Тайны раскрывает библиограф сценарий

Cкачать: Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Словарь" 5-6 классы

Библиографическая игра «Словарь раскрывает
секреты»

Предмет:
русский язык; библиотечный урок.
Тема: «Словарь раскрывает секреты»
Продолжительность: 25мин
Класс: 5- 6
Технологии: компьютер; проектор; экран
Аннотация:
Знакомство учеников с основными словарями с применением ИКТ.

Что означает слово
словарь? Как их правильно использовать? На этом внеклассном занятии  они узнают
о типах словарей русского языка, а также о том, в каком случае следует
обращаться за справками к тому или иному словарю или справочнику, по какому
принципу расположены слова в словарях. На практике они попробуют дать
объяснение значения слов с помощью словарей.

ВЕДУЩИЙ:

Человек не может
знать обо всём на свете и хранить в памяти множество различных  сведений. Что
такое словарь, сегодня известно каждому. Если вы хотите узнать значение слова,
его произношение, написание, особенности употребления, происхождение или вам
нужно перевести это слово на другой язык, то пользуетесь словарями.

  Со словарями постоянно
работают учёные, журналисты, писатели, преподаватели, студенты. (Слайд 1)

   Прошли столетия,
прежде чем возникла идея создания такой книги. (Слайд 2)

То, что принято
считать первым настоящим английским словарём, вышло в свет в 1552 году. Книга
всё ещё имела то же латинское название, но оказалась полезна тем, кто хотел
научиться говорить по — английски.

 Постепенно
количество таких книг увеличивалось. Например, в одной книге слова размещались
не по алфавиту, а по написанию или по произношению последних слогов.

  Как вы
считаете, для кого были предназначены такие словари?

Это был словарь
рифм и предназначался он для поэтов.
Составители
первых словарей не делали попыток включить в книгу все слова – их целью было
объяснить значение трудных слов. Это было началом создания современных
словарей.

  Огромным событием
в России 19 века было издание «Большого энциклопедического словаря»  Фридриха
Арнольда Брокга́уза и Ильи Абра́мовича Ефро́нава 86 полутомах.
Его можно найти в библиотеках и в наши дни.

Выделяют 2 типа
словарей энциклопедические и филологические. К последним относятся толковые,
этимологические, орфографические, орфоэпические, словари новых, иностранных 
слов и другие.

    Самый массовый
– «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, первое издание которого вышло в 1949
году. Словарь до сих пор переиздаётся, перерабатываясь и дополняясь. В нём
около 70 тысяч слов. Толкования слов не только литературного языка, но и
народных диалектов вы найдёте в знаменитом «Толковом словаре живого
великорусского зыка»

В. И. Даля. Он был
создан ещё в 19 веке, но до сих пор остаётся самым большим словарём: в нём
свыше 200 тысяч слов.

ЧТЕЦ:

 Словарь толковый –
друг навеки,

Он сможет всё
растолковать.

Поможет он любому
человеку

 Умней и
образованнее стать.

Ведущий: Ребята, все ли из вас знают и могут объяснить значение данных слов?…

Слайд (      )

·        
Абонемент.

·        
Абонент.

·        
Сытный.

·        
Сытый.

·        
Невежа.

·        
Невежда.

   Толкования
иностранных слов собраны отдельно в словарь иностранных слов.

ЧТЕЦ:

Всегда он показать готов,

Как без ошибки написать

Слова из разных языков,

И их значенье подсказать.

А ты значенья этих слов

Без словаря назвать готов

И то же самое опять

Словами русскими сказать?

«ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ЭТО?»        

ВЕДУЩИЙ: Итак, вам нужно дать толкование слов,
пришедших в русский язык из других языков. Победителем станет та команда,
которая даст более точное и близкое к словарю толкование.

ЗАДАНИЕ:

·        
ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

·        
ГЕРБАРИЙ.

·        
СПИННИНГ.

·        
ПРОПЕЛЛЕР.

·        
КРУИЗ.

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

ВЕДУЩИЙ: Представьте, что во время каникул вы
получили от друга письмо. Вот оно.

Читая это письмо, вы сразу найдёте в нём огромное количество ошибок.

Вы не решились, бы показать его своим родителям, потому что было стыдно
за друга.

Вам нужно исправить все ошибки в этом письме.

 Ребята, а как вы считаете, какой из словарей, сможет помочь тем, кто
способен написать такое письмо?

Верно, это «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова, который вышел в свет
в 1934 году.

Он предназначался для учащихся начальной и неполной средней школы, но
стал настольной книгой учителей, редакторов, писателей и все тех, кто имел дело
со словом.

ЧТЕЦ:

Он поможет тебе очень грамотным стать,

Он научит тебя без ошибок писать.

И подскажет всегда,

Слово как изменить,

Чтоб тебе не пришлось впросак угодить.

ЧТЕЦ:

Ты загляни  в него. Словарь

Всех слов истории расскажет,

И как что называлось встарь,

Тебе напомнить может даже.

Здесь слово старое дано,

Подумай-ка, а что оно

Давно когда-то означало,

Каким сейчас названье стало?

«ЯСНЫЕ ОЧИ»

ВЕДУЩИЙ:

Очень часто, читая сказки или былины, мы встречаем такие слова, которые
сейчас не употребляются. Ваша задача – записать современные названия устаревших
слов.

Карточки

·        
Око – глаз

·        
Перст – палец

·        
Длань – рука, ладонь

·        
Уста – рот человека, губы

·        
Ланиты – щёки

·        
Рамена – плечи

·        
Чело – лоб

ЧТЕЦ:

Его раскрой скорее, тут

Слова крылатые живут

С пословицами рядом.

А нас с тобою надо

Концы пословиц отыскать

Словарь нам будет помогать:

Пословицы все собери,

А что забудешь, подсмотри!

«Спутанные пословицы»

Ведущий: У нас перепутались части пословиц и
крылатых выражений. Нужно как можно скорее вернуть их на свои места.

Карточки:

Назвался груздем, полезай в кузов.

Куда нитка, туда и иголка.

Добрые вести не сидят на месте.

Шило в мешке не утаишь.

Под лежачий камень вода течёт.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Слышал звон, да не знает, где он.

«Синонимы, Антонимы, ТОПОНИМЫ»

ВЕДУЩИЙ:

Словарь может описывать не все слова, а какие – либо группы. Таковы
словари синонимов, антонимов, омонимов или паронимов.

  Словарь синонимов,  даёт возможность найти замену какому – нибудь
слову или сочетанию, помогает другими словами выразить ту же мысль, назвать тот
или иной предмет.

ЧТЕЦ:

 Наш русский язык и велик, и богат,

Синонимы это всегда подтвердят,

И разные с виду слова эти всё же

Всегда говорят про одно и тоже,

Сейчас докажешь это сам,

Найди синонимы к словам.

Карточки:

·        
ГОЛОС

·        
ЧЕЛОВЕК

·        
ТРАВА

·        
КНИГА

·        
ДОМ

·        
ДРУГ

·        
ХАРАКТЕР

·        
РЕБЁНОК

ЧТЕЦ:

Тем
этот словарь интересен, что тут

Слова
несогласно друг с другом живут

И
спорят они постоянно, задорно,

Стоя
на своём до конца и упорно.

Противоположны
у слов здесь значенья,

Ведь
это главное их назначенье.

Антонимы
к этим словам подбери-

По
слову, а может и два или три.

Карточки:

·        
ДЕНЬ- НОЧЬ

·        
РАДОСТЬ  — ПЕЧАЛЬ

·        
ГЛУПОСТЬ – МУДРОСТЬ

·        
СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

·        
СЛАДКИЙ – СОЛЁНЫЙ

·        
БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

ВЕДУЩИЙ:


Ребята, любопытно узнать, что означает то или иное
название? Почему оно присвоено именно этому объекту? Собственные названия
географических мест называютя топонимами.

ЧТЕЦ:

Тебе
поможет он узнать,

Зачем
решили так назвать

Гору
Монблан и город Бонн,

И
кем дано названье Дон.

Словарь
скорее открывай,

Историю
названий изучай.

Карточки:

·        
МОНБЛАН

·        
ВЛАДИМИР

·        
ОБЬ

·        
ФУДЗИЯМА

·        
МОСКВА

ВЕДУЩИЙ:

Вот и подходит к концу наше
мероприятие знакомства со словарями. Хочется верить, ребята, что знакомство
состоялось, и оно перерастёт в крепкую дружбу. Пользуйтесь словарями русского
языка, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.

Копию этого сценария я привезла с Уфимского семинара. Мне очень нравятся в нем мотивы заданий. Содержание заданий, при желании можно и заменить.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Сценарии игры для старших подростков и юношества

         Данный сценарий мы рекомендуем в помощь библиотекарям и учителям школ, работающим со старшими подростками и юношеством. Наша цель –  помочь закрепить и углубить элементарные сведения по работе со справочно-библиографическим аппаратом: каталогами, картотеками, энциклопе­диями, словарями, библиографическими пособиями, полученными ребятами на библиотечных уроках, уроках русского языка и литературы и в ходе выполнения индивидуальных творческих заданий, в увлекательной форме познакомить с особенностями различного вида библиографического поиска. Материал рассчитан не на предварительное знакомство с основами библиографии, а на читателей, владеющих элементарной библиографической культурой.

         В игре «Библиографические приключения» могут участво­вать команды или индивидуальные участники, избираемые с помощью игрового кубика, «вертушки» или бочоночков лото и т.д. Важно, чтобы присутствовал игровой момент избрания участников конкурса.

В ходе игры могут быть использованы пособия – таблицы, планшеты, кубы с рисунками-значками и кратко изложенными вопросами-заданиями, которые были бы видны всей аудитории. Рисунки, которые рекомендуем мы, взяты с форзаца книги И. Г. Моргенштерна, Б. Т.Уткина Занимательная библиография. – М.: Кн. палата, 1987.

* * * 

         Наше время требует от каждого человека знания основ библиографии, умения пользоваться справочной литературой различного профиля. К сожалению, распространено убеждение, что библиография, работа со словарями, справочниками, библи­ографическими пособиями – дело скучное. Чистейшее недоразу­мение! И чтобы доказать, что это дело увлекательное, приглашаем вас последовать за нами в особый мир – распутывания загадочных преступлений, раскрытия тайн, «мир книжной охота», «раскопок за столом», увлекательнейших приключений и путешествий. Итак, в путь!

         Задания, которые будут предлагаться в ходе игры, могут быть оформлены следующим образом:

 Заставка  к игре

Библиографические приключения

ЗАДАНИЕ 1.

Дело о побеге

19 июня 1821

Наутилус

Роберт Фултон

  Таинственная рукопись

Листопад

Сулея

Убрус

Очинок

Терликь

   

Нави Волырк

Адель

***

   

528806 / 9; 48; /88; 4/ ? 34;

48 / 4 ;

161; : 188;   ?

Дистрибутивный анализ

   

Джомолунгма

Эверест

Сагарматха

   

Европа – Дунай

Азия – Янцзы

Африка – Замбези

Участники игры, выполняющие задания, работают за отдельным столом, на котором заранее выложены справочные издания, необходимые для работы, они указаны в списке в конце.

 Конкурс «СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ БИБЛИОГРАФ»

Методы работы следователя и исследователя, ведущего библиографический поиск, очень схожи: их роднят элементы настоящего творчества, когда к успеху приводит нешаблонное мышление, развитая способность строить логические цепи умозаключений. 

Задание 1: ДЕЛО О ПОБЕГЕ 

         19 нюня 1821 года в префектуру полиции г. Лондона поступило уведомление следующего содержания: «Нами получены сведения, что английский пленник, находящийся на острове Святой Елены, совершил сегодня побег на подводной лодке «Наутилус», конструкции некоего Роберта Фултона». «Необхо­димо срочно принять меры», – решил префект. Комиссар полиции пренебрежительно произнес: «Это дезинформация». Кто прав? и тут пришел библиограф… К какому выводу придет он? 

ОТВЕТ: Это дезинформация.

         Первая реакция ребят, возможно, будет следующей: полученные сведения ложные, так как «Наутилус» – подводная лодка капитана Немо, т. е. вымышленного героя, а пленник, вероятнее всего, они догада­ются, что это Наполеон, лицо историческое. Но стоит посмотреть “дату издания романа, в котором упоминается данное судно, и станет ясно, что роман Жюля Верна «20 000 лье под водой» написан в 1869-1870 гг. Эти данные возможно получить с помощью “Краткой литературной энциклопедии”, т.1, с. 931. Но в письме упомянут некий Фултон, может быть, ключ поиска именно здесь? Это легко проверить – надо только воспользо­ваться большой советской энциклопедией (БСЗ. т.28,. с. 125).

Результат поиска: Роберт Фултон создал в 1800 году подводную лодку “Наутилус”. Значит Жюль Верн воспользовался названием, да не только названием, а самой идеей создания подводной лодки. Значит, великий полководец Наполеон Бонапарт реально мог совершить побег на «Наутилусе», но сделал ли он это? Давайте взглянем на даты жизни Наполеона. Он скончался 5мая 1821 года. (БСЭ, т. 17; Советская историческая энциклопедия т. 9). И поэтому, побег совершить не мог. 

Задание 2: ТАИНСТВЕННАЯ РУКОПИСЬ 

         В отдел рукописей местного краеведческого музея пришел неизвестный. Он утверждал, что совершенно случайно в руки ему попала старинная рукопись в очень плохой сохранности с поврежденными огнем и водой страницами, так что с большим трудом можно было разобрать сам текст. По его словам, это ценный литературный памятник 16 в., представляющий инте­ресные исторические и этнографические сведения. Плохо сохра­нившаяся 1-я страница сообщала: «И достиг знатный гость рубежа града неведомого. В жаркий месяц листопад то было. Стража встретила его и спросила: «Откуда столько дерзости в тебе и что тебе нужно, в граде этом? И повелел он вести себя к князю светлому и угощать лучшими яствами. А как ввели его в горницу, то все увидели, что одежды на нем дорогие: чело его украшала богатая сулея, на груди красовались убрус и очипок. Тут же поданы были яства дорогие, лучшим же среди них был терликъ…».

         Хранитель фондов в замешательстве смотрел на рукопись, не фальсификация ли это. Сотрудники музея громко восторгались древностью памятника. И тут пришел библиограф… К какому выводу пришел он?

ОТВЕТ: Эт фальсификация. Составитель мистической рукописи намеренно или  случайно “перепутал”значения старинных русских слов: Месяц листопад не мог быть жарким, это ноябрь (В. Даль, Словарь живого великорусского языка. Т.2)

         Сулея не могла украшать чело героя рукописи, так как это маленькие бутылки с продолговатым горло» и с цепью, они привешивались к поясу в дороге. (В. Даль. Словарь живого великорусского языка. Т.4).  На груди его не могли красоваться убрус и очипок, так как это женские головные уборы (убрус – платок, фата; очипок – исподний чепец под платком. (В. Даль, Словарь живого великорусского языка. Т.2, Т. 4).

         Терликъ не мог относиться к дорогим яствам, так ка это разновидность мужского долгого кафтана с перехватом и короткими рукавами (В.Даль. Словарь живого великорусского языка. Т.4). 

На выполнение задания необходимо 8-10 минут. Пока 2 участника игры пишут ответы на вопросы, для остальных проводится презентация новой книги или обзор одного из последних номеров журналов. Было бы интересно, если их содержание было детективно-приключенческого характера в соответствии с содержанием конкурса. 

  1. Конкурс «КНИЖНАЯ ОХОТА»

«Книжная  охота»  –  особый  вид  искусства   и  спорта, лишающий   способности   есть,   спать   и   думать   с   чем-либо постороннем. Род недуга, повергающий исследователя в странное состояние до тех пор, пока не разгадана загадка, не названо имя, не раскрыт секрет. |

Задание 1:

 Перед вами псевдонимы известнейших русских поэтов XIX в.:

Нави Волырк

Адель

* * *

Начальные творческие опыты 1-го писателя не имели успеха: это были драматические произведения (его 1-я пьеса называлась «Кофейница»), издание журналов … «Почта духов, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского фило­софа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Второе рождение его связано с обращением к древнейшему литератур­ному жанру, принесшему ему мировую славу. Он являлся членом общества «Беседа любителей русского слова», с которым весело и яростно боролись «арзамасцы», среди которых находился 2-ой писатель.

2-ой писатель принадлежал к старинному княжескому роду, друг Пушкина, с детства близок к В. М. Карамзину, женатому на старшей сестре поэта. Он вошел в историю литературы как автор смелых вольнолюбивых стихов и противник самовластья. Именно он познакомил 3-го поэта, до этого малоизвестного на РОдине, с Жуковским и Пушкиным. Тогда и произошло открытие большого поэта, который приходит к читателям с первым детским книжками как поэт света, веселого пробуждения природы, ликующего чувства радости. И остается с нами на всю жизнь как мастер философской и любовнои лирики.

ОТВЕТ:

Нави Волырк: псевдоним из букв собственного имени (в обратном порядке) И. А. Крылова.

Адель – псевдоним (псевдогиним – псевдоним в форме женского имени, которым подписывается мужчина) П. А. Вязем­ского.

* * * – псевдоним (астроним – подпись, состоящая из одной или нескольких звездочек) Ф. И. Тютчева.

ПУТЬ ПОИСКА: Энциклопедический словарь юного лите­ратуроведа (Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.

Ст. Псевдоним (внутри статьи описываются виды псевдо­нимов – аллонимы, титлонимы, криптонимы, астронимы, псевдогинимы и приводятся конкретные примеры).

Наиболее интересные сборники стихов поэтов, а также литературу о творчестве вам поможет подобрать рекомендатель­ный библиографический указатель: Сахарова Е.М., Петровская Р.И. Эхо русского народа: Поэзия дореволюц. России. Рек. Библиогр. указ. (Под ред. А. М. Горбунова. – М.: Книга, 1985.

 Задание 2:

 Перед вами набор знаков на кусочке старого пергамента, случайно попавшегося на глаза Леграну, герою рассказа Э.По «Золотой жук», этот текст написан пиратом Кидом.

528806 / 9 : 48 ; / 8S ; 4 / ? 34 ; 48/ 4 ; 161 ; : 188 ; ?  Большой любитель головоломок, Легран берется за рас­крытие тайны и расшифровывает текст: «прямая от дерева через выстрел 50 футов наружу». Он пользуется методами дистрибу­тивного анализа. В чем сущность дистрибутивного анализа?

ОТВЕТ:

Дистрибутивный анализ — это лингвистический метод, изучающий собственные свойства языкового элемента и возмож­ности его сочетаемости с другими элементами в речи. Например, в русском языке звук «в» может следовать за любым гласным и согласным, но не может появляться в конце высказывания.

         Этот метод применяется при дешифровке, практике работы с

неописанными языками. Именно в соответствии с этими методами действует Легран. Прежде всего, он подсчитывает частоту каждого значка. Самым частым оказывается 8. Легран знает, что текст написан пиратом Кидом и написан он по-английски, а в английских текстах чаще всего попадается буква «е». Может быть, цифра 8 передает букву «е». Эта догадка подтверждается, когда в тексте мы неоднократно находим комбинацию 2-х восьмерок, соответст­вующую обычному английскому буквосочетанию «е». Следующий шаг – поиск самого частого английского слова – определенного артикля the. В нашей строке 2 раза встречается последовательность 3-х знаков – « ; 48 », вероятно, ; передает t, 4 -h. Подобные рассуждения приводят Леграна к полной дешифровке текста. 

ПУТЬ ПОИСКА: Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. Ст. Дистрибутивный анализ.

На выполнение заданий необходимо 8-10 минут, пока 2 участка игры работают индивидуально, для остальных – экспресс-викторина.

Ежедневно, в процессе работы библиотекарю приходится выполнять операции, сравнимые, пожалуй, только с археологическими раскопками, когда по одной кости, одному черепку приходится восстанавливать облик и черты целой цивилизации.

Давайте попробуем узнать о каком писателе и каком произведении идет речь, когда известны лишь отдельные штрихи биографии и фрагменты содержания. Хотя зачастую читателю удается исказить и их. Об этом свидетельствует не выдуманный диалог:

– Кто автор слов на музыку Шостаковича?

– Какую музыку, какое сочетание?

– Ммм…

– Может быть песня, оратория?

– А точнее

– Реквием.

Тогда это: музыка Кабалевского, слова Рождественского. 

ВОПРОС 1:

Как называется роман, и кто его автор? Над этим романом писатель работал 10 лет, и вложил в него свои заветные мысли о путях русской интеллигенции в революции. На родине он не мог быть напечатан и был опубликован на Западе. В связи с присуждением автору романа Нобелевской премии в октябре 1958 года – «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» – разразился беспрецедентный скандал. Устроителей всенародного обсуждения не остановил факт незна­комства народа с текстом романа. Автор был исключен из членов Союза писателей.

У современных критиков нет однозначной оценки произ­ведения, однако большинство сходится в одном: роман проде­монстрировал жестокость общества по отношению к личности, показал, что многие жертвы революции принесены зря, но сама революция как явление истории неподсудна. И спасти людей может только любовь к родной земле, любовь к человеку и признание ценности каждого человеческого существования.

ОТВЕТ: Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» 

ВОПРОС 2:

Как называется произведение и кто его автор?

Это самое трагическое произведение поэтессы, представи­тельницы серебряного века русской культуры. Когда-то она – утонченная модель  Модильяни, завсегдатай артистического ка­бачка «Бродячая собака», певшая любовные разочарования, вздохи и печали. Сейчас перед нами потрясающий, основанный на фактах собственной биографии документ эпохи, свидетельство того, через какие испытания прошли наши соотечественники в «страшные годы ежовщины». Это плач матери с несправедливо осужденном сыне, плач поэта обо всех, кто разделил эту судьбу в период незаконных репрессий. Стихи создавались с 1935 по 1940 год и ходили в списках. В наши дни – это произведение было впервые опубликовано в 1987 г., право впервые полностью напечатать его оспаривали 2 литературно-художественных жур­нала «Октябрь» и «Нева». 

ОТВЕТ: «Реквием» Анны Ахматовой.

Об этих, а также других произведениях, долгие годы ходивших в списках, а сейчас завоевавших необыкновенную популярность у читателей, и статьях, посвященных им, вы узнаете из библиографического пособия «Книги, которые читают все» (Бавин С. П., Гурбодикова О. А. Книги, которые читают все: Библиогр. очерки / Гос. б-ка СССР им. Ленина. — М.: Кн. палата, 1989/. Это романы Л. Платонова «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море», Д. Гранина «Зубр», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», «Колымские рассказы» В. Шаламова, поэма А. Твардов­ского «По праву памяти» и др. Это пособие станет незаменимым для вас при создании самостоятельных творческих работ – сочинений, докладов, рефератов и при организации самообразо­вательного чтения. 

  1. Конкурс «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»

«Библиографическая разведка» – непременный атрибут любого увлекательного путешествия. А сведения, добытые во время библиографического путешествия не менее значимы, чем открытие новых земель и неизвестных объектов. 

Задание 1:

Много загадок, нераскрытых тайн, неожиданных происше­ствий связано с горами

Джомолунгма,

Эверест,

Сагарматха.

Где они находятся?

ОТВЕТ: Это названия одной и той же горы на различных языках:

Джомолунгма (тибетское) Эверест (английское) Сагарматха (непальское). Она находится в Больших Гималаях, на границе Непала и Китая, имеет высоту 8848 м.

ПУТЬ ПОИСКА: Советский -энциклопедический словарь / гл. ред. A. M. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. 

Задание 2: 

Известный капитан Врунгель утверждает, что его судно «Беда» прошло по всем самым длинным рекам всех континентов: в Европе самая длинная река – Дунай, в Азия – Янцзы, Африке – Замбези. Верно ли его утверждение? 

ОТВЕТ: Нет, неверно.

В Европе самая длинная река — Волга (3531 км)

В Азии — Янцзы (6300 км)

В Африке — Нил (6671 км) 

ПУТЬ ПОИСКА:   Малый  атлас   мира. – М., 1984.

Вспомогательные справочные таблицы, содержащие сведения о крупных географических объектах всех континентов.

Пока 2 участника игры выполняют свои задания, для остальных в течение 5 минут проводится обзор-реклама послед него номера журнала «Вокруг света». Хорошо, если это будет сделано с юмором, свободно и непринужденно, как своеобразная разрядка после напряженной сосредоточенной работы: «Отсутст­вие   свободно   конвертируемой   валюты – не помеха для решивших совершить кругосветное путешествие, если вам повезет познакомиться с последним номером журнала «Вокруг света». Тайны и чудеса, секреты счастья и красоты, обладание невозможным – все для вас на страницах нашего журнала. Далее следует информация о 2-3-х наиболее интересных статьях в таком же стиле». 

В заключении подводятся итоги игры, награждаются победители конкурсов. Если на эту роль претендуют несколько человек, то для них можно провести дополнительный экспресс-конкурс. Вопросы для конкурса могут быть такие: 

  1. Сколько километров проехал коллежский советник Чичиков, отмахавший за день по дороге к Коробочке 30 верст? Какому воинскому званию он соответствовал?

ОТВЕТ: Чичиков проехал 64008 км.

Верста – 1,  0668  км  (Советский энциклопедические словарь).

Коллежский советник — гражданский чин 6-го класса. Соответствие военным чинам: армейский – полковник, флотский – капитан 1-го ранга (БСЭ, т.29) / Ст. Чин — отсылка Табель о рангах, т. 25 — отсылка к ст. Чиновничество, т. 29. 

  1. Великий английский писатель Д. Р. Толкиен, автор знаменитых «Хоббита» и трилогии «Хранители», родился в стране с экзотическим названием Оранжевое свободное госу­дарство. Где оно находится?

ОТВЕТ: В 1854 г. бурами в Южной Африке создано Оранжевое свободное государство; в результате англо-бурской войны 1899-1902 гг. аннексированно Великобританией. С 1910 г. – провинция ЮАС. С 1961 г. – ЮАР. (Советский энциклопедический словарь).

  1. Один из лучших романов американского фантаста Брэдбери называется «451° по Фаренгейту». Сколько же это градусов по привычному для нас Цельсию?

ОТВЕТ: Это температура, при которой горит бумага – 255,5°.

1°= 5/9°С (Советский энциклопедический словарь).

  1. Строка из знаменитой «Гренады» М. Светлова гласит: «Ответь, Александровск и Харьков, ответь, давно ль по-испан­ски вы начали петь?» Где находится город Александровск?

ОТВЕТ: Этого города сегодня нет на географической карте. Так назывался город Запорожье до 1921 г. (Советский энцик­лопедический словарь).

Литература:

  1. Бавин С.П., Гурболикова О.А.Книги, которые читают все [Текст]: Библиогр. очерки /Гос. б-ка СССР им. Ленина. — М.: Кн. Палата, 1989.
  2. Большая Советская Энциклопедия. Т.28, т.17. — 3-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1974.
  3. Григорьева В.Шерлок Холмс и библиография [Текст] // Детская литература. — 1991. — № 4. — С. 72-74.
  4. Даль В.Словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. — М.: Рус. яз., 1981.
  5. Краткая литературная энциклопедия .Т.1. — М.: Сов. энциклопедия, 1962.
  6. Малый атлас мира. М., 1984.
  7. Моргенштерн Н.Г., Уткин Б.Т.Занимательная библи­ография [Текст]. – М.: Кн. Палата, 1987.
  8. Сахарова Е.М., Петровская В.И.Это русского народа [Текст] : поэзия дореволюционной России. рек. библиогр. указ. / под ред. A.M. Горбунова. – М.: Книга, 1985.
  9. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
  10. Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.
  11. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) [Текст] / сост. М. В. Панов. — М.: Педагогика, 1984.

Библиотечные уроки

Дорогие коллеги!

Очень часто при планировании библиотечных уроков ищешь интересное название или форму проведения. Предлагаю вашему вниманию некоторые темы библиотечных уроков. Может быть, они пригодятся вам в работе. 

Формы  и  названия  нестандартных  библиотечных  уроков:

урок-диалог,

урок-семинар, 

урок-информация, 

урок-конференция, 

урок-беседа,  

урок-лекция,  

урок-поиск,  

урок-практикум,  

урок-путешествие, 

урок-синтез (библиография + искусство), 

урок-размышление, 

урок-дискуссия, 

урок-игра, 

урок-память, 

урок-консультация, 

урок-файл, 

урок-обзор, 

урок-турнир, 

урок-рекомендация, 

урок-познание  и  др. 

Примерные  темы  библиотечных  уроков: 

«Что  я  вкладываю  в понятие «чтение»? (урок-дискуссия); 

«Учись  искусству  чтения» (урок-диалог); 

«Книга  и чтение  в  жизни  великих  людей» (урок-беседа); «Выдающиеся  читатели-россияне» (урок-беседа);

«Умеем  ли  мы  читать?» (урок-диспут); 

«Как  сделать  книгу открытием: (чтение  как  творчество)» (урок-обсуждение); 

«Кого  мы  называем  человеком  начитанным?» (урок-диспут); 

«Книга  в моей  жизни – что  она значит?» (урок-размышление); 

«Книга  и  библиотека: страницы  истории» (урок-память);

«Листая  памяти  страницы…»: История библиотек г. Михайловки»  (урок-видео-путешествие); 

«Книга  и  библиотека  в  жизни  человека. Библиотеки  России» (урок-беседа); 
«Современные  сокровищницы  книг: Крупнейшие  библиотеки  мира»
(урок-семинар);  


«Практические  навыки  работы  с СБА» (урок-поиск); 

«СБА библиотеки – ключ  к  информации» (урок-практикум); 

«СБА библиотеки. Методика поиска  нужной  информации» (урок-консультация); 

«Инструменты поиска библиотечной  информации: каталоги, картотеки, индекс» (урок-практикум); 

«Путешествие  в мир каталогов  и картотек» (урок-путешествие);

«Путешествие  по  лабиринтам  СБА  библиотеки» (урок-поиск);

«Возможности  СБА  в  помощь  деловому  чтению» (урок-информация);

«Роль  каталогов  и  картотек  в  многоаспектном  раскрытии  фонда библиотеки  и  выборе  литературы» (урок-консультация);

«Справочный  аппарат  книжных  изданий  и  назначение  его  

компонентов» (урок-информация); 

«Мир  книги. Справочный  аппарат  издания»  (урок-беседа); 

«Элементы  книги. Использование аппарата книги  при чтении» (урок-практикум); 

«Справочный  фонд  библиотеки: словари, энциклопедии, справочники. Умение  работать  с ними» (урок-тренинг);   

«К тайнам  мысли  и  слова»: поиск  информации  в   справочных  изданиях» (урок-игра);

«Книги, которые  должен  знать  современный  человек» (урок-беседа);

«Книга  и  компьютер. Ресурсы  ИНТЕРНЕТ» (урок-файл);

«Поисковые  системы  ИНТЕРНЕТ» (урок-информация);

«Пути  информационного  поиска» (урок-практикум);

«Информационное самообслуживание  в  библиотеке» (урок-практикум) 

«Самостоятельный  поиск  в  информационных  ресурсах  библиотеки»

 (урок-практикум); 

«Ориентация  в  информационном  пространстве библиотеки» (урок-рекомендация); 

«Первичные  документы  как  составная  часть  информационных  ресурсов  общества» (урок-лекция);

«Как  работать  с  периодикой. Периодика  в  помощь  студенту» (урок-консультация);  

«Культура  чтения  периодики» (урок-беседа); 

«Периодическая  печать  в  учебном  процессе» (урок-информация);

«Солнечная  светлость  книжной  премудрости: профессия  библиотекарь» (урок-информация); 

«Горжусь  своей  профессией, зову  в  свою профессию: о  профессии библиотекаря» (урок-диалог); 

«Профессия, возведённая  в  ранг  творчества» (урок-встреча); 

«Такая  простая сложная  профессия» (урок-презентация);  

«Технология  подготовки  рефератов  и  докладов» (урок-консультация);

«Основные  приёмы  интеллектуальной  работы  с документами»: (план, тезисы, реферат, конспект, доклад) (урок-беседа); 

«Методы  самостоятельной  работы  с  книгой» (урок-консультация); «Техника  интеллектуального  труда: Составление  плана. Конспектирование. Виды конспектов. Тезисы. Библиографическое  оформление  цитат и  выписок. Оформление  реферата, конспекта, доклада» (урок-лекция);   

«Методика  составления  библиографического  списка  литературы  к рефератам, курсовым  и  дипломным  работам» (урок-консультация);

«Искусство  быть  читателем» (урок-турнир); 

«Навигатор  в  море  информации» (урок-конкурс); 

«Штурманы  книжных  морей» (урок-регата);

«Библиографом  становится  каждый» (урок-деловая  игра);  

«Тайны  раскрывает  библиограф» (урок-турнир);

«Что  такое  библиография, её  виды, назначение» (урок-беседа);

«Использование  различных  типов  библиографических  пособий  при выборе  и  разыскании  литературы» (урок-лекция);

«Что  такое  ББК? Основы  библиографического  описания  произведений  печати (для  оформления  рефератов, курсовых  работ) (урок-практикум); 

«Как  использовать  прикнижную  и  внутрижурнальную  библиографию? Библиография  в  журналах  и  газетах» (урок-рекомендация);

«Как  научиться  быстро  читать» (урок-беседа); 

«Техника   быстрого  чтения» (урок-консультация);

«Искусство  публичного  выступления» (урок-рекомендация); 

«Как  научиться  выступать публично» (урок-консультация);

«Что  такое  информационная  культура  человека?» (урок-познание);                 

«Информационная  культура  личности: её  основы, значение» (урок-лекция);

«Искусство оформления книги: Творчество художников-иллюстраторов» (урок-вернисаж); 

«Творцы  книг» (урок-синтез);

«Твоя  домашняя  библиотека. Организация  личной  картотеки» (урок-практикум)  и  др. 

Полезные ссылки:

Библиотечный урок

«Путешествие в страну Читалию!»

 для обучающихся 1-ых классов

Подготовила:
Яковлева Татьяна Михайловна

Педагог-библиотекарь

МОУ
«СОШ №13 им.Ю.А.Гагарина»

Цель:— познакомить
 обучающихся  с   базовыми  понятиями по основам
библиотечно-библиографической грамотности  — «библиотека», «книжный фонд»,
« абонемент».

Задачи:

1.     Дать понятие об основных
элементах книги (обложка, титульный лист,  иллюстрация аннотация,
содержание );

2.     Познакомить детей с «
Правилами поведения в библиотеке»

3.     Привить любовь к книге, к
культурному чтению;

4.     Привлечь детей к регулярному посещению
школьной библиотеки;

5.     Пробудить желание самостоятельно читать
книги;

6.     Развивать внимание и память
первоклассников.

Оборудование: компьютер,
проектор, экран, выставка книг «Вам, юные читатели».

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Татьяна Михайловна,
я работаю в этом удивительном месте библиотекарем. Все вы знаете, что человек,
любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных,
добрых, и верных друзей. И друзья эти — книги. Книги встречают нас с самого
раннего детства и сопровождают нас всю жизнь. Сегодня мы с вами проводим наш
библиотечный урок, посвященный знакомству с библиотекой, а также нашим любимым
книгам – и это конечно же СКАЗКИ.

Клип о чтении
Ведущий. В библиотеке хранится очень
много книг. Сюда приходят и взрослые, и дети. Они могут взять книгу домой
почитать и вернуть. А некоторые здесь, в читальном зале, читают, делают уроки,
играют в настольные игры.

Вы сегодня пришли в гости к нашим друзьям.
Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают
нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый
и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек,
любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных,
добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется
библиотека.


Что же такое библиотека?

Ведущий. Это книгохранилище (библио –
книга, тека – хранить). Видите, много тут книг? Но книги в библиотеке не только
хранят, но и выдают читать на дом. Библиотека состоит из двух частей: абонемент
и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. У
каждого из вас есть формуляр (показать), в который будут записываться те книги,
которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).
Поднимите руку те, кто любит читать.

     А вот эти книги и журналы на дом не выдаются,
а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и
отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников
начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги
называются – справочный фонд.


Знаете ли вы, что представляет собой справочный фонд?

Ведущий. Справочный фонд – это
энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека
умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Я познаю мир», «Что
такое? Кто такой?». А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах
(показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и
журналы, называется – читальный зал.

Для того чтобы люди быстрее ознакомились книжным
фондом, делаются книжные выставки (показать). В них могут быть представлены
книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут
дети, представлены перед вами на выставке «Окунись в мир сказок».

ИГРА
«СКАЗОЧНАЯ ДЕРЕВНЯ».

1.«Жили-были на свете три поросёнка. Три брата.
Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.
Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев
оказался рассудительным, благоразумным и благородным».

(«Три поросёнка»)
2. «У бабки и дедки была курица, но не простая.
Она несла золотые яйца».

(«Курочка Ряба»)
3. «Был у одного хозяина осёл, и много лет
таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе
непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо
обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей».

(«Бременские музыканты»)
4. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив
сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он
унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски
счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».

(«Кот в сапогах»)
5. «Случилось это давным-давно. На крестьянском
дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них
выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и
осталось целым…»

(«Гадкий утёнок»)

      Представьте себе, что все эти книги
свалены в одну большую гору посреди библиотеки до самого потолка, Вы приходите
и просите книгу, ну скажем: «Три толстяка». И вот я начинаю искать день, может
быть два. И вот, наконец, измучившись, нахожу вам эту книгу. Никому из вас,
наверное, не захочется еще раз прийти за книгой. И поэтому, чтобы такого не
случилось, в каждой библиотеке все книги расставлены по специальной системе –
ББК (библиотечно-библиографическая классификация) Как правило, каждая
библиотека состоит из двух отделов: абонемента и читального зала.

Ведущий.
Абонемент — это отдел, где каждый желающий может взять
книгу домой. Но прежде всего, нужно записаться. На всех читателей обязательно
заводиться формуляр. Книги выдаются сроком на 7-10 дней. В случае необходимости
книгу можно продлит. Но для этого нужно поставить в известность библиотекаря,
чтобы она сделала необходимые пометки в вашем формуляре. В конце учебного года,
тот, кто прочел больше всех книг становится нашим книголюбом. Фамилия читателя
помещается на стенде «Наши книголюбы».

Давайте познакомимся с  правилами  пользования
школьной  библиотекой:

Правило
№1: 
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим
читателям.

Правило №2: Книги надо возвращать
вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на
10 дней.

Правило №3: С библиотечными
книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно
больше ребят.

Правило
№4:
 Библиотечные
книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5:  Книги в библиотеке
(из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли.
Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

Читальный
зал! Что же это такое?

Ведущий. В читальном зале есть свои
правила!

Правило №1 — книги из читального зала на дом не
выдаются, Здесь находятся большие по своим размерам книги, ценные по своему
содержанию и книги в единственном экземпляре: словари, справочники,
энциклопедии.

Правило №2: не шуметь, внимательно читать, если
необходимо записывать, что непонятное, спросить шепотом. Несмотря на то, что
книги в читальном зале не выдаются, на каждого читателя заводится формуляр, вся
использованная для чтения литература вносится в формуляр.

В ходе чтения. к сожалению многие книги теряют
свой первоначальный вид. Обратите внимание на эти две книги. Получены они были
в один день, но посмотрите, какие они стали разные. С одной книгой обращались
бережно, а вторую…И когда я вижу такие неряшливые книги то вспоминаю
замечательное стихотворение Б.Заходера:

«…Заболела эта книжка,
Изорвал ее братишка
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею!!!»

Ведущий.  Перед вами лежит «Памятка читателям школьной
библиотеки» 
давайте ознакомимся
с ней и сохраним, чтоб не забыть о том, о чем в ней говорится:

Памятка
читателям школьной библиотеки

Дорогие юные читатели!
У книг срок жизни может быть разным: совсем
коротким и практически бесконечным. И эта книжкина жизнь зависит от вас, от
вашего бережного отношения к ней. От того, соблюдаете ли вы правила чтения,
ваши любимые книги будут радовать вас долго-долго.

Что надо знать, чтобы книга улыбалась.
Книга не любит читателей с грязными руками.
Нельзя читать во время еды.
В книге нельзя рисовать, раскрашивать
иллюстрации, ставить пометки. Переворачивать страничку нужно за верхний уголок.

Нельзя загибать в книге страницы, надо
пользоваться закладкой.

Книга очень боится всего, из-за чего она может
рассыпаться на кусочки. Это происходит, если её кладут раскрытой переплётом
вверх и если вместо закладок оставляют в ней линейки, карандаши и прочие
толстые предметы. Если на улице дождь или снег, а книгу надо отнести в
библиотеку, необходимо её завернуть и положить в непромокаемый пакет.

У книг дома должно быть своё постоянное место.
Книги библиотечные – особо уязвимые существа:
ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними.

Когда вы берёте книгу, вы становитесь её
полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами
библиотеки.

В назначенный срок книгу ждут в родном доме –
библиотеке.

С
книгой надо обращаться аккуратно!

ВИКТОРИНА
«ЗАГАДКИ О СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЯХ».

1. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Золушка

2. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь

3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка

4. Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка

5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина

6. Черепахе 300 лет
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
Тартила

7. Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
Карлсон

8. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот
в сапогах

9. Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ….
Баба
Яга

10. У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —
Винни
– Пух

Ведущий. Для каждого из вас я подготовила «Удостоверения читателя»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа …» г….

УДОСТОВЕРЕНИЕ
ЧИТАТЕЛЯ
предъявитель удостоверения имеет право:

— Записаться в самую лучшую библиотеку;
— Получить все самые интересные детские книжки и
журналы;

— -Участвовать в занимательных и познавательных
занятиях.

Читайте!
Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из
новой книги.
( По К. Паустовскому.)/i]

Конкурс-разминка:
«Исправьте меня»:

1. Василиса Преглупая
2. Елена Некрасивая
3. Крошечка- Горошечка
4. Сестрица Гулёнушка
5. Баба Бяка
6. Кощей Бесстрашный
7. Царевна- жаба
8. Жар- муха
9. Царевна- индюшка
10. По собачьему велению
11. Иван-царевич и зеленый волк
12. Сестрица Алёнушка и братец Никитушка
Конкурс
«Волшебный сундучок».

В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать
предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Ведущий.
     Уважаемые ученики  первого класса, для вас хочу объявить
специальный конкурс рисунка «Моя любимая сказка». Для участия вы можете
нарисовать рисунок по сказке и принести его сюда в библиотеку. Самые яркие и
интересные рисунки будут награждены на «Неделе детской книги».

    Есть добрая традиция в нашей школьной библиотеке. В апреле, во время
проведения «Недели детской книги» мной просматриваются формуляры ваши, и я
объявляю о самом читающем читателе!
Я надеюсь, что именно ваш класс окажется самым читающим. Приходите, читайте и
приводите своих друзей!
А в следующий раз я приду к вам, когда вы закончите изучение букваря и мы с
вами устроим мероприятие под названием «Прощание с букварем»

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тайны изобретений сценарий мероприятия
  • Тайны зимнего леса сценарий
  • Тайны волшебного леса сценарий
  • Тайны бабушкиного сундука сценарий
  • Тайная жизнь домашних животных сценарий