Татарский праздник садака

Изучите, что из себя представляет садака в исламе и какие её виды существуют. Узнайте, какие достоинства несёт в себе раздача милостыни мусульманам

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя).

Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.

Виды садака

1. Материальная милостыня

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:

«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)

2. Оказание помощи

Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.

Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:

— разовые – награда за них будет, пока человек не умрёт;

— милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

— непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх –действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Правила раздачи садака

1) Милостыню следует раздавать скрыто

При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:

«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)

В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.

Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.

2) Активно раздавать в Рамазан

Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году – Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).

Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно – её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), закят (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.

3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом

Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано законным и дозволенным с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).

Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».

Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).

Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.

Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.

4) Не скупиться на милостыне

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

5) Нежелательно заниматься попрошайничеством

Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.

Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Достоинства милостыни

  • Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам:

«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)

  • Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (с.г.в.) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень – Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).
  • Садака – средство защиты от Адского пламени. Мухаммад (с.г.в.) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).
  • Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
  • Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется:

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)

  • За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).
  • Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят:

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)

  • Раздача садака – это подражание Пророку (с.г.в.). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (с.г.в.) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
  • Милостыня – одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).
  •  

Дуа за садака

Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:

«БЭРАКАЛЛАХУ ЛЭКЯ ФИИ ЭХЛИКЯ УЭ МЭЭЛИКИ’»

Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»

Когда садака не принимается

Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина – это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято – харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.

Первым праздником весны у татар (и древних тюрков) был обычай – смотреть на вскрытие льда на реках – Боз карау, праздновать первую оттепель, любоваться ледоходом на реке.
Весеннее пробуждение природы всегда радовало земледельца и скотовода, ибо удалось пережить долгую зиму.
Отдельно проводились праздники весеннего сока Жимчэчэк и Грачиная каша.
Следует указать, что в древности праздник Сабантуй праздновался именно весной – когда плугом делались первые борозды в прогретой земле, и, конечно, Сабантуй – это праздник плуга.
 

Статья про татарскую кухню — тут!

Статья про татарский праздник Нардуган — тут!

Статья про татарскую одежду — тут!

Статья про самых красивых девушек татарок — тут!!!

Статья про татарские сказки — тут!

Статья про приметы и поверья татар — тут!

Статья про тенгрианство — древняя религия тюрков — тут!

Статья про татарские мифические существа  — тут!

Статья про татарский праздник Сабантуй — тут!

Боз карау, боз багу («смотреть лед»)

   Обычно татарские поселения располагались на берегах рек. Поэтому первый бэйрэм — «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу — «смотреть лёд», боз озатма — проводы льда, зин киту — ледоход.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители — от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В некоторых случаях из соломы изготавливали чучело, которое устанавливали на одну из последних льдин, поджигали и пускали вниз по течению. Этот акт символизировал утверждение весны и тепла.
   У сибирских татар во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты, старую одежду и даже окунались в ледяную ещё воду: считалось, что весенняя река уносит болезни… при этом приговаривая – «Аны борып-борып баш очыннан суга ташлаганнар».

Весенние татарские праздники

 
   В дни весеннего паводка — Жимчэчэк (праздник цветочного сока)

   В дни весеннего паводка на берегу реки проводили праздник жимчэчэк (праздник цветочного сока). Вечерами нарядная и веселая молодежь устраивала игры, водила хороводы, пела песни. Совместные игры парней и девушек — явление достаточно недавнее в татарской культуре. Они появились лишь в начале XX в. До этого периода, пожалуй, единственную возможность молодым парням и девушкам открыто контактировать друг с другом предоставлял общественный праздник жыен.
   

Весенние татарские праздники

Март Эмель

   Важным праздником весеннего цикла, знаменующим наступление Нового года, у тоболо-иртышских и барабинских татар является Эмель. Считается, что слово эмель произошло от персидского хэмэл — буквально «овен», «март», следовательно корни обряда связывают со среднеазиатским Новым годом – Наурузом. Перед наступлением праздника хозяйки во всех домах готовят круглые булочки – тукац, гульцун или кульче.

Утром следующего дня дети или взрослые собираются группой, берут с собой мешочки, идут по улице, останавливаются возле домов и просят у хозяев садака — милостыню. Они желают при этом, хозяевам урожая, всходов и хорошей весны.
   Многие полагают, что Эмэль — это был обряд плодородия, отмечавший собой не только день весеннего равноденствия, но и начало нового, сельскохозяйственного года. Интересен, тот факт, что садака (главное действо праздника) — исключительно мусульманское понятие в народной традиции превратилось в жертвоприношение духам-хозяевам мест. В действиях с садака имело место не просто пожертвование, но принцип «подарок-отдарок», характерный для многих народов.

Весенние татарские праздники

  
Грачиная каша ( каша скворца, вербная каша)
Ранней весной (конкретный день указывали старики-аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и требовали угощения! Вот одна из таких закличек: Дер, дер, дэрэ гэ Иртэ торып берикенче сорэнгэ. Сорэн суккан-бай булган. Хай, хай, хай дилэр, Гали абзый бай, дилэр, Берэр кашлык май, дилэр! – Дарь, дарь, на дарю. Через день — сорэнь. Кто участвует в сорэнь — будет богатым, кто курит — будет бедный. Хай-хай-хай, говорят, дедушка Гали богатый, говорят, ложку масла дай, говорят).
   Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большом котле кашу. Каша казалась объеденьем! Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» — пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем. Перед началом обряда в каждом доме готовили блюдо из пшеницы или из любой другой крупы, затем в назначенное время люди шли на поле со своей кашей и устраивали совместную трапезу. Остатки кушанья разбрасывали по полю «для ворон».
   Каша имела особую роль как ритуальное блюдо в культуре отдельных групп сибирских татар. Приготовление и употребление каши в обряде Карга буткасы у барабинских татар явно имело сакральную символику и было направлено на достижение плодородия не только земледельческого, но и скотоводческого. Название обряда Карга буткасы было связано с названием месяца апреля «Karga Ai» — «месяц вороны».
   Празднуется каждый год в конце марта.

Весенние татарские праздники
Цым (день повиновения предков)

   В одну из пятниц перед севом яровых проводился день повиновения предков — Цым. Накануне этого дня каждая хозяйка красила яйца в отваре луковой кожуры, ивовой коры, березовых листьев. Яйца получались разноцветными — от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета.

Подготовка к Сабантую – Сбор полотенец

Также готовили поминальные блюда, кэпкер, эрелген бавырсак. В день проведения обряда жители деревни шли на кладбище. Мужчины приводили в порядок старые могилы, на новых ставили срубы и столбы (пагана), оставляли на могилах яйца и монеты, вместе с мужчинами обязательно был мулла. Затем возле кладбища устраивали совместную трапезу, на которой присутствовали и женщины, обязательным блюдом на трапезе были крашеные яйца. Жители тех деревень, где поблизости находились могилы святых (астана), обязательно относили туда крашеные яйца и деньги. Содержательная сторона обряда была связана с культом предков, об этом свидетельствует также перевод значения слова «цым» — «дерн», «годовщина смерти».

Весенние татарские праздники
   С другой стороны, особенно ждали этот день… конечно же, дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать.

Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Шуточные пожелания детей хозяевам, например, такое: дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи.

Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете!» Страашно! Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры на сообразительность, быстроту, ловкость.

В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше — юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину.

А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение.
 

Сбор полотенец — подготовка к Сабантую

Сбор полотенец — обряд, который проводится у татар перед Сабантуем, и который все люди так ждут.
На задорный голос гармони из дома выходят люди и пускаются в пляс вместе с артистами. Обязательно выносят подарки для Сабантуя — сейчас это всё больше деньги или полотенца, купленные в магазине, а в старину девушки, вышедшие замуж после Сабантуя, весь год сами вышивали узоры на полотенцах.

________________сбор полотенец в Чистопольском районе РТ
Весенние татарские праздники
Они предназначались лучшему батыру: отдавая подарок самому удачливому, загадывали заветное желание. Национальная особенность Сабантуя в том, что любой участник состязаний на майдане непременно получит Подготовка к Сабантую — подарок, в котором есть чья-то мечта. Сбор полотенец и подарков — это как весточка от Сабантуя.

__________сбор полотенец в Амирово (Черемшанский район)
Подготовка к Сабантую – Сбор полотенец

ИСТОРИЯ ОБРЯДА:
Как только сходил снег с полей, собирались старики аксакалы и договаривались о дне проведения Сабантуя. Перед назначенным днём дети в праздничных обновках (обязательно в новых лаптях с белыми суконными чулками) чуть свет отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масла, яйца. Хозяйки уже заранее специально для детей пекли булочки, орешки и конфеты из теста.
В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку и приговаривала: «Пусть легкой будет твоя нога, Пусть будет много кур и цыплят». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем другим. А в наши дни Сабантуй празднуют в июне, когда завершён цикл весенних полевых работ (обычно это 25 июня).

Подготовка к Сабантую – Сбор полотенец

Когда приближается время праздника, джигиты (молодые юноши) верхом на лошадях выезжают собирать подарки для победителя в состязаниях. И никто им не отказывает. Деревенские жители охотно жертвуют для общего праздника вышитые платки, куски ситца, рубашки и куриные яйца.
В некоторых деревнях иногда седлают до 50 самых лучших коней. Собранные рубашки, платки, полотенца прикрепляют к лошадиной сбруе. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Если же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест-накрест полотенцем и все подарки подвешивают на него.

Особо ценным подарком считается полотенце с ткаными узорами. Его готовят молодые женщины, вышедшие замуж между двумя последними Сабантуями. Сбор подарков проходит с весёлыми шутками, розыгрышами, песнями и прибаутками.
В день Сабантуя на просторном лугу неподалёку от деревни — на майдане устанавливают длинный шест с привязанным к нему красивым полотенцем. Народ на празднество стекается со всей округи: идут пешком, едут семьями на лошадях. Из сундуков все достают к этому дню свои самые лучшие наряды. Упряжь и гривы лошадей тоже украшены узорными полотенцами, цветами, колокольчиками.

Медные трубы заставляют поторопиться копуш, которые долго наряжаются в свои лучшие наряды и достают из сундуков украшения, доставшиеся им от прабабушек. Парни шутками и прибаутками поторапливают своих подружек. Ведь вот-вот начнутся состязания!
Соревнования начинаются со скачек, и ни один Сабантуй не обходится без них. Лошадей, участвующих в соревнованиях, отводят от деревни на 10-15 километров, а финиш устраивают поблизости от майдана. Призы, которые получают победители в скачках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы каждый мог видеть, что эта лошадь с развевающимся за гривой платком — заслуженная!

Сабантуй — «праздник плуга»
   Помимо мусульманских праздников, которые отмечались по скользящему лунному календарю, в традиционной праздничной культуре татар заметное место занимали народные праздники и обряды, проводимые в определенное время года, и, как правило, связанные с тем или иным этапом сельскохозяйственных работ. Самый главный из этих праздников — Сабантуй.
    Незадолго до праздника (конкретный день указывали старики-аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам пожелания, затем требовали угощения! Вот одна из таких закличек: «Дер, дер, дэрэ гэ Иртэ торып берикенче сорэнгэ. Сорэн суккан-бай булган. Хай, хай, хай дилэр, Гали абзый бай, дилэр, Берэр кашлык май, дилэр!» («Дарь, дарь, на дарю. Через день — сорэнь. Кто участвует в сорэнь — будет богатым, кто курит — будет бедный. Хай-хай-хай, говорят, дедушка Гали богатый, говорят, ложку масла дай, говорят»).

Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. Каша казалась объедением! После пиршества дети играли. В разных местах проживания татар этот обряд назывался по-разному: грачиная каша, каша скворца, вербная каша. Этот ритуал служил знаком начала подготовки к Сабантую.
   Издревле накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для одаривания победителей предстоящих состязаний.
   Начинал праздник подворный сбор детьми крашеных яиц ранним утром. Красили их накануне в отваре луковой кожуры. Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись, был урожайным год, предваряя эти пожелания фразой: «Пусть легкой будет моя нога» — Аягым жинел булсын. Считалось, что если первым в дом в этот день войдет человек «с легкой ногой», то год будет благополучным. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше — юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками.

Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение. Кроме того, в каждом доме пекли особые тестяные шарики — т+ш, баурсак или маленькие булочки — шишара, крендели, а также покупали конфеты. В настоящее время эти обряды не проводятся. В этот же день — кульминация праздника. Кроме того, в каждом доме пекли особые тестяные шарики — т+ш, баурсак или маленькие булочки — шишара, крендели, а также покупали конфеты.
   У каждого аула было свое излюбленное место проведения праздника — Майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником. Все желающие в самых лучших одеждах прибывали сюда со своими музыкантами.
    Основные состязания — борьба на кушаках — курэш (борьба). В качестве кушака используется полотенце. Борцы обхватывают друг друга за талию полотенцем, и таким образом ведут борьбу. Начинают состязание два мальчика 5-6 лет или двое мужчин пожилого возраста. Их одаривают. Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получает подарок.

Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не становится побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца — батыра. Таких набирается несколько человек. Их борьба становилась кульминационным моментом схваток. Батыр получает одно из лучших полотенец, подаренных молодушками, один из лучших призов.
    Пока набирает силу борьба, чуть в стороне проводятся состязания по бегу. Участники подразделяются по возрасту — мальчики, мужчины, старики. Дистанция не длинная — 1-2 км. и короче.
   Завершают состязания скачки. Участие в них считается престижным, поэтому на скачки выставляют коней все, кто может. Наездниками являются мальчики лет 8-12, дистанция — 5-8 км. В целях безопасности финиш располагается в стороне от основного места состязаний, однако награждение проходит на Майдане. Награждают всех участников скачек, правда, ценность подарков различная.

Пришедшей последней лошади, как правило, привязывают полотенце, специально оговоренное дарительницей, чтобы «утешить ее». Считается, что она плачет — елый, имеш. Неотъемлемым элементом сабантуя являются вечерние молодежные игрища. Их устраивают либо на месте Майдана, либо на традиционных места игрищ, где-нибудь за околицей, на лугах.
   В настоящее время Сабантуй, как национальный праздник, стали организовывать не только во всех аулах, но и в городах, где есть татарское население. Обогатилась программа состязаний, в том числе и за счет включения многочисленных шуточных состязаний, в которых активное участие принимают женщины всех возрастов, которые в прошлом были лишь зрителями. Кроме спортивных состязаний проводятся и состязания певцов, танцоров. Выступают участники художественной самодеятельности, артисты.
 

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

   СТАТЬЯ ПРО ТАТАР — ТУТ!

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй — праздник.

 Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

 

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.

_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://president.tatar.ru
татарские праздники
культура татарского народа

Вложение Размер
Весенние татарские праздники 9.78 КБ
Весенние татарские праздники 89.9 КБ

Татары на поминках дают деньги и другие мелкие вещи присутствующим, потому что поддерживают похоронные обряды своей национальности. Это помогает существовать традициям, которые могут отличаться в зависимости от принадлежности людей к конкретной народности. На поминках принято благодарить людей, которые принимали непосредственное участие в погребальном процессе, независимо от времени похорон.

Почему на поминках татары раздают деньги

Похоронные традиции у татар подразумевают проведение поминок немного чаще, чем у православных верующих. Кроме 3, 9, 40 дней, 6 и 12 месяцев отмечают 51 день со дня похорон. Считается, что в это время с телом происходят биологические изменения, и усопший сильно страдает. Для этого устраиваются поминки, чтобы его душа могла видеть, что про него помнят.

На протяжении года во время поминок татары раздают саадаку – милостыню, которая может выражаться раздачей денег, платочков, отрезов ткани и другими вещами. Считается, что таким образом устанавливается связь с усопшим, а подаяние – это благое дело в его честь. Эту обязанность могут выполнять все родственники на протяжении года. После истечения этого срока душа отбывает на небеса, покидая мир живых.

Татары верят, что поминки успокаивают душу усопшего, а если не поминают, то она будет мучиться и печалиться, что про нее забыли. На них приглашаются мулла, носильщик воды, те, кто обмывал тело умершего, а потом их одаривают небольшими подарками или деньгами. Сумма может быть чисто символической, и также зависит от возможностей семьи.

Имам Аляутдинов Зиннур Рамильевич объяснил, что изначально согласно Иману поминки вообще не проводились, и вероятно когда-то их совсем отменят. Но так как это действие не нарушает основ религии, и проводятся ради уважения усопшего, то в этом нет ничего страшного. Но они должны проходить в масштабах посильными для семьи, чтобы оставшиеся не испытывали нужду, и имели средства для жизни.

Как проводят поминки татары

Первые поминки татары проводят только на третий день после похорон, и далее в установленное время. На стол готовят традиционные для этого мероприятия блюда. Это могут быть пельмени с бульоном, суп-лапша с мясом, плов, долма и другие, но всегда готовятся специальные лепешки. Сначала на поминках читаются молитвы, потом хозяйка раздает деньги (саадака) присутствующим хотя бы по 2 рубля, и только после этого приступают к трапезе.

Поминки в меньших масштабах проводятся во все пятницы на протяжении года со дня похорон усопшего. В преддверии этого дня хозяйки готовят обрядовую выпечку – баурсак, кайнары или пэрэмэч. Это пышки с картофельной или мясной начинкой, которые жарят на сильном огне, чтобы душа усопшего могла услышать их запах.

Обязательным является присутствие на поминках муллы, если усопший был мужчина, или женщины-муллы – для умершей. Хозяйка дома сама может прочитать молитвы, если их знает, и тогда помощь других людей не понадобится.

У юртовских татар (Астраханская обл.) существует правило, что нельзя подавать на поминках сразу по две тарелки с едой, чтобы не навлечь скорую кончину кого-то из членов семьи. Последний поминальный день на годовщину после похорон принято проводить скромно, понимая, что окончательно прощаются с душой.

У татар из Азербайджана, Казахстана и Киргизии поминки превращаются в пышное застолье. Считается, что это проявление уважения к усопшему. Для гостей устраиваются целые шатры, где стоят столы с угощениями. Хотя имамы считают, что изначально в Коране не было прописано совершение поминания продуктами. Это появилось как приобретенное действие в процессе развития мира.

Слово садака происходит от арабского корня слова «садк» (истина). Переводя на русский язык, буквальный смысл – это расходование из своих владений и способностей на пути Всемогущего Аллаха.

«И те терпеливые, которые стремятся к лику (довольству) Своего Господа, и совершают молитву, и расходуют из того, что мы дали им тайно и публично, и предотвращают зло добром – тем уготована Последняя обитель.» (Ар-Раад: 22)

Что такое садака у мусульман

Садака – это акт помощи или милосердия, который совершается без ожидания чего-либо взамен. Это понятие включает в себя раздачу милостыни бедным и нуждающимся, помощь в трудной ситуации или любое действие, направленное на благо других. Пророк Мухаммад (ﷺ) часто напоминал в своих хадисах о важности садака для укрепления имана (веры), улучшения сплоченности мусульман и, самое важное, для достижения довольства Аллаха.

Хадис про садака

Однажды пророк Мухаммад (ﷺ) обратился к своим последователям с такими словами:

«Каждый мусульманин должен давать садака».
На что люди спросили: «О Посланник Аллаха! Если кому-то нечего дать, что он будет делать?»
Он (мир Ему) сказал: «Он должен работать своими руками и приносить себе пользу, а также давать милостыню (от того, что он зарабатывает).»
Люди далее спрашивали: «Если он не может сделать даже этого?»
Он (мир ему) ответил: «Тогда он должен помочь нуждающимся, которые обращаются за помощью.»
Тогда люди спросили: «Если он не может этого сделать?»
Он (мир ему) ответил: «Тогда должен делать одобряемое, и держаться подальше от порицаемого. И это будет рассматриваться как благотворительные дела.» (Бухари)

Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал, что «Садака гасит грех, как вода гасит огонь». (Тирмизи).

«Оберегайтесь от огня (Ада), даже если это будет только половина финикового плода (пожертвованного в качестве милостыни). И если вы не можете позволить себе даже это, вы должны, по крайней мере, сказать доброе слово». (Бухари).

«Давайте милостыню без промедления, ибо это стоит на пути бедствия». (Тирмизи)

«Не бывает дня, когда человек просыпается, кроме как в Тот день (Судный), когда спускаются два ангела. Один из них говорит: «О Аллах, воздай тому, кто тратит на благотворительность! Другой говорит: «О Аллах, уничтожь богатство того, кто удерживает!» (Мусулим)

Эти хадисы про садака разъясняют его достоинства: очищение от грехов, защита от адского огня, защита от бед, получение награды от Аллаха.

Отдавая средства на благотворительность мусульманин ничего не теряет, ведь пророк (ﷺ) сказал, что садака не уменьшает богатство. (Муслим). Ученые утверждают, что этот хадис говорит о том, что средства, потраченные на милостыню, вернутся человеку в той или иной форме. И в Будущей жизни верующий получит награду за этот поступок.

Аяты про садака

Самое большое из преимуществ садака заключаются в том, что это дело, совершаемое ради довольства Аллаха.
Господь говорит в Священном Коране:

«Кто же даст Аллаху хороший заем, чтобы он умножил его для него во много раз? Это Аллах удерживает и дарует изобилие, и к нему вы будете возвращены.» (Аль-Бакара: 245)

Также за любое доброе дело верующему полагается награда:

«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает [награду], кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий.» (Аль-Бакара: 261).

Награда за расходование средств на пути Всемогущего Господа настолько велика, что ее сравнивают с размножением семени, которое в конечном итоге приводит к получению сотен зерен спустя некоторое время. Это означает, что человек получает невообразимое количество наград и благословений от Создателя Вселенной за акт садака.

Виды милостыни в Исламе

Способы совершения благих деяний по отношению к другим людям можно разделить на два вида:

  1. Садака имущества – это помощь нуждающимся из материальных благ, которыми мусульманина наделил Аллах: денежными средствами, едой, одеждой, лекарствами и другими необходимыми вещами.
  2. Садака тела – это оказание посильной физической помощи в тот момент, когда кто-то нуждается в этом. Например, помочь донести тяжелый груз, или выполнить какое-то дело. И даже доброе слово и улыбка, будут считаться благотворительностью.

Также садака разделяют по времени их совершения:

Разовая милостыня

Это поступки, приносящие пользу какому-либо человеку или группе людей, результатами которых они могут пользоваться кратковременно.

Садака джария

Садака означает милосердие, а джария – непрерывность. К этому виду милостыни относится такие дела, которые будут приносить пользу людям в течение длительного времени. А награда за эти поступки будет увеличиваться даже после смерти мусульманина.

Поступки, относящиеся к садака джария:

  • оказать помощь (денежную или физическую) в строительстве мечети, школ, больниц;
  • помочь тому, кто находится на пути получения знаний;
  • передать в общественное пользование колодец, плодовые деревья, другие материальные ценности, которые будут приносить пользу многим людям в течении длительного времени.

В достоверном хадисе про садака джария посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Когда человек умирает, его деяния заканчиваются, за исключением трех вещей: садака джария (непрерывная благотворительность); знание, которое приносит пользу, или добродетельный потомок, который молится за него (за умершего)». (Муслим)

Фитр садака и фидия

Милостыня в месяц Рамадан. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) наставлял верующих, говоря:

«Лучшая садака – это милостыня в Рамадан» (ат-Тирмизи).

В это время те, кто не могут соблюдать пост, должны выплачивать фидия садака за каждый день месяца. А те, кто постился дают фитр садака, в пользу бедных. Чтобы они могли провести праздник наравне со всеми.

Каждый мусульманин должен стремиться к оказанию помощи другим людям, таким образом получая огромную награду.

Чем отличаются закят и садака?

Верующим было предписано раздавать милостыню как в Коране, так и в Сунне. Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это пожертвование обязательно для каждого состоятельного мусульманина и составляет 2,5% от годового совокупного богатства. Предпочтительное время для выплаты Закята – это месяц Рамадан. Расходовать его средства можно только 8 категориям нуждающихся, упомянутым в Коране:

«Милостыня предназначается для нищих, бедных, для тех, кто занимается [сбором и распределением закята], и тех, чьи сердца хотят завоевать [для распространения религии], на освобождение рабов, избавление от долгов, на пути Аллаха и путникам…» (Сура Покаяние, аят 60)

В отличии от закята, садака – это добровольное пожертвование, которое может давать как богатый, так и бедный человек. Оно не является обязательным для мусульман, но считается одним из лучших способов получить награду от Аллаха.

Как давать милостыню

Существуют определенные правила для садака:

  1. Очищать свое намерение для совершения благодеяния, напоминанием о том, что оно должно быть только ради довольства Всевышнего.
  2. Не совершать благодеяния на показ. Лучшая милостыня — это та, которая дается скрыто от людей и о ней никто не знает. Открыто милостыню можно давать при намерении призвать других людей к ее раздаче.
  3. Расходовать из того, что заработано дозволенным путем. В хадисе сказано:

    «Всевышний не принимает ничего, кроме чистого» (Бухари, Муслим).

    Тот, кто получил запретное богатство и часть его дал в качестве милостыни, не получит никакой награды.

  4. Не сожалеть о потраченном.
  5. Давать садака людям, действительно нуждающимся в помощи.

Если нарушено хотя бы одно из этих правил, то человек не получает награду за свой поступок.
Доброта – это неотъемлемая часть человеческой природы. Мусульманин испытывает внутреннее удовлетворение, совершая добродетельные поступки, например, одалживая деньги бедным, помогая калеке в пути и т. д. Такие акты доброты и сострадания являются причиной того, что общество становится сплоченным и более внимательным по отношению к слабым и обездоленным.

Таким образом Ислам разъясняет, что благотворительность – это понятие, которое включает гораздо больше, чем просто траты из определенной доли богатства. Она не ограничена каким-то конкретным условием, кроме намерения совершать его ради довольства Создателя.

Хочешь помочь сайту?

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Сделай дуа в помощь редакторам сайта🙏

“Садака аль-фитр” – обязательное пожертвование в месяц Рамадан, выплачиваемое по числу членов семьи в пользу малоимущих. О правилах выплаты фитр в 2021 году – в коротком справочном материале.

Закятуль-фитр, садакатуль-фитр (татарский вариант — фитр-садака) – специальная выплата в месяц Рамадан, ваджиб (необходимый, рекомендованный поступок) для всех мусульман, соблюдавших пост в течение священного месяца. Фитр-садака подается в качестве благодарности Всевышнему за возможность держать уразу и восполняет недостатки поста. Фитр предназначен определенной группе людей. Его нельзя направлять на помощь мечети, медресе, на другие цели, а следует отдавать бедным и малоимущим.

Сколько выплачивать?
Размер садака с человека высчитывается из размера нисаба (минимальное имущество, достаток). В этом году Совет улемов ДУМ РТ установил нисаб в размере 36 тысяч рублей (по серебру). Минимальный размер фитр-садака составил 100 рублей, а рекомендуемый для тех, кто в состоянии выплачивать закят по золоту – 700 рублей.

Когда выплачивать фитр-садака?
Этот вид садака выплачивается в первый день праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), однако это можно сделать и раньше, чтобы дать возможность нуждающимся подготовиться к празднику. Если милостыня подается в день праздника, то следует сделать это до окончания праздничного намаза. Также разрешается отдать фитр-садака в следующие два дня праздника. По мнению многих исламских ученых, оставление выплаты фитр-садака на последующие после праздника дни оценивается как нежелательный поступок.

Для кого обязательна фитр-садака?
Этот вид пожертвования обязателен для всех. Как пояснили в ДУМ РТ, Пророк Мухаммад сделал обязательным выплату закятуль-фитр всем дееспособным мусульманам – свободным и рабам, молодым и старым, мужчинам и женщинам.

Мусульманин, обладающий нисабом, после необходимых для проживания расходов и рассчитавшись с долгами, встречая Ураза-байрам, должен выплатить фитр-садака за себя и тех, кто находится в его попечении. При этом для совершения такого пожертвования условием не являются увеличение его имущества или сохранение в течение года.
Садака выплачивается за себя и за несовершеннолетних детей. Человек может выплатить ее и за других членов семьи – родителей, совершеннолетних детей, жену, братьев и сестер, других родственников, в таком случае следует их заранее предупредить о своем намерении.

Обязательно ли фитр-садака выплачивать пшеницей, ячменем, финиками, изюмом?
Фитр-садака может выплачиваться как указанными выше продуктами, так и деньгами. При выборе стоит учитывать потребности нуждающихся.

Какой размер садака установлен для тех, кто в дни праздника находится за рубежом?
Уровень жизни в разных странах отличается, поэтому следует давать садака в соответствующем ему размере. В каждой стране устанавливается свой минимальный размер фитр-садака.

Обязан ли мусульманин восполнить невыплаченный вовремя фитр-садака?
Как и другие предписания в религии, фитр-садака необходимо выплатить без опозданий. Если человек не может выплатить вовремя, он должен восполнить это, когда появится такая возможность.

Кому можно жертвовать фитр-садака, а кому нельзя?
Мусульманин должен выплачивать фитр-садака тем, кто не находится в его обеспечении. Также не допускается получение материальной выгоды, прямой или косвенной, от этого поступка. Это требование касается и закята. Поэтому фитр-садака и закят нельзя выплачивать ни родителям (бабушкам, дедушкам и т.д.), ни детям и внукам. Муж и жена тоже не могут друг другу выплачивать этот вид милостыни.
По мнению ханафитских ученых, не следует выплачивать фитр-садака следущим категориям людей:

Матери, отцы, бабушки и дедушки;
Сыновьям, дочерям, их детям, внукам;
Мужья – женам, жены мужьям;
Состоятельным людям, обладающим нисабом;
Несовершеннолетним детям с обеспеченными родителями.
Также фитр-садака нельзя выплачивать людям другого вероисповедания.
Закят и фитр-садака разрешается выплатить тетям, дядям, их детям и родственникам, родителям мужа или жены, при условии что они не являются состоятельными людьми.

Садака может быть выплачена одному или нескольким нуждающимся, при этом размер выплаты одному человеку не должен быть ниже установленного минимального размера фитр-садака.

Разрешается передать фитр-садака и закят фондам и доверенным лицам, занимающимся сбором средств для помощи нуждающимся.

Выплатить фитр-садака через фонд «Закят» можно тремя способами: 

1. Переводом на банковскую карту
Карта Сбербанка 63900 262901 4626229 на имя Альметова Ильнура Махмутовича. Карта привязана к номеру 89872253322

2. На банковский счет по реквизитам
Полное наименование организации Благотворительный Фонд «Закят»

Сокращенное наименование организации Фонд «Закят»

Генеральный директор Марданов Булат Раифович

ИНН 1655068682

КПП 165501001

ОГРН 1091600003153

Банк ПАО «Ак барс» банк

К/с 30101810000000000805

Р/с 40703810400020000071

БИК 049205805

Юридический адрес: 420111, РТ, г. Казань, ул. Лобачевского, д. 6.

Фактический адрес: 420021, РТ, г. Казань, ул. Тукая, 89.

Телефон 89872253322

Назначение платежа — «фитр-садака»

3. На банковский счет по реквизитам
Полное наименование организации Благотворительный Фонд «Закят»

Сокращенное наименование организации Фонд «Закят»

Генеральный директор Марданов Булат Раифович

ИНН 1655068682

КПП 165501001

ОГРН 1091600003153

Банк ОТДЕЛЕНИЕ «БАНК ТАТАРСТАН» N8610 ПАО СБЕРБАНК Г. КАЗАНЬ

К/с 30101810600000000603

Р/с 40703810362190000764

БИК 049205603

Юридический адрес: 420111, РТ, г. Казань, ул. Лобачевского, д. 6.

Фактический адрес: 420021, РТ, г. Казань, ул. Тукая, 89.

Телефон 89872253322

Сайт www.zakyatrt.ru

e-mail: fondzakyat@yandex.ru

Назначение платежа — «фитр-садака»

Источник: intertat.tatar

Перевод: Алия Сабирова 


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Садака

садака в исламе

  1. Что такое садака?
  2. Достоинства милостыни
  3. Виды
  4. Длительность награды за садака
  5. Как правильно давать садака
    1. Отсутствие показухи
    2. Чистые деньги
    3. Щедрость без упреков или напоминаний дающему
    4. Дозволенные цели
    5. Намерение
  6. Подаяние в месяц Рамадан

Одним из наиболее важных путей способов поклонения Всевышнему Аллаху является пожертвование: закят и садака, милостыня. Этот способ поклонения не только в земном мире приносит верующему мусульманину огромную пользу, ведь когда он дает милостыню, он поддерживает тех собратьев по вере, которые нуждаются в помощи, но и после смерти это принесет огромную пользу, ведь мусульманин, который дает милостыню, получит от Всевышнего Аллаха большую награду. Про важность садака приходит множество хадисов от Пророка Мухаммада ﷺ.

Садака в исламе – это действие добровольное, помощь, которую мусульманин дает людям нуждающимся, поэтому под словом «садака» подразумевают помощь, направленную на поддержку незащищенных слоев населения, но само понятие «садака» означает гораздо большее.

Достоинства милостыни

Садака обладает неоспоримыми пользой и достоинствами. Мусульманин, который раздает садака в мечети или не в мечети, получит награду Аллаха, как об этом сказано в Священной Коране. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что те, кто раздает милостыню, входит в число семи категорий людей, который в Судный день Всевышний Аллах укроет своей тенью.

Еще одно достоинство садаки заключается в том, что она защитит мусульманина от пламени Ада: по словам Пророка Мухаммада ﷺ, даже пожертвование половинки финика сможет защитить мусульманина от адского пламени.

В одном из хадисов сказано, что садака стирает грехи человека, как гасит огонь вода. А то, что человек пожертвовал в виде садаки, Всевышний возвращает ему многократно. Ангелы совершают дуа за того, кто раздает садаку – об этом упоминается в хадисе, переданном Муслимом и Бухари.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что милостыня является одним из самых любимых дел Всевышнего Аллаха в ряду таких дел, как принести радость мусульманину или избавить его от печали, избавить человека от голода или уплатить долг за него.

В суре «Железо» Священной Книги Коран сказано: «Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда» (57:7).

Виды

Садака может быть разных видов. Одной из лучших садака является та, которая дается своей семье и близким, если у них есть нужда. 

Материальная садака или милостыня – это действие, которое предполагает выплату денежных средств тем нуждающимся, которых мусульманин хочет поддержать материально, либо предполагает покупку для таких нуждающихся вещей, которые являются для них предметами первой необходимости, продуктов или лекарств.

Священная Книга Аллаха Коран призывает мусульман: «И расходуйте, из имущества, которым мы вас наделили» (63:10).

Нематериальная садака. Она может быть в форме оказания любой помощи человеку, который нуждается в данный момент. Такой вид милостыни равен по своей ценности помощи деньгами. Помощь может быть в форме любого благодеяния по отношении к человеку, который в этом нуждается.

Длительность награды за садака

Садака может подразделяться по степени того, насколько длительным является его полезное действие: есть такие пожертвования, за которые награда будет разовой и длиться ее полезное действие будет до момента смерти человека, но есть такие пожертвования, награда за которые и полезное действие их не прекратится даже после смерти мусульманина. Также существует вид «садака джария» — это непрерываемая милостыня.

Пророк Аллаха ﷺ обращался к своей умме с наставлениями, говоря, что есть только три вида деяний человека, которые продолжают быть полезными для него даже после его смерти: это садака аль-джария, знание, которое этот человек дал и его продолжают использовать после его смерти, и молитва праведного ребенка за него. Эта история приводится в хадисе, переданном Муслимом.

Как правильно давать садака

Существуют правила, которыми мусульманину следует руководствоваться, когда хочет сделать садака, чтобы Всевышний Аллах был доволен им.

Отсутствие показухи

Раздавать милостыню следует так, чтобы не привлекать к своему действию слишком много людского внимания, лучше делать это скрыто, поскольку для верующего мусульманина скрытое деяние лучше и полезнее, чем открытое. Лучшая садака — эта та, которая дается скрыто от людей. Всевышний Аллах сказал: «Если милостыню вы раздаете, то это прекрасно. Но если вы раздаете милостыню нищим и скрываете это, то для вас это еще лучше» (2:271).

Шариат порицает показуху, поэтому не следует жертвовать напоказ, делая это публично, чтобы окружающим показаться щедрым.

Ислам особенно поощряет и считает большим достоинством, когда человек прощает долг своему должнику или покрывает финансовую задолженность другого человека. Шариат рекомендует также совершать такие деяния скрытно, чтобы имя благодетеля осталось неизвестным для человека, оказавшегося в долгах.

Чистые деньги

Важное правило раздачи садака заключается в том, что человек должен делать садака только из того имущества, которое было заработано честным трудом и способом, который дозволен по исламу. Упоминается в хадисах Посланника Аллаха ﷺ, что если мусульманин даст садака размером с один финик, но он будет из честно заработанного, то Аллах примет его правой рукой, а затем взрастит его, пока не станет он размером с гору. Также в хадисе сказано, что Всевышний Аллах не принимает ничего, кроме чистого. Эти хадисы приведены в сборниках Муслима и аль-Бухари. Посланник Аллаха ﷺ пояснил, что под этими словами подразумевается, что если мусульманин накопил имущество, но оно состоит из запретного или было заработано недозволенным по исламу путем, а потом раздал это имущество как садака (милостыню, подаяние), то не только не получит от Аллаха награды за такое деяние, но и понесет на себе за него бремя греха.

милостыня в исламе

В суре «Корова» Священной Книги Коран сказал Всевышний Аллах: «Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное…» (2:267).

В других хадисах также можно встретить упоминания на такую тему: в хадисе, переданном Муслимом, Пророк Мухаммад ﷺ говорит: «Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого!».

Мусульманин не должен забывать, что харамом будет и то, что куплено на харамные средства, и это относится и к продуктам питания. У мусульманина, который так поступил, Аллах не будет принимать дуа.

Исламские богословы придерживаются мнения, что, хоть и не засчитывается садака, выплаченная из харамных средств, мусульманину следует покаяться и избавиться от этих средств, а если человек случайно нашел деньги, то все равно такие деньги дозволенными для него не являются, но ему следует отдать такие деньги как милостыню, он не заработает награду, но награду получит тот человек, который эти деньги потерял, а на мусульманине, который нашел деньги, не будет греха.

Щедрость без упреков или напоминаний дающему

Мусульманину не следует проявлять скупость при выплате милостыни. По словам Посланника Аллаха ﷺ, ему бы не понравилось, если бы, будучи владельцем горы золота, спустя три года, у него оставалось бы еще что-то, разве что один динар, прибереженный им для покрытия долга (Муслим).

Дозволенные цели

Милостыня должна пойти только на те вещи, которые разрешены Аллахом: нельзя приобретать нехаляльные продукты на средства, которые пожертвованы, чтобы накормить голодного, нельзя потратить средства садаки на обучение ребенка тем наукам, которые не одобряет ислам – в таких случаях садака не зачтется мусульманину.

Намерение

Также не зачтется та милостыня, которую мусульманин выплачивает не ради довольства Всевышнего Аллаха, а ради того, чтобы снискать себе славу и прослыть щедрым человеком, чтобы заслужить одобрение окружающих, чтобы в их глазах создать для себя благоприятный имидж.

В суре «Корова» Аллах сказал: «Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура Аль-Бакара (Корова), 262-й аят).

Подаяние в месяц Рамадан

Месяц Рамадан – то время, в которое следует раздавать милостыню наиболее активно, проявляя в течение этого месяца особое усердие, поскольку Священный месяц Рамадан является лучшим месяцем в году, и благие дела, которые совершит мусульманин именно в этот месяц, будут многократно приумножены. Приводят в хадисе, переданном ат-Тирмизи, слова Посланника Аллаха ﷺ: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан», и мусульмане стараются в течение этого времени выплачивать не только закят, но и фидию, и фитр-садаку, делать как можно больше пожертвований.

садака и закят аль-фитр

В течение Благословенного месяца поста может быть выдано три вида садаки:

  1. фидия, то есть такая садака, которую выплачивают мусульмане, не имеющие возможности соблюдать уразу (по причине неизлечимых болезней или другим причинам) – эта садака должна быть в таком размере, чтобы этой суммы хватило накормить одного человека столько дней, сколько человек не соблюдал пост;
  2. закят, то есть обязательная милостыня, которая является одним из столпов ислама. Закят выплачивается обычно именно в течение месяца Рамадан;
  3. фитр-садака, то есть милостыня, которая является специальным пожертвованием, совершаемым накануне Ураза-байрама – такое пожертвование совершается в пользу неимущих для того, чтобы они тоже имели возможность отпраздновать за щедрым столом.

Количество и размеры закята, милостыни определяют местные религиозные мусульманские организации или муфтияты.

Содержание

  • Что означает хаер у мусульман?
  • Что означает у мусульман садака?
  • Кому положено давать садака?
  • Что нужно говорить когда дают садака?
  • Кому можно дать хаер?
  • Что такое хаер на татарском?
  • Как правильно написать садака?
  • Зачем давать садака?
  • Можно ли давать садака не мусульманам?
  • Кому нельзя давать закят?
  • Сколько садака в 2021 году?
  • Что можно приготовить на садака?
  • Можно ли давать садака за умершего?
  • Что такое садака на татарском языке?

Хаер—садака́ — всё то, чем мусульманин добровольно жертвует во имя Аллаха: труд, деньги, еда, проявление снисхождения или дружелюбия к кому бы то ни было. Садака может быть дана нуждающимся людям, а также своим близким и родным. Раздают садака не только в мусульманские праздники, пятничные дни и дни поминовения.

Что означает хаер у мусульман?

1 [арабск. — «благо, добро»] — 1) филос. у мусульман: этическая и метафизическая категория, противопоставленная злу; 2) в среднеазиатских странах употребляется как формула прощания.

Что означает у мусульман садака?

صدقة‎‎), в исламе — добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить довольство Аллаха. В более широком смысле, садака — это любое благодеяние (не только материальное), совершенное искренне, ради Аллаха.

Кому положено давать садака?

Садака – это — милостыня, которая отдается нуждающимся людям с намерениемзаслужить довольство Аллаха. В более широком смысле — любое благодеяние, совершенное искренне, ради Аллаха. Милостыня может быть обязательной и богоугодной. Обязательной милостыней являются все виды закята.

Что нужно говорить когда дают садака?

Садака – это слово нужно произносить, твердо выговаривая каждый слог и с ударением на последнем, – в переводе с арабского означает «искреннее даяние». Что-то сродни милостыне, и для русских переводится как милостыня, но все же не милостыня в ее православном значении.

Кому можно дать хаер?

Хаер—садака́ — всё то, чем мусульманин добровольно жертвует во имя Аллаха: труд, деньги, еда, проявление снисхождения или дружелюбия к кому бы то ни было. Садака может быть дана нуждающимся людям, а также своим близким и родным.

Что такое хаер на татарском?

— добро, польза — милостыня, подаяние

Правильное написание на татарском языке: хәер.

Как правильно написать садака?

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя).

Зачем давать садака?

Садака – это — милостыня, которая отдается нуждающимся людям с намерениемзаслужить довольство Аллаха. В более широком смысле — любое благодеяние, совершенное искренне, ради Аллаха. Милостыня может быть обязательной и богоугодной. Обязательной милостыней являются все виды закята.

Можно ли давать садака не мусульманам?

аль-Бухари 3/225, Муслим 19. Хасан аль-Басри говорил: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню”.

Кому нельзя давать закят?

Закят не выплачивается богатым, матери, отцу, родным бабушкам и дедушкам, детям и внукам.

Сколько садака в 2021 году?

Сумма фитр-садака в 2021 году

Размер пожертвования в 2021 году составил 420 тенге. Фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамазан. Размер подаяния рассчитывается, исходя из средней стоимости двух килограммов муки. Отметим, что в прошлом году размер пожертвования составил 370 тенге, в 2019-м – 300.

Что можно приготовить на садака?

На столе должны быть казахские национальные блюда: изюм, курага, тары, талкан, курт, конфеты и печенье, а на горячее мясо по-казахски. Чтобы составить упрощенное меню садака был проведен опрос среди жителей области, где в целом участвовали 1230 человек.

Можно ли давать садака за умершего?

Делал ли так Пророк ﷺ и сподвижники? Ученые единогласны в том, что за умершего дается садакъа и совершаются такие виды поклонения, как хадж, ‘умра, пост. … И он спросил Пророка ﷺ: «Могу ли я дать за нее милостыню?» На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, ты можешь дать за нее милостыню» [1].

Что такое садака на татарском языке?

садакат, араб. صدقة‎‎) в исламе добровольная милостыня (в отличие от закята обязательных налогов), которую мусульманин выплачивает по собственному усмотрению и желанию.

Интересные материалы:

Как добавить людей в закрытую группу?
Как добавить много людей в группу Вайбер?
Как добавить в приват человека в Minecraft?
Как добавить в приват другого человека?
Как долго люди жили в 18 веке?
Как долго волнистый попугай привыкает к человеку?
Как движение влияет на здоровье человека?
Как это неравнодушный человек?
Как Фамусов относится к людям?
Как и о чем разговаривать с людьми?

Успеть до Ураза-байрама: всё о фитр-садака

Фитр-садака

Совсем скоро наступит долгожданный великий праздник – Ураза-Байрам. В Татарстане в этом году его отметят 2 мая. В Казани празднование начнется в 6:30 часов утра чтением аятов Корана и продолжится гает-вагазами в 7:00 часов. Праздничный намаз мусульмане планируют совершить в 7.30 утра. 

Но успеем ли мы до праздничного намаза выполнить уникальную исламскую традицию, которой верующие отмечают окончание поста в месяц Рамадан – раздачу фитр-садака?

Наш любимый Пророк ﷺ говорил: «Когда восходит солнце, ниспосылаются два ангела. Слыша призывы: «О люди! Спешите  к  Господу  вашему, ведь меньшее, но баракатное (благое) – лучше,  чем  большее, но не содержащее бараката», ангелы просят: «О Аллах, ускорь  увеличение  имущества  отдающему  милостыню,  и  ускорь  порчу  имущества – скупому» (Байхаки).

Вопросов от читателей нашего сайта о садака аль-фитр в преддверии праздника Ураза-байрам очень много. Ответим на некоторые из них:

1. Является ли фитр-садака обязательной?

Успеть до Ураза-байрама: всё о фитр-садака

Садака аль-фитр (пожертвования в честь окончания поста в месяце Рамадан) – милостыня, которую необходимо раздавать нуждающимся до наступления Ураза-Байрама (праздника Ид аль-Фитр).

Фитр-садака является обязательной для всех верующих мусульман, независимо от пола. Фитр раздают все – и богатые, и бедные. Исчисляется она в дневной потребности в пище того, кто дает подаяние.

Главное, что человек, должен обладать таким достатком, который покрывал бы или превышал его собственные потребности, а, следовательно, такой человек может поделиться своим достатком.  

6 лучших садака, которые может дать мусульманин

2. Кого касается выплата фитр-садака?

Успеть до Ураза-байрама: всё о фитр-садака

Верующий человек обязан давать фитр-садака не только за себя, но и за тех, кто находится у него на обеспечении: супруга, дети.

От Ибн Умара (р.а.) известно: «Обязал нас Посланник Аллаха ﷺ выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя» (Бухари, Муслим).

Согласно мазхабу имама Абу Ханифы можно выплачивать фитр-садака, не только продуктами, но деньгами.

Минимальный размер фитр-садака, определенный в 2022 году Советом улемов ДУМ РТ – в размере 150 рублей при расчете на ячмень, максимальный же размер фитр-садака – 800 рублей по изюму.

3. В чем мудрость фитр-садака и кому она выплачивается?

Успеть до Ураза-байрама: всё о фитр-садака

Эта благословенная милостыня призвана помочь бедным разделить радость и счастье праздника, а также очистить самих верующих от возможных ошибок, совершенных во время поста.

Ибн Аббас (р.а.) сказал по поводу фитр-садака: «Обязал Пророк ﷺ как очищение для постящегося – от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков, и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы – то просто обычная садака из числа пожертвований» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Согласно мусульманским ученым, есть категории людей, которым необходимо давать закятуль-фитр. Это прежде всего неимущие [мискины]; малоимущие мусульмане [факиры]; сборщики закята; люди, которых необходимо предрасположить к Исламу [муалляфа кулуб]; невольники для выкупа; должники; люди, находящиеся на пути Аллаха; путники [аль-Касани, 2/43-46; ибн Хумам, 2/14-20].

4. В какое время необходимо раздавать фитр-садака?

Садака-фитр принято совершать в течение Священного Рамадана, а лучше всего после него в праздник Ураза-байрам, но не позже праздничного намаза.

5. Где можно выплатить фитр-садака?

Успеть до Ураза-байрама: всё о фитр-садака

Важно знать: Кто и кому должен выплачивать закят?

Фитр-садака желательно давать нуждающимся в том регионе, где проживает сам верующий, или же где ему пришлось встретить праздник Ураза-байрам. Несомненно, в другие места или даже страну отправить фитр тоже можно, однако, перед этим лучше убедиться в том, что рядом с вами нет действительно бедных и нуждающихся людей. Раздавать садака аль-фитр следует только с чистыми помыслами и благими намерениями.

Давать милостыню разрешено не только от своего имени, но и от имени других. Пожервование желательно совершать правой рукой, произнеся слова «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного». Если человек забыл об этих правилах, то не будет в этом греха: ведь главное при раздаче садаки аль-фитр – это намерение и искреннее желание помочь другим встретить праздник.

Закят и фитр-садака: кому, как и сколько выплачивать в Рамадан

Что такое закят? Кому давать фитр-садака? Как и с чего исчисляется милостыня? Как найти тех, кто нуждается в помощи?

Амир Исламов

Фото: elements.envato.com, shutterstock.com

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Милостыня имеет огромное влияние на жизнь верующего. Институт садака также имеет большое значение для общества. Оно воспитывает в обществе дух братства, чувство взаимопомощи и поддержки нуждающихся в трудных жизненных ситуациях.

Помимо того, что человек, раздающий садака, помогает нуждающимся, милостыня стирает его грехи подобно тому, как вода гасит огонь. Вдобавок к этому всё то, что расходует верующий на благотворительность и нужды бедняков, Всевышний Аллах возвращает ему в многократном размере, как Он обещал в Священном Коране:

مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً

(смысл): «Кто даст Аллаху прекрасный заём, то есть чистосердечно потратит своё имущество на пути Аллаха, чтобы Он вернул ему, увеличив его награду многократно?». («Сафват ат-афасир», сура Аль-Бакара: 245)

Также Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

إِنَّ الْمُصَّدِّقِينَ وَالْمُصَّدِّقَاتِ وَأَقْرَضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ

(смысл): «Поистине, дающие из своего имущества милостыню мужчины и дающие милостыню ради довольства Аллаха женщины давали средства нуждающимся, и для тех, кто расходовал на пути Аллаха и на благие цели от чистого сердца, эти благодеяния будут увеличены, им будет дана благородная награда – Рай». («Сафват ат-афасир», сура Аль-Хадид: 18)

В Священном Коране милостыня названа прекрасным займом. Как мы знаем, человек, дающий своё имущество взаймы, ничего не теряет, а человек, который даёт Всевышнему взаймы, не только ничего не теряет, но и приобретает.

То, что мы даём в качестве милостыни, Всевышний Аллах в Коране называет долгом, который мы даём Ему, и Он обещает вернуть нам этот «долг» в многократном размере в этом мире или в качестве награды в мире ином.

Таким образом, Всевышний Аллах обещает огромное вознаграждение тем верующим, которые раздают милостыню нуждающимся, бедным и обездоленным. Однако они получают вознаграждение за это садака, если они расходовали своё имущество ради довольства Аллаха, а не ради получения компенсации или благодарности от людей.

Милостыня, как и все эти благодеяния, должна быть совершена искренне, от всей души, с намерением обрадовать тех, кому даётся садака, и с надеждой на довольство Всевышнего.  А за те расходы, которые мы понесли не ради довольства Всевышнего или с другими мирскими целями, мы не получим награду и, возможно даже, впадём в грех.

Ангелы ежедневно молятся за тех, кто раздаёт милостыню

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ العِبَادُ فِيهِ إلاَّ مَلَكانِ يَنْزلاَنِ، فَيقُولُ أحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أعْطِ مُنْفقًا خَلَفًا، وَيَقُولُ الآخَرُ: اللَّهُمَّ أعْطِ مُمْسِكًا تلَفًا

«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести тому, кто расходует свои средства!”, – а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к ущербу!”» (Бухари, 1442; Муслим, 1010)

За тех, кто даёт садака, ангелы делают дуа, а ангелы, как известно – это верные слуги Аллаха, которые не совершают грехов и дурных поступков, поэтому их мольбы принимаются Всевышним. Поистине, в этом большая милость Аллаха для тех, кто раздаёт милостыню.

Если человек раздаёт садака, это указывает на искренность его намерений и показывает, что эти расходы верующий несёт только ради довольства Всевышнего Аллаха, с надеждой получить Его награду.

Садака защищает от 70 видов несчастий

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الصَّدَقَةُ تَمنَعُ سَبعينَ نَوعاً مِن أنواعِ البَلاءِ، أهوَنُها الجُذامُ والبَرَصُ

«Садака защищает человека от 70 видов зла, самое незначительное среди которых – проказа и лепра». (Аль-Хатиб, «Тарих Багдад»)

Помимо этого, в сборниках хадисов приводится множество достоверных высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о великих наградах за раздачу милостыни.

Садака – это одно из благих деяний, вознаграждение за которые при определённых условиях не прекращается даже после смерти верующего.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за покойника». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)

Конечно, это не относится ко всем садака. Умерший будет получать награду только за ту милостыню, которая и после его смерти продолжит приносить пользу людям. Покойному также будет записываться вознаграждение за милостыню, которую раздают родственники за его душу.

Примерами такой непрерывной милостыни является строительство мостов, дорог, водопроводов, мечетей, медресе и других общественно полезных объектов. Необязательно, чтобы на непрерывное садака были израсходованы большие средства, даже одно дерево, посаженное ради довольства Аллаха, считается садака джария, если оно приносит пользу людям.

У всех верующих, которые принимали участие в строительстве этих объектов, книги деяний не будут закрыты, и им за это садака будет записываться вознаграждение, пока оно будет приносить людям пользу.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Татарский праздник сабантуй традиции
  • Татьянин день праздник студентов когда
  • Татьянин день праздник когда начали отмечать
  • Татарский праздник сабантуй сообщение
  • Татьянин день праздник дата 2022г