Татарский праздник пост

Как поститься в Рамадан?

Как поститься в Рамадан?

Содержание

  • Когда месяц Рамадан в 2023 году, с какого числа начинается Ураза Байрам?
  • Что же это за праздник такой — Рамадан?
  • Ураза Байрам в 2023 году: дата
  • Когда пост у мусульман Рамадан в 2023 году, и его расписание?
    • Расписание поста Рамадан в 2023 году
    • Мусульманские праздники в 2023 году
    • Расписание намазов в Татарстане
  • Рамадан или Рамазан: как правильно называть?
  • Что нарушает пост в месяц Рамадан?
  • Как держать Рамадан, как поститься?
  • Рамадан: что можно есть?
  • Намерение на пост Рамадан
  • Польза поста Рамадан для здоровья
  • Можно ли чистить зубы в Рамадан
  • Можно ли глотать слюну во время Рамадана?
  • Поздравление с наступлением месяца Рамадан
  • Молитва перед едой в месяц Рамадан
  • Что нужно делать в Рамадан?
  • Правила Рамадана для женщин
  • Почему в Рамадан едят только ночью?
  • Намаз в месяц Рамадан
  • Что нельзя делать во время месяца Рамадан?
  • Видео: Как очищается тело в месяц Рамадан?

В каждой вере существует немало значимых дат. В католицизме отмечаются одни, в православии — другие.

В мусульманстве тоже есть особые даты, когда верующие воздерживаются от всех человеческих страстей и очищают душу и тело от земной скверны доля вечного блаженства. В статье рассмотрим подробнее, как поститься в Рамадан и какие запреты налагает пост на верующих.

Мусульмане ничем не отличаются от других верующих: торжественные события для них проходят в атмосфере радости, святости, когда голод и жажда встречаются с удовлетворением, и всецело осознается участь бедных.

Месяц проходит в соблюдении поста и чтении молитв в дни поминовения. Как и у других верующих, у мусульман есть определенные запреты на людские страсти, которые накладываются постом.

Что же это за праздник такой — Рамадан?

Рамадан — время очищения, духовного совершенствования.

  • Священный месяц Рамадан считается самым почетным для верующих. На нем крепится вера в Аллаха. Полноценным пост будет тогда, когда человек своим поведением очищается от грехов и получает довольство Аллаха.
  • Считается непозволительным терять время впустую в течении Священного месяца. Ведь именно в эти дни мусульмане могут быть вознаграждены за совершенные благие дела. Мудрость состоит в том, чтобы не нарушать правил поста, возложенного на верующих Аллахом.
  • В Рамадан происходит и усовершенствование благих качеств верующих, которые постятся. Прекращаются ссоры и раздоры, соединяются сердца друзей и вселяется чувство ответственности и сострадания к нищим.

В праздник Рамадан наступает великий пост. И все верующие обязаны придерживаться его.

  • Как у православных дата Пасхальных праздников сменяется каждый год, так и у мусульман наступление месяца Рамадан вычисляется по фазам лунного календаря и различие от предыдущих лет может состоять в пределах 10-11 календарных дней. Потому дата наступления Священного для мусульман периода каждый год меняется.
  • В 2023 году Рамадан наступит в марте, а именно 1 намаз Таравих 22 марта (по окончании 5 молитвы), а первый день поста 23 марта. Окончание поста Рамадана приходится 20 апреля, а последний Таравих 19 апреля.
    21 апреля ночью перед рассветом начало разговления — праздник Ураза Байрам.

Мусульманский календарь на 2023 год

Мусульманский календарь на 2023 год
  • Священный период для мусульман издавна берет свое начало в теплое время года, поскольку выпадает всегда на летние месяцы.

В дословном переводе Рамадан означает «знойный», «жаркий». Однако не все верующие воспринимают праздник именно так. Для большинства дословный перевод означает не летний сезон, а следование строжайшим правилам, обязательным для исполнения.

Историческая справка

  • Как же определяют точную дату наступления Рамадана? Каждый год дата наступления Священного периода для мусульман указывается в поучениях богословов. Они же определяют день наступления Рамадана, основываясь на Лунных фазах.
  • Наступление 9-го месяца календаря — это и есть наступление священного периода мусульманской веры. По тому, как расположено ночное светило, определяют дату праздника.
  • Миссия пророка была указана в полученных в этот день Муххамедом «откровенных словах». Тогда же у верующих мусульман появился Коран, подаренный Аллахом.
  • Согласно древнему преданию, в тот день, когда наступает Священный период, Аллах становится открытым для разрешения судеб верующих благополучным образом и исполняет их прощения.

Ураза Байрам в 2023 году: дата

Исповедующих Ислам часто интересует вопрос наступления поста Ураза-байрам. Ведь он также не имеет фиксированной даты. Традиционно пост наступает девятого месяца по мусульманскому календарю.

  • Поскольку пост Рамадан в 2023 году начинается после захода солнца 22 марта, а завершается Священный период ночью с 20 на 21 апреля (поститься ровно 29 дней), то Ураза Байрам выпадает на 21 апреля 2023 года.
  • Пост во время одного из самых больших праздников в Исламе Ураза-Байрам очень строгий.
  • Великий праздник разговения Ураза Байрам начинается зразу после окончания поста. В это время всем правоверным разрешено есть все, чего они не могли позволить себе в пост.
  • Верующие готовятся к празднику еще за месяц до его наступления, а ожидают его весь год. После великого поста, длящегося на протяжении всего месяца, наступает день разговения.
  • Все взрослые мусульмане обязаны придерживаться правил поста Ураза. Дети, больные, умалишенные могут не поститься.
  • Весь месяц верующие только после наступления темноты имеют право употреблять пищу, запрещено употреблять еду и воду в дневное время суток. Только при таком условии происходит духовное очищение правоверных.
  • Пост проходит в приглушении всех своих страстей и желаний. Проводить время следует в многочасовых молитвах.
  • Происходит уравнивание малоимущих с богатыми, что очищает от совершенных грехов, среди которых чревоугодие занимает первое место.

С наступлением ночи верующие могут начать разговение. Только употребление пищи следует проводить за одним столом с друзьями и знакомыми, а не исключительно в семейном кругу или в одиночестве.

  • Хорошо также позвать к совместному разговению нищих, поскольку помогать страждущим — значит, творить угодное Аллаху дело.
  • Завершив трапезничать, верующие отправляются в мечеть, чтобы помолиться и предаться чтению Корана.
  • Во время молитвы правоверные просят блага для всех людей и прощения за совершенные грехи.
  • После появления новой луны пост заканчивается. У мусульман начинается праздник. Они читают утренние молитвы.
  • В мечетях в это время много верующих. Не все попадают внутрь мечети и совершают молитвы рядом с ней.
  • В такой радостный день молящиеся ощущают себя одной семьей.
  • В Рамадан принято раздавать милостыню.
  • Бедные получают подарки, ведь каждая семья заблаговременно готовит помощь для них и преподносит во время празднования.

Традиционно в такой день наносят визиты родителям. Дальнейшая трапеза проводится совместно с ними.

Когда пост у мусульман Рамадан в 2023 году, и его расписание?

  • Пост у мусульман начинается 22 марта 2023 года и продолжается 29 дней. Завершается пост 20 апреля 2023 года после заката солнца и ночью на 21 апреля 2023 года начинается Ураза-Байрам.

Расписание на время поста

  • Употребление пищи следует завершить за 20 мин до наступления времени ФАДЖР.
  • Приступать к приему еды можно во время МАГРИБ.

Ориентируйтесь каждый день по времени в расписании поста Рамадана в таблице ниже.

Расписание молитв в рамадан

Расписание молитв в Рамадан

Расписание поста Рамадан в 2023 году

Мусульманские праздники в 2023 году

Расписание намазов в Татарстане

Рамадан или Рамазан: как правильно называть?

  • В основе арабского слова «Рамадан» лежит название самого почитаемого месяца. Но для упрощения произношения названия праздника неарабами в слове произошли изменения: буквы «дад» сменились на букву «за».
  • Это объясняется наличием специфической буквы «дад» исключительно в арабском языке и отсутствием ее аналога в других языках. Только знание особых качеств буквы «дад» можно добиться четкого и правильного ее произношения.
  • Правильно произносить в обыденной речи и Рамадан и Рамазан. Но во время чтения Корана буква «дад» не заменяется на букву «за»: это искажает смысл, что является недопустимым.

Что нарушает пост в месяц Рамадан?

О главенствующих основах и запретах поста мусульмане узнают из Корана.

По расписанию основных правил Рамадана в пост следует:

  • полностью отказаться от употребления еды и воды
  • начинать прием пищи до наступления рассвета
  • в течении дня исключены перекусы, питье любых жидкостей (компотов, морсов, воды, чая)
  • отказаться от интимной близости, различных ласк и возбуждающих действий
  • отказаться от табакокурения, употребления наркотических веществ, распивания напитков, содержащих спирт (они отравляют тело человека, потому не должны проникать в тело верующего во время Священного поста)
  • не обманывать
  • не сквернословить
  • не упоминать имя Аллаха во время сквернословия
  • не жевать жевательную резинку
  • не очищать организм с помощью клизм (очищение неестественным путем запрещено)

Нарушением считается:

  • проглатывание жидкости (даже воды при купании)
  • пропуск нията (осознанное совершение действия; ният следует произносить каждый день в течении Священного месяца между ночной и утренней молитвами)

Как держать Рамадан, как поститься?

В месяц Рамадан мусульмане потребляют пищу и воду только ночью.

Рамадан проходит для верующих без развлечений и удовольствий.

Днем следует работать, молится и читать Коран. При этом важно следовать незыблемым традициям и совершать благие дела, заниматься благотворительностью, раздавать милостыню.

Рекомендации относительно соблюдения поста:

  • Есть после заката солнца исключительно легкую пищу.
  • Перед наступлением зари (за два часа до рассвета) можно есть более обильную и тяжелую пищу.
  • Следует исключить или максимально уменьшить количество жирных и острых продуктов, поскольку их употребление усиливает жажду.
  • Самовольно нарушив пост верующий должен продлить время поста на 1 день и выплатить малоимущему деньги, равные 3,5 кг пшеницы или заплатить ем продуктами на такую же сумму.
  • Совершение плотского греха во время поста возмещается 60 сутками поста или организацией кормления нищих.
  • Если у верующего были уважительные причины для несоблюдения поста, то он может возместить пропущенный день любым другим днем поста до следующего Рамадана.
  • В последние дни Рамадана верующие упорно молятся, каются в совершенных грехах и анализируют свои ошибки.
  • В последний день поста мусульмане читают торжественную молитву.
  • Обязательным условием является раздача милостыни. Это могут быть сухие пищевые продукты или деньги.

Рамадан: что можно есть?

  • Первые дни поста поста проходят очень тяжело. Но потом организм начинает перестраиваться и ограничения в еде переносятся легче.
  • На исходе дня после заката солнца приходит время вкушения ифтара, которое не должно завершаться перееданием.
  • Во время  вкушения ифтара рекомендуется съесть несколько фиников, выпить воды.
  • И только через некоторое время можно начинать есть основные блюда.

Оптимальный вариант основного приема пищи:

  • ограничение мучного и жареного
  • предпочтение овощным блюдам
  • мясо-овощное блюдо
  • рыбное блюдо
  • салат овощной
  • блюда из круп
  • ограниченное количество сладостей
  • Можно устроить 3-5 перемен блюд

Напитки:

  • свежевыжатые соки
  • магазинные соки, разбавленные водой для уменьшения кислотности
  • морсы
  • компоты
  • кисели
  • вода и чай
  • не крепкий кофе

Намерение на пост Рамадан

Намерение (ният) произносится еженощно перед постом про себя. Но засчитывается и намерение, которое верующий произносит в начале ночи. Однако лучше произнести намерение и во второй половине ночи, которая по времени ближе к посту.

Произнесенное после рассвета намерение нарушает пост.

Польза поста Рамадан для здоровья

Обычные диеты помогают избавиться от накопившихся килограммов и сократить содержание сахара в крови, но могут вызвать побочные эффекты. Потому лучше соблюдать диету под контролем лечащего врача.

Во время поста в Рамадан:

  • Человек не остается голодным и потребляет калории адекватно: без каких-либо ограничений в продуктах.
  • Сжигаются углеводы (уменьшается количество сахара и инсулина в крови), из которых извлекается энергия.
  • Сжигаются жировые накопления.
  • Происходит отдых организма на физиологическом уровне. Нормализуется процесс метаболизма.
  • Отсутствуют побочные эффекты.
  • Организм очищается, очищаются мысли.
  • Человек после поста может навсегда отказаться от вредных привычек.

Можно ли чистить зубы в Рамадан

В Рамадан мусульмане используют специальное средство для очистки ротовой полости от остатков пищи. Это сивак (мисвак).

  • Не считается нарушением поста очистка зубов с помощью зубной щетки.
  • Однако использование зубной пасты нарушает пост, поскольку человек может проглотить пасту.
  • Рекомендуется чистить зубы с зубной пастой вечером, либо ранним утром.

Можно ли глотать слюну во время Рамадана?

  • Проглоченная слюна во время Рамадана не нарушает пост.
  • Если случайно в горло попали пыль или дым, то это также не нарушает пост.

Поздравление с наступлением месяца Рамадан

Рамадан — месяц прощения, милости и довольства Всевышнего Аллаха.

Если вы ищите красивые поздравление с наступлением месяца Рамадан, то посмотрите следующую подборку.

Строгий пост. Велит Коран
Соблюдать его.
Все встречают Рамадан
С чистою душой.

Пусть благословит Аллах
На благое дело,
Зажигает свет в сердцах,
Помогает верой.

В славный месяц Рамадан
Людям послан был Коран,
Чтобы истину нести
С разъяснением пути

Как записано в Коране,
В этот месяц мусульмане
В память о своей святыне
Соблюдают пост отныне.

Верующим пост — подмога,
Чтобы быть поближе к богу,
Чтоб духовно вырастать,
Свои страсти усмирять.

Идет священный Рамадан
Великий праздник мусульман.
Для очищения души
Постись, молись и не греши.

И пусть поможет нам Аллах
Преодолеть порок и страх.
Друзьям и близким помогать,
Им только доброго желать!

Поздравляю с наступлением Рамадана! Пусть в жизни будут крепкая вера, чистая любовь и долговечное счастье. Желаю сохранить всё то, чем дорожите и что цените. Удачных дней, добрых людей на жизненном пути и уважения окружающих.

Пришел Рамадан, поздравляю вас! Этот месяц самый важный для всех мусульман. Начинается строгий пост, он призван помочь вам укрепить свою веру. Пусть в вашем доме и сердцах поселятся добро и взаимопонимание, а ваши молитвы да будут услышаны Всевышним. Будьте счастливы, желаю здоровья и процветания!

С наступлением священного месяца Рамадан! Искренне желаю счастья и здоровья, переосмыслить свою жизнь, прогнать прочь все плохие мысли и намерения. Пусть вера и надежда только укрепятся. Силы вам!

Освобождаются от поста дети, пожилые, болеющие, беременные и кормящие женщины, путешественники

Освобождаются от поста дети, пожилые, болеющие, беременные и кормящие женщины, путешественники

Молитва перед едой в месяц Рамадан

Перед утренним и вечерним приемом пищи мусульмане произносят специальные молитвы. Вот их текст:

Намерение постится: Навату савма гадин ан ‘ада’и Рамадана хазихи-с-санати ‘иманан ва-хтисабан ли-ллахи та’ала – Я вознамериваюсь держать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренни ради Аллаха.

Или на целый месяц, то намерение делается в первую ночь Рамадана: Навайту сийама саласина йавман ‘ан шахри Рамадана хазихи-с-санати – Я вознамериваюсь соблюдать тридцатидневный Пост месяца Рамадан этого года.

Перед едой сказать: Йа васи’а-л-магфирати, игфир ли Бисми-ллахи-р-Рахмани-р-Рахим – О Аллах! Ты Всемилостивый, Прощающий. Я начинаю с Именем Аллаха, Милостливого для всех на этом Свете и только для верующих – на Том Свете.

После еды, читается следующее дуа: Аллахумма лака сумту ва-’ала ризкика ‘афтарту – О Аллах! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне.

Что нужно делать в Рамадан?

В благословенные минуты священного периода верующий должен вести себя следующим образом:

  • Прекращать поститься после захода солнца.
  • Прекратив поститься до начала четвертого намаза, съесть финик или при его отсутствии выпить воды.
  • Не злословить и не обманывать.
  • Не смотреть на запретное.
  • Не поддерживать пустых разговоров, драк.

Правила Рамадана для женщин

  • Женщина не должна прекращать пост, когда чувствует, что начинает исходить менструальная кровь. Только увидев ее, она должна прекращать пост.
  • В пост Рамадан женщине не запрещается пробовать еду на соль.
  • Не запрещено также в пост использовать дома духи и украшения для супруга в дневное время.
  • Поститься женщина может только после очищения от кровотечения и родов.
  • Женщины должны напоминать мужьям в светлое время суток о запрете половой близости.
  • Ночью же вплоть до рассвета половая близость разрешена.
  • Женщины не должны пропускать молитвы, объясняя это необходимостью готовить что-то на кухне.
  • Не стоит устраивать вечеринки за пределами дома после разговения.

Женщины

Детям могут помогать готовить еду на сухур и ифтар – утреннюю и вечернюю трапезы

Почему в Рамадан едят только ночью?

Такова воля Аллаха. Смысл поста заключается в том, чтобы человек совершенствовался в молитве и совершал добры поступки. Телесное же воздержание помогает повысить внимание к духовной жизни.

Намаз в месяц Рамадан

Среди предписаний Всевышнего Аллаха есть такие обязанности, которым верующие должны следовать неукоснительно, без всяческих упущений. Только так мусульманин сможет стать ближе к Господу. Таким предписанием есть выполнение пяти обязательных намазов в течении дневного и ночного периода.

Молитва

Человек совершается в молитве во время поста

Что нельзя делать во время месяца Рамадан?

  • Нельзя подолгу находиться в воде или бане (вода может попасть в организм).
  • Нельзя обниматься и производить действия, направленные на возбуждение.
  • Нельзя полоскать горло.
  • Нельзя пробовать вкус пищи.
  • Нельзя проглатывать слюну.

Видео: Как очищается тело в месяц Рамадан?

  • Список мусульманских праздников на 2023 год: таблица
  • Как определить, в какую сторону делать намаз? В какую сторону молиться мусульманам? 
  • Чем мусульманские общественные и семейные порядки отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия. 
  • Мусульманский праздник Курбан Байрам в 2023 году: какого числа? 
  • Что будет, если пропустил утренний или обеденный намаз, когда можно восполнить пропущенный намаз?
  • Что можно и чего нельзя делать в Рамадан днем и после заката: правила, советы. 
  • Что будет, если пропустил один день Рамадана, какое будет наказание? 
  • В чем разница между суннитами и шиитами?
  • Почему в России запрещены однополые браки? Мусульманские страны и однополые браки. Страны, где разрешены однополые браки в 2023 году: список стран
  • Самые красивые мальчики в мире, России, мусульманские: топ-10, фото
  • Как в мусульманской семье принять вторую жену мужа: советы
  • Как сшить красивый головной убор своими руками: детский, мусульманский
  • Чем мусульманские общественные и семейные порядки отличаются от христианских?
  • Почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой, а подмываются водой после туалета? 
  • Почему мусульмане, евреи, иудеи не едят свинину: история, легенда, запрет свинины 
  • Современные самые красивые женские мусульманские имена и их значение
  • Самые красивые и редкие татарские имена для девочек: список, значение
  • Татарские имена для мальчиков: популярные, редкие, короткие, старинные
  • Что такое Хиджра, год Хиджры, месяц Хиджры: определение по истории. 
  • Что такое хиджаб у мусульман? Как красиво и быстро завязать хиджаб на голову мусульманке: инструкция, фото и видео. 
  • Как правильно и красиво научиться завязывать платок на голову мусульманке поэтапно? 
  • Молитвы от сглаза и порчи мусульманские: сильные Дуа, Рукия, Аяты, Суры. Чтение Корана от сглаза, порчи, колдовства
  • Известные, популярные женские арабские масляные духи: названия, бренды. 
  • Элитные женские духи, французские, арабские: список с названиями
  • Арабские женщины: как живут, что делают, как выглядят без паранджи? 
  • Самые красивые танцы: топ-11 танцев, описание, фото
  • Черная точка на ладони у женщины: что означает?
  • Какими получились дети у 17 самых красивых женщин мира: фото, биография


После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называемый праздником разговения Ид уль-Фитр (тюрк. Ураза Байрам, Рамадан Байрам). 
Для каждого верующего праздник — это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина — это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся. 
В Ураза-Байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя. В этот день мусульмане всего мира, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву.

                                                      Праздник Ураза-Байрам (Рамадан)Праздник Ураза-Байрам, Рамадан

После этого верующие обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу. Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование, называющееся закят уль-фитр. 
Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.

Ураза́-байра́м, известен также как Пра́здник разгове́ния и Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر‎‎) — исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Отмечается первый день месяца шавваль.

Ураза-байрам — один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года.

Ритуал празднования
Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде денег либо в виде сухих продуктов питания.
В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.
В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

                                                                Праздник Ураза-Байрам (Рамадан)Праздник Ураза-Байрам, Рамадан
Дни празднования
Праздничным днём считается первый день месяца шавваль, но по традиции школы, учреждения и магазины в мусульманских странах обычно не работают ещё на протяжении двух или трех дней.
2012: 19 августа
2013: 8 августа

Цитаты о празднике
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут».
( Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903)

Рассказал нам Муса ибн Исмаил, рассказал нам Хаммад ибн Хумейд от Анаса, что он сказал: «Когда прибыл посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, которые они отмечали играми. Он спросил их: «Что это за два дня?» Ему ответили: «Эти два дня мы отмечали играми ещё во времена язычества». Тогда сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения»
( Сборники хадисов Абу Дауда (1134), ан-Насаи (1556), Ахмада (3/178), Абдурраззака (15566))

От Укбы ибн Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День Арафа, день Жертвоприношения и три дня ташрика – это наши дни Ида (праздники), о мусульмане».[2]
( Сборники хадисов Абу Дауда (2419), ат-Тирмизи (773), ан-Насаи (5/252)).

Пост в лунном месяце Рамадан является одним из пяти Столпов ислама, — столь важным, что мусульмане верят: за тех, кто не успел восполнить до своей кончины пропущенные дни поста, должен компенсировать их опекун (или потомки), ибо за ними — не возданный долг Аллаху. 
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждому, кто соблюдает пост в течение месяца Рамадан с искренней верой и надеждой на награду Аллаха, будут прощены все его прошлые грехи» (Передано Аль-Бухари). 
Мусульмане верят, что сила дьяволов над верующими, поклоняющимися Аллаху, убывает. Пророк Мухаммад говорил, что: «Когда наступает месяц Рамадан, небесные врата отворяются, врата Ада закрываются, а на шайтанов накладываются оковы» (Передано Аль-Бухари).

                                                               Праздник Ураза-Байрам (Рамадан)Праздник Ураза-Байрам, Рамадан
Месяц Корана 
Мусульмане веруют, что первые стихи Корана (Сура «Аль-Аляк» 96: 1-5) были открыты Мухаммаду в месяц Рамадан, когда он находился в духовном уединении в расположенной в окрестностях Мекки пещере Хира. Спустя годы, когда пост в Рамадане стал обязательным, Ангел Джибриил по обыкновению каждый день этого месяца садился подле Мухаммада, чтобы тот мог читать все ниспосланные ему аяты. В последний год своей жизни в течение Рамадана Пророк прочел весь текст Корана дважды.

Мусульмане продолжают традицию чтения Корана по меньшей мере хотя бы один раз на протяжении священного месяца. Во всех исламских странах в Рамадане можно увидеть привычную для этого месяца картину — многие в метро или автобусах по пути на работу или домой читают Коран. Остальные, как правило, находят время для чтения священной книги ранним утром, поздно вечером или же делая для этого специальный перерыв во время рабочего дня. 
Мусульмане часто читают Коран во время молитв Таравих, которые, как известно, совершаются только во время Рамадана, или же во время молитвенного бодрствования поздней ночью в кругу семьи, называемого Тахажжуд. 
Мусульмане, не умеющие читать по-арабски, ежедневно отводят время для прослушивания записей декламации Корана. Для мусульман Рамадан — время ежедневного чтения хотя бы части Корана (или перевода его смыслов), к тому же если они еще не успели прочесть его полностью, Рамадан — самое время для того, чтобы восполнить этот пробел.

                                                                           Праздник Ураза-Байрам (Рамадан)Праздник Ураза-Байрам, Рамадан
Ид Аль-Фитр 
Всенародное празднование окончания Рамадана, которое происходит в первый день Шавваля, называется Ид аль-Фитр. После захода солнца 29-го Рамадана мусульмане ожидают известий о том, показался ли на небе молодой месяц — его появление означает завершение Рамадана и наступление Ид. В таком случае молитвы Таравих более не совершаются. Если же в эту ночь молодая луна на небе не была видна, это означает, что будет еще один день поста, и верующие вновь будут возносить молитвы Таравих.

Празднества Ид включают в себя совместные молитвы и проповедь, за которыми часто следуют халяль (дозволенные) празднества: дети принимают участие в различных играх, всем желающим раздаются сладости. Это счастливый день для всех. Несмотря на то, что Ид длится всего один день, школы, учреждения и магазины в мусульманских странах по обыкновению не работают еще на протяжении двух или трех дней.

                                                                   Праздник Ураза-Байрам (Рамадан)Праздник Ураза-Байрам, Рамадан

Музыкальный аспект религиозного праздника татар-мусульман: Рамазан.

Выявление  музыкального компонента, его значимости и характера в проведении религиозных праздников татар-мусульман Поволжья представляется весьма актуальным. Работа такого рода предпринимается впервые на основе комплексного анализа материала, с опорой на исторические, исламоведческие, филологические и музыкально-теоретические источники. 
Материалом исследования послужили экспедиционные музыкальные образцы, записанные в мечетях Казани, Медресе «Мухаммадия», и деревнях Атнинского и Высокогорского районов Татарстана (в период 2001-2003 гг.), аудиозаписи, хранящиеся в фондах Радиокомпании «Татарстан».
    Два главных канонических праздника Ид аль-фитр и Ид аль-адха по значимости всегда имели превосходство над остальными. Меньшее распространение среди татар получил Маулид, хотя его музыкально-поэтическое богатство ничем не уступает предыдущим.
   Характер проведения праздников во многом зависит от «воли» исполнителей, соблюдающих их чисто формально (например, раздача милостыни), либо следующих основным канонам традиции, предполагающей особую роль «звукового оформления» – рецитации Корана и других религиозных текстов.
   Ритуалы Рамазана, помимо ежедневного пятикратного намаза, включают и дополнительный шестой – Таравих. Его отличие – во включении зикра (поминание Аллаха), одного из важнейших элементов религиозного ритуала в целом. Среди видов зикра — напевы Ђлвидаг на татарском языке, исполняемые и в рамках Таравиха, и в предпраздничный вечер перед Ураза-байрам с минаретов мечетей.
Зикр (в переводе с арабского «упоминание», «память») представляет собой особую форму богослужения, сконцентрированным на поминании и прославлении имён Аллаха. Считается, что подобная практика, с характерным многократным повторением, твержением Божественных имён в устоялась к XI веку (у некоторых исследователей датируется IX веком). В более широком смысле «зикром» называют любую суру, прочитываемую в течение всего дня в пятикратном намазе.
В традиционной татарской культуре чтение зикра («зљкер ђйту») является одной из форм богопочитания. Татарам-мусульманам были известны оба вида зикра. Тихий зикр, включающий многократное повторение имён Аллаха, является одним из компонентов любой обязательной  молитвы. Зикр можно и не совершать во время обязательной молитвы намаза (фард), но все же он считается предпочтительным и рекомендуется всем верующим, надеющимся на получение небесной награды.
Повторяемые формулы зикра в традиции татар-мусульман на сегодняшний день имеют точно установленное количество. Этим числом является символическое число девяносто девять (от девяносто девяти имён Аллаха и производные от этого тридцать три и одиннадцать.
Тихий зикр, основанный, в первую очередь, на формуле Единобожия, является распространенным не только среди татар, но и среди мусульман всего мира.Праздник Ураза-Байрам, Рамадан

В татаро-мусульманской культуре исполнение громкого зикра обычно приурочено к ритуальной практике канонических праздников и в течение месяца Рамазан.
В отличие от других видов, зикр, служащий «отдыхом» в Таравихе, является наиболее развёрнутым, то есть не ограничивается повтором одного лишь имени-свойства Аллаха. Сюда же включается текст, прославляющий и сам благословенный месяц Рамазан.

Этот вариант зикра читают вслух нараспев. Анализ записей, проведённых в мечетях Казани —  «Марджани», «Нурулла», «Ислам нуры», «Рамазан», «Булгар», а также в Высокогорском и Атнинском районах позволяет сделать интересный вывод: в татарской среде зикры, произносимые во время Таравиха, имеют сходные по звучанию напевы, то есть они сохранились фактически без изменений и дошли до наших дней. Трудно установить, однако, с какого именно периода они известны и начали массовое распространение среди татар-мусульман, в силу многих исторических причин.

В Казани до недавнего времени традиция чтения зикров на татарском языке была широко распространена и сохранялась до 1980-90-х годов. В первые 20 дней произносили особые «зикры-тасбихи» на арабском языке. В оставшиеся 10 дней читали зикры на татарском языке. Сейчас эта традиция утрачена, однако «татарские зикры» никогда не были полностью вычеркнуты из ритуала.

В настоящее время уже во многих мечетях моменты «отдыха» между каждыми четырьмя ракатами заполняются исполнением «зикров-тасбихов» на арабском языке. Один из них читается в первые 15 дней, второй — в последующие дни Рамазана.
В последний день Рамазана мусульмане готовятся к встрече трёхдневного праздника Ураза-байрам. Его также называют «малым праздником» («ид ас-сагир») и отмечают в первые три дня  месяца Шавваль, следующего за Рамазаном, «Ђлвидаг» на татарском языке

К месяцу Рамазан непосредственное отношение имеют тексты «Ђлвидаг» на татарском языке. Их могли исполнять как в мечетях в рамках намаза Таравих, так и в предпраздничный вечер Ураза-байрам с минаретов. «Ђлвидаг» — арабское слово, означающее «прощание». Это «прощание» превратилось в печальный праздник. Праздник – потому, что был ожидаем, а грусть – потому, что пост в Рамазан – благословенный месяц – уже закончен. «Ђлвидаг» — это проводы Рамазана. В настоящее время «Ђлвидаг» на татарском языке во время проведения ритуала Таравиха не исполняется, само слово «Ђлвидаг» звучит лишь в арабском зикре, прочитываемом в последние дни Рамазана.
Зикр, связанный с ритуалом в целом, имеет большое значение не только в празднике Рамазан, но и в других исламских обрядах, в том числе и в Курбан-байраме (об этом смотри ниже).

К комплексу напевов Рамазана, наиболее часто исполняемых в этом месяце, относятся и макамы сур. Среди них посвящённая «Ночи Предопределения» — «Ђл-Кадр» (97) и 183-185 аяты суры «Ђл-Бђкара» (2), в которой говорится о правилах соблюдения поста.
Помимо перечня комплекса Таравиха, исполняемого в течение всего месяца Рамазан, существует ещё и обряд исполнения мунаджатов во время застолья, когда подаётся «ифтар».

Мунаджаты, приуроченные к этому посту, можно услышать и сегодня, преимущественно от представителей старшего поколения. Исполнение мунаджатов распространено среди женщин. Мужчины, знающие мунаджаты, чаще являются профессиональными певцами и собирают их специально для своего репертуара. Во время застолья женщины читают молитвы, суры из Корана, а затем, приняв пищу и прочитав четвёртый намаз «Ахшам», вновь садятся за стол и читают мунаджаты.     
           В отличие от ритуалов Рамазана, обряды Маулида строго не регламентированы. Различные напевы сопровождают основные компоненты праздника: чтение книги «Мђњлед китабы», включающей некоторые части «Мђњлед ђн-нђби» турецкого поэта второй половины 14 – начала 15 веков (ум. 1419) Сулеймана Челеби; салаваты, мунаджаты, молитвы и суры Корана.

Изучение музыкально-поэтических традиций, характеризующих праздничные ритуалы татар-мусульман, показывает, что этот пласт татарской культуры не потерял своего значения и сегодня. Более того, можно говорить о постепенном возвращении целого ряда религиозных традиций в жизнь. В первую очередь это относится к отправлению важнейших мусульманских ритуалов во время главных праздников Рамазана, Курбана и Маулида.
Анализ собранного материала показывает, что музыкальное начало является важнейшим компонентом каждого из ритуалов. В каждом отдельном случае имеются свои напевы, приуроченные непосредственно к тому или иному религиозному празднику. Несмотря на то, что в большинстве случаев для мусульман религиозный текст важен прежде всего с вербальной и смысловой сторон и не связывается в сознании с музыкой, здесь можно найти проявление разнообразных, собственно музыкальных (или музыкально-поэтических) закономерностей, как на уровне форм, так и в особенностях  языка.

Песнопения праздников в татарской культуре — достаточно разнообразный музыкальный мир в силу своих метроритмических и ладоинтонационных  особенностей. Принципиальные различия зависят от структуры исполняемого текста и, в особенности,  языка арабского или татарского. Так, особую группу составляют песнопения, исполняемые на арабском языке. Внутри данной группы выделяются коранические суры, молитвы, салаваты и зикры (в том числе такбир). Самостоятельную форму составляют мунаджаты, книжные напевы и зикры на татарском языке.
Влияние языка обнаруживается в первую очередь в метроритмической организации напевов. Так, в арабоязычных текстах метроритмическая структура задается таджвидом (наука о правильном чтении Корана) и принципами саджа (арабская рифмованная проза); в татароязычных — арузом и силлабикой. К примеру, это обнаруживается в неравномерной длине мелострок в арабских зикрах, салаватах, сурах и чётких границах мелострок и строф в татарских мунаджатах и книжных напевах.

Анализ музыкальной стороны напевов, звучащих во время праздников, показывает, что они находятся в русле традиционной татарской музыки по многим параметрам, прежде всего — по ладоинтонационному. Однако, наибольшее своеобразие их определяется метроритмической стороной, что связано с влиянием на структуру текстов таких систем как садж, таджвид, аруз; более характерная для традиционного татарского стихосложения система бармак подвергается  влиянию последнего.

  Таким образом, несмотря на различия, музыкальные характеристики ритуалов, отличающих праздники, обладают рядом общих черт: это преобладание речитативного характера интонирования; влияние на метроритм правил таджвида, сочетание арузной метрики и силлабики, использование как ангемитонной, так и гемитонной пентатоники; практика ансамблевого исполнения. Все эти особенности, с одной стороны, роднят данную традицию с другими разновидностями татарского народного музыкально-поэтического творчества, с другой — позволяют выделить её как особый пласт традиционной татарской культуры.

Известно, что система преподавания в медресе предполагала обязательное включение дисциплины, задача которой заключалась в обучении шакирдов составлению стихов арузным метром. Это тот неоспоримый исторический факт, объясняющий, на наш взгляд, сильное влияние аруза на музыкально-поэтическую традицию татар-мусульман.

В ладоинтонационном отношении прослеживается следующая особенность: там, где сохраняются религиозные татарские тексты, основной звуковысотной системой является ангемитоника. В примерах с арабоязычными текстами помимо ангемитонных структур, используются и гемитонные образования, особенно эта тенденция прослеживается в интонировании чтецов более молодого поколения. От формы бытования напева также зависит «чистота» ангемитонных интонаций: чем дольше тот или иной татароязычный образец религиозного песнопения “обслуживает” богослужебный ритуал, тем явственнее проявляются инонациональные влияния; чем ближе к народному музыкальному творчеству, тем определённее влияния традиционной музыкально-поэтической культуры.

Ссылки на статьи про татарский народ, обычаи, праздники:

Общая статья про татарский народ — тут!

Статья про татарский язык — тут!

Статья про республику  Татарстана- тут!

Статья про историю Булгар — тут!

Статья про татарскую свадьбу — тут!

Статья про татарскую кухню — тут!

Статья про татарский праздник Нардуган — тут!

Статья про татарскую одежду — тут!

Статья про мечети Татарстана — тут!

Статья про композитора Салиха Сайдашева — тут!

Статья про татарские сказки — тут!

Статья про приметы и поверья татар — тут!

Статья про тенгрианство — древняя религия тюрков — тут!

Статья про татарские мифические существа  — тут!

Статья про татарский праздник Сабантуй — тут!

Статья про татарские священные рощи — тут!

Статья про природу  Татарстана — тут!

Статья про историю ислама у татар — тут!

Статья про географию Республики Татарстан — тут!

Статья про историю Татарстана — тут!

Статья про древние дороги Казанской губернии — тут!

Статья про исторические мусульманские святыни города Казани — тут!

Статья про ханские сокровища и легенды — тут!

Статья про Казанский кремль — тут!

Легенды, предания и тайны Казани — тут!

Болгарский музей-заповедник — тут!

Мечети Нижнекамского района РТ- тут!

Статья про ханское кладбище — тут!

Статья про Кирменское городище — тут!

Статья про булгарское городище Ошель — тут!

Про древние города Булгарского и Казанского царств — тут!

Джукетау — булгарский город на берегу Камы — тут!

Древнее городище Сувар — тут!

Иске-казанский музей-заповедник — тут!

Древний булгарский город — Биляр — тут!

Тукай-Кырлай — родина Г.Тукая — тут!

__________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:

Автор статьи о музыкальном аспекте религиозных праздников татар-мусульман — Софийская Айгуль Борисовна
http://islam.com.ua/
http://www.calend.ru/holidays/
Байрам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Резван Е.А. Ид ал-Фитр // Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Прозоров С.М.. — М.: Наука, 1991. — С.89.
http://www.muslims-volga.ru/
Закирова Р., Хасанова Ф. Ислам дине йолалары. Казан, 1990.
Исхакова-Вамба Р.А. О духовной музыке татар Поволжья //Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции 9-13 июня 1992 г. Т.2. — Казань, М., 1997. — С. 192-194.

Вложение Размер
Праздник Ураза-Байрам, Рамадан 25.13 КБ
Праздник Ураза-Байрам, Рамадан 29.2 КБ
Праздник Ураза-Байрам, Рамадан 31.75 КБ

Татарские праздники бывают: народные традиционные – сложившиеся с древнейших доисламских времён, религиозные мусульманские – появившиеся после принятия ислама татарами и международные – отмечаемые не только татарами, но и другими народами.

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

САБАНТУЙ (Праздник плуга) – главный татарский национальный праздник, уходящий в глубокую древность, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Со временем праздник стал полностью безалкогольным и его повсеместно стали праздновать летом. Сабантуй способствует сохранению древних традиций татар, передавая их из поколения в поколение. Праздник через века сохранил лучшие образцы культурного наследия татар – традиционные самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок. Традиционные состязания Сабантуя с древних времён практически не изменились. Состязания джигитов Сабантуя: борьба на поясах “Корэш”, конные состязания, поднятие камней, перетягивание каната (аркан тартыш), борьба на руках, стрельба из лука по мишеням. Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыжки в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои набитыми мешками верхом на бревне, разбивание горшков палкой с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком. На каждый Сабантуй специально сооружают Майдан для проведения турнира по татарской национальной борьбе на кушаках “Корэш”. Победитель турнира провозглашается “Батыром Сабантуя” и получает самые ценные подарки. Победительница женского конкурса становится “Красой Сабантуя”и награждается достойными призами. Конные состязания Сабантуя: соревнование на парных упряжках, быстрая езда под седлом, разрубить яблоко на пруте на скаку, поднять женский платок с земли на скаку, кыз куу – состязание, во время которого парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать ее на скаку. Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, радостными песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников. Этот удивительный праздник внесён во всемирный реестр объектов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами по всей планете. Определенной даты у праздника нет – каждое село, город или община татар ежегодно выбирают наиболее удобную дату и обязательно приглашают на праздник гостей, друзей и родственников.

ЭМЕЛЬ (Праздник солнечных лучей) – день весеннего равноденствия, древний татарский праздник начала нового года, который символизирует уход зимы и приход весны. Другое название праздника, используемое у родственных татарам народов – “Навруз”. Этот праздник татары и их предки праздновали ещё с доисламских времён. Он отмечается днём – народными гуляниями, состязаниями батыров и красавиц, песнями и плясками, а вечером в кругу семьи. На праздник традиционно готовят кушанья из преимущественно растительных продуктов. Женщины традиционно пекут круглые булочки – кульче и лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, а так же готовят сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

НАВРУЗ (Праздник прихода весны) – другое название старинного татарского праздника “Эмель”.

БОЗ КАРАУ (Праздник ухода льда) – старинный татарский весенний праздник проводов льда. Весеннее торжество, связанное с ледоходом. Символизирует уход зимы, приход весны и тепла. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Все жители наряжались и выходили на берег реки смотреть ледоход. Музыканты играли и пели песни. С сумерками на льдинах раскладывали солому, а на одну из последних льдин ставили чучело, затем поджигали и пускали вниз по течению, что символизировало утверждение весны и тепла. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты и даже окунались в ледяную воду по поверью что весенняя река уносит недуги, при этом приговаривая – «Аны борып-борып баш очыннан суга ташлаганнар».

ЖИМЧЭЧЭК (Праздник цветочного сока) – старинный татарский молодёжный весенний праздник. В дни весеннего паводка и появления первых цветов на берегу реки молодежь наряжалась и устраивала весёлые совместные игры, водила хороводы, пела песни.

ЖЫЕН (Праздник родни) – татарский старинный праздник. В древности Жыен отмечался в начале лета, после возвращения домой старейшин татарских селений, которые приезжали домой после курултаев (общих собраний руководителей татарских общин). Отмечали как правило всем поселением, или несколькими поселениями, жители которых были друг другу роднёй или связаны родоплеменными отношениями. Жителей одних древней приглашали их соседи в другие деревни, праздновали по-очереди то в своей деревне, то в другой. Одевали праздничные наряды, везли с собой подарки: чак-чак, пироги, лакомства, тушки вяленых гусей, вяленую конину – казы, соленья, кумыс, катык, украшения, поделки из дерева и металла, изделия из ткани и кожи. Приезжали на украшенных цветными лентами, шитьём и полотенцами повозках, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные ворота.

Гости собирались у хозяина около 10 утра. После чаепития все выходили на поляну, где есть тень, неподалеку от речки, с самоварами, казанами, угощениями. Поляна накрывалась коврами и скатертями, на которые ставились угощения. Празднование продолжалось до сумерек. Участники Жыена собирали цветы, лечебные травы. Под вечер готовят общий ужин для всех гостей. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Хозяева топили бани для дорогих гостей по-белому “кунакны хормэше мунча” – высшая почесть для гостя. Там парились и обливались водой, настоянной на собранных днём травах. После чего гости расходились по домам.

Праздник Жыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал деревню и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй. Жыен также можно назвать праздником для женихов и невест. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители сватали детей.

Со временем празднование Жыена объединили с празднованием Сабантуя. В исчезновении праздника свою роль сыграл комплекс политических и социально-экономических факторов. Все свои богатые традиции Жыен передал Сабантую, празднование которого было перенесено на лето, на то же время, когда проводились Жыены. Однако сохранился один Жыен, празднование которого приурочено к дате большого значимого события в истории татарского народа – это “День принятия Ислама” (Изге Болгар Жыены).

ЙОМЫРКА БАЙРАМ (Яичный праздник) – старинный татарский праздник. Варёные яйца у татар с древних времён – символ пожелания хорошего урожая и защиты от напастей. В этот день принято варить и раскрашивать куриные яйца, печь лакомства и звать гостей. Хозяйки с вечера красили яйца натуральными средствами в разные цвета — в луковой шелухе от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета, в дубовом отваре – синие, в свекле – красно-фиолетовые. Так же раскрашивали варёные яйца красками. В каждом доме пекли особые шарики из теста — маленькие булочки “кимак” и лакомства. Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы “двор не был пустым”, то есть чтобы много на нём было живности. Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: “Дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи!” Сбор яиц продолжался два-три часа, и проходил очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами на сообразительность, быстроту и ловкость. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше – юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение.

КАРГА БОТКАСЫ (Воронья каша) – древний татарский праздник, который проводят ранней весной в конце марта, когда прилетают врановые птицы. Символизирует единение татар с природой и благодарность птицам. В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны – тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» – пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам.

ХЫДЫРЛЕЗ (Праздник начала лета) – древний татарский народный праздник пастухов и скотоводов отмечали в начале мая два-три дня. В наши дни хранителями и почитателями этого старинного праздника стали крымские татары. Перед праздниками тщательно убирают дом и двор. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. С утра готовят угощения, днём на майдане – центральной площади села или на поляне около села собираются и общаются родственники и гости, проводят традиционные состязания в силе, смекалке и талантах, турнир по татарской борьбе на кушаках, ярмарки и смотрины. Вечером проходят традиционные костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре майдана разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра через него прыгают женщины, девушки и девочки. Потухший костёр засыпают землёй. Костёр по древним поверьям очищал людей от злых духов. В дни праздника традиционно заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника пастухи начинали свою работу – выпас скота.

САЛАМАТ (Праздник благодарности земле) – осенний старинный семейный праздник сибирских татар, посвящённый окончанию сбора урожая. Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат – мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира.
Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства.

АУЛАК ОЙ (Посиделки) – старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить – каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных инструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы. Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски. Существуют правила:
-На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы (кучтанач).
-Ни один из юношей не должен обмануть или обидеть девушку, так как это большой грех (харам).
-Юноши и девушки не должны ни драться ни ругаться (таких с позором выгоняют с праздника).

СОМБЭЛЭ БАЙРАМ (Праздник урожая) – татарский народный праздник труда, празднование окончания осенних сельскохозяйственных работ. На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства.

ДЕРВИЗА (Праздник урожая) – древний праздник плодородия, урожая, окончания лета, окончания осенних полевых работ, завершения посева озимых и начала свадебного сезона. Праздник отмечается в дни осеннего равноденствия. Его сохранили до наших дней крымские татары.

Перед праздником проводят тщательную уборку дома, двора, хлева и других хозяйственных построек. Хозяйки выпекают хлебцы кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окучивают его дымом. Этот праздник организуется совместно с жителями нескольких сел. Выбирается удобное для проведения таких мероприятий место, обязательно вблизи источника воды, рядом со святым местом – Азизом. Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана. После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Для девушек устанавливаются качели. Женщины с горок катят сито – элек. Если элек ляжет вверх дном, следующий урожай будет хороший, если вниз дном, то будет малый урожай, если же встанет набок – зерновые вырастут высокими.

На празднике проводятся состязания джигитов, певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек – чынъ ве манелер, выступают фольклорные ансамбли, на специальной площадке – майдане проходят соревнования по татарской национальной борьбе на кушаках Корэш. Проходят конные скачки и состязания в бросании камня вдаль, бросающие приговаривают при этом: “Кара кунлер таш кайтканда кайтып кельсинлер” (“Пусть чёрные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень”; иными словами – никогда). Обязательно проводятся ярмарки, подводят итоги своего труда, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева проводят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб. Праздник завершается всеобщим танцем – Хоран, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.

УНЫШ БАЙРАМ (Осенний праздник) – старинный татарский праздник, посвящённый плодородию земли и семейному благополучию. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют.

КАЗ УМЯСЫ (Гусиное перо) – древний татарский молодежный праздник, проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным – заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой – совместным ощипыванием гусей – присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.

НАРДУГАН БАЙРАМ (Возрождение света) – древний татарский праздник, день зимнего солнцестояния. Празднуется 20-25 декабря. Праздник символизирует торжество жизни, победу солнца над мраком, победу добра над злом и начало зимы. В дни праздника по поверью добрые духи и божества ходят и одаривают добрых и честных людей угощениями, подарками и исполняют их мечты. А для этого нужно достойно прожить год, вернуть все долги, помириться со всеми с кем был в ссоре и анонимно помогать нуждающимся. Все традиции современных празднований Рождества и Нового года заимствованы именно от татарского Нардугана.

К праздничному столу татарочки пекут по традиции Баурсак – небольшие жаренные в масле в казане пончики, и другие татарские лакомства и угощения.
Дети и взрослые наряжаются обязательно до неузнаваемости, ходят из дома в дом, поют веселые песни, танцуют, дарят и принимают подарки и угощения, кормят голодных, символически “будя” людей и распевая “алкыши” – народные песни с благими пожеланиями. Один алкыш переводится так: “Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растёт, Корова пусть много молока даёт, И теленка пусть принесёт!”
Одним из атрибутов праздника является гадание “Йезек салу”: Молодёжь собирается вечером как стемнеет в доме, в основном девушки на выданье, а иногда и парни. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. По содержанию слов песни определяется “судьба” хозяйки вынутого колечка или пуговицы.

ЭМЭ (Праздник помощи) – древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи – эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей.

ШЕЖЕРЕ БАЙРАМ (Праздник родословной) – современный татарский национальный семейный праздник. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника – составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края.

ЯНА ЕЛ БАЙРАМ (Новогодний праздник) – современный праздник начала нового календарного года. Празднуется с 31 декабря на 1 января. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных.

БЯБЯЙ МУНЧАСЫ (Детская баня) – проводится на следующий день после рождения ребёнка. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом.

ИСЕМ КУШУ (Праздник имянаречения) – обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари – именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым – выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.

БЯБЯЙ АШЫ (Праздник новорожденного) – древний татарский праздник по случаю рождения ребёнка. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка – подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.

МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

МАВЛИД БАЙРАМ (День рождения пророка) – праздник дня рождения Пророка Мухаммада

КУРБАН БАЙРАМ (Праздник жертвы) – праздник приношения даров, пожертвований и помощи нуждающимся

КАДЕР КИЧ (Ночь Предопределения) – ночь на 27 день месяца Рамадан по Хиджре считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

УРАЗА БАЙРАМ (Праздник окончания поста) – мусульманский праздник окончания священного поста Уразы. Праздник отмечают 3 дня.

ЖОМГА (Пятница) – традиционно считается праздничным днем. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы (Собрания).

ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА – День добровольного принятия Ислама предками современных татар – булгарами в 737 году. Отмечается 4 февраля.

ИЗГЕ БОЛГАР ЖЫЕНЫ (Старое Булгарское собрание) – День официального принятия Ислама государством Волжская Булгария в 922г. Отмечается 21 мая.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ – отмечается ежегодно 28 февраля. Традиционно в этот день проходят конкурсы по кулинарии и сервису, мастер-классы с молодыми хозяйками и традиционные гостеприимные татарские национальные застолья в татарских центрах, кафе и ресторанах. Многие народы Евразии и мира позаимствовали рецепты татарских национальных блюд – некоторые полностью, другие частично. Например известные всем чизкейк, бургер, салями, соус тартар – сделаны по татарским рецептам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА – отмечается ежегодно 21 февраля

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА – отмечается ежегодно 9 августа

ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН – отмечается ежегодно 30 августа

Рамадан является самым значимым и важным среди праздников мусульман. Этот священный месяц считается временем молитв, переосмысления, духовного очищения. Во многих исламских странах на время Рамадана полностью меняется уклад жизни, режим работы учреждений и служб.

Основной традицией праздника стал строжайший пост. Запрещено есть и пить с восхода до заката, допускать дурные мысли или, тем более, совершать скверные поступки. Как верят мусульмане, Рамадан позволяет лучше понять принципы Корана, приблизившись к вечным истинам. Как же его празднуют в исламском мире? Какие обычаи стали неотъемлемой частью праздника?

История возникновения

Ислам считается одной из самых распространённых религий мира, ведь на планете насчитывается около 1 миллиарда его последователей. Практически все они отмечают Рамадан, который длится двадцать девять или тридцать дней.

В арабских странах, Индонезии, Пакистане, Нигерии этот праздник приобретает особое значение, и каждая мусульманская семья ждёт его с нетерпением. История Рамадана неразрывно связана с возникновением самого ислама.

Когда же всё началось? Как считают историки, приблизительно в 610 году нашей эры выходец из Мекки, именуемый Мухаммедом, стал получать откровения от Аллаха. Посредником между человеком и Всевышним выступал ангел Гавриил. Эти послания были собраны в главах Корана, священной книги мусульман.

«Мухаммед — посланник Бога» — надпись на воротах Мечети Пророка в Медине

«Мухаммед — посланник Бога» — надпись на воротах Мечети Пророка в Медине / © AishaAbdel / ru.wikipedia.org

Приверженцы этой религии верят, что в 114-ой главе Корана записаны истинные слова Аллаха. Сам же Мухаммед стал последним пророком, через которого Всевышний обращался к людям, наставляя и обучая их. Согласно преданиям, откровения Аллаха пророк получал именно в период девятого месяца мусульманского календаря. Впоследствии священное время стали называть Рамаданом.

Когда начинается Рамадан?

В 2021 году праздник Рамадан начинается 14 апреля, а закончится 13 мая.

Строгие правила Рамадана

Европейские путешественники, побывавшие в исламских странах, отмечают необычный колорит торжества. Конечно, Рамадан совсем не похож на праздники, привычные для нас. В первую очередь, он предполагает строгий пост и воздержание от всевозможных излишеств и грехов.

Всё светлое время суток, с рассвета до заката, мусульмане не употребляют пищу и питьё (последнее допустимо лишь в крайних случаях), не курят и стараются вести неактивный образ жизни. В переводе с арабского “ислам” значит “покорность”, и именно это слово становится сутью Рамадана.

Мечеть Кааба в Мекке во время Рамадана

Мечеть Кааба в Мекке во время Рамадана / © Konevi / Pixabay

Истинно верующий человек должен быть смиренным и стойким, не допускать скверных помыслов, не омрачать свой дух дурными замыслами и желаниями. В период поста принято часто посещать мечети, совершать обязательные ежедневные молитвы, читать Коран.

В некой мере Рамадан даёт возможность лучше понять тех, кто не стал удачливым человеком в этой жизни, тех, у кого нет пищи и питья, кто не имеет крыши над головой. Возможно, именно поэтому праздник Рамадана считается одной из важнейших объединяющих сил всего исламского мира.

Кто освобождается от поста?

У вас наверняка возникает вполне логичный вопрос: как же могут придерживаться поста все люди? Не секрет, что в некоторых случаях это просто опасно для организма человека. Традиции Рамадана действительно строго соблюдают далеко не все, однако это не зависит от желания человека.

Люди, вышедшие из юношеского возраста, должны обязательно поститься во время священного месяца. Освобождаются от поста лишь дети, беременные и кормящие женщины, больные и пожилые люди. В качестве компенсации за пропуск поста следует более строго поститься в дальнейший Рамадан или же совершить подношения бедным людям.

Фанус —разноцветный фонарь, который жители некоторых арабских стран зажигают в честь наступления священного месяца Рамадан ещё со времен Фатимидов

Фанус — разноцветный фонарь, который жители некоторых арабских стран
зажигают в честь наступления священного месяца Рамадан ещё со времен Фатимидов
© Ahmed Sabry / Pixabay

Обычаи Рамадана

Рамадан связан со множеством традиций, которых мусульмане придерживаются уже много столетий. Большинство приверженцев ислама стараются принять первую пищу незадолго до рассвета, предварительно произнеся молитву.

Считается, что тем, кто строго придерживается традиций Рамадана, Аллах окажет особую милость. После этого приёма пищи следует вечерняя трапеза – уже после захода солнца. Она называется Ифтар, и традиционными продуктами такого “ужина” являются финики и вода.

Ифтар — разговение, вечерний приём пищи после захода солнца во время месяца Рамадан

Ифтар — разговение, вечерний приём пищи после захода солнца во время месяца Рамадан / © Ahmad Ardity / Pixabay

Заключительная часть праздника

Легенды гласят, что последние десять дней священного месяца пророк Мухаммед уединялся в мечети, чтобы подняться мыслями к Всевышнему. Именно потому и сегодня мусульмане стремятся посетить священные места в завершающую декаду поста. А вот за несколько дней до окончания Рамадана проводится празднование Ночи аль-Кадр.

Как указывается в преданиях, в эту пору Мухаммеду открылись слова Аллаха. Во время Ночи могущества (а так переводится её название) принято молиться и просить прощения у Всевышнего. Мусульмане верят, что в это священное время небеса открыты для искренне верующих людей и их чистых мыслей.

Мухаммед получил свое первое откровение от ангела Гавриила.

Мухаммед получил свое первое откровение от ангела Гавриила
Из книги «Джами аль-Таварих» Рашида ад-Дина, опубликованная в Тебризе, Персия, 1307 год н. э.
Местонахождение: Библиотека Эдинбургского университета, Шотландия

Ид аль-Фитр

Рамадан завершается праздником, известным как Ид аль-Фитр, который также именуется как Ураза-Байрам. Его начало совпадает с окончанием Рамадана, а сам Ид аль-Фитр продолжается три дня.

Эта пора связана с приготовлением праздничной трапезы, посещением родственников и друзей. Ураза-Байрам предполагает подачу милостыни беднякам. Как говорил пророк Мухаммед, добрые дела мусульман во время Рамадана умножаются в 700 раз.

Рамадан – праздник, что стал одним из самых ярких проявлений обычаев ислама. Он действительно объединяет различные народы, укрепляет общество, помогает пройти духовное и физическое очищение.

Несмотря на строгий пост, Рамадан для многих мусульман является долгожданным и особенным временем. Священный месяц позволяет лучше понять собственную суть, найти правильный путь в жизни и даже стать ближе к Аллаху.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Татарский праздник понедельник
  • Татуировки на детских праздниках
  • Татарский праздник ощипывание гусей
  • Татары традиционные праздники
  • Татарский праздник осенью