Татарский праздник маулид ан наби

Традиция почитания дня рождения посланника Аллаха ﷺ была распространена у татар во все времена и до XIX века в умме не было вопросов относительного того, что Мавлид ан-наби может кому-то показаться запрещенным новшеством.

Основной формой празднования и проведения Мавлидов считалось коллективное чтение касыд. Фото: dumrt.ru.

Основной формой празднования и проведения Мавлидов считалось коллективное чтение касыд. Фото: dumrt.ru.

Традиция почитания дня рождения посланника Аллаха ﷺ была распространена у татар во все времена и до XIX века в умме не было вопросов относительного того, что Мавлид ан-наби может кому-то показаться запрещенным новшеством.

Сама форма празднования Мавлида была сугубо религиозной, то есть такой, какой она была принята среди верующих мусульман, участвовавших активно в религиозной жизни своего общества. Такой она остается и поныне.

Основной формой празднования и проведения Мавлидов считалось коллективное чтение касыд – поэтических произведений, в которых восхваляется посланник Аллаха ﷺ и его род, упоминаются его нравственные и религиозные черты.

Это интересно: Ценное поклонение в месяц мавлида

Среди татар до революции были широко распространены книги о Мавлиде, а также сборники касыд, посвященных пророку Мухаммаду ﷺ.

На сайте darul-kutub.com можно ознакомиться с тремя самыми популярными у татар книгами о Мавлиде.

1. «Мавлид ан-Наби».

«Мавлид ан-Наби». Автор книги: Джафар аль-Барзанджи. Фото: darul-kutub.com

«Мавлид ан-Наби». Автор книги: Джафар аль-Барзанджи. Фото: darul-kutub.com

Труд ученого-богослова, муфтия Медины Джафара аль-Барзанджи 1716-1764, посвященный Дню рождения Пророка ﷺ.  Эта книга написана в стихотворной форме и повествует о чудесах, сопровождавших рождение Милости для миров – Посланника Аллаха ﷺ, его жизни, нравственных качествах и благородном характере.

Кроме того, она также включает в себя ряд небольших сур, аятов, а также салаватов. Имам аль-Барзанджи, будучи муфтием Медины, придерживался мнения, что мусульманам разрешено праздновать День рождения Пророка ﷺ, а потому и написал «Мавлид ан-Наби» для того, чтобы читать ее в этот день.

2. «Мавлид ан-Наби китабы».

«Мавлид ан-Наби китабы». Токио (Фото: darul-kutub.com).

«Мавлид ан-Наби китабы». Токио (Фото: darul-kutub.com).

Следующая книга уникальна тем, что была издана нашими соотечественниками в Японии. Данная книга была напечатана в Токио в 1931 г. общиной татар в преддверии праздника Мавлид ан-Наби.

В книге разъясняется понятие салаватов Пророку ﷺ и для чего их следует читать. Также, опираясь на аяты и хадисы, разъясняется суть праздника Мавлид ан-Наби и почему мусульмане его празднуют.

Кроме того, в сжатой форме приводится жизнеописание Посланника ﷺ, а также касыды, посвященные личности посланника Аллаха ﷺ.

3. «Маулид ан-Наби байраме хакында бер-ике суз». 

«Маулид ан-Наби байраме хакында бер-ике суз». Автор: Галимджан Баруди. Фото: darul-kutub.com

«Маулид ан-Наби байраме хакында бер-ике суз». Автор: Галимджан Баруди. Фото: darul-kutub.com

В этой небольшой книге известный татарский ученый-богослов, основатель медресе «Мухаммадия» Галимджан Баруди рассматривает тему празднования Дня рождения Пророка ﷺ и выносит свое суждение относительно этого. По мнению Баруди, Мавлид – разрешенное деяние.

Мавлид: праздновать или нет?

Есть ли хоть один довод из Корана и Сунны на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал сподвижникам отмечать Мавлид?

В своем труде он коротко рассказывает о родителях посланника Аллаха ﷺ, об обществе, в котором он родился, а также приводит касыду, посвященную Мавлиду.

Из истории развития нашей уммы мы видим, что праздник дня рождения посланника Аллаха ﷺ был для татар одним из важных религиозных символов, что и было отражено в трудах наших выдающихся татарских богословов.

Отметим, что в этом году Мавлид Ан-Наби выпадает в ночь с 17 октября на 18 октября (с 11 раби аль-авваль на 12-ое). 

Приобщайтесь и вы к великим трудам наших татарских богословов

на страницах сайта darul-kutub.com. 

Автор: Islam Today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 27 сентября

Мавлид ан-Наби — рождение Пророка Мухаммеда На Мавлиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда (Фото: ESB Professional, по лицензии shutterstock.com)

Рождение Пророка Мухаммеда — Мавлид ан-Наби (Mawlid an-Nabī, в переводе с арабского — рождение Пророка) — отмечается 12 числа третьего месяца Рабиг ал-авваль (Rabi’ al-awwal) исламского календаря. Но празднование начинается накануне вечером.

Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.

В настоящее время Мавлид ан-Наби широко празднуется в Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. В Пакистане он является официальным праздником, отмечаемым в течение трех нерабочих дней.

Мавлид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Мавлиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом.

В Египте и некоторых других арабских странах этот праздник особенно любим детьми. Повсюду появляются украшенные флажками павильончики, где продаются разнообразные по величине сахарные фигурки «арусат ан-наби» — «невесты Пророка» — с бумажным пестрым веером за спиной. Другая популярная сахарная фигурка — всадник с саблей в руке.

Маулид

Маулид ан-Наби (араб. مَوْلِدُ آلنَبِيِّ‎‎) в исламе — празднование дня рождения Пророка Мухаммада. Проводится в месяц Раби аль-ауаль. В некоторых мусульманских странах обычно достаточно пышно и в течение всего месяца: в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения (нашиды), делаются выступления ученых.

Мавлид — это мероприятие, проводимое мусульманами в честь рождения пророка Мухаммада. Мавлид проводится в месяце Раби-уль-Авваль, в котором он родился. Но Мавлид можно провести и в другое время.

Содержание

  • 1 История праздника
  • 2 Традиции проведения праздника
  • 3 Богословие и мавлид
    • 3.1 Сторонники проведения праздника
    • 3.2 Противники проведения праздника
  • 4 Дни празднования Маулида по григорианскому календарю
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История праздника

Впервые Мавлид начали праздновать по указанию правителя сирийской местности Ирбиль в XII веке. Для проведения первого мавлида он собрал известных ученых и праведных суфиев, хорошо знающих Хадисы[1].

Традиции проведения праздника

Праздничная процессия маулид в Индии.

На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллах»), аяты и суры Корана, зикр, салават, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид), слушают рассказы (часто в поэтической форме и в виде многоголосного, преимущественно мужского, пения)[1]. На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада, радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада, читают дуа (молитвы), раздают садака, ведут благочестивые разговоры[1].

Мавлид проходит следующим образом: люди собираются для чтения отдельных сур Корана, о знаменательных событиях, происшедших во времена Пророка Мухаммада, мир ему, угощают людей, пришедших на мавлид. Среди этих людей могут быть родственники, друзья, соседи, а также те, кто с чистым намерением хочет поддержать устроителей мавлида. За это мусульмане получают небесную награду — сауаб — за совместное поминание благородных деяний Пророка, мир ему, и возвеличивание Всевышнего. Согласно нормам шариата, при проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин[1] (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят)[1], нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования шариата[1].

Богословие и мавлид

При жизни пророка Мухаммада Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и, основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Однако, впоследствии данная традиция укоренилась в исламском обществе. Однако, существует и современная критика проведения данного празднества.

Сторонники проведения праздника

Празднование Маулида сильно распространено как в арабских странах, так и на постсоветском пространстве. Сторонники празднования Маулида опираются на два известных мнения. Первое из них — празднование Маулида из любви к пророку Мухаммаду, сходящее из множества его хадисов, один из которых приведен ниже.

Основными объяснениями своих действий, как правило, являются следующие мнения:

  1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду, а значит и радоваться его рождению, велит мусульманам Всевышний Аллах[3].
  2. Посланник Аллаха ценил свое рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился он в понедельник), благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо[3].
  3. Пророк Мухаммад награждал поэтов, воспевающих его в своих произведениях, одобрял это[3].
  4. Мавлид — это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка и любви к нему. В хадисе сказано, что каждый окажется рядом с тем, кого любит[3].
  5. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка, о его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке, а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку[3].
  6. В исламе высоко ценится собрание мусульман для совместного ибадата, изучения религии, раздача милостыни (садака)[3].
  7. Не всё, чего не делал Посланник Аллаха, является запретным и нежелательным. Например, при его жизни не был собран Коран в одной книге, не были собраны в книгах хадисы, не были сформированы отдельные исламские науки, не было исламских книг, учебных заведений, не было исламских проповедей по радио и телевидению и т. д. Тем не менее, согласно исламу это не только не запретно, но и желательно и высокочтимо[3].

Такие выдающиеся исламские ученые, как имам хафиз ибн Хаджар Аскаляни и имам Суюти, говорили о дозволенности мавлида[4].

Противники проведения праздника

  1. Очень часто проявление многобожия допускают мусульмане, празднующие день рождения Мухаммада, которые говорят «О посланник Аллаха, на тебя надеемся! О посланник Аллаха, сними нашу печаль! Как увидит тебя печаль, сразу убежит!», что противоречит нормам ислама, так как происходит превозношение Мухаммада[5].
  2. Во время большинства торжеств по случаю дня рождения имеет место преувеличение и излишние, чрезмерные прославления Мухаммада[5], тогда как сам Пророк запрещал это, сказав[5]
  1. Часто во время мавлидов мужчины и женщины собираются вместе, а это запрещено исламом[5].
  2. Довольно часто участвующие на мавлидах бодрствуют до полуночи и пропускают по крайней мере коллективный утренний намаз, либо вообще время этого намаза[5].
  3. Первым, кто ввел мавлиды, был аль-Музаффар — правитель Сирии в начале XII века. А в Египте этот праздник ввели Фатимиды, которых Ибн Касир назвал неверными безбожниками[5].

У ряда верующих существует мнение, что Маулид является недозволенным нововведением в исламе, и празднование этого праздника ими не только порицается, но и запрещается. Их мнение основано на толковании хадисов о недозволенности нововведений, приводимых со слов пророка Мухаммада, в том числе:

Ученый-богослов Муиззутдин Хасан Хуарзими писал в своей книге Аль-Кауль Му’тамад:

Ученый-богослов Аллама Анвар Шах аль-Кашмири писал относительно введения этого праздника в ислам:

Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

  • 2006: 11 апреля,
  • 2007: 31 марта,
  • 2008: 20 марта,
  • 2009: 9 марта,
  • 2010: 26 февраля,
  • 2011: 15 февраля.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Статья «Мавлид (день рождения пророка Мухаммада») на сайте tatarlar.ru
  2. (сборники хадисов Бухари (1/14) и Муслима (1/49))
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Статья «О проведении благочестивого Мавлида» на сайте Московского Татарского Студенческого Собрания
  4. Фетва имама ас-Суюти о законности мавлида
  5. 1 2 3 4 5 6 Статья «Мавлид — День рождения Пророка Мухаммада?» на сайте IslamHouse.com
  6. сборники хадисов Абу Дауда и ат-Тирмизи, «40 хадисов имама Ан-Навави», хадис № 27)

Ссылки

  • Статья Мавлид и его достоинства на сайте islamdag.ru
  • Статья Фетва имама ас-Суюти о законности мавлида на сайте darulfikr.ru
  • Статья Мавлид на сайте k-muhammad.ru
  • Статья Праздник: Мавлид — день рождения пророка Мухаммада на сайте religion.ng.ru
  • Статья Мавлид — День Рождения Пророка Мухаммада на сайте gov.cap.ru
  • Статья Мавлид — салаваты посвященные Пророку Мухаммаду на сайте whyislam.ru

Wikimedia Foundation.
2010.

История появления праздника Маулид ан-Наби

Мусульмане всего мира встретили благословенный месяц Рабигуль-Авваль, в котором родился пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего. Он родился в Мекке в местности под названием Сук Аль-Ляйль в благочестивом роде — Курайш. В этом месяце у мусульман принято вспоминать о жизненном пути пророка, о том, что значит он для всего человечества.

Первым, кто начал праздновать Мавлид ан-Наби – День рождение пророка Мухамммада, мир ему и благословение, был правитель Ирбиля, что в Иордании. Это произошло в начале VII века Хиджры.

Правитель Ирбиля, Абу Са‘ид Каукабри ибн Зайнуддин ‘Али ибн Бактакин, был Богобоязненным теологом. Также он известен тем, что построил мечеть «Аль-Джами‘у Аль-Музаффари» на склоне горы Касийюн. А за особую храбрость правителя Ирбиля прозвали Музаффаром – Победителем.

Ибн Касир в книге «Начало и Конец» рассказывал о правителе Музаффаре, что каждый год в месяце Раби‘уль-Аууаль он праздновал Маулид. По словам Ибн Касира король был щедрым и справедливым правителем. Далее Ибн Касир пишет, что шейх Абуль-Хаттаб ибн Дихья, живший во время правления этого короля, написал книгу о рождении Пророка, мир Ему, которую назвал «Ат-Тануир фи Маулид аль-башир ан-назир» («Освещение рождения Пророка, мир Ему») и прочитал ее королю Музаффару, а затем вручил ему в качестве дара. За этот свой благочестивый труд Ибн Дихья был награжден правителем тысячью динаров. Король поддержал распространение этой книги и оказал свою помощь в этом. Король Музаффар принял участие в освобождении города ‘Акка, захваченного во время «крестового похода» в 630 году Хиджры.

Известно, что король Ирбиля был честным и справедливым правителем. Внук известного теолога Ибн Аль-Джаузий в книге «Зеркало времени» писал, что с целью проведения Маулида король Ирбиля приглашал авторитетных Исламских теологов и суфиев, хорошо разбирающихся в Хадисах.

Однажды известного теолога Аль-Хафиза Ас-Суютый спросили: «Как следует отмечать Маулид в месяце Раби‘уль-Аууаль? Как относится к этому Шари‘ат? Есть ли сауаб (вознаграждение от Аллаhа) за это или нет?» Ученый дал ответы на них в своей статье «Добрые намерения при праздновании Маулида»: «При проведении Маулида собираются люди, читают Кур`ан, рассказывают о знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада, мир Ему, также – готовится угощение.

Подготовил Тимур Шарафиев

Loading…

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Используется система Orphus

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Татарча фольклор кич?се сценарий
  • Татарча театр комедия сценарий
  • Татарча сценарий юбилейга 50 яшь хатын кызга
  • Татарский праздник маулет когда
  • Татарча сценарий туган конгэ уз сузлэрен белэн