Святочные игрища сценарий

С 7 по 19 января справляли Святки. Нет ни одного другого праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым набором обычаев, примет, обрядов. В этом празднике добрые человеческие традиции, хоро

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНКУРСНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«Старинный и весёлый праздник Святки»

Пояснительная записка

Актуальность

На дворе XXI век. Как много мы потеряли, порвав нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Разговор о старинных праздниках – попытка в становлении исторического, гражданского, национального самосознания личности школьника, восприятии учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре, сохранении и приумножении народных традиций; упрочнение в сознании и поведении учащихся патриотизма. Это принятие личностью категорий человеческой морали, чести, достоинства, высокой духовности, эстетического отношения к искусству и реальной действительности. Проблема сохранения культурной и исторической самобытности Русского народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей в настоящее время стала наиболее актуальной. Начнем с праздников. Наши старые, подзабытые христианские праздники, вспомним традиции и обычаи, сопровождавшие их. С 7 по 19 января справляли Святки. Складно и весело проводили эти дни наши предки, так как нет ни единого праздника на Руси, которые бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет. Потому что в них древние, добрые человеческие традиции, лучшие, сладкие воспоминания детства.

Конкурсно — игровая программа «Старинный и весёлый праздник Святки» разработана для детей среднего школьного возраста 10-14 лет.

Цель: создать условия для восприятия учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре через традиции празднования Святок.

Задачи

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес к народной культуре.

Воспитательные:

  • формировать у детей чувства уважения к старшему поколению;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
  • воспитывать нравственные качества детей.

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • развивать эмоциональную сферу детей.

Образовательные:

  • овладеть знаниями, умениями и навыками проведения игр и забав, в которые играли во время Святок;
  • углубить и расширить знания в области истории и развития культуры русского народа.

Мотивационные:

  • создать комфортную обстановку во время проведения конкурсно — игровой программы, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
  • развивать активную деятельность.

Эстетические:

  • воспитывать культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту праздника «Святки».

Цели учащихся

Знать:

  • традиции праздника «Святки»;
  • культуру празднования Святок.

Уметь:

  • играть в старинные игры.

Ожидаемый результат: основным ожидаемым результатом проведения конкурсно-игровой программы является привитие детям любви к традициям празднования «Святок».

Участники: Ученики класса

Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте.

Продолжительность мероприятия: 1 час.

Подготовительный период:

  • Готовится реквизит.
  • Готовятся призы.
  • Место проведения мероприятия оформляется согласно тематике мероприятия.

Ход конкурсно — игровой программы «Старинный и весёлый праздник Святки»

1. Вступительная часть.

Выходит ведущая. Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Ученик: 

Праздник Святки самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели
Веселились две недели.
От Рождества до Крещения
Приготовив угощение.
Пели разные колядки.
По дворам ходили в Святки.

Педагог: Наиболее ярким торжественным и, пожалуй, самым древним  и главным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Теперь мы их не празднуем, а празднуем Крещение, Новый год и Рождество Христово. Однако по времени эти наши праздники остались почти на том же месте в году, что и древние Зимние святки – время зимнего солнцеворота.

Считалось, что в период от рождества Христова (7 Января) до Крещения (19 января) по земле ходит маленький бог, поэтому люди старались совершить в это время как можно больше добрых дел. Ведь издавна говорят и верят в то, что чем больше добра отдаешь, тем больше его в ответ получаешь.

Святки праздновались всеми. В дни Святок даже время течет иначе, так, словно на землю спустилась сказка. Всем весело и все нарядны. Кругом любовь и согласие. Недаром говорят «На Святки свои порядки – обряды, обычаи, да колядки».

Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом. И я предлагаю сейчас окунуться в празднование этих дней.

2. Основная часть.

I. Обряд ряжения

Педагог: Обряд ряжения, к которому готовились заранее, был обязателен на зимние Святки.

Ученик: Рядились в различных животных и птиц: козу, медведя, лося, журавля; в представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, и др; в тех, кто скитается по свету: нищих, калек, бродяг, разбойников, странников; в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а также в существ иного мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д. 

Наряжались так, чтобы вид со стороны был странный, ни на что не похожий. То есть старались оказаться неузнанными, «гостями» из другого мира. Поэтому надевали на себя шкуры животных, шубы и шапки вывернутые мехом наружу, накидывали на плечи рогожу, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «лохмотьев» — старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. То есть парни переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую.

Лицо ряженого, как правило, закрывалось личиной (маской). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха и прочего. В сущности из того, что есть в хозяйстве под рукой. На личине часто прорисовывались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины были с длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, да с зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии личины закрывающей лицо, само лицо ряженого мазали сажей, мелом или мукой, и раскрашивали краской.

Ряжеными ходили обычно по вечерам, по пятнадцать—двадцать человек. Эта ватага ряженых совершала обход крестьянских домов, как это делали колядники, или же появлялись на святочных вечерках — игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, и закручивали игрище. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали действо с плясками, короткими беседами и крепкими шутками.

Игра 1. Музыкальный конкурс «Ряженые»

Все встают в круг, танцуют и передают по кругу мешок. В течение всего времени звучит музыка. Как только музыка остановилась тот, кто держит мешок, достаёт из мешка элемент костюма и надевает на себя.

В конце игры общее фото на память о классном вечере.

Игра 2.  «Отгадай Ряженного»

Дети дома наряжаются так, чтобы их не узнали и фотографируются. Мне присылают фото.         

II. Обряд колядования

Педагог: Начинались Зимние святки, как правило, с обряда колядования.

Ученик: Обряд колядования очень прост и не  нарушает  обычного  течения жизни:  группа  колядников  ходит  по  дворам,  поет  заклинания  и пожелания  всяческих  благ  каждому  дому   и   собирает   съестные  пожертвования в общий «мех» (большой мешок), которые потом коллективно поедаются.

В течение святок каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

Педагог: Как проходил обряд колядования?

Ученики: Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались вместе и обходили крестьянские дома. Колядников возглавлял мехоноша с большим мешком. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном «покликать Коляду», что означало спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся «колядками». Колядки содержали добрые пожелания благосостояния, доброго здравия, богатого урожая, благополучия в семье на весь год.

Сначала эти песни сочинял народ, позднее появились поэты-сочинители. Песни эти исполнялись хором, громко (кричащим голосом). После исполнения песен колядники просили у хозяев вознаграждения. И угощение просили жалобно, плаксиво. Потом щедрого хозяина – благодарили, жадного – хулили и дразнили (могли ему и напроказить).

Но и без этой просьбы хозяева старались одарить колядников, потому что к их приходу относились очень серьезно, с удовольствием принимали все пожелания, старались их, по возможности, щедро отблагодарить. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия, и накануне Рождества выпекали «козульки» (особое обрядовое печенье) специально для раздачи колядующим.  «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому.

Игра 3. Каждая команда должна исполнить песню-колядку с инсценировкой:

1. Пришла Коляда на кануне Рождества!

Здравствуй хозяин с хозяюшкой!

Коляд – коляд – колядую,

Всем здоровья я вещую,

Денег, радости желаю,

С рождеством вас поздравляю!

 Пусть из снежинок хоровод

Грусть и несчастье заметёт,

Чтоб от яств столы ломились,

Друзья – гости веселились!

Пусть Ангелок взмахнёт крылом,

Согреет лаской и теплом,

Защитит всех от напастей

И наполнит дом вам счастьем!

2. Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Тётенька добренька,

Пирожка – то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорей подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится,

Пирожка – то хочется!

3. Коляда, коляда

Отворяй ворота,

Доставай сундучки,

Подавай пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

Коляда, коляда,

Будете нас дарить –

Будем Вас хвалить.

А не будете дарить,

будем вас хулить.

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышку,

Я овцу под мышку.

Кто не даст киселю –

У ворот напылю.

III. Посиделки

Ведущая: После шумного веселого обхода молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир, съедали все, чем их одаривали односельчане. До сих пор у нас представление о Святках связывают с посиделками. Обязательно во время Святок проводились игры. Они имели не только развлекательное, но и магическое значение.

Считалось, что они выполняют роль заклинаний, способствующих росту хлебов, приплоду скота. В этих играх девушки или юноши высматривали себе пару.

Игра 4. Испытания для молодцев: 

1) Кто кого вытолкает из круга: упереться лбами, положив руки на плечи друг друга.

2)  Игра «Русская баня»

Ход игры: В центре групповой комнаты разложены два обруча, в каждом из них установлены по одной табуретке.

Выходят любители «попариться», взбираются на табуретки. Берут веники, сделанные из разрезанной бумаги, и «парят» друг друга по ногам, «чтобы косточки не болели, а росли и молодели». Кто первым веник обобьет, тот и победитель.

Призы: березовый веник, стакан кваса.

3) Динамическая пауза с элементами гадания «Хоровод»

Все выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему (по очереди девочка или мальчик) завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.

Хоровод поёт: 

Ходи, ходи, хоровод, 

Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, 

Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, 

Да смотри не прогадай!»

Примечание: если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.

Водящий отвечает словами:

Все собою хороши, 

Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку).

4) Конкурс для мальчиков проводят девочки        

Девочки готовят заранее различные предметы и загадывают слово — что-то определенное, которое является символом данного предмета. Девочка выбирает против кого она играет и показывает ему предмет. Мальчик в свою очередь должен отгадать (записать) это слово. Выигрывает тот, кто отгадал больше. Чем большее количество слов он угадает, тем больше он понимает эту девочку. (Или баллы по количеству отгаданных слов)  

IV. Обряд гадания

Педагог: Еще одним развлечением во время святок были гадания. Святочные гадания – это старинная традиция. Гадали раньше во все дни святок (с 6 января до 19 января), но больше всего гаданий приходилось на Крещение.

Ученик: Гадали все от мала до велика, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с жизнью близких, свадьбой, рождением детей, достатком семьи и т. д.

Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв, с ноги бросали.

Снег пололи под окном, слушали, кормили

Счетным курицу зерном. Яркий воск попили.

В чашу с чистою водой, клали перстень золотой, серьги – изумруды;

Расстилали белый плат, и под чащей пели в лад песенки подблюдные.

Из слов этого стихотворения видно, что народные приметы в гаданиях очень разнообразны: гадали на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах; гадали по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам,  гадали  на курице, на луковицах; гадали у ворот, у бани,  под окном, на перекрестке;  гадали башмаком, на полене, на полотенце,  на гребне,  на книге и т. д.

Гадание особенно увлекало детей и подростков. Трудно даже перечислить все виды гадания. Молодые девушки гадали чаще всего на женихов (на имя, на его характер), люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай. 

Гадали в основном в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. В русской деревне гадать умели все. И это важно осознать. Означает это, что все в той или иной мере видели действенность обряда гадания. Это не было просто развлечением, как для людей современной культуры. Гадали по одному или собираясь вместе с другими – девушки, старики или вся семья.

Ученик: Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас в самом разгаре зимний вечер, и  давайте-ка мы погадаем с вами вместе! Вы спросите, как?

Педагог: Гадать , бросая перед собой башмачок с левой ноги, мы не будем, потому что

так девушки узнавали, откуда, с какой стороны жених появится или в какую сторону девушке предстоит уезжать из дома. А так нам женихов выбирать рано и уезжать ещё не надо, то я предлагаю погадать по-другому. Знаю «гадание на бобах (крупе)» — это гадание на исполнение желания. 

Гадание на крупе

Педагог дает инструкцию, а несколько желающих детей, приступают к её исполнению:
Вам нужно сесть с баночкой крупы или бобов, загадать желание и произнести его вслух. Вытащите из баночки горстку крупы, и еще раз загадав желание вслух, рассыпьте ее по столу. Сосчитайте количество крупинок, если их четное количество — желание сбудется, если нечетное, к сожалению, нет.

Гадание  – что ждёт впереди

Женщина ставит корзинку перед собой на столик, вызывает по очереди детей. Из корзинки достается предмет, который определяет что, ждет каждого. Перед каждым гаданием повторяются слова:

Кому вынется,

Тому сбудется,

Скоро сбудется,

Не минуется!

Атрибуты:

Лента – к долгой, счастливой жизни.

Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.

Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

Денежка, монета – к богатству, прибыли.

Карандаш – хорошие успехи в школе.

Звоночек – к хорошим новостям. 

Конфета — весь год ждет сладкая жизнь

Пиратские предметы — год будет полон приключений

Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.

Картошка – ждет большое счастье.

Гвоздь – на пороге будет гость. Или к вам гости, или вы в гости.

Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.

Смайлик, погремушка — год будет хорошим и веселым, ждет много праздников, т.е тебя ждёт веселая жизнь.

Педагог:  И последнее, на гадания надейся – сам не плошай. Девочки, не нужно полагаться только на судьбу и ждать принца, ничего не предпринимая для встречи с ним. Попробуйте сами устроить вашу жизнь так, как вы ее видите в мечтах — у вас обязательно получится, ведь главное — быть уверенной в своем счастье.

V. Подведение итогов.

Педагог: Вот друзья, наше время и закончилось. Сегодня я поняла, что каждый из вас со своими друзьями сможет самостоятельно организовать празднование Святок.

Будьте же здоровы и счастливы, дорогие ребята! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! А я желаю вам, чтобы все ваши желания исполнялись. Счастья вам успехов во всех хороших делах.

VI. Награждение.

Звучит веселая русская народная музыка. У детей жетоны меняются на сладости. (Шоколадки, конфеты). Самые активные поощряются призами и сувенирами.

Муниципальное
учреждение дополнительного образования

«Центр
внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района»

Сценарий

конкурсно-игровой программы

«Весёлые Святки»

(объединение «Сувенир»)

                                                                                                 
Педагог    дополнительного    образования

                                     
Строганова  Галина   Юрьевна

г.
Зеленокумск

Цель: совершенствование духовной и нравственной культуры
детей. Познакомить обучающихся с русскими
традициями и забавами.

Задачи:

·       
расширить знания обучащихся по истории русских народных
праздников;

·       
познакомить со святочными традициями и обычаями народа;

·       
воспитывать уважение, интерес к прошлому и настоящему своего
народа.

Материалы
и оборудование:

Музыкальная
колонка с записями; шары; 2 корзины; обруч; валенки; украшенный веник.

Ход развлечения

Педагог:
Здравствуйте девочки, здравствуйте уважаемые взрослые!
А у нас наступили праздничные дни!
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши прабабушки и прадедушки,
Веселились две неделюшки,
От Рождества и до Крещения

Приготовив
угощение.  
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили!

Педагог: Святки, или «святые вечера», — так называют
дни от Рождества Христова до Крещения, т.е. от  7-19 января. 6 декабря
завершался длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в
веселье. Молодёжь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улице,
гадания. 14 января – это день святого Василия Великого, 1 января по старому
стилю, т.е. первый день нового года. Его ещё называли Коляда, Овсень, Таусень.

Во время Святок дети и
взрослые ходили колядовать. А чтобы их не узнали, наряжались в необычные
костюмы. Выворачивали шубы наизнанку, приклеивали бороды. Наряжались в
различных животных. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай животное».

(Сначала угадывают голос
животного, затем под музыку изображают его)

Педагог:
Детей, которые переодевались и ходили по домам называли колядовщиками.
Колядовщики пели колядки (короткие  песенки прославляющие Рождество) и за
это хозяева угощали их конфетами.

Посмотрите, сколько у нас
много конфет. Становитесь в две колонны, будем собирать конфеты.

Игра
– эстафета «Собери конфеты»

(Игроки
выстраиваются в две колонны, и на перегонки собирают для своей команды по одной
конфете.)

Педагог:
Гадание на Святки было любимое занятие и для детей, и для взрослых. Девушки
кидали валенки за ворота и глядели,  куда нос валенка покажет, там и
суженный живет. Мы тоже будем кидать валенок, но при помощи его будем не
гадать, а измерять силу. Кто дальше кинет.

Игра
«Кто дальше кинет валенок»

(игроки
становятся по двое и одновременно кидают валенок, кто дальше кинул, тот и
победил)

Педагог:
Хоть и коротки дни зимой, но на все время хватало! На Святки любили взрослые и
дети веселиться, играть,  в гости к друг другу ходить. Любимая забава
детворы катание на санках.

Игра
«На саночках»

(Игра
проводится при помощи взрослых. Ребенок садится  на санки, взрослые
оббегают конус – елку и возвращаются обратно.)

Педагог:
Еще одна веселая игра не только на быстроту, но и на знания о зиме. Называется
она «Ведьмина метелка».

Игра
«Ведьмина метелка»

(Игроки
становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У
кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму
загадывать.)

Гадали
во всё время Святок. Мы сегодня тоже погадаем.

·       
Напишите на бумаге имена интересующих вас людей, положите листочки
кругом. В середину круга опустите иголку с ниткой. Держите иголку за нитку так,
чтобы она свободно стояла на столе. В сторону какого имени качнется игла и
остановится — это ваша судьба.

·       
Гадание на чашках заключается в следующем. Надо взять несколько
непрозрачных чашек. Разложите в них хлеб, соль, сахар, кольцо, деньги, в одну
налейте воду. Гадающих должно быть столько, сколько чашек. Каждый из
собравшихся по очереди выбирает чашку с закрытыми глазами. Хлеб — к достатку,
вода — вас ожидает устойчивое положение, соль — будьте внимательны: в ближайшее
время вас могут постигнуть неприятности. Если досталась чашка с сахаром, скоро
вас ожидает веселье.  Деньги — станете богатым.

·       
Гадание может предсказать вашу судьбу. Накапайте воск в стакан
холодной воды. Достаньте получившийся «блинчик» и внимательно рассмотрите его
оборотную сторону. Если вы увидели лицо, возможно, это лицо человека, с которым
вы будете тесно связаны в ближайшее время. Застыла дорога — скоро вам предстоит
путешествие. Дом — перемена места жительства или приятное знакомство.

Это все шуточные гадания, но я
хочу вас предупредить:

·       
Не верьте цыганкам,
гадалкам, знахаркам, шарлатанам, готовым за ваши деньги навешать вам «лапши на
уши».

·       
Не верьте телевизионным,
газетным и журнальным гороскопам – они в лучшем случае берутся из Интернета, в
худшем – сочиняются всей редакцией.

·       
Не стремитесь во что бы то
ни стало узнать свою судьбу – это не всегда на пользу.

·       
И последнее, на гадания
надейся – сам не плошай. Девочки,  не нужно полагаться только на судьбу
и ждать принца, ничего не предпринимая для встречи с ним. Попробуйте сами
устроить вашу жизнь так, как вы ее видите в мечтах — у вас обязательно
получится, ведь главное — быть уверенной в своем счастье.

Всегда в любой деревне был дедок,
который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок,
частушек да загадок.

 Конкурс
загадок.

С
каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)

Вот
какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал… (снег)

С
неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой… (снежинки)

Разукрасил
чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал… (мороз)

Змейкой
вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние… (метели)

Заморозил
чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а… (лед)

Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору — коняшка. (Сани).

Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке).


Идет Егорка —
Бела шубенка. (Снег).

Глянули в оконце, —
Лежит белое суконце. (Снег).

Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал,
Все окна расписал. (Мороз).

Текло, текло и легло под стекло. (Лед).

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед).


Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга).

Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает —
Ковром устилает. (Снег).

Педагог: День
чудесный! Праздник Святки!
Веселится весь народ.
Кто гадает, кто танцует,
Кто с подарками идёт!

Святки
празднует народ

Становитесь
в хоровод!

А теперь
пришла пора погреться. Приглашаю вас на чай!  

Внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста

«Чудесные новогодние святки!»

Учитель начальных классов: Кирюхина Валентина Ивановна
 

Цели и задачи: познакомить детей с традициями русского народа, с песнями, играми; воспитывать у детей познавательный интерес, любовь и уважение к православным традициям русского народа.

Зал оформлен по-новогоднему: с одной стороны — новогодняя ёлка, с другой стороны — празднично накрыт стол, за которым все будут угощаться после окончания представления. Над столом – окно, на котором висят выбитые занавески. В центре – лавка, покрытая тканым половиком. Выходит хозяйка дома – бабушка в русском костюме. Обходит весь дом, поправляет игрушки на ёлке, скатерть на столе.

Хозяйка:

Здравствуйте, люди добрые!

С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Хозяйка: (знакомит присутствующих с историей праздника) Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Новогодние святки. Святки или святые вечера — главный зимний многодневный праздник на Руси и в России, который начинается 7 января и длится до Крещения (19 января). Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

В разных странах этот праздник отмечают по-своему, но многие традиции похожи, ведь своими корнями они уходят далеко в древность. В себя святки включают колядование, гадание, ряжение. Слово «колядование» произошло от слова «коляда». Коляда считался одним из самых влиятельных и почитаемых языческих богов. В честь него устраивали весёлые праздники с играми и забавами. Коляду считали богом веселья. Со временем у этого слова появилось другое значение. Колядование – это обряд хождения людей по домам на святки с играми, песнями, поздравлениями и пожеланиями. А песни стали называть колядками.

Весело на Руси все люди праздновали святки. Получался целый святочный маскарад. Готовились специальные маски, которые получили название личины. На себя одевали шуточные одеяния. Каждый старался выделиться в толпе ряженых. Кто-то мазал лицо сажей, а кто-то приделывал необычные усы, на голове обязательно должна быть огромная лохматая шапка. Попробуй узнай? С весельем и шутками ряженые обходили дома и при этом пели обрядовые песни. А вот гостеприимная хозяйка старалась угостить ряженых щедро: здесь были печенье и конфеты, горячие пирожки и сосульки на палочке, а кто- то и пятачком одарит. (Садится на лавочку)

(Выходят дети, надевают на себя парики и шляпы, поют колядки)

Ряженый: На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

Дети поют:
Коляда-моляда
Прикатила молода.
Мы нашли коляду
Во Ивановом двору!
Эй, дядька Иван,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать,
Или тепленький пирог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!
***
Коляда, коляда! 
Ты подай нам пирога, 
Или хлеба ломтину, 
Или денег полтину, 
Или курочку с хохлом, 
Петушка с гребешком!

***

Коляда, коляда 
Отворяйте ворота, 
Доставайте сундучки, 
Подавайте пятачки. 
Хоть рубь, 
Хоть пятак, 
Не уйдём из дома так! 
Дайте нам конфетку, 
А можно и монетку 
Не жалейте ничего 
Накануне рождество!
***
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Ты подай пирога,
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек!
Не подашь пирогов-
Напускаем клопов,
Тараканов усатых
И зверей полосатых!
***
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

Ведущая:
Колядки, колядки, 
Собрались ребятки. 
По деревне пошли, 
Вместе Коляду нашли. 
Коляда-моляда 
Всех ребят созвала, 
Всех ребят созвала, 
Всем гостинцы раздала. 
(Бабушкой выносят угощения и приглашает детей погреться в дом). 
Дети: 
Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение! 
Хозяйка:
И вам спасибо, что не обошли наш дом. 
(Все дети и взрослые хором говорят) 
С Новым годом! 
С Новым здоровьем! 
С Новым счастьем! 

Хозяйка: Любимым святочным развлечением для девушек было гадание. Гадали вечером и ночью. Большинство гаданий было направлено на то, чтобы девушка могла узнать – выйдет она замуж или нет? Кто её суженый? В святки Церковь не совершает венчаний, но в старину именно в эти дети начинались ярмарки невест.

Ведущий: Я тоже ребята вам приготовила задания. Невест нам выбирать пока рановато, а вот узнать, что ждёт вас в дальнейшем, мы вам поможем. У меня в льняном мешочке на листочках написаны пожелания. Ну что, гадаем? (Ребята по очереди достают из мешочка пожелания, сложенные в виде конфеток)

Игра «Что меня ожидает?»

Примерные пожелания:

1. Веселье в дом к тебе придет, сюрпризами обрадует.

2. Будет весь грядущий год спокойным и размеренным.

3. Будут окружать тебя друзья, родные и коллеги.

4. Грядущий год удачу, радость принесет.

5. В наступающем году будешь ты среди веселья, счастья, красоты.

6. Будешь верить и любить, дружбой братской дорожить.

7. Огород вас озадачит небывалым урожаем.

8. Проживете этот год без проблем и без забот.

9. У тебя впереди отличные дела, в порядке все и радости навалом.

10. Будешь весел и здоров, а также чист душой.

11. Будут у вас здоровье и горы радостных удач.

12. Будете цвести, как прежде, и смеяться от души.

13. Будет работа для вас в радость и приятною усталость.

14. Будет радостною жизнь и будет теплым дом.

15. Дом твой обойдет недуг и гость незваный…

Хозяйка:

А теперь по –другому давайте погадаем,

Под платочки мы заглянем.

 Игра «Гадание с платочками»

(Посередине зала, на лавке, лежат различные предметы, покрытые разноцветными платками. По очереди выходят желающие погадать. Кто, какой предмет выберет, тот будет по профессии …)

 Дети водят хоровод и поют:

Платочек, платочек,

 Скажи нам, дружочек,

 Что сбудется, станется

 Плохое пусть останется.

(Ребенок поднимает платочек, а там:)

1. Ножницы детские – парикмахер.

2. Сантиметр – портной.

3. Книжка – писатель, учёный.

4. Муз. инструмент – музыкант.

5. Краски – художник.

6. Градусник – врач.

7. Машинка – водитель.

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

9. Ложка – повар.

10. Указка – преподаватель.

11. Конфета – продавец.

12. Соска – нянечка, воспитатель.

13. Свисток – полицейский.

14. Микрофон – артист, телеведущий.

15. Мука – пекарь. И т. д.

Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

1 –й мальчик: Вот теперь я понимаю, почему моя бабушка странной стала: купила конфеты, мандарины и печенье — спрятала, приготовила домашнюю колбасу — тоже спрятала. Сама прячет и всё повторяет: «На святки! На святки!»

1-я девочка: С твоей бабушкой всё понятно. А вот моя бабушка недавно стол накрыла: положила охапку сена, а меня отправила под стол и заставила пищать, как цыпленка. Что творится!

Бабушка: Да всё понятно с вашими бабушками. Они с давних времён знают, как к празднику нужно готовиться, к Святкам. Ведь он продолжается 12 дней. Ну-ка я сейчас вас проверю и узнаю, что вы знаете о Святках?

Викторина «Святки»

1. Как называется день перед Рождеством Христовым, 6 января? (Сочельник)

2. Для чего в Сочельник встречают первую звезду? (Считается, что сбудутся желания)

3. Для чего в Сочельник люди рисуют кресты на помещениях? (Чтобы оградить себя и дома от нечистой силы)

4. Как вы думаете, почему Машу в рождественский ужин бабушка заставляли лезть под стол и щебетать, как цыплята? (Чтобы куры хорошо неслись)

5. Назовите дату Рождества Христова. (7января)

6. В каком городе родился Иисус Христос? (Вифлеем)

7. Что означает имя Иисус? (Спаситель)

8. Что означает Христос? (Помазанный)

9. Какое другое название Рождественской звезды? (Вифлеемская)

10. Если на Рождество к вам в гости первой пришла женщина, что это означает? (Это плохой знак, весь год в доме будет болеть женщина)

11. Когда празднуется Крещение? (19 января)

12. Почему на Крещение Господне девушки умывались снегом? (Считалось, что крещенский снег красоты прибавляет)

13. Как святки называют на Украине и в Белоруссии? (Коляды)

2 – й мальчик: А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением? Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

(Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик одевают маски козы и медведя.) 

Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой, 
Повесели гостей немножко. 
Медведь: Давай, Коза, покажем, 
Как мы лихо пляшем. 
(Топает ногами). 
Коза: Выходи плясать, Медведь, 
Я частушку буду петь. 
Мы частушки пропоем, 
А потом плясать пойдем. 
Медведь: Ты когда поешь, Коза, 
Не закатывай глаза. 
Петь ты не умеешь, 
Не поешь, а блеешь. 
Коза: А ты, Мишенька — медведь, 
Сам ты не умеешь петь, 
Ты тугой на ухо 
Ни голоса, ни слуха. 
Медведь: Ах, Коза, ты Козочка, 
Серенькая розочка. 
Хватит нам браниться, 
Давай с тобой мириться. 
Коза: Ах, мой Миша, дорогой, 
Не ругались мы с тобой. 
Мы с тобой шутили, 
Народ повеселили. 
Бабушка: Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Ведущий: 

Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз-два, раз-два, начинается игра!

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

 Рыбку не простую,

 Рыбку золотую.

 Эта рыбка в новый год

 Много счастья принесет. (Кто выигрывает, тот получает сладкий приз)

Проводится игра “Мотальщики”.

Ведущий: 

Собирайся, народ, разевай по шире рот.

В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!

А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!

Игра с шариками «Богатыри» (двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота)

Бабушка: На Руси всегда верили в приметы. А какие вы знаете приметы, связанные с Рождеством? Вот как говорили:

* В сочельник — вечер 6 января, нужно смотреть на небо. Если оно ясное, и на нем много звезд, то год будет урожайным и богатым.

* Если на Рождество звездная ночь — будет большой приплод скота, а в лесу много ягод.

* Метель на Рождество — пчелы будут хорошо роиться.

* Погода ясная и небо звездное — хороший урожай.

* Если на Рождество закружила настоящая метель, то зима скоро закончится, и появятся ранние листья на деревьях.

* Снег, выпавший утром 7 января — хорошая народная примета, означающая удачный год, богатый на прибыль и успех в делах.

Ведущий: А на какой день недели в этом году выпал праздник Рождества Христова?

(Ответы детей)

Да, это суббота, по приметам – к долгим дождям в конце зимы. Посмотрим, так ли на самом деле произойдёт?

Бабушка: (Смотрит в окно) Да, самыми первыми встречают зимние праздники лёгкие и воздушные снежинки. Вон их сколько летит с неба. Встречайте! (Выходят маленькие девочки и танцуют танец снежинок под лёгкую музыку. В конце танца посыпают всех маленькими снежинками – белое конфетти)

Танец снежинок.

Бабушка: Ну вот и погода успокоилась, давайте продолжать праздник. А какой праздник без весёлых частушек! Ну что, ряженые, порадуете нас!

(Ряженые по очереди поют частушки)

1.В Рождество колядовать —
Значит праздник отмечать.
Собирайтесь-ка вы с нами,
Век останемся друзьями! 

2.Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!

3.Коляда, коляда,
Этой ночью к вам пришла,
Только жадничать не надо,
Все вернется вам сполна.

4.Колядки, колядки,
Ребятам — шоколадки,
Взрослым с салом бутерброд,
С нами весело, народ!

5.Колядуем Коляду,
Прогоняем прочь беду,
Прогоняем хвори
С дома и с подворья!

6.Мы пошли по деревеньке,
Взяли сумки и мешки,
Хорошо колядовали,
Жаль, не взяли рюкзаки!

7.Не скупимся на колядки, —
Подавайте шоколадки!
Тогда будущий год
Вам удачу принесет!

8.Пусть здесь счастливо живется,
Смех звенит и песня льется,
Стол пусть ломится от яств
И Господь щедрот пусть даст!

9.Щедрым будет пусть весь год,
В доме пусть растет доход,
Пусть здоровы все здесь будут,
Пусть любовь царит повсюду!

10.Эй, честная, Коляда,
Загляни скорей сюда!
Пусть царят под крышей тут
И достаток, и уют!

Бабушка: Какие у нас в гостях отважные молодцы – удальцы, да девчушки – веселушки! Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.

 Проводится игра «Весёлая метелка» (Дети становятся в круг и передают веник, украшенный новогодним дождём и снежинками, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать, загадки записаны на бумажных снежинках и висят в разных местах в комнате)

1.Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

2.Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

3.В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их … (Рукавички)

4.Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (Шарф)

5.Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

6.Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как «снаряды» называешь,

7.Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

8.У нянюшки, у нянюшки

Сорок восемь детушек,

Малы были — все дружили,

Подросли — рассыпались. (колосок) 
9.По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака) 
10.Домик деревянный,

В домике — водица. (колодец) 
11.Плачет, плачет рёвушка,

Бедная головушка. Плачет летом и весной,

А осеннею порой

Так рыдает, так рыдает,

Что почти не высыхает! (дождь) 
12.Белая овечка,

Золочёны рожки.

Днём ей не пасётся,

По ночам не спится! (месяц) 
13.Не лёд, не снег, а тает. (свеча) 
14.Чудной Сашка –

Зелёная рубашка:

Летом оделся,

К зиме разделся! (дерево) 
15.Деревянный великан

По лесам-полям шагал.

Через реченьку шагнул

Да над реченькой уснул! (мост)

Ведущий: Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику — Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан, поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства, ей можно было лечить взрослых и детей. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались, чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки. 
Бабушка: У наших предков была традиция: в Святки «сжигать» все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне. (Зажигает свечу, звучит тихая мелодия)

Ряженый: 

Ну, хозяйка, дорогая;

Мы тебя повеличали,

Святки мы с тобой встречали.

Принесли тебе звезду,

Привели и коляду.

Хозяйка: 

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всем не сказать.

Вечер наш прошёл на славу.

В Святки любо поиграть!

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски,

Благодарствуем мы всех!

Бабушка: 

Всем, кто нас видел,

Всем, кто нас слышал,

Доброго здоровья и низкий поклон. (Кланяется)

Коляда, Коляда, пора отведать пирога!

Всех гостей праздника

Рождества привечая

Всех встречая и хлебом, и солью

Приглашаю к чаю!

Приглашаю к застолью!

(Звучат колокольные звоны. Праздник заканчивается чаепитием.)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам и традициям русской культуры в МБДОУ «Аистенок» сложилась добрая традиция проведения праздника «Святочные посиделки». Это самый весёлый и светлый зимний народный праздник, удивительное время, полное счастья, веселья и любви! Участниками фольклорного праздника были сотрудники дошкольного учреждения, дети старшей и подготовительной группы. Дети получили море радости, хорошего настроения и положительных эмоций.

Цель: Расширить и обогатить знания детей о традициях русского народа, о его культуре.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
  • Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.
  • Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).
  • Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.
  • Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Оборудование: Музыкальный центр, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена снежинка-2; мешки для прыжков-2; метелка; горшочек; таз с водой; звезда; звездочки по количеству детей; угощения; стол; скатерть в народном стиле; самовар; народные костюмы для хозяйки и хозяина.

Предварительная работа:

  • беседы: «Рождество Христово», «Святки», «Коляда»
  • разучивание колядок, стихов, русских народных игр
  • привлечение родителей к изготовлению масок обрядовых животных
  • обыгрывание сценки «Коза и медведь»
  • просмотр презентации «Колядки»
  • изготовление поделок: коллективная работа «Рождественская звезда»

Предполагаемый результат: Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

Действующие лица:

  • Взрослые: Ведущая, Хозяйка, Хозяин, Цыганка, Баба Яга
  • Дети: колядовщики, Медведь и Коза (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Росинка»).

Ход праздника

Звучит русская народная мелодия. Дети входят в зал, в зале их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяйка: Ох, и рада я, радёшенька, что ко мне гости пожаловали. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные. Рассаживайтесь, кому куда залюбуется, в нашей избе всем места хватит.

Дети рассаживаются.

Хозяин:

Наступило Рождество,
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.

Хозяйка:

Развесёлые Святки — хороводы и колядки!
А вы знаете, pебятки, что такое – Святки?
Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.
Те, кто знает, выходите и про Святки расскажите.

Ребенок.

Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.

Ребенок.

От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

Ребенок.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас. 

Хозяйка:

Гости дорогие, гости званые!
С новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Хозяин:

Посиделки здесь у нас,
Мы сюда позвали вас,
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Раз-два, раз-два, начинается игра!

Игра «Волшебный клубочек»

Дети катают клубок друг к другу по кругу, пропевая на мелодию песни “Ах, вы, сени…”.

Встанем вместе мы в кружок,
Будем мы катать клубок,
У кого клубок замрет,
Тот для нас плясать пойдет.

Хозяйка (по окончании игры):

Вот клубочек покатился,
У ворот остановился.
Дверь скрипучая “ поет”…
Кто-то в гости к нам идет.

Колядовщики идут в «горницу» с колядками.

– Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!

– Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, 
Малым детям раздавайте.

– А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.

– Житья вам сто лет!
Всем вам — всегда здравьице!
И всем деточкам: девочкам и мальчикам 

Все:

Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!

Звучит рус. нар. мелодия выходят ряженые медведь и коза.

Сценка «Медведь и Коза»

Коза:

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.

Медведь:

Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.

Коза:

Выходи плясать Медведь, я частушки буду петь!
Мы частушки пропоем, а потом плясать пойдем.

Медведь:

Ты когда поешь Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.

Коза:

А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо – ни голоса, ни слуха!

Медведь:

Ах, Коза, ты Коза, серенькая Козочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.

Коза:

Ах, мой Миша дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ повеселили!

Хозяйка: (считалка)

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок ёлок
Скину шубку на снежок,
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит
Первым пусть выходит!

Игра «Гори, гори ясно»

Дети поют песню:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Взглянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Хозяйка:

А теперь игра — не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.

(Достает из мешка палочки для игры):

На концах бечевок палки называются „моталки”.
Посреди бечевок снежинка, ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает, тот и снежинку получает.

Игра «Мотальщики»

Ведущий:

Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок,
Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши!

Игра «Прыжки в мешках»

Звучит музыка выходят ряженные цыганки.

Цыганка:

Чтоб у ваших детушек головки не болели,
Чтоб щечки краснели, чтоб кусался зубок, 
Да смеялся роток, и дай Бог всего тому,
Кто в этом дому.

1 цыганка – девочка:

Мы, колядовщики, пришли прославлять,
Хозяев величать! Хозяюшке — житья сто лет!
А детушкам — здоровьица!

2 цыганка – девочка:

И наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством.
А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Достают горшочек:

Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!

Желающие подходят, достают предмет из горшочка. Цыганки комментируют.

– Хлеб — житье в достатке.

– Колечко — колечко, сей мать муку, пеки пироги.

– Вата — кому станется, мягкая жизнь достанется.

– Монетка — к достатку, жить будешь богато.

– Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

– Кусочек спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.

– Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

– Зеркальце–собою любоваться. Делом не заниматься.

Летит веник.

Цыганка (руки в боки):Это что еще за шутки?

Слышится голос.

Баба-Яга: Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Цыганка: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила!

Летит башмак.

Цыганка: Ах, так! Ну, терпенье мое лопнуло.

Идет, вытаскивает Бабу-Ягу.

Баба-Яга: И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!

Достает из горшочка веточку.

Что это? Растолкуйте!

Цыганка: Видно к новому помелу!

Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек.

Баба-Яга: А колечка там нет?

Цыганка: Так, кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ах, так! Ах, вот ты как?

Разгоняет всех помелом.

Сейчас я буду хозяйкой, попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!

Я – Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

Игра «Здравствуй, бабушка Яга!»

Дети стоят в кругу, баба Яга в центре. 

Дети: Здравствуй, бабушка Яга! 

Б.Я.: Здравствуйте, ребятки! 

Дети: Костяная ты нога! топают ногой 

Б.Я.: Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас! 

Дети: А мы не боимся! машут руками перед лицом 

Б.Я.: Заколдую я вас! 

Дети: А мы разбежимся! 

Звучит тревожная музыка. Баба Яга крутится (колдует). Дети бегают врассыпную по залу. 

Б.Я.: Стоп! (Стучит метлой.

Все замирают в различных позах. Под `страшную` музыку баба Яга ходит между детьми — ищет, кто пошевельнется. Забирает — `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д. 

Баба Яга: А знаете, есть такая народная примета — кто на Рождество чихнёт, тот здорово год проживёт! Кто болеть не хочет — чихнём-ка разок все вместе, а? Три-четыре — «Апчхи!!!!!!!!!»

Все чихают.

Дети (хором): Дай Вам Бог здоровья!!!

Б-Я вносит тазик с водой и веник.

Снегу маленько я растопила… Кто Рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!!!

Б-Я бежит по залу, брызгая на детей и взрослых.

Хозяйка:

А ещё есть такая примета — если звёздочку с неба поймаешь… И желание загадаешь…- То оно непременно исполнится!

Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.

Ведущий: Загадывайте все желания!

Все колядовщики.

Сеем, веем, посеваем!
С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят, и на маленьких ребят,
Чтоб здоровы были, много лет жили.

Баба-Яга:

Что с ногами не пойму вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте так плясать и просятся!

Общая пляска с героями праздника

Хозяйка: Славно мы колядовали, танцевали и играли. А теперь пора, угощаться детвора.

Авторы работы:

Гапеева Евгения Николаевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Хмырова Алена Юрьевна

Инструктор по физической культуре

МБОУ начальная школа -детский сад №76 города Тюмени.

Сценарий развлечения

«Игры в Святки»

Цель: Познакомить детей с русскими традициями и забавами.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с понятием Святки, Колядки, Гадание.

Познакомить с традициями, обычаями, обрядами русского народа.

Развивающие:

Творческую и физическую активность.

Развивать ловкость, силу, быстроту реакции.

Умение работать в команде.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и любовь к народным праздникам и традициям.

Предварительная работа:

Беседы «Что такое Рождество», «Святки – от Рождества и до Крещения».

Разучивание народных игр, хороводов.

Материалы:

Музыкальная колонка с записями; шары; 2 корзины; обруч; валенки; украшенный веник.

Ход развлечения.

Ведущий 1 — Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки! Здравствуйте уважаемые взрослые!
А у нас наступили праздничные дни!
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши прабабушки и прадедушки,
Веселились две неделюшки,
От Рождества и до Крещения

Приготовив угощение. 
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили!
Приглашаем всех  в дружный хоровод!

(хоровод «Уж как шла Коляда»)

Ведущий 2 – Во время Святок дети и взрослые ходили колядовать. А чтобы их не узнали, наряжались в необычные костюмы. Выворачивали шубы наизнанку, приклеивали бороды. Наряжались в различных животных. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай животное».

(Сначала угадывают голос животного, затем под музыку изображают его)

Ведущий 1 – Детей, которые переодевались и ходили по домам называли колядовщиками. Колядовщики пели колядки (короткие  песенки прославляющие Рождество) и за это хозяева угощали их конфетами.

Посмотрите, сколько у нас много конфет. Становитесь в две колонны, будем собирать конфеты.

Игра – эстафета «Собери конфеты»

(Игроки выстраиваются в две колонны, и на перегонки собирают для своей команды по одной конфете.)

Ведущий 2 – Гадание на Святки было любимое занятие и для детей, и для взрослых. Девушки кидали валенки за ворота и глядели,  куда нос валенка покажет, там и суженный живет. Мы тоже будем кидать валенок, но при помощи его будем не гадать, а измерять силу. Кто дальше кинет.

Игра «Кто дальше кинет валенок»

(игроки становятся по двое и одновременно кидают валенок, кто дальше кинул, тот и победил)

Ведущий 1 – Хоть и коротки дни зимой, но на все время хватало! На Святки любили взрослые и дети веселиться, играть,  в гости к друг другу ходить. Любимая забава детворы катание на санках.

Игра «На саночках»

(Игра проводится при помощи взрослых. Ребенок садится  на санки, взрослые оббегают конус – елку и возвращаются обратно.)

Ведущий 2 – Еще одна веселая игра не только на быстроту, но и на знания о зиме. Называется она «Ведьмина метелка».

Игра «Ведьмина метелка»

(Игроки становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.)

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)

Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал… (снег)

С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой… (снежинки)

Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал… (мороз)

Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние… (метели)

Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а… (лед)

Ведущий 1 –

 День чудесный! Праздник Святки!
Веселится весь народ.
Кто гадает, кто танцует,
Кто с подарками идёт!

Святки празднует народ

Становитесь в хоровод!

Хоровод «Рождественские колядки, святки».

Ведущий 2 – А теперь пришла пора погреться.

Мы приглашаем вас на чай!                     

Используемая литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/01/22/stsenariy-razvlecheniya-svyatki-v-detskom-sadu
  2. http://referad.ru/kartoteka-russkih-narodnih-igr-igra-vedemina-metelka/index.html
  3. http://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-zimu-dlya-detej-4-5-let.html
  4. http://www.stihinasheylyubvi.ru/stihi-pozdravlenija/stihi-na-vse-prazdniki/368-pozdravlenija-so-svjatkami-stihi-na-svjatki.html

 Фотографии из архива воспитателя Гапеевой Е. Н.

«Свидетельства о публикации в СМИ»  № 0005601, №0005602

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Святочные дни сценарий
  • Святочные гуляния сценарий на улице
  • Святочные гадания сценарий посиделок
  • Святочные гадания сценарий мероприятия
  • Святочная неделя сценарий