Тарковский гофманиана сценарий

4 апреля гениальному отечественному кинорежиссеру могло бы исполниться 85 лет. Вспоминаем его неснятые фильмы.

4 апреля гениальному отечественному кинорежиссеру могло бы исполниться 85 лет. Вспоминаем его неснятые фильмы.

На счету у Андрея Тарковского, которому 4 апреля исполнилось бы 85 лет, семь с половиной снятых картин (если считать «Каток и скрипку») и десятки, увы, неснятых. «Идиот», «Преступление и наказание», «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус», «Степной волк», «Мастер и Маргарита» — вот далеко не полный список проектов, которые режиссер не успел осуществить за свою жизнь. Самая мучительная участь досталась уже оформленным идеям, обреченным остаться в заточении на страницах сценария. Постигла она и «Гофманиану».

Долги, деревня, Гофман

Тарковский заканчивал 1974 год в тревожных чувствах. Сборка «Зеркала» далась тяжело: режиссер испробовал 20 вариантов монтажа и никак не находил того самого, единственного. Картине еще предстояло пройти суд экспертной комиссии и получить прокатную категорию. Предварительный показ чуть не закончился скандалом. Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш сердито бросил: «У нас есть свобода творчества, но не до такой же степени!»

На съемках фильма «Зеркало»На съемках фильма «Зеркало»

Нешуточные споры вокруг фильма отразились и на результатах голосования. За первую категорию набралось 11 голосов, за вторую — 12. Разочарованный Тарковский написал тогда в «Мартирологе»: «Состоялось обсуждение в комитете, где все кляли меня на чем свет стоит». В итоге выпустили 84 копии вместо обычных нескольких сотен. Вторая категория не только ограничила прокат, но и существенно снизила оплату: режиссер получил 6 тысяч рублей, а с вычетом налога и неустойки за перерасходованную пленку осталось меньше 4 тысяч, на которые предстояло жить до следующей постановки.

Несколько месяцев Тарковский упорно обивал пороги студийных начальников c идеей поставить «Идиота» или экранизировать «Пикник на обочине» братьев Стругацких, но Госкино прохладно молчало. Денег не хватало уже ни на что, пришлось влезть в долги. Тогда Тарковский решил уехать в деревню, в дом, который надо было еще достраивать и обживать. Так, ему казалось, будет дешевле и спокойнее. «Месяц провел в Мясном, — писал он в дневнике. — Не прочел ни строчки. Пилил и колол дрова, чинил с Родиным М. И. электропроводку, сделанную чрезвычайно халтурно. Тяпа (сын режиссера — Прим. ред.) очень вырос, и я скучаю сейчас о нем. В доме холодно».

«Зеркало»«Зеркало»

Спасение пришло откуда не ждали. Эстонская киностудия предложила Тарковскому написать сценарий «на что-нибудь из немцев». Режиссер согласился и в конце февраля заключил договор с «Таллинфильмом» (текст ждали к 1 августу). «Из немцев» режиссер выбрал ни много ни мало Теодора Гофмана, однако материал упорно сопротивлялся. В своем дневнике Тарковский впервые упоминает о нем лишь 30 апреля: «Сценарий по Гофману не вытанцовывается». Следующая запись о «Гофманиане» относится уже к 3 июня: «Что-то он у меня не получается, этот сценарий. Нет конструктивной идеи». Наконец 2 июля Тарковский констатировал: «Надвигается кошмарное время. 1-го сдавать Гофмана, а у меня — ни строчки».

Почему Гофман?

На страницах «Мартиролога» Тарковский часто признавался в любви к немецкой литературе: звучали имена Томаса Манна и Германа Гессе, но почти ни слова об одном из главных романтиков немецкого искусства. Тем не менее Тарковский любил мистику и в итоге задумал «Гофманиану» как своеобразное продолжение «Зеркала». В этом сценарии отражался он сам — человек в агонии, который борется не только за право оставаться художником, но и за право иллюзорного мира быть частью реальности.

Работая над текстом, Тарковский обращался к дневниковым записям Гофмана и его биографии. Ассистент режиссера Марианна Чугунова от руки переписывала факты из книги Жана Мистлера «Жизнь Гофмана», достать которую можно было только в Библиотеке им. Ленина, и посылала в деревню Мясное по два письма в неделю. Для сценария режиссер также использовал новеллы «Дон Жуан», «История о пропавшем отражении» и «Кавалер Глюк», послужившие своего рода двигателями сюжета.

Андрей ТарковскийАндрей Тарковский

В материале, из которого должен был сложиться сценарий, Тарковский чувствовал автобиографический потенциал. Гофман, проработавший большую часть жизни чиновником, постоянно терзался по поводу своего истинного предназначения: «Кто я такой все-таки?» Или: «Я даже не знаю, кто я… А? Кто я, Теодор?» — вопрошал со страниц сценария писатель. Вопрос самоидентификации всегда был важен для Тарковского, тратившего большое количество времени (в сущности, свою жизнь!) на отстаивание собственного творческого видения перед близорукими чиновниками и коллегами-кинематографистами.

Другое зеркало

«Гофманиана» строится на предсмертной исповеди героя. Великий сказочник и композитор Теодор Гофман готовится к уходу из жизни. Хрупкий телом, он лежит в просторной спальне в Берлине, вокруг кровати сменяются персонажи, реальные и выдуманные. В зеркале, что висит на противоположной стене, Гофман ищет свое отражение и не находит. Переполненная фантазмами речь писателя вольно пересекает временные границы: жизнь чередуется историями, рассказанными в новеллах, как тасующаяся колода карт.

«Зеркало»«Зеркало»

Тарковский не придерживался четкой хронологии событий, отдавая дань мозаичной структуре, которую уже опробовал в «Зеркале». География текста бесконечно условна. Действие происходит сразу в нескольких городах и в нескольких измерениях, постоянно перемещаясь от яви ко сну. Единственная постоянная величина (помимо бокальчика пунша в руках немецкого писателя) — зеркало, которое по природе своей двойственно.

Зеркало важно. Зеркало — это проход в другие миры, в запредельность детства и смерти. Гофман постоянно смотрится в него. Оно стоит у него в комнате, поблескивает в театральной ложе, таинственно мерцает в темных коридорах родового замка Росситтен. Не отражая, зеркало все равно показывает Гофману, как выглядит смерть: «Когда слуга, раскланявшись, уходит, Гофман выпивает свой бокал пунша и медленно подходит к высокому зеркалу, стоящему в простенке между окнами. Его опасения сбываются: в холодном стекле отражается пустота. Он придвигает кресло, становится на него и приближает лицо к зеркальной поверхности так близко, что стекло запотевает от его дыхания. Но своего отражения в зеркале он не видит…»

«Зеркало»«Зеркало»

Тарковский и Гофман проглядывают друг через друга. Они двойники. Находясь между явью и сном, герой «Гофманианы» постигал то, что незримо для обывателя. «Я похож на детей, родившихся в воскресенье! Они видят вещи, невидимые другим», — произносил он перед смертью. Тарковский вкладывал в его сухие, уже нездешние уста свою речь.

С задачей не справился

Дописывать «Гофманиану» пришлось осенью 1974 года, попутно готовясь к знаменитой театральной постановке «Гамлета» с Анатолием Солоницыным в главной роли. В середине октября сырой вариант сценария Тарковский прочитал жене Ларисе: «Ей очень понравилось. Только кто будет ставить? Да и сможет ли кто-нибудь его поставить? Осталось написать еще один большой эпизод. Пока еще не знаю, какой именно. А нужно для цельности и размеров».

Этим недостающим звеном в сценарии стал пожар, выписанный из биографии Гофмана. Летом 1817 года, в самый разгар небывало успешной оперы «Ундина», театр охватило страшное пламя, за которым Гофман наблюдал из окна своей спальни. Что он мог чувствовать и думать, зная, что вместе со зданием в пепел превращаются все костюмы, декорации и ноты? Вот как Тарковский описал это в сценарии: «„Господин Гофман! — нарушая одиночество маэстро, кричит, появившись в дверях, пожилой человек в ливрее. — Пожар! Театр горит!“ Здание театра охвачено пламенем. К нему невозможно приблизиться от жара. Пожарные лошади шарахаются, обрывая упряжь. Лопаются цветные окна. В дыму мечется голубиная стая. Ночь. Дымятся стены пожарища. Мрачно смотрят оконные проемы в безоблачное звездное небо». Теперь, когда Тарковский снял все фильмы, какие успел, в этом неурочном пожаре критики легко угадают один из его любимых образов — охваченный пламенем дом, который был и в «Зеркале», и намного позже в «Жертвоприношении».

«Жертвоприношение»«Жертвоприношение»

Сценарий был завершен 19 октября. В Таллине «Гофманиану» приняли без единой правки и задумались о возможной постановке с подключением к проекту ФРГ. Изначально Тарковский не собирался ставить «Гофманиану, но эстонцы в этой роли видели только его. В Госкино в сценарии тоже не заметили «ничего криминального», впрочем, любезно попросили исправить пару моментов: «Там, где без пунша Гофман не может творить и где произносит слова в тосте по поводу непознаваемости мира». Все шло неплохо, но вскоре Тарковский получил крайне неожиданное письмо с «Таллинфильма», где сообщалось, что Госкино не приняло сценарий, поскольку режиссер «не справился с возложенной на него задачей». В качестве утешения Тарковскому пообещали опубликовать сценарий в журнале «Искусство кино». Ну не издевательство?

К сорванному фильму Тарковский вернулся уже в эмиграции и после «Жертвоприношения» планировал все же снять «Гофманиану». Велись переговоры с продюсерами из Германии. «Немцы из Франкфурта — Карло и Брундиг — готовы где-то в сентябре заключать со мной контракт на „Гофманиану“». Интересно, что на роль главного героя Тарковский хотел пригласить Дастина Хоффмана, но скоротечная болезнь не позволила осуществить эти планы. Как, впрочем, и многие другие. От неснятого фильма остался только восьмой номер «Искусства кино» за 1976 год.

Другие неснятые фильмы Тарковского

Особое место в списке неснятых фильмов режиссера занимает фигура Достоевского. Кажется, что Тарковский хотел экранизировать все, что создал писатель. C середины 70-х он активно пробивал постановку «Идиота». Госкино требовало сначала расписать заявку, затем тянуло с ответом и… по традиции отказало. В роли Рогожина и Настасьи Филипповны Тарковский видел Александра Кайдановского и Маргариту Терехову. Для персонажа Мышкина режиссер искал непрофессионального актера, была даже мысль сыграть самому. Любопытно, что в 1983 году студия все-таки расщедрилась на фильм, но режиссер уже работал в Италии и от переговоров отказался.

«26 дней из жизни Достоевского»«26 дней из жизни Достоевского»

В конце 70-х у Тарковского появилась идея фильма о самом Федоре Михайловиче. В роли Достоевского ему виделся любимый актер Анатолий Солоницын. В Госкино на эту затею отреагировали прохладно и замысел отдали другому режиссеру, Александру Зархи, который снял фильм «26 дней из жизни Достоевского». Великого писателя по злой иронии прекрасно сыграл все тот же Солоницын.

Не случилось Тарковскому и поставить картину по Томасу Манну. В разные периоды он хотел экранизировать и «Волшебную гору», и «Доктора Фаустуса». Когда велись переговоры о возможной постановке «Иосифа и его братьев» в Италии, режиссер уже думал об операторе Вадиме Юсове (в тот момент они еще работали вместе), а киносценарий хотел писать вместе с постоянным соавтором Александром Мишариным. Но, углубившись в произведение, засомневался, а можно ли его поставить в принципе: «Читаю потрясающего Томаса Манна, „Иосифа и его братьев“. Какая-то потусторонняя по подходу книга. Потусторонняя кухонная сплетня. Становится понятным, почему машинистка, кончив переписывать „Иосифа“, сказала: „Теперь-то хоть я знаю, как это было на самом деле“. Да… А что касается экранизации, то просто не знаю, что сказать. Пока, по-моему, это непередаваемо».

В «Мартирологе» Андрей Тарковский любил помечтать о будущих постановках и составлял списки. Вот один из последних, короткий, где нет уже ни «Гофманианы», ни Томаса Манна, ни любимого Достоевского: «Евангелие» (Штайнер), Гессе («Степной волк»), «Бедная Жанна» или «Инквизитор», «Святой Антоний», «Иоанн на Патмосе».

Андрей ТарковскийАндрей Тарковский

Тарковский жаждал снимать. За несколько месяцев до смерти, испытывая чудовищные боли, он все еще верил в будущие работы. Последние записи «Мартиролога» посвятил «Евангелию». Думал о художественном изображении Голгофы: чудеса, ангелы, видения, предчувствия, воспоминания, сны. Собирался достать кассеты с экранизациями Пазолини и Дзеффирелли. «Евангелие по Штайнеру, — писал режиссер незадолго до ухода из жизни, — насколько оно мое? Если бы мое! Но смогу ли? А что если не Евангелие, а эпизод из Евангелия? Слишком лояльно. Ясно только, что если снимать, даст Бог, то самое главное, на что способен. Я обещал. Никаких „Гофманиан“». Болезнь и чувство близкой смерти развернули мысли художника в сторону вечных, священных текстов. Впрочем, прижизненное Евангелие не состоялось. Андрей Тарковский скончался 28 декабря 1986 года в Париже. Ему было всего 54 года.

Другие материалы рубрики «Неснятые фильмы»

«Ночные небеса» Стивена Спилберга

«Супермен жив» Тима Бёртона

«900 дней» Серджио Леоне

«Наполеон» Стэнли Кубрика

Экранизация видеоигры Halo

«Иисус из Назарета» Пола Верховена

«Жирафы верхом на салате» Сальвадора Дали и братьев Маркс

«Сценарий «Гофманиана» был написан Тарковским за два летних месяца 1975 года. Написан для студии «Таллинфильм», где поставлен не был и поставлен быть не мог. Никем и никогда, кроме самого автора. До конца дней мучало Андрея Арсеньевича желание вернуться к сценарию и снять, наконец, «Гофманиану». Для сценария о Гофмане был использован единственный у нас трехтомник (Э. Т. А. Гофман. Соч. в 3-х томах); «Дневники» и монография Клауса Гюнцеля «Эрнст-Теодор-Амадей Гофман». Это значит, что Гофман был уже хорошо знаем и близок. Тарковский так объясняет актуальность для себя этой темы: «С Гофманом я нахожусь в странных отношениях. Я давно хочу сказать, что я вообще думаю о романтизме». Духовная жизнь культуры непрерывна. Непрерываемость ее поддерживается в том числе и тем, что Ахматова называла «на воздушных путях голов переклички». На диалогах и спорах с двойниками-единомышленниками. Так через свою драматургию «переговаривался» Шекспир со своими современниками и предшественниками. Так спорил, переговаривался со всем миром наш современник Пабло Пикассо. Для возвышенного ума и большого таланта это естественно. «А может быть, поэзия — сама – одна великолепная цитата».Близость к Гофману состоялась в мыслях и сценарии о нем — как в зеркале», так и в «зазеркалье». Мир Гофмана, дрожащий на грани «сна» и «яви», по ту и по эту сторону быта-небытия, имеющий «реальность в невидимом», был особенно близок сознанию Тарковского. Разве сон не такая же реальность, как и явь? – спрашивает у Гофмана одна из героинь сценария. Гофмана мы воспринимаем в сценарии как бы в двойной экспозиции: он – герой сценария, писатель, художник, композитор XVIII века – и через Андрея Тарковского, чьим двойником он несомненно является». («Киноведческие записки», №14, 1997)

ЗавершёнАукцион № 198, сессия 1, Редкие книги, автографы, фотографии, …Подробнее

    18 декабря 2019 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, увражи, плакаты, открытки

    360 лотов редких книг, автографов, исторических бумаг, фотографий, географических карт и плакатов на общую сумму около 15 000 000 рублей представят на торгах Аукционного дома Литфонд 18 декабря.

Каталог аукциона

[Тарковский не справился с возложенной на него задачей] Тарковский, Анд. Гофманиада. Сценарий. [М., 1974].

Эстимейт:

180 000 – 200 000 руб.

Цена:

675 000 руб. €8.770 $9.640

  • По официальному курсу ЦБ РФ на 3 февраля
  • Евро76.96 руб.
  • Доллар США70.04 руб.

[Тарковский не справился с возложенной на него задачей] Тарковский, Анд. Гофманиада. Сценарий. [М., 1974]. 56 л. 29,8×21 см. В папке. Машинопись. Первый экземпляр [Тарковского ?]. В очень хорошем состоянии. На папке надпись: «Гофманиада». Здесь же телефон одного из самых известных советских фотожурналистов: «221 21 48 Семин Вл. Ник.» и телефон без определения абонента: «112-96-49».

В 1974 году эстонская киностудия предложила Тарковскому написать сценарий «на что-нибудь из немцев». Режиссер согласился и в конце февраля заключил договор с «Таллинфильмом» (текст ждали к 1 августу). «Из немцев» режиссер выбрал ни много ни мало Теодора Гофмана. Тарковский любил мистику и в итоге задумал «Гофманиану» как своеобразное продолжение «Зеркала». Сценарий был завершен 19 октября. В Таллине «Гофманиану» приняли без единой правки и задумались о возможной постановке с подключением к проекту ФРГ. Изначально Тарковский не собирался ставить «Гофманиану, но эстонцы в этой роли видели только его. Все шло неплохо, но вскоре Тарковский получил крайне неожиданное письмо с «Таллинфильма», где сообщалось, что Госкино не приняло сценарий, поскольку режиссер «не справился с возложенной на него задачей».

Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, увражи, плакаты, открытки

360 лотов редких книг, автографов, исторических бумаг, фотографий, географических карт и плакатов на общую сумму около 15 000 000 рублей представят на торгах Аукционного дома Литфонд 18 декабря.

Среди наиболее редких и интересных предметов упомянем следующие:

  1. Лот 1. Собрания портретов примечательных в миру людей, с добавлением их жизнеописаний, взятых в сокращенном виде из лучших избранных авторов. [Лион], 1553.
    Джулиан Шарман в книге «Библиотека Марии, королевы шотландской» отмечал, что данная книга считается «одним из чудес ранней ксилографии». Раскрашенный экземпляр. Очень известное издание. Редкость.
  2. Лот 10. Российской бухгалтер, или Ключ торговли. СПб.: При I-м Кадетском корпусе, 1810.
    Одно из самых первых специальных русских изданий по бухгалтерии. Книга редчайшая, на аукционах ранее представлена не была.
  3. Лот 16. [Из каталога Соловьева № 100: Редкие книги] Иакинф (Н.Я. Бичурин). История первых четырех ханов из Дома Чингисова / [составлено и] переведено с китайского монахом Иакинфом. СПб., 1829. Вторая книга, выпущенная автором. Одно из самых редких изданий ученого монаха; особенно редки экземпляры с картой.
  4. Лот 20. Гоголь, Н. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком. 2-е изд. В 2 ч. Ч. 1-2. СПб., 1836. Оба издания «Вечеров» усердно читались и «зачитывались», постепенно исчезая из обращения, что сделало их биографической редкостью.
  5. Лот 26. Коллекция из 14 прижизненных изданий Федора Михайловича Достоевского, в том числе первая публикация «Бедные люди» в Петербургском сборнике (1846).
  6. Лот 37. [Полный комплект редчайшего издания] Северное сияние. Русский художественный альбом. В 4 т. Т. 1-4. СПб., 1862-1865. Это издание, прекратившееся на четвертом томе, который остался неоконченным, принадлежит к числу наиболее интересных русских иллюстрированных сборников, как по богатству, так и по разнообразию сюжетов. Как писали современники во второй половине XIX века: «Таких роскошных изданий, как это, в России весьма мало и они всегда будут иметь значение в художественной литературе»…
  7. Лот 82. Фотография «Император Николай II и Императрица Александра Федоровна верхом на лошадях на праздновании, посвященном столетнему юбилею Лейб-гвардии Уланского Ее Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка в мае 1903 года» / фот. C.E. de Hahn & C°. Царское Село, [1903].
  8. Лот 121. [Первая книга, с автографом П. Зайцеву] Бобров, С. Вертоградари над лозами / рис. Н. Гончаровой. М., 1913. Первый сборник стихов автора с двуцветными литографиями Натальи Гончаровой, отпечатанными на плотной веленевой бумаге.
    Самая знаменитая книга в творчестве Сергея Боброва. Своей славой она во многом обязана иллюстрациями Натальи Гончаровой.
  9. Лот 122. Иллюстрации к мистификации: Нео-футуризм. Вызов общественным вкусам. Сборник. Казань: Futurum, 1913. Тираж сборника составил 300 экземпляров.
  10. Лот 147. Юон, К. [автограф «Горячо любимому петербургскому родственнику Б.М. Кустодиеву от всего сердца К. Юон. Февраль 1924»] Сергиев Посад. Альбом литографий. М.: Издание «Книжного товарищества 1922 г.», 1923.
  11. Лот 301. Ерофеев, Вен. Дневниковые записи. Рукопись. [М.], 1973. Записи охватывают периоды с февраля по март 1972 года, а также с мая по июнь и с октября по ноябрь 1973 года. В 2018 году «Литфонд» сделал предположение о том, что Ерофеев кроме «Записных книжек» вел «Дневник», в который записывал не свои мысли и фрагменты будущих произведений, а ежедневные бытовые события. Настоящий экземпляр подтверждает правоту этих предположений.
  12. Лот 302. [Тарковский не справился с возложенной на него задачей] Тарковский, Анд. Гофманиада. Сценарий. [М., 1974]. На папке надпись: «Гофманиада». Здесь же телефон одного из самых известных советских фотожурналистов: «221 21 48 Семин Вл. Ник.» и телефон без определения абонента: «112-96-49».
  13. Лот 322. Довлатов, С. [автограф] Зона. Записки надзирателя. Анн-Арбор: Эрмитаж, 1982. На титульном листе автограф, адресованный редактору «Нового Русского слова»: «Бывшему заключенному И. Косинскому от бывшего надзирателя Довлатова с антидиалектической приязнью С. Д.».
  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?

    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 7

«Что нибудь» в Литфонде…

  • [Необычайная редкость] [Левшин, В. (?)] Что нибудь, еженедельное издание. [№ 22-26]. СПб.: При Артиллерийском Инженерном Шляхетном Кадетском корпусе у содержателя …

Лот 26

Ф.М. Достоевский – от А до Я

  • Коллекция прижизненных изданий Федора Михайловича Достоевского. 1. [Первая публикация] Бедные люди // Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб.: …

Лот 122

Futurum, 1913

  • Иллюстрации к мистификации: Нео-футуризм. Вызов общественным вкусам. Сборник. Казань: Futurum, 1913. 22 л. 28,5×22 см. В издательской иллюстрированной обложке. …

Лот 49

Победоносцев с полки Бенкендорфа…

  • [Из собрания Бенкендорфов] Победоносцев, К.П. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по Ведомству …

Лот 176

Маяковский и Лисицкий – Хорошо!

  • Маяковский, В. Хорошо! Октябрьская поэма / обл. худ. Э. Лисицкий. 2-е изд. М.; Л.: ГИЗ, 1928. 104 с. 21×14 см. В издательской конструктивистской обложке. …

Лот 103

Демон в шёлке…

  • [В издательском шелке] Лермонтов, М. Демон / ил. А. Эберлинга. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. 4, 64, 2 с., 9 л. факсим., 11 л. ил. 25×23 см. …

Лот 10

Для первых бухгалтеров России…

  • Российской бухгалтер, или Ключ торговли. С словарем учрежденных в России ярмарок, торгов, съездов, собраний и проч, открывающий науку бухгалтерии или …

Лот 253

Ручным способом с оригинальных камней…

  • [Полный комплект] Шолом-Алейхем. Заколдованный портной. Автолитографии художника А.Л. Каплана. Л.: Ленингр. отд. худ. фонда СССР, 1957. 1 л., 26 л. ил. 60×44 см. …

Лот 199

Как позвонить Казимиру Малевичу?

  • [Алло, барышня? Соедините с Малевичем!..] Весь Ленинград: телефонные справочники. 1934-1969. 1. Весь Ленинград. Адресная и справочная книга. 1934. С приложением …

Лот 8

Херасков, Кадм и Гармония…

  • [Прижизненное издание] Херасков, М.М. Кадм и Гармония. Древнее повествование. 2-е изд. В 2 ч. Ч. 1-2. М.: Тип. И. Зеленникова, 1793. Ч. 1: VIII, 251 с. Ч. 2: [2], 384 с. 21, …

Ближайшие аукционы

  • Книги, автографы и пр.

    Через 6 дней

    Государственный центральный музей кино получил в дар раритеты, связанные с режиссером Андреем Тарковским. Это произошло благодаря Вере Игоревне Суменовой, киноведу, ректору Высших курсов сценаристов и режиссеров, Заслуженному деятелю искусств РФ.

    Речь идет о двух предметах:

    Сценарий Андрея Тарковского к неснятому фильму «Гофманиана»

    Ценность этого экземпляра сценария, по словам Веры Суменовой, составляют рукописные пометки, сделанные самим режиссером.

    В дневниковых записях Андрея Тарковского нередко упоминается немецкая литература: можно прочитать о его желании экранизировать Томаса Манна, Германа Гессе, а также Эрнста Гофмана.

    «Гофманиана», идея которой возникла благодаря предложению от «Таллинфильма», должна была соединить эпизоды из жизни Гофмана с фрагментами нескольких его книг. Сам Тарковский даже рассматривал фильм как развитие идей, реализованных перед этим в фильме «Зеркало». Готовый сценарий запускали к постановке на эстонской студии, но вскоре проект был остановлен Госкино с уточнением, что режиссер не справился с поставленной задачей.

    Тарковский вернулся к фильму только в эмиграции, в середине 80-х, и после «Жертвоприношения» планировал все же снять «Гофманиану», причем на главную роль в этот раз рассматривался Дастин Хоффман. Но, к сожалению, режиссер не успел осуществить задуманное.

    Письмо Андрея Тарковского Вере Суменовой

    «С Андреем Арсеньевичем Тарковским я познакомилась, работая на Высших курсах сценаристов и режиссеров, – вспоминает Вера Суменова, – а в 1972 году он пригласил меня на съемку в эпизоде своего «Соляриса» (в сцене конференции). Письмо А.А. Тарковского, которое я передала в дар Музею кино, написано в 1978 году, когда я, как заместитель директора Курсов, пригласила его стать членом нашего Совета, в который в то время входили выдающиеся кинематографисты, наши мастера и педагоги: Глеб Панфилов, Никита Михалков, Михаил Швейцер, Эмиль Лотяну, Витаутас Жалакявичус, Александр Митта, Николай Губенко. Как ясно из текста письма, Андрей Арсеньевич своего согласия не дал, но предложил прочесть у нас лекции по режиссуре.

    В результате именно это письмо положило начало педагогической деятельности великого режиссера, а для наших слушателей это стало судьбоносным событием, которое, без сомнения, повлияло на их творческую жизнь. Среди его учеников были теперь уже известные кинорежиссеры: Владимир Хотиненко, Константин Лопушанский, Дмитрий Светозаров, Иван Дыховичный, Юозас Будрайтис и многие другие. Андрей Арсеньевич сотрудничал с Курсами вплоть до своего отъезда в Италию на съемки «Ностальгии». Перед отъездом мы договорились, что он будет набирать свою режиссерскую мастерскую, и он наметил первым своим учеником Александра Кайдановского…»

    Стенограммы лекций, прочитанных на Высших курсах сценаристов и режиссеров, были подготовлены к печати режиссером Константином Лопушанским и одобрены Андреем Тарковским в 1981 г. Тогда их не удалось опубликовать, но лекции были напечатаны в журнале «Искусство кино» в номерах 7–10 за 1990 г. А в 1993 году вышла книга «Уроки кинорежиссуры», с которой знаком каждый студент, решивший связать свою жизнь с кинематографом.

    Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Татарские народные весенние праздники
  • Тарих турында сценарий
  • Тарих ж?не география апталы?ыны? ашылуы сценарий
  • Тарих атналыгына сценарий
  • Тарих апталы?ыны? жабылуына арнал?ан сценарий