Театр раек сценарий

Cкачать: Сценарий для театра "Раек"

                                          
Представление для театра Раек.

Составила педагог-библиотекарь Рычкова Т.Г.

(Составлено на основе книги  «Народный театр». Библиотека русского
фольклора)

Из истории. Викепедия

Раёк — народный театр, состоящий из небольшого
ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются
картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными
изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает
картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету
[1].
Картинки эти были выполнены часто в лубочном стиле, первоначально имели
религиозное содержание — отсюда название «раёк», а затем стали отражать самые
разнообразные темы, включая политические
[2].
Широко практиковался ярмарочный раёк.

Раёшник или раёчник —
рассказчик, исполнитель райка, а также человек, посещающий раёк. Кроме того,
термином раёшник (либо раёшный стих)
обозначается 
рифмованная проза, которой говорил рассказчик
и его персонажи.
[3]

Д.А.Ровинский
в своем труде «Русские народные картинки» описывает раек так : «Раек – это
небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами
впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с
доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители,
«по копейке с рыла», глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и пересказывает
присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые».

Кассир: Всем на удивление — Раешное
представление!

1 Вед.:

Барышни-вертушки, 
Бабы-болтушки, 
 Солдаты служивые,  
 И дедушки ворчливые, 
 Горбатые, плешивые, 
  Косопузые и вшивые, 
 Кассир:

С задних
рядов протолкайтесь, 

 К кассе направляйтесь. 
 За гривенник билет купите 
 И представление смотрите. 

2  вед.:  

Подходите,
подходите, 

 Да только карманы берегите 
 И глаза протрите!.. 
 А вот и я, развеселый потешник, 
 Известный столичный раешник, 
 Со своею потешною панорамою: 
 Картинки верчу-поворачиваю, 
 Публику обморачиваю, 
 Себе пятачки заколачиваю!.. 

Оба вед:

Подходи,
люд честной, люд божий, 

Крытый рогожей, 
За медный пятак. 
 А.. покажем все и так. 
 Будете довольны. 

3 Вед.:  

А это вот, извольте смотреть-рассматривать,

глядеть и разглядывать,

город Париж, поглядишь — угоришь;

Вы бывали в Париже?

а кто не был в Париже,

так купите лыжи:

завтра же к вечеру будете в Париже. 
1 вед.:

А это, извольте смотреть-рассматривать,

глядеть и разглядывать, Лександровский сад;

там девушки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках,

зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы. 

2  вед.:

А это, извольте смотреть-рассматривать,

глядеть и разглядывать, московский пожар;

как пожарная команда скачет, по карманам пироги прячет,
3 вед.:

А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать
Бразильская обезьяна Юлия  Иванна — славная дама. 

1 вед.

 А вот живая игрушка, старый дед и Петрушка

Появляется Петрушка и дед (КУКЛЫ)

Дед:  А что Петруша, ты такой важный? 
П е т р у ш к а:  Я, брат, хочу жениться. 
Вед.:  Не плохое дело, а именно на ком? 
 П е т р у ш к а:  О-е-е-ей! На Прасковье Степановне, на купеческой
дочери. 

 2 Вед.: А приданого, Ваня, много берешь? 
 П е т р у ш к а : Три копейки, две
селедки, ботинок без пары, да от старого лимузина фары.    

Дед. Приданое неплохое, а невеста хороша? 

П е т р у ш к а. Е-е-ей, очень
хороша! 

Все ведущие .. А ну, покажи. 
  Петрушка: (Показывает портрет
уродливой женщины.) 

  А вот, робята, смотрите. 
  Это моей жены патрет, 
  Только в рамку не вдет. 
   У меня жена красавица:
   Увидят собаки — лаются. 
   А лошади в сторону
кидаются. 

   Зовут ее Параша, 
   Пухлая, что перина ваша, 
   Под носом румянец, 
   А во всю щеку — сопля. 

1  вед.: Да, невеста твоя   солидна,
за три версты видно.

2 вед.: Стройная, высокая, с неделю ростом и два дни
загнувши. Как в красный сарафан нарядится, да на Невский проспект покажется —
даже извозчики ругаются, очень лошади пугаются.

3 ВЕД.: Вот,
смотрите в оба: Петруша и его зазноба,

надели
платья модные, да думают, что благородные.

Парень
сухопарый, сюртук где-то старый, купил за целковый и кричит, что он новый. А
зазноба отменная — баба здоровенная, чудо красоты 

 А 
невестина бабушка Софья, 

 Три года на печи сохла. 
  А как живой водицы попила, 
  Еще тридцать три года прожила. 

 Дед:   Лотерея: 
  А  вот   разыгрывается лотерея:  в городу Красноярске в
галерее.

Вещи можно
видеть на бале, у огородника в подвале: будут разыгрываться: 

бычий хвост  и два филея. 
Чайник без крышки, без дна, только ручка
одна. 

 Из чистого белья два фунта тряпья; одеяло,
покрывало, двух подушек вовсе не бывало. 

Серьги золотые, из железа литые, безо всякого
подмесу, девять пудов весу. 

Шуба черного цвету, половины шубы совсем
нету.     

Французские платки да мои старые штаны,

мало ношенные, только были в помойную яму брошенные.

Каждый день на меня надеваются, а кто выиграет — назад отбираются. 
Будет разыгрываться золотая булавка, — а у этой
кухарки под носом табачная лавка. 

Сорок кадушек соленых лягушек. 
Красного дерева диван, на котором помер дядюшка
Иван. 

 Два ухвата да четыре поганых ушата. 
 Пять коз да мусору воз. 
 Тулуп на лисьем меху, объели крысы для
смеху.

 Лотерея
будет разыгрываться на мосту, где меня  бабушка крестила, на всю зиму в прорубь
опустила.

1 вед.:  А вот поглядите:
Кухарка. Готовит разные макароны, из которых вьют гнезда вороны. Варит суп из
разных круп, которыми мостовую посыпают. 

Показывает исписанный каракулями лист. 
 2 вед.:  Это у бар зовется «меню», 
      Так и я это
прозвище не переменю. 

      Первое:
суп-окрошка, им отравилась старая кошка, 

      На холодной
воде, 

      Крупинка за
крупинкой — 

      Гоняются с
дубинкой. 

      На второе: пирог
— 

      Начинка из лягушачьих
ног, 

       С
луком, с перцем, 

      Да с собачьим
сердцем. 

      На третье,
значит, сладкое. 

      Да сказать по
правде, такое гадкое: 

      Не то желе, не то
вроде торту, 

      Только меня за
него повара послали к черту, 

      И жалованья дать
не пожелали!.. 

      С тех пор повар
перестал поварничать — 

      Невыгодно! 

ВСЕ: А вот поглядите: где мыло, а где мочало? Начинай
раек сначала.

Вам
понравилось?

Вам
понравилось, и нам понравилось

Вам
понравилось?

                                      
���������� ����-��������� «���».

     � ����� ������������,
������-���-��������!   ������ ����� �����
– ������������ «���������», «�������� ����». � �������, ������������
����-��������� ���������� �� ����� �������� �������, � �������� ����������� ��
������������, ������� � ��������. ������� – ����������� � �������� ����
�������� � ��������� ����������� �����������.  ��� ��������� ������������� �������� «����» �
������������ ������� «����������� �����» (����������� �.�. ���������, �.�.
���������)

������.

   «���� – ���
���������, �������� �� ��� ������� ����, � ����� ��������������� �ԣ�����
�������. ������ ��� �������������� � ������ ����� �� ������ ������� ������ �
������������� ������������� ������ �������, ������� ����� � �������. �������
«�� ������� � ����», ������ � �ԣ���, — ������� ����������� �������� �
������������ ��������� � ������� ������ ������, ����� ����� ������������» — ���
�������� ������ � ������ �������� ����� ����������� �.�. ����������.

    ��� ������� ���� �� ������, ��� �ԣ���, �
���� ��������, � ������-��������� � ���� � � ����� ����� ��������, ���������� �
��������. � ���� ��ϣ�� �������� ����� �����, � ����������� �������������
����������, ������� � ������������ ������� (� ���� �����-�������� �������).
������������, ���� ����������� �������� ����� ������������ �����������
������������� ����� ��� ���������.

                         ����������
����-��������� «���».

������������, ������� ������,

������� � ��������,

������� � ������,

�������� � ������,

������� � ������,

������ � ���������!

(�� ������ �������� ���������� �����)

�� �������� ����� ���� ����,

� ��� �� ��� ���� ��������
�����!

�������� ������ ����,

���� �� ���������,

���� ����������,

��, ���� ���� �����,
���������!

(�� �������� – ����, ����)

� ��� ������, ��������� �
����������

�� �����������  �������.

��� ����� ����� ��������
����,

�� ��� ����������, � ����
���� �� ����.

����� ��, ������ ����� ��
���������,

� ����-�� ����, ����
������������.

�� ���� ������ ��� ������,

��� ����� ���������������
������ �� ��������.

�������� ������ ���������,

� ��������� ���� ��������.

� ����-�� � ������, ������,
��� �����!

(������ ����� ����� � �������������…)

�����, �����, �����������,

������� �����������,

���� ������� �����������.

(�� �������� – ������������ ������� ����������)

��� ��� �����:

������ � ��� ��������� ���
���-��� ���,

� ������ ���� �� ���� ����
������,

�� ��� � �������� ���������
������,

��� � �������.

��� ��� ������, ����������,

����� �������� ����,

��������,

�� � ���� ������ �� ������!

������ ��� �� ������� �����

� ������ �� ��� ������� ��
���,

� ���� ������� ���� ��������,
�� �����.

� ����� ������ ���������,

�� �������� ��������!

(�� �������� – �������� ����� (� ����� ������
�������������� ����� ��������� ����� ����� � ����������� ����� «���� �����»)

— � ���, ��������
��������-�������������,

������� � ������������,

����� �����, ��������� –
�������;

� ��� �� ��� � ������,

��� ������ ����:

������ ������ � ������.

� � ���� �� ������ ����
�����,

�� ������� �������,

�� ����������� ����
���������.

��� ����� �������� �����
����-�-����,

��������� ����������, �����
����� � ����.

����������������� � �����
�������,

�� ���� �������������, ���
�������� � ������!

����� ��������!

(��������� — ��������)

��,
�������! ��������� ����!

������
��������������,

�������
� �������!

�����-������,

�����-��������,

� �����
�������
���
���������, ����������

 � ������ ����������!

 ���������� ����, ��������� ������!

��������
������, ���������,

�����������
����������� ������� — ���
��������!

(�� �������� – ����������� ������, � ������, ������������,
��������� � �.�.)

— � ���, ��������
��������-�������������,

������� � ������������,

������� ������� —

— ����������� ����� ��������.

��� ������� ������ � ������,

� ����� � � �������, �������
����������;

����� ���������, �� ������
�����,

� � ����, � � �����, � �� ���
�� �����.

�� ��� �� ������ ������
���������� �������,

������ ���-�� �� �����
�������� ����� �� �������.

��� �� ������ ����� � ����…

���� ������ ��� ����?

(�� �������� – �����, ���, «��������»)

�� ������ �� �������,

�� ������ �����������.

�� � ������ ������� � ������
�����

�����, ��� � ��� ����� �
����� – �������������.

� �������, ���������� ��� ��
��������,

�� ��� ����������
�����������.

��������: ��� � �������,

������� ������, �� ��
��������,

� ������ ��� � � ������ ���.

��� ��� ������������
����������,

�������� � ��������
����������.

����� �� ������������ � � «��������»
������,

������� ������� �����
��������.

� �� ������� �� ������, �� ��
���, �� �� «��������»…

�������� ������������ ������
����.

���� ����� – �����!

�������� ��������,

�� �� ���������� ���������,
���� ������;

� ������ �� ���������,

� �� ����� ��� ������,

������ ��� � ����� �����
�������� �����.

(�� �������� ������ – ��������, �������� «����������»)

� ��� ��� ������, ����� ���
�� ���������� –

��� ����� �������������,

������ ��� ������ ������,

�� �������� �/� ���������.

������ ����� ������
���������,

��, ��� ��� ����������
������� � ����.

��� ���: ������� �����, ��
�������,

� � ����-�� ����������
�����������.

� �����, �����,

���, ������ � ���.

� ���� �� ��������, �����
���� ������,

��� ����������-�� �� ������ �
2-3 ����.

��� ������� � ����������,

��� ��� � ������ � ������.

�������, ������, �������!


������ ��������� ������ ���

����
�������� ��������.

����������
��
���������.

���������
� ������ ���: ������

� ����
��� ������,

���
�������� ���� ������ � �������

��
������ ���� � ����,

 � ����� �������� �����!

� ������
��������, �� ����� �������,

������� ������� ����
�����������.

�������
����� � ������,

�������,
� �����,
� �������
�����������

 — ���� ��� ��� ������� ��������…

��� ����������� ����� �����

� ����� ��������, ����,

� �� �������� �����.

����-�!

    �� ӣ�, ������-���-��������, ������������!
������ �� ������
teatr_zubar@mail.ru     �����
������.

Другим
видом представлений на ярмарках был
передвижной театр картинок – раёк. Это
название связано с содержанием картинок
из библейских и евангельских сюжетов.

Раёк
– это небольшой, аршинный во все стороны,
ящик с двумя увеличительными стеклами
впереди. Внутри его перематывается с
одного катка на другой длинная полоса
с доморощенными изображениями разных
городов, великих людей и событий. Зрители,
глядят в стекла, – раешник передвигает
картинки и рассказывает присказки к
каждому новому номеру, часто очень
замысловатые.

Сам
«дед-раешник» – по ухваткам отставной
солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На
нем серый, обшитый красной или желтой
тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок
на плечах, шапка-коломенка, также
украшенная яркими тряпками. На ногах у
него лапти, к подбородку привязана
льняная борода.

Раек
близок к устной торговой рекламе, так
как это зрелище является товаром,
услугой. Использование лубка внутри
ящика с двумя увеличительными, а то и
простыми стеклами, делало практически
невозможным чтение подписи на нем. Это
постепенно привело к тому, что она вышла
из регулярного поля изображения и рамки
лубка и оформилась в самостоятельный
текст, а сами раешные картинки стали
делать без текстового комментария.

Речевая
часть этого единства, «рацея»
(раешный стих), достаточно широко
использовала различные художественные
приемы и была близка ко многим малым
фольклорным жанрам. В этом жанре
используются куски из песен, пословицы,
поговорки, прибаутки, небылицы и т.д.
Функционально он близок с выкриками
торговцев и жанрами, основанными на
формулах: календарные приговоры, заклички
и т.д. Раешный стих имеет четкую ритмическую
структуру, рифмовка же носит случайный
характер. «Рацеи» декламировались,
произносились речитативом. Большую
роль при исполнении раешных стихов
играла импровизация.

Многое
в райке строилось на изображении
диковинки, экзотики. Однако при этом
задачей раёшников было каким-то образом
освоить изображение, приблизить его к
реалиям зрителя, необычное, сенсационное,
далекое показать как актуальное здесь.
А в случаях, если они имели дело с
иностранными гравюрами на бытовые
сюжеты, переломить инородное качество
материала, сделать его своим.

В
сюжетах раешных картинок встречаются
все новинки и изобретения: воздушные
шары, железная дорога, пароходы. Такие
картинки были своеобразной пропагандой
и технического прогресса. Иногда же
выбиралась игра – путешествие, где
раешник и зрители отправлялись по долам
и весям. Все переходы были мотивированы
как географически, так и транспортно.
С прекращением выступлений раешников
и исчезновением устного исполнения
целостность, существовавшая ранее,
когда текст рождался с опорой на
изображение, а сами картинки требовали
оживления словом и несли в себе память
о рассказах ярмарочного балагура,
оживавшую в сознании зрителей при
взгляде на них, распалась.

5. Кукольный театр и его виды.

В
народном искусстве был известен также
и кукольный театр: театр марионеток (в
нем куклы управлялись с помощью ниток),
театр Петрушки с перчаточными куклами
(куклы надевались на пальцы кукольника)
и вертеп (в нем куклы неподвижно
закреплялись на стержнях и передвигались
по прорезям в ящиках).

Вертепный
театр и театр Петрушки, в том виде, в
котором они известны нам, как фольклорные
представления, бытуют в России
приблизительно с XVIII века

Вертеп
как кукольный театр с развернутыми
диалогами действующих лиц (или вертеп
в узком смысле слова) — явление
относительно позднее, сложившееся у
восточных славян не ранее XVIII в.
Ему , конечно, могли предшествовать
пьесы живых актеров школьного театра,
сходные по содержанию и композиции с
последующими кукольными представлениями.

Кукольный
театр вертеп получил название от своего
назначения: представлять драму, в которой
воспроизводился евангельский сюжет о
рождении Иисуса Христа в пещере, где
нашли пристанище Мария и Иосиф.
Первоначально представления вертепа
давались только во время Святок, Вертеп
представлял собой переносной прямоугольный
ящик из тонких досок или картона. Внешне
он напоминал домик, который мог состоять
из одного или двух этажей. Чаще всего
встречались двухэтажные вертепы. В
верхней части игрались драмы религиозного
содержания , в нижней – обычные интермедии,
комические бытовые сценки. Это определяло
и оформление частей вертепа.

Верхняя
часть (небо) обычно оклеивалась изнутри
голубой бумагой, на задней ее стене были
нарисованы сцены Рождества; иногда
сбоку устраивались макет пещеры или
хлева с яслями и неподвижные фигуры
Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних
животных. Нижняя часть (земля или дворец)
оклеивалась яркой цветной бумагой,
фольгой и т. п., посередине на небольшом
возвышении устраивался трон, на котором
находилась кукла, изображающая царя
Ирода.

В
дне ящика и в полочке, разделявшей ящик
на две части, были прорези, по которым
кукловод передвигал стержни с
прикрепленными к ним неподвижно куклами
– персонажами драм. Передвигать стержни
с куклами можно было вдоль ящика, куклы
могли поворачиваться во все стороны.
Справа и слева каждой части были прорезаны
двери: из одной – куклы появлялись, в
другой – исчезали.

В
вертепе, как и в народной драме, персонажи
действа общаются друг с другом не
непосредственно, а опосредованно — через
зрителей. Актеры-куклы произносят «в
зал» не только монологи и самоопределения
(«я смерть», «я царь»), но и
диалоги ведут, оборотившись не друг к
другу, а к зрительному залу. Зритель
обязан вернуть на сцену отнесенное ему
слово, если зритель равнодушен к действу,
действо разрушится.

Театр
кукол

издавна волновал людей и своей странной
похожестью на живых существ, и тем, что
постоянно давал повод к философским
рассуждениям: слишком очевиден был
пример – управляющий и управляемый.
Тема марионетки, нитей, которые приводят
ее в движение, и, наконец, тема человеческой
воли, которая руководит этим движением,
постоянны не только в античной, но и в
средневековой философии. Рядом с
человеком всегда существовал предмет,
который он наделял особым отношением:
был ли этот предмет символом бога,
олицетворял ли он тайну природы, или
просто изображал человека. Издавна
замечена способность человека к фантазии,
возбуждаемой поразительным свойством
театра кукол – чудом оживающего прямо
на глазах зрителя мертвого предмета.
Наверное, именно поэтому на смену
неподвижным изображениям богов (которые
были в древние времена в каждом доме)
пришли движущиеся фигурки, которые
человек наделял особым отношением.
Это-то и стало началом театра кукол.

Свое
название марионетки получили в средние
века от наименования фигурок божьей
матери (Marion, Marionette), изображения которой
в виде маленьких деревянных статуэток
продавались в храмах во время богослужения.
В России первое знакомство с марионеточными
театрами относится к началу царствования
Анны Иоанновны (1730-1740), когда немецкие
«показыватели» неизвестных доселе
кукол посетили обе столицы. Поначалу
этих кукол называли «выпускными». Но
во второй половине XVIII века в русский
язык окончательно входит слово
«марионетка». Однако, до середины XIX
века марионеточные спектакли дают
только иностранцы. Они везут в Россию
своих кукол, свой репертуар, состоявший
в XVIII веке, в основном, из разговорных
пьес. Они снимают для своих выступлений
удобные помещения. В Петербурге в 1749
году был даже построен специальный
«комедиантский амбар» для марионеточных
представлений. Однако, существовало
одно неудобство: далеко не вся публика
понимала иностранные языки. Нужно было
сокращать и даже вовсе отказываться от
текста в пьесах.

Сложная
техника марионеточного театра требовала
работы нескольких кукловодов. Возить
с собой большую труппу было невыгодно,
поэтому иностранцы на месте нанимали
двух-трех мальчиков, доверяя им
второстепенные роли и обучая кукловождению.
Позднее эти помощники, освоив премудрости
марионеточного театра, научившись
управлять маленькими артистами с помощью
нитей, расставались со своими иностранными
учителями и начинали работать
самостоятельно.

К
концу XIX века представления марионеточного
театра можно было увидеть уже на народных
гуляньях, на любой ярмарке не только в
Москве и Петербурге, но и в других больших
городах России.

Разговорные
пьесы практически полностью исчезли
из репертуара русских марионеток. Но,
постоянно выступая, народные кукольники
великолепно овладели сложной техникой
марионеточного театра. Постоянных
помещений у них не было, они покупали
место на ярмарке или гулянье и ставили
там временный парусиновый балаган.
Такие сооружения можно было застать
еще в начале 20-х годов в московских садах
и парках. Кроме того, в России, как и за
рубежом, большое распространение
получили домашние кукольные театры.
Именно из них в начале XX века стали одна
за другой появляться любительские
студии. Однако, довести работу до конца,
показать спектакль широкой публике
долгое время никому не удавалось. Ближе
всех к созданию профессионального
театра кукол подошли Ю.Слонимская и
Ефимовы. Премьера их спектакля состоялась
в феврале 1916 года. Однако, жизнь театра
оказалась недолгой: Ю.Слонимская и
некоторые студийцы эмигрировали из
России, и театр распался. После революции
марионетки почти совсем ушли из практики
русских кукольников – они предпочитали
играть с перчаточными и тростевыми
куклами.

Куклы
марионеточного театра делаются из
дерева с подвижными конечностями, к
которым привязаны нитки, сходящиеся в
особом коромысле, так называемой ваге.
Вага состоит из стержня, подвижного
коромысла, прикрепленного к стержню на
оси в определенной точке, и неподвижной
планки. Колебания коромысла натягивают
нити, прикрепленные к краям коромысла
— на кукле они соответствуют коленным
нитям. Поднимание одной из сторон
коромысла соответствует подниманию
ноги куклы. Основными нитями являются
также височные , спинная, ручные. Эти
нити в состоянии приводить куклу только
в самую элементарную подвижность. Она
может ходить, становиться на колено,
поднимать ту или иную руку, поворачивать
голову, наклоняться. Если же кукле нужно
сделать какое-либо специальное движение,
то для каждого такого движения необходимо
подвязать специальные нити. Их может
быть до двадцати и даже больше

Особенно
любимым народом был
театр Петрушки
.
В XIX веке театр Петрушки был самым
популярным и распространенным видом
кукольного театра в России. Он состоял
из легкой складной ширмы, ящика с
несколькими куклами (по количеству
персонажей обычно от 7 до 20), из шарманки
и мелкой бутафории (палки или
дубинки-трещотки, скалочки и пр.).
Декораций театр Петрушки не знал.
Кукольник в сопровождении музыканта,
обычно шарманщика, ходил от двора ко
двору и давал традиционные представления
о Петрушке. Его всегда можно было видеть
и во время народных гуляний, на ярмарках.
Главным персонажем был Петрушка, именем
которого и назван театр. Этот герой
именовался также Петр Иванович Уксусов,
Петр Петрович Самоваров и т.п. Он возник
под влиянием итальянского кукольного
театра Пульчинелло, с которым итальянцы
часто выступали в Санкт-Петербурге и
других городах.

Своеобразие
театра «Петрушки» было в том, что зритель
получал удовольствие не от знакомства
с новым для себя героем и сюжетом:
содержание комедии и действующие лица
ее всем были хорошо известны. Главное
внимание обращалось не столько на то,
что играют, сколько на то, как играют.
Этому же способствовал и «антипсихологизм»
героев комедии. Зрители «Петрушки», чьи
эстетические идеалы и художественный
вкус воспитывались в основном на
фольклорных произведениях, не требовали
наличия в комедии психологической
разработки характеров, им нравилось
следить за тем, что станет делать тот
или иной уже известный персонаж,
оказавшись в данной ситуации. В этом
театре все действующие лица, «хорошо
известные народному зрителю из жизни,
из быта… входили в пьесу уже вполне
сложившимися, и не их «развитие» было
интересно зрителю, а их «преодоление»,
их посрамление». Петрушка, да и сама
комедия прошли интересный, сложный путь
, вобрав иностранные и русские черты,
переработав и по-особому освоив богатый
зрелищный фольклор, комические и
сатирические жанры русского народного
творчества, достижения демократического
театра XVII — XVIII веков в народной драмы.

Состав
действующих лиц комедии достаточно
широк и пестр — солдат, барин, цыган,
невеста, доктор, квартальный и др.
Сохранившиеся материалы позволяют
говорить примерно о 50 персонажах, хотя
в действительности у каждого кукольника
имелось не более 20 — 25 кукол, а в
представлении участвовали далеко не
все из них. Представление состояло из
цепочки встреч — столкновений Петрушки
с разными персонажами. Сценки в комедии
слабо или вовсе не связаны друг с другом,
поэтому порядок их размещения не был
строго закреплен и допускал самые
различные перестановки, выпадение
отдельных сцен и присоединение новых.
Петрушка во всех своих поступках —
выразитель протеста. Его неиссякаемая
веселость, разящее остроумие и сделали
его любимцем широких масс, а комедию о
нем — самой популярной из всех старинных
народных комедий. Комедия о Петрушке
была создана и бытовала, по видимому, в
городских, посадских, слободских кругах.
Об этом свидетельствуют сцены в трактире,
образ приятеля Петрушки — молодого,
мастерового, пришедшего в город на
заработки, скорбь матери Петрушки по
поводу того, что сын жениться на городской
девушке, в то время как ему можно было
выбрать невесту в деревне. Петрушка
оставался главным персонажем ряда новых
пьес, претерпевал значительные изменения
в характере и внешнем облике.

В
настоящее время спектакли с участием
петрушки редки, но система кукол, носящих
общее название «петрушек» или ручных
верховых кукол широко применяется в
театре кукол.

Стоит
лишь добавить, что «Петрушка» как
массовое явление народной зрелищной
культуры не прекратил свое существование
в начале XX века. Со всеми своими
достоинствами и недостатками театр
«Петрушки» занимал очень видное место
в кругу народных развлечений и оказал
большое влияние на первые шаги
профессионального театра кукол. В
20-30-е годы XX века популярность театра
петрушки в России постепенно падает и
он исчезает с площадей и ярмарок.

6.
Медвежья
потеха
.

Достойное
место в народном театральном искусстве
занимает любимое всеми представление
с медведями — «Медвежьи
потехи»
.
Поводыри в течение многих веков бродили
по дорогам России, были частыми гостями
на скромных деревенских праздниках и
городских ярмарках. Самыми первыми
поводырями медведя были, скорее всего,
«веселые люди» — скоморохи. Появление
медведя всегда сопровождалось восторгом,
восхищением и уважением. По языческим
представлениям, медведь — родственник
или даже прародитель человека. Верили,
что священное животное имеет прямую
связь с плодородием, здоровьем,
продолжением рода, благополучием.
Искусство поводыря заключалось не
только в хорошей дрессировке животного,
но и умение наполнять содержанием и
определенным смыслом все движения
медведя. Самые смешные моменты возникали
от неожиданной трактовки медвежьих
жестов, смелых сопоставлением людей,
потому и получались то добрый юмор, а
то и злая сатира. В «Медвежьих потехах»
медведь играл роль человека, а наряженный
человек, например, козу.

Медвежья
потеха была трёх видов:

• Травля
(медведь против собак);

• Медвежьи
бои (медведь против человека, медведь
против медведя);

• Комедия
(цирковые представления).

• Медвежьи
бои назывались дворцовой потехой. За
боями наблюдали женщины и дети.

• Бои
устраивались на специальной огороженной
площадке. В боях участвовали дикие
медведи и люди. Человек был вооружен
рогатиной. Бойцы обычно получали в
награду ткань ценой в 2 рубля. Бой
человека, вооруженного рогатиной, с
медведем, считался обычным способом
охоты на медведя. В боях участвовали,
как правило, дворовые люди, служители
Конюшенного двора: псари, псовники,
охотники и т.д. Иногда на бой выходили
люди разных сословий и чинов: стрельцы,
истопники, дети боярские, князья и т.д.

• В
групповых боях участвовали от 2 до 8
человек и столько же медведей.

В
травле участвовали собаки «страшных»
(бойцовых) пород

О
медвежьей комедии можно получить
представление из объявления, опубликованного
8 июля 1771 года газетой «Санкт-Петербургские
Ведомости», о проведении медвежьей
потехи крестьянами города Курмыша
Нижегородской губернии. В объявлении
перечислялись номера, которые исполняли
медведи. Например:

на
задних ногах танцуют;

вставши
на задние ноги и воткнувши между оных
палку, ездят так, как малые ребята;

берут
палку на плечо, и с оною маршируют,
подражая учащимся ружьем солдатам;

как
малые ребята горох крадут и ползают,
где сухо, на брюхе, а где мокро, на коленях,
выкравши же валяются;

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

77,36 КБ

Д.А.Ровинский в своем труде «Русские народные картинки» описывает раек так : «Раек – это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и пересказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые».

25,16 КБ 29,56 КБ

Происхождение райка обычно ведут от разыгрываемого в кукольном театре (особом виде его, панорамном вертепе) «райского действа», то есть показа сцены (сцен) с Адамом и Евой при помощи рисованных неподвижных фигур. Считается, что, постепенно вытесняемое комическими этюдами, «райское действо» исчезло и заменилось картинками светского содержания.

57,76 КБ 102,57 КБ

Первые потешные панорамы, привезенные иностранцами, поначалу не нашли отклика в России поскольку рассчитаны были главным образом на людей, имеющих определенный доход. Устроители ярмарок сделали эти зрелища доступными для простого зрителя (по цене прежде всего) и получали с них известный доход. Уже в 1804 году на ярмарке в одном из городов Полтавской губернии показывали «панорамы, изображающие, между прочим, землетрясение Лиссабона и долину Шамуни».

219,66 КБ

Как вид площадного развлечения панорамы дожили до начала ХХ века. По воспоминаниям артиста цирка, клоуна В.Е.Лазаренко, в Саратове еще в десятые годы прошлого столетия на ярмарочной площади «стояли рядом панорамы, где за пятачок показывали англо-бурскую войну, бои под Ляояном».

119,03 КБ

155,45 КБ

Малая панорама, раек, начала появляться на ярмарках где-то в начале Х1Х века. Она сразу же завоевала любовь массового зрителя, в первую очередь благодаря лубочным картинкам – основе раешного обозрения.

Успех райка на праздничной площади во многом определялся и прибаутками, которыми владельцы раешных панорам сопровождали показ картинок.
Очень быстро раек стал привычным, необходимым увеселением, популярность его привела к тому, что состоятельные владельцы балаганов и каруселей нанимали известных раешников, которые должны были завлекать и потешать людей перед началом балаганного представления или очередного тура катания.
На крупных ярмарках и гуляньях выступало сразу по несколько человек. На Адмиралтейской площади иногда одновременно развлекали публику до десяти раешников, которые частенько соперничали в импровизациях.

50,79 КБ

103,32 КБ (как мыши кота хоронили)

Чтобы быть замеченными в шумной многочисленной праздничной толпе, раешник использовал несколько испытанных броских приемов. Прежде всего, внимание гуляющих привлекала его одежда: «На нем серый, обшитый красной и желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода».
Самым главным в раешном представлении было то, что оно включало три вида воздействия на посетителей гулянья: изображение, слово и игру.

63,26 КБ

Установив очередную картинку, раешник сначала пояснял, «что сие значит»: «А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Лександровский сад».
И, пока стоящие у окошек рассматривали изображение сада, он потешал окружающих, не занятых разглядыванием людей, высмеивая современную моду: «Там девки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, в шляпках, зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы».
Модниц на картинке могло вовсе и не быть, но это не имело значения. Главное, затрагивалась животрепещущая тема. Мода, вероятно, во все времена находила горячих поклонников и столь же горячих противников, а больше всего – острословов, высмеивающих новые ее проявления. Раек просто не мог пройти мимо такой возможности посмеяться: доставалось не только господам, но и своему брату – горничным, лакеям, мастеровым, писарям, кухаркам, старающимся подражать высшему сословию: «Вот, смотрите в оба, идет парень и его зазноба: надели платья модные, да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук где-то купил старый за целковый, да кричит, что он новый. А зазноба отменная – баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты, нос с полпуда, да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!»

92,48 КБ 46,45 КБ

Талантливые раешники прекрасно понимали, что прибаутки их должны быть не только комментариями к картинкам, но и выполнять функцию рекламы. Собственно говоря, все балагурство было обращено не так к смотрящим картинки, как к тем, кто стоял вокруг панорамы и ожидал своей очереди заглянуть в заветное окошко. Именно их развлекал и завлекал раешник, стремясь, чтобы его постоянно окружала плотная толпа зрителей. Эта двойная аудитория (зрителей и слушателей), на которую одновременно работал раешник, и делала его выступления настоящим театром одного актера. Вот эпизод из очерка А.И.Левитова «Типы и сцены сельской ярмарки»:

«Немного подале другая толпа, еще более многочисленная, ждала с нетерпением очереди насладиться разного рода зрелищами, разыгрывавшимися в небольшом коробке у отставного старого унтера. Внимание народа было совершенно поглощено словами седого усачища, который говорил смотревшим его панораму:
……….
— А эфта, судырри вы мои, песня в лицах:
Лет пятнадцати, не больше-с,
Вышла Катя погулять-с.

И при этом старик унтер обыкновенно оставлял свою папироску, молодечески и с визгом подскакивал к какой-нибудь молодице, хватал ее за белы руки и с неописанным удальством пускался с нею в пляс, самым залихватским манером напевая продолжение песенки, вероятно для той, собственно цели, чтобы показать зрителям. Как гуляла Катя в то время, когда ей было не более как пятнадцать лет. Напрасно молодка отнекивалась, когда унтер, по окончании песни, изъявлял решительное намерение поцеловать ее в сахарные уста, напрасно закрывалась она красным кумачным нарукавником, солдат непременно целовал ее и снова продолжал прерываемую этим пассажем рацею. <…> Толпа ревела от удовольствия, и много было драк за окошечки незамысловатой панорамы. Очевидно было, что старый унтер производил фурор».

97,25 КБ

Надо сказать, что на валик потешной панорамы попадали далеко не все (лубочные ) картинки ( которые ко времени появления райка пользовались огромной популярностью у народа и выпускались в большом количестве). Состав их традиционно ограничивался несколькими темами, внутри которых наблюдалось большое разнообразие.
Например, выпускаемые в огромном количестве, духовные листы практически оставались чуждыми райку. Вовсе игнорировались портреты деятелей церкви, святых, символические и аллегорические картины. На валик райка попадали чаще всего видовые (изображение монастырей, святых мест, Иерусалима) и сюжетные лубки (потоп, Страшный суд и т.д.)

98,64 КБ

134,81 КБ (люди-дивы царя македонского)

42,48 КБ

Текст из книги А.Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», Азбука-Классика, СПб, 2004г.

Тема: Скоморохи. Медвежья потеха. Раёк.
Урок 14.
Цель: познакомить учащихся с народными праздничными действами.
I. Скоморохи.
Ход урока.
Бойкий   человечек   в   затейливом   колпаке,   в   кафтане   и   сафьяновых
сапожках   поет   и  приплясывает,   подыгрывая   на   гуслях.  Таким   в XIV  веке
изобразил новгородский монах­переписчик скомороха ­ народного музыканта,
певца, плясуна. И надписал: «гуди гораздо» ­ «играй получше».
Еще задолго до того, как появился этот рисунок, бродили скоморохи по
Руси,   потешали   народ   своим   искусством.   Их   знали   в   Киевской   Руси,   в
Суздале и Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских ­ от
берегов Днепра­реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали,
пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках
и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке.
В   народе   скоморохов   любили,   называли   их   «веселые   молодцы»,
рассказывали   про   них   в   сказках,   складывали   пословицы,   поговорки:   «Рад
скомрах о своих домрах», «Всякий спляшет, да не как скоморох», «Скоморох
попу не товарищ».
Духовенство,   князья   и   бояре   скоморохов   не   жаловали.   Скоморохи
веселили народ. К тому же у «веселых молодцов» не раз находилось смешное,
острое   словцо   про   попов,   монахов   и   бояр.  Уже   в  те   времена   скоморохов
начали преследовать. Свободное житье было им только в Новгороде Великом
и в Новгородской земле. В этом вольном городе их любили и уважали.
Скоморохом,   музыкантом­профессионалом,   был   герой   новгородских
былин певец­гусляр Садко, ставший «торговым гостем». Игрою на гуслях и
пением   он   покорил   морское   царство   ­   самого   царя   Морского   и   его   дочь,
прекрасную   царевну   Волхову.   Там,   где   между   Ильмень­озером   и   озером
Ладожским   был   «волок»,   где   приходилось   по   земле   волочить   корабли,
царевна Волхова разлилась, заструилась быстрою речкой. Так, по народному
сказанию, певец­гусляр Садко открыл путь кораблям новгородским в далекие
страны, в «океан­море синее».
1 Со   временем   искусство   скоморохов   стало   более   сложным   и
разнообразным.   Кроме   скоморохов,   которые   играли,   пели   и   плясали,
появились   скоморохи   актеры,
  скоморохи   с
дрессированными животными, появился кукольный театр.
  жонглеры,
  акробаты,
Чем веселей было искусство скоморохов, чем больше высмеивали они
князей, дьяков, бояр и попов, тем сильнее становились гонения на «веселых
молодцов».   По   городам,   деревням   и   селам   рассылались   указы   ­   гнать
скоморохов, бить их батогами, не позволять народу смотреть на «бесовские
игрища».
Изменилась и судьба новгородских скоморохов. Новгород потерял свою
вольность.   Скоморохов   стали   преследовать   и   здесь.   Одних   вывозили   в
Москву, в царские и княжеские дворы; другие расселились по глухим местам
Новгородской земли. И по сей день на севере встречаются названия: деревня
Скоморохово, мыс Скомороший. Иные скоморохи оказались очень далеко от
родных краев. Селились они и в средней России, и в Сибири. Поэтому следы
скоморошьих песен можно найти и сейчас по всей нашей стране. Но особенно
много их в бывшей Новгородской земле.
В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на
народных   празднествах,   гуляньях.   Главными   музыкантами   в   те   далекие
времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на
музыкальных инструментах.
У «веселых молодцов» ­ скоморохов, верных друзей народа, было много
собратьев в разных странах. В Англии их называли вагрантами, в Германии ­
шпильманами, во Франции и Италии ­ жонгерами.
II.
 Медвежья   потеха —   одна   из   древнейших   форм   развлечения
в России и Европе (англ. Bear­baiting — Травля медведя).
И. Забелин называл медвежью потеху самой старой и самой обычной.
В Москве медведи содержались на специальном псаренном дворе. Медведи:
дворные (живущие на псаренном дворе), гончие, спускные, дикие. Иногда для
потех привозили белых медведей.
В   России   «медведчики»   были   самостоятельной профессией,
которую писцовые книги называли отдельно от скоморохов.
2 Медвежья потеха была трёх видов:



Травля (медведь против собак);
Медвежьи бои (медведь против человека, медведь против медведя);
Комедия (цирковые представления).
Медвежьи потехи устраивали в Кремле — на заднем государевом дворе,
или   на   специально   устроенном   месте.   В XVII   веке потехи   зачастую
устраивали   на   Цареборисовском   дворе,   у палат   патриарха.   Иногда
потехи   устраивались   в   загородных   дворцах,   на   псаренных   дворах.
Травля устраивалась по праздникам (чаще осенью и зимой), комедии —
в   любое   время   года.   На Масляной   неделе медвежьи   потехи
устраивались для народа — на льду Москвы реки; медведи и собаки
плохо держались на льду.
 Медвежьи   бои   в   различных   формах   просуществовали   до   XIX   —
начала XX   века на   Севере   и   в   Центре   России,   Верхнем   и
Среднем Поволжье, Восточной Белоруссии.
 В Москве, за Тверской заставой И. И. Богатырёв содержал волчью и
медвежью   травлю   до 1830   года.   Позднее   она   переместилась   за
Рогожскую   заставу,   где   для   этого   был   построен   деревянный
круглый амфитеатр.
Медвежьи   бои   назывались   дворцовой   потехой.   За   боями   наблюдали
женщины и дети.
Бои   устраивались   на   специальной   огороженной   площадке.   В   боях
участвовали дикие медведи и люди. Человек был вооружен рогатиной. Бойцы
обычно   получали   в   награду ткань ценой   в   2   рубля.   Бой   человека,
вооруженного рогатиной, с медведем, считался обычным способом охоты на
медведя.   В   боях   участвовали,   как   правило,   дворовые   люди,   служители
Конюшенного   двора:   псари,   псовники,   охотники   и   т.д.   Иногда   на   бой
3 выходили   люди   разных   сословий   и   чинов: стрельцы,   истопники,   дети
боярские, князья и т.д.
В групповых боях участвовали от 2 до 8 человек и столько же медведей.
На   гуляниях   можно   было   увидеть   вожака   с   ученым   медведем   и   козой.
Вообще с учеными медведями ходили по Руси с незапамятных
времен. И скорее всего первыми «медведчиками» были скоморохи.
Многочисленные медведи в гербах русских городов (Новгорода,
Ярославля, Перми, Русского Севера) говорят об уважительном отношению к
этому зверю, даже культу его. В народе верили в чудесную силу медведя (что
он   лечит),   а   потому   не   случайно   сохранилось   присловье   медвежьего
поводыря: «У  кого  спина  болит —  спину помнет, у  кого живот  болит —
горшки накинет, а у кого в боках колотья, он их приколет». Уважительное
отношение хозяина к медведю складывалось и по той причине, что вожаки по­
настоящему привязывались к постоянному своему спутнику. Подчас медведь
был единственным кормильцем и становился полноправным членом ватаги и
семьи. С медведями по ярмаркам ходили вплоть до начала XX века. Медведь
умел   кланяться   (а   хозяин   приговаривал   при   этом   —   «поздравь   людей   с
праздником!»), медведь играл с «козой» (в нее был обряжен актер,
который   и   дразнил   медведя).   Ловкие   тексты   поводыря,   сопровождаемые
движения   медведя,   создавали   впечатление,   что   медведь   понимает
человеческую речь. Просил хозяин показать «как бабы на барщину ходят» —
медведь   и   показывал:   сначала   прихрамывая   и   тихо   продвигаясь   вперед,   а
потом, оседлав палку, быстро пятился назад, чем вызывал восторг у публики.
Умели медведи многое и разное: и показать как «бабы в гости собираются», и
как башмаки надевают, и шляпу снимал с хозяйской головы и надевал на себя,
немилосердно   ее   комкая.   Тут   было   все   весело   —   и   пантомима   ученого
медведя, и остроумные тексты вожака.
4 III.  Раек,   или   потешная   панорама   —   непременная   часть   праздничных
увеселений. Что такое раек? Это небольшой, аршинный во все стороны ящик с
двумя   увеличительными   стеклами   впереди.   Внутри   его   перематывается   с
одного катка на другой длинная полоса с доморощенными  изображениями
разных городов, великих людей и событий. Зрители платили по копейке и
глядели в стекло, а раешник передвигал картинки и рассказывал всяческие
присказки к каждому новому виду. Присказки были часто замысловатые. За
копейку   можно   было   посмотреть   «землетрясение   Лиссабона»,   за   пятачок
показывали   даже   англо­бурскую   войну   и   бой   под   Ляояном.   Раек   —   это
русская забава, раек — это театр, а раешник, конечно же, артист, и чем он
талантливее, тем больше зрителей отдадут ему свой пятачок.
«Посмотрите, поглядите, — весело и выразительно выговаривал
раешник, — вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь.
Большая в нем колонна, куда поставили Наполеона; а в двенадцатом
году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы
взбадаражились». 
Или все о том же Париже: «Поглядите, посмотрите! Вот большой город
Париж; туда уедешь — сразу угоришь.
Наша именитая знать ездит туда денежки мотать; туда­то едет с
полным золота мешком, а оттуда возвращается без сапог и пешком!»
«Трр! — кричит раешник. — Другая штучка! Поглядите, посмотрите, вот
сидит турецкий султан Селим, и возлюбленный сын его с ним, оба трубки
курят и промеж собой говорят!»
Мог   раешник   запросто   высмеять   и   современную   моду:   «А   извольте
смотреть­рассматривать,   глядеть   и   разглядывать   Ляксандровский   сад.   Там
девушки   гуляют   в   шубках,   в   юбках   и   в   тряпках,   в   шляпках,   зеленых
подкладках;   пукли   фальшивы,   а   головы   плешивы».   Острое   словечко,
сказанное задорно и без злобы, конечно же, прощали, даже и такое: «Вот,
5 смотрите в оба, идет парень и его зазноба: надели платья модные да думают,
что благородные. Парень сухопарый сюртук­то старый купил за целковый и
кричит, что он новый. А зазноба отменная — баба здоровенная, чудо красоты,
толщина в три версты, нос в полпуда да глаза просто чудо: один глядит на вас,
а другой в Арзамас. Занятно!» И правда занятно. Своеобразной социальной
сатирой становились присказки раешников, как, например, эта —
о Петербурге, где всегда проживало очень много иностранцев. «А вот
город Питер, — начинал приговаривать раешник, — что барам бока
вытер. Там живут смышленые немцы и всякие разные иноземцы; русский хлеб
едят   и   косо   на   нас   глядят;   набивают   свои   карманы   и   нас   же   бранят   за
обманы». Талантливые русские раешники прекрасно понимали, что прибаутки
их   должны   быть   не   только   комментариями   к   картинкам,   но   и   выполнять
функцию   рекламы.   Все   балагурство   их   было   обращено   не   столько   к
смотрящим картинки, сколько к тем, кто стоял вокруг панорамы и ожидал
своей очереди заглянуть в заветное окошко. Это был настоящий театр одного
актера.
6

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Театр просто праздник алые паруса
  • Творческий проект праздники народов россии
  • Театрализованный праздник битва на воже
  • Театр праздников браво
  • Творческий проект организация праздников