Татарский праздник 6 января

В ночь с 6 на 7 января, мусульмане всего мира отмечают день рождения пророка Исы (Мир ему)

Среди пяти великих пророков был также Иса (а.с.), который был создан без посредства отца.
    Мать Исы (а.с.) (Иисуса) — Марьям (Мария) дочь Имрана была благочестивой праведницей, а Иса (а.с.) был посланником Всевышнего. Аллаh даровал Марьям (Марии) чудесное зачатие Исы (а.с.) без посредства мужчины.

      Всевышний Аллах наделил пророку чудесами:     
    «Он будет разговаривать с людьми в колыбели, и уже зрелым. Он будет из числа праведников» (Сура Аль-Имран:46).

    «Мы даровали ему (пророку Исе) Инджиль (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных» (Сура Маида:46).

    Пророк Иса (а.с.) говорил людям:

   «Я пришёл к вам со знамением от вашего Господа. Я вылеплю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с соизволения Бога. Я исцелю слепого от рождения и прокажённого и оживлю покойника с дозволения Бога. Я поведаю вам о том, что вы едите и чем вы запасаетесь в ваших домах. Воистину, во всем этом — знамение для вас, если вы уверовали“ (Сура Аль-Имран:49). 

    Пророк Иса (а.с.) являл людям многие великие чудеса, которые оказывали на людей сильнейшее впечатление, однако пророк Иса (а.с.) все время напоминал людям, что только по воле и соизволению Всевышнего Аллаха он вершит эти чудеса и, как гласит Евангелие (Инджил), обращаясь к исцелённым им людям, говорил «вера твоя спасла тебя». Так и народ, как сказано в Инджиле, возносил хвалу Всевышнему Аллаху, видя чудеса, свершаемые пророком Исой. 

    Региональное духовное управление мусульман Оренбургской области поздравляет всех верующих с днем рождения пророка Исы (а.с.). Пророк Иса (а.с.) почитаем в Исламе, наряду с другими пророками, и он призывал людей уверовать лишь в Одного Всевышнего Творца.

                                                                                                                                                                             ОренИсламПресс

В исламе, для определения знаменательных событий используется мусульманский календарь. Даты торжеств, меняются каждый год — согласно лунному циклу, с которыми и предлагаем познакомиться.

Особые дни, связанные с деяниями пророка Мухаммеда и его последователей, наполнены разными традициями, исходя из обычаев страны. Календарный месяц может состоять из 29 или 30 дней, отсчет дней, производится после заката солнца.

Следовательно, в арабском подсчете, каждый третий год – високосный, а в турецком – второй, пятый и седьмой год. К последнему месяцу в году — прибавляется один день.

Особенное место в календаре занимает – пятница, в этот день мусульмане приходят на кладбище к могилам близких людей, устраивают религиозные встречи, облачаются в чистую и нарядную одежду. В то же время, пятница считается рабочим днем.

Дата 2023 года Наименование знаменательного дня Характеристика и значение торжества 16 января 2023 года Терзания Фатимы Дата почитания младшего ребенка Мухаммеда. Фатима — является образцом мусульманской женщины: символ богобоязненности, трудолюбия, покорности и старания. 23 января 2023 года Начало Раджаб Начало священного периода: Раджаба, Шаабана и Рамадан. Мусульмане каждый день читают молитвы и постятся, чтобы получить прощение. 23 января 2023 года Умра Появление на свет двух пророков: Исы и Ибрагима. В ночь с 26 на 27 февраля 2023 года Рагаиб (Ночь даров) Брачный союз отца и матери Мухаммеда. Зачатие пророка. С 17 на 18 февраля 2023 года  Исрав-аль-Мирадж (Ночь вознесения) Путешествие пророка через Палестину в Израиль. Вознесение пророка к Аллаху в сопровождении ангела Джабраила. Время прочтения всенощных молитв, свидетельствующих о вышесказанном. 21 марта 2023 года Навруз Указывает на начало летнего периода. Предвестник изобилия и богатых урожаев. День проводится в мирной праздничной обстановке – прощаются обиды. В новой посуде, подаются специальные блюда. С 6 на 7 марта 2023 года Лейлят-аль-Бараа (Ночь прощения Бараат) Всенощное чтение Корана и молитв. Время замаливания грехов и просьб о прощении. Главной традиционной особенностью является дерево жизни: предсказание судьбы по осыпавшимся листьям, на которых пишут имена интересующихся. Их падение дает определенное пророчество. Нужно усердно молиться, читать Коран, чтобы Аллах отпустил грехи, простил. С 23 марта по 20 апреля 2023 года Священный месяц Рамадан Начало строгого поста. Период, когда пророк обрел святую рукопись – Коран. Время совершения паломничества, духовного и плотского очищения. 8 апреля 2023 года Битва при Бадре День воспоминаний данного события. 11 апреля 2023 года День фатх Мекка Воспоминание об утверждении в Мекке религии ислама. С 17 на 18 апреля 2023 года Ночь предопределения, обладающая могуществом В эту ночь к Мухаммеду снизошли суры. Период молитв и покаяния, раздумья о предстоящем времени. В эту ночь нужно упорно молиться,  ведь молитвы будут обладать наибольшей силой для очищения от грехов и прощения. В ночь верующие празднично трапезничают и возможны ночные гуляния. 21 апреля 2023 года Ид-аль-Фитр или Ураза-Байрам Один из главных мусульманских праздников, день разговления после поста. Дни торжества: дарения подарков, встреч с родственниками и застолий. Одеяния должны быть новыми и нарядными. Принято находиться в веселом расположении духа. По обычаю, посещают могилы родных, раздают пожертвования. 15 мая 2023 года Почитание имама Джафара День воспоминания его страданий. 27 июня 2023 года День Арафат Проведение обряда стояния среди паломников, в долине Арафат. Данный ритуал, приумножает как благие дела, так и греховные деяния. Совершается в преддверии праздника Курбан-Байрам, символизирующего — окончание хаджа. Празднование наступает спустя 70 дней, после Ураза-Байрам. 28-30 июня 2023 года Курбан-Байрам Один из главных дней жертвоприношения. Исполняется намаз. Происходит бросание камней в столбы, для защиты от дьявола. 6 июля 2023 года Гадир-Хум (Чтение Корана) Общественное изучение Корана. 19 июля 2023 года Мусульманский Новый Год Правоверные слушают проповеди в мечетях, читают молитвы. 28 июля 2023 года День траура. День Ашура, Шахсей-Вахсей — скорбь у мусульман, поминовение пророков и посланников Аллаха Произошло сотворение небес, Земли, первого человека, ангелов 5 августа 2023 года Поход на Хайбар против иудеев Вспоминают о тридцатидневной осаде в период данных событий. 27 июля 2023 года Смерть Ташуа имама Хусейна Поминальный день. 8 августа 2023 года  День Ашура Траурная дата. В этот период, поминают всех пророков. 17 августа 2023 года Начало месяца Сафар Считается вторым месяцем исламского календаря. Время умиротворения и церемоний. Месяц связан с опустением Мекки. 5 сентября 2023 года Арбаин Памятная дата об умершем мученике Имаме Хусейне. 12 сентября 2023 года Ночь Хиджры Мухаммед ушел из Мекки. 14 сентября 2023 года День траура Именно эта дата, символизирует скорбь по уходу Мухаммеда из жизни. 15 сентября 2023 года Память Али ар-Риды Время почести потомка Мухаммеда – лучшего чтеца и знатока Корана. Восьмой имам, сам напророчил свою смерть, о которой он узнал из вещего сна. с 26 на 27 сентября 2023 года День рождения пророка Мухаммеда В отдельных странах, торжество — продлевается на целый месяц. Истинная дата рождения Мухаммеда не известна, поэтому ее причисляют к дате смерти. Люди в этот период, совершают благие дела, дети едят сладости. В мечетях вспоминают Аллаха и жизнь пророка. Города украшают цитатами из Корана.

Празднуют ли мусульмане Рождество? Ответ на этот вопрос наверняка интересует многих. Существует много противоречивых мнений, поэтому стоит разобраться в обрядах этого народа. В наши дни можно встретить различные модели поведения мусульман, но определенные стандартные правила и требования все-таки существуют. С ними полезно ознакомиться не только представителям этого народа, но и людям, принадлежащим к другим религиям. Это поможет избежать неприятных ситуаций в межнациональном общении.

рождество у мусульман

Особенности празднования

Что же такое Рождество у мусульман? Когда наступает этот праздник? Большинство из мусульманских традиций являются чрезвычайно строгими, и по этой причине каждый из последователей исламской религии обязан соблюдать их беспрекословно.

В российском понимании Рождество является радостным праздником, который сопровождается бурным весельем. Невозможно представить себе последователей пророка Мухаммеда, которые бы отмечали Рождество таким образом. А в целом данный праздник у адептов этой религии прижился относительно недавно.

Есть «собственное» Рождество у мусульман. Это день рождения пророка Мухаммеда. Эта дата приходится на 12 число третьего месяца Раби аль-авваль исламского календаря и носит название Маулид ан-Наби.

празднуют ли мусульмане рождество

Рождество у мусульман разных стран мира

Турция и Малайзия терпимо относятся к этому празднику. Но это, скорее, обусловлено коммерческим интересом. На улицах и в торговых центрах можно увидеть Санта-Клаусов, которые зазывают людей. Рождественская символика уже никого не удивляет, а в Малайзии даже зарождается традиция обмениваться подарками. Ливан считает себя светским государством, поэтому многие отмечают этот праздник.

Существуют определенные особенности празднования. В этот день в ряде исламских стран принято выходить в поле и начинать сеять семена в благодатную почву. Нельзя быть злым, надо прощать каждого из своих обидчиков и обязательно мириться с ними.

На Рождество у мусульман, когда накрывается праздничный стол, определенные блюда готовятся в обязательном порядке, а другие же ставятся по желанию. В обязательном порядке должна присутствовать зелень пшеничных зерен. Ритуальное значение во время празднования имеют блюда под названием гату, а также самани, что представляют собой кушанье из сока проросшего пшеничного зерна, который смешивается с мукой и варится. Гату – это лепешка с сюрпризом. Принято считать, что тем, кто найдет заветную монетку счастья в своей лепешке, на протяжении всего последующего месяца будет сопутствовать удача.

Наличие на столе большого количества блюд символизирует желание быть счастливыми, сытыми и богатыми.

рождество у мусульман когда

Отличие мусульманского Рождества от мусульманского Нового года

Традиционный (иначе говоря — светский) Новый год в ряде исламских стран принято отмечать. Но не так, как Рождество. У мусульман все происходит, как и у европейцев. С каждым годом все большее число жителей таких государств, как Сирия, Иордания, Турция, Египет и некоторых других, встречают Новый год в ночь на первое января. Ими готовится праздничное угощение, посылаются новогодние поздравления, наряжается елка, дарятся подарки.

В течение последнего времени резко увеличилось количество мусульман, которые проживают в ряде европейских стран и, равно как и прочие жители страны, которая уже успела стать для них второй родиной, отмечают Новый год.

рождество у мусульман дата

Отношение мусульманских лидеров к празднованию Рождества

Необходимо обязательно отметить, что некоторыми из религиозных лидеров подвергается жесткой критике празднование Рождества мусульманами, потому как они придерживаются мнения, что такого рода традиции являются чистой воды ассимиляцией, которая слишком далеко зашла.

Так, например, Музаммилем Имамом Сиддыки (бывший президент) ISNA (Исламского общества Америки) высказываются весьма весомые аргументы против празднования Рождества, которые сводятся к тому, что среди христиан в этот день принято отмечать рождение «Сына Господня», что противоречит канонам исламской религии. Он считает, что на вопрос детей: «Празднуют ли мусульмане Рождество?» — следует отвечать так: «Этот праздник не наш. Но наших христианских соседей поздравить нужно все равно».

рождество у мусульман как называется

О стремлении мусульман оградить от влияния рождественской атмосферы детей

С целью ограждения мусульманских детей от влияния, по мнению религиозных деятелей, нежелательной атмосферы Рождества, они регулярно напоминают родителям о существовании специальных детских исламских конференций.

Хотя на сегодняшний день достаточно большое количество родителей имеет возможность воочию наблюдать мусульман, которые прожили в Америке большую часть своей жизни — поколение тех, кто на новом месте чувствует себя вполне уверенно. Они переосмыслили суть праздника Рождества и отмечают его любым удобным им образом, так же как это делается их соседями-христианами.

«Было бы совсем неплохо, если бы праздник Рождества мусульманами отмечался так же, как и всеми остальными, — считают и активисты мусульманских общин, и финансовые консультанты разных американских городов. — Мы ведь тоже верим в Иисуса, и в нашей религии ему отводится отдельное место».

Отношение большинства мусульманских семей, проживающих в Америке, к празднованию Рождества

Хотя основное количество мусульманских семей, которые проживают в Америке, не считает, что Христос был распят или что он входит в состав Святой Троицы, в то же время свято верит в его непорочное зачатие и поддерживают мнение, что он – великий пророк. А также считают, что Христос был забран на небо и должен вернуться в конце всех времён.

Эти семьи также уверены, что мусульмане не обязаны воздерживаться от участия в рождественском веселье. И хотя многими не ставится на Рождество ёлка и не зажигается гирлянда, они посещают корпоративы, желают друзьям и соседям счастливого Рождества и смотрят вместе такие фильмы, как «Жизнь прекрасна» и «Один дома» — таковыми являются их семейные традиции.

рождество у мусульман в россии

Как вырабатывался такой подход к празднованию Рождества мусульманами?

Много споров вызывает такой праздник, как Рождество, у мусульман. Дата, когда возникла вера в то, что Иисус является предшественником пророка Мухаммеда, достоверно не известна, но это постепенно привело их к тому, что они тоже начали отмечать Рождество. У мусульман, проживающих в Америке и являющихся выходцами из Египта, существуют предположения, что некоторым из их предков нравились определенные из сторон этого праздника, а некоторые относились к нему с недоверием. Более того, многие из них рассказывают своим детям о религиозных традициях разных стран. И стоит заметить, что для общего развития мусульманских детей такая информация тоже полезна, к тому же интересна и познавательна.

Российские мусульмане и Рождество

Рождество у мусульман в России праздновать не принято. Но ведущие исламские организации тем не менее всегда шлют поздравления с этим праздником представителям христианских организаций.

Краткие итоги

Итак, теперь вы знаете ответы на следующие вопросы: «Принято ли праздновать Рождество у мусульман? Как называется этот праздник у них?» Ответ на первый вопрос таков: в каждой семье по-разному.

Мусульманские праздники — исламские религиозные события, которые отмечают мусульмане. Все даты праздников — переходящие. Устанавливаются по лунному исламскому календарю. Помимо главных праздников для приверженцев ислама каждая пятница (Джума) — важный, благочестивый и значительный день.

На этой странице опубликован полный список мусульманских праздничных дней по исламскому календарю 2023 года. А также начало лунных месяцев в 2023 году.

23января

Начало месяца Раджаб
Мусульманские

26января

Лейлят аль-Рагаиб (Ночь Рагаиб) | Ночь даров
Мусульманские

17февраля

Исра и мирадж (Исра валь-Мирадж) | Ночь вознесения пророка Мухаммеда
Мусульманские

21февраля

Начало месяца Шаабан
Мусульманские

6марта

Лейлят-аль-Бараа (Ночь Бараат) | Ночь отпущения грехов
Мусульманские

23марта

Начало священного месяца Рамадан
Мусульманские

17апреля

Ляйлят аль-кадр | Ночь Могущества, Предопределения
Мусульманские

21апреля

Ураза Байрам (Ид аль-фитр, Рамадан Байрам) | Праздник разговения
Мусульманские

Начало месяца Шавваль
Мусульманские

21мая

Начало месяца Зуль-Када
Мусульманские

19июня

Начало месяца Зуль-хиджа
Мусульманские

27июня

Дни Ат-Ташрик (27 июня — 1 июля)
Мусульманские

28июня

Курбан Байрам | Праздник жертвоприношения
Мусульманские

19июля

Новый год по Хиджре
Мусульманские

Начало месяца Мухаррам
Мусульманские

28июля

День Ашура — день поминовения пророков посланников Аллаха
Мусульманские

17августа

Начало месяца Сафар
Мусульманские

16сентября

Начало месяца Раби аль-авваль
Мусульманские

26сентября

Мавлид ан-Наби (Маулид ан-Наби) | Рождение Пророка Мухаммеда
Мусульманские

16октября

Начало месяца Рабиу ас-сани (Раби аль-ахир)
Мусульманские

15ноября

Начало месяца Джумада аль-уля
Мусульманские

14декабря

Начало месяца Джумад ас-сани (Джумада аль-ахира)
Мусульманские

Татарские праздники бывают: народные традиционные – сложившиеся с древнейших доисламских времён, религиозные мусульманские – появившиеся после принятия ислама татарами и международные – отмечаемые не только татарами, но и другими народами.

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

САБАНТУЙ (Праздник плуга) – главный татарский национальный праздник, уходящий в глубокую древность, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Со временем праздник стал полностью безалкогольным и его повсеместно стали праздновать летом. Сабантуй способствует сохранению древних традиций татар, передавая их из поколения в поколение. Праздник через века сохранил лучшие образцы культурного наследия татар – традиционные самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок. Традиционные состязания Сабантуя с древних времён практически не изменились. Состязания джигитов Сабантуя: борьба на поясах “Корэш”, конные состязания, поднятие камней, перетягивание каната (аркан тартыш), борьба на руках, стрельба из лука по мишеням. Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыжки в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои набитыми мешками верхом на бревне, разбивание горшков палкой с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком. На каждый Сабантуй специально сооружают Майдан для проведения турнира по татарской национальной борьбе на кушаках “Корэш”. Победитель турнира провозглашается “Батыром Сабантуя” и получает самые ценные подарки. Победительница женского конкурса становится “Красой Сабантуя”и награждается достойными призами. Конные состязания Сабантуя: соревнование на парных упряжках, быстрая езда под седлом, разрубить яблоко на пруте на скаку, поднять женский платок с земли на скаку, кыз куу – состязание, во время которого парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать ее на скаку. Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, радостными песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников. Этот удивительный праздник внесён во всемирный реестр объектов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами по всей планете. Определенной даты у праздника нет – каждое село, город или община татар ежегодно выбирают наиболее удобную дату и обязательно приглашают на праздник гостей, друзей и родственников.

ЭМЕЛЬ (Праздник солнечных лучей) – день весеннего равноденствия, древний татарский праздник начала нового года, который символизирует уход зимы и приход весны. Другое название праздника, используемое у родственных татарам народов – “Навруз”. Этот праздник татары и их предки праздновали ещё с доисламских времён. Он отмечается днём – народными гуляниями, состязаниями батыров и красавиц, песнями и плясками, а вечером в кругу семьи. На праздник традиционно готовят кушанья из преимущественно растительных продуктов. Женщины традиционно пекут круглые булочки – кульче и лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, а так же готовят сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

НАВРУЗ (Праздник прихода весны) – другое название старинного татарского праздника “Эмель”.

БОЗ КАРАУ (Праздник ухода льда) – старинный татарский весенний праздник проводов льда. Весеннее торжество, связанное с ледоходом. Символизирует уход зимы, приход весны и тепла. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Все жители наряжались и выходили на берег реки смотреть ледоход. Музыканты играли и пели песни. С сумерками на льдинах раскладывали солому, а на одну из последних льдин ставили чучело, затем поджигали и пускали вниз по течению, что символизировало утверждение весны и тепла. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты и даже окунались в ледяную воду по поверью что весенняя река уносит недуги, при этом приговаривая – «Аны борып-борып баш очыннан суга ташлаганнар».

ЖИМЧЭЧЭК (Праздник цветочного сока) – старинный татарский молодёжный весенний праздник. В дни весеннего паводка и появления первых цветов на берегу реки молодежь наряжалась и устраивала весёлые совместные игры, водила хороводы, пела песни.

ЖЫЕН (Праздник родни) – татарский старинный праздник. В древности Жыен отмечался в начале лета, после возвращения домой старейшин татарских селений, которые приезжали домой после курултаев (общих собраний руководителей татарских общин). Отмечали как правило всем поселением, или несколькими поселениями, жители которых были друг другу роднёй или связаны родоплеменными отношениями. Жителей одних древней приглашали их соседи в другие деревни, праздновали по-очереди то в своей деревне, то в другой. Одевали праздничные наряды, везли с собой подарки: чак-чак, пироги, лакомства, тушки вяленых гусей, вяленую конину – казы, соленья, кумыс, катык, украшения, поделки из дерева и металла, изделия из ткани и кожи. Приезжали на украшенных цветными лентами, шитьём и полотенцами повозках, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные ворота.

Гости собирались у хозяина около 10 утра. После чаепития все выходили на поляну, где есть тень, неподалеку от речки, с самоварами, казанами, угощениями. Поляна накрывалась коврами и скатертями, на которые ставились угощения. Празднование продолжалось до сумерек. Участники Жыена собирали цветы, лечебные травы. Под вечер готовят общий ужин для всех гостей. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Хозяева топили бани для дорогих гостей по-белому “кунакны хормэше мунча” – высшая почесть для гостя. Там парились и обливались водой, настоянной на собранных днём травах. После чего гости расходились по домам.

Праздник Жыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал деревню и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй. Жыен также можно назвать праздником для женихов и невест. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители сватали детей.

Со временем празднование Жыена объединили с празднованием Сабантуя. В исчезновении праздника свою роль сыграл комплекс политических и социально-экономических факторов. Все свои богатые традиции Жыен передал Сабантую, празднование которого было перенесено на лето, на то же время, когда проводились Жыены. Однако сохранился один Жыен, празднование которого приурочено к дате большого значимого события в истории татарского народа – это “День принятия Ислама” (Изге Болгар Жыены).

ЙОМЫРКА БАЙРАМ (Яичный праздник) – старинный татарский праздник. Варёные яйца у татар с древних времён – символ пожелания хорошего урожая и защиты от напастей. В этот день принято варить и раскрашивать куриные яйца, печь лакомства и звать гостей. Хозяйки с вечера красили яйца натуральными средствами в разные цвета — в луковой шелухе от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета, в дубовом отваре – синие, в свекле – красно-фиолетовые. Так же раскрашивали варёные яйца красками. В каждом доме пекли особые шарики из теста — маленькие булочки “кимак” и лакомства. Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы “двор не был пустым”, то есть чтобы много на нём было живности. Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: “Дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи!” Сбор яиц продолжался два-три часа, и проходил очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами на сообразительность, быстроту и ловкость. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше – юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение.

КАРГА БОТКАСЫ (Воронья каша) – древний татарский праздник, который проводят ранней весной в конце марта, когда прилетают врановые птицы. Символизирует единение татар с природой и благодарность птицам. В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны – тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» – пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам.

ХЫДЫРЛЕЗ (Праздник начала лета) – древний татарский народный праздник пастухов и скотоводов отмечали в начале мая два-три дня. В наши дни хранителями и почитателями этого старинного праздника стали крымские татары. Перед праздниками тщательно убирают дом и двор. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. С утра готовят угощения, днём на майдане – центральной площади села или на поляне около села собираются и общаются родственники и гости, проводят традиционные состязания в силе, смекалке и талантах, турнир по татарской борьбе на кушаках, ярмарки и смотрины. Вечером проходят традиционные костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре майдана разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра через него прыгают женщины, девушки и девочки. Потухший костёр засыпают землёй. Костёр по древним поверьям очищал людей от злых духов. В дни праздника традиционно заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника пастухи начинали свою работу – выпас скота.

САЛАМАТ (Праздник благодарности земле) – осенний старинный семейный праздник сибирских татар, посвящённый окончанию сбора урожая. Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат – мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира.
Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства.

АУЛАК ОЙ (Посиделки) – старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить – каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных инструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы. Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски. Существуют правила:
-На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы (кучтанач).
-Ни один из юношей не должен обмануть или обидеть девушку, так как это большой грех (харам).
-Юноши и девушки не должны ни драться ни ругаться (таких с позором выгоняют с праздника).

СОМБЭЛЭ БАЙРАМ (Праздник урожая) – татарский народный праздник труда, празднование окончания осенних сельскохозяйственных работ. На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства.

ДЕРВИЗА (Праздник урожая) – древний праздник плодородия, урожая, окончания лета, окончания осенних полевых работ, завершения посева озимых и начала свадебного сезона. Праздник отмечается в дни осеннего равноденствия. Его сохранили до наших дней крымские татары.

Перед праздником проводят тщательную уборку дома, двора, хлева и других хозяйственных построек. Хозяйки выпекают хлебцы кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окучивают его дымом. Этот праздник организуется совместно с жителями нескольких сел. Выбирается удобное для проведения таких мероприятий место, обязательно вблизи источника воды, рядом со святым местом – Азизом. Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана. После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Для девушек устанавливаются качели. Женщины с горок катят сито – элек. Если элек ляжет вверх дном, следующий урожай будет хороший, если вниз дном, то будет малый урожай, если же встанет набок – зерновые вырастут высокими.

На празднике проводятся состязания джигитов, певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек – чынъ ве манелер, выступают фольклорные ансамбли, на специальной площадке – майдане проходят соревнования по татарской национальной борьбе на кушаках Корэш. Проходят конные скачки и состязания в бросании камня вдаль, бросающие приговаривают при этом: “Кара кунлер таш кайтканда кайтып кельсинлер” (“Пусть чёрные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень”; иными словами – никогда). Обязательно проводятся ярмарки, подводят итоги своего труда, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева проводят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб. Праздник завершается всеобщим танцем – Хоран, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.

УНЫШ БАЙРАМ (Осенний праздник) – старинный татарский праздник, посвящённый плодородию земли и семейному благополучию. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют.

КАЗ УМЯСЫ (Гусиное перо) – древний татарский молодежный праздник, проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным – заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой – совместным ощипыванием гусей – присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.

НАРДУГАН БАЙРАМ (Возрождение света) – древний татарский праздник, день зимнего солнцестояния. Празднуется 20-25 декабря. Праздник символизирует торжество жизни, победу солнца над мраком, победу добра над злом и начало зимы. В дни праздника по поверью добрые духи и божества ходят и одаривают добрых и честных людей угощениями, подарками и исполняют их мечты. А для этого нужно достойно прожить год, вернуть все долги, помириться со всеми с кем был в ссоре и анонимно помогать нуждающимся. Все традиции современных празднований Рождества и Нового года заимствованы именно от татарского Нардугана.

К праздничному столу татарочки пекут по традиции Баурсак – небольшие жаренные в масле в казане пончики, и другие татарские лакомства и угощения.
Дети и взрослые наряжаются обязательно до неузнаваемости, ходят из дома в дом, поют веселые песни, танцуют, дарят и принимают подарки и угощения, кормят голодных, символически “будя” людей и распевая “алкыши” – народные песни с благими пожеланиями. Один алкыш переводится так: “Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растёт, Корова пусть много молока даёт, И теленка пусть принесёт!”
Одним из атрибутов праздника является гадание “Йезек салу”: Молодёжь собирается вечером как стемнеет в доме, в основном девушки на выданье, а иногда и парни. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. По содержанию слов песни определяется “судьба” хозяйки вынутого колечка или пуговицы.

ЭМЭ (Праздник помощи) – древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи – эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей.

ШЕЖЕРЕ БАЙРАМ (Праздник родословной) – современный татарский национальный семейный праздник. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника – составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края.

ЯНА ЕЛ БАЙРАМ (Новогодний праздник) – современный праздник начала нового календарного года. Празднуется с 31 декабря на 1 января. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных.

БЯБЯЙ МУНЧАСЫ (Детская баня) – проводится на следующий день после рождения ребёнка. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом.

ИСЕМ КУШУ (Праздник имянаречения) – обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари – именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым – выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.

БЯБЯЙ АШЫ (Праздник новорожденного) – древний татарский праздник по случаю рождения ребёнка. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка – подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.

МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

МАВЛИД БАЙРАМ (День рождения пророка) – праздник дня рождения Пророка Мухаммада

КУРБАН БАЙРАМ (Праздник жертвы) – праздник приношения даров, пожертвований и помощи нуждающимся

КАДЕР КИЧ (Ночь Предопределения) – ночь на 27 день месяца Рамадан по Хиджре считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

УРАЗА БАЙРАМ (Праздник окончания поста) – мусульманский праздник окончания священного поста Уразы. Праздник отмечают 3 дня.

ЖОМГА (Пятница) – традиционно считается праздничным днем. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы (Собрания).

ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА – День добровольного принятия Ислама предками современных татар – булгарами в 737 году. Отмечается 4 февраля.

ИЗГЕ БОЛГАР ЖЫЕНЫ (Старое Булгарское собрание) – День официального принятия Ислама государством Волжская Булгария в 922г. Отмечается 21 мая.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ – отмечается ежегодно 28 февраля. Традиционно в этот день проходят конкурсы по кулинарии и сервису, мастер-классы с молодыми хозяйками и традиционные гостеприимные татарские национальные застолья в татарских центрах, кафе и ресторанах. Многие народы Евразии и мира позаимствовали рецепты татарских национальных блюд – некоторые полностью, другие частично. Например известные всем чизкейк, бургер, салями, соус тартар – сделаны по татарским рецептам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА – отмечается ежегодно 21 февраля

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА – отмечается ежегодно 9 августа

ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН – отмечается ежегодно 30 августа

Имам мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин рассказал, как стоит провести Курбан-байрам

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

Когда будет?

С 9 по 11 июля.

В 2022 году празднование начнется 9-го числа с коллективного гает-намаза в мечетях. Время праздничной молитвы устанавливается Духовным управлением того региона, в котором вы находитесь.
 

В Казани установлен следующий порядок:

 02:30 – утренний намаз

 02:35-03:10 – рецитация Священного Корана

 03:10-03:40 – праздничный вагаз

 03:41 – гает-намаз

 03:45 – проповедь на арабском языке, чтение Корана, дуа

В Татарстане праздничные дни будут длиться два дня (9 и 10 июля) вместо положенных трех.

Как подготовиться к празднику?

В идеале начать усиленно совершать благие дела за 10 дней до праздника. За день до Курбан-байрама стоит держать пост (ураза). 8 июля (9-е Зуль-хиджа) – День Арафа (Гарэфэ). Пока паломники, совершающие хадж, находятся на Арафате, остальным правоверным следует поститься.

В этом году день Арафа выпадает на пятницу, поэтому уразу стоит держать два дня – четверг и пятницу (7 и 8 июля).

8, 9 июля и 10, 11, 12 июля наступают дни такбира Ат-Ташрик. В эти дни (начиная с утреннего (фаджр) намаза 8 июля до икенде (аср) намаза 12 июля включительно) после каждого обязательного намаза (23 раза) верующие произносят такбир-ташрик:

«Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд»

Перевод: «Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление».

Перед праздником следует подготовить дом: уборка, украшение. А также подготовить и себя – совершить полное омовение (гусль). Татары обычно ходят накануне в баню. Важно заранее запланировать, в какой мечети будете молиться и на какой площадке закалывать животное.

Курбан-байрам – праздник, в который следует совершать богоугодные дела

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ» 

Как провести Курбан-байрам?

В первую очередь это праздник, в который следует совершать богоугодные дела.

«Курбан-байрам – это социально значимый проект. Любой наш праздник имеет важность для общества.

Первое – это семья. В первую очередь мы должны провести этот праздник с семьей. Поддерживать родственные связи – это обязанность мусульманина. А такие праздники, как Курбан-байрам, – это повод собрать или навестить родственников, уделить время родным», – объясняет Рустам хазрат.

Что будет после гает-намаза?

После совершения праздничного намаза в специально отведенных местах начнутся обряды жертвоприношения. В Казани забой жертвенных животных продолжится до 20:23 11 июля (до заката солнца).

Совершить курбан (жертвоприношение) вменяется в обязанность каждому мусульманину

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Сколько стоит барашек и где его взять?

Совершить курбан (жертвоприношение) вменяется в обязанность каждому мусульманину, у которого имеется нисаб – свободные/лишние денежные средства. В этом году размер нисаба – 32 тысячи рублей.

В Казани и Татарстане стоимость варьируется от 9000 до 16 000 рублей в зависимости от размера. Рекомендуется заранее найти и «забронировать» барашка, потому что чем ближе праздник, тем больше ажиотаж и есть риск остаться с пустыми руками или приобрести животное за космическую цену.

Осторожно: ягненок!

На просторах интернета в преддверии праздника много объявлений по продаже баранов. Цены самые разнообразные. Но не обманитесь – низкий ценник ставят на ягнят. А обязательное условие для курбана – баран или коза должны быть взрослыми (не менее одного года).

Кроме овец в качестве курбана может быть любое парнокопытное животное: коровы или быки, достигшие двухлетнего возраста, и верблюды от 5 лет.

Обязательное условие для курбана – баран или коза должны быть взрослыми

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Как правильно закалывать животное?

Желательно совершить заклание самому. Для этого нужно уложить животное особым образом, перевязав три копыта, проговорить намерение (ният), сказать «бисмиллях, Аллаху акбар» и перерезать основные артерии на шее. А потом приступать к разделке.

«И не забывайте про намерение. Если вы закололи барашка для мяса, то вы получите только мясо. Если же вы намеревались накормить нуждающихся, то и награда будет», – напоминает Рустам хазрат.

«Всё включено»

Если вам не хочется самому брать на себя хлопоты с барашками, то вы всегда можете заказать барашка с разделкой и даже доставкой. Для этого ДУМ РТ подготовил список мест заклания в Татарстане. Его можно посмотреть ниже, в конце этой статьи.

Если вы совершили курбан, то можете распоряжаться им на ваше усмотрение

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Что делать с жертвенным мясом?

Если вы совершили курбан (закололи животное сами или сделали на заказ), то можете распоряжаться им на ваше усмотрение. Однако Пророк Мухаммад ﷺ призывал к кормлению нуждающихся. Желательно первую часть оставить для своей семьи. Вторую часть отдать нуждающимся родственникам. Третью часть жертвенного мяса (курбан) следует отдать нуждающимся соседям (неимущим, студентам, в социальные учреждения).

«Обратите внимание на один важный момент. У нас было много случаев, когда приносили протухшее мясо. Это создавало раздор. А проблема оказалась в том, что после того, как животное закололи, разделанное мясо должно “подышать” несколько минут, иначе, если поместить его сразу в полиэтиленовый пакет, мясо портится за пару минут. В условиях праздничной суеты этот момент может быть упущен», – предупредил имам.

Запрещено продавать мясо, органы, шкуру, рога жертвенного животного.

Желательно первую часть оставить для своей семьи. Вторую часть отдать нуждающимся родственникам. Третью – нуждающимся соседям

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Можно ли сделать курбан за покойных родственников?

Можно. Но при одном условии – если на вас нет обязанности совершить жертвоприношение (курбан). То есть если вы никогда в жизни не делали курбан от себя, то сначала вы выполняете свою обязанность, а потом уже за других.

Список мест заклания животных в Казани:

Организация / мечеть

Адрес, телефон

1

«Казан Нуры»

Фатыха Амирхана, 3

 8-912-743-02-79

2

«Салихжан»

Бестужева, 66а

8-939-393-29-26

3

«Аль-Марджани»

Каюма Насыри, 17

8-927-249-16-31

4

«Гадель»

Оренбургский проезд, 193

8-927-457-77-77

5

«Ризван»

Хусаина Мавлютова, 48а

8-903-388-61-86

6

«Апанаевская»

Каюма Насыри, 27

8-937-522-01-89

7

«Тынычлык»

Мелитопольская, 15 (Мирный)

8-917-243-71-78

8-999-162-51-63

8

Комплекс по ул. Братьев Петряевых

Братьев Петряевых

250-50-24, 8-937-615-23-27,
8-917-397-35-89

9

«Рамазан»

Окольная, 25б

8-927-249-47-52

10

«Маулид»

Селянская, 23 (Залесный)

8-960-048-84-48

11

«Куддус»

Яснополянский переулок, 16 (Карьер)

8-939-505-07-00

12

«Иман Нуры»

Дорожная, 32а (Нагорный)

8-909-313-89-89

13

«Билял»

Иркен, 29 (Вознесенское)

8-937-280-84-35

14

«Фатиха»

Рихарда Зорге, 4а (Кадышево)

8-927-245-66-72

15

«Раджап»

Энгельса, 20/39

8-987-418-88-70

16

 «Биста Нуры Габделгаллям»

Пионерская, 5 (Аки)

8-927-405-29-91

17

 «Ахмадзаки»

пер. Осиновский, 16а (Залесный)

8-987-296-66-68

Районы и города Татарстана:

Организация / мечеть

Адрес, телефон

      1

«Өмет»

г. Бавлы, ул. Татарстан, 1а 

8-927-045-36-46

     2

Соборная мечеть

г. Елабуга, пр. Мира, 2

8-917-903-62-69

     3

Бывший мясокомбинат

Рядом с скотоприемником бывшего мясокомбината в пос. Сидоровка
г. Набережные Челны (остановка «Мясокомбинат»)

8-999-162-21-58

     4

Центральная мечеть

г. Нижнекамск, ул. Химиков, 59

8-939-733-08-88

    5

Место Арского мухтасибата

Арский район, д. Ст. Айван, ул. Школьная, 1а

8-927 441-81-77

    6

СПСПК «Тулпар» (КФХ Закирова Р. З.)

Балтасинский район, пгт. Балтаси,
ул. И. Саляхова, 6

8-843-68-2-53-58

    7

Новая ферма у села Куюки Балтасинского района

 8-917-392-48-16

   8

Центральная мечеть

г. Азнакаево, ул. Марджани, 41

8-919-633-44-33

   9

Центральная мечеть

с. Высокая Гора, ул. Полковая, 10

8-927-437-64-64

  10

Место заклания

г. Заинск, ул. Привокзальная, 5

8-967-468-01-83

  11

Временное место заклания

г. Лениногорск, ул. Набережная, 1б

8-917-242-81-74

  12

Соборная мечеть

г. Зеленодольск, ул. Гоголя, 19

8-917-898-56-91

  13

Приход мечети «Наиля»

Пестречинский район, с. Старое Шигалеево, ул. Центральная, 5

8-951-899-79-38

  14

Приход мечети села Пестрецы

Пестречинский район, с. Пестрецы,
ул. Казанская, 4

8-902-715-42-52

  15

Приход мечети села Гильдеево

Пестречинский район, с. Гильдеево,
ул. Казанская, зд. 50

8-952-038-33-22

  16

Приход мечети «Куюки» д. Куюки

Пестречинский район, д. Куюки,
ул. Овражная, 101

8-939-372-49-77

  17

«Экстрим площадка»

г. Альметьевск, ул. Бигаш 

8-917-244-67-86

  18

Мечеть «Тазкира»

г. Альметьевск, ул. Объездная, 37

8-917-888-18-00

  19

Место заклания

Актанышский район, с. Актаныш,

ул. Дорожная, 42 (сзади организации «СУГАЗ»)

8-937-283-46-80

  20

Исламский центр

г. Чистополь, ул. Нариманова, 74

8-927-402-17-66

  21

Мечеть «Анас»

г. Чистополь, ул. Мичурина, 10

8-927-402-17-66

  22

Мечеть «Юлчы»

Лаишевский район, с. Сокуры,
ул. Покровская, 1

8-987-068-53-32

https://tj.sputniknews.ru/20230106/musulmanskiy-kalendar-2023-1054026242.html

Мусульманский календарь — 2023

Мусульманский календарь — 2023

Все главные мусульманские праздники устанавливаются по лунному календарю. Для удобства отслеживания Sputnik Таджикистан подготовил календарь на 2023 год

2023-01-06T17:12+0500

2023-01-06T17:12+0500

2023-01-06T17:21+0500

какой сегодня праздник: календарь важных дат 2023

инфографика

праздник

религия

мусульманство

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e6/0c/1d/1053887463_0:0:1280:720_1920x0_80_0_0_fa200b6cd0099da15d42867df43d2d7b.png

Летоисчисление в исламе ведется от хиджры — дня переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину.Год в мусульманском календаре состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней.Так как продолжительность года в мусульманском календаре на 10 или 11 дней меньше солнечного года, каждый год важные праздники «перескакивают» с одной даты на другую.В 2023 году мусульманский календарь праздников выглядит так:С 26 на 27 января — Ночь Рагаиб;С 17 на 18 февраля — Ночь Мирадж;С 6 на 7 марта — Ночь Бараат;23 марта — Начало месяца Рамадан;С 17 на 18 апреля — Ночь аль-Кадр;21 апреля — Ураза-байрам (Ид аль-Фитр);27 июня — Арафа;28 июня — Курбан-байрам (Иди Курбон);С 27 июня по 1 июля — Дни ат-Ташрик;28 июля — День Ашура;С 26 на 27 сентября — Мавлид (день рождения пророка Мухаммада).Важно помнить, что в исламе ряд праздников сложно вычислить даже по лунному календарю.»Золотое кольцо» для мусульман: в РФ хотят запустить новый турпроектНапример, Ночь аль-Кадр (Ляйлятуль-кадр) может выпадать на три соседние нечетные даты, истинная из которых определяется по целой совокупности признаков конкретно в этот день.

Sputnik Таджикистан

info@sputnik.tj

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2023

Sputnik Таджикистан

info@sputnik.tj

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_TJ

Sputnik Таджикистан

info@sputnik.tj

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e6/0c/1d/1053887463_160:0:1120:720_1920x0_80_0_0_ff7a5ab8d236f1dba712dec65b1083e3.png

Sputnik Таджикистан

info@sputnik.tj

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

мусульманский календарь религия 2023

мусульманский календарь религия 2023

17:12 06.01.2023 (обновлено: 17:21 06.01.2023)

Подписаться на

НовостиTelegram

Эксклюзив

Все главные мусульманские праздники устанавливаются по лунному календарю. Для удобства отслеживания Sputnik Таджикистан подготовил календарь на 2023 год

Летоисчисление в исламе ведется от хиджры — дня переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину.

Год в мусульманском календаре состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней.

Мусульманский календарь на 2023 год - Sputnik Таджикистан

Так как продолжительность года в мусульманском календаре на 10 или 11 дней меньше солнечного года, каждый год важные праздники «перескакивают» с одной даты на другую.

В 2023 году мусульманский календарь праздников выглядит так:

С 26 на 27 января — Ночь Рагаиб;

С 17 на 18 февраля — Ночь Мирадж;

С 6 на 7 марта — Ночь Бараат;

23 марта — Начало месяца Рамадан;

С 17 на 18 апреля — Ночь аль-Кадр;

21 апреля — Ураза-байрам (Ид аль-Фитр);

28 июня — Курбан-байрам (Иди Курбон);

С 27 июня по 1 июля — Дни ат-Ташрик;

С 26 на 27 сентября — Мавлид (день рождения пророка Мухаммада).

Важно помнить, что в исламе ряд праздников сложно вычислить даже по лунному календарю.

Например, Ночь аль-Кадр (Ляйлятуль-кадр) может выпадать на три соседние нечетные даты, истинная из которых определяется по целой совокупности признаков конкретно в этот день.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Татарский обряд килен тошеру сценарий
  • Татарский национальный праздник каз омэсе
  • Татарский новогодний праздник
  • Татарский нац праздник
  • Татарский национальный праздник ураза байрам