Танец шивы праздник

Махашиваратри посвящён величайшему божеству индуизма, Шиве. Его славят по всей Индии, а в ночь фестиваля тысячи паломников устремляются к священным местам.

Великая ночь Шивы или Махашиваратри, как называют её в Индии, является одним из самых главных праздников для приверженцев индуизма. О важности праздника говорит даже его название, приставка “маха” означает “главнейший”. Народ Индии верит, что в эту ночь происходят необыкновенные вещи, а наш мир преображается благодаря силе великого Шивы, могущественного бога, представителя верховной триады божеств. 

Во время власти Шивы, в Махашиваратри, медитации наделены особенной силой, а любой бодрствующий человек будет одарен счастьем и процветанием на весь последующий год. Какие интересные традиции связаны с праздником? Как отмечают индийцы Махашиваратри? Какие символы издавна сопровождают торжество?

Зажжение свечей в честь Махашиваратри

Зажжение свечей в честь Махашиваратри

Когда празднуют Махашиваратри?

Несмотря на то, что индуизм – религия древняя, сегодня нельзя встретить ни одного индийца, что не слышал бы имени Шивы. Верховный бог-аскет научил людей медитации и тайны знаниям, одарил мудростью тех. кто разделяет его устремления. 

Шива управляет двумя энергиями – созиданием и разрушением. Когда Вселенная завершает свой жизненный цикл, он уничтожает её, чтобы дать начало новому миру. Уже одна эта особенность открывает нам могущество бога.

Праздник Махашиваратри не имеет фиксированной даты. Обычно он приходится на вторую половину февраля – начало марта. Определить священный день помогает луна. 

День перед новолунием (то есть самой тёмной ночью) последнего лунного цикла, попадающего на зимнее время – это как раз время Махашиваратри. Во время праздника индийцы славят своего могущественного бога, цитируют гимны, посвящённые ему, медитируют.

Символы и особенности фестиваля

Почти во всех регионах Индии празднество начинается с заходом солнца. Ночь Махашиваратри посвящена великому преображению, силе Шивы, что проходит через все стадии Божественного Сознания. 

Особенным символом бога и, в частности, его праздника, стал лингам. Его можно назвать алтарём Шивы, и издавна лингамы по форме напоминают фаллос. В том нет ничего удивительного, поскольку в индуизме Шива – воплощение мужского начала, силы плодородия и воинственности. 

Однако Махашиваратри – не только мужской праздник. Множество женщин Индии приходит в праздник с дарами к лингамам, чтобы попросить бога о помощи. Кроме того, вечная спутница Шивы, его супруга Парвати, является воплощением женственности и красоты. Индийские девушки просят у неё любви и удачного замужества, а женщины старше верят, что Парвати сделает их семейную жизнь благополучной и счастливой.

Шива-лингамы

Шива-лингамы

Махашиваратри в легендах Индии

Но как же появился этот праздник? Поскольку корни Махашиваратри уходят в глубокую древность, невозможно сказать, когда впервые его начали отмечать. Тем не менее, у индийцев есть несколько легенд, что рассказывают о появлении даты Махашиваратри. 

Согласно одному из мифов, именно в день последнего зимнего новолуния состоялась свадьба Шивы и его возлюбленной Парвати. Не сразу бог узнал в своей почитательнице прежнюю супругу Сати, что погибла в огне и после перерождения превратилась в Парвати. 

В день Махашиваратри Шива исполнил великую Тандаву, танец, что стал символом созидания и разрушения Вселенной. От себя хочу заметить, что именно статуэтки танцующего Шивы стали особенным символом Индии, узнаваемым в самых разных уголках мира.

По другой легенде, Махашиваратри был днём, когда Шива появился перед двумя другими верховными божествами, Брахмой и Вишну. Между богами развернулось состязание, в котором необходимо было определить, кто из них самый могущественный. 

В тот миг Шива обратился в огромный лингам – столб без начала и конца. Брахма принял облик лебедя, но так и не смог достигнуть вершины лингама, что терялся за облаками. Тогда Вишну стал вепрем, что рыл землю, надеясь найти окончание столба под землёй. Этого ему не удалось, что доказало могущество Шивы.

Традиции празднования

В индийских Пуранах говорится, что всякий человек, не уснувший в ночь Шивы, будет наделён богатством и удачей. Более того, любое обращение к богу непременно будет услышано им. Имеется даже уточнение, что незнающий человек, не представляющий, как правильно обратиться к Шиве, всё равно не останется без внимания великого создателя и разрушителя.

Индуисты соблюдают строгий пост накануне Махашиваратри, а священную ночь предпочитают проводить в храмах. Там читаются мантры, посвящённые богу, раскуриваются благовония. 

Перед входом в святилище важно омыть своё тело. Если есть возможность, индийцы отправляются к священным рекам, куда в Махашиваратри направляются десятки тысяч паломников. Махашиваратри – день физического и духовного очищения.

Одной из главных традиций Махашиваратри стала благотворительность. Очень важно в ночь Шивы помочь тем, кто нуждается в этом. 

Также следует посетить пуджу, служение, что проводится в честь восхваления великого бога. Просить Шиву можно обо всём, однако темы материальных благ лучше избегать – аскет Шива не любит тех, кто жаждет лишь богатства.

Празднование Махашиваратри возле скульптуры Шивы

Празднование Махашиваратри возле скульптуры Шивы

Индийцы верят, что даже мысленное проговаривание мантры Шивы поможет привлечь счастье в свою жизнь. Запомнить её несложно: “Ом Намах Шивая”, а произносить священные слова можно как в божественную ночь, так и в самый обычный день. 

Праздник Махашиваратри – не просто день восхваления бога, это символ величия и красоту древних верований, продолжения жизни и наступления нового цикла в истории мира. И конечно, эта ночь дарит веру в нечто необыкновенное и даже волшебное, что не зря, ведь Шиве уверенно завоёвывает сердца людей.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 18 февраля

В 14 день Чатурдаши Кришна-пакша темной половины месяца Мага празднуется Великая Ночь Господа Шивы — Маха Шиваратри (Maha Shivaratri).

Индуистские писания, в частности, Сканда-Пурана, описывают четыре вида Шиваратри:

Первый — Нитйа Шиваратри (ежедневный Шиваратри — каждую ночь).
Второй — Маса Шиваратри (ежемесячный Шиваратри), который соблюдается в четырнадцатый лунный день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши).

Третий — Магха-Пратхам-Ади Шиваратри, который соблюдается в течение первых тринадцати лунных дней месяца Мага.
Четвертый — Маха Шиваратри, который соблюдается в четырнадцатый лунный день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши) месяца на Мага. В ночь этого Чатурдаши Шива почитается в течение всей ночи.

В эту ночь, согласно преданию, Господь Шива совершил тандава — танец первичного творения, сохранения и… разрушения.

Йогины и тантрики почитают Бога в Его двух основных проявлениях: как Шиву — Отца Мира, и как Шакти — Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало. Это не два бога — это Единый Господь, это Бог и Его Сила.

Преданные Шиве обращаются к нему в течении всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие ритуалы.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященных различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В различных областях Индии обряды несколько отличаются. Особо Маха Шиваратри празднуется в Варанаси (Каши) — священном городе Господа Шивы и в Кашмире — области, где почитание Шивы было особенно сильно развито.

В 9 столетии Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

Кашмирские пандиты обычно праздновали Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней были посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводились в благочестивых молитвах. Один день был предназначен для дарения подарков. Два дня почитались Бхаиравы. Один день был предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делал подарки всем членам семьи. Затем день почитания Шивы.

На следующий день раздавался прасад из грецких орехов и рисовых пирогов. В прошлом праздник часто продолжался до Аштами (8-го лунного дня). Последний день также отмечает конец зимы и празднуется сжиганием кангри. Была большая радость и веселье вокруг. Люди надевали новую и самую лучшую одежду, и семьи сидели вместе и наслаждались игрой с морскими раковинами.

Шива и праздник в его славу описывается множеством легенд. Вот, одна из них самая главная легенда, объясняющая происхождение праздника.

Пураны гласят, что однажды Вишну и Брахма два бога из индуистской божественной троицы столкнулись в сражении, чтобы доказать свою доблесть. Битва эта была настолько сильной и яркой, что другие боги просто пришли в ужас. Они попросили Шиву вмешаться. Тогда, Шива для того чтобы помочь осознать двум богам тщетность их сражения, обернулся пылающим Лингамом и стал между Брахмой и Вишну. Бог попросил измерить Лингам.

По приданию Лингам символ Шивы. Богов охватил благоговейный страх перед размерами пылающего Лингама и они решили, что каждый найдёт один край, чтобы доказать превосходство над вторым. Брахма обратился лебедем и воспарил к небесам, чтобы отыскать край там в мирах возвышенных. А Вишну превратился в вепря Варахи и отправился вниз под землю, чтобы отыскать край там, в низших мирах. Оба искали в пределах тысячи миль, но так и ничего не нашли.

Тогда, Брахма решил прибегнуть ко лжи, чтобы доказать своё превосходство. Он увидел цветок Кетаки на своём пути. Бог заручился согласием цветка подтвердить, будто он видел конец космической колонны там наверху в тот момент, когда рядом находился цветок. Но это не сработало. В сопровождении своего сообщника Брахма предстал перед Вишну и соврал о своём превосходстве. Однако в этот момент раскрылась центральная часть колонны, и появился Шива во всём своём сиянии и великолепии! И Брахме с Вишну пришлось признать превосходство Шивы, так как оба они так не нашли способа выполнить задание. Однако Шива объяснил богам, что оба они произошли из него самого, а теперь являются олицетворением трёх разных аспектов божественности.

Но также Шива разозлился на Брахму и наслал на него проклятие. Он запретил молиться Брахме, а также он наложил запрет на подношение цветов Кетаки при поклонении богам. Так он наказал Кетаки за лжесвидетельство и пособничество Брахме.

Всё это произошло на четырнадцатый день тёмного месяца Пхалгуна, в то время как Шива обернулся Лингами. С тех пор этот день считается благоприятным и празднуется, как МахаШиваратри.

Пураны гласят, что поклонение Шиве в праздник МахаШиваратри дарует человеку счастье, процветание! Вот, почему этот период наиболее благоприятен для любых практик: медитаций, поста, молитв, чтения мантр.

Махашиваратри, или «великая ночь Шивы», – праздник в честь индуистского божества Шивы. Отмечается ежегодно в феврале-марте (по григорианскому календарю), в ночь перед новолунием в последнем зимнем лунном цикле (месяц пхалгун). Считается, что в эту ночь Шива совершил тандава (танец первичного творения, разрушения и созидания).

Приставка «маха» означает великий, главный. В году несколько раз отмечается праздник «Шиваратри», но Махашиваратри – самый важный. Так, в индуистских писаниях (особенно в Сканда-Пурана), можно встретить 4 вида Шиваратри:

  • Нитйа Шиваратри (каждую ночь)
  • Маса Шиваратри – в 14-й лунный день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши) каждый месяц
  • Магха-Пратхам-Ади Шиваратри (в течение первых 13-ти лунных дней месяца Мага).
  • Махашиваратри
  • Верующие в этот день читают «катха»-истории и поют гимны в честь Шивы, совершают Абишеку (длительное, непрерывное возлияние на Шивалингам воды), повторяют мантры и многое другое.

    После окончания празднования, которое длится обычно около суток, начинается ярмарка на берегах у водоемов.

    Если человек бодрствует во время Шиваратри, то ему обещаны материальный достаток и место в раю. Медитация в праздничную ночь в 100 раз сильнее обычной, что связывают с положением Солнца и Луны.

    Лингам – символ праздника, основная и самая важная форма Шивы. Чаще всего это вертикально стоящий цилиндр с полусферой на вершине. В основании – квадрат (круг), который означает йони («чрево, место рождения»).

    Дата праздника

    В 2015 году праздник отмечается в ночь с 17 февраля. Празднества начинаются сразу после захода солнца.

    Как проводится в Индии?

    Махашиваратри в Индии – день поклонения Шиве и Парвати. Празднование начинается в день Шиваратри после восхода солнца и не прекращается всю ночь. Весь день шиваиты проводят у алтарей, неустанно повторяя молитвы, мантры, гимны.

    Верующие соблюдают пост, запрещены еда и питье, даже прасад Махашиваратри. Вся пища предназначена для следующего дня. Индусы принимают участие во всенощном бдении – джагран (jaagran). Считается, что Шива освободит от всех грехов и от цикла перерождения, если все ритуалы будут соблюдены.

    Шиваиты проводят ритуальное омовение в священной реке Ганг, надевают новую одежду и посещают ближайший храм Шивы. Там они преподносят ему молоко, воду, фрукты, благовония и пр. К концу праздника около храмов появляются настоящие молочные реки.

    В храмы часто приходят целыми семьями, долго стоят в очереди, чтобы совершить пуджу. Люди создают религиозную и благочестивую атмосферу, с помощью пения бхаджан и мантры «Ом намах Шивая». В храмах Шивы звенят колокола, и зажигается множество гирлянд и светильников, в крупных храмах выступают оркестры (духовые и ударные).

    Легенда о происхождении праздника

    О том, как появился этот праздник, ходит множество легенд. Одна из наиболее популярных гласит, что Шиваратри не что иное, как свадьба Шивы и Парвати.

    Легенда из Линга Пурана гласит, что в эту ночь Шива возник перед Вишну и Брахмой в форме Лингама – не антропоморфного символа, безначального и бесконечного.

    Что просят у Шивы в этот день?

    Женщины и садху с особым трепетом относятся к этому празднику. Индианки просят Парвати об удачном замужестве и красивых детях (так как супруг Парвати Шива – идеальный муж), а также о семейном благополучии и процветании.

    Поскольку Шива покровительствует аскетам, садху (переводится как «добродетельный человек», чаще всего аскеты, святые или йогины) считают Махашиваратри своим праздником. Во имя Шивы садху пьют тхандаи (thandai) – коктейль-бханг, приготовленный из молока, с добавлением каннабиса и миндаля.

    Технические аспекты проведения

    В этот день обязательно совершают 4 пуджи (богослужения), посвященных различным проявлениям Шивы, стараясь охватить и ведические, и тантрические методы и настроения. Такое почитание также символизирует различные переходы из одной ачары в другую, этапы духовного роста.

    Обряды несколько отличаются в различных областях Индии. Особенно этот праздник отмечают в Варанаси (Каши) – священном городе Шивы, и в Кашмире, так как там очень развито почитание этого божества.

    В IX веке Кашмирский святой поэт Утпалдева так описал Шиваратри: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

    Пандиты из Кашмира праздновали Махашиваратри в течение 23 дней. Сначала 6 дней очищали дом и покупали предметы для Пуджи. Затем 2-3 дня молились. Один день дарили подарки, еще 2 дня почитались Бхаиравы. Один день почитали Шиву. На следующий день самый старший в семье дарил подарки всем остальным членам семьи. Затем – еще один день почитания Шивы.

    Прасад, чаще всего приготовленный из грецких орехов или рисовых пирогов, раздавался на следующий день. Раньше праздник продолжался до 8-го лунного дня (Аштами). В последний день отмечают конец зимы, сжигая кангри. Эти дни были полны веселья и радости, люди облачались в новую и самую лучшую одежду, семьи вместе играли с морскими раковинами.

    Современные Шиваратри проводят несколько иначе. Каждые 3 часа совершают большую, полную пуджу. Начинают богослужение со вступительного обряда – обращения к мудрому слоноголовому сыну Шивы и Правати – Ганеше. У него просят ясности ума, мудрости, удачи в новых начинаниях, успехов, а также процветания.

    Открывает праздник вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве. Считается, что древние арии поклонялись не идолам, не святым образам (мурти), а священному огню. Поэтому эта пуджа начинается с разжигания священного огня и с небольшой агнихотры (огненного жертвоприношения, наливания в огонь жертвенного масла). В огонь, как правило, наливают именно топленое масло, подбрасывают веточки определенного дерева.

    Раньше считали, что агнихору нельзя совершать молодым девушкам, глупым или несведущим людям, а также больным и непосвященным. Сейчас этот ритуал проводят представители обоих полов.

    Далее предлагаются саттвичные (то есть обладающие качеством благости) подношения, повторяются мантры из Вед. Молитвы во время 1-ой пуджи (с 19:00 до 22:00) должны произноситься только с благими намерениями. Не рекомендуется высказывать эгоистические желания и мелочные материальные просьбы, а также заниматься черной магией. Советуется посвятить это время заботе о себе и о ближнем: «Господи! Даруй мне веру, спасительное знание и истинного гуру!» – обычно за такими молитвами проводят первые несколько часов. Рекомендуется молиться и о других: «Боже! Сделай всех больных здоровыми, голодных – сытыми, принеси в наш мир процветание и благополучие…»

    Линга-пуджа
    Начинается с абхишека, при этом желающие могут подойти к алтарю и сделать дхена-мудру (положение кистей рук похожее на вымя коровы) и сконцентрироваться на тех желаниях, в которых нуждаются. Жрец (священник) в это время льет через пальцы непрерывной струей воду. При этом мысленно необходимо обращаться к Шиве и размышлять о равновесии в мире.

    Раджасика-пуджа
    Ближе к середине ночи линга-пуджа переходит в раджасика (в переводе означает «страстная, активная, динамичная») пуджу, сопровождаемая мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Сопровождается пышным богослужением, подносятся всевозможные дары в сопровождении экстатического пения, радости и веселья. Людям уже разрешено просить о материальном: о процветании, богатстве, славе, карьере, с личными мотивациями в гуне раджаса (страсти). Если не о чем просить Шиву, можно просто наслаждаться поклонением ему.

    Тамасическая пуджа
    Здесь Шива и Его супруга Махакали почитаются в грозных аспектах. Пуджа начинается жертвоприношением, после чего на Шивалингам наливается жертвенная кровь. Подношения тяжелые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба. Читаются молитвы и мантры Тантр «левой руки».
    Это время черных магов и заклинателей, они вовсю применяют свои чары. Шиву просят об расправе над демонами, злыми духами, врагами и завистниками. В состоянии медитации призывают шиваганов (преданных воинов Шивы) поквитаться со всеми недоброжелателями. Все молитвы как бы натравливают демонов на жертв.

    Многие ритуалы метафоричны, поэтому бороться можно и с врагами внутри нас самих: с пороками и недостатками. Раскалывание кокоса перед алтарем означает разбитие своего эго (ахамкары) и медитацию направляют на то, чтобы искоренить все нежелательные качества в себе самом. У эго, как и у кокоса, прочная, толстая скорлупа, но пустота внутри. Гордыня и чувство собственной значимости, как и кокосы, твердые снаружи, но пустые и жидкие внутри.

    Медитируют и во время жертвоприношения животного. Считается, что в это время уничтожается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а убитое животное – лишь только символ. Благословленная душа животного перерождается в лучших формах, а приготовленное жертвенное мясо утром раздают в качестве причащения.

    В современном мире лишь некоторые закрытые группы проводят этот обряд, большинство предпочитают более гуманные имитации. В прошлом жертвоприношениям отводили более значимую роль. Например, ашвамедха (описанная в древнем эпосе Рамаяна), проводилась царем Дашаратхой для того, чтобы у него родились дети.

    Четвертая пуджа
    Во время последней пуджи Шива почитается как Абсолют, находящийся за пределами всех качеств, имен и форм. Во время пуджи важны глубокая медитация и чувство единства с Шивой. Тишина и покой в это предрассветное время Брахма-мухурты (мухурта – время примерно с 3 до 5 утра) только способствует такой медитации.

    Человек погружается в глубокую медитацию, попадает в промежуток между сном и явью. Считается, что в это время можно войти в высшее состояние сознания – турию. Турия – это область чистого сознания, которая является основой для 3-х остальных (свапна, джаграта, сушупти) и при этом считается наивысшей. При продолжительной медитации можно перенестись в турьятиту – состояние выше турии, мысли и ума, туда, где проявленное сознание связано с Абсолютным, Божественным.

    Шива ощущается как Высшее Я, как Душа. Здесь совершается хома (агнихотра, огненное жертвоприношение), во время которой будут сжигаться письменные молитвы. Их пишут заранее или по ходу службы. Очень важна вежливая форма написания. Человек должен сначала представиться Шиве и только потом озвучить свою просьбу.

    Заключение
    Закончив продолжительные медитации, неустанные молитвы и сложные обряды, индусы говорят, что чувствуют очищение ума от мирских мыслей. Эта ночь дает уникальную возможность расслабиться, набраться духовного опыта, забыть о потребностях плоти. В мыслях надо оставить только имя Шивы и постоянно повторять молитвы.

    Просмотров 1.3к. Опубликовано 11.02.2013
    Обновлено 05.05.2019

    «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние». Так гласит один из главных религиозных текстов индуизма 9 века.

    Как празднуют Махашиваратри в Индии

    Ритуальные танцы на фестивале Махашиваратри

    Шиваизм

    Великая ночь Шивы или Махашиваратри — это один из главных религиозных праздников Индии. Он относится к традиции шиваизма (шайвизма) направлению индуизма, в свою очередь включающего в себя множество школ, философия которых часто достаточно сильно различается, но в то же время имеет под собой общую основу — поклонение Шиве в качестве верховного божества.

    Поклонение Богу Шиве в Индии фото

    Стоит отметить, что традиции поклонения Шиве сильны не только в самой Индии, но и за ее пределами, например на Шри-Ланке и даже в преимущественно буддийском Непале.

    Когда отмечают Махашиваратри?

    Как и у других индуистких праздников дата Махашиваратри “плавает” в зависимости от динамического лунного календаря. Как правило, Великая ночь Шивы приходится на февраль-март, время празднования также зависит от луны и варьируется в разных широтах.

    По одной из легенд именно в эту ночь свершилась свадьба Шивы и Парвати, одним из проявлений силы бога — Шакти, по другой — именно в этот день Шива исполнил Тандаву — танец сотворения и разрушения: двух противоречивых с первого взгляда но единых по сути составляющих одного — любого процесса, который можно охарактеризовать как рождение.

    Фотографии праздника Maha Shivaratri

    Фотографии праздника Maha Shivaratri

    Что означает название праздника?

    Маха— переводится с санскрита как “великая”, “ратри” означает “ночь”. Интересно отметить, что сама приставка “Маха” нередкая в названиях индуистских праздников указывает на то, что кроме главного праздника существуют еще и его второстепенные аналоги в виде ритуалов совершаемых с определенной периодичностью, как правило еженощно и ежемесячно.

    Но только 1 раз в году, поклонение Шиве обладает особой силой.

    Преданные, в течение всего дня предваряющего праздник и последующей ночиРелигии Индии Шиваизм фото соблюдают пост, молятся, медитируют и выполняют джапу, то есть начитывают специальные мантры. В эту ночь по всей Индии звучит Панчакшара мантра “Намах Шивайя” или ее вариация “Ом Намах Шивайя” — одна из главных мантр индуизма (мантра 5-ти слогов), посвященная Шиве.

    Каждый из слогов этой мантры обладает особой силой. Считается что ее повторение объединяет все элементы сущего (землю, огонь, воздух и эфир) и все потенции Шивы (творец-хранитель-разрушитель-спаситель) воедино и возвращает душу, плененную привычными реакциями ума “самскарами” к Абсолюту.

    В этот день также принято пить особый напиток “бханг” главными составляющими которого являются молоко, миндаль и конопля. Вопреки распространенному мнению, эта практика (как и другие практики шиваизма, связанные с употреблением каннабиса) не применяется повсеместно — “бханг” пьют как правило только садху – ведущие строгий аскетический образ жизни и посвятившие свою жизнь служению Шиве.

    Как и у любого религиозного праздника у Махашиваратри есть еще наивная народная форма. Так например, семейные индианки в этот день молятся Шиве о семейном благополучии и процветании дома, а незамужние просят об удачном замужестве.

    Великий Бог Шива фото

    Особое значение этому празднику придают в традиционно шиваистких городах — Варанаси, Гокарне , это следует учитывать планируя посещение Индии в период его проведения.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таможня праздник какого числа
  • Тайланд на новогодние праздники цены
  • Танец твист супер танец на любой праздник
  • Тайланд на майские праздники 2022
  • Танец сегодня праздник у девчат ремикс