди чужих, чужой среди своих - img_2.jpg

Волшанский губком заседал в гулком, громадном зале старинного особняка. Низко висевшие над столом керосиновые лампы с трудом боролись с темнотой.

У секретаря губкома Василия Антоновича Сарычева — усталое и бледное, с припухлыми от бессонницы веками лицо нездорового человека. Худ и бледен был и сидящий рядом с ним представитель из Москвы. Серый френч, в который он был затянут, оттенял по-юношески мягкие черты его лица.

— Размеры бедствий огромные, — говорил юноша. Голос его дрожал от волнения. — Свирепствует тиф. Голодом охвачены пять больших губерний. Голодающие взывают о помощи ко всей революционной России. Вот они…

Юноша достал из кармана френча пачку фотографий, подал ее Николаю Кунгурову, заместителю председателя губчека, бритоголовому сорокалетнему человеку в гимнастерке. Тот протянул руку за фотографиями, другая его рука, левая, согнутая в локте, висела поперек груди на черной перевязи.

— Только что созданная буржуазными странами Лига Наций отказала в помощи голодающим Поволжья. Надеяться, товарищи, не на кого, лишь на самих себя, на вашу пролетарскую солидарность, — волнуясь, продолжал юноша.

— Собранный хлеб мы уже отправили, — заметил Кунгуров.

— Этого мало, — отозвался юноша. — Голодают миллионы. Не помогать, а продавать нам хлеб за границей согласны. Канада и Америка. Сами понимаете, за золото. В стране разруха, не мне говорить вам об этом, товарищи. И тем не менее нужно золото, чтобы покупать хлеб. Люди просят о помощи. — Он окинул взглядом сидящих напротив Степана Липягина — председателя губчека, пожилого, мрачноватого вида мужчину с рябым лицом и большими, натруженными руками, чекиста Егора Шилова, носатого, с резким упрямым подбородком. Вытертая на локтях до белизны кожаная куртка была наброшена на плечи. Хмурясь, разглядывал он фотографии.

Сарычев вдруг судорожно закашлялся, поправил шарф, обмотанный вокруг шеи, и, протирая платком очки, сказал:

— Чека уже неделю назад приступила к конфискации золота и ценностей у буржуазии.

Из рук в руки фотографии продолжали свой скорбный путь вокруг стола. И то, что видели на них члены губкома, вызывало у них даже не тревогу, а безотчетный страх. Им, прошедшим тяжкие дороги гражданской войны, такого видеть не приходилось. Оборванные, изможденные женщины и старики с почерневшими от горя и голода лицами, темные, могильные провалы глаз. Тонконогие детишки со вздувшимися животами. Брошенные деревни, запустение… И трупы. Трупы людей на дорогах, деревенских улицах, на пристанях. Бесконечные очереди еле живых людей. Сколько же потребуется золота, чтобы вызволить из беды всех обездоленных? Страшно подумать. Но золото нужно доставать. Во что бы то ни стало…

Прошла неделя, и они вновь собрались в этом же старинном зале. Нежаркое, подслеповатое солнце светило в длинные, узкие окна. Теперь в углу зала была видна статуя средневекового рыцаря в железных доспехах. На шлем кто-то набросил матросскую бескозырку. Степан Липягин и Николай Кунгуров укладывали в просторный, из прочного брезента, баул драгоценности: спутанные связки жемчужных нитей, ожерелья и колье, броши и перстни, золотые монеты.

Егор Шилов вертел в руке, разглядывая, золотую десятку, хмыкнул.

— Чудно, в тридцать шесть лет первый раз золотую монету в руках держу. Лови! — И он кинул золотой Липягину.

— Пятьсот тысяч золотом, — проговорил Николай Кунгуров, опуская в баул золотые монеты, и спросил: — Итого?

— Итого, учитывая примерную стоимость драгоценных камней, на пятьсот семьдесят тысяч царских рублей… — ответил Сарычев, помечая карандашом в реестре. — Неплохо…

— Собрали, что могли! — устало проговорил пожилой рабочий Никодимов, грузный, располневший человек с пышными седыми усами. — Вытряхнули буржуев дочиста! По всей губернии!.. — Он неожиданно громко засмеялся, показывая редкие прокуренные зубы.

— Ну, ладно, пошел я. — Шилов поднялся. — У меня нынче с одним спекулянтом разговор сложный предстоит. До свиданьица! — Он дружески хлопнул Липягина по плечу, направился к широким двустворчатым дверям с массивными бронзовыми ручками в виде львиных голов. У дверей обернулся: — Степан! Буду нужен — я в тюрьме!

И вышел, без стука притворив за собой дверь.

Липягин тем временем закрыл баул, щелкнув замком, два раза повернул ключ. Зачерпнув щепкой из банки расплавленный сургуч, облил замок. Делал он все это неторопливо и аккуратно. Приложил к сургучу печать.

За столом переговаривались:

— Такое дело своротили, а?

— Н-да… полдела, а может, и четверть.

— Это почему?

— Потому. Золото еще довезти до Москвы надо. Есаул Брылов под самым городом шурует. Двести пятьдесят сабель.

— Может, и побольше…

— И другой шантрапы хватает.

Василий Антонович Сарычев сидел во главе стола, смотрел на товарищей, слушал разговоры. Закашлявшись, он с трудом отдышался, сказал, глянув сердито на Липягина:

— Кончай же, Степан, табак смолить, ей-богу! Сколько раз тебя просить?

Липягин поспешно разогнал рукой клуб дыма, погасил в пепельнице самокрутку, сунул ее в карман.

— Сколько нужно охраны, как думаешь? — спросил Сарычев и посмотрел на Забелина, молодого бородатого человека с орденом Красного Знамени на гимнастерке.

— Человек пятьдесят могу выделить, — отозвался Забелин.

— У Брылова — двести пятьдесят! — возмущенно воскликнул Никодимов. — Шутишь, что ли?!

— Больше не могу. Каждый человек на счету, — спокойно ответил Забелин.

— Чека людей добавит, — подал голос военный с густыми, сросшимися на переносице темными бровями. — Липягин, давай людей!

— Толку-то? Если есаул про золото узнает, он все банды соберет. Разгромят эшелон — и все дела, — возразил Никодимов.

Сарычев нервно барабанил пальцами по столу, взгляд его усталых, увеличенных стеклами очков глаз перебегал с одного лица на другое.

— Вот видите? — проговорил он. — Получается, что главное дело впереди.

Разговоры за столом смолкли.

— Посылать золото под усиленной охраной — смысла никакого. Согласны? — Сарычев пристально посмотрел на товарищей.

— И что ты предлагаешь? — прозвучал в напряженной тишине голос Кунгурова.

— Сколько мы можем выделить охраны? — в свою очередь спросил Сарычев. — Ну, пятьдесят человек. А какой смысл?

— Броневой вагон, — неуверенно предложил военный. Его широкие брови приподнялись, неожиданно открыв светлые голубые глаза. — С пулеметами… броневой вагон.

— От Волшанска только до Кедровки перегон — триста верст, сплошь тайга. Пути подорвут — и труба нашему вагону. — Сарычев махнул рукой и снова тяжело закашлялся. Отдышавшись, он встал, прошелся от стола к окну, остановился напротив тяжелой золоченой рамы, криво висевшей на стене. Да, портрет вынули, а про раму забыли.

— Три или четыре человека должны сопровождать золото, — повернувшись к столу, сказал наконец Сарычев. — Лучше четыре. Двое снят, двое охраняют. И в полной тайне. Чтоб никто не знал, кроме нас и сопровождающих, об этом бауле. Согласны? — И опять посмотрел на товарищей.

За столом снова воцарилось молчание. Никто не решался первым одобрить предложение секретаря.

Каждый понимал, что лучше бы как-нибудь по-другому, понадежнее. Но как? Где взять людей? Не было сейчас сил, чтобы ликвидировать банду Брылова, который до того обнаглел, что стал появляться чуть ли не в самом городе. А тут золото! Собранное с таким трудом.

про фильм – «Свой среди чужих, чужой среди своих». https://pikabu.ru/story/svoy_sredi_chuzhikh_chuzhoy_sredi_svoikh_stsenarnoe_issledovanie_9358317?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing

Фильм известный, новаторский для своего времени (достаточно сказать, что главный герой фильма почти скрыт за чередой важных, но второстепенных героев), и наверное, через некоторое время будет вновь актуальным (действие фильма после Гражданской войны и рассказывает как она прокатилась по судьбам, а у нас вроде сейчас идет новая Гражданская война).

Фильм-многими любим.

Поэтому очень удивлен, что много рассуждений о важных второстепенных героях ( кто сильней Шилов или Лемке, почему Брылова Шилов называет Шурик и т.д.) , но никто не собрал воедино, то что в фильме, и в литературном сценарии вышедшем после фильма («Красное Золото» авторства Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова) про обсуждаемых героев. Тогда многие рассуждения явно окажутся надуманными, или ложными.
Ну и какой бы я не был исследователь, если бы не попытался домыслить некие вещи. -)

И, это. Глупо конечно писать это про фильм, которому скоро исполнится 50 лет после показа , но раз так принято напишу – дальше СПОЙЛЕРЫ.

Сначала по источникам:

Фильм посмотреть можно тут ( на август 2022 г): https://www.youtube.com/watch?v=e0ECy37ayUw
Почитать «Красное Золото» тут: https://www.litmir.me/br/?b=157227&p=1
Надо заметить, что фильм и литературная обработка сценария несколько отличаются друг от друга : в литературной версии — и конец немного другой, и деталей больше, и большими антагонистами выступают Лемке и Шилов (я бы даже сказал, что оба накачены идеологией по самое небалуйся, чего в фильме удалось обойти, потому Лемке и более человечный и вызывает симпатию (вместе с харизмой сыгравшего персонажа актера Александра Кайдановского).

Для начала, давайте разберемся, когда и где происходит действие.

На год нам намекают достаточно ясно – вторая половина лета 1921 года ( возможно август — хлеб уже успели собрать, отобрать и отправить в Москву), голод в Поволжье вовсю, и отказ Лиги Наций от финансирования закупок продовольствия , если Советская Россия не признает «своими» иностранные долги царской России. Как мы знаем, Москва не пошла на это, и поэтому советской власти понадобилось собирать золото с населения + очень помогли благотворительные организации за рубежом.

Далее, место.
В фильме ротмистр Лемке сообщает Брылову, что пробирается из под Читы.

Врят ли это какое то южное место, как написано в Википедии, которая ссылаются на статью из Советского Экрана 1974 года – вероятно, журналистка писавшая статью, сценарий не видела, а так как сьемки происходили в Чечено- Ингушской АССР, решило , что и место действия фильма совпадают.

Если нет, уж слишком странен тогда путь ротмистра в черном марковском френче.
В сценарии, намеков больше: там кроме этой фразы, указана еще граница с Монголией.

В общем перед нами Даурия, или если по старому Забайкальская область (сейчас Республика Бурятия и Забайкальский край ( быв. Читинская область)).

Но Забайкальская область большая ( по площади почти территория современной Франции) — хотелось бы знать конкретную привязку.

В сценарии упоминается губернский город Волшанск, станция Кедровка, и иные топонимы. Ни один из них, не подходит под населенные пункты существовавшие на 1921 год.

Казалось бы тупик, и Володарский выдумал все это. Однако мне кажется, не все так просто. Мне кажется сначала сценарист наткнулся на один факт из истории одного полка, а потом уже «все удачно легло»

Возвращаясь к месту.

Тут приходит на ум простая логика. Город достаточно крупный, местность достаточно населённая — иначе с кого собирать более полумиллиона золотом и драгоценностям; соединен железной магистральной дорогой с Москвой, находится восточнее Читы, но при этом ближе к Монголии. Таким требованиям отвечает полностью только один населенный пункт – Нерчинск (Сретенск – находится за Нерчинском, и ближе к Китаю, поэтому героям сложно было бы миновать такой крупный населенный пункт, Верхнеудинск ( сейчас Улан-Удэ) западнее Читы. Остальные города не на Транссибе)

Так что краеведов Нерченска поздравляю — именно рядом с вашим городом, сценаристы Володарский и Михалков, разместили действие своего фильма.

Можете уже начать водить экскурсии по вымышленно-памятным местам .

Теперь по героям.

Шилов Егор Макарыч.

Местный (вернее из одной из станиц уезда) – иначе сложно представить как два брата оказавшись по разные стороны баррикад Революции, оказались в одной «удаленной» местности

До революции работал на шахте с 12 лет, сначала толкал вагонетки – его отец ослеп после аварии и он стал кормильцем семьи , где было несколько братьев и сестер; потом вероятно — горняк. Известно, что у него был младший брат Федор, который пользовался после Первой мировой большим авторитетом, раз ему подчинялись во время Гражданской войны в банде под сотню казаков.

Каких то иных сведений о семейном положении мне найти в тексте не удалось

На момент развития событий в фильме ему… 36 лет.

Да вот, как то неожиданно, потому как актеру Юрию Богатыреву на момент съемок 26 лет. Он вообще, из троицы Богатырев -Михалков-Кайдановский, самый молодой. Соответственно 26, 28 и 27 лет.

Отсюда, все эти мысли, тех кто разбирал фильм, что в фильме все три персонажа – сверстники, и потому имея равные «возрастные» стартовые возможности, определяют кто между ними альфа. Это нет так — по возрасту все три героя имеют разный возраст

Но вернемся к Шилову.

Еще нам из сценария известен, что он прошел всю Первую Мировую и Гражданскую.

Если я оказался прав по месту, то служил он в 1-ом Нерчинском казачьем полку. Полк был по настоящему боевой, но скорее всего Володарского в нем привлекла следующая вещь: командиром полка с конца 1915 года был барон Петр Врангель, 5 сотней в полку командовал барон Унгерн-Штернберг, 6 сотней – Григорий Семенов. Судя по наградным характеристикам отчаянные головорезы с самого начала войны ( Унгерн еще успел пройти «стажировку» в отряде особой важности Пунина – часть Специального Назначения, считай СпецНаз до СпецНаза ).

Что Врангель, что Унгерн, что Семенов — достаточно значимые и видные деятели Белого Движения ( последние два – для Забайкалья и Дальнего Востока).

Понятно, что и подчиненные в полку были хоть куда.

Кстати , Сарычев (секретарь, губкома) и Шилов — односотенники с 1914 года, и понятно близкие друзья.

Судя по всему, на фронте они до Октябрьского переворота ( как я понимаю, в начале фильма гонец (которого играет Борис Галкин – в последующем «вечный» десантник, лейтенант Тарасов из « В зоне особого внимания), как раз и объявляет оставшимся казакам на фронте, что война закончилась.

Поэтому, когда Лемке начинает ему перечислять про Врангеля, Унгерна и Семенова- Шилов легко отмахивается: всех он видел в деле, возможно знаком (по иерархии подчиненный – командир), и точно знает что в храбрости на поле боя он им не уступает.

В последующем, Шилов принял активное участие в Гражданской Войне. Тут затруднительно точно описать его путь, но судя по всему сначала он воевал на Юге России, а потом — от Волги до Читы (есть упоминание Саранска и партизанских отрядов против колчаковцев).

По крайней мере, с войсками под командованием Колчака и Каппеля он воевал, и был тяжело ранен (в живот, два дня состояние было критическое, потом лечился).

Был командиром эскадрона, водил полк в атаки (в сценарии это подчеркивается)

Собственно в сам ВолшанскНерчинск он попал не так давно (хотя и до смерти брата, которого убили весной 1921 года, напоминаю, что действие в сценарии и в фильме – вторая половина лета)

Понятно, что оружием он владеет превосходно: как холодным (ножом, шашкой), так и огнестрельным ( винтовкой, пистолетом), ну и на коне скачет лучше кадрового кавалериста Лемке Любопытно и оружие, которое было у Шилова – в сценарии это Смит и Вессон обр. 1871, который и тяжелее Нагана, и больше калибром- в общем достаточно попасть и рана у противника будет тяжелая. Правда в фильме, другой револьвер у Богатырева

Кроме того физически силен (если с 12 лет толкать вагонетку, а потом быть горняком, сложно не подкачаться, при сносном питании).

Подытоживая: Шилов — очень физически крепкий, превосходно владеющий оружием мужик вошедший в силу.

По своим убеждениям – сейчас бы мы его назвали крайне левым эсером или троцкистом

Что лично мне непонятно – почему при таком опыте и характеристиках, он исполняет роль «адъютанта по особым поручениям». Ведь это только в Забайкалье, советская власть установилась только в ноябре 1920 года – еще идет война на Дальнем Востоке.

Про Лемке и Брылове – напишу как нибудь позже.

*Любопытно, но в реальной истории , советскую власть в Нерченске в 1918 году устанавливал тоже Шилов, правда с другим именем и отчеством

http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=8815
http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=4151

Продолжим.
по быстрому начнем с Брылова и закончим Лемке

Александр Брылов.

Самый молодой из рассматриваемого трио, ему «лет двадцати пяти, белокурый красавец» (играет его Никита Михалков, которому 28 лет на тот момент). А значит в Первой Мировой не участвовал.
Сам он сообщает Лемке, что звание и награды у него не свои и достались от отца

«..помогать натягивать венгерку. Звякнули приколотые к ней Георгиевские кресты.

— За что у вас столько наград? — спросил Лемке.
— Это не мои — отца. Звание, между прочим, тоже его. Большой был оригинал, бежал за границу еще в восемнадцатом…

На этом месте, любой исследователь Первой Мировой , образно говоря, сделает «стойку», потому как офицерские георгиевские кресты во множественном числе, чаще всего означают , что их владелец получил кресты IV степени, и III степени, что является нечастым событием ( достаточно заметить, что награждено орденом св. Георгия III степени с 1914 по 1918 год менее 100 человек, и в основном это генералы, полковников и подполковников среди них меньше 20 человек). Гораздо чаще, после ордена св. Георгия IV степени, награждали Георгиевским оружием.

Поэтому я понимаю, ротмистра Лемке, который прифигел первоначально от такого аника-воина и наличия такого класса наград.

Хотя, возможно, сценарист Володарский этого просто не знал, и перепутал георгиевские «для низших чинов» кресты и медали с офицерским орденом св.Георгия.

Учитывая, что это Забайкальская область ( кстати этот разговор Лемке и Брылова идет в 150-200 верстах от границы с Монголией), очень вероятно, что сбежавший отец Брылова участвовал в «Китайском походе» 1900 года, или участвовал в Русско-Японской войне, где его и наградили первым «георгием». Именно «сибирские» воинские части , как наиболее близкие географически, прежде всего привлекались к этим компаниям

Как я предполагаю, дернул он «за границу» — это значит в Китай, где с 1916 года идет внутренний конфликт (так называемая «эра милитаристов» в Китае, мало известная у нас в стране, и не будь Российская Империя так занята на Западе, обязательно бы поучаствовала в этом «разделе» Китая). Почему дернул в 1918 году, тоже понятно – как я писал в первой части исследования «победное шествие советской власти» в Забайкалье было в 1918 году, и сопровождалось довольно кровавыми событиями (впрочем и последующий «белый террор» был не менее, если не более, кровав). В Китае, у него , вероятно осталось «много хороших знакомых», которые тоже любят деньги

К чему это все я. У Александра Брылова банда в 250 бойцов. Их надо кормить, выдавать какое то жалованье. Иначе разбегутся – благо граница рядом, да и белые еще на Дальнем Востоке.

Занимается банда грабежом, которое надо реализовать в денежные знаки. Скупщиков награбленного в самом Забайкалье не так много, тем более , что в ходе постоянных реквизиций, уменьшилось количество людей , которые готовы платить и покупать. Женскими же ридикюлями банду не накормишь

Поэтому, почти со 100% вероятностью, банда сбывала награбленное за границу. Или вернее отец Брылова организовал коммерческое предприятие « поход за зипунами», где в качестве «смотрящего от себя» назначил сына, и добыча шла отцу, а дальше он ее продавал в Манчжурии. В сценарии, всю хозяйственную деятельность ведет некий пожилой полусотник, который знал и брата Шилова. Видимо отец Брылова не первый раз запускает свой «коммерческий проект» .

Поэтому куда бежать, где неконтролируемый переход через границу, Брылов-мл. знал.

Авторитет в банде у Александра Брылова не свой, относятся к нему, как «мамкиному сыну». Да и за что авторитет: заслуг мало, на Войне не был. Как позже окажется стреляет тоже плохо.

Поэтому, когда представилась возможность сорвать куш, Брылов долго и не думал – вот она возможность вырваться из под власти обстоятельств и жить как захочется.

Пожалуй на этом о Брылове надо заканчивать, ничего биографичного, кроме последней перестрелки и его поведения в ней, сказать ничего.

Но это будет в третьей части исследования, где я попробую хоть как то связать нелогичность сюжета фильма и подправленный сценарий.

Теперь о ротмистре Лемке.

Постараюсь особо не хрустеть «французской булкой», и написать максимально равноудаленно.

Замечу только, что основные сведения о персонаже — в сценарии, в фильме их не так много. И так как в фильме, образ белогвардейца получился скорее несчастно-позитивным, в вышедшей литературной обработки сценария нагнали «жести».

Начнём.

Имени Лемке мы не знаем, сам он был , «.. высокий, сухопарый, со светлыми, навыкате, глазами..», возраст можем очертить лишь приблизительно.

Судя по тому, что он служил в гвардии, и по воспоминаниям самого Лемке ( в сценарии): « Хотя… ведь были и другие времена. До семнадцатого… Были праздники с маскарадами, красивые женщины, он рассуждал за вечерним чаепитием о свободе для народа, о реформах, спорил, горячился и в полку даже слыл либералом» можно осторожно очертить что на 1914 год, ему было 23 года или старше. Крайне сомнительно, чтобы в боевых условиях были какие то разговоры вечером за чаепитием о каких то реформах.

То есть , он где то не позже 1891 года рождения, то есть ему на момент событий в фильме от 30 лет

С другой стороны, судя по званию, также нет и 35 лет – в Гражданскую войну быстро росли в чинах.

Поэтому возьмем среднее 32 года.

Воевал в Первую Мировую – вероятно также «от звонка до звонка»

У него был старший брат, который погиб в августе 1915 г в Галиции. Вероятно, после революции всех его родных (а вероятно у него была жена и маленькие дети) убили «революционные массы» и сожгли имение. Именно на пепелище сожженного дома- имения произошел надлом в его душе, и у него с новой властью осталось только одно разногласие (как шутил известный белогвардеец Михаил Дроздецкий): «У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили.»

Гражданскую он провоевал в отрядах Каппеля (18-й офицерский каппелевский батальон – написано в сценарии – я не знаю о таком), и вероятно один из счастливчиков, кто пережил великий сибирский ледяной поход.

Видимо, в Чите или где то рядом, Лемке серьезно заболел или был ранен, потому как не смог отступить с основной массой войск Белой армии, и ему пришлось это делать через полтора года.

За это время он сменил несколько явочных квартир, вероятно, предоставленных Белым подпольем, и был послан в Вокшанск/Нерчинск для усиления местного подполья.

Как я уже писал выше, после выхода фильма, вероятно сценаристы получили некий нагоняй по партийной линии, потому как в отличии от фильма, Шилов внезапно стал ультра-марксистом, ну а Лемке — карателем в традициях дивизии СС «Дирлевангер»: тут тебе и личные пытки комиссаров, и «..он расстреливал даже женщин. Лемке со своим взводом сжигал целые деревни». Не хочу сказать, что этого не было, но все же – глядя на персонажа в фильме , сыгранным актером Кайдановским, такой жести не ожидаешь.

Ну и последнее: в фильме это не явно показано, в сценарии – прямым текстом: от раны в бедре началась гангрена, которая поднималась все выше, поэтому рассуждения о том, что его ждало в будущем , можно считать закрытым – будущего у него не было ни в одном из вариантов, и жить ему после окончания событий в фильме оставалось неделю – две: умрет или от расстрела, или от общего некроза тканей.

Ну и в третьей части, я попытаюсь объяснить некоторые моменты, которые выглядят нелогично в фильме, но хоть как то пояснены в сценарии, или можно домыслить непротиворечиво.

Хотя, конечно, на кой ляд, ротмистр Лемке весь фильм гуляет в марковском френче в фуражке с кокардой царской армии по территории которая занята красными, а господа подпольщики-налетчики вырядились на ограбление в костюмах «на пикник» с соломенными шляпами, не смогу.

Тут Михалкова в стетсоновском головном уборе надо вызвать

Ранее я уже предупреждал, что тем кто не смотрел фильм, лучше не читать, потому как СПОЙЛЕРЫ на каждом шагу. Собственно эта часть из них только и состоит.

И собственно по этой части исследования ожидаю основные замечания, так как она будет слабее предыдущих: много копипасты, текста, неодназначных выводов..

Поехали…

Все кто смотрел фильм, выделяют логически-сюжетные провалы фильма: кто-то меньше, кто-то больше. Где-то видел аж 70 вопросов по нелогичности картины, и категоричный вывод, что фильм-г.вно школьники фильм бы сняли лучше.

Авторы картины тоже эти провалы видели, поэтому в литературной обработке сценария, постарались пояснить «спорные» моменты.

Тем кто хочет почитать обработанный сценарий, еще раз даю ссылку: https://www.litmir.me/bd/?b=157227

Я же, для ленивых , остановлюсь на нескольких блоках (последовательно по ходу сюжета фильма):

Отправка золота

Почему все же не отправили золото с охраной в 50 человек , отдельным составом, а выбрали 4 человек, которые поедут в общем поезде, но в отдельном вагоне?

Казалось бы 50 человек в бронированном вагоне, с двумя пулеметами, легко отобьются от банды и в 250 сабель Брылова (врят ли у банды есть артиллерия, а без нее — два пулемета легко доведут банду до ничтожного количества). Или даже зачем вагон — даешь состав: вагон и локомотив.

И даже если разберут пути – достаточно прицепить еще пару платформ с продуктами и рельсами к вагону и локомотиву, чтобы обеспечить их самодостаточность передвижения.

Кстати, а почему 50 человек ? После того как золото украли, на разгром банды ушел отряд минимум в 300 человек, с несколькими тачанками. А может быть и еще один – поменьше, но такой который сможет заблокировать банду. То есть люди были, и можно было отправить и не 50 человек, а 100 ( допустим), и все бы прошло хорошо.

Однако даже в сценарии, объяснили так, что «без 100 грамм» не разберешься:

«— Сколько мы можем выделить охраны? — в свою очередь спросил Сарычев. — Ну, пятьдесят человек. А какой смысл?

— Броневой вагон, — неуверенно предложил военный. Его широкие брови приподнялись, неожиданно открыв светлые голубые глаза. — С пулеметами… броневой вагон.

— От Волшанска только до Кедровки перегон — триста верст, сплошь тайга. Пути подорвут — и труба нашему вагону. — Сарычев махнул рукой и снова тяжело закашлялся. …

— Три или четыре человека должны сопровождать золото, — повернувшись к столу, сказал наконец Сарычев. — Лучше четыре. Двое снят, двое охраняют. И в полной тайне. Чтоб никто не знал, кроме нас и сопровождающих, об этом бауле. Согласны? — И опять посмотрел на товарищей.

За столом снова воцарилось молчание. Никто не решался первым одобрить предложение секретаря.

Каждый понимал, что лучше бы как-нибудь по-другому, понадежнее. Но как? Где взять людей? Не было сейчас сил, чтобы ликвидировать банду Брылова, который до того обнаглел, что стал появляться чуть ли не в самом городе. А тут золото! Собранное с таким трудом.»

На самом деле, нам намекают, что нет и 50 надежных людей у новой власти.

О том , что деньги собраны, знали все в Вокшанске ( по словам Никодимова – вытряхнули всех, до кого дотянулись), вопрос был только когда отправят.

Сумма достаточно большая (если попытаться сейчас перевести в современные деньги, хотя бы через золотой паритет, это с десяток миллионов современных долларов США), чтобы уже внутри охраны разгорелся конфликт, и собранные ценности пропадут по дороге. Или в ходе нападения банды Брылова на состав, часть охраны может переметнуться и нанести удар в спину защищающимся. Не секрет, что во время Гражданской войны, люди по нескольку раз переходили из одной стороны в другую. Да и Кронштадтское восстание, которое показало что есть определенное недоверие к новой власти, отгремело в марте 1921 года (у нас вторая половина лета как раз 1921 года) Поэтому ожидать стойкости или какой то привязанности от «альбатросов революции» не могли

https://www.youtube.com/watch?v=4jYHm5ja7ow
Одно дело- валить банду, безопасно расстреляв ее из пулеметов (ценность барахла у них в обозах сомнительна), другое – соблазн взять полмиллиона в золоте и драгоценностях.

Для секретаря губкома, и его соратников, это очевидно, поэтому вариант с 4 сотрудниками, они одобряют.

В фильме и сценарии, правда для этого собирают собрание из 20 человек (тут в кадре 18, но там еще секретарша-машинистка в предыдущем кадре есть, и еще кто то) – а как известно, чем больше людей тем риск утечки возрастает многократно.

Предполагаю, что и Михалков это понимал, и просто таким образом, поиздевался над «любителями позасидать» в брежневскую эпоху, типичная «фига в кармане» сатира

Видимо членам приемной комиссии это показалось таким «обыденным», что этот момент пропустили.

Двойное ограбление в поезде.

Опять же, снято таким образом, что не в жизнь не догадаешься в логике событий.

Чекисты, по крайней мере председатель губернского ЧК, в обмундировании (в кожаных тужурках и фуражках) едут в прицепленном измазанным, чем то белым, вагоне.

В определенном месте, вагон отцепляют налетчики в льняных костюмах в шляпах ( за исключением Лемке, который в черном френче в фуражке с кокардой).

Они убивают чекистов, захватывают баул с сокровищами, и на глазах мешочников на крыше, нагоняют поезд, специально остановленный сообщником налетчиков на полустанке, и садятся в вагон. Это происходит ранним утром.

Где то в полдень, поезд останавливает банда Брылова.
Белогвардейцы -налетчики выгоняют из вагона всех пассажиров

Возникает вопрос – а зачем собственно?
Они планируют отстреливаться и выдержать штурм?
Но ведь ясно, что бандитов больше, и их всех убьют. Тем более, что запас патронов у них крайне ограничен. Да и цель у налетчиков другая — доставить ценности в подполье

Теперь бандиты. Очень странно, что они начали обстреливать вагон.

Ведь их цель : снять добычу, желательно с минимальными затратами и риском для себя. Тем более что остальные вагоны они не обстреливают. Из вагона, где налетчики, в их сторону выстрелов нет.

Но все же они стреляют и убивают налетчиков, запертых Лемке

Лемке до этого выходит из полувагона и закрывает двух налетчиков, убивая третьего в коридоре который сторожит дверь. Он что то знал?

Потом дождавшись , что выстрелы смолкнут, заходит из тамбура в вагон. И обнаруживает мертвых соратников и пропажу баула.

https://www.youtube.com/watch?v=y9enWpowEMg
Ладно нам не показывают Каюма, который пролез в окно, и вытащил добычу (интрига). Но остальные то бандиты об этом не знают. И ведь наверняка, мешочники в ходе экстренного покидания вагона оставили свои вещи. Но нет, никто не заходит из банды в вагон, и Лемке, после того как поезд тронулся, решает присоединится к банде и уже там украсть «свое».

Мне одному кажется, что все это настолько бредово, что даже очевидно?

А теперь «как все было на самом деле» (это уже потом, после выхода фильма, консультанты исправили)

В сценарии, к поезду прицепляют вагон, облитый белой известью, особенно окна, с надписью «Ремонт». Для того, чтобы случайные пассажиры ( мешочники) не лезли в вагон, путеец, который знал что в вагоне едут чекисты, распространял легенду, что вагон «без дна».

Ну а чтобы на крышу сразу не лезли, — как раз и облили слабым раствором извести и краски — долго будет сохнуть, а пачкается хорошо. Ну и окна замазать, чтобы не было особо видно, кто внутри. Чекистам предстояла ехать до Москвы, при этом безопасным считался маршрут только от Челябинска . Сейчас путь от Вокшанска/Нерчинска до Челябинска занимает 3 дня 11 часов, сколько тогда – остается только догадываться – точно больше недели.

Естественно, чекисты были одеты, как мешочники — никаких кожаных тужурок, и тем более фуражек со звездочками.

В свою очередь, у белогвардейцев-налетчиков, план был таков.

После того как вагон отцепили, захватить сокровища, чекистов перестрелять, сесть в поезд, и изначально из купе выгнать оттуда мешочников. Одеты они были соответствующе:

«В тесной железнодорожной будке керосиновая лампа тускло освещала пять человек. Все они были одеты в кожаные черные куртки, перетянутые ремнями, на головах фуражки со звездочками.

А вот уже после того как убили чекистов:

«Когда они поднялись по ступенькам и скрылись в дверях вагона, семафор, мигнув, погас и вновь вспыхнул зеленым светом. Паровоз пустил облако пара, прогудел и тронулся с места.

Турчин рывком открыл дверь первого купе.

— Чека! — коротко сообщил он. — Освободить купе! Немедленно!

Перепуганные пассажиры, мешая друг другу, собирали свои пожитки, выскакивали в коридор, торопясь прочь от ночных гостей.

Турчин захлопнул за ними дверь, рухнул на диван и платком вытер мокрое лицо.

— Все… — сказал он. — Недурно, господа.

— Солодовникова убили, досадно, — сказал подпоручик Беленький.

— На то она, голубчик, и война, — устало ответил Турчин.

— Теперь бы только часа два нас никто не трогал, — морщась от боли, сказал Лебедев.

— До Бирусовой доехать — и дело, считай, сделано!»

Дальше план был прост: выйти из купе как чекисты (которых никто на станции не тронет) , и «растворится в тумане». Пока в Вокшанске разберутся, что и как пройдет как минимум два-три дня.
Но вмешалась банда Брылова, которая остановила поезд, окружила его, и начала фильтрацию пассажиров.

Лемке вышел для поиска одежды (вместо чекистской), и выходя запер двух налетчиков на ключ

Ну а тех, уже убили сами бандиты (не любили они чекистов- увидели сквозь вагонное стекло):

«В купе остались Турчин и Лебедев. Первый смотрел в окно, второй сидел на лавке, поддерживая здоровой рукой раненую, говорил:

— Какое-то фатальное невезение, господи, все пропало… Все в поезде думают, что мы чекисты. И эта их форма…

Здоровенный казачина в полушубке, надетом прямо на голое тело, остановил лошадь как раз напротив окна, маханул по нему шашкой.

Посыпалось со звоном стекло. Турчин отшатнулся в сторону, прицелился из нагана. Выстрел в маленьком купе прозвучал оглушительно. Казачина завалился на бок, стал медленно сползать с седла, но, падая, успел несколько раз выстрелить. Лошадь рванула и понесла.

Турчин упал. Лебедев кинулся к двери купе, хотел открыть, но ручка не поддавалась.

И тут к вагону подскакал казах Кадыркул. Прежде чем вскочить в разбитое окно, он трижды выстрелил в купе.»

Дальше Лемке убивает последнего свидетеля(несчастного поручика-идеалиста), и возвращается в купе, где уже лежат убитые белогвардейцы. Услышав голоса проворно ныряет под лавку, и ждет пока бандиты обшарят карманы убитых налетчиков, попутно выясняя что спрятанного баула нет.

Вот именно в таком виде , двойное ограбление выглядит логично.

В фильме же – трэш и угар.

Ну и послесловие от меня лично:

— для сторонников Белого Дела: образ ротмистра Лемке закрыл собой имя настоящего идейного борца против большевизма в фильме, а именно штабс -капитана Турчина (главы боевого отряда подполья).

Если Лемке с самого начала думает только о том, как захватить сокровища и свалить «за кордон», то штабс-капитан- о том как передать его подполью для борьбы.


Смерть Брылова.

В фильме это выглядит так:

На высокой скале сидит Брылов, поливает огнем из пулемета пытающихся подобраться Шилова и Каюма.

Зрителю постоянно показывают виды сверху на реку, высота там как минимум с 9-этажный дом, и вот по карнизу скалы, цепляясь за корни, Шилов забирается на вершину и убивает из своего револьвера убегающего Брылова, который до этого убил Каюма, и подстрелил Лемке.

В следующем кадре, Брылов уже падает в реку, забегая в нее

У неподготовленного зрителя (а собственно, времени у него на подготовку нет, на него действие валится), вообще теряет ориентацию в пространстве, и уже после начинает задавать вопросы:

-Зачем Лемке выходит на Брылова со связанными руками, в полной уверенности, что тот его развяжет и они вместе поделят сокровища?

— Как вообще Лемке, со связанными руками вышел на Брылова, если тот же Шилов с большим трудом забрался на вершину?

— А зачем Брылов, который думает, что убил преследователей (хорошо, Лемке он тяжело ранил), бежит к реке, при этом настолько быстро спускается, что буквально забегает в нее, будучи смертельно раненным?

Так как никакого ответа нет в фильме, зритель просто пропускает этот экшен, ну а критик считает, что нам показали сказку, и это недочет фильма.

Сценарий нам тут не очень помогает, скорее поможет некое пространственное воображение.

Плот причаливает у берега, где много мелких камней –у относительно пологого широкого ( в несколько десятков метров ширины) подъёма на гору, примерный наклон 30 градусов . Шилов , Лемке и Каюм отходят под обстрелом дальше по течению реки, где скала образует угол ( а река резкий поворот) и две наклонные террасы – расходящиеся в стороны. Каюм идет направо по террасе в сторону пологого уклона , Шилов – налево, , там терраса заканчивается и идет изгиб переходящий в отвесную стену ущелья.

Задумка Шилова и Каюма заключается в том, что Брылов не может один удерживать сектор обстрела в 120 градусов: Каюм должен был отвлекать внимание Брылова, пока Шилов поднимется на противоположную сторону, и расстреляет Брылова со спины , в затылок.

Лемке остается внизу стоять у расходящихся терасс.

При подъёме на верхнею точку, Шилов соскальзывает вниз, Каюм бросается ему на помощь, и таким образом становится полностью виден Брылову , так как они находиться примерно на одном уровне.

Очередью его скашивает, Каюм падает в реку, но за это время, Шилов успевает по корням деревьев, «закрыться» от Брылова поворотом скалы, попутно роняя валун, имитируя собственную гибель.

Таким образом , когда Лемке поднимается по той террасе, по которой поднимался Каюм ( то есть в сторону полого склона), складывается следующий треугольник: Лемке – который стоит так, что за ним солнце, на краю терассы ближе к пологому склону, Брылов — который стоит на площадке, почти по центру , но ближе к пологому склону, и Шилов который поднимается за спиной Брылова.

Брылов кстати, собирает вещички, чтобы спуститься по пологому склону к плоту, на котором прибыли Шилов, Лемке и Каюм.

Почему Лемке выходит к Брылову.

https://www.youtube.com/watch?v=rYwC3798h8A
У него нет иного выхода. После того как он уверовал, что Шилов сорвался со скалы, а Каюм был убит, Брылов оставлял его одного в тайге.

Ротмистр, конечно тертый калач, но в тайге, без оружия и продовольствия ( руки бы он все же развязал со временем), где до ближайшего человеческого жилья идти несколько суток (если знать куда идти), шансов выжить у него не было.

Поэтому ему надо было как-то договорится с Брыловом (хотя признаем честно, переговорная позиция у него была так себе).

Собственно , Брылов о нем забыл, что заметно с каким удивлением, он наблюдал за возникшей фигурой.

Тут надо отметить следующее.

-Лемке очень правильно встал — солнце было у него ЗА СПИНОЙ (немного правее) . Это хорошо видно в последующем, когда Брылов рванул в сторону склона (побежал параллельно относительно раненного Лемке ( ниже есть полный ролик как стреляет Шилов, обратите внимание куда повернуть голова Лемке когда он смотрит в сторону убегающего Брылова), метров в десяти), Шилов закрыл один глаз, а вторым щуриться.

— Если ротмистр действительно настолько крут, как нам его описывали, то он автоматически считал выстрелы пулемета Льюиса (вернее сколько времени были очереди). Тут есть одна деталь: Льюис не дает возможности стрелять одиночными выстрелами, только автоматическим. И самое главное – диск был рассчитан на 47 патронов ( был и двойной, на 97 патронов, но тут не такой), или примерно на 6 секунды стрельбы ( так и учили раз-два-три – меняй диск). Лемке об этом должен был знать.

Окончание в первых коментах:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Святки это зимний праздник
  • Свой международный праздник они отмечают 12 мая день рождения florence nightingale
  • Святки сценарий спектакля
  • Свой бизнес организация праздников
  • Святки символы праздника