Святочный вечер сценарий

С 7 по 19 января справляли Святки. Нет ни одного другого праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым набором обычаев, примет, обрядов. В этом празднике добрые человеческие традиции, хоро

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНКУРСНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«Старинный и весёлый праздник Святки»

Пояснительная записка

Актуальность

На дворе XXI век. Как много мы потеряли, порвав нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Разговор о старинных праздниках – попытка в становлении исторического, гражданского, национального самосознания личности школьника, восприятии учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре, сохранении и приумножении народных традиций; упрочнение в сознании и поведении учащихся патриотизма. Это принятие личностью категорий человеческой морали, чести, достоинства, высокой духовности, эстетического отношения к искусству и реальной действительности. Проблема сохранения культурной и исторической самобытности Русского народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей в настоящее время стала наиболее актуальной. Начнем с праздников. Наши старые, подзабытые христианские праздники, вспомним традиции и обычаи, сопровождавшие их. С 7 по 19 января справляли Святки. Складно и весело проводили эти дни наши предки, так как нет ни единого праздника на Руси, которые бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет. Потому что в них древние, добрые человеческие традиции, лучшие, сладкие воспоминания детства.

Конкурсно — игровая программа «Старинный и весёлый праздник Святки» разработана для детей среднего школьного возраста 10-14 лет.

Цель: создать условия для восприятия учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре через традиции празднования Святок.

Задачи

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес к народной культуре.

Воспитательные:

  • формировать у детей чувства уважения к старшему поколению;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
  • воспитывать нравственные качества детей.

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • развивать эмоциональную сферу детей.

Образовательные:

  • овладеть знаниями, умениями и навыками проведения игр и забав, в которые играли во время Святок;
  • углубить и расширить знания в области истории и развития культуры русского народа.

Мотивационные:

  • создать комфортную обстановку во время проведения конкурсно — игровой программы, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
  • развивать активную деятельность.

Эстетические:

  • воспитывать культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту праздника «Святки».

Цели учащихся

Знать:

  • традиции праздника «Святки»;
  • культуру празднования Святок.

Уметь:

  • играть в старинные игры.

Ожидаемый результат: основным ожидаемым результатом проведения конкурсно-игровой программы является привитие детям любви к традициям празднования «Святок».

Участники: Ученики класса

Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте.

Продолжительность мероприятия: 1 час.

Подготовительный период:

  • Готовится реквизит.
  • Готовятся призы.
  • Место проведения мероприятия оформляется согласно тематике мероприятия.

Ход конкурсно — игровой программы «Старинный и весёлый праздник Святки»

1. Вступительная часть.

Выходит ведущая. Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Ученик: 

Праздник Святки самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели
Веселились две недели.
От Рождества до Крещения
Приготовив угощение.
Пели разные колядки.
По дворам ходили в Святки.

Педагог: Наиболее ярким торжественным и, пожалуй, самым древним  и главным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Теперь мы их не празднуем, а празднуем Крещение, Новый год и Рождество Христово. Однако по времени эти наши праздники остались почти на том же месте в году, что и древние Зимние святки – время зимнего солнцеворота.

Считалось, что в период от рождества Христова (7 Января) до Крещения (19 января) по земле ходит маленький бог, поэтому люди старались совершить в это время как можно больше добрых дел. Ведь издавна говорят и верят в то, что чем больше добра отдаешь, тем больше его в ответ получаешь.

Святки праздновались всеми. В дни Святок даже время течет иначе, так, словно на землю спустилась сказка. Всем весело и все нарядны. Кругом любовь и согласие. Недаром говорят «На Святки свои порядки – обряды, обычаи, да колядки».

Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом. И я предлагаю сейчас окунуться в празднование этих дней.

2. Основная часть.

I. Обряд ряжения

Педагог: Обряд ряжения, к которому готовились заранее, был обязателен на зимние Святки.

Ученик: Рядились в различных животных и птиц: козу, медведя, лося, журавля; в представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, и др; в тех, кто скитается по свету: нищих, калек, бродяг, разбойников, странников; в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а также в существ иного мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д. 

Наряжались так, чтобы вид со стороны был странный, ни на что не похожий. То есть старались оказаться неузнанными, «гостями» из другого мира. Поэтому надевали на себя шкуры животных, шубы и шапки вывернутые мехом наружу, накидывали на плечи рогожу, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «лохмотьев» — старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. То есть парни переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую.

Лицо ряженого, как правило, закрывалось личиной (маской). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха и прочего. В сущности из того, что есть в хозяйстве под рукой. На личине часто прорисовывались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины были с длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, да с зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии личины закрывающей лицо, само лицо ряженого мазали сажей, мелом или мукой, и раскрашивали краской.

Ряжеными ходили обычно по вечерам, по пятнадцать—двадцать человек. Эта ватага ряженых совершала обход крестьянских домов, как это делали колядники, или же появлялись на святочных вечерках — игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, и закручивали игрище. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали действо с плясками, короткими беседами и крепкими шутками.

Игра 1. Музыкальный конкурс «Ряженые»

Все встают в круг, танцуют и передают по кругу мешок. В течение всего времени звучит музыка. Как только музыка остановилась тот, кто держит мешок, достаёт из мешка элемент костюма и надевает на себя.

В конце игры общее фото на память о классном вечере.

Игра 2.  «Отгадай Ряженного»

Дети дома наряжаются так, чтобы их не узнали и фотографируются. Мне присылают фото.         

II. Обряд колядования

Педагог: Начинались Зимние святки, как правило, с обряда колядования.

Ученик: Обряд колядования очень прост и не  нарушает  обычного  течения жизни:  группа  колядников  ходит  по  дворам,  поет  заклинания  и пожелания  всяческих  благ  каждому  дому   и   собирает   съестные  пожертвования в общий «мех» (большой мешок), которые потом коллективно поедаются.

В течение святок каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

Педагог: Как проходил обряд колядования?

Ученики: Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались вместе и обходили крестьянские дома. Колядников возглавлял мехоноша с большим мешком. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном «покликать Коляду», что означало спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся «колядками». Колядки содержали добрые пожелания благосостояния, доброго здравия, богатого урожая, благополучия в семье на весь год.

Сначала эти песни сочинял народ, позднее появились поэты-сочинители. Песни эти исполнялись хором, громко (кричащим голосом). После исполнения песен колядники просили у хозяев вознаграждения. И угощение просили жалобно, плаксиво. Потом щедрого хозяина – благодарили, жадного – хулили и дразнили (могли ему и напроказить).

Но и без этой просьбы хозяева старались одарить колядников, потому что к их приходу относились очень серьезно, с удовольствием принимали все пожелания, старались их, по возможности, щедро отблагодарить. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия, и накануне Рождества выпекали «козульки» (особое обрядовое печенье) специально для раздачи колядующим.  «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому.

Игра 3. Каждая команда должна исполнить песню-колядку с инсценировкой:

1. Пришла Коляда на кануне Рождества!

Здравствуй хозяин с хозяюшкой!

Коляд – коляд – колядую,

Всем здоровья я вещую,

Денег, радости желаю,

С рождеством вас поздравляю!

 Пусть из снежинок хоровод

Грусть и несчастье заметёт,

Чтоб от яств столы ломились,

Друзья – гости веселились!

Пусть Ангелок взмахнёт крылом,

Согреет лаской и теплом,

Защитит всех от напастей

И наполнит дом вам счастьем!

2. Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Тётенька добренька,

Пирожка – то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорей подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится,

Пирожка – то хочется!

3. Коляда, коляда

Отворяй ворота,

Доставай сундучки,

Подавай пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

Коляда, коляда,

Будете нас дарить –

Будем Вас хвалить.

А не будете дарить,

будем вас хулить.

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышку,

Я овцу под мышку.

Кто не даст киселю –

У ворот напылю.

III. Посиделки

Ведущая: После шумного веселого обхода молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир, съедали все, чем их одаривали односельчане. До сих пор у нас представление о Святках связывают с посиделками. Обязательно во время Святок проводились игры. Они имели не только развлекательное, но и магическое значение.

Считалось, что они выполняют роль заклинаний, способствующих росту хлебов, приплоду скота. В этих играх девушки или юноши высматривали себе пару.

Игра 4. Испытания для молодцев: 

1) Кто кого вытолкает из круга: упереться лбами, положив руки на плечи друг друга.

2)  Игра «Русская баня»

Ход игры: В центре групповой комнаты разложены два обруча, в каждом из них установлены по одной табуретке.

Выходят любители «попариться», взбираются на табуретки. Берут веники, сделанные из разрезанной бумаги, и «парят» друг друга по ногам, «чтобы косточки не болели, а росли и молодели». Кто первым веник обобьет, тот и победитель.

Призы: березовый веник, стакан кваса.

3) Динамическая пауза с элементами гадания «Хоровод»

Все выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему (по очереди девочка или мальчик) завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.

Хоровод поёт: 

Ходи, ходи, хоровод, 

Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, 

Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, 

Да смотри не прогадай!»

Примечание: если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.

Водящий отвечает словами:

Все собою хороши, 

Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку).

4) Конкурс для мальчиков проводят девочки        

Девочки готовят заранее различные предметы и загадывают слово — что-то определенное, которое является символом данного предмета. Девочка выбирает против кого она играет и показывает ему предмет. Мальчик в свою очередь должен отгадать (записать) это слово. Выигрывает тот, кто отгадал больше. Чем большее количество слов он угадает, тем больше он понимает эту девочку. (Или баллы по количеству отгаданных слов)  

IV. Обряд гадания

Педагог: Еще одним развлечением во время святок были гадания. Святочные гадания – это старинная традиция. Гадали раньше во все дни святок (с 6 января до 19 января), но больше всего гаданий приходилось на Крещение.

Ученик: Гадали все от мала до велика, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с жизнью близких, свадьбой, рождением детей, достатком семьи и т. д.

Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв, с ноги бросали.

Снег пололи под окном, слушали, кормили

Счетным курицу зерном. Яркий воск попили.

В чашу с чистою водой, клали перстень золотой, серьги – изумруды;

Расстилали белый плат, и под чащей пели в лад песенки подблюдные.

Из слов этого стихотворения видно, что народные приметы в гаданиях очень разнообразны: гадали на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах; гадали по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам,  гадали  на курице, на луковицах; гадали у ворот, у бани,  под окном, на перекрестке;  гадали башмаком, на полене, на полотенце,  на гребне,  на книге и т. д.

Гадание особенно увлекало детей и подростков. Трудно даже перечислить все виды гадания. Молодые девушки гадали чаще всего на женихов (на имя, на его характер), люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай. 

Гадали в основном в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. В русской деревне гадать умели все. И это важно осознать. Означает это, что все в той или иной мере видели действенность обряда гадания. Это не было просто развлечением, как для людей современной культуры. Гадали по одному или собираясь вместе с другими – девушки, старики или вся семья.

Ученик: Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас в самом разгаре зимний вечер, и  давайте-ка мы погадаем с вами вместе! Вы спросите, как?

Педагог: Гадать , бросая перед собой башмачок с левой ноги, мы не будем, потому что

так девушки узнавали, откуда, с какой стороны жених появится или в какую сторону девушке предстоит уезжать из дома. А так нам женихов выбирать рано и уезжать ещё не надо, то я предлагаю погадать по-другому. Знаю «гадание на бобах (крупе)» — это гадание на исполнение желания. 

Гадание на крупе

Педагог дает инструкцию, а несколько желающих детей, приступают к её исполнению:
Вам нужно сесть с баночкой крупы или бобов, загадать желание и произнести его вслух. Вытащите из баночки горстку крупы, и еще раз загадав желание вслух, рассыпьте ее по столу. Сосчитайте количество крупинок, если их четное количество — желание сбудется, если нечетное, к сожалению, нет.

Гадание  – что ждёт впереди

Женщина ставит корзинку перед собой на столик, вызывает по очереди детей. Из корзинки достается предмет, который определяет что, ждет каждого. Перед каждым гаданием повторяются слова:

Кому вынется,

Тому сбудется,

Скоро сбудется,

Не минуется!

Атрибуты:

Лента – к долгой, счастливой жизни.

Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.

Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

Денежка, монета – к богатству, прибыли.

Карандаш – хорошие успехи в школе.

Звоночек – к хорошим новостям. 

Конфета — весь год ждет сладкая жизнь

Пиратские предметы — год будет полон приключений

Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.

Картошка – ждет большое счастье.

Гвоздь – на пороге будет гость. Или к вам гости, или вы в гости.

Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.

Смайлик, погремушка — год будет хорошим и веселым, ждет много праздников, т.е тебя ждёт веселая жизнь.

Педагог:  И последнее, на гадания надейся – сам не плошай. Девочки, не нужно полагаться только на судьбу и ждать принца, ничего не предпринимая для встречи с ним. Попробуйте сами устроить вашу жизнь так, как вы ее видите в мечтах — у вас обязательно получится, ведь главное — быть уверенной в своем счастье.

V. Подведение итогов.

Педагог: Вот друзья, наше время и закончилось. Сегодня я поняла, что каждый из вас со своими друзьями сможет самостоятельно организовать празднование Святок.

Будьте же здоровы и счастливы, дорогие ребята! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! А я желаю вам, чтобы все ваши желания исполнялись. Счастья вам успехов во всех хороших делах.

VI. Награждение.

Звучит веселая русская народная музыка. У детей жетоны меняются на сладости. (Шоколадки, конфеты). Самые активные поощряются призами и сувенирами.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Ростова

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Святочные
вечера»

Авторы:

Башловкина
Елена Юрьевна,

учитель
русского языка и литературы,

Борисова
Анна Александровна,

учитель
музыки

Парфирова
Ирина Андреевна

учитель
изобразительного искусства

Сценарий
«Святочные вечера»

Цель:
Расширять и углублять знание детей о православном празднике Рождества Христова,
его значении и традициях празднования.

Задачи:

Способствовать приобщению воспитанников,
их родителей и гостей к традициям православной отечественной культуры.

Развивать творческие способности,
совершенствовать исполнительские умения и навыки, желание дарить людям радость.

Воспитывать духовно-нравственные качества:
доброту, миролюбие, великодушие.

Реквизит: Сделать
вертеп, подготовить угощения, костюмы

ХОД
ЗАНЯТИЯ

Слайд
1

Учителя — Хозяйки:
Добрый день, гости наши дорогие! Сегодня, в этой
горнице мы – Хозяйки, приветствуем вас всех на Святочных посиделках. Сегодня вы
– гости наши, званные и желанные. Мы рады гостям как добрым вестям. Как и в
старину собрались мы сегодня на Святочные посиделки.

Учитель ИЗО

Зима, земля, реки, лес — все укрыто
снегом. Все кругом погружено в сон. Замерли травы, кусты, деревья. Замерли, но
не умерли. Под снежным покрывалом они таят могучую силу жизни: силу роста и
цвета.

Учитель музыки:

— Кто из детей и взрослых не любит эту
пору и дни, когда в доме появляется ёлка, ее наряжают в цветные шары,
колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней? Обычай украшать на
Рождество свои дома ёлками или зелёными ветками пришел из Европы. Его ввел царь
Петр
I.

Учитель ИЗО:

— Рождество в России праздновали радостно
и весело. Накануне праздника украшали дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки
бурлили: все покупали подарки и угощения к празднику. Это предвещало
праздничное настроение.

Слайд 2.

Во владеньях инея
и снега

Расцвели
хрустальные сады

К нам в окошко с
праздничного неба

Льется свет
Рождественской звезды

В каждый терем, в
каждую светелку

Златокрылый ангел
прилетел

Он зажег
Рождественскую елку

И на нас с улыбкой
поглядел.

Снится нам в рождественский
сочельник

Вереница
праздничных чудес

Сам Господь в
чудесных облаченьях

К нам с тобой
спускается с небес.

Рождественские святки — это дни с 6 по 18
января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца : «Христос
родился — славьте!»

Слайд 3.

Святки начинались самым голодным днем. С
утра никто ничего не ел, даже за стол не садился. Все готовились к Рождеству:
пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами. Поэтому день перед Рождеством
назвали сочельником или сочевником.

В самый канун Рождества — 6 января —
варили голодную (постную) кутью на воде — пшеничный взвар с мёдом —
«сочиво». Кашу укладывали в глубокую тарелку, посередине делали крест
из вишневого или другого варенья, украшали сухофруктами и изюмом края, затем
перевязывали тарелку платком и дети несли вечерю своим крестным отцу и матери.
Крестные отец и мать дарили подарки детям. Отсюда название вечера —
«щедрый».

Богатая вечеря — торжественный ужин —
начинался рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды, символизирующей
рождение Иисуса Христа. Вечеряли чинно и спокойно, строго сохраняя молчание.

Слайд 4

Накануне праздника Рождества Христова, 6
января в Сочельник, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и
душистого сена. Это душистое сено дети укладывали на покути — под образами
(иконами) в красном углу хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в
которых родился Христос младенец.

Слайд 5

В Сочельник и рождественскую ночь люди
зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы «согреть
новорожденного Иисуса Христа».

Рождество Христово Русская Православная
Церковь отмечает 7 января.

Слайд 6

С первого дня Рождества по дворам ходили
«христославы». Во главе процессии христославов несли звезду и вертеп.
Люди ходили по городу и стучали в те дома, где в окнах были зажжены свечи. Подобные
обходы в течение святок повторялись 3 раза: в рождественский сочельник, в канун
нового года и крещения.

Слайд 7

Они шутили, плясали и устраивали
представления и обязательно пели поздравительные песни — колядки, за что
получали дары.

Слайд 8

«Васильев вечер» (13 января) и
последний день Святок (18 января) для незамужних девушек были очень важными
днями. В эти дни святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки
верили, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни
вышло в этот вечер по гаданию, то обязательно сбудется.

Раз в крещенский
вечерок  девушки гадали

За ворота
башмачок, сняв с ноги бросали

Снег пололи, под
окном слушали, кормили

Счетным курицу
зерном, ярый воск топили

В чашу с чистою
водой клали перстень золотой

Расстилали белый
плат и над чашей пели в лад

Песенки подблюдны

Слайд 9

Утро Нового года  (14 января по новому
стилю) начинается приходом посевальщиков. Посевать ходили мальчики и парни.
Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных
злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили:
«Здравствуйте, хозяева,  с Новым годом, с праздником!»

Считается, что от первого новогоднего дня
зависит благополучие и удача в течение всего года. Тут чтится правило доброго
начала (как начнешь, так и проведешь). Отсюда целый ряд примет, запретов, правил
поведения, относящихся к Новому году.

Слайд 10

Зимние святки всегда были и остаются очень
интересными, увлекательными и весёлыми праздниками, где участвует огромное
количество участников и зрителей различного возраста. В давние времена катание
с горы на санках имело даже магическое значение. Считалось, что у того, кто
дальше всех спустится с горы, в новом году будут длинные стебли злаковых
культур и урожай будет хорошим.

Слайд 11

В святки любили рядиться. Наряжались
попом, цыганом, надевали странные маски. Девочки рядились в мальчиков, а
мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей.
Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом.

Одеваемые маски носили свою символику: 1.
Маска медведя — богатство.

 2. Маска козы — плодородие. 3. Маска
коровы — долгую жизнь. 4. Маска волка — злость и тупость. 5. Маска лисы —
хитрость. 6. Маска старика и старухи — опыт и связь.

Слайд 12.

В прежние времена колядующим принято было
подавать исключительно святочное угощение — колядки (кокурки, каракульки,
козульки, витушки, клендеры, таусеньки и др.) — обрядовое печенье из постного и
или сдобного теста, фигурное или лепёшечкой. наиболее распространено было
печенье в форме звезды, дома, церкви, восьмерки, улитки, оленя, коровы. Их
можно было даже использовать как украшение елки. Позднее, наряду с колядками,
колядующим стали подавать разное: «кто чево подаст, у ково што сгодилось,
то и подавали». При этом все равно предпочтение отдавалось продуктам
домашнего изготовления. Чаще всего давали пироги, конфеты, пряники, блины.

Слайд 13

Заканчивались
Святки 18 января, накануне Крещения Господня.  Двенадцать дней длятся Святки,
продолжается веселье. Но всему приходит конец. Те, кто колядовал и гадал на
Святках, а стало быть,  нагрешил, с окончанием Святок должны были пройти
очищение — искупаться в проруби. вырубленной в форме православного креста
(иордани), или хотя бы умыться крещенской водой. Так на Крещение искупались
рождественские шалости и безумства.

Слайд 14

Учитель ИЗО:

Важной и доброй традицией Святок было
одаривание

А чтобы вы подарили?

— Кроме песни, ребята, мы можем подарить в
праздник рождественскую открытку.

— Как выглядит магазинная открытка?
Открытку можно отнести к печатной графике, то есть их печатают, штампуют, а
затем они появляются в магазине. Но перед этим её оформляет художник —
оформитель. Главным образом нашей рождественской открытки будет образ ангела.

Слайд 15

Ангел — это спаситель человеческой души.
Принято считать по поверьям, что ангел приносит счастье, удачу, добро.
Достаточно взмахнуть ангельским крылом, как сбываются мечты молящегося. С этих
пор художники стали рисовать ангелам крылья. Ангелов рисуют на иконах в
лучезарных лучах. Это обычно образ девочки или мальчика, юноши — чистые души.

Далее
дети по заданному образцу рисуют открытки (10-15 мин.)

Звучит
музыка Чайковского.

Слайд 16

Вот подарки у нас готовы, угощения на
столе, пора свечи зажигать, да гостей поджидать.

1. Хозяйка
(учитель музыки)
— Все на Святки, все на Святки!

               Приходите
в дом ребятки

               И
Овсень, и Коляда

              
Будут вместе с нами. Да?

Выходит
группа мальчиков под музыку

Сею — вею, посеваю

С новым годом
поздравляю

Со добром, с
животом

Со богачеством

Разбрасывают
зерна

Выходит
другая группа учащихся — ряженых

Ряж. 1.
Здравствуйте хозяева (кланяются)

 Р 2.
С новым годом, крепким здоровьем, с новым счастьем.

Р 3.
Чтоб поросятки водились и горшки не бились.

Р 4.
Чтоб богато целый год христианский жил народ.

Исполнение
колядки

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога

Тому полон хлев
зерна

Овин с овсом

Жеребца с хвостом

Кто не даст пирога

Тому куричья нога

Пест да лопата

Корова горбата

Р 5.
Ходили, гуляли колядовщики, искали боярского двора

Р 6.
Наша колядка ни мала не велика

Ни в рубль, ни в
полтину

Ни в четыре
алтына.

Р 7.
Подарите, не знобите колядовщиков

Либо из печи
пирогом, либо с плети осьмаком

Хозяйка 1
— Да к нам колядники пожаловали. Звать их в дом?

Хозяйка 2
— Просим в избу. Красному гостю — красное место

Р 8.
Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством

Исполнение
Рождественкой колядки

1. В ночном саду
прозрачно и светло

Стоит наш мирный
дом,

Проходит ангел,
белое крыло

Мелькает за окном.

Припев:

В
пещере ослик кушает овес,

В
яслях лежит Христос,

Осленок
носом тянется к Нему,

Звезда
глядит во тьму.

2. Волхвы дары
свои Ему несут,

За ними важно
вслед

Верблюды
длинноногие идут,

Звезда им дарит
свет.

Хозяйка1.
Все что есть в печи на столы мечи

            
Пироги, печенье для вашего угощенья

Угощают
блинами колядовщиков. Отведав блинов они обращаются к детям

Хозяйка 2.
А загадать вам красны девицы да добры молодцы загадки?

Р 1 Ой
загадайте. Сами потешитесь, да и нас порадуете.

Загадки

1. И комковато, и
ноздревато

    И мягко, и
ломко

    А всех милей
(Хлеб)

2. Гуляет в поле.

    Да не конь.

    Летает на
воле,

    Да не птица.
(Вьюга)

3. Хоть сама

    И снег, и лед,

    а  уходит
слезы льет (Зима)

4. Таять может,

    Да не лед,

    Не фонарь, А
свет дает (Свечка)

5. Стоит изба из
кирпича —

    То холодна, то
горяча (Печь)

6. По сеням ходят,
а в избу не идет (Дверь)

7. Весь век идет
Ерёмушка:

    Ни сна ему, ни
дрёмушки.

     Он шагом
точный счет ведет,

     А все же с
места не сойдет (Часы)

Хозяйка 1.
Эй, сударыни — вострушки

    Запевай давай
частушки

Исполнение
частушек

Частушки

1.Хорошо колядка
пелась

Милые подружки

Только что — то
засиделась

Без нашей частушки

2.Елочки —
сосеночки зеленые пушистые

А наши девчоночки
такие голосистые.

3.Сеем, веем,
развеваем

И достатка вам
желаем,

Не скупитесь на
блины,

Чтоб красиво пели
мы.

4.Коляда идет к
вам в дом,

И мешки несет с
добром,

Кто подаст нам
больше всех,

Ждет того большой
успех!

5.Мы пошли по
деревеньке,

Взяли сумки и
мешки,

Хорошо колядовали,

Жаль, не взяли
рюкзаки!

6.Ты прости
милёнок Федя

Что тебя обидела

Я пирог твой
откусила

Я тебя не видела

7.Ой пол провались

Потолок обвались

На доске остануся

С колядкой не
расстануся.

8.Мы с подружкою
вдвоем

Святки дружно
славили

И от пляски
каблуки

На снегу оставили

9.Не скупитесь на
колядки,

Подавайте
шоколадки,

Тогда будущий год

Вам удачу
принесет!

10.Снег на крышах,
на дороге

День деньской
валит, кружит

Ой и зябнут мои
ноги

Где же валенки,
скажи

11.Хоть в сугробах
кувыркайся

И большой и
маленький

Лишь сильнее
утепляйся

Надевайте валенки

Игра
«Растяпа»

Дети встают в два
круга (внутренний круг на 1 человека меньше). Под музыку начинают танцевать,
повторяя движения за водящим. Как остановится музыка, необходимо образовать
пару с тем, кто стоит во внутреннем кругу.

Р 2.
Чай мы пили и плясали, глядь — хозяева устали

     Надобно домой
идти, чтоб гаданье провести

Р 3.
За привет, за угощенье вы примите поздравленье

Р 4.
С новым годом! Со всем родом!

    Чтоб здоровы
были и счастливо жили

Р 5.
Уродись у вас пшеничка, и горох, и чечевичка

    На столе
всегда пирог, легких вам всегда дорог

Р 6 Всех
поздравляем, счастья желаем

Здоровья силы,
цвести красивей

Летом веселиться,
зимой закалиться

С Новым годом!

Исполнение
колядки

Рождество Христово
Ангел прилетел

Но летел по небу
людям песню пел

Вы люди, ликуйте
все днесь

Торжествуйте!
Днесь Христово Рождество

Пастыри в пещеру
первыми пришли

И младенца Бога с
Матерью нашли

Стояли, молились,
Христу поклонились

Днесь Христово
Рождество

Все мы согрешили
Спасе пред тобой

Все мы люди
грешны, Ты один Святой

Прости
прегрешенья, дай нам оставленья

Днесь Христово
Рождество!

Христославы
уходят

Слайд17

Хозяйка 1
– Вот так весело проходили рождественские и новогодние праздники.

Хозяйка 2
— Пусть ночь искрится волшебством,

Несётся ввысь
снежинок стая.

Вас поздравляем с
Рождеством,

Улыбок, радости
желаем.

Поток божественной
любви

Струится пусть
чудесным светом,

И вас Господь
благословит

Здоровьем,
счастьем и успехом!

Видео
«В ночь на Рождество»

Сценарий «Святочные вечера»

Цель: Расширять и углублять знание детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования.

Задачи:

Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и гостей к традициям православной отечественной культуры.

Развивать творческие способности, совершенствовать исполнительские умения и навыки, желание дарить людям радость.

Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие.

Реквизит: Сделать вертеп, подготовить угощения, костюмы

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1

Учителя — Хозяйки: Добрый день, гости наши дорогие! Сегодня, в этой горнице мы – Хозяйки, приветствуем вас всех на Святочных посиделках. Сегодня вы – гости наши, званные и желанные. Мы рады гостям как добрым вестям. Как и в старину собрались мы сегодня на Святочные посиделки.

Учитель ИЗО

Зима, земля, реки, лес — все укрыто снегом. Все кругом погружено в сон. Замерли травы, кусты, деревья. Замерли, но не умерли. Под снежным покрывалом они таят могучую силу жизни: силу роста и цвета.

Учитель музыки:

— Кто из детей и взрослых не любит эту пору и дни, когда в доме появляется ёлка, ее наряжают в цветные шары, колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней? Обычай украшать на Рождество свои дома ёлками или зелёными ветками пришел из Европы. Его ввел царь Петр I.

Учитель ИЗО:

— Рождество в России праздновали радостно и весело. Накануне праздника украшали дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали подарки и угощения к празднику. Это предвещало праздничное настроение.

Слайд 2.

Во владеньях инея и снега

Расцвели хрустальные сады

К нам в окошко с праздничного неба

Льется свет Рождественской звезды

В каждый терем, в каждую светелку

Златокрылый ангел прилетел

Он зажег Рождественскую елку

И на нас с улыбкой поглядел.

Снится нам в рождественский сочельник

Вереница праздничных чудес

Сам Господь в чудесных облаченьях

К нам с тобой спускается с небес.

Рождественские святки — это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца : «Христос родился — славьте!»

Слайд 3.

Святки начинались самым голодным днем. С утра никто ничего не ел, даже за стол не садился. Все готовились к Рождеству: пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами. Поэтому день перед Рождеством назвали сочельником или сочевником.

В самый канун Рождества — 6 января — варили голодную (постную) кутью на воде — пшеничный взвар с мёдом — «сочиво». Кашу укладывали в глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком и дети несли вечерю своим крестным отцу и матери. Крестные отец и мать дарили подарки детям. Отсюда название вечера — «щедрый».

Богатая вечеря — торжественный ужин — начинался рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. Вечеряли чинно и спокойно, строго сохраняя молчание.

Слайд 4

Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Это душистое сено дети укладывали на покути — под образами (иконами) в красном углу хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец.

Слайд 5

В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы «согреть новорожденного Иисуса Христа».

Рождество Христово Русская Православная Церковь отмечает 7 января.

Слайд 6

С первого дня Рождества по дворам ходили «христославы». Во главе процессии христославов несли звезду и вертеп. Люди ходили по городу и стучали в те дома, где в окнах были зажжены свечи. Подобные обходы в течение святок повторялись 3 раза: в рождественский сочельник, в канун нового года и крещения.

Слайд 7

Они шутили, плясали и устраивали представления и обязательно пели поздравительные песни — колядки, за что получали дары.

Слайд 8

«Васильев вечер» (13 января) и последний день Святок (18 января) для незамужних девушек были очень важными днями. В эти дни святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки верили, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло в этот вечер по гаданию, то обязательно сбудется.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали

За ворота башмачок, сняв с ноги бросали

Снег пололи, под окном слушали, кормили

Счетным курицу зерном, ярый воск топили

В чашу с чистою водой клали перстень золотой

Расстилали белый плат и над чашей пели в лад

Песенки подблюдны

Слайд 9

Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Посевать ходили мальчики и парни. Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с праздником!»

Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года. Тут чтится правило доброго начала (как начнешь, так и проведешь). Отсюда целый ряд примет, запретов, правил поведения, относящихся к Новому году.

Слайд 10

Зимние святки всегда были и остаются очень интересными, увлекательными и весёлыми праздниками, где участвует огромное количество участников и зрителей различного возраста. В давние времена катание с горы на санках имело даже магическое значение. Считалось, что у того, кто дальше всех спустится с горы, в новом году будут длинные стебли злаковых культур и урожай будет хорошим.

Слайд 11

В святки любили рядиться. Наряжались попом, цыганом, надевали странные маски. Девочки рядились в мальчиков, а мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом.

Одеваемые маски носили свою символику: 1. Маска медведя — богатство.

2. Маска козы — плодородие. 3. Маска коровы — долгую жизнь. 4. Маска волка — злость и тупость. 5. Маска лисы — хитрость. 6. Маска старика и старухи — опыт и связь.

Слайд 12.

В прежние времена колядующим принято было подавать исключительно святочное угощение — колядки (кокурки, каракульки, козульки, витушки, клендеры, таусеньки и др.) — обрядовое печенье из постного и или сдобного теста, фигурное или лепёшечкой. наиболее распространено было печенье в форме звезды, дома, церкви, восьмерки, улитки, оленя, коровы. Их можно было даже использовать как украшение елки. Позднее, наряду с колядками, колядующим стали подавать разное: «кто чево подаст, у ково што сгодилось, то и подавали». При этом все равно предпочтение отдавалось продуктам домашнего изготовления. Чаще всего давали пироги, конфеты, пряники, блины.

Слайд 13

Заканчивались Святки 18 января, накануне Крещения Господня. Двенадцать дней длятся Святки, продолжается веселье. Но всему приходит конец. Те, кто колядовал и гадал на Святках, а стало быть, нагрешил, с окончанием Святок должны были пройти очищение — искупаться в проруби. вырубленной в форме православного креста (иордани), или хотя бы умыться крещенской водой. Так на Крещение искупались рождественские шалости и безумства.

Слайд 14

Учитель ИЗО:

Важной и доброй традицией Святок было одаривание

А чтобы вы подарили?

— Кроме песни, ребята, мы можем подарить в праздник рождественскую открытку.

— Как выглядит магазинная открытка? Открытку можно отнести к печатной графике, то есть их печатают, штампуют, а затем они появляются в магазине. Но перед этим её оформляет художник — оформитель. Главным образом нашей рождественской открытки будет образ ангела.

Слайд 15

Ангел — это спаситель человеческой души. Принято считать по поверьям, что ангел приносит счастье, удачу, добро. Достаточно взмахнуть ангельским крылом, как сбываются мечты молящегося. С этих пор художники стали рисовать ангелам крылья. Ангелов рисуют на иконах в лучезарных лучах. Это обычно образ девочки или мальчика, юноши — чистые души.

Далее дети по заданному образцу рисуют открытки (10-15 мин.)

Звучит музыка Чайковского.

Слайд 16

Вот подарки у нас готовы, угощения на столе, пора свечи зажигать, да гостей поджидать.

1. Хозяйка — Все на Святки, все на Святки!

Приходите в дом ребятки

И Овсень, и Коляда

Будут вместе с нами. Да?

Выходит группа мальчиков под музыку

Сею — вею, посеваю

С новым годом поздравляю

Со добром, с животом

Со богачеством

Разбрасывают зерна

Выходит другая группа учащихся — ряженых

Ряж. 1. Здравствуйте хозяева (кланяются)

Р 2. С новым годом, крепким здоровьем, с новым счастьем.

Р 3. Чтоб поросятки водились и горшки не бились.

Р 4. Чтоб богато целый год христианский жил народ.

Исполнение колядки

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога

Тому полон хлев зерна

Овин с овсом

Жеребца с хвостом

Кто не даст пирога

Тому куричья нога

Пест да лопата

Корова горбата

Р 5. Ходили, гуляли колядовщики, искали боярского двора

Р 6. Наша колядка ни мала не велика

Ни в рубль, ни в полтину

Ни в четыре алтына.

Р 7. Подарите, не знобите колядовщиков

Либо из печи пирогом, либо с плети осьмаком

Хозяйка 1 — Да к нам колядники пожаловали. Звать их в дом?

Хозяйка 2 — Просим в избу. Красному гостю — красное место

Р 8. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством

Исполнение Рождественкой колядки

1. В ночном саду прозрачно и светло

Стоит наш мирный дом,

Проходит ангел, белое крыло

Мелькает за окном.

Припев:

В пещере ослик кушает овес,

В яслях лежит Христос,

Осленок носом тянется к Нему,

Звезда глядит во тьму.

2. Волхвы дары свои Ему несут,

За ними важно вслед

Верблюды длинноногие идут,

Звезда им дарит свет.

Хозяйка1. Все что есть в печи на столы мечи

Пироги, печенье для вашего угощенья

Угощают блинами колядовщиков. Отведав блинов они обращаются к детям

Хозяйка 2. А загадать вам красны девицы да добры молодцы загадки?

Р 1 Ой загадайте. Сами потешитесь, да и нас порадуете.

Загадки

1. И комковато, и ноздревато

И мягко, и ломко

А всех милей (Хлеб)

2. Гуляет в поле.

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица. (Вьюга)

3. Хоть сама

И снег, и лед,

а уходит слезы льет (Зима)

4. Таять может,

Да не лед,

Не фонарь, А свет дает (Свечка)

5. Стоит изба из кирпича —

То холодна, то горяча (Печь)

6. По сеням ходят, а в избу не идет (Дверь)

7. Весь век идет Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Он шагом точный счет ведет,

А все же с места не сойдет (Часы)

Хозяйка 1. Эй, сударыни — вострушки

Запевай давай частушки

Исполнение частушек

Частушки

1.Хорошо колядка пелась

Милые подружки

Только что — то засиделась

Без нашей частушки

2.Елочки — сосеночки зеленые пушистые

А наши девчоночки такие голосистые.

3.Сеем, веем, развеваем

И достатка вам желаем,

Не скупитесь на блины,

Чтоб красиво пели мы.

4.Коляда идет к вам в дом,

И мешки несет с добром,

Кто подаст нам больше всех,

Ждет того большой успех!

5.Мы пошли по деревеньке,

Взяли сумки и мешки,

Хорошо колядовали,

Жаль, не взяли рюкзаки!

6.Ты прости милёнок Федя

Что тебя обидела

Я пирог твой откусила

Я тебя не видела

7.Ой пол провались

Потолок обвались

На доске остануся

С колядкой не расстануся.

8.Мы с подружкою вдвоем

Святки дружно славили

И от пляски каблуки

На снегу оставили

9.Не скупитесь на колядки,

Подавайте шоколадки,

Тогда будущий год

Вам удачу принесет!

10.Снег на крышах, на дороге

День деньской валит, кружит

Ой и зябнут мои ноги

Где же валенки, скажи

11.Хоть в сугробах кувыркайся

И большой и маленький

Лишь сильнее утепляйся

Надевайте валенки

Игра «Растяпа»

Дети встают в два круга (внутренний круг на 1 человека меньше). Под музыку начинают танцевать, повторяя движения за водящим. Как остановится музыка, необходимо образовать пару с тем, кто стоит во внутреннем кругу.

Р 2. Чай мы пили и плясали, глядь — хозяева устали

Надобно домой идти, чтоб гаданье провести

Р 3. За привет, за угощенье вы примите поздравленье

Р 4. С новым годом! Со всем родом!

Чтоб здоровы были и счастливо жили

Р 5. Уродись у вас пшеничка, и горох, и чечевичка

На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог

Р 6 Всех поздравляем, счастья желаем

Здоровья силы, цвести красивей

Летом веселиться, зимой закалиться

С Новым годом!

Исполнение колядки

Рождество Христово Ангел прилетел

Но летел по небу людям песню пел

Вы люди, ликуйте все днесь

Торжествуйте! Днесь Христово Рождество

Пастыри в пещеру первыми пришли

И младенца Бога с Матерью нашли

Стояли, молились, Христу поклонились

Днесь Христово Рождество

Все мы согрешили Спасе пред тобой

Все мы люди грешны, Ты один Святой

Прости прегрешенья, дай нам оставленья

Днесь Христово Рождество!

Христославы уходят

Слайд17

Хозяйка 1 – Вот так весело проходили рождественские и новогодние праздники.

Хозяйка 2 — Пусть ночь искрится волшебством,

Несётся ввысь снежинок стая.

Вас поздравляем с Рождеством,

Улыбок, радости желаем.

Поток божественной любви

Струится пусть чудесным светом,

И вас Господь благословит

Здоровьем, счастьем и успехом!

Видео «В ночь на Рождество»

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам и традициям русской культуры в МБДОУ «Аистенок» сложилась добрая традиция проведения праздника «Святочные посиделки». Это самый весёлый и светлый зимний народный праздник, удивительное время, полное счастья, веселья и любви! Участниками фольклорного праздника были сотрудники дошкольного учреждения, дети старшей и подготовительной группы. Дети получили море радости, хорошего настроения и положительных эмоций.

Цель: Расширить и обогатить знания детей о традициях русского народа, о его культуре.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
  • Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.
  • Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).
  • Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.
  • Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Оборудование: Музыкальный центр, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена снежинка-2; мешки для прыжков-2; метелка; горшочек; таз с водой; звезда; звездочки по количеству детей; угощения; стол; скатерть в народном стиле; самовар; народные костюмы для хозяйки и хозяина.

Предварительная работа:

  • беседы: «Рождество Христово», «Святки», «Коляда»
  • разучивание колядок, стихов, русских народных игр
  • привлечение родителей к изготовлению масок обрядовых животных
  • обыгрывание сценки «Коза и медведь»
  • просмотр презентации «Колядки»
  • изготовление поделок: коллективная работа «Рождественская звезда»

Предполагаемый результат: Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

Действующие лица:

  • Взрослые: Ведущая, Хозяйка, Хозяин, Цыганка, Баба Яга
  • Дети: колядовщики, Медведь и Коза (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Росинка»).

Ход праздника

Звучит русская народная мелодия. Дети входят в зал, в зале их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяйка: Ох, и рада я, радёшенька, что ко мне гости пожаловали. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные. Рассаживайтесь, кому куда залюбуется, в нашей избе всем места хватит.

Дети рассаживаются.

Хозяин:

Наступило Рождество,
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.

Хозяйка:

Развесёлые Святки — хороводы и колядки!
А вы знаете, pебятки, что такое – Святки?
Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.
Те, кто знает, выходите и про Святки расскажите.

Ребенок.

Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.

Ребенок.

От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

Ребенок.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас. 

Хозяйка:

Гости дорогие, гости званые!
С новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Хозяин:

Посиделки здесь у нас,
Мы сюда позвали вас,
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Раз-два, раз-два, начинается игра!

Игра «Волшебный клубочек»

Дети катают клубок друг к другу по кругу, пропевая на мелодию песни “Ах, вы, сени…”.

Встанем вместе мы в кружок,
Будем мы катать клубок,
У кого клубок замрет,
Тот для нас плясать пойдет.

Хозяйка (по окончании игры):

Вот клубочек покатился,
У ворот остановился.
Дверь скрипучая “ поет”…
Кто-то в гости к нам идет.

Колядовщики идут в «горницу» с колядками.

– Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!

– Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, 
Малым детям раздавайте.

– А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.

– Житья вам сто лет!
Всем вам — всегда здравьице!
И всем деточкам: девочкам и мальчикам 

Все:

Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!

Звучит рус. нар. мелодия выходят ряженые медведь и коза.

Сценка «Медведь и Коза»

Коза:

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.

Медведь:

Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.

Коза:

Выходи плясать Медведь, я частушки буду петь!
Мы частушки пропоем, а потом плясать пойдем.

Медведь:

Ты когда поешь Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.

Коза:

А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо – ни голоса, ни слуха!

Медведь:

Ах, Коза, ты Коза, серенькая Козочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.

Коза:

Ах, мой Миша дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ повеселили!

Хозяйка: (считалка)

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок ёлок
Скину шубку на снежок,
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит
Первым пусть выходит!

Игра «Гори, гори ясно»

Дети поют песню:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Взглянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Хозяйка:

А теперь игра — не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.

(Достает из мешка палочки для игры):

На концах бечевок палки называются „моталки”.
Посреди бечевок снежинка, ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает, тот и снежинку получает.

Игра «Мотальщики»

Ведущий:

Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок,
Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши!

Игра «Прыжки в мешках»

Звучит музыка выходят ряженные цыганки.

Цыганка:

Чтоб у ваших детушек головки не болели,
Чтоб щечки краснели, чтоб кусался зубок, 
Да смеялся роток, и дай Бог всего тому,
Кто в этом дому.

1 цыганка – девочка:

Мы, колядовщики, пришли прославлять,
Хозяев величать! Хозяюшке — житья сто лет!
А детушкам — здоровьица!

2 цыганка – девочка:

И наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством.
А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Достают горшочек:

Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!

Желающие подходят, достают предмет из горшочка. Цыганки комментируют.

– Хлеб — житье в достатке.

– Колечко — колечко, сей мать муку, пеки пироги.

– Вата — кому станется, мягкая жизнь достанется.

– Монетка — к достатку, жить будешь богато.

– Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

– Кусочек спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.

– Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

– Зеркальце–собою любоваться. Делом не заниматься.

Летит веник.

Цыганка (руки в боки):Это что еще за шутки?

Слышится голос.

Баба-Яга: Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Цыганка: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила!

Летит башмак.

Цыганка: Ах, так! Ну, терпенье мое лопнуло.

Идет, вытаскивает Бабу-Ягу.

Баба-Яга: И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!

Достает из горшочка веточку.

Что это? Растолкуйте!

Цыганка: Видно к новому помелу!

Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек.

Баба-Яга: А колечка там нет?

Цыганка: Так, кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ах, так! Ах, вот ты как?

Разгоняет всех помелом.

Сейчас я буду хозяйкой, попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!

Я – Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

Игра «Здравствуй, бабушка Яга!»

Дети стоят в кругу, баба Яга в центре. 

Дети: Здравствуй, бабушка Яга! 

Б.Я.: Здравствуйте, ребятки! 

Дети: Костяная ты нога! топают ногой 

Б.Я.: Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас! 

Дети: А мы не боимся! машут руками перед лицом 

Б.Я.: Заколдую я вас! 

Дети: А мы разбежимся! 

Звучит тревожная музыка. Баба Яга крутится (колдует). Дети бегают врассыпную по залу. 

Б.Я.: Стоп! (Стучит метлой.

Все замирают в различных позах. Под `страшную` музыку баба Яга ходит между детьми — ищет, кто пошевельнется. Забирает — `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д. 

Баба Яга: А знаете, есть такая народная примета — кто на Рождество чихнёт, тот здорово год проживёт! Кто болеть не хочет — чихнём-ка разок все вместе, а? Три-четыре — «Апчхи!!!!!!!!!»

Все чихают.

Дети (хором): Дай Вам Бог здоровья!!!

Б-Я вносит тазик с водой и веник.

Снегу маленько я растопила… Кто Рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!!!

Б-Я бежит по залу, брызгая на детей и взрослых.

Хозяйка:

А ещё есть такая примета — если звёздочку с неба поймаешь… И желание загадаешь…- То оно непременно исполнится!

Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.

Ведущий: Загадывайте все желания!

Все колядовщики.

Сеем, веем, посеваем!
С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят, и на маленьких ребят,
Чтоб здоровы были, много лет жили.

Баба-Яга:

Что с ногами не пойму вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте так плясать и просятся!

Общая пляска с героями праздника

Хозяйка: Славно мы колядовали, танцевали и играли. А теперь пора, угощаться детвора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Святочные дни сценарий
  • Святочные гуляния сценарий на улице
  • Святочные гадания сценарий посиделок
  • Святочные гадания сценарий мероприятия
  • Святочная неделя сценарий