Осеннее равноденствие называли по разному: Таусень, Овсень или Радогощь
Славянский Праздник Радогощь (Новолетие — Таусень, Вересень, Световит, Овсень, Авсень, Усень, Осенины) — день осеннего равноденствия. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). В разной местности, где проживали разные роды славян, название праздника было различно. Где-то его называли Таусень, где-то Овсень, а где-то Радогощь. Упомянуть все варианты не представляется возможным, но главное, что все эти схожие по звучанию слова являются одним славянским праздником, на котором отмечали Новолетие. Дата осеннего равноденствия приходится с 19 по 25 сентября. Именно тогда заканчивается лето, и наступает настоящая осень. К этому времени созревают плоды, подрастают птенцы и родившиеся весной и летом лесные звери, и что не менее важно, подходит к концу сбор урожая. Поэтому Радогощь — это в равной степени праздник Солнца и урожая.
В 2022 году Славянский Праздник Радогощь приходится на 25 сентября
В день осеннего равноденствия ночь равна дню по всей Земле:
В момент равноденствия центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор. Это тот «переломный» момент, когда Солнце переходит из Северного полушария в Южное. Поэтому в Северном полушарии после этого начинается осень, а в южном весна.
Как праздновали Новолетие или день осеннего равноденствия?
После праздника, Солнце уже не припекает и начинает готовиться к очередному перерождению на Коляду. День становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Как говорили на Руси: «День убегает не куриными, а лошадиными шагами».
Мать-Природа готовится ко сну, а врата Ирия закрываются до Коляды. На Руси этот день всегда отмечали пирогами и выпечкой, брусникой и яблоками, а также народными гуляньями, игрищами, песнями и хороводами. К празднику пёкся огромный медовый пирог (в человеческий рост). И во время празднования за пирогом прятался жрец или волхв и спрашивал: «Зрите ли мя, детушки?».
Если жреца не было видно, то урожай был богатым. Если же народ кричал, что жреца видно, то урожай был бедным.
Народная примета гласила: «Рябины в лесу много — осень будет дождливая, если мало — сухая. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму». У славян существовало поверье, что рябина защищает дом от тёмных сил, поэтому в праздник Радогощь ветка рябины вешалась на оконные рамы для охраны на всю зиму.
Осеннее равноденствие для наших предков было временем вознесения благодарностей Родным Богам за урожай и достаток, а также воздаяние почестей усопшим. Поэтому первый испечённый хлеб из собранного урожая, приносился в требу Богам. По одной из версий в день осеннего равноденствия у славян наступал седьмой месяц года, посвященный славянскому Богу Велесу, поэтому этот день также называли Вересень. Этот великий праздник славяне справляли в течении двух недель — неделю до и неделю после дня осеннего равноденствия.
В конце сентября древние славяне ходили в лес за грибами (в частности за царём грибов — боровиком), ягодами и целебными растениями. Конечно же празднование конца сбора урожая не обходилось без застолий, песен и хороводов. В этот день сжигали соломенную птицу, тем самым провожая Светлых Богов и Предков в Ирий.
Свадьба в день праздника осеннего равноденствия
Как уже упоминалось выше, Новолетие или день осеннего равноденствия был днём урожая. Именно поэтому в этот день почитали славянскую Богиню Ладу. Делалось это не случайно, т.к. она считалась богиней весенне-летнего плодородия и покровительницей свадеб и брачной жизни. В связи с этим, решение о заключении брачного союза принималось именно в летне-осенний период. Игрались же свадьбы чаще всего после полевых работ.
Просмотры: 8 225
Жизнь наших предков была подчинена силам природы и солнечному циклу, в соответствии с которым проводили многие обряды и праздники. Одним из таких “солнечных” торжеств был Таусень. Он попадал на день осеннего равноденствия, 22 сентября.
Как правило, к этому времени уже был собран урожай, а вот погода оставалась по-летнему тёплой и мягкой, однако дыхание осени уже чувствовалось. Этот день считали особенным “переходным” временем, волшебным и крайне важным. В праздник Таусень проводили всевозможные ритуалы, призванные задобрить богов и помочь людям перед наступающими холодами. Почему же торжество называлось именно так? И как отмечали Таусень древние славяне?
Суть праздника
Таусень был одним из самых главных славянских праздников. Он входил в четвёрку солярных торжеств, даты которых оставались неизменными и были связаны с движением солнца по небу. Можно сказать, что среди осенних торжеств Таусень было главным.
Его название было связано с именованием одного из месяцев славянского календаря. Кстати, также Таусень называли Радогощем. Такой вариант названия указывал, что в праздник люди рады всем гостям.
К приходу Таусеня, как считали, совершается очередное Коло Сварога, то есть солнце проходит свой годовой путь. Осень считалась завершающим этапом этого цикла. Это было время подведения итогов, сбора урожая, подготовки к зимнему времени.
Сам день осеннего равноденствия славяне называли Световитом. Его представляли в облике солнечного старика, который после праздника Таусень начинает терять свою силу.
Это было действительно так – дойдя до дня осеннего равноденствия, солнце начинало бледнеть, дни становились короче, ночи же, напротив, более долгими. Слабость Световита продолжалась до самого зимнего дня рождения Коляды, когда юное и робкое солнце начинает набирать свою силу.
Таусень и его традиции
Как и любой солнечный праздник, Таусень предполагал совершение ряда ритуалов, соблюдение старинных традиций. Если условно разделить все обряды, что совершались во время торжества, выйдет три группы: поминальные, очищающие и религиозные.
Первые из них были связаны с почитанием предков. Не стоит удивляться, почему в праздничный весёлый день народ вспоминал умерших родственников. Это была не скорбь, а желание поделиться радостью с теми, кого уже нет на земле. Наши предки несли дары и угощения к могилам предков, оставляли ритуальные предметы, произносили заговоры, нацеленные на мирное пребывание души умершего в ином мире.
Не менее важную роль играли и обряды очищения. Как вы понимаете, Таусень завершал некий календарный цикл, созданный солнцем. Значит, в этот день следовало подготовиться к новому периоду, к началу нового Кола Сварога.
Чтобы достойно начать этот путь, следовало пройти очищение – как физическое, так и духовное. Кстати, обряды очищения связывались также с уборкой жилища и подворья.
Такая традиция сохранилась до наших дней, хотя, конечно, мы редко связываем её с древними очищающими ритуалами. Уборка перед праздником кажется необходимостью для придания положительного эстетического вида дома, но на самом деле суть этих действий гораздо интереснее и глубже.
После обрядов очищения человек мог обратиться к божествам, попросить их о заступничестве и помощи, поблагодарить за подаренные радость и добро. Считалось, что в такие смежные периоды (дни весеннего и осеннего равноденствия) миры Яви, Прави и Нави особенно близко подходят друг к другу.
Именно поэтому боги могли с лёгкостью услышать просьбу человека. Однако не стоило забывать, что в мире Нави обитают далеко не самые мирные существа. Для защиты от тёмных сил, что могут воспользоваться сближением миров, требовалось произносить заговоры, носить особые обереги.
Религиозные традиции Таусеня были связаны с ритуальными проводами богини Живы в Сваргу. Эта небожительница считалась покровительницей лета и тепла. Как вы понимаете, в день осеннего равноденствия она теряла свою власть на земле, постепенно уходя в далёкий мир. Двери Сварги закрывались до самой весны. Но народ верил, что Жива вновь возвратится, принося с собой тепло и благоухание цветущих трав.
Андрей Алексеевич Шишкин «Жива», 2016 год / a-shishkin.ru
Необычные обряды праздника
Конечно, Таусень не обходился без пиршества и праздничных угощений, однако главным среди них был пирог. Обычно жители деревень собирались вместе и пекли огромное изделие, что высотой превосходило человеческий рост. Такой пирог был символом плодородия и изобилия, которое дарит осень.
Перед тем, как разрезать пирог на несколько частей, жрец становился за ним и спрашивал: “Видите ли вы меня, детушки?”. Если односельчане отвечали отрицательно, это сулило счастье в следующем годовом солнечном цикле.
Не менее интересным было гадание на опавших листьях. К вечеру разводили костёр, куда каждый нёс охапки листвы. Следовало наметить определённый лист и загадать, чтобы он унёс проблемы и трудности. Если листок сгорал – сложности уйдут в прошлое, если же его подхватывал тёплый воздух и уносил от огня – ещё не время, а потому следует потерпеть.
Таусень олицетворял собой праздник урожая и радости. Полевые работы были позади, а вскоре начиналось время свадебных гуляний, беззаботная и весёлая пора. Таусень словно открывал двери в осень, что уже начинала дышать прохладой, однако не спешила с заморозками и холодами. Это был один из самых ярких и интересных славянских праздников. Очень хочется, чтобы подобные традиции переживали возрождение.
На обложке: «Радогощь 2014» / © alexsvatov / alexsvatov.livejournal.com
07.10.2019 09:18
Примерное время чтения: 4 минуты
2497
С гигантскими пирогами и хороводами. Как на Руси отмечали праздник Таусень
В День осеннего равноденствия на Руси проводили народные гуляния. / Дарья Бойченко / АиФ-Черноземье
На седьмое октября приходится славянский праздник Таусень – день осеннего равноденствия. О сути и традициях древнего праздника «АиФ-Воронеж» рассказал представитель славянской общины Павел Будырин.
Пирог с человеческий рост
«Это очередной этап в году из основных четырёх праздников, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). Коляда — день зимнего солнцестояния, когда зарождается новое солнце. Масленица – это день весеннего равноденствия. Праздник Ивана Купалы – это летнее солнцестояние в июне. Четвертое состояние солнца – это Таусень, или Радогощь, когда солнце идет на убыль. Как говорится, начиная с этого дня каждый день уменьшается и идет к закату до Коляды», — рассказывает Павел.
К этому времени заканчивается сбор урожая, созревают плоды, подрастают птенцы и звери, родившиеся весной, завершается добыча лесного меда, сбор грибов. Работы на земле закончены, поэтому праздник считается в равной степени днем урожая и солнца.
«Славяне собирались на специальном месте, зажигали костер, приносили требы к идолу божеств. Это могли быть хлеба, зерна, молоко, мед, цветы и все то, чем одарила земля. Собирался большой хоровод, поли песни, проводили обряд, восхваляющий природу, не обходились без восхваления предков», — дополняет Павел Будырин.
Традиционное угощение на празднике Таусень — пирог из меда, капусты или ягод брусники. Существует легенда, что в прошлом к празднику выпекали огромный медовый пирог в человеческий рост. Во время празднования за пирогом прятался жрец или волхв и спрашивал: «Зрите ли меня, детушки?». Если селяне отвечали отрицательно, то урожай в следующем году должен быть богатым.
После сбора урожая – замуж
Когда убран весь урожай, наступает время заняться своей личной жизнью, поэтому на народных гуляниях в честь праздника Таусень было принято знакомиться девушкам и юношам. В день осеннего равноденствия почитали славянскую богиню Ладу, она считалась покровительницей плодородия и брачной жизни. Именно поэтому после полевых работ в летне-осенний период игрались свадьбы.
Не обходилось без гаданий на следующий год и ворожений. Народная примета гласила: «Рябины в лесу много — осень будет дождливая, если мало — сухая. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму».
Таусень и Золотая Орда
У праздника существует несколько вариаций названия, которое зависит от местности: Овсень, Авсень, Таусень, Радогощь, Хорос. Например, у западных славян, как рассказывает Павел, праздник еще именовали Хорос, в центральной России прижились названия Радогощь и Таусень, у белгородской общины до сих пор сохранилась вариация Авсень.
По словам доктора исторических наук, профессора кафедры истории России ВГУ Юрия Селезнева, за тысячу лет сохранилось очень мало информации о древнем славянском празднике Дне осеннего равноденствия. Если о дне Ивана Купалы и Масленице еще дошли знания, то о Таусене известно крайне мало.
«Могу предположить, что к этому времени в Золотой Орде была приурочена встреча нового года. Это может быть связано с равноденствием, солнцем и луной, к которым относились трепетно», — поделился версией создания праздника Юрий Селезнев.
Смотрите также:
- Демографическая пропасть. Эксперты о том, как повысить рождаемость →
- «Мы уважаем другие верования». Как живут современные язычники →
- Когда отмечают Преображение Господне или Яблочный Спас? →
Также вам может быть интересно
Жрецы ходили босыми ногами по раскаленным углям (Фото: Jan Cejka, по лицензии Shutterstock.com)
Славяне праздновали великий праздник — Родогощ (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды.
К этому дню пекли огромный медовый пирог, за который после зачина прятался жрец и спрашивал: «Видите ли вы меня?».
Если собравшиеся отвечали утвердительно, то жрец произносил пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.
После зачина, на котором были обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинался пир горой — еда на столе ставилась горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшалась.
В этот день разыгрывалась сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме. Перед наступлением темноты разжигали огонь и прыгали через него, очищаясь. Жрецы ходили босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!».
Во избежание ожогов жрецы вводили себя равномерными ударами в бубен в особое состояние транса.
Праздник заканчивался многолюдными игрищами.