Святой спас праздник

Что такое Спас? Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Значение слова «Спас» Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него […]

Что означает слово «Спас»? Какова история этих праздников? С чем связаны названия «Медовый», «Яблочный», «Ореховый»?

Содержание статьи

  • Что такое Спас?
  • Значение слова «Спас»
  • Медовый спас
    • Итория Медового Спаса
    • Традиции Медового Спаса
  • Яблочный спас
    • История и традиции Яблочного Спаса
  • Ореховый Спас
  • О Спасе на Правмире:
  • Фильмы о Спасе:
    • Преображение Господне. Православный календарь
    • Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас
    • Православие, 14 августа. Какой Спас?
    • В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Что такое Спас?

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова «Спас»

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот   псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее   — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил,   что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с  Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

О Спасе на Правмире:

  • Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2017 году
  • Какого числа Медовый спас в 2017 году?
  • День Всемилостивого Спаса
  • Какого числа Медовый Спас?
  • Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2017 году
  • Медовый спас
  • Ореховый Спас: культы древних и избавление от страхов
  • История Храма Всемилостивого Спаса
  • Грех ли есть яблоки до Преображения?

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Ав­густ бо­гат ка­лен­дар­ны­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми. Неко­то­рые при­об­ре­ли об­ще­куль­тур­ный ха­рак­тер и зна­ко­мы всем, да­же не слиш­ком цер­ков­ным лю­дям. В первую оче­редь это от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым «Спа­сам». Бе­да лишь в том (и это не един­ствен­ная на­ша «бе­да»), что в цер­ков­ном ка­лен­да­ре та­ких на­зва­ний нет! При этом Пер­вый Спас (1/14 ав­гу­ста) име­ну­ет­ся в на­ро­де «ме­до­вым», Вто­рой (6/19 ав­гу­ста) – «яб­лоч­ным», а Тре­тий (16/29 ав­гу­ста) – «оре­хо­вым», «хлеб­ным». Сла­вян­ское сло­во «Спас» (Спа­си­тель) – од­но из бо­го­слов­ских имен Иису­са Хри­ста, Ко­то­ро­му по­свя­ще­ны и мно­гие дру­гие празд­ни­ки. Здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что ос­но­ва цер­ков­ных тор­жеств – не сель­ско­хо­зяй­ствен­ная и тем бо­лее не ку­ли­нар­но-га­стро­но­ми­че­ская, а по­то­му эти фольк­лор­ные (стро­го го­во­ря – неумест­ные) на­зва­ния не име­ют к ним ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

По­ста­ра­ем­ся по­нять – ка­кие же ре­аль­ные со­бы­тия скры­ты за «Спа­са­ми»? Сна­ча­ла – о пер­вом из них.

Пер­вый Спас

(1/14 ав­гу­ста)

Тро­парь Все­ми­ло­сти­во­му Спа­си­те­лю

Об­ра­ща­ю­щий взо­ры с вы­со­ты, при­ни­ма­ю­щий бед­ных, по­се­ти нас, угне­тён­ных гре­ха­ми, о Все­ми­ло­сти­вый Вла­ды­ка, и, по мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы, да­руй ду­шам на­шим ве­ли­кую ми­лость.

Этот празд­нич­ный цер­ков­ный день сов­ме­ща­ет в се­бе несколь­ко зна­ме­на­тель­ных со­бы­тий.

Из­не­се­ние Кре­ста Гос­под­ня

Пер­вое празд­нич­ное вос­по­ми­на­ние это­го дня – «Из­несение Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня». За этим на­зва­ни­ем сто­ят жиз­нен­ные ре­а­лии дав­них лет.

Ав­гу­стов­ские «Спа­сы»Де­ло в том, что в сто­ли­це Ви­зан­тии, Кон­стан­ти­но­по­ле (Ца­рь­гра­де), в свя­зи с ча­сты­ми в ав­гу­сте бо­лез­ня­ми, су­ще­ство­вал обы­чай но­сить крест по ули­цам и до­ро­гам в на­деж­де пре­гра­дить путь неви­ди­мо кра­ду­щей­ся па­гу­бе. На­ка­нуне празд­ни­ка дра­го­цен­ный крест, вклю­чав­ший в се­бя со­хра­нив­ши­е­ся ча­сти­цы де­ре­ва Гол­гоф­ско­го Кре­ста, тор­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли из цар­ской со­кро­вищ­ни­цы в глав­ный со­бор Им­пе­рии – храм Свя­той Со­фии Кон­стан­ти­но­поль­ской, и по­ла­га­ли на пре­сто­ле. С это­го дня и до Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, в те­че­ние двух недель, по всем ули­цам го­ро­да про­но­си­ли крест в про­цес­сии, а за­тем вновь воз­вра­ща­ли в им­пе­ра­тор­ские па­ла­ты. К это­му обы­чаю при­со­еди­нил­ся ещё один – освя­ще­ние во­ды, ко­то­рое про­ис­хо­ди­ло в при­двор­ной церк­ви в пер­вый день каж­до­го ме­ся­ца. По­сте­пен­но мест­ный кон­стан­ти­но­поль­ский празд­ник Из­не­се­ния Кре­ста рас­про­стра­нил­ся по хри­сти­ан­ско­му Во­сто­ку, а у нас на Ру­си по­явил­ся в XV ве­ке. При этом освя­ще­ние во­ды на ис­точ­ни­ках ста­ло на­по­ми­нать о кре­ще­нии Ру­си, на­чав­шем­ся, со­глас­но пре­да­нию, имен­но в этот день. (С 2008 го­да празд­но­ва­ние на­ча­ла кре­ще­ния Ру­си, со­глас­но по­ста­нов­ле­нию Ар­хи­ерей­ско­го со­бо­ра, сов­ме­ще­но с па­мя­тью свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, 15/28 июля).

Спас Все­ми­ло­сти­вый. Ико­на ок. 1430 г.

Спас Все­ми­ло­сти­вый.
Ико­на ок. 1430 г.

Все­ми­ло­сти­вый Спас

Вто­рое цер­ков­ное со­бы­тие се­го­дняш­не­го дня – празд­не­ство Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В его ос­но­ве – па­мять о чу­дес­ных зна­ме­ни­ях от ико­ны Спа­си­те­ля, со­про­вож­дав­ших сра­же­ния с са­ра­ци­на­ми ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла (1143–1180) и бит­ву с бол­га­ра­ми рус­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го в 1164 го­ду. К это­му при­со­еди­ня­ет­ся ещё один эпи­зод. По сви­де­тель­ству ви­зан­тий­ско­го ис­то­ри­ка Ни­ки­ты Хо­ни­а­та, впе­ре­ди три­ум­фаль­ной про­цес­сии им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла, по­сле раз­гро­ма пан­нон­цев в 1167 го­ду, «еха­ла се­реб­ря­ная с по­зо­ло­той ко­лес­ни­ца, за­пря­жён­ная бе­лы­ми, как хло­пья сне­га, ко­ня­ми, а на ней сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри, непо­бе­ди­мой За­щит­ни­цы и со­рат­ни­цы ца­ря».

Кто та­кие Мак­ка­веи?

В этот же день празд­ну­ет­ся па­мять вет­хо­за­вет­ных (до­хри­сти­ан­ских) му­че­ни­ков – свя­щен­ни­ка Еле­азара, се­ми юных бра­тьев, их ма­те­ри Со­ло­монии и мно­гих дру­гих, при­няв­ших му­че­ни­че­скую смерть в пе­ри­од «Ве­ли­ко­го го­не­ния» (167–164 го­ды до н. э). Его ини­ци­а­то­ром стал ан­тио­хий­ский (си­рий­ский) мо­нарх Ан­тиох IV Епи­фан (175–164 до н. э.), в со­став им­пе­рии ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Па­ле­сти­на. Спра­вед­ли­во про­зван­ный совре­мен­ни­ка­ми Епиманом («Безум­ным»), этот обо­жеств­ляв­ший се­бя языч­ник воз­двиг бес­по­щад­ное го­не­ние на бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея, из­дав де­крет, по­веле­ва­ю­щий всем ев­ре­ям от­речь­ся от ве­ры в Еди­но­го Бо­га и по­кло­нять­ся ми­фо­ло­ги­че­ским бо­гам. Он осквер­нил Иеру­са­лим­ский храм, уста­но­вив там язы­че­ский жерт­вен­ник и со­вер­шив на нём жерт­во­при­но­ше­ние Зев­су Олим­пий­ско­му (де­кабрь 167 го­ду до н. э.). Идоль­ские ка­пи­ща бы­ли со­ору­же­ны и в дру­гих ме­стах, и все иудеи, от­ка­зы­вав­ши­е­ся участ­во­вать в жерт­во­при­но­ше­ни­ях, пре­да­ва­лись пыт­кам и му­чи­тель­ной смер­ти. Ко­мис­са­ры Ан­тио­ха ис­ка­ли по до­мам кни­ги Биб­лии и, ес­ли на­хо­ди­ли, то «раз­ры­ва­ли и сжи­га­ли на огне», а вла­дель­цев их уби­ва­ли. Они так­же «уби­ва­ли жен­щин, об­ре­зав­ших сво­их де­тей, а мла­ден­цев ве­ша­ли за шеи» (1Макк.1:56-57, 60-61). Ви­ди­мо, это бы­ла пер­вая в ми­ро­вой ис­то­рии по­пыт­ка ли­шить це­лый на­род сво­ей ре­ли­гии. (По­доб­ное пы­та­лись осу­ще­ствить в на­шей стране дру­гие ко­мис­са­ры – в ко­жа­ных курт­ках и с «то­ва­ри­ща­ми Мау­зе­ра­ми».)

Му­че­ни­ки-бра­тья бы­ли на­зва­ны Мак­ка­ве­я­ми в па­мять о сы­но­вьях свя­щен­ни­ка Маттафии. Вме­сте с от­цом они бе­жа­ли в го­ры, воз­гла­ви­ли вос­ста­ние про­тив ти­ра­на и, по­сле мно­го­лет­ней борь­бы, со­зда­ли неза­ви­си­мое Иудей­ское го­су­дар­ство (142–63 го­ды до н. э., до при­хо­да рим­лян), управ­ляв­ше­е­ся ди­на­сти­ей Мак­ка­ве­ев (ина­че – Хас­монеев). Про­зви­ще «Мак­ка­вей» (ев­рей­ское сло­во Маккаби зна­чит «Мо­лот») по­лу­чил сна­ча­ла один из бра­тьев, Иуда, на­де­лён­ный та­лан­том во­е­на­чаль­ни­ка и по­ра­жав­ший вра­гов, как мо­лот. (Об этом мож­но про­честь в биб­лей­ских I и II Мак­ка­вей­ских кни­гах, а так­же у ев­рей­ско­го ис­то­ри­ка Иоси­фа Фла­вия.)

Се­го­дня же – па­мять и ря­да дру­гих свя­тых, но, по тра­ди­ции, ак­цен­ти­ру­ют­ся со­бы­тия, о ко­то­рых мы толь­ко что про­чли. С это­го дня на­чи­на­ет­ся двух­не­дель­ный Успен­ский пост (до 28 ав­гу­ста).

«Сель­ско­хо­зяй­ствен­ный» ас­пект празд­ни­ка

Мне вспом­нил­ся «за­ме­ча­тель­ный» при­мер на­род­ной омо­ни­мии. Ко дню 1/14 ав­гу­ста бы­ло при­уро­че­но ве­я­ние ма­ка, от­сю­да и фольк­лор­ный празд­ник – «Ма­ковей». Мож­но бы и по­сме­ять­ся, но сле­ду­ет гру­стить: за мно­гие сто­ле­тия хри­сти­ан­ской ис­то­рии наш на­род так и не смог усво­ить хо­тя бы азы ре­ли­ги­оз­ной гра­мот­но­сти. По­это­му очень мно­гие лег­ко от­ка­за­лись от сво­ей куль­тур­ной ис­то­рии, ко­то­рая на­ча­лась, по сло­вам ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва, «с кре­ще­ния Ру­си». А сей­час мы до­шли до та­кой чу­до­вищ­ной сте­пе­ни куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го оди­ча­ния, что да­же так на­зы­ва­е­мые «об­ра­зо­ван­ные лю­ди» ори­ен­ти­ру­ют­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не луч­ше преж­не­го му­жи­ка-хле­бо­паш­ца (но ему это бы­ло из­ви­ни­тель­но).

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные на­зва­ния хри­сти­ан­ских празд­ни­ков оправ­да­ны толь­ко в фор­маль­но-хро­но­ло­ги­че­ском смыс­ле. Ведь празд­ни­ки непо­движ­но­го цик­ла, с фик­си­ро­ван­ны­ми да­та­ми, яв­ля­лись рань­ше для про­стых лю­дей един­ствен­ны­ми ка­лен­дар­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ве­ха­ми. (В их из­бах не бы­ло кол­хоз­ных ка­лен­да­рей, ра­дио­то­чек и они не вы­пи­сы­ва­ли жур­нал «Кре­стьян­ка».) Так, к Пер­во­му Спа­су при­уро­чи­ли про­во­ды ле­та. Па­сеч­ни­ки на­чи­на­ли вы­ла­мы­вать со­ты: счи­та­лось, что к это­му вре­ме­ни «пче­ла пе­ре­ста­ет но­сить ме­до­вую взят­ку». От­сю­да на­зва­ние «Ме­до­вый Спас», а так­же «мок­рый», – из-за на­ча­ла хо­лод­ных рос. От­ме­ча­ет­ся от­лёт пер­вых ла­сто­чек и стри­жей, по­яв­ле­ние стай гра­чей и сквор­цов.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Через пять дней – Вто­рой Спас, ас­со­ци­и­ру­ю­щий­ся для мно­гих лишь с ду­ши­сты­ми яб­ло­ка­ми и ины­ми фрук­та­ми, ап­пе­тит­но гро­моз­дя­щи­ми­ся на длин­ном сто­ле в хра­ме. При­хо­дит­ся на­блю­дать, как иные гос­по­да пе­ре­ми­на­ют­ся с но­ги на но­гу и яв­но ду­ма­ют: «Ско­рее бы за­кон­чи­лась эта служ­ба с непо­нят­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми («… сла­ву Свою яко­же можаху…» и про­чее) и ба­тюш­ка по­брыз­гал на­ши фрук­ты свя­той во­дой! Ну, на­ко­нец-то по­кро­пил! Те­перь их мож­но вез­ти в офи­сы («пра­во­слав­ным» ныне быть мод­но) и с чув­ством хо­ро­шо вы­пол­нен­но­го дол­га уго­щать со­труд­ни­ков.

Хри­стос и апо­сто­лы бы­ли бы это­му весь­ма удив­ле­ны, по­то­му что от­нюдь не фрук­ты за­ни­ма­ли их ум на го­ре Фа­вор, и не ра­ди освя­ще­ния «пло­дов зем­ных» Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня! Ка­ков же под­лин­ный смысл это­го зна­ме­на­тель­но­го тор­же­ства? Об­ра­тим­ся к 19 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Спас

Спас Нерукотворный

 Праздник Спас – что это? Когда отмечают Медовый, Яблочный и Ореховый (Хлебный) Спас? Чему обязаны праздники своим названием? Какие молитвы читать на Спас? Об иконографии и происхождении праздников, а также о народных традициях и суевериях. 

Читайте также: Яблочный Спас — что это за праздник

Содержание страницы

  • Спаситель, Его иконы и праздники
  • Спас Нерукотворный: икона
    • История возникновения иконы 
    • Иконография 
    • О чем молиться перед иконой Спаса Нерукотворного
    • Какие молитвы читать? 
    • День почитания иконы 
      • Спас в Силах
      • Спас на престоле
  • Три спаса в августе по порядку: медовый, яблочный и хлебный (ореховый)
    • Какого числа Медовый Спас 
      • О празднике Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня 
    • Почему Медовый Спас называют Маковым или Маковеем?
  • Какого числа Яблочный Спас
    • Церковный праздник Преображение Господне 
    • Значение праздника 
    • Иконография 
    • Почему этот день называют Яблочный Спас? 
    • Молитвы на Яблочный Спас 
  • Ореховый Спас
    • История праздника или почему Третий Спас называют Спасом на полотне 
    • Почему Третий Спас называют Ореховым и Хлебным?  
  • Храмы в честь Спаса
    • Похожие статьи

Спаситель, Его иконы и праздники

На самом деле слово «Спас» имеет несколько значений: 

  •  В церковнославянском обиходе так кратко принято именовать Господа нашего Иисуса Христа. Спас, то есть Спаситель.
  • Так называется некоторые иконы Иисуса Христа — Спас Нерукотворный,  Спас в силах, Спас в терновом венце.
  • Это слово используется в название трех православных праздников, известных в народе как Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. 
  • Так именуют церкви, освященные в честь Спасителя. Например, всем известный храм Спас на крови (Собор Воскресения Христова) в  Санкт-Петербурге.

Спас Нерукотворный: икона

 

 Не сотворенный рукотворно образ Божий считается первой православной иконой, занимающей особое место в истории иконописи. 

История возникновения иконы 

Спас

Иконография: Спас Нерукотворный Датировки: XII в. Вторая половина XII в.Иконописная школа или художественный центр:  Новгородская школа Происхождение: Возможно была написана для церкви Св. Образа на Добрыниной улице на Софийской стороне в Новгороде. Потом находилась в Успенском соборе Московского Кремля.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 77 см, ширина 71 см. Изображение лика Христа в крестчатом нимбе, занимает почти всю плоскость доски. Нимб кроме нижнего края касается полей иконы. Взгляд больших глаз обращен влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Волосы волнистые, коричневые, пряди обозначены параллельными черными и золотыми линиями, внизу образуют по два завитка. Борода и усы нанесены тонкими черными линиями. В живописи лика преобладают темные золотистые охры. Оборотная сторона Инв. № 14245 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 8.

Икона обязана своим происхождением Самому Иисусу Христу. Об этом находим упоминание в трудах богослова Евсевия Кесарийского, современника Иисуса Христа, проживавшего в Палестине.  

Случилось так, что старый царь Эдессы Авгарь сильно занемог. Тогда он призвал к себе слугу и повелел ему отправиться к Иисусу Христу, слава о чудесах которого распространилась далеко за пределы Палестины. Старый царь надеялся, что получит исцеление, если Господь благословит его. Но письмо, написанное Спасителем, не принесло долгожданного облегчения и не изменило состояния старого правителя Эдессы.

Прослышав же о том, что иудеи ищут Христа, чтобы убить, он послал к Иисусу другого гонца, по роду занятий художника, уповая на то, что получит хотя бы образ Господень. Но придворный живописец не имел силы постичь облик Христа, о чем весьма сильно сожалел. Тогда Христос омыл лице водою из чаши и оттер Его полотенцем, и все узрели чудо: на плате чудесным образом запечатлелся лик Спасителя.

Так, благодаря божественной силе, а не человеческому творчеству и мастерству, появилась первая  нерукотворная икона, сравнимая разве что с Туринской плащаницей. Сей плат был доставлен Авгарю, и тот тотчас же исцелился, едва прикоснувшись к изображению. 

Иконография 

Классический вариант иконы представляет собой портрет Иисуса, который выполнен на полотне. Согласно канону, иконописцы используют два способа изображения образа: на убрусе (светлый фон) и на чрепии, то есть черепице (темный фон). 

Каждая деталь: волосы Христа, фон и т.п. несут свою смысловую нагрузку. Главные особенности изображения иконы Спас Нерукотворный: 

  • симметрия черт лица, отождествляющаяся с гармоничностью мира. Глаза  смотрят либо прямо на молящегося, либо в сторону, 
  • нимб, окружающий голову Спасителя, замкнут в кольцо. Это принято рассматривать как символ завершенности мирового порядка, 
  • это единственная икона Христа, выполненная в стиле «портрет». На других иконах Спаситель изображен либо в действии, либо как «царь царей» с соответствующими регалиями власти, 
  • есть лишь одна голова, без шеи и плеч. Это подчеркивает связь Христа с его человеческим началом: такой отпечаток на плате мог остаться, как если бы человек действительно вытерся полотенцем. 
  • Как правило, лицо Христа спокойно и безмятежно. Взгляд глубок и незамутнен, отражает внутреннюю чистоту Спасителя. 

О чем молиться перед иконой Спаса Нерукотворного

Обо всем, что важно для верующего. 

Какие молитвы читать? 

Молиться можно как своими словами, так и молитвами из Молитвослова. Стоит вспомнить главную молитву христианина, которую дал нам сам Господь и которая записана в Евангелии с Его слов: «Отче наш». А можно обращаться к Спасителю со словами: Господи, спаси и сохрани!

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

 О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси.  

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. 

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!  

Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,  

будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,  купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь. 

День почитания иконы 

29 августа по новому стилю 

Существуют и другие иконы Иисуса Христа, называемые Спасами:

Спас в Силах

Спас

Иконография: Спас в Силах Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера.Размеры иконы:  высота 77 см, ширина 62,5 см Икона с ковчегом. Спас изображен сидящим на престоле, на левом колене развернутое Евангелие, правая рука в благословляющем жесте. Фигура и престол вписаны в красный четырехугольник с головками херувимов и зеленоватую мандорлу с белильными облаками. По углам — символы евангелистов. Лик Христа моделирован мягко с притенениями под нижними веками и нижней губой. Фон светлая охра. По полю надпись полууставом: » ГДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ». Инв. № КМЗ НВ 7889. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Спас на престоле

Спас

Иконография: Спас на престоле Датировки: XV в. Вторая половина XV в.Иконописная школа или художественный центр: 

Три спаса в августе по порядку: медовый, яблочный и хлебный (ореховый)

Эти названия закрепились в миру за тремя православными праздниками, которые празднуют в конце лета, а именно: в августе. 

Какого числа Медовый Спас 

Первый, или Медовый Спас отмечается 14 августа. День этот особо примечателен тем, что включает в себя целый ряд важных в духовном плане событий. Это торжество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.

В этот же день в храмах во время богослужений освящают мед. Вот почему в просторечии этот день называют Медовым Спасом, а также маковеем. Также по традиции совершается малое водосвятие.  

О празднике Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня 

Не стоит путать этот праздник с Воздвижением Животворящего Креста Господня, суть, смысл и дни празднования у них совершенно разные. 

Вот, что говорится в греческом часослове от 1897 года: 

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». 

 «Предъисхождение», то есть «несение впереди». Таким образом, употребление закрепившегося на практике слова «происхождение» лексически неверно, здесь более подходит слово «изнесение». 

Этот обычай соединился с другим: водосвятием, его совершали в тот же день, по старому стилю – 1 августа. Отсюда еще одно название – Спас на воде. 

Молитва Честному Животворящему Кресту

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад с шедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. 

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 

Торжество Происхождения (Изнесения) Древа Честного и Животворящего Креста Господня тесно связано с другой знаменательной датой в православном календаре: празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии. По незнанию можно подумать, что оба эти праздника суть едины и не имеют особенностей, а потому и празднуются в один день. Мысль же эта в корне не верна. 

Данное празднество имеет свою историю. Установление его связывают с победой князя Андрея Боголюбского над болгарами,  по случаю знамений от икон Спасителя, Богородицы и Честного Креста Господня во время этих сражений. Кроме того, в этот же день греческий князь Мануил разгромил сарацин. Предание гласит, что в бою князь узрел чудное видение: будто бы лучи от икон озаряют его войско огненным светом. Свою победу он полностью приписал Божественному покровительству. 

В память об этих чудесных победах был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. 

Молитва Всемилостивому Спасу

Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови́ вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. 

Молитва пресвятой Богородице

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 

Почему Медовый Спас называют Маковым или Маковеем?

14 августа Православная Церковь чтит память святых мучеников Маккавеев. В народе произошло переосмысление значения этого слова, в связи с его созвучием слова «мак», который созревает к этому времени. Григорий Богослов в своих учениях говорит о том, что мало кто из христиан чтит память семи братьев и матери их, так как пострадали они до Христа. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах. 

Братья погибли за веру, подвергнув себя мучительным пыткам.

«Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной», — сказал один из них своему палачу . Другой, протянув руки для отсечения, промолвил: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их»». Еще один из сыновей говорил: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит». 

Семи мученикам Маккавейским молятся: 

  • о здравии душевном и телесном 
  • о ниспослании мудрости 
  • о заступлении 

Молитва мученикам Маккавеям 

 Тропарь, глас 1 

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся. 

 Кондак, глас 2 

Премудрости Божия столпи седмочисленнии, / и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, / Маккавеи всемудрии, / прежде мучеников превелии мученицы, / с нимиже всех Богу молитеся / спастися почитающим вас. 

Какого числа Яблочный Спас

Второй, или Яблочный Спас  отмечается 19 августа. В православной традиции приурочен он к  празднику Преображения Господня. В этот день в храмах совершается благословение плодов нового урожая (не только яблок, но и винограда, злаков и проч.) 

Церковный праздник Преображение Господне 

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Евангелие от Марка, 9:2-13) 

Преображение Господне – один из двунадесятых праздников, то есть важнейших в жизни православных христиан, когда вспоминаются различные события из земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. 

Преображение Господне в 2021

Преображение Господне

О нем подробно упоминается в трех Евангелиях: от Марка, от Матфея и от Луки. 

Когда Христос открыл своим ученикам о том, что Ему предстоит пострадать за избранный народ, быть убитым и воскреснуть на третий день, Петр начал прекословить учителю. Апостолам было трудно понять как возможно такое чудо, оттого в сердцах их поселилось смятение. 

Тогда Господь, по прошествии шести дней после этого разговора, выбрал из двенадцати учеников троих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавр. Там Он, преклонив колени, стал молиться Отцу Своему небесному. И внезапно лицо Христа просияло, а одежды стали белыми как снег. Так случилась чудесная метаморфоза, называемая Преображением.

Свидетелями его стали пророки Илия и Моисей, явившиеся перед оторопевшими учениками во плоти. Они вели беседу со Христом о предстоящем ему мученическом пути. Еще более были изумлены ученики, когда из возникшего рядом облака раздался глас:

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте».

Ослепленные апостолы пали ниц, ибо больше не могли выдержать яркого света, исходящего от Учителя. Христос же прикоснулся к ним, промолвив: «Встаньте и не бойтесь». Поднявшись с земли, ученики никого не увидели, кроме Него. 

Так Христос показал Своим ученикам, что в Нем соединяется человеческое и божественное начало, тем самым укрепив их в вере. 

Значение праздника 

Праздник Преображение, или Яблочный Спас — православный праздник, который имеет личное отношение к каждому верующему: уподобляясь апостолам, с их человеческой, а значит несовершенной природой, способны ли мы причаститься к божественному откровению, узреть Фаворский свет? Стремление к этому свету и должно составлять смысл нашей духовной жизни.  

Христос своим преображением показал, что добровольно ступил на уготованный Ему путь, принял мученический венец. 

Мы, следуя за Ним, должны из тьмы греха перейти во свет добродетели, то есть преобразиться духовно. 

Иконография 

Сюжет иконы Преображение Господне – канонический. 

икона Преображение

Иконография: Преображение Господне Датировки: XVI в. Первая половина-середина XVI века.Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 118 см, ширина 92 см Надписи золотом: на нимбах Христа – ω О Н; на фоне: рядом с Христом — IC XC; вверху – ПРЕωБРАЖЕНЇЕ Г(ОСПОД)А Н(А)ШЕГО IС ХР(ИСТ)А; справа от Моисея – МОVСЕ[И]; слева от Ильи – И[ЛИ]Я; рядом с упавшими апостолами – ПЕТРЪ, IωАН, IАКωВ; рядом с Христом и апостолами, поднимающимися на гору — ВО ВРЕМ¤…ТЪ [И?]…У ПЕ // ТРА И «КОВА Їω…[ГОР]У ВЫСОКОУ И ПРЕω // БРАЗИС¤…РЕ[Д] НИ[МИ] (Мф. XVII, 1; Мк. IX, 2); рядом с Христом и апостолами, спускающимися с горы, — ЗАПОВh[Д]А ИСОУС УЧ(Е)НИКОМЪ // СВОИМЪ И(С)ПОВhДАИТЕ СЕГО Д // ОН ДЕ ЖЕ С(Ы)НЪ Ч(Е)Л(О)В(Е)Ч(ЕС)К(ИИ) И // З М(Е)РТВЫХЪ ВОСКР(Е)СНЕТЪ (Мф. XVII, 9; Мк. IX, 9). Доска липовая, из пяти частей, с тремя врезными встречными шпонкам. Поставлена на учет в 1976 году.Реставратор Д.М. Тюлин (Ярославский филиал ЦГРМ, 1920-е гг.) Рядом с Христом и апостолами, спускающимися с горы, внизу, оставлен нераскрытый фрагмент живописи под олифой.Инв. № ЯМЗ 40943, ИК-139. © Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Литература:1. Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. Ярославль. 1913. С. 13;2. Анисимов А.И. Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле 1919-1926 гг. М., 1926. С. 7. Илл. 3;3. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964. С.17. Кат. 13;4. Ростово-Суздальская школа живописи. М., 1967. С. 109-110. Кат. 99. Илл. на с. 25;5. Ростово-Суздальская живопись XII-XVI веков (альбом). М., 1970. Илл. 39;6. Даен М.В. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного. [С. 207-225] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 225;7. Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. Л., 1973. С. 32. Илл. 24;8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. С. 196, сноска 275;9. Ярославская иконопись XIII-XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981. Кат. 7;10. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 23, табл. 25;11. Болотцева И.П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996. С. 7;12. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 292;13. Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 87. Илл. 19;14. Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002. С. 48. Кат. 19;15. Блажевская С.Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003. С. 76. Илл. на с. 24;16. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков. Ярославль. 2004. С. 43, 45, 50;17. Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007. С. 98. Илл. 62 на с. 95.18. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. 33.

В центре ореола – Иисус Христос в белых одеждах. По бокам пророки: Моисей (как правило, его изображают молодым) и старец Илия. В руках у Моисея – скрижали Завета. Внизу полотна – павшие ниц апостолы. От фигуры Спасителя исходят лучи света. Они делят икону на противопоставленные друг другу стороны: землю и небо, божественное и земное, как намек на божественное и человеческое естество Христа. 

В некоторых вариантах детали могут незначительно изменяться. Так, пророки не стоят по бокам, а выходят: Моисей из гроба, а Илия из облака. По свидетельству богословов, это имеет символическое значение. Поскольку Сын Божий начальник и живым и мертвым, то Моисей должен был известить о Славе Христовой усопших, а Илия – живых.  

По бокам иконы можно встретить также сцены из Евангелия: Христос восходит на гору с учениками и сходит с нее. Интересная деталь: в редких случаях апостолы изображаются на иконе дважды: взирающими на чудо Преображения и традиционно павшими ниц. Спаситель же поднимает их, словно говорит согласно евангельскому тексту ««Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7)»  

Древнейшая и известнейшая в России икона праздника Преображение Господне датируется началом XV в., написана Феофаном Греком и хранится в Третьяковской галерее (Москве).  

Почему этот день называют Яблочный Спас? 

На Руси получил название «Яблочный Спас». Когда-то в Израиле и Греции существовал обычай приносить в этот день в храм для освящения гроздья винограда.  В России же виноград встречался не везде, и люди заменили его яблоками. Традиция эта соблюдается до сих пор. Существует даже специальная молитва: «На освящение начаток овощей (плодов)». 

Поскольку время празднования приходится на пост (Успенский) запрещается вкушать скоромное, но можно есть рыбу.

Молитвы на Яблочный Спас 

Тропарь Преображения Господня 

глас 7 

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. 

Кондак Преображения Господня 

глас 7 

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние. 

Ореховый Спас

Спас

Иконография: Спас Нерукотворный Датировки: XVIII в. Начало XVIII века.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 58 см, ширина 46,3 см В среднике иконы изображен плат с запечатленным на нем ликом Спасителя. КП 0233. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Третий Спас, он же Хлебный, он же Ореховый отмечается 29 августа 

История праздника или почему Третий Спас называют Спасом на полотне 

В этот день православная церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Это событие неразрывно связано с историей возникновения иконы.   

До 944 г святыня хранилась в Эдессе, но, когда город попал под власть арабов, образ был перенесен в Константинополь, считавшийся в то время столицей православия. 

Почему же Третий Спас называют Спасом на полотне? По преданию, когда Спаситель вытер лицо полотенцем, на нем сохранился отпечаток Его Божественного лика. Эта икона особо почитается в русском православии. 

Почему Третий Спас называют Ореховым и Хлебным?  

Все опять же приурочено к сборам урожая. На Руси было принято освящать всякий природный дар, а к этому времени в полях как раз заканчивалась жатва и, кроме того, начинался массовый сбор орехов. Святили хлеб, испеченный из муки нового урожая, орехи, злаки. Третий Спас замыкает собой Успенский пост, после него начинается осенний мясоед. 

Храмы в честь Спаса

Спас на Крови

Собор Воскресения Христова

Довольно часто рассматриваемое слово встречается в названии храмов. Его принято употреблять в случае, если храм (собор) посвящен Иисусу Христу. Самый яркий пример: Собор Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге или, как более привычно для обывателя, Спас-на-крови. 

Как видим, значение у данного слова при кажущемся многообразии всего одно – Спаситель. 

Галина Бочарова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

14 августа в России отмечают Медовый Спас — с этого дня начинается сбор меда и освещение его в церкви. У Медового Спаса много названий: его называют Первым, Мокрым, Спасом-Маковеем, Лакомкой и Медовым праздником. Он совпадает с началом Успенского поста — у древних славян считалось, что именно к 14 августа мед в ульях созревает до полной готовности и его можно собирать. Спасы — народное название трех праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господня и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя. Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя. Кроме этого, «Спас» интерпретируют как «спасение себя» с помощью пищи: меда, яблок, хлеба. Именно поэтому Медовый Спас — народно-церковный праздник. Об истории Медового Спаса и его традициях — в материале РЕН ТВ.

История медового спаса

Медовый Спас — празднество, которое проходит каждый год 14 августа в честь трех святынь:

  • животворящего Креста Господня;
  • образа Спасителя;
  • иконы Владимирской Божьей Матери.

Медовый Спас — первый из трех, поэтому иногда его так и называют — Первый Спас. Следом идут Яблочный Спас (19 августа) и Ореховый (29 августа). По традиции восточных славян в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с медом, пироги, булочки и плюшки.

Фото: © АГН «Москва»/Александр Авилов

Почему медовый спас так называется

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены и пасечники приступают к сбору. У пчеловодов был целый обряд освящения меда в этот день. С утра они осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу меда. Затем «выламывали» из него соты и, отложив часть из них, несли в церковь.

После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесенный в сотах мед, а дьяк собирал «попову долю». Часть освященного меда сразу передавалась нищим, поздравлявшим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы детей и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели хвалебные песни пасечникам и пчелам.

Мокрый Спас и его традиции

Медовый Спас называют еще Мокрым Спасом, или Спасом на воде. В церковном календаре 14 августа — праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот же день отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.

Слово «происхождение» представляет неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Буквально — «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос.

В Константинополе, при греческих императорах, в этот день священную реликвию — Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос, — выносили из дворца в патриарший православный собор Святой Софии и совершали водоосвящение.

Фото: © АГН «Москва»/Александр Авилов

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней».

Этот обычай из Греции перешел и в Россию. В этот день после литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда крестным ходом. На Руси в этот день по традиции освящали новые колодцы и чистили старые. После крестного хода купались в освященной воде и купали в ней домашний скот, чтобы «смыть» болезни и сглаз.

Маковей и его традиции

У Медового Спаса есть еще одно название — Маковей (встречаются варианты Маккавей и Макавей). 14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до новой эры.

Семерых братьев — Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла — казнил сирийский царь Антиох Епифан. Он хотел, чтобы подданные поклонялись языческим богам, но семья Маккавеев отказалась. Царь убивал братьев одного за другим на глазах у матери, но никто из них не предал свою веру — братья были казнены, а мать умерла, не выдержав мук. С тех пор в этот день принято почитать семью мучеников.

Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. Считается, что мак, как и мед в этот день, обладает целебными свойствами, поэтому его обязательно нужно добавлять в пищу. И не только: по поверью, если положить под подушку ребенку освященную в церкви маковую головку, она убережет его от сглаза и поспособствует спокойному сну.

Традиционно в этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К им готовилось маковое молочко — маково-медовая масса, в которую обмакивали блины.

Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк

Суть праздника

В народе Медовый Спас — это праздник меда, когда можно наслаждаться урожаем и готовить разные вкусности. Но для православных это не только день угощения медом, но и возможность помолиться, сходить в церковь для освящения урожая, а также посетить праздничные богослужения. Верующим этот праздник напоминает о необходимости веры в Спасителя. Православные чтят связанные с этим днем события, а также готовятся к празднованию Успения Богородицы, соблюдая Успенский пост, который является одним из самых строгих и многодневных.

Успенский пост

Успенский пост длится две недели — с 14 по 27 августа. По строгости он уступает лишь Великому, однако считается, что из-за обилия созревших плодов соблюдать его относительно легко.

Во время Успенского поста для тех, кто его придерживается, установлен особый порядок приема пищи. По понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение. По вторникам и четвергам позволено принимать горячую пищу без масла. По субботам и воскресеньям — пищу с маслом и вино.

Фото: © unsplash

Традиции празднования Медового Спаса

В Медовый Спас большинство традиций так или иначе связаны с медом:

  • верующие посещают праздничные богослужения в храмах, а также освящают медовые продукты;
  • во время трапез первым на стол подают мед;
  • готовятся разные блюда и десерты из меда с учетом правил поста, например медовые пряники, коврижки или квас;
  • для пасечников этот день считается ключевым в сборе меда;
  • важно не забывать в этот день про помощь ближнему. На Медовый Спас принято помогать по хозяйству вдовам, пожилым и немощным людям. В еще не возбраняется угощать соседских детей медом или подарить баночку нищему;
  • в этот день было принято просить об отпущении грехов. В народе считалось, что Медовый Спас — день отпущения «бабьих грехов»: верили, что женщинами прощаются все грехи, которые они отмаливают в этот день.

Считается, что первая ложка меда 14 августа обладает особой силой, поэтому нужно загадывать желание — и оно исполнится уже в скором времени.

Фото: © ТАСС/Антон Новодережкин

Магический букет Маковейчик

В праздник Медового Спаса издавна создавали уникальные букеты-обереги, так называемые Маковейчики. Они защищали семью от самых разных бед и неурядиц, причем на протяжении всего года. В них обязательно должны присутствовать такие цветы и травы:

  • калина — символ красоты, искренней любви и верности друг другу;
  • подсолнух — символ яркого солнца, тепла и взаимной благодарности;
  • календула — крепкая защита от разнообразных болезней и недугов;
  • овес — для отличного урожая и достатка;
  • мята — для того чтобы в семье всегда присутствовал мир, покой, понимание и обязательно доверие;
  • душица — чтобы «роду не было переводу»;
  • володушка (Ласковец) — для искренней ласки и нежности;
  • донник поможет в случае ссоры;
  • маковые головки — обязательная составляющая букетика;
  • веточка полыни — от нечистой силы.

Букет перевязывали красной лентой, освящали в церкви и берегли на протяжении всего года.

14 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/ В августе православные верующие отмечают три праздника в честь Спасителя (три Спаса) — медовый, яблочный и ореховый. В их праздновании тесно переплелись народные и христианские традиции.

Спас Медовый

Первый Спас («на воде», Медовый Спас) приходится на 14 августа и установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.

В церковном календаре этот праздник отмечен как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Он сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому первый Спас иногда называют мокрым Спасом («на воде»).

В народе первый Спас больше известен как медовый. Это праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый Спас заламывай соты», «На первый Спас и нищий медку покушает», — говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но еще и «на помин родителей».

С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов. «Первый Спас — первый посев», — говорили наши предки и непременно приносили в церковь семена, а священники перед севом окропляли поля святой водой. Освящали также и колодцы. Живы такие народные приметы: «С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы», «На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку».

С праздником первого Спаса совпал день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Упоминание о них в народном календаре связано со временем собирания мака.

Спас Яблочный

Второй Спас (Великий Спас, Спас «на горе», яблочный) отмечается 19 августа. В православной церкви в этот день празднуют Преображение Господне — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками.

Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору, чтобы помолиться. Во время этой молитвы произошло Преображение — лицо Иисуса озарилось светом, а одежда его стала белее снега. После этого появились два пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Иисусом. Ученики, ставшие свидетелями Преображения, были испуганы. Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.

Великий Спас особо почитали в народе. В этот день в храмах освящали яблоки и другие плоды, после чего позволялось употреблять их в пищу. Отсюда и народное название праздника — яблочный. По традиции в этот день все верующие люди пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.

Василий Селиванов в своей книге «Год русского земледельца» писал: «В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».

Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили «Спас — в достатке хлеба у нас».

Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки.

В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю до Спаса, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса — осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а пословицы напоминали «Пришел Спас — и лето от нас», «Спас — бери рукавицы в запас».

Спас Ореховый

Третий Спас (Спас «на полотне», ореховый) отмечают 29 августа. Празднество установлено в честь перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Эдесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, захотелось ему изобразить черты его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня.

Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же получилось изображение Христа. Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».

Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в Эдессе, а впоследствии был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.

Третий Спас называется ореховым, потому что к этому дню, как правило, созревают орехи. В Беларуси орешник (лещина) считается священным растением, он символизирует жизнерадостность и плодовитость.

В народе Ореховый Спас также прозвали хлебным, так как он означал окончание жатвы и озимого сева — с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками». И поговорки соответствующие были в народе: «Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко в гумне», «Третий Спас хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». Бытовали приметы: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса», «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно». В этот день пекли пироги и печенье из муки нового урожая.-0-

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Святой пророк илия праздник
  • Святой праздник сегодня открытки
  • Святой праздник сегодня 26 октября
  • Святой праздник святая троица когда
  • Святой праздник покров день