Таежная повесть сценарий

«Таёжная повесть» — фильм Владимира Фетина 1979 года. Мелодрама-притча по рассказу «Сон о белых горах» из повествования в рассказах «Царь-рыба» Виктора Астафьева.
Таёжная повесть
Файл:Таёжная повесть.jpg
Жанр мелодрама
Режиссёр Владимир Фетин
Автор
сценария
Виктор Астафьев
Альбина Шульгина
В главных
ролях
Михаил Кононов
Евгений Киндинов
Светлана Смехнова-Благоевич
Владимир Кашпур
Оператор Евгений Шапиро
Композитор Василий Соловьёв-Седой
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм», Второе творческое объединение
Длительность 99 мин.
Страна  СССР
Язык Русский
Год 1979
IMDb ID 0157099

«Таёжная повесть» — фильм Владимира Фетина 1979 года. Мелодрама-притча по рассказу «Сон о белых горах» из повествования в рассказах «Царь-рыба» Виктора Астафьева.

Сюжет

На зиму Аким нанимается охотником-промысловиком на реку Эндэ. Добравшись до зимовья, он находит в охотничьей избушке, посреди безлюдной тайги, тяжело больную исхудавшую девушку Элю из Москвы, которая оказалась здесь, согласившись на предложение «вольного человека», индивидуалиста и ловеласа Георгия Герцева (Гоги) проводить её к экспедиции отца. Гога ушёл рыбачить, желая испытать на Царь-рыбу новую блесну, сделанную из боевой медали ветерана-алкоголика, которую Гога выменял у него за бутылку портвейна. Пойманная большая рыба потянула Гогу, он поскользнулся и, ударившись затылком о камень, погиб.

Аким выхаживает Элю, откладывая свои охотничьи дела до её выздоровления. Эля показывает себя неспособной к самостоятельной жизни вне цивилизации и капризной, хотя и старается помогать Акиму. Им предстоит провести вместе несколько месяцев до первого вертолёта, и они понимают, что зависят друг от друга. Вскоре запасы провизии оказываются уничтожены проникшей в избушку росомахой; Акиму ясно, что надвигающаяся зима принесёт сильные морозы, сильно затруднив их существование. Опасаясь за здоровье Эли, Аким решается на рискованный шаг – уходить к людям.

Они отправляются в путь за полсотни вёрст к рыбацкому посёлку, но людей там не оказывается. Девушка впадает в отчаяние. Успокоив Элю, Аким разводит сигнальный костёр и привлекает внимание людей на пролетающем самолёте. За ними прилетает вертолёт и вывозит из глухой тайги. Эля задерживается на семь дней в местной больнице, так как доктор запретил ехать или лететь сразу; Аким, также заболевший, лечится «таёжными способами». Перед посадкой в самолёт Аким и Эля переживают разлуку. Аким отдаёт Эле обручальное кольцо Гоги, завёрнутое в пять рублей.

В ролях

  • Михаил Кононов — Аким
  • Светлана Смехнова-Благоевич — Эля
  • Евгений Киндинов — Георгий Герцев
  • Владимир Кашпур — Коряга, ветеран-алкоголик
  • Татьяна Пилецкая — мать Эли
  • Вера Титова — медсестра
  • Аркадий Трусов — врач
  • Аркадий Пышняк — пассажир самолёта

Съёмочная группа

  • Сценарий: Виктор Астафьев, Альбина Шульгина
  • Режиссёр: Владимир Фетин
  • Оператор: Евгений Шапиро
  • Художник: Валерий Юркевич
  • Композитор: Василий Соловьёв-Седой

Ссылки

  • Река Эндэ на схеме притоков реки Курейка
Таёжная повесть
Жанр

мелодрама

Режиссёр

Владимир Фетин

Автор
сценария

Виктор Астафьев
Альбина Шульгина

В главных
ролях

Михаил Кононов
Евгений Киндинов
Светлана Смехнова-Благоевич
Владимир Кашпур

Оператор

Евгений Шапиро

Композитор

Василий Соловьёв-Седой

Кинокомпания

Киностудия «Ленфильм»

Длительность

99 мин.

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Язык

Русский

Год

1979

IMDb

ID 0157099

Таёжная повесть — фильм Владимира Фетина 1979 года. Мелодрама-притча по рассказу «Сон о белых горах» из повествования в рассказах «Царь-рыба» Виктор Астафьев.

Сюжет

На зиму Аким нанимается охотником-промысловиком на реку Эндэ. Добравшись до зимовья, он находит в охотничьей избушке, посреди безлюдной тайги, больную исхудавшую девушку Элю из Москвы, которая оказалась здесь, легкомысленно согласившись на предложение «вольного человека» и ловеласа Георгия Герцева (Гоги) проводить её к экспедиции отца. Гога — человек, для которого не было ничего святого, — ушёл рыбачить, желая испытать на Царь-рыбу новую блесну, сделанную из боевой медали несчастного ветерана-алкоголика, которую Гога выменял у него за бутылку портвейна. И поймал-таки Царь-рыбу, да только со смертью вместе: во время рыбалки Георгий поскользнулся и, ударившись затылком о камень, погиб. Аким выхаживает незваную гостью, откладывая свои охотничьи дела до её выздоровления. А Эля, как и большинство городских жителей, показывает себя неспособной к самостоятельной жизни вне цивилизации и даже капризной, несмотря на нелёгкие условия жизни в тайге. Им предстоит провести вместе пять месяцев зимы до первого вертолёта, и они понимают, что зависят друг от друга, а их жизни тесно связаны как минимум на этот срок. Но вскоре случай вынуждает их оставить зимовье. Эля рада, что ей удастся покинуть «это проклятое место», и не представляет, что для Акима оно является родным и бесконечно дорогим. Они отправляются в путь за полсотни вёрст к рыбацкому посёлку, но людей там не оказывается. Девушка впадает в отчаяние, выплёскивая его на своего спасителя ярким проявлением эгоизма. Тем не менее, более менее успокоив девушку, Аким разводит сигнальный костер и ему удаётся привлечь к пустующему поселку внимание людей на пролетающем самолете. В итоге за ними прилетает вертолет и вывозит из глухой тайги.Эля проходит курс лечения в местной больнице и собирается отправляться домой. Аким понимает, что эта «царь-рыбка» не по нему, и, когда наступает момент прощания у самолёта, не пытается удержать Элю, несмотря на боль, которую вызывает расставание у обоих. А она поняла, что навсегда потеряла единственного человека, так нежно заботившегося о ней в реальных условиях жизни, человека небезразличного к ней, любовь к которому она ясно ощутила.

В ролях

  • Михаил Кононов — Аким
  • Светлана Смехнова-Благоевич — Эля
  • Евгений Киндинов — Гога
  • Владимир Кашпур — Коряга, ветеран-алкоголик
  • Татьяна Пилецкая — мать Эли
  • Вера Титова — медсестра
  • Аркадий Трусов — врач
  • Аркадий Пышняк — пассажир самолёта

Съёмочная группа

  • Сценарий: Виктор Астафьев, Альбина Шульгина
  • Режиссёр: Владимир Фетин
  • Оператор: Евгений Шапиро
  • Художник: Валерий Юркевич
  • Композитор: Василий Соловьёв-Седой

Ссылки

  • Курейка (река)
  • Река Эндэ на схеме притоков реки Курейка
  • Подробная схема реки Курейка и прилегающих рек

Фильмы Владимира Фетина

Жеребёнок • Полосатый рейс • Донская повесть • Виринея • Любовь Яровая • Открытая книга • Сладкая женщина • Таёжная повесть Пропавшие среди живых

Фильм, о котором я хочу поговорить сегодня, тоже относится к разряду «потеряшек». Увидела я его еще в детстве, и с тех пор на него как будто было наложено проклятье невидимости. Его упорно не ставили в телепрограммы (пропустить тогда было трудно, не правда ли?), или ставили тогда, когда я не могла посмотреть.

Разумеется, и название забылось сразу. Оно простое, логичное, но не запоминающееся! И вот лет 10 назад мне пришло в голову его поискать. И он нашелся сразу! Слава интернету! Сегодня я посмотрела Таежную повесть в третий раз, и снова она мне понравился. За исключением некоторых шероховатостей, относящихся к актерской игре, все остальное в картине выглядит достойно.

В советской идеологии роль и место коллектива были главенствующими. Рабочие завода, геологическая партия, экипаж судна — в каждом из названных примеров невозможно представить выполнение функций множества людей одним человеком. Одиночество героя было вызовом всей системе, бунтом, пробоиной в стройной концепции.

Профессии, в которых индивидуальный труд был преимущественным, либо показывались в намеренно пренебрежительном, вторичном свете, либо замалчивались совсем. Человек, предпочитающий жить и работать самостоятельно, вызывал подозрения, даже если иное было нецелесообразным, глупым и шло вразрез с психологическими особенностями индивидуума.

Герой Таежной повести представитель такой вот несоветской профессии, траппер, вольный охотник на контракте. Вертолет с большой земли навещает его раз в полгода. Забрать добычу (шкуры убитых диких животных) и привезти деньги и продовольствие. В сильном противоречии с духом советизма, Акиму (Михаил Кононов) не требуется человеческое общество, хотя он его и не чурается — в те моменты, когда оказывается среди людей. Компанию ему заменяют две собаки, с которыми он и разговаривает все время. И они почти уже отвечают…

Он такой в фильме не один, но второго «индивидуалиста» мы встречаем за пределами сюжетной линии. К моменту начала действия, его уже нет в живых. Гога (Евгений Киндинов) — свободный геолог и единоличный золотоискатель — тоже не нуждается в людях, но мотивы его совсем иные. Одержимый сознанием собственной исключительности, почерпнутой из книжных источников (он не довольствуется Раскольниковым, его библия написана Ницше), истолкованных самым превратным образом.

Максима Гоги — быть выше остальных, ни на кого не рассчитывать и никому не помогать. Мораль для таких людей — несовместимая с личным благополучием обуза. Люди Гоге нужны для фона, на котором он выглядит и чувствует себя Наполеоном.

Эти два персонажа столкнулись в прошлом (из-за подлого поступка Гоги) и разошлись, преисполнившись отвращением друг другу и не подозревая, что окажутся связанными в будущем. Этим «связным» окажется Эля, дочь геолога, которая, очертя голову, бросится в поисках приключений в тайгу, выбрав спутником и проводником Гогу.

Аким находит Элю одной в собственной хижине для зимовки, совсем больную и истощенную. Встречая женщин только в исключительных случаях, даже на большой земле, Аким, тем не менее, быстро справляется с изумлением и бросается спасать Элю. Она для него не женщина, а человек в беде. И он не играет в доктора (фельдшера), а возвращает к жизни неведомо как оказавшуюся одной в тайге незнакомку. Впрочем, не нужно быть детективом, чтобы не обнаружить вскоре погибшего проводника. Играя в победителя жизни, он не рассчитал своих сил. Гордого человека убила царь-рыба.

Зрителям так и не пояснили, что за болезнь свалила Элю (одновременно поразив легкие и сделав уязвимым зрение), но это и не важно. Не привыкший обращаться к докторам, Аким все же держит аптечку и в ней находит все необходимое для лечения, добавив к официальной медицине традиционную. /Мне всегда было забавно употребление слова «традиционный» в этом смысле/.

Больная привередлива и строптива — насколько ей хватает сил на вредность. Но Аким, несмотря на всю его мягкость и смущение, настаивает на «курсе лечения». Эля настоящая обуза для него, связанного контрактом. «План заготовки пушного зверя» летит к чертям, потому что он не может покинуть больную в первые, самые тяжелые дни. Да и потом она просит не покидать ее. И опять действия Акима разумны, он деликатен, но тверд. О гибели Гоги он говорит уклончиво, зачем-то давая ей надежду.

Аким человек без тайн, все, что нужно про него знать, становится понятным в первые десять минут общения. Эля полна невысказанных секретов. Аким не в курсе ее отношений с Гогой (положа руку на сердце, мы их сами не знаем, но догадываемся, что тот не ограничивался ролью проводника). Гога для Эли именно такой, каким он себя «рекомендовал», его исчезновение больно ударило по ее чувству защищенности, превратив легкое приключение в борьбу за выживание.

Аким раздражает ее, но одновременно вызывает чувство сродни стокгольмскому синдрому. Ее беспомощность, и физическая, и моральная, делают ее заложницей в руках странного человечка, замкнутого, но не угрюмого. Напротив, он слишком много говорит.

Игра Светланы Смехновой и линия поведения ее героини, от исполнительницы не зависящая, — единственные видимые недостатки фильма. По мере выздоровления героини зритель ожидает более внятных реплик, кроме повторения имени «Гога» на разные лады. И очень странно видеть, как после вспышки беспричинного гнева, Эля вдруг поворачивается на 180 градусов и становится неестественно дружелюбной с Акимом.

Жалостные, истеричные интонации с ее голосе, а также перемены ее настроения, вполне объяснимые слабостью, странно не соответствуют стадиям ее выздоровления. Кажется, что она плохо соображает, где находится, причем возвращается к этому состоянию регулярно, после того, как мы ее уже видели вполне вменяемой. Это немного странно.

А вот Михаил Кононов играет безупречно. Человек, довольствующийся столь малым в жизни, заставляет нас предположить в нем некую примитивность, «пещерность». Этот человек сознательно ушел от человеческого общества, предпочтя ему почти круглогодичное шатательство по тайге, наедине с природой. Он и сам сознается (Эле), что не понимает, почему он выбрал эту судьбу. Его однокашник — моряк дальнего плавания — повидал весь «земной шарик», был даже в Африке и ел, тьфу их, змей и обезьян. А Аким не был даже в Красноярске. Каждому свое…

Еще более непонятным делается поведение Эли позже. Кажется, она начинает проникаться чувствами к Акиму, это уже что-то новое в их отношениях, но они все так же решительно не совпадают ни в чем. Студентка и отшельник. Теперь ее вспышки гнева можно объяснить досадой за это несовпадение. Не думаю, что Эля влюблена в Акима, она ему благодарна, а это требует выхода, взаимного платежа. Но касса ее чеков не принимает.

Эля и Аким разбирают дневники Гоги. Каким-то чудом она все еще не знает наверняка, что тот погиб. Отказывается верить. В дневниках они обнаруживают подлинного Гогу, а не его видимую часть. Эля все еще пытается защищать Гогу, чем вызывает (в первый раз!) гнев Акима. Воспоминания о нем у обоих весьма разные. Но тут Эля понимает, что ее обманули, задурили ей голову, она испытывает почти физическое отвращение. И от героя Гоги не остается ничего. Он уничтожен собственными руками, словами, которые выдавали его гнилую суть.

Элина благодарность еще раз подвергнется испытанию на пути к стоянке геологов. Хотя причиной дислокации послужила ее собственная небрежность, она возлагает на Акима ответственность за собственную жизнь, как он «обещал». И он спасает ее еще раз, как обещал…

Те, кто читал в юности Джека Лондона, знают, каким жестоким испытаниям может подвернуть человека дикая природа, особенно, когда она нападает на него вместе с холодом. Бесполезно умолять или рассчитывать на снисхождение. Изнуряющий мороз с ветром будет подтачивать силы час за часом, день за днем, портить не только здоровье, но и характер. Эля, путешествующая налегке, либо в качестве пассажирки саней, либо пешком за нагруженными санями, сдается и упрекает Акима за смертельные повадки тайги. А Аким тянет сани, несмотря на обморожение и усталость и подбадривает себя глупыми частушками.

Как бы ни были они близки к смерти, как бы ни вымотал их путь до базы геологов, спасение пришло слишком неожиданно. В теплой безопасности больницы Эля мучается невысказанными словами благодарности, которая почти уже обернулась чистым золотом любви. О которой они так и не скажут друг другу.

Аким, которого мы держали за простака, чувствует не меньше, чем самый образованный человек. Поэт, чей словарь исчисляется тысячами слов, не смог бы быть более красноречивым, чем Аким в его молчании. Но фактом остается их непредназначенность друг другу. Обещания встречи звучат не лучше, чем формулы вежливости, за ними надежда, но тщетная.

В Красноярске Элю встретит мама, чтобы увезти в Москву. Она полностью поправится, а следующей осенью вернется в институт. Ее ждут перспективы карьеры и брака с хорошим человеком, потому что она больше не позволит себя обмануть гладкоречивому подлецу. А иногда она будет вспоминать со сладкой болью несбывшегося счастья смешного, неловкого человечка с дурацкими прибаутками и просторечными разговорами.

А Аким вернется восстанавливать свое дело. К разоренной росомахой хижине, к нарушенному контракту, к прежнему распорядку жизни. Ничто больше не потревожит его покой, но в душе останется воспоминание о капризной девчонке, которую ему удалось спасти. Пусть и его согреют эти туманные видения о счастье, несбыточном и невозможном.

Описание

Главный герой киноленты «Таежная повесть» охотник Аким отправляется на промысел на реку Эндэ. В своем зимовье он обнаруживает больную девушку Элю, приехавшую в тайгу из Москвы вслед за авантюристом и эгоцентриком Георгием Герцевым, обещавшим ей найти ушедшего в экспедицию отца. Но однажды ее проводник бесследно исчез, так и не вернувшись с рыбалки на Царь-рыбу. Оставшись одна в безлюдном месте, беспечная красавица вскоре занемогла, обессилев от голода. Только благодаря охотнику, вовремя пришедшему ей на помощь, она начинает постепенно поправляться. Но запасов продовольствия в сторожке с каждым днем становится все меньше, и, немного поразмыслив, Аким пускается в путь по заснеженной тайге к рыбацкому поселку, расположенному в 50 километрах от их с Элей жилища…

Интересные факты

  • В основу сценария картины «Таежная повесть» положен рассказ «Сон о белых горах», входящий в книгу писателя Виктора Астафьева «Царь-рыба», главы которой впервые были опубликованы в журнале «Современник» в 1976 году
  • Для режиссера Владимира Фетина эта лента стала предпоследней работой в фильмографии
  • Исполнивший в фильме роль Гоги актер Евгений Киндинов имеет звание Народный артист РСФСР
  • Евгений Киндинов и Михаил Кононов после снова сыграли вместе в криминальной ленте Евгения Татарского «Без видимых причин» (1981)

Трейлеры и тизеры

«Таежная повесть» (1979)

Чёрные следы хорошо выделялись на первом снегу. Они уходили круто в небольшую сопку, и по ним нетрудно было понять, какой был зверь. Он легко преодолевал завалы, каменные осыпи, оставляя на белой поверхности четкие отпечатки немного закругленных спереди парных копыт. Где-то под вершиной сопки густо рос орешник – хорошее укрытие для любого зверя. Никакой охотник, даже самый опытный, не смог бы подобраться к зверю, не оставшись незамеченным. Да и глупо было карабкаться в сопку и сбивать ноги, чтобы потом вновь возвращаться ни с чем. Михаил остановился и отдышался. Изо рта белым снопом валил пар. С утра хорошо подморозило, и хотя воздух постепенно прогрелся за день, в лесу было приятно от прохлады. Приметив упавшее дерево, почерневшее и почти сгнившее от времени, он прикладом счистил с него снег и сел. Его раздирала досада оттого, что ему опять не повезло. Выходило так, что там, где другие подставляли ладошки и собирали, что падало сверху, ему приходилось тянуть руки, подпрыгивать, а оно выскальзывало всякий раз. С утра он успел отмахать полтайги и забрел черт знает куда. Заблудиться он не боялся. Не хотелось бить «копыта», как он называл свои ноги. А главное – все было зря. Не стоило гнаться за быком. Выслеживать его, как выражались охотники —тропить. «Собакам не под силу, а тут человек, да еще с этим», – он с грустью осмотрел ружье, которое держал в руках, и вздохнул. Но азарт – вещь коварная. Зверь заставляет забыть обо всём, даже о главном в тайге. Об оружие.

Он увидел изюбра недалеко от пасеки. Случайно. Бык с богатой короной быстро шел по противоположному ряжу, по самому гребню, выделяясь на фоне неба, затянутого белой дымкой, мощным силуэтом. Даже издали было видно, как вздувались мышцы на его грациозном, до совершенства отточенном природой теле. В такие мгновения человек забывает обо всём. Мечта охотника! Если бы у него был карабин, он бы не промахнулся. Он был уверен в этом на все сто. И тогда сидел бы он уже на пасеке и жарил свежую изюбрячью печенку. Но на коленях лежал старый допотопный дробовик. Зрелище было неприглядным. Обшарпанный приклад едва держался на двух болтах, и в одном, самом узком месте его пришлось перетянуть проволокой. Приклад был ерундой по сравнению со стволами. Вытертые от времени, и поеденные изнутри ржавчиной и раковинами, они уже не стреляли, а просто плевались. От рогатки, наверное, было больше проку, чем от этих стволов. Впрочем, и эта беда была мелочью. Оба ствола раздуло в патроннике. Вытащить из них гильзы, особенно латунные, после выстрела можно было только при помощи ножа или специального шила. Благо, нож был всегда под рукой. Но даже если все огрехи старого «дедушкиного» ружья собрать в общий узел, то они были пустяком по сравнению с главной проблемой. Ружьё осекалось, и такая беда была хуже промаха. Хуже всего, что может случиться на охоте. Такая беда могла стоить жизни. Как он до сих пор не разбил его где-нибудь в лесу, было просто чудом. Михаил погладил стволы рукой. Маленькие снежинки падали сверху и тут же исчезали на вороненой поверхности видавших виды стволов. Ружьё было действительно старым, довоенным. Где-то на замках стояло клеймо мастера, их украшала витиеватая гравировка. Вещь была сделана тогда, когда люди не скупились вложить в работу свою душу и, наверное, получали от этого большую радость. На совесть работали. Жалко было выбрасывать его. Оно было для него просто как память о прошлом. Далёком прошлом мест, в которых он жил. Ему почему-то казалось, что ружье еще сослужит службу. Пока же оно лишь спасало жизнь лесным обитателям. Последняя коза еще раз доказывала это. Она паслась на болотце, среди молодых березок, выискивая среди пожелтевшей травы что позеленее. Он зашел с подветренной стороны и остался незамеченным. До козы было каких-нибудь двадцать метров. Расстояние смешное, и Михаил уже предвкушал победу. Самонадеянность в охоте, как и в любом серьезном деле, —вещь опасная. Первый раз он промахнулся. Он не мог поверить своим глазам. Коза продолжала пастись, лишь озираясь по сторонам. Он выстрелил еще раз и снова промазал, но косулю словно кто-то держал. Она лишь подалась вперед и остановилась. Отчаянью его не было предела. До боли в суставах он сжал цевьё, едва не переломив дробовик пополам. Из груди вырвалось страшное проклятие, то ли в адрес козы, то ли в адрес ружья.

Зверь отпрыгнул в сторону и легко побежал по болоту, подставив ему весь бок, словно дразня. Перезаряжать не имело смысла.

Ему ещё не было тридцати. Всего год назад он жил совершенно другой жизнью. Каждый день в крохотной комнатёшке рабочего общежития, сидя в кровати и подложив под спину подушку, он проверял детские тетради, закатываясь истерическим смехом от нелепости предложений и ошибок своих подопечных. Орудовал, как казак шашкой, красной пастой, раздавая двойки и тройки направо и налево. Вечерами он оказывался в компании таких же молодых, как и он, учителей, споря на самые разные житейские проблемы. Они вечно спорили, бесконечно пили крепкий чай, похожий на берёзовый дёготь, или смотрели «ящик». Когда все надоедало, он пропадал в автоклассе у Тимофеича, где стоял бильярд, и где после работы собиралось много разного люда, и напивался там до помутнения рассудка. Просыпался на следующее утро, не соображая, где он и как попал домой, не в силах вспомнить вчерашнее. Потом он засовывал «лысину» под кран, трезвел, проклиная и себя, и жизнь, и шел на уроки. Так продолжалось два года. И в один не самый прекрасный момент этой жизни он понял, что ему нужен выход. Школа. Общага. Дети. Родители. Так может тянуться бесконечно.

Для тех, кто «ниасилил»

Начну, пожалуй, с того, как я набрёл на этот фильм. Не так давно мой отец, делясь своими воспоминаниями о поездках в Сибирь и на Сахалин в начале 70-ых, посоветовал мне прочесть книгу В. Астафьева «Царь-рыба», и для затравки дал прочесть начало первой главы. Вскоре я выбрал время и взялся за чтение романа. Я не прочёл, его, я его СЪЕЛ! Захватывает с первых страниц и не отпускает до последних. С трудом приходится отрываться на такие глупости, как работа и сон. Ещё к середине его я подумал, что по такому шедевру невозможно было ничего не снять, и, введя имя автора на «Кинопоиске» в результатах получил «Таёжную повесть» 1979 года, за просмотр которой взялся незамедлительно после прочтения.

К сожалению, не могу разделить восторг авторов других рецензий на этот фильм. И дело тут не в банальном пафосном «книга лучше». Разумеется, никакого хронометража не хватит, чтоб полностью передать все тонкости, все нюансы любого хорошего романа. Но в данном случае сценарий и режиссура откровенно плохи. И это отражается в игре актёров.

Ни в коем случае не посмею усомниться в актёрском таланте Михаила Кононова, однако в «Таёжной повести» я не верю ни воплощённому им образу таёжного охотника, «сельдюка», на четверть долганца, битого жизнью, но неимоверно стеснительного Акима. Все реплики его, их интонации — фальшивы, и создаётся впечатление, что человек, не читавший книгу, не сможет по фильму понять мотивов его поступков в той или иной ситуации. Всё то же самое касается и Эли, сыгранной Светланой Смехновой-Благоевич, и Гоги Герцева, роль которого исполнил Евгений Киндинов.

Образ Гоги раскрыт в фильме скупо, неполноценно, и попытка восполнить этот недостаток частичным озвучиванием его дневников успеха не принесла.

Но, повторюсь, вина в этом не актёров, а сценариста и постановщика, причём второго — в значительно большей мере. Создатели как-будто вовсе не читали роман. Не смогли они (или не пытались, делая всё на скорую руку) передать весь спектр взаимоотношений Акима и Эли: то, как обременительная забота о пусть чужом, но человеке, перерастала в привязанность, а привязанность — в наваждение, и ни единого намёка в фильме на тот самый вещий сон Акима о белых горах. А зря.

Конечно, в романе мы успеваем познакомиться с Акимом задолго до предпоследней главы «Сон о белых горах», по которой и снят фильм, потому и знаем его к моменту описания встречи с Элей гораздо ближе, прям как своего в доску парня («или «пана»). Потому то и стояла перед сценаристом с режиссёром задача: не растягивая хронометраж, используя лишь ограниченный набор кинематографических приёмов, раскрыть нам внутренний мир Акима — вечного «приёмного сына», прошедшего через нищее голодное детство, тяжкий труд с ранних лет, закалённого тайгой, терявшего друзей и даже бившего «хозяина» — медведя. Да и предыдущим взаимоотношениям Акима с Гогой стоило бы уделить немного больше внимания, а не показывать один лишь эпизод с медалью, поставленный и сыгранный весьма посредственно, а потому и не раскрывший нам Гогу со всех его мрачных сторон.

Почти не затронута проходящая красной нитью через весь роман тема скорби по истязаемой человеком дикой природе, нещадно губимой строителями ГЭС, создателями водохранилищ, рвачами-охотниками да наезжими туристами. И ведь именно Акима, сына тайги, автор во многом противопоставляет им всем.

Результат таков: смотреть только тем, кто книгу не просто не читал, но и не собирается этого делать. В противном же случае рискуете разочароваться, как случилось это со мной. Книга — шедевр. Фильм уныл. А жаль.

6 из 10

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тамада ведение праздников юбилеев
  • Тамада агентство праздников
  • Там на неведомых дорожках сценарий фильма
  • Таджикский стол на празднике
  • Там на неведомых дорожках сценарий спектакля