Таан той хакасский праздник

"Саянское Кольцо" - ведущий туроператор внутреннего и въездного туризма по Красноярскому краю, Республики Хакасия и Тува

Общая информация

Традиции и кухня

Религия и верования

Праздники и фестивали

История

Природа

Праздники хакасского народа, ведущие свои традиции с глубокой древности, дошли до нас наполненными легендами, устоявшимися обычаями и обрядами. В основе каждого из них лежит связь человека с природой, очень важная составляющая мировоззрения хакасов.

Один из самых известных праздников — Чыл пазы. Это Хакасское начало года, праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, праздник очищения. Подобный Новый год отмечали многие народы Востока.

Через месяц после празднования Чыл пазы хакасы почитают Мать-Землю, ее освещение и очищение. Эта традиция носит название Чир Инэ.

Таан-той — это праздник прилета первых птиц — галок. Птицы, обитатели небесного мира, рассматриваются как божества, потому и особо почитаемы. Считается, что каждая птица обладает определенными качествами и функциями.

У хакасских земледельцев основным праздником считается Урен хурты, посвященный благополучию посева. Праздник же урожая, отмечаемый осенью, после жатвы, носит название Уртун-той. Он посвящен духу пашни в благодарность за хороший урожай.

Самый известный скотоводческий праздник — Тун-Пайрам. Это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). А праздник последнего айрана называют Айран солындзы, он проводится по окончании заготовки дров на зиму и посвящен проводам засыпающей природы.

Существует множество празднеств, посвященных почитаемым символам хакасок. Так, существует праздник первого Грома, праздник поклонения Небу, Горе, Воде, Огню, Солнцу; Пай Хазын — праздник Священной березы…

Осенью проходит Хуртуях Ай — месяц стариков, праздник почитания и благодарения стариков.

Из традиций же, возникших в последнее время, очень известен Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан», начавший свою историю в 2003 году. Фестиваль проходит раз в два года и его основной целью является представление искусства театра кукол сквозь культурные традиции, историю и экологию того или иного региона.

Мÿчел — от мыши до кабана

Каждый народ создает свою систему летоисчисления, учета времени, времен года. В основе создания хакасского календаря выделяется три главных компонента: трудовая деятельность, связанная со скотоводством, поклонение окружающей природе и культ предков. По календарю осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды. Хакасский календарь называется «мучел» (двенадцатилетний цикл). Каждый «мучел» соответствует одной из пяти стихий  и обозначается определенным цветом: небу (синий), огню (красный), земле (черный), воде (белый), растительному покрову (зеленый). Пять «мучел» составляют 60 лет или один век — «пукул». Хакасский календарь описан китайскими летописцами одним из первых в Центральной Азии. Схожая модель летоисчисления была присуща и другим тюрко-монгольским народам до принятия ими мировых религий. Двенадцать лет календаря соотносились со следующими животными — мышь, корова, лиса (барс), заяц, ящерица (дракон — алай), змея, лошадь, овца, человек (обезьяна), журавль, собака, кабан. С каждым годом связывались особые представления и приметы.

Хакасская календарная система является солнечно-лунной. Начало года «Чыл Пазы» относится ко дню весеннего равноденствия 22 марта. В одном году насчитывается двенадцать месяцев по 30 дней. Поскольку лунный год по количеству дней не соответствует солнечному, то по этой причине хакасы каждые три года добавляли дополнительный тринадцатый месяц. Високосный год считался годом главы Подземного мира — Эрлик-хана.

У хакасских субэтнических групп для обозначения месяцев имеются как общие названия, так и диалектные. В первую очередь это обусловлено местом проживания и, соответственно, разным хозяйственным укладом. Также можно указать в качестве источников названий месяцев фольклор, народные приметы и др.

Названия месяцев Качинцы Сагайцы Кызыльцы Бельтыры койбалы бирюсинцы
Март Хаан хоон Харга айы Арган кööк хаан Улуг кöрiк
Апрель хосхар Хосхар, хыра айы Кööк айы Сын кööк хосхар Кiчiг кöрiк
Май сiлкер сiлкер Кiчiг iзiг Пис айы сiлгер Хандых айы
Июнь Тос айы Тос айы, Улуг ай Улуг iзiг Сип айы Тос айы Тос айы, Улуг ай
Июль От айы От айы От айы Ал сип айы От айы От айы
Август Оргах айы Оргах айы Оргах айы Оргах айы Оргах айы Оргах айы
Сентябрь ÿлгер Сарыг пÿр Чарыс айы ÿртÿн айы Сарыг пÿр ÿртÿн айы
Октябрь Кiчкер Кiчiг соох Кiчiг соох Чарыс айы Кiчiг соох Чарыс айы
Ноябрь хырлас Улуг соох Улуг соох Хуртуйах айы Улуг соох Кiчiг хырлас
Декабрь Алай алай алай Улай алай Улуг хырлас
Январь кÿрген кÿрген кÿрген ÿзÿрген ÿлгер чил айы
Февраль пöзiг пöзiг хузургул пÿзÿг позiг азыг айы

Каждый месяц разделялся на недели по семь дней: позырах — воскресенье, пас кун — понедельник, тоой кун — вторник, саарсых кун — среда, торт хондых — четверг, пис хондых — пятница, чичiме — суббота. Каждый день недели имел свои приметы и связанные с ними поверья и запреты.

В соответствии с календарем проводились праздники, которые можно разделить на несколько категорий: сезонные (Чыл Пазы, Тун Пайрам, Таан той и др.), хозяйственные (Урен хурты, уртун той), христианские (Рождество, Пасха, Троица и др.), традиционные религиозные (Тигiр тайыг, Таг тайыг, Суг тайыг). В хакасском языке праздник называется «улукун» (букв. — великий день). Праздники отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир детей и молодежи. На праздниках люди отдыхают от трудовых будней, проводят время вместе, испытывают положительные эмоции. Праздники способствовали консолидации населения, давали ему физическую, психологическую и социальную разрядку.

Наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника — Тун Пайрам и Чыл Пазы. Оба были возрождены в недавнее время: Тун Пайрам в 1980-х гг., Чыл Пазы в 1990-х гг. В настоящее время они проводятся ежегодно и собирают тысячи людей.

Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. Это символическое обозначение завершения старого и начала нового цикла Жизни. Чыл пазы переводится как «голова года». В традиционном мировоззрении хакасов мы можем найти этому следующее объяснение: «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась». Это связано с тем, что змея у народов Саяно-Алтая была символом времени, свернувшегося в кольцом. (Рис. Чыл пазы в музее, 2005 г)

Чыл пазы жители одного аала встречали вместе. Перед этим было необходимо провести уборку жилищ, хозяйственных построек, прилегающей территории. Тщательно проветривали одежду, постель, детали юрты. Но по хакасскому обычаю символическое количество мусора оставлялось, «чтобы счастье не ушло». В день равноденствия рано утром люди аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Пожилой мужчина «алгысчы» произносил молитву и от имени жителей аала обращался к высшим силам о том, чтобы они не покинули людей. После моления люди возвращались домой. Дома производили ритуальное угощение домашних духов-хранителей «тёсей», после чего ходили друг к другу с угощениями. Необходимо было посетить каждую юрту.

Каждый год в конце мая — начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран». К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы. На него собирали жители соседних селений — аалов. Праздничная площадка состояла из коновязи, берез, большого костра. Руководителем являлся алгысчы, который делал ритуальное жертвоприношение, обращался к силам Неба и Земли, освящал ритуального коня — ызыха. Алгысчы обмывал коня молоком, окуривал его богородской травой (ирбен), после чего ызых отпускался на волю. По окончании ритуала приступали к общей трапезе. Желающие принимали участие в соревнованиях по борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам. (Рис. Тун Пайрам)

На сегодняшний день эти праздники не только организуются правительством Республики Хакасия и местной администрацией, но постепенно вновь становятся семейной традицией.

Традиционно в начале апреля педагоги абаканского детского сада «Сказка» организуют проведение хакасского национального праздника прилета первых птиц – Таан-той.

Дошколят знакомят с обычаями, обрядами, традициями проведения праздника. Например, считалось, что птицы в понимании хакасов – это обитатели небесного мира и поэтому рассматривались как божества и были особо почитаемы. Магическая функция почитания выражалась в стремлении увеличить хозяйственное благополучие и повлиять на процессы плодородия. Поэтому, когда прилетали первые весенние птицы – галки, жители аала высыпали на улицу, окропляли местность айраном и обязательно подносили угощение – талкан. Девушки рассказывали, чему они научились за зиму по хозяйству, а юноши хвастались своими успехами в охотничьем деле и в уходе за скотом. Во время праздника Таан-той принято было ходить друг к другу в гости, угощаться и играть в национальные игры.

Вот и воспитанники детского сада «Сказка» в этот день читают стихи на хакасском языке, играют в хакасские игры, инсценируют сказки хакасских писателей, знакомятся с птицами, обитающими на территории республики, занесенными в Красную книгу (овсянка, лебедь-кликун, куропатка, филин, беркут, степной орел).

Согласно традиции, ребята рассказывают друг другу о том, что нового узнали, чему научились, как помогают родителям, бабушкам и дедушкам. Девочки исполняют танец прилёта галок, а мальчики участвуют в состязаниях на силу и ловкость. Заканчивается праздник выставкой детских рисунков птиц.

Обращаясь к народным истокам, к истории, педагоги детского сада не только сохраняют хакасские традиции, но и создают условия для возникновения мотивации к изучению хакасского языка не только у детей, но и у их родителей. Помогая своему ребенку выучить стих к празднику, подготовить национальный костюм или декорацию к инсценировке, родители невольно становятся участниками мероприятий и, тем самым, принимают в себя частичку хакасской культуры.

Фото – из архива детского сада «Сказка»

Слайд 1. Традиции проведения хакасских национальных праздников 

Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности.

Слайд 2. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Особенности развития детей дошкольного возраста дают основание утверждать, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, может пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Слайд 3. Через национальные праздник многие представители хакасского этноса пытаются возродить уклад жизни и культурно-бытовые традиции хакасов, которые складывались под влиянием природно-климатических условий, сформировавших особый хозяйственно-культурный тип – кочевого и полукочевого скотоводства.

В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски «улукун» — буквально «великий день») отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир подрастающего поколения.

Важную роль в праздниках играют религиозные обычаи и обряды.  Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Именно во время праздника у хакасского народа особенно активно проявляется культурная личность, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. Праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.

Слайд 4. Среди всех национальных праздников хакасов условно можно выделить: семейные и календарные (общие).

Слайд 5. Семейные праздники: Посвященные рождению и первым этапам в жизни ребенка Кин –той, его проводили на третий день после рождения ребенка. Собирались соседи и пожилые родственники. Забивался баран и делалась сметанная каша – потхы. Пизик той – праздник колыбели Праздновали только после рождения ребенка и только в новолуние. Материалом служила береза. Колыбель служила для ребенка два-три года. Младшие тоже до трех лет росли в колыбели Пала тойы – именины проводили через три месяца. По традиции в жизни человека отмечалось три праздника – именины, свадьба и тризна по случаю кончины Тис тойы – праздник появления первых зубов Пожилые гости дарили ребенку монеты и мелкие вещи Киспик той – праздник срезания первых волос.

Слайд 6. Наиболее популярными хакасскими  календарными праздниками в наше время считаются Чыл пазы и Тун-пайрам. Но существуют и другие хакасские праздники, которые сопровождаются различными обрядами.

Народные и календарные хакасские праздники:

Слайд 7. Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения. Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта.  Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и умирает» вместе со сменой сезонов. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.  Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и одеть новую одежду.

До начала Чыл пазы на всей территории аала весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдался один обычай — оставить возле дверей дома, в углу  небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.

В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца.

Все ритуальные действия праздники Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы.

Проводились следующие ритуалы.

1.Ритуал почитания огня. Кормили огонь мясом за то, что он берег людей от морозов всю зиму.

1. 2.Ритуал очищения души.  Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрный ленту, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

3.Ритуал почитания Священной Берёзы. Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят навешивают ленточки белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек говорит пожелание самому себе, своей семье,  – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая.

4.Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Во время праздника Чыл пазы жители аала ходили друг к другу в гости.

Слайд 8. 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Чир Ине – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.

Слайд 9. Таан-той – праздник прилета первых птиц – галок. Связан с молениями небесным божествам. Небо рассматривалось как особый мир, где обитало множество божеств, обладающих определёнными качествами и функциями.

Слайд 10. Апрель — май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Кугурт Кун. Праздник почитания и освящения жилища.

Слайд 11. Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Тигiр тайыг.

Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Таг тайыг. Родовые праздники.

Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Воде – Суг тайыг. Родовые праздники.

Июнь (в полнолуние) Пай Хазын, — Праздник Священной Березы.

Июнь (в течение новолуния) Урен Хурты – Праздник семенного зародыша (сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева).

Слайд 12. Урен хурты – основной праздник хакасских земледельцев, посвящённый благополучию посева, чтобы червь не губил зерно.

После завершения посевной хакасские земледельцы готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков зерна, вино из перебродившего айрана, хлебные и молочные продукты. В назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры.

Руководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и произносил молитву. В конце ритуала старец производил гадание — бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай. Но если они падали вверх дном, то народ с сожалением восклицал: «Хара TopiK» (черная судьба).  После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».

Слайд 13. Июнь (в течение новолуния) Тун Айран – Праздник Первого Молока (скотоводческий праздник в связи с выездом на летние пастбища).

Тун-пайрам – скотоводческий праздник. Это праздник первого айрана (кисломолочный напиток). Проводится обычно в конце мая – начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. Связан с почитанием скотоводства – основы традиционного хакасского хозяйства. После ритуальной части устраиваются спортивно-массовые мероприятия (конные скачки, соревнования по силе и ловкости). 

Слайд 14. 22 июня (день летнего солнцестояния) Улуг Кун – Кун Пазы. Праздник поклонения Солнцу.

Слайд 15. 3 июля – День Республики Хакасия Праздник поклонения предкам.

 22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Слайд 16. Уртун-той – праздник урожая. Устраивается осенью, после жатвы. Посвящён духу – хозяину пашни в благодарность за полученный урожай. Осенью устраивали праздник урожая Уртун-той. Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза». Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков «хыра улузi» на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни за полученный урожай.

Слайд 17.  1 октября Айран солындзы – праздник последнего айрана. После перекочевки на зимник хакасы отмечали праздник последнего айрана — Айран солындызы. Его проводили, когда закончат заготовку дров на зиму. Как правило, Айран солындызы отмечали 1 октября.

Для праздника готовили араку из последнего айрана. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя семьями из юрты в юрту. Айран солындызы посвящался проводам «умирающей природы».

Слайд 18. Октябрь — ноябрь Хуртуях ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков. В хакасских детских учреждениях отмечается совместно с Днем пожилого человека.

Слайд 19 Во многих детских учреждениях города Абакана дети отмечают хакаские национальные праздники.

Слайд 20. Так, в детском саду «Колокольчик»  тоже проводится хакасский праздник Чыл Пазы – хакасский новый год. Праздник организовывают воспитатели детского сада. Дети с огромным удовольствием принимают активное участие в данном мероприятии. На столах очень много блюд из хакасской национальной кухни.

Слайд 21. Во время праздника дети играют в хакасские игры, поют хакасские песни, танцуют хакасские танцы.

Слайд 22. Затем дети прикрепляют белые, красные, зеленые ленточки к веткам березы, желая себе и своим близким здоровья и счастья.

Слайд 23. Знать традиции, культуру своего народа должен знать каждый. Мы живем на этой земле, любуемся ее красотой, пользуемся ее дарами. У хакасского народа очень много праздников, все они связаны с обрядами и традициями.

Список литературы:

Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии. – Абакан, 1999.

Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах (пособие для воспитателей ДОУ). – Горно-Алтайск, 1995, — 52с.

Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника: практическое пособие для методистов и воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Рн/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 128с.

Соловьёв Е.В. Программа «Наследие»

Топоева С.А. и др. Программа «Культура народов Хакасии». – Абакан, 1995.

Хакасский календарь знаменательных и памятных дат. – Абакан, 1999.

Народные праздники Хакасии


Печать


Опубликовано 02 Апрель 2018


Просмотров: 1427

 В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски  «ӱлӱкӱн» — буквально «великий день») отражают историко-культурное наследие народа и формируют духовный мир подрастающего поколения.

Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть. Праздник отражает тенденции борьбы добра и зла. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой.

Всё вышеизложенное вполне справедливо и для русских старожилов Хакасско-Минусинского края – чалдонов. Данная группа населения сформировалась во второй половине XVIII– первой половине XIX  вв. Её основу составили потомки выходцев с севера Европейской России, что обусловило наличие в чалдонской культуре мощного пласта северорусских традиций. Но самое главное – за время постоянных и тесных контактов с хакасским населением культурная традиция русских старожилов приобрела особенные черты.

Представляем Вашему вниманию выдержки из удивительной книги Виктора Яковлевича Бутанаева (в соавторстве с А. Верником, А. Ултургашевым)  «Народные праздники Хакасии».

1. Праздники, посвящённые рождению и первым этапам жизни ребенка

КИН-ТОЙ

праздник захоронения последа

На третий день после рождения ребенка проводили Кин-той. Собирались соседи и пожилые родственники. Забивался баран и делалась сметанная каша – потхы. Отпавшую пуповину торжественно заворачивали и клали в шкатулку, где ножик или ножницы, которыми её обрезали.

Во время праздника Кин-той совершали захоронение последа. Последу хакасы придавали особое значение в связи с тем, что он охраняет ребёнка в утробе матери и то него якобы зависят здоровье и судьба ребёнка.

Отец ребёнка выкапывал в юрте ямку, причём, для последа девочки – на женской половине юрты, для мальчика – на мужской. Послед хоронили вверх пуповиной: если захоронить наоборот, то якобы женщина больше не сможет рожать. Вместе с последом захоронялись березовая палочка, на которой резалась пуповина, и первый кал грудного ребёнка (хара тоох). Вокруг последа втыкали девять (для мальчиков) или семь (для девочек) берёзовых щепочек и намазывали их сметанной кашей – потхы. Таким образом сооружался конический шалашик, служивший жилищем последа….

 ПИЗИК-ТОЙ

праздник колыбели

Колыбель (пизік) делали только после рождения ребёнка и обязательно на новолуние. Прежде, чем класть в колыбель малыша, совершали следующий обряд. Если был мальчик, то в пелёнки заворачивали нож в ножнах, огниво и берёзовое полено для скобления крошек в табак, а если девочка – ножницы, наперсток с иглой и огниво. Повитуха клала завёрнутые вещи в колыбель, которую качала три раза и баюкала: «Пууй-баай, не будь плаксой». На третий раз она раскачивала её так, что все вываливалось на землю. В этот момент повитуха восклицала: «Онар ба, тикер бе?» (Удача или неудача?). Все присутствующие кричали: «Онар, онар!» (Удача, удача!). Так делали до трёх раз. Затем в колыбель клали щенка или кошку и раскачивали так, чтобы на третий наклон они выпали. После этой процедуры колыбель считалась обжитой…

2. Свадебные ритуалы

 САС-ТОЙ

праздник переплетения девичьих волос

После привоза невесты в дом жениха её косички расплетали и заплетали в две косы. Прическа хакасской женщины имела определённое значение. Согласно обычаям, девушки носили много косичек (сӱрмес), заплетённых по часовой стрелке (онар).  Замужняя женщина носила две косы (тулун). Старая дева заплетала три косы (сӱрмес).  Когда девушка рожала внебрачного ребёнка, она обязана была носить одну косу (кичеге), что считалось большим позором.

На празднике Сас-той обряд расплетения косичек возглавляла жена старшего брата жениха (ниге), или его старшая сестра (пиче) или жена дяди по матери (койі). Расплетавшая косички называлась «пазыртхан іче) (посаженная мать) и отвечала за все основные ритуалы, связанные с невестой…

 КИЧИГ- ТОЙ (ХЫС-ТОЙ)

Девичник

Накануне проведения свадьбы устраивали девичий праздник — Кичиг-той (букв. малый пир). Обычно родственница жениха, исполнявшая роль посаженной матери, увозила невесту к себе домой. Здесь делали угощения для молодёжи…. На следующее утро за невестой приезжали свахи, которые увозили её на свадьбу.

В книге Бутанаева В.Я. «Народные праздники Хакасии» также описаны календарные праздники (Чыл-пазы, Таан-той, Урен хурты и др.), промысловые праздники (Аба-той, Албаты-той, Палых-той и др.), общественно-религиозные праздники, а также христианские праздники чалдонов (Святки, Масленица, Пасха и др.)

Рекомендуем книгу к прочтению!

Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Т2елс3зд3к 30 жыл сценарий
  • Т?уелсіздікті? 30 жылды?ына арнал?ан сценарий мектепалды даярлы?
  • Т?уелсіздікті? 30 жылды?ына арнал?ан сценарий бастауыш
  • Т?уелсіздікті? 30 жылды?ына арнал?ан сценарий балаба?шада
  • Т?уелсіздікті? 30 жылды?ына арнал?ан сценарий 11 сынып